Служба безопасности в современной компании. Служба безопасности и ее роль в обеспечении комплексной защиты предприятия Роль службы безопасности в коммерческой организации

Понятие безопасности многогранно. В условиях конкурентной борьбы и криминализации рынка наряду с традиционными задачами охраны объектов у службы безопасности (СБ) появились новые задачи детективного характера, в том числе противодействие экономическому шпионажу, выявление ненадежных деловых партнеров и многое другое. В статье в структурированной форме представлены задачи и функции СБ, дано представление о методах и средствах ее деятельности, описаны виды организации подразделений охраны, нормативно-правовые аспекты охранной деятельности.

Виды охраны. Правовые основы охранной деятельности

Система защиты представляет собой совокупность сил и средств для обеспечения требуемого уровня безопасности объекта. В ней можно выделить следующие структурные компоненты (рис. 1):

Комплекс организационных мероприятий;

Инженерно-технические средства защиты;

Действия сотрудников СБ.

Рис. 1. Обобщенная структура системы защиты

Организационная поддержка функционирования системы защиты включает в себя комплекс мер по управлению службой безопасности, а также регламентирующие эти меры организационно-распорядительные документы. Инженерно-технические средства защиты предназначены для выполнения следующих задач:

Обеспечение санкционированного доступа;

Обнаружение проникновения нарушителя на объект;

Создание препятствий нарушителю при движении к цели акции;

Контроль проноса запрещенных предметов и т.п.

Задача обеспечения безопасности объекта возлагается на специально создаваемое структурное подразделение – СБ. Формы организации этой структурной единицы могут быть разными в зависимости от формы собственности объекта, его важности, количества сотрудников, а также прочих факторов. Охрана объекта может осуществляться:

Войсковой охраной (подразделением внутренних войск МВД России);

Отрядом ведомственной охраны;

Подразделением вневедомственной охраны МВД России, а также военизированным или сторожевым подразделением при органах внутренних дел;

Частным охранным предприятием.

Рассмотрим правовую базу каждого из видов охраны (табл. 1).

Таблица 1. Правовая база охранной деятельности


  1. Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1.
  2. Закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ.
  3. Закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ «Об организации ведомственной охраны» от 12 июля 2000 года № 514.
  5. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1.
  6. Постановление Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года № 587.
  7. «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 августа 1992 года № 589.
  8. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.
  9. Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ.
  10. «Положение о ведомственной охране Министерства (ведомства)».

Внутренние войска

Охрана важных государственных объектов осуществляется внутренними войсками МВД России. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ определяет правовые основы деятельности частей и подразделений внутренних войск по охране таких объектов. Порядок выполнения военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач, организации и несения караульной службы определен в «Уставе гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации».

Ведомственная охрана

Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ. В нем определены основные требования к работникам ведомственной охраны, их права и обязанности, порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью. Защита объектов иных форм собственности осуществляется в соответствии с заключенными договорами. На основании указанного закона федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства, имеющие право на создание ведомственной охраны, разрабатывают «Положения о ведомственной охране» подведомственных им объектов. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, определен Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 года «Об организации ведомственной охраны».

Основными задачами ведомственной охраны являются:

Защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

Обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Структура и полномочия органов ведомственной охраны, нормы численности работников, а также порядок организации их деятельности определяются «Положением о ведомственной охране».

Вневедомственная охрана

В соответствии с «Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года) при органах внутренних дел создаются подразделения вневедомственной охраны. Основными задачами вневедомственной охраны являются:

Охрана имущества собственников на договорной основе;

Участие в инспектировании ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;

Организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, выдача сертификатов;

Технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации.

Кроме того, при органах внутренних дел существуют военизированные и сторожевые подразделения, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. До принятия закона о вневедомст­венной охране на них распространяется действие Федерального закона «О ведомственной охране».

Частные охранные предприятия

В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1 частным охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

Защита жизни и здоровья граждан;

Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке:

Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Охранная деятельность таких предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (приложение 1 к Постановлению Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года с последующими изменениями).

Широко применяется и смешанный вид охраны, например объект может охраняться ведомственной охраной и внутренними войсками, внутренними войсками и собственной службой безопасности.

Дальнейшее описание ведется применительно к СБ, которая может быть организована на базе ведомственной охраны, частного охранного предприятия а также вневедомственной охраны.

Служба безопасности: задачи и функции

В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера». Угроза безопасности – потенциальная возможность действия, способного причинить ущерб интересам объекта. СБ является структурным подразделением предприятия, предназначенным для обеспечения защиты предприятия от прогнозируемых угроз.

Рассматривая безопасность как комплексное понятие, можно выделить следующие его составляющие:

Физическую безопасность;

Безопасность внешней деятельности;

Информационную безопасность;

Психологическую безопасность.

Задачи СБ по обеспечению безопасности показаны на рис. 2. В свою очередь, выполнение каждой задачи обеспечивается следующими функциями.

Рис. 2. Задачи СБ по обеспечению безопасности





















Служба безопасности

Составляющие

Безопасности

Физическая безопасность

Безопасность внешней деятельности

Информационная безопасность

Психологическая безопасность

Задачи СБ

По обеспечению безопасности

Охрана имущества

И сотрудников предприятия

Защита коммерческих интересов предприятия

Защита конфиденци-альной информации

Выявление неблагонадежных сотрудников

Функциями СБ по обеспечению физической безопасности являются:

Обнаружение проникновения нарушителя на охраняемую территорию;

Охрана имущества предприятия;

Защита персонала предприятия от преступных посягательств;

Обеспечение пропускного режима, разграничение доступа на объект;

Организация инженерно-технической защиты охраняемых зданий, помещений.

Безопасность внешней деятельности обеспечивается комплексом мер по выявлению и локализации угроз, затрагивающих коммерческие интересы предприятия.

В том числе, сюда входит:

Изучение криминальных аспектов рынка;

Противодействие экономическому шпионажу;

Выявление ненадежных деловых партнеров, сбор информации о лицах, заключающих контракты с предприятием;

Борьба с недобросовестной конкуренцией;

Выявление фактов незаконного использования товарных знаков и т.п.

Мероприятия по обеспечению информационной безопасности направлены на предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта и включают в себя:

Организацию конфиденциального делопроизводства;

Ограничение круга лиц, работающих с конфиденциальными документами;

Организацию ведения конфиденциальных переговоров;

Расследование обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну и т.д.;

Мероприятия по противодействию техническим способам несанкционированного съема информации;

Мероприятия по защите информации, циркулирующей в компьютерах, вычислительных сетях.

Психологическая безопасность достигается комплексом мер по выявлению неблагонадежных сотрудников предприятия, в том числе:

Выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (в рамках полномочий СБ);

Выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем психологического тестирования;

Профилактические мероприятия по формированию правосознательного поведения сотрудников.

Служба безопасности: структура, методы и средства деятельности

Структура и состав СБ определяются реальными потребностями предприятия и зависят от многих факторов: важности (потенциальной опасности) объекта, формы собственности, рода деятельности, количества сотрудников, места расположения и т.п. Типовая структура СБ приведена в табл. 2.

Таблица 2. Типовая структура СБ





























Подразделение СБ Внутренняя структура Функции
1. Отдел физической охраны и режима
1. Группа охраны

2. Группа сопровождения

3. Тревожная группа

4. Группа инженерно-технической защиты

5. Группа режима

6. Бюро пропусков

1. Обеспечение физической безопасности людей

И мат. ценностей

2. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима

2. Отдел безопасности

Внешней деятельности

1. Разведывательная группа

2. Контрразведывательная группа

3. Аналитическая группа

Сбор и анализ разведывательной информации
3. Отдел защиты информации 1. Группа технической защиты информации

2. Группа конфиденциального делопроизводства

Предотвращение утечки конфиденциальной информации

С охраняемого объекта

4. Отдел психологической безопасности Проверка благонадежности сотрудников, защита

От «внутреннего» нарушителя

Отдел физической охраны и режима

Охрана и режим – традиционные виды охранной деятельности. Основная задача отдела – обнаружение несанкционированного доступа на территорию объекта, а также осуществление контрольно-пропускного режима. Основными методами деятельности являются:

Патрулирование (периодический обход территории);

Выставление постов (пост – это участок местности, порученный часовому для охраны и обороны);

Контрольно-пропускные функции (операторы КПП);

Сопровождение (охрана физических лиц).

К техническим средствам относятся все приспособления, повышающие эффективность охранной деятельности, в том числе:

Технические средства охраны (датчики охранной сигнализации, периметровые системы охраны, средст­ва теленаблюдения, средства тревожно-вызывной сигнализации и т.д.);

Средства управления доступом (турникеты, кодонаборные устройства, тамбур-шлюзы, металлодетекторы и т.п.);

Инженерные средства защиты (периметровые заграждения, физические барьеры, решетки, строительные конструкции зданий, сооружений и т.п.);

Оружие, средства индивидуальной защиты и т.д.

Отдел безопасности внешней деятельности

Задача отдела – сбор и анализ разведывательной информации. К методам деятельности относятся:

Замаскированный опрос сотрудников;

Изучение документов;

Негласное наведение справок;

Скрытое наблюдение и т.д.

К техническими средствам сбора информации относятся:

Средства негласного съема информации;

Средства скрытого видеонаблюдения;

Средства компьютерного шпионажа и т.п.

Наличие этого отдела в структуре СБ зависит, прежде всего, от степени вовлеченности предприятия в конкурентную борьбу, прогнозирования угроз его экономической безопасности.

Отдел защиты информации

Задача отдела – предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта. Все меры по защите информации можно разделить на две группы:

Организационные;

Технические.

Организационно защита охраняемых сведений обеспечивается комплексом мероприятий по работе с бумажными носителями информации и персоналом, в том числе:

Ведением конфиденциального делопроизводства;

Ограничением круга доступа лиц, допущенных к работе с документами;

Установлением определенного порядка ведения телефонных переговоров, применения радио- и телеграфной связи на предприятии;

Воспитательно-профилактической работой с сотрудниками предприятия;

Совершенствованием внутриобъектового и пропускного режима.

К техническим мероприятиям по предотвращению утечки информации можно отнести:

Периодические испытания выделенных помещений на наличие средств негласного съема информации;

Реализацию набора механизмов по защите компьютерной информации от несанкционированного доступа.

Отдел психологической безопасности

Задача отдела – выявление неблагонадежных сотрудников. К основным методам работы относятся:

Профилактическая работа с персоналом (вывешивание стендов, бюллетеней, разъяснительная работа);

Личная беседа с сотрудником, опрос;

Психологическое тестирование;

Психофизиологические исследования.

В качестве материально-технического обеспечения технологий оценки персонала применяется аппаратура для психофизиологических исследований с использованием полиграфа.

Нормативное обеспечение деятельности

Все нормативные документы по охране объектов можно разделить на три вида:

Документы федерального уровня;

Документы ведомственного уровня;

Документы локального уровня.

Во-первых, это федеральные нормативно-правовые акты (законы, постановления Правительства), являющиеся правовой базой создания СБ ().

Во-вторых, существуют документы ведомственного уровня, такие как упомянутое выше «Положение о ведомственной охране Министерства». Они регулируют вопросы организации охранной деятельности в отрасли.

В-третьих, в качестве «бумажного обеспечения» деятельности СБ на объекте должен быть разработан комплект организационно-распорядительных документов локального уровня (табл. 3). Их состав и содержание не регламентированы, а определяются исходя из практических потребностей.

Таблица 3. Комплект организационно-распорядительных документов локального уровня, регламентирующих деятельность СБ






















































Название Содержание
1 Положение о СБ предприятия (Устав СБ) См. в тексте
2 Комплект положений о подразделениях СБ Определяет задачи и функции подразделения, его место в составе СБ, внутреннюю организацию. На основе положения составляется штатное расписание подразделения
3 Комплект должностных инструкций персонала СБ Определяет права и обязанности персонала СБ, а также вопросы его ответственности
4 Инструкция по организации охраны предприятия Определяет предметы защиты, способы охраны (посты, рубежи защиты, порядок патрулирования территории) и т.д.
5 Инструкция по защите информации Определяет основные организационно-технические мероприятия по защите информации на объекте
6 Инструкция об организации пропускного режима Регламентирует порядок пропуска сотрудников и транспортных средств через КПП, виды пропусков, порядок их оформления и хранения
7 Инструкция об организации внутриобъектового режима Определяет правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности на территории объекта
8 Инструкция по организации эксплуатации технических средств и систем охраны Регламентирует порядок проведения техобслуживания и ремонта технических средств, ведения учетной документации, вопросы хранения, консервации и списания
9 Инструкция о действиях в нештатных ситуациях Определяет порядок действий персонала СБ при нападении нарушителей, а также в других чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, стихийные бедствия и пр.)

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность СБ, является Положение о службе безопасности (Устав). В нем должны быть отражены следующие вопросы:

Нормативно-правовое обеспечение деятельнос­ти СБ;

Задачи и функции;

Организационно-штатная структура;

Кадровые ресурсы, сотрудники СБ, их права и обязанности;

Взаимодействие с правоохранительными органами;

Порядок применения физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств;

Материально-техническое обеспечение;

Финансовое обеспечение;

Контроль деятельности СБ.

В заключение коснемся вопросов контроля за обеспечением безопасности на объекте. Контроль – одна из функций управления, необходимая для оценки качества работы. Применительно к СБ качество работы оценивается числом отраженных угроз к общему числу реализованных угроз за определенный интервал времени. Конкретно это выражается через:

Число пресеченных попыток проникновения на охраняемую территорию;

Число пресеченных попыток нарушений пропускного режима;

Число пресеченных попыток хищения конфиденциальной информации,

Число своевременно выявленных и локализованных угроз безопасности внешней деятельности предприятия.

Отметим, что в полном объеме описанная структура СБ реализуется, как правило, на крупных или ведущих активную коммерческую деятельность объектах. На средних и малых объектах она корректируется с учетом реальных потребностей предприятия.

  • Корпоративная культура

Ключевые слова:

1 -1

Введение.

Деятельность предприятий в современных условиях хозяйствования в России является весьма сложной. И это связано не только с общим кризисным состоянием российской экономики, сохраняющейся инфляцией, низким курсом рубля и прочими макроэкономическими деформациями, но и с рядом специфических факторов, усиливающих активизацию угроз экономической безопасности предприятий.

Деятельность предприятия, по своей сути, является весьма разносторонней. Она связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д.

В любом случае каждое предприятие представляет собой систему, включающую основные элементы и связи между ними. Как раз по линиям внутренних и внешних связей системы и могут реализоваться угрозы ее экономической безопасности.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние субъекта в текущем и перспективном периоде. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспектным, то эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов, и все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, целостности, единстве. Таким образом, необходимо создание комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.

1.Организация службы экономической безопасности.

Среди субъектов, обеспечивающих защиту экономической безопасности предприятия, наибольшее значение имеет служба собственной экономической безопасности (конечно, при наличии соответствующего размера субъекта предприятия и финансовых средств). Создание службы собственной экономической безопасности представляет на практике наибольшую трудность, поскольку каждый субъект сугубо индивидуален, поскольку специфична его деятельность. Однако можно выделить ряд этапов, рекомендуемых предприятиям при создании службы безопасности.

1.1. Принятие решения о необходимости создания службы экономической безопасности (СЭБ).

Вопрос о создании службы безопасности должен возникать в момент принятия решения об организации предприятия, в зависимости от выбираемого вида деятельности, объема предполагаемой к производству продукции, размера годового оборота и прибыли, использованию секретов производства, количества работников и т.п. Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания службы безопасности.

После государственной регистрации руководителями принимается окончательное решение о создании СЭБ. В случае положительного решения вопроса определяется ответственное лицо (группа лиц) которое будет непосредственно заниматься организацией службы экономической безопасности.

Задачи СЭБ – предупреждение угроз, реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты. (Персонал, информация, компьютерные системы, здания и помещения).

Разработка положения о СЭБ, определение структуры, и утверждение штатов. Наличие соответствующей законодательной базы позволяет создать легальную службу безопасности.

1.2. Набор кадров.

Работниками службы экономической безопасности могут быть люди, специально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как основной и привлеченные специалисты (например, главный бухгалтер, юрист и пр.).

При подборе постоянных работников в качестве важнейшего требования выступает профессиональная подготовка. В связи с этим предпочтение следует отдавать бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции) с соответствующим опытом работы и подходящим по умственным и морально-деловым качествам для данной деятельности. Для службы физической защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе, СОБРе, ОМОНе., которые обладают профессиональными навыками владения оружием и рукопашного боя.

1.3. Непосредственная организация и функционирование службы экономической безопасности.

Для создания собственной службы безопасности предприятие (фирма) представляет в органы внутренних дел, по месту своего нахождения следующие документы:

Заявление о согласовании Устава службы безопасности;

Устав службы безопасности;

Лицензии руководителя и персонала службы безопасности на право осуществления охранно-сыскной деятельности;

О характере и направлениях деятельности службы безопасности, о составе и предполагаемой численности персонала, наличии специальных, технических и иных средств, потребности в оружии.

Собственное подразделение безопасности предприятия имеет право открытия текущих и расчетных счетов. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе функционирования значительную роль играет умелая расстановка кадров службы безопасности руководителем, распределение прав, полномочий и степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работу подразделения. Важным фактором повышения эффективности деятельности СЭБ является гибкая система стимулирования работников службы в зависимости от итогов работы.

Особое внимание следует уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.

Финансирование службы экономической безопасности осуществляется из прибыли. Важнейшим фактором поощрения работников службы является быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач. Экономия на СЭБ, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.

1.4. Контроль за деятельностью СЭБ.

В целях поддержания высокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы службы безопасности в целом, необходимо осуществление постоянного контроля и анализа результатов деятельности СЭБ. Для этого используются:

Регулярные текущие отчеты СЭБ перед руководством фирмы;

Отчеты по защите от конкретных угроз и принятых мерах;

Анализ отчетов и вывод руководства фирмы об эффективности работы СЭБ.

Важным элементом поддержания высокого профессионального уровня работников СЭБ является совершенствование своих деловых навыков, расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.

1.5.Взаимодействие службы безопасности с органами правопорядка.

Особое внимание в процессе повседневной деятельности следует уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.

Взаимодействие СЭБ и правоохранительных может осуществляться по следующим направлениям:

    Кадры – проверка правоохранительными органами кандидатов на работу, сообщения предпринимателей о нарушениях конкретными лицами, подготовка с помощью правоохранительных органов работников служб безопасности.

    Информация – обмен взаимной информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опасных лицах, лицах, находящихся в розыске и пр.

    Организационное взаимодействие – создание системы совместного противодействия незаконной деятельности со стороны физических и юридических лиц (организация охраны, установка сигнализации, системы быстрого оповещения правоохранительных органов).

Особо важное значение для минимизации негативных последствий возникших угроз играет своевременное и оперативное информирование правоохранительных органов об обнаружении правонарушений вообще и преступлений в частности.

Работники службы безопасности должны знать, что правонарушения, которое они обнаружили со стороны других лиц, может повлечь наступление ответственности носящей одновременно как гражданско-правовой, так и уголовный характер.

При обнаружении правонарушения лицо, имеющее соответствующие полномочия, обращается в правоохранительные органы с заявлением. При наличии признаков состава преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, возбуждается уголовное дело. Если в ходе его расследования будет установлено, что действиями обвиняемого был причинен ущерб, то следователем решается вопрос о признании лица, права которого были нарушены, гражданским истцом (подробнее см.: - Уголовный процессуальный кодекс РФ, ст. 29). При наличии доказательств ущерба суд признает права гражданского истца на возмещение его ущерба с виновной стороны.

2. Структура службы экономической безопасности.

Структура службы экономической безопасности, является специфичной для различных субъектов предприятий. Она зависит от размера фирмы, количества заняты на ней, характера деятельности, роли конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.

Служба экономической безопасности является важнейшим элементом комплексной системы экономической безопасности субъекта. Если предприятие (фирма) небольшое – целесообразнее не создавать собственную службу безопасности, а использовать услуги соответствующих охранных и детективных агентств. В том же случае если предприятие крупное и использует в своей деятельности значительные массивы конфиденциальной информации, то объективно необходимо создание своей службы безопасности.

Примерная структура службы экономической безопасности предприятия (фирмы). Выделенные блоки непосредственно входят в службу экономической безопасности, а остальные – только в пределах вопросов, находящихся в компетенции СЭБ.

Структура службы безопасности

Особое положение в структуре СЭБ занимает группа чрезвычайных итуаций. Предварительно следует сказать, что фирма, а значит и СЭБ, могут работать в двух режимах – обычном и чрезвычайном. При обычном режиме не возникает серьезных угроз экономической безопасности фирмы, идет профилактическая работа по их предупреждению и деятельность всех подразделений проходит в повседневном ритме. Возникающие проблемы и угрозы носят локальный характер и преодолеваются текущей работой подразделений фирмы, в том числе службой безопасности. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тяжестью последствий. В этом случае руководитель службы безопасности или руководитель фирмы собирает группу чрезвычайных ситуаций (кризисную группу), включающую наиболее квалифицированных в данной проблеме специалистов фирмы, для ее решения. Эта группа работает не постоянно, а лишь по мере необходимости.

Данная структура предусматривает организацию подразделений, занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и, одновременно, взаимодействие с другими структурными подразделениями фирмы, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности. Конечно, такая структура не является всеобъемлющей, однако, она может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономической (и общей) безопасности.

3.Технология защиты от угроз экономической безопасности.

Практическая деятельность службы экономической безопасности должна основываться на использовании типовых схем, процедур и действий. Прежде всего, следует сказать об общем алгоритме действий, на котором основана работа службы безопасности. Он включает следующую последовательность операций:

Служба безопасности предприятия: ее цели, принципы и задания

Все многообразие структур и форм деятельности служб безопасности можно условно подразделить на два основных вида:

входящие в структуру предприятий и полностью содержащиеся за их счет;

существующие как самостоятельные коммерческие или государственные организации и нанимаемые предприятием для выполнения функций по обеспечению некоторых аспектов его безопасности.

Организационная структура служб первого вида может представляться многофункциональной службой предприятия, решающей весь комплекс проблем его безопасности. Она присуща, как правило, крупным, финансово стабильным организациям: коммерческим банкам, инвестиционным фондам, финансово-промышленным группам, использующим собственный персонал и технические средства.

Ко второму виду относятся структуры, специализирующиеся на оказании услуг в сфере безопасности. Они могут решать широкий круг вопросов: от комплексной защиты предприятия до выполнения конкретных функций (например, выявление подслушивающих устройств, охрана транзитных перевозок, личная охрана сотрудников). В ряде случаев предприятию оказывается экономически выгоднее привлечь для выполнения некоторых функций безопасности специализированную организацию, чем содержать собственную структуру. То же можно отнести и к привлечению, например, частных фирм в разрешении проблем, связанных с угрозами безопасности предприятия, в частности с угрозами, обусловленными техническим проникновением: выявление подслушивающих устройств, контроль эфира, особенно в тех случаях, когда нужны разовые мероприятия подобного рода. Учитывая весьма высокую стоимость аппаратуры, необходимой для выявления угроз технического проникновения, экономически целесообразней оказывается наем специалистов из сторонней организации, чем содержание на предприятии соответствующего оборудования и штата сотрудников. При этом еще следует учитывать значительные затраты на профилактику этой техники, ее обслуживание и обновление взамен морально устаревшей, обучение персонала.

В данной лекции речь пойдет о службах безопасности предприятия.

В соответствии с типовым положением, высшим органом управления любым акционерным предприятием является общее собрание акционеров. Наряду с выработкой генеральной цели и принципиальных направлений деятельности, экономической и технической политики предприятия, как это и предусмотрено положением, прерогативой общего собрания, по-видимому, должно быть также определение потребности в обеспечении безопасности, санкционирование организации, установление объемов и источников финансирования этой деятельности. Однако типовые положение и устав акционерного предприятия такие полномочия общего собрания не предусматривают. Например, в работе рекомендуется установить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определить порядок и условия передачи коммерческой информации другим физическим и юридическим лицам, определить основы системы защиты объектов, входящих в АО.

Типовые учредительные документы также регламентируют, что в период между общими собраниями акционеров полномочным органом управления является совет директоров, возглавляемый генеральным директором АО. Именно генеральный директор должен обладать всей полнотой полномочий по обеспечению безопасности АО и в пределах свой компетенции:

§ утверждает порядок организации работ но обеспечению безопасности АО и контролирует ее состояние;

§ устанавливает порядок регулирования отношений в области защиты АО во всех сферах деятельности и на всех уровнях его управления;

§ применяет меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, не обеспечившим надежную защиту объектов АО;

§ вправе делегировать часть своих полномочий по обеспечению безопасности другим должностным лицам АО.

Координация работ по обеспечению безопасности на уровне функциональных служб должна возлагаться на правление АО в пределах компетенции, определяемой уставом общества.

Синтез системы, практическая реализация ее функций должна находиться в компетенции специальных подразделений службы безопасности АО. Состав таких функций может быть расширен за счет комплексов задач прогнозирования, выявления и оценки угроз безопасности, структуризации задач защиты, их оптимизации, технико-экономической оценки и выбора предпочтительного варианта обеспечения безопасности.

Проведенные сопоставления результатов деятельности служб безопасности показали, что наиболее эффективно они функционируют там, где решение проблем безопасности постоянно находится в сфере внимания первых руководителей, увязывается ими с результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно на этих предприятиях руководитель службы безопасности обладает максимально возможным кругом полномочий, позволяющим оказывать влияние на различные области деятельности объекта, как того требуют интересы его безопасности. Так, на крупных предприятиях, где служба безопасности состоит из нескольких подразделений, выполняет различные функции по охране, сыску, анализу реальных и потенциальных угроз, ее руководитель, как правило, является одновременно и заместителем генерального директора, а на объектах с повышенной системой защищенности -- и первым заместителем. Используются и другие варианты построения организационной структуры, при которых в аппарате управления выделяется должность специального директора по безопасности. Он руководит службой безопасности, включающей службу охраны, специальные системы связи и информации, противопожарные службы, специальные группы реагирования.

Но даже и в тех случаях, когда служба безопасности хотя и немногочисленна (в малых формах бизнеса), но рационально организована, положение ее руководителя позволяет принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции и своевременно реагировать на возникающие угрозы безопасности предприятия, т. е. его статус на объекте выделен и поддержан руководством. Это выражается в разработке таких функциональных обязанностей руководителя службы безопасности, которые закрепляют его особое положение. Например, ему подчиняются другие, равные по штатному уровню руководители, в решении кадровых вопросов. Этот статус может проявляться и в том, что руководитель службы безопасности наделен определенными запретительными правами по отношению к другим службам предприятия на переговорах с клиентами, правами санкционирования выбора клиентов и соисполнителей.

Что касается собственно организационной структуры службы безопасности, то в процессе исследований удалось выявить определенную закономерность ее построения в зависимости от следующих факторов (рис. 1).

Рис. 1 - Факторы, влияющие на особенности построения организационной структуры службы безопасности промышленного предприятия

Особенности построения организационной структуры службы безопасности зависят от:

характера и масштабов производственной деятельности предприятия (особенности выпускаемой продукции и прогрессивность применяемых технологий, наличие товаров-новинок, патентов и лицензий, производственная мощность, численность работающих, темпы технического развития);

рыночной позиции предприятия (темпы развития отрасли, к которой относится предприятие, вид кривой жизненного цикла, динамика его продаж и доля рынка, наличие стратегических зон хозяйствования, уровень конкурентоспособности товаров и услуг, репутация в деловых кругах, имидж и гудвил);

достигнутого уровня финансовой состоятельности (общая экономическая рентабельность, рентабельность капитала и продукции, платежеспособность, уровень деловой активности, инвестиционная привлекательность);

наличия субъектов специальной защиты (носители государственной или коммерческой тайны, крупные материальные ценности, Экологически опасные производства, взрыво- и пожароопасные участки и т. п.);

наличия конкурентной среды (активность конкурентов и криминалитета).

Кроме отмеченных объективных факторов на выбор структуры службы безопасности могут воздействовать и факторы субъективного порядка. Например, наличие свободных финансовых ресурсов, которые можно направить на обеспечение безопасности, или субъективное мнение руководителя предприятия, считающего, что затраты на службу безопасности себя не окупают и поэтому в ее организации нет необходимости.

Разумеется, представить универсальную структуру службы безопасности того или иного предприятия -- объекта защиты -- будет весьма сложно из-за многообразия форм проявления на нем отмеченных факторов. Однако, по-видимому, можно говорить о некотором наборе типовых направлений деятельности служб безопасности, исходя из условного деления множества объектов защиты на следующие группы:

крупные финансово-промышленные группы и акционерные общества с частным и смешанным капиталом;

государственные производственные объединения;

акционерные и частные коммерческие структуры (крупные, средние, мелкие).

Первое направление -- юридическая безопасность предпринимательской деятельности, под которой следует понимать юридически корректное оформление прав, порядка и условий осуществления этой конкретной деятельности (устава, регистрационных документов, прав собственности на имущество, патентов, лицензий, арендных и контрагентских договоров, соглашений, ведение бухгалтерской документации и др.). Необходимость разработок и реализации соответствующего комплекса задач достаточно очевидна в условиях несовершенной нормативно-правовой базы предпринимательства и его безопасности.

Второе -- физическая безопасность субъектов предпринимательской деятельности. В качестве объектов следует при этом рассматривать как сам вид предпринимательской деятельности, так и ресурсы предпринимателя: финансовые, материальные, информационные. Отдельного рассмотрения требует безопасность трудовых и интеллектуальных ресурсов: персонала, акционеров и работников предприятия.

Третье -- информационная (информационно-коммерческая) безопасность, защита информационных ресурсов хозяйствующего субъекта, а также объектов его интеллектуальной собственности. Коммерчески значимая информация может быть связана со всеми теми объектами, которые упоминались при рассмотрении физической безопасности.

Одно из важнейших по значимости -- четвертое направление -- это вопросы безопасности людей, персонала: охрана труда и техника безопасности, производственная санитария и экология, аспекты психологии деловых отношений, вопросы личной безопасности сотрудников и членов их семей.

Следует отметить, что универсального способа или методики выбора структуры службы безопасности до настоящего времени не предложено, хотя практическая потребность в этом очевидна.

Исходя из проведенных обобщений в организации службы безопасности, можно предложить следующий укрупненный алгоритм выработки решений по ее структуризации применительно к особенностям деятельности того или иного хозяйствующего субъекта:

шаг 1 -- принимается некоторое состояние объекта, фиксированное во времени, и определяются его жизненно важные интересы на этот момент;

шаг 2 -- определяются наиболее вероятные для данного объекта угрозы его безопасности;

шаг 3 -- оценивается степень риска при реализации каждого вида угроз, которые ранжируются по степени вероятного ущерба в случае их проявления;

шаг 4 -- разрабатывается план реализации соответствующих мероприятий по локализации каждой из угроз с оценкой потребности в ресурсах, а значит, и предполагаемых затрат;

шаг 5 -- исходя из сопоставления наличных ресурсов и предполагаемых затрат на реализацию функций и задач комплексной системы защиты по каждой из выявленных угроз, формируется служба безопасности;

шаг 6 --в зависимости от изменения характера вновь возникающих угроз и ресурсных возможностей предприятия, на основе постоянного анализа всех этих составляющих корректируются структура и задачи службы безопасности

Таким образом, можно обобщить, что предложенная концептуальная организация управления системой безопасности, имеющая ярко выраженную вертикаль подчиненности и взаимной ответственности, исходит из практического опыта в сфере защиты государственной и коммерческой тайны. Выбор такой концепции предопределен высоким уровнем издержек -- экономических потерь, которые вынуждено понести предприятие в случаях реализации угроз его безопасности, а также взаимообусловленностью проблем безопасности предприятия, безопасности личности, общества и государства.

Рис. 2. Универсальный алгоритм построения системы безопасности

Служба безопасности (СБ) на предприятии -- подразделение предприятия, специально созданное для обеспечения безопасности его законных прав и интересов от криминальной конкуренции со стороны социальных организаций и физических лиц.

Службы безопасности -- неотъемлемая часть хозяйственной и иной предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25 % всех расходов на производство. В Западной Европе ассигнования на мероприятия, связанные с обеспечением безопасности, составляют от 15 до 20% стоимости охраняемых ценностей, в Украине - не более 1 %.

Руководитель предприятия, определяя характер службы безопасности, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по обеспечению безопасности.

Все подразделения службы безопасности в полном объеме создаются лишь крупнейшими экономическими субъектами. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопасности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств обеспечения безопасности.

В некоторых случаях создавать службу безопасности на предприятии не следует. В таком случае для обеспечения безопасности от криминальной конкуренции можно использовать технические средства. На основной персонал предприятия при этом возлагаются соответствующие дополнительные функции. К проектированию системы обеспечения безопасности - опирающейся в основном на технические средства, целесообразно привлечь специализированные консультативные фирмы.

Основные принципы деятельности СБ :

законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, уважение личной, семейной тайны (сбор сведений в отношении сотрудника, кандидата на работу осуществляется только с его письменного согласия; автоматизированные информационные системы создаются и используются с соблюдением требований законодательных актов относительно персональных данных);

приоритет предупредительных мероприятий;

профессионализм (использование собственных специалистов или обращение за помощью к специализированным государственным или частным организациям);

взаимодействие с государственными правоохранительными органами и службами безопасности других фирм;

системный подход, который предполагает, в частности, учет всех факторов, оказывающих влияние на безопасность предприятия, полный охват защитными мероприятиями всех объектов в соответствии с их значимостью, использование не только режимных мер и административных методов, но и экономических рычагов и стимулов, циркулярного информирования, других способов воздействия;

использование доступных зарубежных средств и систем безопасности;

активность, опережающий по сравнению с имеющими место посягательствами поиск новых способов и возможностей обеспечения безопасности;

сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве;

подотчетность и подконтрольность лично руководителю предприятия, поскольку он знает в деталях приоритеты в управлении, имеет возможность оперативно принимать решения и эффективно их реализовывать;

сочетание гласных и негласных форм деятельности, так как применение предприятиями-конкурентами, службами промышленного шпионажа, организованной преступностью негласных форм деятельности обусловливает необходимость аналогичных форм противодействия;

рациональное использование сил и средств;

плановая основа деятельности;

повышение квалификации сотрудников СБ.

Цель создания СБ -- обеспечение для предприятия условий защищенности от криминальной конкуренции -- деятельности социальных организаций или физических лиц, направленной на получение односторонних преимуществ в бизнесе и основанной а нарушениях законодательства, деловой этики, наносящей экономический или иной ущерб цивилизованному бизнесу.

Основные задачи СБ на предприятии:

1) распознавание угроз его безопасности;

2) предотвращение возможного ущерба от криминальной конкуренции;

3) противодействие физическим лицам и социальным организациям, использующим методы криминальной конкуренции;

4) минимизация последствий от конкретных фактов криминальной конкуренции;

5) противодействие физическому, техническому несанкционированному проникновению на служебные объекты;

6) информационное обеспечение деятельности по вопросам безопасности;

7) взаимодействие и координация службы безопасности с государственными правоохранительными органами;

8) обеспечение физической безопасности руководителей и сотрудников предприятия;

9) обеспечение безопасности коллектива от проникновения лиц с криминальным прошлым, от разрушения благоприятного психологического климата;

10) исключение несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну;

11) обеспечение сохранности материальных ценностей и финансовых средств предприятия;

12) предотвращение возможного ущерба имиджу предприятия;

13) противодействие возможным попыткам со стороны конкурентов получить соответствующие рычаги управления предприятием (бизнесом).

Литература

1. Гусев В.С., Демин В.А., Кузин Б.І. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

2. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства: учеб.пособие для вузов. - М.:академия, 2008. - 336 с.

3. Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации. Учеб. Пособие для вузов. -М.: Горячая линия -Телеком, 2004 . - 280с.

4. Курочкин А.С. Управление предприятием: Уч.пособие. - Киев, 2009.

5. Амитан В.Н. Экономическая безопасность: концепция и основные модели // Економічна кібернетика. - 2009. - №3-4. - С.13-20.

Зачастую собственники и руководство компании начинают задумываться над созданием надежной системы безопасности, только столкнувшись с недобросовестными партнерами, происками конкурентов или банальным воровством. И вот тут выясняется, что решить эту задачу за две-три недели – и даже месяцы – не удается и что защитить свой бизнес порой сложнее, чем его создать.

Весьма распространенное заблуждение – полагать, что система и служба безопасности, по сути дела, тождественны. Это не так. Хотя служба безопасности (СБ) и является ключевым звеном такой системы, определяющим ее эффективность.

Три «кита», на которых держится система безопасности, это концепция безопасности, правовое обеспечение и штатные подразделения. К числу последних относятся группа физической охраны, отдел режима, группа инженерно-технической защиты, подразделение собственной безопасности, подразделение экономической безопасности, группа информационной безопасности, отдел учета и хранения конфиденциальных документов (архив).

Элементы безопасности

Из чего складывается система безопасности предприятия? Вот ее основные элементы.

1. Система предотвращения потерь.

2. Система учета и контроля.

Речь идет об организационных мероприятиях, технических средствах и нормативных актах – законодательных, профессиональных, ведомственных и объектовых, на основе которых осуществляется учет и контроль.

3. Меры стимулирования и мотивации персонала.

4. Кадровая безопасность.

Система подбора персонала и организации таких взаимоотношений в компании, которые помогут обеспечить максимальный экономический эффект от ее деятельности.

5. Структурные подразделения, а также привлеченные специалисты, обеспечивающие физическую, экономическую и техническую безопасность компании.

Речь идет прежде всего о контрольных подразделениях, соприкасающихся с вопросами безопасности: СБ, системные администраторы, бухгалтерия, отделы внутреннего и внешнего аудита и т. д. Также имеют значение их взаимодействие между собой и остальными подразделениями, осуществление взаимного контроля и проверок.

6. Технические средства охраны и безопасности, а также нормативные акты, регулирующие их применение.

7. Информационная безопасность.

Создавая систему безопасности конкретного предприятия, необходимо учитывать такие факторы, как характер его деятельности, местонахождение, окружающую обстановку, характеристики потенциальных клиентов и поставщиков, тип продукции, наличие конкурентов, состав персонала, характер рисков и угроз, реально воздействующих на компанию. И, как уже отмечалось, одним из важнейших условий построения такой системы является формирование собственной службы безопасности предприятия.

С чего начать?

Руководители часто задают вопрос: с чего следует начинать создание Службы безопасности? Ответ может показаться неожиданным, хотя на самом деле он вполне закономерен: с изучения законодательной базы. Охранная деятельность имеет свою специфику, и необходимо хорошо знать ее правовые основы.

Деятельность СБ предприятия регулируется статьей 14 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года (в дальнейшем – Закон ЧДОД). В Федеральном законе записано: предприятия, независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов (далее – службы безопасности). В законе предусмотрено, что службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

Ранее руководитель и персонал служб безопасности были обязаны получить лицензии в соответствии с положениями статей 4, 6, 11 и 12 настоящего закона (ЧДОД), руководствоваться иными его требованиями и действовать на основании собственных уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения. Однако в 2007 году МВД России выпустило разъяснение, согласно которому СБ не нуждаются в регистрации и получении лицензий в органах МВД. И хотя свое прежнее название службы безопасности де-юре утратили, свои функции де-факто они сохранили. Однако теперь они получили статус не самостоятельного подразделения, как это было ранее при наличии лицензии, а вошли в состав предприятия. Названия этих подразделений могут быть самыми разными, в зависимости от воображения руководителей: служба предотвращения внештатных ситуаций, служба контроля, служба предотвращения потерь и т. п.

Нормативная база

В своей работе СБ руководствуются следующими законодательными актами и внутренними документами.

Конституция РФ.

Закон РФ «О безопасности».

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Закон РФ «О собственности».

Устав предприятия, коллективный договор, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции и т. д.

По организации режима и охране;

По работе с конфиденциальной информацией;

По организации хранения дел в архиве, в т. ч. с конфиденциальной информацией;

По инженерно-технической защите информации;

Алгоритм безопасности

Процесс создания службы безопасности состоит из нескольких последовательных этапов. В первую очередь следует решить организационные вопросы: заняться подбором сотрудников, подготовкой и регистрацией документов, осуществить необходимые расходы. Как правило, на это уходит 2–3 месяца. Становление СБ занимает более длительное время – от 2 до 3 лет. Обычно именно такой период требуется для того, чтобы создать оптимальную структуру СБ, позволяющую эффективно решать поставленные задачи, а также оснастить службу всеми необходимыми техническими средствами и информационным обеспечением.

Возможный алгоритм формирования собственной службы безопасности промышленного или торгового предприятия показан на рис. 1. Разумеется, это типовая схема, в каждом конкретном случае необходимо учитывать имеющиеся особенности. Например, обучение можно свести к минимуму, если подбираются сотрудники, прошедшие подготовку в специальных подразделениях. Блок определения задач формируется исходя из специфики деятельности данного предприятия и его стратегических целей.

Следующий этап – определение главных задач и конкретных функций СБ предприятия.

Задачи СБ можно разделить на три группы – физическая защита предприятия и его работников, предотвращение потерь и защита коммерческой тайны. Причем в зависимости от размера компании меняется характер и масштаб задач, которые должна решать СБ.

Так, предприятиям крупного бизнеса необходимо организовать охрану своих объектов, обеспечить предотвращение потерь и защиту конфиденциальной информации. Как показывает практика, физическую защиту обычно осуществляет собственная СБ, а внешняя охрана различных объектов и защита коммерческой тайны возлагается на ЧОП – специально созданный для этих целей самой компанией либо приглашенный со стороны.

На предприятиях среднего бизнеса также необходимо обеспечивать как физическую, так и информационную защиту, хотя на более низком уровне, чем в предыдущем случае.Предприятиям малого бизнеса для начала достаточно организовать физическую охрану, поскольку роль коммерческой тайны в их деятельности существенно меньше и ее сохранность можно обеспечить другими средствами.

Все под контролем

Основные функции СБ:

Физическая и техническая защита предприятия и его сотрудников;

Предотвращение потерь;

Защита коммерческой тайны;

Ведение разведывательной и контрразведывательной работы против конкурентов.

В рамках перечисленных функций можно выделить следующие задачи:

Физическая защита помещений, территории, коммуникаций предприятия;

Предотвращение воровства;

Техническая защита помещений, территории, коммуникаций предприятия;

Обеспечение контрольно-пропускного режима на внешнем и внутреннем контуре предприятия;

Личная охрана первых лиц предприятия (VIP-персон);

Контроль документооборота;

Проведение внутренних расследований;

Контроль каналов утечки конфиденциальной информации;

Оперативная работа с партнерами и конкурентами предприятия;

Контроль кадровой политики предприятия;

Охрана грузоперевозок и инкассация;

Профилактическая работа с персоналом;

Анализ угроз и рисков со стороны конкурентов и криминальных структур;

Предупреждение аварий;

Защита и локализация последствий пожара, землетрясения, наводнения и иных стихийных бедствий;

Взаимодействие с правоохранительными органами.

Как показывает опыт, часто работа СБ сводится к физической и технической защите предприятия и проведению различных внутренних мероприятий в СБ. Этого явно недостаточно. Сотрудникам службы необходимо вникать во все сферы деятельности своего предприятия. Они должны контролировать документооборот, прием и увольнение сотрудников, проверять лояльность и надежность партнеров, анализировать и прогнозировать криминогенную обстановку в сфере деятельности предприятия и в его окружении, предостерегать руководство от недостаточно обдуманных или рискованных решений, предотвращать воровство и т. п.

Исходя из конкретных задач и особенностей деятельности предприятия, определяется структура службы безопасности.

У каждого подразделения СБ своя специфическая задача. Так, отдел личной охраны имеет прямой выход на первых лиц предприятия и выполняет широкий спектр функций, связанных с их персональным сопровождением и охраной.

На отдел физической охраны возлагается защита стационарных объектов предприятия, охрана и перевозка грузов и ценных бумаг, возможно, инкассация. Торговые предприятия также обычно создают группу агентов-контролеров, имеющих широкие полномочия: они предотвращают воровство в торговом зале магазина, следят за действиями продавцов и поставщиков товара. Задача оперативной группы СБ – немедленно вмешаться в случае вторжения на объект криминальных элементов, а также периодический контроль несения службы сотрудниками СБ, в том числе и в ночное время.

Технический отдел выполняет установку средств контроля, осуществляет проверку правильности эксплуатации этих средств и периодически проводит регламентные работы. Группа специальных технических средств выполняет задачи по охране отдельных помещений предприятия с целью воспрепятствовать несанкционированному съему информации конкурентами.

Дежурные администраторы из группы безопасности компьютерной техники контролируют состояние сервера. Это подразделение также борется с вирусами, просматривает электронную почту сотрудников – носителей конфиденциальной информации, выполняет другие аналогичные задачи.

Особые функции осуществляет отдел экономической и информационной безопасности, и в первую очередь – его аналитическая группа, решающая широкий круг аналитико-поисковых задач.

Группа внутренних и внешних расследований выявляет злоупотребления экономического характера со стороны сотрудников предприятия (внутренняя безопасность) и конкурирующих структур (внешняя безопасность).

В некоторых компаниях существует группа контроля документооборота и обеспечения информационной безопасности. Это подразделение препятствует утечке конфиденциальной информации, обеспечивает сохранность коммерческой тайны.

Человеческий фактор

Какими критериями следует руководствоваться, набирая сотрудников службы безопасности? Один из важнейших принципов – привлекать людей, имеющих соответствующий опыт и подготовку. Однако приобретенные ими ранее навыки не должны мешать работе на новой должности. Например, было бы ошибкой назначить вчерашнего бойца оперативного спецподразделения МВД (ОМОНа, СОБРа) на должность объектового охранника или сотрудника аналитической группы. Ведь для этой работы требуются не свойственные таким людям качества: усидчивость или навык пассивной физической деятельности. По той же причине не следует назначать бывшего оперуполномоченного ближайшего отдела милиции в группу личной охраны или в состав группы агентов-контролеров.

Как видим, прием на работу бывших сотрудников подразделений специального назначения МО, МВД, ФСБ далеко не всегда является лучшим решением. Более того, имеющийся у них опыт зачастую не позволяет им эффективно работать в сфере частной охранной деятельности. Дело в том, что одним из основных требований к сотрудникам подобных государственных органов является умение работать в группе. В то же время работник службы частной охраны, напротив, должен обладать яркой индивидуальностью, способностью действовать самостоятельно. С другой стороны, у человека, прошедшего школу спецподразделений, вырабатывается ярко выраженная направленность на поражение, уничтожение объекта. Для сотрудника охраны, наоборот, важна нацеленность на защиту.

Подбирая персонал службы безопасности, очень важно учитывать темперамент конкретных людей. Так, в силу высокого уровня нейротизма для работы в СБ не подходят холерики и меланхолики. В то же время, по сути дела, идеальными кандидатами являются флегматики – для одиночной работы и сангвиники – для работы, требующей общения, например в качестве сотрудников группы внутренних расследований, агентов-контролеров, инкассаторов и т. д.

Какие качества необходимы, чтобы стать хорошим телохранителем? Во-первых, высшее образование, поскольку оно обеспечивает широкий кругозор и развивает логическое мышление. Во-вторых, опыт участия в боевых действиях – в случае реальной опасности такой человек способен действовать максимально адекватно ситуации, и, наконец, занятия спортом и/или опыт службы в спецподразделениях – это гарантия хорошей реакции, владения некоторыми специальными навыками, хорошей физической формы.

В группу объектовой охраны и инкассации следует набирать флегматиков, имеющих опыт службы в армейских спецподразделениях. В то же время бывшие сотрудники оперативных подразделений МВД смогут эффективно работать в составе оперативной группы. В техническом отделе нужны хорошие специалисты в конкретной области: оружейники, программисты, эксперты по различным специальным техническим средствам. Для работы в особом отделе подходят сангвиники, бывшие сотрудники следственных подразделений прокуратуры, ФСБ и МВД. В состав аналитической группы часто приглашают людей с математическим образованием, предварительно прошедших специальную подготовку.

Что скрывается за анкетой

Процедура отбора кандидатов состоит из трех этапов: анкетирование и проверка заявленных данных, собеседование – определение соответствия вербальных и невербальных реакций, тестирование – выявление сильных и слабых сторон мышления человека, его психологической и физической готовности.

На основе анкетных данных отбираются 2–3 возможных кандидата, после чего проводится проверка указанных ими сведений с использованием возможностей ЖЭК, ОВД, бесед с соседями и по месту прежней работы. Если данные подтверждаются, кандидат проходит во второй тур – собеседование.

На этом этапе целесообразно привлечь психолога. В ходе собеседования проверяются: реакция на вопросы, искренность, нервозность, знание сферы деятельности, чувство юмора, умение вести беседу, общий кругозор, коммуникабельность. Проводится уточнение анкетных данных. Отслеживается совпадение вербальных и невербальных реакций при ответе на вопросы, движение взгляда. Мимические и двигательные реакции. Определяется темперамент.

В ходе тестирования кандидату предлагается блок тестов, которые позволяют оценить его оперативную реакцию и память, внимательность, уровень логического и аналитического мышления, определить психотип и психомодели, выявить скрытые эмоции и комплексы, направленность личности, уровень агрессивности, потребность в острых ощущениях.

После анализа тестов, как правило, составляется полная психологическая карта личности и резюме – насколько кандидат подходит на ту или иную должность. В отдельных случаях бывает достаточно заключения психолога. На основе совокупных данных анкеты, собеседования и тестового исследования определяется пригодность кандидата для предполагаемой должности.

Однако и после приема на работу и успешного завершения испытательного срока контроль за сотрудником не должен прекращаться, изменяются только его методы – теперь он будет носить мониторинговый характер.

К тому же время от времени рекомендуется проводить так называемые горизонтальные перемещения сотрудников: через 1–2 года работы их следует переводить на другой объект или перемещать из одной сферы деятельности в другую. Это делается для того, чтобы человек не «уставал» на одном месте и не утрачивал интерес к своей работе. Естественно, подобные перемещения проводятся в пределах своей СБ.

Представлять руководству предприятия кандидатуры на замещение должностей руководителей структурных подразделений СБ.

Непосредственно начальнику СБ подчиняются руководитель аналитической группы и юрист, а также заместители по различным направлениям работы. Должность заместителя обычно соответствует должности начальника соответствующего отдела.

К обязанностям юриста относится:

Консультации по юридическим аспектам деятельности СБ;

Проверка приказов и распоряжений начальника СБ на предмет их законности;

Представление СБ в судебных органах при разрешении споров.

На руководителе аналитической группы лежит особая ответственность. К компетенции возглавляемого им отдела относится получение справок на конкурентов и потенциальных партнеров, анализ товарно-коммерческих рисков и возможных угроз. Если в СБ отсутствует должность заместителя по оперативной работе, то «ходоки» из аналитического отдела идут «в адрес» и «пробивают» надежность отдельных сотрудников предприятия.

Заместитель по охране отвечает за организацию охраны объектов предприятия. Он набирает сотрудников группы физической охраны, организует дежурство на объекте, расставляет агентов-контролеров в торговом зале, организовывает наблюдение за покупателями или посетителями, ведет учет несения службы сотрудниками и т. д. На эту должность, как правило, подбирают бывших военнослужащих, которые имеют опыт выполнения обязанностей согласно уставу гарнизонной и караульной службы.

Заместитель по техническим вопросам отвечает, в частности, за охранную и пожарную сигнализацию, видеонаблюдение, ночное освещение. На крупных предприятиях с большой территорией, таких как Экспоцентр на Красной Пресне, гиперцентр «Мосмарт» на Дмитровском шоссе, супермаркеты «Ашан», заместитель по технической части может также выполнять кураторские функции. На подобных объектах монтаж средств технического контроля и их гарантийное обслуживание, как правило, поручают специализированным компаниям. Соответственно, контроль за установкой такового оборудования и качеством его обслуживания осуществляет заместитель руководителя СБ по технической части.

Заместитель по оперативной работе выполняет, как правило, функции контрразведывательного характера.

Конечно, утверждение классика о том, что все несчастные семьи несчастливы по-своему, вполне справедливо и по отношению к проблемным компаниям. Это к тому, что в каждом конкретно случае в деле обеспечения безопасности компании могут возникнуть важные нюансы и особенности. Но для создания полноценной системы защиты годятся именно те универсальные условия и правила, о которых мы рассказали в этой статье.

Виктор ЛИТВИНЕНКО , руководитель центра подготовки и обучения Ассоциации предприятий безопасности «Группа Р»


В должностные обязанности специалиста службы безопасности входит:

Обеспечение правовой и организационной защиты компании и коммерческой тайны;
- обеспечение соблюдения стандартов безопасности компании, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима;
- организация видеонаблюдения, патрулирования территории;
- обеспечение сохранности ТМЦ, предотвращение хищений;
- проверка соискателей, проверка подлинности предоставленных документов, подготовка заключений, оформление документов о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну;
- взаимодействие с правоохранительными, контрольно-ревизионными органами, частными охранными структурами;
- участие в служебных расследованиях фактов хищений и нарушений режима безопасности, подготовка материалов для передачи в правоохранительные органы.

Заработная плата и требования работодателей

Средняя заработная плата специалиста службы безопасности в Москве составляет 50 000 руб., в Санкт-Петербурге - 40 000 руб., в Волгограде - 24 000 руб., в Воронеже - 25 000 руб., в Екатеринбурге - 32 000 руб., в Казани - 25 000 руб., в Красноярске - 29 000 руб., в Нижнем Новгороде - 28 000 руб., в Новосибирске - 32 000 руб., в Омске - 25 000 руб., в Перми - 29 000 руб., в Ростове-на-Дону - 29 000 руб., в Самаре - 29 000 руб., в Уфе - 25 000 руб., в Челябинске - 29 000 руб.

Должность специалиста службы безопасности открыта соискателям с образованием не ниже среднего специального. Кандидатам необходимо знать законодательство о безопасности и частной охранной деятельности, основные характеристики технических средств охраны и видеонаблюдения, владеть компьютером. Конкурентным преимуществом обладают соискатели, отслужившие в армии и МВД, с опытом работы в охранных структурах. Зарплатные предложения для специалистов без опыта работы на данной позиции в Москве начинаются от 35 000 руб., в Санкт-Петербурге - от 25 000 руб.

Вход в следующий зарплатный диапазон открыт соискателям с высшим образованием и опытом работы специалистом службы безопасности от 1 года. Работодатели предупреждают кандидатов о возможных командировках и разъездном характере работы: большинство компаний подбирают сотрудников с личным автомобилем. Зарплатные предложения для соискателей, соответствующих указанным требованиям, составляют от 40 000 до 50 000 руб. в Москве, от 32 000 до 40 000 руб. в городе на Неве.

Третий зарплатный диапазон - для специалистов службы безопасности с опытом работы от 3 лет. Работодатели отдают предпочтение кандидатам с высшим юридическим образованием. Обязателен опыт работы в компаниях по профилю работодателя, опыт проведения служебных расследований. Приветствуется опыт работы в правоохранительных органах. Зарплатные предложения в этом диапазоне в Москве достигают 67 000 руб., в Северной столице - 50 000 руб.

На максимальный заработок могут рассчитывать специалисты службы безопасности со стажем работы более 5 лет. Обязателен опыт работы в правоохранительных органах, опыт представления интересов компании в суде. Зарплатный максимум для специалиста службы безопасности в Москве - 100 000 руб., в Санкт-Петербурге - 80 000 руб.

Регион Диапазон I Диапазон II Диапазон III Диапазон IV Медиана
(без опыта работы специалистом службы безопасности) (с опытом работы от 1-го года) (с опытом работы от 3-х лет) (с опытом работы от 5-ти лет) (средняя заработная плата)
Москва 35 000-40 000 40 000-50 000 50 000-67 000 67 000-100 000 50 000
Санкт-Петербург 25 000-32 000 32 000-40 000 40 000-50 000 50 000-80 000 40 000
Волгоград 15 000-20 000 20 000-24 000 24 000-32 000 32 000-50 000 24 000
Воронеж 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-33 000 33 000-50 000 25 000
Екатеринбург 20 000-25 000 25 000-32 000 32 000-42 000 42 000-65 000 32 000
Казань 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-35 000 35 000-50 000 25 000
Красноярск 20 000-24 000 24 000-30 000 30 000-40 000 40 000-55 000 29 000
Нижний Новгород 20 000-22 000 22 000-28 000 28 000-36 000 36 000-55 000 28 000
Новосибирск 20 000-25 000 25 000-32 000 32 000-42 000 42 000-65 000 32 000
Омск 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-33 000 33 000-50 000 25 000
Пермь 20 000-24 000 24 000-30 000 30 000-40 000 40 000-60 000 29 000
Ростов-на-Дону 20 000-23 000 23 000-30 000 30 000-40 000 40 000-60 000 29 000
Самара 20 000-23 000 23 000-28 000 28 000-38 000 38 000-60 000 29 000
Уфа 18 000-20 000 20 000-25 000 25 000-35 000 35 000-50 000 25 000
Челябинск 20 000-23 000 23 000-30 000 30 000-38 000 38 000-60 000 29 000

Портрет соискателя

Сфера безопасности традиционно мужская: сильный пол составляет большинство кандидатов (97%). Молодежи до 30 лет среди претендентов - 15%, специалистов от 30 до 40 лет - 38%, от 40 до 50 лет - 34%, старше 50 лет - 13%. 81% соискателей имеет диплом вуза. 62% специалистов службы безопасности имеют водительские права категории «В».

класс твитнуть

Код для вставки в блог

Специалист службы безопасности на предприятии

Исследовательский центр портала Superjob в октябре 2015 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Специалист службы безопасности на предприятии» в 15 городах России. Подробнее...