Взыскание на средства федерального бюджета. Порядок взыскания с бюджетной организации долга по исполнительному листу Взыскание с казенного учреждения по исполнительному листу

Такие правила могут позволять должникам банально не исполнять решение суда длительное время со ссылкой: «нет денег», что противоречит принципу общеобязательности требований судебного акта и того факта, что казна не может быть пуста по определению.

  1. Присуждение компенсации за длительное неисполнение судебного акта

В случае, если с должника-бюджетополучателя длительное время не взыскивается сумма долга, то суд может присудить взыскателю компенсацию за неисполнение судебного акта. Верховный Суд РФ, в своем постановлении дал ряд важных разъяснений по поводу применении судами упомянутого закона.

Исполнение решений судов о взыскании с казны

Важно

Шарон 2015 год Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2008 г. N А05-2385/2007. Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».


Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума ВАС РФ N 64 от 23.12.2010 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» Статья: О взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (Шпачева Т.В., Шибаев Д.В.)//(«Арбитражные споры», 2014, N 4) Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2011 N 57-В10-5 дело N 2-3385/2011 решение Центрального районного суда г.

Как взыскать с бюджетной организации

В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов, бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу статьи 283 Бюджетного Кодекса РФ. Получается, что органы казначейства вправе применять данную меру, только если должник имеет соответствующие лимиты, либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

ФЗ) 10. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Особенности взыскания с должников – получателей средств бюджета

Инфо

Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. 12. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством.


13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ) (см.

Особенности взыскания с должников - получателей средств бюджета

В настоящее время не такая редкость, что вашим должником стала бюджетная организация. Государственный заказчик не оплатил выполненные работы, отказывается выполнять другие условия договора – есть множество причин, почему организация-бюджетополучатель становится должником. На первый взгляд, такие должники исправные - деньги в казне всегда есть, и ничто не мешает быстро получить с него должное. Так ли это? Давайте разбираться вместе.

  1. Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов

Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ): 1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц; 2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением. Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.

Взыскание с бюджетной организации

Рычаги воздействия на бюджетное учреждение Как еще вы можете повлиять на ситуацию? Для начала, следить за действиями должника и казначейства: направлять запросы, писать письма. Если должник игнорирует сроки и, даже при наличии денег, отказывается вернуть долг, казначейство может приостановить все операции по счетам должника до тех пор, пока он не прекратит нарушать закон. Ваша задача – следить за сроками и вовремя потребовать у казначейства приостановления работы счетов должника.

Внимание

Если казначейство этого не сделает, вы вправе обжаловать его неправомерные действия в суд. Этот механизм стоит использовать в любой ситуации, когда вы чувствуете, что должник или казначейство бездействуют. Аналогичные жалобы можно подавать и в прокуратуру. Будет не лишним узнать, кто конкретно отвечает за работу с вашей задолженностью, и обжаловать действия именно этого сотрудника начальству.

В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования). Во втором случае это будут органы казначейства. Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).

  1. Куда предъявлять исполнительный документ?

В обязательном порядке надо получить в суде вместе с исполнительным листом копию судебного акта. Исполнительный лист вместе с заявлением и заверенным судебным актом необходимо направить в орган, который исполняет такие категории исполнительных документов (однако, это общее правило не распространяется на бюджетные учреждения.

Если бюджетное учреждение Высший арбитражный суд РФ периодически выпускает разъяснения по самым разным вопросам применения судами действующего законодательства. На этот раз Пленум ВАС РФ в постановлении от 17 мая 2007 г. № 31 ответил на вопрос, можно ли с учреждения во внесудебном порядке взыскивать суммы обязательных платежей и санкций. Случается, что и бюджетное учреждение не уплачивает вовремя налоги или взносы в Пенсионный фонд РФ. Задолжало учреждение - заплатит бюджет В Высшем Арбитражном Суде РФ подготовлен проект постановления Пленума, которое может изменить сложившийся порядок взыскания с бюджетных учреждений неустойки и пеней за просрочку платежей по хозяйственным договорам. Новое постановление затрагивает интересы тех организаций и предпринимателей, которым задолжало государственное или муниципальное учреждение (школа, больница и т.

  • федеральные казенные учреждения, по обязательствам которых обращено взыскание на средства федерального бюджета;
  • казенные учреждения субъекта РФ, по обязательствам которых обращено взыскание на средства бюджета субъекта РФ;
  • муниципальные казенные учреждения, по обязательствам которых обращено взыскание на средства местного бюджета.

Какие решения не исполняет Федеральное казначейство?

  • те, которые исполняются ;
  • об обязании должника-бюджетополучателя совершить определенные действия (с такими исполнительными листами надо идти к судебным приставам);
  • в которых сумма долга выражена в иностранной валюте — Бюджетный кодекс предусматривает, что сумма долга в исполнительном листе должна быть выражена в рублях. У Казначейства нет полномочий по конвертации и расчету присужденных в иностранной валюте средств.

Куда обращаться для взыскания долга?

Пакет документов для исполнения через Федеральное казначейство

  • заявление взыскателя с указанием его банковских реквизитов (его можно заполнить на сайте Казначейства). Заявление можно будет сохранить и сразу распечатать. Обратите внимание, что реквизиты должны быть именно самого взыскателя. Выплата взысканных средств наличными не предусмотрена;
  • копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (заверенная судом);
  • исполнительный лист (оригинал);
  • доверенность / нотариальная копия (если заявление подписывает представитель);
  • определение суда о выдаче дубликата исполнительного листа, заверенное судом (если вы предъявляете дубликат).

Этот пакет документов можно направить почтой (ценным письмом с описью вложения) или сдать в нужное отделение Федерального казначейства лично.

Как быстро взыщут деньги?

1. Казначейство уведомляет должника о получении исполнительного листа (5 рабочих дней с даты получения).

2. Должник подает в Казначейство платежный документ на полное или частичное перечисление денег по исполнительному листу (10 рабочих дней с даты уведомления Казначейством).

3. Если лимитов бюджетных обязательств для исполнения недостаточно, должник обращается к главному распорядителю средств федерального бюджета за выделением денег. Распорядитель выделяет деньги (3 месяца с даты поступления исполнительного листа в Казначейство).

4. На следующий рабочий день за выделением лимитов бюджетных обязательств должник направляет в Казначейство платежный документ на перечисление денег.

То есть в течение 15 рабочих дней (если у должника достаточно средств на лицевом счете) или в течение 3 месяцев (если надо обращаться за выделением дополнительных средств). Обратите внимание, что извещать взыскателей об исполнении их решения Казначейство не обязано. То есть отслеживайте поступление денег по своему счету сами.

Также отслеживать статус исполнения можно вот через этот сервис Казначейства (выберите раздел Исполнительные документы).

А что если должник не исполнит решение в течение 3 месяцев?

В этом случае Казначейство приостановит расходные операции по всем лицевым счетам должника в данном подразделении Казначейства. Если это произойдет, Казначейство вас уведомит. Вы также можете отозвать свой исполнительный лист и обратиться в суд с иском о взыскании присужденной суммы с главного распорядителя средств федерального бюджета (он в данном случае несет субсидиарную ответственность).

Д. БЕККЕР

Дмитрий Беккер, специалист Консалтинговой группы "Лекс".

Понятно, что если в процессе реализации договорных отношений контрагент становится его должником, то кредитор пытается вернуть свои деньги в полном объеме и в кратчайший срок. Но если в роли должника выступает муниципальное учреждение, то процесс взыскания долга сильно усложняется. Ранее эксперты нашей газеты уже обращались к этой теме ("ЭЖ-Юрист" N 34). Автор, не повторяя пройденного, указывает на важные особенности в отношении порядка взыскания.

Где равноправие?

Современные муниципальные образования окружили себя сетью учреждений, которые осуществляют функции исполнительного характера и действуют в соответствии с заданиями собственника.

Как правило, учреждения для обеспечения своих функций строят работу с ремонтно-эксплуатационными, строительно-монтажными, жилищно-коммунальными предприятиями и организациями на договорной основе. Так учреждения вступают в гражданско-правовые отношения и являются их равноправными субъектами.

Все субъекты гражданских правоотношений обладают определенными правами и обязанностями, не исключением являются и муниципальные учреждения. В соответствии с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 14.07.99 N 45 и п. 2 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

Иными словами, осуществить взыскание с муниципального учреждения можно только за счет средств, заработанных учреждением самостоятельно, в соответствии с предоставленным ему правом на осуществление приносящей доходы деятельности.

Налицо два неблагоприятных фактора для потенциального взыскателя - это особый режим вещного права учреждения (право оперативного управления) и финансирование учреждения за счет средств, выделяемых по смете. Их нужно учитывать при подаче искового заявления о взыскании задолженности с муниципального учреждения в суд, когда целесообразно привлечь в качестве третьего лица собственника, который впоследствии понесет субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального учреждения в случае отсутствия у него имущества и денежных средств.

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" от 01.07.96 N 6/8 муниципальное образование может быть признано ответчиком в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Несмотря на вышеупомянутое совместное Постановление Пленумов, судебная практика по данным категориям дел неоднозначна.

Постановлением кассационной инстанции ФАС Западно-Сибирского округа от 27.10.2003 (Дело N Ф04/5478-1886/А27-2003) были отменены решение и постановление Арбитражного суда Кемеровской области, в соответствии с которыми к субсидиарной ответственности по обязательствам Комитета жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Новокузнецка была привлечена администрация г. Новокузнецка. ФАС Западно-Сибирского округа постановил взыскать задолженность основного должника с Финансового управления г. Новокузнецка.

Артем

Текст: С. А. Кравченко  Опубликовано: 26.02.2015 Источник: www.klerk.ru

Исполнительное производство в АУ

В процессе своей деятельности автономное учреждение наравне с другими учреждениями и организациями участвует в совершении гражданских сделок, стороны которых имеют определенные права и несут обязанности. В жизни случается всякое, и не всегда АУ удается выполнить в полном объеме и в срок свои обязательства. Контрагенты и кредиторы подают иски в суд, а дальше после вынесения судебного решения АУ «помогают» погашать обязательства судебные приставы. Но оказывается, их права в части взыскания долгов с государственных (муниципальных) учреждений ограничены. В чем они заключаются и как в АУ проходит исполнительное производство?

От общего к частному

Порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируется Законом об исполнительном производстве. В преамбуле к нему сказано, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством.

Указанная норма корреспондирует с положениями ст. 239 БК РФ, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, определенных опять же Бюджетным кодексом. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на бюджетные средства, осуществляется в соответствии с гл. 24.1 БК РФ. Однако бухгалтеру АУ обращаться к названной главе БК РФ не стоит, так как она касается государственных органов различных уровней и казенных учреждений.

Для АУ более ценно другое указание Закона об исполнительном производстве, согласно которому условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов иных органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами. Таким правовым актом является Федеральный закон от 08.05.2010 № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В статье 30 ч. 20 описаны особенности обращения взыскания на средства бюджетных учреждений. Оказывается, эти нормы должны применять и АУ в силу прямой отсылочной нормы в п. 3.19 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

Положения Федерального закона № 83‑ФЗ имеют приоритет над нормами Закона об исполнительном производстве, при этом в первом документе описан добровольный порядок взыскания задолженности с АУ, в то время как вторым регулируются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.

Начнем с добровольного исполнения обязательств, хотя в более традиционном понимании добровольное исполнение обязательств происходит во внесудебном порядке, на этапе претензионной работы. Но все же взыскание долга АУ через суд тоже имеет оттенок волеизъявления учреждения, оказавшегося в роли должника. Происходит это так.

Исполнительный документ направляется судом по просьбе взыскателя либо самим взыскателем с приложением заявления взыскателя, в котором указаны реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) по месту открытия АУ, должнику лицевых счетов. Далее ОФК направляет владельцу лицевых счетов уведомление о поступлении исполнительного документа. После этого АУ представляет платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете должника. Он самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Решение налогового органа, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетного (автономного) учреждения – должника, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, минуя судебных приставов (п. 5 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83‑ФЗ).

Иной порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства АУ, законодательством не пре­дусмотрен. На этом неспроста акцентировано внимание в Письме Минфина РФ от 17.10.2013 № 02‑13‑10/43507. Возможно, чиновники имели в виду случаи из практики, например, когда судебный пристав выносит постановление, обязывающее АУ представить в территориальный орган Федерального казначейства платежный документ для перечисления денежных средств не взыскателю, а на счет судебных приставов, которые самостоятельно произведут расчеты с кредитором АУ.

Оказывается, что такие постановления судебного пристава не могут являться документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства у бюджетного (автономного) учреждения, при представлении платежного документа для перечисления бюджетных средств, целевых субсидий на счет подразделения службы судебных приставов в счет оплаты исполнительного документа, находящегося на исполнении в Федеральном казначействе. Документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства у получателя бюджетных средств по исполнительному документу, находящемуся на исполнении в органе Федерального казначейства, считается сам исполнительный документ. Об этом сказано в Письме Федерального казначейства от 16.09.2014 № 42‑7.4‑05/9.3‑562.

Что неподвластно судебным приставам?

Иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ согласно ст. 239 БК РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются специальными нормами бюджетного законодательства, в частности гл. 24.1 БК РФ.

Пояснение к сказанному есть в Письме Федерального казначейства от 31.07.2014 № 42‑7.4‑05/9.3‑474. Из него следует, что ОФК осуществляют платежи за счет средств бюджетных (автономных) учреждений от имени и по поручению указанных учреждений на основании представленных ими платежных документов. ОФК не уполномочены самостоятельно без представления учреждением платежного документа перечислять денежные средства с лицевого счета учреждения, в том числе на депозитный счет подразделения службы судебных приставов. Исполнение же ОФК требований постановлений пристава-исполнителя приведет к нарушению положений действующего бюджетного законодательства РФ. Более того, в Законе об исполнительном производстве отсутствуют положения, предоставляющие право судебному приставу предписывать совершать (не совершать) определенные действия ОФК, не являющемуся стороной исполнительного производства, кредитной организацией.

К чему призывает Федеральное казначейство, догадаться не сложно – к игнорированию документов судебных приставов, касающихся бюджетных средств. В упомянутом письме так и сказано, что постановления судебного пристава не могут являться документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства, у получателя бюджетных средств – бюджетного (автономного) учреждения при представлении заявки на кассовый расход для перечисления средств на депозитный счет подразделения службы судебных приставов в счет оплаты исполнительного документа. ОФК обязан возвратить заявку на кассовый расход бюджетного (автономного) учреждения для перечисления средств судебным приставам, если документом, подтверждающим возникновение обязательства, служит постановление судебного пристава. Основание – нормы пп. 16 п. 5, п. 7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В завершение Федеральное казначейство указывает на необходимость проведения совещаний с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в целях обсуждения вопроса по недопущению вынесения судебными приставами постановлений, противоречащих действующему законодательству, которыми:

Возлагается обязанность на организации, лицевые счета которым открыты в органе Федерального казначейства, перечислять денежные средства по исполнительному документу, находящемуся на исполнении в ОФК, на депозитный счет подразделения службы судебных приставов;
возлагается обязанность на ОФК перечислять средства по исполнительному документу на счет подразделения службы судебных приставов либо устанавливается запрет для ОФК совершать действия по перечислению денежных средств взыскателю по исполнительному документу, находящемуся на исполнении в данном органе.
С такими противозаконными, по мнению чиновников, постановлениями ОФК обещает бороться в судебном порядке. Согласитесь, немного странно обжаловать документы исполнительных органов, вынесенные на основании решения суда. На лицо конфликт интересов между органами исполнительной власти, которые в идеале должны не противостоять друг другу, а наоборот, помогать в решении поставленных задач.

Что подвластно судебным приставам?

Не так давно разработан порядок взаимодействия федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений. А в нем говорится об информировании территориальным органом Федерального казначейства судебного пристава-исполнителя о поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения. Для чего? Для того чтобы при получении от территориального органа Федерального казначейства уведомления о наличии средств на лицевом счете судебный пристав вынес постановление о том, чтобы учреждение незамедлительно представило в казначейство платежный документ для перечисления (внимание!) взыскателю денег по исполнительному документу, находящемуся у судебного пристава.

Остается добавить, что за неисполнение законных требований судебного пристава бюджетные или автономные учреждения привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ. При этом постановление по делу об административном правонарушении является самостоятельным видом исполнительных документов. В статье 242.1 БК РФ установлены виды исполнительных документов, на основании которых производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Такой вид исполнительного документа, как постановление по делам об административных правонарушениях, отсутствует, поэтому оштрафовать АУ судебному приставу, на самом деле, непросто (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 № 09АП-10854/2014‑АК).

Все вышесказанное касается первой части взыскания задолженности с АУ, когда решение суда вместе с заявлением взыскателя исполняют органы, в которых учреждению открыты лицевые счета. Но есть и вторая часть взыскания задолженности, когда в случае безуспешности (отсутствия средств на лицевых счетах АУ) взыскатель вправе обратить требования о погашении задолженности на имущество АУ в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве. И здесь судебные приставы не так существенно ограничены, хотя на самом деле это не совсем так.

Как следует из норм гражданского законодательства, АУ отвечает по своим обязательствам только тем имуществом, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 22.10.2013 № 12‑08‑06/44036). При этом по обязательствам АУ, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ). Данная норма в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2011 (п. 15 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99‑ФЗ).

В бюджете бюджетной системы РФ может быть предусмотрена целевая субсидия на погашение задолженности по обязательствам АУ, возникшим после 01.01.2011. Но опять же это является правом, а не обязанностью учредителя (Письмо Минфина РФ от 22.10.2013 № 12‑08‑06/44036).

Кстати, имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику имущества (п. 4 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). В силу аналогичности многих норм по взысканию задолженности бюджетного и автономного учреждения автор считает, что и это положение бухгалтер АУ вправе взять на вооружение в практической работе.

Напомним еще о том, что АУ вправе открывать не только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, но и банковские счета. И если счета АУ-должнику открыты в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве (Апелляционное определение Магаданского областного суда от 16.09.2014 № 2‑3285/2014, 33‑778/2014).

А можно ли взыскать исполнительный сбор с АУ?

Для начала следует разъяснить, что такое исполнительный сбор. Это санкция штрафного характера, предполагающая возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительный сбор взимается при неисполнении должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом для добровольного исполнения, а также при неисполнении должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению (в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства).

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа составляет пять дней со дня получения постановления (копии) о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции – взыскания исполнительского сбора. Уведомление производится путем передачи постановления о возбуждении исполнительного производства. В нем судебный пристав предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.

Федеральная служба судебных приставов регулярно обновляет Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора. Хотя они и не имеют силы нормативного акта, в них есть полезная информация как для судебных приставов, так и для тех, кому с ними приходится общаться. Ведь рекомендации разработаны исходя из норм законодательства и судебной практики, включая решения высших судов, а все это в совокупности направлено на обеспечение единообразной правоприменительной практики по взысканию исполнительского сбора.

В рекомендациях есть указания, посвященные взысканию исполнительского сбора с АУ. Исполнительский сбор с таких должников взыскивается за счет наличных денежных средств, денежных средств, находящихся в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации, за исключением денежных средств, находящихся на лицевых счетах в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. При отсутствии или недостаточности у АУ-должника денежных средств взыскание обращается на имущество в том же порядке, как это предусмотрено для учреждений-должников: судебный пристав взыскивает исполнительский сбор за счет движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

Ведь АУ без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, АУ вправе распоряжаться самостоятельно, если не установлено иное (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Подведем итог. Для АУ действует особый порядок взыскания задолженности по денежным обязательствам, подразумевающий первоначально исполнение судебного документа без участия судебных приставов. Взаимодействие происходит между взыскателем с территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований. При отсутствии или недостаточности у АУ-должника денежных средств взыскание обращается на имущество в порядке, пре­дусмотренном Законом об исполнительном производстве. Задолженность взыскивается за счет движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. Судебные приставы вправе взыскать долг АУ и за счет денег, находящихся на счетах в учреждениях Центрального банка РФ или кредитной организации (при наличии таких счетов). В описанном порядке может быть взыскан с АУ исполнительский сбор в случае игнорирования законного требования судебного пристава по исполнительному документу. При этом кредиторам нужно помнить, что средств и имущества АУ может быть недостаточно для удовлетворения требований по погашению обязательств как по причине недостаточности денежных средств, так и в силу того, что на все имущество АУ может быть обращено взыскание, поэтому контр­агентам АУ нужно быть осмотрительными.

Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством. 13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Согласно Постановлению №143, вам необходимо, кроме исполнительного документа, оформить заверенную в установленном порядке копию решения суда, на основании которого и был выдан данный исполнительный лист.Здесь имеется некоторая трудность, поскольку в ст. 9 закона говорится, что для проведения исполнительных действий достаточно одного документа – исполнительного листа.

Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. 12. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством.
13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ) (см.

Как взыскать с бюджетной организации

За это время должник может и должен запросить финансирование, чтобы рассчитаться с вами. На этом этапе целесообразно запросить у должника и казначейства информацию о том, какие меры были предприняты для того, чтобы вам вернули деньги. Если через три месяца должник не сможет оплатить долг, вам должны отправить уведомление об этом.

Внимание

Срок – 10 дней с того момента, как истечет трехмесячный срок для погашения долга. Шаг 6. Если вам не вернут долг, вы вправе забрать все документы из казначейства и обратиться в службу судебных приставов. Они будут взыскивать деньги в обычном порядке. Правда, на приставов надеяться не приходится – они исполняют всего 14% решений, принятых судами.


Поэтому лучше всего успеть решить все вопросы, связанные с возвратом долга, пока этим занимается казначейство. Практика показала, что это гораздо более эффективный исполнитель.

Важно

Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7. Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.


(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см.

Взыскание с бюджетного учреждения по исполнительному листу

Порядок действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно.

Порядок взыскания задолженности с бюджетного учреждения по решению суда

После этого у должника есть 30 рабочих дней, чтобы подготовить платежное поручение о возврате долга. Если у должника деньги есть, он обязан отправить в казначейство такое поручение. Если денег нет, он может вернуть долг частично. А что в это время делать вам? Заметьте: весь этот обмен документами между казначейством и должником происходит без вашего участия.

И только от вас зависит, будете ли вы пассивно ждать денег или возьмете ситуацию под свой контроль. Вы можете уведомить должника о том, что направили исполнительный лист в казначейство, затем запросить уже у казначейства, проинформировало ли оно должника о поступлении исполнительного листа. У казначейства также можно узнать, как отреагировал должник – готов ли он погасить долг, и в какой части.

Шаг 5. Казначейство ждет три месяца со дня, когда вы к ним обратились. Этот срок закон дает бюджетному учреждению на то, чтобы погасить долг.

Чтобы выйти из этой ситуации, на копии решения суда попросите судью сделать не только надпись «Копия верна», но и «Решение вступило в законную силу». 3 Подайте документы в исполнительный орган, через который осуществляется финансирование вашего должника. Согласно Постановлению, органом, в котором открыты лицевые счета бюджетной организации, является Федеральное казначейство. Направьте в территориальный орган по месту регистрации заверенную копию судебного решения и сопроводительное письмо.

Взыскание задолженности с бюджетного учреждения Должник подает в Казначейство платежный документ на полное или частичное перечисление денег по исполнительному листу (10 рабочих дней с даты уведомления Казначейством). 3. Если лимитов бюджетных обязательств для исполнения недостаточно, должник обращается к главному распорядителю средств федерального бюджета за выделением денег.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 8.

Порядок взыскания с бюджетного учреждения по исполнительному листу

  • Как взыскать долг с бюджетного учреждения?
  • Исполнение решений судов о взыскании с казны
  • Как взыскать с бюджетной организации
  • Взыскание задолженности с бюджетного учреждения
  • Исполнение судебных актов в отношении учреждений
  • На данный момент проводятся технические работы
  • Все дела: гражданские и уголовные. юридический форум

Как взыскать долг с бюджетного учреждения? Если должник игнорирует сроки и, даже при наличии денег, отказывается вернуть долг, казначейство может приостановить все операции по счетам должника до тех пор, пока он не прекратит нарушать закон. Внимание Ваша задача – следить за сроками и вовремя потребовать у казначейства приостановления работы счетов должника.
Во избежание подобных случаев в дальнейшем при рассмотрении дел в судах необходимо обращать внимание судей на то, чтобы в решении обязательно указывалось, за счет каких средств должно осуществляться его исполнение. 2. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней Исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России. При таких обстоятельствах после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях.

При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ) (см.

В резолютивной части таких решений указывается: «Взыскать с комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике». Такие исполнительные листы направляются судами или взыскателями в УФК. При подобной формулировке решений получается, что суммы взыскиваются с комитета как с бюджетного учреждения.

Однако их исполнение в порядке, установленном ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, невозможно, поскольку в смете комитета средства на выплату опекунских пособий не заложены. Средства на указанные цели учтены в объеме субвенции городским округам и муниципальным районам края. Для решения этой проблемы необходимо обращаться в соответствующие суды с заявлениями о разъяснении решений.