Первое поколение прав человека. Третье поколение прав человека К первому поколению прав человека принято относить

После Второй мировой войны формируется новое, третье поколение правчеловека. Его принципиальной особенностью становится возникновение понятия коллективных прав. До сих пор целью работы многочисленных институтов прав человека было гарантирование прав и свобод отдельно взятого человека.

Относительно прав человека имеется целый диапазон позиций - от тех, которые ставят на первое место права и свободы индивида, до тех, которые высший приоритет отдают общественной жизни и благу коллектива. Различные позиции на этой шкале можно описать как более или менее индивидуалистские или коллективистские. На одном ее полюсе можно обнаружить таких людей, как Нозик, Фридмен и другие политические либералы; на другом полюсе располагается албанец Энвера Ходжи или красногвардейцы культурной революции. Будучи опосредствованной понятием прав человека, коммунитаристская трактовка послужила одной из причин появления новой группы прав - коллективных, таких, как права народов и права меньшинств. Российское массовое сознание восприняло идею прав человека уже на стадии признания прав группы.

Коллективные права были призваны защитить тех граждан, которые по социальным, политическим, медицинским и другим причинам не имели равных с другими гражданами возможностей осуществлять общие для всех людей права и свободы и поэтому нуждались в законодательной поддержке. Поскольку эти права зачастую противоречили друг другу, произошла плюрализация критериев, по которым определялась необходимость в этих правах. Одновременно представления о потребности в определенных правах и свободах стали гораздо более субъективными и более разнообразными с содержательной точки зрения.

Коллективные права чаще всего подразделяются на права народов (на развитие собственной культуры народа, право на сохранение и развитие традиций, получение образования и возможность общения на родном языке и т.д.) и права меньшинств. Таким образом, здесь речь идет о правах политического, этнического, религиозного и других сообществ уже как отдельных субъектов права. Происходит не просто расширение круга прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в международно-правовых документах, но и появление качественно новых тенденций.

Принятие идеи коллективных прав человека первоначально проходило с определенными трудностями. Один из исследователей вопроса А.Х. Абашидзе пишет, что после Второй мировой войны проблема меньшинств снова привлекла внимание мирового сообщества. Это было связано как с преступлениями геноцида в ходе войны, так и с решениями некоторых стран (Польши, Венгрии и др.) о выселении со своей территории немецкого населения. Несмотря на то, что проблемы национальных меньшинств приобрели международный характер еще в рамках Лиги Наций, при разработке Устава ООН страны, не желавшие устанавливать специальный режим зашиты прав меньшинств на своих территориях, добились того, чтобы эта проблема стала частью общей проблемы зашиты прав человека. В результате этого в Уставе ООН нашли отражение лишь принципы равноправия и недискриминации, а проблема национальных меньшинств получила совсем другой статус. В ходе подготовки Третьим комитетом Генеральной Ассамблеи ООН окончательного текста Всеобщей декларации прав человека (в Париже, в 1948 году) несколько делегаций (Югославия, Дания, СССР) пожелали включить в Декларацию не только статьи о принципах равноправия и недискриминации, но и положения, касающиеся позитивныхмер в целях зашиты меньшинств. Однако эти делегации неожиданно столкнулись с серьезным сопротивлением. Возражением служило то, что проблемы меньшинств являются сложным следствием структурных различий государств и при попытке их применения возможно нарушение национального единства и целостности этих государств.

Делегации некоторых стран указывали также, что все меньшинства уже получили права и защиту в этой Декларации: в ст. 18 им гарантируется свобода мысли, совести и религии, в ст. 19 - свобода убеждений и их свободное выражение, в статье 20 - свобода мирных собраний и ассоциаций, в статье 26 - право на образование, в статье 27 - право свободно участвовать в культурной жизни общества и т.д.

Таким образом, внезапно открылось множество новых аспектов прав человека. С одной стороны, это была попытка избавиться от дискриминации (по признакам национального происхождения, цвета кожи, пола, вероисповедания и др.). В США, по некоторым данным, еще в 60-е годы число поддерживающих программ достигало 500, а их стоимость определялась в десятки миллиардов долларов. Далее, со временем постепенно сложилось понимание того, что во многих случаях права индивидуума бывают лучше всего защищены тогда, когда защищены права соответствующего слоя населения.

С другой стороны, по мнению либералов, групповые права защищены, если обеспечиваются права каждого индивида, в том числе и индивида в группе. В международных документах права меньшинств выглядят как обеспечение возможности образования на родном языке в соответствии с культурной традицией, сохранения культуры (школы, музеи, библиотеки, СМИ), уважение религиозных традиций и норм семейного права. Важно, что отдельный человек является субъектом таких прав, но вопрос переносится из плоскости его личного статуса на его положение в группе.

С другой стороны, индивидуальные и коллективные права взаимозависимы: осуществление коллективных прав не должно ущемлять права и свободы индивида, что все-таки всегда было исторически приоритетным. Сейчас коммунитаристы много обсуждают вопрос о том, принадлежность к какому сообществу будет определяющей для данного конкретного человека, если их интересы придут в столкновение (например, к профессиональному, этническому или религиозному).

Рассмотрение законодательной практики через призму именно коллективных прав оказалось неожиданно продуктивным с методологической точки зрения. Так выявление типа дискриминации в принципе возможно лишь в масштабах группы. Например, предельно допустимые нормы переносимых работником тяжестей существуют для лиц обоего пола, однако женщин такое правило способно задеть сильнее, а это может послужить основанием для их дискриминации в трудовых отношениях. Анализ социальной ситуации под углом зрения коллективных прав соответствующих групп населения способен выявить также возможность возникновения в обществе последующих социальных конфликтов, если не будет вовремя устранена дискриминационная причина. Например, увеличение числа молодых людей, не имеющих средств для получения полноценного образования, грозит им в дальнейшем дискриминацией при приеме на работу, что в свою очередь, чревато перспективой ухудшения криминогенной обстановки.

В последние годы многие исследователи отмечают, что практическая реализация многих коллективных прав может приводить и к некоторым негативным последствиям. Кроме того, социальными теоретиками было отмечено, что нельзя смешивать две центральные дихотомии: атомизм-холизм и индивидуализм-коллективизм. Приведем пример Маркса как тип холиста-коллективиста и Нозика как атомиста-индивидуалиста. Мы часто слышим разговоры о расхождении между коммунитаристами и либералами в понимании общества. Жаркие споры в этой области, насчитывающие ныне вот уже более трех столетий, привели к размежеванию атомистов и холистов. О первых часто говорят как о методологических индивидуалистах. Они убеждены в том, что а) при объяснении социальных действий, структур и условий мы можем и обязаны истолковывать их в терминах свойств социальных индивидов; б) социальные блага мы можем и должны истолковать в терминах взаимосвязи индивидуальных благ.

Сегодня принято считать нормой основные права и свободы человека: право на труд, на отдых, на получение образования, на свободное вероисповедание и т. д. Некоторые из них входят в категорию «естественных» прав. Это возможность воспитывать собственных детей и проч. Но Всего каких-то 400-500 лет назад, что относительно недавно по меркам человеческой истории, о таком очень многие могли только мечтать. Эволюция человека из «говорящего орудия» в свободную и независимую личность произошла через три поколения прав человека. Каждое из них характеризуется новыми, качественными изменениями в общественном укладе. О том, что такое поколение прав человека, пойдет речь далее.

Первые упоминания

Сначала о том, кто впервые выдвинул данную концепцию. Впервые эволюцию общества предложили разделить на три поколения прав человека в 1979 году в Страсбурге, в Международном институте прав человека. Идею выдвинул чешский юрист Карел Фазак.

Теоретическая база

Поколения прав человека - это искусственное понятие в общественных науках. Никто не «подбивал» свою политику под это. Основой всех трех служат лозунги Французской революции: Французская стала теоретической базой для других стран Европы и Америки. Подобную идею выдвинули США в своей Декларации независимости, многие социалистические и коммунистические идеологии также взяли эту идею за основу в политической борьбе.

Первое поколение прав человека («синие права»)

Первое поколение признается всеми обществоведами, правоведами, историками. Оно связано с теоретическим пониманием общества естественных и :

  • право на жизнь;
  • на свободное вероисповедание;
  • право голоса;
  • право каждого участвовать в политической жизни страны;
  • на справедливую систему судопроизводства;
  • на свободный труд и т. д.

Сегодня эти принципы кажутся нам естественными, понятными. Если они нарушаются, то мы, скорее всего, начинаем во всеуслышание трубить о произволе, писать жалобы, обращаться в СМИ, выкладывать нарушение в Интернете. Иногда это приводит к громким отставками, скандалам, разоблачением. Но так было не всегда. Всего 4-5 столетий назад многие и представить не могли, что при рождении все равны. Считалось, что высшие силы сами определяют судьбу. Идти против общественных устоев - значит, разгневать Бога. До сих пор такая традиция отражается в народном фольклоре. Можно вспомнить и наши пословицы: «где родился, там и пригодился», «послушание лучше почтительности», «не говори много в присутствии великих душ» и т. д. В них изначально заложены традиции неравенства от природы.

Крах старых устоев

Традиционные общественные устои были разрушены следующими Декларациями:

  • Великая хартия вольностей.
  • Английский билль о правах.
  • Французская декларация прав и свобод человека.
  • Билль о правах Соединенных Штатов Америки.
  • Декларация независимости США.

Все эти исторические документы, которые действовали на локальном уровне, легли в основу международных правовых документов. Концепция трех поколений прав человека и появилась благодаря перечисленным выше правовым актам. Хотя они долгое время не имели статус государственного документа. Неизвестно, как бы развивалась теория поколения прав человека, если бы история развивалась по иному сценарию: Штаты в Америке проиграли бы войну за независимость, а королевская власть во Франции жестоко подавила бы революционные выступления. Однако мы считаем, что человечество все равно достигло бы того общественного уклада, который сложился сегодня. И сегодня в некоторых странах находятся реакционные силы, которые пытаются остановить развитие человеческого сознания. Но они сдерживают развитие максимум в одно человеческое поколение. Генезис прав и свобод поступательно движется вперед.

Современные международные правовые нормы

На основе Деклараций первого поколения созданы современные международные правовые нормы:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
  • Международный пакт по гражданским и политическим правам 1966 года.
  • Европейская конвенция по правам человека 1953 года.

Второе поколение прав человека («красные права»)

Второе поколение также признается почти всеми обществоведами. Данная концепция связана с событиями после Второй мировой войны. Произошел крах империализма, закончилась эксплуатация одних наций над другими. В обществе активно получили распространение экономические и социальные права.

Отличие первого поколения от второго

Сгруппируем отличительные свойства первого поколения прав человека и второго в виде таблицы:

Отличительные черты

События, повлиявшие на общественное сознание

Требование к государству

Первое поколение

Политические права.

Естественные права

Борьба за независимость в США.

Великая Французская буржуазная революция

Требование оградить влияние государства в политической сфере, дать доступ всем гражданам участвовать в политической жизни страны

Второе поколение

Экономические права.

Социальные права

Вторая мировая война и, как следствие, распад колониальной системы

Требование обязать государство выполнять обязательства для всех в социальной сфере, образовании, медицине и т. д.

Экономическое неравенство нивелирует политические права

В 20-м веке политические и естественные права формально соблюдались. Однако их нивелировали другие неравенства: социальные и экономические. Это значило, что человек имел право на жизнь, его никто не имел права убить на улице как раба, что случалось ранее во многих рабовладельческих государствах. Но не было равенства в социальных и экономических правах. Например, в больницах некоторым людям отказывали в первой медицинской помощи, в школах многие не имели права получать образование и т. д.

Представим ситуацию, что директор муниципальной школы начал избирательно допускать к занятиям по своему усмотрению тех, кто имеет право посещать школу. Сейчас такое кажется маловероятным, однако всего 50-100 лет назад это было нормой. Образование и медицинское обслуживание считалось роскошью, дорогими услугами, которые не могут позволить себе все люди. Можно сегодня сослаться на то, что существуют платные больницы, образовательные учреждения, которые не по карману многим. На это мы ответим, что стандарты образования и здравоохранения едины для всех. Отличается только сервис, облуживание, внешнее проявление.

Теоретическая база второго поколения

Второе поколение основывается на следующих :

  • Международный пакт по экономическим, социальным и культурным правам.
  • Второй билль о правах Рузвельта.

Второе поколение прав человека называют «красными» правами. Они обязывают государство выполнять основные обязательства перед всеми гражданами в социальной сфере, здравоохранении, образовании и т. д.

«Зеленые права» - развитие коллективного правосознания

Третье поколение прав человека условно называют «зелеными правами». В отличие от двух других, в науке мало кто выделяет его. У многих концепция поколений прав человека ограничивается двумя. Однако большинство с ними не согласны. Разберем их аргументы.

Поступательное развитие вперед

Итак, поколения прав и свобод человека с каждым разом дают новые качественные изменения в общественном сознании. Если в первом поколении это основные естественные и политические права, во втором - социальные и экономические, то в третьем - формирование коллективных прав. В нем не делается упор на какую-либо сферу в отдельности. Сама концепция предлагает развивать права коллективов во всех сферах общества.

Основано это на том, что индивид сам по себе не может отстоять свои права в одиночку. Необходимо объединяться. После Второй мировой войны развиваются именно общественные организации: профсоюзы, общественные организации, политические партии.

Даже крупные финансовые компании создают Союзы: промышленников, автоперевозчиков, сельхозпроизводителей. Цель у всех одна: скоординировать свои действия перед лицом опасности.

Объединяются в крупные союзы по отраслям и государства. Например, страны-экспортеры нефти объединились в ОПЕК с целью выработать единые правила на рынке.

Если крупные государства, компании создают коллективную безопасность, то индивиду тем более нужно объединяться для совместного отстаивания своих интересов.

Либералы не соглашаются с такой точкой зрения. Они считают, что нужно защищать каждого отдельного индивида, и тогда коллектив в целом будет защищен. Эта позиция с каждым днем терпит неудачу. В 20-м веке борьба за права человека была связана с религией, цветом кожи, политическими взглядами, трудовыми отношениями, отказом от традиционных ценностей семьи, брака и т. д. В конце пришло понимание, что только коллективная защита способна защитить права отдельного индивида.

Итоги

Мы рассмотрели поколения прав и свобод человека. Подведем итоги. На сегодняшний день наше общество не может найти золотую середину. Всегда право одного человека приводит к нарушению права другого. Современные интеграционные процессы в Европе выявили явный кризис в политике толерантности и веротерпимости. Цивилизация Запада переживает самые тяжелые времена. Все то, за что она боролась, оказалось неэффективным перед лицом новой опасности - терроризмом и миграцией. Достаточно вспомнить случаи сексуальных домогательств в Берлине, взрывы в Париже. Это происходит оттого, что традиционный Восток не понимает прогрессивный Запад. Необходимы пути решения: либо ограждаться от Востока, либо принимать его ценности. Либеральная политика ни к чему хорошему не привела, т. к. мигранты быстро начинают «бить» европейцев их же монетой: призывать к свободе передвижения, веротерпимости, равенству трудовых отношений.

Определение 1

Концепция поколений прав человека - это теория, согласно которой, в зависимости от времени появления, существует три поколения прав.

Обозначенная классификация была предложена чешским ученым К. Васаком. Он связывал данные поколения прав с лозунгами, звучавшими во времена революции во Франции: “равенство”, “свобода” и “братство”. Стоит отметить, что это разделение является условным, так как по характеру конкретные права можно отнести к различным группам.

Предлагается более подробно рассмотреть каждое из предложенных трех поколений прав.

Первое поколение прав человека

Первое поколение политических и гражданских прав начинает свое существование в XVII и XVIII веках в процессе реформ в ходе французской, американской и английской революций.

Права, относящиеся к первому поколению, являются основой в институте прав человека. Они закреплены в международных документах в качестве неотчуждаемых, и не подлежащих какому-либо ограничению. Несколько западных специалистов склоняются к рассмотрению этих прав как собственных “прав человека”, предполагая, что права, относящиеся ко второму и третьему поколению, могут претендовать только на статус “социальных притязаний”.

Права человека, вытекающие из первого поколения, включают в себя личные права, основанные на естественных, и сформированных на базе позитивного права, политических правах. Более конкретно о них говорится в законодательстве тех государств, которые являются демократическими.

Отличительная черта политических прав в том, что они принадлежат только лицам, являющимся гражданами государства, и принадлежат им с момента получения гражданства определенной страны.

Первое поколение содержит те права, которые “сформулированы отрицательно”, так как они выражают некую “негативную свободу”, заключающуюся в обязывании государства не вмешиваться в область личной свободы, предоставляемой им гражданам.

Права, относящиеся к первому поколению, содержатся в положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Они преследуют цель обеспечения защиты людей от ограничения их свободы. В данном случае идет речь о следующих видах прав человека:

  • право свободы вероисповедания;
  • право участия в управлении государственными делами;
  • право равенства перед судом и законом;
  • право на жизнь и свободу;
  • право на обеспечение безопасности человека от незаконного (своевольного) задержания или ареста;
  • право на собственность и на защиту от лишения человека его собственности.

Замечание 1

Указанные права признаются в качестве неотчуждаемых и не подлежащих какому-либо ограничению.

Второе поколение прав человека

Основой зарождения данного поколения прав стала борьба народов XIX - XX веков за то, чтобы улучшить свой уровень экономики.

Ко второму поколению прав человека принято относить социальные, экономические, экологические и культурные права.

Законодательное закрепление данные права получили в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Направленность рассматриваемых прав связана с обеспечением свободы участия в экономической, социальной, культурной жизни государства, а также социальной справедливости.

Так, второе поколение прав человека включает в себя следующие виды прав:

  • право на труд;
  • право социального обеспечения;
  • право на благоприятные и справедливые условия труда;
  • право защиты от безработицы;
  • право досуга и отдыха;
  • право иметь определенные жизненные стандарты;
  • право на получение образования;
  • право на обеспечение охраны здоровья;
  • право свободного участия в культурной общественной жизни;
  • право на творчество;
  • право на пользование результатами, полученными в ходе прогресса науки;
  • право на защиту детства и материнства;
  • право на получение медицинской помощи.

Права второго поколения отличаются от прав первого по своей природе. Для того, чтобы осуществить права, принадлежащие ко второму поколению, воздержание государства от вмешательства в сферу действия прав не является достаточным. Помимо этого стоят задачи по созданию социальных программ и ведению всесторонней хозяйственной и организационной деятельности, позволяющей обеспечить гарантию действия данных прав.

Некоторые буржуазные современные государства решили не присоединяться к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, что мотивировали отсутствием в указанных в Пакте правах признаков субъективности, в частности, невозможностью их судебной защиты. Несмотря на то, что эта позиция государств может приниматься во внимание, присоединение к Пакту может создать для них обязательства по совершенствованию своего внутреннего законодательства и организации деятельности в соответствии с ним. В XXI веке государство должно стремиться к статусу социального. Это является закономерностью при развитии государств современного мира, которая закреплена в конституциях таких государств как, например, Франция, Испания, Италия, Турция, Португалия.

Третье поколение прав человека

Первоначальная идея возникновения и дальнейшего существования третьего поколения прав человека была сформирована в результате обострения мировых глобальных проблем после окончания Второй мировой войны 1939 - 1945 годов. Данное поколение рассматривать лучше в качестве продукта на стадии формирования, как результат одномоментного “взлета и падения” государств в конце XX века.

Законодательное выражение закрепила ст. 28 Декларации прав человека 1948 года. Она провозгласила, что каждый обладает правом на международный и общественный порядок, в котором изложенные в Декларации права, подлежат полной реализации.

Реализация прав, входящих в третье поколение, основывается на совместных действиях людей конкретной общности. При этом ряд таких прав могут быть реализованы и одним индивидом, который принадлежит к определенный общности, например, это касается религиозных прав. Это говорит о том, что в качестве критерия определения данных прав, выступает специфика субъекта.

Третье поколение прав человека состоит из следующих видов “коллективных прав” человека:

  • право экономического, политического, культурного и социального самоопределения;
  • право участия в пользовании “общим человеческим наследием”;
  • право социального и экономического развития;
  • право на пользование здоровой и чистой окружающей средой;
  • право на мир;
  • право на получение гуманитарной помощи.

Замечание 2

Обозначенные права по своей принадлежности распространяются не на конкретного индивида, а на целые нации и народы.

Помимо указанных трех видов поколений прав человека, в юридической литературе и теории некоторые ученые предлагают выделять еще три - четвертое, пятое, шестое поколения человеческих прав. В науке эта проблема является дискуссионной и не решена в полной мере. Нет однозначного ответа на вопрос о том, стоит ли рассматривать эти дополнительные поколения прав.

Главными представителями теории выделения четвертого, пятого и шестого поколения прав человека являются О.Ю. Малинова и А.Б. Венгеров. Мнение этих ученых заключается в том, что четвертое поколение включает в себя право на мир, космос, право на ядерную безопасность, информационные и экологические права. Выдвижение прав в данную отдельную категорию они видят в необходимости развития научно-технического прогресса общества и всего человечества.

Разделение прав человека на пятое и шестое поколение диктуется расширением прав и степенью их защищенности. При этом данная позиция в науке находится только на уровне дискуссий, и далеко не все ученые и правоведы поддерживают такое мнение.

Французский юрист Карэл Вазак ввел понятие «три поколения прав человека», что важно для их классификации. Оно базируется на основных лозунгах французской революции: свобода (первое поколение прав человека), равенство (второе поколение), братство (третье поколение).

Первое поколение прав человека включает в себя провозглашенными буржуазными революциями (17-18 в.в.) гражданские и политические права, получившие название «Негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы от его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида к ним (право на жизнь, на свободу и безопасность личности, право на равенство перед законом, избирательное право, свобода слова и печати и др.)

Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились к середине 20-го века под влиянием борьбы народа за улучшение своего социально-экономического положения и повышение культурного статуса. Указанные права называют позитивными т.к. их реализация требует целенаправленных действий со стороны государства, его позитивного вмешательства в их осуществление и создание необходимых предпосылок для этого.

В России второе поколение прав приобретает новое содержание в связи с переходом к рыночной экономике. Конституция РФ призвана лишь закрепить основные направления социальной защищенности личности, что требует детальной конкретизации в текущем законодательстве. (Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.).

Третье поколение . Это права коллективные, или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому человеку, но целыми народами и нациями (право на мир, благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию, свободное социальное и экономическое развитие и многое другое).

Международно-правовой базис прав человека. После второй мировой войны началось интенсивное осоз­нание мировым сообществам особого значения пробле­мы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего консти­туционное право постепенно начало подпадать под влия­ние международных стандартов.

Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и ос­новным свободам без всякой дискриминации была за­фиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декаб­ря 1948 г.

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбу­лы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди рож­даются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отно­шении друг друга в духе братства". Провозглашаются также права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, дру­гие личные права и свободы, а также экономические, соци­альные и культурные права, на которые человек вправе пре­тендовать как "член общества".

Нормы этого документа име­ют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продол­жает играть важную роль в утверждении прав человека.

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте.

В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые зако­нодательные меры по обеспечению предусмотренных в пак­тах прав и свобод.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г). В Конвенции и свя­занных с ней протоколах (их в настоящее время насчитыва­ется одиннадцать) закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распростра­няется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы, который является межправительственной организа­цией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами челове­ка и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое, рассматри­вается как способное и стремящееся соответствовать поло­жениям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупрежде­нию пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о лик­видации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой области - конвенции и рекомендации - приняты специализированной организацией ООН - Между­народной организацией, труда (МОТ).

Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотруд­ничеству в Европе (ОБСЕ). В Заключительном акте Совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявше­гося в 1975 г., один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство - участник этой органи­зации вправе привлекать внимание других государств-учас­тников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участни­ком.

Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает: "В Российской Федерации при­знаются и гарантируются права и свободы человека и граж­данина согласно общепризнанным принципам и нормам меж­дународного права и в соответствии с настоящей Конститу­цией". Такая формулировка означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в российской Конституции.

Права человека охватывают разные сферы жизнедеятельности: личную, политическую, экономическую, культурную. Так как эти права различаются не только по содержанию, но и по времени законодательного закрепления, говорят о поколениях прав человека.

Поколения прав человека – это исторический этап в эволюции представлений о правах человека, определенный хронологическими границами, дополненными нормативно-правовыми актами, в которых закреплены права человека.

В результате научной систематизации прав человека в историческом рассмотрении появилась теория трех поколений прав человека. Первое поколение прав человека – неотъемлемые личные (гражданские) и политические. Это право человека на свободу мысли, совести и религии, на участие в совершении государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасности лица, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а затем в актах международного права. Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и классифицируется как система негативных прав, которые обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферы урегулирования этими правами. Первые акты английского конституционализма, которые закрепляют права человека, - Петиция о правах (1628г.), Habeas Corpus Act (Закон о неприкосновенности лица) (1679) и Билль о правах (1689). К первому поколению прав человека относятся также американские декларации, а именно: Декларация прав Виржинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (1791), а также французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и др.

Второе поколение прав человека – углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и другие) – сформировались в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышения культурного статуса. Эти требования возникли после Первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после Второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных нужд граждан. Второе поколение прав человека называют еще системой позитивных прав. Они не могут реализовываться без организационной, координирующей и других форм деятельности государства, направленных на их обеспечение. Каталог естественных и гражданских прав и свобод пополнился социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами в ряде конституций ХХ века (Мексиканские соединенные штаты 1917г. и Итальянская республика 1947г.), во внесенных дополнениях и поправках к старым конституциям. Социальные, экономические и культурные права нашли нормативное отражение в Общей декларации прав человека 1948г. и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966г.



Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества – правами человека и правами народов. Это право на мир, безопасность, независимость, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие, как человека, так и человечества в целом. Речь идет о тех правах лица, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-то общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам лица отведено главное место (право на солидарность, на международное общение и др.). Становление третьего поколения прав человека (права человека – часть прав человечества) связано с национально освободительным движением стран, которые развиваются, а также с обострением глобальных мировых проблем после Второй мировой войны. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении образования сообщества правовых государств. Между двумя первыми и третьим поколениями существует взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права и свободы человека.



Таким образом, мы можем выделить следующие виды прав человека:

Личные гражданские (на жизнь, свободу мысли и слова, неприкосновенность лица и жилья, тайну переписки, на свободу выбора места проживания, на свободу вероисповедания и др.);

Политические – гарантированные государством возможности лица принимать участие в государственной и гражданской жизни (право на участие в политической жизни, на свободу объединений в политические партии, на участие в управлении государственными делами, на проведение мирных демонстраций и собраний и др.);

Экономические (право на труд и выбор профессиональной деятельности, на страйк, на частную собственность, на предпринимательскую деятельность и др.);

Социальные (право на отдых и досуг, на достойный уровень жизни, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилье, на материальное обеспечение в старости) и др.);

Культурные (духовные) права (право на образование, на свободу творчества, на возможность доступа к духовным достижениям и др.);

Экологические права (на безопасную для жизни и здоровья среду, на компенсацию причиненную нарушением этого права вреда, право доступа к информации о состоянии окружающей среды).

3. Суть отношений между человеком и государством.

Осуществление основных прав человека может обеспечить только государство, так как лишь оно может предоставить юридическое обязательство тех условий, которые необходимы для использования каждым человеком своих основных прав. Если государство реализует это признание в своей практической деятельности, то такое государство считается государством прав человека, или правовым государством.

Правовое государство – это государство, в котором юридическими способами реально обеспечено максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека.

В правовом государстве:

1. На первом месте должны стоять права человека, так как они возникают раньше и государство должно быть ограничено этими правами, особенно в законодательстве.

2. Главное назначение правового государства – обеспечение осуществления, охраны и защиты основных прав и свобод человека.

3. Понятие правового государства зависит от разных условий (экономического строя, социальной структуры общества, политики государства, исторических, национальных, культурных традиций, международной ситуации).

4. Правовое государство должно иметь определенные юридические процедуры воплощения в жизнь защиты прав человека.

5. Правовое государство закрепляет права человека в законодательстве.

6. В правовом государстве господствуют правовые законы.

7. Человеку должно быть разрешено совершать все, что не запрещено законом.

8. Должна существовать юридическая, особенно судебная, защита человека.

9. Правосудие должно быть обязательной нормой нормальной жизни.

10. Государство должно отвечать перед человеком за свою деятельность.