Уполномоченный при президенте по. Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей: биография, личная жизнь

Ключевые слова

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВО / СУБЪЕКТЫ РФ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / STATE / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ECONOMIC BASICS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM / BUSINESS OMBUDSMAN / OMBUDSMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Фадеева В. А.

Введение. В современных экономических условиях России стала очевидной необходимость создания дополнительных инструментов поддержки прав и законных интересов предпринимательства. Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012 г. института в РФ. В статье отстаивается позиция, основанная на анализе конституционных положений, федерального законодательства, а также политэкономического развития России, согласно которой бизнес-омбудсмен является конституционным институтом. Результаты. В статье для исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей были применены общенаучные методы: анализ, синтез, метод системного подхода, метод функционального подхода, а также частнонаучные методы: статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой. Результатом исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей является обоснование автором позиции, согласно которой институт бизнес-омбудсмена обладает конституционно-правовым статусом. Заключение. Институт бизнес-омбудсмена – это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельностьобширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы органов, предусмотренных Конституцией РФ.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Фадеева В. А.

  • Политико-правовые основы взаимодействия бизнес-омбудсмена с органами власти и иными организациями по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

    2014 / Крючкова Е. А.
  • Уполномоченные по защите прав предпринимателей: зарубежный опыт и Российская модель

    2014 / Эмих Валентина Викторовна
  • Формирование Российской национальной модели правозащитных учреждений в сфере предпринимательской деятельности

    2016 / Корженевская Надежда Владимировна
  • Независимость уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации как условие развития предпринимательства

    2018 / Абакумова Екатерина Борисовна

Introduction. The article considers the status of Business Ombudsman in Russia. This topic is relevant because it is important for Russia today: higher rates of the private sector, especially, of the small and medium businesses. In this regard, the hot topic for our country is protecting of businesses, in particular, their economic rights in their relations with the state . Results. In an article for the study of Business Ombudsman in Russia apply scientific methods of analysis, synthesis, method, system approach, the method of the functional approach, as well as private science methods: statistic, legalistic and comparative law. The study the status of Business Ombudsman in Russia showed that this institution has Constitutional status although it is not registered in the text of Constitution of the Russian Federation. Conclusion. The Russian Business Ombudsman Institution is a new structure in the modeling of relations between the state and business in the country. Its activities are extensive and specific and includes such powers, which could not be implemented effectively in the work of the bodies provided for by the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ»

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РФ

В. А. Фадеева

аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Введение. В современных экономических условиях России стала очевидной необходимость создания дополнительных инструментов поддержки прав и законных интересов предпринимательства. Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012 г. института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ. В статье отстаивается позиция, основанная на анализе конституционных положений, федерального законодательства, а также политэкономического развития России, согласно которой бизнес-омбудсмен является конституционным институтом. Результаты. В статье для исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей были применены общенаучные методы: анализ, синтез, метод системного подхода, метод функционального подхода, а также частнонаучные методы: статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой. Результатом исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей является обоснование автором позиции, согласно которой институт бизнес-омбудсмена обладает конституционно-правовым статусом. Заключение. Институт бизнес-омбудсмена -это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельность

обширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы органов, предусмотренных Конституцией РФ. Ключевые слова: уполномоченный по защите прав предпринимателей, уполномоченный по правам человека, государство, субъекты РФ, экономические основы конституционного строя.

Введение

В Преамбуле Конституции РФ сказано, что она принимается в стремлении обеспечить благополучие и процветание России . Не секрет, что они возможны только при наличии сильной конкурентоспособной экономики государства. Сегодня на пути к благосостоянию государства необходимо развивать частный сектор российской экономики, устранять различные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства. Для достижения этих целей все более очевидной становится необходимость специальных инструментов поддержки частного сектора эко-

номики страны. Одним из таких инструментов можно считать введение указом Президента РФ в 2012 г. должности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, деятельность которого впоследствии была регламентирована Федеральным законом «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» . Принятие специального нормативного правового акта позволяет говорить о бизнес-омбудсмене как о специальном институте в государственном механизме защиты конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, применительно к области взаимодействия предпринимателей с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Результаты

«Необходимость создания данного института была обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить проблемы, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц и тому подобное» . Кроме того, на сегодняшний день одно из основных негативных явлений, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении своей деятельности, а именно рейдерство, в последние годы существенно изменилось. Как отметил федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, «раньше было рейдерство со стороны коммерческих структур... Теперь рейдерство - почти исключительно бизнес чиновников. В основном отъем компаний и имущества - удел людей, которые в свободное от этого время занимают высокие государственные посты и используют для этого государственный ресурс» . Такое положение дел привело к тому, что в 2011 г. была возбуждена 151 тысяча уголовных дел по экономическим статьям, из них лишь 21 тысяча стала предметом судебного рассмотрения. До суда не дошло абсолютное большинство дел, это позволяет говорить о том, что уголовные дела используются как инструмент воздействия на предпринимателей. Для сравнения, в сфере защиты гражданских прав до суда доходит более 90% дел . Также бизнес-омбудсмен озвучил данные, в соответствии с которыми в тюрьмах находится 13 600 предпринимателей, из них 5211 заключены под стражу , тогда как в соответствии с п. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ такая мера пресечения свободы не может быть применена в отношении

подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений по экономическим статьям.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 УПК РФ «Упол -номоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.» . Данный нормативный правовой акт также предусмотрел возможность создания государственного органа уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. На сегодняшний день институт бизнес-омбуд-смена представлен в 68 субъектах Федерации, в большинстве из которых уже приняты либо принимаются соответствующие законы. В одних регионах, например в Липецкой, Оренбургской и Саратовской областях, учреждены соответствующие должности, но законы еще не приняты, в других, как, например, в Омской области, данная должность появится только вместе с принятием соответствующего нормативного правового акта. Есть также субъекты с принципиальной позицией. Так, большинство депутатов Законодательного собрания Кировской области отказалось принимать закон о бизнес-омбудсмене . Большинство субъектов в принятых законах предусматривает функционирование уполномоченного и его аппарата на постоянной профессиональной основе с выделением средств из регионального бюджета. Есть регионы, которые отстаивают позицию, в соответствии с которой региональный бизнес-омбудсмен должен осуществлять свою деятельность в качестве государственного органа на общественных началах. Такого мнения, в частности, придерживается М. А. Фатеев, уполномоченный по защите прав предпринимателей Саратовской области, под руководством которого в ТПП региона на данный момент разрабатывается соответствующий нормативный правовой акт. Стоит отметить, что в Ростовской области Законом «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области» предусмотрена диспозитивная норма, в соответствии с которой губернатор при назначении уполномоченного на должность вправе самостоятельно принять решение о замещении данной государственной должности на постоянной профессиональной основе или на общественных началах . На данный момент в указе губернатора Ростовской области предусмотрено, что бизнес-омбудсмен осуществляет свою деятельность на общественных началах .

Должность уполномоченного по защите прав предпринимателей должна быть введена

в каждом субъекте РФ с учетом особенностей конкретно взятого региона. Так, если говорить о Саратовской области, то бизнес-омбудсмен в этом субъекте также является президентом региональной ТПП, которая до введения исследуемого института занималась схожими вопросами. Данный факт позволяет бизнес-омбудсмену при осуществлении своей деятельности использовать аппарат ТПП Саратовской области, следовательно, нет острой необходимости в выделении средств из казны субъекта для оплаты его деятельности. Возможна также ситуация, при которой осуществление деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в том или ином регионе предпочтительнее на общественных началах ввиду дефицита бюджета региона.

Из законодательного определения исследуемого государственного органа следует, что защита прав и законных интересов предпринимателей - это основная задача бизнес-омбуд-смена, которая подразумевает, в первую очередь, его работу по рассмотрению жалоб субъектов предпринимательской деятельности на ненормативные правовые акты, решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Но следует полагать, что компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей в полной мере приобретает конституционно-правовое значение лишь при рассмотрении значения его деятельности в более широком смысле. То есть бизнес-омбудсмен должен стать таким государственным органом, который будет способствовать в наибольшей степени достижению баланса интересов государства и частного сектора экономики страны. Последнее утверждение основывается на том факте, что до недавнего времени в политико-экономической сфере нашего государства существовали поочередно перекосы в доминировании интересов государства и предпринимателей. Действительно, с момента принятия Конституции РФ в 1993 г., провозгласившей признание и защиту частной собственности, гармоничных отношений между государством и предпринимательством, увы, не сложилось.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей - институт, обладающий определенной спецификой, связанной с тем, что он является государственным органом, но само его создание было инициировано предпринимательским сообществом. Данный факт, с одной стороны, свидетельствует о позитивной эволюции отношений государства и предпринимательства, а с другой - предполагает, что своей деятельностью институт уполномоченного по защите прав пред-

принимателей способен повлиять на принятие в дальнейшем взвешенных политических решений в экономической сфере государства.

Сказанное выше позволяет говорить о том, что бизнес-омбудсмен в нашей стране имеет значение для конституционно-правового развития России и, следовательно, является конституционным институтом. Отметим, что в научной литературе существует противоположная позиция. Так, С. Г. Сергеев пишет, что уполномоченный по защите прав предпринимателей является внекон-ституционным институтом. При этом он отмечает, что если бы бизнес-омбудсмен вошел в состав Генеральной прокуратуры РФ путем назначения специального федерального прокурора, то только в этом случае он «интегрировался бы в систему установленных Конституцией государственных органов» . Данная позиция представляется спорной. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» данный орган осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Бизнес-омбудсмен, как было указано выше, задумывался структурой, осуществляющей защиту прав и законных интересов предпринимателей в их взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.

Анализ Конституции РФ дает основание говорить об обладании институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ конституционно-правовым статусом. Обратим внимание на место данного государственного органа среди органов, определенных Основным законом. Федеральный бизнес-омбудсмен изначально, с момента издания соответствующего Указа главы государства, был определен как «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей». Из положений Конституции РФ следует, что Президент России, не относясь ни к одной из обозначенных ветвей власти, осуществляет государственную власть. Следовательно, мы можем заключить, что бизнес-омбудсмен также не относится ни к одной из трех ветвей власти, закрепленных в Конституции, и подотчетен только главе государства. Но данный факт, так же как и в случае с органами прокуратуры, отнюдь не свидетельствует об отсутствии у него властных полномочий. Можно сказать, что институт уполномоченного по защите прав предпринимателей обладает правовым статусом «подсистемы государственной власти, которая не может быть отнесена к законодательной, исполнительной и судебной, но может функционировать совместно с ними, обеспечивая их необходимое с учетом требований современного общественного развития дополнение» .

После утверждения должности бизнес-омбудсмена соответствующим указом Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей вошел в структуру данного обеспечительного органа главы государства. То есть, говоря об институте уполномоченного по защите прав предпринимателей, следует выделять два аспекта его деятельности, во-первых, федеральный бизнес-омбудсмен и его рабочий аппарат - это самостоятельный государственный орган, а во-вторых, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - это должностное лицо Администрации Президента , которая также является государственным органом. Стоит отметить, что это произошло впервые, когда в состав Администрации главы государства была включена должность, возглавляющая самостоятельный государственный орган.

Говоря о нормах Конституции РФ, послуживших предпосылкой для создания института уполномоченного по защите прав предпринимателей, особое внимание необходимо сосредоточить на деятельности уполномоченного по правам человека в РФ. Следует отметить, что Основным законом изначально было предусмотрено данное должностное лицо конституционно-правовых отношений, в компетенцию которого до введения института бизнес-омбудс-мена входило рассмотрение в том числе жалоб от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти. Соответствующий федеральный конституционный закон также относит уполномоченного по правам человека и его аппарат к числу государственных органов. Возникает логичный вопрос: для чего было уполномоченного по защите прав предпринимателей делать звеном Администрации Президента, когда он мог являться элементом структуры органа уполномоченного по правам человека? Все не так просто, как казалось бы. Деятельность последнего регламентируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Данный нормативный правовой акт разъясняет, что омбудсмен существует в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Естественно, что экономические права граждан, среди которых право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, попадали под компетенцию уполномоченного по правам человека до введения должности бизнес-

омбудсмена. Анализ докладов уполномоченного по правам человека РФ за последние 5 лет показывает , что доля жалоб с экономической тематикой существенно уступает по количеству обращений по личным (гражданским) и социальным вопросам, а количество жалоб в сфере защиты прав предпринимателей от неправомерных действий государственных органов и должностных лиц составляет и вовсе незначительную долю процентов от общего показателя поступивших жалоб. Получается, что предприниматели неохотно обращались к уполномоченному по правам человека за защитой своих прав.

Заключение

Создание института бизнес-омбудсмена -это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельность очень обширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы института уполномоченного по правам человека. Для процветания же современной России сегодня крайне важно развитие ее частного сектора экономики. В связи с этим институт бизнес-омбудсмена должен занять особое положение среди органов, определенных Основным законом. Конституционно-правовому развитию нашего государства способствовала статья Конституции РФ, предусматривающая должность уполномоченного по правам человека. Она выступила своего рода предпосылкой для создания специального государственного органа - уполномоченного по защите прав предпринимателей. Компетенция последнего предполагает выведение из сферы деятельности омбудсмена, предусмотренного Конституцией, полномочий по защите прав предпринимателей. Закрепление же института бизнес-омбудсмена в качестве специального государственного органа свидетельствует об особенностях, возлагаемых на него целей и задач, которые стали актуальными в связи с современным политико-экономическим развитием нашего государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. 21 янв.

2. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 26, ст. 3509.

3. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: федер. закон от

В. Л.Фадеева. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ

4. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Официальный сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Sp ravkaNew%29?OpenAgent&RN=185348-6&02 (дата обращения: 12.04.2013).

5. Титов Б. Ю. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - о перспективах урегулирования своего законодательного статуса, первых практических результатах работы и перспективах института биз-нес-омбудсмена // Босс. 2013. № 4. С. 47-51.

6. Библиодосье к парламентским слушаниям на тему: «Создание в Российской Федерации института уполномоченных по защите прав предпринимателей». Официальный сайт Комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. URL: http://www.komitet2-7. km.duma.gov.ru/site.xp/052048052124052049048.html (дата обращения: 15.08.2013).

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (часть первая) от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 02.07.2013 N 16-П) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4921.

8. Кировские депутаты отказались вводить должность бизнес-омбудсмена // Рос. газ. 2013. 25 нояб.

9. Об Уполномоченном по защите прав предприни-

мателей в Ростовской области: Областной закон Ростовской области от 30 июля 2013 г. № 1146-3С // Наше время. 2013. № 394-395.

10. Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области: Указ Губернатора Ростовской области от 18 февраля 2013 г. № 19 // Наше время. 2013. № 394-395.

11. Сергеев С. Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение внеконституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 12-17.

12. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 (ред. от 23.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472.

13. Черкасов К. В. К вопросу о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 84-85.

14. Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерацииу: указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 15, ст. 1395.

15. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9, ст. 1011.

16. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http://ombuds-manrf.org/doklady (дата обращения: 12.04.2013).

The Russian Business Ombudsman Institution

Postgraduate, Department of Constitutional and Municipal Law, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia E-mail: [email protected]

Introduction. The article considers the status of Business Ombudsman in Russia. This topic is relevant because it is important for Russia today: higher rates of the private sector, especially, of the small and medium businesses. In this regard, the hot topic for our country is protecting of businesses, in particular, their economic rights in their relations with the state. Results. In an article for the study of Business Ombudsman in Russia apply scientific methods of analysis, synthesis, method, system approach, the method of the functional approach, as well as private science methods: statistic, legalistic and comparative law. The study the status of Business Ombudsman in Russia showed that this institution has Constitutional status although it is not registered in the text of Constitution of the Russian Federation. Conclusion. The Russian Business Ombudsman Institution is a new structure in the modeling of relations between the state and business in the country. Its activities are extensive and specific and includes such powers, which could not be implemented effectively in the work of the bodies provided for by the Constitution of the Russian Federation.

Key words: business ombudsman, ombudsman, state, subjects of the Russian Federation, economic basics of the constitutiona system.

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata na vsenarod-nom golosovanii 12 dekabrja 1993 g.) . Rossijskaja gazeta , 1993, 25 December.

2. Ob Upolnomochennom pri Prezidente Rossijskoj Federacii po zashhite prav predprinimatelej: Ukaz Prezidenta RF ot 22 ijunja 2012 g. № 879 . Sobr. zakonodatel"stvaRos. Federacii , 2012, № 879, article 3509.

3. Ob upolnomochennyh po zashhite prav predprinimatelej v Rossijskoj Federacii: Federal"nyj zakon ot 7 maja 2013 g. № 78-FZ . Sobr. zakonodatel "stva Ros. Federacii , 2013, № 19, article 2305.

4. Ob upolnomochennyh po zashhite prav predprinimatelej v Rossijskoj Federacii: zakonoproekt № 185348-6 (About Business ombudsmen in the Russian Federation: bill № 185348-6). Oficial"nyj sajt Gosudarstvennoj Dumy Federal"nogo Sobranija Rossijskoj Federacii (The official website of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation). Available at: http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?O penAgent&RN=185348-6&02 (accessed 12 May 2013).

5. Titov B. Yu. Business Ombudsman of the President of the Russian Federation about the prospects for the settlement of their legal status, the first practical results of work and prospects of business Ombudsman Institute. Boss, 2013, no. 4, pp. 47-51 (in Russian).

6. Bibliodos"e k parlamentskim slushanijam na temu: «Sozdanie v Rossijskoj Federacii instituta upolno-mochennyh po zashhite prav predprinimatelej (Dossier for the parliamentary hearings on the topic «Creation in the Russian Federation the Russian Business Ombudsman Institution»).Oficial"nyj sajt Komiteta Gosudarstvennoj Dumy po jekonomicheskoj politike, innovacionnomu razvitiju i predprinimatel"stvu (Official site of the State Duma Committee on Economic Policy, Entrepreneurship and Innovation Development). Available at: http://www.komitet2-7.km.duma.gov.ru/site. xpA352048052124052049048.html (accessed 05 August 2013).

7. Ugolovno-processual"nyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaja) ot 18 dek. 2001 g. N 174-FZ (red. ot 02.07.2013 № 16-P) . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 2001, no. 52 (part I), article 4921.

8. Kirovskie deputaty otkazalis" vvodit" dolzhnost" biznes-ombudsmena . Rossijskaja gazeta , 2013, 25 November.

9. Ob Upolnomochennom po zashhite prav predprini-matelej v Rostovskoj oblasti: Oblastnoj zakon Ros-tovskoj oblasti ot 30 ijulja 2013 g. № 1146-3S . Nashe vremja, 2013, no. 394-395.

10. Ob Upolnomochennom po zashhite prav predprini-matelej v Rostovskoj oblasti: Ukaz Gubernatora Rostovskoj oblasti ot 18 fevralja 2013 g. № 19 . Nashe vremja, 2013, no. 394-395.

11. Sergeev S. G. «Upolnomochennye» i «specpredstavi-teli»: rasshirenie vnekonstitucionnosti v sisteme gosu-darstvennogo upravlenija sovremennoj Rossii [«Com-missioners» and «special envoys»: extraconstitutional expansion in the administration of modern Russia]. Konstitucionnoe imunicipal"noepravo [ Constitutional and municipal law], 2012, no. 10, pp. 12-17.

12. O prokurature Rossijskoj Federacii: Federal"nyj zakon ot 17 janv. 1992 g. № 2202-1 (red. ot 23.07.2013) . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 1995, no. 47, article 4472.

13. Cherkasov K. V. K voprosu o sootnoshenii ponjatij «organ gosudarstvennoj vlasti» i «gosudarstvennyj organ» . Probely v rossijskom zakonodatel stve , 2008, no. 2, pp. 84-85.

14. Ob utverzhdenii polozhenija ob Administracii Prezidenta Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 6 aprelja 2004 g. № 490 . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 2004, no. 15, article 1395.

15. Ob upolnomochennom po pravam cheloveka v Ros-sijskoj Federacii: Federal"nyj konstitucionnyj zakon ot 26 fev. 1997 g. № 1-FKZ (v red. ot 28 dekabrja 2010 g.). . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 1997, no. 9, article 1011.

16. Oficial"nyj sajt Upolnomochennogo po pravam che-loveka v Rossijskoj Federacii (Official website of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation). Available at: http://ombudsmanrf.org/doklady (accessed 12 May 2013).

Права Уполномоченного при Президенте РФ по защите субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Уполномоченный по обеспечению защиты прав субъектов предпринимательской деятельности имеет ряд прав и обязанностей. Так, к примеру, этот субъект судопроизводства имеет право одновременно с обжалованием правовых актов, которые были приняты органами местной власти, выносить собственные предписания. Соответственно, можно сделать вывод, что Уполномоченный может:

  • обжаловать различные акты, которые были приняты органами муниципальной власти, при условии, что содержащиеся в них нормы нарушают установленные законом права субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность;
  • выносить свои собственные предписания, согласно которым любые обжалуемые им законодательные акты местного уровня не будут иметь юридической силы до получения Уполномоченным результатов по его заявлению;
  • при этом Уполномоченный может отправить Президенту государства мотивированное предложение с просьбой осуществить приостановку действия законодательных актов муниципального уровня, при условии их противоречия законодательству государства или отдельных субъектов государства;
  • Уполномоченный может направить мотивированное предложение в тех случаях, когда законодательные акты, которые были приняты органами местной власти, каким-либо образом нарушают интересы субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, или ущемляют их права. В такой ситуации действие спорного законодательного акта также приостанавливается вплоть до принятия решения о его отмене.

Помимо вышеперечисленных прав, Уполномоченный может запрашивать и получать любые сведения и материалы у органов власти любого уровня (при необходимости) для рассмотрения поступившей ему жалобы. В подобной ситуации органы власти сами могут запросить у суда интересующие данные, которые должны быть предоставлены судом в разумные сроки.

Все материалы дела, которые могут заинтересовать государственные органы власти, предоставляются в виде копий, с предусмотренным для них специальным порядком оформления:

  • копии документа обязательно должны быть прошиты в нужном порядке;
  • каждый лист документа должен быть пронумерован;
  • места прошивки должны быть заклеены специальной наклейкой.

Готовая копия заверяется судьей, в рассмотрении которого находится дело. Перед тем, как поставить свой подпись, судья удостоверяется, что все копии соответствуют материалам дела.

Обязанности, которыми обладает Уполномоченный Президентом РФ

В рамках осуществления возложенной на него Президентом деятельности, Уполномоченный может не только пользоваться имеющимися правами, но и должен нести обязанности. В частности:

  • должен обеспечивать возможность ведения любого рода предпринимательской или экономической деятельности на территории России, которая может осуществляться местными или зарубежными гражданами;
  • должен осуществлять контроль за строгим соблюдением прав и интересов, путем изучения нормативных актов, принятых на государственном или муниципальном уровнях;
  • должен содействовать развитию различных институтов, которые ориентируются главным образом на необходимость обеспечения защиты прав предпринимателей и прочих субъектов экономической деятельности;
  • должен взаимодействовать с сообществом предпринимателей;
  • принимать активное участие в формировании и последующей реализации политики государства, направленной на защиту прав предпринимателей и прочих приравненных к ним субъектов.

Правила и основания для вступления в процесс Уполномоченного по обеспечению защиты прав субъектов экономической и предпринимательской деятельности

Уполномоченный принимает непосредственное участие в производстве в рамках формирования и дальнейшей реализации существующей политики государства в данной области. Участие данного субъекта в судебном разбирательстве - один из способов осуществления механизма федеральной политики, направленной на защиту деятельности предпринимателей и защиту прав отдельных субъектов в этой сфере.

В процессе инициирования арбитражного судопроизводства, в целях защиты данных субъектов от нарушения их прав, Уполномоченный приобретает специфический статус.

Законодательство не относит его к категории лиц, принимающих участие в судебном разбирательстве. Однако при этом такое должностное лицо является полноценным участником процесса, обладающим определенным кругом прав и обязанностей, которые присущи истцу. Уполномоченный вступает в разбирательство в качестве третьей стороны, не заявляющей никаких самостоятельных требований. Процессуальное законодательство устанавливает целых четыре формы участия Уполномоченного в судебном разбирательстве:

  • подача в судебный орган заявления о необходимости признать недействительным соответствующий законодательный акт федерального, регионального или местного уровня, принятый органом любого уровня власти;
  • вступление в действующий процесс в качестве обособленного специального третьего лица, которое не заявляет в суде абсолютно никаких самостоятельных требований;
  • обжалование решения суда, вступившего в законную силу;
  • участие в разбирательстве в качестве защитника прав субъектов предпринимательской или прочей экономической деятельности.

Правила обжалования судебных актов, вступивших в законную силу

В ходе осуществления своей деятельности Уполномоченный защищает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. Одной из форм осуществления подобной защиты является обжалование актов, принятых судебным органом, при условии, что они уже вступили в законную силу. Помимо этого, Уполномоченный по обеспечению защиты прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности может по своей собственной инициативе обратиться в суд с заявлением о необходимости осуществить признание недействительными законодательных актов, принятых на государственном, областном или муниципальном уровнях.

Обжалование судебных актов и нормативно-правовых актов, принятых уполномоченными на это лицами, допускается только при условии выявления определенных обстоятельств, которые выступают препятствием предпринимателям осуществлять свою деятельность в рамках закона.

К примеру, если на таких лиц незаконно возлагаются различного рода обязанности, которые нарушают их права и интересы. Обжалование судебных актов также допускается в случаях, если в результате их вступления в законную силу образовались различного рода препятствия, которые мешают предпринимателям осуществлять свою деятельность. Кроме того, Уполномоченный при Президенте РФ имеет право обратиться в суд с заявлением об обжаловании судебного акта, нарушающего интересы и установленные законом права прочих лиц. К таким лицам относятся группы лиц, осуществляющие любую предпринимательскую деятельность.

Если Ваши права как субъекта малого и среднего предпринимательства нарушены, пожалуйста, ознакомьтесь с порядком обращения в Бюро и заявите о нарушении.

1. Бюро осуществляет общественную поддержку и защиту прав субъектов малого и среднего предпринимательства на основании заявлений предпринимателей.

2. Для рассмотрения Вашего обращения, пожалуйста, направьте заявление в Бюро, в котором в обязательном порядке укажите:

  • наименование заявителя - юридического лица (указывается ФИО руководителя, организационно-правовая форма, основной вид деятельности) или Индивидуального предпринимателя (указывается ФИО, вид деятельности);
  • регион, в котором произошло нарушение прав;
  • контактную информацию заявителя (указывается регион, индекс, населенный пункт, адрес, электронная почта, телефон);
  • текст обращения (могут быть указаны государственные (муниципальные) органы власти, должностные лица (ФИО, должность), на действия которых подаётся жалоба; суть нарушения; когда и при каких обстоятельствах указанные действия были совершены или с какого времени продолжают совершаться; какие нормативные правовые акты Вы считаете нарушенными; какие последствия нарушений возникли (причинен ущерб и пр.); предпринятые меры защиты прав и их результаты.

К заявлению необходимо приложить документы и материалы, подтверждающие доводы заявителя.

Институт уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный) создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 " ". Потребность в нем продиктована тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности (далее – предприниматели) не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Впервые должность Уполномоченного была учреждена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 " ", а назначен на нее Борис Титов . С целью закрепления правового статуса уполномоченного и детального регулирования его деятельности Минэкономразвития России был разработан, а в последствии принят Госдумой и подписан Президентом РФ Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ " ", который вступил в силу 8 мая 2013 года (далее – закон об уполномоченных).

На данный момент, уполномоченный является федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента РФ , назначаемым главой государства с учетом мнения предпринимательского сообщества. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако планируется, что с 1 января 2015 года Уполномоченный и его рабочий аппарат получат статус государственного органа, обеспечивающего гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав государственными и муниципальными органами и должностными лицами ().

Справка

Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином России, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование, назначаемой Президентом РФ сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать указанную должность более чем два срока подряд. Его полномочия также могут быть досрочно прекращены по решению главы государства.

Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации, депутатом Госдумы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит (ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ " ").

Помимо этого, каждый регион России имеет право учреждать должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (далее – региональные уполномоченные) для решения соответствующих проблем на локальном уровне. Правовое положение, основные задачи и компетенция регионального уполномоченного, а также порядок его назначения устанавливаются специальным законом субъекта РФ. Кандидатура такого должностного лица согласовывается с Уполномоченным и предпринимательским сообществом.


Общая компетенция Уполномоченного

В компетенцию Уполномоченного входит защита прав и законных интересов как российских и иностранных предпринимателей на территории России, так и российских предпринимателей на территориях иностранных государств. Для этих целей он также осуществляет контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Помимо этого, Уполномоченный содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, взаимодействует с предпринимательским сообществом, участвует в формировании и реализации государственной политики в соответствующей сфере.

Порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным

Обращения Уполномоченный рассматривает в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ " ", но с учетом особенностей, установленных законом об уполномоченных. Напомним, что по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Жалоба может быть направлена как в письменном виде (в том числе, в ходе личного приема), так и в электронном виде. В последнем случае необходимо заполнить специальную форму и направить ее по адресу [email protected] . Решение о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в этом принимается Уполномоченным в течение в течение 10 дней со дня ее поступления (заявитель уведомляется о принятом решении в течение трех дней). При этом отказ в принятии жалобы должен быть мотивирован, т. е. содержать хотя бы одно из следующих оснований ():

  • текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;
  • в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;
  • ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца. Стоит отметить, что на официальном сайте Уполномоченного опубликован подробный порядок подачи и рассмотрения жалоб и принятия решений по ним, утвержденный во исполнение .

Полномочия Уполномоченного в ходе рассмотрения жалобы

Уполномоченный наделен достаточно широким спектром инструментов для разрешения обращений предпринимателей, в том числе и рядом властных полномочий. В частности, входе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе ():

  1. Запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы (в частности, в законодательстве прямо прописано право уполномоченных бесплатно получать информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, а также сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП ).
  2. Беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения.
  3. Без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы в целях защиты прав предпринимателей. Речь идет о предпринимателях, подозреваемых, обвиняемых или осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных , и (если они совершены в сфере предпринимательской деятельности), а также , . Стоит также отметить, что предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, адресованные уполномоченным не подлежат цензуре и направляются адресату в запечатанном пакете (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ " ").
  4. Принимать участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя (и с его письменного согласия) в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Корреспондирующая норма о праве юридического лица и индивидуального предпринимателя привлекать Уполномоченным к участию в проверке закреплено также в п. 5 ст. 21 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ " ".
  5. Выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. Данное право может быть реализовано только при условии одновременного обжалования Уполномоченным такого документа в судебном порядке. При этом его действие приостанавливается только на срок до вступления в законную силу соответствующего судебного акта, который будет вынесен по итогам рассмотрения заявления уполномоченного. Об исполнении вышеупомянутого предписания исполнительно-распорядительные органы или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления – не позднее трех дней со дня принятия ими решения (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ " ").
  6. Привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении жалоб предпринимателей. Стоит отметить, что помимо права Уполномоченного на совершение указанных выше действий, установлена прямая обязанность руководителей и иных должностных лица органов государственной власти и местного самоуправления (): обеспечить прием Уполномоченного; направить ответ в письменной форме на его обращение; предоставить запрашиваемые им сведения, документы и материалы.

Данные действия должны быть совершены в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения от Уполномоченного. Ответ на его обращение направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

В жалобе в обязательном порядке указывается, какие именно права субъекта предпринимательской деятельности нарушены, субъект, нарушивший эти права, нарушенные нормы материального и процессуального права, обстоятельства, при которых произошло нарушение, действия, которые, по мнению заявителя, могут привести к восстановлению нарушенного права, или устранению последствий нарушения, действия, предпринятые субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно для защиты прав.

Если заявитель обращается к Уполномоченному с просьбой о совершении отдельных процессуальных действий в рамках гражданского, арбитражного, административного, или уголовного процесса, в жалобе должны быть указаны уважительные причины, объективно препятствующие заявителю и (или) субъекту предпринимательской деятельности, в интересах которого выступает заявитель, самостоятельно совершить такие процессуальные действия и приложены подтверждающие это документы.

  1. Разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством РФ.
  2. Передать жалобу в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. При этом Уполномоченный не имеет права направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется ().
  3. Направить заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов предпринимателей в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются соответствующие нарушения. Тем не менее, обязанность указанных субъектов исполнять данное заключение законодательством не установлена.
  4. Обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также иных органов и организаций, если они наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями (см. , ). Исключение составляют органы прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти. При этом реализовать указанное право уполномоченный имеет только в том случае, если оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону, иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы предпринимателей в сфере предпринимательской деятельности , незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, либо создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
  5. Обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся предпринимателями (см. );
  6. Обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя.
  7. Направить обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в сети "Интернет". Необходимым условием является обезличивание персональных данных .

Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

В целях пресечения попыток воспрепятствовать осуществлению Уполномоченным его законных прав и обязанностей введена административная ответственность (). Согласно соответствующие дела рассматриваются судом . Так, вмешательство в деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

Если должностное лицо не исполнило законные требования Уполномоченного либо воспрепятствовало его деятельности в иной форме – оно может быть оштрафовано на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

В случае несоблюдения должностными лицами установленных сроков предоставления Уполномоченному информации (документов, материалов, ответов на обращения) штраф составит от 1 тыс. до 2 тыс. руб. Наконец, повторное совершение в течение года любого из упомянутых правонарушений влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. При этом стоит отметить, что ответственность за воспрепятствование деятельности региональных уполномоченных в не закреплена и может устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Другие права и обязанности Уполномоченного

Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах, которые осуществляют представительские и экспертные функции.

Также он может создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций. Кроме того, Уполномоченный вправе создавать общественные приемные, оказывающие предпринимателям консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции ().

"Именно потому, что обращения связаны практически со всеми отраслями экономики, мы создали институт общественных омбудсменов, которые на безвозмездных началах рассматривают обращения, каждый по своей сфере. На данный момент таких общественных омбудсменов при уполномоченном – 27 человек", – пояснил Борис Титов .

Отдельный блок прав Уполномоченного связан с его деятельностью как эксперта, который имеет право обращаться к различным государственным и муниципальным органам с законодательными и иными инициативами, связанными с защитой прав и законных интересов предпринимателей (). Такие предложения могут выдвигаться Уполномоченным, в частности, по итогам рассмотрения и обобщения обращений предпринимателей (абз. 2 п. 2.1 Порядка рассмотрения обращений Уполномоченным).

Например, Уполномоченный имеет право направлять предложения о принятии (изменении, признании утратившими силу) нормативных правовых актов, относящихся к сфере его деятельности, Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, иные органы государственной власти и местного самоуправления. Также он может давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы предпринимателей. Такие заключения являются обязательными для рассмотрения Правительством РФ, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (срок ответа Уполномоченному – 30 дней со дня получения).

Также Уполномоченный может направлять Президенту РФ:

  • мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ , в случае противоречия этих актов и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и законных интересов предпринимателей до решения этого вопроса соответствующим судом.
  • мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия федеральным законам и указам Президента РФ.

Если федеральным органом исполнительной власти принят нормативный акт, необоснованно затрудняющий ведение предпринимательской деятельности, то Уполномоченный имеет право направить в Правительство РФ мотивированные предложения об отмене (приостановлении действия) как всего документа, так и его отдельных положений. Аналогичные предложения Уполномоченный может направлять в отношении нормативных актов региональных органов исполнительной власти – высшему должностному лицу субъекта РФ, но только в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наконец, Уполномоченный вправе направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд РФ мотивированные предложения об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии нормативных актов ().

При этом по окончании каждого календарного года Уполномоченный представляет доклад Президенту РФ о результатах своей деятельности, который также подлежит размещению на официальном сайте Уполномоченного в интернете и официальному опубликованию в "Российской газете".

Цитата

Борис Титов

Кончено же, главное наше достижение – проведение амнистии по экономическим статьям УК РФ. Она еще не закончена, но уже сейчас более 1300 предпринимателей воспользовались своим правом на амнистию. Кроме изменения к лучшему судеб конкретных людей, эта амнистия еще и очень громкий и сигнал нашим правоохранительным органам: бизнесмены – важная и полезная для государства часть нашего общества. Считаю, что в перспективе мы сможем отойти от обвинительного уклона в отношении бизнеса. Не стоит забывать, что главная задача, поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным перед институтом бизнес-омбудсмена – добиться решения хозяйственных споров исключительно в гражданско-правовом поле.

Наиболее значимые инициативы Уполномоченного

Одной из наиболее заметных инициатив Уполномоченного стала подготовка совместно с депутатами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД " " (далее – постановление). Документ предусматривает освобождение от уголовного наказания и снятие судимости с лиц, впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности (в том числе, если обвинительный приговор еще не вступил в силу).

В том числе, речь идет об условно осужденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Также данные лица будут освобождены от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу постановления, за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Наряду с этим, документом предусматривается прекращение уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности в упомянутой сфере, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, о преступлениях, совершенных до вступления в силу постановления.

При этом амнистия распространяется только на осужденных, которые выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим до окончания срока исполнения постановления. Кроме того, амнистия (за исключением ее части, связанной с прекращением производства по делам) не распространяется на осужденных:

  • совершивших преступления, предусмотренные указанными статьями, перечисленными в совокупности с другими преступлениями, предусмотренными ;
  • ранее осуждавшихся за умышленные преступления и вновь осужденных к лишению свободы за умышленные преступления;
  • ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленное преступление.

Перечень составов преступления, на которые распространяется действие амнистии, является закрытым и включает в себя: , , и , , Амнистия закончится 3 января 2014 года.

Также Уполномоченный выступает за сохранение действующих оснований для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях , а именно – только на основании материалов, направленных налоговыми органами ( , ). Напомним, что ранее Президентом РФ в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает возможность возбуждения уголовных дел правоохранительными органами по в общем порядке – без участия налоговиков .

Преюдиция – признание судом, прокурором, следователем или дознавателем доказанными обстоятельств, установленных ранее вступившим в законную силу судебным актом, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства (см. , ) .

Медиация – способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого посредника) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации применяться при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства (ст. п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ " ") .

Причем механизм, предлагаемый главой государства, уже действовал ранее, но был отменен с целью снижения коррупционного давления на бизнес . По мнению Уполномоченного, нынешний порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях доказал свою эффективность и привел к существенному сокращению фактов необоснованного уголовного преследования предпринимателей. В то же время, его пересмотр приведет к возобновлению негативной практики использования уголовного преследования по налоговым преступлениям в коррупционных целях.

В связи с этим Уполномоченный совместно с руководителями "ОПОРЫ России", Торгово-промышленная палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей и "Деловой России" направили обращение Президенту РФ о проведении дополнительных консультаций с представителями предпринимательского сообщества и правоохранительных органов о целесообразности изменения порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Помимо этого, Уполномоченный выступил с рядом других предложений. Например, в ходе рабочей встречи 13 ноября текущего года с Председателем Правительства РФ он предложил распространить правила в банках на индивидуальных предпринимателей. По его данная мера коснется порядка 3 млн человек и не создаст большой нагрузки на бюджет, но при этом позволит поддержать малый бизнес.

"Весной этого года мне поступило обращение от индивидуальной предпринимательницы из Омска, чьи вклады сгорели в обанкротившемся банке. Получается, что их вклады практически не защищены. Поэтому я и выступил с идей изменить этот порядок и отдельно страховать в АСВ вклады индивидуальных предпринимателей. Эта инициатива, к слову, встретила полную поддержку со стороны самого агентства, а сейчас Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал указание детально ее проработать", – комментирует свою инициативу Борис Титов .

Кроме того, Уполномоченный поддерживает инициативу об объединении ВС РФ и ВАС РФ. "Это решит проблему преюдиции, когда суды общей юрисдикции игнорируют решения арбитражных судов", – считает он . Также Уполномоченный активно выступает за развитие института медиации (формирование единого перечня профессиональных медиаторов), введение арбитражных судов присяжных, реформирование системы третейских судов, в частности, создание третейского суда на базе Торгово-промышленной палаты РФ.

Цитата

Борис Титов , Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

"Сейчас уполномоченные по защите прав предпринимателей приступили к работе в 70 субъектах РФ. Проблема в том, что часть из них пока действует на общественных началах, что при желании дает повод органам исполнительной власти рассматривать их обращения в том же порядке, что и обращения граждан. Но вскоре эта ситуация должна быть решена и официальные назначения состоятся во всех регионах. Так же полноценной работе региональных уполномоченных будет способствовать принятие региональных законов регулирующих их деятельность и определяющих их полномочия" .

Как рассматривают жалобы предпринимателей региональные уполномоченные?

Региональный уполномоченный осуществляет свою деятельность строго в границах территории соответствующего субъекта РФ. Исходя из этого, он рассматривает жалобы предпринимателей не только зарегистрированных в данном регионе, но и тех, чьи права и законные интересы были нарушены на его территории ().

Предприниматели могут направить жалобу региональному уполномоченному на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы предпринимателей ().

Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах РФ, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению региональным будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте РФ, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности. Подробный порядок рассмотрения жалоб региональными уполномоченными определяется законами конкретных субъектов РФ ().

Права регионального уполномоченного при рассмотрении жалоб, установленные федеральным законодательством, совпадают с правами Уполномоченного (за исключением возможности беспрепятственно проходить в государственные органы и муниципальные по предъявлению служебного удостоверения). При этом, например, их право без специального разрешения посещать места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, непосредственно в законе об уполномоченных не прописаны. Однако они закреплены в упомянутых выше специализированных нормативных актах наравне с аналогичными правами Уполномоченного. Детальное же регулирование деятельности региональных уполномоченных осуществляется каждым субъектом РФ по-своему.

Региональные уполномоченные по окончании календарного года обязаны направлять Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в регионе и предложениями о совершенствовании правового положения предпринимателей.


Особенности участия Уполномоченного и региональных уполномоченных в арбитражном, уголовном процессе и административном производстве

При обращении в арбитражные суды федеральный и региональный уполномоченные, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Кроме того, Уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Также он может обжаловать вступившие в законную силу судебные акты, пользуясь статусом лица, не участвовавшего в деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт ( , ).

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, Уполномоченный может быть допущен к участию в деле в качестве защитника (). В таком качестве он имеет право вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (). При этом стоит отметить, что для региональных уполномоченных право выступать в качестве защитника не предусмотрено .

Кроме того, Уполномоченный или региональный уполномоченный по определению или постановлению суда на основании ходатайства обвиняемого могут быть допущены в качестве защитника в уголовном процессе наряду с адвокатом, а при производстве у мирового судьи и вместо адвоката (в порядке ).

Новости

Борис Титов - представитель интересов предпринимателей при Президенте. И многих российских граждан интересует, как сегодня ведётся эта работа, каковы её результаты и что известно о фактах биографии и личной жизни самого уполномоченного политика.

С самого начала

Родился Титов Борис Юрьевич зимой в 1960 году 24 декабря в Москве. Его отец в то время занимал должность сотрудника Министерства внешней торговли Советского Союза. Когда мальчику исполнилось 6 лет, их семья отправилась в Новую Зеландию, так как туда был на несколько лет командирован глава семейства по рабочим делам. Школьная учёба Бориса началась именно там и продолжалась до 10-летнего возраста. После возвращения, окончив начальное обучение уже в России, молодой человек поступил в высшее учебное заведение МГИМО, которое успешно окончил в 1983 году.

Род Титовых по отцовской линии имеет дворянские корни. Дед Бориса Юрьевича был медиком и работал главврачом. Ну а прадед по материнской линии - крепкий оренбургский казак.

Борис Титов. Биография деятельности

С 1983 по 1989 гг. молодой человек проработал во внешнеторговом объединении «Союзнефтеэкспорт». А в 1989 году Борис был назначен на пост начальника департамента химии на совместном с голландцами предприятии «Юралс», где руководил до 1991 г. В этом самом 91 году Титов создаёт торгово-инвестиционную компанию Solvalub LTD по производству продукции нефте- и газохимии, и становится её исполнительным директором. С 1996 по 1999 гг. он становится руководителем и работает на посту президента дочерней компании SVL - ОАО «Интерхимпром». С 2000 по 2001 гг. возглавляет пост председателя Объединенного правления «Интерхимпром». Борис Титов является человеком активной жизненной позиции. Это и видно по фактам его деловой биографии. Успешный старт задал хороший подъём его карьерному росту.

Личная жизнь

Борис очень любит путешествия, он свободно владеет английским и испанским языками, благодаря чему в любой стране не имеет никаких сложностей с коммуникацией.

Кроме поездок по миру, по душе ему пришлись занятия дайвингом и сквошем, чему он с удовольствием отдаёт периодически своё свободное время. Увлекается яхтами, серьёзно интересуется судовождением. Семейное положение Бориса - женат. Его супруга Елена - директор Всероссийского московского музея декоративно-прикладного искусства. В средствах массовой информации, где ныне часто можно слышать имя Борис Титов, жена его также бывает представлена ещё и в качестве руководителя Фонда развития российского стекла. В семье Титовых двое детей: дочь Мария (1992 г.) и сын Павел (1984 г.). Неоднократно Борис, как успешный бизнесмен, упоминался в числе российских миллиардеров.

Профессиональный опыт и динамичный рост

Тем временем карьера Бориса Титова продолжает идти в гору. Накопленный опыт позволяет ему в течение года находится на посту президента ЗАО «Агрохимическая корпорация «Азот». Примерно с этих же лет началась биография Титова как политика. Он стал руководителем Фонда развития промышленности по производству минеральных удобрений. Уже в те годы Борис Титов обзавёлся частным самолётом. В тот же 2000-й год бизнесмен был зачислен в штат руководства российского Союза промышленников. Ну а через 4 года Борис возглавил «Деловую Россию» и был принят в состав Общественной палаты.

Под руководством Титова компания в 2006 году начала осваивать новое направление - инвестирование в винное производство, для чего была приобретена торговая марка «Абрау-Дюрсо». И здесь накопленный опыт позволил дать делу успешный ход: уже через 8 лет расширившееся производство вышло на отличный результат в виде увеличения реализации винной продукции «Абрау-Дюрсо» в пятикратном размере.

Талант предпринимателя

Далее в бизнесе Борис Титов перешёл на новый уровень развития настолько, что в 2006 году его финансовое состояние оценили в 1,03 $ млрд. Не стояла на месте и политическая карьера. Уже примерно через год известного предпринимателя избрали в Высший совет партии «Единой России», а ещё года через три Титов Борис Юрьевич вошёл в состав руководства партии «Правое дело».

2010 год ознаменовался избранием Бориса Титова главой Совета Союза российских виноградарей и виноделов. Одновременно с этим бизнесмен приобретает у мирового производителя шампанских вин марки Moet & Chandon старинное и вполне добротное винодельческое хозяйство Chateau d’Avize. Обошлась такая покупка в сумму около десяти миллионов долларов.

Предпринимательская хватка замечена и оценена

В 2012-ом Борис Титов избран бизнес-омбудсменом. Его не только заметили, но и запомнили многие, благодаря его инициативной деятельности, направленной на защиту прав класса российских предпринимателей.

Особенно яркой сочли амнистию для бизнесменов (2013 год), под которую повезло попасть 2466 человекам. Но, конечно же, уделять должное внимание всем делам с такой занятостью просто невозможно. И потому из-за вступления Бориса на пост пришлось несколько отойти от управления бизнесом. В результате руководящая деятельность по «Абрау-Дюрсо» перешла к сыну Павлу.

Доходы от широкого бизнеса

Как известно из декларированных доходов Бориса Титова, годовая выручка от винных предприятий составляет 150 миллионов долларов. Имеется и дополнительный доход от расположенного рядом отеля. Число желающих отдохнуть в прекрасном месте с видом на озеро доходит до 130 тысяч человек ежегодно. И это только основной актив, помимо которого, у семьи Титовых есть птицефабрика в городе Ржеве и плюс ещё офисный центр в Москве.

Как появилась «Партия Роста»

Борис, возглавив высший совет демократической партии РФ, называющейся «Гражданская сила», приступил к созданию новой правовой структуры в России. Это его детище пресса оценила как «кремлёвский проект». Тем не менее, ноябрь того года принёс роспуск «Гражданской силы» и Союза правых сил, в результате чего была учреждена новая партия Титова Бориса Юрьевича «Правое дело».

На съезде были утверждены трое её сопредседателей: Леонид Гозман, сам Борис Титов и журналист Георгий Бовт. Ну а в 2016 году Борис Юрьевич стал главой партии «Правое дело». В последствие переименованная она стала называться «Партия Роста».

За время своей работы Титов был не раз награждён за свою оперативную работу. 25 августа 2008 Указом Президента РФ ему был присвоен Орден «За заслуги перед Отечеством», в 2010 году - медаль Столыпина, (высшая награда Правительства РФ) и в году 2015 предприниматель получил орден Почёта.

Деятельность на посту

В чём же состояла деятельность Бориса Юрьевича в качестве бизнес-омбудсмена? Борис Титов, уполномоченный при Президенте, координировал вопросы, связанные с проверками и, как правило, с имущественными правами. Как он сам пояснял средствам массовой информации, их команда делает всё, что от них зависит для того, чтобы решались не только системные проблемы, но и рассматривался каждый отдельный случай.

Будучи уполномоченным по защите прав предпринимателей, Титов часто проводил совещания с бизнесменами из разных областей страны. На таких собраниях обсуждались общие для всех, касающиеся транспортных перевозок, частной фармацевтики и медицины, процедуры закупок и прочие.

Опыт, наработанный личной практикой

Когда у Бориса Титова спрашивают, почему именно он был назначен омбудсменом по делам предпринимателей России, ответ его расставляет все точки над «і». Он говорит, что их партия не впервые занимается этой проблемой. Ещё с момента её основания их группа активно вставала на защиту прав отечественных предпринимателей, воспринимая их как своих соратников и коллег.

Не раз представителям новой организации приходилось надоедать президенту, (в то время он был премьер-министром), относительно проблем отдельных предпринимателей. И в некоторых отдельных случаях вышеупомянутому члену правительства приходилось вмешиваться.

Назревшее решение

И тогда, чуть более года назад, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов со своей командой пришли к выводу, что в правозащитной сфере необходима организация системной работы. После созревшего решения был создан Центр общественных процедур, называющийся "Бизнес против коррупции".

Здесь ведут борьбу за права предпринимателей и бизнесменов сразу по двум наиважнейшим направлениям. В первую очередь это обеспечение защиты конкретных людей, попавших в жернова уголовного преследования. А второе столь же важное дело - это устранение лазеек в законодательстве, которые используют коррупционеры и прочие недобросовестные чиновники, и конечно же, последующая разработка более совершенных пунктов законодательства по данным вопросам.

Представители на местах

Борис Титов считает, что в каждом регионе и области страны должен работать свой омбудсмен. Это будут соответственно несколько отличающиеся, но, тем не менее, беспрецедентные полномочия. Такие представители также будут иметь право подавать заявления в суды от своего имени и прекращать действия определённых государственных актов. Это очень важный этап в работе новой партии.

Кстати, сейчас для того, чтобы обратиться за защитой от неправомерных действий, не обязательно ехать в столицу, так как и в сети Интернет имеется «приемная» Бориса Титова. Сайты, на которых можно оставить заявление или жалобу, называются «Бизнес-Омбудсмен», «Лица власти», «Рапси» и это только одни из наиболее известных.

Почему это важно

Давая интервью прессе, Борис Юрьевич, объяснил свою позицию российским гражданам. По его словам их деятельность для государства может показаться далеко не самой главной. Ведь они оказывают помощь отдельным предпринимателям, и это самые обычные люди, а не те, кто на виду и на слуху, и кого принято считать создающими экономическую мощь страны. Их помощь направлена на бизнесменов регионов, создавших предприятия малого и среднего звена, и которые действительно являются платформой экономики страны. Пока что их не так уж и много, и часто причиной тому служит то, что их сильно обижают. И потому главное направлением в работе этого деятеля - это защита предпринимателей, особенно в тех случаях, когда у них пытаются или, тем более, уже отобрали бизнес чиновники. В общем, на защиту могут рассчитывать бизнесмены, чьи права незаслуженно попирают, и даже сажают при этом этих людей в тюрьмы.

Современное сегодня

Раньше, что ни для кого не является секретом, недобросовестные чиновники предпринимателей преследовали ради взяток, ну а сегодня их аппетиты столь возросли, что своей целью они ставят захват бизнеса полностью, для этого они и стараются постоянно его атаковать.

Работу свою партия Титова будет вести и с иностранными инвесторами, и с крупными компаниями. В их планы также входит внесение некоторых изменений в законодательство. Команда планирует осуществлять контроль и в налоговой, и в тарифной сфере и, кроме этого, курировать порядок выделения земель. И по каждому из перечисленных направлений будет произведено назначение общественных омбудсменов.

Заключение

Борис Юрьевич Титов - состоявшийся успешный бизнесмен и политик, который не на словах, а на собственном опыте испытал, какие препоны могут иногда вставать на пути среднего и малого бизнеса. И не зря на должность уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей был выбран именно он. Ведь Борис Титов - человек деятельный и целеустремлённый, успешный бизнесмен, сумевший выйти в миллиардеры.