Развитие самостоятельной деятельности во время игр. Организация игровой деятельности в детском саду

Большое место в детском саду должны занимать интересные, содержательные, педагогически ценные игры, где дети активно действуют, общаются друг с другом, договариваются о совместных действиях, выполняют взятые на себя или порученные обязанности, роль, распоряжаются или подчиняются, радуются, огорчаются, помогают друг другу.

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует использовать игру в целях формирования у детей скромности, смелости, находчивости, жизнерадостности, настойчивости, внимания друг к другу, доброжелательности, умения считаться с мнениями другого, подчиняться большинству и т. д.

Положительные привычки и навыки поведения воспитываются путем неоднократных повторений, конкретных поступков. Упражнения в положительных поступках, в проявлении благородных чувств наиболее целесообразно организовать в играх. Но это возможно лишь при условии, что игра станет формой организации жизни и деятельности детей, т. е. займет в педагогическом процессе детского сада должное место: жизнь детей должна быть наполнена разнообразными играми, и деятельность их в часы игр организуется и направляется в целях реализации указанных выше задач. Поэтому, прежде всего надо строго охранять время, отведенное в распорядке дня для игры.

В программе и в методических указаниях указано, что игры начинаются с утра по приходе ребенка в детский сад и продолжаются до завтрака. Затем дети снова играют до начала занятий, после чего они выходят на прогулку, где большая часть времени отводится играм: подвижным, ролевым, строительным (с песком, снегом) и др. Игры на воздухе прерываются обедом с последующим дневным сном. После сна дети снова возвращаются к игре.

В каждый из этих периодов проводятся разнообразные игры:

  • ролевые;
  • подвижные;
  • строительные;
  • дидактические;
  • музыкальные;
  • драматизации;
  • игры-забавы.

Разные игры дают возможность удовлетворить разнообразные интересы детей, организовать и направить их поведение, взаимоотношение.

Помимо задач воспитания личных качеств и навыков поведения, каждый вид игр имеет и свои специфические задачи. Так, например, подвижные игры помогают упражнять детей в движении, беге, лазании, метании, совершенствовать легкость, координацию, красоту движений. Дидактические игры способствуют развитию анализаторов, мышления, речи. Строительные игры полезны для формирования конструктивных навыков и т. д.

Задача воспитателя, его организующая, руководящая роль заключается в том, чтобы направлять поведение и взаимодействие детей.

Управление игровой деятельностью детей должно быть целенаправленно, подчинено педагогическим задачам, определенным программой для каждой возрастной группы.

Помимо знания программных задач, педагогу необходимо хорошо знать каждого ребенка своей группы: уровень развития, интересы, склонности, положительные качества и недостатки, взаимоотношение со сверстниками и т. п.

Исходя из программных требований и знания индивидуальных особенностей каждого ребенка, воспитатель продумывает, определяет и свою деятельность в часы игр: кому из детей, какую игрушку или игру предложить, с кем поиграть самой, какую игру, начатую детьми, поддержать и т. д. Очень важно своевременно помочь детям в организации игры, договориться, кто что будет делать, подсказать, что необходимо для игры.

Непременным условием успешного осуществления воспитания детей в игре является правильный подбор игрушек, дидактических материалов. Это могут быть: игровые наборы, детские музыкальные инструменты, наборы для творчества, конструкторы, различные детские обучающие и развивающие игрушки.

Размещать игровой материал в групповой комнате и на участке следует так, чтобы детям было удобно его брать и возвращать на место, чтобы он не занимал площадь, необходимую для подвижных, строительных игр, для спокойных игр с сюжетными игрушками, с дидактическим материалом и пр.

На участке, кроме того, необходимо определить место для катания на лыжах, коньках, велосипедах, для игр с мячами и другими моторными игрушками. Нужно оборудовать место для игр с песком и дать его детям в достаточном количестве. Важно приучать детей беречь песок, не разбрасывать его, подгребать в кучу, после того как игра закончена.

Для игр на участке необходимо иметь скамеечки, столы. Они могут быть и вкопанными в землю, и выносными. Маленькие скамеечки (с отверстиями для флажка, руля и пр.) нужны детям для разнообразных игр: дети свободно переносят их и устанавливают там, где им удобно играть.

Хорошим материалом для сооружения всевозможных построек (для игры в транспорт, колхоз, ферму) являются доски, поленья дров, чурбаки, ящики, лоскут, а также шишки, камешки и т. д.

В условиях сельской местности есть большие возможности для организации игр детей и вне участка: у естественных водоемов, неглубоких ручейков; тут же на бере-гу дети могут играть с водой, песком, камешками, глиной.

Хорошо выбрать в ближайшем лесу уютные полянки, где есть кустарник, пельки или поваленные деревья. Подобная обстановка благоприятствует развитию игр в сказки, в путешествия, способствует детскому творчеству. Несомненно, сельские дети с увлечением играют в космонавтов, в мореходов и пр., но все-таки тематика их игр должна иметь свою специфику. При правильной организации воспитательной работы дети отражают в играх окружающую их жизнь: труд на молочной ферме, на птицеферме, на парниках, на току, работу трактористов, шоферов, комбайнеров и т. п.

Воспитатели должны интересно рассказывать детям о хозяйстве, знакомить с трудом их родителей и вместе с детьми принимать в нем посильное участие. Дети должны знать имена лучших людей своего села, стремиться подражать им.

Если детский сад малокомплектный и в одной группе находятся дети разные по возрасту, воспитателю надо ориентироваться на две возрастные подгруппы - более младших детей и более старших.

Задачи. Формировать у детей коммуникативные компетенции: способ­ствовать овладению эффективными способами взаимодействия с окру­жающими людьми, совместной деятельности в группе, разными видами речевой деятельности в ситуациях общения. Учить задавать вопросы, кор­ректно вести диалог, искать и находить компромиссы.

Дежурство в уголке природы.

Задачи. Актуализировать и учить детей использовать на практике зна­ния об уходе за комнатными растениями. Учить замечать изменения, про­исходящие с растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, вызывать желание ухаживать за ними, наблюдать за их развитием.

Беседа о волшебнице - воде.

Задачи. Предложить детям рассказать о значении воды в нашей жиз­ни, обобщить, конкретизировать и дополнить ответы ребят. Рассказать, где и в каком виде существует вода.

Формирование культурно-гигиенических навыков: упражне­ние «Салфеточки».

Задачи. Учить детей осознанно выполнять правила поведения за сто­лом, соблюдать нормы этикета, учить пользоваться столовым ножом, салфеткой. Воспитывать культуру поведения за столом.

№ 6. Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Библио­тека»; выучить отрывок стихотворения Б. Заходера «Про книжки». В часы досуга читать детям любимые книги, организовывать раз­личные виды самостоятельной деятельности с книгой: рассматрива­ние иллюстраций, обмен мнениями по прочитанному тексту, пере­сказ любимых произведений и др.

Задачи. Способствовать обогащению знакомой игры новыми решени­ями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-за­местителей или введение новой роли). Создавать условия для творческо­го самовыражения играющих, для возникновения новых игр и их развития.

№ 7. Песенное творчество: учимся находить песенные интонации на заданный текст: упражнение «Сказка про кота».

Задачи. Учить детей импровизировать, создавать песни по тексту сказ­ки, используя динамические оттенки.

Дидактическая игра «Громко-тихо запоем».

Задачи. Напомнить детям знакомые им песни; формировать потреб­ность в музыке; учить сопровождать пением выполнение несложной ра­боты; использовать полюбившиеся песни в игровой деятельности, устраи­вать мини-концерты.

Прогулка

Виды деятельности

Наблюдение: появление первоцветов.

Задачи. Предложить детям рассмотреть растение мать-и-мачеха, об­ратить внимание на то, что у растения сначала появляются цветы и только потом - листья. Помочь детям сделать вывод о том, на каких участках раньше всего появляются первые цветы.

Игры с мячом «Мяч вдогонку».

Задачи. Учить детей соблюдать правила игры, точно и быстро выпол­нять игровые действия. Развивать ловкость, координацию движений.

Труд в природе: подготовка огорода к посадке растений.

Задачи. Уточнить представления детей о том, как нужно готовить ого­род к посадке растений, предложить выбрать и выполнить посильную ра­боту (убрать прошлогоднюю листву, мусор, перекопать землю на грядках). Поощрять желание трудиться, приносить пользу.

Оздоровительная пробежка по территории детского сада «Най­ди свой домик».

Задачи. Совершенствовать технику выполнения основных движений при беге, упражнять в ориентировании на территории детского сада, раз­вивать сердечно-сосудистую систему детского организма. Формировать привычку вести здоровый образ жизни.

Самостоятельная деятельность детей.

Игровая деятельность с дошкольниками

Доклад


Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка.

В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.

В данный период закладываются основы нравственности. Ребёнок усваивает основные моральные нормы, нормы поведения. Возрастает активность ребёнка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребёнка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:

1. сюжетно-ролевые творческие игры.

2. игры с правилами.

Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

а) игры на бытовые темы;

б) с производственной тематикой;

в) с общественно-политической тематикой;

г) театрализованные игры;

д) игры-забавы и развлечения.


К играм с правилами играм относятся:

1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.

Дидактические игры, настально - печатные, музыкально-дидактические.

2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.

МЕХАНИЗМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Всякая игра - свободная деятельность.

2. Игра - это жизнедеятельность детей.

3. Изолированность игры (у любой игры есть место и время).

4. Создание игровых ассоциаций - круг играющих, не изолированных друг от друга, имеющих выполнять роли (в том числе и главную).

5. У каждой игры есть правила, которые дети должны выполнять. Даже в творческой игре есть правила взаимодействия.


Для реализации развития социально-игрового опыта необходимо: 1. Игровой педагог, т.е. носитель игрового опыта.

2.Использование резервных возможностей и опыта народной педагогики.

3.Преодоление тенденции использования в работе игр одного вида.

4.Учет интересов и желаний детей.

5.Грамотное управление игровой деятельностью: проектирование; предметно - развивающая среда; диагностика.


Воспитатель должен уметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

При организации предметно-развивающего пространства необходимо учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого-ребёнка.

В каждом возрасте - мы наблюдаем особенности в развитии игры:

· младший возраст - режиссерская игра (игра-манипуляция с предметами).

· средний возраст - ролевая, игра- диалог.

· старший возраст - игры с правилами, режиссерская, игра - фантазия, сюжетосложение.

В группе должны присутствовать все виды игр и игрушек -(сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и т.д.); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:

Моделирование игровых ситуаций, игры раскрыты.

Используются: ширмы, предметы-заместители; игрушки, обозначающие внешний вид или знакомые роли; повторяются орудия и действия взрослых; используются функциональные атрибуты (разбирать, крутить, сажать, открыть).

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:

Дети непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому должно быть открытое пространство.

Игровая ситуация моделируется по схеме: взрослый + ребёнок.

Снижается количество образных атрибутов - больше заместителей,

одна игрушка появляется в разных играх; атрибуты игр направленные на взаимодействие (телефоны, рупоры, микрофоны); ряженье под взрослых (фотограф, капитан и т.д.); "волшебные коробки" (бросовый материал - ткани, бутылочки, прищепки), кубы-вкладыши.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:

Игровая ситуация моделируется детьми, используются сигнально-опорные игрушки, все остальное моделируется.

Используются атрибуты для развития знаковой функции (символы).

Предлагается создавать игровые комнаты, задействовать музыкальный и физкультурный зал для развития сюжетно-ролевых игр.


СЮЖЕТЕО - РОЛЕВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

Необходимыми элементами обеспечивающих интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка, является знание - действие - общение. Это первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира.

Знакомство с миром у ребенка начинается с наблюдений, которые сопровождаются и направляются объяснениями взрослых, дополняются рассказами, чтением, рассматривание картинок.

Все это не воспринимается ребёнком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности - в игре.

В игре ребёнок приобретает и новые знания; играя, ребёнок на практике учится различать предметы по форме, величине, окраске, правильно использовать их в зависимости от их качеств, игра служит толчком к расширению знаний - ребёнок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы.

Этим непременно должны воспользоваться взрослые, чтобы расширить и углубить знания детей.

Руководство игровой деятельностью должно основываться на знании закономерности её развития. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче; игра приобретает более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников.

Основной вопрос методики руководства творческой игрой - влияние её на содержание, от которого зависит её воспитательное и образовательное значение.

Процесс руководства творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием.

Исходя из этого, можно выделить три группы методов:

1 ГРУППА: методы связанные с обогащением детей знаниями впечатлениями, представлениями об окружающей жизни:

Наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, беседа, беседа-рассказ с использованием иллюстраций о труде взрослых и их взаимоотношений в процессе труда, рассказ о событиях, происходящих в стране с показом фотографий, картин, фильмов; инсценировки литературных произведений, этические беседы.

2 ГРУППА: методы способствующие становлению и развитию игровой деятельности:

Непосредственное участие воспитателя в творческой игре; игра с одним ребёнком; оказание помощи в реализации знаний путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития её содержания, подведения итогов.

Для воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры используются поручения, задания (подобрать игрушки, изготовить самостоятельно), беседы, поощрения.

Умение определения ребенком роли и доведения её до конца формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений.

Важной задачей является воспитание умения самостоятельно распределять роли.

Воспитатель должен: хорошо изучить характеры, склонности и привычки детей и постоянно помогать детям - лучше узнавать друг друга.

Например: провести конкурс на лучшие придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

3 ГРУППА: связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.

Это совместное выполнение детьми и воспитателем построек; рассматривание образцов, показ приемов конструирования, использование фотографий, схем, таблиц, тематические задания ("построй улицу", "метро"), подбор материалов для обыгрывания построек.

Обучение детей умению делать игрушки из бумаги, из тонкого картона по выкройке, из природного и бросового материала.

Использование методов и приемов руководства зависит от возрастных особенностей детей, от уровня развития их игровых умений и навыков.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ:

1. Чтобы дети играли, воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом так, чтобы детьми усваивался новый более новый способ построения.

2. При формировании игровых умений необходимо ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнеру.

З.Игры от однотемных сюжетов и одноперсонажных переходят к многоперсонажным, а затем к многотемным.

4, Игры должны быть как совместные, так и самостоятельные.


ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ИГРАМИ:

1. ПРЯМЫЕ:

внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения взятие на себя роли подсказка в ходе игры, внесение нового атрибута, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию. Прямые приемы используются во всех возрастных группах.

2. КОСВЕННЫЕ:

младший возраст:

Подготовка к игре (чтение и заучивание стихов), дидактические игры, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, картин, чтение небольших рассказов.

средний возраст:

Целевые прогулки и экскурсии, чтение литературных произведений, конструирование из природного материала и бумаги, работа с родителями (консультации, информационные папки).

старший возраст:

Чтение отрывков из газет и журналов, рассматривание картин и плакатов, изготовление атрибутов на занятиях по труду, беседы, знакомство с трудом взрослых.

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:

1. Уметь развертывать ролевой диалог.

2. Изменять ролевое поведение в зависимости от роли партнера.

3. Менять роль в зависимости от сюжета.

4. В ходе игры переводить внимание с игрушки на взаимодействие с партнером, для развития ролевого диалога использовать игры с телефоном (К.И. Чуковский "Телефон").


МЕТОДИКА:

играть каждый день с 1-2 детьми по 5-7 минут, с подгруппой 10-15 минут. Вводить телефонные разговоры со второй половины года.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:

1. Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнера.

2. Использование многоперсонных сюжетов для определения ролевой структуры (где одна роль непосредственно связана с остальными).

3. Ролей должно быть больше участников, т.е. одному ребёнку придется исполнять несколько ролей.

4. В ходе игры дети должны выполнять многообразные ролевые связи и разные типы ролевых отношений: специфические - врач - больной: управления-подчинения (капитан-матрос); взаимопомощи.


МЕТОДИКА: Индивидуальные проигрывания см детьми в утренний или вечерний отрезок 7-15 минут. Воспитатель начинает игру и предлагает ребёнку основную роль (ты шофер, я - пассажир) и развертывает ролевой диалог, дает варианты (ты проехал на красный свет - я полицейский).

Включение детей в игру на определенный отрезок времени

(Я продавец - два покупателя; одного ребенка ставит на место продавца).

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:

1. Игры - фантазирования и овладение новым способом сюжетосложения.

2. "Расшатывание" сюжета, а затем совместное придумывание нового сюжета на основе волшебных сказок (замена героев).


МЕТОДИКА:

1. Вспомнить и пересказать знакомую сказку (а теперь по-новому будем придумывать похожую, но не такую).

2. Частичное преобразование сказки (замена героев, его задачи, волшебного средства).

3. Даем начало сказки, соединяем сказочные и реалистические элементы.

4. Введение разноконтекстных ролей (Баба Яга и продавец).

5. сочинение историй на основе реалистических событий

10-15 минут с небольшой подгруппой, а затем в ходе сюжетно-ролевой игры.


ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ:

Проблемная ситуация, советы-напоминания, проигрывание игры по типу совместное обсуждение плана игры, научи друга, парные поручения, совместное сюжетосложение (словесная игра + сюжетно - ролевая), игровая комбинаторика (на основе старой игры придумать новую игру) игры - импровизации (давай играть по-другому) придумывание игр по серии картин (мнемотехника) использование модели игры (рисуются атрибуты в центре картина игры).


ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:


Название игры

Младшая группа

Средняя группа

Старший возраст

Мама, папа, дети

Объединение с парикмахерской, доктором

Бытовые сюжеты, транспорт

Медсестра, карта больного

Аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты

Овощи, фрукты, посуда, игрушки

Отделы: хлебный, молочный, кондитерский

Отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника.

Детский сад

Воспитатель, ребёнок

Все остальные

Парикмахерская

парикмахер

Два зала: мужской; женский

Детский зал

Матрос - рулевой

Пассажирское, грузовое, экскурсионное, рыболовное судно. Боцман, радист.

Животные леса

Севера, юга

Экскурсовод, ветеринар

почтальон

Телеграф, посылки

2 половина года:
куклы, парты, школьницы, дневники, портфели, тетради

Приемщица, закройщица, швея, образцы тканей, готовая одежда, лекало

Транспорт

Дорожные знаки

Полиция, виды транспорта

Другие игры

Кафе, Космонавты, Библиотека


РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА:

Это индивидуальная юра, в которой дети чувствуют себя свободно. Этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками.

Младший возраст:
- в основе опыта ребенка события, которые он наблюдал. Знания, полученные из книг, мультфильмов, отражаются редко.

Сюжет с игрушкой несложен, короткие цепочки действий, за каждой игрушкой закреплена постоянная роль. Если ребенок не имеет опыта действия с игрушкой - игра разваливается.

Увиденный предмет, игрушки наталкивают на изменение сюжета,

Нелогичность игры не нуждается в поправках взрослых.

Развитие фантазии.

Речь является главным действующим компонентом (озвучивает действия, дает оценку). Средний возраст - в основе личный и опосредованный опыт.

Сложные и разнообразные действия.

Главные и второстепенные герои.

В сюжет вплетаются личные переживания ребенка.

Перед воспитателем стоит задача научить избегать шаблонов в игре.

Появляется игра на основе ассоциаций, игры по историям.

Появляется описательно-повествовательные, ролевые и оценочные высказывания.

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:

Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видов групп детских игр.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - это игры обучающие.


Их основное назначение -способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.

Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью.

Они широко используются на занятиях, при этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам занятия.

Инициатива выбора и проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому). Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.

В обоих случаях воспитатель руководит игрой, но его роль различна.

На занятиях он учит детей - как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями, оценивает поведение.


В руководстве играми следует выделить три этапа:

Подготовка - проведение- анализ результатов.

В подготовку входят: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.

Воспитатель (взрослый) должен предварительно изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль.


Проведение: Начинать объяснение игры надо с ознакомления с её содержанием, с дидактическим материалом (предметами, картинками), после чего излагаются правила игры и описываются игровые действия.


Мера участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач и игровых правил.

Подв едение итогов: ответственный момент, взрослый отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен.


ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА:

младший возраст:

занимательность (что-то лежит в красивой коробочке), использование разнообразных игровых приемов, игрушек; сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Повторение в разных вариантах с постепенным усложнением,

побор такого дидактического материала, чтобы дети могли его обследовать, активно действовать, играть;

Объяснение правил по ходу игры;

Обязательно познакомить с предметами, которые будут использованы, их свойствами;

При подведении итогов отмечаются только положительные стороны.

средний возраст:

отбор игр, в которых закрепляются и уточняются знания о свойствах и качествах предметов, их назначении;

Воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручается детям;

Правила игры объясняются до её начала, при подведении итогов акцентируется внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуются словесные игры, игры на внимание.

старший возраст:

при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, они должны быть таковы, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.


Большое место занимают мотивы соревнования:

Воспитатель четко, эмоционально знакомит детей с содержанием игры, правилами, действиями, проверяет, как они поняты, играет с детьми, чтобы закрепить знания, при самостоятельной деятельности выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях, в некоторых играх воспитатель ограничивается объяснением правил игры до её начала.

Игровые правила становятся сложнее и многочисленнее, поэтому взрослый, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность действий.

Закончить игру надо эмоционально, организовано, чтобы дети захотели вернуться к ней (разыгрывание фантов, поощрение победителей, сообщение о новом варианте игры)

В конце игры нужно оценить не только правильное решение игровых задач, ни и их нравственные поступки, поведение,

продумать процесс подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль.

в подготовительной группе: роль ведущего, в большинстве случаев, поручается ребенку.



Вне занятий дети самостоятельны в выборе игры, воспитатель выступает в качестве советчика, судьи.

Во всех группах необходимо продумывать связь дидактических игр с другими видами детской деятельности: творческими, трудом, с самостоятельной художественной деятельностью (тематика + планирование).


РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ:

Прежде чем познакомить ребёнка с развивающими играми, обязательно поиграйте в них сами.

Это дает представление о каждой игре. Вы будете знать: с какой игры начать, чем её дополнить, когда и какую игру вводить.

Играя с ребёнком, не опережайте его, лучше следовать за ним с небольшим отставанием.

Заинтересовывайте детей игрой, применяя игровые приемы - первый показ можно сопроводить "тайной" или рассказать сказку.

Каждый успех встречайте радостно, похвалой, но не перехваливайте, особенно в старшем возрасте.

Если ребенок не хочет играть, не заставляйте, а создавайте такие условия, чтобы у него появилось желание.

Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребёнка - они вызывают раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес.



Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задания за ребёнка, подсказывать ему.


Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки. По окончанию игры их нужно убирать в недоступное (но определенное) место, где ребёнок может видеть игру.

Начинать игру нужно с посильных задач или более простых её частей.

Развивающие игры можно использовать на занятиях: познавательных, РЭМП, ИЗО; в утреннее и вечернее время для работы с подгруппой детей и индивидуальной работы.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

Необходимо учитывать условия работы в каждой возрастной группе: общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений: состояние здоровья каждого ребёнка; время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей.

Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей накопления ими двигательного опыта.

МЛАДШАЯ ГРУППА: организуются элементарные по правилам и содержанию сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии взрослого; в играх типа "прятки" основную роль выполняет взрослый (ищет детей или прячется от них).

СРЕДНЯЯ ГРУППА: уже возможна игра с простейшими соревнованиями, как индивидуальными ("Кто скорее") так и коллективными, Это придает эмоциональную окраску и приучает к ответственности за свои действия в коллективе.

СТАРШАЯ ГРУППА: игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению новых заданий на коллективное соревнование.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА: играют в более сложные подвижные игры, а так же в игры с коллективным соревнованием, игры-эстафеты, игры с элементами спортивных игр.


В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно или с небольшой группой. Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игры.


ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВОЙ ИГРОЙ

Ознакомление с новой игрой, объяснение её содержания требуют подготовки. Содержание некоторых игр необходимо раскрыть в предварительной беседе (не обязательно в день проведения игры), например "Обезьянки и охотники", "Волк во рву".


Объяснение игры:

Несюжетная игра - должно быть кратким, точным и интонационно-выразительным. Воспитатель объясняет последовательность игровых действий, указывает местоположение детей и игровых атрибутов, пользуясь пространственной терминологией (ориентиром на предмет в младшей и средней группе) и выделяет правила, затем можно задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли правила.

При проведении игр с элементами соревнований взрослый уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования.

Иногда можно придать игре спортивную форму - выбрать капитанов, судью.

В младших группах можно объяснять действия детей и правила непосредственно в процессе проведения игры.

Сюжетная игра - задача взрослого в том, чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы. Для этого можно использовать игрушку, рассказ (особенно в младшей группе).


При повторении знакомых игр:

младшая группа - напомнить основные роли и местоположение детей.

средняя группа - ограничиться напоминанием правил.

старший возраст - предложить самим вспомнить правила, содержание игры, это содействует развитию сознательности и самостоятельности, выполняемых действий и подводит к умению играть без непосредственного руководства взрослого.

Распределение ролей:

Иногда взрослый назначает ведущего, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого), или включается сам в игру в роли водящего или участника.


Пользуется считалками или предлагает детям выбрать ведущего. В младших группах роль водящего вначале выполняет сам взрослый и делает это эмоционально, живо, образно. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку при условии ограничения пространства и направления движения.

О нарушении правил взрослый сообщает перед повторным проведением игры.


Заканчивается подвижная игра общей ходьбой, постепенно снижающей нагрузку или малоподвижной игрой.


При оценке игры взрослый отмечает её положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших роли, порицает нарушение правил.


В старших группах взрослый постепенно подводит детей к самостоятельной организации подвижных игр, следя за её ходом и особенно выполнением правил.


Когда дети знают много игр и самостоятельно в них играют, взрослый может предложить им творческие задания - придумать варианты игр, изменяя сюжет, правила; сочинять новую свою игру.


УСЛОВИЯ ДЛЯ ИГРЫ:

Чтобы воспитание детей в игре проходило успешно необходимо создать условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную спокойную обстановку, подобрать игрушки.

Игры в утренние часы помогают создать бодрое веселое настроение на весь день. Каждый может взять любимую игрушку, объединиться с товарищами. Иногда дети приходят с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Дети могут вернуться к начатой игре после завтрака, между занятиями. Надо дать возможность продолжить игру. При выборе игр следует учитывать характер предстоящих занятий. Перед физкультурным занятием - желательны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения - подвижные.


Для игр в группе отводятся время во второй половине дня, а на участке - до обеда и вечером. В это время организуются сюжетные игры, строительные, игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.


В группе нужно создавать обстановку для проведения различных игр. Место для игр с крупным строительным материалом выделить так, чтобы дети могли сохранить сделанную постройку.


В младших группах отвести место для проведения подвижных игр с игрушками: дети перевозят игрушки, катают их, бегают друг за другом.


Каждая игрушка должна иметь определенное место. Если дети хотят продолжать игру после обеда или на другой день, им нужно разрешить оставить постройку со всеми игрушками при условии, что они расставлены аккуратно (например: "корабль", "улица"). В играх на участке детям тоже даются все виды игрушек, но при этом учитывают особенности сезона. Перед выходом на прогулку взрослый предлагает детям подумать, как они хотят играть и что им с собой взять.


ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА - КЛАССИФИКАЦИЯ:

1) режиссерская - ребёнок не действующее лицо, берет роль действующего персонажа (например: под запись сказки).

2) музыкальная драматизация (может быть сочетание видов театра).

3) театрализованная игра - это качественная работа над образом, имеет четкий сценарий, фиксированные образы, роли.

4) импровизация - разыгрывание темы без предварительной подготовки.

Признаки театрализованной игры: содержание (четко должны знать, во что будут играть) сюжет, сценарий роль действия и отношения.

ЗАДАЧИ:

Младшая группа: Развивать интерес; навыки работы с плоскостным и объемным театром; Обогащать замысел через литературные произведения и музыкально - театрализованную деятельность.


Проявлять творчество в играх-имитациях, учить разыгрывать небольшие песенки, сказки. С помощью игрушек изготовленных взрослыми (воспитателями, родителями) и старшими детьми в присутствии детей.


Развивать навыки самостоятельного использования в играх материала для ряженья, маски и музыкальные инструменты.


Средняя группа: познакомить с различными видами театров. Учить приемам кукловождения.


Учить технике показа различных видов театра.


Старшая группа: Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр. Формировать художественно-речевые исполнительские умения. Учить быть в роли ведущего, режиссера-постановщика, декоратора. Формировать навыки совместного творчества в процессе подготовки к спектаклю.


Подготовительная группа: Формировать потребность в творческой деятельности, Развивать артистичность, способность к перевоплощению. Учить разыгрывать сюжеты, внося новые изменения. Учить придумывать сказки и обыгрывать их.


УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Заинтересовать и постепенно вовлечь детей в театрализовано - игровую деятельность.

Развивать устойчивый интерес к театрализованному искусству.

Развивать самостоятель-ность, индивидуаль-ные особенности и способности каждого ребенка в театрализован-ной деятельности.

Формировать потребность в творческой деятельности, артистичность и способность к перевоплощению.

Познакомить с отдельными видами театров

Углубить знакомство с различными видами театров.

Упражнять в приёмах кукловождения.

Формировать навыки творчества в процессе подготовки и проведения спектакля:

Выбор сюжета;

Разбор ролей;

Обсуждение действующих лиц;

Упражнение в диалогах;
уточнение возможныхисполнителей, атрибутов, декораций.

Учить вождению объёмных игрушек и плоскостных персонажей.

Учить вождению разных персонажей.

Содействовать развитию речевых и двигательных способностей при передаче образа.

Знакомить с простейшими приёмами составления сюжета.

Содействовать развитию

самостоятельного творчества при передаче образа.

Учить детей быть в роли ведущего, режиссёра, декоратора.

ВИДЫ ТЕАТРОВ:

Верховые куклы (из-за ширмы)

перчатки (средняя)

би-ба-бо (средняя)

ложки (старшая)

тростевая кукла (старшая, подготовительная)

штоковая (старшая)

марионетка (старшая)

Напольный театр:

марионеток (старшая, подготовительная).

куклы-люди (старшая, подготовительная).

планшетные куклы (старшая, подготовительная).

куклы с "живой рукой" (старшая, подготовительная).

Настольные театры:

с младшей группы: магнитный, покупной, выпиловки, игрушек, конус, цилиндр.

Стендовые:

стенд-книжка (младшая группа).

фланелеграф (младшая группа).

теневой (старший дошкольный возраст).

Другие виды:

бросовый материал, на кубиках - в любом возрасте.

Декорации: во всех сценах используется универсальный декорационный ряд (изба, лес, двор, небо) ("Обруч №4 за 2003 год").

Приемы кукловождения (со средней группы).

строится на этюдах - кукла медленно ходит, приседает, молчит или говорит, кукла передает походку, двое встречаются, здороваются, прощаются, разговаривают.

Правила работы за ширмой:

1. Кукла должна двигаться по одной плоскости воображаемого пола, не проваливаясь вниз.

2. Указательный палец, который вставлен в голову, должен быть немного согнут, чтобы голова не запрокидывалась.

4. Пауза - самое выразительное средство куклы.

5. Нельзя заслонять куклой другую куклу, напрягать руку, иначе кукла будет трястись.

6. За ширмой нужно быть в мягкой обуви.

7. Нельзя прислоняться к ширме.

8. Ширма должна быть из плотной ткани и до самого пола.

9. Походка куклы будет верной, если ребёнок будет с ней ходить.


Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть её творческого характера. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОЙ

Обогащение жизненного опыта

Обогащение игрового опыта

Активизация общения педагога с детьми

Предметно - игровое пространство

Формирование навыков общения детей друг с другом

Развивать познавательные и речевые способности:

Рассматривание картин, обобщение понятий, ЧХЛ, речевые упражнения, дидактические игры, беседы, .музыкальное развитие: имитация движений, ритмопластика.

Изобразительная деятельность, физическое развитие.

Артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки. Развитие эмоциональной сферы.

Помощь в переносе знаний в условный план игры, проигрывание в различных театрах сцен с использованием движений под сопровождение текста;

движение;
«маскирование ролью» - исполнение второстепенных ролей.

Прямое участие педагога в театрализованной деятельности, использование проблемных ситуаций, проведение тренингов, использование этюдов, упражнений на развитие выразительности речи, движений, участие в импровизациях, подготовке к спектаклю.

Виды театров;
- иллюстрации;
- дидактические игры;
-элементы костюмов;
декорации;

Детская художественная литература;

Аудиозаписи;
Использование музыкальных произведений;

Видеофильмов, компьютерных технологий.

Коммуникативные игры, игры на коррекцию негативных проявлений.

Формирование чувства уверенности в себе.

Поручения с целью оказания помощи друг другу.


РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ТЕАТРАЛИЗОВАНЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Звукоподражание героям;

Чтение по ролям;

Словесная импровизация;

Диалоги с игрушками.

Скороговорки;

Оживление игрушек:«волшебная палочка» (диалог)

Рассказ чистоговорок заданном темпе, тональности;

Чтение по ролям.

Упражнять:

В интонационной выразительности (изменение интонации);

В удержании дыхания при монологе и диалоге;

Ведении диалогов сказочных героев.

Умении ставить логическое ударение.

Использовать игры: «Необычные слова», «Заклинание к сказке», «Весёлый ритм»; упражнения на голосовые звучания: как улитка, как пулемёт, как иностранец, как робот и т.д.


Формирование выразительности движений

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Подготовительная группа

Имитационно - подражательные движения;

Пластика (представь и покажи);
- формирование жестов: отталкивание, притягивание, раскрытие, закрытие;

Игра: «Ручеёк» с разным темпом движения;

Игра: «По - правде и понарошку».

Состояние героя через позу, жест, походку.

Превращение в животных с усилением задачи движения: на льду, на горе и т.д.

Передача

физиологических особенностей(большой - неуклюжий, маленький - шустрый)

Показ воображаемых действий предмета;

Сочетание движений ног, рук, туловища.

Этюды на развитие мимики, жестов, передача эмоционального состояния.

Пальчиковый игротренинг, элементы пантомимики (идут пингвины, скачут лошади и т.д.)

Передача настроения;

Изображение походки предметов;
- упражнения на релаксацию;
пальчиковый тренинг;

Тренинг движений.

Пантомимика;
- игра: «Где мы были…»

Диалоги - пантомимы: разговор двух иностранцев, ссора, примирение и т.д.

Загадка пантомима;
- разговор руками(объясни дорогу, покажи профессию, и т.д.),

Показ пальцами(стой на месте, иди сюда)

Показ частями тела.

28 11.2016

Здравствуйте, друзья! Очень рада нашей встрече. Сегодняшняя тема, я думаю, не оставит равнодушным никого из вас. Сначала мы поиграем. Согласны?

Итак, наденьте маски козлят и овечек, 2 козленка и 2 овечки. Начинаем играть:

«Два сереньких козленка пошли гулять у речки.

К ним прискакали две белые овечки.

А теперь нам нужно знать,

Сколько зверят пришли гулять?

Раз, два, три, четыре, никого мы не забыли –

Двух овечек, двух козлят, всего четверо зверят!»

А сейчас поговорим. Скажите, пожалуйста, сколько будет два плюс два? Ваш ответ – четыре. Правильно.

Какой из вариантов вам понравился больше? Играть с масками или решать примеры?

А теперь вспомните, часто ли ваш ребенок пристает к вам с просьбой поиграть с ним во что-нибудь? А если не пристает, то чем он занят в течение дня? Рисует, играет самостоятельно или смотрит мультики?


Игра как основная деятельность присуща всем детям дошкольного возраста. Игры детей раннего возраста, конечно, будут отличаться от игры старших дошкольников по структуре, по форме, по содержанию. Чтобы знать, во что играть с детьми разного возраста, психологи выделяют виды игровой деятельности дошкольников.

N . B . Дорогие родители! Постарайтесь быть для своих малышей не только наставником, но и первым другом в играх. Во-первых, вы все равно проводите с ним большую часть времени. Во-вторых, играть ребенку необходимо для получения опыта и развития.

В-третьих, играя с ребенком, вы будете уверены, что его развлечения не носят агрессивный характер, не воплощают негативные события и не оказывают на психику малыша травмирующего влияния.

Игра как необходимость

Играть малыш начинает практически сразу после появления на свет. Уже в возрасте 1-2 месяцев кроха пытается дотянуться до погремушки, поймать мамин палец или попасть по резиновой игрушке. Малыши активно познают окружающий мир через игровую деятельность, которую принято называть ведущей.

Каждому этапу жизни и развития соответствует свой вид ведущей деятельности:

  • Игровая – ребенок дошкольного возраста
  • Учебная – школьник и студент
  • Трудовая – после окончания обучения в юношеском возрасте

Игра меняет свое содержание, но всегда придерживается единой цели – развитие. Нам не понять, почему малыш так трудно и безрадостно воспринимает наши просьбы сесть и писать палочки и крючки. И с каким воодушевлением берется за те же палочки, если мама обыграла задачу интересно и весело.

Но не думайте, что этот процесс дается ребенку легко. Всему нужно учиться, и игре в том числе.

Как и любой другой процесс развития и познания, игровая деятельность нуждается в основе, базе. Для этого создается предметная среда для развития игровой деятельности. Это похоже на организацию совместной или самостоятельной деятельности посредством использования необходимых пособий и материалов.

Что же, давайте рассмотрим, какие бывают виды игр. Классификация их весьма обширна, так что попробуем двигаться от больших частей к их составляющим. Условно их можно поделить на четыре группы:

  1. Сюжетно-ролевые
  2. Подвижные
  3. Театрализованные или постановочные
  4. Дидактические

Теперь познакомимся с каждой из этих групп более подробно.

Есть сюжет, возьмите роли

Сюжетно-ролевая игра говорит сама за себя. Но к ней ребенок может перейти после освоения более простых ее видов. Сначала это действия с предметами, направленные на ознакомление с ними, изучение их свойств. Затем наступает период игры-манипуляции, когда предмет выступает в роли заместителя чего-то из мира взрослых, то есть малыш отображает окружающую его действительность.

К сюжетно-ролевой игре дошкольники приходят к 5-6 годам , хотя зачатки ее можно заметить уже в возрасте около 3 лет. К началу 4 года жизни у малышей наблюдается увеличение активности, тяги к познанию и социализации, к совместной деятельности и творчеству.

Малыши младшего дошкольного возраста еще не могут играть долго, и сюжеты их незатейливы. Но уже в таком маленьком возрасте мы можем оценить инициативность, фантазию, усвоение моральных норм и правил поведения.

Для удобства все сюжетно-ролевые игры подразделяются по подгруппы по тематике:

  • Игры с природными материалами. Они направлены на непосредственное ознакомление с миром природы, изучение свойств и состояний воды, песка, глины. Такая игра способна увлечь даже самого непоседливого карапуза, она развивает бережное отношение к природе, пытливость, мышление.
  • «Бытовые» игры. Они как нельзя лучше отображают межличностные отношения в семье ребенка, в них проигрываются события и ситуации, которые произошли с ребенком, закрепляются статусные отношения между членами семьи.

N . B . Если внимательно проследить за детскими играми в «семью», можно иногда заметить, как дети в игре пытаются воплотить свои желания. Например, в игре «День рождения» вы можете понять, как малыш видит праздник, о каком подарке он мечтает, кого хочет пригласить и т.д. Это может послужить нам подсказкой для лучшего понимания собственных детей.

  • «Профессиональные» игры. В них малыши отображают свое видение представителей разных профессий. Чаще всего дети играют в «Больницу», «Школу», «Магазин». Более инициативные берут на себя роли, которые требуют активных действий и речевого воплощения. Они часто выступают врачами, учителями и продавцами.
  • Игры с патриотическим смыслом. В них играть детям интересно, но сложно, если у них мало информации. Здесь придут на помощь рассказы дома и в детском саду о героических периодах страны, о событиях и героях того времени. Это могут быть отражения космической или военной темы.
  • Игры-воплощения сюжетов литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов или историй. Дети могут играть в «Ну, погоди!», «Винни-Пуха» или в «Спасателей Малибу»

Салочки – скакалочки

Подвижные игры занимают тоже очень большую часть времени у малыша-дошкольника. Сначала подвижные игры носят характер беспорядочных хаотичных движений руками и ногами, малышу до момента, пока он научится стоять, проводят массаж и гимнастику. У «ползунков» уже есть любимая подвижная игра – в догонялки.

Когда ребенок уже умеет ходить и передвигаться самостоятельно, вот здесь и начинается эпоха подвижных игр. В ход идут каталки и качалки, машинки и мячи, палочки и кубики. Подвижными играми можно не только укреплять здоровье и развиваться физически, они также способствуют воспитанию силы воли, выработке характера, действий по правилам.

Малыши все очень разные, поэтому с ними нужно играть в игры, которые направлены на различные направления развития.

После шумной игры в «Кошки-мышки», где мышка не всегда может убежать от кота, можно переключить внимание детей на коллективное движение. В таком случае бедной «мышке» не придется оставаться один на один с быстрым и ловким «котом», и она сможет затеряться в толпе.

N . B . Бывает, что слабо развитый физически малыш после игры расстраивается и отказывается играть дальше. Для ребенка, чьи особенности развития вы хорошо знаете, постарайтесь подбирать игры с такими движениями, в которых он сможет себя показать.

Может, у него хорошо и долго получается висеть на турнике, тогда игра «Выше ноги от земли» подойдет как нельзя лучше. Или он умеет отлично кувыркаться, тогда предложите ему измерять минуты в медвежатах в игре «Зайчик, Зайчик, сколько время?»

Особенностью подвижных игр в любом возрасте можно читать их положительное влияние на настроение и самочувствие детей. Но не стоит включать живые и шумные игры в режим дня ребенка после ужина. Перевозбуждение нервной системы может помешать малышу быстро уснуть и хорошо выспаться.

Психологи даже отмечают нарушение сна у малышей с началом периода активного физического развития до года и во время освоения навыка ходьбы. А чем старше ребенок, тем разнообразнее его движения.

Станиславскому бы понравилось…

Постановка и инсценировка в дошкольном возрасте занимают свое почетное место в ряду игр. Театральное искусство оказывает огромное влияние на психику малышей, они при постановке так вживаются в образ, что начинают даже переживать за своего героя.

Дошкольники обычно любят театрализованные представления, когда они являются главными исполнителями,

Основным условием для проведения театрализованных игр, драматизаций по теме литературного произведения, является работа режиссера (взрослого), которому нужно организовать детей так, чтобы не было скучно, распределить роли и воплотить в жизнь.

Кроме этого, режиссер следит за взаимоотношениями героев и должен быть готов вмешаться, если вдруг намечается конфликт.

Обычно для игры-драматизации берут произведение, имеющее воспитательный характер. В процессе игры дети легче и глубже понимают суть и идею произведения, проникаются смыслом и моралью. А для этого огромное значение имеет отношение самого взрослого к произведению и то, как оно было представлено детям первоначально, какими интонациями и художественными приемами было наполнено.

Приблизиться к образу своего героя детям помогают костюмы. Даже если это не целый костюм, а только небольшой атрибут, этого может быть достаточно для маленького актера.

Игры-драматизации и театральные постановки проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В 5-6 лет ребенок уже сумеет работать в коллективе, учитывая значение и важность каждой роли в общей деятельности.

«Правильные» правила

Еще одна большая группа игр для дошкольников. Это игра, в которой ребенок постигает определенные знания, умения и закрепляет навыки. Это игра, в которой есть четкие границы деятельности каждого участника, есть строгие правила, есть цель и обязательный конечный результат. Я думаю, вы догадались, что в этом разделе рассматриваются дидактические игры.

В такие игры можно начинать играть с раннего возраста. По мере взросления малыша, дидактическая игра будет преобразовываться, усложняться, будут добавляться новые цели.

Самым важным критерием отбора и постановки цели для дидактической игры должен выступать уровень развития ребенка в данный момент времени. Взрослый, руководящий процессом, должен быть хотя бы на полшага впереди, чтобы дать ребенку возможность проявить усилие, смекалку, творческие и умственные способности для решения поставленной задачи.

Дидактические игры всегда несут в себе зерно обучения или закрепления. Для успешного овладения новыми знаниями ребенку необходим старт, удачное начало. Это поможет ему в дальнейшем.

N . B . Опираясь на собственный опыт педагога, психолога и просто мамы, я каждый раз поражаюсь, насколько меняется ребенок, его поведение и восприятие слов взрослого, стоит только взять в руки игрушку, которая вдруг обращается к малышу.

То, чего мы не можем добиться простыми просьбами, легко достигается по просьбе любимой игрушки или сказочного персонажа. И всякий раз убеждаешься, что лучшего способа воздействия на ребенка, чем игра, нет и быть не может. Это точно))

Детям создают определенные условия, в которых им нужно принимать решения, уступать друг другу, действовать сообща, или, наоборот, от действий каждого будет зависеть результат.

С помощью дидактической игры мы можем посвящать детей в тайны физических явлений, говоря с ними на простом доступном языке, регулировать проявления характера или корректировать поведение.

Как правило, они приветствуются ребятишками, им нравится видеть результаты своей деятельности. Тем более что радоваться результату малыш сможет уже с самого начала введения дидактической игры в его режим.

Как видите, игровая деятельность просто необходима ребенку в дошкольном детстве, для него это его жизнь, его будни. И в наших силах сделать эти будни не просто наполненными различными заданиями, а заданиями-играми, веселыми, познавательными, шумными и яркими. Ведь все мы знаем, что малышам нравится все яркое и запоминающееся.

Играющий ребенок – счастливый ребенок, который проживает свое детство, вдыхая полной грудью аромат любви, развлечений, приключений и новых интересных знаний.

В заключение хочется привести слова знаменитого советского педагога и писателя Василия Сухомлинского . Вы вслушайтесь в них и поймете, что на самом деле значит игра для ребенка.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Добавить нечего.

Предлагаем только посмотреть семинар д.п.н. Смирновой Е.О., и вы точно убедитесь, насколько игра важна в жизни каждого ребенка:

Ждем вас на страницах блога. Не забывайте заглядывать в раздел «Обновлений» и делиться своими впечатлениями в комментариях.

Спасибо, что вы с нами. До свидания!

  • 1. Всё оборудование в группе подобрано согласно возрастным особенностям детей. Размещено оборудование рационально, удобно для детей.
  • 2. Во второй половине дня дети отдают предпочтение следующим играм - сюжетно-ролевым, строительным, подвижным, настольным.
  • 3. По инициативе воспитателя возникали сюжетно-ролевые игры: она предлагала новые игровые действия, новые роли, вносила дополнительное оборудование. Также воспитатель организовывала дидактические игры с целью расширения представлений детей об окружающем мире.
  • 4. По инициативе детей возникали подвижные, строительные, сюжетно-ролевые игры. Дети увлеченно конструировали, мальчики строили различные гаражи, дома; девочки предпочитали строить замки, дома для кукол. Некоторые дети любят раскрашивать. Они располагаются так, чтобы было видно, как играют другие ребята.
  • 5. В играх дети чаще всего воспроизводили сюжеты из обыденной жизни (поход в магазин, парикмахерскую, больницу; праздники).
  • 6. Дети подражали домашним делам своих родных, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика. В одной и той же игре часто сочетались элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу в больницу; родители с детьми идут на праздник и т.п.
  • 7. Часто структура сюжета была однотемной, но многоперсонажной.
  • 8. Иногда в настоящую работу дети вводили игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, ребенок превращался в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становился дворником.
  • 9. Роли распределялись исходя из половой принадлежности ребенка. Мальчики не хотели брать на себя роль девочек. Девочки также неохотно относились к ролям, где они могут играть роль персонажа противоположного пола.
  • 10. Ведущие игровые интересы детей: не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо был замечен интерес к играм с общественной тематикой.
  • 11. Своеобразие планирования руководства творческими играми в группе заключалось в том, что педагог старался организовать деятельность детей таким образом, чтобы в процессе игры дети познавали мир, всесторонне развивались.

Уровень развития умений в творческой игре

«От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Фактические игровые умения

Качалова Леонида

Желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Лёня часто проявляет желание организовать своих сверстников для сюжетно-ролевой игры.

Умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, экскурсий, путешествий.

Неоднократно замечала, что Лёня вносил в сюжет новые действия, приводив пример из своего восприятия окружающего.

Умение: распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.

Лёня любит брать на себя ответственность подготавливать необходимые атрибуты для предстоящей игры. Проявлял чуткое внимание к своим сверстникам.

Уметь усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Чтобы не обидеть других детей недостаточным количеством ролей, Лёня придумывал и внедрял в игру новые роли. Или же отдавал свою роль обиженному, по его мнению, сверстнику.

Уметь коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

Охотно принимал участие в возведении построек с другими ребятами. Лёня прислушивается к другим ребятам в коллективной работе.

Уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

На протяжении практики не удалось пронаблюдать данное умение.

Уметь выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов.

На репетициях к предстоящему празднику удалось пронаблюдать его поведение в роли солиста.

Уметь выполнять правила игры.

Правила игры всегда соблюдает.

Уметь сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое, определять изменения в расположении предметов.

Дидактические игры разного характера не вызывают затруднений. Любит подумать сам, а не просить помощи взрослых.

Иметь такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, культура честного соперничества в играх-соревнованиях.

Такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, у Лёни наблюдаются. В подвижных играх предпочитает честное соперничество.

На основании наблюдения за Леонидом Качаловым и беседы с ним я пришла к выводу о том, что его уровень развития творческой игры высок. Он обладает большинством игровых умений, которые рекомендованы программой «От рождения до школы». Умеет организовать сюжетно-ролевую игру, придумать для её обогащения новые роли и новые действия. Дисциплинирован в соблюдении правил игры. По отношению к другим детям проявляет дружелюбие. Охотно включается и активно работает в группе детей.