Сколько реабилитировано жертв репрессий. Между сочувствием и равнодушием - реабилитация жертв советских репрессий


Реабилитация была медленной, противоречивой и мучительной. Она не завершена. Ее проведение проходило и проходит в ожесточенной борьбе между демократическими и прокоммунистическими силами. Она началась вскоре после смерти Сталина. 1 сентября 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было упразднено Особое совещание. Жалобы и заявления осужденных коллегией ОГПУ, «тройками» («двойками») и Особым совещанием стали рассматриваться Прокуратурой СССР, но с предварительным заключением МВД СССР. Верховному Суду СССР было предоставлено право пересматривать решения спецколлегий, «троек» и Особого совещания. До 1954 г. реабилитировано 827 692 человека, осужденных в 1917-1953 гг. Реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Из всех реабилитированных к смертной казни были приговорены лишь 1 128 человек, или 0,14% (здесь и далее используются статистические данные, взятые из официальных материалов Центрального архива КГБ-МБ-ФСК-ФСБ России).
Карательные органы всячески препятствовали объективной реабилитации и держали ее под своим контролем. В этих целях Генеральный прокурор СССР, министр юстиции СССР, министр внутренних дел СССР и председатель КГБ СССР 19 мая 1954 г. издали совместный совершенно секретный приказ № 96 сс/0016/00397/002252, который фактически изменял порядок пересмотра уголовных дел, установленный указом в отношении осужденных, еще отбывающих наказание, т.е. тех, которые были в большинстве своем репрессированы в бытность находящихся у власти должностных лиц. Пересмотр дел предполагался свой, ведомственный. Для этого создавалась Центральная комиссия, в состав которой вошли Генеральный прокурор, председатель КГБ, министр внутренних дел, министр юстиции, начальник «СМЕРШ», начальник Главного управления военных трибуналов. Ей предписывалось пересматривать дела на лиц, осужденных центральными органами. Дела репрессированных на местах предполагалось пересматривать республиканскими, краевыми и областными комиссиями, состоящими из руководителей тех же карательных органов. По мысли авторов приказа, решение названных комиссий должно быть окончательным. Однако этого не получилось.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 г., который не был опубликован, допущен к пересмотру решений Центральной комиссии Верховный Суд СССР (который, может быть, немного меньше был в крови невиновных лиц, чем КГБ), а 24 марта 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал собственные комиссии для проверки на местах обоснованности содержания осужденных лиц, обвиняемых в совершении «политических преступлений». Этим комиссиям также предоставлялось право принятия окончательных решений. Из содержания анализируемых нормативных актов о порядке реабилитации видно, что все причастные к репрессиям органы не желали выпускать из своих рук контроль над реабилитацией.
25 февраля 1956 г., в последний день работы XX съезда КПСС, на закрытом заседании вне повестки дня состоялся доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Это было первое официальное признание сталинских репрессий. 7 августа 1957 г. закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР Верховным Судам союзных республик и военным трибуналам округов (флотов) по протестам соответствующих прокуроров также предоставлялось право пересматривать все дела, в том числе решения Центральной и местных комиссий при карательных органах, а несколькими днями позже - и решения комиссий Президиума Верховного Совета СССР. В течение 1954-1961 гг. было реабилитировано еще 737 182 человека (в это число входят и осужденные после 1953 г.), включая 353 231 человека (47,9%), приговоренного к смертной казни.
В начале 60-х гг. процесс реабилитации стал намеренно затормаживаться, были сокращены штаты отделов прокуратур, занимающихся подготовкой материалов для внесения протестов. А со снятием Хрущева в октябре 1964 г. массовая реабилитация практически приостановилась. За 25 лет (1962-1987 гг.) было реабилитировано только 157 055 человек. Этот процесс возобновился лишь в 1988 г. До 1993 г. было оправдано еще 1 264 750 человек (с 1992 г. в число реабилитированных входят лишь лица, осужденные на территории России). Всего персонально реабилитировано 2 986 679 репрессированных. Однако это далеко не полный счет беззаконий. Вскрыть их при индивидуальном пересмотре наличествующих уголовных дел после многократных стараний КГБ было практически невозможно. Поэтому стал разрабатываться путь групповой реабилитации.
16 января 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» были отменены все вынесенные «тройками», спецколлегиями и особыми совещаниями внесудебные решения. Этого, однако, оказалось недостаточно. 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Но и это не решало все вопросы. Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г. были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период насильственной коллективизации и других граждан, репрессированных по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20-50-е гг.
Указ не распространялся на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и народа. Но как их выявить? Только путем проверки каждого дела. Следовательно, групповой реабилитации все равно не получилось. Более того, обоснованно или необоснованно репрессирован осужденный, решалось не судом, а келейно чиновниками в прокуратуре. В о т и получалось тайная реабилитация тайных осуждений. Обнаружились и другие трудности2. Они преодолевались в Законе РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов" и Законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Осужденные реабилитировались по декриминализированным деяниям. Однако не все составы, считавшиеся в 20-50-е гг. государственными преступлениями, были декриминализирова-ны и не все репрессированные были осуждены незаконно. Таким образом, и по этим актам реабилитация требовала индивидуального подхода. В 1993 г. в Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» были внесены изменения, предоставляющие лицам, которым отказано в реабилитации, право обращаться в суд.
Одним из последних актов реабилитации был Указ Президента РФ от 24 января 1995 г. «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период». В нем признаны противоречащими основным правам человека и гражданина, а также политическими репрессиями действия партийного и государственного руководства бывшего СССР и меры принуждения со стороны государственных органов, принятые в отношении российских граждан - бывших советских военнослужащих, попавших в плен и окружение в боях при защите Отечества, и гражданских лиц, репатриированных во время войны и в послевоенный период. Этим лицам, которых мало осталось в живых, выдаются удостоверения участников войны, и на них распространяются социальные льготы, предусмотренные для граждан, подвергшихся нацистским преследованиям. Естественно, все это не касается тех лиц, которые служили в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск и в полиции.
И последнее. В Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» говорится о территориальной, политической, материальной, социальной и культурной реабилитации. Наиболее трудными оказались материальная и особенно территориальная реабилитация для немцев, турок-месхетинцев, крымских татар и некоторых народов Северного Кавказа. До последнего времени, например, идет поиск путей погашения межнационального конфликта между ингушами и осетинами в связи с территориальной реабилитацией ингушей.
Не только в России, но и в других государствах, образованных на территории бывшего СССР, было принято множество нормативных актов, определяющих порядок реабилитации незаконно репрессированных граждан, восстановления их прав и законных интересов, предоставления льгот и выплат денежных компенсаций.

Прошедший в феврале 1956 г. XX съезд правящей КПСС объявил курс на десталинизацию советского общества, но не смог довести процесс до конца. Реабилитация производилась в индивидуальном порядке по заявлениям самих жертв репрессий или их родственников, если первые погибли в сталинских застенках и лагерях.

Следующее за ним руководство страны спустило вопрос на тормозах и даже попыталось завуалировать его. Все сделали вид, что ничего подобного в стране не было.

Перестройка середины 80-х годов дала толчок новым попыткам общества и демократических сил возобновить процесс реабилитации жертв политических репрессий. И если во второй половине 50-х годов речь шла лишь об индивидуальных решениях о реабилитации жертв сталинизма, то в конце 80-х годов речь шла о реабилитации всех, кто безвинно попал в жернова государственного террора.

Первый проблеск появился 16 января 1989 г. с указом президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».

14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

13 августа 1990 г. Президент Советского Союза М. Горбачев издал Указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов».

Но сталинизм подвергал репрессиям не только по этническому признаку. Государственному террору подвергались по социальному, сословному, корпоративному и индивидуальному признакам. Реабилитации этих категорий советских граждан был посвящен и принятый 18 октября 1991 г. Закон Российской Федерации N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в который впоследствии был внесен ряд изменений.

«За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека»,- говорилось в преамбуле Закона. Целью Закона была объявлена «реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба».

Возможно, это и случайность, но на следующий день, 15 ноября, указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Государственный комитет по национальным вопросам (Госкомнац РСФСР), правда, претерпевший впоследствии неоднократные преобразования и ликвидации.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий» 30 октября официально был установлен днем памяти жертв политических репрессий. Выбор даты был связан с памятью о голодовке, которую 30 октября 1974 года начали политзаключенные мордовских и пермских лагерей в знак протеста против политических репрессий в СССР.

В том же 1991 г. было принято решение создать в составе информационных центров МВД республик, УВД краев и областей соответствующие подразделения, а в Главном информационном центре МВД России – Центр реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации. Как сообщал начальник Центра МВД России К. Никишин, за пять лет всего по стране поступило 2 млн. 600 тысяч заявлений и запросов о реабилитации и о признании пострадавшими. (См. «Юридический вестник», № 23, ноябрь 1996 г.)

16 декабря 1991 г. и 30 марта 1992 г. Президиум Верховного Совета РФ утвердил соответственно комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и Положение о ней.

Впоследствии в продолжение и расширение первых документов по проблеме был принят целый ряд нормативных актов парламента и правительства России, предусматривающих денежную компенсацию за утерянное жилье и имущество или возвращение его (Федеральные Законы: №5698-1 от 3 сентября 1993 г. и №166-ФЗ от 4 ноября 1995 г.)

3 марта 1994 г. Правительство России приняло Постановление №419, утвердившее Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Минфину России было поручено предусмотреть в федеральном бюджете начиная с 1994 г. «необходимые средства для обеспечения предоставления льгот указанным категориям граждан.

16 марта 1992 г. правительство России приняло положение о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РФ N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в которое 18 июля 1994 г. были внесены изменения и дополнения.

2 августа 1994 г. кабинет министров России принял Постановление №899 «Об утверждении Положения об условиях и порядке выплаты компенсаций лицам, подвергшимся нацистским преследованиям». Речь шла о компенсации за счет средств, выделяемых Федеративной Республикой Германия для этой категории российских граждан.

12 августа 1994 г. тот же кабинет министров принял Постановление №926, утвердившее положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации.

Учитывая, что репрессиям подверглись в том числе и по религиозным убеждениям, Президент Б. Ельцин издал Указ №378 от 14 марта 1996 г., который осудил «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий», поручил Генпрокуратуре, ФСБ и МВД России реабилитировать их, органам исполнительной власти всех уровней «оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений».

23 апреля 1996 г. Президент России Б. Ельцин принял Указ №602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий», позволяющий признавать репрессированными и при отсутствии документов – на основании судебного решения.

Реабилитация была объявлена и репрессированным в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне

Указом Президента России №1509 от 2 декабря 1992 г. была образована Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий. В 2004 г. новый Президент России В. Путин издал Указ №1113 от 25 августа

2004 г., которым утвердил Положение о Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

Наравне с теми, кто действительно пострадал от сталинских репрессий, под этот процесс пытались подвести и другие категории российских граждан. Были попытки реабилитировать, например, вождя Белого движения А. Колчака, последнего российского императора Николая II и даже организатора самих массовых репрессий Л. Берия и других. Донские казаки выступили за реабилитацию атамана казачьих войск, генерала П. Краснова, который во время Великой Отечественной войны активно сотрудничал с гитлеровскими войсками и был казнен советским судом. Из них только Николай II со второго захода в 2008 году был реабилитирован вместе со своей семьёй. 28 марта 2009 г. в реабилитации Берии было отказано.

Если в целом по стране процесс реабилитации касался выборочно, то для титульного народа Республики Ингушетия проблема реабилитации касалась практически всех, кто родился до 1957 г.

Как известно, 26 апреля 1991 г. был принят судьбоносный для многих этносов, подвергнувшихся репрессиям по национальному признаку - Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов».

Постановлением Правительства Республики Ингушетия

№ 97 от 10 июня 1994 г. «О комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий» в целях реализации Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Закона Российской Федерации от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» при Правительстве Республики Ингушетия была создана комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий во главе с руководителем Правительства М.И. Дидиговым.

Постановлением №2 кабинета министров Ингушетии от 4 января 1995 г. «О дополнительных мерах по выполнению постановлений Правительства РФ по восстановлению прав жертв политических репрессий» Министерство финансов обязывалось «принять меры по бюджетному обеспечению затрат, связанных с возмещением ущерба и предоставлением льгот репрессированным гражданам». Начали работать правительственная комиссия и рабочая группа.

20 февраля 1995 г. Постановлением Правительства №26 было принято положение о порядке восстановления прав репрессированных граждан Республики Ингушетия и лиц без гражданства, проживающих на территории РИ.

31 декабря 1997 г. кабинет министров Ингушетии принял очередное Постановление №337 «О дальнейших мерах по реабилитации жертв политических репрессий в Республике Ингушетия», которым были утверждены Положения «О порядке возврата гражданам, проживавшим и проживающим в Республике Ингушетия, незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации», о республиканской комиссии по восстановлению прав репрессированных граждан, проживающих в Республике Ингушетия и сам состав комиссии во главе с министром юстиции Х.И. Яндиевым.

31 июля 1999 г. вышел новый нормативный акт Правительства РИ № 211«Об упорядочении нормативных актов Правительства Республики Ингушетия по реабилитации жертв политических репрессий».

В отличие от предыдущих нормативных актов, последний обеспечивал реабилитацию, выплату компенсации и восстановление прав репрессированных граждан Северной Осетии ингушской национальности. Была установлена очередность возмещения ущерба, причиненного в связи с применением репрессий в 1944 году. В первую очередь шли непосредственно подвергшиеся репрессиям и являвшиеся собственниками конфискованного имущества или жилья. Следом шли наследники первой очереди, затем супруги и дети, потом - внуки.

Дважды Распоряжением Президента Ингушетии №9-рп от 20 января 1998 г. и №14-рп от 18 февраля 2000 г. были утверждены Республиканские комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

Вначале репрессированные получали около 8 тысяч рублей, затем сумма была приближена к 10 тысячам рублей за один жилой дом на всех, кто проживал в нем. Сумма, конечно, была мизерной, но люди и её были рады получить.

Процесс реабилитации осужденных в период с 20-х до начала 50-х годов начался сразу после смерти Сталина. По указу «Об амнистии» 1953 года Верховного Совета СССР было выпущено на свободу до полутора миллионов человек.

Массовая юридическая реабилитация началась с 1961 года. Тогда за отсутствием состава преступления были реабилитированы 737 182 человека, с 1962 по 1983 год были реабилитированы 157 055 человек. Процесс реабилитации был возобновлен в конце 80-х. Тогда были реабилитированы почти все репрессированные деятели ВКП(б), и многие из тех, кто был объявлен «классовым врагом». В 1988-89 годах были пересмотрены дела на 856 582 человека, по ним реабилитировано 844 740 человек. И, наконец, в 1991 году был подписан «Закон о реабилитации жертв политических репрессий». С момента начала действия этого закона и по 22015 год было реабилитировано более 3,7 миллиона человек. И тем не менее, даже при такой масштабной работе, заключающейся в пересмотре миллионов дел, отнюдь не все репрессированные были признаны невиновными. Кто же так и не получил реабилитации? Закон 1991 года запрещает реабилитировать тех, кто сам участвовал в репрессиях.

Генрих Григорьевич Ягода

С 1934 по 1936 год он занимал пост наркома внутренних дел СССР. Именно под руководством Ягоды был создан ГУЛАГ. Он же начал строительство Беломоро-Балтийского канала силами заключенных. Он официально носил титул «первого инициатора, организатора и идейного руководителя социалистической индустрии тайги и Севера». Созданная им машина перемолола в итоге и его самого: в 1937 году он был арестован, а через год расстрелян. Ягоду обвиняли в совершении «антигосударственных и уголовных преступлений», в «связях с Троцким, Бухариным и Рыковым, организации троцкистско-фашистского заговора в НКВД, подготовке покушения на Сталина и Ежова, подготовке государственного переворота и интервенции».

Николай Иванович Ежов

Этот человек, как известно, возглавлял народный комиссариат внутренних дел с 1936 по 1938 год. Это ему принадлежит сомнительная честь организатора репрессий 1937-38 года, известных, как «большой террор». В народе эти репрессии получили название «ежовщина». В 1939 году он был арестован, а в 1940 -- расстрелян по обвинению в подготовке антисоветского государственного переворота и шпионажа в пользу пяти иностранных разведок.

Лаврентий Павлович Берия

С 1941 года Лаврентий Берия – генеральный секретарь госбезопасности. Берия – «правая рука Сталина», человек из ближайшего окружения «отца народов», стал для многих поколений советских людей едва ли не символом сталинских репрессий, несмотря даже на то, что в период «большого террора» на посту наркома внутренних дел был отнюдь не Берия. Лаврентия Павловича не обошла судьба его предшественников, он так же стал жертвой запущенного в начале 30-х маховика арестов и казней по странным обвинениям. Берия был арестован в 1953 году, признан виновным в шпионаже и заговоре с целью захвата власти, и расстрелян.

Деканозов, Мешик, Влодзимирский, Меркулов

Это люди из ближайшего окружения Берии, чекисты, активные участники сталинских репрессий. И Владимир Георгиевич Деканозов, и Павел Яковлевич Мешик, и Лев Емельянович Владзимирский, и Всеволод Николаевич Меркулов были арестованы по делу Берии, признаны виновными в шпионаже с целью захвата власти и расстреляны в 1953 году.

Юридический казус

Специалисты говорят: в том, что касается этих и других им подобных лиц, имеет место некий юридический казус. Очевидно, что ни Ягода, ни Ежов, ни Берия, ни его приспешники, не совершали тех преступлений,которые были им инкриминированы. Не были они шпионами бесчисленных иностранных разведок и на захват власти в стране никто из них не покушался. Однако, комиссия по реабилитации отказалась признать этих людей невиновными. Основанием для отказа стало указание на то, что они сами являлись организаторами массовых репрессий, а потому не могут считаться их жертвами. С точки зрения юриспруденции, может быть, имеет место некая неточность формулировки, во всяком случае, есть юристы, которые на этом настаивают. Однако, если по-справедливости, то все верно.

За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. В Российской Федерации был принят закон от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий».

Что же такое реабилитация? За ответом на этот вопрос мы обратились к «Малому академическому словарю». «Реабилитация - это восстановление чести, репутации неправильно обвиненного или опороченного лица» .

Как же проходил процесс реабилитации раскулаченных? Процесс реабилитации в 1930-е гг. был осложнен необходимостью сбора целого пакета документов, а также тем, что заявления крестьян рассматривали различные инстанции. От 70 до 90% принимавшихся по жалобам решений были отрицательными. Фактически «клеймо кулака» оставалось, несмотря на восстановление в избирательных правах, частичный возврат имущества, процесс восстановления прав раскулаченных, который прекратился после 1937 г. был возобновлен в 1985г. - началась перестройка, политика гласности. Попытки отойти от «застоя» в обществе не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого. Как выяснилось при подробном исследовании, впервые заговорили о закрытых страницах истории только в 1985г. С 1987г. начался процесс реабилитации, который коснулся политических деятелей, в 1990г. были признаны незаконными репрессии против крестьян в период коллективизации.

Согласно закону «О реабилитации жертв политических репрессий» (ст.3) подлежат реабилитации:

· осужденные за государственные и иные преступления;

· репрессированные по решению ВЧК, ГПУ, ОГПУ, УНКВД, НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов;

· необоснованно помещённые в психиатрические учреждения на принудительное лечение;

· необоснованно привлечённые к уголовной ответственности с прекращенным по не реабилитирующим основаниям делом;

· признанные социально опасными по политическим мотивам и подвергнутые лишению свободы, ссылке, высылке без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления .

Реабилитированным, ранее раскулаченным лицам, возвращается и необходимое для проживания недвижимое имущество (либо его стоимость), если таковое не было национализировано или (муниципализировано), уничтожено во время Великой Отечественной войны и при отсутствии иных препятствий, предусмотренных статьей 16.1 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» .

В общепринятом смысле слова под реабилитацией понимается всякое восстановление гражданина в его правах. В соответствии со сложившимися правовыми понятиями реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 г., дополненный рядом законов и подзаконных актов, возможно послужил основанием для реабилитации раскулаченных и высланных крестьян. Осуществление реабилитации выявило проблемы практического плана, связанные с подтверждением фактов раскулачивания.

Несомненно, реабилитация раскулаченных сыграла значительную роль в плане восстановления исторической справедливости в отношении большой социальной группы. Несомненно, что последствия раскулачивания, потери, понесенные крестьянством, еще долго будут сказываться на жизни общества и государства.

В 1993 году моя бабушка Лидия Николаевна отправила запрос о реабилитации своих родственников в ИЦ МВД Тамбовской области. В 1994 году она получила письмо, в котором сообщалось, что дело № 7219 о пребывании под надзором Никитина Ивана Игнатьевича и его семьи находится в архиве управления внутренних дел Челябинской области. Следующий запрос Лидия Николаевна отправила в ИЦ УВД Челябинской области. В апреле 1994 года она получила справку о реабилитации Никитина Ивана Игнатьевича, репрессированного в 1931 году. Справка была выдана УВД Тамбовской области. В июне этого же года пришел ответ из информационного центра УВД Челябинской области, кроме справки о пребывании под надзором с ограничением прав и свобод Никитина Ивана Игнатьевича были присланы справка о реабилитации Полянской (Никитиной) Анны Ивановны, анкета на выселяемое кулацкое хозяйство, опросный лист. На основании этих документов Анна Ивановна получила свидетельство о том, что она является жертвой политических репрессий и имеет право на льготы, установленные статьей 16 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий». В 1996 году такую же справку и свидетельство получила и Паршукова (Полянская) Лидия Николаевна. Полянский Володарий Николаевич был признан пострадавшим от политических репрессий. В информационном центре УВД Свердловской области хранятся архивные материалы по делу о репрессиях в отношении Полянского Арсения Андреевича и его семьи .

Полянская (Никитина) Анна Ивановна умерла в 2005 году на 93-ем году жизни.