Система баллов за штрафы и лишение прав в России – будет ли изменение ПДД? Три нарушения — одно лишение Бальная система штрафов принята.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о лишении водителей права управлять транспортным средством за систематические нарушения правил дорожного движения (ПДД). Решение было принято на пленарном заседании нижней палаты парламента.

«В 2015 г. на территории РФ было зарегистрировано более 180 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли более 23 тыс. человек, и 231 тыс. 200 получили ранения. За девять месяцев текущего года это уже свыше 125 тыс. ДТП, в которых погибли 14 тыс. 567 человек, ранено 159 тыс. человек. Порядка 40% всех ДТП стабильно совершается по вине водителей которые ранее неоднократно привлекались к административной ответственности. Представленный на ваше рассмотрение законопроект направлен на снижение смертности населения от ДТП и предусматривает введение ответственности за систематическое нарушение правил дорожного движения», - сказал заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков отметил, что ко второму чтению необходимо пересмотреть составов административных правонарушений, чтобы устранить замечания к законопроекту.

«Есть определенные замечания к этому законопроекту, нам надо будет внимательно при подготовке ко второму чтению посмотреть весь перечень составов административных правонарушений, меня смущает непропуск пешеходов, пешеход может стоять и, что называется, «чесать затылок» и в последний момент, когда автомобиль с ним поравнялся прыгнуть на пешеходный переход. Это как раз то нарушение, которое будет служить основанием для лишения водителя прав», - сказал В.Лысаков.

Согласно тексту пояснительной записки к законопроекту, предлагается по опыту ряда зарубежных стран к водителям, систематически допускающим административные правонарушения и злоупотребляющим правом на управление транспортными средствами, применять повышенную административную ответственность.

Авторы документа считают, что установление повышенной ответственности за систематическое совершение лицом административных правонарушений в области дорожного движения будет способствовать повышению дисциплины водителей и снижению аварийности на дорогах Российской Федерации.

Законопроектом в Кодекс об административных нарушениях (КоАП) РФ вносится статья 12.18, согласно которой лицо, нарушившее правила ПДД и подвергнутое административному наказанию более трех раз, (за исключением случаев фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме спецсредствами фото- и видеофиксации) лишается права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

На лиц, не имеющих права управления транспортным средством, накладывается административный штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Соответствующий законопроект был внесен в парламент правительством РФ.

Российские газеты во вторник анализируют внесенный в Госдуму и одобренный профильным комитетом законопроект о новых наказаниях для водителей. Законопроект подготовил депутат Вячеслав Лысаков, и в нем возвращается норма о погрешности прибора, измеряющего количество алкоголя в крови: до 0,2 промилле - значит, трезвый. Вместе с тем увеличивается срок лишения прав и появятся новые наказания. А главное новшество в их учете - балльная система, по которой можно лишиться прав и за мелкие нарушения, если их много. Обозревает публикации прессы на эту тему сайт "Заголовки.ру" .

Документ одобрен для принятия в первом чтении. Первое чтение по этой же тематике, предложенный депутатом Ириной Яровой. В нем общественность имела возможность разобраться детально, и отзывы в большинстве были отрицательными, включая и заключение Верховного суда. Свое видение будущего автомобильных штрафов Лысаков изложил не только в виде отдельного проекта, но и в виде поправок к предложениям Яровой.

Балльная система

Документ предусматривает появление в КоАП новой главы - "Систематическое нарушение ПДД". За каждое нарушение будут начисляться баллы. Набрав определенное количество за год, можно остаться без прав, отмечает "Российская газета" .

Согласно документу минимальный штраф вырастет со ста рублей до пятисот.

Чтобы лишиться прав, достаточно за год набрать 200 баллов. Баллы начисляются следующим образом: берем штраф за нарушение правил и делим его на сто. Именно столько баллов будет зачислено в вашу историю.

Помимо увеличения минимального штрафа, законопроект предусматривает увеличение максимального. Сейчас он составляет пять тысяч рублей. Но по "водительским" статьям Кодекса, то есть по 12-й главе, он будет увеличен до 50 тысяч.

За управление автомобилем без прав водителю придется заплатить от 5 тысяч до 15,500 рублей. Если за рулем оказался водитель, лишенный прав, ему придется раскошелиться уже на 30 тысяч. Те же, кто попался за рулем, будучи лишенным прав за управление автомобилем в нетрезвом виде или за отказ от прохождения медосвидетельствования, будут наказываться максимальным штрафом 50 тысяч рублей вместе с арестом до 15 суток.

Пять лет без прав

На другой аспект законопроекта обращает внимание "Московский комсомолец" : максимальный срок лишения прав предлагается увеличить с 3 до 5 лет, и это наказание может стать дополнительным к штрафу - как и административный арест.

Например, за управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения авторы хотят штрафовать на 50 тысяч рублей и одновременно подвергать административному аресту на срок до 15 суток, заменой аресту могут стать 100-200 часов обязательных работ. А за невыполнение водителем законного требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения наказание составит 50 тысяч рублей штрафа плюс лишение прав на 5 лет (сейчас - только лишение прав на полтора года).

Новая битва за "нулевое промилле"

Разработавший законопроект депутат Лысаков - один из самых последовательных противников нормы о "нулевом промилле", когда любое количество алкоголя в крови позволяет считать водителя пьяным. Он предлагает таблицу, определяющую наказания для нарушителей с разной степенью опьянения. Зафиксированный приборами уровень до 0,2 промилле будет ненаказуемым - здесь речь идет о погрешности прибора, об индивидуальных особенностях организма и т.д., отмечает "Независимая газета" .

А вот дальше начинаются очень суровые штрафы. Уровень от 0,2 до 0,5 промилле повлечет за собой штраф в 20 тысяч рублей и полтора года лишения прав. Уровень от 0,5 до 0,8 промилле будет наказан штрафом в 30 тысяч и лишением прав на три года.

За отмену "сухого закона" ратует и КПРФ. Глава юрслужбы Компартии депутат Вадим Соловьев уверен - при ужесточении наказаний для водителей в условиях "нулевого промилле" могут пострадать невинные люди.

Главный сторонник "сухого закона" - премьер Дмитрий Медведев, который считает, что норму даже о минимальном разрешенном количестве алкоголя в крови российские водители воспримут как повод выпить.

В ближайшее время на рассмотрение в Госдуму поступит новый законопроект, который позволит лишать водителей прав за три правонарушения. Инициатива ГИБДД была разработана еще осенью, но после первого шквала критики подверглась «гуманизации».

ГИБДД идет на уступки

В частности, в два раза сократился список нарушений, которые учитывает новая система: если раньше в их число входили почти все типичные нарушения, включая, например, неиспользование сигнала поворотника, то в новой редакции «мелочевку» исключили, отдав приоритет нарушениям, непосредственно влияющим на безопасность. Это превышение скорости, выезд на встречную полосу, и проезд на красный.

Правда, авторы инициативы пока не представили общественности полный текст документа, поэтому точный список нарушений остается под вопросом, равно как и срок, в течение которого «сгорают» прошлые нарушения. Одно дело, например, когда учитываются лишь нарушения последнего полугодия, и другое, если проступки висят на водителе по несколько лет.

Как бы ни было, лишение прав за три нарушения — инициатива весьма жесткая, и в большинстве аналогичных схем лишение прав применяется за большее количество нарушений с более явной их градацией по степени опасности.

Опыт советский и западный

Собственно, за три «дырочки» в течение года лишали прав водителей в Советском союзе: в то время отверстия пробивали специальным дыроколом в талоне предупреждения. Причем получали их водители за самые разные нарушения, включая относительно мелкие. До 1970-х действовала система, при которой для возврата прав требовалось еще и сдать теоретический экзамен. Фактически, предлагаемая система напоминает советский вариант с той лишь разницей, что сегодня водители-частники эксплуатируют автомобиль гораздо интенсивней, и шансов получить три «дырки» у них больше.

После развала Союза накопительная система осталась, однако вместо дырок в талоне появились штрафные баллы. За отдельные нарушения предусматривалось разное количество баллов, и если суммарное число доходило до 15, водителя лишали прав. В 1997 году систему отменили, поэтому новое поколение водителей уже и не помнит чувства, когда очередная встреча с гаишником почти гарантированно лишает вас прав.

При этом многие апологеты системы отмечают, что водители, набравшие 13−14 баллов, проявляли изрядную педантичность в соблюдении ПДД. К плюсам системы относился и ее предупредительный характер: первые набранные баллы не лишали прав, а служили лишь поводом что-то поменять в своем стиле вождения.

Бальные системы активно используются на Западе. Например, во Франции критическим количеством является 12 баллов, набранных аж за три года — в случае превышения, водитель лишается прав на полгода, а для возврата прав потребуется пересдавать теоретический экзамен. За минимальное превышение скорости начисляется 2 балла, за превышение на 30−40 км/час — три балла, за совсем уж быструю езду — до 6 баллов. При этом в каждом отдельном случае водителя могут лишить прав сразу с учетом прочих обстоятельств, а при рецидивах «прописать» краткосрочное тюремное заключение.

Для водителей, которые приближаются к «красной зоне», предусмотрены альтернативы, например, можно пройти двухдневные курсы безопасного вождения, за что будет списано четырех штрафных балла.

Плюс на минус

Бальные системы имеют прогрессивных характер, то есть предполагают более серьезное наказание для систематических нарушителей. Кроме того, в отличие от денежного штрафа, баллы — универсальная валюта, которая одинаково бьет по богатым и бедным.

Однако последнее нарушение перед лишение прав автоматически повышается в цене, поэтому в России критики системы отмечают ее коррупционную составляющую, которая усугубляется малым количеством допустимых нарушений. Например, если в России предлагают лишать прав за три нарушения, во Франции и Британии в среднем лишение прав грозит за 4−6 умеренных нарушения (правда, и нарушения сгорают лишь через три года).

Львиная доля штрафов в крупных городах выписывается с помощью камер видеофиксации, тогда как предлагаемая система будет действовать только при личном общении инспектора и нарушителя. То есть, в случаях, когда можно точно идентифицировать, кто именно находился за рулем. Это, с одной стороны, уменьшает ее потенциал, потому что большая часть нарушения останется за кадром, с другой, создает условия для неформального решения вопросов.

Обсуждение инициативы Госдумой состоится, видимо, осенью. Судя по тому, что законопроект попадает в поле зрения общественности не в первый раз, рано или поздно его доведут до реализации. Возможно, нынешние жесткие формулировки призваны подготовить общественное мнение к идее возвращения бальной системы, после чего условия несколько смягчат, например, увеличат допустимое количество нарушений.

К слову, в 2012—2013 годах активно обсуждалось возрождение бальной системы, причем схема была интересная: предлагалось лишать прав водителей, набравших за год штрафов на сумму более 20 тысяч рублей. Однако в том виде она не получила поддержки законотворцев, в том числе из-за высоких штрафов за нарушение правил остановки и стоянки в Москве.

Как утверждают депутаты, их цель — остановить тех, кто систематически и регулярно серьезно нарушает правила. Например, некоторые водители имеют 20 и 30 , а по-прежнему ездят за рулем.

Бальная система призвана таких злостных нарушителей наказать и лишить прав.

Внимание! Речь идет лишь о серьезных преступлениях, как например, проезд на красный свет или езда в нетрезвом виде.

Также необходимо помнить, что принимать решение о при накоплении определенной суммы баллов будет суд на основании протоколов сотрудников ГИБДД.

Как это работает?

Согласно законопроекту один балл — это сто рублей штрафа. Т.е. нарушил правила, получил 500 рублей штрафных, заработал и 5 баллов. Они имеют накопительный эффект.

Например, за первичный проезд на красный свет — наказание 5000 рублей, а за вторичный — уже 10000 рублей. Естественно, что и баллов также будет больше.

Предполагается, что учитываться будут только те нарушения, которые замечены лично сотрудником ГИБДД. Те, что сняты на камеру не будут отмечаться. Подробнее про то, как и какие нарушения ПДД фиксируют камеры, можно узнать , а более детально о том, где и как можно посмотреть фото нарушения, можно прочитать в .

Кроме того, будет увеличена минимальная сумма штрафа — со 100 до 500 рублей. Планируется и существенная прибавка к штрафу за езду в пьяном виде — до 30000 рублей и автоматическим лишением прав на 1.5 года.

Когда будут «сгорать» накопленные баллы — пока неизвестно.

За что будут начислять?

Полный их перечень приведен в 12.38 КоАП РФ. Эта статья пока еще не введена в действие, и регулярно пополняется новыми данными. На текущий момент к правонарушениям, за которые будут начисляться баллы, относятся:

  1. Управление транспортом, не прошедшим техосмотр.
  2. Проезд на запрещающий жест регулировщика или сигнал светофора.
  3. Езда с неисправной сцепной, тормозной (за исключением стояночного тормоза) системой или рулевым управлением.
  4. Не использование мотошлемов и ремней безопасности.
  5. Отсутствие пропуска пешехода в положенных местах.
  6. Управление транспортным средством, не имея на прав на его вождение (исключая учебной поездки). Здесь штраф собираются увеличить до 30000 рублей.
  7. Пересечение ж/д путей в неположенном месте.
  8. Превышение скорости более чем на 40 км/ч.
  9. Разворот в неположенных местах.
  10. Езда по встречной полосе.
  11. Отсутствие пропуска транспорта, у которого есть преимущество.
  12. Управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Важно! Если из этого списка водитель что-либо совершил в течение года 3 раза, то на четвертый раз ему придет повестка в суд, где ему огласят приговор — лишение прав на 1.5 года.

Штрафовать не будут:

  • За остановку или стоянку в неположенных местах.
  • За движение по полосе, выделенной для специального транспорта.
  • За неиспользование сигнала поворотника.
  • Другие «мелкие» нарушения.

Преимущества и недостатки

Говоря о преимуществах стоит заметить, что бальная система может помочь в борьбе с систематическими нарушителями. Три штрафа — и прав нет.

Еще один плюс — наказание бьет одинаково и по богатым и по бедным , ведь баллы — универсальная «валюта».

Как уже говорилось выше — будут фиксироваться нарушения, замеченные только сотрудником ГИБДД. Неудивительно, что в свое время бальная система породила целую волну коррупционных преступлений.

Из-за чего, в принципе, и была отменена. Ведь что стоит дать взятку сотруднику, чтобы он «закрыл глаза» на ?

Сроки реализации

«Дырочную» систему наказания помнят многие, кто водил транспорт в Советском Союзе, когда в талоне прокалывали за нарушения дырочки. За три прокола лишали прав. Затем в 90-х годах появилась бальная система, но вскоре в 1997 году была отменена.

В 2012-2013 годах также говорили о повторном введении бальной системы. Но так ни к чему и не пришли.

И наконец 2016-2017 года. Законопроект уже разработан, тщательно обдуман и принят. Но когда вступит в действие неизвестно. Говорили о 1 январе 2017 года, но этот срок минул, а бальная система так и не появилась на свет. Остается только ждать.

Заключение

В странах Запада бальную систему применяют уже давно и очень успешно. Но как известно, что для Европы хорошо, то для России плохо. Приживется ли вновь старый порядок, покажет лишь время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Фото с сайта solodkiyvaleriy.ru

Сегодня стали известны предложения законодателей об ужесточении наказаний для водителей за езду в пьяном виде. Госдуме предложат ввести бальную систему штрафов с автоматическим лишением прав на год при переборе, лишиться удостоверения можно будет и за неоднократный прое зд перекрестка на красный свет. Кроме того, виновникам "пьяных" ДТП будет грозить до 20 лет лишения свободы.

Вскоре после окончания совещания по безопасности дорожного движения у премьер-министра Дмитрия Медведева в Горках, на котором глава правительства в целом поддержал подход, направленный на ужесточение ответственности, вплоть до введения уголовной, для водителей неоднократно попадавшихся за рулем в пьяном виде, первый замглавы профильного думского комитета по госстроительству, единоросс Вячеслав Лысаков рассказал "Право.Ru" о том, какие именно предложения войдут в готовящийся законопроект.

В первую очередь в документе нашло отражение давнее предложение руководства ГИБДД вернуться к опыту Советского Союза, где существовала бальная система штрафов для нарушителей Правил дорожного движения. Сейчас отсутствует прогрессивная шкала наказаний для водителей, которые совершают десятки нарушений, сетует Лысаков. По его мнению, "таких нарушителей нужно остановить в самом начале пути", и для этого предлагается Кодекс об административных правонарушениях дополнить статьей 12.38 "Систематическое нарушение правил дорожного движения". "Таковым будет считаться совершение трех и более нарушений, предусмотренных 12-й главой КоАП", — говорит парламентарий, отмечая, что, набрав 150 баллов за нарушения, автомобилист автоматически будет лишаться водительского удостоверения на один год.

Баллы будут исчисляться из размера назначенного водителю штрафа. Количество баллов будет равно сумме административного взыскания, поделенной на 100. Так, штраф в 5000 руб. будет приносить нарушителю 50 штрафных баллов. Копиться и суммироваться они будут за нарушения, совершенные в течение года после уплаты штрафа за нарушения ПДД. "Надо очень грубые нарушения несколько раз совершить, чтобы лишиться водительского удостоверения на год", — объяснил Лысаков.

Кроме того, добавил он, увеличится нижняя (со 100 руб. до 500 руб.) и верхняя (с 5000 руб. до 50000 руб.) планка штрафов, предусмотренных в главе 12 КоАП. Более строгое наказание — 30000 руб. вместо 2500 руб. — могут установить и для водителей, которые сели за руль либо, не имея прав вовсе, либо будучи лишенными их. На 4-6 месяцев лишиться прав можно будет и за неоднократный проезд на запрещающий сигнал светофора (сейчас штраф в 1000 руб.), либо получить за это же нарушение штраф в 5000 руб.

Серьезные санкции ждут водителей, которые будут замечены сотрудниками ДПС за рулем в нетрезвом состоянии. Вместо административной ответственности (15 суток ареста) предлагается установить уголовную — до 3 лет лишения свободы или принудительных работ для водителей, которые сели за руль, уже будучи лишенными прав за "пьянку". За отказ от медосвидетельствования будет полагаться штраф в 50000 руб. и лишение прав на 3 года, сейчас такое действия наказываются 1,5-2 годами лишения прав.

Законопроект предлагает ввести в законодательство дифференцированные наказания в зависимости от состояния опьянения водителя. Водитель с содержанием алкоголя в крови до 0,2 промилле будет признаваться трезвым. Это, по словам Лысакова, делается для того, чтобы, в частности, исключить погрешность приборов. Если в крови водителя обнаружат 0,2-0,5 промилле, то ему будет грозить 1,5-2 года лишения прав и штраф в 20000 руб. При наличии алкоголя в пределах от половины до 0,8 промилле будет полагаться 3 года лишения прав и 30000 руб. штрафа; от 0,8 промилле и выше - 5 лет лишения прав и 50000 руб. Однако судьба этой нормы пока не решена, Медведев на совещании сегодня сказал, что остается при своем мнении по поводу необходимости сохранения нулевого промилле. Тем не менее, он, по словам Лысакова, готов отказаться от своей точки зрения, если его переубедят.

"Не исключено, что мы оставим все-таки поправку на погрешность [при определении степени опьянения], а в пояснительной записке к законопроекту приложим убедительный и развернутый ответ ведущих российских специалистов, которые категорически против обнуления и доказывают с цифрами, что это не корректный подход", — сказал Лысаков, подчеркивая, что будет пытаться убедить правительство изменить свою точку зрения.

Предлагают в профильном думском комитете также ужесточить и санкции уголовной статьи 264 УК РФ за ДТП, совершенное пьяным водителем. За такую аварию "пьяное" ДТП с одним погибшим виновнику будет грозить до 10 лет тюрьмы (сейчас 7 лет), а если погибших два и более — до 20 лет лишения свободы (сейчас 9 лет). При этом ранее глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая предлагала установить нижний предел санкции на уровне не менее 5 лет лишения свободы, а максимальный — на уровне 15 лет, что соответствует наказанию за умышленное убийство одного лица. Лысаков отмечает, что окончательная "цифра может поменяться". Говорит он и о том, что, по всей видимости, в статью могут вернуться и нижние пределы санкции. По его словам, законопроект будет подготовлен ко внесению в Госдуму уже в понедельник-вторник.