Опека и попечительство как гражданско-правовой институт. Психологический аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях Правовые аспекты опеки и попечительства

В деятельности пенитенциарного социального работника, чрезвычайно важны психологические методы. Как известно, человек, впервые попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости, собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будет интересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическое перенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденные совершают преступления, около трети насильственных преступлений в ИТУ совершаются без видимых мотивов, вследствие психической разрядки. Многие стремятся в больницу, где им будет обеспечено человеческое отношение. Случаи психических расстройств в пенитенциарных учреждениях встречаются на 15 % чаще, чем на воле, люди не могут адаптироваться к новой среде, ? осужденных живет в состоянии хронического стресса. Также доказано, что после 5-8 лет заключения происходят очень часто необратимые изменения в психике человека. Поэтому в пенитенциарной системе необходимо создавать психологические лаборатории и службы с высококвалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников. Сейчас в России ведется работа по созданию организационно-методической базы психологической службы. О важности и эффективности психологического обеспечения деятельности по ресоциализации преступников свидетельствует как зарубежный так и отечественный опыт.

Необходимость создания психологической службы в ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992г. она приобрела законодательную основу. Стали создаваться психологические лаборатории. Так на базе ИТУ Саратовской, Орловской и Пермской области организованы психологические лаборатории по изучению личности осужденных основам психолого-педагогической помощи и коррекции поведения. Современная пенитенциарная социальная работа определяет принципы индивидуализации при разработке проблемы осужденного и дифференциации методов психологического воздействия, так как при разработке психологических программ необходимо учитывать, что с увеличением количества судимостей и времени пребывания человека в ИТУ происходит усиление психологических черт препятствующих к адаптации жизни человека на свободе. Функции социального работника заключаются в диагностике личности осужденного с помощью различных психологических методик, заключение о личности на основе полученных данных и разработка совместно с администрацией ИТУ программ перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным.

Также социальные работники должны организовывать свободное время осужденных. По мнению автора курсовой работы, наиболее правильно описывает задачи воспитательного воздействия во время досуга Г. Й. Шнайдер, Он говорит о том, что задачи воспитательного воздействия во время досуга сводятся к тому, чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу. Свободное время в тюрьме не должно попросту «убиваться» или использоваться для подготовки, планирования, обсуждения действий к новым преступлениям. Оно должно служить тому, чтобы повышать культурный уровень осужденных. Известно, что успешная культурная ориентация заключенных уменьшает тягу к рецидиву. Правильно организованный досуг способствует хорошему отдыху, восстановлению и обновлению физических и психических сил человека. Досуг играет важную роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки, он разрушает монотонность и однообразие тюрьмы, а одиночество и несамостоятельность заключенных действуют на них угнетающе”.

Также, социальные работники должны проводить работу по адаптации личности в заключении, способствовать формированию у него максимально возможной активной жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовить осужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на долгий срок стимулировать к активному, “нормальному”, адекватному взгляду на мир; составлять программы психологических аутотреннингов. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, и способствовать укреплению их семейных и родственных отношений.

Основой подхода социальных работников к психологическому взаимодействию с осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или системность, предполагающая комплексный подход, сочетающий в себе различные методики по отношению к осужденному. Системный подход изучения личности - это система осуществляемых социально-педагогических, психологических мер направленных на получение всесторонне полного анализа сведений характеризующих личность осужденного с целью наиболее эффективного применения методов, приемов и средств переубеждения, исправления, перевоспитания и помощи осужденному и прогнозирование его поведения. То есть, психологические методы социальной работы должны использовать системный подход в изучении проблем стоящих перед социальной работой в пенитенциарных учреждениях.

Основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работы должны стать:

  • 1. Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”.
  • 2. Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным.
  • 3. Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.
  • 4. Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы.

Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так, например, существует множество методов изучения личности преступника.

По мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.) изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях и интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике в целом.

В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут включать в себя:

Год, место рождения и жительства, образование, профессию, специальность, семейное положение и другие социально-демографические данные.

Индивидуальные (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) особенности личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья, физического развития и другие индивидуальные качества.

Условия воспитания в семье, ее состав, занятия, образование, и поведение родителей, их отношение к детям, взаимоотношения в семье, ее жилищные и материальные условия.

Условия и результаты учебы в школе, других учебных заведениях, особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и производственного коллективов.

Основные потребности, интересы, привычки, взгляды, склонности, жизненные цели и ценностные ориентации субъекта.

Отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям, семье, к самому себе

Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту, данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Более поздний метод изучения личности был адаптирован уже после краха советской пенитенциарной системы на базе данных общественных лабораторий. Был отработан и адаптирован комплекс методик психологического изучения личности человека. Так на базе Пермской и Саратовской психологических лабораторий были разработаны методы изучения личности преступника с помощью психологических тестов (MMPI, тест Люшера, тест Рошраха, тест “Тревожность”) Например с помощью MMPI возможно в течении 1-2 часов получить большой объем информации о преступнике, составить прогноз его поведения. Психологические данные о личности сопоставить со сведениями, полученными в результате визуального наблюдения, независимыми характеристиками осужденных и администрации и выявить лиц склонных к различным типам поведения. Отделив склонных к выполнению общественных работ, своевременно отделить осужденных - приспособленцев, поставить на учет лиц склонных к правонарушениям и на психический учет лиц склонных к правонарушениям имеющим аномалии в личностном развитии.

Однако, по мнению автора, только с помощью психологических методов невозможно построить эффективную программу исправления преступников и программу деятельности социального работника. Поэтому необходимо разработать практические рекомендации по деятельности социального работника в пенитенциарной системе основанные на комплексных методах пенитенциарной социальной работы ориентированной именно на нравственно-гуманистические принципы обращения с осужденными.

М.Д. Горячев

ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ОПЕКИ НАД ДЕТЬМИ

Специальность "социальная педагогика" появилась в России недавно. Одной из наиболее острых проблем деятельности социально-педагогических учреждений является обеспечение мер защиты прав детей и установление социальной опеки над ними. В статье рассматриваются правовые и психолого-педагогические аспекты социальной опеки над детьми. Автор сравнивает российское и норвежское законодательства в этой сфере, различные подходы к практике социальной опеки над детьми.

Появление новой для нашей страны специальности "социальная педагогика" (институирована в 1991 г.) связано с реформированием социальной политики и созданием соответствующей модели социальных служб. Как научное направление социальная педагогика имеет свою историю, берет начало в классической педагогике ХУШ-Х1Х вв. Идеи социальной педагогики можно встретить в трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и др. Термин социальная педагогика ввел в обращение А. Дистервег. В России хорошо были известны книги П. Наторпа, Р. Штаммлера, П. Барта, Дж. Дьюи, Р. Кершенштейнера, В. Лая...

Отечественная социальная педагогика на рубеже Х1Х-ХХ вв. была представлена исследованиями П.П. Блонского, К.Н. Венцеля, П.Ф. Каптерева, М.В. Крупениной, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др., объяснявшими влияние условий жизни, прежде всего социальных, на формирование личности ребенка. Ученые установили прямую зависимость между социальным неблагополучием, неблагоприятными для воспитания детей факторами и трудностями их развития. Анализируя условия жизни подрастающих поколений, педагоги делали вывод о том, что у детей нет детства, т. к. "тяжесть жизни вторглась в него и разрушила" (С.Т. Шацкий) . Если человек несовершенен, потому что несовершенен окружающий ребенка мир, то помочь ему можно, только изменяя условия его жизни, формируя среду, благоприятствующую задачам развития и воспитания. К сожалению, социальная педагогика в нашей стране разделила судьбу генетики, кибернетики, педологии...

В настоящее время одной из профессиональных задач, стоящих перед социальной педагогикой, является осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребенка . Одним из способов ее реализации является установление опеки.

Опека - это попечение о личных и имущественных правах недееспособных граждан, в частности детей, а также наблюдение за ними, возлагаемое обществом, государством на кого-либо и осуществляемое под контролем государственной власти. Когда говорят об опеке над ребенком, обычно имеют в виду его воспитание, удовлетворение повседневных потребностей, создание условий, необходимых для жизни и успешного развития. Опека включает в себя все виды деятельности родителей или опекунов, которые заботятся о собственных детях (опекаемых).

К сожалению, не все дети окружены родительской любовью и вниманием. В силу каких-то причин рядом с ребенком нет близких ему людей, готовых взять на себя все заботы о нем, тогда его опекает общество, созданные государством учреждения для оказания социальной помощи и поддержки. В этом случае говорят о социальной опеке над детьми.

Современные концепции социальной опеки над детьми основываются на принципе профилактики детского неблагополучия. Компетентным органам предоставлено право вмешательства в жизнь семьи в тех случаях, когда существуют все признаки неблагополучия ребенка, его запущенности, недостаточной заботы о нем со стороны родителей, если ему не обеспечен надлежащий уход, отсутствует или недостаточно воспитание, происходит злоупотребление ребенком и т. д.

Детская запущенность определяется как неудача тех, на кого возложена ответственность за заботу, воспитание, образование и содержание несовершеннолетних, обеспечение условий, необходимых для здорового физического, психического, нравственного и духовного развития, например, неудовлетворительное, недостаточное питание; неправильный надзор за ребенком или отсутствие его; недостаточная забота о здоровье ребенка; необеспечение условий для нормального обучения и воспитания.

Злоупотребление ребенком - это постоянное нанесение вреда психическому здоровью ребенка, его эмоциональному состоянию со стороны взрослых, от которых он зависит - родителями, старшими братьями, сестрами или другими лицами, отвечающими за попечение ребенка - посредством умышленных побоев,

неконтролируемого телесного наказания, систематического осмеяния, действий, ведущих к деградации, задержке духовного развития, сексуального злоупотребления.

Социальная опека предусматривает создание условий для нормального развития несовершеннолетнего, его воспитания, жизни, контроль за всем этим со стороны компетентных учреждений и т. п. Виды социальной опеки могут быть следующие: помещение ребенка в воспитательное учреждение, или передача на воспитание его в приемную семью, или установление опекунства над ним, или усыновление.

Защита прав может быть гарантирована только законами, в том числе и право на опеку. Каким образом учитываются интересы детей, нуждающихся в социальной помощи? Рассмотрим это на примере Норвегии, где социальная политика достигла значительных успехов. Действующий с 1993 г. закон по охране детей устанавливает следующие, наиболее важные, по мнению Р. Реннинга, А. Хатланна и Я. Грюнна, меры, направленные на защиту их прав:

Профилактические меры по месту жительства, включающие в себя оказание материальной помощи, установление контактов для оказания помощи, проведение консультаций для родителей по вопросам воспитания, содействие в получении места для ребенка в детском саду, вопросы, связанные со школьным обучением и лечением;

Принятие органами опеки на себя заботы о детях, что означает передачу их на воспитание в приемные семьи или специальные детские учреждения;

Забота о детях после их возвращения домой .

Исполнение закона возлагается на муниципальные и региональные органы власти, а также центральные учреждения. В муниципальных администрациях учреждены муниципальные службы детского благополучия. Местные органы власти обязаны тщательно следить за условиями, в которых живут дети, и отвечать за меры, предотвращающие плохой уход и поведенческие проблемы. Служба детского благополучия, в частности, отвечает за выявление ненадлежащего ухода, поведенческих, социальных и эмоциональных проблем как можно раньше, дабы избежать их запущенности, для принятия мер по их ликвидации. Служба детского благополучия должна сотрудничать с другими государственными учреждениями, которые также защищают интересы детей, и вносить свои предложения .

Закон строится на защите и соблюдении интересов ребенка, предоставлении ему хорошего и стабильного контакта со взрослыми и обеспечении непрерывной заботы. Служба детского благополучия должна как можно раньше, по крайней мере в пределах недели, изучить полученные сообщения и заключить, нужно ли начинать расследование по конкретному заявлению .

Если есть причина для расследования, то оно должно проводиться таким образом, чтобы не навредить кому бы то ни было. Родители или лица, с которыми проживает ребенок, не могут противиться расследованию. Служба детского благополучия, эксперты могут требовать проведения интервью с ребенком при закрытых дверях. Если есть предположение, что ребенку дома не обеспечен уход или он подвержен серьезному злоупотреблению, служба детского благополучия может отдать распоряжение поместить ребенка в больницу или другое место для обследования .

Если есть опасность, что ребенку может быть причинен существенный вред от пребывания дома, руководитель службы детского благополучия может без согласия родителей немедленно принять распоряжение о временной опеке. Приказ должен быть исполнен достаточно быстро, по возможности в течение 48 час., и с одобрения руководителя регионального отделения социального благополучия.

Распоряжения об опеке могут быть приняты:

Если есть серьезные недостатки в заботе, получаемой ребенком, или серьезные недостатки в условиях личного контакта или обеспечения его развития, необходимого для ребенка этого возраста;

Если родители не заботятся о ребенке, который болен, недееспособен, или имеет специальную потребность в получении помощи, уходе и обучении;

Если ребенок оставлен без ухода или подвержен серьезным злоупотреблениям дома;

Если велика вероятность того, что здоровью ребенка или его развитию может быть нанесен серьезный ущерб, потому что родители не несут соответствующей ответственности за ребенка .

Ребенок должен быть помещен:

В приемный дом;

В учреждения регионального муниципалитета;

В образовательное или лечебное учреждение, когда это необходимо, по причине недееспособности ребенка .

Место поселения должно быть выбрано на основе определенных характеристик ребенка, потребности в заботе и воспитания в стабильной среде. Родители и дети имеют право встречаться друг с другом .

Целью настоящего закона является обеспечение наилучших условий для развития и воспитания детей, оказание необходимой помощи несовершеннолетним, живущим в условиях, которые могут приносить ущерб их здоровью и развитию.

В России нет специального закона о защите прав детей. Установление социальной опеки над детьми регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, который содержит соответствующий раздел . Статья 121 определяет, в каких случаях применяются меры защиты прав и интересов детей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их учет, выбор форм устройства, а также осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования, согласно статье 122 Кодекса, возложены на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, нуждающихся в социальной помощи, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, нуждающемся в помощи, обеспечивает его устройство. При невозможности передать ребенка на воспитание направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления указанных сведений о ребенке организует устройство такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности информирует об этом федеральный орган исполнительной власти.

За неисполнение обязанностей, связанных с осуществлением социальной опеки над детьми, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, закон предусматривает привлечение к ответственности руководителей учреждений, а также должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов опеки и попечительства.

В статье 123 определены формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в числе которых передача на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную

семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

При наличии определенных сходств российского и норвежского законодательных актов об организации социальной опеки над детьми, тем не менее, есть существенные различия. Действие норвежского закона значительно шире, т. к. он является основой для проведения социальной политики, направленной на защиту прав и интересов детей, а также возлагает ответственость за ее осуществление на органы власти: муниципальные, региональные, центральные. Семейный кодекс подобных положений не содержит, т. к. сфера его действия уже - права и обязанности родителей и детей.

Норвежский закон возлагает ответственность за социальную защиту детей, в основном, на муниципалитеты и определяет их компетенцию. Документ содержит положения о принципах социальной опеки: наилучшей защите интересов детей; обеспечении стабильного контакта ребенка с родителями, взрослыми; непрерывности опеки над ребенком. Подобного в российском законе нет.

Согласно Семейному кодексу, сбор информации об условиях жизни ребенка предваряет принятие решения об установлении социальной опеки. Норвежский закон определяет порядок сбора информации и предоставляет компетентным органам право устанавливать социальную опеку над ребенком без согласия его родителей. Здесь также содержится положение о временной опеке и сроке установления опеки в экстренном случае - в течение 48 часов. Согласно Семейному кодексу РФ, устройство ребенка, в отношении которого принято решение об установлении социальной опеки над ним, должно быть проведено в течение месяца.

Семейный кодекс РФ, перечисляя случаи, когда применяются меры социальной защиты детей, не включает недостаток заботы и внимания о нем со стороны родителей; плохой контакт между ребенком и родителями и т. п.

Тем не менее, Семейный кодекс создает основу для рассмотрения вопросов, связанных с установлением социальной опеки над детьми. Но все же он нуждается в дальнейшем совершенствовании. А также необходимо развивать правовую базу для деятельности учреждений, на которые возложены обязанности социальной опеки над детьми, реализовывать социальные программы в этой области. Применение мер опеки требует не только соблюдений положений закона, но и решения возникающих в связи с этим психолого-педагогических проблем.

Трудно переоценить роль семьи в воспитании ребенка. З. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в раннем детстве, к 5-6 годам, в то время, когда преобладающее значение в воспитании ребенка имеет семья. Семейное окружение обеспечивает малышу возможность познания мира, себя, своих возможностей, их развитие и т. д. Также велико значение эмоционально-психологической связи родителей и детей. Подобное суждение высказывал А.Н. Острогорский. Он писал:"Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние, естественно, порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль" .

Эмоциональная взаимосвязь, выраженная посредством ласки, любви, внимания, имеет чрезвычайно большое значение как для детей, так и для родителей. Она позволяет достичь взаимного удовлетворения потребностей, прежде всего потребности быть нужными друг другу, любимыми, желанными. Родительская забота и любовь являются главными условиями правильного развития ребенка. В то же время, как справедливо заметил З. Матейчек, и малыш приносит родителям позитивные ощущения, личные стимулы, расширяет круг их впечатлений и переживаний, придает им жизненную устойчивость, создает общественное положение, предоставляет возможность продолжить себя в ребенке .

Семья создает наиболее комфортные условия для жизни и воспитания ребенка. Важную роль играет чувство принадлежности, которое могут испытать дети только в семье, потому что у них есть собственные, только

их любящие и любимые родители, дом, игрушки, вещи, уголок в квартире, кроватка и т. д. Чувство принадлежности создает наиболее благоприятные условия для развития ребенка психического, физического, интеллектуального, нравственного, эмоционального и т. п. Комфортная обстановка мира семьи является основой стабильности, обеспечивает целостное формирование личности ребенка. Стабильность и целостность, по мнению С. Шлетте, Г. Хаген и Г. Майера, являются главными условиями того, почему ребенок должен расти в собственной семье .

Социальные педагоги отдают предпочтение передаче ребенка на воспитание в приемную семью, чем в специализированное учреждение. Наиболее желательным является воспитание ребенка в собственной семье, которая способна оказать ему полноценную поддержку. Если есть возможность, то целесообразнее оставить ребенка в семье и помогать ему здесь. Но если помощь не достигает желательных результатов, если не удается изменить в лучшую сторону жизнь ребенка в семье, то в этом случае ставится вопрос о его изъятии и передаче на воспитание под опеку других.

Реализация решения об установлении социальной опеки над ребенком включает в себя следующие этапы:

Принятие решения об изъятии ребенка из семьи;

Подготовка ребенка к передаче на воспитание в детское учреждение или приемную семью;

Нахождение ребенка под опекой в детском учреждении или приемной семье;

Прекращение опеки над ребенком и возвращение его в собственную семью.

Наиболее трудной проблемой является принятие решения о том, что воспитание и дальнейшее нахождение ребенка в его семье, вместе с родителями является для него опасным и необходимо его из семьи изъять для того, чтобы передать на воспитание или в учреждение (детский дом) или в приемную семью. Здесь необходимо четко выделить критерии, в соответствии с которыми будет приниматься подобное решение. По мнению Маргарет Эдкок, вынашивая подобного рода решение, необходимо:

Учитывать специфические потребности ребенка в связи с проблемами его дальнейшего пребывания в семье;

Принимать во внимание его возраст;

Условия жизни в семье и их влияние на развитие ребенка, его жизненный опыт;

Личные трудности ребенка, связанные с его здоровьем, психическим развитием и т. д. .

По мнению Джейн Олдгейт, главным является подготовка ребенка к помещению его в учреждение . Она определила следующие факторы, влияющие на продолжительность нахождения его здесь:

Обстоятельства, которые привели в учреждение;

Поддержание частого контакта между родителями и детьми;

Целенаправленная работа с детьми и родителями.

Как полагает Дж. Олдгейт, из этих трех факторов, взаимосвязанных между собой, наиболее активная роль принадлежит целенаправленной работе с детьми и родителями, что позволяет реабилитировать отношения между ними, производить коррекцию поведения ребенка, нормализовать его отношения с окружающими, формировать позитивное отношение к родителям, понимание им причин нахождения в учреждении или приемной семье и т. д.

Семья значительно легче переживает передачу ребенка на воспитание в приемную семью, под опеку социальных учреждений, если этому предшествовало посещение нового места жительства ребенка. Передача ребенка на воспитание приемым родителям, опека над ним со стороны социальных учреждений, считает Дж. Олдгейт, является только началом работы . Как только переселение ребенка состоится, необходимо создавать новую систему отношений между родителями и детьми. Это следует делать как

можно быстрее, т. к. поддержание отношений с родителями является значительным, чрезвычайно важным фактором, влияющим на возвращение детей домой.

Другой важной проблемой являются взаимоотношения между родителями, настоящими и приемными. В большинстве случаев приемные и настоящие родители чувствуют себя неуютно во время встреч.

Решающим фактором создания и поддержания успешных контактов между настоящей и приемной семьями является деятельность социального педагога. В этом случае перед ним стоят две задачи: помочь лучше понять детскую реакцию на отделение как родителям, так и опекунам, а также ободрить и поддержать их в процессе преодоления различных сложностей. В тех случаях, когда социальный работник, родители и опекуны действовали совместно, как одна команда, поддерживался успешный контакт. В тех случаях, где контакт был неудачным, родители и дети были предоставлены сами себе.

По мнению В. Эйхмана, поселение ребенка в приемной семье не является главным способом решения его проблем . Как только предоставляется возможность, необходимо возвратить ребенка в его настоящую семью, особенно если дело касается малолетних детей. В этом случае помощь семье со стороны социальных служб по стабилизации семейной обстановки может сделать возвращение ребенка вероятным.

По утверждению Дейвидсона, чрезвычайно важную роль в процессе подготовки возвращения ребенка в семью играет участие родителей на всех этапах жизни ребенка в приемной семье, если они не были лишены родительских прав и не ограничены в возможности общаться с ребенком . Именно от настоящих родителей зависит, как долго будет находиться ребенок в приемной семье или в учреждении.

В современных концепциях социальной педагогики пребывание ребенка в специализированных учреждениях рассматривается как временная мера. В этот период проводится психолого-педагогическая коррекция ребенка, подыскивается семья, согласная взять его на воспитание. Социальные педагоги разделяют мнение, что такой вид помощи наиболее желателен, т. к. приемный дом более походит на собственный дом ребенка. Здесь у него складываются более близкие отношения с окружающими его людьми, чем в специализированном заведении. Для того чтобы интегрироваться в общество, ребенок должен иметь близкие личные отношения, которые наиболее важны, чем, например, гигиена, образование, психологическая помощь, чему уделяется первостепенное внимание в приюте. Поэтому считается, что детей дошкольного возраста и малышей не следует помещать в детские дома, где почти невозможно предоставить им необходимое личное внимание в силу размера детской группы и характера складывающихся в ней отношений. Приемный дом более подходит для формирования личных отношений между приемными детьми и их новыми родителями.

Литература:

1. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.

2. Социальная педагогика: хрестоматия / Сост. М.Д. Горячев. Самара: СИУ, 1996.

3. Реннинг Р., Хатланн А., Грюнн Я. Государство всеобщего благосостояния сегодня и его задачи на будущее. Норвежская модель. Осло: Тано, 1994.

5. Семейный кодекс Российской Федерации (краткий комментарий). М.: БЕК, 1996.

6. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М. : Педагогика, 1990.

7. Матейчек З. Родители и дети. М. : Просвещение, 1992.

8. Slette S., Hagen G., Maier H. Permanency Planning Principles in the Norwegian Child Welfare System and Their Application to Practice / Journal of Policy, Practice, and Program Child Welfare League of America. Vol. LXII, Num. 1, January/February 1993.

9. New Development in Foster Care and Adoption / Edited by J. Triseliotis. London, Boston & Henley, 1980.

10. Residential Child Care. An International Reader / Edited by M. Gottesmann. London, 1991.

LEGAL AND PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF CHILD CARE

The profession of social work with chidren appeared in Russia not long ago. One of the most acute problems on activities of institutions of child welfare - to provide the measures of child protection and child care. The article is devoted legaland psycho-pedagogical aspects of child care. The author compares the Russian and the Norwegian legislature in this field, different approaches in theory and practice of child care.

Юрова Ксения Игоревна,к.и.н., доцент кафедры государственного права Международного инновационного университета, г. Сочи[email protected]

Правовые аспекты совершенствования института опеки и попечительства в Российской Федерации

Аннотация. В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, посвященные институту опеки и попечительства в Российской Федерации. Отмечено, что в настоящее время значительным изменением социальных отношений по устройству граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве, следует уделить особое внимание вопросам дальнейшего реформирования и совершенствования законодательства об опеке и попечительстве в научных исследованиях.Ключевые слова: опека; попечительство; усыновление; родители; несовершеннолетние дети.

Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве за длительное время показала, что назрела явная необходимость проведения комплексной реформы данного института. Немногочисленные нормы Гражданскогои Семейногокодексов Российской Федерации не давали возможности разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и прочего имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и т.д.Помимо этого, в настоящее время значительно изменились социальные отношения по устройству граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло засобой появление в ряде регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не имеют на данный момент необходимого законодательного оформления. Все это настоятельно потребовало изменения содержания института опеки и попечительства, учитывая его новые задачи и принципы.В рамках реформирования законодательства об опеке и попечительстве были разработан проект Федерального закона «Об опеке и попечительстве». При разработке данного документа был использован позитивный опыт российского, в том числе дореволюционного, законодательства, а также положения зарубежного законодательства: нормы об опеке и попечительстве, содержащиеся в праве Франции, Германии, Швеции, канадской провинции Квебек, Японии, Китая, Латвии, Азербайджанской Республики, республик Беларусь, Украина, Казахстан и иных государств. Многие положения законопроектов стали продолжением и развитием идей, заложенных в проекте Опекунского устава, опубликованном в России еще в 1897 г.Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», принятый Государственной Думой 11 апреля 2008 г., дает легальное определение опеки и попечительства. Опекой он называет форму устройства малолетних граждан и лиц, признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительством по Закону признается форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные соответствующим органом граждане (попечители) обязаны содействовать несовершеннолетним подопечным в осуществлении их прав и исполнении обязанности охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ.Следует признать, что подобное определение опеки и попечительства, прежде всего, ориентировано на их функции в сфере гражданских правоотношений. Здесь почти не обозначены функции опекунов и попечителей в связи с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей, хотя сам Закон в значительной мере посвящен вопросам, не имеющим отношения к гражданскому обороту. Данные понятия подчеркивают, что опекуны выступают законными представителями подопечных, а попечители оказывают своим несовершеннолетним подопечным помощь и защиту при осуществлении их прав и контролируют совершеннолетних подопечных при совершении ими юридически значимых действий. В этом смысле приведенные формулировки Закона предпочтительней по своему содержанию, чем нормы Гражданского кодекса РФ, которые называют и опекунов, и попечителей по сути равнозначными законными представителями детей. При этом один только опекун может называться полноценным представителем, поскольку только он действует от имени недееспособного во всех правоотношениях ребенка и отвечает за его правонарушения. Что касается попечителя, то он, прежде всего, оказывается помощникомпри осуществлении прав и исполнении обязанностей подопечным, а сделки, в основной массе, совершают сами подопечные с согласия попечителя, и они же в первую очередь несут ответственность за свои действия, а у попечителя ответственность субсидиарная. Конечно, в определенных случаях попечитель вправе выступать в качестве законного представителя, но всё же нельзя не признать, что основная его функция в сфере гражданского оборота это содействие и контроль при осуществлении подопечным своих прав и исполнении обязанностей.Если нормы об опеке и попечительстве, содержащиеся в гражданском законодательстве, вполне приемлемы для защиты интересов детей в гражданском обороте и, в целом, не нуждаются в совершенствовании, то нормы семейного права, посвященные им, даже с принятием указанного Закона 2008 года в определенных случаях могут подвергаться сомнению.Отметим, что Закон называет формой опеки и попечительства приемную семью –он говорит об установлении опеки и попечительства по договору, в том числе и по договору о приемной семье.Устройство ребенка в приемную семью является одной из форм семейного воспитания. Но понятие «семейное воспитание» не следует отождествлять с понятием «семья» в семейноправовом значении. Оно предполагает создание условий воспитания, достаточно приближенных к семейной обстановке, которая не может быть создана в детском доме или ином учреждении социальной защиты даже при самых благоприятных обстоятельствах. Говоря о передаче в семью, ст. 120 Семейного кодекса РФ называет опеку (попечительство)и также приемную семью. Однако здесь не будет создания семейноправовых связей. Ведь опека и попечительство (приемная семья) не создает тех правовых связей, которые существуют между ребенком и его родителями (усыновителями): здесь отношения носят срочный характер (в лучшем случае до достижения совершеннолетия), они контролируются органами опеки и попечительства, и, следовательно, к ним не относится норма Семейного кодекса РФ, провозгласившая в качестве одного из начал семейного законодательства недопустимость вмешательства коголибо в дела семьи; эти лица не обязаны содержать подопечного –они должны лишь проявлять заботу о его содержании, изыскивая для этого определенные средства. Совсем иное положение в семье: законодатель требует предоставления содержания нетрудоспособным и несовершеннолетним со стороны членов их семьи.И до принятия Закона 2008 года в соответствии с п. 3 ст. 153 Семейного кодекса РФ приемные родители обладали правами и обязанностями опекуна и попечителя. Стало быть, они также не обязаны были и ранее содержать приемных детей. Договор о передаче ребенка –срочный. По истечении определенного срока правоотношения между приемными родителя и детьми (как между опекунами (попечителями) и подопечными) прекращаются.В юридической литературе высказывается суждение о том, что между детьми и приемными родителями должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи: «приемные родители» и «приемный ребенок». Однако, по нашему мнению, при такой форме устройства ребенка в семью не может быть более тесной связи, чем между подопечными детьми и опекуном (попечителем), ведь, обладая правами и обязанностями опекуна (попечителя), приемный родитель осуществляет свои функции безвозмездно. Правда, в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона «Об опеке и попечительстве» возможен договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, но основное положение определено в п. 1 этой же статьи: обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом РФ. Помимо этого, срок договора о передаче ребенка в приемную семью может оказаться менее продолжительным, чем опека и попечительство.Субъекты приемной семьи, как указано выше, именуются «приемными родителями» и «приемными детьми». Законодатель стремится подчеркнуть свою приверженность семейному воспитанию. Тем не менее, едва ли можно назвать родителями лиц, не обязанных содержать ребенка, осуществляющих свою заботу и попечение лишь в течение определенного срока. В данном случае мы имеем дело с «квазесемейными» отношениями, где посредническую роль играют органы опеки и попечительства.Исходя из изложенного и руководствуясь нормами Закона «Об опеке и попечительстве», в частности теми, которые содержатся в ст.ст. 1415, можно сделать вывод о том, что в настоящее время отношения в приемной семье почти не отличаются от отношений опеки и попечительства. Практика передачи детей в такую семью достаточно распространена. И на то есть определенные причины: приобретая «родителя», ребенок получает удовлетворение от одной мысли о том, что у него есть семья, о которой мечтает каждый, лишенный родительского попечения. Оказавшись в семейных условиях, дети нередко обретают также чувства надежности и счастья. Кроме того, приемная семья обычно состоит из нескольких детей, а это способствует воспитанию чувства здорового коллективизма, который не сравним с коллективизмом в большинстве детских учреждений.Однако с введением в действие Закона «Об опеке и попечительстве» представляется излишним выделение такой формы в рамках опеки и попечительства, ведь отношения опеки и попечительства в чистом виде вполне можно построить по схеме устройства в приемную семью. Единственным, но устранимым по пожеланию законодателя препятствием к тому является положение о том, что подопечный в конкретных отношениях должен быть один, за исключением случаев, когда под опеку (попечительство) передаются братья и сестры. И вообще, если Закон говорит о приемной семье как форме опеки (попечительства), то ему следовало бы также сказать, что подобной формой является любое воспитание в условиях семьи (патронаж, семейный детский дом и пр.).Автор полагает, что следует устанавливать нормы о приемной семье на уровне субъекта федерации, которые с учетом региональных условий будут детально регулировать данные отношения, как и другие способы устройства детей, могущие также именоваться формой опеки и попечительства. При этом нужно понимать, что приемная семья имеет и негативные стороны. Так, после истечения срока договора о передаче ребенка в приемную семью его правовые отношения с приемными родителями прекращаются, а если к тому же не было духовной близости, то данный подопечный будет чувствовать себя едва ли не более одиноко, чем дети, покинувшие учреждение социальной защиты. Кроме того, есть определенная опасность принятия ребенка по договору из корыстных побуждений. Какой же можно сделать вывод и соответствующее предложение, чтобы окончательно не исключать возможность применения такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей? Полагаем, что даже на федеральном уровне такая форма допустима, но не в качестве формы опеки и попечительства. Считаем, что передача в приемную семью могла бы применяться как предварительный этап усыновления. Но не обязательный, а осуществляемый в тех случаях, когда этого пожелает потенциальный усыновитель. На период действия договора предлагаем наделить приемных родителей родительскими правами особого рода. Эти права должны осуществляться под контролем органа опеки и попечительства, который сможет прекратить договор, не соответствующий интересам ребенка; ряд прав ребенка, в том числе и право на образование, на воспитание ребенка в определенных случаях должны осуществляться с согласия этого органа.Конечно, высказанное нами суждение не бесспорно. Однако в его пользу есть серьезный довод о допущении и в настоящее время ознакомления детей с будущими усыновителями, возможности их пребывания в семье будущего усыновителя с целью установления тесного контакта с ребенком.Возможно, этот предварительный этап может оказаться единственным, то есть приемный родитель может оказаться неспособным к воспитанию или отказаться от мысли об усыновлении. Но ведь практика сталкивается с многочисленными случаями нежелания продолжать родительские отношения и с уже усыновленным по суду ребенком по самым разным причинам.В Законе «Об опеке и попечительстве» есть новеллы, заслуживающие внимания. В силу п. 7 ст. 10, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении опеки или попечительства, можно назначить ему несколько опекунов и попечителей. Далее, в п. 9 ст. 10 говориться о том, что при назначении нескольких опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетнего подопечного обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами и попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение. Представляется, что ни акт, ни договор не способны гарантировать полноценное воспитание и обучение при распределении обязанностей указанных лиц. И воспитание, и обучение –это единый неразрывный процесс, это система, имеющая согласованные связи. Поэтому нельзя делить обязанности по воспитанию и обучению на несколько частей, ведь тогда нарушится единое восприятие ребенком одних и тех же фактов, и он получит, возможно, даже противоречивые понятия, жизненные ориентиры.Законодатель установил солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, если обязанности не распределены. Получается, что при не распределенных обязанностях будет долевая ответственность. И тот, и другой вид ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению представляется практически немыслимым, если только законодатель не установит конкретные меры ответственности. А между тем в Законе в гл. 5, посвященной ответственности опекунов, органов опеки и попечительства таких мер ответственности, к сожалению, не предусмотрено. Есть лишь норма в п. 3 ст. 26, которая говорит о предъявлении требования к опекуну или попечителю о возмещении убытков, связанных с ненадлежащей охраной имущества подопечного и управлением таким имуществом. Кроме того, воспроизводятся нормы гражданского законодательства об ответственности за вред, причиненный личности или имуществу подопечного. Правда, опекуны и попечители в соответствии с п. 6 ст. 26 Закона несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействия. Однако солидарную или долевую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по обучению и воспитанию ребенка в уголовном или административном порядке практически трудно представить.В соответствии с п. 8 ст. 10 Закона при назначении нескольких опекунов и попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами и попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов и попечителей. Сам смысл этой нормы вполне разумен, однако редакция этой нормы представляется нам неудачной. Ведь практически затруднительно совместное представительство, и более точной была бы формулировка, указывающая на представительство по соглашению нескольких опекунов и попечителей относительно выдачи доверенности одному из них.

Ссылки на источники1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51ФЗ (ред. от 31.01.2016)// Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.2.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 16.3.Федеральный закон от 24.04.2008 N 48ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве»// Собрание законодательства РФ. 28.04.2008. N 17. Ст. 1755.4.Пчелинцева Л.М. Семейное право / Л.Н. Пчелинцева. М.,1999.

Опека и попечительство устанавливаются судом для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также для воспита­ния несовершеннолетних.

Опека устанавливается над малолетними и гражданами, признанными недееспособными вследствие психического расстройства. Последние не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Недееспособный гражданин не вправе совершать никаких сделок.

Опекуны считаются законными представителями подо­печных и совершают от их имени и в их интересах все необ­ходимые сделки.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними 14-18 лет и гражданами, признанными ограниченно дееспособными.

Ограниченно дееспособные граждане вправе самостоя­тельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершение дру­гих сделок, в том числе получение заработка, пенсии и иных доходов, распоряжение ими, происходит с согласия попечи­теля. Ограниченно дееспособный гражданин самостоятель­но несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам, а также за причиненный им вред.

Опекунами и попечителями могут быть совершеннолетние дееспособные граждане, которые назначаются органами опеки и попечительства по месту житель­ства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

Над недееспособными и не полностью дееспособными гражданами, помещенными в образовательные, медицинские и социальные организации, опеку или попечительство осу­ществляют непосредственно органы опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжа­ловано в суд заинтересованными лицами.

Законодательство предусматривает случаи прекращения опеки и попечительства:

· вынесение судом решения о признании гражданина дееспособным;

· отмена ограничений дееспособности гражданина;

· наступление полной дееспособности несовершенно­летнего (достижение 18 лет, заключение несовершен­нолетним брака, эмансипация несовершеннолетнего);

· просьба опекуна, попечителя.

Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самосто­ятельно осуществлять и защищать свои права и испол­нять свои обязанности, может быть установлен .патронаж.

Патронаж осуществляет помощник, которого назначают органы опеки и попечительства. Помощник может быть на­значен с его согласия в письменной форме, а также с согла­сия в письменной форме гражданина, над которым устанав­ливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособно­го гражданина, нуждающегося в установлении над ним пат­ронажа, не может быть назначен помощником такого граж­данина.

Помощник совершеннолетнего дееспособного граждани­на совершает действия в интересах гражданина, находящего­ся под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять кон­троль за исполнением помощником своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нару­шениях, допущенных его помощником и являющихся осно­ванием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуще­ством или иного договора.

Патронаж прекращается в связи с прекращением догово­ра поручения, договора доверительного управления имуще­ством или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

1 010руб.

Описание

Заключение
В данной работе была сделана попытка рассмотрения и анализа института опеки и попечительства.
Как социальное государство, наша страна гарантировала соблюдение и защиту прав и законных интересов каждого человека. В условиях кризиса наиболее остро встал вопрос о защите таких категорий граждан, как несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и недееспособные. Институт опеки и попечительства направлен на защиту данных категорий граждан.
Опека (попечительство) предполагает предоставление каждому подопечному индивидуального «помощника» (опекуна, попечителя). При этом предполагается, что опекун (попечитель) уделяет подопечному больше времени, внимания и заботы, что невозможно предоставить в учреждении.
Анализ целостного правоотношения по опеке и попечительству, сложного...

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Общие положения об опеке и попечительстве 4
1.1 Понятие опеки и попечительства 4
1.2 Источники правового регулирования опеки и попечительства 8
1.3. Органы опеки и попечительства, их права и обязанности 10
Глава 2. Осуществление опеки и попечительства 15
2.1. Основание и порядок установления опеки и попечительства 15
2.2. Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей 20
2.3 Прекращение опеки и попечительства 27
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Введение

Введение
В течение уже более 20 лет, с момента зарождения в России демократического государства, ознаменованного принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ, наша страна позиционирует себя в первую очередь как социальное государство. Политика любого социального государства должна быть направлена на создание таких условий, которые будут обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие каждого человека (ст.7). Эти выводы можно сделать на основе содержания ст. 2 Конституции РФ, в которой предусмотрено, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Содержание статьи 2 Конституции РФ в равной мере распространяется на всех граждан, а так же на тех граждан, которые в силу возр аста или состояния здоровья не имеют возможности самостоятельно участвовать в гражданском обороте и в иных правоотношениях, не могут осуществлять и защищать свои права и интересы, а также исполнять свои обязанности. В отношении таких категорий граждан мировое сообщество уже многих веков применяет такие юридические конструкции, как опека и попечительство. Российская Федерация в этом смысле не является исключением. Более того, в настоящий момент в России существует целый ряд негативных факторов, ведущих к росту числа детей и взрослых граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве.
До принятия 1 части Гражданского Кодекса институт опеки и попечительства являлся исключительно институтом семейного права и трансформировался в институт гражданского права. В это же время отношения в этой области продолжали регулироваться в основном региональным законодательством, а органы опеки и попечительства функционировали до последних лет как органы местного самоуправления. Все это породило ряд проблем практически не находивших разрешение в российском законодательстве.
В 2008 году был принят Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», в котором многие ранее существовавшие проблемы были решены. Однако закон породил много новых вопросов и проблем, и как принято говорить «больше вопросов, чем ответов». Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Цель исследования – всесторонний анализ действующего законодательства об опеке и попечительстве и практике его применения.
Задачами курсовой работы являются:
-во-первых, всесторонне изучить институты опеки и попечительства в Российской Федерации, дать понятие опеки и попечительству, органам опеки и попечительства, раскрыть их права и обязанности;
- во-вторых, провести полный анализ законодательных актов об опеки и попечительстве в России.
Методологической основой работы послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, а также труды российских и зарубежных исследователей.

Фрагмент работы для ознакомления

Некоторые полномочия органов опеки и попечительства регламентированы и налоговым законодательством Российской Федерации. Например, согласно ст.85 НК РФ «органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые, осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти днейсо дня принятия соответствующего решения». Иными словами, после того как орган опеки и попечительства вынес решение об установлении опеки, о прекращении опеки или помещении подопечного в специальное учреждение, он обязан сообщить об этом в налоговый орган. Установление данного правила связано с тем, что налоговое законодательство считает плательщиком налога то лицо, которое обладает объектом налогообложения (собственника имущества). Так, согласно ст. 51 НК РФ «обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица». Глава 2. Осуществление опеки и попечительства 2.1. Основание и порядок установления опеки и попечительства Отношения по опеке и попечительству возникают в следствии совершения определенных юридически значимых действий, а именно назначение опекуна или попечителя органом опеки и попечительства. Назначение, согласно ст.35 ГК РФ, производится органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве, в некоторых случаях опекун или попечитель может быть назначен по месту своего жительства (например, если ребенок, оставшийся без попечения родителей или недееспособный гражданин в момент установления опеки находятся не по месту своего постоянного жительства, а проживают у лица, желающего установить опеку). Российским законодательством предусмотрен ряд условий, при которых, может быть назначена опека или попечительство, к ним относятся:1. Утрата ребенком родительского попечения или попечения со стороны иных лиц, обязанных осуществлять его воспитание, а также не достижение родителем (родителями) ребенка шестнадцатилетнего возраста. 2. Вступление в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (ст.29 ГК РФ). 3. Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности гражданина вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст.30 ГК РФ). Опекун или попечитель назначается, если органом опеки и попечительства установлена необходимость предоставления недееспособному или не полностью дееспособному лицу в случаях, предусмотренных законом, индивидуальной защиты его прав и интересов. Согласно ч.2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» для назначения опекуна или попечителя требуется либо согласие опекуна (попечителя), либо заявление в письменной форме. Таким образом, как закрепляется в большинстве законов субъектов РФ, регулирующих опеку и попечительство, «орган опеки и попечительства производит подбор кандидатуры опекуна или попечителя». Определение кандидатуры опекуна (попечителя) должно осуществляться в соответствии с рядом правил. Обязательными требованиями, предъявляемыми к кандидатуре опекуна (попечителя) являются: 1) опекун (попечитель) должен быть совершеннолетним, то есть достигшим возраста 18 лет; 2) обладать полной гражданской дееспособностью (то есть в отношении него отсутствуют вступившие в силу решения суда о признании гражданина недееспособным в порядке ст.29 ГК РФ или об ограничении дееспособности гражданина в порядке ст.30 ГК РФ); 3) отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (вне зависимости от времени его вынесения). Данные условия являются обязательными и должны быть соблюдены все одновременно, отсутствие какого-либо из них влечет безусловный отказ в назначении опекуном (попечителем). Помимо обязательных условий, законодательство предусматривает ряд рекомендательных условиями для назначения лица опекуном (попечителем) ст.35 ГК РФ и ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве» называет: 1) его нравственные и иные личные качества. 2) способность к качественному и добросовестному исполнению обязанностей опекуна или попечителя, под которой понимается состояние здоровья и возраст лица. 3) отношения, существующие между кандидатом и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, «бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами».4) учет желание самого подопечного видеть в качестве своего опекуна или попечителя определенное лицо. Перечисленные четыре условия, в сущности не являются запретами на установление опеки и попечительства. Поэтому назначение опекунов (попечителей) должно производиться с учетом конкретных обстоятельств, а главное – исходя из интересов подопечного лица.Кроме указанных требований, Семейный кодекс Российской Федерации в ст. 146 определил круг лиц, для которых прямо запрещено быть опекунами или попечителями детей, к ним относятся: лица, лишенные родительских прав;лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;лица, не прошедшие программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.И, наконец, последнее условие, выдвигаемое законом при назначении опекуна (попечителя) несовершеннолетнему. Оно носит рекомендательный характер и состоит в учете (по возможности) отношения к ребенку членов семьи опекуна (попечителя). Для того чтобы это требование исполнить, необходимо выявить наличие у кандидата членов семьи и выяснить их мнение о возможности проживания ребенка с ними. Как правило, это требование соблюдается при предоставлении членами семьи письменного подтверждения об отсутствии у них возражений против назначения опеки или попечительства. Исполнение обязательств по опеке и попечительству может быть двух видов:безвозмездное;возмездное.Исходя из общего правила обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно (п. 1 ст. 16 ФЗ «Об опеке и попечительстве»), юридическим фактом, служащим возникновению, изменению или прекращению правоотношений как между опекуном и органом опеки, так и опекуном и подопечным (п. 6 ст. 11 ФЗ «Об опеке и попечительстве»), служит сам акт о назначении опекуна или попечителя.Другое дело, когда заключается договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.Здесь государство как законный представитель ребенка, оставшегося без попечения родителей, посредством получения согласия или письменного заявления опекуна о принятии на себя обязанности ребенка в семью на воспитание, заключает с этим лицом публичный договор. В юридической литературе отмечается, что указанный договор выступает средством реализации воспитательной функции семейного права, что и объясняет его публично-правовые особенности. Указанное согласие или заявление следует рассматривать как первичный юридический факт, влекущий возникновение правоотношений между потенциальным опекуном и органом опеки и попечительства. Производным юридическим фактом должен был стать договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Однако законодательная конструкция такова, что права и обязанности опекуна возникают не из самого возмездного договора, а из акта о назначении опекуна или попечителя, административного по своей правовой природе. Это подтверждают нормы п. 3 ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве», где предусматривается, что права и обязанности опекуна возникают с момента принятия указанного акта, а его право на вознаграждение - с момента заключения договора. Указанный административный акт выступает первичным юридическим фактом как для правоотношений между государством и опекуном, так и правоотношений между опекуном и опекаемым им ребенком. Такое положение тормозит развитие договорных отношений, направленных на передачу детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью.Порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем указанного договора на возмездных условиях, размер вознаграждения и другие условия договора, регулируется специальными правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного. Заключение возмездного договора об осуществлении опеки или попечительства является правом органа опеки и попечительства и поэтому зависит от его усмотрения. Вместе с тем в научной литературе высказана точка зрения о том, что хотя ФЗ «Об опеке и попечительстве» и не содержит однозначного ответа о существовании обязанности органов заключать такой договор, однако она предполагается. Представляется, что вменять органам опеки и попечительства обязанность по заключению возмездного договора об опеке и попечительстве вряд ли целесообразно. Но поскольку заключение возмездного договора должно служить не удовлетворению корыстных интересов опекунов (попечителей) или органов опеки или попечительства, а выполнять стимулирующую функцию по принятию детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, следовало бы предусмотреть ряд обстоятельств, при которых заключение такого договора должно быть обязательным. В частности, обстоятельствами, ограничивающими усмотрение органов опеки и попечительства, могут служить установление опеки над детьми-инвалидами, детьми с недостатками физического, психического и умственного развития, а также другими категориями детей, помещение которых в семью на безвозмездной основе представляет значительную трудность.2.2. Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей Правовой статус опекунов и попечителей установлен статьями 32 и 33 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми: опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители «оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц». Обязанности опекуна или попечителя заключаются в следующем:обязанность проживать совместно с несовершеннолетним подопечным (допускается раздельное проживание с подопечным, достигшим 16-летнего возраста);опекуны (попечители) обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства не позднее одного дня, следующего за днем выбытия;обязанность заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы;опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании;опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими;если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства;опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы (ст. 51 НК РФ).Любые юридические действия опекуна или попечителя имеют своей целью осуществление защиты прав и законных интересов подопечного. Юридические действия опекуна чаще всего состоят в совершении сделок от имени подопечного, однако они могут заключаться и в их оспаривании. Гражданское законодательство предоставляет опекуну недееспособного право предъявлять три вида требований, связанных со сделками, совершенными подопечным: 1) Опекун вправе требовать признания недействительными сделок, совершенных подопечным до признания его недееспособным, при условии, что в момент совершения сделки подопечный не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст.177 ГК РФ). Эти сделки являются оспоримыми. 2) Опекун вправе потребовать применения последствий недействительности тех сделок, которые совершены подопечным уже после признания его недееспособным (ст.171 ГК РФ). Лицо, признанное недееспособным, не вправе совершать никаких сделок, даже мелких бытовых. Поэтому такие действия подопечного квалифицируются законом как ничтожные сделки. 3) Наконец, опекун имеет право предъявить противоположное требование, а именно потребовать признания сделки действительной, если результат сделки приведет или привел к выгоде недееспособного гражданина. Специальные полномочия предоставлены опекуну недееспособного гражданина семейным законодательством. Гражданин, признанный судом недееспособным, не вправе вступить в брак – это прямо запрещено ст.14 СК РФ. Однако, если тем не менее после признания гражданина недееспособным он вступил в установленном порядке в брак (что иногда происходит в действительности), то такой брак может быть признан судом недействительным. В соответствии с п.1 ст.28 СК РФ опекун недееспособного супруга имеет право обратиться в суд с иском о признании брака недействительным. По общему правилу признание брака недействительным влечет за собой негативные последствия – возврат супругам добрачных фамилий, раздел совместно нажитого имущества по правилам об общей долевой собственности, недействительность брачного договора (если он был заключен), невозможность супругов наследовать друг после друга по закону (что не исключает наследования по завещанию). Дети, рожденные супругой в период существования такого брака, а также в течение 300 дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным, признаются детьми ее мужа по недействительному браку. Опекун недееспособного супруга должен обратить внимание на то, что при признании его подопечного добросовестным супругом суд вправе применить к отношениям сторон и другие положения, более выгодные для подопечного. Добросовестный супруг – тот, права которого нарушены заключением брака (п.4 ст.30 СК РФ). В гражданском законодательстве определен ряд действий, которые опекуны (попечители) не вправе совершать.«Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного» (ч.2 ст. 37 ГК РФ).«Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками» (ч.3 ст. 37 ГК РФ). Немаловажное значение имеют взаимоотношения опекунов и попечителей с органом опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выполняют надзорные функции за действиями опекуна и попечителя. Согласно ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства обязаны проводить проверку условий жизни подопечных, добросовестность исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей в отношении подопечных, их имущества, соблюдения их прав и законных интересов.Кроме этого, опекун (попечитель) обязаны ежегодно, до 01 февраля предоставлять в орган опеки и попечительства письменный отчет о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом. Данный отчет проверяется, утверждается руководителем органа опеки и попечительства, после чего в опись имущества подопечного вносятся изменения и отчет подшивается в личное дело подопечного.Немаловажную роль в этих правоотношениях играет и закрепленное в ч.3 ст.

Список литературы

Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // «Российская газета» № 237 от 25.12.1993г.;
2. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собр. законодательства Российской Федерации. –1994. - N 32. - ст. 3301.;
4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014)// «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16.;
5. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 №48-ФЗ// Российская газета, 2008. 30 апреля;
6. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// «Собрание законодательства РФ», 23.12.1996, N 52, ст. 5880;
7. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 10.02.2014) // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2572.
8. Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// «Собрание законодательства РФ» от 18 июля 2011 г. N 29 ст. 4483;
9. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru;
10. Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 (ред. от 07.05.2014) «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»// Ведомости Московской городской Думы, 16.07.2010, N 6, ст. 134.
11. Письмо Минобрнауки РФ от 31.08.2010 N 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»// «Вестник образования», N 19, 2010.
Научная литература:
1. Беспалов Ю.Ф. Рассмотрение и разрешение судами гражданских и семейных дел с участием ребенка. Учебно-практическое пособие.// ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. –М.: - 2010.
2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой//под рел. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. –М.: 2007.;
3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный)// под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. –М.: 2005.;
4. Косевич Н.Р. Система законодательства Российской Федерации, гарантирующая права и интересы несовершеннолетних: научно-практическое исследование и судебная практика // СПС КонсультантПлюс. 2014.
5. Майер Д.И. Русское гражданское право. В 2-х томах. Том 2. 8-е изд. Исп. И доп. –М. : - 1997.
6. Маркосян А.В. Еще раз о договоре об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 4.
7. Матвеев П.А. Особенности реализации воспитательной функции семейного права в замещающей семье // Семейное и жилищное право. 2014. N 5.
8. Семейное право: учебник/Е.В. Ерохина, И.А. Найденов; Оренбургский гос. унив-т.: Оренбург: ОГУ, -2014. 300с.;
9. Организация защиты прав детей: учебное пособие/ Е.В. Филатова, К.М. Грабчук; Кемеровский государственный университет. Кемерово, 2011. -150с.;
10. Пронин А.А. «Сиротство: пути решения проблемы»// «Вопросы ювенальной юстиции, 2012, №2;
11. Татаринцева Е.А. Договор об осуществлении опеки (попечительства) как основание возникновения правоотношений по воспитанию ребенка в семье.// Семейное и жилищное право. 2015. №3. С. 10.
12. Толстой Ю.К., Гражданское право: учебник в 3 т./ Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев. –М.: Проспект, 2005, Т.3;
13. Ювенальное право: Учебник для вузов / А.А. Анисимов, С.А. Буданов, В.Ф. Воробьев и др.; под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005. 320 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.