Оформление прилегающего земельного участка в собственность. Что в себя включает придомовая территория частного дома? Правила разграничения территории

По разделу земли прилегающей к моему участку и участку соседей. Вы можете помочь?

Что означает прилегающая к участкам земля? Разделу подлежит земля, находящаяся в совместной собственности. Прилегающая к участкам земля может быть муниципальной или иного собственника. Вопрос Вам нужно уточнить.

Александр Игоревич т. 8 902 865 67 88
Email: [email protected]

Вопрос конечно интересный. Желательно посмотреть документы. Раздел земли - кто собственник этой земли? Если не Вы и не сосед то кто? Если Вы собственники однако не можете правильно проложить границу то это уже другое дело.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Можно ли оформить землю прилегающую к участку в аренду, если это земля общего пользования. И к кому обращаться?

Обращайтесь к арендодателю участка.

Добрый день, Татьяна. Обратитесь в администрацию вашего поселения

можно, но обращаться нужно к собственнику - то есть администрации МО




Законодательная база гласит, что определения «придомовая территория частного дома» в документальном виде и с соответствующими расчетами в законах не существует.

Это словосочетание обозначает земельный участок возле конкретного частного домостроения, в котором нуждается сам владелец. Такая территория необходима ему для обслуживания личного недвижимого имущества и свободного ведения хозяйства.

Этот участок домовладелец может арендовать, получить право частной собственности на него или же участок может находиться в бездомном пользовании. На границе этой территории можно, например, ставить забор или ограждение, хранить дрова и т.д.

Таким образом, отгороженная забором внутренняя часть земли владельца частного дома также входит в его собственность. Территория, находящаяся с внешней стороны забора, собственностью домовладельца не считается и является чаще всего муниципальной или, в редких случаях, ничейной.

На пользование участком, находящимся около забора, претендуют те лица, которые способны в документальном виде подтвердить и доказать свое право на владение (например, для передвижения автомобиля в гараж или провоза различных грузов).

Одна из особенностей владения таким участком — возможность обладания им сразу нескольких человек.

Для определения метража придомового участка, на уровне закона существует целый перечень документов, согласно которому этот участок определяется, как придомовая территория.

Информация для определения самого участка, его размера и возможных прав на него может содержаться в:

Расчет придомового участка производится по формуле, включающей такие параметры, как общая площадь помещений всего дома (Sr) и удельный показатель части участка земли (Ypz), который рассчитывается согласно СниПов. Данные для его расчета берутся именно на момент строительства дома.

Такая формула расчета пригодна для земельных участков, находящихся вокруг многоквартирных домов. Для частного же сектора норма такой территории и расчет количества возможных метров придомовой территории отсутствуют.

Для определения размера такого участка территории частного домостроения (арендованной или находящейся в собственности) необходимо:

  • Составление плана с границами территории, с нанесением всех имеющихся построек;
  • Обозначение на этом плане метража придомовой территории, находящейся в городской собственности;
  • Проведение переговоров с собственниками соседних частных домовладений, права которых могут быть затронуты и поиск общего взаимовыгодного решения;
  • Обращение в органы местной государственной власти для законного закрепления прав на владение данным придомовым участком.

Прилегающий к забору земельный участок можно сделать своей собственностью или взять его в аренду.

Для документального закрепления таких прав и законного оформления участка необходимо иметь записи в свидетельстве о праве собственности или договоре купли-продажи недвижимости, зарегистрированный в БТИ (если покупка происходила до 1998 года).

Правила разграничения территории

Федеральный закон, который устанавливает границы частных участков, предусматривает обязательную согласованность с лицами, которые заинтересованы в переделе данного участка на общем собрании (уведомление о проведении такого собрания вручается не позднее чем за 1 месяц до самого собрания).

Отказавшиеся от посещения общего собрания лица, но получившие соответствующее уведомление в надлежащие сроки и не выразившие своего отношения с предстоящим межеванием в письменном виде, считаются как согласные с таким межеванием (отмечается в специальном акте).

После проведения процедур согласования со всеми заинтересованными лицами и выдачи им соответствующего извещения, лицо, заинтересованное в разграничении обязан поставить этот участок на кадастровый учет.

Однако, даже такая последовательность действий и строгое следование законодательству не исключает возможных споров о том, сколько метров и какой участок придомовой территории частного дома перешел в право собственности или аренду домовладельца.

Право на аренду

Придомовая территория частного дома может браться собственником в аренду согласно порядка, установленного Земельным кодексом.

Для этого собственник частного домостроения должен обратиться в органы местного управления с необходимым заявлением на право такой аренды и получения соответствующих документов, в которых будет установлен размер этой территории, количество метров и установленная арендная плата.

Стоит учитывать, что при наличии важных коммуникаций, проходящих по этой территории, в случае уменьшения уличного пространства при переходе права собственности, расположение на историческом или культурном месте, а также нахождении участка в собственности у других домовладельцев это может стать основанием для отказа в присуждении прав аренды или праве собственности.

Учитывая то, что размер земельного участка, прилегающего к домостроению не определен законодательно, его можно определить самостоятельно из документов о праве на собственность частным домом.

Площадь и количество метров вокруг дома закреплены в кадастровом паспорте. После осуществления процедуры приватизации в него вносится не только сам факт собственности на постройку, но и сколько метров вокруг дома принадлежит собственнику с указанием геометрии этого участка.

Органы местного административного управления достаточно часто возлагают на домовладельцев обязанность поддерживать надлежащий внешний вид и следить за соблюдением чистоты и за забором с внешней стороны на участке, законодательно не являющимся придомовой территорией частного дома, но который может стать таким по соответствующему постановлению муниципальных органов.

Обычно, расстояние 1-1,5 метров принимается муниципальными органами, как придомовая территория, чистоту и порядок на которой должен обеспечивать собственник.

На вопрос о том, сколько метров может быть размер участка прилегающей к частному домостроению земли следует отвечать исходя из того, какая территория имеется ввиду: за забором или внутри забора.

Та территория, которая расположена с внутренней стороны забора вокруг самого дома определяется согласно кадастровому паспорту, а та что находится с наружной стороны – является муниципальной собственностью. Исходя из потребностей домовладельца, границы этой территории могут быть расширены в порядке, установленном законом.

С распадом Советского Союза Земельное право претерпело значительные изменения. В российском законодательстве вопросы об аренде участков решаются с опорой не только на Земельный Кодекс (ЗК), но и на ряд федеральных законов, а также, на Гражданский Кодекс (ГК).

В итоге, у граждан возникает масса вопросов, которые даже для юристов оказываются спорными. И если с оформлением участка проблем, как правило, не возникает, то аренда части земли или прилежащих к участку территорий вводит многих граждан в затруднение.

Особенности оформления

К сожалению, приобрести участок могут не все. Единственным выходом остается аренда всего или части земельного участка у физического или юридического лица. Процесс это трудоемкий, но при правильном подходе вполне осуществимый. И начнем мы рассказ с правил оформления земельного участка в аренду.

Правила

В таком кропотливом деле как оформление , например, существует масса подводных камней, которые могут свести ваши усилия на нет. Приводим ряд советов, следуя которым, Вы сможете избежать многих неприятных моментов.

  • Внимательно проверяйте . Он должен быть составлен юридически грамотно и содержать такие сведения:
    • Реквизиты бумаги, согласно которой арендодатель имеет право свободно распоряжаться данным участком и сдавать его;
    • Характеристику участка. Надел должен иметь кадастровый номер, адрес (указание на расположение) и установленную площадь;
    • Четкое определение размера арендной платы и график ее внесения.
  • Арендуя землю не у собственника, требуйте бумагу, на которой будет изложено согласие хозяина земли на ее Вашим арендодателем (а для него – арендатором);
  • Для того чтобы снять муниципальный участок, нужно написать заявление и собрать такой пакет бумаг:
    • Паспорт (для физлица). Выписка из ЕГРЮЛ, а еще заверенные копии учредительных бумаг (для организаций, юрлиц);
    • Выписка ЕГРП, заключающая, что прав на участок нет;
    • Решение администрации формировать участок;
    • Кадастровый паспорт, выданный на участок;
    • Документы, подтверждающие, что вопросы со всеми заинтересованными инстанциями улажены.
  • Помните, что можно выиграть лишь имея правильно оформленные документы. Преимущество Вам может дать собственность, расположенная на разыгрываемом участке;
  • Межевание муниципальных земель лучше доверяйте компаниям, заслужившим авторитет в этой области. Полученные после данной процедуры сведения (глубина залегания вод, уровень над морем и пр.) нужно передать в Управление Земельными ресурсами. Там же Вы получите разрешение на аренду;

Помните: договор на аренду сроком более года подлежит обязательной регистрации в ЕГРП. Если до Вас землю уже снимали и в реестр вносили, подавать кадастровый паспорт не нужно. Однако когда речь идет об аренде части надела, нужно подать в ЕГРП план, где данная доля отмечена.

Этапы и процедура

Теперь расскажем про основные моменты процедуры регистрации аренды земельного участка. Итак, <оформление земельного участка в аренду происходит в несколько этапов:

  • Выбор участка. Вы можете самостоятельно подобрать участок, запросить в администрации план местности и уточнить, есть ли у него хозяева;
  • Если аренда возможна, будет проведен аукцион. Вы, также, можете поучаствовать в аукционе, инициированном властями или другим претендентом на участок;
  • Выигрывает в аукционе тот, кто предлагает более высокую цену. Договор на сам участок заключается самое большее на пять лет. Примыкающие к наделу земли, могут быть сняты на год. Вне аукциона право на аренду на продолжительный период (25 – 49 лет) получает собственник зданий, расположенных на участке;
  • Выиграв право на участок, Вы производите его межевание (если это муниципальная земля), оформляете кадастровый паспорт, обходите инстанции, которые выдают разрешение на возведение того или иного объекта, заключаете договор и регистрируете его (если срок аренды больше года).

Прилегающая территория

Когда Вы становитесь собственником недвижимости, земля под ней автоматически становится Вашей собственностью. Исключение составляют случаи, когда земля не принадлежала продавцу, а была арендована им. Новый хозяин получает исключительное право на приватизацию лежащей под домом и необходимой для его использования площади.

Образец договора аренды части земельного участка

Образец договора аренды части земельного участка (ч.1)

Образец договора аренды части земельного участка (ч.9)

Образец договора аренды части земельного участка (ч.10)

Образец договора аренды части земельного участка (ч.11)

Образец договора аренды части земельного участка (ч.12)

Образец договора аренды части земельного участка (ч.2)

Первое

Что я сделала, это выяснила, что по Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) в моем городе минимальная площадь вновь образованных участков – 6 соток, значит, я могу претендовать на покупку участка 2.4 сотки без торгов, так как площадь меньше норматива.

Второе

Надо было выяснить свободна ли эта земля и не находится ли она в аренде или в общем пользовании, а также в какой зоне использования по ПЗЗ находится этот свободный участок. Для этого я написала заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне Выписку из ПЗЗ на конкретный участок 10 соток с определенным кадастровым номером и прилегающий к нему участок. К заявлению я приложила распечатку с Публичной карты Росреестра со своими рисунками. Каждый должен уметь работать с Публичной кадастровой картой. Ровно через 30 дней я получила официальный ответ со схемами, из которого я поняла, что земля, на которую я претендую абсолютно свободна и можно начинать процедуру оформления.

Третье

Я заказала у кадастрового инженера Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за две тысячи рублей в течение трех дней Схема была готова. Дело в том, что к заявлению о присоединении участка должна прилагаться только Схема установленного образца и никакая друга не принимается во внимание.

Четвертое

Вот только теперь я подала заявление в Администрацию с просьбой о присоединении земельного участка к моему собственному, путем перераспределения из муниципальной площади с приложением на старый участок и Схемой на новый участок. Можно было, конечно сразу же подать заявление в Администрацию, а потом ждать согласия или отказа, но я решила сначала выяснить, что присоединяемый участок подходит для этой цели, а потом начать процедуру оформления в собственность , чтобы быть уверенной в положительном результате.

Пятое

Через 30 дней меня пригласили на подписание Протокола земельной комиссии, из которого я узнала о положительном решении вопроса. Я подписала Протокол, только после этого мне выдали Постановление об утверждении Схемы присоединяемого участка и только потом, на основании этого Постановления кадастровый инженер провел геодезическую съемку и подготовку не на маленький участок 2.4 сотки, а на весь будущий большой участок 12.4 сотки. Прошло еще 45 дней.

Шестое

Я подала новое повторное заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне в собственность участок 2.4 сотки путем перераспределения земли из муниципальной собственности за плату по полной кадастровой стоимости, то есть 55 000 рублей на тот момент за 1 сотку. Уже к этому заявлению я приложила все новые документы, Протокол, кадастровый паспорт на вновь образованный участок 12.4 сотки.

Седьмое

Через 30 дней мне позвонили из Администрации и предложили подписать Соглашение о присоединении участка путем перераспределения муниципальной земли, и оплатить стоимость, выкупаемого участка, в течение 10 дней после подписания Соглашения.

Восьмое

Подача документов на регистрацию права собственности на новый участок 12.4 сотки в Росреестр. Сначала я написала заявление об аннулировании старого участка, и тут же новое заявление на на новый участок 12.4 сотки. Через 30 дней я получила новое Свидетельство о регистрации права собственности на новый участок. Госпошлина составила 2000 рублей, а не 350 как на участок без строения, так как на этом участке уже увеличенном стоит жилой домик.

Вся процедура оформления заняла 9 месяцев, расходы всего вместе с выкупом получились 153 000 рублей, выкуп 137 000 рублей, а остальное побочные расходы на оформление, межевание, аренду. Вот еще есть нюанс, меня, можно сказать, заставили оплатить аренду за выкупаемый участок с 2009 года, так как именно столько я владею этим домом, Администрация посчитала, что я фактически пользовалась этим участком все это время. Так как аренда была недорогая, всего 7 800 рублей я не стала спорить, хотя до сих пор не могу понять насколько это правомочно это со стороны Администрации.

Я поделилась своим личным опытом, который будет полезен всем, желающим присоединить дополнительный земельный участок, а также , занимающимся оформительской деятельностью.

1Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации(далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Согласно п. 2 ст. 36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В соответствии с положениями ст.36 Жилищного кодекса РФ, ст.43 Градостроительного кодекса РФ, ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» граница земельного участка многоквартирного дома устанавливается на основании проекта межевания территории.

Утверждается проект межевания органом, уполномоченным Правительством Москвы, которым в настоящее время является Департамент земельных ресурсов города Москвы (департамент) (п. 5 приложения к постановлению Правительства Москвы от 11.03.2011 № 65-1111 «Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы»).

Разработанный проект межевания должен соответствовать требованиям градостроительного, земельного, жилищного и иного законодательства, в частности градостроительной документации, определяющей границы и градостроительное назначение участков территории, а также градостроительным нормативам и правилам.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, для дальнейшей постановки его на государственный кадастровый учет в целях регистрации на него общей долевой собственности осуществляется в границах, согласно проекту межевания квартала, разработанного Москомархитектурой, на основании заявления ЛЮБОГО собственника, за исключением земельных участков общего пользования (проезды, скверы, инженерные коммуникации, кабельные сети), которые в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежат приватизации и отчуждению из собственности города Москвы.

Формирование границ конкретного земельного участка для постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт производится Департаментом земельных ресурсов города Москвы на основании утверждённого проекта межевания в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.05.2006 № 352-ПП в режиме «одного окна».
Это теория. Теперь о практике.

Пока не сделано межевание и земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учёт - земля принадлежит государству, а в общедолевую собственность она переходит лишь после 2-x действий:
1. проведения межевания
2. постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт
(то есть формирование границ земельного участка).

До этого - земля под домом и вокруг него не является общедолевой собственностью, тут Вам нужно прочитать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Москва №10/22 29 апреля 2010 там внизу небольшой раздел Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома.

Именно поэтому власти Москвы не спешат делать межевание и формировать границы участков у многоквартирных домов, тогда они перестанут быть собственниками этих земель и не смогут самолично ими распоряжаться. Они пока что не спеша отрезают сколько им нужно земли и продают её или используют её так как им хочется. Строят на этой земле народные гаражи, парковки, магазинчики и т.д. и земля уходит от дома.

А если и формируют земельные участки, то стараются сделать это по границе(фундаменту) дома, объявив всю землю вокруг дома общественной, которая не подлежит приватизации в общедолевую собственность.

Для собственников помещений в многоквартирных домах Департамент земельных ресурсов разработал новый механизм оформления земельных участков в собственность. Москвичам теперь будут предлагать два варианта: выделение земельного участка по подошве дома либо по расчетным нормативам. Второй вариант предусматривает больший размер участка и обязательное проведение общего собрания.


Межевание - под общественный контроль

18 апреля в Московской городской Думе в рамках заседания комиссии по государственной собственности и землепользованию состоялся круглый стол на тему «Проблемы межевания жилых кварталов». В нем принял участие руководитель Департамента земельных ресурсов Москвы Владимир Ефимов, а также депутаты муниципальных собраний, руководители товариществ собственников жилья и специалисты в области землепользования.

Выступая перед собравшимися, Владимир Ефимов рассказал о политике города в области предоставления земельных участков под жилыми домами. «Когда к нам обращаются собственники, мы предлагаем им два варианта: выделение земельного участка по подошве дома либо по расчетным нормативам. Второй вариант предусматривает больший размер участка. Но необходимо понимать, что сегодня собственники несут расходы только по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Как только участок переходит к жителям, бремя расходов по его содержанию автоматически переходит к собственникам. А это уборка территории, уход за зелеными насаждениями. Это, наконец, земельный налог. При выделении участка по нормативу для квартиры площадью 60 кв.м. расходы по содержанию придомовой территории и уплату земельного налога составят, по нашей оценке, порядка 6 тысяч рублей в год. Кроме того, в большинстве случаев ни огородить, ни закрыть территорию для проезда, не представляется возможным. Так что при формировании участков возможны варианты, когда на них будут наложены публичные сервитуты, иначе Москва превратится в большое садовое товарищество. Все эти сведения и расчеты мы предоставляем собственникам, чтобы они понимали возможные ограничения и расходы. И они на общем собрании должны будут выбрать один из двух вариантов. Правда, выделить участок больше, чем заложено действующими нормативами, мы не можем», - рассказал Владимир Ефимов. По его словам, на сегодняшний день разработаны проекты межевания 1095 из 2840 городских кварталов. Сейчас в работе - 440 кварталов. Все остальные работы будут завершены до конца 2013 года.

Участники встречи задали руководителю Департамента земельных ресурсов большое количество вопросов, как частных, связанных с проблемами конкретного ТСЖ, так и общих, касающихся принципов межевания и предоставления земельных участков. По словам Владимира Ефимова, состоявшийся диалог для Департамента очень важен.

В свою очередь председатель комиссии МГД по государственной собственности и землепользованию Олег Бочаров (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил, что такой формат обсуждения был предложен впервые. «Я не помню, чтобы министр пришел, и сказал: я готов дать преференцию гражданам, пусть они решат, как им будет удобно», - заявил депутат, и предложил проводить подобные встречи регулярно. Кроме того, он призвал всех участников обсуждения присылать свои вопросы и предложения. И подчеркнул, что если будет выявлено несовершенство действующего законодательства, профильная комиссия Мосгордумы будет готовить соответствующие поправки.

«Весь имеющийся опыт надо обобщать. Это очень важно и полезно. Мы рассчитываем, что наш круглый стол станет постоянно действующим общественным советом, который будет корректировать ход земельной реформы», - отметил Олег Бочаров

Как оформить придомовую территорию в общую собственность

Советы составлены применительно к Москве, но полезны всем.
Согласно новому Жилищному кодексу, придомовая территория относится к общедомовой собственности. И от того, на кого оформлена земля, зависит многое: должен ли собственник квартиры платить земельный налог, кто принимает решения о благоустройстве придомовой территории. От решения оформлять или не оформлять землю зависит, что вы будете лицезреть из окон своего жилища: благоустроенный зеленый двор с детской площадкой или несанкционированные свалки и автомобильные стоянки.
Нельзя оставить без внимания еще и статью 7.1. Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ. Чиновник же у нас всегда прав. Конечно, мы можем чиновнику объяснять, что согласно разъяснениям Минюста России (письмо от 21 апреля 2006 года № 04/3201-Е3) и Минфина России (письмо от 17 мая 2006 года № 03-06-02-02/65), «если права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента их регистрации (пункт 2 статьи 8, статья 223 Гражданского кодекса Российской Федерации), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, пункт 5 статьи 16 Федерального закона «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ»), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер».
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ». Длительное время власти не охотно шли на оформление земельных участков в собственность, и сама эта тема долгое время находилось под запретом, однако с приятием указанных актов ситуация в значительной мере изменилась.

Законодательная база

Прежде, чем приступить к раскрытию этого вопроса – назовем основные правовые акты федерального уровня.
Чтобы каждый собственник помещения в многоквартирном доме имел представление о порядке оформления права общей долевой собственности на земельный участок под его многоквартирным домом, постараемся построить настоящую статью с пояснениями каждого шага действий на пути оформления участка земли в собственность. Но, прежде назовем отправные точки – федеральные нормативные правовые акты, в которых тем или иным способом прописаны права собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок под домом и прилегающую к нему территорию:
- Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации;
- Статьи 36, 37, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- Статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»;
- Статья 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 № 29 «Об утверждении инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества».
На основании этих нормативных правовых актов субъекты федерации принимают свои законы и постановления с учетом специфики их регионов.
На основе анализа указанных нормативных правовых актов следует выделить следующие шаги оформления прав на участок.

Шаг I. Проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Необходимость этого шага прописана в п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Порядок проведения общего собрания собственников помещений установлен ст.ст. 45 - 48 ЖК РФ. В соответствии с указанной нормой инициировать проведение общего собрания вправе любой из собственников помещений в доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Решения общего собрания принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании. Общее собрание собственников помещений в доме по указанному выше вопросу должно также уполномочить лицо на обращение в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка и приобретении прав на него. Общее собрание должно обсудить и принять определенное решение, по результату собрания должен быть составлен протокол, принято решение. К качестве хорошего методического пособия с полным комплектом образцов документов по организации общего собрания, его проведению составлению протокола может служить с некоторыми оговорками, а скорее поправками Постановление Правительства Москвы 3 июля 2007 г. N 569-ПП «Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома». В указанном выше Постановлении Правительства Москвы приводятся перечень необходимых документов и образцы документов в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в очной форме:


- Копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
- Лист регистрации собственников помещений или их представителей, принявших участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
- Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном законом порядке;
- Письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
- Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.
Там же приведен перечень и образцы необходимых документов для проведения собрания в форме заочного голосования:
- Заявление уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица о формировании земельного участка;
- Схема распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
- Копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
- Лист регистрации вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
- Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном порядке;
- Письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
- Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования.
Хочется обратить особое внимание на текст самого Заявления уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица о формировании земельного участка. «В целях реализации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: _______ от _________(дата), в соответствии с Жилищным и Земельным кодексами Российской Федерации, постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" прошу сформировать земельный участок, на котором расположен указанный дом, для предоставления в общую долевую собственностью собственников помещений в многоквартирном доме». Хочется порекомендовать собственникам более внимательно отнестись к выделенной фразе и сравнить ее с текстом в части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, касающегося описания общедомовой собственности - земельного участка. В этой статье говорится более шире: «земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке». По этому поводу на заседании Московского правительства возникла целая полемика. Одни предлагали ограничить участок стенами дома, другие дорезать к участку еще один метр от дома.
Руководитель земельного ведомства столицы В.Дамурчиев пояснил, что его департамент столкнулся с завышенными претензиями некоторых ТСЖ, представляющих интересы собственников жилья многоквартирных домов, по выделению земельных участков под их домами. "Если мы, межуя участок, будем оформлять его всего в паре метров от отмостки, то мы рискуем нарушить закон. А если мы будем оформлять землю в соответствии с современными нормами МГСН (Московские городские санитарно-технические нормы), то мы можем ущемить собственников жилья в соседних многоквартирных домах", - подчеркнул он. В свою очередь главный архитектор столицы Александр Кузьмин полагает, что "в соответствие с градостроительными нормами совсем необязательно выделять большие участки под один дом". "Земельные участки под многоквартирными домами для оформления в собственность необходимо нарезать строго в соответствие с функциональными нуждами самого дома", - указал он на заседании правительства. По мнению главы Москомархитектуры, участки же большей площади, например, под детские или спортивные площадки, должны формироваться "путем объединения интересов жителей нескольких домов, так как они обеспечивают жизнедеятельность всего микрорайона". Пример этой полемики чиновников на заседании правительства хочется завершить ст. 12 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве»: «Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности».
Завершая описание первого шаг отмечу, что весьма положительным является то, что Постановлением Правительства Москвы предписано Префектурам административных округов города Москвы, Управам районов города Москвы совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обеспечить оказание при необходимости содействия в проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу формирования земельных участков. Кроме того, префектурам административных округов города Москвы предписано:
1. Создать комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах;
2. На основании запроса уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица выдавать выписку из протокола заседания комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о соответствии представленных документов по принятию общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о формировании земельного участка требованиям законодательства;
3. Не требовать представления других документов, кроме документов, указанных в приложении к постановлению.

Шаг II. Обращение с заявлением о передаче земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников помещений в нем.

Необходимость этого шага исходит из требований п. 5, 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ. Обозначенная норма права подлежит применению в связи с тем, что порядок предоставления земельных участков под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников квартир должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность лиц – собственников недвижимого имущества, расположенного на этом земельном участке, который установлен п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в землеустроительную организацию за проведением землеустроительных работ;
В каждом субъекте федерации, назначены уполномоченные органы на прием заявлений о приобретении права собственности на земельный участок. Согласно Постановлению Правительства Москвы от 27.06.2006 № 431-ПП «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность» в Москве уполномоченным на прием заявлений о приобретении права собственности на земельный участок органом власти в г. Москве является Департамент земельных ресурсов. Как правило, в департаментах земельных ресурсов имеются свои информационные сайты, информационные стенды с образцами документов.

Шаг III. Обращение с заявлением о формировании участка.

Избранное Общим собранием собственников помещений уполномоченное лицо должно обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Такое требование содержит п. 3 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ».
Статьей 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определен порядок перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В ней сказано:
«1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом».
На основании проведенных землеустроительных работ орган местного самоуправления распорядительным актом (постановлением, распоряжением) утверждает проект границ данного земельного участка.
В качестве примера добавим, что на основании уже упомянутого ППМ № 431-ПП от 27.06.2006 г. таким уполномоченным органом власти в городе Москве также является Департамент земельных ресурсов.

Шаг IV. Формирование земельного участка.

Требованиями федерального законодательства (п. 4 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ») формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Хочется привести выдержки из любопытного документа, утвержденного Приказом № 123/1 от 29.09.2006 года Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
«Методические рекомендации для органов местного самоуправления по формированию земельных участков под многоквартирными домами.
2. Общие положения
2.1. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до 1 марта 2005 года, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
2.2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в порядке и на условиях, которые установлены гражданским и жилищным законодательством. Для передачи такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме не требуется издание специального распорядительного акта органов местного самоуправления. (Примечание автора: В некоторых иных субъектах федерации требуется издание распорядительного акта).
2.5. Состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».
2.6. Границы земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества устанавливаются по красным линиям, границам смежных земельных участков (при их наличии) и проездов, естественным границам, границам отвода магистральных инженерно - транспортных коммуникаций, если градостроительными требованиями не установлено иное.
2.7. В границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно - транспортной инфраструктуры.
2.8. При установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства.
2.9. Территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры подлежит передаче в собственность или аренду соб­ственникам помещений в многоквартирном доме только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.
2.10. Границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества устанавливаются органами местного самоуправления до 1 июля 2007 г.
2.11. Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность соб­ственникам помещений в многоквартирном доме бесплатно, определяется в зависимости от площади земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также с учетом прилегающих к ним территорий, необходимых для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания в многоквартирном доме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, а также доступ к этим объектам. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих участков, а также владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений.
2.12. Расчет нормативных размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется по методике, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 26.08.1998 №59«Об утверждении методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах».
2.13. Если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность соб­ственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством, и увеличение размеров земельного участка за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы передаваемого земельного участка многоквартирного дома устанавливаются по фактически существующим границам.
2.14. Сверхнормативная территория может быть передана соб­ственникам помещений в многоквартирном доме в собственность (за плату), аренду или безвозмездное пользование только при условии, что она в соответствии с утвержденной градостроительной и землеустроительной документацией не может быть использована в качестве самостоятельного объекта.
2.15. Разделение земельного участка, предоставленного в пользование нескольким многоквартирным домам, на несколько земельных участков осуществля­ется при совместном обращении в орган местного самоуправления полномочных представителей собственников помещений данных домов, желающих произвести размежевание данного участка с предоставлением проекта размежевания, выпол­ненного организацией, имеющей право выполнять данные работы».
Приведенные выше фрагменты ценны тем, что они показывают позицию властей региона действовать строго в рамках действующего законодательства и тем, что в документе даны конкретные ссылки на нормативные акты по установлению границ земельных участком под многоквартирными домами.
Что касается земельных участков в Москве, то тут ответственным за формированием участка является Департамент земельных ресурсов (ДЗР). Пунктом 11 Приложения № 1 Постановления Правительства Москвы № 431-ПП установлены некоторые особенности формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома.
Согласно п. 11.2, п. 11.3 указанного Приложения к Постановлению Правительства Москвы при формировании земельного участка ДЗР заказывает разработку заключения о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы.
ДЗР утверждает проект границ сформированного земельного участка на основании проекта межевания территории; обеспечивает изготовление за счет заявителя технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях, установлении и закреплении границ земельного участка с определением площади (при отсутствии сведений об инженерно-геодезических изысканиях); обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и изготовление кадастрового плана земельного участка.
Проект межевания территории необходим для установления размера и границ земельного участка (п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы «О землепользовании и застройке в г. Москве»). При этом, проект межевания территории разрабатывается за счет средств бюджета города Москвы в рамках реализации программ по проведению земельной реформы или иных средств.
Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории г. Москвы регламентирован Приложением № 4 к постановлению Правительства Москвы от 29.11.2005 № 941-ПП.
После подготовки проекта межевания квартала и его утверждения в установленном порядке, уполномоченное лицо обращается в органы Роснедвижимости для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Принятие решения о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность
Следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» сформированный и прошедший кадастровый учет земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, то есть, общая долевая собственность у собственников помещений дома возникает в силу закона.
Некоторые регионы своими нормативными документами (например, Ростовская область) не требуют для передачи земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме издания специального распорядительного акта органов местного самоуправления.
В Москве, например, Департамент земельных ресурсов осуществляет подготовку решения о безвозмездном предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в нем.
Решение о предоставлении земельного участка в г. Москве принимается Правительством Москвы или префектами административных округов (п. 8 ППМ № 431-ПП).
Так, согласно п. 5, п. 6 ППМ № 431-ПП префекты административных округов города Москвы принимают решения о безвозмездной передаче земельных участков в собственность на территории административных округов, за исключением территорий, относящихся к природному комплексу города Москвы, на основании заявлений:
- граждан или юридических лиц, в частной собственности которых находятся здания, строения, сооружения, общая площадь которых не превышает 3 тысяч квадратных метров;
- граждан или юридических лиц, в частной собственности которых находятся части нежилого здания (помещения в нем), расположенного на неделимом земельном участке, если общая площадь такого здания не превышает 3 тысяч квадратных метров и все помещения в здании находятся в частной собственности;
- граждан, обладающих земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
В остальных случаях решения принимаются Правительством Москвы.

Шаг VI. Возникновение права общей долевой собственности на участок.

В соответствии с п. 5 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» с момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Повторимся и напомним, что согласно разъяснениям Минюста России (письмо от 21 апреля 2006 года № 04/3201-Е3) и Минфина России (письмо от 17 мая 2006 года № 03-06-02-02/65), что «если права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента их регистрации (пункт 2 статьи 8, статья 223 Гражданского кодекса Российской Федерации), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, пункт 5 статьи 16 Федерального закона «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ»), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер».

Шаг VII. Государственная регистрация права общей долевой собственности.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Но, во избежание государственной регистрации прав иных лиц на земельный участок, перешедший в общую долевую собственность собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме уполномоченному лицу необходимо обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы для проведения государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок.
Целесообразно внести запись о возникшем в силу закона праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), что отвечает требованиям п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Для государственной регистрации прав собственников помещений в многоквартирном доме на общее имущество этого дома необходимы следующие документы:
- заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности (на каждый объект общего недвижимого имущества). (Заявление может быть подано уполномоченным общим собранием собственников лицом или представителем ТСЖ);
- документ, подтверждающий полномочия представителя собственников;
- документ об оплате государственной пошлины;
- сведения о собственниках и принадлежащих им помещениях;
- право устанавливающие документы на общее недвижимое имущество;
- технический паспорт дома.

ВАЖНО: ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ПРИДОМОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА.

1. Уважаемые жильцы – собственники помещений (квартира, комната). Вам, на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество, включая земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. Собственники помещения владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом (часть 1 и часть 2 статьи 36 ЖК РФ).

2.3емельный участок, если он образован и поставлен на государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность (часть 2 ст. 16 Закона «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 № 189 – ФЗ).

З.Государственная регистрация права собственности на помещение (квартиру, комнату) является одновременно государственной регистрацией права на общее имущество, куда входит земельный участок (ст.23 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ч.1 ст.36 ЖК РФ). Это право возникает в силу закона, а не после госрегистрации, как на приватизацию квартиры. Госрегистрация права на земельный участок носит заявительный принцип и не является обязательной, так как общее имущество уже учтено в соответствующих документах и принадлежит собственникам на праве общей долевой собственности. Это подтверждается и письмом Минфина РФ от 17.05.2006 № 03-06-02-02/65, а также письмом Минэкономразвития РФ и Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости от 13.09.2007 № ВС/1435.

4.Ранее учтенными земельными участками считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федерального Закона «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 № 28-ФЗ. Это положение закреплено и в ст.45 «Ранее учтенные объекты недвижимости» Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221 – ФЗ, вступившего в силу 1 марта 2008.

5.Согласно «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденным Министерством коммунального хозяйства РСФСР от 13.12.1968 г., в состав технической документации на объекты ЖКХ входил техпаспорт на объект и земельный участок, включая его описание. Это положение сохранено и в Постановление

Правительства РФ от 27.09.2003 г. Оплата уборки придомовой-территории рассчитывается из площади, указанной в технических паспортах ПИБ (БТИ), находящихся в Жилкомсервисах или в ГУ ЖА районов Санкт-Петербурга.

6.В России государственный кадастр был введен постановлением СМ РСФСР от 10 августа 1977 г. № 417. Данное постановление отменено в 1997 г. в связи с введением нового кадастра, учитывающего стоимость земли. Следовательно, все земельные участки проходили кадастровый учет и являются ранее учтенными.

7. Повторное межевание без признания первичного землеотвода под строительство ошибочным, либо умышленным нарушением действовавших на то время правоустанавливающих документов и норм считается противоправным деянием. Часть 4 ст.43 Градостроительного Кодекса РФ и Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 № 1223 закрепляют положение о том, что действующие границы земельного участка пересмотру не подлежат.

8.Межевание земельного участка по обрезу фундамента также является противоправным деянием, так как резко уменьшает размер земельного участка. Административная ответственность за земельные правонарушения определена ст. 74 ЗК РФ, а уголовная ответственность по ст. 170 УК РФ наступает за нарушение размера земельного участка, как объекта собственности и уменьшения размера налоговых платежей в бюджет.