Понятие кодификации международного права. Международное правотворчество

Под кодификацией международного права понима­ется систематизация международно-правовых норм, осу­ществляемая субъектами международного права.

Первые упоминания в литературе по международно­му праву о полезности кодификации относятся к перио­ду буржуазных революций. Считается, что первым, вы­ступившим с идеей кодекса международного права, был английский юрист и философ И. Бентам. Он, в частно­сти, писал, что «мало можно найти в жизни вещей более необходимых, чем кодекс международного права».

Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев. Таким об­разом, современная кодификация международного пра­ва осуществляется путем:

а) установления точного содержания и четкого фор­мулирования уже существующих и действующих (обыч­ных или договорных) принципов и норм международ­ного права в определенной сфере отношений между го­сударствами (отрасли международного права);


б) изменения или пересмотра устаревших норм;

в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса, актуальных потребно­стей международных отношений, особенно в контексте разрешения глобальных проблем человеческой циви­лизации;

г) закрепления в согласованном виде всех этих прин­ципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенции, договоре, соглашении) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях и резолюциях конференций).

В научной литературе по международному праву до сих пор встречается деление кодификации междуна­родного права на официальную и неофициальную. По­водом к такому делению послужили неоднократные по­пытки неофициальной или доктринальной (научной) ко­дификации международного права, предпринятые отдельными юристами (например, Бустаманте, Блюнч-ли, Каченовским) и некоторыми международными и на­циональными неправительственными учреждениями и организациями (например, Институтом международно­го права, Ассоциацией международного права, латино­американскими организациями юристов-международ­ников). Однако международная практика свидетельст­вует о том, что кодификация международного права является сложным политико-правовым процессом нор-мотворчества в международных отношениях и поэтому всегда выступает в качестве межгосударственной дея­тельности. Следовательно, кодификация международно­го права может носить только официальный характер.



Официальная кодификация международного права реализуется в форме международных договоров. Осо­бое место в кодификационном процессе занимает Ор­ганизация Объединенных Наций. Устав ООН содержит положение о том, что «Генеральная Ассамблея (ГА ООН) организует исследования и делает рекомендации в це­лях: а)... поощрения прогрессивного развития между­народного права и его кодификации» (статья 13 Уста­ва). Таким образом, следует отметить, что понятия «ко-


дификация» и «прогрессивное развитие международ­ного права» являются составными, взаимосвязанными и взаимопроникающими элементами единого кодифи­кационного процесса.

Практической деятельностью по кодификации меж­дународного права в рамках ООН занимается Комиссия международного права (полное наименование - Комис­сия по прогрессивному развитию и кодификации меж­дународного права), которая является вспомогательным органом ГА ООН, ей подотчетна и подконтрольна. Ко­миссия учреждена резолюцией ГА ООН 174 (II). Дея­тельность Комиссии регулируется Положением 1947 го­да, (с последующими изменениями), утвержденным ГА ООН. В ее состав входят 34 (до 1981 года - 25) юриста-международника, «пользующихся признанным автори­тетом в области международного права». Члены Комис­сии избираются ГА на 5-летний срок и выступают в лич­ном качестве. В задачу Комиссии входит поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. Положение о Комиссии предусматривает, что весь процесс ее деятельности должен быть подчинен задаче достижения таких результатов, которые были бы приемлемы для заинтересованных государств.



Хотя Комиссия занимается преимущественно вопро­сами международного публичного права, она рассмат­ривает и вопросы частного права. В основном Комис­сия занимается подготовкой проектов статей и конвен­ций в целом. В начале работы она обращается к правительствам государств-членов ООН с просьбой на­править ей тексты законов, судебных решений, догово­ров, дипломатической переписки и др. документов, не­обходимых для глубокого и подробного изучения коди­фицируемого вопроса. После этого предусматривается издание документа Комиссии, в котором содержатся проекты статей или конвенций совместно с пояснитель­ными и вспомогательными материалами и информаци­ей. Этот документ направляется правительствам от име­ни Комиссии с просьбой представить по нему свои за-


мечания. Впоследствии Комиссия учитывает эти заме­чания правительств при составлении- окончательного проекта, который представляется в ГА ООН для приня­тия соответствующего решения.

Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты Комиссией в области права международных договоров, права международных организаций, дипло­матического и консульского права, международного пра­ва в период вооруженных конфликтов.

Литература:

Василенко В.А. Основы теории международного права. - Киев, 1988.

Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. - М., 1974.

Лукашук И.И. Нормы международного права. - М., 1997.

Лукин П.И. Источники международного права. - М., 1960.

Минасян Н.М. Источники современного международного права. -,Ростов-на-Дону, 1960.

Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие меж­дународного права. - М., 1982.

Черниченко С.В. Международное право: современные тео­ретические проблемы. - М., 1993.

О КОДИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Н.В. Остроухов

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Ю.С. Ромашев

Кафедра международного права Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ул. Малая Ордынка, 17, Москва, Россия, 119017

В статье рассматриваются исторические аспекты становления кодификации международного права. Процесс кодификации международного права осуществляется достаточно давно, а его значение весьма велико, в том числе и для развития законодательства государств, несмотря на это, по мнению авторов, доминирующее значение на современном этапе будет отводиться процессу прогрессивного развития международного права, так как большая часть существующих областей международного права кодифицирована, но с появлением новых международно-правовых институтов этот процесс снова необходим. Авторы оценивает роль международных органов (например, Комиссии международного права ООН) в процессе кодификации. Также в работе раскрывается значение официальной и неофициальной кодификации. Показывается участие международных институтов в данной сфере. Производится анализ доктрин авторитетных ученых правоведов в области международного права.

Ключевые слова: международное право; кодификация международного права, прогрессивное развитие международного права, морское право, международное гуманитарное право.

Современный мир представляет сложную динамично развивающую систему. Государства сотрудничают и противоборствуют друг с другом в политической, экономической, военной, культурной и иных сферах. Однако во взаимоотношениях государств все же большее место занимает их сотрудничество, которое не может прогрессивно развиваться без соответствующих регуляторов, важное место среди которых принадлежит международному праву.

Международное право все больше вторгается в нашу жизнь. Число международных договоров стремительно растет. Они охватывают самые различные сферы жизнедеятельности человечества от исследования и разработки морского дна до освоения космического пространства.

Одним из наиболее важных способов повышения эффективности международного права в эпоху глобализации является его кодификация. Она приводит не только к упорядочению норм международного права, но и воздействует на развитие законодательств государств, способствует их большей системности и единообразию. Кодифицированы такие древнейшие отрасли, как дипломатиче-

ское, консульское и морское право, право международных договоров и международное гуманитарное право. В основу дальнейшего международного нормотворчества, развития других отраслей международного права также положен процесс его кодификации и прогрессивного развития.

Процесс кодификации тесно связан с глубокими научными исследованиями. Данный вопрос имеет принципиальное значение для мирового сообщества. Кодификация становится все более наукоемкой, а в ходе его необходимо решать все более сложные вопросы . В ходе ее осуществления необходимо проанализировать огромный массив норм, вычленить из него только действующие нормы, отвечающие потребностям современного развития.

К сожалению, следует констатировать тот факт, что в настоящее время данному вопросу в российской международно-правовой науке по-прежнему уделяется не так много внимания. Данную проблему исследовали К. А. Бекяшев, Г.В. Игнатенко, В.М. Корецкий, ИИ. Лукашук, А.П. Мовчан и др. Зарубежные исследования так же немногочисленны.

Многие ученые сходятся в общем понимании кодификации международного права, считая, что это систематизация норм международного права, сведение их в единые международные договоры, как правило, универсального характера. Кодификация вообще, и международного права в частности, по их мнению, имеет целью уточнение действующих норм права; устранение устаревших правил; выяснение неопределенных, разрешение противоречивых и сведение действующих норм в систему. При этом большинство международников также отмечают, что кодификация неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права.

Как известно, выделяют два вида кодификации международного права - официальную и неофициальную. Неофициальную кодификацию можно считать одним из этапов официальной кодификации и она лежала у истоков кодификации международного права, составляет ее научную основу.

Неофициальной кодификацией занимаются, как правило, видные ученые - наиболее квалифицированные специалисты по международному праву, общественные организации, представленные как международными, так и национальными неправительственными организациями. Данная работа выражается чаще всего в форме разработки проектов международных договоров, судьбу которых должны решить уже субъекты международного права.

Первые предложения о неофициальной кодификации всего международного права обычно приписывают Иеремию Бентаму (Англия), предложившему ее в конце XVIII в. Однако он затронул вопрос кодификации не существующего позитивного международного права, а выдвинул мысль о некоем утопическом международном праве, которое могло бы явиться основой вечного мира между цивилизованными государствами .

Попытки кодификации международно-правовых норм производились в то же время и другими лицами. Так, например, в 1792 г. французский конвент постановил издать Декларацию прав народов. Эту работу выполнял аббат Грегуар. Декларация должна была включать 21 статью и содержать лишь принципы дан-

ного вопроса. Однако проект данного документа не был принят указанным органом.

В 1861 г. усилия по кодификации были предприняты австрийским юристом Домин-Петрущевичем. Им был опубликован Краткий кодекс международного права.

В 1863 г. профессор Колумбийского колледжа в Нью-Йорке составил проект «Законов войны». Данный документ в виде сборника норм, опубликованных Соединенными Штатами во время гражданской войны, предназначался как руководство для вооруженных сил.

Известный швейцарский ученый-международник Блюнчли в 1868 г. издал работу «Современное международное право цивилизованных государств», переведенную на ряд языков, в том числе и русский. Работа была представлена в виде кодекса.

Вопрос о необходимости кодификации международного права поднимался в работе «О призвании нашего века к реформе и кодификации международного права», опубликованной известным итальянским политиком и юристом Манчи-ни в 1872 г. В этом же году в Нью-Йорке вышли в свет научный труд Дедлея Фильда «Основы проекта международного кодекса». В 1887 г. Леоне Леви опубликовал работу «Международное право с материалами для Кодекса международного права», в 1890 г. итальянский юрист Фиоре - «Кодифицированное международное право и его юридическая санкция». В 1906 г. Е. Дгоплесси представил свой «Проект установления власти национальной, законодательной, административной, судебной: проект кодекса публичного международного права».

Общественные организации также активно подключились к процессу неофициальной кодификации. Так в 1873 г. в Генте (Бельгия) был образован Институт международного права, представляющий объединение юристов различных государств. Они разработали ряд проектов международных договоров, охватывающих различные области международного права. В 1880 г. Институт издал свой Сборник законов сухопутной войны. В 1913 г. этот институт опубликовал Справочник по морской войне.

В 1873 г. была создана Ассоциация для реформы и кодификации международного права. Эта организация действует и в настоящее время под новым наименованием - Ассоциация международного права (штаб-квартира находится в Лондоне).

В 1880 г. в Санкт-Петербурге было создано Общество международного права. Его деятельность была направлена на создание благоприятных условий кодификации принципов международного права.

В Вашингтоне в 1912 г. был создан Американский институт международного права.

В целях оказания помощи в изучении международного права и его кодификации в 1957 г. в СССР была образована Советская ассоциация международного права, ныне Ассоциация международного права Российской Федерации.

В неофициальной кодификации большую работу проводят Международный институт космического права, Международный морской комитет.

Международный комитет Красного Креста подготовил проекты кодификации норм гуманитарного права. В дальнейшем на их основе были приняты четыре женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

В настоящее время по-прежнему растет значение неофициальной и особенно доктринальной кодификации. Велика роль международных неправительственных организаций в кодификации права окружающей среды и других отраслей международного права. Их представители довольно часто участвуют в работе международных конференций, где нередко разрабатываются и принимаются документы, содержащие кодифицированные нормы.

Официальная кодификация - осуществляется субъектами международного права - действующими лицами на международной арене и способными создавать нормы международного права. Наиболее активно участвует в кодификации государства и международные межправительственные организации.

Первые попытки осуществления официальной кодификации были предприняты при подписании Парижского договора на Венском конгрессе (18141815 гг.). Кроме того, на конгрессе были утверждены положения, регламентирующие режим международных рек, ранги дипломатических агентов, а также нормы, запрещающие работорговлю и касающиеся нейтралитета.

Парижский мирный конгресс (1856 г.) продолжил процесс кодификации норм, касающихся гуманизации правил ведения морской войны, в частности по запрете каперства, о нейтрализации Черного моря.

Реальные шаги по официальной кодификации были предприняты российским правительством. Так, в 1874 г. по инициативе русского императора Александра II в Брюсселе была созвана международная конференция. На ней обсуждался проект кодекса международного права о ведении сухопутной войны. Юристы, дипломаты и военные в качестве делегатов приглашенных государств одобрили Положение из 60 статей, известное под названием Брюссельской декларации, но эти статьи так и никогда не были ратифицированы государствами .

Необходимость упорядочения правового регулирования ведения сухопутной и морской войн привели к необходимости созыва крупномасштабных международных мероприятий. Так в 1899 г. в Гааге была созвана Первая конференция мира. Считается, что инициатором ее созыва стал российский император Николай II. На данной конференции были приняты конвенции, по-настоящему являющиеся международными кодексами, например такие как Конвенция о мирном разрешении международных споров и Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Кодификация ряда областей международного права, осуществленная на конференциях мира, показала необходимость и возможность ее осуществления в широких масштабах и явилась знаменательным событием в развитии международного права.

После Первой мировой войны кодификация международного права продолжилась, был заключен широкий спектр конвенций в области права воору-

женных конфликтов, регламентирующих обращение с раненными и военнопленными, запрещения отравляющих и удушающих газов, мирного разрешения споров, воздухоплавания и морского судоходства, а также в экономической сфере.

Важную роль в выяснении взглядов правительств на международное право и в согласовании их позиций играют универсальные международные организации и международные конференции. С их помощью вырабатывается общий подход. Все это сказывается как на кодификации и развитии международного права, так и на применении его норм. Эти организации позволяют всем государствам участвовать в формировании и развитии международно-правового сознания и соответствующих норм .

Большой вклад в данной области внесен Лигой наций, являющейся универсальной международной организацией. Именно она приступила к систематической деятельности по кодификации международного права. В рамках Лиги наций активную роль в этом вопросе сыграли рекомендации Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права, состоявшего из 17 членов.

В качестве первоочередных направлений кодификации этим органом были выбраны: гражданство, территориальные воды, ответственность государств за ущерб, причиненный на их территории личности или собственности иностранцев, дипломатические привилегии и иммунитеты, процедура международных конференций, порядок заключения и составления проектов международных договоров, пиратство, эксплуатация морских богатств.

Конференция по прогрессивной кодификации международного права проходила в Гааге с 13 марта по 12 апреля 1930 г. В ходе ее работы были приняты: конвенция по некоторым вопросам коллизии законов о гражданстве; протокол о воинских обязанностях в некоторых случаях двойного гражданства; протокол, относящийся к определенному случаю безгражданства; особый протокол, касающийся безгражданства. По другим вопросам, касающихся, например, территориальных вод, общего консенсуса не было достигнуто.

Л. Оппенгейм, оценивая результаты Гаагской конференции 1930 г., подчеркивал, что, во всяком случае, ее опыт и результаты дают возможность установить желательность кодификации и виды на будущее кодификационных работ .

На смену Лиги наций пришла Организация Объединенных Наций. Ее деятельность в рассматриваемой области вытекает из п. 1 ст. 13 Устава ООН, согласно которой Генеральная Ассамблея организует исследование и делает рекомендации в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Через этот главный орган ООН проходят проекты, подготовленные другими ее органами. В настоящее время роль Ассамблеи в кодификации и прогрессивном развитии международного права только возрастает.

В рамках ООН большую роль в процессе кодификации играет Комиссия международного права. Ранее данный вспомогательный орган ООН именовался Комитетом по прогрессивному развитию международного права и его кодифи-

кации. Согласно Статуту Комиссии ее цель определяется как содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Комиссия приняла участие в кодификации норм международного права, включенных во многие конвенции, в частности в Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенцию об открытом море 1958 г., Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г., Конвенцию о континентальном шельфе 1958 г., Конвенцию о сокращении безгражданства 1961 г., Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., Конвенцию о специальных миссиях 1969 г., Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г., Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и многие другие.

Кроме того, Комиссия международного права подготовила ряд документов, содержащих кодифицированные нормы, а именно Проект декларации прав и обязанностей государств (1949 г.), Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала (1950 г.), Проект конвенции об искоренении и сокращении безгражданства в будущем (1954 г.), Проект статей о клаузулах о наиболее благо-приятствуемой нации (1978 г.) и др.

На материалы Комиссии международного права ссылаются в дипломатической практике и, что особенно существенно, на них нередко опираются решения международных судебных органов.

Одним из наиболее примечательных событий в деятельности Комиссии международного права стало окончание работы над Проектом статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Статьи проекта были приняты к сведению, включены в резолюцию Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 2001 г. в качестве приложения и предложены «вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере».

В Проекте подведен некоторый итог по кодификации норм международного права в вопросах международно-правовой ответственности. Данный документ имеет большое значение и для законодательств, регулирующих вопросы их международной деятельности, а также деятельности должностных лиц, направленной на реализацию международных обязательств своих государств. Кроме того, Проект, наряду с кодифицированными, правда уточненными, обычными нормами международного права содержит и множество новых прогрессивных положений, которые следует осмыслить государствам и в дальнейшем применять их на практике. Международный Суд ООН в своих решениях обращался еще на стадии разработки Проекта к его положениям и признавал их в качестве обычных норм международного права.

Следует обратить внимание, что кодификацией норм международного права занимаются и другие органы ООН - Комитет по использованию космиче-

ского пространства в мирных целях, ранее существовавшая Комиссия по правам человека, а ныне - Совет по правам человека, ЮНСИТРАЛ и др.

В кодификации норм международного права принимают активное участие такие специализированные учреждения ООН, как МОТ, ИКАО, ИМО, ВОЗ, ЮНЕСКО. Большая их заслуга в кодификации международного морского, воздушного и космического права, а также таких комплексных областей, как международное трудовое право, транспортное и телекоммуникационное право.

Следует заметить, что, несмотря на позитивное значение кодификации, многие юристы высказывают опасение, что многие кодификационные нормы несколько расходятся с нормами, которые сложились как обычные. При этом участниками многих конвенций по-прежнему остается ограниченное число государств. Все это создает определенные сложности в правоприменении.

Эффективность кодификации, по мнению И.И. Лукашука, во многом зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Одна из главных проблем права заключена в том, чтобы не отставать от хода жизни. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация .

Как мы видим, процесс кодификации международного права осуществляется весьма давно, а ее значение весьма велико, в том числе и для развития законодательства государств, хотя, по нашему мнению, большее значение на современном этапе будет отводиться процессу прогрессивного развития международного права. Большая часть существующих областей международного права уже кодифицирована. Однако это не означает, что кодификация международного права уходит в прошлое. Появляются новые международно-правовые институты и отрасли, нормы которых будут испытывать потребность в кодификации. Одновременно будут формироваться новые и видоизменяться старые обычные нормы международного права, что неизбежно потребует их кодификации.

ЛИТЕРАТУРА

Лукашук И.И. Кодификация и прогрессивное развитие международного права в XXI веке // Российский ежегодник международного права. - СПб: Россия-Нева, 2001.

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юрид. фак. и вузов / Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

Оппенгейм Л. Международное право: пер. с 6-го англ. изд., доп. Г. Лаутерпахтом / под ред. и пред. С.Б. Крылова. - М.: Госуд. изд-во иностранной литературы, 1948.

ON THE CODIFICATION OF INTERNATIONAL LAW

The Department of International Law Peoples" Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The Department of International Law National Research University Higher School of Economics

17, Malaya Ordynka st., Moscow, Russia, 117198

The article considers the historical aspects of the formation of the codification of international law. The codification of international law is carried out for a long time, and its value is very large, es-peccialy for the development of the legislation of states, despite this, in author"s opinion, greater significance at the current stage will be given to the process of progressive development of international law, as most of the existing areas of international law are codified, but with the appearance of new international legal institutions, this procedure will be necessary again. The author values the roleof the international bodies (eg, the International Law Commission) in the process of codification. Also this article reveals the importance of formal and informal codification and shows the participation of international institutions in that field. The author is analysing the doctrines of reputable scientists jurists in international law.

Key words: international law; codification of international law and the progressive development of international law, maritime law, international humanitarian law.

Lukashuk I.I. Kodifikacija i progressivnoe razvitie mezhdunarodnogo prava v XXI veke // Rossijskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. - Spb: Rossija-Neva, 2001.

Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Obshhaja chast": uchebnik dlja studentov jurid. fak. i vuzov / Ros. akad. nauk, In-t gosudarstva i prava, Akadem, pravovoj un-t. Izd. 3-e, pererab. i dop. - M.: Volters Kluver, 2005.

Oppengejm L. Mezhdunarodnoe pravo: per. s 6-go angl. izd., dop. G. Lauterpahtom / pod red. i pred. S.B. Krylova. - M.: Gosud. izd-vo inostrannoj literatury, 1948.

Bentham"s Works, ed. by Bowring, VIII.

Кодификация международного права как вид правотворческой деятельности государств ориентирована на договорное оформление отдельных отраслей международного права.

Установочно понятие "кодификация" по своему смысловому содержанию происходит от двух латинских слов - "codex" и "fació", что вместе означает "создание сводного закона в форме кодекса".

В историческом плане первым ученым, кто предложил привести свод норм международного права к единому кодексу, был Дж. Бентам (J- Bentam). Именно ему, Дж. Бентаму, принадлежит авторство самого термина "кодификация". Его академический труд под названием "Принципы международного прав", где представлены основополагающие теоретические постулаты по выработке кодекса (code) норм международного права, прошел научную редакцию в период с 1786 по 1789 г. Однако этот труд Дж. Бентама увидел свет только после кончины самого автора.

Выступая в качестве особого вида правотворческой деятельности государств в рамках их взаимодействия на мировой арене, кодификация международного права в постановочном плане выполняет сразу несколько задач. Во-первых, происходит пересмотр международно-правовых норм, показавших свою устарелость и непригодность. Во-вторых, проводятся мероприятия по выработке новых международно-правовых норм с принятием во внимание реальных потребностей развития международных отношений. В-третьих, созданные в результате кодификационной работы новые международно-правовые нормы фиксируются в едином упорядоченном режиме в рамках общего многостороннего договора.

Перевод процесса кодификации международного права в форму институционно-обустроенного феномена проявляет себя через создание упорядоченной системы подготовки текстов конвенционных актов - от представления первоначальных предложений по тематике предстоящей работы до созыва специальной конференции для заключения конвенции. Постановочно выведенная как цель - содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации - Комиссия международного права в рамках ее общих полномочий по выбору темы для кодификации принимает предложения, исходящие от Генеральной Ассамблеи ООН, по рассмотрению конкретной тематики для предстоящей работы в формате приоритета. Конечный продукт работы комиссии - проект конвенционного акта - представляет собой завершающий этап в институционном обустройстве позитива деятельности мирового сообщества под названием "прогрессивное развитие международного права и его кодификация". В ситуации, когда созыв (по решению Генеральной Ассамблеи ООН с подачи Комиссии международного права) международной конференции для заключения конвенции представляется логическим элементом институционно-правового формата работы по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, опубликование доклада комиссии, принятие доклада к сведению или одобрение доклада в специальной резолюции Генеральной Ассамблеи - все это образует целостный по форме позитив действия мирового сообщества в рамках процесса прогрессивного развития международного права и его кодификации.

Установление сущностного содержания понятия "кодификация международного права", как оно проявилось в науке и практике современного международного права, предметно проводилось с учетом временных показателей принятия 21 ноября 1947 г. Положения о Комиссии международного права. Дело в следующем. Содержащееся в ст. 15 Положения терминологическое обозначение понятий "прогрессивное развитие международного права" и "кодификация международного права" прямо ориентирует всех ученых, осуществляющих свои исследования по соответствующей проблематике, использовать в своих концептуальных определениях эти понятия. И уже конкретно. Определение термина "кодификация международного права", как оно представлено в ст. 15 Положения, обозначает существо понятия как более точное формулирование и систематизацию норм международного права в тех областях, уже проводится широкая государственная политика, имеются прецеденты, доктрины.

В развитие обозначенных задач по точному формулированию и систематизации международно-правовых норм с перспективой всестороннего регулирования конкретной области международных отношений кодификация международного права призвана содействовать процессу совершенствования мирового правопорядка.

Как и любой вид правотворческой деятельности, кодификация международного права включает в себя два этапа, а именно: 1) согласование воли государств по поводу текста предполагаемого общего многостороннего договора; 2) выражение государствами своего согласия на обязательность данного международно-правового акта. Институциональным органом по кодификации международного права, в общем порядке признанным мировым сообществом, выступает Комиссия международного права ООН. Комиссия излагает свои проекты в форме статей и далее рекомендует данный проект государств - членов ООН для заключения соответствующей конвенции (ст. 20 и 23 Статута Комиссии).

По результатам содействия упорядоченности международно-правовых отношений установлено значение процесса кодификации в параметрах содействия установлению и развитию норм общего международного права. Критерием всего процесса кодификации международного права выступает выработка таких международно-правовых актов, которым присущи универсальность и всеобщность. В обозначенных параметрах суверенного равенства все государства - члены мирового сообщества имеют право на участие в кодификационных конвенциях. В Венской декларации об универсальности, которая была принята па Дипломатической конференции полномочных представителей но праву международных договоров (Вена, 1968-1969 гг.), предметно заявлено: многосторонние договоры, касающиеся кодификации и прогрессивного развития международного права или объекта и цели в режиме общего интереса для международного сообщества в целом, должны быть открыты для всеобщего участия.

Конкретность и четкость общепризнанных критериев участия в кодифицированных конвенциях однозначно устанавливают следующее. Все государства - члены мирового сообщества через свое участие в процессе кодификации международного права призваны содействовать упрочению современного международного правопорядка.

Прогрессивное развитие международного права и его кодификация в режиме целостного взаимодействия и единства всего процесса предметно ориентированы на выработку международных конвенций, призванных регулятивно воздействовать на новые области международных отношений, которые до этого не были урегулированы на основе права. Распространение действия международного права в параметрах целостного охвата всех областей и направлений развития международных отношений оказывает позитивное влияние на процесс упрочнения международного правопорядка. Поступательное развитие человеческой цивилизации сопряжено с возникновением новых областей сотрудничества государств в рамках регулятивного воздействия права. В этом плане меры, предпринимаемые мировым сообществом по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, объективно вписываются в насущные потребности человеческой цивилизации и оказывают качественно позитивное влияние на современный правопорядок в плане обеспечения его юридической целостности и институционной завершенности.

Среди универсальных норм особое место занимают императивные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:

1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и . Они пронизывают содержание всех существующих норм.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием "локальные нормы" охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

Кодификация международного права

Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права .

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права , решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности .

Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры , как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны , Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права ... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами . Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. — "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).

право международный кодификация

Кодификация является обязательной стадией правотворчества в любой правовой системе, способствуя ее совершенствованию и прогрессивному развитию.

Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий:

  • 1) выявление действующих обычных и договорных норм по вопросу, подлежащему кодификации;
  • 2) ревизия и пересмотр устаревших норм;
  • 3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и потребностей международных отношений;
  • 4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласованном государствами международно-правовом документе: договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руководстве по практике. Васильева Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. - Минск: ТетраСистем, 2009.

Кодификация международного права в современном понимании этого процесса стала осуществляться после Второй мировой войны в рамках международных межправительственных организаций - универсальных и региональных, созданных в этот период. Это привело к использованию в международной практике двух форм кодификационной деятельности: официальной к неофициальной.

Официальная кодификация в настоящее время осуществляется в рамках международных межправительственных конференций и организаций, обладающих нормотворческой функцией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, СЕ, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

Неофициальная кодификация проводится в рамках неправительственных организаций и научных учреждений (например, Институт международного права, Ассоциация международного права), неправительственными правозащитными организациями.

Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепенная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит Организации Объединенных Наций, в силу универсальности ее нормотворческой функции, регулирующей сотрудничество государств во всех областях. Уставом ООН Генеральной Ассамблее (далее - ГА ООН) (один из главных органов ООН) предоставлены полномочия по организации исследований и даче рекомендаций в целях содействия и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13). Такая регламентация компетенции ГА ООН вызывала оживленные дискуссии в доктрине относительно того, что означают выражения «прогрессивное развитие международного права» и «кодификация международного права» и считать ли прогрессивное развитие международного права и кодификацию автономными или взаимосвязанными элементами единого кодификационного процесса.

Спор в дальнейшем был разрешен трактовкой указанных терминов в Положении о Комиссии международного права ООН (далее - КМП ООН) 1947 г. - главном кодифицирующим органе ООН. В Положении указывалось, что выражение «прогрессивное развитие международного права» означает подготовку проектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом либо не"имеют достаточной практики государств; выражение «кодификация» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации международного права в тех областях, где имеется обширная государственная практика, доктрина и прецеденты (ст. 15). Очевидно, что при такой трактовке кодификация и прогрессивное развитие международного права выступают как обязательные элементы кодификационного процесса, тесно взаимосвязанные друг с другом, что было подтверждено работой самой КМП ООН и других кодификационных органов.

Структурно кодификационный механизм ООН включает:

  • - главные органы ООН: ГА ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (далее - ЭКОСОС);
  • - специальные кодификационные органы, действующие на постоянной основе: КМП ООН, Комиссия по правам человека, Комитет по мирному использованию атомной энергии;
  • - временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные для разработки проекта конкретной конвенции (например, Специальный комитет по разработке Конвенции против транснациональной организованной преступности). Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. Минск: Амалфея, 2010.

Центральное место среди перечисленных органов занимает КМП ООН, вспомогательный орган ГА ООН, учрежденный ею в 1947 г. для разработки проектов универсальных конвенций или иных кодификационных документов с целью кодификации и прогрессивного развития международного права. КМП ООН состоит из 34 членов, избираемых ГА ООН из числа кандидатов, представленных государствами - членами ООН, сроком на пять лет. Основное требование к кандидатам - быть признанным авторитетом в области международного права. В составе

КМП ООН не может быть двух граждан одного государства. Члены КМП ООН не являются представителями государств, а выступают ь своем личном качестве.

При формировании КМП ООН соблюдается критерий «обеспечения представительства всех главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира» (ст. 8). Выполнение данного условия приводит к постепенному расширению состава КМП ООН: от 15 членов в первые годы деятельности до 34 членов в настоящее время.

Универсальность состава КМП ООН, представляющего все регионы земного шара, можно проиллюстрировать на примере ее состава на 2002 г. Европейский регион представлен 9 юристами (Англия, Испания, Германия, Франция, Финляндия, Польша, Словакия, Российская Федерация, Португалия); американский регион - 7 (США, Венесуэла, Мексика, Коста-Рика, Уругвай, Аргентина); африканский регион -- 7 (Южная Африка, Гана, Камерун, Уганда, Мозамбик, Танзания); арабский регион - 4 (Сирия, Катар, Тунис, Бахрейн); азиатский регион - 5 (Китай, Япония, Иран, Корея, Индия).

Темы для кодификации после проведения определенных исследований предлагаются Комиссией международного права ООН и окончательно утверждаются резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН. На 2003-2006 гг. в программу кодификационной работы КМП ООН включены следующие темы: оговорки к международным договорам, дипломатическая защита, односторонние акты государств, ответственность международных организаций, международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, фрагментация международного права, общие природные ресурсы.

При определении тем, подлежащих кодификации, КМП ООН и ГА ООН (Шестой комитет) руководствуются следующими критериями:

  • а) актуальность для международного сотрудничества;
  • б) наличие обширной практики государств, судебных прецедентов и доктрины международного права;
  • в) имеющиеся доктринальные разногласия.

Различная судебная, законодательная и договорная практика государств не исключает возможности согласования позиций государств, достижения компромисса, а следовательно, и получения их одобрения кодификационного проекта. Значимость указанных критериев при определении тем для кодификации можно проиллюстрировать на примере работы исследовательской группы, созданной КМП ООН в 2002 г. для определения вопросов, подлежащих кодификации в рамках общей темы «Фрагментация международного права».

Обосновывая необходимость включения в кодификационную программу вопроса о функции и применении норм lex specialis (специальные нормы), исследовательская группа в своем докладе приводила такие аргументы: норма lex specialis является одним из аспектов юридической аргументации, тесно связанной с идеей международного права как правовой системы; принцип, согласно которому специальное право есть отступление от общего права, является традиционной и общепринятой максимой правового толкования и методом разрешения коллизий между нормами; существует обширное прецедентное право, основанное на использовании принципа lex specialis. Оно широко используется как в рамках одного документа, так и для определения соотносимости договорной и обычной нормы, либо двух недоговорных норм в практике как государств, так и международных организаций; указанный принцип «не только наилучшим образом отражает требования контекста договора, но и наилучшим образом отражает намерения тех, кто должен выполнять обязательства в соответствии с этим принципом».

Кодификационный процесс начинается с назначения Специального докладчика и формирования рабочей группы из членов КМП ООН для оказания помощи Специальному докладчику в подготовке первоначального текста Проекта статей по кодифицируемой теме. КМП ООН разрабатывается вопросник, рассылаемый через Секретариат ООН государствам-членам с целью выяснения, какова законодательная, судебная и договорная практика по вопросу, являющемуся объектом кодификации. Получив такие материалы, Специальный докладчик с учетом доктринальных подходов готовит первоначальный Проект статей и представляет его на обсуждение членов КМП ООН.

Ежегодно КМП ООН представляет доклад о своей работе ГА ООН, включающий подготовленные проекты статей с комментариями, содержащими:

  • а) ссылки на прецеденты, договоры, судебные решения и доктрину;
  • б) выводы относительно степени согласия по каждому аспекту доктрины и практики государств, возникших при обсуждении «разногласий, а также аргументов в пользу того или иного решения (ст. 20).

Подготовленные КМП ООН проекты отсылаются Секретариатом для замечаний шестому комитету ГА ООН и государствам. Спецдокладчик и рабочая группа учитывают их при дальнейшей работе над подготовкой Проекта статей и представляют вновь на рассмотрение КМП ООН. Кроме того, отдельные государства, международные межправительственные и неправительственные организации по своей инициативе могут заниматься разработкой проектов статей, которые через Секретариат ООН представляются КМП ООН, решающей по своему усмотрению вопрос о возможности их использования в качестве вспомогательного материала.

Обширность материала, который приходится рассматривать и обобщать Спецдокладчику и членам КМП ООН, несходство позиций государств свидетельствует о сложности процесса кодификации международного права и обусловливает его затяжной, длительный характер. Так, процесс разработки Проекта статей об ответственности государств длился 45 лет с 1956 г. по 2001 г., при этом сменилось 12 специальных докладчиков, что во многом объяснялось доктринальными разногласиями и обширной разнообразной практикой государств. Международное право: учеб. Для вузов по специальности и направлению «Юриспруденция» / Н.Г. Беляев - 2-е изд., изм. и доп. - Млсква: Норма: Изд. Дом «Инфра-М», 2002.

Итогом работы КМП ООН является подготовка окончательного Проекта статей, который затем предлагается ГА ООН для вынесения резолюции об одобрении и рекомендации государствам-членам «с целью заключения конвенции» (например, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 56/ 589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, а затем предложила их государствам в качестве проекта для заключения будущей конвенции либо, созвав конференцию, для доработки заключения конвенции (ст. 25).

Большинство проектов статей, подготовленных в рамках КМП ООН, рекомендовались ею для окончательной доработки и принятия на международной конференции, созываемой на основе резолюции ГА ООН. Таковы были Венские конвенции по праву международных договоров 1969 г. и 1986 г.; Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Кроме того, ГА ООН может не одобрить Проект статей, представленный КМП ООН, и вернуть ей для доработки и окончательной редакции (ст. 23). Так случилось с Проектом Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая в 2001 г. была отправлена ГА ООН на доработку в КМП ООН и в 2004 г. Конвенция была принята ГА ООН.

Наиболее успешным результатом кодификационной работы КМП ООН является разработка кодифицирующей конвенции. Однако КМП ООН, с учетом наличия разнообразной практики по кодифицируемому вопросу, может прийти к выводу о необходимости ограничиться только выработкой Проекта статей в форме Руководства для государств по данному вопросу. Таково было решение КМП ООН относительно юридической формы Проекта статей по теме «Оговорки к международному договору». Комиссия международного права ООН единогласно, с одобрения Генеральной Ассамблеи ООН, выраженного в ее резолюциях 48/31 и 49/51, пришла к решению не вносить изменения в соответствующие положения Венских конвенций 1969, 1978, 1986 гг., касающихся оговорок, а разрабатывать проект Руководства по практике, который не будет «сводом императивных норм, а будет являться кодексом рекомендованной практики, цель которого состоит в побуждении государств к пересмотру своих оговорок к договорам для определения их актуальности в рамках развития внутреннего права государств». Лукашук, И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе / И.И. Лукашук. - М.: Спарк, 1997.