Что такое билль о правах определение. Что такое «Билль о правах» и в чем его суть? Билль и судебная власть

Первые 10 поправок. Причина принятия – в тексте Конституции мало говорится о правах и свободах. Это недостаток первоначального текста. Авторы проекта («знающие») стали говорить о том, что после ратификации Конституции ее должны дополнить положения о правах. Конгресс одобрил – 1789 – 10 поправок. Вступают в действие в 1791 году.

1. Сердцевина Билля о правах – первая поправка , адресованная Конгрессу. «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной, либо ограничивающего свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб ». Конгрессу запрещается устанавливать какую-либо религию в качестве государственной;

2. 2 положения, которые были вызваны временем:

! 2 поправка – право на свободное ношение и хранение оружия. «Поскольку хорошо организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться »;

! 3 поправка – запрет помещения солдат на постой в домах жителей. В военное время – в соответствии с законом. «Ни один солдат не должен в мирное, равно как и в военное, время размещаться на постой в доме без согласия владельца; однако в военное время это допускается, но лишь в порядке, предусмотренном законом »;

3. Билль содержит ряд уголовно-процессуальных гарантий (поправки 4-6). Затрагивает интересы подозреваемого, обвиняемого и подсудимого в уголовном процессе:

! Поправка 4 – провозглашение неприкосновенности личности, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов. Одер на обыск выдается только при наличии соответствующих улик. «Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться. Ни один ордер не должен выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением; при этом ордер должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту »;

! 5 поправка :

" Привлечение к ответственности за совершение тяжких преступлений возможно только по инициативе или обвинению «Большого жюри» (24 человека, решающие вопросы о судебном преследовании – подлежит ли дело судебному разбирательству). «Никто не должен привлекаться к ответственности за караемое смертью или иным образом позорящее преступление иначе, как по представлению или обвинительному заключению Большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или военно-морских силах либо в милиции, когда она призвана на действительную службу во время войны на период опасного для общества положения »;


" Нельзя осудить за одно и то же преступление дважды. «Никто не должен за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни или нарушения телесной неприкосновенности »;

" Нельзя принудить свидетельствовать против самого себя;

" Нельзя лишить жизни, свободы, имущества без законного судебного разбирательства;

" Частная собственность не может отчуждаться для общественной пользы без справедливого возмещения;

! 6 поправка :

" Право на беспристрастный суд присяжных;

" Право на очную ставку со свидетелями, которые против подсудимого4

" Право требовать свидетелей со своей стороны;

" Право на защиту адвоката;

4. 7 поправка – гражданские дела могут рассматриваться с участием суда присяжных при условии, что цена иска не меньше 20 долларов. «По всем гражданским делам, основанным на общем праве, в которых оспариваемая цена иска превышает 20 долларов, сохраняется право на суд присяжных; но ни один факт, рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего права »;

5. Идея о недопустимости требования чрезмерных залогов, штрафов, жестких и необычных наказаний (8 поправка );

6. 9-10 поправки закрепляют идею о том, что перечень прав и свобод, содержащийся в Билле не является исчерпывающим. Отсутствие указания на определенные права не означает из непризнание в США. «Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом ». «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом ».

Поправки к Конституции США (11 – 26).

Билль о правах (англ. Bill of Rights) - неофициальное название первых десяти поправок к Конституции США, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США первого созыва и вступили в силу 15 декабря 1791 года. Впервые на общегосударственном уровне единообразно был определён правовой статус гражданина США, очерчены сферы федерального контроля за соблюдением гражданских прав и свобод, которые также впервые в истории конституционного законодательства были построены как запреты и ограничения, наложенные в первую очередь на сами законодательные органы .

В июне 1789 г. Дж. Мэдисон вынес на обсуждение палаты представителей ряд первых поправок, и предложил включить их в основной текст Конституции. Однако палата приняла предложения Р. Шермана поместить эти поправки в конце Конституции в виде самостоятельного компактного дополнения. 25 сентября 1789 г. конгресс принял первые двенадцать поправок.

15 декабря 1791 г. десять из них были ратифицированы штатами в соответствии с процедурой, установленной ст. V Конституции. Две оставшиеся поправки не прошли ратификацию, не собрав требуемого квалифицируемого большинства .

В Билле о правах провозглашались основные демократические права и свободы, известные по документам мировой конституционной практики того времени, а также по идеям, высказанным в трудах таких ученых-просветителей, как Дж. Бейт, Э. Кук, Дж. Хэмпден, Дж. Мильтон и др. Нужно признать, что провозглашенные в общефедеральном Билле права и свободы, оказались более ограниченными, чем содержащиеся в конституциях отдельных штатов права и свободы. Однако они оказались вполне достаточными для обеспечения высокого уровня общегосударственного демократизма, который был недостижим для большинства существовавших в то время государств. Впервые в мировой конституционной практике попадали под запрет и подвергались ограничениям некоторые прерогативы законодательной власти, которые до этих пор считались неприкосновенными.

Билль о правах охватил практически всю сферу человеческих прав, известных тогда в мировой конституционной практике, - личных, процессуальных и политических. Эти права рассматривали как необходимые и достаточные для безопасного и комфортного существования гражданина в политически организованном обществе, а также для участия его в делах, представляющих общий интерес. В Билле о правах социально-экономические права не получили своего конституционного провозглашения, поскольку американская правовая доктрина того времени к разряду «фундаментальных» их не относила.

Важную роль в Билле о правах играет 1-я поправка, провозгласившая свободу слова, печати и собраний.

В первой поправке говорится о свободе вероисповедания, свободе слова, праве граждан мирно собираться и обращаться к Правительству с жалобами или предложениями: «Конгрессом не должны издаваться никакие законы, относящиеся к установлению какой-либо религии или запрещающие свободное вероисповедание либо ограничивающие свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении тех или иных жалоб».

Сохранение религиозной свободы было и является одним из старейших и наиболее важных компонентов личной свободы. Гарантия свободы вероисповедания является одним из главных составляющих гражданских прав .

История человечества, начиная с Великой хартии вольностей (1215 год) не раз доказывала значимость такой свободы. Религиозные свободы включают в себя минимум два важных и пересекающихся принципа - свободу вероисповедания и недоказуемость религии. Чтоб избежать вмешательства в свободу вероисповедания и одновременно сохранить совместимость с основными причинами, относящимися к недоказуемости религии, важно, чтобы Правительство не отдавало предпочтения как нерелигиозной доктрине, так и какой-либо определенной конфессии.

Полная защита свободы вероисповедания требует эффективных и сильных норм гражданского права, защищающих от дискриминации по политическим мотивам.

До сих пор на первой поправке базируются основные права граждан и политических объединений - профсоюзов, партий, ассоциаций и конфессий.

Во второй поправке признается, что штаты, в целях гарантии свободы, имеют право содержать ополчение, а народ - носить и хранить оружие: «Поскольку хорошо организованное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, не должно нарушаться право народа хранить и носить оружие». .

Первая поправка уже много лет является предметом споров сторонников и противников свободной торговли оружием.

Поправка III запрещает размещение солдат в частных домах в мирное время без согласия владельца: «В мирное время ни один солдат не должен размещаться на постой без согласия владельца дома; однако в военное время это допускается, но лишь в порядке, предусмотренном законом». В современном мире эта поправка утратила свое актуальность.

Положения IV поправки обеспечивают неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества, касающиеся защиты от необоснованных обысков и конфискаций, запрещающие вмешательство государства в определенные сферы индивидуальных активностей: «Не должно быть нарушено право граждан на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов; ни один ордер не должен быть выдан иначе как при наличии достаточного основания, и он должен быть подтвержден присягой или торжественным заявлением и содержать подробное описание подлежащего обыску места, предметов или личностей, подлежащих аресту». .

Такие положения, обычно осуществляются посредством судебной защиты, выражают приверженность идее о том, что конкретные индивидуальные свободы - свобода самовыражения, вероисповедания и другие, направленные против необоснованных вмешательств правительства в частную жизнь, - являются существенными элементами свободного общества.

Такие меры защиты частной жизни обычно объединяют под термином «гражданские свободы».

У четвертой поправки существовало множество толкований. Верховный суд в 1928 решил, что установление подслушивающих устройств не противоречит этой поправке, если при этом не происходит физического вторжения посторонних в жилище; в 1967 новым постановлением запрещено несанкционированное подслушивание.

В поправке V прописаны главные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.

Посвященные процессуальным принципам и гарантиям поправки VI, VII и VIII, определяли круг гражданских и уголовных дел, которые должны были быть рассмотрены с участием присяжных заседателей.

В поправке VI говорится о том, что при всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того ранее установленного законом штата и округа, где произошло преступление; у обвиняемого есть право знать о сущности и основаниях обвинения; обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него; право потребовать принудительного вызова свидетелей со своей стороны и помощи адвоката для своей защиты.

Поправка VII : «Во всех исковых производствах, основанных на общем праве, где оспариваемая цена иска превышает двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных; ни один факт, рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего нрава» .

В поправке VIII запрещается взимать слишком большие залоги, чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.

В поправке IX установлен принцип недопустимости ограничения прав граждан, конституцией прямо не упомянутых: «Перечисление в Конституции определенных нрав не должно толковаться как отрицание или умаление других нрав, сохраняемых за народом». Эту поправку используют сторонники расширительного толкования всех прав.

В поправке X закреплен один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза, и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации .

За 200 лет после принятия Билля в Конституцию было внесен еще ряд поправок, регламентирующих правовой статус личности.

Поправка XI (1795 г.) закрепляет иммунитет штата от судебного преследования частным лицом - гражданином другого штата либо гражданином или подданным иностранного государства.

Поправка XII (1804 г.) ввела новую, ныне действующую процедуру избрания президента и вице-президента - выборщики избирают их отдельно, тайным голосованием (при прежнем порядке вице-президентом становился второй по числу голосов кандидат в президенты). Поправка установила также, что кандидат в вице-президенты должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты.

Поправка XIII (1865 г.) Отменило рабство и подневольное услужение, кроме тех случаев, когда последнее может быть назначено как уголовное наказание (лишение свободы с обязательным привлечением к труду).

Поправка XIV (1868 г.) принятая с целью закрепить результаты Гражданской войны, состоит из 5 разделов:

  • 1-й раздел содержит четыре положения: определение американского гражданства, запрещение штатам ограничивать «привилегии и льготы» граждан США, применять санкции против человека без «надлежащей правовой процедуры», отказывать гражданам в «равной защите законов».
  • 2-й раздел направлен на предупреждение дискриминации освобожденных рабов на выборах.
  • 3-й раздел ограничивает право участников антиправительственных выступлений занимать должности в государственном аппарате и быть выборщиками президента.
  • 4-й раздел урегулировал вопрос о выплате займов периода Гражданской войны.
  • 5-й раздел наделил конгресс правом исполнять предписания поправки путем принятия необходимых законов.

Поправка XV (1870 г.) запрещает ограничивать право голоса граждан по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в рабстве.

Поправка XVI (1913 г.) закрепляет за конгрессом право устанавливать и взимать налоги с любых доходов.

Поправка XVII (1913 г.) отменила первоначальный порядок избрания сенаторов США (законодательными собраниями штатов) и предписала прямые выборы в сенат.

Поправка XVIII (1919 г.) ввела в стране «сухой закон»

Поправка XIX (1920 г.) запрещает ограничивать право по признаку пола.

Поправка XX (1933 г.) зафиксировала новые сроки вступления в должность президента и вице-президента (20 января следующего после выборов года) и начало первой сессии вновь избранного конгресса (3 января следующего после выборов года), уполномочила конгресс принимать необходимые законы, определяющие порядок замещения президентской должности в случае, если кандидаты на посты президента и вице-президента не отвечают конституционным требованиям.

Поправка XXI (1933 г.) отменила «сухой закон», введенный поправкой XVIII.

Поправка XXII (1951 г.) ограничила время пребывания на посту президента двумя четырехлетними сроками.

Поправка XXIII (1961 г.) наделила жителей федерального округа Колумбия (места пребывания правительства США) правом участия в выборах президента.

Поправка XXIV (1964 г.) отменила налог на участие в федеральных выборах.

Поправка XXV (1967 г.) установила порядок преемственности поста президента и определила условия временного исполнения его обязанностей. В случае отстранения президента от должности, его смерти или отставки, а также временной неспособности президента исполнять свои обязанности президентом становится вице-президент. Если пост вице0президента оказывается вакантным, президент назначает вице-президента, который утверждается в должности большинством голосов обеих палат конгресса.

Поправка XXVI (1971 г.) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет.

Сторонники суверенитета штатов, в частности во время Гражданской войны США, нередко опирались на 10-ю поправку. Верховный суд в 1941 постановил, что права штатов признаются только в пределах, установленных федеральным законом, покончив тем самым с двойственным толкованием Билля о правах.

Отсутствие в тексте Конституции Соединенных Штатов Америки статей, гарантирующих гражданские права, уже в первые годы существования американского государства стало одной из основных тем политических разногласий, ассоциировавшихся со специфическими групповыми и партийными интересами. От президента, правительства и конгресса ожидали обещанного еще Конституционным конвентом правового документа, который гарантировал бы гражданам страны их права и свободы.
На протяжении четырех лет после принятия Конституции в конгресс стекались многочисленные предложения штатов. Основные из предложенных поправок нашли отражение в подготовленных Джеймсом Мэдисоном (1751 -1836) дополнениях, содержавших гарантии прав на свободу вероисповедания, слова и печати, свободу собраний, прав на хранение и ношение оружия, на неприкосновенность личности и жилиша. на справедливое отправление правосудия и введение суда присяжных. Эти статьи составили десять первых поправок к Конституции США, утвержденных конгрессом 25 сентября 1791 г. После ратификации этих поправок законодательными собраниями штатов с 15 декабря 1791 г. они стали составной частью Конституции США под общим Названием «Билль о правах».

Статья I


Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слона или печати или право народа мирно собираться и обращайся к Правительству с петициями о прекращении злоупотреблений.

Статья II


Поскольку для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное народное ополчение, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям.

Статья III


В мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается только в порядке, установленном законом.

Статья IV


Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества не может нарушаться необоснованными обысками или арестами, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным заявлением. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества.

Статья V


Никто не должен привлекаться к ответственности за тяжкое или иное позорящее преступление иначе, как по постановлению или обвинению, вынесенному присяжными Большого жюри, за исключением случаев возбуждения дел, касающихся состава сухопутных и морских сил либо народного ополчения в период, когда последнее в связи с войной или угрожающей обществу опасностью находится на действительной службе; никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и то же преступление; никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства. Никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.

Статья VI


Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление, причем этот округ должен быть заранее установлен законом; обвиняемый имеет право требовать, чтобы ему сообщили о характере и мотивах обвинения и дали очную ставку с показывающими против него свидетелями; обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты.

Статья VII


По судебным делам, основанным на общем праве, с суммой иска, превышающей двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных, и факт, рассмотренный присяжными, не должен подвергаться пересмотру каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как на основе положений общего права.

Статья VIII


Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания.

Статья IX


Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.

Статья X


Полномочия, не предоставляемые настоящей Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные ею штатам, остаются за штатами или за народом.

У каждого человека есть его юридические, официальные права: право на собственность, на неприкосновенность своего жилища, право на голосование и другие важные права. Однако у каждого из нас есть и неофициальные, личные права. Защищая свои личные права, мы можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности, а для этого свои личные права нужно в первую очередь знать. Заявляя о своих личных правах, помните: они есть и у остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Примечание от редакции Психологоса: Отнеситесь к этому документу критически. Билль о правах личности в такой редакции ориентирован в первую очередь на проблемных, неуверенных в себе людей, которые не умеют постоять за себя и часто подвергаются несправедливому давлению со стороны. Нужен ли он вам? Кроме того, некоторые рекомендации здесь откровенно психотерапевтического свойства, расчитанные на слабых, малоадекватных людей, не умеющих решать сложные жизненные задачи и не готовых к серьезным жизненным нагрузкам. Им они полезны. А вам?

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:

1. … иногда ставить себя на первое место

2. … просить о помощи и эмоциональной поддержке

3. … протестовать против несправедливого обращения и критики

4. … на свое собственное мнение

5. … совершать ошибки, пока не найдете правильный путь

6. … предоставлять людям самим решать свои собственные проблемы

7. … говорить: "нет, спасибо", "извините, НЕТ"

8. … не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным

9. … побыть одному (одной), даже если другим хочется Вашего общества

10. … на свои собственные чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие

11. … менять свои решения или избирать другой образ действий

12. … добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:

1. … быть безупречным на 100%

2. … следовать за толпой

3. … любить людей, приносящих Вам вред

4. … делать приятное неприятным людям

5. … извинять за то, что Вы были самим(ой) собой

6. … выбиваться из сил ради других

7. … чувствовать себя виноватым за свои желания

8. … мириться с неприятной ситуацией

9. … жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было

10. … сохранять отношения, ставшие оскорбительными

11. … делать больше, чем Вам позволяет время

12. … делать что-то, что Вы на самом деле не можете сделать

13. … выполнять неразумные требования

14. … отдавать что-то, что Вам на самом деле не хочется отдавать

15. … нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения

16. … отказываться от своего «Я» ради кого бы то или чего бы то ни было.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ УВЕРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. Каждый человек имеет право сам оценивать свое собственное поведение, мысли, чувства, и отвечать за них

2. Каждый человек имеет право не оправдываться и не объяснять другим свои поступки

3. Каждый имеет право быть один

4. Каждый имеет право отказывать в ответ на просьбу, не испытывая чувства вины, и сам решать, хочет ли он брать на себя ответственность за решение чужих проблем

5. Каждый имеет право просить то, чего он хочет

6. Каждый имеет право требовать то, на что он имеет право

7. Каждый имеет право делать ошибки и отвечать за них

8. Каждый человек имеет право менять свои решения

9. Каждый человек имеет право на незнание, на принятие нелогичных решений, не быть совершенством

ЧЕЛОВЕК НЕ ОБЯЗАН:

1. Быть во всем совершенством

2. Никогда не ошибаться

ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО:

– нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – или то, или другое,

– мнение, отличное от вашего, может быть верным,

– никто не обязан вести себя так, как того хочется вам,

– неприемлемый для вас образ жизни может быть нормой для кого-то другого,

– совет, основанный на чужом опыте, может уберечь вас от ошибок,

– ваше чувство вины может указывать на недопустимость вашего поведения,

– окружающие тоже имеют право ставить себя на первое место,

– никакие правила не освобождают вас от ответственности за ваши поступки.

И стороннее дополнение.

Я достаточно люблю себя, чтобы:


Билль о правах (Англия) (Bill of Rights) (1689), - декларация, в соответствии с к-рой Вильгельм III и Мария становились совместно суверенами Англии, Шотландии и Ирландии; имел форму парлам. акта. Осн. условия декларации сводились к тому, что король не имел права без согласия парламента взимать налоги, приостанавливать действия законов или отменять их и содержать в мирное время постоянное войско. Эти условия были продиктованы предыдущими действиями Якова II и рассматривались как гарантия свобод англичан, благодаря чему события 1688-89 гг. получили назв. "Славной революции". Амер. патриоты конца 18 в. часто ссылались на Б. о п., утверждая, что Англия ущемляет их права.

Отличное определение

Неполное определение

"БИЛЛЬ О ПРАВАХ"

1 . (англ. Bill of Rights) - один из конституц. актов Великобритании. Явился как бы юридич. оформлением "славной революции", закрепил победу крупной буржуазии и части земельной аристократии над феод. королевским абсолютизмом. Принят парламентом в октябре 1689. "Б. о п." резко ограничил прерогативы короля и заложил основы конституционной монархии. Король был лишен права приостанавливать исполнение законов и делать изъятия из их действия без согласия парламента. Были ликвидированы особые суды по церк. и иным делам ("Звездная Палата" (Star Chamber) и "Высокая Комиссия" (High Commission), запрещено взимание к.-л. сборов в пользу и распоряжение короля без согласия парламента. "Б. о п." предоставил подданным право обращения к королю с петициями, причем задержание и преследование за такие петиции признавались незаконными. "Б. о п." запретил наложение чрезмерных штрафов и применение жестоких и необычных наказаний. Король лишался права производить набор постоянной армии и содержать ее в мирное время без согласия парламента. Наконец, "Б. о п." установил порядок наследования престола. "Б. о п.", ограничив прерогативы короны и гарантировав права парламента, оформил классовый компромисс буржуазии и дворянства. Публ.: Конституции буржуазных государств Европы, М., 1957, стр. 174-83. А. А. Мишин. Москва. 2 . (англ. Bill of Rights) - в США первые 10 поправок к конституции 1787, принятые конгрессом в 1789 под давлением широких нар. масс, возглавлявшихся антифедералистами. "Б. о п." вступил в силу в дек. 1791 после его ратификации 3/4 входивших тогда в Союз штатов. 1-я поправка провозглашала бурж.-демократич. свободы слова, печати, религ. исповеданий, собраний и петиций, а также отделение церкви от гос-ва. "Б. о п." утверждал право народа иметь и носить оружие (2-я поправка), запрещал принудит. расквартирование войск в мирное время (3-я поправка). 4-я поправка устанавливала неприкосновенность личности, имущества и личных бумаг, 5-8-я поправки предусматривали соблюдение прав граждан, привлеченных к судебной ответственности, 9-я - содержала оговорку, что указанные выше нрава не должны отменять или ограничивать права, к-рыми уже пользуется народ. Согласно 10-й поправке, те прерогативы, к-рые по конституции не принадлежали конгрессу, закреплялись за законодат. собраниями штатов. "Б. о п." имел большое прогрессивное значение в развитии демократич. традиций амер. народа. "Б. о п." грубо нарушается правящими кругами США, к-рые жестоко подавляют демократич. движение, преследуют прогрессивных деятелей, проводят политику расовой дискриминации негров. Прогрессивные силы США ведут борьбу за соблюдение "Б. о п.". Публ.: Sources and documents illustrating the American Revolution 1764-1788 and the formation of the Federal Constitution, selected and ed. by S. E. Morison, 2 ed., Oxf., 1929. Лит.: Ефимов А. В., Очерки истории США, 2 изд., M., 1958, с 141-42; Гончаров Л. Н., К истории политической борьбы в США за "Билль о правах" в 1789-1791 гг., "Науч. докл. высшей школы. Ист. науки", 1958, No 3; Beard Ch. A., An economic interpretation of the Constitution of the United States, N. Y., 1947; Myers D. Р., The process of constitutional amendment, (Washington, 1941). G. П. Куропятник. Москва.