Специальные и вспомогательные пожарные автомобили. Типаж, классификация, система обозначений, общее устройство и основные технические данные пожарных автомобилей Сокращение у пожарных абг

В случае отравления газодымозащитника продуктами горения или получении теплового удара необходимо вызвать скорую медицинскую помощь, а до ее прибытия оказать доврачебную помощь.

4.6.5. Разработка методического плана тренировок

При подготовке к тренировкам руководитель занятий составляет методический план проведения занятий в соответствии с годовым тематическим планом. Методический план проведения занятий должен состоять из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Все рассматриваемые вопросы, комплексы упражнений на разминку и тренировку, а также порядок выполнения нормативов и специальных упражнений расписываются полностью с учетом особенностей выполнения и показателями ЧСС.

5. АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ

5.1. Общий обзор и технические характеристики автомобилей газодымозащитной службы (АГ)

Для обеспечения эффективной борьбы с дымом и газами при тушении пожаров на важных объектах химической, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, судоремонтных и судостроительных заводах и др. в гарнизонах пожарной охраны создаются отделения ГДЗС на специальных автомобилях АГ.

Количество автомобилей ГДЗС, вводимых в штаты подразделений военизированной пожарной охраны (ВПО), определяется в зависимости от числа жителей в городе (табл. 7).

При введении таких автомобилей в штаты ВПО городов необходимо предусматривать 50%-й резерв.

В соответствии с ГОСТ 12.2.047-86. Пожарная техника. Термины и определения (п. 23) пожарным газодымозащитным автомобилем называется пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности. Он предназначен (НПБ-194-2000, п. 2.1) для:

а) доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымозащитной службы (ГДЗС), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ);

б) развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста ГДЗС; в) освещения места пожара (аварии);

г) обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого электрооборудования - электроинструмента, дымососов, прожекторов и др.

Использование специализированных отделений ГДЗС позволяет проводить разведку в задымленных помещениях большой площади (протяженности), метрополитенах и других подземных сооружениях; спасательные работы по оказанию помощи людям и созданию условий, облегчающих работы в задымленных помещениях.

Ранние модели АГ монтировались на шасси грузовых автомобилей УРАЛ-375, ЗИЛ-130, автобус ПАЗ-672.

Технические характеристики ранее выпускавшихся автомобилей газодымозащитной службы приведены в табл. 8.

Таблица 8

Технические характеристики автомобилей

Показатели

Мощность двигателя, кВт (л/с)

Контрольный расход топлива на

Генератор, тип

Количество, шт.

Мощность генератора, кВт

Число мест боевого расчета, чел.

Дымосос ДПЭ-7

УКМ-4А, компл.

Бензопила с приставкой, пильная

Отбойный молоток ИЭ-42046, шт.

Электробетонолом, шт.

Электропила цепная консольного

Электропила дисковая, шт.

Электродолбежник ИЭ-5601, шт.

Прожектор ПЗС-35, шт.

Прожектор ПКН-1500, шт.

СПУ-3А (3К), шт.

СГУ-60, шт.

ГУ-20М, шт.

Перемычка 2× 3,1 м, шт.

Теплоотражательный костюм, шт.

В настоящее время на Жуковском машиностроительном заводе освоено производство автомобилей газодымозащитной службы на шасси ПАЗ-3205 с основным источником питания мощностью 12 кВт и на шасси ЗИЛ-5301 - мощностью 20 кВт.

Таблица 9

Базовая комплектация пожарного автомобиля ГДЗС

Наименование

Электросиловая установка

Основной источник питания мощностью 12...40 кВт, шт.

Стационарная катушка с магистральным кабелем L = 100 м, шт.

Переносная катушка с кабелем L = 36 м, шт.

Разветвительная коробка на подставке, шт.

Оборудование для защиты личного состава от поражения электрическим током

Заземляющее устройство, шт.

Устройство защитного отключения, шт.

Диэлектрический комплект, шт.:

перчатки диэлектрические, пар

боты диэлектрические, пар

ковер диэлектрический, шт.

ножницы для резки электропроводов НРЭП, шт.

СИЗОД и боевая одежда

Кислородный изолирующий противогаз, шт.

Резервный кислородный баллон, шт.

Резервный регенеративный патрон, шт.

Комплект для проверки и обслуживания кислородных изолирующих противога-

Газоанализатор (СО, О2 , СН), шт.

Комплект теплоотражательной одежды, шт.

Средства локальной защиты (СЛЗ), компл.

Самоспасатель изолирующий, шт.

Оборудование для вентиляции воздушной среды

Переносной дымосос в комплекте с напорными и всасывающими рукавами и пе-

ногенераторной насадкой, шт.

Осветительное оборудование

Стационарная осветительная мачта с прожекторами суммарной мощностью

0,5…3 кВт и высотой подъема не менее 8 м, шт.

Переносной прожектор мощностью 0,5...1,5 кВт на подставке, шт.

Поворотная фара-искатель, шт.

Электрический индивидуальный фонарь, шт.

Электрический групповой фонарь, шт.

Средства связи и световой сигнализации

Возимая радиостанция, шт.

Носимая радиостанция, шт.

Сигнальная громкоговорящая система СГУ-100-1, шт.

Проблесковый маяк синего цвета, шт.

Электромегафон, шт.

Сигнально-переговорное устройство СПУ-3А, шт.

Гидравлический аварийно-спасательный инструмент, компл.

Резинокордовые пневмодомкраты, компл.

Дисковая пила (N = 2,5 кВт) с набором дисков, шт.

Молоток отбойный (N = 2 кВт), шт.

Пила цепная (N = 2...3 кВт), шт.

Немеханизированный ручной пожарный инструмент:

универсальный комплект инструмента, шт.

кувалда G = 5 кг, шт.

пожарный топор средний, шт.

пожарный лом тяжелый, шт.

пожарный лом легкий, шт.

пожарный багор цельнометаллический, шт.

Первичные средства пожаротушения

Углекислотный огнетушитель ОУ-5, шт.

Порошковый огнетушитель ОП-5-02, шт.

Средства для оказания первой доврачебной помощи

Устройство искусственной вентиляции легких, шт.

Медицинская укладка, шт.

Санитарные носилки, шт.

5.2. Автомобиль газодымозащитный АГ-12 на шасси ПАЗ-3205

Оборудование АГ-12 смонтировано в кузове автобуса ПАЗ-3205. Для размещения пожарно-технического вооружения и электросиловой установки отдельные узлы шасси и кузова автомобиля подверглись реконструкции. По левому борту салона установлены сиденья для шести человек боевого расчета и размещения респираторов изолирующих типа УРАЛ (КИП-8). По правому борту в передней части салона установлено сиденье командира расчета и ящик, в котором размещаются носимые радиостанции.

По правому и заднему борту салона установлены шкафы с выдвижными полками, закрывающимися шторками. Открывание и закрывание шторок производится за ручки, расположенные внизу.

Вдоль левого борта салона установлен стеллаж, на котором расположены два выносных прожектора ИО-02-1500 и катушки с кабелем. В отсеке заднего люка АГ-12 находится дымосос ДПЭ-7, установка и съем которого осуществляются через заднюю торцевую дверцу. За креслом водителя установлены щит электрический и пульт управления.

В салоне АГ-12 установлен стол, закрывающий генератор. Между стеллажом для хранения катушек с кабелем и столом, закрывающим генератор, оставлен проход. Для хранения носимых радиостанций и эксплуатационной документации между передним одноместным сиденьем и капотом двигателя установлен столик-сейф с откидной закрывающейся крышкой.

Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров.

Специальные пожарные автомобили:

АЛ - пожарная автолестница;

АПК - пожарный автоподъемник;

АР - пожарный рукавный автомобиль - пожарный автомобиль для транспортирования и прокладки рукавных линий;

АБГ - пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы - пожарный автомобиль, оборудованный комплектом технического вооружения обслуживания и зарядки СИЗОД и предназначенный для доставки личного состава, техники к месту работы газодымозащитной службы;

АГ - пожарный автомобиль газодымозащитной службы - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности;

АД - пожарный автомобиль дымоудаления - пожарный автомобиль, оборудованный дымососом для удаления дыма из помещений;

АВ - пожарный водозащитный автомобиль - пожарный автомобиль, оборудованный средствами для защиты материальных ценностей от воды, а также для удаления воды, пролитой при тушении пожара;

АСО - пожарный автомобиль связи и освещения;

АШ - пожарной штабной автомобиль;

АТ - пожарный автомобиль технической службы - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ;

АСА - пожарный спасательный автомобиль - пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, ПТВ и оборудования к месту аварии и проведения боевых действий при аварийно-спасательных работах.

Пожарная лаборатория - пожарный автомобиль, оборудованный средствами для исследования пожаров.

При тушении пожаров в разнообразных условиях не­обходимо применение специальных пожарных автомоби­лей (СПА), которые, как правило, специализированы на выполнение определенного вида боевых действии.

Все виды специальных пожарных автомобилей по специфике выполняемых работ, а также исходя из их назначения можно разделить на несколько групп (см. табл. 2.6).

Таблица 2.6

Условные обозначения СПА

Тип специального пожарного автомобиля Обозначение
сокращен­ное (опе­ративное) Полное (эксплуатационное)
Автомобиль связи и освещения на шасси ГАЗ-66 с генератором мощ­ностью 12 кВт АСО-12 АСО-12(66)90А
Автомобиль газодымозащитной служ­бы на шасси ЗИЛ-130 с генератором мощностью 12 кВт АГ-12 АГДЗ-12(130)
Автомобиль технической службы на шасси ЗИЛ-131 с грузоподъемностью крана 3 т АТ-3 АТ-3(131)
Автомобиль рукавный на шасси ЗИЛ-131 с общей длиной напорных рука­вов 2000 м АР-2 АР-2(131)133
Автолестница пожарная с вылетом 30 м на шасси ЗИЛ-131 АЛ-30 АЛ-30(131)ПМ-506
Автомобиль штабной оперативный с боевым расчетом из 5 чел. на шасси УАЗ-452 АШ-5 АШ-5(452)79Б

Пожарные автомобильные лестницы .

Пожарные автомобильные лестницы представляют собой механизированные лестницы, установленные на специально приспособленных автомобильных шасси. Автолестницы используются на пожарах для доставки бое­вого расчета, эвакуации людей из горящих зданий и обеспечивают от посторонней насосной установки по­дачу огнетушащих средств в очаг горения ручными или лафетными стволами. Кроме того, они могут использо­ваться для подъема грузов массой до 300 кг (в сложен­ном состоянии комплектов колен), освещения места по­жара прожекторами, закрепленными на вершине лест­ницы.

Таблица 2.7

В пожарной охране нашей страны применяют следу­ющие марки автолестниц: АЛ-18(52)Л2, АЛ-30(131)Л21, АЛ-30(131)Л22 и АЛ-30(131)ПМ-506, осваивается выпуск АЛ-45(133ГЯ)ПМ-501 и АЛ-45(257)ПМ-109 на шасси КрАЗ. Все выпускаемые в настоящее время авто­лестницы имеют гидромеханический привод как наи­более простой, надежный и удобный в эксплуатации. Кроме отечественных моделей в пожарной охране стра­ны применяются автолестницы и зарубежного производ­ства длиной 52...60 м.

Несмотря на разнообразие конструкций автолестниц, все они имеют общие конструктивные элементы и си­стемы, главными из которых являются: базовое шасси, дополнительная силовая передача, опорная база, ба­шенный механизм, комплект колен с лифтом и лафетным стволом, пульт управления, дополнительное электрообо­рудование, сигнальные и блокирующие устройства и пе­реговорное устройство. В отсеках платформы автолест­ницы размещено следующее пожарное оборудование: стволы лафетные с насадками диаметром 32,28 и 25 мм; веревки спасательные - 2 шт.; катушки с растяжными веревками - 2 шт.; ломы пожарные - 2 шт.; ножовка по дереву.

Пожарные автоподъемники. Коленчатые автоподъемники, как и авто­лестницы, служат для проведения работ, связанных с тушением пожаров и спасания людей на высоте. Кроме того, наличие грузовой люльки позволяет также исполь­зовать подъемники в качестве наблюдательного команд­ного поста. Высокая маневренность, отсутствие ограничений ра­бочего поля, наличие грузовой кабины, в которой разме­щается пожарное оборудование и могут транспортиро­ваться одновременно несколько человек, обусловливают более высокую эффективность подъемников по сравне­нию с автолестницами. Основным недостатком подъем­ников является их меньшая высота, так как увеличение высоты подъема связано с увеличением габаритных раз­меров в транспортном положении и массы комплекта колен.

Таблица 2.8

Главные механизмы и агрегаты автоподъемников: базовое шасси, опорная база, подъемно-поворотная ра­ма, механизмы подъема и поворота, органы управления (аналогичны автолестницам). Основной отличительной конструктивной особенностью коленчатых подъемников по сравнению с автолесницами является шарнирное со­членение колен, раскрытие которых осуществляется с помощью системы рычагов с приводом от гидроци­линдров.

Пожарные рукавные автомобили. Пожарные рукавные автомобили (АР) применяются в комплексе с передвижными насосными станциями для гарнизонов пожарной охраны крупных городов и про­мышленных объектов. Рукавные автомобили предназначены для механизированной прокладки и уборки маги­стральных рукавных линий, а также для тушения пожа­ров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарных или передвижных лафетных стволов. Рукавные автомобили могут эксплуатироваться в различных дорожных условиях, поэтому их монтируют на шасси повышенной проходимости.

Таблица 2.9

Тактико-технические характеристики рукавного автомобиля АР-2(131)133А

Пожарные автомобили дымоудаления (АД) предназначены для:

1. доставки к месту пожара боевого расчета и пожарно-технического вооружения;

2. нормализации воздушной среды в помещениях при пожаре путем удаления (отсоса) дыма, либо нагнетания пригодного для дыхания воздуха;

3. заполнения помещений, охваченных огнем, воздушно-механической пеной для ликвидации пожара.

Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ) – пожарные автомобили, оборудованные пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенные для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ, а также для сбора пролитой воды.

Размещённое на автомобиле оборудование позволяет не только бороться с огнём, но и принимать первоочередные меры для снижения ущерба и защиты материальных ценностей от последствий пожара.

Пожарные автомобили газодымозащитной службы. Автомобили газодымозащитной службы (АГ) предназначены для доставки к месту пожара (аварии) боевого расчета, средств дымоудаления, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), специального инструмента и служат для проведения разведки в задымленных помещениях, оказания помощи людям и создания условий, облегчающих работы в задымленных помещениях. АГ монтируются на шасси пожарных автомобилей типа АНР, автобусов типа ПАЗ-672, а также на шасси грузовых автомобилей УРАЛ-375 и ГАЗ-66. На вооружении пожарных частей стоят следующие марки АГ: АГ-12(130), АГ-24(130), АГ-12(ПАЗ-762), АГ-12(375) и АГ-5(66).

Пожарные автомобили связи и освещения. Автомобили данной группы используются для обеспечения управления подразделениями на пожаре, осуществления связи управления и связи информации, освещения мест работы подразделений. Связь управления устанавливается между РТП и ОШП, НБУ, НКПП командирами подразделений и, при необходимости, с отдельными автомобилями. Связь информации устанавливается между РТП и ОШП с ЦППОС и со службами города. К этой группе автомобилей относятся: автомобили связи и освещения - АСО, автомобили связи - АС, автомобили освещения - АО.

Штабные пожарные автомобили. Штабные пожарные автомобили (АШ) относятся к специальным пожарным автомобилям. Они предназначены для доставки к месту пожара личного состава штаба пожаротушения, комплекта специального оборудования и для обеспечения работы штаба в период пожаротушения. Наибольшее распространение в пожарной охране получил штабной пожарный автомобиль марки АШ-5(452)79Б. В некоторых городских гарнизонах пожарной охраны с целью быстрейшего прибытия штаба пожаротушения к месту вызова используются штабные пожарные автомобили на шасси РАФ-22034 «Латвия», ГАЗ-14 «Чайка», ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 «Волга».

Пожарные автомобили технической службы. Автомобиль технической службы (АТ) предназначен для доставки к месту пожара (аварии) боевого расчета производства аварийно-спасательных работ, создания нормальных условий работы боевого расчета в задымленных помещениях. Автомобили технической службы изготовляются на шасси – трехосных автомобилей повышенной проходимости. Узлы шасси, в основном сохраняются и используются без переделок. Завод-изготовитель размещает на базовом шасси силовое оборудование и средства управления после установки силового оборудования монтируют кузов в виде сварного каркаса, облицованного стальными листами. С правой и левой стороны кузова имеются отсеки для размещения прожекторов, электрических кабелей, пневматических шлангов, бензомоторных и электрических пил, пневматического инструмента, рукавов и дымососов и т.д. В задней части кузова размещается газоструйный дымосос.

Пожарно-спасательные автомобили. Пожарные спасательные автомобили - пожарные автомобили, оборудованные генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенные для:

1. доставки к месту пожара боевого расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования;

2. тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых и административных зданиях, объектах промышленности и транспорте.

Автомобили пожарно-спасательные могут использоваться как самостоятельные боевые единицы с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, водопроводной сети, водоема.

Вспомогательные пожарные автомобили обеспечивают заправку топливом, подвоз грузов, ремонт пожарной техники и т. д. Вспомогательные пожарные автомобили:

1. автотопливозаправщики (АЦ-4,2-53А, АЦ-4,2-130, АЦ-8-500А);

3. автобусы;

4. легковые;

5. грузовые автомобили;

6. тракторы;

7. другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ при пожаре.


Похожая информация.


Основная информация

Специальные пожарные автомобили применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборки конструкций, освещения места пожара и др.

Специальные пожарные автомобили предназначены, главным образом, для спасания людей на пожарах . Так как гибель людей на них (до 75 %) обусловлена действием опасных факторов пожара и до 40 % по этой же причине травмируются, то первую группу этих машин составляют пожарные автомобили газодымозащитной службы (ГДЗС ) и автомобили дымоудаления (АД ).

Вторую группу составляют автомобили предназначенные для выполнения работ на высотах. Это пожарные автолестницы(АЛ) и пожарные автоподъемники(АКП).

Третья группа машин охватывает аварийно-спасательные автомобили (АСА ), которые обеспечивают вскрытие конструкций, спасание людей в завалах, при обрушении конструкций и т.д. Они же обеспечивают доступ к очагам горения.

В четвертую группу входят автомобили связи и освещения (АСО ), штабные автомобили. Они применяются для обеспечения управления действиями по тушению пожаров, освещения мест пожара в ночное время.

Основные тактико-технические требования к этим автомобилям сводятся к следующему:
В качестве главных параметров, характеристик пожарных автомобилей, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц , мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Типажи специальных пожарных автомобилей

К специальным пожарным автомобилям согласно ГОСТ Р 53247-2009 "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения" относятся:
  • Пожарные автолестницы (АЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной меха¬низированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен .
  • Пожарные коленчатые автоподъемники (АПК, АКП) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен .
  • Пожарные телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций .
  • Пожарные автолестницы с цистерной (АЛЦ) : Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен .
  • Пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций .
  • Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) : Пожарный автомобиль, обору-дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах .
  • Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ) : Пожарный автомобиль, оборудованный по¬жарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара .
  • Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) : Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места рабо¬ты пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи .
  • Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования .
  • Пожарные автомобили дымоудаления (АД) : Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени .
  • Пожарные рукавные автомобили (АР) : Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов .
  • Пожарные штабные автомобиль (АШ) : Пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы .
  • Пожарные автолаборатории (АЛП) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров .
  • Пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ .
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ) : Пожарный автомобиль, оборудован¬ный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ .
  • Пожарные автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной за¬щиты органов дыхания и зрения пожарных .
  • Пожарные автомобили технической службы (АПТС) : Пожарный автомобиль, оборудован¬ный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники .
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре .
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС) : Пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы .
  • Пожарно-технические автомобили (АТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров .
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС) : Пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы .


" style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; height:200px">

Пожарный телескопический автоподъемник с лестницей
ТПЛ-55(AD 410T41) – ОАО Витанд

Пожарный телескопический автоподъемник с лестницей
ТПЛ-55(AD 410T41) – ОАО Витанд

style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; height:200px">

Пожарный аварийно-спасательный автомобиль
АСА-20(43114) ПМ-523-ОАО Пожтехника г. Торжок

style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; height:200px">


Пожарный автомобиль газодымозащитной службы
АГ-20-9(433362) ПМ-585- ОАО Пожтехника, г. Торжок

style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; height:200px">

Автомобиль диагностики пожарной техники
АДПТ(5557)-031МИ. Производство - УСПТК.

style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; height:200px">


Пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы
АБГ 3 (4308) – ООО ТПП "Пеленг"

style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; height:200px">

Пожарный оперативно-служебный автомобиль
АОС-4 (310221)-01НН. Производство - ТПП "Пеленг"

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи­вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде­ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха­рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин,
  • плавательных и летательных ап­паратов,
  • поездов.

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государ­ственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол­няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:

  • основные,
  • специальные,
  • вспомогательные.
Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерны
АНР – насосно-рукавный
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АА – аэродромные
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного тушения
АЛ – автолестницы
АПК – автоподъемники коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымозащитной службы
АСА – автомобили аварийно-спасательные
АШ – штабные

Основные ПА – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:

  • категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные - АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
  • пожар­ные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомо­били первой помощи - АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па­раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • вместимость цистерны, м 3 ;
  • подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
  • напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Расшифровка АЦ

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбиниро­ванного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30 (4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20 (4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон­трастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окраши­ваемых поверхностей, распо­ложение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.