Коммунальный ресурс и коммунальная услуга. Кто торгует коммунальными ресурсами

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ РАЗОБРАТЬСЯ В КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГАХ (НЕ ПУТАТЬ С ЖИЛИЩНЫМИ)

_______________________________________________________

Кто торгует коммунальными ресурсами?

Постановление № 307 писали

в интересах монополистов

Вы удивились этому вопросу? Понятно, ведь никто слыхом не слыхивал о существовании таких ресурсов. И тем не менее, в мае 2006 года правительство России постановлением № 307 высочайше учредило доселе неведомый вид ресурсов – коммунальные. И даже попыталось определить, что это такое. Читаем:

«"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг».

Позвольте еще две цитаты из документа, потом объясню зачем.

«"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов».

«"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы».

Итак, Постановление № 307 рисует нам такую картину. Некая «ресурсоснабжающая» организация продает «коммунальные ресурсы» «исполнителю», а последний «предоставляет» коммунальные услуги гражданам. В роли исполнителя выступают организации, «производящие или приобретающие коммунальные ресурсы».

Эта картина буквально пестрит нелепостями.

Нелепость № 1 – это сами «коммунальные ресурсы». Таких ресурсов нет. Экономистам известны только три вида ресурсов: земля, труд, капитал. «Земля» – это природные ресурсы (уголь, нефть, газ, руда и др.). «Труд» – понятно, трудовые ресурсы. «Капитал» – материальные, финансовые и информационные ресурсы. А «коммунальные» – просто выдумка далеких от экономики авторов Постановления № 307.

Всякий приобретаемый ресурс образует некий резерв, запас, который затем расходуется у коммерческих организаций на производство и реализацию товаров, работ, услуг, а у некоммерческих – на достижение тех или иных общественных благ. А все то, что разработчиками Постановления названо коммунальными ресурсами (вода, электроэнергия, газ, тепло и т.д.), в рассматриваемых условиях не расходуется .

Да-да, именно не расходуется, а потребляется домашними хозяйствами многоквартирного дома. Чувствуете разницу? Когда говорят о расходах (или затратах), то имеют в виду, что вместо израсходованных ресурсов появляются товары, работы, услуги или общественные блага. В данном же случае вода, электроэнергия, газ, тепло потребляются населением. И конечно же, в результате этого никакая продукция или иные блага не появляются. А раз так, то вода, электроэнергия, газ, тепло в данных условиях – вовсе не ресурсы. Уверен, что даже составители Постановления № 307 не осмелятся назвать «ресурсами», например, приобретаемые нами продукты питания, воду, одежду и т.п.

Нелепость № 2 – утверждение, что вода, электроэнергия, газ, тепло и т.д. «используются для предоставления коммунальных услуг». Вот бы хоть одним глазком увидеть, как это происходит! Конечно, сказав «а», т.е. обозвав воду, электроэнергию, газ, тепло ресурсами, авторы Постановления № 307 вынуждены произнести «б»: ресурсы-то всегда используются. И возникает фантастический сюжет. Управляющая организация или ТСЖ загоняют приобретенную воду в громадные емкости, а затем как-то ее «используют» для предоставления коммунальных услуг. Так же они поступают с электроэнергией, газом и т.д. Абсурд, не правда ли?

Конечно, если, например, ТСЖ располагает бойлерной, то тогда оно и в самом деле использует воду для оказания услуги горячего водоснабжения. При этом, естественно, ТСЖ расходует свои производственные ресурсы. Но это уже – предпринимательская деятельность, исключение из общего правила. Такие услуги ТСЖ может оказывать не только жильцам своего дома, но и других домов.

Нелепость № 3 – это название «ресурсоснабжающая» организация. Правда, этот странный термин существовал и до Постановления № 307. Но, отметив нелепости № 1 и № 2, Вы сразу же согласитесь с тем, что и это - чушь.

Нелепость № 4 – это упоминание о «продаже коммунальных ресурсов». Как продавать то, чего нет?

Кажется, Вы возражаете? Вы хотите сказать, что вода, электроэнергия, газ, тепло и т.д. – все это ведь существует и продается.

Увы, это очень распространенное заблуждение. Жителям продается не вода, а услуги водоснабжения . Не электроэнергия, а услуги энергоснабжения . Когда житель включает электричество, когда он поворачивает кран в ванной или на кухне, он потребляет услуги. Продаются никакие не коммунальные ресурсы, а сами коммунальные услуги . И услуги эти исходят не от ТСЖ, не от управляющей организации, а от тех организаций, которым разработчики Постановления приписывают роль поставщиков коммунальных ресурсов. Производя эти услуги, данные организации расходуют у себя производственные ресурсы (труд, капитал, природные ресурсы). А ТСЖ или управляющая организация лишь обеспечивают предоставление этих услуг, заключая договора и следя за тем, чтобы соответствующая часть общего имущества дома (электрооборудование, трубы и т. п.) находилась в надлежащем состоянии.

Нелепость № 5 касается еще одной выдумки – понятия «исполнителя» услуги.

И как это взрослые грамотные люди до сих пор не могут или не хотят разобраться в том, что такое услуга. А ведь все предельно просто. Услугу отличает то, что она выполняется, продается и потребляется одновременно. Это означает, что услуга всегда направлена непосредственно (без посредников!) тому, кто ее потребляет. Услуги невозможно закупать, накапливать, перепродавать. Ведь нельзя же, выйдя из парикмахерской, перепродать свою прическу. Вывод прост: производитель и исполнитель услуги – это всегда одно и то же лицо.

Как же можно приписывать ТСЖ или управляющей организации роль «исполнителя коммунальных услуг», оказываемых собственникам помещений? Ведь производителями-то этих коммунальных услуг являются те, кого называют «ресурсоснабжающими организациями»!

Нелепость № 6 заключается в следующем. Если Вы внимательно читали Постановление № 307, то наверняка заметили, что авторы старательно избегают выражения «оказание коммунальных услуг», заменяя его словами «предоставление коммунальных услуг». Между тем, применительно к понятию «услуга» юридически точным является глагол «оказывать». Если «ресурсоснабжающая» организация лишь продает коммунальные ресурсы, а ТСЖ или управляющая организация предоставляют коммунальные услуги, то кто их оказывает ?

Можно предположить, что авторы старались максимально следовать терминологии Жилищного кодекса РФ. Действительно, в статье 161 Жилищного кодекса говорится о «предоставлении» коммунальных услуг. Но согласно этой статье управление многоквартирным домом должно лишь обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам. Само же предоставление, а, тем более, – оказание коммунальных услуг, не вменяется в обязанности управляющей организации.

Нелепость № 7 возникает как следствие остальных нелепостей. Она касается вопросов налогообложения. В полном согласии с Постановлением № 307 все ТСЖ и управляющие организации моментально превращаются в продавцов коммунальных услуг с соответствующими налоговыми последствиями.

Объясняю. Если Вы что-то продаете, то у Вас появляется выручка – доход от продаж, и Вы немедленно становитесь плательщиком налога на добавленную стоимость, который должен уплачиваться из этой выручки. А сразу вслед за этим возникнет и налог на прибыль.

Но теперь-то Вы уже понимаете, что в действительности оказание (продажа) услуг исходит не от ТСЖ и не от управляющих организаций. А понимают ли это налоговые и иные чиновники?

Не так уж трудно предположить, какие цели преследовали создатели Постановления № 307, в угоду чьих ведомственных интересов воздвигли они схему, в которой все поставлено с ног на голову. Зато это гарантирует нашим монополистам, производящим и реализующим коммунальные услуги, спокойную жизнь, уход от всякой ответственности за экономичность и качество своей работы. Вот для чего все и придумано. Хотят, чтобы за все чужие грехи отвечал пресловутый «исполнитель».

Вся эта «петрушка» с новоиспеченными коммунальными ресурсами, ресурсоснабжающими организациями и исполнителями есть нарочитое искажение сущности самого понятия услуги. Что дискредитирует документ столь высокого ранга, каким является Постановление правительства. Подзаконные акты такого уровня и такого значения следует подвергать тщательной научной экспертизе. Если в Постановление не будут внесены соответствующие изменения, то вся надежда только на суды. Кстати, с удовлетворением могу Вам сказать, что имеется уже ряд решений и постановлений арбитражных судов, в которых четко определено, что не ТСЖ и не ЖСК оказывают коммунальные услуги собственникам помещений, а именно те организации, которых называют «ресурсоснабжающими».

Так кто же и где торгует коммунальными ресурсами?

Это ВАЖНО : Многие помнят, как сентябре месяце по поручению председателей домовых комитетов мы составили протоколы, где собственникам квартир предлагалось сделать выбор - каким образом оплачивать коммунальные платежи: напрямую предприятиям поставщикам ресурсов (Энергосбыту, Теплосетям, Водоканалу, Горгазу) или покупать эти ресурсы у Управляющей компании. Все дома приняли решение платить напрямую предприятиям-поставщикам, т.к. Управляющая компания была бы лишним посредником. Но давление на ГУК "Управдом" со стороны "Моздокэнергосбыт" продолжается. Со стороны "Энергосбыта" дано представление в Прокуратуру о принуждении нас заключить с "Энергосбытом" договор о покупке электроэнергии и последующей ее перепродаже жильцам. Надеемся, что Моздокская прокуратура не станет делать преждевременные выводы, а подождет до принятия новых Правил предоставления коммунальных услуг и учтет желание собственников квартир платить поставщикам коммунальных ресурсов напрямую. Предлагаем Вашему вниманию статью в Журнале "Управление многоквартирным домом" № 9 2009, посвященную этому вопросу.

Журнал "Управление многоквартирным домом" № 9 2009
раздел ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И КОММЕНТАРИИ

автор статьи Илья Афанасьевич Фельдман, член президиума Некоммерческого партнерства "Управдом", член Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы, кандидат технических наук, профессор, председатель Экспертного совета по методологии бухгалтерского учета в некоммерческих организациях Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.

Пора устранить все ошибки

Наконец готовится новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые до сих пор регулируются действующим постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Самое время разделаться со всеми грубыми ошибками, присущими данному документу.
Главный концептуальный подход авторов постановления № 307 сводился к тому, чтобы представить, будто ресурсоснабжающие организации сами никаких коммунальных услуг не оказывают, а занимаются лишь продажей так называемых "коммунальных ресурсов". При этом в роли коммунальных ресурсов выступают холодная и горячая вода, электроэнергия, газ, тепловая энергия, твердое топливо. И продают РСО
коммунальные ресурсы тем, кто в постановлении № 307 назван исполнителями коммунальных услуг: управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативам.
Данная концепция не выдерживает никакой критики. В числе главных ошибок постановления № 307 отмечались:
- фиктивность введенного понятия "коммунальные ресурсы";

Путаница в понимании товаров и услуг;

Надуманность концепции "исполнителя" коммунальных услуг.

Напомним вкратце сущность каждой из указанных ошибок.

Коммунальные ресурсы.

Изобретением коммунальных ресурсов авторы постановления № 307 пытались построить непротиворечивую схему оказания коммунальных услуг, в которой управляющая организация, ТСЖ, ЖСК закупают у организаций коммунального комплекса некие коммунальные ресурсы, и потом, расходуя эти ресурсы, сами оказывают собственникам помещений коммунальные услуги. Схема остроумная, но надуманная.
Во-первых, никаких коммунальных ресурсов экономика не знает. Экономистам известны только три вида ресурсов: земля, труд, капитал.
Земля - это природные ресурсы (уголь, нефть, газ, руда и др.). Труд - трудовые ресурсы. Капитал - материальные, Финансовые и информационные ресурсы. А "коммунальные ресурсы" - просто выдумка авторов постановления № 307.
Во-вторых, всякий приобретаемый ресурс образует некий резерв, запас, который затем расходуется у коммерческих организаций на производство и реализацию товаров, работ, услуг, а у некоммерческих - на достижение тех или иных общественных благ. Между тем, все то, что разработчиками постановления № 307 названо коммунальными ресурсами (вода, электроэнергия, газ, тепло и т. д.), никакого запаса у покупателей не образует, и самое главное -его никто не расходует. То, что названо коммунальными ресурсами, потребляется домашними хозяйствами. И конечно же, в результате этого никакая продукция или иные блага не появляются. А раз так, то вода, электроэнергия, газ, тепло в данных условиях - вовсе не ресурсы.
В-третьих, если в доме выбран способ непосредственного управления собственниками помещений, то согласно п. 7 постановления № 307 в этом случае продаются не коммунальные ресурсы, а сами коммунальные услуги. Теперь представим, что с какого-то момента в доме образовано ТСЖ. Кто объяснит волшебное превращение коммунальных услуг в коммунальные ресурсы?
Вывод: никаких коммунальных ресурсов не существует , и это понятие должно быть исключено из Правил.
Действительно, в проекте новой редакции Правил больше нет упоминания о коммунальных ресурсах. Это делает честь новому авторскому коллективу, работающему над проектом Правил. Но сказав "а", надо найти еще немного мужества и произнести "б". Ведь если вы отказались от коммунальных ресурсов, то что же продают ресурсоснабжающие организации? В третьей редакции нового проекта Правил читаем:
"Поставщик холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа (поставщик) - тепло-, энерго-, газо-, водоснабжающая организация, т. е. лицо (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель), осуществляющее подачу воды, энергии, газа на границу эксплуатационной ответственности;". Получается, что авторы, убрав термин "коммунальные ресурсы", сохранили ошибочную картину взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями и потребителями. Оказывается, что продаются не коммунальные услуги, а товары - тепло, газ, вода.

Товары или услуги?

В конкретной экономике "товар" и "услуга"- это принципиально различные понятия. Гражданский кодекс РФ четко разделяет понятия "товары" и "услуги" (ст. 1, п. 3; ст. 2 п. 1 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ также вводит для этих понятий совершенно разные определения (ст. 38 НК РФ). Согласно ст. 454, 455, 456 ГК РФ и др. товар - это вещь, которая при купле-продаже переходит от одной стороны в собственность другой стороне. Применительно к услуге это бессмысленно - услуга не является вещью и не может переходить в собственность. Услуги можно только потреблять.
Характерная особенность любой услуги состоит в том, что у нее одновременно осуществляются этапы производства, реализации и потребления (см. п. 5 ст. 38 НК РФ). То есть услуга потребляется сразу же в процессе (ее выполнения. Кроме того, результат услуги не имеет материального (вещественного) выражения. Товар, наоборот, представляет собой вещь (имущество). Его сначала надо изготовить, и только после этого он может быть продан, а затем - потреблен или перепродан другому потребителю. Возможность перепродажи или вообще передачи - это характерный признак товара. Совершенно очевидно, что перепродажа, передача услуги - это бессмыслица. Если не подвергать сомнению тот факт, что коммунальные услуги - это услуги, то вывод может быть только один: в Правилах не должно быть речи о продаже воды, тепла, электричества, газа, а надо говорить о продаже услуг водо-, тепло-, электро-, газоснабжения. Доводы элементарно просты:

Производство -любой коммунальной услуги сопровождается ее одновременным потреблением. Это и определяет ее в качестве услуги, а не товара;

Результат любой коммунальной услуги не имеет материального выражения, следовательно, о товаре не может быть речи;

Используемые в процессе оказания коммунальных услуг вода, тепло, электричество, газ - это не товары, т. к. они полностью потребляются одновременно с производством услуг, не переходят от одной стороны в собственность другой стороне и не могут быть переданы (перепроданы) третьей стороне;

Используемые в процессе оказания коммунальных услуг вода, тепло, электричество, газ представляют собой не товары, а неотъемлемые принадлежности (элементы, атрибуты) услуг. Аналогия - бензин, расходуемый при оказании услуги такси.

Вывод. Необходимо внести соответствующие исправления в ст. 3, 5, 7 и др. третьей редакции проекта Правил, где говорится о поставках и поставщиках воды, тепла, электричества, газа. Надо дать иное определение воды, тепла, электричества, газа как неотъемлемых элементов, сопровождающих предоставление коммунальных услуг и используемых для их количественной оценки. Для поставляемых сжиженного бытового газа в баллонах, а также твердого и жидкого топлива следует дать отдельное определение, так как это -случаи поставки именно товаров, а не коммунальных услуг.

О концепции "исполнителя"

К большому сожалению, в новый проект Правил практически без изменения перешла из постановления № 307 концепция "исполнителя" коммунальных услуг. В статье 5 Правил читаем:
"Исполнитель - лицо (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель), осуществляющее предоставление коммунальных услуг".
По сути ничего не изменилось. Раньше УО (ЖСК, ТСЖ) приобретала коммунальные ресурсы и становилась исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, а теперь она приобретает воду, энергию, газ (товары?) и после этого становится тем же исполнителем. Вот, например, выдержки из ст. 7 Правил: "При управлении многоквартирным домом управляющей организацией управляющая организация является исполнителем в отношении коммунальных услуг, перечень которых определен договором управления многоквартирным домом."
"Приобретение воды, энергии, газа, услуг водоотведения управляющей организацией осуществляется на основании договора тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения, водоотведения, по условиям которого управляющая организация действует от своего имени и за свой счет, либо от своего имени и за счет потребителей."
Кстати, почему-то авторы здесь только водоотведение причисляют к услугам и допускают при этом нелепое словосочетание "приобретение услуг" Разве услуги можно приобретать?
Одно из двух. Или уважаемые авторы все еще не согласны, что коммунальные услуги - это услуги, и тогда вся описываемая ими процедура оказания коммунальных услуг перемещается в страну Зазеркалья. Или они наконец-то признают за коммунальными услугами статус обычных услуг со всеми вытекающими последствиями.
А последствия очевидны. Если услуга потребляется в процессе ее производства, то она всегда направлена непосредственно тому, кто ее потребляет. В результате потребления никакого материального (вещественного) результата не остается. Поэтому никаких посредников, закупающих и затем перепродающих услуги, быть не может. Нельзя перепродать стрижку, нельзя перепродать услугу такси, нельзя перепродать результат пользования ванной. А раз не может быть посредников, то приходим к неизбежному выводу, что у услуг производитель и исполнитель - это всегда одно и то же лицо.
Управляющие организации, ТСЖ, ЖСК сами никаких коммунальных услуг не оказывают. Они лишь обеспечивают надлежащее состояние общего имущества, используемого для оказания коммунальных услуг, заключают договоры на оказание коммунальных услуг в интересах собственников (нанимателей), контролируют их исполнение, а также аккумулируют на своих расчетных счетах коммунальные платежи и осуществляют расчеты с организациями коммунального комплекса.
Коммунальные услуги всегда направлены непосредственно от организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающей организации) к фактическим потребителям, которыми являются лица, пользующиеся помещениями. Поэтому понятие "исполнитель" коммунальных услуг противоречит и теории, и реальной действительности.
Конечно, хотелось бы установить подходящий термин для лица (организации или индивидуального предпринимателя), которое обеспечивает предоставление коммунальных услуг своими действиями, направленными на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Но слово "обеспечиватель" в русском языке отсутствует, а чем его заменить, не ясно. Но во всяком случае не словом "исполнитель",
имеющим совершенно иной смысл. Самое простое решение - просто убрать этот лишний термин из текста Правил.

Коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия и иные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг. В п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), раскрываются основные понятия, которые должны использоваться при применении актов жилищного законодательства.

Многие из них, в том числе «коммунальная услуга», «ресурсоснабжающая организация», «коммунальный ресурс», «исполнитель» и т. п., сформулированы впервые. Под коммунальными услугами согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электро-, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом коммунальными ресурсами признаются холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг. Анализ этих понятий приводит к заключению, что коммунальные ресурсы в зависимости от способа передачи потребителю подразделяются на две категории. К первой относятся энергия и иные ресурсы, которые передаются потребителю через присоединенную сеть, т. е. комплекс инженерно-технических устройств, предназначенных для передачи ресурсов. Например, под присоединенной сетью, передающей тепловую энергию, понимается комплекс инженерно-технических устройств, предназначенных для передачи энергии. Ко второй категории коммунальных услуг относятся бытовой газ в баллонах и твердое топливо, т. е. ресурсы, для передачи которых присоединенная сеть не используется.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на необоснованное отнесение тепловой энергии и горячей воды к самостоятельным видам коммунальных ресурсов. Как известно, тепловая энергия передается потребителю с помощью двух видов теплоносителей, таких как горячая вода и водяной пар. На практике до сих пор договоры, опосредующие отношения по снабжению потребителей тепловой энергией, называются договорами на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде или договорами на отпуск и потребление тепловой энергии в паре. При этом слова «в горячей воде» или «в паре» указывают на вид теплоносителя, с помощью которого передается тепловая энергия. Вместе с тем в договорах обязательно нужно согласовывать, на какие нужды передается и потребляется тепловая энергия: на технологические, отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение.

Таким образом, при предоставлении коммунальных услуг тепловая энергия может передаваться на нужды горячего водоснабжения и (или) отопления, поэтому необоснованно выделять горячую воду в самостоятельный вид коммунальных ресурсов. Отношения по предоставлению гражданам такой коммунальной услуги, как теплоснабжение, регулируются нормами не только жилищного, но и гражданского законодательства (например, отношения по производству и передаче энергии от теплоснабжающей до управляющей организации). Проблема правовой природы отношений по снабжению бытовых потребителей тепловой энергией через присоединенную сеть остается нерешенной. Кто осуществляет предоставление коммунальных услуг (теплоснабжающая организация либо управляющая организация, товарищество собственников жилья и т. п.)? К какой группе обязательств относится договор о приобретении коммунальных ресурсов?

Кто должен нести гражданско- правовую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по оплате потребленной энергии? На эти и многие другие вопросы однозначных ответов пока нет, что приводит к серьезным осложнениям правоприменительной практики. В цивилистике высказываются различные точки зрения по поводу юридической природы отношений по снабжению бытовых потребителей тепловой энергией. Причина обусловлена отсутствием должной ясности в определении тепловой энергии с позиции ее принадлежности к тому или иному виду объектов гражданских прав. Гражданский кодекс РФ отношения по теплоснабжению, в том числе бытовых потребителей, отнес к группе обязательств по передаче имущества, установив при этом ограничение на заключение договора энергоснабжения в зависимости от наличия у потребителя энергопринимающего устройства, присоединенного непосредственно к сетям энергоснабжающей организации.

В то же время, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, договор снабжения бытового потребителя включают в число договоров на оказание коммунальных услуг. Таким образом, происходит необоснованное смешение двух различных самостоятельных гражданско-правовых конструкций - разновидности договора купли- продажи и договора об оказании услуг, что недопустимо. Требует пояснения и вопрос о том, кто осуществляет предоставление такой коммунальной услуги, как теплоснабжение. Анализ положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам позволяет сделать вывод об особом составе участников отношений по снабжению бытовых потребителей тепловой энергией.

Первым участником является так называемая ресурсоснабжающая организация, в роли которой может выступать организация, осуществляющая производство и (или) продажу потребителям тепловой энергии. Вторым участником является владелец присоединенных сетей, предоставляющий услуги по передаче тепловой энергии. Третьим участником, в зависимости от способа управления многоквартирным домом, является либо управляющая организация, либо товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и др. Четвертым участником является бытовой потребитель (гражданин, потребляющий энергию для своих личных, семейных, домашних нужд). Особый субъектный состав предопределяет то, что отношения по снабжению тепловой энергией бытового потребителя опосредуются несколькими договорами: - договором теплоснабжения, договором на оказание услуг по передаче энергии через присоединенную сеть (т. е. договором о приобретении коммунальных ресурсов); - возможно заключение и договора управления многоквартирным домом. И, как следствие, отношения между теплоснабжающей организацией и бытовыми потребителями, проживающими в многоквартирных домах, подразделяются на: . договорные отношения, сторонами которых выступают теплоснабжающая организация, владелец тепловых сетей и управляющая организация (либо товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и др.); . договорные отношения, складывающиеся между управляющей организацией (либо товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом и др.) и бытовыми потребителями тепловой энергии. Такая структура договорных связей порождает в существующих сегодня экономических условиях различные злоупотребления. Например, управляющая организация либо товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и др., которые обязаны заключить с теплоснабжающей организацией договоры о приобретении коммунальных ресурсов для нужд бытовых потребителей, вынуждены расплачиваться по долгам неплательщиков. Кроме того, теплоснабжающая организация вправе предъявлять к управляющей организации (либо товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу и др.) требования, вытекающие из ненадлежащего исполнения бытовыми потребителями обязательств по оплате потребленной тепловой энергии (например, взыскание законной неустойки). Таким образом, проблема, связанная с неплательщиками коммунальных услуг, решается за счет управляющих организаций либо товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и др. Такой подход к рассмотрению данного вопроса заимствован из советского законодательства.

Так, в соответствии с Правилами пользования электрической и тепловой энергией 1982 года, пользование тепловой энергией допускалось только на основании договора, заключаемого между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом), теплопотребляющие энергоустановки которого непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей организации. К договору прилагался акт разграничения балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон. Лица, потребляющие тепло энергоустановок, непосредственно не присоединенных к сетям энергоснабжающей организации (так называемые субабоненты), обязаны были заключить договор на пользование тепловой энергией с абонентами. При отпуске тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения жилых домов государственного фонда, а также жилищного фонда кооперативных и общественных организаций расчеты теплоснабжающих организаций проводились не с отдельными бытовыми потребителями, а с органами жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда. Для приспособления правовой надстройки к новым экономическим отношениям в сфере теплоснабжения бытовых потребителей необходимо использовать уже имеющиеся юридические конструкции с учетом изменившейся экономической конъюнктуры. Появление частной собственности (и иных вещных прав) на тепловые сети, а также новых участников рынка коммунальных услуг (управляющих организаций) обусловливает особый состав участников отношений в сфере снабжения бытовых потребителей тепловой энергией и особую структуру договорных связей. Производство тепловой энергии невозможно без ее передачи, в свою очередь передача тепловой энергии невозможна без ее потребления. Значит, теплоснабжение как неразрывный технологический процесс вызывает возникновение одного правоотношения с несколькими участниками. Таким образом, договор, опосредующий отношения по снабжению тепловой энергией бытовых потребителей, обязательно должен содержать как условия о количестве тепловой энергии, так и условия об ее передаче.

Кроме того, данный договор требует выражения взаимной и согласованной воли нескольких лиц (теплоснабжающей организации, потребителя и владельца тепловых сетей), и, как следствие, на основании такого договора непосредственно осуществляется переход такой ценности, как тепловая энергия, из имущественной сферы одного лица в имущественную сферу другого. Технологическая неразрывная связь процессов производства, передачи и потребления тепловой энергии влечет формирование многосторонних правоотношений в сфере теплоснабжения бытовых потребителей. При этом, с точки зрения технологии процесса, производит и передает тепловую энергию ее источник; следовательно, ни управляющая организация, ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив и др. не могут предоставлять такую коммунальную услугу, как теплоснабжение. Управляющая организация (товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и др.) с точки зрения технологии процесса может лишь обеспечивать процесс передачи тепловой энергии через внутридомовые инженерные сети посредством поддержания их в исправном состоянии. На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, отношения по снабжению тепловой энергией бытовых потребителей, проживающих в многоквартирных домах, относятся к группе обязательств по передаче имущества.

Юридическая природа отношений по снабжению тепловой энергией для производственных и бытовых нужд - единая. Как в первом, так и во втором случае они складываются по поводу передачи имущества в силу специфических свойств энергии. Во-вторых, неразрывная технологическая связь процессов производства, передачи и потребления тепловой энергии обусловливает возникновение одного многостороннего правоотношения по снабжению тепловой энергией бытовых потребителей, проживающих в многоквартирных домах. Такому многостороннему правоотношению присуще и то, что права и обязанности принадлежат одновременно каждому из его участников. Следовательно, бытовые потребители обязаны оплачивать теплоснабжающей организации стоимость потребленной ими тепловой энергии. В свою очередь, управляющая организация (либо товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и др.) не должна привлекаться к гражданско- правовой ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей бытовыми потребителями по оплате потребленной энергии.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Учитывая интерес читателей к данной теме, мы решили продолжить ее обсуждение. А интерес у читателей не только праздный, ведь в соответствии с жилищным законодательством собственники должны сами определиться, что они будут приобретать: коммунальную услугу или коммунальный ресурс.

Кроме того, жители многих многоквартирных домов на общих собраниях уже приняли решение и установили общедомовые теплосчетчики.

Этим самым они уже приняли решение о приобретении коммунального ресурса - тепловой энергии. Каждый месяц они производят оплату за коммунальный ресурс по показаниям теплосчетчика. Но, как нам сообщили управляющие организации, жители таких домов продолжают обращаться с заявлениями о перерасчетах при низкой температуре воздуха в жилых помещениях, при низкой температуре горячей воды. Хотя в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, перерасчеты предусмотрены только при предоставлении коммунальных услуг низкого качества. Перерасчеты за коммунальные ресурсы законодательством не предусмотрены. Это как если бы хозяйка купила отрез ткани и решила сама сшить пододеяльник, а после ее трудов одеяло не подошло бы в ее пододеяльник, то ей бы никак не пришло в голову предъявлять претензии к продавцу ткани, ведь она сама сшила непригодную вещь, т.е сама явилась ее исполнителем. Вот если бы она купила готовый пододеяльник, т.е уже сшитый из ткани, то она бы имела полное право обратиться к продавцу с претензией согласно закону о защите прав потребителей. Ну а когда собственник приобретает только коммунальный ресурс - тепловую энергию - и не платит за деятельность по регулированию внутридомовых систем теплоснабжения в целях обеспечения комфортных условий проживания граждан, то он не имеет права на перерасчеты при отсутствии этих самых комфортных условий. А если собственники приобретают коммунальную услугу, т.е. - деятельность исполнителя по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях, - то тогда они имеют право на перерасчеты в случаях отклонения качества коммунальных услуг от нормативных. Но и оплата за коммунальные услуги в этом случае производится исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг. Названными Правилами предусмотрен следующий порядок выполнения перерасчетов при низком качестве коммунальных услуг: - при температуре воздуха в жилом помещении ниже 18 градусов С (в угловых комнатах ниже 20 градусов С), при температуре горячей воды ниже 50 градусов С потребитель звонит в аварийно-диспетчерскую службу (в г. Троицке тел. 005) и сообщает о низком качестве коммунальных услуг;- исполнитель коммунальных услуг направляет своего представителя для составления акта;- акт, составленный исполнителем в присутствии потребителя, является основанием для выполнения перерасчета оплаты за коммунальные услуги, причем размер перерасчета зависит от количества дней предоставления коммунальных услуг низкого качества и количества градусов отклонения температуры воздуха в помещении, либо температуры горячей воды от нормативных параметров качества, установленных СанПиН.Вот и выбирайте, собственники, что вы на самом деле хотите получать и оплачивать: коммунальный ресурс или коммунальные услуги? Выбор за вами.Ассоциация коммунальных служб

Комментируют юристыОдним из важнейших направлений деятельности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, в соответствии со ст.161 ЖК РФ, является обеспечение собственников помещений и граждан, проживающих в доме, качественными коммунальными услугами в необходимом объеме.Отношения по предоставлению коммунальных услуг до принятия ЖК РФ регулировались §6 главы 30 ГК РФ. С принятием и вступлением в силу ЖК РФ вновь появившиеся и уже существующие управляющие организации, обслуживающие многоквартирные дома, скорректировали сложившиеся отношения в сторону осуществления посреднических функций по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений, проживающим в многоквартирном доме. И даже стало массовым такое явление, как заключение договоров управления без предоставления коммунальных услуг. В ТСЖ также стали охотно использовать «лазейку» в виде подп. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, по которому ТСЖ предоставлено полное право заключать договоры об оказании коммунальных услуг в интересах членов товарищества.Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг между исполнителями, потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы.Ресурсоснабжающая организация (РСО) — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Исполнителем признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно Правилам, ресурсоснабжающая организация поставляет исполнителю коммунальный ресурс, который впоследствии загадочным образом превращается в коммунальную услугу для исполнителя. В чем отличие? Можно ли брать деньги за перепродажу коммунального ресурса в виде коммунальной услуги?И в каком месте ресурс становится услугой? Коммунальные услуги — это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Если коммунальным ресурсом является товар, и его поставка регулируется главой 30 ГК РФ, то коммунальная услуга — это услуга, представляющая совокупность действий по надлежащему содержанию инженерного оборудования внутри здания для обеспечения транзита коммунального ресурса до квартиры гражданина. Стоимость коммунальных услуг входит в стоимость договора управления и не подлежит дополнительной оплате. Коммунальный ресурс не может быть перепродан гражданам, использующим коммунальные услуги для личных, семейных, домашних нужд.По аналогии можно привести пример: когда человек обращается в ателье с целью пошива костюма или платья, то он хочет получить именно услугу. Ткань здесь используется в качестве ресурса, который необходим для оказания услуги (ткань может быть куплена в магазине или продана ателье до оказания услуги). Совсем другое дело, когда покупатель приходит в магазин за костюмом, который уже становится товаром, и услуга по пошиву его совсем не интересует.Коммунальный ресурс, не доставленный надлежащим образом до квартиры потребителей, не представляет интереса, он не удовлетворяет потребности. Обеспечить самостоятельное обслуживание инженерных сетей потребители не в состоянии. Следовательно, потребители должны обращаться к УО, ТСЖ, РСО за коммунальной услугой.Поскольку коммунальный ресурс поставляется ресурсоснабжающей организацией, а коммунальная услуга исполнителем, т.е. ТСЖ, управляющей организацией, то и место этого «превращения» нужно искать на границе ответственности между ними. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату в соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. ТСЖ в соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 138 ЖК РФ обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, как ТСЖ, так и управляющая организация отвечает за надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Границы общего имущества, обслуживаемого исполнителем коммунальных услуг, определены п. 5, б, 8, 9Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.Внешняя граница устанавливается:- тепло, вода, канализация, электричество - по стене здания;- газ - первое запирающее устройство;- при наличии общедомовых приборов учета - по общедомовому прибору учета.Внешняя граница может быть изменена по соглашению между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем.Внутренняя граница ответственности:- по теплоснабжению - вся внутридомовая система отопления включается в состав общего имущества;- по водоснабжению - первые запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки от стояков;- по канализации - вся система водоотведения входит в состав общедомового имущества;- по электричеству - по индивидуальным (общим квартирным) приборам учета электрической энергии.Внешняя граница является границей ответственности, местом, откуда ресурс становится услугой. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (п. 8 Правил).
Информация в темуСобянин распорядился отменить плату за техобслуживание счетчиков в домахМэр Москвы Сергей Собянин распорядился отменить плату за техническое обслуживание счетчиков в домах. «По постановлению правительства Москвы, техническое обслуживание счетчиков должно проводиться на добровольных началах. На самом деле добровольности там нет, просто выставляют счета», - отметил Собянин на очередном оперативном совещании, сообщают «Вести».Мэр попросил правительство столицы подготовить постановление «об отмене этой оплаты и вынести его на следующее заседание столичной администрации». Собянин также пригрозил увольнением главам 20 управ районов столицы, которые станут худшими по итогам года по показателям благоустройства и уборки от снега городских улиц.

  • Раздел I. Право собственности в многквартирном доме. Общее имущество собственников помещений в многоквартином доме
  • Раздел II. Органы управления многоквартирным домом: общее собрание собственников, совет многоквартирного дома
  • 2.1. Порядок проведения общего собрания собственников многоквартирного дома
  • 2.2. Решения общего собрания собственников многоквартирного дома
  • 2.3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования
  • 2.4. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме
  • 2.5. Совет многоквартирного дома: компетенция, порядок избрания
  • Раздел III. Как содержать свой дом: способы управления многоквартирным домом. Плюсы и минусы различных способов управления
  • 3.1. Способы управления многоквартирным домом
  • 3.2. Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме
  • 3.3. Управление товариществом собственников жилья (тсж)
  • 3.4. Управление управляющей организацией
  • Раздел IV. За что и как мы платим: оплата жилищно-коммунальных услуг
  • 4.1. Момент возникновения обязанности по уплате за жилое помещение и коммунальные услуг
  • 4.2. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
  • 4.3. Требования к содержанию общего имущества
  • 4.4. Работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме
  • 4.5. Оплата работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме
  • 4.6. Содержание придомовой территории
  • 4.8. О соотношении понятий «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс»: теоретический аспект и практическое значение
  • 4.9. Виды коммунальных услуг
  • 4.10. Начисление платы за коммунальные услуги
  • 4.11. Двухкомпонентный тариф на горячую воду
  • 4.12. Исчисление объема потребленной коммунальной услуги по нормативу. Акты фактического проживания потребителей
  • 4.13. Исчисление объема предоставленной коммунальной услуги по прибору учета (счетчику). Ввод прибора учета в эксплуатацию
  • 4.14. Начисление оплаты за коммунальные услуги предоставленные потребителям, проживающим в коммунальных квартирах и общежитиях
  • 4.15. Начисление платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению при самостоятельном производстве данных ресурсов исполнителем коммунальных услуг
  • 4.16. Перерасчет оплаты коммунальных услуг при временном отсутствии потребителя
  • 4.17. Перерасчет оплаты коммунальных услуг при непредоставлении коммунальной услуги или предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества
  • 4.18. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Экспертиза качества коммунальной услуги
  • 4.19. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг
  • 4.20. Начисление платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды
  • 4.21. Исчисление объема коммунальной услуги на общедомовые нужды по нормативу
  • 4.22. Исчисление объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды с использованием общедомового прибора учета. Ограничение при исчислении объема одн по приборам учета
  • 4.23. Некоторые проблемы в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг и способы их решения
  • 1. Холодно в квартире в течение отопительного сезона
  • 2. Из крана, предназначенного для горячей воды, бежит холодная вода
  • 3. Собственник сомневается в правильности начисления платы за общедомовые нужды (одн)
  • Раздел V. Капитальный ремонт общего имущества: новый подход
  • 5.1 Обязанность формирования собственниками помещений в многоквартирных домах фонда капитального ремонта
  • 5.2. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
  • 5.3. Два способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов
  • 5.4. Открытие специальных счетов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов
  • 5.5. Пошаговые действия собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о способе формирования фонда капитального ремонта
  • Заключение
  • 4.8. О соотношении понятий «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс»: теоретический аспект и практическое значение

    Данная тема, возможно, кому-то покажется достаточно сложной, но, тем не менее, без правильного уяснения материала, содержащегося в настоящем параграфе, разобраться с начислением и оплатой коммунальных услуг будет весьма затруднительно.

    В соответствии с п. 2. правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354):

    "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

    "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

    Исполнителем может быть управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

    "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

    Оплачивая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, мы порой и не задумываемся, что оплачиваем коммунальную услугу. Однако, всегда ли указанные выше понятия следует рассматривать как услугу. Нет. Дело в том, что указанные блага считаются коммунальной услугой только когда они предоставляются собственникам помещений многоквартирного дома или идут на обеспечение общедомовых нужд, непосредственно в самом многоквартирном доме. Тогда же когда водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление поставляются до границ многоквартирного дома данные понятия являются коммунальными ресурсами.

    С практической точки зрения это означает, что до границ многоквартирного дома за поставку данных ресурсов должна отвечать ресурсоснабжающая организация, а в границах многоквартирного дома исполнитель коммунальных услуг, то есть организация, осуществляющая управление многоквартирным домом. Поэтому в случае возникновения у потребителя проблем с получением какой-либо коммунальной услуги следует обращаться к исполнителю коммунальных услуг.

    Иногда возникают ситуации, когда ресурсоснабжающие организации пытаются брать на себя обязанности не только по поставке коммунальных ресурсов исполнителям коммунальных услуг, но и по самостоятельному оказанию собственникам помещений в многоквартирном доме таких услуг и, соответственно, самостоятельному начислению и взиманию платы за данные коммунальные услуги. Причем, такие действия ресурсоснабжающих организаций зачастую носят самовольный характер или осуществляются только лишь на основании договоренностей с тем или иным исполнителем коммунальных услуг. Практически это может иметь место, если такой подход устраивает потребителя. Но с точки зрения закона такая практика является не совсем верной. Дело в том, что заключение договоров по оказанию коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями допускается законом лишь в двух случаях:

      В силу ч. 2.1 ст. 161 Жилищного Кодекса при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений;

      На основании ч. 7.1 ст. 155 Жилищного Кодекса при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме).

    Отдельно следует упомянуть об оказании коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией по следующему основанию:

    В соответствии с п. 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124) ресурсоснабжающая организация вправе расторгнуть договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг, при наличии двух условий:

      Такая возможность предусмотрена договором, заключенным ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальных услуг;

      У исполнителя наличествует признанная им по акту сверки расчетов или подтвержденная решением суда задолженность перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.

    Таким образом, следует помнить, что поставлять горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление непосредственно потребителю должен исполнитель коммунальных услуг, а поставка данных благ ресурсоснабжающей организацией допустима лишь в строго обозначенных в законе и подзаконных актах случаях.