Проблемы прекращения уголовных дел по реабилитирующим основаниям. Применение института прекращения уголовных дел по нереабилитирующим основаниям на практике

Закон четко предписывает основания для последующего прекращения рассмотрения уголовного дела и отмены по уголовному преследованию.

Закрытие дела по инициативе одной из сторон подразумевает полное завершение процесса следствия и рассмотрения в рамках заседания в суде. Однако подобные действия проводят лишь при особенных обстоятельствах, которые указаны в законе.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Особенности прекращения в предварительном расследовании

Под процессом по прекращению уголовного дела на этапе, называемом предварительным расследованием , понимают остановку тех мероприятий, которые характерны для этой стадии.

Остановка рассматриваемого дела в процессе расследования означает тот факт, что лицо освобождается от ограничения свободы, обвинений в его адрес, а также от любого вида преследования.

Прекращение по дальнейшему рассмотрению дела является одной из основных форм по приостановлению хода расследования по существу. Эта норма определена , а также из УПК РФ.

Прекратить развитие дела, находящегося в стадии проведения следствия , можно по имеющимся основаниям, которые приведены в главах под номерами и УПК РФ.

Если следствие прекращает меры по проведению уголовного преследования, тогда издается постановление. Копия по составленному ранее постановлению направляется в прокуратуру.

Отличие между прекращением преследования и приостановкой

Существует ли отличие прекращения уголовного преследования от прекращения уголовного дела, когда прекращается все производство по делу?

Меры, нацеленные на прекращение проверяемого дела, находящегося на этапе по предварительному расследованию , характеризуется его окончанием, где есть наличие определенных обстоятельств, которые исключают продолжение уголовного преследования по делу и создают условия для снятия оснований для дальнейшего преследования лица.

Между понятиями по прекращению уголовного преследования, а также остановкой уголовного вида дела есть ряд различий . Они заключаются в следующем:

  1. Основное отличие уголовного вида преследования от процесса по завершению уголовного процесса заключается в том, что процесс по предстоящему преследованию будет прекращен только по отношению к конкретному лицу .
  2. Характерная черта закрытия уголовного дела в том, что оно влечет за собой завершение мер по уголовному преследованию .

    При завершении действий по преследованию, завершение разбирательства по рассматриваемому делу не всегда будет прекращено.

Законодательные нормы

Нормы действующего закона направлены на урегулирование процесса по остановке дел уголовного характера, а также снятия дальнейшего преследования с граждан, которые были признаны непричастными к осуществленному нарушению правовых норм.

Остановка дела по осуществлению уголовного расследования — это сложный процесс в институте, который включен в уголовное право.

В законодательных нормах его регулирует ряд статей:

  • статьи главы 4 УПК РФ;
  • 212- УПК РФ;
  • и УПК РФ.

Для того чтобы узнать о том какие виды оснований для дальнейшего прекращения рассматриваемого дела существуют необходимо обратиться к закону. Они приведены в статьях 21-28 УПК РФ.

Если основания относятся не ко всем участникам дела , тогда следователь действует в соответствии с нормами статьи 27 из УПК РФ.

Основания

Понимание главных оснований для остановки действий по преследованию, а также уголовному разбирательству состоит из обращения к законодательным нормам.

В них четко обозначены причины, по которым лицо, которое является подозреваемым освобождается от ответственности или происходит закрытие проверяемого дела.

При обращении к нормам закона следует обратить внимание на статью 212 УПК РФ.

Она гласит о том, что в соответствии с ней уголовное преследование, а так же дело будет прекращено на основных имеющихся основаниях :

  • если не будет состава в изучаемом преступлении;
  • в связи с кончиной участника обвинения;
  • при истечении ;
  • если заявления, которое должно поступить от потерпевшего человека, нет в наличии;
  • отсутствие причасти подозреваемого лица к обстоятельствам дела;
  • постановление от прокурора или следователя о завершении уголовного производства;
  • примирение между сторонами или деятельное раскаяние;
  • при наличии акта, подтверждающего .

Нереабилитирующие

Под реабилитацией понимают действия направленные на полное восстановление прав и свобод гражданина, если они были нарушены.

Существуют основания, при которых дело прекратят, но эти причины не относят к реабилитации:

Каковы последствия прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям?

Прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию означает, что для лиц, которые были освобождены от уголовной ответственности, появляется препятствие для повторного преследования по этому же нереабилитующему основанию.

Для получения реабилитации

Существует ряд реабилитирующих оснований для прекращения дела . К ним относят:


Что является условием отказа от начала возбуждения?

Если наблюдается хотя бы одно из оснований, уголовное дело может не начинаться. К основаниям, по которым в возбуждении дела будет отказано , относят:

  • если потерпевший не подал заявление;
  • в результате кончины подозреваемого или обвиняемого человека;
  • если не нашлось состава в совершенном преступлении;
  • при отсутствии заключения суда о том, что присутствуют признаки преступления;
  • если нет события в совершенном преступлении или прошел срок по установленной давности в рамках рассматриваемого деяния.

Основания отказа в возбуждении уголовного дела:

Правила подачи ходатайства

Под ходатайством понимают документ, выдвигаемый от одного из заинтересованных лиц в рамках рассмотрения дела.

Правом на подачу этого документа обладают :

  • обвиняемый;
  • подозреваемое лицо;
  • эксперт;
  • потерпевшая сторона;
  • следователь, занимающийся рассмотрением дела;
  • другие лица, которые заинтересованы в исходе дела.

Для того чтобы судебный орган не отказал в принятии ходатайства нужно составлять его только при наличии веских оснований.

Правильное составление подразумевает соблюдение определенной структуры написания.

По структуре документ имеет следующую составляющую :

  1. Название суда, куда обращается заявитель, в этой же строке указывают точный адрес.
  2. Данные о заявителе, то есть его ФИО, адрес, также телефон и статус в уголовном деле.
  3. Суть подаваемого обращения.
  4. Обоснование, то есть предложение конкретных действий или сумм по возмещению принесенного ущерба.
  5. Проставление даты, а также подписи.

Существуют определенные нюансы составления ходатайства.

Название документа может быть «Заявление» или же «Ходатайство», что не имеет особенного значения.

Также следует ознакомиться с тем, что после закрытия уголовного дела человек уже не сможет быть привлечен дважды .

Подача ходатайства происходит на любом этапе, который относят к разбирательству уголовного дела. Однако его следует подать до вынесения приговора со стороны суда. В противном случае, когда приговор вступит в силу его не будут рассматривать в суде.

Если несколько подозреваемых

Если по материалам, проверяемым соответствующими структурами, будет освобождено только одно лицо, тогда, в соответствии с установленным законом, которым подчинено правосудие, уголовное дело будет продолжаться .

Обвинения снимаются только с лица, которые по результатам проведенной проверки не имели причастности к правонарушению.

Снятие обвинительных мер возможно, когда гражданин согласен с подобным решением и не препятствует его осуществлению.

Для остальных же подозреваемых лиц расследование будет продолжаться до того момента пока не будет вынесено решение в суде или в деле не откроются новые обстоятельства.

Существует возможность прекращения преследования лиц, обвиняемых в рамках уголовного дела или же остановка в процессе уголовного дела, если для этого присутствует хотя бы одна из причин , которая предусмотрена по нормам действующего законодательства.

Поэтому остановить мероприятия по уголовному делу можно на любой из его стадий, но только до вынесения приговора суда.

Автор статьи -

Совершение преступления всегда связано с наступлением ответственности, вследствие применения которой уголовное дело должно прекратиться. В УПК РФ предусмотрены реабилитирующие основания прекращения уголовного дела. Общее понятие о таких мерах дает осознание того, что законодательно урегулирован вопрос о легитимности применения наказания.

Основания прекращения уголовного дела

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает 5 оснований, позволяющих прекратить уголовное притязание со стороны правоохранительных органов:

  1. В отношении субъекта преступления, даже если лицо потенциально подозревается в противоправном деянии, определена непричастность.
  2. Само сведение о содеянном, например, на основании доказательственной базы, не содержит состава преступления, преступник погибает, истекает срок давности для этой категории дел, не определено событие преступления, жертвой не написано заявление по факту возбуждения дела, если только это может являться основанием. Выше перечисленные поводы могут возникнуть до момента возбуждения, но и явиться основаниями для прекращения преследования.
  3. Президент подписал в отношении осужденного акт об амнистии.
  4. Повторное возбуждение уголовного дела в отношении одного и того же преступного посягательства на то же лицо как при наличии судебного акта, так и при наличии действующего постановления следственных структур.
  5. И в частном случае, основанием для возбуждения уголовного дела в отношении Президента, который уже покинул пост, является отказ обеих палат Федерального Собрания от лишения его статуса неприкосновенности.

Часть этих оснований являются реабилитирующими (дающими право на компенсационные блага), так и нереабилитирующими (просто гасящими общественную опасность совершенного противоправного деяния).

Реабилитирующие

Все основания для получения компенсации ущерба для положения лица и его нормального морального состояния изложены в статье 133 УПК РФ. В ней дан исчерпывающий перечень осужденных и прочих лиц, в отношении которых применяется возмещение любого ущерба. Этот перечень не может иметь расширенного толкования:

  • находящееся под следствием лицо, которое ожидало приговора, будучи ограниченным в свободе перемещения, но после судебного заседания было освобождено в зале суда (оправдательный приговор);
  • в отношении такого лица обвинение в ходе судебного заседания не предъявляется, то есть прокурор или его заместитель отказываются от обвинения;
  • в ходе разбирательства по делу выясняется, что есть основания для его прекращения. Эти обстоятельства должны быть связаны с событием преступления либо личностью жертвы (основания рассмотрены выше);
  • для тех лиц, для которых вступила в законную силу отмена (как полная, так и частичная) неправомерного решения;
  • установлена в отношении обвиняемого непричастность к преступлению;
  • к преступнику не обосновано применили принудительные меры медицинского характера. Для этого также должно быть вынесено соответствующее постановление суда.

В некоторых государствах постсоветского пространства реабилитировать преступников возможно по тем же основаниям, что и в России (например, Украина).

Нереабилитирующие

УПК РФ разрешает прекращать уголовное преследование по нереабилитирующим основаниям. В отличие от первой категории, таких мер не так много, и все они не связаны с ущемлением прав подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Вина преступника неоспорима, а назначенное наказание справедливо.

Законодатель, в частности, разрешает прекращать уголовное преследование вследствие издания Указа об амнистии. Это поощрительная мера, которая применяется исключительно к тем, кто достиг цели наказания и не представляет опасность для общества (выдается характеристика о поведении преступника).

Также требовать реабилитации не имеют права те, кто не был привлечен к ответственности ввиду истечения сроков давности за совершенное злодеяние (неважно имело ли место приостановление такого срока).

Если преступник впервые совершил преступление небольшой степени тяжести и смог примириться с потерпевшей стороной, то он также не имеет оснований для требований возмещения вреда за уголовное преследование.

Замыкает нереабилитирующие основания отсутствие законного права привлечения преступления, то есть несоответствие нарушителя понятию субъекта. В частности, речь идет о возрасте привлечения к ответственности.

С какого момента у лица есть право на реабилитацию

Когда становится известно, что подозреваемый или обвиняемый получает право на реабилитацию, следует выждать определенные нормативные сроки для обращения в суд с требованием о компенсации. В любом случае первый срок составляет 10 дней, именно после истечения этого времени вступает в законную силу решение или постановление суда. Судебный орган направляет извещение о порядке подачи иска на восстановление в правах, истребование компенсации морального и материального ущерба в свою пользу.

Таким образом, процесс подготовки иска можно начинать с момента объявления оправдательного приговора суда или постановления об отмене незаконных действий в отношении правонарушителя. А подачу можно будет осуществить после получения извещения о применении права на реабилитацию.

Возмещение вреда

Возмещение вреда выражается не только в материальной компенсации, но и может быть осуществлено в рамках восстановления прав. Все эти издержки несет государственная казна. Более того среди возможных последствий (как предполагаемых, так и вероятных) отмечают:

  • доход от трудовой деятельности, которая велась до уголовного преследования;
  • оплату услуг защитников, которые привлекались по гражданско-правовому договору;
  • выплаченные по приговору суда штрафные санкции;
  • пенсионное обеспечение или иные социальные пособия за всё время нахождения под следствием;
  • размер стоимости конфискованного и обращенного в пользу государства имущества;
  • сумму, требуемую для восстановления здоровья;

прекращение уголовный дело судебный

Основания к прекращению уголовного дела и уголовного преследования - это закрепленные уголовно-процессуальным законом обстоятельства, установление которых в процессе расследования допускает или с необходимостью влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования. Эти основания разграничивают на реабилитирующие (п. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24 и п. 1, 4-6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ) и не реабилитирующие (п. 3, 4 ч. 1 ст. 24, ст. 25, ст. 26 и п. 3 ч. 1 ст. 27, ст. 28 УПК РФ).

Так, В.З. Лукашевич делит основания прекращения уголовных дел в зависимости от правовых последствий прекращения дела для лица, в отношении которого оно прекращается, на реабилитирующие и не реабилитирующие. Тот же критерий используют А. С. Барабаш и Л. М Володина. В свою очередь, В. Г. Степанов и В. В. Шимановский делят не реабилитирующие основания еще на две группы: не реабилитирующие основания, исключающие возможность применения к виновному мер административного, общественного или воспитательного воздействия, и не реабилитирующие основания, предполагающие обязательное применение мер административного, воспитательного или общественного воздействия.

Необходимо отметить, что в научной литературе перечень не реабилитирующих оснований определяется различно. Одни авторы исключают из него прекращение уголовного дела за истечением сроков давности и вследствие изменения обстановки. Другие считают, что изменение обстановки в связи с утратой совершенным преступлением общественной опасности, где отсутствует объективная сторона состава преступления, вследствие чего прекращение уголовного дела по данному основанию относится к частному случаю прекращения дела за отсутствием состава преступления, третьи полагают, что перечень нереабилитирующих оснований должен охватывать основания, содержащиеся в п. 3, 4 ст. 24, п. 3 ст.27 и ст.ст.25, 26, 28, 427 УПК РФ. Представляется, что основной тезис, по поводу которого и происходят споры, состоит в определении признаков, при наличии которых то или иное основание прекращения уголовного преследования следует считать реабилитирующим.

Вместе с тем для оценки основания прекращения уголовного преследования как реабилитирующего или не реабилитирующего немаловажное значение имеют и мотивы вынесения такого решения.

Таким образом, не реабилитирующее основание прекращения уголовного преследования может не исключать (и даже предполагать) констатацию совершения лицом преступления, т. е. содержать негативную социально-правовую оценку его деяния. В этой связи многие авторы отмечают, что к реабилитирующим основаниям прекращения уголовного преследования следует относить только те основания, которые «...содержат прямой ответ об отсутствии преступления или непричастности лица, влекут полное восстановление репутации лица, которая была поставлена под сомнение в процессе предварительного расследования или судебного разбирательства».

Именно такой подход позволяет указанным авторам отнести к реабилитирующим основаниям прекращения уголовного преследования только «...отсутствие событие преступления, отсутствие состава преступления и установления непричастности подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления». Все остальные основания, исходя из этой позиции, следует отнести к не реабилитирующим.

Оценивая приведенные подходы, полагаем, что последняя точка зрения является концептуально верной. Только при сочетании двух признаков - вывода о непричастности лица к преступления либо отсутствии самого преступления и возникновении права на реабилитацию - можно говорить о реабилитирующем характере основания прекращения уголовного преследования. Именно поэтому законодатель должен во всех остальных случаях предоставлять право лицу, в отношении которого решается вопрос о прекращении дела по не реабилитирующему основанию, право возражать против этого и требовать судебного разбирательства.

Вместе с тем, решая проблему классификации оснований прекращения уголовного преследования на реабилитирующие и не реабилитирующие, нельзя абстрагироваться от текста УПК РФ, где закреплено разделение оснований на две эти группы.

Во-первых, в ч.2 ст. 27 УПК РФ содержится перечень оснований прекращения уголовного преследования, которые требуют согласия обвиняемого на вынесение такого процессуального решения:

1) истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч.1 ст. 24 УПК РФ);

2) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3 - 5, 9 и 10 части 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п.6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

3) примирение сторон (ст. 25 УПК РФ);

4) изменение обстановки (ст.26 УПК РФ);

5) деятельное раскаяние (ст. 28 УПК РФ);

6) акт амнистии (п.3 ч.1 ст. 27 УПК РФ);

7) отказ Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п.6 ч.1 ст. 27 УПК РФ).

Каждое из этих оснований не исключает (может даже предполагать) констатацию совершения лицом преступления, что наряду с указанием на обязательность получения согласия обвиняемого на прекращение уголовного преследования позволяет оценить их как не реабилитирующие.

Однако УПК РФ содержит положения, опровергающие этот теоретически и нормативно обоснованный вывод. Так, в ч. 1 ст. 133 УПК РФ отмечается, что в случаях, предусмотренных частью второй указанной статьи, лицо имеет право на реабилитацию, включая право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме, независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

В п. 3 ч. 1 указанной статьи содержится перечень оснований прекращения уголовного преследования, которые влекут реабилитацию лица:

1) отсутствие события преступления (п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ);

2) отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

3) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 20 УПК РФ (п. 5 ч.1 ст. 24 УПК РФ);

4) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3 - 5, 9 и 10 части 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п.6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

5) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

6) наличие в отношении лица вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

7) наличие в отношении лица неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (п.5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

8) отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п.6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

В указанных случаях прокурор, следователь, дознаватель в постановлении признают за лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.

Реабилитация лица, прежде всего, предполагает возмещение имущественного вреда, который включает в себя возмещение:

1) заработка, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования;

2) конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда имущества;

3) штрафов и процессуальных издержек, взысканных во исполнение приговора суда;

4) сумм, выплаченных за оказание юридической помощи;

5) иных расходов.

В течение сроков исковой давности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, со дня получения копии документов, указанных в части второй статьи 133 УПК РФ, и извещения о порядке возмещения вреда, реабилитированный вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда в орган, постановивший приговор, определение, постановление о прекращении уголовного дела, отмене или изменении незаконных решений.

Реабилитация гражданина предполагает также компенсацию морального вреда. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение за причиненный вред реабилитированному. Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

Если сведения о задержании, заключении под стражу, временном отстранении от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, осуждении реабилитированного и иных примененных в отношении него незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или иными средствами массовой информации, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти - по требованию его родственников или по письменному указанию суда, прокурора, следователя, дознавателя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать об этом необходимое сообщение. По требованию реабилитированного, а в случае его смерти - по требованию его родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее четырнадцати суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или по месту жительства.

Таким образом, все перечисленные в п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ основания прекращения уголовного преследования, как влекущие реабилитацию гражданина, закон относит к реабилитирующим. Однако сразу возникает вопрос: как соотносится такой вывод в отношении оснований прекращения уголовного преследования, предусмотренных п.6 ч.1 ст. 24 УПК РФ, п. 6 ч.1 ст. 27 УПК РФ, с изложенными выше положениями ч.2 ст. 27 УПК РФ. Ведь прекращение уголовного преследования по этим основаниям, с одной стороны, требует получение согласия обвиняемого, а с другой - влечет его полную реабилитацию. Как уже отмечалось выше, прекращение уголовного преследования по перечисленным основаниям не исключает причастности лица к совершению преступления и даже допускает её.

Представляется крайне сомнительным, чтобы прекращение уголовного преследования по реабилитирующему основанию не содержало «… прямой ответ об отсутствии преступления или непричастности лица» и требовало получение согласия на вынесение такого процессуального решения от обвиняемого». Трудно согласиться и с тем, что все основания прекращения уголовного преследования, перечисленные в п. 3 ч.2 ст.133 УПК РФ, по своей сущности (правовой природе) должны влечь такое последствие как реабилитацию. Подобную позицию высказывает и А. Г. Кибальник, который пишет: «Наличие иммунитета должно рассматриваться как не реабилитирующее основание освобождения от уголовной ответственности. В связи с этим надо оговорить соотношение иммунитета и давностного срока привлечения к уголовной ответственности. Прекращение действия иммунитета в связи с утратой лицом особого юридического статуса означает возможность наступления уголовной ответственности только при соблюдении давностного срока. Лишь его истечение «реабилитирует» преступление и преступника. Освобождение от ответственности по причине наличия иммунитета не может, как и другие не реабилитирующие обстоятельства, считаться окончательным решением, снимающим с лица все правовые последствия содеянного».

Именно поэтому представляется, что основания прекращения уголовного преследования, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, следует отнести к не реабилитирующим, с исключением их из перечня, предусмотренного ч. 2 ст. 133 УПК РФ.

Таким образом, подводя итоги, отметим, что критерием деления оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования на реабилитирующие и не реабилитирующие будут не правовые последствие для лица, освобождаемого от уголовной ответственности, а лишь вывод о его причастности или непричастности к совершению преступления.

Прекращение уголовных дел (уголовного преследования) по не реабилитирующим основаниям необходимо рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, - это один из видов окончания уголовного дела, принятие итогового решения (наряду с составлением обвинительного заключения или акта и направлением дела в суд, прекращением уголовных дел по реабилитирующим основаниям и др.), а с другой, - это одна из процессуальных форм реализации уголовно-правового освобождения от уголовной ответственности конкретного лица (наряду с отказом в возбуждении уголовных дел и т.д.). В первом случае преобладает уголовно-процессуальный аспект. Во втором случае - уголовно-правовой.

В уголовном праве прекращение уголовных дел и уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям предусматривается институтом освобождения от уголовной ответственности Двойственная природа прекращения уголовных дел и уголовного преследования определяет многозначность функций этих институтов, терминологическую взаимозависимость с уголовно-правовыми нормами

Уголовное дело, а вместе с ним и преследование, может быть прекращено на основании целого ряда причин. Существуют нереабилитирующие и реабилитирующие основания прекращения уголовного дела. Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям не подразумевает возвращения освобожденному от ответственности лицу ранее порушенных прав. Обратное характерно для ситуаций, когда происходит прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Они позволяют не только восстановиться в правах, но и дают возможность получить достойную компенсацию за вред, причиненный необоснованными действиями должностных лиц. Порядок реабилитации и прекращения уголовного дела по нереабилитирующим причинам во многом зависит от конкретных обстоятельств, в частности вины человека и характера преступного действия. Именно о всем вышесказанном более подробно пойдет речь в статье.

Законодательной базой РФ предусмотрено такое понятие, как реабилитация. Определение этого термина и его разъяснение содержит в себе 5 статья УПК РФ. В ней сказано, что под реабилитацией следует понимать различные средства и действия, направленные на восстановление прав и свобод субъекта, который безосновательно был привлечен к преследованию со стороны государства или уполномоченным им лиц.

Реабилитационные мероприятия не всегда предусмотрены исключительно ошибками должностных лиц или злоупотреблением ими должностным положением. Основанием для реабилитации может выступать погашение судимости или ее снятие, а также случаи, когда причины для возбуждения дела отпали.

Зачастую уголовное преследование наносит значительный вред лицу, являющемуся подозреваемым или обвиняемым. В связи с этим был определен список прав, которые могут быть восстановлены в ходе реабилитационных мероприятий. Таким образом, если произошло прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям, то пострадавший субъект имеет право на следующие реабилитационные действия:

  • возмещение финансового и имущественного ущерба;
  • компенсация за моральные страдания;
  • полное восстановление званий, чинов, наград и реабилитация в трудовой сфере;
  • абсолютное восстановление прочих прав конкретного лица.

В теории, реабилитации подлежат любые нарушенные права граждан, но на практике все иначе. Согласно статистике и судебной практике, государство ограничивается восстановлением исключительно базовых интересов репрессированного гражданина.

Чтобы реализовать мероприятия, направленные на восстановление порушенных прав и свобод, необходимо установить требуемые для этого условия. Простыми словами, необходимо установление нереабилитирующих и реабилитирующих оснований прекращения уголовного дела. Они перечислены в УПК РФ.

Условия закрытия уголовного дела


Для рассматриваемого действия, УПК предусмотрены следующие категории: нереабилитирующие основания для прекращения уголовного дела и реабилитирующие. Прекращение дел по реабилитирующим основаниям зачастую предполагает возбуждение дела. В то же время отказ в возбуждении дела по нереабилитирующим основаниям предусматривает причины, связанные с другими обстоятельствами.

К реабилитирующим основаниям следует отнести:

  • оправдательный вердикт суда. После того как обвиняемый лишился данного процессуального статуса, его права и свободы восстанавливаются автоматически. Это также касается статуса в обществе;
  • отказ прокурора от обвинения. В принципе здесь действует тот же порядок, что и при вынесении оправдательного вердикта судом;
  • отсутствия факта совершения противоправного действия. К данному обстоятельству можно отнести невозможность установить все признаки деяния или заявление от пострадавшей стороны. Например, лицо, ходатайствующее о возбуждении дела по факту кражи, нашло якобы украденный предмет;
  • судебный приговор. Причиной окончания уголовного дела может являться наличие 2 приговоров по отношению к одному лицу по одному делу;
  • неотмененное постановление исходящего от следователя, дознавателя, либо прокурора;
  • лишение неприкосновенности. Подобное основание на практике встречается крайне редко;
  • аннулирование постановления о ПММХ. Таким образом, дело завершается также редко. Подобное основание допустимо лишь для ограниченного круга лиц;
  • истечение сроков давности по делу. Сроки напрямую зависят от тяжести совершенного преступного действия и варьируются в пределах от 2 до 15 лет. Для несовершеннолетних сроки снижены вдвое;
  • смерть подозреваемого. В подобной ситуации дело обстоит немного иначе. Реабилитация будет проведена лишь в случае, если родственники ходатайствуют о завершении дела в штатном порядке. При этом реабилитационные мероприятия будут проведены в том случае, если суд вынесет оправдательный приговор.

Существуют еще основания прекращения уголовного дела (нереабилитирующие основания).
Они таковы:

  • амнистия;
  • обвиняемый младше 14 лет, что исключает возможность привлечения его к ответственности;
  • примирение оппонентов.

Прекращение или отказ в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям не предполагает проведения процедуры восстановления в правах подозреваемых граждан. Также речь не идет о предоставлении компенсации со стороны государства.

Прекращение дела


Процедура прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям запускается путем принятия соответствующего решения. Оно должно быть подтверждено специальным актом, который дает возможность возместить полученный в результате необоснованных или незаконных действий со стороны государственных органов ущерб.

Особенности прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям по большей части схожи с процедурой завершения преследования в соответствии с причинами, не дающими право на реабилитацию. Как в первом, так и во втором случае, решение принимает имеющий на то полномочия сотрудник государственных органов.

Ввиду специфики должностного лица от которого исходит решение о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, предусматриваются разные виды процессуальных документов:

  • постановление;
  • судебный приговор.

Это также касается прекращения дела и как следствие преследования при наличии реабилитирующих оснований. При этом вышеуказанные документы дают возможность бывшему обвиняемому или подозреваемому в полной мере получить реабилитационные мероприятия. Ни какие другие документы, подобного права не дают.

После того, как указанные акты вступят в силу, лицу, которое требуется реабилитировать, направляется соответствующее извещение. Документ получает юридическую силу спустя десять дней с момента его принятия. Уведомление направляется заинтересованному лицу не позже, чем через 7 дней. Помимо извещения, резолютивная часть акта содержит условия для получения рассматриваемых мер. Простыми словами, в документе указано к кому обращаться и что можно получить в качестве компенсации.

Особенности процедуры реабилитации могут предполагать необходимость обращения в судебную инстанцию, например, для получения компенсации за причиненный материальный вред. Обращение в суд возможно в пределах сроков давности, то есть, в течение 3 лет с момента вступления приговора или постановления в законную силу. Заседание по обращению должно состояться не позже одного месяца с момента подачи заявления. Реабилитируемое лицо выступает в качестве истца, а Минфин в качестве ответчика.


С компенсацией морального вреда все сложней. Почему-то в нашей стране сложилось так, что суд считает достаточной компенсацией морального вреда, публичное извинение со стороны государственного обвинителя. Очевидным является факт, что этого недостаточно. Случаи компенсации морального урона материальными благами, в частности, деньгами, крайне редки, хотя именно они нужны для того, чтобы посещать психолога, для возвращения душевное равновесия.

Помимо извинений прокурора и возможной выплаты денежной компенсации, моральный вред может быть возмещен направлением письма по месту работы, в котором сказано, что принято решение освободить лицо от ответственности по причине его невиновности. Такие же извещения поступают по месту учебы и жительства. Если ход уголовного процесса освещался СМИ, то они также должны выпустить материал, в котором говорится о невиновности человека.

Говоря о прекращении дела и преследования в соответствии с описанными основаниями, нужно добавить, что подобное решение должностного лица может быть обжаловано любой заинтересованной стороной. Например, потерпевший может быть не согласен с тем, что подозреваемое им лицо освобождается от ответственности с правом на реабилитацию или без нее. В то же время, если произошло прекращение дела и преследования по факту кончины подозреваемого, с этим могут быть не согласны его родственники, уверенные в невиновности последнего.

Юридической практике известны случаи, когда жалобу подает лицо, подозреваемое в совершении преступления, по которому истекли сроки давности. Это делается для того чтобы восстановить доброе имя и получить возможность на реабилитацию. Чтобы выполнить это процессуальное действие достаточно просто обратиться к следователю, ведущему дело. Он не имеет право отказать в законном требовании, и обязан довести дело до логичного завершения в штатном порядке.

Срок обжалования равен десяти дням с момента вступления акта или приговора. Можно не бояться пропусков сроков, так как уведомление о прекращении дела направляется всем заинтересованным лицам.

Оспаривается вышеуказанное решение с учетом субъекта вынесшего его. Так, жалобу можно направить в суд или прокурору. В качестве решения могут выступать полный или частичный отказ, а также удовлетворение. Если речь идет о подаче жалобы в суд, то следует обращаться непосредственно к тому же судье, что вынес постановление о прекращении уголовного дела. Если основанием послужил приговор, то следует обращаться в апелляционную инстанцию.

Какой имущественный вред должно возместить государство?


Пожалуй, этот вопрос волнует получивших право на реабилитацию граждан больше всего. Согласно действующему законодательству, в частности 135 статье УПК РФ, государство должно возместить следующие убытки:

  • потерянную в результате уголовного преследования заработную плату. Разумеется, государство должно возмещать заработную плату исходя из среднего заработка реабилитируемого лица, но чаще всего расчет производится по МРОТ. В лучшем случае можно рассчитывать на средний заработок по региону;
  • как правило, все возмещаются до последней копейки, разумеется, при наличии соответствующих платежных документов или прочих доказательств;
  • штрафы, взысканные с лица входе судебного разбирательства. Сюда не включены штрафы, назначенные за неуважение к суду;
  • пенсию, пособия и иные выплаты подобного характера;
  • стоимость имущества изъятого в пользу государства или потерпевшего. Возмещает государство. Потерпевший не виноват в недоработках правоохранительной и судебной системы;
  • прочие расходы, например, на лечение.

Приведенный перечень является открытым. Например, если у реабилитируемого лица был бизнес, и он без него «рассыпался», можно стребовать компенсацию за это и упущенную прибыль. Принципами реабилитации закреплено полное соблюдение и восстановление прав, свобод и законных интересов гражданина. В то же время на практике добиться справедливости гораздо сложней.

Как и было сказано выше, реабилитация в первую очередь способствует восстановлению базовых прав гражданина. Простыми словами, в первую очередь гражданин сможет восстановить права, закрепленные Конституцией РФ. Далее государство поможет ему вернуться на работу, с которой он был уволен по вине органов государственной власти. Если это невозможно, то будет оказана помощь в поиске нового места трудоустройства. И только после этого, путем судебного разбирательства, будет решен вопрос о материальной составляющей.

  • 10.Формы коллегиальности при рассмотрении уголовных дел.
  • 11.Значение принципа национального языка судопроизводства в уголовном процессе. Его отражение в уголовно-процессуальном законе.
  • 12.Понятие принципа публичности и его отражение в уголовном процессе. Виды уголовного преследования.
  • 13.Неприкосновенность личности и её гарантии в уголовно – процессуальном законе.
  • 14.Состязательность в уголовном судопроизводстве. И его отражение в упк рф.
  • 15.Участники уголовного судопроизводства. Их классификация.
  • 16.Понятие потерпевшего в уголовном процессе, его права и обязанности, оформление его процессуального положения.
  • 17.Права и обязанности гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей в уголовном процессе.
  • 18.Права и обязанности защитника на предварительном следствии и в судебном разбирательстве. Моменты вступления в дело.
  • 19.Круг лиц, допускаемых в уголовное судопроизводство в качестве защитника, порядок их вступления в уголовное дело.
  • 20.Случаи обязательного участия защитника в стадии расследования и в суде.
  • 21.Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
  • 22.Процессуальные основания для возмещения ущерба, причиненного гражданину в ходе судопроизводства. Понятие реабилитации в уголовном процессе.
  • 23.Понятие и значение доказательств в уголовном процессе.
  • 24.Классификация доказательств и ее практическое значение.
  • 25.Содержание процесса доказывания в уголовном судопроизводстве.
  • 26.Содержание оценки доказательств (характеристика относимости, допустимости и достоверности доказательств).
  • 28.Использование в доказывании информации, полученной в резуль­тате оперативно-розыскной деятельности.
  • Показания обвиняемого
  • 33.Понятие и виды вещественных доказательств.
  • 35.Использование в доказывании объектов видео и звукозаписи, по­лученных оперативным путем.
  • 37.Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения. Их предназначение.
  • 1. Задержание подозреваемого.
  • 2. Меры пресечения.
  • 3. Иные меры процессуального принуждения.
  • 38.Основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления.
  • 39.Понятия и виды мер пресечения, характеристика их совершения.
  • 40.Сроки содержания под стражей и порядок их продления.
  • 41.Основания и порядок применения мер пресечения. Особенности применения в качестве меры пресечения заключение под стражу.
  • Заключение под стражу применяется:
  • Порядок содержания
  • 42.Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела.
  • 43.Понятие поводов и оснований к возбуждению уголовного дела. Их анализ.
  • Часть 1 ст. 108 упк содержит перечень поводов к возбуждению уголовного дела:
  • 44.Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела. Виды решений, принимаемых на стадии возбуждения уголовного дела.
  • 45.Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
  • 46.Основания прекращения уголовного преследования.
  • 47.Формы предварительного расследования. Отличия в полномочиях следователя и дознавателя.
  • 48.Полномочия органа дознания. Система органов, наделённых полномочиями органа дознания.
  • 49.Порядок осуществления органом дознания полномочий по делам, по которым предвари­тельное следствие обязательно.
  • 50.Органы дознания и их полномочия по делам, по которым предва­рительное следствие не обязательно.
  • 51.Органы предварительного следствия. Их права и обязанности.
  • 52.Соотношение уголовно-процессуальной деятельности и оператив­но-розыскных мероприятий.
  • 53.Начальник следственного отдела, его процессуальное положение и взаимоотношения со следователем.
  • 54.Общие условия предварительного расследования.
  • 55.Сроки дознания и предварительного следствия, Порядок их прод­ления.
  • 56.Судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий.
  • 57.Общие правила производства следственных действий.
  • 58.Осмотр, его виды и порядок производства.
  • 59.Понятие, основания и порядок освидетельствования.
  • 60.Порядок допроса свидетеля и потерпевшего. Оформление резуль­татов.
  • 61.Основания для проведения очной ставки, процессуальный порядок ее проведения и оформления.
  • 62.Предъявление для опознания, его виды и порядок производства.
  • 63.Основания и порядок осуществления контроля и записи переговоров.
  • 64.Основания и процессуальный порядок производства обыска и вы­емки. Оформление результатов обыска и выемки.
  • 65.Основания для наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, порядок оформления осмотра и выемки корреспонденции. Отмена ее ареста.
  • 66.Основание, содержание и порядок проверки показаний на месте.
  • 67.Основания производства экспертизы в стадии предварительного расследования.
  • 67.Случаи обязательного производства экспертизы. Порядок назначения и производства экспертизы. Права привлекаемых к уголовной ответственности лиц при производстве экспертизы.
  • 68.Следственный эксперимент, его виды, порядок производства, оформление результатов.
  • 70.Основания и порядок привлечения в качестве обвиняемого.
  • 71.Изменение и дополнение обвинения при производстве предвари­тельного расследования. Процессуальный порядок.
  • 72.Процессуальный порядок допроса обвиняемого.
  • 73.Правила допроса несовершеннолетнего обвиняемого.
  • 74.Основания, условия и порядок приостановления предварительного расследования.
  • 75.Порядок возобновления производства по приостановленному делу. Условия прекращения приостановленного уголовного дела.
  • 76.Действия следователя при окончании предварительного расследования с направлением дела через прокурора в суд.
  • 77.Виды окончания предварительного следствия. Требования к про­цессуальным актам, завершающим расследование.
  • 78.Действия дознавателя при завершении дознания с направлением уголовного дела в суд.
  • 79.Основания и порядок прекращения дела.
  • 80.Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.
  • 81.Реабилитирующие и нереабилитирующие основания прекращения уголовного дела.
  • 82.Процессуальный порядок прекращения предварительного расследо­вания.
  • 83.Обвинительное заключение, его значение, форма, содержание. Приложения к обвинительному заключению.
  • 84.Прокурор, его задачи и полномочия в уголовном процессе.
  • 85.Соотношение прокурорского надзора и ведомственного процессу­ального контроля при производстве предварительного расследования.
  • 86.Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного расследования.
  • 87.Обжалование действий органа дознания, следователя, прокурора.
  • 88.Общий порядок подготовки к судебному заседанию.
  • 89.Основание и порядок проведения предварительного слушания.
  • 90.Сущность и значение стадии судебного разбирательства.
  • 91.Система судебного разбирательства.
  • 92.Вопросы, разрешаемые в подготовительной части судебного засе­дания. Участники судебного разбирательства.
  • 93.Порядок участия и процессуальное положение защитника в суде.
  • 94.Судебное следствие, его сущность, значение и содержание. Ра­венство прав участников судебного разбирательства.
  • 95.Случаи возобновления судебного следствия судом.
  • 96.Содержание и порядок судебных прений. Реплики.
  • 97.Порядок и условия единоличного рассмотрения уголовного дела судьей.
  • 98.Особенности судебного разбирательства в суде присяжных.
  • 99.Порядок образования коллегии присяжных заседателей в суде.
  • 100.Понятие вердикта, его значение для разрешения дела.
  • 101.Понятие приговора, его процессуальное значение.
  • 102.Виды приговоров. Содержание обвинительного приговора.
  • 103.Основания и процессуальный порядок постановления оправдательного приговоров.
  • 104.Вопросы, подлежащие разрешению судом при постановлении при­говора.
  • 105.Основания и порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
  • 106.Понятие и содержание апелляционного пересмотра уголовного дела.
  • 107.Сущность и значение кассационного производства.
  • 108.Основные черты кассационного производства.
  • 109.Пределы полномочий суда кассационной инстанции и виды выно­симых им решений.
  • 110.Основания к отмене или изменению приговора в кассационной и надзорной инстанции.
  • 111.Вступление приговора в законную силу и порядок обращения его к исполнению. Органы, на которые возложено исполнение приговора.
  • 112.Основания и порядок пересмотра приговора в порядке надзора.
  • 113.Сущность и значение стадии возобновления производства по уголовному дел ввиду отк­рывшихся обстоятельств.
  • 114.Особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера в стадии расследования и в суде.
  • 115.Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
  • 116.Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
  • 117.Особенности производства по уголовным делам, подсудным мировому судье.
  • 81.Реабилитирующие и нереабилитирующие основания прекращения уголовного дела.

    В юридической литературе и некоторых нормативных актах всю совокупность оснований для прекращения уголовного дела или уголовного преследования принято классифицировать на две группы - реабилитирующие основания и нереабилитирующие основания.

    К первым из них относят основания, которые влекут полное восстановление репутации конкретного лица, поставленной под сомнение фактом привлечения к уголовной ответственности, и служат одной из гарантий возмещения вреда, причиненного незаконными решениями и действиями государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам (см. гл. 24 учебника). Реабилитирующими считаются:

    отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК);

    отсутствие в деянии состава преступления (п. 2. ч. 1 ст. 24 УПК);

    непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК)*(273) .

    К нереабилитирующим принято относить все остальные изложенные выше основания. Их особенностью является то, что при прекращении дела или преследования со ссылкой на многие из них должно учитываться мнение лица, привлекавшегося к уголовной ответственности*(274) . При его возражении производство по делу продолжается в обычном порядке. Это необходимо для того, чтобы оно имело возможность "идти до конца", отстаивая законными способами свое д Нереабилитирующими основаниями являются такие, которые не снимают подозрения или обвинения, но освобождают от уголовной ответственности.

    По нереабилитирующим основаниям возможность прекращения уголовного дела обусловливается тем обстоятельством, что в силу указанных в уголовном либо уголовно-процессуальном законе причин к установленному по делу правонарушителю не может быть применено уголовное преследование. Он либо освобождается от уголовной ответственности, либо становится невозможным фактическое привлечение его к ответственности в качестве обвиняемого.

    оброе имя и иные защищаемые законом интересы.

    82.Процессуальный порядок прекращения предварительного расследо­вания.

    Окончание предварительного расследования включает в себя совокупность процессуальных действий, выполняемых на завершающем этапе этой стадии процесса. Участниками таких действий, как правило, являются, с одной стороны, следователь или иное должностное лицо, расследующее дело, и прокурор, а с другой - обвиняемый и его защитник. В зависимости от конкретных обстоятельств дела участниками могут также стать законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители. В случаях, когда возникает вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, взамен фигуры обвиняемого появляется фигура участника уголовного судопроизводства, которого обычно именуют лицом, в отношении которого ставится вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, а вместе с ним - его законный представитель и (или) защитник.

    Как отмечено выше (см. ст. 158 УПК и § 3 гл. 10 учебника), окончание предварительного расследования может происходить с соблюдением различных процессуальных форм.

    Наиболее распространенной формой окончания предварительного расследования (об этой форме и пойдет речь в § 2-5 данной главы учебника) является такое окончание, которое завершается составлением обвинительного заключения (или акта) и направлением его со всеми материалами дела прокурору. После изучения этих материалов и утверждения обвинительного заключения (или акта) прокурором дело передается в суд для разбирательства по существу.

    Пожалуй, второе место по своей распространенности занимает такая форма окончания предварительного расследования, при которой оно завершается вынесением постановления о прекращении дела или уголовного преследования (см. § 6 данной главы учебника).

    При расследовании дела по правилам, установленным для предварительного следствия, оно также может иногда завершиться вынесением постановления о направлении его в суд для применения к лицу, совершившему предусмотренное УК деяние, принудительных мер медицинского характера (см. гл. 23 учебника).

    В случаях, когда предварительное расследование ведется по правилам, установленным для дознания, возможен еще один вариант окончания - оно (окончание) может выразиться в принятии постановления о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого и в предъявлении ему обвинения. Это происходит тогда, когда не представляется возможным составить обвинительный акт до истечения предельного срока для производства дознания (ч. 3 ст. 224 УПК). В таких случаях оканчивается дознание, но не предварительное расследование. Оно продолжается, но уже по правилам, установленным для предварительного следствия.

    В какой бы форме ни осуществлялось предварительное расследование по конкретному уголовному делу при его окончании, сопряженном с направлением дела прокурору, а затем в суд, у следователя, дознавателя или другого должностного лица, расследовавшего дело, должна быть твердая убежденность в подтверждении собранными доказательствами в первую очередь события преступления и виновности в его совершении лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Должна быть у соответствующего должностного лица убежденность и в том, что в ходе расследования выполнены все действия, необходимые для проверки (подтверждения или опровержения) иных обстоятельств, образующих предмет доказывания по уголовному делу (см. § 4 гл. 6 учебника). При этом собранные по делу доказательства тщательно оцениваются как каждое в отдельности, так и в совокупности со всеми другими. Решение об окончании предварительного следствия принимается, когда устанавливается, что оно проведено полно, объективно и всесторонне.

    Признав предварительное следствие оконченным, соответствующее должностное лицо обязано систематизировать все собранные по делу материалы по эпизодам предъявленного обвинения или по лицам, привлеченным к ответственности, а также составить их (материалов) опись, подшить и пронумеровать. Копии постановлений о возбуждении уголовного дела, избрании меры пресечения, временном отстранении обвиняемого от занимаемой должности, производстве обыска или выемки, привлечении в качестве обвиняемого, а также некоторых других процессуальных документов помещаются в отдельную папку, которую принято называть наблюдательным производством. Папка хранится в канцелярии соответствующего учреждения. В нее же впоследствии помещаются копии обвинительного заключения (или акта), постановления о прекращении уголовного дела или постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о назначении принудительной меры медицинского характера и некоторые иные документы. Материалами такого рода и будет пользоваться прокурор при поддержании в суде государственного обвинения либо выполнении других действий по данному делу.

    На этом обычно завершается подготовка к осуществлению комплекса действий, выполняемых при окончании предварительного расследования, когда имеются достаточные доказательства и иные данные для направления дела сначала прокурору, а потом и в суд, где оно будет рассмотрено по существу.

    Дальнейшее осуществление комплекса процессуальных действий по окончанию предварительного расследования (завершающего этапа предварительного расследования) по делам такого рода условно можно было бы подразделить на несколько последовательно сменяющих друг друга частей:

    часть первая - уведомление участников производства по делу о принятом решении об окончании расследования и разъяснение им их прав на данном этапе судопроизводства;

    часть вторая - ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей с материалами дела, которые будут направлены в суд;

    часть третья - ознакомление с этими материалами обвиняемого, его защитника и законного представителя и выполнение иных процессуальных действий;

    часть четвертая - составление обвинительного заключения и направление такого заключения или обвинительного акта с материалами дела прокурору*(254) ;

    часть пятая - рассмотрение прокурором поступивших материалов и итогового документа (обвинительного заключения или обвинительного акта) и принятие соответствующих решений.

    В части первой наряду с уведомлением обвиняемого и его защитника и (или) законного представителя, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей о принятом решении об окончании предварительного расследования должно быть осуществлено и разъяснение им их прав. При этом обвиняемому разъясняются права, которыми он наделен по закону на этапе окончания предварительного расследования, в первую очередь право на ознакомление со всеми материалами, собранными в ходе предварительного расследования. Ему также должна быть дана четкая информация о том, где и когда можно будет получить для ознакомления эти материалы.

    Уведомление обвиняемого об окончании предварительного расследования и делаемые при этом разъяснения фиксируются в протоколе уведомления об окончании следственных действий. Такой протокол удостоверяется подписями должностного лица, расследующего дело, обвиняемого и иных лиц, участвовавших в этом следственном действии (см. бланк в приложении 148 к ст. 476 УПК).

    Об окончании предварительного расследования и о порядке ознакомления с материалами дела уведомляется также защитник. Уведомляются об этом и законный представитель обвиняемого, если он участвует в деле, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, но им при этом должно быть разъяснено следователем или иным лицом, расследующим дело, как минимум, что свое право на ознакомление с материалами дела они могут реализовать, если заявят об этом ходатайство, что их неявка в назначенное место и время для ознакомления не будет препятствовать дальнейшему производству по делу, а также что они будут иметь возможность ознакомиться с соответствующими материалами, когда дело поступит в суд.

    Применительно к данной группе участников судопроизводства в УПК нет предписаний о том, как должно оформляться их уведомление. Практически этот пробел восполняется путем составления протокола, аналогичного тому, который предусмотрен для уведомления обвиняемого, либо путем направления соответствующим участникам судопроизводства подписанных должностным лицом, расследующим дело, писем-уведомлений с обязательным сохранением в материалах дела их копий.