Жизненный опыт и способна к. Что такое опыт? Определение и виды опыта

Период жизни на Земле человеку дан для развития. Каждый из нас от момента рождения и до смерти проходит программу обучения и конкретно для него предназначенную. Эту программу или школу мы называем по-разному — жизнь, судьба, задача этого воплощения, которая несет необходимый процесс обучения для развития и процесс исправления своих прежних ошибок. В каких-то сферах жизни обучение идет довольно жестко, в некоторых более мягко. В современном мире общепринятая концепция, что жизнь есть набор случайностей, что все зависит от других людей. Но это абсолютное невежество.

Жизнь — строго предопределенная программа обучения, очень индивидуальная. Все ситуации, все обстоятельства из которых состоит эта программа направляют нас к изменению себя. Можно успешно усваивать жизненные уроки, менять что-то в себе, тогда меняется наша личность, улучшается качество внутреннего мира. А можно ничего не понять из уроков и остаться на прежнем уровне развития. Можно в развитии уйти назад, если озлобиться, культивировать негативные качества, деградировать.

Духовное развитие не всегда прямолинейно. Можно создать много негативных кармических связей и уйти из воплощения худшей личностью. В таком случае человек начнет свое развитие в следующем воплощении с той черты, до которой упал. Наша жизнь бесконечна, это никогда не прекращающийся, единый процесс развития. Чем более развита личность, тем процесс развития идет быстрее.

Жизненный опыт человек проходит много раз

Человек много раз проходит один и тот же опыт, развивая качества сердца, ума, способность к контактам в социуме. Жизнь учит нас двумя способами:

  1. Через страдания. Возникает при нежелании человека признавать свои внутренние проблемы, а борется с окружением;
  2. Через познание себя, обращения к себе. Понимание истинных причин трудностей, изменение себя и как следствие страдания прекращаются. Этот второй путь более эффективный и короткий.

Существует тесная связь между характером человека и программой обучения. Люди, с которыми сводит нас судьба, близкое окружение, все не случайно, все направлено на то, что бы мы изменялись. Поэтому нашими лучшими учителями являются наши «злейшие враги».
Нет смысла завидовать хорошему материальному состоянию других, счастливой судьбе, высокому социальному положению, т.к. это предопределено по программе обучения и выстрадано в прошлом. Социальное положение, национальная принадлежность, вероисповедание и т.д., все это условия для развития, декорации, которые значения и ценности никакой не имеют. Значение и ценность имеет сама личность.

Множество раз человек меняет физическое тело, накапливая жизненный опыт учится общению, осознанию себя, как личности. Так до тех пор пока не осознает свое космическое происхождение. Такой человек уже имеет огромный опыт предыдущих воплощений, любит все живое, обладает большим могуществом. Он влияет на изменение истории человечества на тысячелетия в будущем. Человек с таким сознанием может не возвращаться более в физический мир.

Любой жизненный опыт не теряется, а самые яркие, сильные впечатления жизни идут в подсознание, соединяются с переживаниями предыдущей и будут основой памяти всего пережитого в будущем. Это значительно помогает существовать в следующих воплощениях. Прошлый подсознательный опыт весьма помогает нам существовать в этом мире, хотя мы его используем неосознанно. Подавляющая часть наших чувств, ощущений, поступков возникают и проявляются подсознательно.

Основные жизненные опыты человека

У каждого человека своя программа обучения и свой опыт, приобретаемый в процессе жизни так же индивидуален. Можно условно разделить жизненные различные опыты на несколько типичных категорий:

  • Опыт, при котором развивается чувство собственного достоинства и уважение к другим;
  • Опыт, при котором человек учится гармонично утверждать свою личность, ощущать, что его личность является ценностью, гармонично проявлять свои стремления, желания, а так же уважать и ценить другую личность;
  • Опыт, при котором человек может материально обеспечить себя самостоятельно, не нарушая нравственность и гармонию отношений с другими. Для существования в этом мире необходимы деньги, имущество и др. материальные средства. Человеку необходимо научиться собственными усилиями зарабатывать их, проявляя личную инициативу, честность, творчество;
  • Опыт для интеллектуального развития. Каждый должен научиться думать логически, быстро и правильно оценивать постоянно меняющиеся внешние обстоятельства, научиться оценивать себя и свое проявление;
  • Опыт общения в кругу семьи. Каждый имеет по судьбе особые условия первых лет жизни. В ранние годы жизни данная семья будет наилучшим способом способствовать его развитию определенных граней личности. А именно, гармонично существовать в созданной им позже семье;
  • Опыты, которые развивают творческие способности. Каждый человек имеет свою индивидуальную, уникальную способность к творчеству, наработанную в предыдущих жизнях. Лучшие условия для развития этих способностей проявляются в любовном отношении, в общении со своими детьми, в искусстве, бизнесе. При не развитой или слабо развитой способности к творчеству будут складываться трудности в бизнесе, обещении с детьми и любовным партнером;
  • Опыт гармоничного сотрудничества. Каждый из нас должен участвовать в совместном труде, стремиться к гармоничному общению с сотрудниками. При хорошо наработаном предыдущим опытом, профессиональная жизнь будет протекать без препятствий, сложностей, трудностей. А если опыта пока еще недостаточно, профессиональная жизнь будет сложной;
  • Опыт социальных контактов. Т.е. умение создавать гармоничные партнерские отношения любого рода. Удачный брачный партнер, хорошие деловые партнерства говорят о том, что человек в определенной мере научился гармонично общаться. В противоположность, при неумении гармонии в общении человек слишком требователен к другим, тираничен, либо слишком пассивен. Может терпеть любые обиды, партнерство будет сложным, конфликтным, возможны разрывы. При такой жизненной ситуации, человеку необходимо совершенствовать свой опыт общения до гармоничного. Такие условия партнерского общения человек создал сам, а партнеры помогают ему измениться. Все это направлено на развитие сознания;
  • Опыт, связанный со смертью. Очень тяжелый опыт, когда ситуации в жизни связаны с уходом родных, близких, друзей. Человек должен изменить свое отношение к смерти, подготовиться к переживанию личного опыта общения со смертью;
  • Опыт, развивающий философское мышление. Человеку нужно развивать не только рациональный разум, но и способность к абстрактному, философскому мышлению. Условия для развития мышления, для каждого есть определенные обстоятельства — это может быть высшее образование, путешествия, все то, что расширяет представление человека о жизни, религии, культуре;
  • Опыт, развивающий способность организовывать жизнь общества. Когда человек уже не соотносит себя с толпой, не считает себя ее частью, испытывает свое стремление к организации жизни общества, тогда у него развивается чувство ответственности за других, организаторские способности. Если в какой-то мере имеется наработанный опыт в предыдущих жизнях, то опыт текущей будет проходить в индивидуальных, особых условиях. В таких условиях, при которых идет дальнейшее совершенствование организаторских способностей. Такого опыта не будет у человека, который все еще является частью толпы, не решается быть ответственным за организацию жизни других, а значит и не имеет организаторского таланта;
  • Опыт дружеских отношений. Такой опыт приобретается в общении с другими по общим интересам, увлечениям. Эта сфера опыта протекает достаточно гармонично, много друзей, приятное общение, значит человек уже развил в какой-то степени способность ценить дружеское общение, научился быть искренним, великодушным, преданным в дружбе. Если недостаточно пока опыта, то будет мало друзей, да и общение будет затрудненым. Отсутствие друзей или общение с ними будет доставлять страдание. Такие условия создал сам человек, но необходимы они ему, что бы развить способность находить людей близких по духу, ценить их внимание.
  • Опыт физического или душевного одиночества. На время человеку надо побыть одному, уйти от активного участия в жизни, дабы он смог увидеть, осознать, что причина возникновения трудностей лежит в его собственных негативных качествах. Редко человек уходит в одиночество добровольно, поэтому судьба насильно дает ему такую возможность. Периоды одиночества у каждого проходят по-разному, чаще всего они доставляют страдания. Но если заняться анализом своей жизни, проанализировать свою личность и принять тот факт, что одиночество крайне необходимо для личного развития, страданий не будет.

Вследствие анализа будут появляться другие качества личности, так можно многое изменить в себе, тогда судьба начнет меняться. А значит и жизнь пройдет не зря.

Жизненный опыт. Что это такое и нужен ли он нам?
. Дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих. Выходит, что умные учатся у дураков.
. Опыт - это такая вещь, которая появляется сразу после того, как была нужна.
. Жизненный опыт - это масса ценных знаний о том, как не надо себя вести в ситуациях, которые никогда больше не повторятся.
. Мудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к его приобретению. (Генри Шоу)
. Опыт - это гребень, который дарит нам жизнь, когда мы уже лишились волос. (Джудит Стерн)
. Успех зависит от правильно принятого решения, правильно принятое решение является следствием опыта, а опыт, в свою очередь - следствие неправильного решения.

Как часто в процессе спора с людьми я натыкалась на объяснение их собственной правоты наличием у них за плечами богатого жизненного опыта. Долгое время мною этот самый жизненный опыт воспринимался как нечто обязательное, что и мне жизненно необходимо для успешного существования в повседневной реальности. Дошло до того, что познание мира я спутала с накоплением жизненного опыта!

А ведь действительно, зачем нужен жизненный опыт? Так ли он необходим в повседневной жизни? На первый взгляд вопрос очень глупый, но чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что и здесь тоже кроется некий подвох. Всем нам известно изречение о том, что человек сам кузнец своего счастья. А значит и несчастья! Хотя последнего так не хочется, но почему-то никак не получается избежать.

В от мы говорим: живем, получаем опыт. А что стоит опыт, в котором не сделаны выводы? Опыт не трансформированый в ситуацию, которая бы приносила радость и счастье. Опыт опыту рознь. Допустим, возьмем какие-нибудь лабораторные исследования. Если проведут один единственный опыт, не сделают выводов, не повторят опыт при определённых изменениях. То какой же это опыт? Это получается недоведенная до конца исследовательская работа, наверное… Или как? Каков смысл проведения половины опыта? Просто ошибка? Неисправленная, оставленная, брошенная на полпути?

Допустим, человек прожил какое-то время в браке и развелся в середине жизни. Можно ли это считать опытом?

В какой-то мере конечно, опыт - как совместное проживание с человеком противоположного пола. Опыт ведения совместного хозяйства - несомненно. Опыт улаживания конфликтов, нахождения точек соприкосновения. Опыт рождения детей, быть может, и даже опыт совместного воспитания их же. Но можно ли сказать, что человек приобрел опыт сохранения семьи? Опыт бракоразводного процесса, он приобрел. А вот сбережения семьи?

Или вот воспитание детей. Если ты родил ребенка, то ты приобрел опыт рождения детей. А когда ребенок вырос, приобрел ли ты опыт воспитания ребёнка? Ведь кто-то его действительно приобретает, а кто-то нет. И по каким результатом можно сделать вывод, что человек приобрел опыт воспитания детей? Ведь бывает так, что старался воспитывал, а результат не радует… Причем ни родителя, ни ребёнка. Не будем брать в расчет случаи, когда ребёнок пошел своим путем, а родитель прибывает в неоправданных ожиданиях… Или всё таки человеку только кажется, что он старался, бился, воспитывал? Или от воспитания ничего не зависит? И от примеров, которые подают родители детям, тоже?

Почему мы нутром чуем, каким людям с каким опытом можно доверять, а кто для нас никогда и ни при каких условиях не станет авторитетом?
А ведь некоторые так и жаждут им быть. Авторитетом то есть. А если их не признают экспертом в какой либо области, почему всячески пытаются навязать своё мнение, свою точку зрения, свою «правильность» и свой «опыт»?
Чтобы не признаваться самому себе, что то был не опыт, что вместо опыта вышел неоконченный эксперимент? Или просто не отличают одно от другого?

Вот так потом выходит, что «все мужики козлы», «все женщины меркантильны» и прочее «все»… А в ком причина во «всех», или в горе-экспериментаторе? Который не знает: какие вопросы перед собой поставить, как всё до ума довести, чтобы не бросить на полдороге, не сбежать из лаборатории в бессилии…. Ведь от этого и результаты и выводы будут зависеть.

Утверждение некоторых просветлённых личностей о том, что нужно жить здесь и сейчас, в текущий момент - мне не совсем понятны, как возможна такая жизнь. Вот обратите внимания на свой разум. Как он устроен? Львиную долю свободного времени наш мозг занят воспоминаниями о прошлом, остальная часть занята мечтами. Прошлое уже прошло, нет нужды вспоминать о нём, снова сожалеть, скорбеть. Именно это наше прошлое принято считать жизненным опытом. Но зачем нужен такой жизненный опыт?

Чем больше прожито лет, тем больше различных ситуаций мы проживаем. Снова попадая в ту или иную ситуацию, мы реагируем, исходя из прошлого опыта, порой даже не задумываясь - практически машинально и… упускаем свой шанс!

Таким образом, люди, дожившие до преклонного возраста, вообще не существуют в настоящем! Все их мысли направлены лишь в прошлое - к воспоминаниям. Но каждое мгновение жизни - эта развилка с множеством отворотов. Каждую секунду нас ждёт множество нереализованных возможностей, множество вариантов. Но мы всего этого не видим, так как наш жизненный опыт (а порой и не только наш, но и успешно навязанный чей-то чужой, в процессе нашего воспитания) заставляет нас реагировать исходя из прошлых ситуаций.


Но этот опыт был в прошлом! Реагировать на него подобным образом - значит топтаться по кругу, снова и снова повторять всё те же ошибки. Из мира несуществующего прошлого. Однако все мы живём в этом мире, снова и снова переживая события, когда-то имевшие место быть. Ничего удивительного, что жизнь наша сера и однообразна. А вы попробуйте погонять много раз плёнку на кассете, она вся со временем изотрётся и станет напоминать серостью своих кадров жизнь…

Так же обстоят дела и с принятыми нами в прошлом решениями. Стоит нам однажды сделать выбор в пользу того или иного варианта, как мы всю оставшуюся жизнь жалеем и изводим себя мыслями о том, что было бы, выбери мы другой вариант. Подобный опыт ставит нас в тупик во время очередной такой ситуации. В результате мы просто тянем время, пока не остаётся никакого выбора. Но это просто ужасно! Всё дело в том, что какой бы путь мы не выбрали, он будет для нас верным…

Единственный жизненный опыт, который нам следует усвоить - это в каждое мгновение своей жизни жить по-максимуму. «Выжимать» из этого мгновения всё. И ни в коем случае не судить о нём, исходя из прошлого опыта. Ведь каждое мгновение - это шанс, шанс почувствовать на вкус настоящую жизнь, жизнь без прошлого и будущего, жизнь вне времени…

Основное преимущество человека – это его жизненный опыт . Опыт и знания в самых различных областях жизни. Человек с богатым жизненным опытом готов к успеху. Его неудачи были необходимой подготовкой, временем ученичества. Свои основные ошибки он уже совершил, и явных глупостей от него ждать не приходится. Он закален трудностями и невзгодами, он умеет держать удар – в отличие от тех, кто не может похвастаться большим жизненным опытом.

«Жизненный опыт - информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящейся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Эта информация представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодо­статочную ценность, связанных с помощью разума, памятью чувств, памятью поведения ». Белкин А.С.

Собственный жизненный опыт заслуживает доверия, он подходящий инструмент для нахождения наиболее соответствующего поведения в каждой непосредственной ситуации.

Отсутствие жизненного опыта порождает у людей чувство страха. И часто это страх неудач. Помните, что неудачи всегда носят временный характер, а наш жизненный опыт приобретенный методом проб и ошибок, будет всегда с нами и будет служить достижению успеха.

Чтобы приобрести опыт, нужно, преодолев страх , сказать себе: «Давай попробуем». Многим начинаниям сопутствует слово «получается». Мы так и говорим: «не пробовал, не знаю, получится ли». Когда опыт есть, наша речь звучит иначе: «Я хочу, я знаю как, и я сделаю» - так обычно человек выражает свою уверенность, основанную на опыте. Наличие опыта облегчает усилия любого вида деятельности, человек порой играючи выполняет самые сложные операции, достигая наименьшими усилиями наивысших результатов.

В своё время, основоположник оригинальной русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский, говоря о профессиональном опыте, замечал, что опыт нельзя перенимать, а возможно из него заимствовать лишь идею.Сложно не согласиться. Ведь жизненный опыт – это дело сугубо индивидуальное и поведение одного даже в сходной ситуации не может привести к тому же результату, что поведение другого. Чужой опыт, чужое мнение , чужие ошибки и находки - очень ценное приобретение, но лишь как сведения, исходный материал для формирования собственного жизненного опыта. Когда вы примеряете чужой опыт, этот исходный материал, должны понимать, что он подвергнется очень существенному изменению. Здесь интересны высказывания Андрея Арсеньевича Тарковского выдающегося советского кинорежиссёра и сценариста, которые и предлагаю вашему вниманию.

Когда разговор заходит о жизненном опыте, все прекрасно понимают, о чем идет речь. Каждый не раз слышал это словосочетание, хорошо знает его смысл и неплохо представляет, для чего жизненный опыт нужен. Но если задать вопрос: «Что такое жизненный опыт и из чего он складывается?» — ответы будут самые разнообразные. Очевидно, что при всей схожести представлений люди вкладывают в понятие «жизненный опыт» свое глубоко личное значение.

Для большинства людей жизненный опыт — уже имеющийся личный опыт решения разных проблем, с которыми человек сталкивается в жизни. С точки зрения данных людей, если «нет проблем», нет и опыта их преодоления, т. е. нет жизненного опыта. Подобный взгляд поддерживает исследователь А. Б. Добрович, который считает, что беспрепятственная возможность удовлетворения определенной потребности в какой-либо момент деформирует складывающийся характер (что чаще всего проявляется на детях в богатых семьях). Человек делается изнеженным, склонным к панике при небольших трудностях, эгоистично-требовательным, капризным, лишенным чувства долга. Вот почему в семьях, где ни в чем нет нужды, следует учить малыша терпению и сдержанности в удовлетворении своих потребностей. Его нужно в какой-то мере разочаровывать (создавать трудности, препятствия, проблемы при исполнении его желаний) изо дня в день, чтобы привить ему, по выражению А. Б. Добровича, «фрустрационную устойчивость» (способность стойко относиться к трудностям — преодолевать, а не избегать их) на будущее.

Многие считают также, что жизненный опыт включает в себя сумму непосредственных знаний, впечатлений и размышлений о достижении желаемой цели другими людьми, т. е. не только личный, но и опыт других в преодолении схожих проблем («А вот он сделал так — и у него все получилось»; «При определенных условиях, которых пока у меня нет, но их вполне можно создать, проблема просто снимается»; «Некоторым удается решить данный вопрос иначе, при необходимости я могу воспользоваться подобным методом»).

Люди, придерживающиеся аналогичного мнения, предпочитают учиться не столько на своих ошибках, сколько на ошибках и опыте других.

Некоторые к жизненному опыту относят все, что накоплено разумом человека — памятью не только «информационной», но и чувственной, эмоциональной, бессознательной. Такая точка зрения позволяет считать жизненным опытом и память об ощущениях: запахе, вкусе, боли, прикосновениях, мышечном тонусе и т.п. К жизненному опыту, таким образом, относится все, что уже было, что уже встречалось, что человек когда-либо видел, слышал, чувствовал, ощущал.

Наконец, по мнению почти всех людей, жизненный опыт содержит самые разные, но глубоко усвоенные знания, прошедшие внутреннюю мысленную «обработку» у человека для различных ситуаций и хотя бы потенциально годные для практического применения.

Это единство навыков и знаний, которое приобретается всеми людьми в процессе их жизнедеятельности, с самого детства, с того самого момента, как будущий член общества начинает получать впечатления, переживать, наблюдать и осуществлять практические действия. К тому же опыт является одним из основных понятий теории познания. Однако стоит рассмотреть его в традиционном понимании.

Жизненный опыт

О нём необходимо рассказать в первую очередь. Что такое жизненный опыт? Так принято называть совокупность событий, происходящих в рамках биографии одного и того же человека. Это, можно сказать, его индивидуальная история или даже социальная биография.

Считается, что количество пережитых ситуаций и их глубина являются определяющими факторами жизнеёмкости каждого индивида, равно как и его духовный мир. Ведь опыт вырастает из переживаний, страданий, победы воли над желаниями и достижений. Всё это приводит к мудрости.

Принято считать, что жизнь человеку как раз и дана для того, чтобы он приобрёл этот опыт. Такова цель земного существования. Чтобы обрести опыт, человек целиком погружается в жизнь, проходя сквозь препятствия, переживая бури, которые доставляют немало неприятностей. Но именно в их решении у него, зачастую, удаётся найти ответы на многие волнующие вопросы.

Существование в обществе

Оно способствует накоплению социального опыта, который представляет собой совокупность навыков, необходимых для участия в жизни общества.

Что такое опыт в данном контексте? Это практическое знание о совместной жизнедеятельности людей, которое было зафиксировано в нормах и принципах поведения, а также в традициях, моральных предписаниях, ритуалах и обычаях. К нему же относятся чувства, рефлексы, эмоции, ориентиры, взгляды, точки зрений, языки и системы мировоззрений.

Знание обо всём перечисленном передаётся из одного поколения в другое. Без этого общество невозможно. Если бы в один момент всё население, кроме детей до 3-4 лет, исчезло, то цивилизация бы вымерла. Ведь у малышей не получилось бы освоить все навыки человечества. Это невозможно без передачи социального опыта от взрослых, владеющих им людей.

Об индивидуальности

Важно затронуть вниманием и тему, касающуюся того, что такое опыт самостоятельности. Чаще всего его испытывают дети и подростки. Чуть реже - взрослые люди. Проявляется он в те моменты, когда человек начинает что-то делать самостоятельно, без руководства, советов или опеки со стороны.

Этот опыт особенно важно приобретать детям. Если они не получат такой возможности, то им нечего будет осмыслять. При этом необходимо, чтобы у ребёнка был человек, с которым он мог бы посоветоваться (родитель, преподаватель, опекун, кто-то из родственников). В противном случае его собственный опыт самостоятельности окажется пустым или несовершенным. Это неправильно. Опыт должен быть «обработан». Вот пример - ребёнок может сам на слух подобрать простейшую мелодию на фортепиано. Но сыграть её правильно, «нужными» пальцами, с учётом всех знаков и пауз, у него получится лишь после совместной работы над произведением с взрослым. И подобных примеров тысячи.

Профессиональный аспект

Помимо всего вышеперечисленного детям в процессе их обучения в школе рассказывают о том, что такое релевантный опыт работы. Это важно для их будущего профессионального ориентирования.

Релевантным называется тот опыт работы, который человек приобрёл по определённому профилю. Если кандидат приходит на собеседование в частную клинику, где он хочет работать хирургом, то владельца учреждения, в первую очередь, интересует то, сколько лет потенциальный сотрудник протрудился по данной специальности.

Почему знания по этой теме важны? Потому что дети должны с ранних лет усвоить, что профессиональное самоопределение важно. Безусловно, десятки тысяч людей, окончивших ВУЗ по одной специальности, работают в итоге в других сферах деятельности. Но именно это в школе и пытаются донести детям - они не должны терять 4 года впустую. Им важно ответственно подойти к вопросу выбора профессии, чтобы получить релевантное образование.

Армия

В России служба обязательна - таков закон. Осознание этого также должно быть привито мальчикам ещё во время их обучения в школе. И кроме этого преподаватели должны объяснить будущим защитникам Отечества, что такое боевой опыт.

Армия - самая настоящая школа жизни. Все парни, находясь на срочной службе, проходят физическую и строевую подготовку, ездят на стрельбища, а также получают определённую специальность (какую именно - зависит от рода войск). Армия учит терпеть неблагоприятные условия и голод, отвечать за сказанное и сделанное, выбирать людей, уважать старших. Служба закаляет во всех планах. После армии парни становятся способными терпеть и делать что-либо, даже если хочется всё бросить. Служба помогает прочувствовать истинную ценность свободы, жизни, здоровья, и, конечно же, близких людей.

Многие считают, что и без армии всё это можно получить. Но так полагают лишь люди, там не бывавшие. Целый год, проведённый в суровых, постоянно ожесточающихся условиях - это и есть боевой опыт, который никогда не забывается.

Практика

Рассказывая о том, что такое опыт, нельзя не отметить вниманием ещё один нюанс. Он касается практики - человеческой целеполагающей деятельности, сопровождающей каждого из нас с самого рождения.

Если понаблюдать за младенцем, то можно заметить кое-что интересное, но в то же время простое. Имеется в виду процесс приобретения им навыков. В один день он еле-еле удерживает в руках игрушку. А уже спустя неделю осознанно берёт ложку за ручку. Впоследствии он учится ходить. Сначала падает, ударяется. Но через некоторое время у него удаётся прочно встать на ноги.

Вот, что такое практический опыт. Мы приобретаем его всю жизнь, вплоть до глубокой старости. Так и есть! Ведь многие люди, достигнув пенсии, решают чему-то научиться. Одни садятся на велосипед, другие отправляются в автошколу, кто-то записывается на курсы изучения иностранного языка. И в ходе занятий они приобретают новый опыт. Кстати, некоторые могут задаться вопросом - почему многим людям так хочется заняться чем-то, накопить знаний? Всё просто. Это - врождённый инстинкт любопытства, который нередко перерастает в любознательность.

Другие виды знаний

Итак, выше было доступно рассказано о том, что такое опыт. Определение понятно, но напоследок хотелось бы отметить вниманием ещё несколько существующих видов знаний.

Помимо перечисленного, есть физический опыт, элементами которого являются ощущения. Эмоциональный опыт подразумевает чувства и переживания. Но это довольно сложное целостное образование, которое интегрирует в себе самые разные типы психических структур.

Также имеет место ментальный опыт, включающий в себя аспекты сознания и интеллекта. А ещё есть религиозный, иначе именуемый духовным и мистическим. Его специфика заключается в максимальной субъективности переживания. Эта же особенность обуславливает невозможность передать данный опыт в неизменном виде другому человеку. Поскольку каждый испытывает свои собственные переживания.