Понятия правовой режим и правовое состояние. Правовой режим

Правовой режим - широкое юридическое понятие, в связи с чем единой точки зрения в теории права и правоприменительной деятельности касаемо как самого понятия, так и содержания данного феномена нет.

Что такое правовой режим? Слово «режим» весьма богато и многозначно по своему содержанию, употребляется в самых различных смыслах и контекстах. В переводе с французского и латинского оно означает: 1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна); 3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности (например, судоходства, лесо-, водо-, землепользования, охоты, рыболовства и т. д.); 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения: «режимный завод», «режимный объект», «режимное производство»).

Правовой режим - разновидность социального режима. Главная его особенность состоит в том, что он, по определению, создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим - там действуют другие режимы, не опосредуемые юридическими нормами. Невозможно понять сущность правового режима и вне связи с политическими процессами и событиями, происходящими в определенное время в той или иной стране. Вообще политический подтекст многих юридических явлений, понятий, конструкций вполне очевиден. Трудно назвать такой правовой режим, который бы устанавливался вопреки политической воле государства. Иначе последнее - не суверенно.

В литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств;1 и как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования;2 и как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

В качестве примеров различных по характеру правовых режимов можно назвать режим финансовой стабилизации, режим протекционизма, режим въезда и выезда за границу, режим отдельных свободных (оффшорных) зон и территорий, режим военного положения, паспортный режим, режим хранения и транспортировки ядерного и химического оружия, режим санкций, моратория, эмбарго и т. п.

Основные признаки правовых режимов состоят в том, что они 1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовой режим обусловлен прежде всего интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового опосредования, своеобразного юридического инструментария для своей организации. Данный феномен отвечает на вопрос: зачем, для чего и кому он нужен, как можно достичь желаемой цели?

Правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений.5

Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Это особенно важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России. Исключительное значение в наши дни приобретает режим выборов как специфическое, наиболее интенсивное и напряженное социально-правовое состояние.

И хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, известным постоянством, что, собственно, и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям.

Так, если до недавнего времени в отношении предприятий малого бизнеса существовал режим сплошной отчетности (при постоянном росте их числа требовавший соответственного роста контролирующего аппарата), то начиная с 1996 г. режим упрощается, делается более гибким. В ст. 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. Госкомстату России поручено «осуществлять начиная с 1996 года текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований».

Изменение, корректировка или даже замена тех или иных режимов могут быть связаны с процессами демократизации действующих государственных институтов, совершенствованием системы административного управления, усилением защиты прав граждан, необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов. Например, в настоящее время в стране вводится новый порядок «учета граждан», согласно которому традиционный режим прописки заменяется режимом регистрации. Коренное отличие между этими режимами заключается в том, что в основе прописки лежит разрешительный принцип, а в основе регистрации - уведомительный. Излишне говорить о том, насколько это важно для каждого отдельного индивида, семьи, общества в целом. Это не что иное, как переход к цивилизованным формам общежития.

В ряде случаев в законодательстве прямо указывается на возможность изменения режимов самими субъектами. Так, в новом Семейном кодексе РФ, принятом 8 декабря 1995 г.,7 предусматриваются два режима имущества супругов: законный (глава 7) и договорный (глава 8). В ст. 42 однозначно зафиксировано, что «брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности... установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов». То же самое закреплено в ст. 256 нового Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, не только устойчивость правовых режимов, но и их изменчивость, развитие, совершенствование укрепляют правопорядок, стабильность, управляемость в обществе, направлены на защиту интересов государства и личности.

Неточно определенный режим заставляет функционировать всю систему юридических средств ниже оптимума, вызывает падение количественных и особенно качественных показателей деятельности. Неоправданно льготный режим также не приносит пользы, ибо ведет к неэкономной трате материальных, кадровых, финансовых ресурсов, рабочего времени, гипертрофированию одних подсистем в ущерб другим.8

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Например, в ст. 15 (Режим особой охраны территорий национальных парков) Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»9 записано, что «на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей». По такой же схеме вводятся соответствующие режимы Постановлением Правительства РФ «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г.10 и многими другими нормативными актами.

Правовой режим - органическая часть государственного и политического режимов. Если государственный режим определяется обычно как совокупность методов осуществления государственной власти, то политический режим - как функциональная сторона политической системы общества. Политический и государственный режимы, отражая содержательную сторону принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, общие параметры правовых режимов.

Правовой режим, призванный упорядочивать социальные состояния (процессы) и обладающий в этой связи соответствующими элементами, сам выступает в качестве разновидности правового состояния. Соотношение здесь такое: всякий правовой режим представляет собой определенное правовое состояние, но не всякое правовое состояние есть правовой режим. Полного совпадения нет, но и различия несущественны.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям в зависимости от:

предмета правового регулирования - конституционный, административный, финансовый, земельный и т. д.;

(их) юридической природы - материальные и процессуальные;

субъектов, в отношении которых режим устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, иностранцев, лиц без гражданства и т. д.;

функций права - режим особого регулирования и режим особой охраны;

формы выражения - законный и договорный;

уровня нормативных актов, которыми они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы экономических санкций, территориальных вод, нераспространения ядерного оружия).

Важно заметить, что характер правового режима, формирующегося на межгосударственном уровне, зависит соответственно от воли различных государств. В частности, правовой режим международного туризма складывается из совокупности норм права как России, так и других стран.

В последнее время, особенно в связи с трагическими событиями в Чечне и рассмотрением «чеченского дела» в Конституционном Суде, проблема правовых режимов и их видов привлекла к себе пристальное внимание широкой общественности как у нас, так и за рубежом. Возникли острые политические вопросы «деликатного» свойства. Что такое, к примеру, режим «федерального вторжения или федеральной интервенции», «режим скрытых (подразумеваемых) полномочий», «режим экстраординарной ситуации», «режим разреженного правового пространства», «специальный или особый режим»? Конституция РФ таких понятий не знает. Между тем они уже использованы («апробированы») на практике и не совсем удачно. В Конституции и соответствующих законах говорится лишь о режиме военного положения, чрезвычайного положения, прямого президентского правления.

Право, выступая регулятором общественных отношений, в
зависимости от преследуемых законодателем целей устанавливает
определенные правовые режимы. Жесткость регламентируемых
отношений определяется рядом факторов: степенью угрозы
общественной безопасности; временными параметрами;

международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого специальной правовой регламентации и др.

Чтобы лучше понять природу особых или специальных правовых режимов необходимо исходить из общей характеристики правового режима, выступающего в качестве основного (первичного) по отношению ко всем остальным.

Словарное понимание выражения «режим» сводится к «способу


управления, совокупности административных мероприятий» 1 , или к «совокупности правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели» 2 . В контексте излагаемого материала одно из определений термина «режим» означает «установленный порядок жизни» 3 .

Целью правового режима является стабильный порядок в
государстве и обществе. Ее достижение предполагается посредством
обеспечения безопасности, т.е. надежного состояния «защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз» 4. Производной от этого понятия является
национальная безопасность Российской Федерации, т.е. «безопасность
ее многонационального народа как носителя суверенитета и
единственного источника в государстве.

Под правовым режимом условимся понимать определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей 6.

В теории права под понятием метода правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов, используемых при регламентации конкретных общественных отношений для достижения определенных целей.

Одним из основных методов является административно-правовой, применяемый для регулирования управленческих отношений, в которых субъекты права чаще всего находятся в соподчиненном отношении друг к другу. Объем их взаимных прав и обязанностей определяется нормативными актами, а не взаимными соглашениями, как это присуще гражданско-правовому методу. В тоже время, в теории управления в качестве фундаментального положения, не подвергающегося сомнению сложилось мнение о том, что управление (в том числе и государственное) «будет только тогда эффективным, когда оно не

1 См.: В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Терра -
книжный клуб, 1998. Т. 3. С. 1670.

2 См.: Большой энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова, изд. 2,
переработанное и дополненное. М.: Научное издательство «Большая Российская
энциклопедия». СПб. «Норинт». 2000 . С. 1005.


3 См., например: В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:
1998 г. Том 3. С. 1670; С. И. Ожегов. Словарь русского языка под ред.
Н.Ю. Шведовой. М.:1985 г. С.586.

4 Ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (с изм. от 25
дек. 1992 г.)

5 См., например: Концепция национальной безопасности, утв. Указом
Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

6 Р. Т. Мухаев понятие «правовой режим» определяет как «совокупность
способов, методов и типов правового регулирования, характеризующих особенности
и характер правового воздействия и складывающихся внутри каждой отрасли
права». // Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.:
«Издательство ПРИОР». 2001. С. 457.


сводится лишь к воздействию субъекта на объект, а является процессом их определенного взаимодействия» 1 .

Подобный подход к формированию принципов взаимодействия между управляющим субъектом и управляемым объектом при установлении различных административно - правовых режимов можно рассматривать только в качестве вспомогательных.

Институт правовых режимов широко используется не только в теории, но и в практической деятельности. Его применение связано с необходимостью четкой регламентации определенного порядка юридически обязательных действий субъектов права в целях обеспечения международной и внутригосударственной безопасности.

Необходимо отметить, что мировое сообщество пытается решить наиболее важные проблемы безопасности, такие как использование воздушного пространства, территориальных вод, космоса, международных проливов, эфира, отдельных участков суши, противодействие радиационной, экологической, военной и другим видам опасности посредством введения международно-правовых режимов.

Н.И. Матузов и А.В. Малько рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающих желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Из определения этого понятия следует, что специальное правовое регулирование связано с:

объектами деятельности;

временем и местом ее осуществления;

спецификой самих действий, а чаще всего с сочетанием этих факторов.

Правовой режим определяет совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенный вид общественной деятельности. Его также можно характеризовать как комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств. От других способов регулирования общественных отношений правовой режим отличают следующие особенности.

Во-первых, значимость общественных отношений, регулируемых при помощи права, которые осуществляются для сохранения устойчивости функционирования личности, общества и государства.

1 Россинский Б. В. О предмете и системе административного права. //Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально - экономического развития (Материалы научной конференции. Москва, 28 ноября 2001 г.). М.: 2002. С. 40-49.


Во-вторых, использование особых принципов, форм и методов деятельности, выражающихся в определении системы прав и обязанностей субъектов.

Правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Жесткость применяемых средств юридического воздействия для регулирования соответствующих общественных отношений определяется необходимостью обеспечения функционирования стабильности государства, как основного условия стабильности функционирования всего общества и его институтов.

Целью введения различных правовых режимов является:

обеспечение суверенитета и обороны государства; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; обеспечение охраны здоровья и жизни граждан; обеспечение устойчивости функционирования институтов гражданского общества.

Классификация любого, в том числе и правового явления, начинается с поиска и определения того, что одновременно лежит в основе деления и в тоже время является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое явление на части, чтобы более полно изучить как целое. Например, при обосновании гражданско - правовых договоров М.И. Брагинский исходит из того, что классификация любого понятия предполагает его разделение. Оно может быть произведено двумя способами - дихтомии (деление на двое) и создание с помощью определенных доводов некоторых групп, в каждой из которых основания соответствующим образом индивидуализируются 1

Классификация правовых режимов законодательством и исследователями проводится по различным основаниям. Подходы определяются и высказываются самые разнообразные. Они отличаются друг от друга по многим основаниям, которые условно можно подразделить на следующие:

сферы действия - подразделяются на международно-правовые и внутригосударственные правовые режимы;

отрасли права;

продолжительность действия;

основания установления;

объекты правового воздействия;

субъекты реализации устанавливаемых правовых предписаний.

Необходимо отметить, что отраслевые правовые режимы обладают теми же основными чертами, отличающими отрасли права друг от друга. Поэтому при их характеристике следует выделять:

1 См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право, Книга первая: Общие положения. Изд.2-е. М.: «Статут» 1999. С.377.


предмет регулирования (особенности установления

управленческих, имущественных и других отношений);

методы правового воздействия, характерные для конкретной отрасли права;

отраслевые юридические инструментарии, базирующиеся на специфических принципах конкретной отрасли права;

наличие кодифицированного акта, нормативно закрепляющего отраслевые принципы, общие положения и основные правовые средства.

В.В. Ласточкин определяет понятие административно - правового режима как совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном, строго ограниченном участке государственного управления 1 .

В.Б. Рушайло считает, что административно - правовой режим «есть установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных ситуациях обеспечения и поддержания общественной безопасности специально созданными для этой цели государственными органами и общественными объединениями» 2 .

Институт возникновения специальных правовых режимов чрезвычайного положения в истории человечества не имеет точной даты. Известный историк профессор Скрипилев Е.А. 3 считает, что одной из первых форм специального правового режима был институт диктатуры. Он является «очень древним и восходит еще к царскому периоду» древнеримского государства с республиканской формой правления (шестой - первый века до новой эры).

В первоначальном, истинном значении этого слова диктатором называлось должностное лицо, стоящее во главе ополчения общины римского народа. К его назначению прибегали лишь при чрезвычайных обстоятельствах (состояние войны или волнения внутри государства) и на срок не более 6 месяцев.

Юридическая сила нормативных актов, определяющих подобные режимы различна. В этом качестве могут выступать, как законы ("О чрезвычайном положении," «О военном положении», «О безопасности», "О закрытом административно-территориальном образовании" (ЗАТО) и

1 Ласточкин В. В. Административно - правовые режимы и охрана
Государственной границы. М.: 1999. С. 55-56.

2 Рушайло В. Б. Административно - правовые режимы. М.: 2000. С. 24.

3 См.: Скрипилев Е.А.. История государства и права древнего мира. Учебное
пособие. М.: 1993. С. 50-51.


др.), так и подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные, которые составляют большинство в общем массиве применяемых нормативных правовых актов.

В отличие от подзаконных актов установленные законом административно-правовые режимы отличаются стабильностью и комплексным характером регулируемых общественных отношений. В этом можно убедиться на примере закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" 1992 года, отметив его следующие особенности:

ЗАТО в императивном порядке приравниваются к административно-территориальным единицам;

по ряду вопросов ЗАТО находятся в ведении федеральных органов власти (определение границ, административная подчиненность, режим безопасного функционирования предприятий и объектов, условия нахождения и проживания граждан и т.п.);

решения о создании и упразднении ЗАТО принимаются Парламентом России по представлению Правительства России;

доходная и расходная части бюджета ЗАТО находят свое отражение в федеральном бюджете государства;

определяются социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим и работающим в ЗАТО.

Ведомственные нормативные акты, принимаемые на основании и во исполнение обладающих большей юридической силой нормативных актов, при установлении специальных административно-правовых режимов исходят из целей и задач, стоящих перед конкретными ведомствами. Однако этот процесс не автономен. Он обусловлен и взаимосвязан с интересами и политикой государства в рассматриваемой сфере.

Действующие в Российской Федерации правовые режимы многообразны и многоаспектны. Как правило, все правовые режимы в той или иной степени связаны с ограничением прав граждан (например, при введении режимов военного и чрезвычайного положений, пограничного режима, режима работы с секретными документами, режима ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, уголовно-исполнительного режима). Поэтому такие ограничения должны быть не только оптимальными с точки зрения объема вводимых ограничений, но и устанавливаться только федеральным законом. В Российской Федерации это является конституционным требованием.

Применительно к отрасли административного права институт правовых режимов достаточно широко вошел в юридическую теорию и практику. С юридически точным определением понятием и реальным действием административно-правовых режимов непосредственно связана эффективность государственного управления. Любая его область обладает собственными административно-правовыми режимами (экономический, таможенный, санитарный, ветеринарный, налоговый,


противопожарный режим, режим регистрации и др., которые установлены в федеральных законах).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям: «система права», «норма права», «правовой институт», «подотрасль права», «отрасль права», «правовой режим».

2. Охарактеризуйте структурные элементы системы права.

3. Проблемы становления в современной России институтов частного и публичного права.

4. Основные черты правовых режимов.

5. Общая характеристика ведущих отраслей права России.

1. Учебник ТГиП.

2. Поленина СВ. Система права и система законодательства в современных условиях // ж-л «Правоведение», 1987 г., № 5

3. Алексеев С.С. Общая теория права. М., Юр. Литература, т. 1-1981 г., т. П-1982г.

4. Поленина СВ. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. 1999г., № 9, с. 5-12.

5. Байтин М.И., Петров Д.В. Система права: к продолжению дискуссии. // Государство и право. 2003, № 1, с. 25-34.

6. Мозолин П.В. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.) // Государство и право. 2003, № 1, с. 107-113.

7. Бошно СВ. Доктринальные и др. нетрадиционные формы права. // «Журнал Российского права». 2003, № 1, с. 82-91.

8. Проблема реализации прав и свобод человека и гражданина. // Тематический номер ж-ла «Юриспруденция». М.: РГГУ. 2003. № 3. 287 с.

9. Идрисов Р.Ф. Государство в обеспечении национальной безопасности России. М.: Манускрипт. 2001. 290 с.

Ю . Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М.: 1999.

П . Пчелинцев СВ. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве. //«Журнал Российского права». 2003,№ 11, с. 131-145.

12. Саликов М.С. Конституционный судебный процесс в системе российского права. // «Журнал Российского права». 2003,№ 11, с. 125-130.


13. Абрамова А.И., Рахманкина Т. Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства. // «Журнал Российского права». 2003, № 7.

14. Бриксов В.В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов. //«Журнал Российского права». 2003, № 8.

15. Бурков А.Л. К вопросу об отраслевой принадлежности института административной юстиции. //«Журнал Российского права». 2003, № 4.

16. Давыдова М.Л. О юридической природе нормативно - правовых предписаний: основные научные концепции. //«Журнал Российского права». 2003, № 10.

17. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах. //«Журнал Российского права». 2003, № 3

18. Пчелинцев СВ. Развитие законодательства об осуществлении правосудия в условиях особых правовых режимов: история и современность. //«Журнал Российского права». 2003, № 6, с. 97-108.

19. Гуськов А.Я., Колбая Г.К. Составляющие национальной безопасности России. //«Журнал Российского права». 2003, № 3.

20. Канишевский В.А. Международный торговый обычай и его место в правовой системе Российской Федерации. //«Журнал Российского права». 2003, № 8.

21. Абдуллин А.И. Об истоках международного частного права в России. //«Журнал Российского права». 2003, № 5.

22. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии. // « Государство и право». 2003, № 1, с.25-34.

23. Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России. //«Государство и право». 2003, № 10, с.31-38.

24. Васильев ЮГ. Институт выдачи преступников (экстрадиции) как отдельный институт права. // «Государство и право». 2003, № 3, с.67-78.

25. Дудко И.Г. К вопросу о «правовой системе» субъектов Российской Федерации. // «Государство и право». 2003, № 9, с. 96-99.

26. Кроткова Н.В. Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития (Межрегиональная научно - практическая конференция). // «Государство и право». 2003, № 7, с. 99-105.

27. Мозолин В.П. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.). // «Государство и право». 2003, № 1, с. 107-113.

28. Гаврилов В. В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно - правовой подходы. // «Журнал Российского права». 2004, № 1, с. 76-87.

29. Бошно СВ. Развитие признаков нормативного правового
акта в современной правотворческой практике. //«Журнал Российского
права». 2004, № 2, с. 95-106.

Правовой режим можно определить как совокупность юридических средств, устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях урегулирования конкретных общественных отношений путем ограничения одних и стимулирования других сторон деятельности отдельных субъектов права. Иными словами, правовые режимы «создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права».1

Выделим четыре основных признака правовых режимов:

  • 1) устанавливаются и обеспечиваются государством;
  • 2) имеют целью регулирование конкретных общественных отношений на законодательном уровне;
  • 3) представляют собой специфическую совокупность правовых средств, реализуемых путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей;
  • 4) призваны направлять общественные отношения для удовлетворения интересов отдельных субъектов права посредством стимулирования необходимых сторон их деятельности и ограничения нежелательных.

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям:

  • - по предмету правового регулирования -- конституционный, административный, трудовой и т. д.;
  • - по юридической природе -- материальные и процессуальные;
  • - по субъектам -- правовой режим для ветеранов, казаков, жертв сталинских репрессий и т. п.;
  • - по форме выражения -- нормативный и договорной.

Эти основания имеют большое значение для воплощения правовых режимов в законодательстве, но во всех случаях они будут отражать природу применения данной категории лишь частично:

в одном -- по методу воздействия на общественные отношения,

в другом -- по статусу субъекта,

в третьем -- по уровню нормативных актов, их устанавливающих, и т. д.

Смысл понятия правовых режимов и способы их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самыми яркими проявлениями стимулирующего и ограничивающего режимов являются соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего неблагоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения). В свою очередь, указанные виды правовых режимов можно разбить на множество подвидов в зависимости от того, какие именно стимулы и ограничения преобладают в них: дозволительный, рекомендательный, льготный, обязывающий, запрещающий и т. д.

В различных отраслях законодательства правовые режимы выделены по-разному: то они непосредственно называются «режимами» (ст. 23 Таможенного кодекса РФ: режимы транзита, экспорта, таможенного склада и т. д.), то их наименования подразумеваются (разделы Земельного кодекса РФ: земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесного фонда), то структура текста не показывает наличие конкретного режима, но его смысловое содержание говорит о наличии и здесь правового режима (режим налога на имущество предприятий, режим рабочего времени).

Одна из функций правовых режимов состоит в том, чтобы направлять волю субъекта, ориентируя человека на правомерное поведение, отказ от правонарушений. Следствием такого поведения является либо неприменение наказания, либо фактическое поощрение. Правовой режим, таким образом, обеспечивает устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений. Эта функция проявляется прежде всего в том, что при установлении определенного правового режима законодатель изначально определяет статус интересующего его объекта, затем создает условия его деятельности, подготовив базу развития устанавливаемых отношений, а также обеспечив недопущение поведения, выходящего за рамки предоставляемых полномочий.

Другой функцией правового режима является определение объекта, в отношении которого данный режим устанавливается. Значение этой функции заключается в том, что участники правоотношений получают непосредственное представление об интересующем их предмете. Например, понятие «фашизм», прочно укоренившееся в сознании населения как нечто «ужасное» и «злобное», но не вполне определенное, в российском законодательстве не нашло должного и полного освещения, хотя общественная опасность данного явления чрезвычайно велика.

Третьей функцией можно назвать создание условий для удовлетворения интересов субъекта права путем предоставления гарантий в том, что контрсубъект не будет нарушать его права, а в противном случае понесет наказание.

Безусловно, что при демократизации и декриминализации российского общества, установлении стабильных коммерческо-производственных отношений роль правовых режимов будет сводиться в основном к регламентации деятельности различных субъектов права, к стимулированию общественных отношений, а не к их ограничению, поскольку таковое будет обеспечиваться правосознанием большинства граждан. Для этих целей в правовых режимах должны быть четко определены основные объекты правоотношений, статусы субъектов, действующих в рамках этого режима, пределы их ответственности в случае неправомерного поведения. Важно исключить коллизии между различными правовыми режимами, а сами правовые режимы и их характер (преобладание стимулирующего или ограничивающего) должны соответствовать реальной ситуации в обществе, настроениям населения, для чего необходимо обустройство соответствующих статистических служб на максимально качественном уровне, чтобы законодатель получал реальные социологические анализы и прогнозы. Принятие новых нормативных актов должно строиться не только на привлечении всего материала данной отрасли, но и на обращении к другим отраслям права, в которых, «не изобретая пороха», можно найти готовые и качественные модели правовых режимов, годных к межотраслевому использованию. Правовые режимы должны развиваться в направлении упрощения путем концентрации на поведении, основанном на выборе, уходя таким образом от «занормированности» жизни, поскольку введение обязанности для субъекта неизбежно влечет за собой цепочку санкций за ее невыполнение, серию норм о порядке применения этой санкции.

правовой монархия правление

УДК 340.11

Страницы в журнале: 14-18

А.В. Малько,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации Россия, Саратов [email protected]

А.П. Лиманская,

старший преподаватель кафедры гражданского права Ростовского филиала Российской академии правосудия Россия, Ростов -на-Дону

Рассматриваются различные основания классификации правовых режимов; анализируются особенности основных видов правовых режимов.

Ключевые слова: правовой режим, критерии для классификации, виды правовых режимов, правовые средства.

Важное место в правовой науке исследования правовых режимов отводится вопросу их классификации, поскольку она позволяет не просто констатировать факт уже имеющегося знания, но и выполняет методологическую функцию. Осуществляя систематизацию определенной предметной области, классификация задает общее направление ее дальнейшего целенаправленного исследования , позволяет определить наиболее вероятные участки возникновения противоречий в терминологическом дефинировании тех или иных правовых феноменов .

Классификация правовых режимов может происходить по различным критериям. Вместе с тем при выделении тех или иных правовых режимов необходимо помнить, что оснований для систематизации этого явления более чем достаточно. Но не все критерии классификации способны подчеркнуть специфику данной категории. Более того, с развитием знаний об исследуемом объекте происходит уточнение и модификация классификации .

В этой связи мы остановимся на характеристике следующих оснований классификации правовых режимов.

По предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности) режимы делятся на конституционные, административные, гражданско -правовые , трудовые, финансовые, налоговые, земельные, таможенные и т. д. При этом каждый отраслевой режим обладает той или иной спецификой, обусловленной отраслевым методом правового регулирования, комплексом правовых средств, объединенных однородными нормами права. Особенности отраслевого метода правового регулирования выражаются не только в приемах правового регулирования, но и в способах формирования прав и обязанностей участников отраслевых правоотношений, характере юридических санкций, юридическом положении субъектов и т. д. Немаловажную роль играют и правовые средства, которые во всем своем отраслевом комплексе позволяют на практике правильно оценить жизненную ситуацию и квалифицировать юридическое дело, точно определив, какой здесь должен быть применен правовой режим: гражданского или семейного, административного или налогового права.

По юридической природе выделяют материальные и процессуальные правовые режимы. Материальные правовые режимы определяют права и обязанности субъектов правоотношений, предметы правового регулирования. Но, как известно, формой жизни закона является процесс его применения. Соответственно, материальным правовым режимам так или иначе должны корреспондировать процессуальные правовые режимы, устанавливающие порядок разрешения конкретных юридических дел в определенной сфере общественных отношений. Материальные режимы носят более статичный характер, тогда как процессуальные отражают динамику юридической деятельности.

Вместе с тем процессуальные режимы возможны лишь при наличии одновременно материальных режимов. Материальные правовые режимы здесь как бы играют роль юридического факта. В этой связи можно сделать вывод о том, что процессуальные правовые режимы носят вспомогательный, обслуживающий, организационно -управленческий характер . Таким образом, задача процессуального правового режима - обеспечить реализацию материального режима, и потому процессуальные режимы выступают в качестве средства соответствующих материальных режимов.

В обозначении материальных правовых режимов, как правило, используются словосочетания «правовой режим» объекта правового регулирования, в отношении которого у различных субъектов права имеются определенные полномочия . Например, режим континентального шельфа, режим закрытого административно -территориального образования.

Процессуальные режимы обеспечивают правоохранительную деятельность, судопроизводство и иные разновидности юридической деятельности, например, режим ответчика в гражданском судопроизводстве, режим прокурора в уголовном процессе и т. д.

По соотношению правовых стимулов и ограничений выделяются общедозволительные, разрешительные и обязывающие правовые режимы. Правовые режимы общедозволительного профиля характеризуются диспозитивными, децентрализованными началами, т. е. равенством сторон и, как правило, используются в отраслях частного права. Здесь дозволения выступают ключевым средством правового регулирования, обеспечивающим высокую степень свободы и активности субъектов. Соответственно, ограничения, запреты и обязывания, являясь исключением из этого общего правила, должны находить четкую внешнюю формализацию в законодательстве1 .

Правовые режимы разрешительного профиля построены на принципе «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». То есть субъекты обладают только теми правами, которые четко установлены нормативным правовым актом. Данный вид правового режима свойственен всем отраслям права. Рассматриваемые правовые режимы сопряжены в основном с разрешениями и запретами.

Обязывающие правовые режимы основаны, соответственно, на позитивных обязываниях, распространяющихся на всех субъектов. В таких правовых режимах законодатель четко определяет систему позитивных обязанностей, что, в конечном счете, обеспечивает высокий уровень законности и дисциплины в обществе. Такие режимы свойственны в основном публичным отраслям права. Например, правовой режим для осужденных.

В то же время в юридической литературе встречается расширенная, углубленная классификация правовых режимов в зависимости от того, какие средства правового регулирования доминируют в правовом режиме. Он может быть стимулирующим либо ограничивающим. Причем среди первых выделяют дозволительные, рекомендательные, льготные, поощрительные правовые режимы, в которых, соответственно, превалируют дозволения, рекомендации, льготы и поощрения. А среди вторых - обязывающий, запрещающий, наказывающий и другие режимы .

В несколько модифицированной форме данную классификацию некоторые авторы представляют следующим образом. В зависимости от соотношения общих дозволений и запретов правовые режимы делятся на жесткие и мягкие .

Можно также классифицировать правовые режимы в зависимости от того, к какой отрасли - публичного или частного - права отнесен правовой режим. В публичных отраслях правовой режим направлен в первую очередь на обеспечение законности и правопорядка. В этой связи все его элементы подлежат более четкой детальной правовой регламентации все его элементы подлежат в нормативном правовом акте. Это происходит потому, что в публично -правовой сфере «имеются в виду нормальные фиксированные режимы функционирования государственных и иных институтов, позволяющие успешно решать стратегические и тактические задачи» , например, обеспечивать государственную и общественную безопасность.

В публичных отраслях права субъект как бы ставится в известность о том, что он должен действовать в четко обозначенных законом рамках, следуя установленным принудительным велениям . Вместе с тем несмотря на властную природу публичного правового режима, в определенных случаях участникам правоотношений предоставляется возможность самостоятельно выбрать какой -либо вариант поведения, но из исчерпывающего перечня возможных статусов.

Кроме того, публичный правовой режим основан на позитивных обязываниях и запретах как первичных приемах правового воздействия, характеризуется императивностью, наделением одного из субъектов специальными полномочиями в рамках его компетенции и как следствие неравенством субъектов и построением отношений по типу «власть-подчинение».

В частном праве задачи правового режима не определяются так глобально, а ориентированы на частные конкретные ситуации, например, обеспечение социально -культурных прав конкретного человека. В этой связи правовая основа частноправового режима существенно расширяется, так как включает в себя не только законы и подзаконные акты, исходящие от публичных органов власти либо ими санкционированные, но и нормативные договоры (например, коллективные соглашения), судебные прецеденты и даже индивидуальные соглашения, выступающие своего рода прообразом закона для договаривающихся сторон .

Применительно к территориальным масштабам деятельности можно выделить международно -правовые и внутригосударственные правовые режимы. К первым относятся такие порядки регуляции и охраны, в установлении и осуществлении которых участвуют два и более государства. Например, режим открытого моря, режим территориальных вод, режим нераспространения ядерного оружия.

Внутригосударственные режимы устанавливаются государством с целью защиты внешних границ, обеспечения общественной, экономической, информационной и иной безопасности и т. д. При этом в рамках внутригосударственных режимов выделяются такие подвиды, как федеральные, региональные, муниципальные и локальные режимы.

По времени установления правовые режимы можно систематизировать на постоянные и временные. Постоянные режимы - это те, срок действия которых не установлен, и действуют они вплоть до отмены. Постоянным, например, является режим закрытого административно -тер риториального образования. К временным режимам относятся те, которые вводятся на определенный срок1 .

В зависимости от типа правового регулирования правовые режимы делятся на первичные и вторичные. Первичные, или общие, представляют собой «комплекс правовых средств, которые выражают общие и исходные соотношения способов правового регулирования на должном участке социальной жизни» . Вторичные (специальные) правовые режимы - это своего рода модификации общих режимов, характеризующиеся либо особыми льготами и преимуществами, состоящими в дополнительных правах, либо особыми ограничениями, выражающимися в дополнительных запретах или позитивных обязываниях . Например, ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации 1998 года (далее - НК РФ) устанавливает общий режим налогообложения, тогда как ст. 18 НК РФ предусматривает и специальный налоговый режим , который может включать в себя особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Существуют и иные основания классификации. Например, по содержанию регулируемых отношений выделяют пошлинный, таможенный, валютный режимы; в зависимости от формы выражения - законный, договорный и определенный административно -правовым актом . Более того, в рамках конкретных отраслей права можно наблюдать иные подходы ученых к систематизации режимов. Это обусловлено разнообразием видов отраслевых правовых режимов, стоящих перед ними целей, задач и средств по достижению.

Вместе с тем основная масса перечисленных способов классификации правовых режимов носит условный характер. Ведь при всем многообразии оснований группировки рассматриваемой категории во главу угла должно ставиться ее предназначение, чтобы при помощи систематизации подчеркнуть главные качественные характеристики .

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М., 1989.

2. Афанасьева О.Р. Классификация способов совершения преступления. Актуальные вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях. - М., 2004.

3. Беляева Г.С. Классификация правовых режимов // Ценности и нормы правовой культуры: сборник научных статей международного круглого стола, посвященного дню рождения И.А. Ильина, русского философа и юриста. - Курск, 2011.

4. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9.

5. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / под ред. А.В. Маль ко и И.С. Барзиловой. - М., 2012.

6. Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: дис. … канд. юрид. наук. - Саратов, 2001.

7. Рубченко С.О. Процессуально -правовой режим юридической деятельности: вопросы теории и практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Казань, 2012.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

11. Субботин А.Л. Классификация. - М., 2011.

12. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2011.

13. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2001.

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям, в качестве которых могут выступать предмет правового регулирования, содержание деятельности, субъекты, в отношении которых устанавливается правовой режим, сферы распространения, продолжительность действия и другие. Профессор С.С. Алексеев разделял правовые режимы на «общедозволительные иб разрешительные», указывал на жесткие и льготные правовые режимы, о которых ученый писал: «…правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах».

Другие ученые выделяли стимулирующие и ограничивающие режимы: «В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств, он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Если первый создает благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования), то второй - нацелен на их комплексное сдерживание».

Рассмотрев стимулирующие и ограничивающие режимы, ученые дифференцировали их на подвиды: «В свою очередь, правовые режимы стимулирования и правовые режимы ограничения могут подразделяться в зависимости от того, какие стимулы и ограничения в них преобладают. Среди первых можно выделить дозволительный, рекомендательный, льготный и т. П. Режимы, в которых доминируют соответственно дозволения, рекомендации, льготы. Среди вторых - обязывающий, запрещающий, наказывающий и пр.». В качестве примера режима, который складывается из системы поощрений, преференций, льгот и дозволений, можно назвать режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, который установлен федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В статье 2 говорится, что «Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - Особая экономическая зона) - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности». Такой режим в границах особой экономической зоны позволяет применять различные виды льгот, которые отсутствуют у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на остальной территории страны. Тем не менее, данный режим включает и определенные ограничения. В целом установленный законодательством режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны позволяет достигнуть баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов.

В научном знании существует и традиционная классификация видов правовых режимов по отраслевой принадлежности: выделяют административно-правовые, гражданско-правовые и другие режимы. Отрасли права «обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования», под которыми профессор С.С. Алексеев понимал «особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм». В этой связи профессор С.С. Алексеев писал: «Отраслевой режим - явление сложное по своему строению. Наиболее существенные его черты могут быть охарактеризованы при помощи двух основных компонентов, соответствующих сторонам интеллектуально-волевого содержания права: а) особых приемов регулирования, специфики регулятивных свойств данного образования с волевой стороны его содержания; б) особенностей принципов, общих положений, пронизывающих содержание данной отрасли с интеллектуальной стороны». Ученые справедливо замечали, что «своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом» . Качественные характеристики правовых режимов отдельной отрасли права определяются ее предметом, методом, функциями и задачами. Правовой режим позволяет выявить особенности юридического регулирования определенной сферы отношений, специфику правовых средств.

В публичных отраслях права режимы носят специфический характер в силу доминирования таких способов правового регулирования, как предписания и запреты.

В публичных отраслях выделяют правовой режим чрезвычайного положения, исполнительного производства, режим секретности, режим свободных экономических зон, таможенный режим, правовой режим государственных внебюджетных фондов, налоговый режим и другие. Виды режимов, например, валютные режимы, можно расклассифицировать на подвиды - «режим государственной валютной монополии, т.е. Исключительное право государства на совершение всех валютных сделок.., режим валютного государственного регулирования.., режим свободно конвертируемой валюты».

В комплексных отраслях, например, в предпринимательском праве, основаниями классификации правовых режимов предпринимательства могут быть сферы деятельности (правовой режим строительства), субъектный критерий (правовой режим деятельности юридических лиц) и др. Особые (специальные) режимы предусмотрены в отношении конкретных субъектов предпринимательства.

В гражданском праве правовые режимы используется применительно к конкретным объектам гражданского права. Так, например, профессор И.В. Ершова рассматривает правовой режим имущества как «совокупность требований, которые предъявляются к имуществу при его приобретении, использовании в процессе предпринимательской деятельности, выбытии. Правовой режим отдельных видов имущества означает существование внутри основных правовых форм (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) особых правил реализации правомочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом в ходе хозяйствования. Правовой режим имущества не следует воспринимать только с позиций распорядительных возможностей субъекта. В хозяйственной деятельности он проявляется в установлении особых правил учета данного имущества, порядка погашения его стоимости, отнесения стоимости имущества на себестоимость выпускаемой продукции, переоценки и др.». Основными элементами правового режима имущества являются: целевое назначение и разрешенное использование; оборотоспособность; права и обязанности собственников и пользователей имущества; охрана и учет имущества.

А.В. Тихомиров, исследовав режимы различных видов имущества и имущественных прав учреждения, выделял режим сметной предписанности и режим распорядительной самостоятельности.

Ученый писал: «Право учреждения на имущество как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности определяется режимом этого имущества. Режим имущества учреждения означает режим сохранности поступающего от собственника имущества, какую допускает его употребление в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Такой режим имущества может рассматриваться как режим сметной предписанности». В отношении «режима распорядительной самостоятельности» А.В. Тихомиров указывал: «Право учреждения на имущество как право на хозяйствование с имуществом собственника является правом на хозяйствование с приращенным имуществом, поступающим в собственность публичного субъекта-учредителя. Режим имущества в условиях хозяйствования на его основе определяется эффективностью распоряжения учреждением имуществом в обороте и может рассматриваться как режим распорядительной самостоятельности».

Несмотря на существующее многообразие правовых режимов, всем им свойственны общие признаки: «1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права». Безусловно, правовой режим - это «глубокое, содержательное правовое явление, связывающее воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования, его типами». Основное практическое значение и социальная ценность правовых режимов заключаются в том, что, устанавливаемые государством, они регулируют и упорядочивают общественные отношения, обеспечивают осуществление их субъектами своих прав и обязанностей, защиту своих интересов. Можно говорить об относительной статике и динамике института правовых режимов, который сочетает в себе определенное постоянство с развитием, изменением и адаптированием к меняющимся условиям. В виду необходимости совершенствования правового регулирования различных видов общественных отношений, тема правовых режимов постоянно будет требовать к себе пристального внимания ученых и практиков.