Агрессивное поведение: причины развития, основные проявления и способы коррекции. Виды и формы проявления агрессии

Агрессивное поведение – «нападающее» поведение, то есть преднамеренные действия для причинения вреда окружающим, предметам или самому себе. С каждым годом все актуальнее становится вопрос об агрессивном поведении людей. Это связано с ускоренной жизнью людей, особенно в мегаполисах, человек достаточно не отдыхает, у него сбиваются биологические ритмы сна и бодрствования. Вследствие таких физиологических нагрузок появляется агрессия, как неосознанный способ защитить себя и удовлетворить свои хотя бы физиологические потребности.

Психологические нагрузки, различные проблемы и заболевания также вызывают агрессивное поведение. У каждого человека оно проявляется по-разному, в зависимости от воспитания, ситуаций и характерологических особенностей человека.

Агрессию специалисты разделяют на несколько видов и проявлений, она может быть как патологией, так и ситуативным проявлением в поведении человека. Существует несколько основных мотивов ее развития.

Это основные мотивы такого поведения. Они могут быть осознанными и неосознанными. Активные манипуляторы очень искусно пользуются этим способом поведения для своих потребностей.

Есть объективные причины агрессивного поведения, на которые повлиять человек не может. К основным причинам агрессивных действий или слов человека относят:

Основные формы нападающего поведения

Человек может по-разному проявлять свою ненависть. Есть люди, которые преуспевают в словестных оскорблениях, и, как говорится в одном известном стихе, «убивают словом». Некоторые не тратят время на выяснение отношений, и сразу переходят к физическим действиям. Для многих открытием является тот факт, что сплетни, клевета и обсуждение за спиной – тоже определенные формы проявления агрессии. Есть несколько форм проявления агрессивного поведения.

Проявление агрессивных действий

Часто агрессивных людей побаиваются, некоторых уважают, презирают и стараются подражать. Равнодушными к такому поведению никто не остается. Особенно нужно уделять внимание агрессивности детей. Ведь агрессия может быть формой проявления , при котором подростки имеют уже склонность к нарушению общепринятых норм и правил.

Агрессивное поведение проявляется через шантаж, оскорбления, унижение достоинства и чести другой личности, разрушение и порча имущества своего или другого человека, физические действия, угрозы, драки и так далее.

Детская агрессия

Специалисты, работающие с детьми, бьют тревогу из-за резкого возрастания количества агрессивных дошкольников и школьников. Маленькие жители становятся более агрессивными, они дают волю своим физическим возможностям для причинения вреда другому ребенку. Они начинают выражать вербальную агрессию не только среди сверстников, но также и в общении со взрослыми. Причинами агрессивного поведения детей являются:

  1. Агрессия в семье или нестабильные семейные отношения. Из-за постоянных ссор, выяснений отношений и упреков, ругательств в отношении ребенка, он не чувствует себя защищенным.
  2. Непоследовательность в воспитании – если один родитель лояльно относится к просьбам ребенка, а второй все строго запрещает. При этом маленький член семьи не понимает, почему так, в ответ на такое воспитание он злится и выражает агрессию.
  3. Агрессивное поведение появляется при плохой успеваемости в школе и высоких требованиях родителей.
  4. Низкая адаптация в классном коллективе. Агрессию провоцируют ссоры детей, отсутствие понимания и общего языка в коллективе.
  5. Ребенок защищается и отвечает злобой при предвзятом к нему отношении родителей, воспитателя или учителя, при их чрезмерных требованиях к его поведению.

Агрессия дошкольников

Ребенок в своем развитии проходит определенные этапы – возрастные кризисы. Во время этих кризисов его личность активно развивается, у него появляются новые навыки и личностные особенности.

Этапы развития могут проходить спокойно и плавно при благоприятных условиях развития. Иногда ребенок полностью изменяется в поведении. Агрессивность также может появиться в эти периоды при неблагоприятном психологическом климате в окружении ребенка.

Выражение негатива в 2 года

В этом возрасте ребенок уже может проявлять гнев и негатив. Но это непреднамеренно, а как реакция на посягательство нарушить его личностное пространство. Малыши еще не понимают, какой результат будет от их агрессивных действий. Они могут толкнуть, но не осознают, что другой ребенок может упасть или удариться. Профилактикой агрессивного поведения малышей является объяснение им, что так поступать нельзя. Лучший метод при таком поведении – переключить внимание малыша на что-либо другое.

Необходимо помнить, что такое поведение может свидетельствовать о неудовлетворенности базовых потребностей: испытание чувства голода, жажды, желание отдохнуть или поспать. В этом случае нужно удовлетворить эти потребности.

Агрессия в 3 года

В этом возрасте проявление негативизма, отрицательных эмоций – нормальное явление. Это первый кризис развития малышей. При агрессивном поведении в 3 года родителям нужно набраться терпения, и спокойно разговаривать с ребенком, объяснять ему недопустимость подобных эмоциональных выражений.

Агрессия в старшем дошкольном возрасте

Негативное поведение в старшем дошкольном возрасте может быть вызвано несколькими причинами:

  • органические проблемы функционирования головного мозга;
  • болезни других органов и систем;
  • особенности темперамента и характерологические особенности;
  • психологические причины.

В этом возрасте ребенок уже понимает последствия своих действий и может за них отвечать. Поэтому агрессия уже не произвольная, а иногда осознанная. Таким поведением он может манипулировать, чтобы получить желаемое.

Негативное поведение школьников

В школьном коллективе ребенку иногда сложно адаптироваться, к тому же он продолжает проживать возрастные кризисы. Поэтому часто появляется негатив ко всем и ко всему.

Агрессия младших школьников

Агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста – явление, скорее, психолого-педагогическое. Ребенок приходит в новый коллектив со своими требованиями и желаниями, а ему необходимо подчиняться другим нормам поведения. Часто агрессия возникает в ответ на требования родителей и учителей, из-за незнания определенных норм поведения. Таким детям свойственно и проявление пассивно-агрессивного поведения. Они не стремятся выполнять просьбы, указы взрослых. Крик и негативные эмоции со стороны взрослых только усугубят такое поведение школьника.

В этом возрасте важно сохранять благоприятный психологический климат в семье. Ребенку приходится многое узнавать, применять, ко многому привыкать. Поэтому поддержка семьи просто необходима. В этот период важно оградить школьника от агрессивного окружения, влияния жестоких фильмов и компьютерных игр. Также многое зависит от социального статуса ребенка. Например, богатые дети считают себя центром Вселенной, поэтому требуют постоянного внимания. Если они его не получают, начинается защитная реакция в виде агрессивного поведения.

Агрессия у подростков

Не секрет, что этот возраст самый трудный в развитии человека. Негативизм может возникать по разным поводам. Причин агрессивному поведению в этом возрасте масса, начиная от гормональной перестройки, заканчивая глобальными проблемами отношений между полами. Особенно важно вовремя поддержать подростка, но и вовремя дать ему остаться наедине со своими мыслями (не лезть в душу). Для этого родителям необходима мудрость и знание характера своего ребенка, чтобы определить эти периоды.

Коррекция агрессии у людей

Снижение агрессивности – важная цель специалистов и родственников агрессивного человека. С такими людьми сложно жить, так как нельзя предсказать, когда в следующий раз у них вспыхнут эмоции. Для этого важно выполнять следующие действия:

Описанные методы помогают устранить накопившуюся агрессию, то есть непреднамеренную, неосознанную. Но когда человек специально стремится разрушить, расстроить или причинить ущерб окружающим, то необходимо обратиться к специалисту.

При коррекции важно узнать причину агрессивного поведения. Специалист поможет это сделать и подобрать необходимые методики психотерапии. Часто человеку требуется проработка проблемы, которая приводит к разрушающим и негативным действиям, обучение конструктивным способам поведения и общения.

Агрессивное поведение необходимо корректировать с применением обучающих программ, когда человек получает знания о том, что происходит при выражении его негатива. Также клиент обучается правильным способам выражения гнева и негативных эмоций. Для каждого возраста подбирается своя программа.

Профилактика

Профилактика агрессивного поведения у подростков, младших школьников, дошкольников, взрослых людей занимает важное место в психиатрическом, психологическом изучении проблемы агрессии. Для снижения агрессивности рекомендуется организовать всплеск эмоций – посещение концерта, футбольного матча или организация праздника. Но при переутомлении это не поможет, поэтому нужно заботиться и о своем физическом состоянии.

Детям нужно давать время для отдыха, «перезагрузки» от учебы, домашних обязанностей. Их нужно обучать выражению своего гнева, чтобы они это делали без причинения ущерба другим. Существуют некоторые психологические игры, помогающие ребенку справиться со своими негативными чувствами. В них ребенок учится переключать свое внимание с раздражающего фактора, вовремя справляться с накопившимися эмоциями и психологическим напряжением.

Слово «агрессия» имеет латинские корни («нападение»). Как свидетельствует статистика, дети и взрослые с каждым годом становятся всё более агрессивными. Это связано в основном с увеличивающимся ритмом жизни, психологическими нагрузками и плохим графиком сна и отдыха. Агрессивное поведение может возникать как из-за особенностей характера и воспитания человека, так и по причине психических заболеваний.

— деструктивные поступки и высказывания, которые приводят к психологическому и физическому ущербу того лица или группы лиц, на которое оно направлено. Беспричинная агрессия может говорить о том, что в организме нарушен гормональный баланс, в части случаев это проявление болезни Альцгеймера. Причин может быть масса, потому нужно обследование квалифицированными специалистами. Чем раньше будет проведена диагностика, тем более высокий шанс на устранение причин без последствий для самого человека и для окружающих, в том числе для самых близких.

Причины

Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

  • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
  • проблемы на работе
  • неполадки в личной жизни
  • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

Мотивы агрессии могут быть такие:

  • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
  • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
  • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
  • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
  • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
  • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

Теории агрессивного поведения

Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

  • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
  • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
  • форма поведения в обществе
  • познавательные и эмоциональные процессы

Агрессия у детей

Статистика свидетельствует, что в последние годы школьники, особенно младших классов, становятся всё более агрессивными. У них появляется агрессивное поведение, направленное как на одноклассников и друзей, так и на учителей и родителей. Среди наиболее актуальных причин называют:

  • пребывание в нестабильном психологическом климате в семье (родители не ладят между собой, проявляют агрессию к своему сыну или дочери)
  • плохое воспитание (когда один день ребенку что-то разрешают, а на второй день немотивированно наотрез отказывают в это же; это вызывает непонимание ребенка и злость)
  • плохая успеваемость в школе
  • ссоры и отсутствие общего языка с одноклассниками
  • предвзятое отношение учителя, воспитателя
  • излишняя требовательность учителя, куратора, родителей

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет может быть спровоцировано запретом чего-либо. Когда они не получают желаемого, может начаться истерика или проявления агрессии. Дети такого возраста еще не понимают, что их поведение имеет определенный результат, который может существенно отражаться на окружающих. Например, они могут толкнуть другого ребенка, не понимая, что тот может удариться головой или даже сломать себе что-либо. Агрессивных детей в возрасте 2 лет лучше не ругать. Объясните ему, в чем он был не прав, какие последствия несут его поступки. При истерике постарайтесь переключить его внимание на что-либо.

Также агрессия у детей 2 лет может говорить о том, что они испытывают базовые физические потребности, о которых пока не могут сказать (или не могут даже их осознать). Например, ребенок может хотеть пить, кушать, спать, отдыхать.

В три года у ребенка наступает первый возрастной криз. Нельзя проявляться ответную агрессию, нужно действовать спокойными разговорами, объяснениями ситуации. Если это не помогает, нужно обязательно обратиться на консультацию к квалифицированному детскому психологу.

Агрессивное поведение дошкольников может иметь такие возможные причины:

  • биологические
  • наследственные, особенности характера
  • соматические болезни
  • патологии головного мозга

В 7 лет у ребенка наступает еще один криз становления личности. Поступая в первый класс, они сталкиваются с новыми ограничениями. Отсюда может исходить грубость по отношению к родителям, ссоры с друзьями и товарищами, игнорирование просьб и приказов учителя. Если родители в ответ на такое поведение будут кричать на ребенка, наказывать его, это приведет к усугублению криза.

Агрессию у ребенка 7 лет может спровоцировать нездоровый психологический климат в семье, физические наказания за проступки и низкую успеваемость, жестокие компьютерные игры, постоянный просмотр фильмов, где герои проявляют агрессию (в основном это триллеры и боевики), установки воспитания (когда ребенка учат в ответ на агрессию от другого ребенка самому действовать агрессивно, прибегая к физическим методам).

Агрессивное поведение школьников может быть связано с навязыванием ощущения элитности родителями. Дети из богатых семей требуют к себе повышенного внимания со стороны учителей, почета и даже поклонения со стороны одноклассников. Они чувствуют свою избранность, считают себя «выше других». Когда окружающие нарушают их иллюзию, не подтверждают имеющиеся установки, у ребенка начинается агрессивное поведение.

Формы агрессивного поведения

Выделяют две формы агрессивного поведения по методу проявления:

  • вербальная (выссказывания)
  • физическая

Вербальной агрессией называют поведение, когда человек, находясь в нормальном психическом здоровье или с патологией, оскорбляет, унижает и угрожает другим словами. Этот вид агрессии, в свою очередь, бывает прямым и косвенным.

Физическая агрессия делится на три подвида :

  • символическая (угрозы и запугивания)
  • косвенная (нанесение материального ущерба)
  • прямая (действия, которые наносят физический вред человеку или группе лиц)

Отдельно рассматривают реальную форму агрессивного поведения. Это нанесение физических травм людям или животным. Любая агрессия всегда противоречит нормам и правилам морали в обществе. Агрессия является в большинстве случаев формой реакции на проблему. Она вызывает фрустрацию, и другие негативные последствия.

Агрессивно-пассивное поведение

Агрессивно-пассивное поведение — реакция на существующую или выдуманную проблему, которая характеризуется попыткой человека не проявлять негатив, недовольство, а скрыть его от окружающих. К этому поведению относят откладывание важного для своей жизни решения. Агрессивно-пассивные люди рассматривают себя в роли жертв. Часто у них есть зависимости и страх принимать какие-либо решения, особенно важные.

На пассивно-агрессивное (или агрессивнол-пассивное) поведение могут указывать такие фразы человека :

  • как скажешь; Ok
  • я не злюсь
  • я не знал, что вы имеете в виду сделать это прямо сейчас
  • да иду уже!; ну сейчас!
  • я думал/думала, ты знаешь
  • вы просто хотите, чтобы всё было идеально (когда он не выполняет порученное задание достаточно хорошо и получает замечания)
  • вы хорошо это сделали как для человека с вашим образованием / уровнем интеллекта / опытом работы и пр.
  • ну конечно, я был бы счастлив
  • почему ты так расстроился?
  • я же просто пошутил!

Агрессия мужчин и женщин

Исследователи говорят о том, что к агрессивному поведению больше склонны парни и мужчины, чем девушки и женщины. Мужчины часто жестоко обращаются с животными и детьми. Это связано с тем, что в мужском организме выше уровень гормона под названием «тестостерон». Чем больше его в организме, тем больше склонен человек к злобе и агрессии. Мужчины проявляют в основном агрессию физического вида, а женщины ограничиваются вербальной формой агрессивного поведения.

Гендерные различия агрессивного поведения изучали такие исследователи:

  • Бьорквист
  • Лагерспец
  • Харрис
  • Джентри и т. д.

Отличие агрессии двух полов заключается в установках относительно такого поведения. Мужчины в основном мало испытывают чувство вины, имеют низкий уровень тревожности. Женщины, наоборот, думают о том, как среагирует жертва на их поведение, не проявит ли она ответную агрессию, не будет ли слишком подавлена и расстроена и т. п.

Агрессия в понимании мужчин является средством достижения целей. Для женщин агрессивное поведение является способом снять стресс, успокоиться. Это в большинстве случаев кратковременные вспышки гнева. Различия в агрессивном поведении мужчин и женщин обусловлено несколькими причинами. Первая — генетический фактор. Агрессивные мужчины в древности имели больше шансов на доминирование и размножение. С помощью агрессии они побеждали других претендентов на выбранную женщину. Ученые Вершур, Кенрик и Садалла, проведя исследования, сделали вывод, что стремление мужчины к доминированию позитивно оценивается женщинами и считается привлекательной особенностью.

Различия в агрессии обоих полов продиктовано также культурным и социальным факторами. Женщины считаются более общественными созданиями, они склонны сопереживать и дружить. А мужчины показывают свою уверенность в себе, склонны демонстрировать силу. Женщины оценивают большинство поступков как пагубные и ведущие за собой тревогу или чувство вины.

Объекты агрессии

Первый тип агрессивного поведения, который стоит рассмотреть, это «рыцарство». Эксперименты ученых Мукерджи, Колсаваллы, Нанджи и Канекары продемонстрировали, что агрессия, направленная на женщину, особенно исходящая мужчины, считается недопустимой. Мужчины, которые действовали в этом эксперименте агрессивно, воспринимались женщинами как более аморальные, чем те, кто проявляется агрессию, направленную на мужчин.

Женщины вызывают у мужчин меньшую агрессию, потому что особы мужского пола воспринимают их как неопасные объекты. Исследования показали, что в случае необходимости мести мужчина будет мстить другому мужчине более жестоко, чем женщине.

«Антирыцарство» — вторая форма агрессии мужчины. Исследователи Томпсон, Ричардсон, Романовски и Голин свидетельствуют, что мужчины проявляют агрессию к женщине чаще всего тогда, когда она вызывает у них специфические страхи. К данным страхам относят, прежде всего, чувство собственного достоинства мужчин. Когда женщина демонстрирует, что считает их слабыми или немужественными, это вызывает самый большой уровень агрессии.

Характеристика агрессивного поведения

Агрессивное поведения может проявиться даже у очень маленьких детей, когда ребенок не получает что-либо желаемое. Агрессию могут спровоцировать 3 фактора:

  • биологический
  • психологический
  • социальный

Биологический фактор:

  • инфекционная болезнь
  • получение
  • употребление психотропных веществ
  • алкоголь
  • наркотические вещества
  • наследственные особенности

Психологический фактор:

  • зависимость
  • мнительность
  • тревожность
  • импульсивность
  • эмоциональная неустойчивость
  • эгоцентризм

Социальный фактор:

  • асоциальный круг общения
  • влияние коллег
  • влияние друзей
  • влияние семьи

Выделяют такие особенности именно агрессивного поведения :

  • оскорбления
  • унижение чести и достоинства другого человека
  • шантаж
  • порча имущества
  • склонность к физическому воздействию
  • рукоприкладство/драки

Агрессивное поведение педагога

Причинами агрессивного поведения учителей, воспитателей, кураторов, тренеров могут быть:

  • низкий уровень профессионализма
  • профессиональное выгорание
  • снижение престижа профессии учителя
  • агрессивное поведение нескольких/многих учеников класса и пр.

Агрессия педагога негативно отражается на детях, которые в принципе нигде больше не сталкиваются с гневом, криком и оскорблениями, кроме как в школе. Такие дети с большой вероятностью получат психологическую травму или, как минимум, негативный жизненный опыт. Это отразится на их восприятии всех учителей и тренеров в будущем, на восприятии лиц одного с их учителей пола, на моральных установках и т. д.

Если вы обнаружили, что педагог вашего ребенка склонен к агрессивному поведению (включая словесную агрессию), нужно поговорить с ним один на один, или подключив к этому делу еще одного-двух родителей. Ни в коем случае не скандальте, и не пытайтесь выяснять отношения с учителем прилюдно. Если после разговора педагог не сделает выводы и будет проявлять агрессию, нужно сообщить об этом директору школы. Агрессивным людям не место в педагогической системе.

Агрессия после инсульта

Агрессивное поведение является характерным последствием перенесенного инсульта. Причина заключается в изменениях психофизического состояния. Пациенты характеризуются беспричинными изменениями настроения, вспыльчивостью, раздражительностью. Родственники должны иметь терпение, чтобы с ним общаться. Важным условием выздоровления является покой и положительные эмоции.

Коррекция агрессивного поведения

Агрессивное поведение в части случаев можно скорректировать своими силами, но иногда нужно прибегать к очной помощи специалистов. Различны методы коррекции агрессии у детей, подростков и взрослых. Для снижения агрессии у детей актуальны такие действия:

  • правильная организация распорядка дня и досуга ребенка
  • активные занятия физкультурой, спортом, танцами
  • профилактика
  • нормализация режима сна и бодрствования

Что касается психологических методик коррекции агрессивного поведения у детей, актуален целый их ряд. Первая методика называется «игрушка в кулаке». Малыша просят закрыть глаза, в руку ему кладут игрушку и просят сильно сжать ее. После чего малыша просят открыть глаза и проверить, что зажато в его ладошке. Вторая актуальная методика называется «мешочек гнева». В тканевый мешочек небольших размеров насыпают крупу или песок с небольшими камушками. Ребенку можно его пинать, бить, кидать, когда он чувствует в себе приплыв злости, гнева, раздражения.

Факторы снижения агрессивности

Могут быть использованы такие стратегии для коррекции агрессивного поведения у детей:

  • ориентация на переживания и эмоции окружающих
  • на стимуляцию и демонстрацию гуманных чувств у агрессивного ребенка и жертвы
  • переживание чувства радости и гордости, когда ребенок овладел собой, не проявляет агрессивности
  • переключение ребенка с переживания чувства неуспеха и агрессивного поведения
  • отреагирование чувства обиды у агрессивного ребенка и того, на кого направлено его агрессивно поведение
  • моделирование ситуации неуспеха с целью преодоления чувства неуспеха и т. д.

Для коррекции агрессии у взрослых можно использовать специальные психологические методики, если у самого агрессора есть желание меняться. Если желание небольшое, непостоянное или его нет, стоит мотивировать человека обратиться на очную консультацию к психологу или психотерапевту. Только регулярная практика поможет скорректировать свое поведение на благо себе и окружающим.

Каково правильное значение слова агрессия? Под этим термином принято понимать жестокость, склонность к нападению, активную разрушительную позицию, деструктивность. На самом деле изначально агрессивность является врожденным человеческим качеством, связанным с инстинктом самосохранения и защиты, неотъемлемой частью психологической личности, фактором, без которого личность не будет целостной.

Агрессия в психологии имеет определение как нападение, вербальное или физическое, всегда ярко эмоционально-негативно окрашенное, целенаправленное и жесткое. С латинского языка само слово переводится как «нападение», но она может проявляться не явно: человек может не кричать, не лезть в драку, но при этом агрессировать.

Есть две теории агрессии: определение первой – это реакция на внешние факторы. Вторая теория заключается в осознанном принятии агрессивности как основной формы поведения. Обе теории имеют место, и на практике встречаются их подтверждения.

Психология описывает различные виды агрессии, имеющие целый ряд особенностей и различную степень деструктивности. Среди них:

  • Вербальная и физическая агрессия.
  • Подавленная агрессия.
  • Мужская и женская агрессия.
  • Агрессия во время беременности или после перенесения болезней.
  • Пассивная и активная.
  • Аутоагрессия.
  • Подростковая агрессия.
  • Реактивная (проявляется как реакция на что-либо).
  • Спонтанная, немотивированная агрессия.
  • Осознанная (инструментальная), направленная на достижение конкретного результата.
  • Косвенная (агрессия у детей и взрослых, направленная на посторонний объект, в результате накопления).

Это основной, но неполный список, так как виды и типы агрессии изучались множеством психологов и терапевтов, и многие специалисты создавали свои классификации. Проявления и причины – самые разные, и если их детально изучить, то можно понять, как реагировать на агрессию со стороны другого человека и как избавиться от агрессии у себя самого. Рассмотрим, как проявляют себя те или иные виды и факторы агрессии.

1. Основной, врожденной формой является здоровая, доброкачественная агрессивность, которая заложена у каждого человека в генах. Она позволяет человеку быть настойчивым и твердо добиваться своего, достигать побед в спорте, соревнованиях, в бизнесе и личной жизни, проявлять волевые качества, преодолевать себя, бороться с ленью, вредными привычками, соперничать.

Амбиции, смелость, умение отстоять собственные интересы – все это, как ни странно, относится к здоровой человеческой агрессивности, и это нормально, если человек умеет контролируемо, в правильных дозах и формах проявлять данные качества, сознательно направляя свои действия на увеличение или уменьшение их.

2. Скрытая агрессия – частое явление, которое имеет свои конкретные причины и последствия. Проявляется она не явно. Как правило, природа агрессии, подавленной и скрытой, заметна в постоянном недовольстве, во внезапных вспышках страха или злобы, в постоянном напряжении, раздраженности, неумении расслабиться.

Такой человек не способен получать удовольствие от отдыха, развлечений, не умеет созерцать прекрасное. Ему свойственна недоверчивость, подозрительность, в большой мере проявляется раздражительность по пустякам. Часто как следствие возникают сильные вспышки агрессии.

3. Агрессия у мужчин имеет отдельное определение и считается обособленным видом. Проявляется в постоянном недовольстве, жестком характере, авторитарности, неудовлетворенности.

Такому мужчине невозможно угодить, он всегда в напряжении, вспыльчив, уязвим, крайне сложно идет на контакт, не склонен к компромиссам. Часто проявляется в семье, с детьми, на работе с подчиненными – одним словом, с теми, кто слабее или ниже по статусу. Такой мужской характер приносит близким и родным много переживаний и страданий.

4. Признаки и определение женской агрессии несколько отличаются. Проявляется она в резкой и весьма частой смене настроения, в беспричинных истерических припадках, обидчивости, внезапных вспышках, недовольстве, неудовлетворенности, приступах страха, отчаяния. Приступы агрессии у женщин часто проявляются при беременности и возникают в связи с изменениями гормонального фона.

5. Детская агрессия – частое и болезненное явление, которое знакомо многим родителям и педагогам. Уровень агрессии у детей и подростков бывает самым разным и проявляется по-разному – от невинных шалостей до хамства, хулиганства, драк, преступной деятельности. Связана с воспитанием, болезнями, эмоциональной средой в доме, детском саду или школе, с переходным возрастом и гормональными изменениями, с рядом психоэмоциональных факторов.

6. Семейная агрессия. Встречается чаще у мужей, но бывает свойственна и женам. Отличается от женского и мужского типов тем, что проявляется исключительно в общении с членами семьи, как реакция на общение с партнером. Выглядит как постоянное раздражение, отстранение, отчужденность, частые вспышки гнева «на ровном месте», недовольство.

7. Спонтанные и неконтролируемые приступы агрессии – как правило, возникают как следствие пассивной агрессии, подавления, особенностей воспитания. Проявляются как резкий, беспричинный взрыв ярости, истерики, припадки. В таком состоянии человек может устроить скандал в людном месте, ударить кого-то, ломать предметы и мебель, нанести вред себе и окружающим людям. Длятся подобные приступы от трех минут до часа, иногда требуется срочное врачебное вмешательство.

Каждый тип и каждое проявление агрессии имеет свои особенности, свои формы проявления и степень риска. При правильной классификации можно понять причины, прогнозировать последствия и понять, как справиться с агрессией.

Причины

Все, что свойственно личности, имеет те или иные конкретные истоки, так же как любая, самая беспричинная, на первый взгляд, агрессия всегда имеет конкретные причины. И первое, с чего стоит начинать самоанализ и борьбу с деструктивным поведением, – это поиск и определение причин.

1. Повышенная агрессия часто бывает причиной подавления в детстве, в процессе воспитания. Когда естественная детская агрессия грубо подавляется родителями – ребенку не позволяют кричать или плакать, выражая собственные эмоции, подавляя его психоэмоциональную среду, – это перерастает в подавленное состояние постоянного стресса и напряжения, и, как следствие, появляется подростковая агрессия, а в зрелом возрасте может проявиться социальная агрессия или любая другая форма.

2. Очень распространенная причина – наличие психоактивных веществ в организме. Продолжительное курение, злоупотребление алкоголем, прием наркотических средств, энергетиков, медикаментов неизбежно ведут к повышению раздражительности и агрессивности.

3. Часто причиной является стресс, переутомление, хроническая усталость или недостаточное излечение после болезни. К сожалению, отдых в наше время считается чем-то необязательным, и многие люди попросту игнорируют его, считая, что в выходной день лучший отдых – это либо застолье с алкогольными напитками, либо домашние дела. И то, и другое не имеет ничего общего с отдыхом – организм накапливает напряжение, стрессы, не отдыхает и не «перезаряжается». Как следствие, появляется повышенная агрессивность.

4. Болезни, психические расстройства, посттравматический синдром или пережитая стрессовая ситуация. Это довольно распространенная причина агрессии как у подростков, так и у многих взрослых.

5. Недовольство жизнью, неудовлетворенность социальным, финансовым положением, личной сферой, неуверенность в себе, социальная дезадаптация. Слабый и безвольный человек, не имеющий хорошей поддержки друзей, близких, не получающий любви в семье, обязательно накапливает агрессию.

Пути решения проблемы

Итак, главный вопрос: что делать? Как бороться с агрессией у себя, как подавить и успокоить ее, и как бороться с агрессором, если он причиняет страдания и боль?

Главное, что стоит понять в первую очередь: само по себе понятие агрессии не несет в себе никаких патологий, это – естественная, врожденная часть психики любого из нас, и ее попросту нужно принимать, контролировать и выражать в правильных формах, не накапливая и не вымещая на невинных окружающих или себе во вред.

Важно: подавление – это не способ снижения агрессии! Ее нельзя подавлять силой, природа агрессии такова, что она должна выражаться, выходить наружу, а от силового подавления рано или поздно наступят кризисные ситуации и приступы.

1. Наиболее болезненное явление для родителей – это повышенная детская агрессия, особенно агрессия подростков, которые становятся неуправляемыми. Как правильно бороться с повышенной агрессией у ребенка?

Прежде всего стоит определить, есть ли повод для беспокойства, действительно ли есть проблема, или он – нормальный, просто эмоциональный, ранимый и очень чувствительный ребенок. Ведь для ребенка естественно иногда плакать, кричать, капризничать и вообще эмоционально проявлять свою внутреннюю натуру.

Если же проблема действительно есть, возможно, стоит обратиться к детскому психологу, но ни в коем случае не подавлять приступы силой, угрозами или наказанием, так как это приведет к ухудшению и плачевным последствиям в будущем.

2. Если обнаруживается сильная агрессия у подростков, тут есть самые разные рекомендации родителям, главная из них – наберитесь терпения. Как правило, жизнь подростка – это сплошной стресс, и это нужно просто пережить. Постарайтесь встать на сторону ребенка, поддержать его, не навязывать советы и тем более не давить.

Старайтесь создать для подростка такую атмосферу, в которой будет минимум стрессовых ситуаций, и не провоцируйте. Скорее всего, агрессия в подростковом возрасте пройдет сама по себе, вместе с «трудным возрастом», если только сами родители не будут ее усугублять.

3. Как отвечать агрессору, если он не дает спокойно жить – в окружении, на работе, в коллективе? Главное правило – не ответить тем же и не указывать на неправильное поведение, не пытаться «перевоспитать» человека, не вызывать у него чувство вины (которое, кстати, тоже всегда приводит к агрессивности).

Если вы вынуждены работать или взаимодействовать с агрессивным человеком, старайтесь сохранять самообладание и не «покупаться» на его поведение, не быть жертвой, сохранять позитивное, спокойное и уравновешенное состояние. Таким образом вы не поменяете характер человека, но с вами он будет вести себя со временем иначе.

Если же человек вымещает свою злобу и накопленное напряжение именно на вас, то в вас самих есть на то причина. Возможно, вы – хорошая жертва, боитесь чужого гнева и остро на него реагируете.

Оглянитесь вокруг: наверняка найдутся в вашем окружении люди, на которых данный агрессор не реагирует, с которыми он общается спокойно. Постарайтесь увидеть, как ведут себя эти люди, и перенять их форму поведения – так вы наверняка избавите себя от нападок агрессора.

4. Совсем другое дело – приступы агрессии у мужчин, у мужа, в семье. Идеальный вариант, но довольно сложный – уговорить супруга (или супругу) посетить специалиста, записаться на прием к психоаналитику, который сможет помочь вам решить семейную проблему.

Общие же рекомендации – не провоцировать, не раздражать и не указывать, не проявлять постоянное недовольство, а постараться найти причины, проанализировать, когда и в связи с чем близкий человек «загорается», и найти силы для того, чтобы борьба прошла мирно и увенчалась успехом.

5. Наиболее сложный вопрос – как побороть агрессию в себе. Ведь самоанализ и работа над собой – пожалуй, самая сложная работа, но человек мотивированный и уверенный в своей цели всегда ее достигнет.

Первым делом необходимо найти причины детской агрессии в себе самом, покопаться в прошлом, проанализировать свою жизнь. Не пытаться подавить ее, а попробовать найти способ избавляться от нее естественными путями – например, заняться спортом, в котором необходимы большая выносливость и сила: боевыми искусствами, атлетикой.

Начать вести здоровый образ жизни, попрощаться с табаком, алкоголем и любыми вредными привычками, много двигаться и главное – хорошо отдыхать. Эти способы будут иметь прекрасный результат. Отличные результаты также дают йога, медитация, приемы релаксации.

Если же агрессивность не проходит или проявляется в виде серьезных приступов, необходимо обратиться к специалисту и обязательно пройти правильное тестирование и полный курс лечения.

Психолог проведет диагностический тест на уровень агрессии, проанализирует диагностику, разберется в причинах и подберет подходящее лечение, которое поможет справиться с проблемой.

Чтобы бороться с чем-то, что мешает жить полноценно и счастливо, необходимо хорошо в этом разобраться, изучить, понять. Поняв, что такое пассивная агрессия, откуда берется повышенная агрессивность у детей и подростков, каковы причины подавленности и озлобленности, можно самостоятельно привести психическое состояние в порядок, достичь уравновешенности и гармонии в своем внутреннем мире. Автор: Василина Серова

детский агрессия педагог родитель

Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». Агрессивность - это проявление агрессии к объекту или субъекту. Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидуумам вызывающий у них депрессию, психодискомфорт, не уютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальные психопереживания.

Выделяют несколько видов агрессии:

  • 1. Физическая агрессия (атака, нападение), когда используется физическая сила против другого объекта или субъекта.
  • 2. Речевая агрессия, когда выражаются отрицательные чувства, эмоции через коммуникативную форму (конфликт, ссора, крик, вербальная перепалка), а так же через предикаты (угрозы, вербальная ругань, мат, формы проклятья).
  • 3. Косвенная агрессия, действия которой не прямым путем интенционированны на другого индивидуума (инсинуации, насмешки, шутки, ирония).
  • 4. Прямая агрессия, непосредственно прямо интенцируется против какого-либо индивида или объекта.
  • 5. Инструментальная агрессия, эксплицируется, как средство - методы - приемы, спроецированные на достижении какой-либо значимой цели, результирование какой-либо утилитарной задачи.
  • 6. Враждебная агрессия, проявляется в акциях, целью которых является непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации.
  • 7. Аутоагрессия - выражается в аутообвинении, аутоуничтожении, самопринижении (своих достоинств, качеств личности), может детерминировать даже акции самоубийства, причинении самому себе телесных травм, повреждений .

Агрессивные поведенческие акты являются одной из матриц реагирования на дифференциальные неблагоприятные, отрицательные в психическом и физическом параметре онтососитуации, жизненные обстоятельства, вызывающие в психике социоиндивида депрессию, стресс, фрустрации и другие аберрационные психосостояния; агрессивные поведенческие акты часто бывают одним из функциональных способов решения проблем имплицированных с сохранением индивидуальности, чувства собственной ценности значимости, это механизм и психоиммунности в определенных социоситуациях, который усиливает контроль субъекта над обстоятельствами, окружающими его индивидами; таким образом, агрессивные акты выступают в придатке:

  • 1. Способа психологической защиты;
  • 2. Способа удовлетворения определенной потребности;
  • 3. Способа самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости;
  • 4. Средство для достижения какой-либо значимой цели;
  • 5. Способа помогающего оказать психологическое воздействие на другого индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать - метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психике поведенческие реакции .

В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации, децентрации, лежащих в основе способности субъекта к пониманию другого человека и сопереживании ему, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности

Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, человек вынужден совершать насильственные действия или под влиянием внутренних сил, или под влиянием внешних воздействий (например, фрустраторов). Представители же теории социального научения утверждают, что агрессия возникает только в определенных социальных условиях и поэтому ее вполне можно предотвратить или ослабить, изменив эти условия .

Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. В.Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.

Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.

Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.

Поведение будем называть агрессивным при наличии двух обязательных условий:

  • 1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
  • 2. Когда нарушены нормы поведения .

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

Целевая агрессия

Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту.

Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом .

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова И., Осинский А.К., Левитов Н.Д.:

1. По направленности:

Агрессия, направленная вовне;

Аутоагрессия - направленная на себя.

4. По цели:

Интеллектуальная агрессия;

Враждебная агрессия.

7. По методу выражения:

Физическая агрессия;

Вербальная агрессия.

10. По степени выраженности:

Прямая агрессия;

Косвенная агрессия.

13. По наличию инициативы:

Инициативная агрессия;

Оборонительная агрессия .

В теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных друг от друга подхода. Все они отражают воззрения конкретных исследователей и психологических школ разного времени.

1. Теория влечения (психоаналитический подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З.Фрейда связывается со стадиями детского развития .

2. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

Фрустрамция (лат. frustratio -- «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») -- психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей .

Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется выше описанной. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

Агрессия всегда является результатом фрустрации.

Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий, после которых наступает фрустрация.

Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема «фрустрация--агрессия» базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.

Торможение -- это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии.

Замещение -- это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации.

Катарсис (в буквальном смысле «очищение эмоций») -- это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии .

3. Теория социального научения Бандуры.

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена Бандурой (см. табл. 1.). Названная теория утверждает, что человек научается и более эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия. Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех -- силу тенденции торможения .

С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

  • 1. Способов усвоения подобных действий;
  • 2. Факторов, провоцирующих их появление;
  • 3. Условий, при которых они закрепляются.

Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление (какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию). Если говорить о социальном подкреплении то - это неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты.

Теория социального научения Бандуры

Агрессия, приобретаемая посредством:

  • · Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)
  • · Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия провоцируется:

  • · Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)
  • · Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)
  • · Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)
  • · Инструкциями (например, приказы)
  • · Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)

Агрессия регулируется:

  • · Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)
  • · Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)
  • · Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

Различают две формы подкрепления:

Положительное подкрепление -- это любой стимул, который, следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.

Отрицательное подкрепление -- это стимул, устранение которого усиливает реакцию.

Разновидности подкрепления:

  • 1. если вслед за реакцией ребенка следует положительное подкрепляющее средство, то результат -- положительное поощрение. Например, когда родитель или педагог постоянно хвалят ребенка за хорошее, примерное поведение;
  • 2. если положительное подкрепление устраняется после той или иной реакции ребенка, то результат -- отрицательное наказание. Например, когда ребенок, привыкший к похвале за школьные успехи, вдруг не услышал ее после полученной отличной отметки. Он привык к похвале, а на этот раз ее не было и в результате отсутствие похвалы воспринимается ребенком как наказание;
  • 3. если за реакцией следует отрицательное подкрепление, то результат -- положительное наказание. К примеру, подросток, испытывающий недостаток внимания и любви со стороны родителей, совершает кражу и получает от них сильную трепку. Эта трепка и есть положительное наказание: он, наконец, привлек внимание родителей.
  • 4. если отрицательное подкрепляющее средство устраняется после реакции, то результат -- отрицательное поощрение. Например, учащийся, которого педагог в течение года сильно критиковал за слабую учебу, в последней четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но и не сказал ничего плохого. Поэтому отказ от критики рассматривается ребенком как поощрение .

Основными видами и формами агрессии у дошкольников являются: физическая, вербальная, косвенная, открытая, скрытая, прямая. На проявление детской агрессии существенное влияние оказывают такие личностные особенности как фрустрированность, чувство вины, недостаточно развитые коммуникативные навыки, стремление к доминированию. Наличие агрессивных форм поведения влияет на развитие ребенка, препятствует адаптивным возможностям личности. Степень выраженности детской агрессии зависит от таких социальных факторов, как особенности детско-родительских отношений, характер межличностных взаимодействий ребенка со сверстниками, уровень усвоения гендерных ролей.

Гендерные различия агрессии между мальчиками и девочками проявляются не только в количественном, но и в качественном отношении. Существуют и половые различия в силе проявления агрессивных реакций. Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальной, косвенной и негативизму. Возможно, это связано с тем, что агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек -- «вовнутрь».

Половые различия агрессивного поведения у детей шестилетнего возраста могут быть объяснены тем, что личностное развитие у мальчиков направлено по линии усвоения мужского, а у девочек женского стиля поведения. Мальчики менее уравновешенны, менее стрессоустойчивы и, соответственно, они более склонны к аффективным реакциям, их эмоциональное реагирование из-за этого часто является предрасположенным к агрессивным действиям. Однако, хотя мальчики и девочки примерно одинаково подвержены фрустрирующим ситуациям, для мальчиков более характерно агрессивное реагирование на них. .

Есть основания полагать, что конфликтные и агрессивные действия, направленные друг на друга, неизбежны, поскольку конкурентные отношения между сиблингами (генетический термин, обозначающий потомков одних родителей, брат или сестра.) -- весьма распространенное явление. Направленность агрессии на родителей показывает на сложность родительско-детских отношений и проблемы семейного воспитания. Наличие коммуникативных навыков и умений, социальная компетентность детей способствуют сдерживанию и редукции их агрессивных импульсов. Большинство видов агрессии тесно связаны с возбудимостью, что указывает на тесную связь агрессии с биологическими факторами. Связи различных видов агрессии с показателями эмоциональной устойчивости, замкнутости, общительности показали социальную обусловленность агрессии ее зависимость от факторов социального порядка, таких как система родительского и общественного воспитания, психологический климат в семье, межличностные отношения со сверстниками и воспитателями, усвоенные образы поведения.

Наличие у детей агрессии может указывать на позитивную способность ребенка к развитию, на определенный запас жизненных сил и энергии, на способность противостоять негативным внешним влияниям и т.д. Проявления же агрессии, выходящие за нормативные рамки, свидетельствуют об имеющихся проблемах в поведении ребенка, о возможной его социальной или личностной дезадаптации, что дает основание для тщательного исследования и, возможно, коррекции.

Признаками первичной агрессии, как расстройства поведения являются повышенная чувствительность, раздражительность, взрывчатость, импульсивность, недифференцированный страх.

Часто дети, которые балуются, ведут себя непослушно, непосредственно, импульсивно, нападают на других детей без видимых причин, громко говорят, перебивают, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать, взрослые считают агрессивными.

Действительно в какой-то период многим детям свойственна агрессивность. Детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими. Но именно эти разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка. И наиболее удовлетворительным решением для ребенка может показаться агрессивная реакция, особенно если у него ограниченны способности к самовыражению или он лишен возможности другим способом удовлетворить насущную для него в данный момент потребность. Надо отметить, что агрессия может возникать в двух случаях: 1) как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей; 2) как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведении родителей, других значимых лиц, литературных или кинематографических персонажей).

Согласно этой точке зрения, становиться очевидным что ребенку, в раннем возрасте неизбежно присуще определенная агрессивность.

Агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Все это совершенно нормально. Агрессия в ряде случаев, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности. Если же гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они могут накапливаться и проявляться, лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до истинных причин, поскольку агрессивность уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний (например, ревматического артрита, крапивнице, прыщей, псориаза, язве желудка, эпилепсии, мигрени, гипертонии).

Ребенок не становится агрессивным неожиданно, он не может быть мягким и воспитанным ребенком, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, как правило, постепенный. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые, обычно, не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнуться с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.

Агрессивность многолика. В частности, по своей направленности она может быть внешней, характеризующейся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальные окружения (смещенная агрессия), а также внутренней, характеризующейся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. По способу контроля агрессия подразделяется на произвольную, возникающую из желаний воспрепятствовать навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить, и непроизвольную, представляющую собой не целенаправленно и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта.

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находиться рядом, нападать на детей младше себя или даже взрослых.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Под косвенной агрессией понимают агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо - злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются - ненаправленностью и неупорядоченностью.

У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к вещам. Такое поведение может быть мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями, стремление самоутвердиться, завистью, из-за чувства собственности, эгоизма, в основе всего этого лежат неуверенность в себе и вражда к людям.

Телесные наказания никогда не оказываются хорошей дисциплинарной мерой. Ребенок, как и любой взрослый человек, стремиться избежать не столько болезненной стимуляции, сколько ее источника. Поэтому он быстро начнет бояться родителей. Таким образом, преобразование поведения ребенка происходит за счет замены желания страхом.

Во-первых, страх очень сильно меняет облик ребенка: он делается робким, нерешительным, теряющимся, неуверенным в себе и почти начисто лишенным жизненного оптимизма.

Во-вторых, ребенок начинает бояться родителей и испытывать к ним сначала неприязнь, а затем и ненависть. Если этот конфликт возникает в раннем детстве, ребенок привыкает ожидать враждебности от всех, кто любит его, и даже воспринимает ненависть как нечто сопутствующее любви.

В-третьих, телесные наказания со стороны родителей представляют собой модель агрессивного поведения. У агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Более того у ребенка может сложиться стереотип поведения: если другой сделал что-то не так - его надо наказать и лучше всего физически.

В-четвертых, телесные наказания часто вызывают обратный результат, чем тот, которого добиваются родители. У детей лишь прочней закрепляют неверное поведение ребенка и несколько не меняют его. Ребенок готов получить наказание ради того, что бы позлить родителей, а еще знает, что после наказания может повторить свои выходки.

Замечая отрицательные проявления в поведении ребенка, родители не придают им значения, полагая, что ребенок еще мал и ничего не понимает, а когда подрастет научиться и исправиться. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные» недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющихся в виде различных отклонений в поведении.

Нарушениями поведения, или социальной дезадаптацией называется такое состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально неодобряемых форм поведения. Наиболее распространенными поведенческими нарушениями являются:

Непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках;

Детские негативизм, упрямство, капризы, своеволие, недисциплинированность;

Девиантно-делинквентные формы поведения в крайних своих проявлениях представляют собой уголовно наказуемые действия.

Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения.

Шалость - отклоняющееся поведение в виде веселой проказы, забавы или проделки ребенка, в которых ярко выражаются его активность, инициатива, изобретательность. Как правило, социально безвредны, находящиеся «на грани» от вполне безобидных до злых и опасных.

Проступок - социально опасное явление, хотя и много общего с озорством (выдумка, инициативность, подвижность ребенка). Планомерное нарушение требований взрослых, если и без злого умысла, то с осознанием, пониманием того, что это действие плохое.

Негативизм - выраженное неприятие чего-либо, немотивированное и неразумное сопротивление воздействию окружающих людей. Негативизм проявляется как форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников (протест, отказ от выполнения действий, указаний, просьб, противодействие влиянию взрослых). Негативизм может выражаться пассивно (отказом от действий) и активно (поступками «наоборот»).

Предъявляя требования к ребенку, родители не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление, аффективные переживания, вызывающие заторможенность.

Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Тенденция к капризам в известной мере вызвана некоторыми возрастными особенностями детей раннего дошкольного и младшего школьного возраста: неокрепшей нервной системой (недостаточная возможность выдерживать сильные или длительные раздражители, преобладание процесса возбуждения над процессом торможения), слабой волей, эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью. Но главная причина - неправильное воспитание.