Расчет арендной платы земельного участка от кадастровой стоимости по формуле. Как осуществляется расчет арендной платы земельного участка Как рассчитывается арендная плата за земельный участок

По законодательству РФ использование земель является платным. Формами оплаты выступают и налоги.

Арендная плата закрепляется договором по соглашению сторон в соответствии с нормативно-правовыми актами местного и государственного уровня.

Налоги, в свою очередь, представляют собой властные предписания государства пользователям земли на обязательную уплату определенных Налоговым кодексом платежей. При уплате налогов предусмотрены изъятия земель из тех, которые подлежат оплате налога, а также льготы на выплаты налогов по земельным участкам.


За земельные участки, передаваемые в аренду, взимается арендная плата (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). Определение размера оплаты аренды земельного участка - существенное условие договора аренды земельного надела.

Статья 39.7 Земельного кодекса РФ устанавливает величину платы за аренду земельного участка, который принадлежит государству или муниципальной администрации.

В соответствии с пунктом 1-м размер данной статьи плата определяется основополагающими принципами, установленными российским Правительством.

Это принципы:

  • Предсказуемости расчета размера платы за аренду, по которому нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления закрепляется порядок определения суммы арендной платы и ситуации, при которых возможно пересмотреть размер оплаты по требованию арендодателя в одностороннем порядке;
  • При расчете арендной платы должна быть организована предельно допустимая простота расчета, что означает определение платы на основе ;
  • Недопущение ухудшения экономического состояния пользователей и владельцев земельного участка в ходе переоформления ими своих . Данный принцип закрепляет невозможность превышения размера платы за аренду в связи с переоформлением прав на землю более чем в 2 раза по сравнению с земельным налогом на такой земельный участок;
  • Принятие во внимание необходимости в поддержке социально значимой деятельности путем фиксирования размера арендной оплаты в границах, не превышающих земельный налог. Принцип также защищает интересы лиц, которые по законодательству освобождаются от уплаты налога на землю;
  • Запрет необоснованных предпочтений. Это означает, что размер арендной платы не должен различаться за земли публично-правового образования, относящиеся к одной земельной категории, применяемые для одного и того же назначения и предоставляемые по одинаковым основаниям.

Пункт 4 статьи 22 ЗК РФ об аренде земельных участков устанавливает, что размер платы за аренду земли определяется . Естественно, при определении размера оплаты в договоре необходимо опираться на вышеназванные законодательные принципы.

Формы платы за землю

Арендная плата, земельный налог, налог на недвижимость и нормативная цена земли являются формами платы за земельный участок (ст. 65 ЗК РФ).
Налогообложению подлежат арендованные земельные участки, их и доли земельных участков в общей долевой собственности, предоставляемые физическим и на праве собственности, владения и пользования.

Важно! Результаты хозяйственной деятельности не влияют на размер земельного налога.

Земельный налог - местный сбор, относящийся к доходам в бюджет муниципальных властей. Среди всех источников налоговых поступлений налог на землю составляет 12-20 %.

Важным показателем является нормативная стоимость земли - размер вложенных в участок средств или стоимость произведенной на земле продукции. К нормативной стоимости земли также относят рентообразующую способность участка, объем и соотношение спроса и предложения на земельном рынке, спрос платежеспособного населения, инфляцию, налоговые вычеты и прочие факторы.

Нормативная стоимость земли необходима для возмещения ущерба из-за отчуждения земли и вынужденной консервации (долгосрочное сохранение).

Что такое арендная плата?

Арендная плата - разновидность внесения платежей за использование земельного участка, устанавливаемая договором аренды. Арендная плата является регулярными платежами за аренду земельного надела по договору аренды земли.

Величина, сроки и условия внесения платы за аренду земли определяются договором на основании нормативно-правовых актов.

Как определяется размер арендной платы?

Размер ставки арендной платы прямо зависит от собственника участка.

Собственником участка может быть:

  • Физическое или юридическое лицо (гражданин или организация);
  • Муниципалитет, субъект РФ, государство.

Земли физических и юридических лиц

Земли граждан и организаций сдаются в аренду за плату, которая рассчитывается по определенной формуле:

А = С * Р, где

  • А - размер платы за аренду;
  • С - рыночная цена земли, рассчитываемая путем независимой экспертизы. Независимую экспертизу необходимо проводить не ранее, чем за полгода до даты получения прав арендатора на землю;
  • Р - ставка рефинансирования Центробанка РФ. Ставка рефинансирования устанавливается в начале года и будет действовать только для договоров найма земли, заключенных в этот год.

Земли государства и муниципалитета

Государственные и земли местных региональных властей - это преобладающая часть всех земельных участков территории России. Регламентация размеров арендной платы является важнейшей частью определения доходов в казну государства.

По Земельному кодексу РФ арендатор государственных и муниципальных земель может вносить оплату 2-мя способами:

  1. Земельный налог;
  2. Налог на недвижимость.

Налог на недвижимость был введен 1 января 2015 года и пока не нашел своего закрепления во всех регионах страны, поэтому основная форма расчета арендаторов земли с государством - земельный налог.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации размер арендной платы определяется следующими методами:

  • На основании кадастровой цены земельных наделов;
  • По итогам торгов, проводимых на аукционе;
  • По ставкам арендной платы либо методическим указаниям по ее расчету, утверждаемым Министерством экономического развития РФ;
  • На основании рыночной цены земель, которая устанавливается законодательством России об оценочной деятельности.

Если арендуемый земельный участок предоставляется арендатору без организации торгов с определенной целью, то плата рассчитывается по кадастровой стоимости в размере:

  1. 0,01 % от ее суммы в отношении земельных наделов:
    • Предоставленных физ. или юр. лицу, у которых есть право освободиться от внесения земельного налога, что закреплено нормативной базой о налогах и сборах;
    • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если при таком снижении налоговая база оказывается равной нулю;
    • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если налоговый вычет меньше налоговой базы. В такой ситуации 0,01 % будет действовать в отношении платы, которая равняется размеру такого налогового вычета.
    • Изъятых из оборота, если земля может быть передана в арендные отношения в соответствии с федеральным законодательством;
    • Загрязненных отходами высокой токсичности, радиоактивными веществами. Также земли, на которых произошло заражение, загрязнение и деградация, не включая ситуации с консервацией земель и изъятием их с оборота;
    • Предоставленных в целях расположения диппредставительств других стран и консульских учреждений в России, если иной порядок не установлен международными соглашениями.
  2. 0,6 % от кадастровой стоимости в отношении земель:
    • Предоставленных физ. лицу или индивидуальному предпринимателю, чтобы , вести , садоводство, огородничество, дачное хозяйство, сенокошение или проводить выпас животных сельхозназначения;
    • Предоставленных для (сельскохозяйственных земель) в целях осуществления им своей деятельности;
  3. 1,5 % от цены по кадастру для земельных наделов в случаях, предусмотренных статьей 39.7 ЗК РФ пунктом 5.
  4. 2 % от кадастровой стоимости при земельных участках:
    • Предоставленных недропользователю в целях осуществления работ, касающихся использования недр;
    • Предоставленных , на котором нет зданий, сооружений, объектов неоконченного строительства и пр.

Как на размер арендной платы влияет месторасположение земельного участка?

При определении размеров арендной платы за землю в разных регионах на различных уровнях применяются свои системы коэффициентов.

К примеру, по Закону Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в определенных ситуациях размер платы за аренду измеряется формулой с 3-мя коэффициентами:

А=Аб×Кд×Пкд×Км×S, где

А - арендная плата за землю, Аб - базовый размер платы, Кд - коэффициент, учитывающий разновидность разрешенного способа применения земли, Пкд - корректирующий коэффициент, Км – коэффициент, учитывающий территориальное местонахождение надела в муниципальном регионе, S - площадь арендуемой земли.

Что такое налог на аренду земельного участка (НДС)?

Земля относится к природным ресурсам в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса России. В то же время право пользования природными ресурсами не облагается налогом на добавленную стоимость (пп. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Учитывая данные нормы, плата за аренду, вносимая организациями или гражданами, арендующими землю у государственных органов или муниципалитета, освобождается от НДС согласно пункту 17 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Юридическим лицом, являющимся арендатором, представляется в налоговую по месту своей регистрации соответствующая налоговая декларация по НДС. Но так как вышеуказанные нормы освобождают арендную плату за земельные участки от НДС, то налоговым агентам необходимо только заполнить раздел 7-ой налоговой декларации об операциях, не подлежащих налогообложению.

Второй раздел декларации по такой операции не заполняется. Декларацию необходимо заполнить в соответствии с Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения».

Как рассчитывается налог на земельный участок?

Налоговая сумма рассчитывается в конце налогового периода (1 год) соответственно процентной доле налоговой базы по налоговой ставке, если иной порядок не предусматривается пунктами 15 и 16 НК РФ.

Оплачивается налог на сданный в аренду земельный участок налогоплательщиками в бюджет по месту расположения земли. Порядок и сроки уплаты устанавливаются нормативными документами представительных органов муниципалитета (законы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга).

Расчет суммы налога производится формулой:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

  • в которой Кст - кадастровая цена земельного надела (кадастровую стоимость можно выяснить на официальном сайте Росреестра либо с помощью кадастровой карты);
  • Д - размер доли в праве на землю;
  • Ст - размер налоговой ставки (налоговая ставка отображается в справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам на сайте Федеральной налоговой службы);
  • Кв - коэффициент владения землей (используется лишь в ситуации, когда владение составляет неполный год).

Как рассчитывается налог на земли лесного фонда?

Налогообложение за определяется за время лесопользования на единицу площади освоенного леса эксплуатационного характера, на которых заготавливается древесина. Взимается налог вместе с платой за использование лесов в размере 5 % от платы за древесину, которая отпускается на корню.

Как рассчитывается налог на земли водного фонда?

Земельные участки водного фонда облагаются налогом в размере 0,3% от денежной стоимости за единицу площади пашни по региону.

Ставка налога на земли водного фонда за границами населенных пунктов, предоставленные предприятиям сфер промышленности, транспорта, связи и прочего назначения в целях создания продукции из рыбы также будет равняться 0,3 %.

При этом не имеет значения, какому предприятию была предоставлена земля водного фонда, главное - это наличие целевого назначения в виде производства рыбных продуктов.

Когда аренда земли не облагается НДС?

Продажа прав (реализация долей) земельных наделов не облагается налогом (НДС) согласно части 2, главы 21, ст. 146, п. 2 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения также не будут признаваться земли, на которых государственные органы в целях осуществления возложенных на них законодательством полномочий в какой-либо сфере государственной деятельности оказывают услуги населению.

Налог на добавленную стоимость не будет взиматься с земель, исключенных из оборота, на которых расположены объекты культурного наследия, определенные участки лесного и водного фондов.

Уплата налогов и арендной платы при переходе аренды земли по наследству

Если на протяжении года право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельными наделами перешли от одного лица к другому, налог на землю будет считаться и предъявляться к оплате прежним собственником земли, землевладельцем, землепользователем с 1 января данного года и до того месяца (включая его), в котором было утрачено право на земельный надел. Новый арендатор-наследник платит только со следующего месяца после месяца возникновения прав на землю.

За земельные участки, на которых расположены наследуемые жилые дома, нежилые здания и сооружения, платить налог следует с даты открытия наследства. Дата, время, момент открытия - день смерти наследодателя.

Если наследодатель объявляется умершим по решению суда, то открытие наследства происходит в день вступления решения в силу.

Наследники, принявшие наследство до того, как наступил срок налогового учета, платят налог вместе со всеми налоговыми обязательствами наследодателя.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

28 августа 2007 г., 10 июня, 28 октября 2008 г., 24 марта 2009 г., 18 июля 2012 г., 18 июня 2013 г., 17 апреля, 27 августа, 23 декабря 2014 г., 17 июня, 28 августа 2015 г., 29 марта 2016 г., 30 июня, 1 августа 2017 г.

Разрешенное использование земельного участка

Ставки арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка

На период реконструкции зданий и сооружений без изменения вида разрешенного использования земельного участка, но не более 2 лет

Для размещения имущественного комплекса перебазируемой организации, но не более чем на 3 года

Для организаций, использующих труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников не менее 30%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%

При оплате услуг организации-арендатора земельного участка или закупке произведенной им продукции за счет средств бюджета города Москвы, при условии, что такая продукция (услуга) составляет не менее 70% в общем объеме доходов (реализации) *(6)

При несоответствии фактического использования земельного участка утвержденным градостроительным требованиям

В отношении земельных участков, предоставленных общественным организациям (объединениям), профессиональным союзам, объединениям работодателей

В отношении земельных участков, предоставленных для размещения режимных объектов производственного или научно-производственного назначения

В отношении земельных участков, предоставленных организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в городе Москве, утвержденную распорядительными документами Правительства Москвы

В границах территории Московского международного делового центра "Москва-Сити"*(6)

В отношении земельных участков, предоставленных предприятиям оптового продовольственного комплекса, участвующим в годовых (или трехлетних) программах поставок продовольствия

В отношении земельных участков, предоставленных аккредитованным предприятиям бытового обслуживания, предприятиям общественного питания детского и молодежного досуга*(6)

Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки, за исключением

предоставленных для:

строительства жилых зданий

Земельные участки, предназначенные для строительства многоквартирных жилых зданий, соответствующих требованиям к архитектурно-градостроительным решениям

Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки

Строительства, кроме:

Земельных участков, приобретенных гражданами (предоставленных гражданам) под индивидуальное жилищное строительство

Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, за исключением земельных участков, предназначенных для:

Строительства, кроме:

Многоэтажных и/или подземных гаражей-стоянок для личного автотранспорта

Гаражей-стоянок для личного автотранспорта, включенных в программу "Народный гараж", а также "перехватывающих" парковок

1 руб. за 1 кв.м

Объектов транспортно-пересадочных узлов

1 руб. за участок

Эксплуатации гаражей-стоянок для личного автотранспорта

Эксплуатации объектов транспортно-пересадочных узлов

1 руб. за участок

Земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений

Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, за исключением предоставленных для:

Розничной торговли в киосках и павильонах, специализирующихся на торговле билетами общественного городского транспорта, театральными билетами, периодической печатью, мороженым, квасом, хлебобулочными изделиями, культовыми принадлежностями, утварью и атрибутикой, оказания услуг бытового обслуживания населения в специализированных киосках и павильонах

Деятельности по предоставлению справочно-информационных услуг населению

Организации похорон и предоставления связанных с ними услуг

Деятельности приютов для безнадзорных и бесхозяйных животных

Деятельности по организации азартных игр

Предоставления услуг бань в банях с залами общего пользования

Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц, кроме:

Строительства гостиниц, в том числе в составе многофункциональных комплексов

Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, кроме:

Объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, за исключением предоставленных для:

Фундаментальных научных исследований

Прикладных научных исследований и экспериментальных разработок

Эксплуатации культовых комплексов, зданий, сооружений, духовно-административных центров религиозных организаций и деятельности по религиозному образованию

Строительства, кроме:

Объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии

По обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях

Земельных участков, предназначенных для размещения и строительства имущественных комплексов технологических парков*(7)

Земельных участков, предназначенных для размещения имущественных комплексов государственных научных центров Российской Федерации*(4)

Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения

Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, за исключением земельных участков, предоставленных для осуществления следующей деятельности:

Производство станков и инструмента*(3)

Производство автомобилей, производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей

Производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, бытовых электрических приборов

Производство подшипников

Химическое производство

Производство резиновых шин, покрышек и камер

Текстильное производство, производство одежды, обуви, игр и игрушек, производство составных частей и приспособлений машин для текстильной, швейной и кожевенной промышленности

Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, макаронных изделий, готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления, не включенных в другие группировки

Оптовые поставки основных видов продовольствия, утверждаемые распорядительными документами Правительства Москвы

Эксплуатация объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса

Удаление сточных вод и обработка твердых отходов

Сбор, очистка и распределение воды, в том числе гидротехнических очистных сооружений и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства

Сбор и обработка вторичного сырья

Государственные кладбища

1 руб. за участок

Благоустройство территорий, прилегающих к вокзальным комплексам и привокзальным площадям

1 руб. за участок

Размещение и строительство имущественных комплексов технополисов*(7)

Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов

Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов

Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, кроме:

Строительства, за исключением:

Магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередач, а также взаимосвязанные вспомогательные работыобъектов метрополитена*(5)

эксплуатации и ремонта метрополитена и сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию и оказывающего услуги по утвержденным государством тарифамЗемельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами*(5)

Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования

Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные, если не предусмотрено иное.

Примечания:

1. Размер платы за аренду земельных участков, арендуемых организациями и физическими лицами, полностью освобожденными от земельного налога или имеющими право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу, установлен 1 рубль. В случае, если физическое лицо полностью освобождено от земельного налога или имеет право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в соответствии с действующим законодательством, а также имеет в пользовании несколько земельных участков, установление платы за аренду в размере 1 рубль производится для одного из арендуемых земельных участков по его выбору.

1(1). Размер платы за аренду земельных участков, арендуемых государственными учреждениями города Москвы, в случаях, предусмотренных пунктами 3 , 4 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, составляет 1 рубль.

1(2). Размер годовой арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации имущественных комплексов, получивших в установленном порядке статус промышленного комплекса, устанавливается в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка с первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором присвоен статус промышленного комплекса, до первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус промышленного комплекса.

1(3). Размер годовой арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации имущественных комплексов, расположенных на территориях, признанных в установленном порядке инвестиционными приоритетными проектами города Москвы, в том числе получивших статус технопарка, технополиса, индустриального (промышленного) парка (за исключением статуса промышленного комплекса), устанавливается в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка с первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором присвоен соответствующий статус, до первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен соответствующий статус.

1(4). Основанием для применения ставок арендной платы, предусмотренных пунктами 1(2) и примечаний к приложению 1 к настоящему постановлению, являются:

Правовые акты Правительства Москвы о присвоении статуса промышленного комплекса, технопарка, технополиса, индустриального (промышленного) парка, принятые в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 февраля 2016 г. N 38-ПП "О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве";

Правовые акты Правительства Москвы о присвоении статуса управляющей организации, резидента технологического парка, принятые в порядке, действовавшем до дня вступления в силу постановления Правительства Москвы от 11 февраля 2016 г. N 38-ПП "О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве".

1(5). Размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для размещения в них кинотеатров и кинозалов, при условии, что площадь размещаемого в объекте капитального строительства кинотеатра и кинозала составляет не менее 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, устанавливается в размере 0,05 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

В случае, указанном в настоящем пункте, правила пункта 2.7 настоящего постановления не применяются.

2. Размер арендной платы за земельные участки (либо их части), расположенные в пределах проезжей части и предоставленные для размещения стоянок кратковременного хранения автотранспорта, включая городские платные парковки, а также для обеспечения строительных работ, в порядке, действовавшем до даты вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяется по формуле:

S - площадь участка,

СМ - стоимость за квадратный метр в год, которая составляет:

В границах Третьего транспортного кольца города Москвы - 30 000 руб./кв. м;

За пределами Третьего транспортного кольца города Москвы до Московской кольцевой автомобильной дороги - 25 000 руб./кв. м;

В границах территории, присоединенной к городу Москве в соответствии с Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 г., утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью", и в городе Зеленограде - 15 000 руб./кв. м.

3. Размер арендной платы за земельные участки, расположенные в границах улично-дорожной сети и земель резерва, особо охраняемых природных территорий, скверов и парков, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящих примечаний, а также за земельные участки, в отношении которых правовыми актами Правительства Москвы не утверждена кадастровая стоимость, устанавливается по формуле:

САП - ставка арендной платы согласно настоящему приложению,

СУПКС - средний удельный показатель кадастровой стоимости для фактического использования земельного участка,

S - площадь участка.

Органы местного управления и самоуправления при определении размеров за земельные участки, находящиеся в их собственности и в ведении соответствующей муниципальной администрации, не имеют правовых оснований закреплять свои обязанности и обременения, которые ограничивают конституционные права и свободы субъектов предпринимательства.

Поэтому выяснение кадастровой стоимости должно соответствовать букве закона и проводится специализированной кадастровой службой Российский Федерации.


Основным нормативно-правовым актом для расчета арендной платы за землю от кадастровой стоимости является Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (ред. от 30.10.2014) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в или собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Также не стоит забывать о Земельном кодексе, как о главном регуляторе земельных отношений в России, и о Гражданском кодексе РФ.

Что такое кадастровая стоимость земли и как она определяется?

Для многих остается секретом, что же такое кадастровая стоимость. А это важнейший элемент при расчете арендной платы в и других платежей при земельных отношениях.

Кадастровая стоимость земли - денежное значение, определяемое в ходе государственной по его основному назначению и хранящееся в базе данных Росреестра. Кадастровая стоимость является расчетной величиной.

Согласно российскому законодательству каждый объект недвижимости должен быть внесен в национальный реестр 1 раз.

Недвижимость не должна повторяться, поэтому каждому объекту присваивается свой уникальный кадастровый номер. Номер определяется кадастровым органом земельного учета.

Установление кадастровой стоимости земли закрепляется статьей 66 Земельного кодекса РФ.

Земля в России в целях классификации подразделяется на кадастровые кварталы, округа, районы. Они представляют собой единицы деления в земельном кадастре.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем оценки расположения, объектов на участке, размера площади. Как правило, оценку проводит государство либо местные органы власти, опирающиеся при этом на Земельный кодекс и нормативно-правовые акты, закрепляющие и определяющие кадастровую стоимость.

За какие земли арендная плата рассчитывается в соответствии с кадастровой стоимостью?

Арендная плата подсчитывается на основании кадастровой стоимости при аренде земель государственной собственности РФ, которые расположены на территории России.

Также на основании кадастровой стоимости плата за аренду считается в отношении земельных участков, предоставленных .

В случае затопления квартиры нужно предпринимать меры немедленно! Что нужно делать в этом случае, вы узнаете .

На что стоит обратить особое внимание?

Несколько фактов и особенностей кадастровой стоимости:

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582
"Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"

1. Утвердить прилагаемые:

4. Министерству экономического развития Российской Федерации разработать и утвердить до 1 января 2018 г. методические рекомендации по применению утвержденных настоящим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Основные принципы
определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Правила
определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582)

С изменениями и дополнениями от:

20 июня, 19 августа, 26 октября 2011 г., 14 января, 22 февраля, 30 октября 2014 г., 5 мая 2017 г., 21 декабря 2018 г., 20 февраля 2020 г.

1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.

Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим порядок управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.

2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

3. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:

а) 0,01 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;

земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;

земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;

в) 0,6 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;

земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства;

г) 1,5 процента в отношении:

земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка;

земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют;

д) 2 процентов в отношении:

земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах "а"-"г" настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил.

4. В случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.

5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения:

автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);

инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;

линий метрополитена;

линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;

трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики;

объектов космической инфраструктуры;

объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны;

аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;

инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства;

сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов;

объектов спорта;

объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее - Программа строительства), объектов капитального строительства, включенных в перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, утвержденный наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.

5.1. В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.

6. Ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка.

7. В случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.

8. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

В случае уточнения предусмотренных пунктами 3 , и настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.

9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.

10. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.

В случае изменения рыночной стоимости права аренды размер уровня инфляции, указанный в пункте 8 настоящих Правил, не применяется.

11. В случае если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество в соответствии с договором аренды земельного участка.

12. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже 1 раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Установлены основные принципы определения платы за аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, размер арендной платы должен быть экономически обоснован, т. е. соответствовать доходности участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Порядок расчета платы (в том числе основания пересмотра арендной платы) должен быть определен нормативно-правовым актом соответствующего органа власти.

При переоформлении прав на земельные участки размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких участков. Для арендаторов, осуществляющих социально значимые виды деятельности, размер арендной платы не должен быть больше земельного налога.

Регламентирован порядок расчета и внесения арендной платы за участки, находящиеся в собственности РФ. Размер платы за их аренду определяется Росимуществом. По общему правилу арендная плата рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка. Размер процента зависит от категории земель и их разрешенного использования. При этом для лиц, имеющих льготы по уплате земельного налога, предусмотрен минимальный процент (0,01).

Если право на заключение договора аренды приобретено на торгах, арендная плата определяется по результатам таких торгов. Плата за аренду участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, определяется по результатам аукциона. Порядок расчета арендной платы за участки, предоставленные для размещения дорог, объектов транспортной инфраструктуры, линейных объектов, устанавливает Минэкономразвития России. В остальных случаях размер арендной платы определяется исходя из рыночной стоимости участка.

Предусмотрены повышенные ставки арендной платы для случаев "жилищного долгостроя". Если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду участка жилой дом (кроме индивидуальных домов) не сдан в эксплуатацию, плата устанавливается в размере не меньше 2 ставок земельного налога.

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"

Вступают в силу

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Администрации в регионах, устанавливая величину арендных платежей за пользование землями муниципального/государственного подчинения, не вправе закреплять свои обременения и обязательства, несущие ограничения правам и свободам предпринимателей. Вот почему решение такой задачи, как стоимость аренды земельного участка должно соответствовать действующим законодательным нормативам и проводиться в специализированных кадастровых инстанциях. Сегодня мы расскажем, как рассчитать арендную плату за земельный участок, владельцем которого является гражданин или организация на правах частной собственности, а также на муниципальные/федеральные территории .

Законодательная база

Расчет арендной платы за землю от стоимости кадастра регламентирован в Постановлении Правительства №582 от 16 июля 09 (в редакции от 30 октября 14), где прописаны ключевые правила установления размера аренды за земли, находящиеся в ведении государства (субъектов, муниципалитетов ). Помимо того в этом документе говорится о регламенте определения величины арендных платежей, порядке, условиях и сроках внесения оплаты.

Порядок расчета арендной платы за землю регламентируется Постановлением Кабмина, Земельным и Гражданским кодексами

Однако, главным нормативно-законодательным актом, регулирующим земельные отношения в России, остается Земельный кодекс (ст. 22, 9, 10, 39), но не следует забывать и о Гражданском кодексе.

Основываясь на означенных законодательно-правовых актах, граждане и организации вправе оформить в аренду земли федерального/муниципального собственника либо находящуюся в частном владении, заключив с собственником участка соответствующее соглашение. Все проблемы и спорные моменты разрешаются в соответствии с положениями заключенного соглашения . Конечная арендная ставка будет зависеть от того, кто конкретно выступает в качестве арендодателя.

Обратите внимание! Когда условия сделки противоречат законодательству РФ о размерах арендных платежей или правилам заключения сделки, то соглашение оспаривается в судебных инстанциях и аннулируется.

Типы платы за аренду земель

Главное, на что требуется обратить внимание при составлении документов по временному пользованию земельным наделом – это то, что условия договоренностей с федеральной (муниципальной) организацией и частным собственником кардинально различаются.

Условия аренды по оплате федеральной (муниципальной) и частной собственности кардинально различаются

Так при передаче в аренду федеральных/муниципальных земель цена назначается лишь после проведения ее объективной оценки, в процессе которой рассматриваются различные параметры, в частности, предназначение земель, их местонахождение и прочие факторы, обозначенные законодательством. Частный же собственник основывается на субъективных оценках, учитывая собственные критерии и желания.

Цена аренды разделяется на несколько типов :

  1. Стоимость по нормативу.
  2. Цена кадастра.
  3. Рыночная стоимость.

При определении перечисленных типов используются индивидуальные критерии, причем каждая из них предполагает определенное влияние на остальные виды. Кроме аспектов в контексте одной ценовой группы, имеются общие параметры, влияющие на снижение или увеличение цены конкретной территории .

Независимо от колебаний на рынке аренды земельных территорий в отношении суммарной годовой стоимости, каждое значение единоразово указывается в арендном соглашении на полный период действия договоренностей. Но существуют некоторые исключения, прописанные в рамках законодательных актов РФ.

Цена аренды по нормативу

Эта цена считывается и прописывается федеральными (муниципальными) органами управления . В сравнении с иными типами оценки эта стоимость не имеет зависимости от колебаний на рынке аренды земель и отличается стабильностью.

На кадастровую стоимость участка влияет его площадь, месторасположения и другие факторы

Установлено 2 ключевых параметра, используемых для проведения оценки :

  • категория принадлежности земель;
  • месторасположение земель.

Кроме означенных параметров имеется несколько факторов, используемых при проведении анализа :

  • строительно-архитектурная значимость;
  • социально-экономическая значимость;
  • историческая значимость;
  • природная характеристика земель.

Важно! Цена земель, относящихся ко 2-ой категории, имеет зависимость от местонахождения и ситуации в экономике ближайших населенных пунктов.

Предположим, земли под выращивание сельскохозяйственных культур в южных регионах оценивается гораздо выше , чем аналогичные земли в северных районах, а земля, находящаяся недалеко от Москвы, имеет цену в несколько раз дороже, чем такой же по площади в отдалении от столичного региона.

Кадастровая стоимость земли считается максимально точной и объективной

Цена по кадастру

Данная разновидность оценки считается максимально точной и объективной, поскольку в процессе анализа учитываются параметры, которые влияют на увеличение либо снижение основной ставки и не зависят от интересов собственника. Обычно, рыночная цена основывается на оценке кадастра.

Проведение действий по кадастровой оценке земель начинается с измерений размеров участка и установки его границ . Последующий расчет объективной арендной платы базируется непосредственно на этих сведениях. Другой критерий, который повышает цену конкретного объекта – наличие коммуникаций, теплиц и иных дополнительных построек.

Важной составляющей оценочных действий выступает анализ окружающей среды вблизи участка . Лес, озеро, парк и прочее оказывают положительное влияние на конечную стоимость земли. И наоборот, наличие болот, загрязненность территории значительно снижает ее цену.

Еще один немаловажный фактор, формирующий оценку земель по кадастру – территориальный рельеф. Предположим, участок располагается в низине и подвержен регулярному затоплению. Это, разумеется, отразится на его использовании в полной мере, а значит, на величине оценочной ставки.

На кадастровую стоимость влияет рельеф местности и окружающие природные условия

Обратите внимание! Стоимость кадастра увеличивается на 5,2 % ежегодно. Уточнить цену конкретной территории можно, обратившись в соответствующее кадастровое подразделение.

Цена рынка

Как правило данный тип стоимости совпадает с ценой кадастра, но следует сказать об исключениях, которые существуют.

Если факторы, используемые при осуществлении гос. оценки, относятся к территориям и условиям вблизи них, то рыночная цена основана на критерии спрос-предложение. К параметрам, влияющим на это, относятся :

  • психология конкретной группы населения;
  • экономическая стабильность;
  • ситуация в политической жизни страны.

Если говорить о городских территориях, то здесь кроме объективных критериев, на конечную цену может повлиять престижность района расположения участка , памятники и архитектурные достопримечательности, находящиеся вокруг. Кроме этого, надо сказать о районах «для обеспеченных людей» — здесь земля может превышать цену участков в менее «престижных» районах в разы по причине «элитности».

Экономические колебания могут увеличить или снизить спрос, из-за чего изменяется цена определенных территорий . Предположим, кризис в экономике, когда риски инвестирования значительных денежных средств в землю высоки, спрос на оформление участков в аренду возрастает, поскольку предприниматели считают, что временное вложение денег более безопасно в сравнении с покупкой земли.

В районах «для обеспеченных людей» земля может превышать цену участков в менее «престижных» районах в разы по причине своей «элитности»

А если сравнивать описанные способы оценки земельных участков, то можно с уверенностью сказать, что оценка по кадастру является максимально выгодной. Именно при проведении кадастровой оценки осуществляется объективный анализ, который основывается на конкретных критериях.

Но нередко встречаются достойные предложения частных собственников, сдающих землю в аренду, но понять это позволит регулярный мониторинг рынка земельной аренды.

Как рассчитать арендную плату за земельный надел

Ранее мы сказали, что методика расчета имеет зависимость от статуса арендодателя. На основании законодательства РФ получить земельный надел во временное использование по арендному соглашению можно от :

  • частного собственника либо коммерческой компании;
  • муниципальной (региональной, федеральной) властной структуры.

Земли, арендуемые у государства

Обозначение арендной платы на основании стоимости кадастра используется при передаче по арендному договору земель, находящихся в подчинении муниципалитетов, субъектов либо федеральных структур . Кроме того, цена кадастра лежит в основе расчета аренды по отношению к территориям, которые предоставляются без организации аукционных торгов.

Земельные наделы с/х назначения арендуются с установлением оплаты 0,3% от цены кадастра , рассчитанной по установленным законодательными актами нормативам. В эту категорию относят и участки, находящиеся в составе территорий сельхоз. назначения.

При расчете аренды земель сельхозназначения за основу берется кадастровая стоимость

Аренда за земли, государственного/муниципального ведения, предоставляемые без организации аукционных торгов, устанавливается соответственно с общими правилами, основываясь на цене кадастра.

Помимо того, арендная плата может определяться в процентах от стоимости кадастра. Это корректирующий показатель (КП). Законодательством прописаны следующие значения КП :

  1. 0,01% считается, когда территории переданы во временное использование гражданину или организации, имеющим права на освобождение от оплаты налога за землю либо обладают иными налоговыми привилегиями. Этот процент применим и к территориям, изъятым из обращения (причина изъятия деградация, загрязнение, заражение и пр.), но на основании законодательных актов, допустимо передавать во временное использование посредством оформления арендного соглашения.
  2. 0,6% от цены по кадастру устанавливается при передаче земель рядовым гражданам и юрлицам, планирующим организацию личного подсобного либо коллективного фермерского хоз-ва, т.е. территории будут использоваться под сельскохозяйственные цели.
  3. 1% от стоимости кадастра предполагается при предоставлении земель с целью реализации пунктов концессионального договора.
  4. 1,5% от цены кадастра – при предоставлении участков при оформлении арендного договора, в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 ЗК РФ.
  5. 2% от цены кадастра – при передаче земель пользователю с целью организации работ, относящихся к использованию недр.

При передаче в аренду земель, относящихся к частной собственности, арендатор вправе сам устанавливать размер оплаты

Для определения годового размера арендной ставки используется простая формула расчета :

АСг = КЦ х КП , где

АСг - размер аренды, которую должен оплатить землепользователь;

КЦ - цена, установленная кадастром для конкретной территории (уточняется в местном подразделении кадастровой организации);

КП – корректирующий показатель, меняющийся по отношению к определенному землепользователю и предназначению надела, переданного во временное пользование.

Аренда земли, находящейся в личной собственности

Для участков, находящихся в собственности населения и организаций, применяется несколько иная формула расчета аренды :

АСг = РЦ х СР , где

АСг - итоговый размер аренды в год;

РЦ - рыночная цена участка, устанавливаемая независимой экспертной комиссией, которая проводится не раньше, чем за полгода до перехода в пользование территории арендатору;

СР - базовая ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ на начало года оформления сделки и может меняться на протяжении расчетного периода.

Арендуя федеральные (муниципальные) наделы арендатор может получить те или иные льготы

Обратите внимание! Когда при аренде наделов, находящихся в государственном/муниципальном ведении, арендатор может иметь льготу по оплате аренды, то на арендатора частных территорий данное положение не распространяется.

При изменении ключевых положений арендного соглашения , предположим, размера оплаты, изменении собственника территории, реквизитов участников договора и пр., должно быть составлено допсоглашение к первоначальному документу.

Примеры расчета

Для примера рассмотрим методики, применяемые при расчетах с использованием различных формул.

Гражданин намеревается оформить аренду большой земельной территории, находящейся в личном владении, под фермерскую деятельность. Договоренности предполагалось оформить с апреля по октябрь 2017. Рыночная цена надела была определена в декабре 2016. На тот момент она равнялась 200 тысяч рублей. Ставка, определенная Центробанком в 2016, составляла 10 %.

Исходя из этого расчет аренды будет выглядеть следующим образом :

200000 х 10 = 20000 рублей.

Независимо от вероятных изменений рыночной цены или ставки Центробанка, после оформления сделки величина аренды не изменяется.

При расчете арендной платы может использоваться кадастровая стоимость и корректирующий показатель

Физлицо оформляет аренду на территорию , которая находится в ведении местной администрации, где планирует выращивать злаковые культуры. Подобранная территория за полгода до оформления сделки прошла кадастровую оценку. Ее стоимость была определена в размере 300 тысяч рублей. Опираясь на требования законодательства, в этой ситуации используется корректирующий показатель 0,6.

Аренда за использование территории будет равна :

300000 х 0,6 = 1800 руб.

Частный предприниматель оформляет арендное соглашение на участок незначительной площади под постройку кафе в границах населенного пункта. Кадастровая цена данного надела была установлена в июле 2016, причем сделка оформлялся на 2017 (полностью). Цена участка, согласно оценке, равнялась 500 тысячам рублей. При расчете аренды в этой ситуации используется корректирующий показатель 1,5 % (процент для строений).

Аренда будет составлять :

500000 х 1,5 = 7500 руб.

Льготы по аренде земли

Регламент аренды земельных наделов определяется на уровне региональных администраций. Это означает, что местными администрациями утверждается, какие именно категории пользователей могут получить льготы по арендной плате за землю.

  • лица, имеющие инвалидность I и II групп;
  • ветераны боевых действий, в том числе ВОВ;
  • семьи, имеющие статус «многодетная семья»;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и иных техногенных катастроф.

Льготы по аренде земли устанавливаются на уровне субъектов и муниципалитетов

В процессе оформления сделки означенным категориям граждан необходимо предоставить соответственные документы, доказывающие правомерность получения льготы . Предположим, ветеранское удостоверение, медицинскую справку и пр. По отношению к лицам пенсионного возраста правила установления льгот по аренде земельных наделов устанавливаются местными властями. Отметим, что в большей части субъектов РФ арендные обязательства с людьми пенсионного возраста оформляются по общему регламенту, без предоставления льготы.

Необходимо понимать, что если арендатор на региональном уровне освобождается от уплаты земельного налога, то не означает, что он имеет скидки по временному использованию земли.

Итак, в список ключевых параметров, оказывающих влияние на цену аренды земель, входит начальная государственная цена, поправочное и зональное соотношение, площадь надела .

Особые ситуации

Заметим, что в нормативно-законодательной документации указан ряд особых ситуаций, когда арендатор вовсе освобождается от налогообложения. От оплаты налога за землепользование освобождены :

  • территории заповедников, нац. парков, ботанических садовых участков;
  • организации, использующие земли в научно-исследовательских и экспериментальных целях;
  • рядовые пользователи и юрлица, занятые народными промыслами;
  • организации, работающие в социальной сфере, в сфере культуры, образования и здравоохранения;
  • пользователи нарушенных земель, требующих проведения рекультивационных работ и пр.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод, что определение арендной платы по кадастру – задача несложная. Здесь требуется знать льготный корректирующий показатель и получить данные из кадастровой инстанции по месту расположения участка , предполагаемого к аренде.

Более экономичным вариантом при аренде земельного участка будет оформление сделки с территориями муниципального/федерального ведения

Кроме того, понятно, что более экономичным вариантом при аренде земельного участка будет оформление сделки с территориями муниципального/федерального ведения. Ее стоимость гораздо меньше, причем арендатор при четком выполнении возложенных на него обязательств сможет перевести земли в личную собственность .

Хотя определенные плюсы есть и в оформлении сделки с частной собственностью. Например, претенденту на аренду частной территории не потребуется участия в аукционных торгах, а положения сделки останутся неизменными до завершения срока действия договора.