Федеральный уполномоченный по правам человека. Основные задачи Уполномоченного по правам человека РФ. Основные функции Уполномоченного по правам человека РФ

Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ сформировался под влиянием европейской традиции. Стоит сказать, что этот институт функционирует сегодня во многих государствах. Его особенностью является то, что он, с одной стороны, находится между гражданским обществом и властью, а с другой - выступает как социальный агент. Рассмотрим далее деятельность уполномоченного по правам человека в РФ .

Диалог должен начаться немедленно. Государства и влиятельные стороны должны также создавать условия, способствующие успешному проведению президентских выборов в мае. Будущее Украины зависит от успешного политического перехода, основанного на правах человека, суверенитете и верховенстве закона, и представлении всех частей общества, независимо от языка, этнической принадлежности или религии.

Мы подчеркиваем, что не должно быть никакого вмешательства во внутренние дела Украины или угроз применения силы и что народу Украины должно быть позволено определять свое будущее. На этом этапе своего политического перехода международное сообщество должно помочь Украине преодолеть препятствия на пути к безопасности и стабильности и сохранить свой суверенитет и территориальную целостность.

Общие сведения

Должность уполномоченного по правам человека в РФ предусматривается Конституцией. Она утверждается 103 статьей. Целью ее установления является обеспечение гарантий защиты свобод, прав граждан, их соблюдения госорганами, структурами местной власти и их служащими. Назначение на пост и освобождение с него осуществляются Госдумой. Однако установлено, что уполномоченный по защите прав человека РФ неподотчетен никаким органам и является независимым должностным лицом.

В опубликованном вчера докладе Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека указывается, что нарушения прав человека нарушаются главным образом из-за нынешнего кризиса. В докладе также указывается на культуру эффективной безнаказанности, которая включает пытки, вымогательство, произвольный арест и коррупцию. Вызывает сожаление, что ситуация переросла в смертельный кризис, в результате которого 120 человек были убиты выстрелами и крупными избиениями, а 100 остались без вести.

Еще раз, ситуация в Украине показывает, что в наших превентивных мерах есть линии переломов. Однако мы считаем, что международное сообщество все еще имеет возможность предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в Украине. Мы считаем, что мы можем воспользоваться работой этой миссии, чтобы поддержать Украину в ее усилиях по созданию государства, которого заслуживают украинцы. Это ответственность украинского правительства, и первоочередной задачей является установление доверия между властью и народом и различными сообществами, с тем чтобы обеспечить полное население всего населения Украины, особенно русскоязычного сообщества, будут рассмотрены проблемы.

Основные признаки

Уполномоченный по правам человека при Президенте РФ :

  1. Принадлежит к представительной ветви госвласти и вместе с тем к общественным институтам.
  2. Обладает государственно-социальным статусом.
  3. Независим.
  4. Реализует рекомендательные контрольные функции, осуществляя надзор за решениями и действиями исполнительных органов и служащих.
  5. Обеспечивает охрану интересов граждан.

Специфика назначения

Предложения о кандидатах на должность омбудсмена вносятся в Госдуму в течение месяца до завершения срока полномочий действующего должностного лица. Назначение на пост и освобождение от него осуществляется тайным голосованием депутатов. Госдума принимает соответствующее постановление не позднее месяца с даты окончания срока полномочий действовавшего омбудсмена. Каждую кандидатуру включают в список голосования 2/3 голосов депутатов. При вступлении в должность непосредственно после назначения на заседании Госдумы омбудсмен приносит присягу. Срок полномочий должностного лица - 5 лет. Омбудсмен не может назначаться на пост более чем два раза подряд. Полномочия должностного лица прекращаются в момент принесения присяги новым избранным гражданином.

На востоке Украины в последние дни ситуация на местах ухудшилась, что привело к ужасной потребности в жизнеспособном политическом решении. Мы выражаем нашу озабоченность по поводу незаконного захвата и оккупации общественных зданий и инфраструктуры вооруженными демонстрантами и подчеркиваем необходимость того, чтобы силы безопасности избегали чрезмерного применения силы при восстановлении необходимого общественного порядка.

Тем временем нас глубоко беспокоит более интенсивная риторика и негативная пропаганда, которые усугубили ситуацию и в некоторых случаях приняли решения о недопущении возможности примирения сторон. Мы вновь подтверждаем наш призыв ко всем сторонам смягчить кризис и начать подлинный диалог, отстаивать независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины. В этой связи мы с нетерпением ожидаем переговоров между Украиной, Российской Федерацией, Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки, которая состоится завтра в Женеве.

Ключевые задачи

Работа омбудсмена направлена на:

  1. Восстановление нарушенного права.
  2. Совершенствование законодательства, касающегося обеспечения охраны интересов и свобод граждан, приведение его в соответствие с международными нормами и принципами.
  3. Развитие сотрудничества с зарубежными институтами.
  4. Юридическое просвещение населения о формах, методах защиты прав.

Функции

Омбудсмен:

Мы надеемся, что эта встреча будет способствовать устойчивому политическому урегулированию в Украине и регионе. Позвольте мне в заключение сказать, что народ Украины будет судить нас по мерам, которые мы принимаем или не принимаем. Настало время поддержать действительно целевое решение со стороны украинцев при поддержке региона и международного сообщества в целом.

Обсуждения, которые имели место в последние недели в Совете, показали, что не все члены оценивают ситуацию в Украине таким же образом. Часто в этом зале мы стали свидетелями диалога глухих, в то время как информационная война на местах бушует. Доклад, основанный на свидетельских показаниях, дал объективную картину ситуации. В докладе и брифинге г-на Шимоновича описывается крайне печальная картина ситуации в Крыму. Последствия аннексии для России для людей, живущих в Крыму, ужасны. Это особенно справедливо для меньшинств, таких как крымские татары, которым пришлось покинуть полуостров из страха перед жестокими репрессиями, а также для самих украинцев, которые подвергаются грубой дискриминации, если они отказаться от принятия российского гражданства.

  1. Рассматривает жалобы на бездействия/действия госорганов, местных структур власти, госслужащих и прочих должностных лиц.
  2. Изучает и анализирует информацию о нарушении интересов и ущемлении свобод граждан.
  3. Обобщает итоги рассмотрения заявлений.
  4. Выступает с докладом на заседании Госдумы при грубом или массовом нарушении свобод и прав граждан.
  5. Обращается в нижнюю палату парламента с предложением о создании комиссии по фактам нарушения интересов населения, проведении слушаний. Кроме этого, омбудсмен самостоятельно либо через представителя принимает участие в разбирательствах.
  6. Взаимодействует с общественными наблюдательными советами и комиссиями, созданными в регионах для содействия в реализации госполитики в области обеспечения прав и интересов граждан в местах отбывания наказаний.


В докладе подтверждается, что референдум 16 марта в Крыму, в нарушение конституций Украины и Крыма, проходил в условиях, которые не были юридически обязательными. Крым был оккупирован и изолирован от остальной части Украины, журналисты и члены гражданского общества подвергались запугиванию, а свобода СМИ была серьезно затруднена. Случаи пыток, насильственных исчезновений и убийств должны подвергаться независимым судебным расследованиям. Необходимы неотложные действия для восстановления верховенства права и защиты прав человека и основных свобод.

Нюансы

Жалоба Уполномоченному по правам человека в РФ будет рассмотрена только в том случае, если гражданин ранее уже оспаривал решения госорганов, территориальных институтов самоуправления, госслужащих, должностных лиц в административном или судебном порядке, однако с вынесенными постановлениями не согласен. Не разбираются заявления на акты палат ФС и представительных региональных структур власти.

Это относится, в частности, к членам миссии Организации Объединенных Наций по наблюдению за соблюдением прав человека. С докладом Верховного комиссара мы теперь подтверждаем, что г-н Шимонович сказал Совету 19 марта: что систематические или широкомасштабные нападения на российское меньшинство в Украине не проводились. Однако необоснованные слухи об угрозах таких нападений на дальнейшую агитацию в восточной и юго-восточной Украине продолжают эксплуатироваться. Российские СМИ систематически используются для создания атмосферы страха и возбуждения местного населения против правительства Украины.

Права уполномоченного по правам человека в РФ

Они предусмотрены в 20 статье ФКЗ, регламентирующем работу омбудсмена. Согласно норме, в права уполномоченного по правам человека в РФ входит:

  1. Рассмотрение поступивших заявлений от граждан.
  2. Разъяснение лицам средств, которые они могут применить для восстановления своих интересов и свобод.
  3. Передача жалобы госоргану, структуре местного самоуправления, госслужащему, должностному лицу, к компетенции которых отнесено разрешение вопроса по существу. Стоит сказать, что во многих случаях такая переадресация является более эффективной, чем отправка заявления самим гражданином.


Поэтому Люксембург поддерживает призыв, сделанный вчера представителем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по вопросам свободы средств массовой информации г-жой Дуня Миятович, принять меры для борьбы с пропагандой и неправильная информация. Нынешняя ситуация взрывоопасна. Было бы безответственно продолжать жарить огонь.

Люксембург осуждает действия, совершенные с 6 апреля вооруженными группами в различных городах восточной и юго-восточной Украины, особенно в Донецкой области. Эти действия не являются спонтанными. Они были скоординированы и хорошо организованы так же, как в Крыму. Мы особенно обеспокоены избирательным размещением людей в пользу России, о чем говорится в докладе Верховного комиссара. Мы не ставим под сомнение право на демонстрацию свободно, а скорее на развертывание выгодных для России элементов, что привело к насильственным инцидентам и принудительной оккупации правительственных зданий и правоохранительных органов.

Уполномоченный может отказать в рассмотрении жалобы. Такое решение не может быть оспорено, однако должно быть мотивированным. В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный обязан известить об этом тот орган или служащего, с действиями которого не согласен заявитель.

Обобщение и анализ информации о нарушениях интересов и свобод граждан

В рамках этого направления в права уполномоченного по правам человека в РФвходит:

Мы призываем Россию публично дистанцироваться от действий сепаратистских ополчений. Мы отдаем должное исключительному самообладанию и умеренности, проявляемым украинскими властями перед лицом этих дестабилизирующих актов. Мы понимаем, что они не могут воздерживаться от действий в этой ситуации. Мы настоятельно призываем украинское правительство действовать умеренно и пропорционально при полном уважении прав человека.

Люксембург по-прежнему считает, что мирное решение кризиса все еще возможно. Это решение требует прямого диалога между Россией и Украиной. Мы надеемся, что четырехсторонние переговоры, которые соберутся завтра в Женеве перед главами дипломатии Украины, России, США и Европейского союза, позволят нам начать диалог и выйти из самого опасного кризиса, который Европа знала после окончания «холодной войны».

  1. Направление госорганам, институтам местной власти, госслужащим предложений и замечаний общего характера. Они должны относиться к вопросам обеспечения охраны интересов и свобод граждан, совершенствования административных процедур.
  2. Обращение к субъектам, обладающим законодательной инициативой, с предложениями о дополнении/изменении федеральных законов, нормативных актов регионального уровня или о восполнении пробелов в них.

Дополнительно

Законодательство предусматривает обязанность омбудсмена представлять ежегодные доклады о своей работе. Они публикуются в прессе и направляются в высшие органы власти - Главе страны, Госдуму и СФ, КС, ВАС, ВС, Генпрокуратуру, Правительство. В права уполномоченного по правам человека в РФ включена также возможность представлять специальные доклады по особым вопросам.

Мы призываем миссию по наблюдению за соблюдением прав человека удвоить свои усилия в этом отношении. Лланос: Мы высоко оцениваем презентацию помощника Генерального секретаря Шимоновича о положении в области прав человека в Украине. Необходимо принять неотложные меры для укрепления доверия между временным правительством и населением с учетом, в частности, этнических меньшинств. В равной степени существует настоятельная необходимость обеспечить полное уважение верховенства права, демократии и прав человека в Украине, в том числе права всех меньшинств.


Запреты

Омбудсмен не вправе быть депутатом Госдумы, членом СФ, а также должностным лицом представительного органа региона. Ему запрещено находиться на госслужбе, осуществлять иную неоплачиваемую или оплачиваемую деятельность, кроме научной, творческой, преподавательской. Уполномоченный не может иметь гражданство зарубежного государства, вид на жительство либо другой документ, которым подтверждается его право постоянно проживать за рубежом. Омбудсмену запрещено состоять в партиях, других объединениях, преследующих политические цели. Уполномоченному предписывается прекратить свою деятельность, если она несовместима с занимаемым им постом, не позднее 2-х недель с даты вступления в должность. В противном случае будет назначен новый омбудсмен.

Мы особенно обеспокоены ухудшением положения в области прав человека в восточных районах Украины, в частности нарушениями права на свободу выражения мнений и свободы собраний, проявляющимися в нападениях и преследованиях активистов, журналистов и членов политической оппозиции. Мы надеемся, что встреча, которая состоится завтра в Женеве - с участием Украины, Российской Федерации, Европейского союза и Соединенных Штатов - найдет выход из этого кризиса.

В заключение мы благодарим Генерального секретаря за его добрые услуги и подчеркиваем работу Группы Организации Объединенных Наций по наблюдению за соблюдением прав человека для Украины и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в целях содействия разъяснению фактов, уменьшить напряженность и помочь создать условия, способствующие проведению президентских выборов 25 мая.

Досрочное освобождение

Законодательство предусматривает условия, при которых омбудсмен снимается с должности до окончания срока полномочий. Досрочное освобождение допускается:

  1. При нарушении требований ст. 11 ФКЗ, регламентирующего работу должностного лица.
  2. При вступлении в силу приговора суда, по которому омбудсмен признается виновным в преступлении.


Мы изучили доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о положении в области прав человека в Украине и нашли его всеобъемлющим. Нас обнадеживает неизменная и систематическая приверженность Организации Объединенных Наций в Украине. Это нашло отражение в создании миссии Организации Объединенных Наций по наблюдению за соблюдением прав человека в Украине, о готовности Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека предоставить законодательные реформы и недавние визиты на высоком уровне Генерального секретаря, заместителя Генерального секретаря Фельтмана, старшего советника Роберта Серри и г-на Шимоновича.

Госдума может прекратить полномочия лица ввиду неспособности продолжать деятельность по состоянию здоровья или по прочим причинам в течение не менее 4-х мес. подряд. Досрочно омбудсмен может быть снят с поста и по собственному желанию. Для этого он подает соответствующее заявление.

Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ

17 апреля 2015 г. вступил в действие закон, в соответствии с которым, на федеральном уровне закрепляется порядок назначения, работы, обязанности, компетенция региональных омбудсменов. В нормативном акте также устанавливаются требования к кандидатам на этот пост. Ранее каждый субъект самостоятельно издавал закон, касающийся работы уполномоченного. В результате в разных регионах объем обязанностей и возможностей омбудсменов существенно отличался. С принятием закона на федеральном уровне был установлен общий набор полномочий. Но вместе с тем порядок работы "на местах", правила обращения граждан к омбудсменам и прочие детали работы отнесены к компетенции региональной власти. Назначение на должность уполномоченного находится в ведении представительных органов. Вносить предложение о кандидатуре может высшее должностное лицо региона, депутаты, местные институты самоуправления. Этим правом также наделены правозащитные структуры, прочие организации (общественные палаты и советы и пр.). В своей работе региональный омбудсмен независим от госорганов и служащих.

Мы верим в центральную роль Организации Объединенных Наций в смягчении ситуации в Украине. Организация Объединенных Наций предоставляет беспристрастную платформу и профессиональных экспертов, которые являются неотъемлемыми компонентами усилий по обеспечению уважения и защиты прав человека в Украине. Независимый мониторинг и анализ ситуации с правами человека позволят определить потребности в технической, правовой или иной помощи и могут помочь устранить коренные причины насилия. Вопросы прав человека, связанные с нынешним кризисом в Украине, должны быть в полной мере решены в контексте мирного и переговорного решения кризиса.

Компетенция

В качестве основной задачи регионального омбудсмена выступает рассмотрение обращений граждан, иностранцев и лиц, не являющихся подданными какой-либо страны, находящихся на территории России. Тематика заявлений не ограничивается законом. В жалобах могут ставиться вопросы, касающиеся работы медучреждений, ЖКХ, судопроизводства, нарушения экологических, политических и иных прав. Ранее компетенция омбудсменов регламентировалась исключительно региональными законами. В настоящее время права уполномоченных существенно расширены. При рассмотрении заявлений граждан, касающихся действий/бездействий и решений госорганов и структур федерального подчинения, омбудсмены могут:

Нынешнее восстание в восточной части Украины явно ставит свой след на грани и усугубляет и без того сложную политическую ситуацию с далеко идущими последствиями для прав человека, мира и безопасности. Мы все знаем, что факт нарушения прав человека часто происходит в конфликтных ситуациях. Это подчеркивает необходимость быстрого политического и дипломатического решения кризиса в Украине. Мы настоятельно призываем все заинтересованные стороны прекратить играть на ударных боях. Они должны добросовестно работать, чтобы остановить эскалацию напряженности и сделать ставку на диалог и все его последствия ради общих интересов украинского народа.

  1. Беспрепятственно посещать их.
  2. Запрашивать и получать сведения, материалы и документы, необходимые для рассмотрения обращений по существу.
  3. Требовать объяснений от должностных лиц по вопросам, поставленным в жалобах.
  4. Выполнять проверку работы органов самостоятельно либо совместно с другими госструктурами, служащими и должностными лицами.

Кроме этого, администрации мест содержания осужденных обязаны обеспечивать безотлагательный прием уполномоченных. Руководство этих учреждений теперь не может проверять обращения заключенных к омбудсмену. При этом в течение суток администрация обязана направить жалобу уполномоченному. Омбудсмен может беседовать с заключенным или осужденным наедине в условиях, которые позволяют руководству учреждения видеть, но не слышать их.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана , хотя официальные названия должности в разных странах различные.

В 2015-2016 годах была проведена реформа, в результате которой существующие в России региональные Уполномоченные по правам человека были фактически подчинены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Таким образом образовалась «вертикаль» государственных правозащитников.

История

Уже 10 марта 1995 года Государственная дума отменила решение о назначении Ковалева . После него более трех лет в России не было Уполномоченного по правам человека. В конце декабря 1996 года был принят федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Лишь 20 мая 1998 года новым Уполномоченным был избран О. О. Миронов из фракции КПРФ , получивший 340 голосов депутатов . Его преемники (В. П. Лукин , Э. А. Памфилова и Т. Н. Москалькова) становились Уполномоченными по представлению президента России В. В. Путина .

Цели деятельности

Эффективность института Уполномоченного

В ежегодных докладах Уполномоченного содержится информация о количестве поступивших к нему жалоб и о результатах рассмотрения. Количество поступивших жалоб и иных к омбудсмену составляет несколько десятков тысяч в год. Часть из них отклоняется как неприемлемые (в 2013 г. такими были признаны 7,8 % жалоб). Если при рассмотрении жалобы сочтут, что заявитель не исчерпал всех средств правовой защиты, то в этом случае заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования. В 2013 году по 65,1 % поступивших к Уполномоченному жалоб было направлено заявителям разъяснение порядка обжалование и только 25,2 % всех поступивших жалоб были приняты к рассмотрению .

Уполномоченный и Конституционный суд

С 1999 года по 2014 годы по обращениями Уполномоченного Конституционный суд вынес 45 решений: 1 в 1999 году, 1 в 2001 году, 1 в 2002 году, 2 в 2003 году, 5 в 2004 году, 4 в 2005 году, 6 в 2006 году, 2 в 2007 году, 2 в 2008 году, 5 в 2009 году, 3 в 2010 году, 6 в 2011 году, 3 в 2012 году, 1 в 2013 году, 3 в 2014 году . Для сравнения - всего за 1999-2014 годы Конституционный суд вынес 19158 решений . Когда в 2014 году Уполномоченным по правам человека стала Памфилова , такая практика направления жалоб в интересах заявителей в Конституционный суд на определенное время прекратилась. Памфилова не отзывала жалоб, которые ее предшественник Лукин , успел подать в 2014 году до своей отставки. Однако ни одной жалобы в 2014 году она не подала в Конституционный суд . В 2015 году, впервые с 1999 года, Конституционный суд не вынес ни одного решения по жалобам Уполномоченного по правам человека в России . В 2015 году Памфилова направила три обращения в Конституционный суд: два заключения по запросу Конституционного суда и одну жалобу, решение по которой было принято Конституционным судом РФ в 2016 году .

Уполномоченный и Верховный суд России

Уполномоченный по правам человека в интересах заявителей иногда подает в Верховный суд Российской Федерации жалобы и ходатайства на решения нижестоящих судов по административным, гражданским и уголовным делам (в том числе в поддержку уже находящейся на рассмотрении в Верховном суде жалобы). Например, за 2013 год от Уполномоченного по правам человека В. П. Лукина в Верховный суд поступило (по данным официального сайта суда) 71 обращение, в том числе 37 обращений по уголовным делам, 32 по гражданским делам, 2 по административным делам . Его преемница обращалась в Верховный суд намного реже - за 2015 год она направила туда 49 обращений .

Часы приёма

  • По рабочим дням с 10:00 до 17:00.

Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (региональные омбудсмены)

Должность регионального омбудсмена как независимого правозащитного органа появилась благодаря Совету Федерации. 17 апреля 1996 года Государственная дума Российской Федерации приняла федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Этот закон предусматривал право федерального Уполномоченного создавать на местах свои региональные представительства