Разъяснения минфина россии по часто задаваемым вопросам, касающимся исполнения министерством финансов российской федерации судебных актов. Исправление ошибок в исполнительном листе Исполнительном листе указана сумма взыскания

Зачастую бухгалтеру на предприятии приходится удерживать из зарплаты работников суммы по поступившим в организацию исполнительным документам. Общие правила определения суммы удержания были детально рассмотрены в статье « ». Сегодня же мы разберем сложные случаи, и на конкретных примерах покажем, как правильно определить сумму удержания в нетипичных ситуациях.

Максимальная сумма при удержании

В соответствии с п. 2 и 3 ст. Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по исполнительному документу (нескольким документам) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.

Таким образом, из заработной платы сотрудника в любом случае не может быть удержано более 70%. Причем, удержание в указанном размере возможно исключительно для удовлетворения приведенных выше требований (алименты на несовершеннолетних детей, вред здоровью и т.д.). Если же взыскание производится для удовлетворения прочих требований, то взыскивается не более половины заработка.

Казалось бы, простое правило, но на практике оно все равно вызывает проблемы. Особенно, когда в организации имеется несколько исполнительных листов, каждый их которых предписывает производить удержания в определенной сумме. Рассмотрим конкретные примеры.

Удержания по кредиту: не больше половины

У нас работает сотрудник, у которого идут удержания по исполнительному листу в размере 1/3 зарплаты по алиментам на ребенка. А теперь пришел еще один исполнительный на 50% удержаний из его доходов для погашения взятого кредита в банке. Сколько можно удержать у сотрудника в данном случае?

Давайте разбираться. Как уже упоминалось, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей можно удерживать до 70% заработка. А вот при взыскании в пользу банка удержать можно не более половины заработка. Как эти два правила совместить в рассматриваемом случае? Для ответа нужно обратиться к положениям п. 1 ст. Закона № 229-ФЗ. Там сказано: если взысканной с должника суммы недостаточно для удовлетворения в полном объеме всех требований по всем исполнительным документам, устанавливается очередность удовлетворения.

В частности, в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда. Тогда как требования банков по взысканию задолженности по договорам удовлетворяются только в четвертую очередь. Далее, в п. 2 ст. Закона № 229-ФЗ, сказано, что каждая взысканная с должника сумма сначала направляется на погашение требования первой очереди, а требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Получается, что в рассматриваемой ситуации работодателю сначала надо полностью «расплатиться» с требованиями по алиментам, т.к. это первая очередь. Для этого достаточно взыскать всего лишь треть заработка. Значит, данное требование будет исполнено в полном размере, даже если удержано 50% заработка. Так что оснований для взыскания за пределами 50% от заработка (до 70%) в данном случае не возникает.

Оставшуюся после перечисления алиментов часть от удержанной половины заработка нужно перечислить по второму исполнительному листу в пользу банка. И таким образом поступаем вплоть до полного удовлетворения соответствующего требования банка (п. 2 ст. Закона № 229-ФЗ). При условии, конечно, что в этот период не прекратится взыскание алиментов.

Приведем пример. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 рублей в месяц. У него имеется два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий , а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 рублей. Рассчитаем сумму удержаний.

Как мы помним, в силу п. 1 ст. Закона № 229-ФЗ размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Значит, в данном случае размер удержания будет определяться исходя из 9 064 рублей (10000 - (10000 — 1400*2) * 13%). Соответственно, удержано по обоим исполнительным листам будет 4 532 руб. (9064 ∕ 2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов будет перечислено 3 021,33 руб. (9064*1/3), а оставшаяся часть (1 510,67 руб.) будет перечислена во исполнение требований банка.

Алименты на детей и супругов

На работника поступили 3 постановления об удержании. Первое — на содержание супруги в размере 0,6 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по нашему региону ежемесячно (на данный момент это 11 907 х 0,6 = 7 144,20 руб.). Второе — на содержание сына в размере 1/4 доходов ежемесячно. И третье — на содержание дочери в размере 1/6 доходов ежемесячно. Какой будет предельный размер удержаний в этой ситуации? Как распределять взысканное между тремя иждивенцами?

Как уже говорилось, при взыскании алиментов размер удержания может достигать 70% заработной платы. Но при этом речь в законе идет о взыскании алиментов именно на несовершеннолетних детей. Хотя, как следует из ст. Семейного кодекса РФ, суммы, выплачиваемые на содержание бывшего супруга, также признаются алиментами. Но поскольку алиментами на содержание детей они не являются, то для удовлетворения этих требований удержать можно не более половины заработка.

В то же время, устанавливая очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам, законодатель не отделил алименты на детей от прочих алиментов. Значит, для целей очередности и распределения денег взыскания по всем трем исполнительным листам будут относиться к одной очереди — к первой. Поэтому в данном случае будет действовать правило п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ. Там сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Значит, алгоритм действий в данном случае будет таким. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов на содержание супруги и обоих детей в пределах 50% заработка сотрудника. Удержанная таким образом сумма распределяется между всеми взыскателями пропорционально причитающейся каждому из них сумме. После этого нужно произвести доудержание алиментов на детей с тем, чтобы взыскание не превышало 70% заработка. Удержанная сумма распределяется только между детьми пропорционально причитающейся каждому из них сумме.

Посмотрим на примере. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Тогда сумма заработной платы, из которой будут проводиться удержания, составит 9 064 руб. (10 000 - (10 000 -1 400 × 2) × 13%). Теперь, исходя из этой суммы, определим причитающуюся детям сумму: сын должен получить 2 266 руб. (9 064 × 1/4), а дочь — 1 510,67 руб. (9 064 × 1/6).

Теперь удерживаем половину заработка (4 532 руб.) и распределяем эту сумму между всеми тремя взыскателями. Доля супруги составит (4532 ∕ (7 144,2+2 266+1 510,67)) × 7 144,2 = 2 964,74 руб. Доля сына составит (4 532/(7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 2 266 = 940,36 руб. и доля дочери (4 532 ∕ (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 1 510,67 = 626,90 руб.

Дальше определяем сумму, которую можно дополнительно удержать на содержание детей (в пределах 70% заработка): 9 064 × 70% - 4532 = 1812,8 руб. Удерживаем ее и распределяем между двумя детьми пропорционально их долям. Доля сына (1 812,8 ∕ (2 266+1 510,67)) × 2 266 = 1 087,68 руб., а доля дочери - (1 812,8 ∕ (2 266+1 510,67)) × 1 510,67 = 725,12 руб.

Итого супруга получит 2 964,74 руб., сын — 2 028,04 руб. и дочь — 1 352,02 руб.

Сроки удержания

Не меньше сложностей возникает и при определении периода, в течение которого нужно проводить удержания. Причем, вопросы вызывает установление как начальной, так и конечной даты взыскания. Еще сложнее дело обстоит с задолженностью за прошлые периоды.

Возможны ли удержания «задним числом»?

В середине мая в бухгалтерию поступил судебный приказ, датированный 30.01.17., в котором указано, что, начиная с 20 января, необходимо ежемесячно взыскивать с сотрудника алименты в размере 1/4 заработка. С какого срока нужно сделать расчет алиментов?

Ответ на этот вопрос находим в п. 3 ст. Закона № 229-ФЗ. Там сказано, что лица, выплачивающие должнику зарплату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Здесь напомним, что судебный приказ также является исполнительным документом (пп. 2 п. 1 ст. Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, начинать удержания нужно с того момента, когда бухгалтерия получила судебный приказ, т.е. в данном случае в мае.

Осталось определить какую сумму нужно будет взыскать при первой выплате: ¼ от текущего дохода, или с учетом задолженности. В силу п. 3 ст. Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

Если взыскание производится по решению судебного пристава, то задолженность определяется именно приставом и указывается в постановлении (п. 2 ст. Закона № 229-ФЗ). В данном же случае организация проводит взыскание непосредственно на основании исполнительного документа. Это значит, что ей необходимо выполнить требования п. 3 ст. Закона № 229-ФЗ самостоятельно и определить размер задолженности за период с 20.01.2017 по дату получения приказа, в течение которого алименты, установленные этим документом, не удерживались.

Данная задолженность определяется исходя из заработка сотрудника за указанный период и удерживается из текущих выплат одновременно с алиментами с учетом ограничения в 70 процентов от выплачиваемой суммы, установленного п. 3 ст. Закона № 229-ФЗ, вплоть до полного погашения. То есть при первой после получения судебного приказа выплате зарплаты у работника может быть удержано до 70 процентов заработка, если это необходимо для погашения задолженности по алиментам, образовавшейся с января.

В бухгалтерию 29.11.2017 пришло постановление пристава об обращении взыскания на зарплату должника. Постановление датировано 25.10.2017, а в тексте сказано, что удержания нужно производить ежемесячно в размере 1/6 от дохода с 14.09.2017. Как в данной ситуации должен поступить бухгалтер?

Эта ситуация является разновидностью предыдущей. Коренное отличие заключается в том, что взыскание производится на основании постановления пристава. Значит, организация обязана удерживать 1/6 из заработной платы и иных доходов физического лица-должника, выплачиваемых, начиная с даты получения данного постановления, т.е. с 29.11.2017. А размер и порядок взыскания задолженности за период с 14.09.2016 по 29.11.2017 согласно п. 2 ст. Закона № 229-ФЗ должен будет определить судебный пристав.

После того, как пристав это сделает, в организацию будет направлено новое постановление, содержащее информацию о величине и порядке удержания задолженности. Исполнять данное постановление организация также должна будет начиная со дня его получения.

Достижение совершеннолетия

У сотрудника удерживаются алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере 25% заработка. Совершеннолетие ребенка наступило 6 сентября. Как правильно произвести удержание из заработной платы сотрудника за сентябрь?

Ни Семейный кодекс РФ, ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат специальных правил определения дня, когда лицо считается достигшим совершеннолетия для целей исчисления и удержания алиментов. При этом термин «совершеннолетие» является термином гражданского законодательства (п. 1 ст. ГК РФ), что дает основания при определении момента наступления совершеннолетия использовать правила Гражданского кодекса о сроках.

Согласно ст. ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Как следствие, 18 лет гражданину исполнится (и он станет совершеннолетним в терминах п. 1 ст. ГК РФ) не в день рождения, а с ноля часов следующих суток. Другими словами, 18-летним он становится на следующий день после соответствующего дня рождения.

Подтверждение правильности этого вывода можно найти и в других документах. К примеру, в абзаце 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» указано следующее. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, то есть с ноля часов следующих суток. А в пункте 46 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздравсоцразвития России ) читаем, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет выплачивается по день достижения ребенком возраста полутора лет включительно.

Таким образом, в ситуации, когда исполнительным документом предписано удерживать алименты до достижения ребенком совершеннолетия, день рождения ребенка, в который ему исполняется 18 лет, должен включаться в расчет алиментов в качестве последнего дня, за который они начисляются. А значит, прекращение начисления алиментов происходит со дня, следующего за днем рождения.

При этом размер алиментов в месяце, в котором ребенок достиг 18-летнего возраста, должен рассчитываться пропорционально количеству рабочих дней сотрудника в этом месяце, приходящихся на период несовершеннолетия ребенка по день рождения включительно. Ведь алименты удерживаются из зарплаты, а зарплата, исходя из положений ст. ТК РФ, начисляется за фактически отработанные дни.

Удерживать же начисленную сумму (и задолженность, если имеется) нужно из доходов работника до тех пор, пока не будет взыскано все причитающееся ребенку. То есть, фактическое удержание может продолжаться и после совершеннолетия ребенка.

1. Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы.

В соответствии с действующим бюджетным законодательством обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

2. Какие судебные акты исполняет Министерство финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации исполняет судебные акты о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебные акты по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета.

3. Вступление судебного акта в законную силу и выдача судом исполнительного документа.

Согласно требованиям бюджетного законодательства Министерство финансов Российской Федерации исполняет судебные акты только на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), выданных судом.

Исполнительный документ выдается судом после вступления судебного акта в законную силу.

Судебные акты, если они не были обжалованы, вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование. Сроки на апелляционное обжалование судебного акта установлены процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае подачи апелляционной жалобы судебные постановления вступают в законную силу после рассмотрения жалобы судом.

Необходимо отметить, что исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, является ничтожным.

Исключение составляют исполнительные листы, выданные на основании судебных актов, подлежащих немедленному исполнению, либо обращенных судом к немедленному исполнению.

После вступления в законную силу судебного акта, взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа, либо с заявлением о направлении судом исполнительного документа на исполнение.

Необходимо обратить внимание, что к исполнительному документу, направляемому на исполнение судом по просьбе взыскателя, обязательно должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, и реквизиты банковского счета взыскателя, как это указано в примере, приведенном в .

4. Сроки предъявления исполнительных документов (исполнительных листов, судебных приказов) к исполнению в Министерство финансов Российской Федерации.

Действующим законодательством предусмотрены следующие сроки предъявления исполнительных документов к исполнению:

Исполнительные документы, выданные на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Обращаем внимание, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению.

В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

Также исполнение судебного акта, может быть отсрочено или приостановлено судом. Если исполнение судебного акта, отсрочено или приостановлено судом, то течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется со дня возобновления исполнения судебного акта.

5. Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока.

По причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению может быть восстановлен.

Необходимо отметить, что исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

6. Какие документы необходимо направить в Министерство финансов Российской Федерации для исполнения судебного акта.

Для исполнения судебного акта в Министерство финансов Российской Федерации необходимо направить следующий комплект документов:

Оригинал исполнительного документа;

Копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

Реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (как указано в примере, приведенном в ).

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче.

В случаях, когда судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, к такому исполнительному документу необходимо приложить копию соответствующего судебного акта.

Согласно действующему процессуальному законодательству в случаях выбытия одной из сторон в установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником, о чем выносит соответствующий судебный акт.

Таким образом, в случаях, предъявления исполнительных документов к исполнению правопреемником, в Министерство финансов Российской Федерации необходимо представить копию судебного акта, подтверждающие замену стороны ее правопреемником.

В случае перемены фамилии, имени либо отчества взыскателя физического лица, в Министерство финансов Российской Федерации, необходимо представить копию документа, подтверждающего государственную регистрацию перемены фамилии, имени либо отчества гражданина.

В случае изменения наименования юридического лица, в Министерство финансов Российской Федерации, необходимо представить копии документов, подтверждающих государственную регистрацию соответствующих изменений.

Также необходимо отметить, что согласно действующему процессуальному законодательству в случаях выбытия одной из сторон в установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником, о чем выносит соответствующее судебный акт.

В случаях, предъявления исполнительных документов к исполнению правопреемником, в Минфин России необходимо представить документы, подтверждающие замену стороны ее правопреемником (копия судебного акта).

Дополнительно отмечается, что исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена копия судебного акта, на основании которого он выдан, а исполнительный лист обязательно должен содержать реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены денежные средства, подлежащие взысканию.

6.1 Требования к исполнительным листам.

При направлении исполнительного документа на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации взыскателям рекомендуется обратить особое внимание на следующее.

В исполнительном листе, обязательно должно быть указано:

Наименование и адрес суда;

Наименование дела или материалов и их номер;

Дата принятия судебного акта;

Дата вступления в законную силу судебного акта, либо указание на немедленное исполнение;

Сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания;

б) для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

Резолютивная часть судебного акта;

Сумма, подлежащая взысканию, должна быть указана в рублях;

Дата выдачи исполнительного документа.

Если до выдачи исполнительного документа судом предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.

Необходимо обратить внимание, что в исполнительном листе должны быть правильно указаны фамилия, имя и отчество взыскателя физического лица, либо наименование взыскателя юридического лица, сумма подлежащая взысканию, информация о взыскателе и должнике должна быть указана в соответствующих графах исполнительного листа, исполнительный лист обязательно должен быть подписан судьей и заверен гербовой печатью суда.

6.2 Реквизиты банковского счета взыскателя.

Действующим бюджетным законодательством выплата взыскателю сумм по исполнительному листу наличными денежными средствами либо почтовым переводом не предусмотрена.

Если взыскателем, либо судом, направившим исполнительный лист на исполнение, не представлены реквизиты банковского счета взыскателя, Министерство финансов Российской Федерации лишено возможности исполнить судебный акт.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства для исполнения судебного акта необходимо представить в Министерство финансов Российской Федерации реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, как это указано в приведенном ниже примере.

Например: Банк получателя:

Центрально-Черноземный Банк СБ РФ

БИК: 042007681

Кор./сч. 30101810600000000681

Получатель:

Отделение СБ РФ № 9013

ИНН: 7707083893

КПП: 615250001

Р./сч. 30301810855000605513

Взыскатель:

Иванов Иван Иванович

Л./сч. 42307810255133401027

Если л./сч. взыскателя открыт в филиале ОСБ РФ, указать номер филиала.

Необходимо обратить внимание, что в номере банковского счета взыскателя должно быть указано 20 знаков.

Если номер лицевого счета указан взыскателем неверно, содержит большее или меньшее количество знаков, либо вместо номера лицевого счета указан только номер пластиковой банковской карты, Министерство финансов Российской Федерации не имеет возможности сформировать платежные документы и исполнить решение суда.

Дополнительно отмечается, что не представляется возможным перечислить денежные средства на банковский счет взыскателя, в случае если условиям договора, заключенного между банком и взыскателем, пополнение банковского счета запрещено.

Если взыскатель не имеет возможности лично обратиться в банк для открытия лицевого счета, взыскатель вправе выдать доверенность своему представителю на открытие и распоряжение своим банковским счетом.

Осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях ФСИН России, бухгалтерией учреждения открываются лицевые счета.

Таким образом, взыскатели вправе вместо реквизитов банковского счета взыскателя представить в Министерство финансов Российской Федерации реквизиты счета учреждения ФСИН России, в котором взыскатель отбывает наказание, для последующего зачисления денежных средств на лицевой счет взыскателя.

В случае невозможности перечисления денежных средств по реквизитам банковского счета, указанного взыскателем и (или) судом в исполнительном документе, Министерство финансов Российской Федерации направляет в адрес взыскателя и (или) суда, уведомление об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя.

В случае непредставления в Министерство финансов Российской Федерации уточненных банковских реквизитов взыскателя в течение 30 дней со дня направления взыскателю или в суд уведомления, исполнительный документ возвращается взыскателю без исполнения.

7. Сроки исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов.

Порядок и сроки исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлены бюджетным законодательством.

Министерство финансов Российской Федерации производит исполнение судебных актов в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Необходимо отметить, что уведомление взыскателя об исполнении Министерством финансов Российской Федерации судебного акта действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

8. В каких случаях исполнительные документы возвращаются Министерством финансов Российской Федерации без исполнения.

Основания для возврата исполнительных документов без исполнения установлены бюджетным законодательством Российской Федерации.

В этой связи необходимо обратить внимание на наиболее распространенные ошибки допускаемые взыскателем либо судом при направлении исполнительных документов на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации возвращает исполнительные документы без исполнения в случае представления неполного комплекта документов:

Взыскателем не представлен исполнительный лист, либо представлена копия исполнительного листа;

Взыскателем, либо судом не представлена копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист;

Взыскателем, либо судом не представлены реквизиты банковского счета взыскателя;

Представлены реквизиты банковского счета лица, не являющегося взыскателем;

К исполнению предъявлен дубликат исполнительного листа, но не представлен судебный акт, на основании которого выдан дубликат исполнительного листа;

Взыскателем пропущен срок предъявления исполнительного листа к исполнению;

Отмечается, что ошибки, допускаемые судами при оформлении исполнительных документов, либо судебных актов, также являются основанием для возвращения исполнительных документов без исполнения.

В этой связи необходимо обратить внимание на наиболее распространенные ошибки:

В исполнительном листе, либо в судебном акте неверно указаны фамилия, имя, либо отчество взыскателя физического лица, либо наименование юридического лица;

Резолютивная часть судебного акта, указанная в исполнительном листе не соответствует резолютивной части судебного акта;

Сумма, подлежащая взысканию, указанная цифрами, не соответствует сумме, указанной прописью;

В исполнительном листе неверно указана сумма подлежащая взысканию;

В исполнительном листе не указан или неверно указан орган, на который возложено исполнение судебного акта;

В исполнительном листе не указана (неверно указана) дата вступления судебного акта в законную силу, либо дата выдачи исполнительного листа;

Исполнительный лист не подписан судьей и (или) не заверен гербовой печатью суда;

В исполнительном листе не указана дата государственной регистрации и (или) ИНН взыскателя юридического лица.

9. Взыскание капитализированных повременных платежей в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего

В случае ликвидации юридического лица, ответственного за вред, причиненный жизни или здоровью граждан, платежи в возмещение указанного вреда должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему.

Процедура ликвидации юридического лица, в отношении которого осуществляется производство по делу о банкротстве, начинается с момента признания его банкротом и открытия конкурсного производства. С указанного момента лица, имеющие к должнику требование, которое основано на причинении вреда жизни или здоровью, вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением об установлении их требований в размере капитализированной суммы. Под капитализацией следует понимать процедуру расчета денежной суммы, а также обособление денежных средств, принадлежащих юридическому лицу, для целей возмещения вреда потерпевшему.

В рамках рассмотрения дела о банкротстве юридического лица с согласия гражданина его право требования к должнику (ликвидируемому юридическому лицу) в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Данное согласие дается гражданином в форме заявления арбитражному суду, о чем указывается в определении суда.

При этом соответствующее обязательство должника (ликвидируемого юридического лица) переходит к Российской Федерации в полном объеме, включая неуплаченные платежи за периоды до такого перехода.

Взыскание присужденных платежей с Российской Федерации осуществляется судами общей юрисдикции в порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством.

Для этого гражданину после вынесения арбитражным судом определения о переходе к Российской Федерации обязанности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, необходимо обратиться в суд общей юрисдикции по месту его жительства или месту причинения вреда с исковым заявлением о возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья.

Обязанности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, перешедшие к Российской Федерации и установленные определением арбитражного суда, исполняются Министерством финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами как до перехода к Российской Федерации обязанности по возмещению указанного вреда, так и после.

Соответствующие повременные платежи, установленные на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежат выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.

При наличии уважительных причин (например, тяжелое имущественное положение потерпевшего, имеющего на иждивении детей и нуждающегося в получении единовременной суммы для покрытия необходимых расходов) суд может по требованию гражданина, имеющего право на возмещение вреда, присудить ему причитающиеся платежи единовременно, но не более чем за три года.

В случае удовлетворения судом первой инстанции требований о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации капитализированных повременных платежей в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, суд выносит соответствующее решение.

После вступления решения в законную силу исполнительный лист выдается судом взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения в адрес должника. К исполнительному листу должна прилагаться копия судебного постановления для исполнения которого выдан исполнительный лист.

Для исполнения решения суда о взыскании капитализированных повременных платежей в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, в Министерство финансов Российской Федерации необходимо направлять:

Оригинал исполнительный лист;

Копию решения суда, на основании которого выдан исполнительный лист;

реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию ().

10. Индексация взысканных по решению суда капитализированных повременных платежей в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего

При вынесении судом решения о взыскании капитализированных повременных платежей в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, суд может указать на необходимость проведения в будущем индексации указанных платежей.

Действующим законодательством предусмотрено несколько порядков индексации капитализированных повременных платежей в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего.

По общему правилу, суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Помимо этого, размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, может устанавливаться бюджетным законодательством.

Таким образом, суд при вынесении решения о взыскании капитализированных повременных платежей в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, предусматривающего дальнейшую индексацию указанных платежей, должен указать порядок, в соответствии с которым должна проводиться индексация.

В случае не указания судом в решении о взыскании капитализированных повременных платежей в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, порядка индексации взыскатель либо должник вправе обратиться в суд, вынесший решение с заявлением о разъяснении решения суда.

Присужденная решением суда ежемесячная сумма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, может быть проиндексирована по заявлению взыскателя судом, рассмотревшим дело, если должник не производит такую индексацию выплачиваемых им сумм возмещения вреда в добровольном порядке.

Обзор документа

Минфин России дает разъяснения по часто задаваемым вопросам, касающимся исполнения судебных актов.

Министерство исполняет следующие акты. О взыскании средств по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) госорганов или их должностных лиц. По иным искам о взыскании средств за счет госказны (кроме актов о взыскании в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей). О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство или на исполнение судебного акта в разумные сроки.

Министерство исполняет акты только на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ). Они выдаются судом после вступления акта в законную силу. Отмечается, что исполнительный лист, выданный до указанного момента, является ничтожным, кроме тех, которые нужно исполнить немедленно.

Указаны сроки предъявления документов к исполнению. Речь также идет об их восстановлении (если они были пропущены по уважительным причинам).

Разъяснено, какие материалы необходимо направить в Минфин России для исполнения судебного акта. Указаны требования к исполнительным листам.

Перечислены случаи, когда документы возвращаются Министерством без исполнения.

Отдельно рассмотрен вопрос об индексации взысканных по решению суда капитализированных повременных платежей в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего.

Некоторые факты

За три последних года арбитражными судами рассмотрено поч­ти 3,5 млн дел по первой инстанции, 350 тыс. дел в апелляционной и 190 тыс. дел в кассационной инстанциях. В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (далее - ВАС РФ) за это же время рассмотрено 50 тыс. заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Ошибки в исполнительных листах могут совершать как судьи, так и истцы с ответчиками. Незначительные ошибки, которые не оказывают влияния на суть дела, ровно, как и серьезные ошибки в расчетах, необходимо исправлять. Этого требует закон «Об исполнительном производстве». Сейчас мы подробно рассмотрим что делать, если в исполнительном листе ошибка.

Исполнительный лист с любым недочетом подлежит возврату. Исполнительное производство приостанавливается или судья вовсе закроет дело, если в исполнительном листе допущена ошибка. Чтобы избежать затруднений, необходим тщательно перепроверять решение судьи, в особенности реквизиты и данные. Обращайтесь к ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» ст. 13 . Дополнительные требования для Арбитражного суда можно найти в АПК РФ ст. 320 .

Если допущена ошибка в исполнительном листе достаточно указать на это сотруднику суда, который выдает лист. Вам должны предоставить новый документ. Это характерно для городских и районных судов. Дополнительное заявление и слушание в этом случае не потребуется.

Процедура исправления ошибок в исполнительном листе подобна процедуре его получения(). Необходимо направить в суд заявление, где подробно описать все недочеты (ст. 229 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»). Такое заявление принимает экспедиция, канцелярия суда или секретарь судьи.

Также можно указать информацию, которую необходимо добавить к уже имеющейся. К заявлению прилагается оригинал исполнительного листа. Иногда к заявлению требуют добавить:

  • подтверждающие документы от ответчика;
  • решение суда;
  • копию документа, который подтверждает связи между истцом и ответчиком (свидетельство о браке, договор купли-продажи и прочее);
  • копию доверенности на представителя (при сотрудничестве).

Важно указать все ошибки в заявлении, ведь будут исправлены только заявленные недочеты. Неправильный лист в суде не проверяется, а все исправления происходят по заявке истца. Также учитывайте и то, что новому листу присуждается новый серийный номер.

Чтобы получить новый исполнительный лист к заявлению об исправлении ошибок необходимо приложить оригинал ранее выданного исполнительного листа.

Если вам выдадут старый лист, в котором все исправления сделаны вручную, но засвидетельствованы печатью судью, с таким документом могут возникнуть проблемы.

Что указать в заявлении и как его подать

Подать заявление необходимо в кратчайшие сроки. Его подают в суд, который вынес решение. Обязательно приводится список ошибок и правильное исправление. Заявление рассматривается на судебном заседании. Присутствие истца или ответчика необязательно. Рекомендуется посетить заседание лишь в том случае, если ошибка была допущена в сложных расчетах или очень важных сведениях. Тогда истец вправе дать свои пояснения и следить за исправлением.

Итоговое решение суда можно обжаловать в течение 15 дней. Как только решение вступает в законную силу, происходит исправление описки в исполнительном листе. Четких требований к заявлению не предусмотрено, но важно придерживаться правил оформления деловых документов. Наиболее похожим образцом можно считать исковое заявление.

Схема написания заявления на исправление ошибок в исполнительном листе:

  1. Вверху документа указывается место назначения (наименование суда).
  2. ФИО истца. Место регистрации и фактическое место жительства.
  3. Данные о представителе истца (должность, ФИО, адрес, контактный телефон).
  4. Данные об ответчике (ФИО или название организации, адрес, контактные телефоны).
  5. Номер дела.
  6. ФИО судьи.
  7. Надпись «ЗАЯВЛЕНИЕ».
  8. Написать когда и пока какому делу было вынесено решение. Даты писать в форме «8 февраля 2015 г.»
  9. По списку изложить все допущенные ошибки и варианты исправления.
  10. Вписать фразу «На основании изложенного, руководствуясь ст. 428 ГПК ФР, ст. 13 ФЗ « Об исполнительном производстве» , ПРОШУ.
  11. Написать ходатайство об исправлении ошибок и выдаче нового исполнительного листа.
  12. Подать список приложений.

Более подробный образец заявления есть у нас на сайте. Помните, что исправляя ошибки, суд не вправе изменить свое решение. Выдача исполнительных листов в некоторых судах происходит по определенным дням (уточните их подавая заявление).

Если у вас есть вопросы по исправлению ошибки в исполнительном листе, пишите в комментариях

Арбитражный суд Северо-Западного округа рассмотрел кассационную жалобу RSEZ «REDIUS» SIA на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Суд установил:RSEZ «REDIUS» SIA (общества с ограниченной ответственностью «Редиус» Резекненской специальной экономической зоны), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения постоянно действующего Третейского суда. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен ответчик по третейскому делу - общество с ограниченной ответственностью «Редиус-Т». Определением от 05.10.2015 суд определил: «Выдать RSEZ «REDIUS» SIA исполнительный лист на принудительное исполнение решения постоянно действующего Третейского суда и взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Редиус-Т» в пользу RSEZ «REDIUS» SIA расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб.»

В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на невозможность исполнить определение, поскольку в резолютивной части определения указано только на выдачу исполнительного листа и взыскание с Общества расходов по уплате государственной пошлины, но не определена сумма, подлежащая взысканию , просит обжалуемый судебный акт изменить. Требования к содержанию исполнительного листа определены статьей 320 АПК РФ. Пунктом 5 названной статьи установлено, что в исполнительном листе должна быть указана резолютивная часть судебного акта. С учетом изложенного обжалуемое определение подлежит изменению, а кассационная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области изменить. Изложить резолютивную часть определения в следующей редакции: «Выдать исполнительный лист на принудительное исполнение постоянно действующего Третейского суда … о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Редиус-Т 3 в пользу RSEZ «REDIUS» SIA - 321 000 долларов США задолженности за товар, поставленный по Контракту и 3437 долларов США в возмещение расходов на уплату третейского и регистрационного сборов.

Вопрос:

Районным судом выдан исполнительным лист о взыскании с организации денежных средств в пользу физического лица. В исполнительном листе допущена арифметическая ошибка (сумма слагаемых взысканных денежных средств не соответствует сумме, указанной в итоге). Других ошибок и описок исполнительный лист не содержит. Вправе ли банк, обслуживающий организацию-должника, отказать в приеме к исполнению данного листа? Исполнительный лист предъявлен в банк непосредственно взыскателем. В заявлении взыскателя в банк о приеме исполнительного листа взыскатель указал верную сумму, подлежащую взысканию (сумму, которая получается при сложении). Какова возможная ответственность банк, в случае если он принял данный лист к исполнению и произвел по нему списание/частичное списание?

Ответ:

Даже при отсутствии определения суда об исправлении опечатки в случае наличия возможности достоверно установить необходимую информацию (в данном случае путем суммирования слагаемых рассчитать требуемую к списанию сумму) и при наличии всех необходимых верных реквизитов банк обязан произвести исполнение исполнительного листа.

С полным текстом консультации Вы можете ознакомиться, скачав файл по следующей ссылке.

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «