Меры административного пресечения, их особенности и виды. Меры административного пресечения: понятие, цели, основания, виды и порядок применения Мерами административной ответственности являются меры административного пресечения

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. “По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е. который утверждает, что «меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие, - неправомерная линия поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство, в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие бродяжничеством, тунеядством и т.п.)» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с. . Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств основное назначение административно-пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Л.Л. Попов и А.П. Шергин резонно замечают: “Разумеется, мерами пресечения… общественные отношения охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них задержание нарушителей и т.п.». Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление, гражданин, ответственность, 2002, с. 31. Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны. Это по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что «в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с..

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам следующие:

  • 1) задержание - применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении;
  • 2) арест и изъятие имущества - применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли);
  • 3) приостановление работ - может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения;
  • 4) временное отстранение от работы - используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения;
  • 5) требования прекратить неправомерное поведение - может применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность;
  • 6) ликвидация результатов неправомерных действий - является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений;
  • 7) принудительное лечение - может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния.

Севрюгин В.Е. к мерам административного пресечения предлагает относить следующие: административное задержание граждан (ст. 240-242 КоАП РСФСР); изъятие вещей и документов (ст. 244 КоАП РСФСР); личный досмотр и досмотр вещей (ст. 243 КоАП РСФСР); временное отстранение от работы; отстранение от управления транспортным средством (ст. КоАП РСФСР).

Ряд авторов (Еропкин М.И., Попов Л.Л.) «одной из мер административного пресечения считает применение оружия» Европкин М.И., Попов Л.Л. Административно - правовая охрана общественного порядка. Ленинград: Лениздат, 1973.. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так, утверждая, что «огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против лиц, совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с..

Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст. 240-242 КоАП РСФСР).

Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совршения проступка - для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных): наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе; отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.); отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя.

В главе 19 КоАП РСФСР указываются случаи, при которых допускается административное задержание лица в целях пресечения административных правонарушений - административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок…, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР).

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным законом. Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

  • - когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;
  • - когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
  • - когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (ст. 122 УПК).

Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

  • - составления протоколов;
  • - обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;
  • - обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства.

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет пять специальных видов административного задержания:

  • - задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;
  • - задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;
  • - задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
  • - задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;
  • - задержание нарушителей пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

вид административное принуждение

В случае неэффективности общих мер пресечения допускается применение в соответствии с законом специальных мер административного пресечения. Они являются совокупностью мероприятий преимущественно организационного и технического характера и заключаются в применении:

· наручников и иных блокирующих движение средств;

· огнестрельного (табельного) оружия, резиновых палок;

· специального автотранспорта;

· водометной техники;

· служебных собак.

При применении резиновой палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключицам, животу, половым органам. Если в результате пресечения использовались наручники, то требуется периодически (не реже, чем один раз в два часа) проверять состояние рук правонарушителя и фиксацию замков. При применении слезоточивых средств запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан (ч. 3 ст. 28 Закона об ОВД).

Использование этих средств происходит в форме физического воздействия на правонарушителя и может привести к таким нежелательным для него последствиям, как причинение вреда здоровью, максимальной утрате физической свободы. Это предопределяет их исключительный характер и особое положение в механизме реализации права неприкосновенности личности.

Специальные меры административно-правового пресечения обладают рядом особенностей, позволяющих объединить их в отдельную группу.

Сотрудники органов внутренних дел и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные технические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия и т.д.

Объем и характер применяемой формы принуждения можно определить по правилу: чем более опасным является деяние, чем более опасной является личность нарушителя, чем более сложной является складывающаяся обстановка тем большую силу можно применить. При этом вид и интенсивность меры пресечения сотрудник органов внутренних дел принимает самостоятельно. Следует отметить тот факт, что сотрудники ОВД не несут ответственности за вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» случаев мер физического принуждения, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

К специальным мерам относится:

· применение физической силы (в том числе приемов борьбы),

· специальных средств и оружия.

Применение физической силы.

ОВД вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства, для:

· предотвращения и пресечения правонарушений;

· самообороны;

· преодоления противодействия законным требованиям работникам ОВД.

Сотрудник органов внутренних дел должен стремиться пресечь противоправное деяние путём группы иных мер, а в частности убеждения правонарушителя прекратить противоправное деяние. Иногда для пресечения достаточно появления сотрудника в поле зрения правонарушителя, но это срабатывает редко и поэтому сотрудник прежде чем воспользоваться государственно-властными полномочиями, должен постараться пресечь правонарушение путём убеждения. Сотрудники органов внутренних дел имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений. Сущность этой меры пресечения заключается в указании правонарушителю на немедленное прекращение совершаемых им действий.

Если же иными мерами не удалось пресечь правонарушение, преступление или объективно противоправные, невиновные действия, то сотрудник вправе применить физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику.

В соответствии с ч.2 статьи 26 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.

Предупреждение о намерении применить меры физического принуждения может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложника), а на значительном расстоянии или при обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки, другие усилители речи либо средства связи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены. Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль.

Важным условием применения физической силы, специальных средств и оружия является то, что если сотрудник вынужден применить данные меры, то обязан стремиться причинить наименьший ущерб здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан.

К условиям применения специальных мер административно-правового пресечения так же следует отнести и необходимость уведомления своего непосредственного начальника о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия, а также в некоторых случаях прокурора.

Применение огнестрельного оружия

Самая крайняя мера, к которой может прибегнуть сотрудник органов внутренних дел - оружие. Для данной специальной меры административно-правового пресечения очень важным отметить, что для оружия характерно как использование, так и применение, но эти понятия являются далеко не тождественными. Насчёт того, что использование оружия является мерой административно-правового пресечения, вопросов не возникает, так как оно пресекает правонарушения.

Применение огнестрельного оружия чаще всего связано с пресечением преступлений. Это средство воздействия лежит на грани между административным и уголовным принуждением, но все же в большей степени относится к первому.

Применение огнестрельного оружия в отличие от других мер административно-правового пресечения всегда носят активный характер, в то время как использование физической силы и специальных средств в некоторых случаях происходит в форме пассивного сопротивления: применение специальных средств для принудительной остановки транспорта либо препятствование движению толпы.

Характерной особенностью правовой природы применения огнестрельного оружия является своеобразный характер административного усмотрения в процессе реализации данной меры.

Одним из характерных признаков применения огнестрельного оружия является реализация данной меры в сверхэкстремальных, стрессовых условиях. Причем стресс вызывают как сами общественно опасные действия правонарушителя, так и осознание возможности причинения серьезного вреда в результате выстрела, а, кроме того - и боязнь ответственности за причиненный ущерб и невыполнение служебного долга.

Сотрудник органов внутренних дел имеет право на применение оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, в отношении лица:

· совершающего нападение на сотрудника органов внутренних дел и (или) иного гражданина, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

· совершающего нападение в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на жилые помещения или иные законные владения граждан, помещения, иные объекты организаций, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, на лиц или объекты, охраняемые органами внутренних дел;

· совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника органов внутренних дел оружием, боеприпасами к нему, боевой и специальной техникой или специальными средствами;

· совершающего захват или удержание лица в качестве заложника;

· застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором - пятом настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника органов внутренних дел или иных граждан;

· совершающего побег из-под стражи, конвоя;

· не подчинившегося законному требованию сотрудника органов внутренних дел немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел или иных граждан.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются правилами применения специальных средств с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя. Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

Если административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения возможных правонарушений, предотвращения наступления каких-либо вредных последствий, то реально начавшееся правонарушение требует немедленного вмешательства полиции и применения мер административного пресечения для его прекращения. Такими действиями могут быть запрещение эксплуатации объектов разрешительной системы, применение специальных средств принуждения и другие.

Суть этих мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Меры административного пресечения характеризует то, что их применение вызывается реально возникшей противоправной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка еще длится. Применение данных мер связано с прямым вмешательством в действия правонарушителя в целях их прекращения

Под мерами административного пресечения , применяемыми в административной деятельности органов внутренних дел, понимаются предусмотренные нормами административного и административно-процессуального права юридические способы и средства психического или физического воздействия, применяемые сотрудниками полиции для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства в действия (деятельность) нарушителя.

Меры административного пресечения в зависимости от способа воздействия подразделяются в свою очередь на: общие (обычные) и специальные (особые).

К мерам административного пресечения общего назначения относятся:

1.Требование о прекращении преступления или административного правонарушения сотрудники полиции предъявляют согласноп. 2 ч. 1 Ст. 12 ФЗ «О полиции», обязывающего их прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия и пресекать противоправные деяния и п. 11 ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ «О полиции», который предусматривает обязанность полиции пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.



2. Отстранение от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством. Данная мера закреплена в п. 21 ч.1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» ч. 1-5 ст. 27.12 КоАП РФ.

Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения), ч 2 ст. 12.5 КоАП РФ (Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) частями 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством или лишенным права управления транспортным средством), – подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Об отстранении от управления транспортным средством составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера принуждения, включенная, помимо прочего, в число мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

3. Запрещение эксплуатации транспортного средства .

Сотрудники полиции вправе запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (п.21 ч.1 ст 13 ФЗ «О полиции») или совершивших правонарушения, указанные в ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ. Так, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства , при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных п. 21 ч. 1 Ст. 13 ФЗ «О полиции» и ст. 12.1 КоАП РФ (Управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра), ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ (Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена).

4. Задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ).

При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3 (Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения), ч. 2 ст. 12.5 – Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), частями 1 и 2 ст. 12.7 Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством или лишенным права управления транспортным средством, ч. 1 ст. 12.8 – Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, ч. 4 ст. 12.19 – Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, ст. 12.26 – Невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения КоАП РФ, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

Задержание транспортного средства соответствующего вида осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях в порядке, установленном Правительством РФ.

5. Задержание транспортных средств, находящихся в розыске осуществляется согласно п. 20 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции». Задержание осуществляется путем отстранения водителя (владельца) такого транспортного средства от управления (пользования) им, и помещения транспортного средства на охраняемую стоянку.

6. Аннулирование лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью производится органами внутренних дел, осуществляющими лицензирование данного вида деятельности (п. 23 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции», ст. 6, 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации») в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

7. Аннулирование выданных разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия , транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему, а также разрешения на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения (п. 23 ч.1 ст. 13 Федерального закона «О полиции») осуществляется в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии».

В принудительном порядке лицензии на производство гражданского и служебного оружия, торговлю им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случаях:

– систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия;

– возникновения предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений;

– конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему, повлекшей изменение баллистических и других технических характеристик оружия и патронов к нему.

Принятию решения об аннулировании лицензий или разрешений за систематические нарушения либо неисполнение юридическими лицами или гражданами установленных законом требований должно предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии или разрешения со стороны органа, выдавшего эти лицензию или разрешение. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

8. Ограничение деятельности объектов разрешительной системы . Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов (т.е. объектов, связанных с местами хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объектами, где они обращаются (п. 22 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»)

9. Помещение на вытрезвление лиц, находящихся в состоянии опьянения . Данная мера пресечения применяется сотрудниками полиции в соответствии с пунктом 14 ч. 1 ст. 13 ФЗ « О полиции», в котором закреплено право полиции «доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу».

10. Изъятие вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, находящихся у граждан без специального разрешения (п. 16 ч.1 ст. 13 Федерального закона «О полиции») применяется также в качестве меры пресечения.

В данном пункте речь идет, прежде всего, о вещах, предметах и веществах, полностью запрещенных в обороте, либо ограниченно оборотоспособных, которые указанны в п. 16ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции», а именно: оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества. К примеру, оружия и боеприпасов, перечисленных в ст. 6 Федерального закона «Об оружии», а также в случаях, перечисленных в ст. 27 Федерального закона «Об оружии».

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об оружии» изъятие органами внутренних дел оружия и патронов к нему в качестве меры административного пресечения производится в следующих случаях:

– отсутствия лицензий на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему, торговлю ими, их приобретение, коллекционирование или экспонирование, а также разрешений на хранение или хранение и ношение оружия;

– нарушения юридическими лицами или гражданами установленных Федеральным законом «Об оружии» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– выявления самодельных или переделанных владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими характеристиками.

Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I), утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных устройств и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации».

Следует отметить, что данный вид изъятия осуществляется в ходе выявления соответствующих административно или уголовно наказуемых деяний и прекращает незаконное владение перечисленными выше вещами, предметами, средствами и веществами путем их изъятия у владельца. Необходимо иметь в виду, что фактическое изъятие как мера пресечения направлена на то, чтобы изъять у правонарушителя перечисленные вещи, предметы, средства и вещества и не допустить их противоправного использования.

Однако для того, чтобы изъятые вещи, предметы, средства и вещества могли выступать в качестве вещественных доказательств по уголовному делу либо по делу об административном правонарушении, их надо приобщить к материалам данного дела. Для этого их обнаружение и изъятие оформляется в установленном УПК РФ либо КоАП РФ процессуальном порядке.

Об изъятии оружия и патронов составляется протокол, в котором указываются вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия, а также вид и количество патронов либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. При возбуждении дела об административном правонарушении протокол составляется в порядке, установленном ст. 27.10 КоАП РФ.

Перечисленные меры административного пресечения носят общий ординарный характер и применяются уполномоченными сотрудниками полиции в качестве обычной правоохранительной реакции на выявленное противоправное деяние при выполнении возложенных на них функциональных обязанностей.

В свою очередь специальные меры административного пресечения – это установленные нормами материального и процессуального административного права способы и средства прямого физического воздействия на лицо, физические предметы или животных, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия, понуждение к исполнению юридической обязанности либо устранение угрозы безопасности личности или общественной безопасности.

К специальным мерам административного пресечения относятся:

– применение физической силы;

– применение специальных средств принуждения;

– применение огнестрельного оружия;

Перечень указанных средств и способов насильственного воздействия не является исчерпывающим. Согласно Федеральному Закону «О полиции» сотрудник полиции, находясь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

§5. Меры административно-процессуального обеспечения,
применяемые полицией

Процессуальное принуждение осуществляется только в рамках производства по делу, в ходе которого решается вопрос о возможности применения к виновному административно-правовых санкций.

Под принудительными мерами административно-процессуального обеспечения следует понимать установленные административно-процессуальными нормами способы, приемы и действия, осуществляемые в целях обнаружения правонарушения, установления личности правонарушителя, получения доказательств и создания иных условий для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления по делу, а также обеспечения его исполнения.

Они включают в свой состав :

1) меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении;

2) меры, направленные на получение доказательств;

3) меры, обеспечивающие исполнение вынесенного по делу решения.

К числу мер, обеспечивающих участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении относятся:

1. Доставление состоит в принудительном препровождении физического лица в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Доставление, установленное ст. 27.2 КоАП РФ, осуществляется сотрудниками полиции при выявлении, прежде всего, тех административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Сотрудникам полиции предоставлено также право осуществлять доставление граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу (п. 14 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»)

Запрещается доставлять в служебные помещения органов внутренних дел обнаруженных на улицах и в других общественных местах лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями, а также с другим явно выраженным тяжелым состоянием здоровья. В таких случаях на место обнаружения вызывается скорая медицинская помощь.

Время, необходимое для доставления нарушителя, конкретно не определено. В законодательстве лишь отмечается, что оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок (ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ).

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

2. Доставление в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений. В полицию доставляются не только лица, совершившие административные нарушения, но и лица, подозреваемые в совершении преступлений. Захват и препровождение лица, подозреваемого в совершении преступления, с места совершения преступления либо с места обнаружения этого лица в орган внутренних дел для дальнейшего разбирательства и применения мер уголовно-процессуального принуждения носит административно-правовой характер.

Сотрудники полиции имеют право доставлять в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при наличии одного из следующих оснований (ст. 91 УПК РФ):

а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

в) когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в полицию лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность.

В соответствии со ст. 150 УППС доставление задержанных в полицию производится на специальном полицейском транспорте, а при его отсутствии – на автомобилях, принадлежащих организациям и отдельным гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, автомобилей специального назначения – пожарных, инкассаторских, скорой и неотложной помощи (кроме случаев, когда необходимо оказание медицинской помощи), а также транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям.

3. Административное задержание. В целях охраны общественного порядка и борьбы с преступностью государство наделило сотрудников органов внутренних дел правом производить административное задержание физического лица. Сущность его состоит в принудительном кратковременном ограничении свободы физического лица.

Административное задержание, осуществляемое в рамках производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ применяется в исключительных случаях, если это необходимо «для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении». Кроме того, осуществление административного задержания законодатель связывает с содержанием задержанных лиц «в специально отведенных для этого помещениях» органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и инициалы лица, составившего протокол; сведения о задержанном лице; время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.

Сотрудники полиции имеют право задерживать военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам; (п. 6ч. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции»)

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, в случае необходимости, для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения физическое лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Кроме того, на срок не более 48 часов может быть подвергнуто административному задержанию лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокол, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления.

Приказом МВД России установлено, что административное задержание в соответствии со статьей 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на срок, не превышающий три часа, осуществляют:

Сотрудники органов внутренних дел – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях;

Начальники дежурных частей (дежурных смен дежурных частей) органов и подразделений внутренних дел, а также участковые уполномоченные органов внутренних дел Российской Федерации при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность рядового и начальствующего состава органов внутренних дел – старший в месте расположения охраняемого объекта вневедомственной охраны при органах внутренних дел – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемому вневедомственной охраной при органах внутренних дел объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую вневедомственной охраной при органах внутренних дел зону.

Административное задержание на срок не более сорока восьми часов осуществляют: начальники главных управлений и управлений МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, их заместители; начальники главных управлений МВД России по федеральным округам, их заместители; министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, их заместители; начальники управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, их заместители; начальники управлений (отделов, отделений) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, их заместители; начальники городских, районных управлений (отделов, отделений) внутренних дел, их заместители; начальники дежурных частей (дежурных смен дежурных частей), а также оперативные дежурные указанных органов и подразделений.

4. Привод (ст. 27.15 КоАП РФ). В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании постановления органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, либо определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Указанных лиц приводят, и они должны находиться там, где рассматривается дело. Эта мера прекращается после вынесения постановления по делу.

Осуществляется привод в порядке, установленном Приказом МВД России от 21 июня 2003 года № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» . Данным нормативным актом установлен одинаковый порядок осуществления привода как в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля по уголовному делу, так и в отношении указанных в ст. 27.15 КоАП РФ лиц по делу об административном правонарушении.

Для сбора (т. е. обнаружения, закрепления и приобщения к делу) доказательств сотрудниками полиции применяются разнообразные, предусмотренные главой 27 КоАП РФ, принудительные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, к числу которых относятся: личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7); осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8); досмотр транспортного средства (ст. 27.9); изъятие вещей и документов (ст. 27.10); направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 2 ст. 27.12); арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14).

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, (ст. 27.7 КоАП РФ) то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Доступ других лиц в помещение, где производится личный досмотр, должен быть исключен.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

2. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ).

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

В соответствии с п. 5 ч.1ст. 13 Федерального Закона «О полиции» должностным лицам полиции предоставлено право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.

В протоколе об осмотре делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

3. Досмотр транспортного средства любого вида (ст. 27.9 КоАП РФ), то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

4. Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (ст. 27.10 КоАП РФ).

Вещи, являющиеся орудием или предметами административного правонарушения, и документы, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженные на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, подлежат изъятию лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещ

  • 10. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений
  • 11. Административно-правовой статус гражданина
  • Гарантии
  • 12. Административно-правовой статус общественных объединений (организаций)
  • 13. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан
  • Гарантии
  • 14. Административно-правовые отношения (апо): понятие и особенности
  • 15. Административно-предупредительные меры
  • 16. Административное наказание
  • Обстоятельства, отягчающие ао:
  • 17. Административный процесс и его виды
  • 18. Административный штраф
  • 19. Виды административно-правовых отношений (апо)
  • 20. Виды правовых актов управления (пау)
  • 21. Возбуждение дел об административных правонарушениях
  • 1) Задачи производства:
  • 2) Порядок производства:
  • 22. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 23. Давность привлечения к административной ответственности
  • 24. Дисквалификация
  • 25. Исполнительная власть (ив): понятие, соотношение с государственным управлением
  • 27. Классификация органов исполнительной власти
  • 2. По характеру компетенции:
  • 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов:
  • 28. Административно-процедурная деятельность: понятие, особенности, виды
  • 29. Меры административного пресечения
  • 30. Место ив в системе разделения властей.
  • 31. Метод административного права: понятие, особенности
  • 32. Назначение административного наказания (ан)
  • Обстоятельства, отягчающие ао:
  • 33. Общее понятие управления и его виды.
  • 34. Органы (должностные лица), назначающие административное наказание
  • 35. Органы исполнительной власти субъектов рф
  • 36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления (пау)
  • 38. Полномочия президента рф в сфере ив
  • 39. Понятие административного принуждения
  • 40. Понятие административной ответственности (ао)
  • 41. Понятие и виды административно-правовых методов управления
  • 42. Понятие и виды административно-правовых норм
  • 43. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды. Соотношение
  • 44. Виды государственных служащих. Общие условия прохождения государственной службы
  • 45. Понятие и признаки органа исполнительной власти
  • 46. Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы
  • 47. Понятие и юридическое значение правовых актов управления (пау)
  • 48. Поощрение и ответственность государственных служащих
  • 49. Права и обязанности государственных служащих. Ограничения и запреты для замещения должностей государственной гражданской службы
  • 50. Правительство рф: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами гос. Власти
  • 51. Право жалобы
  • 52. Предмет административного права
  • 53. Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы
  • 54. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 55. Сущность государственного регулирования. Соотношение государственного регулирования с государственным управлением
  • 56. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
  • 57. Федеральные министерства Указ Президента №314 от 09.03.2004 «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (фоив)»
  • 58. Федеральные службы и надзоры Указ Президента №314 от 09.03.2004 «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (фоив)»
  • 59. Формы реализации ив: понятие и виды
  • 60. Функции административного права
  • 29. Меры административного пресечения

    Государственное принуждение – властное веление или прямое действие (физическое и психическое – угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.

    Административное принуждение особый вид государственного принуждения, предназначенный для охраны общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Используется в качестве предупреждения, пресечения и наказания за правонарушения.

    По целевому назначению меры административного принуждения:

      административно-предупредительные (превентивные) – «до » совершения правонарушения – носят профилактический характер (инспектор ГИБДД проверяет документы). Виды :

      меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, тяжких последствий (введение карантина);

      меры, направленные на предупреждение совершения правонарушений (таможенный досмотр, проверка документов);

      меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование);

      лечебно-предупредительные меры принуждения , назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных.

      административно-пресекательные – «в момент » совершения правонарушения – принудительное прекращение противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих установленный порядок. Тесно связаны с мерами административной ответственности, нередко предшествуют им. Виды :

      меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, доставление в милицию);

      меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений);

      меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта);

      меры финансового характера (отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, прекращение кредитования);

      меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных);

      меры специального и исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических, слезоточивых веществ).

      меры административной ответственности – «после » совершения правонарушения;

      меры административно-процессуального обеспечения.

    Примеры мер административного пресечения:

    Меры обеспечения производства по делу об ад. правонарушении

    доставление;

    административное задержание;

    личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

    изъятие вещей и документов;

    отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

    медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

    задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

    арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

    привод.

    Статья 27.2. Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об админ. правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется :

    1) должностными лицами органов внутренних дел (милиции);

    2) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел РФ должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

    4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

    5) должностными лицами военной автомобильной инспекции;

    6) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства и другими.

    Доставление д.б. осуществлено в возможно короткий срок .

    Статья 27.3. Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Осуществляют :

    1) должностные лица органов внутренних дел (милиции);

    2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ;

    3) должностные лица военной автомобильной инспекции;

    4) военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции) и другие.

    По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

    Об административном задержании составляется протокол , в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

    Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением следующих случаев:

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов .

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об админ. правонарушении, влекущем в качестве одной из мер админ. наказания админ. арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

    Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице – обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

    Осуществляется должностными лицами (лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола) .

    Составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

    Статья 27.9. Досмотр транспортного средства – обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов админ. правонарушения. В присутствии двух понятых, лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. Составляется протокол.

    Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

    При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

    Составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении.

    В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

    Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

    Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское Составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу , в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    Статья 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

    При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

    Запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

    Делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

    Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

    Статья 27.15. Привод

    В случаях, когда физические лица (включая законного представителя несовершеннолетнего лица), привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля или законные представители юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, уклоняются без уважительной причины от явки по вызову, применяется привод.

    2. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи , органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

    По своей правовой природе привод – самостоятельная мера административного принуждения, обеспечивающая пресечение уклонения лица от явки по вызову в соответствующий государственный орган или учреждение.

    "

    Меры административного пресечения. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

    Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

    Меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

    Применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

    Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов. В частности, к ним относятся меры:

    1) применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

    2) имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

    3) технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

    4) финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

    5) медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

    6) связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);

    7) специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

    Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания.

    Наиболее часто применяемых мер административного пресечения:

    Доставление. Эта мера, предусмотренная ст. 27.2 КоАП, представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

    Доставление нарушителя - это правовая принудительная мера, состоящая в кратковременном ограничении свободы действий и передвижения лица и перемещении его с места совершения административного правонарушения в орган внутренних дел (милицию), в служебное помещение внутренних войск, штаб народной дружины, общественный пункт охраны правопорядка, орган местного самоуправления, служебное помещение государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в пределах предоставленной им компетенции. Общая цель доставления - составление протокола об административном правонарушении.

    Административное задержание. Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП). Административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.

    Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП). Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей производится также в целях выявления и пресечения административных нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, составления протокола об административном правонарушении, установления личности, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел.

    Изъятие вещей и документов. Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, имеющих значение доказательств по делу и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении правонарушителя возможности владеть, пользоваться и распоряжаться противоправно добытым имуществом или поддельными (недействительными) документами.

    Отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации. Под отстранением от управления транспортным средством следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение.

    Задержание транспортного средства - это запрещение эксплуатации с помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами местного самоуправления, а маломерных судов - на базу (сооружение) для их стоянок.

    Арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи названных предметов с объявлением лицу, в отношении которого предусмотрена данная мера, либо его законному представителю о запрете распоряжаться, а если необходимо, то и пользоваться ими. Эта мера применяется, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно или их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Предметы, на которые наложен арест, могут быть также переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

    Привод. В соответствии со ст. 27.15 КоАП, Законом РФ "О милиции" и рядом других нормативных актов в необходимых случаях подвергаются приводу в органы внутренних дел (милицию) и другие государственные органы физические лица либо законные представители юридического лица, уклоняющиеся без уважительных причин от явки по вызову, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Приводу могут быть подвергнуты законные представители несовершеннолетнего, а также свидетели.

    По своей правовой природе привод - самостоятельная мера административного принуждения, обеспечивающая пресечение уклонения лица от явки по вызову в соответствующий государственный орган или учреждение. Поэтому привод следует отличать от доставления как составной части административного или уголовно-процессуального задержания правонарушителей. Привод, характеризующийся специфическими правовыми основаниями и порядком осуществления, исчерпывается доставлением лица в соответствующий орган с целью обеспечения его участия в производстве тех или иных административных или уголовно-процессуальных действий.

    Рассмотренные выше и некоторые другие меры административного пресечения нередко одновременно выполняют функции процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это меры двойного назначения: и административного пресечения, и административно-процессуального обеспечения. В то же время и те и другие меры предшествуют и подготавливают применение основного классификационного вида административного принуждения - административного наказания.

    Еще по теме 29. Меры административного пресечения:

    1. § 1. Компетенция полиции по пресечению административных правонарушений, связанных с появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах
    2. § 4. Меры административного принуждения, применяемы полицией в механизме обеспечения транспортной безопасности
    3. § 3. Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений
    4. Понятие и виды мер административного принуждения, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства
    5. Классификация мер профилактики административной деликтности. Проблемы виктимности в административной деликтологии
    6. Правоотношения в сфере лицензирования как объект административно-правовой охраны
    7. Понятие, содержание и виды мер административного принуждения, применяемых к юридическим лицам в сфере лицензирования
    8. § 3. Меры административного принуждения и стимулирования в сфере регулирования экономики
    9. § 7.1. Классификация мер административного принуждения, применяемых в отношении негосударственных организаций
    10. Меры административного принуждения, применяемые к негосударственным организациям при отсутствии правонарушения
    11. Меры административного принуждения, применяемые в отношении негосударственных организаций в связи с правонарушением
    12. Меры административного принуждения, применяемые к негосударственным организациям за административные правонарушения
    13. § 1. Система мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции
    14. § 2. Особенности административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства РФ

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -