Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная защита детей Организационно правовые основы защиты ребенка и семьи

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отноше ний:
  • в сфере образования:
  • в среде обитан ия ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей .

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Опека и попечительство как формы защиты детства

Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

Социальная защита детей в сфере образования

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам.

При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая база социальной защиты детства

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Материально-экономическая база защиты детства

Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе . В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).

Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база , которая включает:

  • бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов;
  • средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
  • средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
  • средства, выделяемые спонсорами и благотворителями;
  • средства, выделяемые Русской православной церковью;
  • средства, выделяемые другими религиозными организациями.

Важнейшим направлением укрепления материально- экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные»). Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи.

Одним из направлений в решении этой проблемы может стать восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских садов, находящихся на смешанном финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной техники и т.п.).

Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите детства заключается в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение. Многие параметры социальной зашиты совершенно не проработаны (зашита от информационного и психологического насилия, проявляющегося в разнузданной «свободе» аудио видео продукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом свободы выбора).

Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.

1. Нормативно-правовая основа защиты семьи и детей в РФ.

Значительная роль в профилактики детского и семейного неблагополучия отводится социальному обслуживанию семьи и детей, формированию оптимальной сети учреждений социального обслуживания, предоставляющие разнообразные услуги детям, семьям с детьми.

Социальная помощь семье и детям является в настоящее время неотъемлемой частью системы социального обслуживания населения – идет процесс активного становления разветвленной системы социальных служб различного профиля. Основная задача всей совокупности системы социального обслуживания семьи и детей (СОС и Д) – обеспечение реализации законодательно регламентированных социальных прав и гарантий семьи, а также оказание социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семьи и детей представляет собой многоуровневую систему, основными компонентами которой выступают государственные и муниципальные органы управления и учреждений социального обслуживания неправительственного сектора.

Социальное обслуживание семьи и детей базируется на конституционно правовых гарантиях, провозглашенных Конституцией РФ, федеральным законом и других правовых актах.

В статье 7. Конституции России провозглашается социальная государственная политика, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб.

Указом Президента РФ от 01.06.1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Правительство РФ в числе неотложных мер, направленных на улучшение положения детей в РФ, предписывалось разработать и утвердить научно обоснованный перечень обязательных и бесплатных социальных услуг женщинам и детям, предоставление которых должно быть гарантированно государством.

Основным нормативным документом в области социального обслуживания населения, семьи и детей является ФЗ от 10.12.1995 года № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ». В нем даны основные понятия сферы социального обслуживания, определена система социальных служб, установлены принципы предоставления социальных услуг. Статья 6 Закона раскрывает соответствие социального обслуживания государственными стандартами, устанавливающими основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания в порядке, определенному органами государственной власти субъектов РФ. Закон содержит перечень прав членов семьи на социальное обслуживание, механизм организации социального обслуживания; регистрацию учреждений и предприятий социального обслуживания и процедуру их создания, деятельность, реорганизацию и ликвидации, порядок финансового обеспечения. В Законе определены положения федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ в области социального обслуживания.

Согласно статье 20 данного Закона полномочиями федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания относятся:

· установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

· принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

· установление методического обеспечение социальных служб;

· установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

· организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;

· развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

Органы государственной власти субъектов РФ вне пределов полномочий органов государственной власти РФ, предусмотренных ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» осуществляет собственно правовое регулирование социального обслуживания населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся:

· обеспечение реализации данного ФЗ;

· разработка, финансирование и реализация региональной программы социального обслуживания;

· определение структуры органов управления государственной системы социального обслуживания и организации их деятельности;

· установление порядка координации деятельности социальных служб;

· создание управленческой и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и иные полномочия (статья 21).

Развитию сети учреждений социального обслуживания семьи и охраны материнства способствует реализация ФЗ от 10.12.1995 года № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ», Постановления Правительства России от 24.06.1996 года № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами», и от 03.10.2002. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России на 2003 – 2006 годы».

2. Государственная социальная политика защиты детей, охрана материнства и детства.

Охрана материнства и детства является приоритетным направлением в здравоохранении.

Охрана материнства и детства – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающих рождение здорового ребенка, правильное и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей.

Мероприятия в области охраны материнства и детства преимущественно имеют медико-социальное значение, которое заключается в сохранении здоровья женщины, снижение материнской и детской смертности, в воспитании здорового молодого поколения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного благополучия, психического и социального благополучия, физического, а не только отсутствие болезней, физического и умственного недостатка. При этом здоровье всех народов ВОЗ рассматривает как основной фактор в достижении мира и безопасности. Здоровое развитие детей ВОЗ считает фактором первостепенной важности, а поэтому программирует мероприятия по охране материнства и детства как главные.

В России охрана материнства и детства гарантирована Конституцией РФ, а также «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 548 – 1.

Согласно статье 38 Конституции РФ «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Статья 4 гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Статья 10 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» рассматривает обеспечение прав детей на охрану здоровья, в числе основных гарантий прав ребенка. В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством РФ, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривает профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Сегодня каждая вторая семья нуждается в социальной защите, каждая третья является социально неблагополучной. Растет количество неполных семей.

В современной России происходит становление системы социального обслуживания населения, как в целом, так и различных категорий семьи и детей. Выделяют две основных функции социальной защиты:

1. Социальные выплаты.

2. Социальное обслуживание.

Социальные выплаты – это система государственного материального обеспечения престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми и иных категорий работающего населения посредством социальных выплат, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей в старости, случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потере кормильца и т.д. Система социальных выплат включает в себя пенсии, пособия по безработице, многодетным семьям, одиноким матерям, малообеспеченным семьям. Основные социальные выплаты направлены семьям, имеющим детей. Конституцией РФ установлено, что семья, материнство и детство находятся под защитой.

Государство должно создавать и совершенствовать работу детских учреждений, развивать систему социальных служб в помощь семьям, устанавливать льготы многодетным, малообеспеченным семьям, семьям воспитывающих детей инвалидов, приемным семьям, одиноким матерям. Выплачивать пособия гражданам, имеющих детей и принимать другие меры по социальной защите детей, материнства и детства.

Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в РФ.

В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из важнейших функций социального государства является социальная защита (поддержка социально уязвимых групп населения, к которым относятся и дети). Современную Россию нельзя сегодня назвать благополучным государством. Уровень и качество жизни российского общества отличаются низкими жизненными стандартами основной части населения и резкой дифференциацией личных доходов отдельной категории населения.

Фактические и статистические данные последних лет, приводимые в ежегодных государственных Докладах, свидетельствуют о кризисном социально-экономическом положении детей в нашем обществе:

· резко обозначилось противоречие между миром взрослых и миром детей, возросло непонимание и отчуждение взрослых по отношению к детям;

· демографическая ситуация в России характеризуется сокращением числа детей, что обуславливается низким уровнем рождаемости, связанным главным образом с экономической ситуацией в стране;

· основные качественные показатели жизнеобеспечения детей остаются низкими;

· высокий уровень социальных патологий в детской среде;

· широкое распространение получает детский труд, несмотря на его правовой запрет, в т.ч. и вовлечение детей в проституцию, противоправные виды деятельности;

· большие масштабы приобретает проблема насилия и жестокого обращения с детьми, в т.ч. сексуального насилия и эксплуатации.

24 июля 1998 года в РФ был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который сейчас является основным документом в области социальной защите детства. По этому закону целями государственной политики в интересах детей являются:

· осуществление прав детей предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий, прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

· формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

· содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и Федеральному Законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры.

Основные направления государственной социальной политики:

· укрепление правовой защиты детства;

· поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

· обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

· улучшение питания детей;

· обеспечение воспитания, образования и развития детей;

· поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

· Законодательное обеспечение прав ребенка;

· Поддержка семьи в целях обеспечения воспитательного отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовка их к полноценной жизни;

· Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

· Поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

3. Формы и методы социальной защиты детства (СЗД).

Основными структурными компонентами системы СЗД являются формы и методы ее организации. Наиболее полная характеристика форм и методов СЗД представлена В.А. Варывдиным и М.П. Климантович. Согласно их позиции формами СЗД ячвляются:

1. Постановления и решения компетентных органом. В области СЗД такими органами являются

· Федеральное Собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам СЗД и по системе в целом;

· Президент РФ, подписывающий федеральные законы и издающий соответствующие Указы;

· Правительство РФ, принимающее постановление по вопросам СЗД;

· Суды РФ, рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области СЗД;

· Министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты СЗД;

· Органы власти и управления РФ и местные самоуправления;

· Руководители учреждений и предприятий, изучающие правовые акты по вопросам СЗД – воспитанников, учащихся, несовершеннолетних сотрудников, детей сотрудников учреждений и предприятий.

2. Программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся СЗД. Наиболее известные программы: федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы, утверждена Постановлением Правительством РФ от 03.10.2002 года № 732. в ее состав включается подпрограммы: «Дети – сироты», «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Дети – инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними»,

3. План мероприятий по СЗД. Например, план действий по улучшению положения детей в РФ на 2001 – 2002 годы. (Утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 1090 – р).

4. Создание и развитие материальной базы для СЗД, мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направленных государственными, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на СЗД

Методы СЗД:

· Убеждение действующих и потенциальных субъектов СЗД в необходимости активного участия в СЗД;

· Использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войны и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр при проведении мероприятий по охране детей;

· Стимулирование и поощрение мероприятий по СЗД;

· Метод принуждения;

· Метод анализа и прогноза в развитии системы СЗД.

Дисциплина «Методика социальноправовой защиты ребенка»
742 группа ОЗО

План

1. «Социальная защита», «социально-правовая
защита» как понятия.
2. «Социально-правовая защита детства»:
общее понятие, стандарты, формы.
3. Основные документы социально-правовой
защиты ребенка международного,
российского, регионального уровней.
4. Основные институты защиты детства:
международные, российские, региональные,
локальные.
5. Институт омбудсменов.

Социальная защита

Социальная защита является важнейшей функцией государства по
обеспечению основных социальных прав человека на основе
международных и национальных норм.
Она представляет собой в широком смысле деятельность
государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач
социальной политики по реализации совокупности законодательно
закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий,
обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных
прав;
в узком смысле – комплекс целенаправленных конкретных
мероприятий экономического, правового и организационного
характера для поддержки наиболее незащищенных слоев общества
либо лиц, работа (служба) которых связана с социальными рисками.
Социальная защита направлена на предотвращение
неблагополучного воздействия социальной среды на людей или
смягчение последствий таких воздействий.

Социальная защита

Социальная защита – система мероприятий, осуществляющихся обществом и
его различными структурами, по обеспечению гарантированных
минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию
жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты
населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение,
обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся
категорий населения, государственное социальное страхование, социальное
обслуживание. В целом организационно – правовые формы социальной
защиты населения можно подразделить на две большие группы:
государственные и негосударственные.
К государственным организационно-правовым формам социальной защиты
населения относятся: льготы, доступное здравоохранение, пенсионное
обеспечение, доступное образование, система социального обслуживания и
предоставления социальных услуг, меры социальной поддержки.
К негосударственным организационно-правовым формам социальной
защиты населения относятся: добровольное социальное страхование,
благотворительность, частные системы здравоохранения.
В нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы
социальной защиты населения, в которой используются практически все
организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной
экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда
теоретических и организационных проблем.

Социально-правовая защита – это:

Социально-правовая защита – политика и целенаправленные действия, а также
средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе,
в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем,
обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к
полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации
прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и
социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления
или приобретения [Савинов, А.Н. Организация работы органов социального
обеспечения.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. С. 115].
Социально-правовая защита населения в широком смысле - это совокупность
социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом
и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение
потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования
личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер,
направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как
болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению
гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки
социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и
связанного с этим снижения их уровня жизни.
Социально-правовая защита населения включает социальное обеспечение,
социальное страхование и социальную поддержку (помощь).
Социально-правовая защита различных категорий населения. Размещено на
http://www.allbest.ru/

Правовые основы социальной защиты

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. ст. 22:
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное
обеспечение. Нормы декларации связывают реализацию права
каждого человека на достойный жизненный уровень не только в
период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы,
болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных
случаев утраты средств к существованию по независящим от
гражданина обстоятельствам.
Конституция РФ:
Закрепила право граждан РФ на социальную защиту,
провозгласила, что Российская Федерация является социальным
государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных законом.

Социально-правовая защита ребенка (детства)

Социальная защита детства проявляется в разных
сферах жизнедеятельности:
в сфере семейных отношений:
в сфере образования:
в среде обитания ребенка.
Должен быть защищен:
1. уровень жизни ребенка (витальные потребности,
здоровье физическое и психическое)
2. должна быть обеспечена безопасность
(физическая, экономическая, социальная)
3. право на самореализацию и развитие своих
способностей и возможностей.

Основы социально-правовой защиты ребенка в РФ

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе
РФ:
право воспитываться в семье,
право на защиту и обеспечение потребностей
ребенка, на защиту здоровья, на проживание в
помещении, где живет его семья,
право на сохранение своей индивидуальности,
право на имя, на общение с родными,
право на собственность, алименты, пенсии,
пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со
стандартами, установленными законодательством РФ:
гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее
образование, а на конкурсной основе - среднее и высшее профессиональное образование и
воспитание в общеобразовательных учреждениях;
бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с
минимальными нормами питания;
гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на
профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату
труда;
социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная
материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим
детей;
социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных
условиях, а также
на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
организация квалифицированной юридической помощи.
Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый - в повседневной обстановке, в
обычной жизненной ситуации; второй - в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Опека и попечительство как формы защиты детства в РФ

Опека и попечительство как формы защиты
детства в РФ
Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14
лет, а попечительство - для детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и
прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут
выступать физические лица (например, близкие родственники), а
также детские воспитательные и образовательные учреждения,
органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно
определены права детей, находящихся под опекой или
попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия
защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не
оплачивается, по опекун получает на содержание подопечного
ежемесячные денежные средства в размере, установленном в
конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без
попечения родителей.
В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть
прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая
болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком
или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях - если
биологические родители или близкие родственники опротестовали
установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается
органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Международный уровень

Документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные
соглашения и программы по охране материнства и детства.
Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой
ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных
правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах
специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами
благополучия детей.
В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. Из документов, принятых в
конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила
ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних),
Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 г.) С 1992 г. день принятия Конвенции - 20 ноября,
отмечается как Всемирный день детей.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).
С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о
защите прав детей (1996 г.).
Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении
детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества,
выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.
Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной
конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.
Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась
к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26
декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Общероссийский уровень

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на:
Конституцию РФ (1993),
Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье,
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24 июля 1998 г.
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012),
на законодательство о социальной защите населения России в целом.
Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе
федеральных программ и указов Президента РФ.
В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети
России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера»,
«Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского
питания», «Планирование семьи»).
В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской
Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие
социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей
беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство».
Все они объединены в единую целевую программу «Дети России».
С 1 января 2015 года в ступил в силу Федеральный закон «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Региональный уровень

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую
базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения
законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов
власти субъектов Федерации и местных властей, общественных
организаций, региональные программы. В Республике Карелия
это:

комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» от
16 июля 2009 года № 1323-ЗРК


Закон Республики Карелия «Об образовании» от 20.12.2013 №1755 – ЗРК
На обсуждении проект закона Республики Карелия «О
социальном обслуживании граждан в Республике Карелия»
Адрес сайта: http://mzsocial-rk.ru/documents/prj-npa.html

Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

Конвенция является единственным международным
договором, который ратифицировало абсолютное
большинство существующих государств. В ней
подтверждаются права всех детей на выживание,
охрану здоровья и образование через создание для них
благоприятных условий жизни, позволяющих оградить
детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия,
а также гарантии права на гуманное обращение с
детьми при нарушении ими закона. В Конвенции о
правах ребенка в основном перечислены те права,
которые призваны обеспечить удовлетворение особых
потребностей детей, связанных с их социальной и
психофизической незрелостью.

Конституция Российской Федерации

Круг прав человека и гражданина значительно шире
и включает такие на первый взгляд "недетские"
права, как:
неприкосновенность частной жизни,
недопустимость сбора, хранения и распространения
информации о частной жизни лица без его
согласия,
право на возмещение вреда, причиненного
незаконными действиями или бездействием
органов государственной власти.
Таким образом, ребенок выступает объектом и
субъектом права, имеющим все конституционные
права, которые провозглашены для любого человека,
и особые права – для ребенка.

Знаменательные даты

День прав человека (Human Rights Day) 10 декабря.
Принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 году в честь
принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав
человека.
День доброты 13 декабря.
Международный день помощи бедным 19 декабря.
День Белых Орхидей (праздник ребёнка «из пробирки»)
(первое воскресенье апреля). С 2010 года учрежден
днепропетровскими врачами-репродуктологами.
Международный день защиты детей отмечается. 1 июня,
учреждён в ноябре 1949 года в Париже решением
конгресса Международной демократической федерации
женщин, впервые отмечался в 1950 году.
День защиты детей Африки 16 июня.
Всемирный день детей. Всероссийский День правовой
помощи детям 20 ноября.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка международного, российского, регионального уровней

Всемирные
Конвенция о правах ребёнка
Всероссийские
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации,
Семейный кодекс РФ
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»
Федеральный закон «Об образовании в РФ»
Республиканские
Закон Республики Карелия «Об организации деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»
Закон Республики Карелия «О государственной молодежной

Закон Республики Карелия «Об образовании»
Закон Республики Карелия «О социальном обслуживании граждан
в Республике Карелия»
Закон Республики Карелия «О государственной молодежной
политике в Республике Карелия»

Заполните таблицу – обзор документов социально-правовой защиты ребенка

Заполните таблицу – обзор документов социальноправовой защиты ребенка
№ Название документа.
Уровень документа
(Всемирный,
Всероссийский,
региональный)
«История
документа»
Когда и кем
принят?
Как?
1 Конвенция о правах
ребёнка. Всемирный…

2 …
3 …
Объём
документа
(в стр.).
Структура
документа
(разделы,
главы,
параграфы)
Целевая
группа
документа.
Кого
касается
документ?
Как
документ
может быть
использован
социальным
педагогом?

Основные институты социально-правовой защиты ребенка

Государственные и негосударственные
(общественные):
Международные
Российские
Республики Карелия
Муниципальные

Республика Карелия

Министерство внутренних дел по Республике Карелия Адрес сайта: https://10.mvd.ru/
Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты прав ребенка
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Адрес сайта:
http://mzsocial-rk.ru/
Подведомственные учреждения, ориентированные на детей:
Больничные учреждения, учреждения охраны материнства и детства, амбулаторно-клинические
учреждения, учреждения социального обслуживания…
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания " Ладвинский детский
дом-интернат для умственно отсталых детей " (детский, психоневрологического профиля)
Государственное учреждение социальной защиты «Республиканский центр социальной помощи
семье и детям «Сампо»
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Карелия
«Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Возрождение»
Министерство образования Республики Карелия Адрес сайта: http://minedu.karelia.pro/
Отдел опеки и попечительства МО РК.
Подведомственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей:
Государственное казенное образовательное учреждение Республики Карелия для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей "Олонецкий детский дом (смешанный)«
Государственное бюджетное образовательнок учреждение Республики Карелия для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 2 (смешанный)"
Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики
Карелия. Адрес сайта: http://www.goskomsportrk.ru/

Петрозаводск

Управление социальной защиты
администрации Петрозаводского городского
округа.
Комиссия по делам несовершеннолетних и
защите их прав Петрозаводского городского
округа
Отдел опеки и попечительства над
несовершеннолетними администрации
Петрозаводского городского округа.
Программа «Петрозаводск - город
доброжелательный к детям».

Социальная защита населения г. Петрозаводска

Начальник управления социальной защиты
Малышева Елена Викторовна
Адрес: 185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина,
2, каб. 321
Тел. (8142) 71-35-75
e-mail:
Сайт социальных служб администрации
Петрозаводского городского округа:
http: //www.social-ptz.ru

Центр социальной работы

Наш адрес............................. г. Петрозаводск,
пр. Ленина, 6
Телефон................................ (8142) 774643
Факс....................................... (8142) 774643
Информационный
телефон центра.................. 78-38-24
E-mail:....................................

Институт уполномоченных по защите прав ребенка. Омбудсмен

«Омбудсмен» (от шведского ombudsman, омбудсман,
«представитель») – должностное лицо, на которое возлагаются
функции контроля за соблюдением законных прав и интересов
граждан в деятельности органов исполнительной власти и
должностных лиц.
В соответствии с федеральным конституционным законом от
26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации», Уполномоченный действует в целях
обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод
граждан, их соблюдения и уважения государственными органами,
органами местного самоуправления и должностными лицами. При
осуществлении своих полномочий он независим и неподотчётен
каким-либо государственным органам и должностным лицам.
С сентября 2009 года в России была официально учреждена
должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
(Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986).

Уполномоченный по правам ребёнка имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые
сведения, документы и материалы от органов государственной
власти федерации и ее субъектов, органов местного
самоуправления, организаций и должностных лиц;
беспрепятственно посещать органы власти и местного
самоуправления, организации;
проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными
государственными органами и должностными лицами проверку
деятельности федеральных органов исполнительной власти,
органов государственной власти субъектов РФ, а также
должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
направлять во властные органы и должностным лицам, в решениях
или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение
прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее
рекомендации относительно возможных и необходимых мер
восстановления указанных прав и интересов.

Основные нормативные документы к деятельности омбудсмена:

Всеобщая Декларация прав человека;
Конвенция о правах ребёнка;
Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
Конституция РФ;
Семейный кодекс РФ;
Трудовой кодекс РФ;
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»;
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 2012 г.;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об
Уполномоченном при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка».

Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте РФ

Кузнецова Анна Юрьевна
9 сентября 2016 года назначена
Уполномоченным при Президенте РФ по
правам ребенка, а также включена в состав
рабочей группы при Президенте РФ по
выработке предложений о дополнительном
регулировании деятельности НКО.
Сайт: http://deti.gov.ru/display.php?id=7870

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия

Петрозаводск, Красная, 30а, 113 кабинет
Телефоны: +7 (8142) 76–01–20, +7 (8142)
76–07–44

Школьный омбудсмен

В 1998 году в Москве появились первые Уполномоченные по правам
участников образовательного процесса, которые были призваны стать
дополнительным «рычагом», помогающим защищать права и интересы всех
участников образовательного процесса, с приоритетным направлением по
защите прав и интересов ребенка. В настоящее время уполномоченные по
правам участников образовательного процесса имеются в образовательных
учреждениях многих регионов России.
Правовые основы деятельности школьного омбудсмена. Школьный
омбудсмен (уполномоченный) - неофициальное лицо, выбранное
педагогами, родителями и учениками. Он разбирает конфликтные ситуации,
следит за соблюдением прав и законных интересов всех участников
образовательного процесса, занимается правовым воспитанием,
образованием и профилактикой правонарушений, участвует в формировании
правового пространства в школе, является гарантом реализации на практике
существующих нормативных и гигиенических требований к организации
учебного процесса и условиям труда.
При этом важнейшим, приоритетным направлением деятельности
уполномоченного является защита прав детей.
Омбудсмен не подотчетен администрации школы и должностным лицам и
дает рекомендации руководству школы по принятию тех или иных
(административных, дисциплинарных) мер. По сути, он является одной из
форм самоуправления в школе.

Некоммерческие организации Республики Карелия «Гражданское общество многонационального региона»

Сайт: http://nko-karelia.ru/map
НКО РК в «детской теме»:
Карельская региональная детская общественная организация «Детская республика»
Карельский региональный общественный благотворительный фонд «Центр
развития молодежных и общественных инициатив»
Карельское республиканское отделение Общероссийской общественной
организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки
семьи и защиты семейных ценностей»
КРОМО «Центр развития добровольчества»
КРОО «Здоровая семья»
Карельский региональный благотворительный фонд «Материнское сердце»
Петрозаводская общественная организация «Доброта»
Региональная общественная организация «Карельский Союз защиты детей»
Автономная некоммерческая организация по оказанию социальных услуг
инвалидам «Особая семья»
Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере образования,
реабилитации и трудоустройства социально незащищенных слоев населения
"Школа радости"
Карельская региональная детская общественная организация «Скауты Карелии»
Карельская региональная молодежная общественная организация «Педагогический
отряд «Параллели»

Литература и источники

Закон Республики Карелия «О государственной молодежной
политике в Республике Карелия» от 18.01.2010 № 1359-ЗРК
Закон Республики Карелия «Об образовании» от 20.12.2013 №1755 –
ЗРК Электронный ресурс: http://www.kareliazs.ru/zakonodatelstvo_rk/prav_akty/1755zrk/
Конвенция о правах ребенка [одобрена Генер. Ассамблеей ООН 20
ноября 1989 г.] // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. 46.
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. -М., 1993.
Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России. 2009.
Электронный ресурс: http://www.juristlib.ru/book_4846.html
Социальная защита детей. Электронный ресурс:
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/zashchita-detey.html
Об образовании в РФ: Федер. Закон 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
21.07.2014) Электронный ресурс:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165984/
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
Федер. закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // Рос. газ. 1998. 5 авг.
Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних: Федер. Закон от 24 июня 1999
года №120-ФЗ
Семейный кодекс Российской Федерации. - М., 1996.

В соответствие с п.1 ст.8 СК РФ предусматривается защита прав детей в судебном и административном порядке Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями 28.12.2004).

Судебная защита прав ребенка осуществляется прямо и косвенно.

В первом случае речь идет о делах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего (определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей; обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно; обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками; лишение родительских прав и восстановление в родительских правах; ограничение родительских прав и его отмена).

Перечень дел, по которым суд осуществляет прямую защиту прав ребенка является исчерпывающим.

Ее характерная особенность заключается в том, что здесь налицо спор о праве на семейное воспитание.

Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства. Данный перечень исчерпывающим не является. Мало того, косвенная защита права ребенка в семье может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.).

В настоящее время широко обсуждается вопрос ювенальной юстиции в России.

В период реформы советского уголовного и уголовно-процессуального законодательства (1959-1961) уже делались попытки создать модель правосудия, отражающую его специфику по отношению к несовершеннолетним. И в первые годы после реформы этот замысел удавался (дополнительные гарантии прав личности, специализация судей, прокуроров, следователей). Однако дальнейшие изменения законодательства оказались не в пользу несовершеннолетних, и начавшая было возникать модель ювенальной юстиции довольно быстро превратилась в обычное общеуголовное правосудие. Современное российское уголовное законодательство сохраняет следы "средневекового" подхода, так как допуская определенные послабления для несовершеннолетних (например, недопустимость возложения на них более тяжелого наказания, нежели лишение свободы на десятилетний срок, возможность применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия и др.), не рассматривает судопроизводство для несовершеннолетних как процедуру, коренным образом отличающуюся по своему предназначению и формам от разбирательства уголовных дел взрослых обвиняемых Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. - ИГПАН, 2002, с.24..

Подавляющее большинство российских ученых, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, уверены в необходимости скорейшего внедрения ювенальной юстиции в России. Однако в рамках предполагаемой реформы некоторые настаивают на введении отдельных специализированных судов по делам несовершеннолетних, в то время как другие ратуют за рассмотрение дел несовершеннолетних в особом порядке, но без создания специальных судов.

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

К первым относятся:

  • - Прокуратура,
  • - Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

  • - предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
  • - предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • - непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
  • - внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • - опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

По информации начальника Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной Прокуратуры РФ, в 2000 году прокурорами было выявлено более 42 тысяч нарушений в сфере охраны жизни, здоровья, защиты семьи, материнства, отцовства и детства. В защиту прав и законных интересов, несовершеннолетних прокурорами внесено 18 тысяч представлений об устранении нарушений законов, кроме того, было направлено в суды в защиту имущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более 32 тысяч исков на сумму 91 миллион рублей Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. - ИГПАН, 2002, с.21..

С целью наиболее последовательной защиты прав ребенка нередко предлагают ввести должность Омбудсмена по правам ребенка. С 1998 года в нескольких субъектах Российской Федерации (Волгоградской, Калужской, Новгородской области, города Екатеринбург и Санкт-Петербург) уполномоченные по правам ребенка уже начали действовать, но на общественных началах и без необходимой законодательной базы.

Представляется, что создание такого института может иметь смысл только с целью сбора информации о нарушении прав детей. Как орган, имеющий своей целью защиту прав детей, он представляется неэффективным, так как будет дублировать надзорные функции прокуратуры не имея, при этом, достаточных полномочий для должного реагирования на нарушения прав детей и предотвращения таких нарушений.

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

  • - предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
  • - осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
  • - организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
  • - подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями 28.12.2004)..

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет, как правило, один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д.

Таким образом, у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи, с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

  • - расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;
  • - введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);
  • - составление Плана по защите ребенка - акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;
  • - распределение полномочий по опеке и попечительству между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);
  • - создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);
  • - разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;
  • - контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации. Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Зарубежный опыт свидетельствует, что защиту прав ребенка осуществляют, например, "общинные" центры помощи (США, Англия), семейные "наблюдатели" (Нидерланды) Кравчук Н.В. Деятельность международных органов в защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации// Материалы научно-практической конференции.- М.- ИГПАН, 2004, с.20..

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка - закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. А в соответствии со ст.37 ГПК РФ, лицам от 14 лет, дается возможность самостоятельной защиты своих прав в суде.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то, несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знает своих прав, и не имеет доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает обязанности органов, управомоченных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет-универсальна - единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. - М. Инфра, 2004, с.98..

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Помимо защиты прав ребенка в судебном порядке на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение. Более того, ч.3 ст.46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека.

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах, ущербны, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Конвенция о правах ребенка 1989 года и многие другие нормативно-правовые акты.

Правительством были определены «Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года», Принята Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732). Но реалии жизни свидетельствуют, что такого рода мер явно недостаточно. В этой связи долг федеральных и региональных органов исполнительной власти - постоянно наращивать потенциал самой системы правоприменения, повышать исполнительскую дисциплину, совершенствовать профессионализм специалистов, работающих в области обеспечения прав молодых граждан страны.

Правовое положение несовершеннолетних детей в России

Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн. Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы.

Результаты специального исследования реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за последние годы показали, что:

во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;

во-вторых, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;

в-третьих, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;

в-четвертых, законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические, правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов своего действия в сфере детства.

Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, - истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.

Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, - мировая тенденция. Специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.

Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции - судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет, эффективно действующий в Норвегии.

В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации - традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка - к сожалению, не всегда действуют должным образом.

Билет 9. Нормативно-правовые основы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные понятия:

1.Дети, оставшиеся без попечения родителей-лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений.

2.Дети-сироты-лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

3. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не занимаются воспитанием ребенка, не заботятся о нем.

Нормативно-правовая база:

1.Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных, федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.

Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.Семейный Кодекс РФ. Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения

Закон создан в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи

5. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

6. Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 г. № 616-87.