ООО “Независимая Финансовая Компания”. Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия Обеспечение исполнения контракта по 44 фз определение

Обеспечение исполнения контракта - этап, идущий после подведения итогов электронного аукциона , конкурса и других видов госзакупок. Победитель уже определен. Одновременно с заключением контракта нужно предоставить заказчику доказательство благонадежности.

Требования к предоставлению обеспечения исполнения государственного контракта установлены 96 статьей Федерального закона 44-ФЗ . Государственный заказчик может установить обеспечение исполнения контракта, если начальная контракта менее 500 тыс. рублей, о чем сообщает в извещении к аукциону или конкурсу .

Госзаказчик обязан требовать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, если начальная цена контракта выше 500 тыс. рублей.

Первый способ внести обеспечение контракта по 44-ФЗ — это денежное обеспечение путем перевода средств на расчетный счет заказчика. Если необходимой суммы (иногда десятков миллионов рублей) у победителя конкурса, нет, то можно получить банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта , а затем предоставить ее заказчику.

В 2016 году обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ было внесено поставщиками в 41% контрактов на сумму 446 млрд. руб.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается в размере от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта . Поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит обеспечение контракта после выигрыша в тендере перед его подписанием.

Если начальная цена превышает 50 млн. рублей , то нижний порог обеспечения повышается до 10%, а верхний остается на уровне 30%. Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком и прописывается в документации закупки.

Верхний порог обеспечения может быть увеличен в 1,5 раза, до 45% от начальной цены, если применяются антидемпинговые меры .

Это когда снижение цены в ходе электронных торгов превысило 25% . При сильном демпинге размер обеспечения контракта может превысить всю стоимость контракта, поскольку рассчитывается от максимальной цены.

В таком случае поставщик вряд ли готов отправить заказчику больше денежных средств, чем он получит по факту исполнения контракта. Намного выгоднее купить банковскую гарантию .

Обеспечение контракта с выплатой аванса

Если по договору заказчик должен выплатить поставщику аванс, то в соответствии с ФЗ-44 размер обеспечения исполнения контракта установлен не менее суммы аванса.

Но, как быть если размер аванса 30% от начальной (максимальной) цены контракта или больше. В таком случае сумма обеспечения увеличивается и должна соответствовать размеру аванса. И опять на помощь приходит банковская гарантия по 44-ФЗ , спасая организацию, победившую на аукционе, от перевода этой колоссальной суммы средств.

Возврат обеспечения исполнения государственного контракта

Как происходит возврат денежных средств. Когда обязательства по контракту полностью выполнены и заказчик не имеет претензий к исполнителю, ему (заказчику) необходимо вернуть обеспечение исполнения контракта.

Законодательно этот вопрос не урегулирован до конца, поэтому этот пункт необходимо прописывать в контракте.

Одной из гарантий того, что поставщик выполнит свои обязательства перед заказчиком, служит обеспечение исполнения контракта. Это сумма, которую победитель закупочной процедуры предоставляет госучреждению до подписания контракта. Далее расскажем, кем определяется способ обеспечения исполнения контракта и какой размер может быть установлен заказчиком.

Когда заказчик обязан требовать обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения контакта - это залог, который участник оставляет заказчику, обязуясь добросовестно и в установленный срок исполнить свои обязательства. Размер обеспечения госзаказчик определяет исходя из НМЦК. При этом он должен использовать показатели, указанные в законе. А вот решить, какой способ обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ выбрать, вправе участник.

Заказчик обязан требовать оплаты обеспечения исполнения контракта при каждой закрытой процедуре. Это правило закреплено в 44-ФЗ. Требование необходимо прописать в извещении, проекте договора, документации о закупке, а также в приглашении принять участие.

Иногда это не обязанность, а право госучреждения. Заказчик вправе установить требование обеспечение исполнения контракта в случае, если проводится запрос котировок в бумажной или электронной форме и цена контракта не более 500 тыс. руб., если не предусмотрен авансовый платеж и т.д. Полный перечень ситуаций, когда может быть установлено обеспечение исполнения контракта, .

Контракт в этих случаях может быть заключен только после предоставления участником обеспечения. Если это условие не выполнено или нарушены сроки, участника считают уклонившимся от заключения контракта. За подобные нарушения его могут включить в реестр недобросовестных поставщиков .

Обеспечение исполнения государственного контракта не нужно, если участник закупки - государственное или муниципальное учреждение, закупаются услуги по предоставлению кредита или предметом контракта является выдача банковской гарантии.

Размер исполнения обеспечения контракта

О том, как рассчитывается размер обеспечения контракта, говорится в статье 96 44-ФЗ. Он должен составлять от 5 до 30% НМЦК. То есть для заказчика главное - уложиться в установленные пределы. Сумма может составлять как 5%, так и 30%, это зависит от воли госучреждения. Обращаем ваше внимание на то, что расчет размера обеспечения исполнения контракта производится от начальной максимальной цены контракта, которая указана в документации о закупке, а не от предложенной победителем процедуры.

Если НМЦК превышает 50 млн руб., размер должен составлять от 10 до 30% от нее. Быть меньше авансового платежа, уплаченного победителю закупки, он не может. В законе отдельно говорится о случаях, когда аванс больше трети НМЦК. В такой ситуации размер обеспечения исполнения контракта равен сумме предоплаты.

Имеет ли право подрядчик расходовать деньги, которые поступили в качестве аванса, по своему усмотрению? Или же мы обязаны расходовать их только на исполнение контракта?

Не нужно забывать о том, что в процессе закупки его величина может быть увеличена. Это так называемые антидемпинговые меры, направленные на борьбу с намеренным занижением цен поставщиками. Если стоимость контракта, предложенная победившим участником, на 25% ниже НМЦК и при этом начальная цена больше 15 млн руб., участник обязан предоставить обеспечение в полтора раза больше запланированного.

Как уменьшить размер обеспечения контракта

Сколько составляет размер обеспечения исполнения контракта, указано в контракте. Однако в ходе закупки поставщик вправе предоставить заказчику залог, уменьшенный на сумму обязательств, которые уже выполнены. Новый залог предоставляется взамен старого. Обратите внимание, что при этом закон разрешает менять способ обеспечения исполнения контракта.

Как определяется способ и форма обеспечения исполнения контракта

Вид обеспечения участник определяет сам. Исполнение контракта может гарантироваться следующими способами:

Во втором случае подтверждением внесения обеспечения служит платежное поручение.

Обеспечение исполнения контракта банковской гарантией

Если участнику сложно произвести оплату реальными деньгами, он вправе обратиться в банк за гарантией. Этим документом финансовая организация гарантирует, что возместит заказчику расходы в пределах обеспечения, если поставщик нарушит условия. Срок действия банковской гарантии должен на месяц превышать период исполнения обязательств поставщиком.

Получение банковской гарантии - не всегда простой процесс. Участнику целесообразно обращаться в банк, где у него открыт депозит. В таком случае заявку одобрят с большей долей вероятности. В иной ситуации учреждение будет проверять все риски: насколько вероятно то, что вы не выполните условия контракта? Специалисты изучат кредитную историю компании и в случае малейших сомнений откажут в предоставлении гарантии.

Если банк даст согласие, гарантию оформят на фирменном бланке кредитного учреждения. Обратите внимание, что участник вправе прикрепить как оригинал, так и скан к подписанному контракту. Заказчик не имеет права отказаться принимать копию гарантии. Подтверждением ее подлинности является наличие реквизитов в электронном реестре.

Вопрос из практики

Вправе ли победитель возложить обязанности предоставить обеспечение контракта на третье лицо?

Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

Да, победитель вправе возложить обязательство уплатить обеспечение на третье лицо. При этом заключайте контракт, только если плательщик прописал в платежке, что обеспечение предоставил за участника, и указал наименование победителя, реестровый номер закупки или номер контракта, другие сведения, которые свидетельствуют, что обеспечение относится к конкретной закупке и победителю.
Вывод следует из пункта 1 статьи 313 Гражданского кодекса. Позиция подтверждена решением УФАС по Республике Коми от 27 марта 2014 года № 04-02/2548, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2016 года № А40-126679/2015.

Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.

Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - № 44-ФЗ). В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ).

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается. Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней. Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону. Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней. Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок. Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»). Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%. Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации. Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса - 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей. Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей. Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше - как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней). В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной. Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации. Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими. Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

Дата: 17.07.2017

Закон о контрактной системе в ст. 96 устанавливает требование об установлении заказчиком при проведении закупочных процедур обеспечения исполнения обязательств по контракту. Однако на практике возникают различные ситуации, когда организатор, выполняя данное требование 44-ФЗ, по каким-либо причинам нарушает действующее законодательство о закупках.

Практика ФАС России

Предоставление нового обеспечения исполнения обязательств по контракту

В УФАС России поступила жалоба заявителя, полагающего, что документация заказчика об электронном аукционе на право заключения контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования (III-й класс) не соответствует требованиям 44-ФЗ в части установления в проекте контракта не предусмотренной действующим законодательством возможности замены (предоставлении нового) обеспечения исполнения контракта. Организатор торгов указал, что если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, то последний обязуется в течение пяти рабочих дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту в соответствии с его условиями и требованиями действующего законодательства. Между тем, 44-ФЗ не предусмотрено условие замены обеспечения исполнения контракта в случае, если такое обеспечение перестало быть действительным. Рассмотрев материалы данного дела, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что доводы заявителя обоснованы, а организатор торгов нарушил требования ст. 96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС по Тверской области от 27.03.2017 № 05-6/1-34-2017, извещение № 0136300051117000004).

Ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта

В УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме по ремонту улично-дорожной сети. По мнению заявителя, организатор торгов в проекте контракта указал ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган установил, что заказчик в проекте контракта указал размер обеспечения исполнения обязательств по нему в размере 306 500 рублей 00 копеек (5 % от НМЦК). Однако в извещении и закупочной документации организатор торгов указал иную сумму - 970 000 рублей. Указание в проекте контракта ненадлежащих сведений о размере обеспечения контракта нарушает требования ч. 1 ст.34, ч. 1, 6 ст. 96 закона 44-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ (Решение УФАС по Республике Крым и г. Севастополю от 07.03.2017 по делу №06/384-17, извещение № 0875300011317000007).

Окончание срока действия контракта и срок действия обеспечения его исполнения

Заявитель подал жалобу в УФАС России на действия заказчика при проведении электронного аукциона на завершение реконструкции Тезянской шлюзованной системы Ивановской области. Согласно первому доводу жалобы заказчик не указал в документации о закупке дату окончания срока действия контракта, что не позволяет при выборе способа его обеспечения в виде предоставления банковской гарантии установить срок ее действия. Комиссия УФАС установила, что в проекте контракта прописано, что он вступает в силу с момента его подписания сторонами и «…действует до ______». То есть, заказчик не прописал срок действия контракта, соответственно, определить срок действия банковской гарантии невозможно. Организатор торгов пояснил, что незаполненность данного пункта является технической ошибкой. Таким образом, заказчик нарушил п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 закона 44-ФЗ.

В соответствии со вторым доводом жалобы организатор закупки в проекте контракта устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения его исполнения. Антимонопольный орган пришел к выводу, что в проекте контракта прописаны и срок действия банковской гарантии, и срок возврата денежных средств (10 рабочих дней), внесенных в качестве обеспечения исполнения контакта. Таким, образом документации о закупке содержит требования, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 96 и ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе. В связи с чем, Комиссия УФАС России рассматриваемый довод жалобы признала необоснованным (Решение УФАС России по Ивановской области от 29.05.2017 №07-15/2017-060, извещение № 0333100007017000015).

Превышение срока действия банковской гарантии на 30 календарных дней

В УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения «Канализация и водостоки». По мнению заявителя, организатор торгов в нарушение ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, установил требование о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать на 30 календарных дней конечный срок выполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему договору. Комиссия УФАС пришла к выводу, что довод заявителя обоснованный, а установление указанного в проекте контракта документации об электронном аукционе требования нарушает ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе (Решение УФАС России по Ивановской области от 10.10.2016 07-15/2016-240, извещение №0333100000316000097).

Превышение размера обеспечения исполнения контракта

Проектом контракта предусмотрена выплата аванса в размере 30 % от стоимости одного из двух этапов по контракту. Вместе с тем в извещении о проведении конкурса указан размер обеспечения контракта, составляющий 50% от НМЦК, что противоречит требованиям ч. 6 ст. 96 закона 44-ФЗ. Заказчик пояснил, что при формировании закупочной документации допущена техническая ошибка в части указания в проекте контракта размера авансового платежа - вместо 50 % установлен 30 %. Изучив материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что, устанавливая размер обеспечения исполнения контракта 50 % от НМЦК, который, при этом, превышает размер аванса, заказчик нарушил требования ч. 6 ст. 96 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 06.09.2016 № КС-265/2016, извещение № 2035000000116000012).

Установление фиксированного размера обеспечения исполнения контракта

В антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика при формировании документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части улицы со строительством сетей водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации. По мнению заявителя, проект контракта заказчика неправомерно закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта - 5 % от НМЦК. При этом организатором закупки не учтен вариант снижения НМЦК на 25 % и более процентов и не указана необходимость предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст. 37 закона 44-ФЗ. На основании представленных доказательств, учитывая, что заказчиком установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, комиссия УФАС пришла к выводу, что организатор торгов нарушил ч. 1 ст.96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 15.03.2017 № КС-31/2017, извещение № 0135300006517000002).

Практика судов

Округление цены контракта в процентном соотношении

По мнению заявителя, организатор торгов неправомерно признал его уклонившимся от заключения контракта по причине неисполнения требования, предусмотренного ст. 37 закона 44-ФЗ, а именно: победителем представлена банковская гарантия на сумму, не соответствующую требованиям ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ (не превышает в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона).Комиссия УФАС установила, что предложенная цена победителем по электронному аукциону на 24,9973 % ниже НМЦК. Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу, что заказчик необоснованно признал победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, так как предложенная им цена контракта не уменьшилась на 25 % и более от НМЦК. Нормы ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ в данной ситуации не могут быть применены, так как предложенная победителем цена контракта ниже НМЦК на 24,9973 % и порог в 25 % не был достигнут. Округления цены контракта в процентном соотношении до целого, 44-ФЗ не предусматривает. С учетом вышеизложенного, антимонопольная служба признала Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 70 44-ФЗ. Арбитражный суд первой инстанции поддержал УФАС и отказал заказчику в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заказчика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 года № 18АП-13138/15, электронный аукцион № 0301300371015000007).

Непредоставление проекта контракта победителю

Победитель закупки не представил обеспечение исполнения контракта, в связи с чем заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что у заявителя жалобы не возникла обязанность предоставить обеспечение, поскольку он не получил от заказчика проект контракта с включенными в него условиями, предложенными участником закупки. По причине того, что заказчик не располагал сведениями о получении (неполучении) победителем проекта контракта, у заказчика не наступило право признать участника закупки предложений уклонившимся от заключения контракта.

Суд первой инстанции и Второй арбитражный апелляционный суд не поддержали позицию заказчика, отказывая в удовлетворении заявленных требований о неправомерности принятого решения УФАС. Однако кассационная инстанция, отменяя решение нижестоящих арбитражных судов, установила, что заказчик правомерно признал заявителя уклонившимся от заключения контракта. При этом не могут быть приняты во внимание доводы УФАС, поддержанные судами, о том, что по причине неполучения победителем проекта контракта у него не возникло обязанности предоставить обеспечение, а у заказчика отсутствовали основания считать участника уклонившимся от заключения контракта. 44-ФЗ не связывает обязанность участника запроса предложений по предоставлению обеспечения с какими-либо встречными обязательствами со стороны заказчика, в частности, с необходимостью направления проекта контракта, обращения о согласовании заключения контракта в контрольный орган с единственным поставщиком. (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 октября 2015 г. N Ф01-4011/15 по делу N А82-2590/2015, запрос предложений № 0171100000514000007)

Частичная оплата обеспечения контракта

Комиссия УФАС установила, что заявитель 17.04.2014 с помощью функционала ЭТП подписал проект контракта и прикрепил платежное поручение, подтверждающее частичное направление на счет заказчика обеспечения контракта. Оставшуюся часть суммы победитель перевел до окончания регламентированного срока подписания контракта 21.04.2014. Антимонопольный орган поддержал заказчика, который разместил в ЕИС протокол о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта и об отказе его заключения.

Не согласившись с решением УФАС, заявитель обратился в Арбитражный суд. Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что, оплатив обеспечение в повышенном размере в соответствии с требованиями ч.1 ст.37 закона 44-ФЗ, т.е. своевременно, в необходимом размере, до истечения пятидневного срока, предусмотренного законом, и до заключения контракта (принятия заказчиком решения об отказе в заключении контракта), заявитель полностью исполнил возложенные на него обязанности, в силу чего заказчик был не вправе признавать его уклонившимся от заключения контракта. Апелляционная инстанция поддержала решение нижестоящего суда, отметив, что действующим законодательством не предусмотрено направление суммы обеспечения исполнения контракта одним платежом. (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 г. N 18АП-2901/15, электронный аукцион № 0301100049414000069).

На основании приведенных примеров можно сделать вывод, что не только технические ошибки, но и простое незнание закона о контрактной системе приводит к ошибкам, которые служат основанием для признания заказчика нарушившим 44-ФЗ в части установления требований к обеспечению исполнения обязательств по контракту.

В статье будет рассмотрен термин, который часто употребляется при проведении закупок, - обеспечение исполнения контракта. Рассмотрим основные вопросы, которые возникают у заказчиков или поставщиков, принимающих участие в торгах. Какие нюансы следует знать при внесении данных залоговых средств?

Обеспечение исполнения контракта, или сокращенно ОИК, - это некий залог, который должен предоставить поставщик товара, работы или услуги, являющийся неким гарантом, что контракт будет исполнен добросовестно, все обязательства по нему будут выполнены в указанные сроки.

Обеспечение исполнения контракта и заявки: в чем разница?

Законом №44-ФЗ установлено обязательное требование к обеспечению заявки только на аукционы и конкурсы. Это значит, что на другие способы закупок - запрос предложений или котировку - залог на заявку не предусмотрен.

Чтобы подать заявку на торги в электронном аукционе, нужно иметь на лицевом счете в торговой площадке необходимый размер залога. Сумма обеспечения устанавливается от 0,5 % до 5 процентов, в зависимости от требований заказчика. Если же проводится закрытый аукцион или конкурс, можно предоставить банковскую гарантию.

В свою очередь, обеспечение исполнения контракта уже вносится поставщиком, с которым, по итогам закупок, было принято решение заключить контракт. Поэтому этапы здесь различны.

Нормативное регулирование ОИК

Этот вид залога регламентируется федеральным законом в сфере закупок № 44 от 5 апреля 2013 года. Так, обеспечение исполнения контракта установлено в статье 96 данного закона, а обеспечение заявки - в статье 44.

Согласно пункту 1 данной статьи 96, заказчик обязан предъявлять требования по ОИК - если закупка идет закрытым способом. Это требование должно быть прописано в самом извещении о проведении закупки, проекте договора, документации закупки, а также в приглашении принять участие, которое направляется поставщикам - участникам предстоящей закупки.

Однако в части 2 статьи указано, что заказчик в некоторых случаях, например, когда стоимость контракта не более 500 тысяч рублей, при запросе котировок или предложений, может использовать данное требование или нет.

Как внести залог по контракту?

Способы обеспечения исполнения контракта после проведения итогов по закупке могут быть следующие:

  1. Предоставить банковскую гарантию. Этот документ предоставляется банковскими учреждениями, которые уполномочены их выдавать - их перечень установлен статьей 176.1 Кодекса по налогам. Эти гарантии должны быть безотзывными, а также срок их действия обязан превышать срок действия договора (контракта) не меньше чем на один месяц.
  2. Внесение депозитных денежных средства на счет заказчика. Депозит отправляется на расчетный счет и возвращается поставщику, когда истекает срок исполнения контракта.

Таким образом, договор заключается только с участником торгов, который отправил ОИК. Если оно не предоставлено, то этот участник не может быть допущен к закупке и считается уклонившимся от заключения контракта - будь то аукцион, конкурс или иной способ закупки.

Что выбрать в качестве обеспечения контракта?

Использовать депозит или банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта - выбирать поставщикам, как им будет удобно. Конечно, внести залог в виде денежных средств до завершения контракта кажется более простым методом, не требующим особых затрат. Однако зачастую контракт может длиться не один год, средства поставщика услуг и товаров оказываются замороженными и выходят из оборота. Для больших предприятий это может быть не слишком заметно, однако, например, малому бизнесу могут понадобиться свободные денежные средства в обороте - для закупки материалов, заработной платы, внесения залогов по другим торгам и т.д.

Поэтому многие предпочитают предъявлять банковскую гарантию по обеспечению исполнения контракта. Это документ, согласно которому гарант в виде банка выплатит компенсацию Заказчику (бенефициар) - государственному или муниципальному органу, если Поставщик (принципал) не выполнит условий по договору. Здесь важно выбрать надежное банковское учреждение - благодаря высокому спросу на данную услугу, на рынке много "серых" банков с низкой легитимностью. Оптимальный вариант - приобрести банковскую гарантию на электронной площадке через соответствующий финансовый сервис.

Размер ОИК

К обеспечению исполнения контракта заказчиком предъявляются требования в соответствии с начальной максимальной ценой контракта:

  • если первоначально стоимость контракта (договора) меньше 50 миллионов рублей, то обеспечение - от 5 до 30 % от начальной или максимальной цены:
  • если стоимость контракта больше 50 миллионов, размер ОИК - от 10 до 30 %.

Если в ходе проведения торгов стоимость контракта была снижена более чем на четверть от изначальной стоимости (на 25 %), то залог предоставляется с учетом антидемпинговых мер, то есть превышающим в 1,5 раза, но не меньше размера аванса.

Особенности применения залоговых денежных средств

Если поставщик конкретного товара, какой-либо услуги или работ решает принять участие в торгах, ему нужно учесть следующее: возврат обеспечения исполнения контракта в полной мере осуществляется только после исполнения обязательств, взятых в результате закупки. Ведь контракты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.

Для заказчиков, организующих закупку, ОИК является не только гарантией, что договор будет заключен на основании своевременного и полного выполнения обязательств. Залог также и служит неким фильтром, который позволит отсеивать на этапе рассмотрения заявок мелких и неквалифицированных поставщиков.

Пример для поставщиков

Для примера рассмотрим закупку по выполнению строительных работ.

Заказчик - некое предприятие - объявляет закупку на строительство многоэтажного здания и устанавливает требование к обеспечению исполнения контракта, чтобы оно было не меньше 30 процентов. Срок выполнения работ - 4 года, сумма контракта - 20 миллионов. Получается, потенциальным участникам необходимо перечислить ОИК в размере не менее шести миллионов.

Иными словами, у поставщика должен быть солидный запас финансов, с помощью которых он сможет закупить качественные материалы, технику и в указанный срок завершить все строительные работы. При этом ему придется отложить крупный залог на следующие четыре года. А оплата по выполненной работе будет перечислена только после полного исполнения обязательств - в данном примере, если здание будет построено.

Таким образом, участниками закупок следует принять во внимание этот нюанс при мониторинге закупок, а конкретно - в отношении вычисления их прибыльности.

Когда не нужно предоставлять обеспечение?

Существует несколько обстоятельств, когда ОИК не требуется:

  • Если контракт заключается с участником казенного типа учреждения. К казенному относят государственное или муниципальное предприятие, которое оказывает некие услуги, выполняет работы или иные функции для обеспечения установленных законом полномочий и финансируется за счет средств бюджета.
  • Если предмет закупки - оказание услуги по предоставлению заемных средств - кредита.
  • Если бюджетное учреждение заключает контракт на предмет выдачи банковской гарантии.

Кроме того, как указано законом, обеспечение исполнения контракта может не требоваться, если имеется возможность выполнять работы без каких-либо залоговых денежных средств. К таким отдельным случаям относят заключение контракта на поставку товара или оказание мелкой услуги в размере менее ста тысяч рублей. А также ОИК может не назначаться при приобретении предмета культурного, художественного или исторического значения.

ОИК для естественных монополий и оборонной промышленности

Также можно не требовать обеспечения исполнения контракта от естественных монополистов или предприятий, производящих военную технику и оборудование, у которых нет эквивалентов среди поставщиков России. И еще несколько примеров, когда заказчики не требуют обеспечения, это:

  • при защите интересов России в международных судах и организациях;
  • закупки по обеспечению проведения переговоров с участием официальных должностных лиц зарубежных стран;
  • закупки на проведение мероприятий с участием высших должностных лиц России, когда заказчиками являются предприятия по государственной охране.

Таким образом, перечень по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ достаточно широк. Полный список исключений, когда ОИК не требуется при заключении контракта, остается на усмотрение организаторов торгов, содержится в законе по регулированию закупок 44-ФЗ.

Обеспечение контракта, установленное правительством России

Выше были перечислены случаи, когда залог может не взиматься в соответствии с законом о закупках. Также исключение обязательного предоставления ОИК может быть установлено правительством. Например, в 2015-2016 гг. постановлениями № 199 и № 182, изданными правительством России, было установлено, что заказчик может сам регламентировать, необходимо ли обеспечение исполнения контракта в условиях:


Где указать требование к ОИК?

Следует отметить, что перечисленные выше примеры используются для покрытия государственных и муниципальных нужд. Эти требования должны быть прописаны в проекте контракта, а также указаны в извещении о проведении закупки.

Если закупка требует обязательного обеспечения, то в документации должны быть прописаны условия возврата залоговых средств: в какие сроки, какой будет размер предоставляемого обеспечения и порядок возврата.

Выводы по статье

Итак, рассмотрев вопрос по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ, можно заключить, что в процессе закупочных процедур этот вид залога не всегда является обязательным. Перечень, когда залоговые средства не взимаются, указан в законе по закупкам, а также иных нормативных документах, которые устанавливаются правительством России.

Если требование к ОИК устанавливается, то оно должно отражаться в извещении о торгах, в приглашениях к участию и в самом проекте контракта. Существует несколько способов внести обеспечение - это депозит или банковская гарантия. Какой вид залога выбрать, решает Поставщик. Например, для небольшой компании гарантия от банка будет более приемлемой, так как им могут понадобиться средства в обороте. Получить эти гарантии можно сразу через электронные площадки для торгов, таких как "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ", "Росэлторг" и другие. А более крупные компании могут использовать и депозит. Следует иметь в виду, что залог не возвращается до тех пор, пока контракт не будет исполнен.