Что такое красота и почему ее обожествляют люди. «Некрасивая девочка» Н

Что есть красота?

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.А. Заболоцкий

Удивительно, но факт – когда мы размышляем о том, что наша жизнь могла бы сложиться по-иному, не так, как сейчас, лучше и успешнее, то основной причиной своих поражений и неудач мы считаем недостатки своей внешности. Вот была бы я стройная, длинноногая, с нежной кожей, пышными волосами и яркими глазами, все бы у меня сложилось по-другому – говорим мы себе, уныло наглаживая кучу белья перед телевизором. И дети были бы умнее, и муж внимательнее, и денег было бы больше, и работа интереснее… Да все, буквально все было бы иначе!

Нельзя не признать, что привлекательной женщиной быть, вне всяких сомнений, и приятнее, и полезнее, чем некрасивой. Красивой женщине всегда приятно помочь, а если она при этом еще и умна, то и работать с ней приятнее. Но что же такое красота? Всего лишь лет двести назад дамы, сетуя на судьбу, винили в ней свою худо-бу и загар, то есть хотели прямо противоположное тому, к чему стремятся современные женщины. Значит, дело в неком стандарте.

Многократно обыграна ситуация, когда стремление следовать внешнему эталону не приносит ни привлекательности, ни счастья. С другой стороны, каждая женщина хоть раз в жизни задавалась вопросом – почему та простушка пользуется таким успехом, а у этой толстушки такой замечательный муж? Но если приглядеться к ним, к этим женщинам, то почему-то через некоторое время знакомства с ними они кажутся красивыми, уместными, на них хочется быть похожей. И не такой редкой является ситуация, когда после короткого общения с красавицей или красавцем как-то начинает это все раздражать, даже безукоризненность черт.

Таким образом, мы видим, что стандарты красоты создают люди. И главное, что мы хотим сказать читательнице:

КРАСИВОЙ МОЖНО СТАТЬ. БОЛЕЕ
ТОГО, КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА РОЖДЕНА КРАСИВОЙ, И ЕЙ ТОЛЬКО НУЖНО
НАЙТИ КРАСОТУ В СЕБЕ.

В каждом обществе свои критерии красоты. Каждый человек привлекателен по-своему, в каждом есть своя красота и прелесть и, если уж быть искренними, то вряд ли в своей жизни мы встречали человека, о котором могли бы сказать, что все в нем прекрасно без изъяна, ведь красивый человек, кроме прекрасного лица, должен еще иметь здоровое тело, чистую душу.

Внешняя красота – это здоровая, эластичная кожа, белоснежные зубы, блестящие, чистые, со вкусом причесанные волосы, тренированное тело.

Порой женщина обладает каким-то незначительным недостатком внешности, который даже было бы лучше назвать ее особенностью, изюминкой, ведь чаще всего именно этот «недостаток» красит ее. Но женщины привыкли искоренять в себе все, что выходит за рамки стандарта, созданного модными журналами. А зря, они рискуют потерять свою индивидуальность. Надо уметь рассмотреть в себе то, что выделяет вас из ряда других, со вкусом показать, оттенить и сохранить во внешнем облике.

Но красота человека не ограничивается лишь его внешностью. Красота – сестра добра, нравственности. Это известно человечеству очень давно. У древних греков был даже специальный термин – капокагатия , который обозначал гармоническое единство внешней привлекательности, благородства и гражданских доблестей.

Не только разумность, не только нравственность, но и красота все чаще становятся в нашем обществе критерием ценности человеческих действий.

Уверенность, оптимизм, стремление к цельности, одухотворенность мыслью, интеллект, эрудиция – качества красивого человека. Здесь хочется вспомнить еще одно стихотворение Н.А. Заболоцкого – «О красоте человеческих лиц»:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошек ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот

Действительно, как много встречаем мы в жизни женщин, внешне лощеных и щеголеватых, но пустых и бездушных! От них веет холодом и равнодушием, а их духовная жизнь бедна. Они вроде луны – освещают все вокруг бледным светом, но никого не греют. Даже самые близкие им люди зябнут душой рядом с ними.

Значит, истинная красота – это гармония внешнего и внутреннего облика, соединение богатой души с приятными чертами внешности, с уверенностью в себе, умением держаться и подать себя.

Люди издавна стремились быть красивыми. О женской красоте слагали песни, наверно, с тех пор, как существует речь. Женские образы увековечены в произведениях великих художников. Их превратили в богинь красоты и любви, как Венеру Милосскую, запечатлели в вечных памятниках в качестве спутниц всевластных царей, как Нефертити. Из-за женщин разгорались длительные исторические войны, как, например, из-за прекрасной Елены. О женщинах мечтали и писали свои самые вдохновенные стихи выдающиеся поэты.

История красоты – одна из самых древних. Стремление человека к прекрасному проявлялось уже на заре цивилизации. Конечно, каждой эпохе соответствовало свое понятие о привлекательной внешности и о том, какими средствами привлекательность должна достигаться. На представления людей о прекрасном влияли характер их трудовой деятельности, быт, мораль, а сверх того, и факторы субъективные. Например, представители одного из бразильских индейских племен до сих пор разрисовывают (татуировка) кожу своих детей черными точками и кругами, придавая ей сходство со шкурой ягуара, который почитается как родоначальник племени.

Родина косметики – Древний Восток. Впервые женщины стали заботиться о своей внешности в Древнем Египте. За несколько веков до новой эры египетские жрецы в ритуальных целях использовали такие косметические приемы как массаж, растирание тела благовониями и питательными, тонизирующими кремами. Египтянки широко пользовались белилами, мазями, благовониями, выщипывали и красили волосы. Понятие красоты в древности было тесно связано с общей гигиеной тела. Гигиенические омовения были возведены в ранг религиозных ритуалов в исламе, иудаизме, зороастризме.

Позднее косметика развилась и в быту Древней Греции и Древнего Рима. В богатых домах появились «косметы» – рабы, украшавшие лица и тела своих господ. Уже греки различали косметику, ставящую целью сохранить красоту здорового человеческого тела, и косметику, лишь маскирующую возникшие недостатки. Знаменитый врач Гиппократ утверждал, что быть красивым можно, лишь будучи здоровым, и рекомендовал стремящимся к внешней красоте диету, занятия спортом, купание в море и в меру пребывание на солнце.

В Древней Греции и Риме очень популярны были бани. Считалось, что нет ничего прекраснее естественной красоты, подаренной природой. Однако гречанки и римлянки все же пользовались косметическими притираниями, накладывали на ночь маски, чтобы выглядеть еще красивее.

Римский врач и философ Клавдий Гален создал первый систематизированный учебник косметики. Для улучшения внешности он рекомендовал гимнастические упражнения, массаж, прогулки пешком, повседневный уход за кожей и купание в целебных источниках.

Без сурьмы, белил, румян не обходились жительницы Ассирии и Вавилона, популярны были парики, а у мужчин – накладные бороды. Безуспешно в древних сказаниях взывал к разуму красавиц-евреек пророк Иеремия: «Тщетно вы будете краситься и украшать себя золотыми ожерельями, тщетно будете сурьмить глаза: ваши возлюбленные станут презирать вас».

Резко изменилось отношение к красоте и стремлению украшать себя в эпоху Средневековья. Красавиц стали считать дьявольскими отродьями, поскольку они обладали способностью овладевать сердцами и умами людей. Забота о своей внешности, стремление к красоте считались пороком, грехом и преследовалась церковью.

Интерес к красивой внешности возродился лишь в кон-це средневековья, когда европейцы познакомились с приво-зимыми из Индии косметическими препаратами из угля, серы и окиси железа, а также с индийскими благовониями и красками для грима. В обиход вошли румяна из окиси железа и киновари, пудра из свинцовых белил. В это время итальянцем Фарини был изобретен и получил широкое распространение одеколон. Стремление к украшательству как бы вырвалось на волю во всем своем объеме. Во Франции и Англии привилегированные классы уже не обходятся без грима (не только женщины, но и мужчины). Следует заметить, что, к сожалению, чистота кожи занимала в то время последнее место в списке показателей красоты. Бани во дворцах были крайне редки.

В XVI веке производство собственной косметики и парфюмерии уже развито во Франции, которая предлагает европейцам различные виды грима и способ отбеливания волос при помощи квасцов. Англия тоже производит белила и румяна, а также средства для чистки зубов, в основе которых – порошок из костей, тертый кирпич, яичная скорлупа, белые и красные кораллы.

Россия того времени не отставала от Запада. Белила, румяна, сурьма были предметами первой необходимости придворных красавиц.

Но время шло, и украшение внешности стало рассматриваться с точки зрения меры, пользы и целесообразности.

В настоящее время наука шагнула далеко вперед, и чтобы быть красивыми, нам уже не надо накладывать на лицо косметику в несколько слоев, достаточно лишь пользоваться теми высокоэффективными средствами по уходу за кожей лица и тела, которые созданы современной косметологией на основе достижений таких наук, как физиология, гигиена, биохимия, физиотерапия, дерматология, хирургия, онкология, геронтология.

Кроме того, повсеместно открыты центры пластиче-ской хирургии, которые могут помочь устранить недостатки внешности, с которыми трудно смириться.

А что же представляет собой красота для известных и всеми признанных красавиц?

Елена Яковлева рассказывает, что когда-то вычи-тала фразу, что ни одна талантливая актриса не была красавицей. «И теперь, как бы я ни выглядела, говорю себе это и сразу отлично себя чувствую». Добавим от автора, что эта фраза принадлежала великой актрисе Саре Бернар, которая определенно знала толк в том, как выглядеть красивой.

Татьяна Михалкова много времени уделяет дизайну модной одежды, возглавляя благотворительный Фонд «Русский силуэт». Главным украшением женщины она считает любовь мужчины. Может, в этом секрет ее молодости и красоты?

Ангелина Вовк говорит: «Одно могу сказать: ничего нельзя добиться без труда. Я не верю в новомодные рекламируемые снадобья, которые позволяют сбросить вес без всяких усилий. Я стараюсь выкраивать в своей суматошной жизни время, чтобы заняться собой. Во-первых, конечно, слежу за диетой. Избегаю слишком сладких лакомств.

Иногда даже удается сесть на велосипед. Ну и не забываю хотя бы иногда любить себя. А это значит – доставлять себе маленькие удовольствия, избегать ненужных трудностей. Считаю, что создавать себе трудности, а потом успешно их преодолевать – абсурд. Если можно облегчить себе жизнь, надо этим пользоваться. Лучше больше времени уделить своей внешности».

Катрин Денев в течение многих лет посещает одного парикмахера, чтобы поддерживать свой знаменитый золотистый цвет волос. Чтобы быть в форме, по утрам выпивает стакан свежего сока из грейпфрута и принимает витамин С. Она хрустит яблоками, чтобы иметь белые зубы, и никогда не загорает. Актриса любит веселые пирушки и в результате часто вынуждена сидеть на диете. Она любит жить насыщенной жизнью и не выносит небрежности, беспорядка. «Я никогда не одеваюсь лишь бы как, даже на природу. В моей профессии облик – это главное. Внешний вид, тело – всем этим нужно управлять. Это капитал».

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.

Красота – подлинный трофей победы души. (Кастильоне)

Ход урока

Ученик: Борис Пастернак

иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин.
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин .
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл , как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это – не большая хитрость.

Учитель литературы: Какие слова, на ваш взгляд, в стихотворении главные?

Учитель литературы: Любовь, красота, здоровье,…. Что для вас самое главное в жизни?

Работа с тестом (проводит психолог)

Учитель литературы: “Секрет прелести”, секрет красоты.

“…то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?”

Строчками стихотворения “Некрасивая девочка” Николая Заболоцкого мы озаглавили наш урок.

Учитель химии: О проблеме, поставленной на уроке. О форме проведения урока.

Мы не раз задумывались над тем, а красивы ли мы, и что можно сделать, чтобы выглядеть лучше. Эта проблема не возникла сама собой. Сегодня мы совместно попытаемся ее решить, но для начала исследуем и определим пути решения, затем определим план действий, соблюдая который сможем добиться положительного результата.

Перед тем, как зайти в кабинет, каждый из вас выбрал геометрическую фигуру, и этим самым определил роль, которую он будет выполнять в своей группе.

Итак, кто получил КРУГ - будет руководителем. Его обязанности: следить за деятельностью группы, выделять главное, озвучивать мнение всей группы;

КВАДРАТ – помощник руководителя, содокладчик. Помогает руководителю, следит за выполнением обязанностей в группе, может поменять роли в группе по своему усмотрению;

ТРЕУГОЛЬНИК – редактор, секретарь. Записывает идеи при дискуссии, оформляет лепесток, записывая только выводы команды, озвученные руководителем;

ПРЯМОУГОЛЬНИК – лаборант. Работает над лабораторным экспериментом, с литературой, раздаточным материалом.

ТРАПЕЦИЯ – наблюдатель. Следит за временем, делает вывод о работе группы в целом.

Мы определили проблему, теперь приступим к её исследованию.

Учитель литературы: “…Что есть красота?..” - вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении 1955 года и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший – с самого начала – в построение художественного мира.

Собственный идеал, идеал красоты Заболоцкий выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо, упорно, страстно искал его. Ведь и в мире природы этот идеал оказалось найти непросто.

Ученик: Николай Заболоцкий “Всё, что было в душе..”

Заболоцкий “устроил” встречу живого цветка и его “подобья” - изображения в книге, встречу “сознательного и бессознательного” начал, чтобы “примирить” их в своём сердце. Для поэта важнее всего – созидающее, рождающее, живое начало в природе.

Красота природы – это духовность, целомудрие.

Учитель литературы: “Что есть красота?” В этом размышлении самое важное для поэта. Красота человеческого лица, красота души человека, красота первозданной и укрощённой природы, красота любви, красота искусства…

Излюбленным жанром поэта становится портрет, в котором он обнаруживает редкие, во многом не использованные ещё в 20 веке возможности пластического искусства, способного глубоко проникать не только во внешний, но и во внутренний, духовный мир.

Он “вспомнил” строки из “Войны и мира” Л.Н.Толстого:

Ученик: “И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось…”

Учитель литературы: …и написал лицо любимой, с неожиданной силой открывшееся при встрече, залитое “целым снопом живых лучей” света, “целым ворохом весны и радости”.

Ученик: Николай Заболоцкий “Встреча” из цикла “Последняя любовь”.

Учитель литературы: Возможно, что поэтический толстовский образ навёл его на мысль написать человеческие лица в виде разных жилищ, каждое со своим внутренним, психологическим “устройством”, со своим характером и пониманием красоты.

Ученик: Николай Заболоцкий “О красоте человеческих лиц”

Учитель литературы: Это стихотворение – обобщённый портрет человека. Какого человека?

Ученик: Человека, страдающего манией величия, надменного и недоступного (“Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.”)

Замкнувшегося в самом себе, отгородившегося от жизни

(“Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.”)

“Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня

Струилось дыханье весеннего дня.” – Это символический портрет внешне непривлекательного человека, но наделённого внутренним душевным даром. Это подлинный идеал красоты, по мнению Заболоцкого.

Учитель литературы: Портрет девочки из стихотворения “Некрасивая девочка” - это портрет её внешности и одновременно внутренний “слепок” с души.

Ученик: Николай Заболоцкий “Некрасивая девочка”.

Ученик: Заболоцкий – реалист, трезво видящий суровую реальность жизни, которой не миновать, - поэт возлагает надежду не на утешение, ложь: внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твёрдость человеческого сердца, на то, что оно – не хрупкая игрушка, которую можно сломать.

“Мне верить хочется”, - повторяет он, вкладывая в эти слова именно традиционную веру, народные представления о том, как перенести беду. “Под лежачий камень вода не течёт”, - говорит народная пословица, значит, надо “перетопить” камень, “переболеть” боль.

Стихотворение заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление.

Образ-символ “огня, мерцающего в сосуде”, восходит к античности. В.Хогарт, автор известной работы “Анализ красоты”, приводит слова Ломаццо о том, что греки, подражая древним, исследовали знаменитые пропорции, в которых проявлялось совершенство самой утончённой красоты и прелести, посвящая их сосуде, образующем форму треугольника, Венере, от которой проистекает красота всех низших вещей.

Образ “огня, мерцающего в сосуде”, навеян и образом огня, который принёс Прометей людям. Красота – это не только доброта, “младенческая грация души”, но и, возможно, источник героического начала, соучастия в судьбе других. “Кусочек” Прометеева огня заложен в маленькой некрасивой девочке, она наделена божественным даром – не случайно это слово в контексте стиха: “обожествляют люди”.

Мир для Заболоцкого един в своих ближних и дальних планах: “ кусочком божественного огня” - Прометеева дара – отмечены и цветы, и девочка. Внешне красивые цветы и некрасивая внешне девочка сближены по своей внутренней природе – дару человечности.

Учитель литературы: По словам немецкого философа Шопенгауэра, “уста выражают мысль, а лицо – это мысль природы”. Девочка из стихотворения Заболоцкого некрасива. А каковы черты её лица?

Ученик: “рот длинен”, “черты лица остры”.

Учитель литературы: О чём же говорят черты её лица? Давайте обратимся к книге Петленко В.П. “Валеология человека. “Здоровье – любовь – красота.”

Ученик: Худое, угловатое лицо говорит о мудрости, проницательности, свидетельствует о смелости как в словах, так и в поступках. Большой рот – признак сильной воли. На такого человека трудно оказать влияние.

Учитель литературы:

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!

Героиня стихотворения, действительно, справится с любыми трудностями, в её силе – её красота.

В характерологических особенностях личности большую роль играют глаза. Именно глаза считают окнами души, по ним определяют переживания людей.

“За ореховой рамой, в светлой пустоте стояла невысокая девушка, одетая в дешёвый белый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место во множестве женских обликов, но их совокупность, стиль был совершенно оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное не подвластно словам, кроме слова “очарование”.

Ученик: “ …тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль бала выразительно легка, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”.

Ученик: Круглая форма лица – это признак добродушия, мягкости, миролюбия. Маленький рот говорит о сдержанности, спокойствии, надёжности.

Чёрные глаза служат признаком энергичной натуры, человека действия.

Учитель литературы: А какой вы представляете Ассоль?

Обращение к рисункам учащихся. Приложение № 5

Учитель литературы: Удивительно и имя героини. Ассоль.

Ученик: “Известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок” путешествующий пешком Эгль сказал: “ Хорошо, что твоё имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины..”.

Учитель литературы: “Ассоль – соло…”,- прозвучало и из уст Грэя.

Ученик: “ Не угостите ли винцом, а? Виолончель – это моя Кармен, а скрипка…

Ассоль, сказал Грэй.

Циммер не расслышал.

Да, - кивнул он, соло на тарелках или медных трубочках – другое дело…. Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи.”

Учитель литературы: Грин не говорит о красоте героини. Что по-настоящему красиво у Ассоль?

Ученик: Её душа.

Учитель литературы: Прекрасна и душа Грэя, который сотворил чудо своими руками. Эпитеты.

Ученик: “звонкая душа Грэя”, “летящая душа”

Учитель литературы: Обращение к словам Кастильоне.

Ученик: “ Красота как бы круг, середина которого добро, а так как не может быть круга без середины, не может быть красоты без добра… И если вы всмотритесь во всё, что вас окружает, то увидите, что то, что добро и полезно, обладает и красотой..”

Ученик: “ Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет у него и новая у тебя…Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и… вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.”

Учитель литературы: О любви, “что движет солнца и светила” мы говорили с вами на уроке, на котором обращались и к формуле любви. Давайте вспомним формулу любви.

Ученик: О формуле любви.

Вспомним общепринятые в психологии элементы психики человека: Я, ОНО, СВЕРХ-Я.

Я – область сознательного; это посредник между бессознательным (ОНО) и внешней реальностью.

ОНО – область бессознательных влечений, вожделений, источник психической энергии.

СВЕРХ-Я – система установок, запретов, то есть уже сугубо социальное; это опора сознания в борьбе с вожделениями ОНО, а проще говоря, нравственность, совесть.

Позволим себе добавить в выделяемые Фрейдом элементы психики УМ, или интеллект.

Что есть УМ? Это уровень качества сознания, точность его моделей реальности и будущего.

Формула любви, или всеобщий закон человеческого притяжения перед вами:

Где Л – сила любви,

Я - идеальность объекта (любимого человека), степень его соответствия нашим (вашим) ожиданиям в стремлении к счастью;

ОНО – степень возбуждённости: сила вожделения бессознательного, психической энергии;

Ум – в данном случае коэффициент интеллекта;

СВЕРХ-Я – уровень совестливости субъекта.

Учитель литературы: “Опыт - это единственный источник познания”, - утверждал Леонардо да Винчи. “Нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук”.

Ученики: Ассоль и Грэй. Я=10 баллов. ОНО= 10 баллов. Ум = 4. СВЕРХ-Я = 3. Сила Любви = 22 балла.

Учитель химии:

"Как добр, кто любит, как огромен,

Как зряч к значенью красоты!"

(Б. Ахмадулина, "Дом")

Найдется ли женщина, которая не хотела бы быть красивой, любимой и желанной? Вряд ли (а если и найдется, то женщина ли она?)...
Однако быть красивой в эпоху стрессов и экологических катастроф очень трудно. И здесь приходит на помощь косметика.
В юности все мы выглядим свежо, а в этом уже есть красота. Но с годами большинству из нас приходится прибегать к косметическим процедурам и средствам ухода за внешностью.
В основе практически всех косметических процедур лежат химические процессы. Лицо, руки, зубы, волосы, кожа... С чего начать?
Чтобы выбрать самый правильный путь к красоте, надо немножко разбираться в химии. Итак, приступим?..

У каждой группы на столе лежит пакет, в котором находятся косметические средства.

1 группа: вещества по уходу за ротовой полостью;

2 группа: вещества по уходу за волосами;

3 группа: крема, лосьоны, маски

4 группа: тушь, гели, тени

5 группа: лак для ногтей, мыло, гели для душа

6 группа: дезодоранты, духи.

Вы должны выявить химический состав средств, определить характер среды с помощью индикаторной бумаги, и предположить, какое действие может оказать данное средство на организм человека.

Помимо этого вы должны проанализировать выданные статьи и определить 2-3 альтернативных средства по уходу за телом.

ВОПРОСЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП.

2. Почему все виды укладки волос обычно выполняют с помощью нагревания?

3. Почему при пользовании составами для химической завивки волос рекомендуют особенно тщательно защищать ногти, в то время как эти же составы достаточно длительно соприкасаются с кожей головы, не причиняя особого вреда?

4. До сих пор во всем мире широко применяют красители для волос естественного происхождения – хну (порошок из листьев лавсонии) и бисму (порошок из листьев индигоферы). Женщины, которые ими пользуются, знают, что интенсивность и прочность окраски зависят от времени выдерживания их на волосах, от температуры (лучше получается при нагревании), а истинный цвет проявляется только через сутки, под действием воздуха. При работе с хной без перчаток сильно окрашиваются ногти.

К каким красителям по принципу действия можно на основании этих фактов отнести хну и бисму – к химическим или к физическим?

5. Иногда в сельской местности женщины совмещают окраску волос хной с мытьем в русской бане. Почему при этом окраска получается более интенсивной?

6. Почему при окраске волос химическими красителями без перчаток очень сильно окрашиваются ногти, меньше – кожа на ладонях и почти совсем не окрашивается тыльная сторона ладони?

7. Почему во все лосьоны для очистки кожи лица, помимо веществ, растворяющих кожное сало и удаляющих отшелушивающиеся частички рогового слоя кожи, обязательно добавляют слабые кислоты?

8.Дезодоранты по принципу действия делят на два типа.

9. Всем известно ощущение оскомины летом, после обильного потребления кислых фруктов. При этом зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксиапатиту Ca 5 OH(PO 4) 3 ?

Учитель химии: исследовав проблему, мы сможем решить ее правильно, определив для себя, что же мы подразумеваем под красотой.

Выступление психолога. (Результаты тестирования).

Учитель литературы: Какими бы разными ни были идеалы красоты, главное условие женской привлекательности, которое выше всех вкусов и мод, - это здоровье. Если его нет, то нет и лёгкой походки, красивой осанки, хорошего цвета лица, жизнерадостности – всего того, что даже девочку с неправильными чертами лица делает привлекательной.

Попробуйте и вы разработать законы красоты.

ДОПОЛНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Законы красоты:

  1. Никакая внешняя красота не может быть полной без красоты… (внутренней)
  2. Женственное начало, как и мужское, всегда…..(прекрасно).
  3. Любовь – это не только чувство, но и искусство…. (ума).
  4. Подлинная красота всегда знает.. (меру).
  5. Красота есть свойство всего ….(здорового), а … (здоровое) – всегда красиво.
  6. У красоты, здоровья и любви много аспектов – много… (света, печали, счастья и надежд).
  7. Прекрасно лицо, отражающее красоту…(души), которая любит, верит, умеет ждать и надеяться.
  8. Нет некрасивого человека, есть только те, которые не умеют сделать себя…(красивым).
  9. будьте мудрыми – если сможете. Будьте добрыми – если захотите. Но …(красивыми) будьте всегда.
  10. Самая великая красота – сердце матери, родившей и вскормившей нас.

Защита проекта. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

1.Вы занимаетесь оптовыми поставками парфюмерно-косметической продукции в регион, где большие трудности с пресной водой и для бытовых целей часто приходится пользоваться морской водой (например, г. Шевченко в Казахстане), какой шампунь вы будете закупать для реализации в этом регионе: изготовленный на основе лаурилсульфоната натрия или на основе лаурилтриметиламмония – при условии, что цена их почти одинакова? Какую зубную пасту, мыло?

2. Подготовить статью в школьную газету по итогам урока.

«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел . А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство . Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать . Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.

"Что есть КРАСОТА и почему её обожествляют люди? " Я точно знаю – однозначного ответа на этот вопрос нет. Дать определение красоте невозможно. Красота – понятие объёмное, очень многообразное и индивидуальное. Для каждого оно своё, личное. Достаточно вспомнить произведения знаменитых поэтов и писателей, картины разных художников, разных времён и эпох. Все они воспевали и изображали красоту природы, людей, чувств. Но делали они это по-разному, каждый по-своему.
Для меня красота – это то, что радует глаз, что вдохновляет, делает меня добрее, благороднее, более понимающим людей и окружающий мир. Красота – это незабываемые строчки стихов, завораживающие звуки мелодий, впечатляющие картины живописцев. Мы живём на очень красивой планете, где много замечательных мест и уголков, где природа неповторима и величественна, а люди красивы и добры. Я оглядываюсь вокруг и вижу бескрайние поля с колосящейся пшеницей, зелёные луга, покрытые пёстрыми полевыми цветами, высокие горы, синее небо, яркое солнце. Слышу пение птиц и журчание ручейков. Разве это не красота? Люди тоже должны соответствовать и быть красивы. Но часто понятие красоты искажается. Ещё А. П. Чехов говорил: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Не надо об этом забывать, так как, встречая красивого человека, мы часто видим только оболочку. И не задумываемся, а что под ней? Встречается много людей с красивой внешностью, которым нечем похвастаться внутри. Красивый человек – прежде всего человек с богатым внутренним миром. От него исходят позитив, тепло, свет. Ему не чужды доброта, бескорыстие, искренность. Он умеет любить и прощать. С таким человеком интересно, с ним хочется общаться вновь и вновь. У. Шекспир писал: "Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застёжки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение".
Ещё я бы хотел сказать о женской красоте. У каждого своё понятие женской привлекательности: красота – понятие более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений. Примером тому является картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Портрет Джоконды всегда вызывал споры. Она, может быть, и некрасива (это моё субъективное мнение) , но загадочный и манящий взгляд, таинственная улыбка делают Джоконду неотразимой, очаровательной и очень привлекательной. Поэтому не надо забывать – внешняя красота не так важна. Достаточно быть обаятельной, светиться изнутри, источать тепло, доброту, быть духовно богатой, уметь любить. Так что же такое красота? Я думаю, это то, что вдохновляет на творчество, созидание и подвиги. Где истинная красота, там любовь, там жизнь, там нет места злу и разрушению. Красота преображает человека, делает его более нравственным и гуманным. В заключении я хочу привести высказывание И. С. Тургенева: "...Не в одних словах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия".