Проблемы использования земель водного фонда. Правовое регулирование использования земель водного фонда

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации почти 100% водных объектов находятся в государственной, в том числе около 95% - в федеральной собственности. На федеральном уровне государственное управление в области использования и охраны водных ресурсов осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган, функции которого возложены на Министерство природных ресурсов российской Федерации. В свою очередь на водных объектах имеется большое количество различных водохозяйственных сооружений, которые находятся на балансе предприятий различных форм собственности, но в основном входят в систему Минсельхоза России, Минтранса России и т. д..

Водообеспечение населения и объектов экономики, предотвращение деградации водных объектов и поддержание надлежащего количества воды в них, защита от вредного воздействия вод возможны лишь с помощью гидротехнических систем и сооружений, требующих трудоемких и дорогостоящих мероприятий по строительству, содержанию и эксплуатации. Стоимость основных производственных фондов водохозяйственного комплекса к началу 1999 г. оценивалась почти в 60 млрд. рублей. Основную их часть составляют системы территориального перераспределения стока, гидроузлы и гидросооружения для регулирования стока рек. Созданными водохозяйственными основными фондами обеспечиваются необходимые условия деятельности других отраслей, не связанных с изъятием водных ресурсов: гидроэнергетики, рыбного хозяйства, водного транспорта, рекреации. Важная роль в водохозяйственном комплексе принадлежит водохранилищам, которые обеспечивают регулирование стока рек, гарантированное водоснабжение, защиту от паводков, однако в последнее время существенно ухудшилось техническое состояние гидроузлов и береговой зоны водохранилищ. Подавляющее большинство гидротехнических сооружений нуждается в ремонте, а свыше 400 гидротехнических сооружений находятся в аварийном состоянии.

За последние годы произошли также прорывы плотин ряда крупных водохранилищ, многочисленных прудов. Материальный ущерб от разрушений был весьма значителен, имелись человеческие жертвы.

Серьезной проблемой является ухудшение качества воды поверхностных водных объектов, в т. ч. малых рек, которое в большинстве случаев не отвечает нормативным требованиям и оценивается как неудовлетворительное практически для всех видов водопользования.

Наблюдается деградация малых рек. Происходит их заиление, загрязнение, засорение, обрушение берегов. Сток малых рек, особенно в европейской части России снизился более чем наполовину. В результате происходит разрушение водных экосистем, что делает эти реки непригодными для использования. Нарастает технологическое и техническое отставание водного хозяйства, в частности, в изучении и контроле качества вод, подготовке питьевой воды, обработке и утилизации осадков, образующихся при очистке природных и сточных вод. Прекращена разработка необходимых для устойчивого водообеспечения перспективных схем использования и охраны вод.

  • 7) Платность использования земли.
  • 8) Деление земель по целевому назначению на категории и дифференцированный подход к установлению правового режима земель.
  • 9) Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
  • 10) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
  • 11) Разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
  • Глава 3. Земельные правоотношения
  • § 1. Понятие и общие положения о правоотношениях
  • § 2. Земельные правоотношения
  • § 3. Классификация земельных правоотношений
  • § 4. Земельно-имущественные правоотношения
  • § 5. Земельно-правовые нормы
  • § 6. Возникновение, изменение
  • § 7. Правовое регулирование земельных правоотношений
  • Раздел II. Частноправовые основы правового регулирования земельных правоотношений
  • Глава 4. Право собственности на землю
  • § 1. Общая характеристика права собственности на землю
  • § 2. Государственная собственность на землю
  • § 3. Разграничение государственной собственности на землю
  • § 4. Муниципальная собственность на землю
  • § 5. Частная собственность на землю
  • § 6. Права и обязанности собственников земельных участков
  • Глава 5. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков
  • § 1. Понятие и общая характеристика
  • § 2. Право постоянного (бессрочного) пользования землей
  • § 3. Право пожизненного наследуемого владения землей
  • § 4. Право безвозмездного срочного пользования землей
  • § 5. Право ограниченного пользования
  • § 6. Аренда земель
  • Глава 6. Частноправовые основания возникновения прав на землю
  • § 1. Оборотоспособность земельных участков
  • § 2. Виды сделок с земельными участками
  • 2.1. Купля-продажа земельных участков
  • 2.2. Ипотека (залог) земельных участков
  • 2.3. Аренда земельных участков
  • 2.4. Переход прав на земельные участки по наследству
  • 2.5. Дарение, мена и рента земельных участков
  • 2.6. Внесение земельных участков
  • 2.7. Доверительное управление земельными участками
  • § 3. Приобретение прав на земельные участки,
  • 3.1. Общие положения о приватизации земель
  • 3.2. Порядок приватизации земельных участков
  • 3.3. Особенности приобретения прав на земельные участки
  • 3.3.1. Переход права на земельный участок при переходе
  • 3.3.2. Исключительное право на приватизацию
  • 3.4. Упрощенный порядок оформления земельных участков
  • Глава 7. Прекращение и ограничение прав на землю
  • § 1. Основания прекращения права собственности на землю
  • 1. Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам.
  • 2. Отказ собственника от права собственности на земельный участок.
  • 3. Принудительное изъятие земельного участка у собственника.
  • § 2. Основания прекращения иных прав на землю
  • § 3. Понятие и основания ограничений прав на землю
  • Раздел III. Публично-правовые основы правового регулирования
  • § 2. Понятие и виды функций управления земельными ресурсами
  • Глава 9. Правовой режим земельных участков
  • § 1. Структура земельных ресурсов Российской Федерации
  • § 2. Первичное установление категории земельного фонда
  • § 3. Изменение целевого назначения земельных участков
  • § 4. Изменение вида разрешенного использования земель
  • Глава 10. Землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними
  • § 1. Понятие и содержание землеустройства
  • 1.2. Виды и содержание основных землеустроительных действий
  • 1.2.1. Изучение состояния земель
  • 1.2.2. Планирование и организация
  • 1.2.3. Описание местоположения и установление на местности
  • § 2. Государственный контроль
  • § 3. Содержание и формы осуществления кадастрового учета
  • 3.1. Общие положения о Государственном кадастре недвижимости
  • 3.2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости
  • 3.3. Порядок согласования местоположения
  • 3.4. Формы осуществления кадастровой деятельности
  • § 4. Правовые условия образования земельных участков
  • § 5. Государственная регистрация прав
  • 5.1. Общие положения
  • 5.2. Порядок государственной регистрации
  • Глава 11. Правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства и иных целей
  • § 1. Предоставление земельных участков
  • § 2. Правовой порядок предоставления
  • 2.1. Общие положения о предоставлении
  • 2.2. Особенности предоставления земельных участков
  • 2.3. Особенности предоставления земельных участков
  • 2.4. Организация и проведение торгов
  • § 3. Предоставление земельных участков для целей,
  • Глава 12. Правовая охрана земель и контроль за соблюдением земельного законодательства
  • § 1. Правовой статус и содержание охраны земель
  • § 2. Общие положения о земельном контроле
  • § 3. Государственный земельный контроль
  • 3.1. Органы, осуществляющие контроль,
  • 3.2. Содержание и порядок проведения
  • § 4. Иные виды земельного контроля
  • 1) Муниципальный земельный контроль.
  • 2) Производственный земельный контроль.
  • 3) Общественный земельный контроль.
  • § 5. Мониторинг земель
  • Глава 13. Экономический механизм регулирования земельных правоотношений
  • § 1. Платность использования земли
  • § 2. Формы платы за землю
  • 2.1. Порядок исчисления и уплаты земельного налога
  • 2.2. Льготы по уплате земельного налога
  • 2.3. Особенности исчисления и уплаты
  • 2.4. Арендная плата за землю
  • § 3. Кадастровая и рыночная стоимость земельных участков.
  • § 4. Льготный порядок выкупа земельных участков
  • Глава 14. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
  • § 1. Понятие и задачи ответственности
  • § 2. Виды ответственности за нарушение
  • 2.1. Уголовная ответственность
  • 2.2. Административная ответственность
  • 2.3. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность
  • 2.4. Дисциплинарная ответственность
  • 2.5. Принудительное изъятие земельного участка
  • Раздел IV. Правовой режим различных категорий земель
  • Глава 15. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
  • § 1. Понятие и общая характеристика земель
  • § 2. Особенности правового регулирования оборота
  • § 3. Реорганизация отношений в сфере владения
  • § 4. Субъекты права на земельные участки
  • § 5. Правовой режим земель коммерческих
  • 5.1. Право землевладения и землепользования
  • 5.2. Право землевладения и землепользования
  • § 6. Право землевладения и землепользования
  • § 7. Право землевладения и землепользования
  • 7.1. Правовой режим земель, предоставленных
  • 7.2. Правовой режим земель, предоставленных
  • 7.3. Правовой режим земель, предоставленных
  • 7.4. Правовое регулирование отношений,
  • § 8. Прекращение прав на земельные участки
  • § 9. Особенности изменения правового режима
  • Глава 16. Правовой режим земель населенных пунктов
  • § 1. Общая характеристика земель
  • § 2. Состав градостроительной документации
  • § 3. Правовой режим пригородных зон
  • § 4. Особенности изменения правового режима
  • Глава 17. Правовой режим земель промышленности, транспорта,
  • § 2. Правовой режим земель обрабатывающей промышленности
  • § 3. Право недропользования и правовой режим
  • § 4. Правовой режим земель железнодорожного транспорта
  • § 5. Правовой режим земель автомобильного транспорта
  • § 6. Правовой режим земель водного транспорта
  • § 7. Правовой режим земель воздушного транспорта
  • § 8. Правовой режим земель трубопроводного транспорта
  • § 9. Правовой режим земель, предоставляемых
  • § 10. Правовой режим земель, предоставленных для нужд
  • § 11. Особенности изменения правового режима
  • Глава 18. Правовой режим земель водного фонда
  • § 1. Общая характеристика правового режима
  • § 2. Государственное управление землями водного фонда
  • § 3. Правовая охрана водных объектов
  • Глава 6Водного кодекса рф, осуществляя специальное природоохранное правовое регулирование, непосредственно посвящена охране отдельных видов водных объектов.
  • § 4. Особенности изменения правового режима
  • Глава 19. Правовой режим земель лесного фонда
  • § 1. Понятие и общая характеристика лесного фонда
  • § 2. Государственное управление в сфере лесного фонда
  • § 3. Особенности изменения правового режима
  • Глава 20. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
  • § 1. Правовой статус земель
  • § 2. Правовой режим земель
  • § 3. Правовой режим земель природоохранного назначения
  • § 4. Правовой режим земель рекреационного назначения
  • § 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения
  • § 6. Правовой режим особо ценных земель
  • § 7. Особенности изменения правового режима
  • Глава 21. Правовой режим земель запаса
  • § 1. Земли запаса как самостоятельная целевая категория
  • § 2. Современное правовое положение земель запаса
  • § 3. Особенности изменения правового режима земель запаса
  • § 2. Государственное управление землями водного фонда

    В настоящее время государственное управление в области использования и охраны вод осуществляется в соответствии с общей системой государственного управления природными ресурсами. Оно подразделяется на общее и ведомственное. Общее государственное управление осуществляется: а) органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления); б) органами специальной компетенции (Министерство природных ресурсов и экологии РФ и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, их территориальные органы межрегионального уровня в каждом федеральном округе и регионального и межрегионального уровней в каждом субъекте РФ).

    Ведомственное управление землями водного фонда осуществляется соответствующими министерствами по различным отраслям экономики (Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору и т.д.).

    К полномочиям органов специальной компетенции (Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по недропользованию и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования), в частности, относятся:

    Осуществление контрольных и надзорных функций за использованием и охраной водных объектов на соответствующей территории;

    Деятельность по осуществлению государственного водного реестра;

    Разработка и организация деятельности по рациональному использованию водных объектов;

    Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия на водные объекты и ликвидация его последствий;

    Осуществление иных функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

    § 3. Правовая охрана водных объектов

    Глава 6Водного кодекса рф, осуществляя специальное природоохранное правовое регулирование, непосредственно посвящена охране отдельных видов водных объектов.

    Как установлено в ст. 55ВК РФ, мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений должны осуществлять собственники водных объектов, находящихся в частной собственности, исполнительные органы государственной федеральной власти в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и органы местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

    Как указывалось выше, полномочия органов государственной федеральной власти в данной сфере переданы органам государственной власти субъектов РФ, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Переченьтаких водоемов (обычно это водохранилища) утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р.

    В порядке осуществления охраны водных объектов от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности человека Водный кодексРФ устанавливает специальные охранные зоны:

    Береговая полоса водных объектов общего пользования;

    Водоохранные зоны;

    Прибрежная полоса.

    В соответствии со ст. 6Водного кодекса береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования и предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, ширина береговой полосы которых составляет 5 м.

    Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

    Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

    В соответствии с п. 8 ст. 27Земельного кодекса РФ, введенным Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВоднымкодексомРФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

    Статья 65Водного кодекса РФ устанавливает понятие водоохранных зон. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

    Водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда, и сегодня могут относиться к другим категориям земель. При этом правовой режим водоохранных зон, установленный ВКРФ, ограничивает использование земель других категорий (например, сельскохозяйственных), прилегающих к водным объектам.

    Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территорий городов и других поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

    Ширина водоохранной зоны на территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны измеряется от береговой линии.

    Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

    1) до 10 км - в размере 50 м;

    2) от 10 до 50 км - в размере 100 м;

    3) от 50 км и более - в размере 200 м.

    Для реки, ручья протяженностью менее 10 километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

    Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере 50 метров.

    Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

    В границах водоохранных зон запрещается:

    1) использование сточных вод для удобрения почв;

    2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

    3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

    4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

    В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Глава 7Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в РФ.

    В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

    Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до трех градусов и 50 м для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.

    Ширина прибрежной защитной полосы морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территорий городов и других поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных.

    На территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. При отсутствии набережной ширина прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

    В границах прибрежных защитных полос наряду с ограничениями, предусмотренными для водоохранных зон, запрещаются:

    1) распашка земель;

    2) размещение отвалов размываемых грунтов;

    3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

    Лесной кодексРФ леса, расположенные в водоохранных зонах, относит к защитным лесам. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов, определены ЛеснымкодексомРФ как особо защитные участки лесов. В соответствии сост. 102Лесного кодекса РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

    В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На особо защитных участках лесов, расположенных вдоль водных объектов, выполняющих берегозащитные функции, проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

    В соответствии со ст. 64Водного кодекса РФ в целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с Федеральнымзакономот 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Округ санитарной (горно-санитарной) охраны определяется как особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории определяютсяПостановлениемПравительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения". В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

    Федеральным закономот 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен запрет на захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

    Водным законодательством особым образом урегулирована охрана водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Для них устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с Федеральным закономот 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

    Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

    Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 введены в действие санитарные правилаи нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02". Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью их создания и обеспечения режима является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

    Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

    "

    Введение……………………………………………………………..…….……....3

    1.1. Понятие водного фонда………………………………………………....…...5

    1.2 Право собственности на водные объекты…………………..………….....…6

    1.3 Право собственности на водные объекты……………………………..…….8

    Глава 2. Правовое регулирование земель водного фонда

    2.1. Общая характеристика земель водного фонда………………..………….13

    2.2. Право собственности на земли водного фонда…………………….….…14

    2.3.Охрана водных объектов и земель водного фонда……………...……....16

    Заключение……………………………………………………………....………18

    Список использованной литературы и источников…………………….……19

    Введение

    Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов РФ и служат основой для развития производительных сил страны, увеличения производства материальных благ, решения социальных проблем, повышению благосостояния и культурного уровня жизни людей.

    Водная среда всегда выдвигается на передний план вслед за землей. Это важнейшая жизненная природная среда и осуществить право на благоприятную среду с каждым днем становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает катастрофические формы. Причинами этому являются большая территория страны, низкий уровень экологического воспитания населения и потребительское отношение к природе.

    Благополучная окружающая среда невозможна без нормального состояния земельных и водных ресурсов. В целом, Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами.

    В условиях глобального водного кризиса Россия имеет определенные преимущества, но они могут быть сведены на нет, если водопользование будет по-прежнему неэффективным, а вред, причиняемый водному фонду, столь большим.

    В связи с накопившимися экологическими проблемами стоит задача сохранить чистоту водных объектов и обеспечить их полноводность, которая является более чем актуальной, так как недостаточное внимание к водным ресурсам привело к резкому ухудшению состояния водной среды.

    Данная тема постоянно актуальна и носит неисчерпаемый характер в области правового режима защиты, охраны, использования, обладания правом собственности, контроля и ответственности за территориями водных объектов.

    Объектом моего исследования являются общественные отношения в сфере пользования водными объектами.

    Предметом – водный фонд РФ и земли, входящие в состав этого фонда.

    Цель моей контрольной работы – исследовать значение водного фонда РФ.

    Задачи, поставленные мной для достижения цели:

    Дать характеристику лесному фонду и отношениям, которые регулируются лесным законодательством

    Изучить правовой статус земель, входящих в состав лесного фонда РФ

    Глава 1. Общая характеристика Водного фонда

    1.1. Понятие водного фонда

    Россия - богатейшее государство планеты по запасам пресных природных вод, суммарный объем которых составляет около 50 тыс. куб. км. Это примерно 20% мировых запасов пресных подземных и поверхностных вод. Однако, высокая обеспеченность водными ресурсами не может оправдать их хищническую эксплуатацию. В нашей стране долго практиковалось нерациональное и малоэффективное использование этих незаменимых природных благ..

    1. Особенности правового режима земель водного фонда

    Земельное законодательство предусматривает правовой режим категории земель водного фонда, который наиболее приспособлен к охране водных объектов. В России и других странах СНГ названный правовой режим существует с конца 60-х гг. Имеются отдаленные аналоги этого института в США, Франции, Испании. Категория земель водного фонда по своему определению связана с водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями.

    Первоначальная редакция ст. 102 Земельного кодекса РФ 2001г. дает следующее определение земель водного фонда: «К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов».

    Как видно из этого определения, ЗК РФ вносит еще одно существенное дополнение, а именно: называет водоохранные зоны и зоны охраны водозаборов. Эти дополнения Кодекса были вызваны потребностями охраны экосистемы, желанием яснее выразить природоохранную функцию земель водного фонда, ибо они служат, помимо всего прочего, охранительным барьером сопряженных с ними водных объектов.

    В связи с принятием в 2006 году Водного Кодекса Российской Федерации была обновлена редакция ст. 102 ЗК РФ.

    В действующей редакции статьи 102 Земельного Кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли:

    • 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
    • 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

    На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

    В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

    Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.

    Таким образом, водоохранные зоны официально выпали из категории земель водного фонда. Однако это не означает, что в состав категории земель водного фонда категорически запрещено включать водоохранные зоны. Они могут быть во многих других категориях земель (земли поселений, земли водоохранных зон). Однако за этим «просто» скрывается более свободное обращение природопользователей и органов власти с землями водоохранных зон.

    Приведенные определения земель водного фонда, которые сформулированы в различных законодательных актах, постоянно совершенствовались, начиная с 1968г., когда впервые эти земли были выделены в самостоятельную категорию земель. Причем совершенствование осуществлялось путем корректировки перечня земель. Однако формулировка данной категории земель, содержащаяся в действующем ЗК РФ, не дает исчерпывающего перечня земель, охватываемых этой категорией. При этом полный перечень и невозможно дать. Следовательно, при определении категории земель водного фонда необходим другой критерий, и этот критерий должен делать категорию земель водного фонда единственной в своем роде. При выработке названного критерия следует исходить из того, что земли водного фонда обеспечивают сохранность и рациональное использование водных ресурсов, а также необходимы для образования и регулирования рукотворных водных объектов. Очевидно, в составе этих земель могут быть участки, занятые достаточно крупными водными объектами и гидротехническими сооружениями, а не единичными прудами сельскохозяйственного назначения. К сожалению, в настоящее время доля земель водного фонда в сравнении с общей водной акваторией России на удивление мала: она составляет 1,2% от общего земельного фонда. Это вызвано, в частности, тем, что землепользователи и органы власти не заинтересованы в отнесении хозяйственно ценных и инвестиционно привлекательных участков к категории земель водного фонда. Это будет означать существенные ограничения для всякого использования, не соответствующего целевому назначению. Упущения с учетом площади земель водного фонда имеют и еще одну причину - отсутствие должного внимания к водным объектам труднодоступных районов нашей страны, в которых могут таиться еще не освоенные водным хозяйством богатые запасы вод. Это, как правило, земли запаса.

    Вообще государственная форма собственности на большую часть водного фонда и земли водного фонда представляется необходимым условием для ведения полноценного водного хозяйства, гарантом его нормального развития.

    С другой стороны, Земельный кодекс существенно ограничивает оборот земель, занятых водными объектами и гидротехническими сооружениями. Согласно ст. 27 ЗК РФ «Ограничение оборотоспособности земельных участков», это означает передачу их в частную собственность лишь в случаях, установленных федеральным законом. Согласно ст. 27 ЗК РФ, к числу земель с ограниченным оборотом относятся участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

    Действующее же водное законодательство прямо и четко определяет исключительно государственную собственность на водные объекты, включая в их состав и земли, кроме прудов и обводненных карьеров.

    Земли водного фонда, будучи занятыми находящимися в государственной собственности водными объектами, согласно Налоговому кодексу, не признаются объектами обложения земельным налогом. Этот вопрос имеет свою предысторию. Еще недавно, согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», налог за земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, все-таки платили. При этом платить налог приходилось как за покрытые, так и за не покрытые водой земли, т.е. не только за дно, но и за берег. Теперь, со вступлением в силу гл. 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса РФ, землевладельцы и землепользователи освобождены от уплаты земельного налога за земли водных объектов. Данная налоговая льгота обусловлена теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством, в частности, в связи с целевым назначением земель водного фонда.

    Однако следует отметить, что сам факт перевода земельного участка в категорию земель водного фонда не означает автоматическое освобождение от земельного налога. Далеко не все земли водного фонда заняты водными объектами; согласно ст. 102 ЗК РФ, к ним также относятся водоохранные зоны, зоны охраны водозаборов, земли ГТС. При этом земли, занятые ГТС и водоохранными зонами, не названы в Налоговом кодексе в перечне участков, изъятых из обложения земельным налогом. Следовательно, они объекты налогообложения.

    Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

    • 1) создания особо охраняемых природных территорий;
    • 2) установления или изменения черты поселений;
    • 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
    • 4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

    В свою очередь, перевод участков других категорий в состав земель водного фонда должен регламентироваться другими статьями, посвященными другим категориям. В частности, согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельхозназначения возможен при непригодности для осуществления сельскохозяйственного производства земельных участков, и тогда они могут попасть в состав земель водного фонда. Однако должной детализации нет, поэтому, например, неясно, является ли образование водохранилища основанием для перевода участка в состав земель водного фонда. В статье 11 упомянутого Закона, посвященной переводу земель лесного фонда, говорится о нуждах энергетики, а гидротехническое строительство и наполнение водохранилищ происходит нередко именно для этого. Но об этом нужно догадываться. Да, в ст. 102 ЗК РФ сказано о резервировании земель в целях строительства водохранилищ, но указано, что это земли водного фонда.

    Поэтому земельное законодательство, и в частности ЗК РФ, нужно уточнять именно в вопросе о землях водного фонда, об их строгом режиме и формировании.

    Таким образом, правовой институт земель водного фонда не является достаточно развитым и полным. В связи с этим задавались даже вопросом принять отдельный закон о землях водного фонда, но с таким же успехом можно разработать федеральные законы по всем категориям земель.

    Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Надо отметить, что участки, занятые водоохранными зонами, не изымаются у владельцев, но имеют свой, специфический режим, ограничивающий действия частных лиц. Здесь важной проблемой является установление и соблюдение режима водоохранных зон, так как они занимают хозяйственно ценные и привлекательные для инвестиций земли.

    Таким образом, водоохранные зоны по определению лежат за пределами самого водного объекта, границы которого четко установлены законодателем. Однако собственники и пользователи водными объектами, согласно ст. 39 ВК РФ 2006г., обязаны вести регулярные наблюдения за водоохранными зонами, а также бесплатно и своевременно представлять результаты таких регулярных наблюдений в уполномоченные органы.

    Правовой режим водоохранных зон и их прибрежных защитных полос первоначально (до 2006г.) определялся ст. ст. 111 - 113 ВК РФ 1995г. и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996г. N 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах».

    Многие нормы данного Положения в несколько измененном виде вошли в ст. 65 ВК РФ 2006г. и, таким образом, получили большую юридическую силу.

    Согласно новому ВК РФ, в границах водоохранных зон запрещается:

    использование сточных вод для удобрения почв;

    размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

    осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

    движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

    С другой стороны, допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

    Кроме того, в границах первой полосы водоохранной зоны - прибрежной защитной полосы дополнительно запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.

    Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется специальными информационными знаками, оповещающими о соответствующих запретах использования.

    Ширина водоохранных зон водотоков и водоемов по-прежнему определяется исходя из длины водотока и площади акватории водоема, ширина прибрежных защитных полос - в зависимости от уклона берегов. В то же время учитывается специфика определения водоохранных зон для магистральных или межхозяйственных каналов, а также прибрежных защитных полос - для окаймленных болотами озер или же водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение.

    Правовые нормы о водоохранных зонах и их прибрежных защитных полосах необходимо неукоснительно соблюдать. Нередко не принимаются или не реализуются решения о выделении водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, довольно часто их режимы нарушаются. В настоящее время происходит возведение коттеджей прямо на берегах пригородных водоемов, водотоков и даже питьевых водохранилищ, а для некоторых хозяйственников распаханные вплоть до уреза воды сельскохозяйственные угодья являются чуть ли не предметом особой гордости. Подобные действия наносят экологический вред и действующим законодательством воспрещены.

    В настоящее время компетентные органы предпринимают усилия по восстановлению правопорядка в пределах водоохранных зон. Однако вряд ли их усилия будут иметь окончательный успех, если до сих пор нет адекватного налогового обложения владельцев прибрежных земель. Земли, занятые водоохранными зонами, не названы в Налоговом кодексе РФ в перечне участков, изъятых из обложения земельным налогом. Следовательно, они - объекты налогообложения. Последнее не представляется целесообразным: раз землевладельцы отягощены рядом ограничений, значит, они теряют возможность получения дохода от деятельности, которая воспрещена в водоохранных зонах и зонах охраны водозаборов. Поэтому можно в связи с этим предусмотреть некоторые налоговые и кредитные льготы. Вырученные деньги собственники недвижимости, расположенной в черте водоохранной зоны, смогут потратить на очистные сооружения и канализацию.

    Накопившийся большой опыт проектирования зон и полос рек, озер, водохранилищ послужил основанием для разработки Центром российского регистра гидротехнических сооружений и Государственного водного кадастра макета проекта водоохранной зоны водного объекта и его прибрежной защитной полосы. Он предусматривает подробное описание природных условий местностей: климат, рельеф, почва, растительный покров, геоморфологические, геологические, гидрологические, гидрогеологические характеристики. В проекте целесообразно указывать на предельные температуры воздуха, среднемноголетнюю сумму осадков, соотношение между площадью самого водного объекта и его водосбором, глубину залегания водоупоров, водоносных горизонтов и их водообильность, гумусность, кислотность, водопроницаемость почвенного покрова. Не обходятся вниманием и характеристики самого водного объекта: уровневые режимы, количество притоков, площадь акватории, источники питания и т.д. Предлагаются также и другие конкретные рекомендации. Так, в водоохранную зону главного водного объекта (река, озеро, водохранилище, море) входят притоки на расстоянии до 2 км от их устья, а также непосредственно примыкающая к котловине (чаше) водоема или к речной долине (если долина не шире 1 км) часть овражно-балочной сети. Таким образом, модель проекта приближается к пониманию того обстоятельства, что всевозможные защитные зоны и полосы должны быть ландшафтно обусловлены и подходить под профиль речной долины и озерной котловины.

    Кроме водоохранных зон, для защиты водных объектов устанавливают также округа санитарной и горно-санитарной охраны. Они предназначены защищать и сохранять природные лечебные ресурсы от загрязнения и истощения. В пределы названных округов могут входить месторождения минеральных вод, акватории и пляжи рек, озер, морей, а также рапа лиманов и озер. Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996г. № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» последние имеют довольно жестко регламентированный режим хозяйствования, проживания, природопользования.

    В приведенном акте содержатся весьма подробные правовые нормы относительно первой, второй и третьей зон названных округов. Так, например, в первой зоне запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, кроме связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях (с применением экологически безопасных технологий). Во второй зоне размещаются санаторно-курортные здания и сооружения, но запрещено размещение объектов, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха. В третьей зоне ограничено размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов.

    Проекты округов санитарной и горно-санитарной охраны разрабатываются организациями, имеющими на это лицензии, по заданиям, согласованным с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется как Земельным кодексом РФ, так и Водным кодексом РФ. Действуют также ряд федеральных законов, регулирующих особенности правового режима земель водного фонда на трансграничных площадях, в частности: Федеральный закон от 30 ноября 1995г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ» (с изм. от 10 февраля 1999г., 8 августа 2001г., 22 апреля, 30 июня, 11 ноября 2003г., 22 августа, 29 декабря 2004г., от 9 мая 2005г.); Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» (с изм. от 8 августа 2001г., 21 марта 2002г., 22 апреля, 30 июня, 11 ноября 2003г., 18 июля 2005г.). Также к землям водного фонда применяются ведомственные нормативные правовые акты. Например, Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» устанавливается порядок создания таких зон, а также определяется правовой режим земель, на которых они установлены.

    Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

    ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

    Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

    Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

    • а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
    • б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
    • в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

    При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

    Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

    На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать как для поверхностного источника водоснабжения.

    На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).

    Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений. При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

    Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

    Текстовая часть должна содержать: а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения; б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами; в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике; г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними; д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов; е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования; ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

    Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме: а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками); б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения; в) план первого пояса ЗСО; г) план второго и третьего поясов ЗСО с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.

    Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

    Санитарные мероприятия должны выполняться:

    • а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
    • б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.

    Задача 1

    охрана земля водный фонд

    Пашинцеву был предоставлен земельный участок размером 155 га в пожизненное наследуемое владение для разведения крупного рогатого скота. 0,5 га из этих земель Пашинцев сдал в аренду фирме «Весна» для создания зверофермы. Через 9 месяцев после предоставления земельного участка администрация района приняла решение об изъятии 0,5 га земель из владения Пашинцева на том основании, что они используются не по целевому назначении. Пашинцев обжаловал это решение.

    Какой орган, в каком порядке, и какое решение может принять по жалобе.

    Разрешение спора по данному вопросу находится в компетенции федерального суда общей юрисдикции, Пашинцеву необходимо подавать жалобу на действия администрации района. По результатам рассмотрения данной жалобы суд должен вынести решение об отмене решения администрации, так как создание зверофермы на предоставленном Пашинцеву участке является целевым использованием, и решение администрации об изъятии части участка у Пашинцева незаконно. Кроме того, в случае нецелевого использования участка или его части, изъятию подлежит весь участок, а не часть его.

    Задача 2

    Не смотря на многократные предупреждения инспектора районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, передвижная механизированная колонна без установления границ земельного участка в натуре и получения документа, удостоверяющего право на землю, ведет разработку каменного карьера на землях сельскохозяйственного формирования. Кроме того, мехколонна не проводит рекультивацию использованных для карьера участков в двух соседних хозяйствах.

    Председатель райкомзема постановил наложить на руководителя мехколонны штраф.

    Кто, в каком размере и порядке может наложить штраф за совершение земельных правонарушений?

    Председатель райкомзема направляет материал об административном правонарушении с вынесенным им постановлением о наложении штрафа в федеральный суд общей юрисдикции. Суд рассматривает материал и решает вопрос о привлечении руководителя мехколонны к административной ответственности и наложении штрафа в размере от 100 до 500 МРОТ.

    Задача 3

    В администрацию края поступили жалобы от ряда сельскохозяйственных предприятий на органы железнодорожного и воздушного транспорта, которые запрещают им возводить постройки жилищного и культурно-бытового назначения на земельных территориях, прилегающих к землям этих видов транспорта, но не изъятых из использования предприятий.

    Составьте ответ на жалобы.

    В соответствии с действующим законодательством, земли прилегающие к территориям земель железнодорожного и воздушного транспорта, хотя и не изъяты из использования предприятий, но имеют ряд ограничений в отношении их использования, в том числе закон ограничивает постройку на землях данной категории постройки жилищного и культурно-бытового назначения. Таким образом действия органов управления предприятий железнодорожного и воздушного транспорта не противоречат закону.

    Список использованной литературы

    Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. от 01.01.2008) от 03.06.2006 N 74-ФЗ// СПС «Консультант+»

    Водный Кодекс Российской Федерации от 11.07.2004г. // СПС «Консультант+»

    Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997. № 112-ФЗ // СПС «Консультант+»

    Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ // СПС «Консультант+»

    Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (в ред. от 05.02.2007) // СПС «Консультант+»

    Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан» от 15.04.1998. № 66-ФЗ // СПС «Консультант+»

    Голицынский пограничный институт ФСБ России

    Факультет дополнительного профессионального образования

    Кафедра гражданско-правовых дисциплин

    по предмету "Земельное право"

    на тему: "Правовой режим земель водного фонда"

    Слушатель группы №718

    Рыбакова Анна Леонидовна

    Научный руководитель:

    Преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин

    майор Стецюра Олег Леонидович

    Введение

    Земли водного фонда

    Заключение

    Введение

    Известно, что природа и ее богатства являются национальным достоянием народов РФ, и здесь не стоит вопрос о праве собственности на природные богатства. Национальное достояние и есть то, что принадлежит всему народу (народам) РФ и служит основой для развития производительных сил страны, увеличения производства материальных благ, решения социальных проблем, повышению благосостояния и культурного уровня жизни людей.

    Водная среда (воды) всегда выдвигается на передний план вслед за землей. Это тоже важная жизненная природная среда. К водам относятся моря, океаны, реки (в т. ч. малые), озера, каналы, водохранилища, пруды, другие водоемы, ледники, подземные воды. Воды играют также климаторегулирующую роль. Состав водных объектов дается в Водном кодексе. Воды в то же время - экономический природный ресурс.

    В нашей работе речь пойдет о землях водного фонда. Тема постоянно актуальна и носит неисчерпаемый характер в области правового режима защиты, охраны, использования, обладания правом собственности, контроля и ответственности за территориями водных объектов.

    Цель написания работы:

    изучить общие положения о землях водного фонда, об их составных частях и объектах, содержании прав и способов их защиты;

    получить представление о системе, месте земель водного фонда среди общественных отношений.

    рассмотреть особенности регулирования правового режима и его значение.

    изучить какие объекты водного фонда, находятся в государственной, муниципальной и частной собственности.

    Изучение вопроса о землях водного фонда актуально и по причине количества нарушений в этой области. Несмотря на четкие разграничения в земельном законодательстве Российской Федерации всегда имеет место проблема владения, пользования и распоряжения участками данных земель юридическими и физическими лицами.

    Тема реферата, ее теоретическая часть, широко изучена специалистами в области юриспруденции, такими авторами как Чубуков Г.В., Нецветаев А.Г., Крассов О.И.

    Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка нормативных правовых актов и литературы, выполнена в соответствии с рекомендациями по написанию письменных работ Голицынского пограничного института ФСБ России, основана на трудах вышеперечисленных ученых юристов, а также с учетом личного мнения автора реферата.

    правовой водный фонд земля

    Земли водного фонда

    К землям водного фонда относятся земли:

    покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

    занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах;

    На землях покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

    В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

    Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством (ст.102 ЗК РФ).

    Земли водного фонда занимают значительную часть территории России - приблизительно 19,4 млн. га. Из них под водой 18,5 млн. га. Это, прежде всего водо-покрытые земли, которыми считаются участки земли, постоянно или хотя бы большую часть года находящиеся под водой.

    Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

    Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.

    Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 г. № 1404 было утверждено Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, согласно которому водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

    В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.

    Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) содержит Водный кодекс РФ. В его содержание входят основные положения, принципы водного законодательства и др.

    Подводя итог по первой главе можно сделать вывод, что законодательство РФ четко разграничивает понятия и действия по отношению к землям и водным объектам. Мы уяснили, что земля - это первооснова всей природы и ее объектов. Все другие объекты - на земле, под ней и над ней, неразрывно с ней взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому тот ряд общественных отношений, возникающих по поводу водных объектов и водоохранных зон, есть причина, при которой необходимо правовое регулирование и установление правового режима земель водного фонда.

    Особенности правового режима земель водного фонда

    Уяснение понятия "правовой режим земель" является необходимым для выявления сути земельного права как регулятора земельных отношений, поскольку именно через данное понятие отражается особый характер регулирования общественных отношений, возникающих по поводу земли.

    В науке земельного права под правовым режимом земель понимается совокупность правовых норм, определяющих сущность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, управления в сфере охраны и использования земель, правовой охраны земель, а также мер юридической ответственности за земельные правонарушения.

    В практическом смысле правовой режим земель можно определить как установленный в законодательстве порядок их охраны и использования.

    Понятие "правового режима земель" применимо как ко всем землям Российской Федерации (общий правовой режим земель), для отдельных категорий и видов земель (особый правовой режим) и для конкретных, индивидуально определенных земельных участков.

    Особенностью регулирования правового режима земель водного фонда является бассейновый принцип, в основу которого положено не административно-территориальное деление РФ, а применительно к бассейнам основных рек. Этот принцип исключает участие местных администраций в решении вопросов использования водных объектов и их охраны.

    Определяющее значение для правового режима земель водного фонда имеет режим водных объектов. Поэтому все, что является характерным и специфичным для использования вод (комплексность и множественность субъектов их использования, отсутствие постоянного закрепления земель вдоль береговых полос за какими-либо субъектами пользования и т.д.) присуще и этим землям.

    Несмотря на то что, земли водного фонда состоят из двух частей, они обладают определенным единством, поскольку служат целям рационального использования и охраны вод как одного из видов природных ресурсов, которые в соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации, как и земли, используются и охраняются в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Здесь находит свое объяснение и специфика правового режима, установленного для этих земель и находящегося в непосредственной зависимости от правового режима вод.

    Неразрывная связь водопользования и землепользования определяется прежде всего, природной органической связью воды и земли, поскольку водные объекты (кроме подземных вод) занимают определенные земельные площади. На состояние водных объектов может оказывать влияние и деятельность, осуществляемая не только на водо-покрытых землях, но и на других землях водного фонда, а также за их пределами. Неразрывная природная и юридическая связь водо-покрытых земель водного фонда влияет также на право собственности и иные права на соответствующие земли, которые зависят от соответствующих прав на весь водный объект, и об этом речь пойдет в следующей главе работы.

    Право собственности на водные объекты

    Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. Под ним понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющих границы, объем и черты водного режима.

    В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты. Под ними понимаются небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностны ми водными объектами (замкнутые водоемы).

    Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

    Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из закона.

    Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ст.35 ВК РФ).

    В федеральной собственности находятся:

    поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов Федерации; подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации;

    водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

    водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения; иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

    Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. Часть полномочий по ее управлению может быть передана органам исполнительной власти субъектов Федерации. В собственности субъектов Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Федерации и не отнесенные к федеральной собственности.

    Полиса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств, ширина бечевника не может превышать 20 метров.

    К собственности субъектов Российской Федерации относятся водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории ее субъектов и не отнесены к федеральной собственности.

    В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, расположенные на территории соответствующих муниципальных образований.

    В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Практически это означает, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться указанные водные объекты, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц.

    Право пользования водными объектами возникает на основании лицензии и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Лицензия на водопользование выдается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а договор заключается с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или с органами нескольких субъектов, если речь идет о пользовании водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

    Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. Этот документ признается одним из оснований возникновения прав пользования водным объектом. Он может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов. Лицензия вступает в силу после регистрации.

    Распорядительная лицензия является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, на основании которого осуществляется переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому.

    Договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта Федерации с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части. Названный договор может быть заключен в следующих видах:

    договор долгосрочного пользования водным объектом;

    договор краткосрочного пользования водным объектом;

    договор установления частного водного сервитута.

    Договор пользования водным объектом считается заключенным с момента его регистрации специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. К таким договорам применяются положения гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде, если иное не установлено ВК РФ.

    После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным (ст.58 ВК РФ).

    Водный сервитут (частный) - это право ограниченного пользования третьими лицами водным объектом, предоставленным в долгосрочное или краткосрочное пользование. Оно возникает в силу договора либо (в случае спора) на основании судебного решения (ст.43 ВК).

    Ответственность за нарушение правового режима

    Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах установлены виды запрещенной деятельности в пределах водоохранной зоны. Они включают:

    проведение авиационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод; складирование навоза и мусора; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов; размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садовоогородных участков; проведение рубок главного пользования; проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

    На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила и использования, исключающие загрязнения, засорение и истощение водных объектов.

    В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным выше ограничениям запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

    Установление запретов всегда влечет за собой установление определенной ответственности за нарушение или невыполнение требований, предъявляемых в области охраны и пользования землями водного фонда. Все запрещающие действия несут особенный смысл и имеют тесную связь в сфере государственного управления земельными ресурсами страны. Прежде всего, это связано с применением различных правовых норм в единой среде.

    Ответственность за правонарушение в области охраны и использования земель предусмотрена Земельным кодексом РФ, ей посвящена Глава ХIII.

    Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

    Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

    Что касается дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения:

    Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

    Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, дается в ст.76 ЗК РФ.

    Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

    Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

    Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

    Заключение

    Таким образом, в нашей работе были рассмотрены и изучены общие положения о землях водного фонда, об их составных частях и объектах, содержании прав и способов их защиты.

    Мы уяснили, что водопокрытие земли - это земли, находящиеся под внутренними морскими водами, территориальным морем Российской Федерации, реками, озерами, водохранилищами, прудами и т.д. и составляющие честь земель водного фонда.

    Другой составной частью земель водного фонда являются прилегающие к водоемам земельные участки, имеющие своим назначением обслуживание водохозяйственных сооружений и обеспечивающие нормальную эксплуатацию и охрану водных объектов.

    Также мы имеем представление о системе, месте земель водного фонда среди общественных отношений, которые играют важную роль в рациональном использовании природных ресурсов земель водных объектов. Ведь известно, что любые правоотношения не остаются бесконтрольными. Таким образом, государственный контроль за использованием земель водоохранных зон является усиленным, это обусловлено их большой важностью в организации надлежащего землепользования и охраны окружающей среды.

    Нами рассмотрены особенности регулирования правового режима земель водного фонда и его значение. Изучены, какие объекты водного фонда, находятся в государственной, муниципальной и частной собственности.

    Подводя итог, по всем пройденным вопросам нельзя говорить о краткости рассматриваемой темы. Ведь пока существует наша планета Земля, пока живет всё живое, пока человек использует для своих нужд природные ресурсы, будут существовать и изменяться методы управления и регулирования в этой области. Всегда будут возникать общественные отношения по поводу владения, распоряжения и пользования исследуемыми объектами и территориями. Новаторства в законодательстве также будет сопровождать все действия, совершаемые по поводу земель водного фонда, так как любое действие должно быть закреплено законом и иметь определенные последствия.

    Список используемой литературы

    Нормативно-правовые акты:

    .Конституция Российской Федерации, принята в 1993 г.;

    2.Водный кодекс Российской Федерации (от 03 июня 2006 г. № 74 ФЗ);

    .Земельный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 11 марта 2011 г.) Федеральный закон от 25 октября 2001 г. №137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";

    .Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и прибрежных защитных полосах".

    Научная литература:

    1.Крассов О.И. Земельное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 56 с.;

    2.Нецветаев А.Г. Земельное право: Учебно-методический комплекс. - М.: изд. центр ЕАОИ, 2008. - 386 с.;

    .Чубуков Г.В. Земельное право России, Учебник для студентов ВУЗ, обучающихся по специальности "Юриспруденция", - М.: 2002 г. - 328 с.

    Материал сети "Интернет":

    . #"justify">* Дополнительно использовался фрагмент из курса лекций "Земельное право" ГПИ ФСБ России по теме №8 Гл.2 "Земли водного фонда".