Омбудсмен в рф на данный момент. Федеральный уполномоченный по правам человека россии. Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

«Эстемирова подвергла ужасные злоупотребления со стороны военных и сотрудников правоохранительных органов с большим личным риском», - сказала Мари Мэнсон, программный директор по защите гражданских прав. Российским властям необходимо в полной мере расследовать возможное участие чеченских чиновников, которые, возможно, видели ее работу в качестве угрозы и, возможно, были вовлечены в ее исчезновение и убийство.

Через год после убийства г-жи. Через год после убийства г-жи Натальи Эстемировой, ведущего исследователя в Грозненском офисе Правозащитного центра «Мемориал», Фронтлайн, Международного фонда защиты правозащитников и Обсерватории по защите правозащитников, совместную программу Международной федерации по правам человека и Всемирной организации против пыток, выражают свою глубокую обеспокоенность в связи с неэффективностью расследования г-.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана , хотя официальные названия должности в разных странах различные.

В 2015-2016 годах была проведена реформа, в результате которой существующие в России региональные Уполномоченные по правам человека были фактически подчинены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Таким образом образовалась «вертикаль» государственных правозащитников.

Наши организации напоминают, что г-жа. Через год исследование продолжается, не принося никаких видимых результатов. Эстемирова, аргумент о том, что причиной ее убийства может быть тот факт, что убийство г-на Эстемировой, видные российские правозащитники, сильно критиковали отсутствие прозрачности и серьезности при рассмотрении дела. Аналогичным образом, обсерватория и Фронтлайн опасаются, что вариант участия убитого боевика будет привилегирован, запрос скорее всего будет сокращен, и настоящие исполнители и спонсоры преступления не будут идентифицированы и привлечены к ответственности.

История

Уже 10 марта 1995 года Государственная дума отменила решение о назначении Ковалева . После него более трех лет в России не было Уполномоченного по правам человека. В конце декабря 1996 года был принят федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Лишь 20 мая 1998 года новым Уполномоченным был избран О. О. Миронов из фракции КПРФ , получивший 340 голосов депутатов . Его преемники (В. П. Лукин , Э. А. Памфилова и Т. Н. Москалькова) становились Уполномоченными по представлению президента России В. В. Путина .

Уполномоченный и Верховный суд России

Убийство Натальи Эстемировой, некоторые из ее коллег продолжали получать угрозы как неопознанных актеров, так и властей из-за их законной работы в области прав человека, поэтому они не мои противники, они враги народа, враги закона, врагов государства. Кадыров специально нацелил г-на.

Олега Орлова вызвали и обвинили в уголовном преступлении «клевета». Эти уголовные дела против г-на Орлова связаны с уголовным судом за «клевету», что г-н Орлов указал, что, по его мнению, г-н Кадыров несет ответственность за г-жу Рамазан Кадыров на основании того же заявления г-на.

Цели деятельности

Эффективность института Уполномоченного

В ежегодных докладах Уполномоченного содержится информация о количестве поступивших к нему жалоб и о результатах рассмотрения. Количество поступивших жалоб и иных к омбудсмену составляет несколько десятков тысяч в год. Часть из них отклоняется как неприемлемые (в 2013 г. такими были признаны 7,8 % жалоб). Если при рассмотрении жалобы сочтут, что заявитель не исчерпал всех средств правовой защиты, то в этом случае заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования. В 2013 году по 65,1 % поступивших к Уполномоченному жалоб было направлено заявителям разъяснение порядка обжалование и только 25,2 % всех поступивших жалоб были приняты к рассмотрению .

Кадыров продолжает оказывать давление на организацию и ее представителей, прибегая к судебным преследованиям и угрожающим заявлениям, что ставит их в непосредственный риск на фоне безнаказанности, которая царит в Чеченской Республике. Следует помнить, что исполнители преступлений, над которыми она работала, до сих пор не привлечены к ответственности.

Этот климат привел к убийству г-жи Зарема Садулаевой и ее мужа г-на. Фронтлайн и Обсерватория выражают свою максимальную озабоченность нынешней ситуацией правозащитников в Российской Федерации и считают, что публичные заявления г-на Рамзана Кадырова о враждебности к российским активистам гражданского общества подстрекают к ненависти и могут способствовать дальнейшим актам насилия и преследования против правозащитников в Чечне.

Уполномоченный и Конституционный суд

С 1999 года по 2014 годы по обращениями Уполномоченного Конституционный суд вынес 45 решений: 1 в 1999 году, 1 в 2001 году, 1 в 2002 году, 2 в 2003 году, 5 в 2004 году, 4 в 2005 году, 6 в 2006 году, 2 в 2007 году, 2 в 2008 году, 5 в 2009 году, 3 в 2010 году, 6 в 2011 году, 3 в 2012 году, 1 в 2013 году, 3 в 2014 году . Для сравнения - всего за 1999-2014 годы Конституционный суд вынес 19158 решений . Когда в 2014 году Уполномоченным по правам человека стала Памфилова , такая практика направления жалоб в интересах заявителей в Конституционный суд на определенное время прекратилась. Памфилова не отзывала жалоб, которые ее предшественник Лукин , успел подать в 2014 году до своей отставки. Однако ни одной жалобы в 2014 году она не подала в Конституционный суд . В 2015 году, впервые с 1999 года, Конституционный суд не вынес ни одного решения по жалобам Уполномоченного по правам человека в России . В 2015 году Памфилова направила три обращения в Конституционный суд: два заключения по запросу Конституционного суда и одну жалобу, решение по которой было принято Конституционным судом РФ в 2016 году .

Поэтому обсерватория и Фронтлайн призывают российские власти. Провести немедленное, эффективное, тщательное, независимое и беспристрастное расследование всех убийств правозащитников в Российской Федерации, в том числе г-жи. Немедленно положить конец любой угрозе и акту запугивания и преследования, в том числе на судебном уровне, в отношении правозащитников в Чечне, в частности, и в Российской Федерации в целом и гарантировать при любых обстоятельствах, что они могут выполнять свои законная деятельность в области прав человека, не опасаясь репрессий и свободной от всех ограничений.

Уполномоченный и Верховный суд России

Уполномоченный по правам человека в интересах заявителей иногда подает в Верховный суд Российской Федерации жалобы и ходатайства на решения нижестоящих судов по административным, гражданским и уголовным делам (в том числе в поддержку уже находящейся на рассмотрении в Верховном суде жалобы). Например, за 2013 год от Уполномоченного по правам человека В. П. Лукина в Верховный суд поступило (по данным официального сайта суда) 71 обращение, в том числе 37 обращений по уголовным делам, 32 по гражданским делам, 2 по административным делам . Его преемница обращалась в Верховный суд намного реже - за 2015 год она направила туда 49 обращений .

Обеспечить при любых обстоятельствах соблюдение прав человека и основных свобод в соответствии с международными стандартами в области прав человека и международными документами, ратифицированными Российской Федерацией. Мемориал, Международные правозащитные группы возвращаются в Чечню.

Пять месяцев назад правозащитное сообщество в России и за ее пределами потеряло друга и коллегу Наталью Эстемирову, ведущего исследователя Мемориала в Чеченской Республике Российской Федерации. С того времени власти в Чечне продолжали запугивать и преследовать права человека защитников и тех, кто ищет правосудия в отношении злоупотреблений, а некоторые были вынуждены покинуть Россию из-за угроз их жизни.

Часы приёма

  • По рабочим дням с 10:00 до 17:00.

Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (региональные омбудсмены)

Должность регионального омбудсмена как независимого правозащитного органа появилась благодаря Совету Федерации. 17 апреля 1996 года Государственная дума Российской Федерации приняла федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Этот закон предусматривал право федерального Уполномоченного создавать на местах свои региональные представительства

В результате жертвам нарушений прав человека в Чечне некуда. По-прежнему поступают сообщения о нарушениях прав человека, таких, как насильственные исчезновения, пытки и жестокое обращение и внесудебные казни. Дома семей предполагаемых бойцов сжигаются. Преступники таких преступлений по-прежнему пользуются безнаказанностью.

Важность мониторинга и отчетности в области прав человека в этой ситуации является значительной и болезненной. Несколько из этих организаций объединились для создания Миссии по наблюдению в Чечне и недавно начали работать в Чеченской Республике. Мы можем только огорчить, что наш друг и коллега Наталья Эстемирова больше не жива, чтобы получить эту честь.

Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ сформировался под влиянием европейской традиции. Стоит сказать, что этот институт функционирует сегодня во многих государствах. Его особенностью является то, что он, с одной стороны, находится между гражданским обществом и властью, а с другой - выступает как социальный агент. Рассмотрим далее деятельность уполномоченного по правам человека в РФ .

В своей речи Нобелевской премии Андрей Сахаров сказал: Сегодня мы должны бороться за каждого отдельного человека отдельно от несправедливости и нарушения прав человека. От этого зависит многое наше будущее. Мы рассматриваем мониторинг и отчетность о нарушениях прав человека в Чеченской Республике как нашу общую ответственность. Люди в Чечне не должны оставаться без доступа к правосудию и возмещению.

Убийство правозащитника, г-жа Наталия Эстемирова. Наталья Эстемирова была удостоенным наград правозащитником, который продолжал документировать нарушения прав человека в Чечне и выступать от имени жертв и их семей в связи с неоднократными угрозами смерти и преследованиями.

Общие сведения

Должность уполномоченного по правам человека в РФ предусматривается Конституцией. Она утверждается 103 статьей. Целью ее установления является обеспечение гарантий защиты свобод, прав граждан, их соблюдения госорганами, структурами местной власти и их служащими. Назначение на пост и освобождение с него осуществляются Госдумой. Однако установлено, что уполномоченный по защите прав человека РФ неподотчетен никаким органам и является независимым должностным лицом.

Наталья была маяком надежды на стольких среди продолжающихся насильственных репрессий в Чечне, - сказал директор Фронтлайн Мэри Лоулор, - и когда она проводила время с нами в Дублине, мы узнали и уважали не только ее преданность и храбрость, но и ее глубокое человечество. Она огромная потеря не только для России, но и для движения за права человека во всем мире.

Уполномоченный и Конституционный суд

Наталья Эстемирова работала над чрезвычайно чувствительными случаями нарушений прав человека, расследуя сотни случаев предполагаемых похищений людей, пыток и внесудебных убийств со стороны российских правительственных войск или ополченцев в Чечне. Когда ее втащили в машину, она смогла кричать, что ее похищают. По словам сотрудников «Мемориала», Наталия Эстемирова была на пути к деловой поездке в Ставропольский край России. Ее коллеги начали беспокоиться, когда она не дошла до запланированных встреч.

Основные признаки

Уполномоченный по правам человека при Президенте РФ :

  1. Принадлежит к представительной ветви госвласти и вместе с тем к общественным институтам.
  2. Обладает государственно-социальным статусом.
  3. Независим.
  4. Реализует рекомендательные контрольные функции, осуществляя надзор за решениями и действиями исполнительных органов и служащих.
  5. Обеспечивает охрану интересов граждан.

Специфика назначения

Предложения о кандидатах на должность омбудсмена вносятся в Госдуму в течение месяца до завершения срока полномочий действующего должностного лица. Назначение на пост и освобождение от него осуществляется тайным голосованием депутатов. Госдума принимает соответствующее постановление не позднее месяца с даты окончания срока полномочий действовавшего омбудсмена. Каждую кандидатуру включают в список голосования 2/3 голосов депутатов. При вступлении в должность непосредственно после назначения на заседании Госдумы омбудсмен приносит присягу. Срок полномочий должностного лица - 5 лет. Омбудсмен не может назначаться на пост более чем два раза подряд. Полномочия должностного лица прекращаются в момент принесения присяги новым избранным гражданином.

В тот же день в 20 часов вечера Наталья Эстемирова была найдена мертвой возле Назрани в Ингушетии с показаниями двух выстрелов в голову. В заявлении «Мемориала» также говорится, что президент Кадыров ранее угрожал Наталье смертью и подчеркнул, что «Мемориал» знал, что их последние сообщения о новых похищениях, незаконном исполнении и публичных убийствах в одном из сел Чечни спровоцировали гнев высокопоставленных чеченских чиновников.

«Фронтлайн» считает, что Наталью Эстемирову убили из-за ее мирной и законной работы в области прав человека, в частности ее защиты жертв нарушений прав человека в Чечне. «Фронтлайн» серьезно обеспокоена тем, что убийство Натальи Эстемировой является частью продолжающейся практики внесудебных казней правозащитников в России, которые были совершены с почти полной безнаказанностью.

Ключевые задачи

Работа омбудсмена направлена на:

  1. Восстановление нарушенного права.
  2. Совершенствование законодательства, касающегося обеспечения охраны интересов и свобод граждан, приведение его в соответствие с международными нормами и принципами.
  3. Развитие сотрудничества с зарубежными институтами.
  4. Юридическое просвещение населения о формах, методах защиты прав.

Функции

Омбудсмен:

Убийства правозащитников, г-н Станислав Маркелов, г-жа Анастасия Бэндрова и г-н Магомед Евлоев за последние 12 месяцев иллюстрируют уязвимость и отсутствие защиты российских правозащитников. Однако в ответ на его заявление о том, что он «возьмет на себя личную ответственность за расследование», Фронтлайн подчеркивает важность независимого беспристрастного расследования смерти Натальи Эстемировой. Неоднозначность - это бич закона о правах человека. На протяжении десятилетий адвокаты отскакивали от деклараций и конвенций, пытаясь прояснить с точки зрения черно-белых обязательств государств по отношению к своим гражданам.

  1. Рассматривает жалобы на бездействия/действия госорганов, местных структур власти, госслужащих и прочих должностных лиц.
  2. Изучает и анализирует информацию о нарушении интересов и ущемлении свобод граждан.
  3. Обобщает итоги рассмотрения заявлений.
  4. Выступает с докладом на заседании Госдумы при грубом или массовом нарушении свобод и прав граждан.
  5. Обращается в нижнюю палату парламента с предложением о создании комиссии по фактам нарушения интересов населения, проведении слушаний. Кроме этого, омбудсмен самостоятельно либо через представителя принимает участие в разбирательствах.
  6. Взаимодействует с общественными наблюдательными советами и комиссиями, созданными в регионах для содействия в реализации госполитики в области обеспечения прав и интересов граждан в местах отбывания наказаний.


С течением времени дополнительные международные договоры были разработаны специально для различных демографических участков, таких как женщины или дети или люди с ограниченными возможностями, с целью дальнейшего закрепления в кристально чистых терминах универсальности прав применительно ко всем народам.

Коварный процесс теперь угрожает скрыть эти ясные слова в оттенке серого. Некоторые государства-члены Совета по правам человека, в том числе Китай, Куба и Пакистан, предприняли определенные усилия, чтобы возглавить Российскую Федерацию, чтобы продвинуть процесс легитимизации концепции «традиционных ценностей человечества» в качестве основы для права прав человека.

Нюансы

Жалоба Уполномоченному по правам человека в РФ будет рассмотрена только в том случае, если гражданин ранее уже оспаривал решения госорганов, территориальных институтов самоуправления, госслужащих, должностных лиц в административном или судебном порядке, однако с вынесенными постановлениями не согласен. Не разбираются заявления на акты палат ФС и представительных региональных структур власти.

Резолюция соскабливается при поддержке только 26 из 47 государств-членов. Еще раз он был самым спорным в этой сессии и прошел всего 24 из 47 голосов. Подтверждает, что достоинство, свобода и ответственность являются традиционными ценностями, разделяемыми всем человечеством и воплощенными в документах о всеобщих правах.

Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус

Этот пункт постановляющей части кажется достаточно безобидным. Первый из них озаглавлен «Человеческое достоинство и равенство», а второй - «Свобода и ответственность через призму разных культур и традиций». Несмотря на повторные предупреждения экспертов и государств о том, что традиционные ценности не только трудны, но и опасны для определения, и что традиции и культура могут быть использованы для подрыва универсальности принципов прав человека, только три из четырех концепций этих панельных дискуссий на языке резолюции, отражающем предполагаемую позицию Совета по правам человека; достоинства, свободы и ответственности.

Права уполномоченного по правам человека в РФ

Они предусмотрены в 20 статье ФКЗ, регламентирующем работу омбудсмена. Согласно норме, в права уполномоченного по правам человека в РФ входит:

  1. Рассмотрение поступивших заявлений от граждан.
  2. Разъяснение лицам средств, которые они могут применить для восстановления своих интересов и свобод.
  3. Передача жалобы госоргану, структуре местного самоуправления, госслужащему, должностному лицу, к компетенции которых отнесено разрешение вопроса по существу. Стоит сказать, что во многих случаях такая переадресация является более эффективной, чем отправка заявления самим гражданином.


Уклонение от концепции равенства в дебатах о традиционных ценностях и без объяснения или обоснования демонстрирует опасный путь, по которому Российская Федерация и ее сторонники полны решимости продвигать эту концепцию. И без равенства в основе обсуждений в области прав человека угрожает сама универсальность прав человека.

Как и опасались, всеобщий характер прав человека подвергся нападению. Первое из двух очень тревожных утверждений перефразировало права человека как нечто, зависящее от своего поведения, а не чем-то врожденного. «Права человека вытекают из достоинства и свободы личности и его или ее ответственного поведения в отношении общества и других людей».

Уполномоченный может отказать в рассмотрении жалобы. Такое решение не может быть оспорено, однако должно быть мотивированным. В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный обязан известить об этом тот орган или служащего, с действиями которого не согласен заявитель.

Обобщение и анализ информации о нарушениях интересов и свобод граждан

В рамках этого направления в права уполномоченного по правам человека в РФвходит:

  1. Направление госорганам, институтам местной власти, госслужащим предложений и замечаний общего характера. Они должны относиться к вопросам обеспечения охраны интересов и свобод граждан, совершенствования административных процедур.
  2. Обращение к субъектам, обладающим законодательной инициативой, с предложениями о дополнении/изменении федеральных законов, нормативных актов регионального уровня или о восполнении пробелов в них.

Дополнительно

Законодательство предусматривает обязанность омбудсмена представлять ежегодные доклады о своей работе. Они публикуются в прессе и направляются в высшие органы власти - Главе страны, Госдуму и СФ, КС, ВАС, ВС, Генпрокуратуру, Правительство. В права уполномоченного по правам человека в РФ включена также возможность представлять специальные доклады по особым вопросам.


Запреты

Омбудсмен не вправе быть депутатом Госдумы, членом СФ, а также должностным лицом представительного органа региона. Ему запрещено находиться на госслужбе, осуществлять иную неоплачиваемую или оплачиваемую деятельность, кроме научной, творческой, преподавательской. Уполномоченный не может иметь гражданство зарубежного государства, вид на жительство либо другой документ, которым подтверждается его право постоянно проживать за рубежом. Омбудсмену запрещено состоять в партиях, других объединениях, преследующих политические цели. Уполномоченному предписывается прекратить свою деятельность, если она несовместима с занимаемым им постом, не позднее 2-х недель с даты вступления в должность. В противном случае будет назначен новый омбудсмен.

Досрочное освобождение

Законодательство предусматривает условия, при которых омбудсмен снимается с должности до окончания срока полномочий. Досрочное освобождение допускается:

  1. При нарушении требований ст. 11 ФКЗ, регламентирующего работу должностного лица.
  2. При вступлении в силу приговора суда, по которому омбудсмен признается виновным в преступлении.


Госдума может прекратить полномочия лица ввиду неспособности продолжать деятельность по состоянию здоровья или по прочим причинам в течение не менее 4-х мес. подряд. Досрочно омбудсмен может быть снят с поста и по собственному желанию. Для этого он подает соответствующее заявление.

Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ

17 апреля 2015 г. вступил в действие закон, в соответствии с которым, на федеральном уровне закрепляется порядок назначения, работы, обязанности, компетенция региональных омбудсменов. В нормативном акте также устанавливаются требования к кандидатам на этот пост. Ранее каждый субъект самостоятельно издавал закон, касающийся работы уполномоченного. В результате в разных регионах объем обязанностей и возможностей омбудсменов существенно отличался. С принятием закона на федеральном уровне был установлен общий набор полномочий. Но вместе с тем порядок работы "на местах", правила обращения граждан к омбудсменам и прочие детали работы отнесены к компетенции региональной власти. Назначение на должность уполномоченного находится в ведении представительных органов. Вносить предложение о кандидатуре может высшее должностное лицо региона, депутаты, местные институты самоуправления. Этим правом также наделены правозащитные структуры, прочие организации (общественные палаты и советы и пр.). В своей работе региональный омбудсмен независим от госорганов и служащих.

Компетенция

В качестве основной задачи регионального омбудсмена выступает рассмотрение обращений граждан, иностранцев и лиц, не являющихся подданными какой-либо страны, находящихся на территории России. Тематика заявлений не ограничивается законом. В жалобах могут ставиться вопросы, касающиеся работы медучреждений, ЖКХ, судопроизводства, нарушения экологических, политических и иных прав. Ранее компетенция омбудсменов регламентировалась исключительно региональными законами. В настоящее время права уполномоченных существенно расширены. При рассмотрении заявлений граждан, касающихся действий/бездействий и решений госорганов и структур федерального подчинения, омбудсмены могут:

  1. Беспрепятственно посещать их.
  2. Запрашивать и получать сведения, материалы и документы, необходимые для рассмотрения обращений по существу.
  3. Требовать объяснений от должностных лиц по вопросам, поставленным в жалобах.
  4. Выполнять проверку работы органов самостоятельно либо совместно с другими госструктурами, служащими и должностными лицами.

Кроме этого, администрации мест содержания осужденных обязаны обеспечивать безотлагательный прием уполномоченных. Руководство этих учреждений теперь не может проверять обращения заключенных к омбудсмену. При этом в течение суток администрация обязана направить жалобу уполномоченному. Омбудсмен может беседовать с заключенным или осужденным наедине в условиях, которые позволяют руководству учреждения видеть, но не слышать их.