Отношения между кндр и российской федерацией. Северная Корея: граница с Россией

Россия и Северная Корея подписали соглашение об урегулировании долга в размере 11 миллиардов долларов. 90 процентов долга прощено, остальная сумма будет использована в операциях "долг в обмен на помощь". Россия дает понять, что возвращается к партнерским отношениям. Но хватит ли у Москвы смелости вернуть Северную Корею в ряды союзников?

Речь идет о задолженности КНДР по кредитам, предоставленным бывшим СССР, сообщил замминистра финансов России Сергей Сторчак. Россия списала 90 процентов долга, оставшиеся 1,1 миллиарда долларов будут инвестированы в совместные проекты в области образования, медицины и энергетического сектора. Сумма немаленькая, почему российское правительство пошло на такой, несомненно, политический шаг, поскольку невозвратность этого долга была очевидна?

Для КНДР в силу ее модели государственного устройства — "чучхэ", то есть ставки на собственные силы — Россия всегда являлась самым приемлемым из неприемлемых партнеров. Об этом говорят хотя бы три визита Ким Чен Ира в Россию. Однако до сих пор достигнутые договоренности о строительстве транзитного газопровода, железной дороги и линий электропередач в Южную Корею, оставались на бумаге. Мало того, Россия в рамках своего участия в шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР всегда поддерживала самые жесткие санкции Запада против нее, что привело к ее изоляции, голоду и опасным перспективам.

Похоже, наконец, правительство России поменяло свою точку зрения на инспирированную Западом "северокорейскую проблему". Конечно, этому немало способствовала смена руководства и приход к власти Ким Чен Ына, который за 8 месяцев доказал свои способности управлять государством и готовность к переменам. Ясно, что вопрос теперь будет рассматриваться не только с точки зрения использования территории КНДР для транзита энергоресурсов в Южную Корею, но и в перспективе как возможного геополитического сотрудничества.

Северная Корея получает очевидные преимущества от оживления российского присутствия. Это, по сути, означает разрушение экономической блокады, снятие односторонней энергетической зависимости от Китая, пополнение бюджета минимум в 500 миллионов долларов в год на одних транзитных платежах. Мало того, президент Владимир Путин заручился на недавнем саммите АТЭС во Владивостоке поддержкой президента Южной Кореи в реализации грандиозных планов строительства инфраструктуры. Поэтому речь идет о трехстороннем партнерстве.

Пока же торговля между Россией и Северной Кореей ничтожно мала, даже по скудным стандартам последней. За последние 15 лет российско-северокорейский товарооборот колебался в районе 100 — 250 миллионов долларов, тогда как, за тот же период, объем китайско-северокорейской торговли увеличился почти в 10 раз и в прошлом году составил 5,6 миллиарда долларов. Но перспективы — хорошие. Достаточно сказать, что Россия имеет с КНДР общую границу и длинную историю отношений. Именно СССР в 1945 году стал инициатором создания северокорейского государства, и долгое время страны были союзниками.

Тем не менее, некоторые специалисты так не считают. Например, авторитетный кореист, доцент исторического факультета Университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков полагает, что сегодня внешняя политика России является прагматичной и она не собирается тратить деньги на такие "туманные цели", как престиж и поиск политического влияния за пределами бывшего Советского Союза. Кроме того, новый лидер Ким Чен Ын вряд ли сумеет удержать страну в руках, она присоединится по революционному сценарию к Южной Корее, поэтому вкладывать туда деньги опасно и частный инвестор России на это не пойдет, считает Ланьков.

Однако факты говорят об обратном. После прихода к власти "нового" Путина, инициатора создания ЕврАзеса "от Лиссабона до Пекина" (это ли не престиж и идеология?), Россия стала делать ставку на Дальний Восток и сотрудничество со странами Восточной Азии. Последний саммит АЗЭС во Владивостоке — яркое тому подтверждение. Затраты в 20 миллиардов долларов на "капитальный ремонт" Владивостока, показывают, что деньги у России есть и она будет развивать регион с амбициозными намерениями. Именно государство, а не частный инвестор определяет политику в крупнейших энергетических компаниях "Газпром", "Роснефть", РАО ЕЭС.

Кроме того, опасения по поводу молодого Ким Чен Ына тоже не состоятельны. После смещения второго человека в государстве, влиятельного "ястреба", командующего армией КНДР Ли Ен Хо, глава государства показал, что завершил консолидацию власти в очень короткие сроки без каких-либо препятствий и держит курс на осторожное проведение экономических реформ с сохранением стратегии государственного выживания. Он уже ввел продразверстку, пообещав крестьянам забирать только 70% урожая. То есть революции сверху не предвидится, а снизу, приученный к повиновению народ, и не подумает.

Северокорейский политический режим может сохраниться, предложить своему обществу новый социально-идеологический проект и продолжить своё существование на новом витке. Для России это был бы идеальный сценарий.

Поэтому надо перехватывать инициативу у Китая, который уже создает свободные экономические зоны на границе с КНДР, и налаживать отношения на новой основе. Северные корейцы давно работают в Сибири и на Дальнем Востоке и в отличие от других мигрантов — из СНГ и Китая — легально. Почему бы не увеличить их квоту, которая сегодня составляет около 20 тысяч человек? Кстати, они считаются в регионе лучшими рабочими и готовы трудиться за смешные деньги.

Надо также разоблачать миф о северокорейской ядерной угрозе, которая является ничем иным, как "двойником" иракской химической угрозы, которая привела к свержению Саддама Хуссейна. Если и есть в Северной Корее бомба, то она не более опасна, чем израильская. Когда эта угроза будет снята, то российское руководство получит лишний аргумент против размещения американской ПРО в Европе. Если же это не станет аргументом, то можно подумать о своей военной базе в КНДР.

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 января состоялись переговоры представителей КНДР и Республики Корея. Они прошли на территории пропускного пункта Пханмунджом, расположенного в демилитаризованной зоне на границе двух стран. Темой встречи стала возможность участия спортсменов КНДР на зимних Олимпийских играх в южнокорейском Пхёнчхане. В ходе консультаций была достигнута договоренность о восстановлении работы горячей линии связи между военными двух стран. Эти переговоры возобновили межкорейский диалог, прерванный в 2015 году на фоне очередного кризиса. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о попытках нормализации отношений между двумя корейскими государствами.

Образование двух государств

В конце Второй мировой войны СССР и США достигли договоренности о разделе на зоны влияния Корейского полуострова, с 1910 года являвшегося владением Японской империи. Территория к северу от 38 параллели перешла под контроль Советского Союза, а южная часть к США. 15 августа 1948-го на юге полуострова была провозглашена Республика Корея (РК), а 9 сентября 1948-го на севере было объявлено о создании Корейской Народно-Демократической Республики. Каждая из стран считает себя единственным законным государственным образованием на Корейском полуострове и декларирует объединение страны в качестве важнейшей национальной задачи.

Эпоха холодной войны

В 1950 году противоречия между двумя государствами привели к войне, в которой на стороне КНДР принимали участие китайские добровольцы, а на стороне РК - войска ООН при ведущей роли ВС США. Число жертв конфликта до сих пор точно неизвестно. Суммарные потери Юга убитыми и ранеными оцениваются в диапазоне от 1,271 млн до 1,818 млн человек, Севера - от 1,858 млн до 3,822 млн. Война завершилась соглашением о перемирии, заключенным 27 июля 1953 года между КНДР и ООН, при этом представитель РК отказался поставить подпись под документом. Таким образом, оба корейских государства формально находятся в состоянии войны.

Первый контакт между КНДР и РК на официальном уровне состоялся в ходе визита в Пхеньян директора Центрального разведывательного управления РК Ли Ху Рака в 1972 году. Тогда он провел переговоры с лидером КНДР Ким Ир Сеном. Стороны договорились о трех принципах объединения страны: без вмешательства извне, мирным путем и на основе национальной консолидации.

В 1991 году состоялись переговоры на уровне премьер-министров (от РК - Чон Вон Сик, от КНДР - Ён Хён Мук). Они завершились подписанием Соглашения о примирении, взаимном ненападении, сотрудничестве и обменах. В том же году была подписана Декларация между Севером и Югом о безъядерном статусе полуострова, был создан Фонд межкорейского сотрудничества. Стороны обсуждали планы объединения на основе конфедерации, однако после смерти Ким Ир Сена в 1994 году диалог был приостановлен.

Политика "солнечного тепла"

После прихода к власти в РК президента Ким Дэ Чжуна началось осуществление политики "солнечного тепла". Она была нацелена на примирение и развитие сотрудничества с КНДР с целью экономического сближения двух Корей как залога для будущего объединения. В июне 2000 года в Пхеньяне состоялась первая в истории межкорейских отношений встреча лидеров двух государств - президента РК Ким Дэ Чжуна и руководителя КНДР Ким Чен Ира. Саммит положил начало процессу сближения и налаживания двусторонних отношений во многих сферах. Одной из важнейших договоренностей стало решение регулярно проводить встречи членов семей, разделенных в результате Корейской войны 1950-1953 годов.

В 2004-м начал работу совместный промышленный комплекс в городе Кэсон (КНДР), где 120 южнокорейских малых и средних компаний работали в сфере машиностроения, электроники, пищевой, химической и текстильной промышленности. На этих предприятиях было занято порядка 50 тыс. рабочих из КНДР и примерно 1 тыс. рабочих из РК. Доход КНДР от эксплуатации зоны составил около $2 млрд.

В октябре 2007 года КНДР с визитом посетил президент РК Но Му Хён (второй межкорейский саммит). Стороны договорились наращивать сотрудничество в экономической сфере.

Ухудшение отношений

Несмотря на политику "солнечного тепла", отношения между странами оставались нестабильными, в первую очередь из-за проводимых Северной Корей испытаний ядерного оружия (первый подрыв ядерного заряда был осуществлен в октябре 2006 года).

В 2010 году руководство РК возложило на КНДР ответственность за потопление корвета ВМС РК "Чхонан" (по данным РК, причиной трагедии, произошедшей в марте 2010 года и унесшей жизни 46 моряков, стала торпедная атака) и ввело меры, запрещающие практически все формы сотрудничества между Севером и Югом. В результате были свернуты все межкорейские проекты, за исключением Кэсонского промышленного комплекса, а также резко сократились поставки гуманитарной помощи в КНДР (за 2008-2013 годы они составили $480 млн, за 2003-2008 годы - порядка $2 млрд).

В 2013-2015 годах при администрации президента РК Пак Кын Хе, выступившей с программой укрепления доверия на Корейском полуострове, предпринимались попытки активизировать сотрудничество. В частности, возобновлялись встречи разделенных семей. Осуществлялись контакты на высоком уровне: так, в октябре 2014-го РК посетила военно-партийная делегация КНДР во главе с начальником Главного политического управления Корейской народной армии Хван Бён Со, "вторым человеком" в руководстве КНДР. Также РК выражала заинтересованность в участии в российско-северокорейском логистическом проекте "Хасан-Раджин", в рамках которого осуществлялись поставки российского угля в Республику Корея через северокорейский порт Раджин.

Однако в феврале 2016 года, в ответ на проведение в январе 2016-го очередного ядерного испытания, правительство РК заявило о закрытии технопарка в Кэсоне (при этом потери южнокорейских предпринимателей составили около $200 млн). Сеул поддержал санкции СБ ООН и ввел односторонние меры против КНДР: финансовые ограничения в отношении лиц и организаций, подозреваемых в участии в разработке оружия массового поражения; запрет на заход кораблей под иностранным флагом в южнокорейские порты, если перед этим они были в портах КНДР в течение 180 дней; запрет на ввоз северокорейских товаров в РК через третьи страны; запрет гражданам РК пользоваться услугами северокорейских ресторанов и иных коммерческих структур за пределами КНДР. Кроме того, Республика Корея вышла из проекта "Хасан-Раджин". Таким образом, Сеул полностью прекратил какое-либо сотрудничество с Пхеньяном.

Пришедший к власти в РК в мае 2017 года Мун Чжэ Ин выступил за нормализацию межкорейских отношений, в частности, он не исключил возможности визита в Пхеньян при "правильных обстоятельствах". Тем не менее напряженность на полуострове не снизилась: Пхеньян продолжил испытывать новые образцы ядерного оружия и средств его доставки, а южнокорейские вооруженные силы не отказались от совместных с США учений вблизи границ КНДР. В тоже время урегулированию отношений не способствовали взаимные обвинения лидера КНДР Ким Чен Ына и американского президента Дональда Трампа.

Надежду на возобновление межкорейского диалога возродил Ким Чен Ын, который 1 января 2018 года в новогоднем телеобращении к нации заявил об "искренней надежде, что зимняя Олимпиада в Пхенчхане пройдет успешно. Мы готовы принимать для этого меры, в том числе - отправить туда наших спортсменов".

19-20 июля 2000 г. КНДР посетил с официальным визитом Президент РФ В. В. Путин. Этот визит должен был закрепить двусторонние отношения на новом этапе, рубежом которого стало под­писание 9 февраля 2000 г. нового Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой.

Во время визита В. В. Путин встречался с Ким Чениром. Кроме то­го, в Пхеньяне прошли переговоры между министрами иностранных дел, обороны, образования двух государств. По итогам визита была принята Совместная декларация, содержавшая 11 пунктов и подтвер­ждавшая курс на укрепление и развитие двусторонних отношений. Ким Ченир получил приглашение посетить с ответным визитом Рос­сийскую Федерацию в 2000 г.

В середине 2001 г. Ким Ченир совершил свой первый визит в Российскую Федерацию. Изначально предполагалось, что Ким Че­нир посетит с ответным визитом РФ в апреле 2001 г., однако он состо­ялся на несколько месяцев позже. 26 июля 2001 г. спецпоезд (в составе 21 вагона) отправился из Пхеньяна. 29 июля Ким Ченир остановился в Омске. 3 августа 2001 г. лидер КНДР прибыл в Москву. Переговоры Ким Ченира с президентом Российской Федерации В. В. Путиным на­чались 4 августа. 5 августа Ким Ченир выехал в Санкт-Петербург, где пробыл до 11:25 утра 8 августа. Ким Ченир покинул Москву 9 августа

2001 г. На обратном пути в КНДР высокий гость сделал остановки в Новосибирске (11-12 августа) и в Хабаровске (17 августа). 18 авгу­ста спецпоезд пересек российско-северокорейскую границу в районе станции Хасан. На этом официальный визит руководителя КНДР в Россию был завершен.

В 2002 г. руководство КНДР, очевидно, надеялось на активное со­трудничество с Российской Федерацией, и для поддержания контакта с российской стороной Ким Ченир нередко посещал российское ди­пломатическое представительство в Северной Корее. Так, по пригла­шению чрезвычайного и полномочного посла А. Г. Карлова 17 марта

2002 г. Ким Ченир посетил Посольство РФ в КНДР по случаю празд­нования масленицы. Ким Ченира сопровождали руководящие кадры ТПК, первый заместитель министра иностранных дел Кан Сокчу.

С 14 по 16 апреля 2002 г. Пхеньян посетила делегация Санкт-Петербурга во главе с губернатором В. А. Яковлевым. 15 апреля, в один из главных государственных праздников КНДР - «День солн­ца» (день рождения Ким Ирсена) Ким Ченир принял высоких го­стей из России. Кроме того, глава Санкт-Петербурга был принят пре­мьер-министром КНДР Хон Соннамом. Во время визита, который В. А. Яковлев оценил как реализацию Российско-корейской Москов­ской декларации 2001 г., обсуждался ряд проблем межгосударствен­ного сотрудничества, и в частности возможные направления деятель­ности санкт-петербургских предпринимателей в Северной Корее.

В конце апреля 2002 г. КНДР посетила делегация во главе с Пол­номочным представителем президента РФ в Дальневосточном феде­ральном округе К. Б. Пуликовским. 26 апреля Ким Ченир организовал прием для высокой делегации.

С 20 по 26 августа 2002 г. состоялся второй визит Председа­теля ГКО Ким Ченира в Российскую Федерацию. На этот раз лидер КНДР ограничился посещением российского Дальнего Восто­ка. 20 августа Ким Ченир во главе официальной делегации на поезде выехал из Пхеньяна. В составе делегации были: член ГКО, маршал Ким Ёнчхун, член ГКО Ён Хёнмук, член ЦК ТПК Ким Ёнсун, а так­же первый заместитель министра иностранных дел, председатель Го-сударственного комитета по планированию, министр железных дорог КНДР Ким Ёнсам и др.

21 августа Ким Ченир посетил Комсомольск-на-Амуре. Особы­ми объектами его внимания стали ОАО «Комосомольское-на-Амуре авиационное промышленное объединение» и Амурский судострои­тельный завод. Утром 22 августа Ким Ченир прибыл в Хабаровск. Там он посетил местное химико-фармацевтическое предприятие, ООО «Амуркабель», а также воинскую часть под Хабаровском.

Утром 23 августа Ким Ченир прибыл во Владивосток. Там состоя­лась встреча Ким Ченира с президентом Российской Федерации В.В. Путиным. На переговорах, поимо общих вопросов двустороннего со­трудничества, особенно рассматривался вопрос соединения корейской железнодорожной магистрали с Транссибирской. 24 августа Ким Че­нир покинул Владивосток, и вечером того же числа в районе станции Хасан пересек государственную границу.

В первых числах ноября 2002 г. в КНДР прибыл Г. М. Фадеев, в то время Министр путей сообщения РФ для обсуждения вопроса мо­дернизации Восточно-морской железной дороги (ВМЖД), столь важ­ной для Кореи в вопросе воссоединения Транскорейской магистрали. Визит был действительно важным для КНДР, поскольку помимо протокольных переговоров российского министра с его северокорей­ским коллегой Ким Ёнсамом, которые проходили во Дворце съездов Мансудэ 1 ноября 2002 г., российского министра в тот же день принял заместитель председателя ГКО - Ким Ильчхоль. Вечером от имени ГКО в честь российского гостя был организован торжественный при­ем, а на другой день - 2 ноября - было подписано российско-северо­корейское соглашение о модернизации ВМЖД. На пресс-конферен­ции, данной Г. М. Фадеевым 2 ноября перед вылетом в аэропорту он озвучил пожелание провести трехсторонние (РК-КНДР-РФ) пере­говоры по вопросу воссоединения и дальнейшей эксплуатации Тран­скорейской железной дороги.

В 2003 г. северокорейско-российские отношения находились в ста­дии дальнейшего укрепления и развития. 24 июня 2003 г. в Пхень­яне состоялась церемония закладки камня на строительстве русского православного храма, решение о возведении которого было при­нято руководством КНДР по итогам визитов в Российскую Федера­цию.

Очевидно, что в начале XXI столетия КНДР рассчитывала на по­мощь со стороны России на льготных условиях, наподобие того, как эта помощь предоставлялась КНДР в советскую эпоху. Свидетель­ством тому может быть, например, то внимание, которое в КНДР было уделено 55-й годовщине подписания Соглашения об экономи­ческом и культурном сотрудничестве между СССР и КНДР (от 17 марта 1949 г.).

4 июля 2004 г. в КНДР с двухдневным официальным визитом прибыл министр иностранных дел РФ. С. В. Лавров. В тот же день во Дворце съездов Мансудэ он провел переговоры с министром ино­странных дел КНДР Пэк Намсуном и нанес визит председателю ВНС КНДР Ким Ённаму. По итогам переговоров был принят межмини­стерский План двусторонних обменов на 2005-2006 гг. Кроме офици­альных переговоров С.В.Лавров возложил венки к монументу Ким Ирсену (что свидетельствовало о подтверждении особых отношений между РФ и КНДР) и к Монументу освобождения, воздвигнутому в честь советских воинов, отдавших свои жизни за освобождение Кореи от японского колониального господства в 1945 г.

5 июля 2004 г. С. В. Лаврова принял лидер КНДР Ким Ченир. На встрече Ким Чениру было передано личное послание от Президента РФ В. В. Путина. Таким образом, июльский визит министра иностран­ных дел РФ должен был дать новый толчок в развитии российско-северокорейских отношений.

Действительно, в 2004 г. руководство КНДР проявляло особое вни­мание к вопросу улучшения и развития отношений с Россией, что можно проиллюстрировать фактом особого внимания Ким Ченира к 11-й международной олимпиаде по русскому языку, которая проходи­ла в Пхеньяне в июле 2004 г.

В начале 2005 г. дружественные отношения между двумя странами были подкреплены вручением лидеру КНДР Ким Чениру памятной медали по случаю 60-летия победы в Великой отечественной войне. Медаль была вручена в посольстве Российской Федерации 8 марта 2005 г. С 14 по 18 августа 2005 г. КНДР посетил полномочный пред­ставитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К. Б. Пуликовский. А 16 ноября в Пхеньяне был подписан межгосу­дарственный Корейско-российский план научно-технического обмена на 2005-2007 гг.

5-6 декабря 2005 г. Пхеньян посетила губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко. Очевидно, что в Северной Корее этот визит был воспринят как достаточно значимый, поскольку с губер­натором российской «северной столицы» встречался не только ми­нистр внешней торговли КНДР Лим Гёнман, но и премьер-министр Пак Пончжу и председатель Постоянного комитета ВНС Ким Ённам.


Похожая информация.


Россия углубляет отношения с северокорейской администрацией Ким Чен Ына. На днях она рассмотрела вопрос увеличения количества трудовых мигрантов из КНДР. Международная изоляция КНДР усиливается по причине продолжающихся ядерных и ракетных разработок. На этом фоне Россия продолжает обмениваться визитами высокопоставленных чиновников и предоставлять помощь КНДР. В настоящее время КНДР стала даже большим другом России, чем Китай. Администрация Путина преследует цель укрепить свои дипломатические позиции по отношению к США. Кроме того, она стремится ускорить развитие Дальнего Востока, рассчитывая на северокорейскую рабочую силу.

Контекст

Упадет ли нож гильотины?

Феникс 27.03.2017

Китайский путь к миру на Корейском полуострове

Project Syndicate 16.03.2017

Любовь еще, быть может, угасла не совсем

The Paper 16.03.2017

Кремль пошатнул G7

Сэкай Ниппо 27.03.2017

Северная Корея готовится к ядерной войне

Foreign Policy 10.03.2017 «Важно развивать двухсторонние отношения в сфере труда». По информации МИД России, 22 марта в Пхеньяне прошли российско-корейские консультации по поводу трудовых мигрантов. Российская сторона сообщила о проекте увеличения количества трудовых мигрантов из КНДР в средне и долгосрочной перспективе. Таким образом она подчеркнула свою позицию, которая состоит в том, чтобы придавать серьезное значение отношениям с КНДР.

Делегация «РЖД» также посетила КНДР в конце января. Стороны обсудили возможность расширения железнодорожной сети, которая свяжет оба государства. Также участники договорились увеличить количество железнодорожных инженеров из КНДР, которые будут стажироваться в российских университетах. По некоторым данным, Россия не выразила намерение прекратить экспорт нефти в КНДР даже после того, как Северная Корея запустила баллистическую ракету в феврале.

Китай, на протяжении многих лет являвшийся крупнейшим партнером КНДР, стал занимать жесткую позицию в отношении этой страны: был приостановлен импорт угля из КНДР до конца этого года. В результате для Пхеньяна возросла значимость России. По данным северокорейских СМИ, в феврале Россия оказалась первой в списке поздравлений Ким Чен Ына с Китайским Новым Годом.

Причина, по которой Россия придает особое значение отношениям с КНДР и которую жестко критикует международное сообщество, заключается в дипломатической стратегии: противостоять укреплению военной мощи США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 23 марта официальный представитель МИД России Мария Захарова раскритиковала США, подчеркнув, что размещение системы ПРО THAAD в Южной Корее ухудшает обстановку в регионе.

Если усилить влияние на КНДР, то можно получить дипломатическое преимущество в переговорах с администрацией Трампа, которая испытывает все больше опасений по поводу ракетной и ядерной программы КНДР. «До тех пор пока отношения между РФ и США не улучшаться, позиция Москвы в отношении Пхеньяна не изменится. Россия будет пользоваться северокорейским козырем», — отмечает академик РАН, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО Василий Михеев.

Также Россия планирует развивать дальневосточный регион, используя дешевую рабочую силу из КНДР. По информации Счетной палаты РФ, количество легальных трудовых мигрантов из КНДР превысило 40 тысяч человек. Это в два раза больше показателя пятилетней давности.

Мультимедиа

Корейская война

ИноСМИ 25.06.2015

Жизнь в Северной Корее

The Guardian 14.12.2016

Черный рынок в Северной Корее

Reuters 09.11.2015

Ситуация на Корейском полуострове

РИА Новости 21.08.2015

Соотношение вооруженных сил на Корейском полуострове

РИА Новости 29.11.2010 Если включить нелегалов, количество северокорейских рабочих окажется намного больше. По словам источника в администрации Приморского края, для того, чтобы ускорить развитие инфраструктуры в Хабаровске, Приморском крае и Владивостоке, не обойтись без граждан КНДР, которые трудолюбивы и готовы работать без выходных.

Администрация Путина также пытается укрепить экономическое сотрудничество с РК, опираясь на отношения с КНДР. Существует возможность, что на президентских выборах, которые пройдут в мае, победят левые силы, выступающие против развертывания в Южной Корее системы ПРО THAAD.

Если после президентских выборов, отношения между РФ и РК будут улучшаться, увеличится значимость связей с КНДР. Возрастут надежды, связанные с проектом постройки линий электропередач и железнодорожной сети, который предложила Россия и в котором должны принять участие также КНДР и РК.

Несмотря на это, сближение с КНДР только ухудшит имидж России на международной арене. Есть риск обострения противоречий с Западом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Отправить другу

Двусторонняя торговля


Региональное сотрудничество


Начало восстановлению отношений России с Северной Кореей было положено на рубеже XX-XXI вв. В феврале 2000 г. был подписан новый межгосударственный Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В нем стороны договорились оказывать активное содействие развитию торгово-экономических и научно-технических связей, создавая для этого благоприятные правовые, финансовые и экономические условия. В июле 2000 г. президент РФ В.Путин посетил Пхеньян, а в 2001 и 2002 гг. лидер КНДР Ким Чен Ир нанес два визита в Россию. В новом договоре была заложена правовая база современных взаимоотношений РФ и КНДР, а в документах, подписанных по итогам саммитов, были обозначены приоритетные направления сотрудничества на будущее. В частности, в Московской декларации РФ и КНДР от 4 августа 2001 г. были упомянуты такие сферы экономического сотрудничества, как «реализация проектов реконструкции построенных совместными усилиями предприятий, в частности, в электроэнергетике», а также «проект создания железнодорожного транспортного коридора, соединяющего Север и Юг Корейского полуострова с Россией и Европой».

С начала 2000-х гг. в своей политике на Корейском полуострове руководство РФ возлагает особые надежды на осуществление крупных проектов с участием обоих корейских государств - соединение Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги, прокладку газопровода из России в РК через территорию КНДР и организацию поставок российской электроэнергии на Корейский полуостров. Обсуждение этих инициатив является неотъемлемой частью любых значимых переговоров между официальными лицами РФ и КНДР, РФ и РК. Несмотря на длящиеся годами переговоры, ни один из указанных проектов так и не начал пока реализовываться в трехстороннем формате. Свою деструктивную лепту в это внесли напряженная ситуация на полуострове из-за ядерной программы КНДР и обострение отношений между Северной и Южной Кореей после 2008 г.

Между РФ и КНДР существуют межгосударственные механизмы, призванные способствовать развитию экономических связей. Среди них - Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и ее отраслевые подкомиссии - по торговле, по транспорту, по межрегиональному сотрудничеству, по научно- техническому сотрудничеству, по лесной промышленности, на заседаниях которых регулярно обсуждаются вопросы экономического сотрудничества.

Заметный импульс двустороннему экономическому взаимодействию придали поездка руководителя КНДР Ким Чен Ира по Сибири и Дальнему Востоку России и его встреча с Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в Улан-Удэ в августе 2011 г. После этого активизировались переговоры «Газпрома» с KOGAS - РК и Министерством нефтяной промышленности КНДР по поводу строительства газопровода. В сентябре 2011 г. «Газпром» и KOGAS подписали Дорожную карту по осуществлению поставок природного газа из РФ в РК через территорию КНДР, в которой был определен график дальнейшей работы с южнокорейской стороной. В тот же день «Газпром» и Министерство нефтяной промышленности КНДР подписали меморандум о взаимопонимании и договорились создать рабочую группу по строительству газопровода на Корейский полуостров - ее первое заседание прошло в ноябре 2011 г.

Одновременно прорабатывался вопрос о заключении межправительственного соглашения РФ и КНДР о сотрудничестве в газовой сфере, которое создало бы правовую основу для реализации проекта. По имевшимся подсчетам, в случае строительства газопровода Северная Корея могла бы рассчитывать на $100 млн ежегодно в виде платы за транзит газа. В 2012 г., по итогам обсуждения объемов поставок газа, сроков, формулы цены, а также точки передачи продукции южнокорейской стороне, ожидалось подписание коммерческих договоренностей между «Газпромом» и KOGAS. После этого можно было бы приступить к практической реализации проекта. В 2012 г., однако, в условиях обострения военно-политической ситуации на полуострове переговоры между российскими и южнокорейскими партнерами были приостановлены.

Тем временем, двусторонние экономические связи России с Северной Кореей оказались в кризисном состоянии. В 2011 г. объем торговли РФ с КНДР составил около 1% от общего внешнего товарооборота Северной Кореи. Для восстановления торгово-экономических связей требовалось принимать решительные меры. И судя по событиям последних лет, руководство России приняло политическое решение в пользу интенсификации сотрудничества с Северной Кореей на двусторонней основе, стимулируя интерес к КНДР и со стороны российского бизнеса.

В условиях действия против Пхеньяна международных экономических санкций и непростого, в целом, инвестиционного климата КНДР основными видами помощи, которую правительство РФ может оказать бизнесу, стало снятие излишних административных барьеров, ведение переговоров об улучшении условий для российского бизнеса в Северной Корее и сопровождение крупных проектов на правительственном уровне.

Явным подтверждением заинтересованности РФ в развитии экономических связей с Северной Кореей стало урегулирование проблемы долга КНДР перед Россией, переговоры по решению которой велись в течение нескольких лет и которую часто называли одним из главных препятствий для расширения экономического сотрудничества двух стран.

17 сентября 2012 г. Россия и Северная Корея подписали Соглашение об урегулировании задолженности КНДР перед Российской Федерацией по кредитам, ранее предоставленным бывшим СССР. Федеральный закон о его ратификации Президент РФ подписал 5 мая 2014 г. Размер долга был оценен в $11 млрд с учетом курса переводного рубля и начисленных процентов. Россия согласилась списать 90% северокорейского долга, а оставшаяся сумма - $1,09 млрд, должна быть погашена Северной Кореей в течение 20 лет 40 равными полугодовыми платежами путем зачисления на беспроцентный счет, открываемый Внешэкономбанком в Банке внешней торговли КНДР. Соглашение предполагает, что этот остаток может использоваться для финансирования общих российско-северокорейских проектов в гуманитарной и энергетической областях. Таким образом, был создан своеобразный фонд для будущих российских инвестиций в КНДР. При этом остаток долга может быть использован также и для финансирования трехсторонних газового и железнодорожного проектов.

Начиная с 2013 г., посольство России в КНДР в тесном взаимодействии с российскими и корейскими экономическими ведомствами и коммерческими организациями активно работало над выправлением сложившейся в течение последних 20 лет неблагополучной ситуацией в торгово-экономической сфере. Результатом этой работы, подкрепленной политической волей руководства РФ, стала последующая активизация двусторонних связей. С начала 2014 г. существенно расширились российско-северокорейские контакты в области экономики как на правительственном, так и на региональном уровнях. Кроме того, Россия объявила об оказании КНДР гуманитарной помощи в виде поставок 50 тыс. т продовольственной пшеницы.

Локомотивом развития экономических связей с Северной Кореей в настоящее время является Министерство России по развитию Дальнего Востока, глава которого, А.Галушка, является председателем российской части Межправительственной комиссии - МПК, по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РФ и КНДР - председателем корейской части Комиссии является министр внешнеэкономических связей КНДР Ли Рён Нам. Во время визита российского министра в КНДР в марте 2014 г. стороны обсуждали различные совместные проекты и перспективы двусторонних торгово-экономических связей, а также поставили цель вывести взаимную торговлю на качественно новый уровень с увеличением объема до $1 млрд к 2020 г. Принимая во внимание тот факт, что в XXI в. объем прямого товарооборота между РФ и КНДР не превышал $250 млн в год, а в 2013 г. составил немногим более $100 млн, потребуется существенное расширение экономического сотрудничества, чтобы за 7 лет увеличить двустороннюю торговлю почти в 10 раз. По мнению российского министра, этот скачок является вполне достижимым.

В апреле 2014 г. КНДР посетила крупная делегация - более 40 человек во главе с заместителем председателя Правительства РФ, полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю.Трутневым, который провел в Пхеньяне переговоры с председателем Президиума ВНС КНДР Ким Ен Намом, председателем Правительства КНДР Пак Пон Чжу и другими высшими руководителями страны. В состав российской делегации входили: губернатор Приморского края В.Миклушевский, губернатор Хабаровского края В.Шпорт и губернатор Амурской области О.Кожемяка, которые подтвердили интерес своих регионов к дальнейшему развитию экономического сотрудничества с КНДР. Кроме того, губернатор Амурской области и министр внешней торговли КНДР подписали Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, договорившись о развитии сотрудничества в сферах сельского хозяйства, лесозаготовок и строительства. В ходе визита состоялась церемония передачи корейской стороне в качестве гуманитарной помощи 50 единиц пожарной спецтехники.

По просьбе федерального центра участником переговоров России с Северной Кореей по вопросам экономического сотрудничества стал президент Татарстана Р.Минниханов. Он возглавил представительную делегацию, которая посетила КНДР в марте 2014 г. Вместе с президентом в Северную Корею выехали представители Министерства промышленности и торговли, Министерства сельского хозяйства, Торгово-промышленной палаты Татарстана, ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», ОАО «ТАИФ» и Казанского университет. Одним из итогов поездки стала договоренность создать совместную рабочую группу по сотрудничеству Татарстана и КНДР и усилить товарооборот республик. До настоящего времени этот субъект РК фактически не имел экономических контактов с Северной Кореей. Однако во время визита стало ясно, что сфер взаимного интереса у сторон достаточно много. На переговорах обсуждались вопросы сотрудничества в нефтяной отрасли, строительстве, сельском хозяйстве и других областях.

В июне 2014 г. после трехлетнего перерыва во Владивостоке прошло 6-е заседание МПК, где обсуждались перспективные условия и проекты для интенсификации двустороннего сотрудничества. В условиях действующих против КНДР международных и американских экономических санкций осуществление банковских переводов в Северную Корею и из нее существенно затруднено. Для урегулирования этой проблемы РФ и КНДР договорились о переходе на расчеты по экспортно-импортным операциям в российских рублях и решении проблем межбанковского взаимодействия.

В июне были подписаны первые договоры об открытии корреспондентских счетов северокорейских банков в банках России. Договоренности были заключены между ОАО АКБ «Региональный банк развития», «Банком Внешней торговли КНДР» и «Корейским банком соединения развития». На их основе в октябре 2014 г. между сторонами были проведены первые расчеты в рублях.

В рамках заседания МПК прошла презентация особых экономических зон КНДР, были намечены приоритетные задачи по расширению сотрудничества двух стран в области торговли, энергетики, природных ресурсов. Среди регулярно обсуждаемых и потенциальных сфер взаимовыгодного двустороннего сотрудничества можно выделить проведение российскими компаниями геологоразведки углеводородов на территории КНДР, участие в разработке месторождений полезных ископаемых, в т.ч. цветных и редкоземельных металлов, налаживание сотрудничества в сфере золотодобычи, производство товаров в Северной Корее на давальческом сырье, совместные проекты в области сельского хозяйства и другие.

По свидетельствам непосредственных участников состоявшихся в 2014 г. переговоров, северокорейская сторона демонстрировала невиданный уровень открытости и стремления к сотрудничеству с российскими представителями. Власти КНДР выразили готовность создать необходимые условия для ведения бизнеса предпринимателями из РФ. Речь идет, в частности, об упрощении порядка выдачи многократных виз, обеспечении техническими системами связи - мобильной связью и Интернетом, гарантиях защиты инвестиций и доступа к законодательным актам КНДР по функционированию специальных экономических зон. Одним из практических шагов по соблюдению взаимных договоренностей стало то, что во второй половине 2014 г. российские предприниматели впервые получили долгосрочные многократные визы в КНДР.

В сентябре-октябре 2014 г. состоялся 10-дневный визит в Россию министра иностранных дел КНДР Ли Су Ёна, в ходе которого он посетил Москву и ряд дальневосточных регионов России - Сахалинскую и Амурскую области, Приморский край. Особое внимание на встречах с руководителями российских ведомств и регионов уделялось проектам экономического сотрудничества двух стран.

В октябре 2014 г. состоялся еще один визит российской бизнес-делегации в КНДР во главе с министром А.Галушкой. Стороны договорились создать Деловой совет из предпринимателей двух стран, заинтересованных в развитии экономических связей, на базе Торгово-промышленной палаты России. Российские предприниматели посетили Кэсонский промышленный комплекс, являющийся единственным функционирующим в настоящее время проектом межкорейского сотрудничества, в который Северная и Южная Корея хотели бы привлечь инвесторов из третьих стран. Определенный интерес со стороны российских бизнесменов проявляется в последнее время к Кэсону, особенно от компаний агропромышленного сектора.

В целом, можно говорить о том, что в настоящее время происходят выработка и обкатка нового долгосрочного механизма экономического взаимодействия России и КНДР, в котором с российской стороны активно участвует как государство, так и частный бизнес. Для сопровождения в индивидуальном порядке проектов российских компаний в КНДР была создана специальная рабочая группа при Минвостокразвития России. Ее первое заседание состоялось в сентябре 2014 г. с участием представителей Северной Кореи.

Двусторонняя торговля
В первой половине 2000-х гг. объем торговли КНДР с РФ имел тенденцию к росту, увеличившись со $105 млн в 2000 г. до $233 млн в 2005 г. Однако в 2006 г. этот тренд сменился на обратный, и в условиях мирового финансового кризиса двусторонний товарооборот в 2009 г. сократился до $49 млн. В результате последовавшего в дальнейшем частичного восстановления объем торговли РФ с КНДР составил $112,7 млн в 2013 г. В целом, если к середине первого десятилетия XXI в. доля России во внешнеторговом обороте Северной Кореи превышала 5%, то с 2009 г. она упала ниже 2% на фоне роста объема экономических обменов КНДР с внешним миром. В начале 2010-х гг. показатель взаимной торговли России и Северной Кореи оказался почти в 50 раз меньше объема торговли КНДР с Китаем и в 15 раз меньше товарооборота КНДР с РК. Основу двусторонней торговли составляют экспортные поставки из России. Импорт товаров из КНДР в РФ остается незначительным. В результате, в экономических отношениях с Россией Северная Корея имеет хронически отрицательное сальдо торгового баланса, которое в период с 2005 по 2013 гг. сократилось с $219,5 млн до $94,1 млн, прежде всего, в связи с уменьшением общего объема взаимного товарооборота.

Для расширения двусторонней торговли России и Северной Кореи необходимо работать над увеличением и диверсификацией товарных поставок. И определенные заделы для этого есть. За последние два года интерес к сотрудничеству с Северной Кореей проявили целый ряд крупных российских компаний. В конце 2012 г. входящая в холдинг Evraz угольная компания «Распадская» заключила с КНДР контракт на поставки коксующегося угля, по которому в 2013 г. из России в Северную Корею было поставлено более 170 тыс. т угля общей стоимостью около $19,9 млн. В 2014 г. поставки угля продолжились.

По данным Посольства России в КНДР, основными товарами российского экспорта в Северную Корею в 2013-2014 гг. являлись: коксующийся уголь и дизельное топливо, металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Для активизации торгового сотрудничества России и Северной Кореи также важным является налаживание автомобильного сообщения между двумя странами. В марте 2014 г. была достигнута договоренность об ускорении работы по подготовке межправительственного Соглашения о международном автомобильном сообщении, что дает надежду на скорое начало практической работы в данной сфере.

Инвестиционное сотрудничество
Инвестиционное сотрудничество между РФ и КНДР до недавнего времени оставалось на невысоком уровне. По данным Минэкономразвития России, на конец 2008 г. объем накопленных инвестиций из России в КНДР составлял $2,552 млн - почти весь объем - в сфере обрабатывающего производства, а из КНДР в РФ - $2,505 млн. Среди причин такого положения специалисты называли: стагнацию экономики и узкий ассортимент экспортной продукции КНДР; низкую платежеспособность северокорейских компаний и недоверие к ним со стороны российских фирм; отсутствие современной инфраструктуры и трудности с финансовыми расчетами, вызванные международными санкциями, действующими в отношении КНДР.

Главным современным проектом инвестиционного сотрудничества между РФ и КНДР, реализуемым с 2008 г., является проект соединения железных дорог двух стран. В его рамках было осуществлено восстановление 54-километрового участка железной дороги от ст. Хасан - Россия до порта Раджин - КНДР и строительство в порту Раджин грузового терминала для организации транзитных перевозок с выходом на Транссиб. Реализация этого проекта потребовала от российской стороны - в лице ОАО «РЖД» вложений в размере около $300 млн. В сентябре 2013 г. состоялась церемония ввода в эксплуатацию реконструированного участка железной дороги, в июле 2014 г. - церемония сдачи в эксплуатацию универсального перегрузочного терминала в порту Раджин.

В 2006 г. РФ, КНДР и РК объявили этот проект первым этапом восстановления всей Транскорейской магистрали - на ее восточном направлении, однако с 2008 г. межкорейские отношения оказались в кризисе, и участие РК в проекте было приостановлено. Согласно изначальному бизнес-плану проекта, созданная в Раджине инфраструктура должна была использоваться для перевалки контейнерных грузов из Южной Кореи и других стран АТР с выходом на сеть российских железных дорог. Однако в условиях замораживания участия южнокорейской стороны в проекте и отсутствия подтвержденной контейнерной грузовой базы, участникам проекта пришлось отступить от первоначального плана строительства контейнерного терминала и временно изменить его специализацию для перевалки навалочных грузов. На начальном этапе планируется использовать терминал для экспорта до 5 млн т российского угля ежегодно в страны АТР.

В апреле 2014 г. для отработки технологии перевозки, прохождения таможенных процедур и обработки груза в порту Раджин ОАО «РЖД» осуществило перевозку двух пилотных грузовых составов с углем из Кузбасса по участку Хасан-Раджин. После этого через порт Раджин стали осуществляться отгрузки угля из России в Китай.

В то же время Россия не теряет надежды реализовать и трехстороннюю модель проекта. Во время визита Президента России В.Путина в Сеул в ноябре 2013 г. между РФ и РК был подписан Меморандум о взаимопонимании, предполагающий возможность подключения консорциума южнокорейских компаний к российско-северокорейскому сотрудничеству по строительству и эксплуатации грузового терминала в порту Раджин и железнодорожной ветки от Раджина до российской станции Хасан. Войти в этот проект южнокорейский биз- нес может только в рамках сотрудничества с Россией, например, через приобретение части российской доли в совместном предприятии РФ и КНДР «РасонКонТранс», являющемся оператором проекта. В настоящий момент 30% акций этого совместного предприятия принадлежит северокорейской стороне, а 70% - российскому ОАО «Торговый дом РЖД». Вот в эти 70% и мог бы войти южнокорейский бизнес.

Россия и КНДР поддерживают участие южнокорейских компаний в эксплуатации построенной инфраструктуры. В 2014 г. представители южнокорейских компаний POSCO, Hyundai Merchant and Marine и KORAIL дважды посещали Раджин, где они осмотрели инфраструктуру порта, железную дорогу, а также прочие объекты. В настоящее время ОАО «РЖД» и консорциум из вышеназванных южнокорейских компаний приступили к выработке механизма дальнейшей реализации проекта в формате трехстороннего сотрудничества. Рассматриваются различные возможности подключения южан к проекту, в т.ч. создание совместной компании на территории России с функциями экспедитора. На четвертый квартал 2014 г. была намечена организация пробной перевозки угля из России через порт Раджин в Южную Корею.

Визиты бизнесменов из РК в КНДР стали возможны благодаря поддержке южнокорейского правительства, которое выдало разрешения своим гражданам на посещение Северной Кореи. Однако, в целом, эта инициатива пока осуществляется по линии крупного бизнеса РК без активного участия правительства. Если подключение южнокорейских компаний к российско-северокорейскому сотрудничеству будет реализовано, в каком бы то ни было формате, это создаст важный прецедент для других трехсторонних проектов.

В октябре 2014 г. был дан официальный старт еще одному масштабному начинанию российских компаний в КНДР. Им стал проект «Победа», предполагающий модернизацию транспортной инфраструктуры и горнодобывающей промышленности КНДР с участием омского научно-производственного объединения «Мостовик». В России оно особенно известно проектированием и строительством моста на остров Русский во Владивостоке к саммиту АТЭС и некоторых олимпийских объектов в Сочи. В отличие от проекта Хасан-Раджин, который осуществлялся на собственные и заемные средства ОАО «РЖД» с надеждой на их последующую окупаемость, проект «Победа» планируется реализовывать по принципу «сначала деньги - потом инвестиции».

В частности, как пояснил Министр РФ по развитию Дальнего Востока, «расходы российских компаний будут покрываться за счет доступа к полезным ископаемым Северной Кореи, в т.ч. редкоземельным металлам и углю». То есть российские компании, пока не уточняется какие планируют разрабатывать природные ресурсы Северной Кореи, продавать их, а правительство КНДР вырученные средства собирается инвестировать в модернизацию железных дорог. В рамках проекта НПО «Мостовик» создаст совместное предприятие с корейской стороной, в котором технологии, оборудование и обучающих инструкторов предоставит российская сторона, а рабочих - корейская.

В ходе реализации проекта в течение 20 лет будет реконструировано 3500 км железнодорожного пути, а также искусственные сооружения, включая тоннели, мосты и пристанционные пути. В качестве первого объекта первого этапа реконструкции и модернизации железной дороги КНДР был выбран участок «Чжэдон- Кандон-Нампхо».

Весь план реконструкции железных дорог КНДР, разбитый на 10 этапов, по оценкам руководства НПО «Мостовик», рассчитан на капитальные вложения в размере около $25 млрд. «Победа» могла бы стать практическим примером реализации взаимовыгодной модели торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, подразумевающего участие российских компаний в инфраструктурных и других проектах на территории КНДР в обмен на доступ к северокорейским минеральным ресурсам.

Однако для решения проблем северокорейской экономики недостаточно модернизации транспортной инфраструктуры. На повестке дня стоит улучшение ситуации с обеспеченностью страны электроэнергией. В связи с этим, еще одним обсуждаемым между Россией и КНДР видом экономического сотрудничества стала организация поставок электроэнергии из РФ в Северную Корею. Ранее ОАО «РусГидро» подготовило технико-экономическое обоснование проекта, и, как заявил в октябре 2014 г. министр А.Галушка, проект показал свою коммерческую привлекательность и будет актуализирован в связи с обоюдной заинтересованностью сторон. Для проработки вариантов поставок электроэнергии из РФ в торгово-экономическую зону «Расон» планируется создание совместной рабочей группы «РусГидро» и народного комитета города Расон. При этом российская сторона планирует также проводить переговоры с потенциальными участниками из Республики Корея по реализации энергомоста из России на Корейский полуостров.

Региональное сотрудничество
В настоящее время более 40 регионов России осуществляют экономическое сотрудничество с КНДР в разных сферах, в т.ч. в строительстве, лесной промышленности, сельском хозяйстве, рыбной отрасли, здравоохранении и швейной промышленности. Во внешней торговле с КНДР лидерами среди российских регионов за последний год стали Приморский край - $23,4 млн, Санкт- Петербург - $23,1 млн, Кемеровская область - $19,4 млн. По итогам проходящих в последнее время переговоров, интерес к сотрудничеству с КНДР в различных сферах также проявляют Татарстан, Чувашия, Якутия, Сахалинская и Ульяновская области, заинтересованные в поставках своих товаров в Северную Корею.

Традиционно важное место в двусторонних экономических отношениях занимает развитие связей КНДР с дальневосточными субъектами Российской Федерации, среди которых наиболее активны Амурская область, Приморский и Хабаровский края. В Хабаровском крае, в частности, в начале 2014 г. осуществляли свою деятельность 15 предприятий с инвестициями из КНДР, в т.ч. 6 предприятий со 100%-ным капиталом КНДР, 1 совместное предприятие с участием российского капитала, а также 8 представительств северокорейских компаний.

Наиболее динамичным направлением межрегионального взаимодействия является привлечение корейской рабочей силы для временной трудовой деятельности на территории РФ. В процессе реализации федеральных и региональных программ развития Дальнего Востока России обозначилась тенденция к заметному увеличению численности рабочих из КНДР. В 2010 г. для работы на территории РФ было привлечено примерно 21 тыс. северокорейских рабочих, в т.ч. в строительстве, сельском хозяйстве, лесной промышленности, здравоохранении, рыболовстве и легкой промышленности.

На 2013 г. Россия увеличила квоту для иностранных рабочих из Северной Кореи до 35 тыс. человек. Это направление сотрудничества является весьма выгодным и для России - дисциплинированная, неприхотливая и недорогая рабочая сила способствует смягчению дефицита трудовых ресурсов в наиболее сложных районах Сибири и Дальнего Востока, и для КНДР, которая получает серьезные валютные поступления и помогает решать достаточно остро стоящую в КНДР проблему занятости. Результатом увеличения объема сотрудничества между КНДР и РФ по этой линии стал рост пассажиропотока компании Air Koryo между Владивостоком и Пхеньяном на 22% за первое полугодие 2014 г.

Последние годы отмечены повышением интереса северных корейцев к реализации сельскохозяйственных проектов на территории Дальнего Востока РФ. С 2011 г. обсуждаются различные варианты сотрудничества с Амурской областью, в т.ч. реализация совместных проектов по созданию ферм молочного и мясного направления, а также по выращиванию зерновых и сои. В середине 2013 г. Генеральный консул КНДР в Находке на встрече с губернатором Приморского края сообщал о том, что КНДР собирается вложить $1 млн для развития обработки кукурузы и сои в крае, а также готова рассмотреть совместные проекты по развитию животноводства в Приморье.

В 2014 г. официальные лица КНДР заявили, что заинтересованы в аренде 10 тыс. гектаров земли в Хабаровском крае для выращивания овощей, разведения скота и создания перерабатывающих предприятий с использованием корейской рабочей силы и техники. Кроме того, появились сообщения о возможном привлечении к финансированию этих проектов инвесторов с Ближнего Востока. Большая часть продукции создаваемых на территории России сельскохозяйственных предприятий должна будет экспортироваться в Северную Корею для улучшения продовольственной ситуации в КНДР.

Перспективы экономического сотрудничества
После прихода к руководству страной Ким Чен Ына КНДР активизировала свою внешнеэкономическую политику, направленную на диверсификацию торговых связей и привлечение иностранных инвестиций. Пхеньян стремится сократить свою экономическую зависимость от Китая, а также восстановить экономические связи с Россией, вывести наши отношения на качественно новый этап. Текущий невысокий уровень экономического взаимодействия КНДР и РФ не отвечает ни экономическим, ни политическим интересам двух стран.

Что же касается России, то в Москве постепенно приходят к осознанию того, что на скорую реализацию трехсторонних проектов с участием Южной Кореи рассчитывать не приходится. Пока что надо укреплять двусторонние экономические связи с КНДР, чтобы усилить свои позиции на Корейском полуострове, в т.ч. и в диалоге с РК. При этом курс на реализацию значимых для России инфраструктурных проектов на Корейском полуострове, очевидно, сохраняется в ожидании лучших времен в межкорейском диалоге. На двусторонних переговорах с представителями РФ и руководство РК, и руководство КНДР горячо поддерживают трехсторонний формат экономического взаимодействия.

Важно подчеркнуть, что на современном этапе Россия готова расширять экономические отношения с КНДР на условиях взаимовыгоды и экономического прагматизма с опорой на конкретные проекты. Ни о каком возврате к модели отношений советского периода речь не идет, хотя северные корейцы на переговорах пытаются вновь предлагать сотрудничество «в кредит». Несмотря на ту определяющую роль, которую правительство РФ играет для стимулирования экономического сотрудничества с КНДР на данном этапе, важно, чтобы после создания необходимых институциональных условий и наработки определенного опыта инициатива перешла в руки частных компаний.

Для этого остро необходимым является повышение эффективности работы северокорейских партнеров, определение ими конкретных ответственных лиц для взаимодействия с российскими компаниями, а также предоставление полной и достоверной информации о месторождениях полезных ископаемых, предлагаемых в обмен на российские инвестиции и поставки товаров. Со стороны бизнеса РФ интерес к КНДР постепенно растет, российские министерства и ведомства обеспечивают заинтересованным компаниям свою поддержку, однако если Северная Корея не сможет обеспечить необходимый уровень информационного и организационного взаимодействия с российскими партнерами, активно обсуждаемые в настоящее время проекты так и не будут реализованы.

Л.В. ЗАХАРОВА - кандидат экономических наук Институт Дальнего Востока РАН