Проблемы развития местного самоуправления в рф. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения реализацию органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возлож

В соответствии с Конституцией (ч. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ч. 1 ст. 130 Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Закон об организации местного самоуправления определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Основная цель организации местного самоуправления - широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Следует отметить, что современная организация местного самоуправления создается в нашей стране не на пустом месте. Впервые местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра I (1699-1702). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785) и получили дальнейшее развитие в Городовом положении (1870). Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и уездных земских учреждениях (1864) достаточно последовательно реализовывалась идея решения населением задач губернского и уездного значения, однако местное самоуправление не было создано на низовом уровне - волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Конституция РСФСР

1918 г., закрепившая полновластие Советов как органов государственной власти на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушила по существу систему российского самоуправления.

Существенный вклад в возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных форм и полномочий внесли Конституция РФ 1993 г., Федеральные законы от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ныне утратил силу), от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Закон об организации местного самоуправления.

В нормах Конституции и указанных федеральных законах содержатся положения, закрепляющие основы статуса местного самоуправления: самостоятельность органов местного самоуправления; невключение их в систему органов государственной власти; обеспечение местным самоуправлением решающей роли населения в решении вопросов местного значения, руководства муниципальной собственностью; осуществление самоуправления через местные референдумы, выборы, а также через муниципальные органы; самостоятельность в определении структуры своих органов; учет мнения населения при изменении границ муниципальных территорий.

Система местного самоуправления включает в себя законодательную регламентацию:

  • - определения территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;
  • - формирования механизма местного самоуправления; закрепление принципов местного самоуправления; полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления; гарантий осуществления местного самоуправления.

В соответствии с Законом об организации местного самоуправления его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образований: городские, сельские поселковые, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Основными разновидностями местного самоуправления могут быть органы, образуемые:

  • - в городских и сельских поселениях;
  • - частях указанных поселений (районы городов, микрорайоны, кварталы, улицы и т.п.);
  • - совокупности поселений, объединяемых общей территорией (районы, уезды, сельские округа - волости, сельсоветы и т.д.).

Эти виды территорий, отличающиеся во многом от официальных административно-территориальных образований, призваны способствовать населению в решении многообразных вопросов местного значения, в частности непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихся муниципальных образованиях.

Механизм местного самоуправления, представляющий собой организационные формы и методы его реализации, достаточно четко определен законодательством. Так, Конституция РФ (ч. 2 ст. 130) установила, что местное самоуправление реализуется гражданами путем референдума, выборов, через выборные и другие органы местного самоуправления. Формы и методы местного самоуправления конкретизированы в Законе об организации местного самоуправления, законодательных актах субъектов РФ, а также в уставах соответствующих муниципальных образований. Механизм местного самоуправления включает в себя: органы и должностные лица местного самоуправления; формы прямого волеизъявления граждан; территориальное общественное самоуправление.

К органам и должностным лицам местного самоуправления относятся прежде всего выборные органы: представительные, состоящие из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; выборные главы муниципального образования и другие избираемые населением должностные лица. Кроме выборных органов, уставами муниципальных образований могут учреждаться иные органы и должностные лица местного самоуправления. Порядок их образования, сроки полномочий определяются в каждом конкретном случае уставами соответствующих муниципальных образований.

Прямое волеизъявление граждан по вопросам местного значения может осуществляться путем проведения местных референдумов, муниципальных выборов, собраний (сходов) граждан, а также посредством обращений граждан в органы местного самоуправления. Важно отметить, что законодательством субъектов РФ установлены правила: решения местных референдумов и собраний (сходов), принятые большинством голосов граждан, являются обязательными на территории соответствующего муниципального образования; проекты правовых актов местного значения и обращения граждан должны быть обязательно рассмотрены и по ним должны быть приняты соответствующие решения.

Предусмотренное законодательством территориальное общественное самоуправление дает гражданам реальную возможность самоорганизо- вываться по месту их жительства на части территории муниципального образования (например, микрорайонов городов, кварталов, улиц, дворов, домов). С учетом исторических и национальных традиций, а также местных особенностей могут формироваться и другие формы общественного самоуправления (родительские комитеты в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, общественные советы библиотек, женские советы, местные комитеты ветеранов т.п.).

В механизме местного самоуправления важное место принадлежит принципам его реализации. Среди них:

  • - организационная обособленность местного самоуправления от органов государственной власти;
  • - формирование органов местного самоуправления непосредственно населением соответствующего муниципального образования;

многообразие организационных форм местного самоуправления;

  • - самостоятельность местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения;
  • - возможность взаимодействия с органами государственной власти при решении сложных вопросов жизнедеятельности муниципального образования;
  • - обеспечение государством правовых и организационных гарантий местного самоуправления.

Для формирования и деятельности органов местного самоуправления важное значение имеют решения Конституционного Суда РФ. Так, в Постановлении от 30 мая 1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изменениями от 22 апреля 1996 года)» определен механизм решения вопросов о сроках выборов в органы местного самоуправления в переходном периоде их становления; в Постановлении от 24 января 1997 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”» решены вопросы соотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти. Принципиальный характер носят положения этого решения о том, что не могут быть созданы органы власти на территориях, не имеющих согласно Конституции (устава) субъекта РФ статуса административно-территориальной единицы и др.

Местное самоуправление согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Закон предусматривает ограничение прав граждан на местное самоуправление на отдельных территориях в целях обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и защиты конституционного строя. Численность поселения не может служить препятствием в осуществлении права граждан на местное самоуправление.

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения ее вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение образа жизни в лучшую сторону; улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей.

Система местных органов самоуправления всегда тесно связана с административно-территориальным делением государства. Оно не может противопоставляться центральной власти, суверенитет которой распространяется на всю территорию государства.

Главная цель создания системы местного самоуправления -- улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов -- основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.

Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.

Так как местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то этот термин следует понимать как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность. К предметам ведения местного самоуправления отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализация. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.

Методы, применяемые в местном самоуправлении:

экономические;

организационно-распорядительные;

социально-психологические.

Наибольший эффект может быть достигнут только при их сочетании, так как они тесно взаимосвязаны.

Местное самоуправление обладает определенными признаками, среди которых можно отметить следующие:

наличие у муниципального образования собственности и автономного бюджета;

существование и реальное функционирование местных представительных органов;

отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему;

соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления;

реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;

выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями, осуществление контроля над аппаратом управления;

свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах;

гарантия социальной защиты населения, образующего местное сообщество, особенно при проведении крупномасштабных преобразований.

Положительные стороны местного самоуправления заключаются в следующем:

  • 1. Местное сообщество получает полную свободу решения всех социальных, экономических, политических и других вопросов местного значения исходя из интересов населения соответствующего муниципального образования и особенностей его развития.
  • 2. Местное сообщество приобретает реальное право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, определять целесообразность, направления, условия и сроки ее приватизации и муниципализации на местах.
  • 3. Расширяется бюджетная самостоятельность, которая гарантируется федеральным законом. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
  • 4. Местное самоуправление предусматривает гарантии и обеспечение минимальных государственных социальных стандартов по основным показателям уровня качества жизни.
  • 5. Создаются благоприятные условия для развития народовластия.

Население, образующее местное сообщество, приобретает полную свободу в выборе и использовании разнообразных форм непосредственной демократии (местных сходов, собраний, конференций, референдумов жителей и т. д.). Население получает закрепленное федеральным законом и уставом местного сообщества право на проявление правотворческой инициативы по всем вопросам местного значения. Это способствует развитию собственной правовой базы муниципальных образований в сочетаниий в соответствии с федеральной правовой базой. Проекты местных нормативно-правовых актов, внесенные населением в органы самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения -- обнародованию для всеобщего сведения.

Местное самоуправление -- это противовес всесилию и злоупотреблению центральных государственных структур. Реальное участие в местном самоуправлении предоставляет населению возможность для получения политического образования. Общие задачи, совместная деятельность людей 3 их общая ответственность положительно влияют на развитие демократии.

Противники развития местного самоуправления в России утверждают, что в конечном счете оно приведет к дезинтеграции, расколу общества и ущемлению национальных интересов. Однако такие мнения противоречат опыту существования местного самоуправления в странах с развитой рыночной экономикой, где не наблюдается таких негативных последствий.

Местное самоуправление допустимо лишь при определенных условиях:

  • 1. Гарантируется соблюдение общегосударственных интересов.
  • 2. Обеспечиваются территориальная целостность, суверенитет и безопасность государства.
  • 3. Сохраняется единое экономическое пространство, не разграниченное таможенными, финансовыми и иными барьерами, что способствует свободному перемещению товаров и услуг на всей территории страны.

Появление таких негативных явлений, как преобладание в условиях местного самоуправления частных интересов над общими и интересов местного сообщества над общенациональными, ослабление межрегиональных социально-экономических связей, возникновение трудностей в разработке и практической реализации крупномасштабных и дорогостоящих проектов и программ в связи с ограниченностью средств отдельно существующих местных сообществ и многие другие, может быть йсключено. при правильной организации местного самоуправления.

К числу задач, решаемых с помощью местного самоуправления, относятся следующие:

  • 1. Выявление социальных целей, приоритетов и потребностей проживающего на данной территории населения.
  • 2. Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах.
  • 3. Укрепление финансово-хозяйственной базы местных сообществ.
  • 4. Создание необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
  • 5. Обеспечение многообразия форм участия населения в решении местных вопросов социально-экономического развития.
  • 6. Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов.
  • 7. Повышение инвестиционной привлекательности территории.

В настоящее время в России существует множество причин, доказывающих необходимость развития местного самоуправления. Среди основных причин можно выделить следующие:

  • 1. Потребность в демократизации всех сфер жизни российского общества, общегосударственной и региональной децентрализации с перераспределением в разумных пределах власти и ресурсов между федеральной, промежуточными территориальными (региональными) структурами и административно-территориальными образованиями в пользу местных сообществ.
  • 2. Ориентация местных сообществ на самопомощь, повышение деловой активности всего дееспособного населения соответствующих территорий.
  • 3. Необходимость сбалансирования интересов и отношений федеральных, региональных, местных территориальных образований и соответствующих им органов власти, правильного распределения между ними полномочий и ответственности.
  • 4. Потребность в улучшении качества жизни большей части населения всех территориальных образования.

Развитие местного самоуправления в городах России не только важная, но и очень сложная задача. Ее решение возможно только при наличии прочного научного фундамента. Сегодня, к сожалению, уровень научного обеспечения местного самоуправления очень низкий.

Несмотря на существенные различия, имеющиеся в самоуправлении различных типов и видов городов, есть много общих проблем, которые необходимо решать на единой научной базе.

Роль местного самоуправления

Прежде чем говорить о проблемах и способах их решения в сфере местного самоуправления, следует обратиться к трактовке термина "местное самоуправление" или сокращенно МСУ. По мнению Т.З. Алиева, именно органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения .

Федеральный закон № 131-ФЗ дает следующую трактовку термина "местное самоуправление":

Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и/или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

Местное самоуправление представляет интерес для науки уже давно. Роль МСУ нашла выражение и в широком интересе к термину. Так, само понятие и его особенности, связь органов МСУ с населением и центральными органами власти исследовали еще русские правоведы начала XX века, такие как: А. Д. Градовский, И. И. Евстихиев, Н.И. Лазаревский, М.И. Свешников и др.

Местное самоуправление в РФ наделено важной ролью, которая выражается в том, что именно оно объединяет личность, государство, государственную власть в рамках общности интересов государства и общества.

Деятельность местного самоуправления в РФ

Формирования местной власти являет собой процесс длительный и сложный. В современной России МСУ по-прежнему находится на стадии формирования. Путем проб и ошибок выбираются оптимальные для российских условий подходы к местному самоуправлению. В настоящее время деятельность органов местного самоуправления сталкивается со следующими трудностями:

  • проблемы, связанные с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления,
  • дефицит квалифицированных специалистов в области муниципального управления,
  • недостаточность его собственной доходной базы,
  • отсутствие надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти.

Реформирование деятельности органов местного самоуправление продолжается уже более 25 лет. Несмотря на положительные изменения, проблемы остаются. Они обусловлены, прежде всего, тем, что в процессе реформирования недостаточно учитывается разница в социально-экономическом развитии регионов и их значительные различия по иным признакам, таким как:

  • размеры территории,
  • освоенность территории,
  • плотность населения,
  • климатические условия и т.д.

В свете изучения деятельности органов МСУ и проблем функционирования местного самоуправления, большой интерес вызывает подход к выявлению проблем Л.В. Гильченко. Он выделяет систему факторов, препятствующих становлению МСУ в РФ. Они представлены на рисунке.

Проблемы в деятельности МСУ по Л.В. Гильченко

Государство упорно продолжает совершенствовать деятельность местного самоуправления , несмотря на активное сопротивление обленившихся и коррумпированных чиновников. Процесс продвигается очень медленно, так как население не в полной мере осведомлено о той деятельности органов МСУ, которую они должны реализовывать.

Для достижения поставленных перед новым этапом административной реформы целей необходимо заставить трудиться неустанно все уровни власти. Для того, чтобы конституционное право населения на осуществление местного самоуправления получило свое реальное воплощение, требуются предпосылки не только законодательного характера.

Практически ни в одном регионе не оказывает положительный экономический эффект. Следует подчеркнуть, что проблемы экономического характера сдерживают поступательное развитие МСУ в России. До тех пор, пока в стране отсутствует прочная материально-финансовая база развития местного самоуправления и сохраняется экономическая зависимость органов местного самоуправления от федеральных и региональных органов государственной власти, процесс ее перехода к автономной модели местного самоуправления нельзя считать завершенным. Создание на местах организационно обособленных от государства властных структур, пусть даже на минимально возможном локальном уровне, – это лишь полдела. Власть должна быть обеспечена экономически. А это означает, что судьба всей муниципальной реформы, проводимой в стране, находится сегодня в прямой зависимости от результатов поиска эффективных механизмов укрепления экономической базы местного самоуправления .

Деятельность органов местного самоуправления может стать эффективной только при наличии совместных усилий населения, органов МСУ и государственной власти.

Перечень основных проблем местного самоуправления в России

Для понимания всего масштаба проблемности реформирования сферы МСУ, следует рассмотреть ключевые проблемы местного самоуправления по отдельности. Так, прежде всего в глаза бросается несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Низкий уровень финансирования и недостаточная экономическая и финансовая грамотность ведет к банкротству регионов и превращению их в дотационные.

По-прежнему остается необеспеченной полная реализация установленной Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления, таких, как:

  • запрет на ограничение прав местного самоуправления,
  • обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления,
  • судебная защита местного самоуправления.

В настоящее время существуют проблемы с кадрами муниципальной службы . Их можно условно разделить на три блока. Подробнее можно увидеть на рисунке ниже.

Блоки кадровых проблем МСУ

Отраженные на рисунке проблемы отрицательно сказываются на имидже муниципальной службы. Очевидна необходимость повышения профессионализма государственных служащих на всех уровнях, в том числе и на уровне МСУ.

Отдельно остановимся на такой проблеме которая звучит следующим образом: большая часть передаваемых полномочий, исполняемых органами МСУ, не имеет единых методик расчета расходов на их обеспечение. Отсюда и усугубление дефицита местных бюджетов. В настоящее время ключевыми источниками доходов местных бюджетов остаются межбюджетные трансферты, в том числе в рамках действующих федеральных и региональных программ.

Нельзя пройти мимо таких серьезных проблем местного самоуправления, как:

  • Коррупция
  • Кумовство
  • Осознанное вредительство
  • Бездействие

С коррупций идет активная борьба, но до маленьких городов и сел, она почти не доходит. Там же процветает кумовство и банальная лень чиновников. Что касается осознанного вредительства, то оно пока остается на всех уровнях местного самоуправления.

Пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации

Определим основные векторы развития местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Прогрессивные муниципальные образования должны получить действенные стимулы для развития, а отстающие в развитии территории – гарантии государственной поддержки.

В тех сферах, где компетенция различных уровней публичной власти тесно переплетена, необходимо четко определить полномочия органов власти и самоуправления.

Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной политики государства. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников.

Необходимо совершенствовать процесс судебной защиты местного самоуправления. В этой связи нужно упорядочить судебную практику и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.

Также следует увеличить уровень контроля за органами местного самоуправления. Нужна личная ответственность для каждого чиновника. При этом нужно усовершенствовать механизм контроля. К сожалению, органы государственного контроля и надзора, осуществляя проверки и вынося решения в отношении органов и должностных лиц МСУ, не всегда принимают во внимание условия, сложившиеся в муниципалитете, реальные возможности органов МСУ и актуальные потребности населения.

Что касается проблем в сфере кадрового обеспечения местного самоуправления, то следует усилить работу с профильными ВУЗами, снизив процент "низкосортных" или "неэффективных" выпускников. Рекомендуется проводить работу со студентами с целью повышения будущей профессиональной ответственности. Органы местного самоуправления должны обеспечить студентам условия для полноценного прохождения практики, а не формальное присутствие.

Защита дипломов в профильном вузе должна проходить в присутствии беспристрастных представителей органов местного самоуправления, чтобы снизить процент успешной защиты низкокачественных дипломных, магистерских и бакалаврских.

Кроме того, следует усовершенствовать процедуру создания и работы с кадровым резервом. Это нужно, чтобы появилось больше ответственных и готовых к эффективной работе муниципальных служащих.

Литература

  1. Алиев Т.З. Местное самоуправление как демократический институт власти // Власть, Выпуск №8, 2008год. С. 24-29
  2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ
  3. Сологуб В.А. Хашева И.А. Конфликты в процессах воздействия и взаимодействия правоустанавливающих субъектов властной вертикали современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №2, 2016. С. 11-22
  4. Петрова Е.А. Модернизация местного самоуправления как фактор социально-экономического развития территорий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского Государственного Аграрного Университета Издательство: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, №22. 2012 г.С. 969-980

О том, что есть некие органы местного самоуправления знает каждый россиянин. А вот что они представляют собой, для чего нужны и какими полномочиями наделены - вот с пояснением этих вопросов уже могут возникнуть затруднения. В нашей статье мы поможем читателям разобраться с тем, что же такое органы местного самоуправления в Российской Федерации.

Вконтакте

Организация социальной активности граждан

В России две разновидности власти:

  • Государственная (общая, политическая власть);
  • Муниципальная (местная).

Согласно определению МСУ (расшифровка - местное самоуправление) - организация социальной активности граждан, которая делает возможным участие населения в самостоятельном решении вопросов местного значения:

  • Обеспечение публичных интересов;
  • Управление муниципальной собственностью;
  • Развитие экономики и культурной сферы муниципалитета.

Осуществляется оно (МСУ) в муниципальных образованиях:

  • В городе (части города);
  • В селе (в нескольких селах, у которых общий район) и т. д.

Из этого видно, что государственная власть осуществляет «сверху», а вот предоставление возможности населению самому управлять своими делами, а также решать некоторые региональные вопросы обеспечивают органы местного самоуправления.

Примерами МСУ будут: муниципальный совет, муниципальная администрация и т. п.

Основы деятельности

Рассмотрим основы деятельности МСУ:

Сфера полномочий

Кратко представим описание того, какие вопросы решает местное самоуправление:

У муниципального самоуправления имеется и собственность:

Чтобы обеспечивать содержания всей этой собственности нужны финансы. Для этого муниципалитетом составляется свой бюджет. Доход в него приносят:

  • Местные налоги (транспортный сбор, дорожный налог, коммунальные платежи), сборы, отчисления и штрафы;
  • Отчисления с доходов муниципальных промышленных предприятий, торговых фирм, предприятий сферы услуг;
  • Дотации;
  • Финансовые поступления от приватизации имущества или от сдачи его в наем.

Права органов

Органы МСУ имеют право:

Структура МСУ

В нее включены:

  • Орган контроля;
  • Местная администрация;
  • Представительный орган.
  • Глава МСУ.

Орган контроля

Он занимается осуществлением надзора за расходами и имуществом муниципального самоуправления. Если в нем нет необходимости, то данные функции могут быть упразднены. Обычно контрольный орган представлен отделом ревизии и контрольно-счетной палатой. Подчиняется уставу, а формируется на выборах. Либо же по указу представительного органа. В ряде случаев обязанности по надзору осуществляет один человек.

Местная администрация

В ее задачи входит решение вопросов, возникающих в определенном муниципальном субъекте. Кроме этого, на местной администрации лежит обязанность по контролю за выполнением принятых законов.

Структура администрации утверждается представительным органом. В нее могут входить территориальные и отраслевые органы.

Глава МСУ

Это должностное лицо, подчиняющееся представительному органу. Согласно принятому уставу он наделяется определёнными полномочиями для решения ряда задач. Контроль за выполнением деятельности осуществляет представительный орган МСУ и население.

Прекращение деятельности полномочий главы предусмотрено Законом. Варианты досрочного прекращения:

  • Отставка по собственному желанию;
  • Отзыв избирателями;
  • Отказ от должности и т. д.

Представительный орган

Представительный орган местного самоуправления представляет собой выборный инструмент предъявления волеизъявления народа. Состоит он из депутатов, которых выбирает народ при помощи тайного голосования. Количество депутатов определяется уставом.

Наделен полномочиями принимать решения от имени жителей населенного пункта. Кроме того, в его обязанности входит представление интересов муниципального образования и его жителей. Можно сказать, что именно этот орган реализовывает управление почти всеми вопросами.

Все решения депутаты принимают в коллегиальном порядке.

В полномочия представительного органа включено:

Получается, что органы МСУ выступают в качестве посредника между населением и государством. Основной их задачей является обеспечение создания благоприятных условий для проживания людей. Но, одновременно с этим, МСУ несут ответственность за свои действия и, в первую очередь, перед населением.

Веприкова Е.Б.

Участие населения в решении вопросов местного значения как приоритет реформирования и фундамент дееспособности местного самоуправления

Идея непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения является ключевой для реформирования местного самоуправления, и проходит красной линией через весь текст ФЗ №131. Она находит свое отражение в понятии местного самоуправления, определяет структуру закона, предусматривает обязательность решения ключевых вопросов местного самоуправления через непосредственное волеизъявление населения и/или при его участии в принятии решений органами местного самоуправления.

В представленной ниже таблице можно сравнить содержание термина «местное самоуправление» в редакции 1995 года и в новой редакции.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995)

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003)

Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Принципиальное отличие новой трактовки состоит в изменении роли населения в осуществлении местного самоуправления через введение союза «и». Новое понимание местного самоуправления предполагает, прежде всего, деятельность самого населения, а не органов местного самоуправления. В редакции 1995 года деятельность по решению вопросов местного значения могла осуществляться населением или органами МСУ на альтернативной основе, поэтому в практической деятельности муниципальных образований основную роль играли органы местного самоуправления, а не население, роль которого сводилась преимущественно к участию в избирательном процессе (при повсеместно низкой явке на местных выборах). Введение в определение местного самоуправления союза «и» предполагает совместное решение населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения, где органы власти организуют и обеспечивают условия для активного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Исходя из новой трактовки самой сути местного самоуправления, отраженной в его определении, должен измениться принципиальный подход к моделированию деятельности муниципального образования по решению вопросов местного значения. Создавая организационный механизм этой деятельности необходимо первоначально определить, что население и/или создаваемые им организации могут «взять на себя» в решении вопросов местного значения (определяя также условия и механизмы, обеспечивающие возможность такой деятельности) и только потом определять задачи органов местного самоуправления в решении этих вопросов. В этом случае население и органы местного самоуправления станут партнерами в решении задач развития муниципального образования, где власть сотрудничает с гражданским обществом, не подменяя его. Органы местного самоуправления перейдут от прямого исполнения к управлению процессами, организуя и стимулируя самодеятельные организации (как некоммерческие, так и коммерческие) в их активности по решению вопросов местного значения. Такой подход является не только новацией 131 ФЗ, но и принципиальным направлением всего процесса реформирования системы публичной власти в России, составной частью которого является реформирование местного самоуправления.

Структура новой редакции ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также отражает приоритетность участия населения в местном самоуправлении. В законе редакции 1995 года сначала шла глава III «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления», а лишь потом глава IV «Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления». Такая структура подчеркивала приоритет органов МСУ над деятельностью населения. В новой редакции закона вначале регламентируется участие населения в местном самоуправлении (гл. V «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления») и только потом прописываются нормы, определяющие деятельность органов местного самоуправления и его должностных лиц (гл.VI). То есть, налицо изменение приоритетов в осуществлении местного самоуправления - вначале самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения и только в дополнение к ней деятельность органов местного самоуправления.

Само содержание V главы ФЗ № 131 еще более усиливает целевую установку реформы. Значительно расширился перечень форм участия населения в местном самоуправлении (по отношению к редакции 1995 г.), введены нормы защищающие права жителей на участие в местном самоуправлении, которые особенно актуальны в случае отсутствии желания у органов МСУ привлекать население к своей деятельности.

Содержащиеся в главе V формы, можно разделить на формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы участия населения в деятельности органов местного самоуправления. К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления можно отнести: формы прямого волеизъявления (референдум, выборы, голосования по отзыву и по вопросу изменения границ и преобразования муниципального образования, сход) и формы осуществления инициатив граждан по вопросам местного самоуправления (в главе V описана только одна форма - ТОС, но ст. 33 предусматривает возможность расширения этих форм). К прописанным в законе формам участия населения в решении вопросов местного значения органами местного самоуправления относятся: правотворческая инициатива, публичные слушания, собрания и конференции граждан, опрос, обращения граждан. Органы местного самоуправления, поддерживая и стимулируя активность населения, получат возможность опереться на мнение жителей при принятии решений и, таким образом, повысить их эффективность, расширить ресурсную базу и социальную поддержку своей деятельности.

Особую роль в деятельности органов местного самоуправления должны сыграть публичные слушания. Это связано с обязательностью их проведения при рассмотрении: проекта Устава муниципального образования, а также проекта муниципального правового акта о внесении изменений в Устав; проекта местного бюджета и отчета о его исполнении; проектов планов и программ развития муниципального образования; вопросов о преобразовании муниципального образования (п.3, ст. 28, ФЗ № 131). Перечисленные вопросы не только являются ключевыми для любого муниципального образования, их рассмотрение носит регулярный характер (например, бюджет, программы и планы). Это означает, что обязанность по их организации ложится на органы местного самоуправления, а регулярность проведения предполагает разработку отлаженного механизма позволяющего обеспечивать деятельное участие населения в обсуждении этих вопросов. Необходимость закрепления правовых норм в Уставе и/или в специальном нормативном правовом акте означает необходимость выработки единой процедуры, не зависимо от инициатора, рассматриваемого вопроса и степени активности населения. Вступление в действие 1 января 2006 г. всех требований ст.28, потребует повсеместного проведения публичных слушаний по обязательным вопросам, и в порядке реализации инициативы населения и органов местного самоуправления. Следовательно, разработка, апробация, и принятие нормативных правовых актов по участию населения в публичных слушаниях и в других формах осуществления местного самоуправления является актуальной для переходного периода. При этом необходимо предусмотреть необходимость просветительской и организационной работы по привлечению населения к участию в этих формах местного самоуправления.

Однако органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований нередко упускают из вида это направление деятельности по решению задач реформирования местного самоуправления. Например, в программе реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае (принятой Законодательной Думой 25.02.2004 г., № 1091) даже нет раздела связанного с привлечением населения к участию в местном самоуправлении, что является серьезным упущением, так как игнорируется один из приоритетов реформы местного самоуправления. В результате, программа не предусматривает содействия муниципальным образованиям в решении этой непростой проблемы, и не ориентирует органы местного самоуправления на самостоятельную деятельность по привлечению к участию в реформировании и в осуществлении местного самоуправления жителей муниципальных образований. Нередко можно отметить стремление органов местного самоуправления максимально оттянуть решение этих вопросов (даже при наличие инициативы со стороны населения) и/ или формализировать (ограничить) и имитировать активность населения.

Неконструктивная позиция органов местного самоуправления по привлечению населения к своей деятельности и к решению вопросов местного значения основывается скорее на страхе продемонстрировать свою некомпетентность, нежелании «подставлять себя» под критику и тому подобное, а не на трезвом анализе всех за и против. Органам местного самоуправления активность населения жизненно необходима, так как она не только позволяет повысить эффективность собственной деятельности (за счет постоянной обратной связи и учета потребностей своих жителей), но и обеспечивает возможность качественного решения вопросов местного значения. Только объединяя ресурсы всего местного сообщества, выступая его лидером и организатором, органы местного самоуправления способны обеспечить устойчивое развитие своей территории, повысить социальную активность и ответственность населения, разрешить внутренние конфликты, обеспечить исполняемость собственных решений, оптимизировать использование бюджетных средств и защитить права местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти. Все перечисленное и есть организация дееспособной местной власти.

У местного самоуправления есть особая историческая миссия - преодолеть отчуждение между обществом и властью, так как именно на местном уровне их интересы тесно переплетены и максимально сближены. Местное самоуправление, с одной стороны, является уровнем публичной власти, а с другой - институтом гражданского общества. Поэтому, именно местное самоуправление является фундаментом демократического общества, и, в этом качестве, основой конституционного строя Российской Федерации. Только на местном уровне возможна прямая демократия как постоянно действующий процесс и развитая демократия участия, позволяющая привлекать к решению актуальных проблем интеллектуальный потенциал и другие ресурсы населения. Поэтому, привлечение населения к местному самоуправлению является не только способом реализовать нормы закона и обеспечить дееспособность местного самоуправления, но фундаментальным условием устойчивости всей системы публичной власти в Российской Федерации, реализации норм Конституции России и жизнеспособности ее демократического устройства.

Поэтому, реализация ФЗ №131 обязательно предусматривает привлечение населения к местному самоуправлению. Для предварения в жизнь этой ключевой идеи реформы необходимо уже на переходном этапе начать воплощать идеологию реформы, а не тратить усилия на создание нежизнеспособных схем и механизмов, построенных по принципу: «Трудно проводить реформирование, ничего не меняя, но мы будем стараться!».

Представляется, что потребуется провести в жизнь ряд мер минимально необходимых для привлечения населения, а именно:

1. Обеспечить ускоренную разработку и принятие муниципальных нормативно-правовых актов по реализации гл.V ФЗ №131.

2. Организовать информирование и популяризацию среди населения идей местного самоуправления, разъяснение основных положений реформы, прав и возможностей по участию в местном самоуправлении.

3. При разработке организационных механизмов решения вопросов местного значения в муниципальных образованиях предусматривать возможности непосредственного их решения населением и создавать механизмы по привлечению населения к осуществлению местного самоуправления (муниципальный заказ, муниципальный грант и др.)

4. Содействовать становлению организаций граждан, ориентированных на решение проблем местного сообщества (некоммерческие организации) и стимулировать гражданскую активность и ответственность.

Эти и другие меры могут войти в содержание программы реформирования местного самоуправления, обязательным разделом которой должен быть раздел о привлечении населения к местному самоуправлению и его реформированию.