Какие обязанности могут быть у детей в семье. Семейные обязанности: роль мужчины и женщины в семье, список обязанностей Основные обязанности юноши в семье

Взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного "права ребенка" не существует, как в принципе никаких естественно присущих " " нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся - и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка . Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки - убери. Можешь помочь маме - помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки. У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется - избаловать .

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети. Смотри «Перед судом равны все»

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут. Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» - Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» - Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без , чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать - работать ему или нет. «Это моя жизнь!» - Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов "Пупс", "Младший ученик" и "Старший ученик".

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности. Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может голосовать. То есть он конечно может голосовать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание "Младший ученик". В отличие от Пупса, он может уже всерьез голосовать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться. А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу. С другой стороны, у него появлятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).

Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус "Старший ученик". У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав - он может уже гулять один. Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только голосовать, но и выносить предложения на голосования: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить. А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное - он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми... Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?

А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» - и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

Летние каникулы - конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел. У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок "Дела дня", куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить "Дневник чтения", постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку. Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.

Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: "Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?" Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал. Я решила, что это неправильно, и стала действовать!
Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня. Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом.
Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным - в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали.
Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: "У нас в семье такое правило - кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего". Ваня задумался...
И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: "А кто сегодня будет за старшего?" Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!". Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась.
Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

Если ваша семейная жизнь слабо похожа на счастливую, то это означает лишь то, что у вас либо отсутствуют знания, либо вы применяете их неверно. А особенно остро эта тема касается распределения мужских и женских обязанностей в семье. Закреплены некоторые права и обязанности в Семейном кодексе. То есть на законодательном уровне, а это уже серьезно. Именно на соблюдении определенных правил держится брак. Но сохранять отношения – это дело одно, а вот создать гармоничную семью – это уже сложный и длительный процесс. Изучались данные вопросы еще с давних времен.

Обратимся к древним

Обязанности жены и мужа в семье появились не на пустом месте, в их основу легли знания о природе отношений. И никуда без принципов мужской и женской психологии. Считалось, что если все знания правильно использовать в браке, то счастливая семейная жизнь обеспечена. Основа семьи – это гармония и взаимопонимание, но достигнуть этих вершин никак нельзя, если не изучить свои обязанности и как можно усерднее стараться им следовать, а не просто тыкать своему избраннику или избраннице на то, что он должен. Такое поведение только добавит проблем и увеличит количество ссор и разногласий в семейной жизни.

В чем кроется проблема?

Хотите изменить мир – начните с себя. Это правило отлично работает и в устройстве семьи. Здесь все просто: если супруг видит, что его жена начала справляться со своими обязанностями гораздо лучше, он даже на автоматическом уровне, ощущая благодарность и причастность к происходящему, начинает исправлять свои ошибки. То же самое касается и обратной ситуации.

Здесь проблема кроется в том, что никто не хочет начинать с себя. И это логично, ведь гораздо проще обвинить во всех проблемах другого человека, только помните, что это лишь усугубляет сложившуюся ситуацию, но никак не помогает в ее решении. Вы никогда не сможете улучшить отношения, если будете обвинять друг друга во всех смертных грехах.

Обязанности мужа в семье

Начнем строить гармоничные отношения именно с мужчин, ведь супруг – глава семьи. Для женщин этот раздел подойдет только в качестве ознакомления, чтобы усердно изучить свои обязанности. То же самое касается и мужчин. В РФ семейные права и обязанности закреплены даже на законодательном уровне.

Без чего никак нельзя?

Итак, какие мужские обязанности считались неизменными испокон веков:

  • Муж обязан обеспечивать семью как минимум всем самым необходимым, то есть достойно зарабатывать. Труд лиц с семейными обязанностями должен быть оценен по достоинству.
  • Также мужчина должен обеспечить каждому члену семьи защиту.
  • Супруг – это духовный лидер союза. Он должен вдохновлять своим примером не только жену, но и всех других членов семьи.
  • Если верить Ведам, мужчина должен освободить жену от потребности зарабатывать, тем самым у женщины появится возможность поддерживать порядок в доме, всегда ждать с горячим обедом, воспитывать подрастающее поколение.
  • Тем не менее в воспитании детей муж также должен принимать активное участие.
  • Мужчина должен удовлетворять чувственные желания своей женщины, но в пределах дозволенного.
  • Помимо жены и детей мужчина обязан заботиться и о родственниках супруги, оказывая им поддержку по мере необходимости.
  • Супруг должен оберегать свою женщину от излишнего внимания других представителей мужского пола и при этом соблюдать этикет в общении с другими дамами.

Помимо вышеперечисленных обязанностей муж несет ответственность за взаимоотношения между всеми членами семейства, даже если его отношения с супругой заканчиваются разводом.

Обязанности супруги

В первую очередь стоит упомянуть, что мужчина не имеет права упрекать свою супругу в том, что она недостаточно хорошо выполняет свои обязанности, если он сам не справляется со своими. То же самое касается и жены. Если со своими задачами она не справляется, то и мужа упрекать не должна. Лица с семейными обязанностями, а женщины особенно, должны четко следовать установленным правилам.

Что должна делать жена?

Итак, какие обязанности ложатся на женские плечи?

  • Женщина с семейными обязанностями должна вести хозяйство, заниматься домашними делами, готовить и заниматься уборкой. Просить помощи у супруга стоит только в том случае, если делать это одной тяжело.
  • Жена не должна обеспечивать семью, но имеет полное право заниматься той работой, которая приносит ей удовольствие. И неважно, сколько денег за нее можно получить, главное, чтобы это был честный заработок.
  • Супруга должна заниматься воспитанием детей.
  • А также обязана делать все, чтобы муж стал тем самым духовным лидером для всего семейства.
  • На плечи родителей ложится святая обязанность дать миру достойное потомство. Поэтому женщина должна родить, вырастить и воспитать как минимум одного ребенка.
  • Жена должна заботиться не только о своей семье, но и о родственниках, как своих, так и мужа. Обязана оказывать супругу помощь по мере своих возможностей.
  • Последний пункт схож с мужскими обязанностями, а именно жена должна оберегать своего мужчину от чрезмерного внимания со стороны женского пола, а также соблюдать этикет, общаясь с другими мужчинами.

В целом, по Ведам, мужские и женские обязанности тесно связаны между собой. То же самое можно сказать и о семейных обязанностях детей.

Семейные права и обязанности

Конечно же, основная ответственность внутри семьи ложится на плечи мужчины. Но нельзя забывать о совместных задачах, выполняя которые, можно достичь той самой гармонии. Это следующие обязательства:

  • Вступая в законный брак, как муж, так и жена несут абсолютно одинаковую ответственность не только перед собственными родителями, но и перед родственниками друг друга.
  • И муж, и жена должны в равной степени заботиться о всех своих детях, обеспечивать им достойное существование и заниматься их воспитанием. И это правило касается не только общих детей, но и тех, которые были рождены в предыдущих браках обоих супругов.
  • Мужчина и женщина должны с уважением относиться к религиозным верованиям друг друга.
  • То же самое касается и детейр: родители обязаны дать им свободу выбора своего духовного предназначения, ни в коем случае не давить и не навязывать свое мнение на этот счет.
  • Муж с женой должны в равной степени заботиться о родителях друг друга как морально, так и материально. Оказывать помощь в ведении хозяйства и не препятствовать бабушкам и дедушкам в вопросах воспитания внуков. Вопросы заботы и помощи также касаются родственников-инвалидов.
  • Оба супруга обязаны поддерживать хорошие отношения с окружающими, особенно с коллегами и соседями.

Вот так выглядит примерный перечень обязанностей мужа и жены, выполняя которые, можно построить здоровые и полноценные семейные отношения.

Какими качествами должен обладать мужчина?

Выполнять семейные обязанности – это одно, однако для того чтобы достигнуть истинной гармонии в отношениях, нужно воспитывать в себе набор определенных качеств:

  • Чтобы быть духовным лидером и вести за собой всю семью, необходимо знать свою высшую цель, смысл жизни. В первую очередь мы говорим о самосознании. В противном случае мужчина просто не сможет стать тем самым духовным лидером для своего семейства, не будет обеспечивать гармоничное развитие отношений. А ведь это одна из основных его обязанностей. Именно поэтому в интересах женщины выбрать достойного спутника жизни.
  • Никуда без бесстрашия и целеустремленности. Семья должна чувствовать себя за мужским плечом, как за горой.
  • Щедрость, но не в привычном для нас понимании. Раздавать все и всем налево и направо и в итоге остаться ни с чем – как минимум глупо. В вопросе щедрости важна разумность.

Итак, на этих качествах базируются основные обязанности мужчины в семье.

Какие роли выполняет женщина?

Несмотря на то что мужчина несет большую ответственность за благополучие семьи, жена должна обеспечить все условия для этого. Вот каким образом это происходит:

  • Первостепенная роль – это роль жены. Это значит, что супруга должна напоминать мужу о цели жизни и его обязанностях, если тот сбился с пути. И не нужно думать о том, что придется «пилить» мужа, делать это нужно мудро и аккуратно.
  • Следующая роль в семейных обязанностях – любовницы. Супруга должна стать для своего избранника лучше, дабы у него даже не возникало мыслей о том, чтобы обратить внимание на другую женщину. В домашних условиях женщина должна выглядеть не хуже, чем на работе. Все мы понимаем, что красота очень важна.
  • Когда мужчина злится и пребывает не в лучшем расположении духа, супруга должна принять роль дочери. Заключается данная роль в том, чтобы не раздражать своего избранника, быть спокойной и не устраивать скандалов на пустом месте.
  • Бывают в жизни такие моменты, когда мужчина не может уделять своей избраннице достаточное количество внимания. Здесь в ход идет роль сестры, которая означает, что жена должна принимать любое внимание мужа и не претендовать на большее. Ее задача заключается в том, чтобы на время стать для супруга понимающей сестрой.
  • И последняя роль – роль матери. В данном случае женщина обязана ухаживать за мужем, если тот болеет либо подавлен проблемами. Тут и вступает в игру роль заботливой матери.

Если все описанные роли соблюдаются женой, то гармония должна воцариться в семье.

Кто такие, по сути, подростки? Это подрастающие дети. А точнее – взрослеющие. И с взрослением как раз связаны основные проблемы подросткового возраста. Физическое, умственное, нравственное, социальное взросление, к сожалению, не идут в ногу, и такая неравномерность развития ведет к психологическим противоречиям, так характерным для детей в возрасте 11-17 лет.

Что происходит на практике? Подрастающий ребенок ощущает и осознает свое физическое взросление и свою возросшую потребность и способность воспринимать информацию. Он чувствует, что в этих проявлениях он приблизился к взрослым, и хочет как можно скорее выровняться с ними в правах. Но из-за нравственной и социальной незрелости подросток не может порой осознать, что, кроме прав, у него есть еще и обязанности.

Пользуясь сильным желанием подростков везде и всюду отстаивать свои права, специалисты из соответствующих областей (юристы, психологи и т.д.) создают целые организации: всевозможные центры правовой помощи несовершеннолетним. И это совсем не плохо, при условии, что работают там настоящие профессионалы, желающие действительно помочь. В противном случае дело иногда доходит до нелепейших прецедентов, таких, как, например, судебный процесс против школьных учителей, «заставлявших» учеников убираться в классе.

Как объяснить подростку его обязанности?

Что ж, если вы поняли, что ваш подрастающий ребенок слишком уж хорошо знает права, игнорируя при этом обязанности, пришла пора объяснить ему взаимосвязь прав и обязанностей подростка. Если традиционные, «дедовские» средства вроде притч и поговорок («любишь кататься – люби и саночки возить») не помогают, попробуйте поговорить об этой взаимосвязи на примере государственного устройства. Подростки любят факты и любую «умную» информацию. Расскажите своему «бунтарю» об официально действующем во всех демократических государствах принципе единства (взаимосвязи) прав и обязанностей – о нем можно прочитать в любом учебнике по конституционному праву. Объясните, что каждый человек – не только подросток, но и взрослый – имеет, наряду с правами, и обязанности. И, кстати, взрослые имеют гораздо больше обязанностей, чем подростки.

Затевая такой разговор, избегайте дидактических интонаций. Скажите, что вы и сами хотите разобраться, а какие права и обязанности теперь имеет вступивший в новый возраст гражданин. Изучите вместе такие правовые документы, например, как Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка (соответственно, 1959 и 1989 гг.). Кстати, первый документ гласит, что любое лицо, не достигшее возраста 18 лет, является ребенком. Так что, как можно убедиться, весь мир считает, что подросток – это все-таки еще ребенок. Читая список прав, не поленитесь заостриться на каждом, спросить ребенка, как он считает, соблюдается это право по отношению к нему или нет. Возможно, уже на этом этапе и вы узнаете много нового для себя.

Ну а теперь можно перейти к вопросу о том, какими обязанностями обладает подросток. Тут, конечно, ваша задача несколько усложняется тем, что не существует отдельного правового документа, декларирующего обязанности детей и подростков. Тем не менее, эти обязанности прописаны в отдельных законах, которые можно легко найти в интернете. Вот только некоторые из них:

  • обязанность получить основное общее образование, т.е. закончить 9 классов средней школы (прописана в Законе «Об образовании»);
  • обязанность быть законопослушным гражданином, т.е. не совершать преступлений, правонарушений, других действий, могущих нанести вред другим людям, не пользоваться и не носить при себе оружие, включая кастеты, бумеранги, складные ножи с выбрасывающимся лезвием (прописана в Административном и Уголовном Кодексах, Законе «Об оружии);
  • обязанность соблюдать права других людей, т.е. осуществлять свои права не в ущерб интересам других (прописана в Конституции).

Обязанности подростка в семье

Теория и правовые документы – это хорошо, но пора перейти к практическим задачам и поговорить об обязанностях подростка по дому. Не будем приводить здесь списки возможных конкретных обязанностей – в этом нет необходимости. Достаточно будет перечислить основные правила, которым подчиняются и обязанности подростка, а их не много:

Дом, семья – это первое место, где ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими людьми. От того, как выстроятся отношения подростка с родными, во многом зависит то, как во взрослой жизни он будет чувствовать себя в окружении людей. Если в семье все уважают друг друга, ответственно выполняют свои обязанности, если царит атмосфера добровольного сотрудничества и взаимопомощи, то и выросший в этой семье ребенок, что называется, «не пропадет» в жизни.

Права и обязанности подростка в семье.

Права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия

С рождения ребенок имеет права:

    на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ);

    на гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

    жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

    на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

    на защиту (ст. 56 СК РФ);

    получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).

Ответственность:

    перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, преподавателями.

С 6 лет добавляются:

Права:

    совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвоз-мездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

    совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения. (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Обязанности:

    слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;

    получить основное общее образование (9 классов);

    соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

    перед родителями и лицами, их заменяющими/п.1.ст.64 СК РФ/.

    перед воспитателями и преподавателями/уставы конкретных воспитательных и образовательных учреждений/.

    за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, наркотических средств, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

C 8 лет добавляются:

Права:

    на участие в детском общественном объединении.

Обязанности:

Ответственность:

    соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

C 10 лет добавляются;

Права:

    на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ);

    быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

    давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ),

    на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ),

    на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

    выбирать, с кем жить после развода родителей/п.2 ст.24, ст.57 СК РФ/.

C 11 лет добавляются:

Ответственность:

    помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении).

До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи (ст. 15 Федерального Закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ).

С 14 лет добавляются:

Права:

    получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);

    самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ст. 56 СК РФ);

    требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

    давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

    требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);

    работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей не более 4х часов в день с легкими условиями труда (ст. 92 ТК РФ);

    заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;

    вносить вклады в банки и распоряжаться ими (ст. 26 ГК РФ);

    участвовать в молодежном общественном объединении.

Обязанности:

Ответственность:

    исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;

    самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

    возмещение причиненного вреда;

    ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

    уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное нанесение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств сообщения и другие) (ст. 20 УК РФ).

С 15 лет добавляются:

Права:

    работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ). законодательством (ст. 92 ТК РФ);

С 16 лет добавляются:

Права:

    вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ст. 13 СК РФ);

    работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ);

    быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);

    управлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»;

    быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).

Ответственность:

    ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);

    ответственность за совершение всех видов преступлений (ст. 20 УК РФ).

С 17 лет добавляются:

Обязанность:

В 18 лет человек становится совершеннолетним

    т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Дальнейшие ограничения прав по возрасту связаны с занятием ответственных государственных должностей:

    Стать депутатом Государственной думы можно с 21 года.

    Стать судьей федерального, районного и мирового суда можно с 25 лет при наличии стажа работы по юридической специальности не менее 5 лет.

    Стать Президентом РФ можно с 35 лет.

Как объяснить подростку его обязанности?

Что ж, если вы поняли, что ваш подрастающий ребенок слишком уж хорошо знает права, игнорируя при этом обязанности, пришла пора объяснить ему взаимосвязь прав и обязанностей подростка. Если традиционные, «дедовские» средства вроде притч и поговорок («любишь кататься – люби и саночки возить») не помогают, попробуйте поговорить об этой взаимосвязи на примере государственного устройства. Подростки любят факты и любую «умную» информацию. Расскажите своему «бунтарю» об официально действующем во всех демократических государствах принципе единства (взаимосвязи) прав и обязанностей – о нем можно прочитать в любом учебнике по конституционному праву. Объясните, что каждый человек – не только подросток, но и взрослый – имеет, наряду с правами, и обязанности. И, кстати, взрослые имеют гораздо больше обязанностей, чем подростки.

Затевая такой разговор, избегайте дидактических интонаций. Скажите, что вы и сами хотите разобраться, а какие права и обязанности теперь имеет вступивший в новый возраст гражданин. Изучите вместе такие правовые документы, например, как Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка (соответственно, 1959 и 1989 гг.). Кстати, первый документ гласит, что любое лицо, не достигшее возраста 18 лет, является ребенком. Так что, как можно убедиться, весь мир считает, что подросток – это все-таки еще ребенок. Читая список прав, не поленитесь заостриться на каждом, спросить ребенка, как он считает, соблюдается это право по отношению к нему или нет. Возможно, уже на этом этапе и вы узнаете много нового для себя.

Ну а теперь можно перейти к вопросу о том, какими обязанностями обладает подросток. Тут, конечно, ваша задача несколько усложняется тем, что не существует отдельного правового документа, декларирующего обязанности детей и подростков. Тем не менее, эти обязанности прописаны в отдельных законах, которые можно легко найти в интернете. Вот только некоторые из них:

    обязанность получить основное общее образование, т.е. закончить 9 классов средней школы (прописана в Законе «Об образовании»);

    обязанность быть законопослушным гражданином, т.е. не совершать преступлений, правонарушений, других действий, могущих нанести вред другим людям, не пользоваться и не носить при себе оружие, включая кастеты, бумеранги, складные ножи с выбрасывающимся лезвием (прописана в Административном и Уголовном Кодексах, Законе «Об оружии);

    обязанность соблюдать права других людей, т.е. осуществлять свои права не в ущерб интересам других (прописана в Конституции).

Обязанности подростка в семье

Теория и правовые документы – это хорошо, но пора перейти к практическим задачам и поговорить об обязанностях подростка по дому. Не будем приводить здесь списки возможных конкретных обязанностей – в этом нет необходимости. Достаточно будет перечислить основные правила, которым подчиняются и обязанности подростка, а их не много:

    соблюдать семейные традиции, уважительно относиться к близким;

    убирать за собой;

    беречь имущество семьи;

    помогать, когда просят, если нет уважительной причины для отказа.

Дом, семья – это первое место, где ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими людьми. От того, как выстроятся отношения подростка с родными, во многом зависит то, как во взрослой жизни он будет чувствовать себя в окружении людей. Если в семье все уважают друг друга, ответственно выполняют свои обязанности, если царит атмосфера добровольного сотрудничества и взаимопомощи, то и выросший в этой семье ребенок, что называется, «не пропадет» в жизни.

Правовой статус подростка:

права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия

С рождения ребенок имеет права:

    на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ);

    на гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

    жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

    на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

    на защиту (ст. 56 СК РФ);

    получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).

Ответственность:

    перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, преподавателями.

С 6 лет добавляются:

Права:

    совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвоз-мездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

    совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения. (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Обязанности:

    слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;

    получить основное общее образование (9 классов);

    соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

    перед родителями и лицами, их заменяющими/п.1.ст.64 СК РФ/.

    перед воспитателями и преподавателями/уставы конкретных воспитательных и образовательных учреждений/.

    за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, наркотических средств, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

C 8 лет добавляются:

Права:

    на участие в детском общественном объединении.

Обязанности:

Ответственность:

    соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

C 10 лет добавляются;

Права:

    на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ);

    быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

    давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ),

    на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ),

    на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

    выбирать, с кем жить после развода родителей/п.2 ст.24, ст.57 СК РФ/.

C 11 лет добавляются:

Ответственность:

    помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении).

До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи (ст. 15 Федерального Закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ).

С 14 лет добавляются:

Права:

    получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);

    самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ст. 56 СК РФ);

    требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

    давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

    требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);

    работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей не более 4х часов в день с легкими условиями труда (ст. 92 ТК РФ);

    заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;

    вносить вклады в банки и распоряжаться ими (ст. 26 ГК РФ);

    участвовать в молодежном общественном объединении.

Обязанности:

    выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового - распорядка и трудовым законодательством;

    соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

Ответственность:

    исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;

    самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

    возмещение причиненного вреда;

    ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

    уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное нанесение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств сообщения и другие) (ст. 20 УК РФ).

С 15 лет добавляются:

Права:

    работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ). законодательством (ст. 92 ТК РФ);

С 16 лет добавляются:

Права:

    вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ст. 13 СК РФ);

    работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ);

    быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);

    управлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»;

    быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).

Ответственность:

    ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);

    ответственность за совершение всех видов преступлений (ст. 20 УК РФ).

С 17 лет добавляются:

Обязанность:

    встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ст. 9 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В 18 лет человек становится совершеннолетним

    т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Дальнейшие ограничения прав по возрасту связаны с занятием ответственных государственных должностей:

    Стать депутатом Государственной думы можно с 21 года.

    Стать судьей федерального, районного и мирового суда можно с 25 лет при наличии стажа работы по юридической специальности не менее 5 лет.

    Стать Президентом РФ можно с 35 лет.

Права и обязанности 14-летних

Согласно российскому законодательству, подросток, достигший 14 лет, обязан получить паспорт. Вместе. с этим документом приобретаются права и обязанности 14-летнего гражданина РФ:

    С 14 лет наступает неполная дееспособность. В этом возрасте уже налагается уголовная ответственность за целый ряд преступлений: кражу, разбой, хулиганство, убийство и т.п.

    14-летние подростки уже совершают любые сделки и несут за них материальную ответственность. Например, если ребенок является собственником недвижимости или одним из собственников, то он имеет право подписывать договор купли-продажи. Однако для этого нужно получить письменное разрешение родителей.

    Также с согласия родителей можно выбрать место жительства и устроиться на работу для выполнения легкого труда.

    С 14 лет появляется право самостоятельно распоряжаться личными доходами: стипендией и заработком. Уже можно открывать вклады в банках, получать личные пластиковые карты и совершать мелкие бытовые сделки. Под последними подразумевается купля-продажа на небольшую сумму с целью удовлетворения каждодневных потребностей.

    Творческие граждане, наконец-то, могут узаконить права на свои произведения. Некоторые дети не только рисуют, пишут стихи и прозу, но еще и занимаются изобретательством. Эта интеллектуальная собственность может быть запатентована и защищена законом.

    Наступают новые права и касательно семейных отношений. Подросток вправе требовать отмены усыновления.

    В некоторых субъектах РФ с 14 лет разрешается жениться.

С 15-16 лет

    С 15 лет наступает право самостоятельно заключать трудовой договор на легкий труд, а с 16 – устраиваться по договору на любую работу. Гражданин уже признается полностью дееспособным, если работает по найму или с согласия родителей занимается предпринимательством. При наличии веской причины (беременность, рождение ребенка) с разрешения местных органов управления можно вступать в брак.

    16-летние подростки допускаются к управлению мототранспортом: мотоцикл, мотороллер и т.п.
    С 18 лет
    С 18 лет россиянин становится совершеннолетним. Теперь можно все, что не противоречит законодательству. Некоторые торопятся открывать свое дело, параллельно учатся и женятся. Такое возможно при материальной поддержке родителей. Кроме того, банки выдают кредиты малому бизнесу. Однако большинство 18-летних россиян все же просто учатся или служат в армии.