Уголовно-исполнительное право. Порядок и условия исполнения наказания в ВК Виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Воспитательная колония является ИУ, предназначенным для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

1) несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также всеми несовершеннолетними женского пола, - в воспитательных колониях общего режима;

2) несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы - в воспитательных колониях усиленного режима.

Помимо несовершеннолетних в ВК могут отбывать наказание осужденные, оставленные в колонии до достижения ими возраста 21 года. Условия отбывания наказания подразделяются на обычные, облегченные, льготные и строгие, что создает необходимые предпосылки для эффективного исправительного воздействия на различные категории несовершеннолетних осужденных. Вновь поступившие содержатся в обычных условиях - не менее 3 месяцев. По истечение срока при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду и учебе - переводятся из обычных условий в облегченные. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях подготовки к условно-досрочному освобождению переводятся в льготные условия отбывания наказания. В случае признания злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания осужденных, отбывающих в облегченных условиях à в обычные или строгие условия. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях , проживают в общежитиях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах, в размере 5 МРОТ; б) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях , проживают в общежитиях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах в размере 7 МРОТ; б) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях , проживают в общежитиях. Им разрешается: а) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах, без ограничения; б) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях , проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах, в размере 3 МРОТ; б) иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

Условия отбывания наказания в воспитательных колониях (ВК):

  1. обычные - отбывают наказание ранее не судимые и не совершившие умышленного преступления осужденные, либо переведенные из облегченных, льготных или строгих условий;
  2. облегченные - отбывают наказание осужденные, добросовестно относящиеся к труду и учебе и не имеющие взысканий за нарушения установленного порядка;
  3. льготные - отбывают наказания осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях перед освобождением;
  4. строгие - отбывают наказание ранее судимые за совершенные преступления осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка, переведенные из обычных и облегченных условий.
По истечении 6 месяцев отбывания наказания в строгих условиях при добросовестном отношении к труду и учебе и отсутствии взысканий осужденные переводятся в обычные условия. В облегченные условия переводятся:
  1. ранее не судимые мужчины и все женщины по отбытии 3 месяцев наказания в обычных условиях;
  2. ранее судимые мужчины по отбытии 6 месяцев в обычных условиях.

Лица, признанные злостными нарушителями установленного порядка, переводятся в более строгие условия отбывания наказания. Перевод производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии. Решение о переводе в строгие условия может быть обжаловано в установленном порядке.

В обычных условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства в размере 5 минимальных размеров оплаты труда ;
  2. иметь в течение года 8 краткосрочных свиданий и 4 длительных свидания.

В облегченных условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства в размере 7минимальных размеров оплаты труда;
  2. иметь в течение года 12 краткосрочных свиданий и 4длительных свидания, а по решению администрации - за пределами воспитательной колонии.

В льготных условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства без ограничения;
  2. иметь в течение года краткосрочные свидания без ограничения и 6 длительных с проживанием за пределами воспитательных колоний.
В льготных условиях разрешено проживание за пределами воспитательных колоний без охраны под надзором администрации, при этом разрешено:
  1. пользоваться деньгами;
  2. носить гражданскую одежду.

В строгих условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства в размере 3 минимальных размеров оплаты труда;
  2. иметь в течение года 6 краткосрочных свиданий.

Для завершения среднего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть оставлены в воспитательные колонии до достижения 21 года. На них распространяются все условия отбывания наказания, установленные для

Комментарий к статье 133
1. В ВК действует углубленная система отбывания наказания, предусматривающая четыре вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие. Отличительной чертой ВК являются льготные условия отбывания наказания. Объем прав осужденного постепенно увеличивается по мере приближения его к освобождению.
Следует отметить, что условия отбывания наказания в ВК всегда были более мягкими по сравнению с учреждениями, в которых отбывают наказание взрослые осужденные. Это выражается не только в улучшенных условиях быта, обучения, питания, организации физкультурной и культурно-воспитательной работы, труда, но и в системе стимулирования (в том числе мер поощрения и взыскания), организационно-управленческих аспектах всего уклада жизни осужденных, деятельности администрации и общественных формирований. Данная специфика отражалась и на структуре аппарата управления ВК, в том числе и системе центрального аппарата: деятельностью ВК всегда руководило самостоятельное подразделение (отдел или управление), а руководитель этого подразделения в отдельные годы являлся даже заместителем начальника Главного управления мест заключения.

2. Осужденные, содержащиеся в обычных условиях, проживают в общежитиях, им разрешается ежемесячно расходовать помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере 5 МРОТ.
Увеличено до восьми количество предоставляемых осужденным краткосрочных свиданий и до четырех — длительных свиданий.
3. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, также проживают в общежитиях, им разрешается ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 7 МРОТ.
В облегченных условиях осужденные имеют право на 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных в течение года. По решению начальника ВК длительные свидания могут проходить за пределами ВК.
4. Осужденные, содержащиеся в льготных условиях, могут проживать как в пределах ВК, так и за ее пределами. В пределах ВК осужденные проживают в общежитиях. Им разрешено тратить на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в магазинах ВК средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения. Также без ограничения они могут иметь краткосрочные свидания. Кроме того, им предоставляется шесть длительных свиданий в течение года с возможностью проживания за пределами ВК.
Закон предусматривает возможность проживания осужденных, переведенных в льготные условия, в общежитиях за пределами ВК. При этом они могут носить гражданскую одежду и иметь при себе деньги. Однако в силу отсутствия в ВК необходимых помещений и финансовых средств на их строительство, данная весьма прогрессивная норма закона остается на сегодняшний день практически нереализованной.
Законодатель не уточняет, проживают ли осужденные, содержащиеся в льготных условиях, в общежитиях совместно с другими осужденными либо отдельно от них. Как правило, такие осужденные проживают совместно с другими осужденными.
5. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, более других осужденных ограничены в свободе передвижения, возможности приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, свиданий с родственниками, т.е. в наиболее значимых для них ценностях. Несовершеннолетние в отличие от осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях в ИК, содержатся в изолированных жилых помещениях, запираемых только в свободное от учебы и работы время. Изолированные помещения оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от несовершеннолетних, отбывающих наказание в других условиях. Ежемесячное приобретение осужденными продуктов питания, предметов первой необходимости ограничено средствами, указанными в ч. 2 ст. 88 УИК, а также иными средствами, имеющимися на их лицевых счетах, в размере 3 МРОТ и осуществляется по предварительным заказам из наличествующего в магазине ассортимента товаров. Пользование библиотекой происходит в условиях изоляции от других осужденных.
Содержание осужденных в изолированных помещениях осуществляется в соответствии со специальным распорядком дня, который утверждается приказом начальника ВК.
Лица, отбывающие наказание в строгих условиях в изолированном помещении, из состава отрядов и отделений не исключаются. Начальники отрядов, воспитатели, классные руководители, мастера, оперативно-режимные сотрудники ВК проводят с ними воспитательную работу по установленному распорядку дня.
Лица, обучающиеся в общеобразовательной школе ВК, профессиональном училище, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания выводятся на занятия в соответствующий класс либо группу профессиональной подготовки в сопровождении младшего инспектора. Трудовая занятость этих осужденных организуется в рабочих кабинетах, оборудованных в изолированном помещении. Медицинский осмотр, санитарная обработка, амбулаторное лечение осужденных организуются отдельно от других осужденных. Культурно-массовые мероприятия с осужденными проводятся в пределах помещения, в котором они проживают.

СТ 133 УИК РФ

1. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере десяти тысяч восьмисот рублей;

б) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года;

2. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере одиннадцати тысяч четырехсот рублей;

б) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии;

3. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

а) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, без ограничения;

б) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии.

4. Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается:

а) пользоваться деньгами;

б) носить гражданскую одежду.

5. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере девяти тысяч шестисот рублей;

б) иметь шесть краткосрочных свиданий и три длительных свидания в течение года.

Комментарий к Ст. 133 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Осужденные несовершеннолетние, содержащиеся в обычных условиях, проживают в общежитиях. Они могут расходовать ежемесячно деньги, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 4000 руб., иметь восемь краткосрочных и четыре длительных свидания в год.

2. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, также содержатся в общежитиях и могут ежемесячно расходовать деньги в размере 6000 руб. Им в течение года разрешается иметь 12 краткосрочных и четыре длительных свидания. Начальник ВК может разрешить проведение длительных свиданий за пределами учреждения.

3. Существенные отличия имеют льготные условия отбывания наказания. Осужденные, содержащиеся в этих условиях, проживают в общежитии.

Этим осужденным разрешается расходовать деньги, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения; пользоваться наличными деньгами; получать посылки, передачи и бандероли без ограничения; иметь краткосрочные свидания без ограничения их числа и шесть длительных свиданий в течение года с проживанием вне колонии.

По постановлению начальника колонии осужденным в льготных условиях может быть разрешено проживание за пределами колонии под надзором администрации. В этом случае они могут пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.

4. Осужденные, находящиеся в строгих условиях отбывания наказания, в наибольшей степени по сравнению с другими осужденными ограничены в условиях содержания. Они проживают в изолированных помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Они могут ежемесячно расходовать деньги в размере 3000 руб. и иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

Основная цель данного параграфа заключается в анализе проблем исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, и теоретическом обосновании необходимости реализации международных стандартов в обращении с несовершеннолетними. Рассмотрим наиболее актуальные проблемные вопросы исполнения наказания в воспитательных колониях.

Большую часть осужденных в ВК - это подростки, у которых искажены ранние детско-родительские отношения. Чаще всего среди подростков в воспитательных колониях встречаются детдомовцы (по данным опроса в Колосовской воспитательной колонии - 16%), практически у каждого из подростков - неполная или неблагополучная семья (в Колосовской ВК - 17% - приложение 3).

Другими словами, если подросток попадает в исправительное учреждение, можно с большой долей уверенности сказать, что в его семье что-то неладно. Это вещи во многом понятные и общепринятые. Рассмотрим проблему по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

1. Работа по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

В сегодняшних ВК сосредотачивается наиболее криминальная часть несовершеннолетних осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Возрастает доля осужденных на длительные (от 3 до 5 и свыше 5 лет) сроки наказания, например в Колосовской ВК УФСИН России по Калининградской области эта цифра достигает 68% (Приложение 1).

По данным опроса осужденных в Колосовской воспитательной колонии УФСИН России по Калининградской области уровень осужденных в возрасте от 16 до 18 лет составляет - 84%, от 19 до 21 года - 16% (Приложение 3).

Ухудшение (усложнение) криминогенного состава несовершеннолетних осужденных, усиление их педагогической запущенности, увеличение количества больных (особенно наркоманов), а также подростков из социально-неблагополучной среды, активизация негативных качеств личности (жестокость, агрессивность, цинизм и т.д.) свидетельствуют о необходимости совершенствования проводимой в ВК воспитательной работы.

Воспитательная работа в ВК - составная часть единого учебно-воспитательного процесса, заключающаяся в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных, решении задач их исправления, формирования уважительного отношения к людям, обществу, труду, законам, правилам и традициям человеческого общежития, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной трудовой и правопослушной жизни после освобождения.

Организуя воспитательную работу с осужденными в ВК, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

На практике сложный и многоаспектный процесс воспитания зачастую понимают упрощенно, сводя всю работу к проведению отдельных мероприятий. Их избыток может формировать негативное отношение к самому воспитательному воздействию. Сложившиеся за многие годы формы воспитательной работы (массовые, групповые и индивидуальные) нуждаются в существенном видоизменении с точки зрения их организации и методов реализации. Многие формы организации массовых воспитательных мероприятий (лекции, читательские конференции, викторины, культурно-развлекательные программы и т.д.), особенно если они проводятся формально, для выполнения плана, в большинстве случаев не несут в себе нужного воспитательного заряда и не приносят желаемого эффекта. В связи с этим необходимо проводить предварительный мониторинг среди несовершеннолетних о целесообразности проведения того или иного мероприятия, осуществлять их тщательную подготовку. Например, в ходе опроса осужденных Колосовской воспитательной колонии, на вопрос о наиболее интересной форме проведения учебных занятий, были получены следующие ответы: 48% - интеллектуальные игры, КВН, 32% - рассказ учителя, 24% - практические занятия, 12% - самостоятельное изучение материала (Приложение 3).

Вместе с тем наибольший эффект следует ожидать от грамотно спланированной, умело проводимой индивидуальной воспитательной и социальной работы с каждым осужденным на основе данных его психодиагностики, выявленных проблем личности, рекомендаций психологов. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными должна проводиться адресно. Здесь требуется комплексный подход, означающий, что в работе с каждым осужденным участвуют все сотрудники ВК. В настоящее время возникает необходимость значительного увеличения проведения именно индивидуальной работы.

Следует поощрять стремления осужденных к повышению образовательного и интеллектуального уровня, обеспечивать им возможность заочного и дистанционного обучения в образовательных учреждениях, находящихся за пределами колонии (в Колосовской ВК 3 воспитанника обучаются заочно в высшем учебном заведении - приложение 1).

Залог успеха воспитательной работы с осужденными видится в оказании им социальной помощи, обеспечении должных бытовых условий в период отбывания наказания, заблаговременное решение вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из ВК. Все это имеет воспитывающее значение. В случае положительного решения перечисленных проблем у осужденных формируется перспектива на лучшее будущее, укрепляется вера в справедливость. И наоборот, невнимательное отношение сотрудников ВК к решению социальных проблем порождает у осужденных несовершеннолетних негативное отношение к воспитательной работе, неверие в возможность решения своих жизненно важных вопросов. Важно понять: своевременное решение социальных проблем связано с повышением эффективности воспитательной работы со всеми категориями осужденных в ВК.

Изменение характеристики несовершеннолетних осужденных в сторону увеличения уровня социальной, нравственной и педагогической запущенности требует высокой квалификации и методической подготовленности сотрудников, работающих в ВК. Они должны быть специалистами в области педагогики, психологии, права, знать социальную работу. Главное - видеть даже в самом сложном подростке личность, уметь находить те положительные стороны, опираясь на которые можно организовывать целенаправленную работу, приносящую положительные результаты и радость самому сотруднику. Для этого важно перестроить сознание сотрудников, направить его на то, чтобы видеть в ВК учреждение не только и не столько для исполнения уголовных наказаний подростков, сколько учреждение, выступающее в качестве учебно-воспитательного центра.

2. Общественное воздействие как средство исправления осужденных.

В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано более 300 тысяч общественных объединений граждан. Юридическая природа участия общественных организаций в деятельности воспитательных колоний имеет сложный характер. Это обусловлено, прежде всего, тем, что соответствующие нормативные акты регулируют различные по своей правовой природе общественные отношения, возникающие в процессе участия этих организаций в деятельности воспитательных колоний. Они зачастую относятся к государственным, административно-правовым и уголовно-исполнительным правоотношениям. Поэтому такие нормативные акты являются по своему характеру комплексными. Это в полной мере относится и к сфере правовой регламентации деятельности указанных колоний, в том числе и к участию общественных организаций в исправлении несовершеннолетних преступников.

Нормативная база, регламентирующая процесс участия как государственных, так и негосударственных организаций в деятельности воспитательных колоний, включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Содействие общественных объединений деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, как один из элементов реализации уголовно-исполнительной политики государства заключается в том числе в привлечении средств для оказания помощи в решении вопросов укрепления материально-технической базы исправительных учреждений, социальной защиты осужденных, их трудового и бытового устройства после освобождения.

В отличие от ранее действовавшего Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации уделяет значительно меньше внимания участию общественности в работе учреждений, исполняющих наказания. В первую очередь в нем акцентируется внимание на тех органах и должностных лицах, которые должны работать с осужденными в силу их статуса и функциональных обязанностей. Так, ч. 2 ст. 9 УИК к основным средствам исправления осужденных относит и общественное воздействие. Реализация этих основных средств и составляет главное содержание воспитательной работы с осужденными.

Уголовно-исполнительный кодекс не перечисляет формы участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, очевидно передавая эту функцию другим правовым актам. Некоторые формы этого участия раскрыты только применительно к воспитательным колониям, и делятся следующим образом: попечительский совет и родительский комитет. В числе других форм взаимодействия общественных организаций с органами управления указанных колоний является учебно-воспитательный совет и совет воспитателей отряда, в состав которых входят представители общественности - попечительского совета и родительского комитета. Опрошенные сотрудники Колосовкой ВК наиболее значимой общественной организацией выделяют родительский комитет - 57%, попечительский совет - 30%, религиозные организации - 3,3% (Приложение 2).

Попечительский совет является общественным органом и состоит из представителей государственных предприятий и других учреждений и организаций, имеющих иные формы собственности, общественных объединений и граждан. Задачи: оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса; содействие укреплению материально-технической базы колонии; решение вопросов социальной защиты осужденных; трудовое и бытовое устройство лиц, освобождающихся из воспитательной колонии; также могут быть предусмотрены и иные направления деятельности этого совета, не противоречащие законодательству Российской Федерации и другим нормативным правовым актам.

Исходя из накопленного опыта уже работающих организаций, целесообразно разработать инструкцию о механизме привлечения представителей общественных организаций к работе с осужденными. Такой документ должен содержать четкий алгоритм решения всех вопросов участия этих организаций в деятельности органов, исполняющих уголовные наказания.

Исключительно острой сегодня является проблема правового регулирования деятельности рассматриваемых здесь организаций, связанной с социальной адаптацией лиц, освобожденных от отбывания наказания. С учетом опыта некоторых зарубежных государств необходимо завершить уже начатую работу и принять закон о социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания. Необходимость этого нормативного акта остро ощущается практическими работниками.

3. Проблема классификации несовершеннолетних осужденных.

Первоначальная редакция УИК РФ предусматривала два вида воспитательных колоний - общего и усиленного режимов, которые при одинаковых условиях отбывания наказания отличались друг от друга составом содержащихся в них осужденных. Так, в воспитательных колониях общего режима отбывали наказание несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, и несовершеннолетние женского пола, а в колониях усиленного режима - несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы. Теперь предусматривается лишь внутренняя дифференциация условий отбывания наказания в зависимости от поведения несовершеннолетнего правонарушителя.

Вполне очевидно, что, осуществляя подобную дифференциацию внутри воспитательной колонии, законодатель рассчитывал на проведение разграничения в условиях отбывания наказания той или иной категории осужденных при соблюдении правила раздельного содержания осужденных по степени их общественной опасности.

В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В этих же условиях отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями режима и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия.

Таким образом, как в строгих, так и в обычных условиях, лица, ранее отбывавшие лишение свободы, содержатся вместе с ранее несудимыми. В данном случае существующая в воспитательных колониях дифференциация осужденных лишена здравого смысла. Она противоречит существующему правилу раздельного содержания в исправительных учреждениях впервые осужденных к лишению свободы от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

При этом необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние, ранее отбывавшие лишение свободы, как показывает практика, оказывают негативное влияние на основную массу несовершеннолетних осужденных, порой нейтрализуют педагогические усилия персонала.

Вместе с тем необходимо отметить, что распределение осужденных по воспитательным колониям в соответствии с прежними нормами законодательства проходило гораздо сложнее, чем по исправительным учреждениям для взрослых преступников. Если исправительные колонии разных видов режима имеются практически в каждом субъекте Федерации, то воспитательные колонии существуют далеко не в каждом регионе.

Такая ситуация приводила к массовым перевозкам осужденных несовершеннолетних из одного региона в другой, распространению обычаев и традиций "тюремного мира". Кроме того, отрыв от места постоянного жительства зачастую служил причиной невозможности реализации некоторых прав осужденных несовершеннолетних, в частности, связанных с предоставлением свиданий с родственниками, а также затруднял решение вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

С этой точки зрения, а также в целях экономии бюджетных средств существующая дифференциация условий отбывания наказания в воспитательных колониях сыграла положительную роль. Однако при этом породила новую проблему, связанную с совместным содержанием осужденных с различной степенью общественной опасности.

Вопрос о классификации осужденных несовершеннолетних имеет принципиальное значение для практики исполнения наказания, и поэтому решать его следует, основываясь на научном анализе протекающих пенитенциарных процессов. К сожалению, в теории уголовно-исправительного права эта проблема не получила достаточно серьезного исследования. Кроме того, имеющиеся научные разработки по этому вопросу в основном проводились с точки зрения правовой науки.

Учитывая обозначенную проблему существующей дифференциации условий отбывания наказания в воспитательных колониях, целесообразно, внести изменение в уголовно-исполнительное законодательство, предусмотрев возможность раздельного содержания осужденных с различной степенью общественной опасности путем создания на территории воспитательных колоний изолированных участков для содержания лиц, ранее отбывавших лишение свободы, а также совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания.

4. Перспективы развития института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.

Особенности подросткового возраста, с одной стороны, осложняют работу с контингентом, поскольку вынуждают персонал воспитательных колоний учитывать характерные особенности личности воспитанников, но, с другой стороны, "пластичность" развивающейся личности подростка позволяет надеяться на успешность целенаправленной педагогической работы специально подготовленного в области подростковой педагогики и психологии персонала. Также необходимо отметить, что максимально возможные сроки наказания для данной категории, ограниченные десятью годами, обусловливают реальные перспективы в работе с несовершеннолетними осужденными. Осужденные в несовершеннолетнем возрасте освобождаются из воспитательных колоний, как правило, в ином юридическом статусе, позволяющем социально определиться и закрепиться в будущем: продолжить учебу, трудоустроится, создать семью.

Принимая во внимание динамику изменений в уголовной и уголовно-исполнительной политике применительно к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой, а также рекомендации международного сообщества по обращению с несовершеннолетними осужденными, целью реформирования воспитательных колоний является организация комплексной, завершенной системы исполнения лишения свободы для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, направленной на формирование социализированной личности.

Для закрепления положительного опыта, полученного в местах лишения свободы, необходимо дальнейшее постпенитенциарное сопровождение воспитанника органами исполнительной власти и общественными объединениями по оказанию помощи в социальной адаптации, бытовом и трудовом устройстве.

Необходимо также отметить, что в современных условиях развития нашего общества все большее значение в борьбе с преступностью отводится мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы. Действующая система уголовно-правовых мер включает в себя ряд видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Но в судебной практике эти наказания применяются неравномерно, особенно в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

В местах лишения свободы большая доля подростков, не совершивших тяжкого преступления, но отбывающих конкретный срок. Пожалуй, сегодня не осталось людей, которые бы искренне верили, что колонии исправляют и воспитывают. Хулиганистого подростка колония после отбывания наказания выпустит, скорее всего, уже сложившимся потенциальным преступником.

Какие же предложения можно внести в действующее законодательство для повышения эффективности назначения исправительных работ несовершеннолетним. Прежде всего, уместно привести точку зрения Г.А. Маршина. Он предлагает опыт Нижегородской области по трудоустройству осужденных к исправительным работам, где "в соответствии с законодательством о занятости населения в области принято положение о квотировании рабочих мест на предприятиях, учреждениях, организациях. В соответствии с ним предприятия обязаны предусматривать определенную квоту для приема на работу наиболее социально незащищенных граждан (включая осужденных к исправительным работам)...". Также можно было бы предусмотреть налоговые льготы предприятиям, которые принимали бы несовершеннолетних осужденных к исправительным работам.

Вид альтернативного наказания для осужденных за нетяжкие преступления - пассивный электронный мониторинг. Он заключается в том, что человеку на какой-то участок тела (чаще всего на лодыжку или на запястье) прикрепляют электронный датчик, который посылает сигнал на пульт, и оператор легко определяет, в каком месте находится правонарушитель. Браслеты смогут стать мерой наказания только для тех, кто впервые совершил преступление малой или средней тяжести. Это несовершеннолетние, а также лица, осужденные за кражи, угон транспорта без цели хищения, превышение самообороны и другие преступления, предусматривающие наказание на сроки не более пяти лет. Кроме того, браслеты могут надевать и на подследственных, избегая тем самым помещения подозреваемых в СИЗО. Ограничивать свободу будут по решению суда. Браслет с датчиком предлагается надевать на осужденных на срок от двух месяцев до четырех лет.

В США электронный мониторинг существует уже более 20 лет и применяется в большей части штатов. В Западной Европе "стаж" у него поменьше, но с каждым годом количество "обраслеченных" заключенных увеличивается.

А в Швеции электронный мониторинг иногда применяется вместо тюремного заключения, но только по просьбе самого осужденного. Широко распространен электронный мониторинг и в Великобритании.

Несомненно, одно: если закон об электронных браслетах будет принят, это явится очередным свидетельством дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительной системы России.