Чем отличается служебная тайна от профессиональной? Служебная тайна — ее основные виды и понятия Что такое служебная тайна.

Служебная тайна была определена в ст. 139 ГК РФ через признаки:

  1. когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам,
  2. к ней нет свободного доступа на законном основании,
  3. и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. С введением в действие Части четвертой ГК РФ ст. 139, как известно, утратила силу. В ТК РФ в связи с этим изменений не произошло. О служебной тайне говорится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера»: служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). О порядке отнесения сведении к служебной (в частности) тайне сказано в законе «Об информации…»:

Статья 9. Ограничение доступа к информации. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Еще одну разновидность конфиденциальной информации, которая могла быть отнесена к служебной тайне (если бы она имела четкие признаки определения), имеет в виду Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в п. 7 ст. 15 которого в числе основных обязанностей госслужащего значится: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. К служебной тайне принято относить информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющую не коммерческий, а государственный интерес, (руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

Аналогичная обязанность есть и у муниципальных служащих: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011). (Руководителем муниципального органа определяется состав служебной тайны, ограничение распространения которой диктуется служебной необходимостью. Служебную тайну составляет несекретная информация, которая касается деятельности муниципального органа и доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций муниципальным органом.

Часть четвертая ГК РФ ввела новое понятие: служебный секрет производства. Согласно ст. 1470 Закона: 1. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. 2. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Возникает неизбежный вопрос о соотношении служебной тайны и служебного секрета производства. Между этими понятиями есть общее. Как то, так и другое может быть содержанием трудовых обязанностей работника, заключившего трудовой договор с работодателем. И служебная тайна, и служебный секрет производства - конфиденциальные сведения, за разглашение которых наступает юридическая ответственность.

Однако, на наш взгляд, это разные понятия, и служебная тайна как таковая сохраняет свое значение для трудовых отношений.

В гражданском праве термин «служебный» применяется в ином, более широком смысле, когда в некоторых случаях «служебными» называются такие объекты, которые созданы в связи с трудовой функцией работника, хотя и вне рамок этой трудовой функции, считают некоторые специалисты в области гражданского права. Так, по трудовому праву авторские произведения (и исполнения) могут быть служебными, а изобретения служебными считать нельзя. Результаты трудовой деятельности относятся к «служебным» только в том случае, если работник обязан был создать их по трудовому договору. Иные результаты - в рамках трудового права - нельзя именовать «служебными», хотя они могут возникнуть в связи с выполнением работником его трудовой функции.

В ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору, в то время как исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю (если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное). Но исключительное право, в отличие от других авторских прав, с самого момента создания служебного произведения в соответствии с законом считается переданным работодателю (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Наконец, служебная тайна, в отличие от служебного секрета производства, может не иметь (и чаще всего не имеет) отношения к личности работника, достоянием которого она стала в силу занятия определенной должности, и он, как правило, дает подписку в той или иной форме о ее неразглашении.

В настоящее время имеются два наиболее известных законопроекта о служебной тайне, один из которых был разработан Минэкономразвития РФ и обсуждался в октябре 2003 г., другой представлен от имени группы депутатов Государственной Думы РФ и был внесен в Думу сначала в декабре 2004 г., затем в апреле 2006 г. Текст проекта Федерального закона «О служебной тайне» доступен в Справочной правовой системе «Консультант- Плюс» (проект № 124871-4).

Понятие служебном тайны в депутатском законопроекте хотя и недостаточно совершенно, все же отработано лучше: «Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна), - конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке».

Законопроект Минэкономразвития РФ, в отличие от депутатского законопроекта устанавливает степени конфиденциальности сведений, отнесенных к служебной тайне (ст. 8): документам, содержащим сведения, составляющие служебную тайну, присваивается гриф «Конфиденциально» или «Для служебного пользования». Гриф «Конфиденциально» налагает на лица, получившие доступ к соответствующим документам, обязанность не ссылаться на них, не публиковать и не разглашать в иных формах, не комментировать их содержание и факт их существования. Правом доступа к документам с грифом «Конфиденциально» обладают все должностные лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, где создан указанный документ, а также иные лица, получившие доступ к документу в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гриф «Для служебного пользования» отличается тем, что правом доступа к документам с таким грифом пользуются только лица, определенные руководителем органа власти по представлению уполномоченного должностного лица.

Что касается положений обоих законопроектов о режиме передачи и доступа к служебной информации, а также общих норм о контроле и ответственности, то здесь значительной специфики и каких-либо особенно оригинальных положений не наблюдается 1 Шевердяев С.Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1. .

Обобщая положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, и стремясь выделить тайну как служебную, можно попытаться определить ее следующим образом. Служебная тайна - это конфиденциальные сведения, полученные в результате трудовой деятельности работника или ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, в соответствии с нормативно определяемым перечнем, не относящиеся к государственной тайне, доступ к которым ограничен органами государственной власти федеральными законами.

К служебной тайне не относятся сведения особого свойства. В каком нормативном акте определен их состав и как обеспечивается их открытость, расскажем в нашем материале.

Какая информация составляет служебную тайну (определение и характеристика)

Составляющие служебную тайну сведения (ССТС) — это информация:

  • полученная служащими госорганов при выполнении обязанностей;
  • распространение которой ограничено законом.

В п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) приведена характеристика относимой к служебной тайне информации:

  • доступ к ней ограничивается госорганами;
  • ограничение производится в соответствии с законодательством РФ.

Ниже приведены примеры информации с ограниченным законом доступом, которыми могут обладать госслужащие в силу исполнения обязанностей:

Какая еще информация может попасть в состав ССТС, читайте далее.

Перечень составляющих служебную тайну сведений

Законодательно утвержденный перечень ССТС на сегодняшний день отсутствует, хотя утвержден ряд подобного рода перечней сведений (например):

  • составляющих государственную тайну (утв. указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203);
  • конфиденциального характера (утв. указом Президента от 06.03.1997 № 188);
  • подлежащих засекречиванию (письмо Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № Д23И-3004).

В Перечень ССТС может попасть любая информация конфиденциального характера, которая:

  • относится к работе гос. или муниципальных органов (размещенная в документах под грифом «Для служебного пользования»);
  • стала известна госслужащим при исполнении обязанностей.

Например, к разряду ССТС относится информация об усыновлении ребенка — в соответствии со ст. 139 Семейного кодекса РФ эта информация охраняется законом и не подлежит разглашению:

  • должностными лицами, осуществившими госрегистрацию усыновления;
  • судьями, вынесшими решение об усыновлении;
  • лицами, иным образом осведомленными об усыновлении.

При отсутствии законодательно утвержденного «служебного» перечня существует набор сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне. Расскажем о них далее.

С разнообразными перечнями, применяемыми налогоплательщиками в своей работе, вы можете ознакомиться из материалов, размещенных на нашем портале:

Сведения, доступ к которым не может быть ограничен

Не относимая к служебной тайне информация перечислена в п. 1.3 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения).

В состав служебной информации ограниченного распространения не включаются:

1. Законодательные акты, устанавливающие:

  • правовой статус госорганов, организаций, общественных объединений;
  • права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации.

2. Сведения об опасных природных явлениях и процессах, чрезвычайных ситуациях.

3. Санитарно-эпидемиологическая, гидрогеологическая, гидрометеорологическая, экологическая информация.

4. Описание функций, направлений и форм деятельности органа исполнительной власти, а также его структура и адрес.

5. Порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан и юрлиц, а также принятые решения.

6. Сведения об использовании госресурсов, состоянии экономики и потребностей населения.

7. Необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан документы, накапливаемые в открытых фондах архивов и библиотек, информационных системах организаций.

Аналогичный список сведений, доступ к которым не может ограничиваться, приведен в ст. 8 закона об информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

С какими ограничениями могут столкнуться налогоплательщики — см. в материалах:

  • .

Способы обеспечения открытости служебной информации

Не относимые к служебной тайне служебные сведения должны быть доступны всем заинтересованным пользователям такой информации.

Доступность информации обеспечивается следующими способами:

  • публикациями в СМИ — размещаются тексты принятых законов и НПА, информация о госзакупках, решениях Конституционного суда;
  • размещением в интернете информации о целевых программах, международном сотрудничестве, статистической и иной информации, размещать которую предписывает законодательство;
  • размещением в сети общей информации о судах (наименование, оргструктура, полномочия и т. п.), судебной статистике, кадровом обеспечении суда, картотеки арбитражных дел;
  • размещением в занимаемых госорганами помещениях стендов о своей деятельности (порядке работы, алгоритмах получения информации);
  • посредством открытого доступа к архивным документам, подлинникам и (или) копиям из архивных фондов и библиотек;
  • возможностью реализации права (в регламентированном порядке) присутствовать на заседании коллегиальных органов власти (правительства, Госдумы и т. п.) и открытых судебных заседаниях журналистам, представителям юрлиц права, госорганам и простым гражданам;
  • предоставлением госорганами ответов на запросы любого человека или организации.

С разнообразными видами запросов вы можете ознакомиться на нашем портале:

Итоги

К сведениям, не относящимся к служебной тайне, причисляется общедоступная информация о структуре и режиме работы госорганов, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации, об опасных природных явлениях, расходовании госресурсов. Общедоступными также являются документы, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, накапливаемые в открытых информационных ресурсах, и другие виды информации.

Как ранее говорилось, в действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны. Проект Федерального закона «О служебной тайне» рассматривался в 1осударствеиной Думе с 2004 г., но до настоящего времени не принят.

Необходимость правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в их числе: отсутствие в законодательстве единого подхода к соответствующей категории документированной информации ограниченного доступа: многочисленные примеры незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов: ограничения на распространение информации, накладываемые по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на предоставление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.

Вместе с тем для служебной тайны как системы защиты сведений появились и другие сферы применения. В частности, ряд органов исполнительной власти в силу выполняемых ими функций получает от различных субъектов значительное количество конфиденциальной информации (налоговые, антимонопольные, правоохранительные органы и т.д.). Речь идет о сведениях, составляющих коммерческую и банковскую тайну персональные данные.

В деятельности государственных структур, помимо всего указанного, образуется значительное количество внутрисистемной информации, которая в силу законодательных ограничений не может быть отнесена к государственной тайне, однако и не может быть свободно распространяемой.

В качестве примера можно привести комплекс мер, предпринимаемых для обеспечения защиты судей, иных работников правоохранительных органов, планы Минфина России и Банка России, связанные с изменениями курса национальной валюты, планы использования подразделений правоохранительных органов для осуществления контртеррористической и иной оперативно-служебной деятельности, а также информацию разнообразного характера, которая в настоящее время не имеет адекватной правовой защиты.

Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений, - «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03. 11. 1994 № 1233 (ДСП). Данное Положение распространяется только на деятельность федеральных органов исполнительной власти, хотя образование и поступление аналогичных сведений характерны для любых органов как государственной власти, так и органов местного самоуправления.

Многие условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении, а определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку введение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом. На уровне Положения выстроить долговременную и стабильную систему защиты информации, имеющей продолжительный срок хранения, невозможно.

Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения информации к служебной тайне, ее защиты и установления санкций за противоправное распространение такой информации, данная категория присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40), в том числе в федеральных законах: «Об основах государственной службы Российской Федерации*. «О Правительстве Российской Федерации», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг» и др.

Защита служебной информации не имеет в законодательстве однозначного отражения. По-разному решается в законодательстве вопрос о структуре конфиденциальной информации и соотношении различных видов тайн.

На электронных рынках России и с помощью рассылки сообщений электронной почты бесконтрольно распространяются CD, содержащие базы данных с информацией о персональных данных и организациях. Например, базы данных: «Таможня», ГИБДД, БТИ (Бюро технической инвентаризации). «Прописка», «Внешнеэкономическая деятельность», ЕГРП (Единая государственная регистрация предприятий), «Собственники квартир», «Доходы физических лиц», «Картотека МВД» (судимости и др.), ОВИР (зарегистрированные паспорта) и ряд других баз данных.

Но данным ряда исследований, большинство зарубежных стран используют систему ограничения в доступе к информации с таким (или схожим) названием для защиты внутрисистемной информации в своих государственных администрациях. К таким странам, в частности. относятся Испания. Германия. Франция и США. В этих странах за неправомерное распространение таких сведений установлена уголовная ответственность.

Должностные лица, работники различных учреждений и организаций в силу служебных обязанностей не должны давать информацию, которая подпадает под категорию служебной тайны. Сведения, содержащие служебную тайну, могут относиться к гражданину, его жизни и деятельности (см. разд. 1.2). а могут затрагивать деятельность госучреждения, предприятия, организации.

Для работников соответствующих предприятий, учреждений и организаций сведения о тайне усыновления, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и тл. представляют собой служебную либо профессиональную, например, врачебную тайну, обусловленную выполнением ими своих трудовых и служебных функций (см. разд. 1.5). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме тех случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайнами состоит в том. что коммерческая тайна -- это информация, связанная с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - это служебная информация, доступ к которой ограничен государственными структурами.

По общему смыслу понятия «служебная тайна» можно предположить то, что ее носителями должны быть субъекты, которые относятся к категории служащих. Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются как минимум все служащие, которые работают в государственных органах. органах законодательной, исполнительной и судебной атастей, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

Лица, получившие незаконными методами информацию, которая составляет служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников или служащих. разгласивших служебную тайну вопреки трудовому договору или служебному контракту, в том числе контракту; и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Между юридическими лицами, а также между юридическими и физическими лицами могут складываться отношения, при которых нежелательно разглашение определенной информации. Иными словами, они должны сохраняться в тайне. Нераспространение физическим лицом информации о другом физическом лице достигается на основе взаимной договоренности, а также нравственного поведения лица, знающего ту или иную информацию о другом лице.

В государственных и негосударственных структурах существует определенный порядок для выполнения целей, функций и задач конкретной организации: система планирования, отчетности, контроля, технологии документооборота и т.д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне или секретам производства (см. разд. 1.7). Перечень данной информации устанавливается руководителем организации - обладателя информации. Информацией, относящейся к служебной тайне, могут обладать любые организации независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности. Примером служебной тайны является налоговая.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, а также органами внутренних дел, государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Информация о налогоплательщике, если он является физическим лицом, -- это одновременно его личная тайна, т.е. относится к персональным данным. Исключение составляет информация. которая не может быть налоговой тайной (см. приложение 1).

Налоговая гай на не подлежит разглашению налоговыми органами. органами внутренних дел, государственных внебюджетных фондов и таможенными, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Сведения, поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел. государственных внебюджетных фондов или таможенные, со- стааляющие налоговую тапну, имеют специальный режим хранения и доступа (см. разд. 4.2; 7.4).

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными по контролю и надзору в области налогов и сборов, внутренних дел, таможенного дела.

Утрата документов, содержащих налоговую тайну, либо разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, влечет ответственность. предусмотренную ст. 183 УК РФ (см. приложение 6).

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу секрета производства (ноу-хау), служебного секрета производства или коммерческой тайны налогоплательщика -- юридического и физического лица, а также персональных данных налогоплательщика, т.е. информации, которая стала известна должностному лицу налогового органа, а также органов внутренних дел, государственного внебюджетного фонда или таможенного, привлеченному специалисту или эксперт при исполнении ими своих обязанностей.

В данном случае налоговую тайну можно отнести к информации ограниченного доступа, составляющей служебную, профессиональную и коммерческую тайны, персональные данные, секрет производства (см. разд. 1.2; 1.5-1.7).

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и, соответственно, технологии ее защиты. Доступ к информации, со- ставляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням. которые определены Федеральной налоговой службой России (ФНС России).

Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233, к служебной информации ограниченного распространения отнесена несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, <...> ограничения на распространение информации диктуются служебной необходимостью .

Положение определяет общий порядок обращения с доку- ментами и другими материальными носителями информации - документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Требования Положения распространяются на порядок обращения с иными материальными носителями служебной информации ограниченною распространения (фото-, кино-, видео- и аудиопленки. машинные носители информации и др.).

Положением определен перечень информации, в соответствии с которым служебная информации не может быть ограниченного распространения (см. приложение 1). Руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют:

  • · категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения:
  • · порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям:
  • · порядок снятия пометки: «для служебного пользования- с носителей информации ограниченного распространения:
  • · организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, в соответствии с которыми служебная информация не может быть ограниченного распространения. Служебная информация без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению). За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности (см. приложение 6).

Положения об обязанностях по неразглашению служебной информации ограниченного распространения должны быть включены также в государственные контракты, трудовые и иные договоры, заключаемые государственными органами, органами местного самоуправления или иными организациями, обладающими данной информацией . Обязанности по неразглашению сведений и информации ограниченного распространения возникают:

  • · у должностных лиц и иных работников государственных органов и органов местного самоуправления, подведомственных им организации -- с момента их приема на работу, если не установлен особый порядок допуска к сведениям:
  • · у работников иных организаций, иных лиц. осуществляющих работы по государственному контракту или трудовому договору в органах и организациях. -- с момента заключения государственного контракта, иного договора с соответствующим органом или организацией;
  • · улиц, получивших сведения ограниченного распространения, -- с момента получения таких сведений.

В случае ликвидации федерального органа исполнительной власти (организации) решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает ликвидационная комиссия. Срок исполнения обязанностей по неразглашению сведений ограниченного распространения устанавливается в положениях о порядке доступа к сведениям, составляющим служебную тайну (см. гл. 4). Срок не может быть ограничен, если такие сведения были получены государственными органами и органами местного самоуправления, а равно подведомственными им организациями в процессе осуществления их деятельности в соответствии с установленной компетенцией и если такие сведения составляют охраняемую законом информацию ограниченного доступа иных лиц.

Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в Интернете, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации и является перечнем ин-

формации, которую нельзя относить к конфиденциальной (см. приложение 1). В субъекте Российской Федерации - Москве утвержден Перечень категорий организаций и предприятий города Москвы, для которых создание и ведение информационных ресурсов о своей деятельности является обязательным, и Перечень сведений о деятельности Правительства Москвы и комплексов городского управления. подлежащих обязательному размещению в общедоступных информационных ресурсах в сети Интернет.

Определение понятий «служебная тайна» и «персональные данные». вероятно, должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую не только в государственных структурах, подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. но и б негосударственных структурах, включая коммерческие организации.

В соответствии с 11осгановлением Правительства Российской Федерации -О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном обеспечении сохранности засекреченных сведений* , гриф секретности (конфиденциальности) «Для служебного пользования- означает, что это несекретные сведения, касающиеся деятельности предприятий, учреждений и организаций, содержащие служебную информацию . В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация учреждения, предприятия, организации вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Соответственно, служебная тайна может быть также у негосударственных структур и иметь соответствующую отметку «Для служебного пользования-. Но для этого необходимо составить перечень информации, составляющей служебную тайну, который бы входил как подраздел в Перечень конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну, секрет производства (ноу-хау) и служебный секрет производства организации (см. приложение 2).

Более подробно определение степени ограничения доступа к документам и использование отметки конфиденциальности при оформлении документов рассматривается в разд. 2.2.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации. Как видно из примеров, служебная тайна не является синонимом государственной тайны, однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами - обладателями информации (222].

К служебной тайне, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая государственный интерес, а также иная информация ограниченного доступа, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на нею функций. Следовательно, информация может являться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям:

  • · отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограни- чен по закону или в силу служебной необходимости;
  • · является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, секрет производства (ноу-хау), служебный секрет производства, персональные данные);
  • · не является государственной тайной и не попадает под перечень сведений, составляющих государственную тайну;
  • · получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Сопоставление и анализ норм права позволяют предложить обобщающее определение служебной тайны.

Служебная тайна -- это охраняемая законом информация ограниченного доступа о деятельности государственных и негосударственных структур, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, за исключением информации, составляющей государственную тайну, а также информация ограниченного распространения, ставшая известной в государственных и негосударственных структурах на законном основании, для исполнения служебных обязанностей, имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Обладатель информации, составляющей служебную тайну, принимает меры к ее конфиденциальности. незаконному ее получению или разглашению и предоставляет ему право на защиту и охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Служебная и профессиональная тайна — две разновидности конфиденциальных сведений, доступ к которым законодательно ограничен. О сходствах и различиях этих информационных групп пойдет речь в нашем материале.

Определение служебной и профессиональной тайны: отличие и сходство

В указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 приведены определения служебной и профессиональной тайны :

  • служебная тайна — сведения, доступ к которым ограничен госорганами в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;
  • профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Из указанных определений можно сделать 2 обобщенных вывода:

  • основной признак, объединяющий эти понятия, — ограниченность доступа к информации в силу требований закона;
  • основное отличие — сфера применения понятий.

Понять, чем отличается служебная тайна от профессиональной , поможет детальное изучение признаков каждого вида сведений.

Что необходимо знать налогоплательщику о правильном применении понятия «признак» — см. в материалах:

  • ;
  • .

Признаки и виды сведений, составляющих профессиональную тайну

Сведения, относимые к профессиональной тайне, имеют 3 основных признака:

  • принадлежность к определенной профессиональной деятельности;
  • специфический способ получения информации — сведения конфиденциального характера добровольно сообщаются ее владельцем исполняющему профессиональные обязанности лицу;
  • непременное сохранение информации — обязанность по обеспечению сохранности полученной информации установлена на законодательном уровне.

Многообразие видов информации из разряда профессиональной тайны продиктовано разнообразием профессиональной деятельности, в процессе которой должностные лица определенной профессии становятся обладателями «секретной» информации.

Сведения, составляющие отдельные виды профессиональной тайны, представлены в таблице:

Вид профессиональной деятельности

Сведения, составляющие профессиональную тайну

Медицинская

К врачебной тайне относятся сведения (ст. 13 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ):

  • о факте обращения гражданина за медпомощью;
  • о его состоянии здоровья, диагнозе и иной полученной при медобследовании и лечении информации

Юридическая

К адвокатской тайне относят любые связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю (ст. 8 закона об адвокатской деятельности в РФ от 31.05.2002 № 63-ФЗ);

Услуги почтовой и телефонной связи

К тайне связи относится передаваемая по сетям электросвязи и сетям почтовой связи информация (ст. 63 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ):

  • из телефонных переговоров;
  • переписки;
  • почтовых отправлений;
  • телеграфных и иных сообщений

Таким образом, к профессиональной тайне относится информация:

  • ставшая известной лицу определенной профессии в силу исполнения им профессиональных обязанностей;
  • не являющаяся государственной или коммерческой тайной;
  • защищаемая законом;
  • не связанная с государственной или муниципальной службой;
  • распространение которой может нанести ущерб ее исходному владельцу.

Характеристика сведений, относимых к служебной тайне, и порядок работы с ними

Понятие «служебная тайна» тоже характеризуется 3 отличительными признаками:

  1. Основанием для ограничения доступа к попавшей в разряд служебной тайны информации являются ГК РФ и федеральные законы.
  2. Применяется в отношении служебной информации 2 видов:
  • о самих госорганах или подведомственных им организациях;
  • получаемой из внешних источников работниками госорганов при исполнении обязанностей.
  1. Объединяет информацию, обладателями которой могут являться исключительно работники органов государственной власти в силу своей служебной деятельности.

Расшифровка понятия «служебная информация ограниченного распространения» (СИОР) представлена в п. 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233). СИОР — это сведения:

  • несекретного характера;
  • касающиеся деятельности организаций;
  • распространение которых ограничено в связи со служебной необходимостью.

Организует работу на каждом этапе руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Например, в инструкции о порядке обращения с СИОР в Минобразования и науки РФ (утв. приказом от 30.12.2010 № 2233) установлено следующее:

1. Относить сведения к СИОР, снимать отметку «Для служебного пользования» (с документов, необоснованно отнесенных подчиненными им должностными лицами к СИОР) вправе:

  • по министерству — министр образования и науки РФ, его заместители, руководители структурных подразделений;
  • по подведомственным учреждениям — руководители и их заместители.

2. Вносить предложения по отнесению разрабатываемых или действующих документов к СИОР имеют право директор Административного департамента и начальник отдела защиты гос. тайны.

3. Допускаются к СИОР работники министерства на основании решения руководителя подразделения, оформленного по установленной инструкцией форме, с которым работники знакомятся под расписку.

4. Создание информации, относящейся к СИОР, возможно только на специально выделенном автоматизированном рабочем месте с закрытым доступом в общую информационную систему министерства.

5. Предусмотрена дисциплинарная ответственность за разглашение СИОР и (или) нарушение порядка работы с ней.

6. Определена детализированная схема работы с СИОР.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • понятие «служебная тайна» — более широкое, чем понятие «профессиональная тайна», поскольку в ее состав входят и «внутренние» секреты госорганов, и «внешние» секреты — полученная из внешних источников информация, составляющая профессиональную тайну;
  • алгоритмы работы со сведениями, составляющими служебную тайну, жестко регламентированы подзаконными актами и внутренними инструкциями министерств и ведомств.

Итоги

Сведения, относимые к служебной и профессиональной тайне , обладают характерными свойствами.

Специфика относимых к профессиональной тайне сведений связана со сферой профессиональной деятельности получателя информации (адвокатская, нотариальная, аудиторская, врачебная, налоговая и др.).

Понятие «служебная тайна» более обширное по составу, поскольку включает в себя, кроме внутренней информации ограниченного доступа (связанной с работой госорганов), сведения, относимые в разряд профессиональной тайны.

Деятельность любого государства и его органов зависит от большого количества факторов. Прежде всего необходимо отметить важность права. Ведь именно благодаря этому специфическому регулятору общественных отношений деятельность многих ведомств и служб осуществляется в пределах определенных рамок. Помимо этого, юридический режим в государстве помогает упорядочить взаимодействие людей. То есть в данном случае мы говорим о таких незаменимых категориях, как правопорядок и законность. Следует отметить, что эти элементы влияют на многие К числу подобных можно отнести информационную. Ведь ведомости любого характера имеют свою ценность. Конечно, в отдельных случаях она будет совершенно незначительной. Тем не менее информация - это сфера, которая регулируется и в некоторых случаях охраняется законом. Нужно отметить тот факт, что существуют определенные сведения, требования государства к которым завышены. В данном случае мы говорим о таких специфических видах информации, как профессиональная и служебная тайна. Категории имеют не только характерные особенности, но еще и ряд определенных моментов, связанных с правовой защитой. Поэтому специфику служебной профессиональной тайны мы рассмотрим далее в статье, основываясь на положениях действующего законодательства.

Информация: понятие

Охраняемая действующим законодательством тайна любого типа во всех случаях является не чем иным, как информацией с ограниченным доступом. То есть это определенные сведения, известные не всем людям. При этом их нужно изучать на основе классического понятия «информация». Этим термином характеризуются любого рода сведения, если не учитывать форму их непосредственного выражения. Информация в таком понимании может отображаться в идеальном виде, то есть в уме людей, а также на материальных носителях, например, бумаге, компьютере, диктофоне, фотографии, видеофайле и т. п. Помимо этого, нужно учитывать тот факт, что любые сведения появляются исключительно в процессе коммуникации. Что касается информации с ограниченным доступом (служебная и профессиональная тайна), то она является в общем виде конфиденциальной, что обуславливает некоторые её особенности.

Что такое

Любые ведомости с ограниченным доступом являются конфиденциальными по своей сути. Данный термин подразумевает собой недопустимость разглашения или же утечки иным способом конкретной информации. Режим конфиденциальности крайне строго соблюдается в государственных организациях и службах, где работа подразумевает под собой взаимодействие с ограниченными законом ведомостями. Таким образом, конфиденциальная информация - это совокупность определенных сведений, разглашение которых не допускается действующим законодательством. Большую роль данные сведения играют в XXI столетии. Потому что на сегодняшний день информация с ограниченным доступом может стать достоянием общественности благодаря системе интернет и другим технологическим инновациям. Этого, как мы понимаем, случиться не должно. Ведь утечка конфиденциальной информации может нанести неоценимый вред общественности. В данной статье автора интересуют следующие виды сведений с ограниченным доступом, а именно:

Служебная тайна;

Следует отметить, что вторая часть названия конкретной информации содержит слово «тайна» не просто так. Режим данных ведомостей обуславливается отсутствием допуска к ним у большинства граждан Российской Федерации.

Законодательство в сфере профессиональной и служебной информации

В Российской Федерации существует множество правовых механизмов, которые регулируют разную деятельность. Таким образом, можно выделить массу нормативных актов, которыми охраняется служебная и профессиональная тайна. Закон, и судебные НПА являются основанием всей правовой системы этого вопроса. Таким образом, к подобным источникам представленного режима информации относятся следующие, а именно:

1. Нормы законов, например основы законодательства РФ «О нотариате», основы законодательства РФ «Об охране здоровья», Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «О психиатрической помощи», ФЗ «О трансплантации органов», ФЗ «О почтовой связи» и т. п.

2. Существует также ряд подзаконных нормативных актов, которые не являются основными, однако оказывают большое влияние на процесс организации и защиты профессиональной и служебной тайны. К таковым можно отнести постановление правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» и т. д.

3. Большое значение для становления и модернизации общественных отношений в сфере служебной и профессиональной тайны имеет судебная практика, даже невзирая на тот факт, что правовой прецедент в юридической системе Российской Федерации, не используется.

Представленные виды нормативных актов являются основой режима конфиденциальности профессиональной и служебной тайны. Следует отметить тот факт, что большинство не различает особенностей двух представленных категорий. При этом служебная и профессиональная тайна являются совершенно разными по своей сути. Это видно не только по каким-либо теоретическим осмыслениям, а и по объектному составу и принципам обращения информации.

Что такое тайна профессионального характера?

Профессиональная тайна является сбором определенных свдений. Но, как мы уже выяснили, сведения подобного рода охраняются законодательством. Однако это не единственный характерный момент. Понятие гласит, что профессиональная тайна - это система инфомации, которая попадает к держателю, то есть лицу, владеющим ею, в силу выполнения последним каких-либо профессиональных функций. При этом человек не должен находиться на муниципальной или же государственной службе, так как это будет уже примером иных сведений. Вдобавок ко всему прочему, тайна профессионального характера, при её непосредственном разглашении, может повлечь наступление негативных последствий, которые, в свою очередь, нанесут ущерб обществу и конкретным лицам. Таким образом, данный тезис раскрывает важность режима конфиденциальности описанной информации.

Сведения получены в процессе деятельности государственного органа или органа местного самоуправления;

Если конкретный перечень сведений отвечают данным характеристикам, то его вполне можно отнести к служебной информации, что будет свидетельствовать о наличие специфического режима её защиты.

Объекты служебной тайны

Защита профессиональной тайны, равно как и служебной, направлена на определенные объекты. Только во втором случае перечень конкретной информации будет отличаться. К объектам служебной тайны на сегодняшний день можно отнести сведения в следующих сферах, например:

Информация о деятельности федеральных государственных органов, военная судебная и следственная тайна;

Информация, содержащая в себе персональные данные о юридических и физических лицах, которая стала известна в силу реализации служебной деятельности;

Таким образом, режим защиты распространяется на информацию лишь в том случае, если она является непосредственным объектом служебной тайны. В иных случаях мы не можем говорить о наличии правовой защиты каких-либо ведомостей.

Заключение

Итак, в статье мы попытались ответить на вопрос о том, что представляет собой информация, составляющая профессиональную тайну и служебную. Следует отметить, что правовая характеристика данных категорий просто необходима, учитывая распространенность цифровых технологий в современном мире, при помощи которых тайна очень часто разглашается не имеющим на это полномочий лицам.