Конспект урока орксэ «с чего начинается родина. Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "с чего начинается родина"

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей:

Познавательно-речевая;

Художественно-эстетическая;

физическая

Программные задачи:

  • Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о столице нашей Родины, о Саратовской области, о родном посёлке;
  • Систематизировать знания детей о символике государства, Саратовской области и о посёлке Горный;
  • Развивать память, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.;
  • Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;
  • Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;
  • Развивать грамматический строй речи.

Предварительная работа:

  • Беседы о российской символике, о символике Саратовской области и посёлке Горный;
  • Чтение стихотворений о Родине;
  • Заучивание стихотворений о гербе и флаге России;
  • Рассматривание иллюстраций о Москве, Саратове, Горном;
  • Слушание государственного гимна России.

Ход занятия:

Воспитатель. (показ глобуса) Дети, кто знает, что это?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Правильно, это глобус, модель земного шара. На земном шаре 5 континентов: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия. (показ на глобусе) . Большую часть территории занимает наша Родина – Россия, где мы живём. «Наше Отечество, наша Родина-матушка-Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью зовём потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; одна у человека мать – одна у него и Родина.» Крепко любят свою Родину русские люди. Сложили о ней пословицы и стихи.

«Родина любимая, что мать родимая» .

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Аксельрод «Наш дом» .

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.

Слайд 2. (карта страны)

Воспитатель. Посмотрите, ребята, - это карта нашей страны. Видите, какую огромную территорию она занимает: от запада до востока, от севера и до юга. Это наша большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна, в которой мы живём?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Правильно, - это Россия. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя –Россия.

Игра «Кто, где живёт?»

Воспитатель. Давайте поиграем в игру. Я называю вам страну, а вы народ, который там живёт. Как называем мы людей, которые живут в нашей стране?

Дети. (россияне)

Воспитатель. Америка

Дети. (американцы)

Воспитатель. Англия.

Дети. (англичане)

Воспитатель. Франция.

Дети. (французы)

Воспитатель. Индия.

Дети. (индийцы)

Воспитатель. Правильно, дети! Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, языку национальным традициям (слайд 3)

Воспитатель. Ребята, в каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны называется столица. И у нас в России такой город тоже есть.

Воспитатель. Как называется столица нашей Родины?

Дети. (Москва) Слайд 4.

Воспитатель. Ребята, а кто же управляет такой большой страной?

Дети. (президент) . Слайд 5

Воспитатель. Назовите его имя.

Дети. (В. В. Путин)

Воспитатель. Одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей.

Воспитатель. А кто знает, как зовут нашего президента Р.А (Кумпилов)

Дети. (ответы)

(слайд 6 губернатор нашей области)

Воспитатель. В Кремле работает правительство России, которое помогает президенту управлять, руководить жизнью нашей страны. Слайд 7

Воспитатель. У каждой страны, ребята, есть свои отличительные знаки, государственные символы. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Вы уже догадались, о чём я говорю? Это герб, флаг и гимн. Есть такие символы и у России Слайд 8,9

Воспитатель. Назовите три государственных символа.

Дети. (герб, флаг, гимн)

Воспитатель. Сейчас, мы с вами говорили о большой Родине – России. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём – это наша родная Республика

Воспитатель. Как называется наша республика в которой мы живём?

Дети. Адыгея) Слайд 10.

Воспитатель. У нашей Республики есть тоже своя символика: герб, флаг.

Воспитатель. А вы знаете, что изображено на гербе Республике А

Дети. (ответы)

Воспитатель. В основе герба города Слайд 11.

Воспитатель. Ребята, а кто знает из каких цветов состоит полотнище флага Р.А

Дети. (ответы)

Воспитатель.. Слайд 12

Воспитатель. Ребята, а сейчас вам предлагаю поиграть в игру «К своему флагу беги»

(На стульчиках лежат флаги: России, р.а у детей в руках один из флагов. Дети под музыку двигаются врассыпную, по окончании музыки, дети должны как можно быстрее собраться около своего флага) .

Воспитатель. Молодцы, хорошо знаете флаги.

Воспитатель. Как называется город в котором мы живём?

Дети. Майкоп

Воспитатель. Слайд 14. Дети, посмотрите, герб Горного представляет собой деление поля на красную и серебряную (водная гладь) части, что показывает берег канала и символизирует его огромное значение в жизни района. Символику гидросооружений дополняет волнистая оконечность переменных цветов - аллегория плотин и созданных людьми многочисленных водохранилищ.

Зерновое сельское хозяйство, как основа экономики района, отражена двумя колосьями - зеленым и золотым, аллегорически показывающими полный цикл выращивания сельскохозяйственных культур.

Во флоре Краснопартизанского муниципального района имеется ряд редких растений, занесенных в Красную книгу, но особой известностью и популярностью пользуется тюльпан Геснера (Шренка) . Цветы тюльпанов в гербе показывают не только любимый жителями цветок, но и образно отражают природное разнообразие района.

Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения, интеллекта, солнечного тепла.

Серебро – символ чистоты и совершенства, мира и взаимопонимания; серебро - цвет прозрачной воды многочисленных водоемов района.

Красный цвет - символ мужества, силы, красоты, труда, праздника, также указывает на название района - Краснопартизанский.

Зеленый цвет - символ природы, здоровья, молодости, жизненного роста.

Воспитатель. Мы с вами живём в посёлке Горный. Давайте раскрасим герб нашего посёлка. (Детям даётся готовый контур, они его раскрашивают) .

Воспитатель. В нашем посёлке много улиц. (стук в дверь, логопед получает письмо от звукоеда)

Воспитатель. Ребята, звукоед прислал нам письмо. Он пишет, что когда считал улицы нашего посёлка, то потерял один звук. А какой, не может понять. Просит вас срочно ему помочь. Вот послушайте: одна улиа, две улиы, три улиы, четыре улиы, пять ули

Воспитатель. Какой звук потерял буквоед?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Давайте правильно посчитаем улицы и отправим ему ответ звуковым письмом. (можно организовать скайп)

Игра «Считаем улицы»

Одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц.

Воспитатель. Слайд 15. Ребята, а это фото вы узнаёте?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Это наш любимый детский сад. Наш второй дом. Часть нашей Родины. В нём живут дети. В этом доме никогда не будет войны.

Воспитатель. Все люди мечтают о мире, мечтают, чтобы на их Родине всегда царил мир. Вы, дети, знаете, что есть ещё такие места на планете, где идёт война и гибнут люди. На земном шаре живут люди разных национальностей. Они хотят жить под солнцем вместе, дружной семьёй. Это главное желание всех людей, всех детей на планете.

Воспитатель. Давайте послушаем Аню, Лизу, Сашу.

Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как травы – с лугом,

Как ветер – с морем,
Поля - с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!

Давайте, люди,
Беречь планету –
Во всей вселенной
Похожей нету.

Во всей вселенной
На всех одна.
Что будет делать
Без нас она?

Воспитатель. (звучит музыка) .

Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!

Давайте же, ребята,
Назло непогодам
Обнимем планету
Своим хороводом!

Развеем над нею
Тучи и дым,
В обиду её
Никому не дадим!

Воспитатель. Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Чем оно вам понравилось?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Молодцы ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

Воспитатель. Весь мир открыт перед вами. Скоро вы вырастите, окончите школу, получите профессию, но куда бы, ни забросила вас судьба, всегда помните, что вы - граждане России. Любите и гордитесь своей Родиной!

«С чего начинается Родина?»

К.Н.Яковлева, учитель начальных классов МБОУ «Кадетская школа №14»

г. Чебоксары

Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в кадетской школе, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений. Изучая историю родного края, они глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества.

В программе развития нашего класса ведущим направлением является патриотическое воспитание: уроки мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями чувашского и русского народов, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, Музей воинской славы, проведение родительских собраний.

Все это направлено на решение следующей проблемы: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников.

Цель: выявить педагогические условия формирования патриотизма и гражданственности через изучение истории родного края и России в целом.

Задачи:

1) развивать у детей чувство патриотизма и любви к совей Родине, вызывать у детей интерес к родной природе;

2) развивать устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли, умение формировать и задавать вопросы по прослушанному материалу;

3) активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности;

4) воспитывать чувство сотрудничества, дружбы и товарищества.

Методы обучения: проблемно-словесный, поисковый, исследовательский, творческий, эвристический, наглядный, практический.

Виды деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях Чувашской Республики, презентация, музыкальная запись гимна, презентация учащихся «Моя семья», рисунки на тему «Семья», фотографии города Чебоксары, символы Российской Федерации и Чувашской Республики.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах.

Ожидаемый результат: готовность учителя к проведению урока по «Основам светской этики» на тему «С чего начинается Родина».

Конечный продукт: развернутый план урока.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Знаем мы - и ты, и я:

Вместе - дружная семья!

Учитель: Ребята, мы - единое целое: от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

2. Фронтальная беседа.

Учитель: Какое слово здесь зашифровано?

Ученик: Родина.

Учитель: Мы поговорим о том, что такое Родина, почему надо любить и беречь ее. Пожалуйста, ответьте на вопрос: «С чего начинается Родина?» Ответы детей.

Прослушивание песни на слова В.Баснера, муз.М.Матусовского.

3.Беседа.

Учитель: Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которым обозначают группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. Древнейшего бога славян также звали Род. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? Ответы детей.

4.Работа по теме урока.

Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся.

Учитель: Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? Общаетесь ли вы с соседями? Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

Презентации подготовленных ученикам рисунков на тему «Моя семья».

Учитель: Итак, с чего начинается Родина?

Учитель: Наш дом, семья, родные - это наша малая родина. Для кого-то малая родина - небольшой посёлок или деревушка, для других - городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя! Почему же мы так говорим? Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Родина начинается с того, что однажды ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей - вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные - чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина - тебя всегда ждут.
5.Конкурс на знание однокоренных слов «Родня». Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

Словарная работа:

Родители- отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич - родственник, член рода.

Родня - родственники.

Родословная - перечень поколений одного рода.

Народ - нация, жители страны.

Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой родиной?

Ученик: Наш родной город - Чебоксары, наш родной край - Чувашская Республика.

6. Творческие выступления групп. Работа с символикой города и республики. Рассказы об известных людях республики и города.

Прослушивание Государственного гимна Чувашской Республики.

Учитель: Вы любите свою малую родину? Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?

7. Релаксация. Упражнение «Моя Родина».

Инструкция: «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама - вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё… Открой глаза и ответь на вопрос: что такое для меня Родина?»

Беседа по вопросам:

Что ты видел?

Какие ощущения испытал?

Что такое Родина в твоём понимании?

Почему вы любите свою малую родину, за что вы ей можете быть благодарны?

8. Работа в группах.

Учитель: Придумайте ласковое имя для своей малой родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.

Игра «Мои ассоциации».

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Учитель: А теперь давайте немного поиграем. Я буду называть слово, а каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово. Например, «Родина», Чебоксары, Волга, Кремль, матрёшки, Москва, берёза, масленица и т.д.

Учитель: Кроме малой родины, у каждого человека есть и большая Родина. Как называется наша большая Родина?

Ученик: Россия

Учитель: Задумывались ли вы, откуда появилось такое название? Об этом нам поведают рассказ ребята.

Ученик: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.

Ученица: Русь - страна рек и озёр. Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских когда-то называли россами, а страну, где они живут - Россией.

Ученик: За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

(Анатолий Лёвушкин)

Учитель: Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех, живущих людей в нашей стране?

Дети: Все мы - россияне!

Учитель: Произнесите слово Родина вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

9.Работа с репродукциями картин.

Учитель: Попробуйте подобрать прилагательные к слову «Родина». Какая она для Вас? Какой вы её видите? (Далее рассказывает по карте России.) Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия - самая большая страна в мире. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм.

Учитель: Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, российского знамени,
С уваженья заветов святых.

(В. Орлов)

10. Работа с символикой страны.

Учитель: Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. Что к ним относится?

Ученик: Флаг - это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.

Работа в парах.

Учитель: Раскрасьте флаг Российской Федерации. (Работы ребят крепятся на доске). Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России. Что обозначают цвета флага?

Ученик: Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Бело-сине-красному флагу России уже более 300 лет.

Ученик: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл - символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России оборонять свои земли от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов - русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный.

(В. Степанов)

Герб появился более 500 лет назад - в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Васильевич - князь всея Руси. Это был герб Московского государства, позже Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.

Учитель: Что такое гимн?

Ученик: Гимн - это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну России А. Александров, слова написал С. Михалков.

Звучит фрагмент гимна Российской Федерации. Дети слушают стоя.

Учитель: Как вы думаете, какое растение можно считать неофициальным символом нашей Родины?

Ученик: Берёза - неофициальный символ нашей Родины. Она воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.

Учитель: Может, кто-нибудь из вас знает стихотворения, посвящённые русской берёзке?

11. Чтение стихотворений.

12. Закрепление материала.

Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны. Мы должны уважительно и бережно относиться к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Учитель: О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

Прочитайте одну из них: «Родина краше солнца, дороже золота». Как вы понимаете её? С чем ещё можно сравнить Родину? Вспомним и другие пословицы: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”, “Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”. Как понимаете смысл данных пословиц?

А теперь проведём игру «Соедините начало и конец».
Родной край - … (сердцу рай)
Нет в мире краше … (Родины нашей)
Родина - мать, … (чужбина - мачеха)
Одна у человека мать, … (одна у него и родина)
Родная земля … (и в горсти мила)
Народы нашей страны … (дружбой сильны)
Если дружба велика, … (будет Родина крепка)
Всякому мила … (своя сторона)

13. Подведение итогов урока.

Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и им следовать в своей жизни всегда:

Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.

2. Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.

3. Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.

Цели:
* содействовать развитию в детях чувства гордости за свою страну
Россию, свою малую Родину;
* содействовать развитию толерантности;
* воспитывать уважительное отношение к труду людей; ответствен-
ному отношению к учебному труду;
* создать условия для познавательной активности, развития комму-
никативных качеств младшего школьника, чувства прекрасного.

(слайд 2)

Ученики:

1. Быстро лето пролетело.
Наступил учебный год.
Но и осень нам немало,
Дней хороших принесёт.

2. Здравствуй, осень золотая,
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.

3. Мы — солидные ребята.
В школе мы не первый раз.
По дороге знаний вместе
Во второй шагаем класс!

(исполняется 1 куплет песни о начале учебного года):

(слайд 3)

Учитель: В нашей дружной школьной семье второклассников стало больше! Мы приветствуем «новичков»: Панасенко Дашу, Кузнецова Сашу.

(дети вручают символические медальки)

Вдвойне прекрасен праздник, без сомнения,
Тем, у кого сегодня день рождения!

(слайд 4)

(поздравление, вручение подарка имениннице Шароновой Насте)
(в записи звучит песня «С днём рождения!» группы Барбарики)

Ученики:

4. Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Низкий дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
(слайд 5) У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…

5. А другим, наверное, вспомнится
Свой родной московский двор,
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

(слайд 6)

6. Малая Родина —
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья —
Ласковая малая
Родина моя!

(слайд 7)

7. В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берёз прямее и стройнее
И разноцветней радуга-дуга.
В родных местах всё лучше и красивей,
От звёзд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари весёлой огоньки.

8. Родина — слово большое-большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок… и я!

9. Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка —
Это тоже Родина.

(звучит песня «С чего начинается Родина?..)

Учитель (на фоне песни): Для каждого из вас, ребята, Родина — это и первосентябрьский звонок, что вновь вот уже в 74-й раз прозвенел сегодня для 235 мальчиков и девочек нашей 10-й школы, расположенной в небольшом уютном городке Грязи, название которому дал «наш батюшка-кормилец чернозём».

Ученик.

10. У каждого из нас родные есть места
Ничем не заменит места нам эти.
В который раз смотрю на город наш,
На город, что на карте незаметен.
В который раз смотрю на тихий город мой,
На самый лучший в целом свете!

(видеоролик о городе Грязи)

Учитель: Нашему городу скоро исполнится 76 лет, — это центр Грязинского района, крупного железнодорожного узла, промышленного и сельскохозяйственного, которому в июле исполнилось 86 лет. Глава районной администрации Владимир Тимофеевич Рощупкин, Глава администрации нашего города Олег Андреевич Филиппов постоянно заботятся о школах, о том, чтобы детям здесь было хорошо учиться. В этом году расширен обеденный зал, построена новая кухня нашей столовой, чтобы вы, ребята, хорошо питались, росли крепкими и здоровыми. Спасибо всем взрослым за заботу о детях! Нам же — сохранять созданную красоту.

(слайд 8)

Ученики.

11. Грязинский район-это один из 18 районов Липецкой области.
В январе нашей Липецкой области исполнилось 60 лет!
Липецкая область! Край родной, любимый!
Рождена во славу ты Петра!
Твой облик юный и неповторимый
Сияет красотой своей с утра!

12. Родная область, ты такая молодая.
Ведь тебе всего лишь 60!
Но ты, своих успехов не скрывая,
Стремишься ими мать-Россию прославлять!

(слайды 9, 10, 11, 12 на фоне песни «Липецкий вальс»)

(слайд 13)

Ученики.

13. Липецкая область находится в самом центре Европейской части
России.
В сердце ты у каждого, Родина-Россия!
Белые берёзки, колос налитой…
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!

14. Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним — тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один — черкеску носит,
Другой надел халат.

15. Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один — кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним — милее осень,
Другим — милей весна.
А Родина-Россия
У нас у всех — одна.

(на фоне песни «Моя Россия» гр.Непоседы демонстрируются слайды 15, 16 )

Учитель. И мы с вами тоже — граждане одной большой страны России. Быть гражданином своей Родины — это значит уважать её символы: Государственные Герб, Флаг, Гимн.

(показываются на доске плакаты)

Пользуясь правами, жить по законам государства и выполнять свои обязанности.
Все дети нашей страны имеют право на образование, учёбу. Но, при этом, учёба — самая главная ваша обязанность на сегодня, ребята!

(слайд 17)

Ученики.

16. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движение звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!

(слайд 18)

17. Надо в школе так учиться,
Чтобы знать, как хлеб родится,
Знать- где рожь, а где — пшеница,
Что такое сельский труд,
И что булки в закоулке
На деревьях не растут.

18. Мне учиться очень нравится!
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Лень, капризы, неудачи
Не возьмём с собою в класс!
Пусть пословица народная
Станет символом для нас:
«Терпение и труд — всё перетрут!»

Учитель. Что же мы возьмём с собой в путь по лесенке Знаний во 2 класс?

(дети читают с доски на плакате: ТЕРПЕНИЕ И ТРУД)

Помните, ребята, что учиться надо ВЕСЕЛО!

(выполняют ритмические движения и поют песню «Учиться надо весело» 1 куплет)

(слайд 19)

(«влетает сорока» с кленовыми листочками в руках)
Посмотрите-ка, сорока!
Ну, сорока, как дела?

Сорока (тараторит):

Я летала, я летала,
Вас в окошко увидала.
Новости я вам из леса
И приветы принесла.
Лето кончилось, я знаю!
Всем об этом сообщаю.
А приветы, а приветы-
Это весточки от лета.
От кого они? Забыла!
Не до этого мне было
От кого, запоминать!
Новость главную мне надо
Всем на свете рассказать!
Так что сами вы с усами.
Разбирайтесь в этом сами.
Мне до этого нет дела…
Полетела, полетела!..

(вручает букетик зелёных кленовых листочков с заданиями на тыльной стороне)

Учитель. Протараторила сорока! Улетела, белобока! Ребята, попробуйте догадаться, кто же из лета передавал вам приветы? Для этого расшифруйте ребусы на листочках.
(в записи звучит песня «Вместе»)

(после выполнения заданий на доске открываются слова с выделенными по вертикали буквами и картинками):
Д ЕРЕВО
СО ЛНЫШКО
Б АБОЧКА
МУР АВЕЙ
ПАУЧО К
ЛАСТ ОЧКА
РОМА ШКА

(слайд 20)

Ученики:

19. Ты взгляни на белый свет-
Красота какая!
Неживой природы нет.
Вся она живая!

20. Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики…
Берегите Землю! Берегите!

21. Берегите здоровье друг друга.
У природы мы — малая часть.
Вы кому-то ответили грубо —
Чью-то жизнь сократили
сейчас…

22. И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому- то больно,
Лучше добрым на свете жить.
Злого в мире и так довольно…

Учитель: Улыбнитесь друг другу и прочтите слово из выделенных букв.
(на доске): (ДОБРОТА)
Значит, мы возьмём с собой во 2-й класс доброту и улыбку.

(танцуют и поют песенку «Что такое доброта?» гр. Барбарики)

Учитель (выводит к доске 2-х мальчиков): Ай — яй — яй!
(инсценировка стихотворения В.Орлова)

— Кто кого обидел первым?
-Он меня!
-Нет он меня!
-Кто кого ударил первым?
-Он меня!
-Нет он меня!
-Вы же раньше так дружили!
-Я дружил!
-И я дружил!
-Что же вы не поделили?
-Я забыл.
И я забыл.

Мальчики.

Мы дружили в 1 классе.
Дружба крепкая у нас!
Пусть же наша дружба
С нами во 2-й шагает класс!

«Дружба и братство — дороже богатства!»
Мудрость народная сто раз права!
Давайте, ребята, не ссориться больше.
Всегда будем помнить эти слова.

Учитель: Значит, мы возьмём с собой во 2-й класс…
(дети читают с доски: дружбу, братство)

(танцуют и исполняют песню «Если друг не смеётся…» гр. Барбарики)

(слайд 21)

Учитель :

Что ж, ребята!
Бодро и уверенно
Школьный год мы начали.
Много интересного
Ждёт нас впереди.
С каждою страницею,
С каждою задачею,
С каждою отметкою
Вам теперь расти.
С новым учебным годом!

Конспект НОД «С чего начинается Родина…» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Программные задачи:

Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем городе.

Систематизировать знания детей о символике государства.

Развивать память, коммуникативные навыки.

Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Музыка

Предварительная работа:

Беседы о российской символике.

Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине.

Рассматривание иллюстраций о Москве.

Рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.

Дидактические игры:

« Найди герб (флаг) России», «Подбери словечко», «Отгадай загадку», «Угадай роспись».

Материал: Флаги и гербы разных стран, флаги России и Москвы, гимн России, карта России, буквы для выкладывания слова «Россия», портрет В.В. Путина, картинки с изображением: Москвы, берёзы, матрёшки, гжели, хохломы, дымковской игрушкой.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы сегодня готовы узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Сыграем в игру « Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», « родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным. (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)

Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может прозвучать в стихотворении

Стихотворение:

Много мам живёт на свете

Всей душой их любят дети

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она!

Кто она? Отвечу я:

«Родная мамочка моя»

А давайте нежно и ласково скажем слово: «Родная мама»

Стихотворение:

Рано утром детский сад

Малышей встречает.

Там игрушки без ребят

В уголке скучают!

Красный мяч, синий мяч,

Куклы, медвежата,

Детский сад!

Родной наш сад!

Любят все ребята.

А теперь все радостно скажем: «Родной наш сад».

Вот как по – разному может звучать одно и тоже слово.

- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам всё дорого и близко, где мы родились и выросли, где всё для нас родное.

Такое место по – другому ещё называют «Родина». Послушаем стихотворение:

Стихотворение: «С чего начинается Родина» М. Матусовский

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас ничего не отнять

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)

Правильно, - это Россия. Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.

А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает…

Жить – Родине служить.

Родина поучает – Родина выручает.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Нет краше земли, чем Родина наша.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

На чужой стороне и летом холодно.

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умение защищать её от врагов.

Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова. Давайте повторим его вместе. В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города. Посмотрите, как пишется это слово. (На доске выкладывается слово из букв «Россия».)

Стихотворение:

Россия. Как из песни слово,

Берёзок юная листва.

Вокруг моря, сады и горы,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь

А как можно сразу увидеть всю страну? (На глобусе, на карте)

А теперь подойдём к карте.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России)

Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.

В каких двух частях света расположена Россия? (Европа и Азия)

Как называется главный город страны?

Назовите столицу России.

А кто расскажет стихотворение о Москве?

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башня Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя! (рассматривание картинок о Москве)

А кто знает, кто является президентом нашей страны… (Путин В.В).

У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы.

Что это?

Назовите их? Зачем они нам нужны?

Сегодня мы ещё раз поговорим с вами о нашем гимне, гербе и флаге.

Гимн, это самая главная музыка в нашей стране.

Как мы должны слушать гимн России? (стоя)

Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.

(Звучит гимн России).

Когда включают гимн? (на торжественных мероприятиях, на соревнованиях)

А сейчас найдите герб нашей страны? (раскладываются изображения гербов, дети находят герб России)

Стихотворение о гербе:

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад. На восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Найдите флаг нашей страны.

Стихотворение о флаге:

Белый цвет – берёзка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска – Солнечный рассвет.

Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысяча ладошек. (Дерево)

Правильно это дерево. Из чего состоит дерево?

А какое дерево символизирует Россию? (берёза)

Россия – это самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом, для… (перечислить птиц, животных, назвать ягоды, грибы.)

А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это – берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки согнули назад.

Наша Россия славится ещё и мастерами декоративно – прикладного искусства.

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Я предлагаю вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.

Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрёшки)

Это роспись просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком… (Гжель)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке… (Хохлома)

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски… (Дымковская игрушка)

Сейчас, мы с вами говорили о большой Родине – России.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём – это наш родной край, это наша малая Родина.

Как называется город в котором мы живём? (Москва.)

А мы с вами кто? (москвичи).

У нашего города есть своя символика. Показываю герб и флаг Москвы.

На какой реке расположен наш город? (Москва)

Какие места вам нравятся в родном городе?

(Рассматривание фотографий о Москве)

Стихотворение о Москве.





С крушением монархии в России принимаются декреты II и III Всероссийских Съездов Советов «О мире», «О земле», «О полноте власти Советов», «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» 8 ноября 1917 г.; Декларация прав народов России от 15 ноября 1917 г.; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25 января 1918 г.; Резолюция III Всероссийского Съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики» от 28 января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата, закреплялось федеративное устройство государства и полновластие Советов.


Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Его сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 г., вслед за Конституцией СССР 1924 года почти дословно воспроизводит федеральную (Конституцию СССР). Эта Конституция юридически оформила государственно-правовой статус России как союзной республики в составе Союза Советских Социалистических Республик. Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 г. И провозглашала завершение строительства основ социализма. Четвертая российская Конституция Основной закон РСФСР – была принята 12 апреля 1978 г. в ней были отражены концепции построения развитого социализма и общенародного социалистического государства.


Современная Конституция Российской Федерации была выработана Конституционной комиссией и по решению Президента Российской Федерации вынесена на всенародное голосование, в котором приняли участие заинтересованных избирателей (54,8%), большинство из которых – или 58,4% проголосовали за принятие Конституции. День проведения голосования – 12 декабря 1993 г. стал днем принятия новой Конституции России. Она вступила в силу 25 декабря 1993 года - со дня своего официального опубликования по результатам всенародного голосования.


Юридические свойства Конституции Российской Федерации это такие качественные характеристики, которые отличают данный нормативно-правовой акт от других актов правовой системы России. Федеральной Конституции России присущи такие юридические свойства, как: учредительный характер; верховенство и высшая юридическая сила; прямое действие; юридическая база текущего законодательства; стабильность, обеспечиваемая особым порядком принятия, пересмотра и внесения поправок; особая правовая охрана.


Элементами структуры Конституций Российской Федерации выступают Преамбула (вводная часть), разделы, главы, статьи. В структуре Конституции России находит свое выражение логическая взаимосвязь составляющих его элементов, обеспечивается последовательность их расположения, внутренняя согласованность. Содержание каждого последующего раздела (главы) предопределено предыдущим (предыдущей), и все разделы (главы) Основного закона следует рассматривать в системной взаимосвязи.


Преамбула – это вводная часть к тексту Конституции. Она объясняет цели и задачи деятельности государства, исторические условия разработки и принятия Основного закона, способствует уяснению его содержания в целом и особенностей. Основную часть Конституции составляют положения раздела I, посвященные: 1) основам конституционного строя; 2) правам и свободам человека и гражданина; 3) федеративному устройству; 4) системе органов государственной власти и органов местного самоуправления; 5) государственной символике; 6) процедуре принятия и изменения Конституции. Раздел II «Заключительные и переходные положения». Нормы этого раздела фиксируют прекращение действия прежней Конституции, устанавливают порядок вступления Основного закона в силу, сроки образования новых органов публичной власти.


Конституционные права и свободы – это признаваемые государством согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и закрепляемые в Конституции основные, т.е. неотчуждаемые права и свободы, принадлежащие человеку от рождения. Они представляют собой гарантируемые государством основные юридические возможности человека и гражданина избирать вид и меру своего поведения в различных сферах жизни общества и государства и действовать в собственных интересах, интересах других лиц, общественных интересах. Основные права и свободы человека и гражданина подразделяются в зависимости от сфер жизнедеятельности личности на личные (гражданские), политические и экономические, социальные и культурные


Основные обязанности человека: уплата законно установленных налогов и сборов; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; долг и обязанность защиты Отечества; обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; обязанность родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования; обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.