С каким событием связывают возникновение международного права. Возникновение и основные этапы развития международного права

Нижегородский институт менежмента и бизнеса

Кафедра экономики ифинансов

РЕФЕРАТ

по предмету «Международное право»

Тема: « Возникновение и развитие международного права»

(Международное публичное право)

выполнила студентка

5курса 26 потока фБАиА

Вырошникова С.Б.

проверила

Орлова Ю.М.

Оценка______________

«_________»_______________2009г

Н.Новгород (р.п.Бутурлино)

Введение............................................................................................................3

    Понятие международного права и его особенности

1.1 Понятие международного права отличия, международного права от внутригосударственного и международного частного права........................5

1.2.История становления и развития международного права.......................6

1.2Становление международного и российского права.................................8

2. Источники и принципы международного права

2.1.Норматворчество и источники международного права..........................9

2.2. Основные принципы международного права.......................................10

Зключение.......................................................................................................14

Литература.....................................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

Любая сфера международной жизни имеет свои особенности, чту должно найти отражение в международно-правовых нормах, призванных регулировать сложные международно-правовые отношения. Только в результате учета всех этих особенностей в правовых нормах можно говорить об эффективности международного права, без чего невозможно обеспечить развитие международного сообщества, предвосхищая и разрешая все проблемы, могущие возникнуть в процессе развития человеческой цивилизации, с тем, чтобы предотвратить те последствия, которые полны реальной опасности, угрожающей установившемуся качеству международного сообщества. Для понимания тенденции развития и роли международного права в жизни международного сообщества необходимо представить качество той среды, в которой оно функционирует и должно функционировать, оценивая статические и динамические аспекты этой среды, являющейся выражением специфичного сознания человечества. Эта специфичность заключается в том, что человечество по мере своего развития создало международное сообщество, отличающееся от механической совокупности стран и народов. Сообщество по мере своего развития, переоценивая и осмысливая основные катализаторы своего развития, усовершенствовало, эволюционизировало свою правовую базу, основным предназначением которой на современном этапе является обеспечение безопасности и мира, определенной стабильности в международных отношениях и предсказуемости поведения участников этих отношений. Именно эти черты отличают общность от простой совокупности.

Очевидно, что основой успеха дальнейшего развития международного сообщества является равновесие между общими и национальными интересами, регулируемое и контролируемое международным сообществом посредством международного права. Жизнь показала, что пределы свободного усмотрения для действий государств должны быть поставлены в строгие юридические рамки, выход за которые является противоправным, преступным.

Чем взаимосвязаннее становится международное сообщество, тем заметнее необходимость взаимосогласованного, общеприемлемого нормативного регулирования происходящих в мире процессов. Таким образом, взаимосвязанность международного сообщества является объективной предпосылкой развития международного права, всех его институтов, прогрессирующих, в свою очередь, эту взаимосвязанность. Следовательно, необходимая для развития стабильность в международном сообществе зависит от эффективного развития институтов международного права, позволяющих поддерживать определенный правопорядок в сообществе, обусловленный взаимосвязанностью последнего. Вместе с тем необходимо констатировать, что существуют недостаточно развитые, недостаточно эффективные институты международного права, призванные регулировать жизненно важные вопросы, вставшие перед международным сообществом в последнее десятилетие, в наши дни. И здесь наука международного права должна реализовать свое призвание, оценивая, переосмысливая и предлагая подходы для разрешения тех или иных проблем, что должно служить созданию международного правопорядка, имеющего целью обеспечить мир, безопасность, стабильность, свободу и благоденствие отдельных наций, народов и всего человечества.

1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

1.1. Понятие международного права, отличия международного права от внутригосударственного и международного частного права

Международное право – это особая система правовых норм, регулирующая отношения между государствами и производными от их воли субъектами на международной арене.

Характеризуя сущность международного права, следует исходить из существования двух правовых систем – внутригосударственной правовой системы (правовых систем, существующих в каждом отдельном государстве) и международно-правовой системы (системы межгосударственного общения). От внутригосударственного права международное право отличают:

1) особый предмет правового регулирования: у внутригосударственного права – это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства, а у международного права – это преимущественно межгосударственные и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких государств или международного сообщества государств в целом;

2) особый метод правового регулирования: если внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов, то международное право – в процессе согласования интересов различных субъектов международного права;

3) наличие специфических субъектов международного права: в отличие от внутригосударственного права, где основными субъектами выступают индивиды (физические лица) и коллективные образования (юридические лица), в международном праве основными субъектами являются государства, народы и нации, борющиеся за национальное самоопределение, а также производные от их воли субъекты. Физические лица могут быть признаны субъектами международного права лишь в исключительных случаях;

4) особый порядок урегулирования международно-правовых споров и привлечения к международной ответственности: в силу отсутствия надгосударственных образований в случае необходимости сами государства коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка и привлечения виновных субъектов к ответственности;

5) особые источники международного права: обычай и договор.

Необходимо также различать международное публичное право и международное частное право . То международное право, о котором мы ведем речь как о регуляторе межгосударственных отношений, именуют международным публичным правом. Международное частное право – это система правовых норм, регулирующих гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с ино­странным (международным) элементом.

1.2. История становления и развития международного права

Существуют две различные точки зрения по вопросу о том, когда возникло международное право:

Одни ученые полагают, что международно-правовые обычаи зарождались еще до становления государственности, поскольку отдельные родовые общины не являлись совершенно обособленными, а были объединены с другими общинами, прежде всего соседними и родственными им, определенными неписанными законами (Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов и др.);

Другие считают, что международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними (Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов).

Решение данного вопроса зависит от понимания самого явления международного права. В этом случае следует иметь в виду, что нельзя отождествлять современное и древнее международное право (например, на стадии межплеменного развития считается правомерным грабить или уводить в плен своих соседей, также как и заключать с ними мир).

Для ранних международных отношений были характерны:

а) региональный (локальный) характер – международные связи устанавливались только лишь с соседними или находящимися в том же географическом регионе государствами;

б) регулирование на основе обычных норм права (например, возникает обычай неприкосновенности послов).

Существенное развитие международное право получило в Древнем Риме, где существовало jus gentium – право народов и jus inter gentium – право между народами, узаконивается право международных договоров, основные принципы дипломатии.

В ходе рецепции римского права в страны Европы переходят основные положения римского права, однако международные правоотношения в ранней средневековой Европе характеризовались отсутствием признаваемых в качестве общеобязательных международных правил поведения, наличием межнацио-нальной и межрелигиозной вражды.

Становление международного права как науки происходит в эпоху Возрождения. Отцом науки международного права считается Гуго Гроций (в 1625 г. ввел в широкий обиход понятие международного права в трактате «О праве войны и мира»).

Заметной вехой в истории международного права стало заключение Вестфальского трактата 1648 г., которым была подведена черта под кровопролитной и разорительной общеевропейской Тридцатилетней войной. Фактически впервые в истории с участием всех государств региона, выступавших как равноправные партнеры, в официальном документе получили закрепление принципы политического равновесия, независимости светской власти от церковного диктата, суверенного равенства государств, было зафиксировано прохождение границ между государствами Европы на момент заключения трактата.

Важную роль в развитии международного права сыграли: Венский конгресс 1814–1815 гг., оформивший результаты антинаполеоновского сотрудничества крупнейших держав Европы, а также Парижский (1865 г.), Берлинский (1878 г.) мирные конгрессы и Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.).

В конце XIX – начале XX вв. началась универсализация международного права. Международное право становится всеобщим, появляются международ-но-правовые нормы, распространяющиеся на все мировое сообщество. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться (точка зрения о формировании права Европейских сообществ, о специфике международного права в практике мусульманских стран и т.п.).

1.3. Соотношение международного и российского права

Эти две самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

Часть 4 статьи 15 Конституции России устанавливает правило, согласно которому «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предус-мотренные законом, то применяются правила международного договора».

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. дополняет данное конституционное правило следующим: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты» (п. 3 ст. 5).

Таким образом, международное право – часть российского права. В результате принятия Россией международной нормы содержащееся в ней правило включается в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц.

2. ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

2.1. Нормотворчество и источники международного права

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права.

Процесс создания норм международного права отличается тем, что в международных отношениях отсутствуют специальные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими его субъектами, прежде всего государствами. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности. Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором – норм обычного права (обычаев).

Международный обычай – сложившееся в международной практике пра­вило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молча­ливо) юридически обязательный характер. Совокупность обычных норм принято называть общим меж­дународным правом , которое является ядром всей международно-правовой си­стемы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При форми­ровании норм общего права основную роль играет протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения, значит госу­дарство согласно с ним, и оно переходит в разряд обычной международно-право­вой нормы.

Международный договор – соглашение между субъектами МПП относи­тельно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанно­стей (более подробно см. т.7).

Вспомогательными источниками международного права в соответствии со ст. 38 Статута Международного Суда ООН являются: общие принципы права, признанные цивилизованными народами, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных юристов по международному праву.

2.2. Основные принципы международного права

Принципы международного права – основополагающие нормы, руководящие начала, лежащие в основе международного права и выражающие его сущность. Основные принципы международного права являются нормами jus cogens императивными нормами общего международного права, прини-маемыми и признаваемыми международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок.

Основополагающими документами, раскрывающими содержание основ-ных принципов международного права, являются:

    Устав ООН 1945 г.;

    Декларация о принципах международного права, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

    Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1975 г.

Основными принципами международного права являются:

1. Принцип суверенного равенства сложился и получил закрепление в названных выше документах как синтез традиционных правовых постулатов – уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Однако, несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по-прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого вели­кие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

2. Принцип неприменения силы и угрозы силой . Запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

3. Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство должно разрешать свои между­народные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. Такими средствами являются переговоры, консультации сторон, обследование, примирение, добрые услуги, посредничество, международный арбитраж или судебное разбирательство.

4. Принцип всеобщего уважения прав человека. Права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является разработка стандартов, которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

5. Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения «внутренняя компетенция госу­дарства», как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмеша­тельством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препят-ствовать субъекту международ­ного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нару­шения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.

6. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства, отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновен­ность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторже­ния, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобрете­ние территории вследствие нарушения этого принципа признается незаконным.

7. Принцип нерушимости границ . Этот принцип впервые был четко сформу­лирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рас­сматриваться в качестве дополнительного принципа к принципу уважения терри­ториальной целостности. Он означает:

    признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

    отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

    отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

8. Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: «Создание незави-симого го­сударства, свободное присоединение к независимому государству или объедине­ние с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение». Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего сто­летия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом, данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе.

9. Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от разли­чий их политических, экономических и социальных систем, а также сотрудничать с ООН. Принцип имеет характер идеи, так как не­возможно обязать государства сотрудничать.

10. Принцип добросовестного выполнения обязательств по междуна-родному праву. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, госу­дарства должны сообразовывать свои действия со своими обязательствами по международ­ному праву.

Основные принципы международного права являются фундаментом системы международного права и пронизывают все ее струкутрообразующие элементы.

Заключение

В современном взаимозависимом и едином мире невозможно не оценить ту роль, которую играет международное право в международных отношениях. В разные периоды истории оно играло неоднозначную роль во внешней политике и дипломатии государств. Невозможным представляется рассмотрение роли международного права в разрыве от внешней политики, дипломатии государств в системе международных отношений. Их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга на столько сильны, что невозможно недооценить роль какой-либо из них в этой системе.

Долгое время в западной в международно-правовой и политической литературе международному праву отводилось вспомогательная роль в политике. Этот подход оправдывался тем, что «национальный» или «государственные» интересы стоят выше международного права, что государства в своей внешней политике должны руководствоваться именно этими принципами, а международному праву отводилась второстепенная роль, что очень часто приводило к его грубым нарушениям, развязыванием войн, нагнетанию гонки ядерных вооружений, противостоянию военно-политических союзов и государств, конфронтации в глобальном масштабе.

Можно считать, что после принятия Устава ООН и его учреждения наступила новая эпоха в истории международного права. Разгром фашисткой Германии во второй мировой войне показал, что пренебрегать международным правом нельзя, поскольку оно играет свою особую роль в мировом правопорядке - это роль стабилизирующего и балансирующего фактора в мировой политике, что любые действия государств нарушающие нормы и принципы международного права с точки зрения защиты своих национальных и государственных интересов несостоятельны, поэтому государства должны придерживаться примату международного права во внешней политике и добросовестно выполнять взятые на себя обязательства.

Литература

    Бирюков, П.Н. Международное право. Учеб. пособие / П.Н. Бирюков. – М., 1999.

    Действующее международное право. В 3 т. Учеб. пособие. – М., 1999.

    Додонов, В.Н. Международное право: Словарь-справочник / В.Н. Додо-нов, В.П. Панов, О.Г. Румянцев. – М., 1997.

    Европейское право. Учебник для вузов / Под общей ред. Л. М. Энтина. – М., 2000.

    Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть. Учебник / И.И. Лукашук. – М., 2000.

    Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник / И.И. Лукашук. – М., 2000.

    Лукашук, И.И. Международное право: Элементарный курс / И.И. Лука-шук, Г.Г. Шинкарецкая. – М., 2000.

    Мартенс, Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. I-II / Ф.Ф. Мартенс. – М., 1996.

    Международное право в документах // Сборник важнейших международно-правовых актов. – М., 1969.

    Международное право в документах: Учеб. пособие. – М., 1982.

    права (объективного и субъективного), как и возникновение государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы возникновения права и государства...
  1. Международное публичное и международное частное право соотношение и взаимодействие

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... права . 2. Развитие взаимодействия международного публичного и частного права 2.1 Проблема «противоположности» компонентов публичного и частного в международном праве Ответ на вопрос о соотношении международного публичного и международного ...

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы - рабовладения.

Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там, образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

  • 1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;
  • 2) религиозность;
  • 3) регионализм;
  • 4) обычай как главный источник международного права.

Систематические международные отношения между государствами древнего мира начали осуществляться в конце III -- начале II тысячелетия до н.э Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 48. Они носили очаговый характер, так как возникали только между развитыми рабовладельческими государствами, находившимися в долинах Тигра и Евфрата, районах Средиземного моря и на территории современного Китая. Примером первых межгосударственных договоров может служить договор, заключённый примерно в 2100 году до н. э. между царями древних городов-государств Лагаш и Умма, находившихся на территории Месопотамии Malcolm N. Shaw, 2008, с. 14-16. Другим примером является договор, заключённый в 1296 г. до н. э. между царем хеттов Хетушилем III и египетским фараоном Рамсесом II, закреплявший военный союз между Египтом и Хеттским царством, а также являющийся первым известным договором об экстрадиции и первым известным памятником международного права:

Если прогневается Рамсес-Мериамон на подданных, принадлежащих ему, либо они совершат другой проступок против него, и он пойдет, чтобы повергнуть их, то будет правитель хеттов вместе с Рамсесом-Мериамоном, владыкой Египт. Если же выступит другой враг против земель правителя хеттов и он пошлет сообщение правителю Египта равным образом, то Рамсес-Мериамон, великий властитель Египта, придет к нему на помощь, чтобы повергнуть его врага Коровин Е.А. История международного права. -- М., 1946, с. 116.

Уже в столь ранний период зародились первые институты международного права, регулировавшие законы и обычаи войны (в частности, правила её объявления, обращения имущества в собственность победителя), обмен послами, заключение союзов, вопросы выдачи преступников и беглецов. Наибольшее развитие международное право в этот период получило в Греции, разделённой на враждующие между собой города-полисы. Государства Древней Греции постоянно объединялись в военные союзы -- симмахии и эпимахии, распространённой была практика заключения договоров о нейтралитете во время войны. Средством обеспечения международных договоров в ранний период служили заложники; кроме того, практика показывала, что нарушение межгосударственных обязательств было намного более распространено, чем их соблюдение. Однако постепенно заключение международных договоров стало сопровождаться клятвами и религиозными обрядами, а в самих международных договорах начали указываться сроки их действия и порядок внесения изменений (Например, Никиев мирный договор 421 год до н. э.) устанавливал особый статус Дельфийского храма, заключался на срок 50 лет и регулировал также порядок обмена военнопленными и гражданами:

Лакедемоняне и союзники обязуются возвратить афинянам Панакт, афиняне лакедемонянам -- Корифаси… и всех лакедемонских граждан, содержащихся в заключении в Афинах или в какой-либо другой части Афинского государства, а равно и всех союзников… Также и лакедемоняне с их союзниками обязуются возвратить всех афинян и их союзников Коровин Е.А. История международного права. -- М., 1946, с. 129.

Договор должен был соблюдаться заключившими его сторонами «без коварства и ущерба на суше и на море» и скреплялся присягой: «буду соблюдать условия и договор без обмана и по справедливости». Присягу условлено было возобновлять ежегодно и в каждом городе отдельно. В конце договора имелась оговорка, которая позволяла в случае нужды вносить в текст необходимые изменения. В конце договора следовали подписи лиц, заключивших договор Потемкин В. П. История дипломатии. Том 1: С древнейших времен до нового времени.- М.: 1941--1945. -- С. 47. Постепенно из практики международных сношений начал формироваться основной принцип международного права -- pacta sunt servanda (договор должен исполняться), а послы стали основой международного общения, что стало причиной формирования первых норм и обычаев, закреплявших их статус как лиц, обладающих иммунитетом («неприкосновенных»). Такой статус подтверждался специальным удостоверением («diploma») в форме сдвоенной навощенной дощечки. Именно от её названия и произошло понятие «дипломатия» Античное международное право // Вводная лекция по международному праву. -- Одесса: ОНЮА, 2011..

В Древней Греции зародился также институт проксенов. Главной функцией проксенов являлась защита интересов иностранцев, а сами они наделялись особым статусом -- они, члены их семьи и имущество, принадлежащее им, были неприкосновенны. Проксен имел право помещать на двери своего дома герб государства-города, которое он представлял; имел доступ на заседания народных собраний; он мог приобретать и владеть недвижимым имуществом и пользовался специальной печатью с гербом представляемого государства-города Алексиева Б.Б. Тенденции развития института консульских привилегий и иммунитетов: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.10. -- М., 2006. -- С. 11-15. Тем самым, греческие проксены стали прообразом современных консулов.

Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской им?ерии с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями. международный право норма юридический

В эпоху Римской империи международное право развивалось в рамках «права народов» (Jus gentium), которое создавалось решениями специального должностного лица -- претора перегринов. Право народов представляло собой сочетание норм гражданско-правового и международного характера и регулировало порядок возмещения военного ущерба и статус иностранных граждан. Именно Jus gentium в итоге привело к возникновению понятия «международное право». Международными сношениями Рима ведали Сенат и специальные должностные лица -- фециалы, которые проводили обряды заключения мира и объявления войны Глебов И.Н. Международное право: учебник. -- М.: Издательство: Дрофа, 2006..

Прежде всего необходимо отметить, что эта система права стала так называться лишь в XVIII в. До этого ее именовали как "право народов", "общенародное право", используя существовавший в юриспруденции Древнего Рима термин jus gentium, переводя его с латыни на современные языки. Нельзя также не сказать, что в XIX и XX вв. неоднократно высказывалось предложение назвать эту систему "межгосударственным правом", ссылаясь на то, что оно регламентирует отношения между государствами, а не отношения физических и юридических лиц.

Если обобщить все высказывания о том, когда возникло международное право, то они могут быть сведены к трем вариантам:

а) международное право возникло еще во времена межплеменных отношений, до возникновения государств;

б) международное право появилось одновременно с государствами, которые придавали существовавшим до этого межплеменным правилам качество правовых норм и создавали новые;

в) международное право возникло в конце Средних веков, когда в Европе сложилась система суверенных государств.

Наиболее распространенным было мнение, что государство и право - это явления, которые появились одновременно. Сторонники этой точки зрения считали, что, поскольку международное право - совокупность принципов и норм, регламентирующих отношения между субъектами этого права, т.е. государствами, оно не могло появиться раньше возникновения государств. В подтверждение этого тезиса обычно ссылались на один из наиболее ранних дошедших до нас договоров, заключенный в XIII в. до н.э. египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хатушили III, т.е. после того, как уже появились государства.

В соответствии с этим мнением международное право рассматривалось с учетом принятой периодизации истории человечества, государств, их общественного устройства. Оценивались характер и особенности международного права, присущие рабовладельческому или феодальному обществу, капитализму и империализму, а также периоду после Октябрьской революции; поэтому внимания тому, что было до возникновения государств и какие были правила взаимоотношений при первобытнообщинном обществе, не уделялось.

Однако еще до появления государств и писаных договоров человечество прошло долгий путь развития. Даже первобытные люди не были абсолютно обособлены друг от друга. Постепенно отношения между ними принимали постоянную основу. Родовые отношения вели к появлению племен, затем возникали союзы племен и т.д. Союзы племен могли появиться, употребляя современную терминологию, лишь в результате заключения договоров, хотя археологи пока не нашли соответствующих письменных источников.

Но договорам о союзах племен предшествовало осознание необходимости таких союзов как формы отношения племен. А это могло означать только одно: еще задолго до появления письменных договоров у людей, живших в те далекие времена, возникало, говоря современным языком, правосознание, присущее племенным народам. Это означало понимание необходимости установления некоторых правил взаимоотношений, что и выражалось в создании определенных правил, например о разграничении угодий охоты, рыболовства и т.п. Конечно, рассматривать эти правила как нормы международного права или как их зачатки было бы наивно. У них была другая природа, и они определялись иными критериями, чем нормы международного права. Но тем не менее это были правила, на основе которых строились взаимоотношения между племенами и союзами племен. Поэтому не случайно, что ряд видных ученых, исследовавших историю международного права, например Гуго Гроций, которого часто именуют "отцом международного права", говоря о волеизъявлении, в результате чего создаются правила поведения, отмечали, что правоотношения между субъектами этих отношений формировались задолго до того, как появились государства. Такими субъектами при первобытнообщинном строе были существовавшие тогда структуры (племена, их союзы), которые организовывали жизнь людей в те далекие времена.

После возникновения государств прошло уже несколько тысячелетий. Государства воспринимали и постепенно закрепляли сложившиеся до этого правила поведения, а также создавали новые нормы. Таким образом, правила поведения, существовавшие до появления государств и воспринятые ими, преобразовывались в правовые нормы и являлись зачатками международного права, которое было результатом развития человечества в течение длительного периода.

Упомянутые правила поведения, а затем и нормы международного права возникали не произвольно. Они создавались под воздействием реальных объективных процессов, проходивших на тех или иных этапах развития человечества... и прежде всего развития производства. Такие процессы проходили не только в материальной сфере, но и в общественно-политической жизни, например революции во Франции в конце XVIII в. или в России в феврале и октябре 1917 г., война за независимость в США, Первая и Вторая мировые войны, ликвидация колониальной системы в XX в. Происходившие в жизни человечества события формировали правосознание людей, общества, влияли на разрабатываемые правовые нормы и практику их применения. Но эти нормы становились реальностью только тогда, когда они отражали общественно-политические, экономические и иные потребности государств, всего мирового сообщества, поскольку жизнь мирового сообщества под воздействием объективных процессов постоянно изменяется; постоянно меняется и международное право: на смену устаревшим нормам приходят новые.

Что касается роли государств, то именно они создают нормы международного права. Нельзя не отметить, что под влиянием мощных держав порой создаются нормы, отражающие в большей степени их интересы. Примером может быть так называемое "международное право цивилизованных народов", созданное в XIX - начале XX в. крупными государствами Европы, США. Однако в современных условиях, поскольку в создании международно-правовых норм участвуют все члены ООН, эти нормы в целом отвечают интересам всего мирового сообщества.

Ныне в создании международно-правовых норм возрастает роль международных организаций... и прежде всего ООН. Количество международных организаций растет, что является закономерным процессом в жизни мирового сообщества.

Ученые, неправительственные организации не создают право, они анализируют происходящие объективные процессы, существующие международно-правовые нормы и вносят рекомендации по их совершенствованию. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву могут использоваться в международной практике. Но рекомендации ученых, неправительственных организаций могут стать нормой поведения только в случае признания их таковой государствами.

Учитывая роль государств в создании норм международного права, исключительно важно, чтобы правильно понимался ход исторического развития, его логика. Государство только тогда может оказать влияние на развитие международного права своей волей, когда ему удается правильно оценить объективный ход исторического развития; поэтому государственные деятели при осуществлении внешней политики, дипломатии должны опираться на науку, научные разработки, обладать широким кругозором, поскольку, как говорили ученые мужи древности Конфуций, Аристотель и Платон, нельзя доверять власть непросвещенным людям.

Итак, можно сделать следующие выводы:

Международное право является продуктом исторического развития; оно возникает объективно, независимо от воли людей;

Международное право и сегодня продолжает развиваться в основном объективно; люди оказывают влияние на его развитие только тогда, когда им удается правильно оценить объективный ход исторических событий;

Договоры должны соблюдаться - это незыблемый принцип международного права, однако любой договор есть юридическая форма, которая со временем может перестать адекватно отражать объективную действительность и нуждается в изменении.

Таким образом, под воздействием объективных факторов, именуемых источником международного права в материальном смысле, оно постоянно изменяется.

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах, где возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Ефрата, Нила, районы Китая и Индии. Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, имели религиозный характер. Законы войны формировались под влиянием произвола сильного: проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться. Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами. Она получила название “право народов”.

Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Однако они под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и папских указов. Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам. В рассматриваемый период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской, а позднее - Московской Руси. Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жесткими. Применялось “право добычи”, которая переходила в собственность захватившей ее стороны. В феодальный период заключалось значительное количество международных договоров. Уже в 9-10 в.в. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. В период средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных государств был римский папа. Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь.

Побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось закрепление правовых идей в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г. аббатом Грегуаром французскому Конвенту. В ней были закреплены принципы невмешательства во внутренние дела другого государства, соблюдения международных договоров. Гуманизация правил ведения войны основывалась на ряде новых положений. По инициативе России в 1868 г. в Петербурге подписывается Декларация о запрещении разрывных пуль. В 1864 г. принимается Женевская конвенция о больных и раненых. Военное насилие не могло применяться к мирному населению. Среди международно-правовых вопросов населения, получивших развитие под влиянием Декларации международного права, следует выделить вопросы о праве убежища и о положении иностранцев. Конституция Франции 1793 г. провозгласила, что Французская Республика предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в нем тиранам. Отсюда следовала обязанность невыдачи политических эмигрантов. Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Так, Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии, запрещению работорговли, установлению рангов дипломатических представителей. Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.) обсудили вопрос о неувеличении вооружений. Конвенции, принятые на Гаагской конференции 1907 г., явились результатом первой в истории международного права крупной кодификации правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Вместе с тем 19 в. и начало 20 в. характеризовались противоречивостью содержания действовавшего в тот период международного права. По-прежнему признавалось право государства на войну, в которой победитель получал право определять положение побежденного. Продолжались колониальные захваты. Применялась доктрина о “цивилизованных и нецивилизованных народах”.

После окончания первой мировой войны государства-победители- страны Антанты - на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация - Лига Наций. В своей деятельности она отразила противоречивые тенденции отношений, сложившиеся между побежденными и победителями. Хотя Статут (устав) Лиги Наций и исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости, он не запрещал ведения войны. Содержание Статута Лиги Наций свидетельствовало о существенном шаге вперед в деле ограничения войн. Но ее практика показала, что эта организация не смогла последовательно реализовать положения своего Статута. Так, она не смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935-1936 гг. Крупным шагом в направлении запрещения агрессивных войн явился Парижский договор от отказе от войны в качестве орудия национальной политики, заключенный в 1928 г. Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор не давали понятия агрессии и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения.

Развязавшая вторую мировую войну Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Поэтому вопросы поддержания международного права явились предметом обсуждения на Московской, Тегеранской и Крымской конференциях руководителей трех союзных держав. Было признано, что должна быть создана послевоенная мировая организация, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. Таким образом, 26 июня 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций. Ее Устав и деятельность свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым положением явилось закрепление в уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве под влиянием введения в него нормы о праве народов на самоопределение. В Уставе ООН зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций.

В современный период международное право испытывает влияние многих факторов. Это демократические принципы законодательства государств (например, признание общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы государства); расширение круга субъектов международного права; прекращение холодной войны; появление на международной арене большого количества межправительственных организаций как субъектов международного права.