Каков правовой режим территорий, которые признаются землями министерства обороны и безопасности РФ? Понятие земель обороны и безопасности Управление и мониторинг.

Землями обороны и безопасности признаются территории, которые используются для функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских подразделений и органов, организаций, предприятий, учреждений, выполняющих вооруженную защиту целостности и неприкосновенности территории РФ, следящих за Государственными границами Российской Федерации, информационной безопасностью, другим видам безопасности.

Согласно п. 2 того же нормативного акта территории могут использоваться с точки зрения целевого назначения для трёх нужд:

  1. Возведение, подготовка и поддержание работоспособности армии (всех родов войск). К этому пункту относятся учения, диспозиция войск, размещение милитаризированных структур и прочих.
  2. Проектирование, изготовление и наладка оружия, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (сюда также входят полигоны по испытанию и места захоронения боеприпасов).
  3. Складирование и резервирование товарных ценностей государственного материального резерва (склады и хранилища различных целей).

Как видно из вышеприведенных статей кодекса целевое назначение рассматриваемых земель охватывает полный спектр жизнеобеспечения армии .

Виды, правовой режим и положение этих земельных участков

Общие правила

Кроме ЗК РФ статус этих территорий регулируют другие нормативные акты и законы. Рассмотрим их более подробно. Так, пункт 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земли и богатства недр, а также ресурсы, выделенные для целей ВС РФ, пребывают в федеральной собственности.

ВАЖНО! Теоретически, любые земли при обосновании могут быть отведены под оборону безопасность. Неважно в каком ведомстве находится земля или у кого она в собственности. Процедура отведения земли также регулируется земельным законодательством.

Для нужд ВС РФ земли, которые находятся в чьей-либо собственности или аренде, как уже было отмечено выше, могут быть изъяты в порядке, определяемом Правительством РФ. Следует отметить, что земельные участки Министерства обороны РФ могут быть заняты на временное использование . В этом случае они не отчуждаются и составляется срочный договор аренды.

После использования их приводят в состояние, пригодное для использования.

Земли могут:

  1. рекультивировать;
  2. рыхлить;
  3. высаживать деревья и кустарники.

Наделы пограничной полосы

Уникальный режим использования территорий может назначаться в пограничных зонах , которые являются землями безопасности, что грозит ограничением прав собственников, находящихся на этих территориях.

Участки закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)

Разработка, приготовление, хранение и утилизация оружия массового поражения, переработка радиоактивных и других опасных материалов осуществляется в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

В соответствие с пунктом 4 статьи 93 ЗК они могут состоять из территорий всех населённых пунктов, промышленных зон, территории воинских частей, и других категорий земель. Они имеют уникальный способ эксплуатации, который согласно Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, в ведение которого находятся объекты Минобороны России.

В этом документе прописано:

  • разграничение контролируемых и запретных зон на территории ЗАТО;
  • ограничение доступа и проживания;
  • права на владение;
  • пользование и распоряжение землей;
  • обмен жилых помещений;
  • проведение предпринимательских и хозяйственных действий;
  • ограничение на полеты.

Все ограничения регулируются одним документом: ПП РФ от 5 мая 2014 г. № 405 . Согласно с Положением могут создаваться виды зон:

  • запретная зона;
  • зона охраняемого военного объекта;
  • охранная зона военного объекта.

Кто является собственником?

Все земли обороны и безопасности находятся в ведении органов местного самоуправления, но в федеральной собственности, изъяты из оборота либо ограничены в обороте (см. комментарий к ст. 27 ЗК).

ЗАТО даже с тем учетом, что на нем расположен свой орган местного самоуправления, при разрешении спорных ситуаций находится в ведении уполномоченного федерального органа (Министерства обороны).

Разрешенное и запрещенное применение

Земли, относящиеся к ЗАТО могут быть использованы только по прямому целевому назначению и никак иначе:

  • чтобы осуществить строительство или размещение готовых объектов, используемых для разработки, изготовления, хранения и последующей утилизации оружия массового поражения;
  • чтобы осуществить переработку радиоактивных материалов.

Земли обороны и безопасности, находящиеся за пределами ЗАТО, хоть и могут быть ограничены в обороте, или изъяты вовсе, но всё-таки являются территориями Российской федерации, которые могут быть использованы в мирных целях, для развития отраслей промышленности и хозяйства:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для охоты;
  • для лесохозяйственного использования.

Приграничная территория выделяется под хозяйственную деятельность и различные промыслы . регламентирует порядок наделов. Здесь нужно помнить о правиле пяти километров.

Как это работает? Пять километров от государственной границы или инженерно-технических сооружений требуют разрешения, в оставшейся части достаточно уведомить пограничные службы и спокойно вести промысел.

Управление и мониторинг

Контроль и мониторинг территорий данной категории – это общая задача для местной власти, федеральных служб и министерства обороны. Выделение земельных участков и согласование разрешительных документов входит в эту задачу. Земли помимо основной своей задачи должны благоприятно влиять на экономику страны .

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны способствовать выделению земель за пределами ЗАТО, для развития садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищной и дачной застройки, что может обеспечиваться местными органами в порядке, установленном законодательством.

По решению исполнительных органов власти государственного уровня участки, которые были предоставлены в пользование Вооруженных Сил РФ и прочих воинских образований, могут быть переданы в пользование юридическим или физическим лицам для целевого назначение, указанного в предыдущем пункте.

Контроль территорий, которые отведены под охранные нужды весьма затруднителен . Их не далеко не всегда вносят в Единый государственный реестр земель.

Поэтому при попытке оформления документов на землю могут возникнуть затруднительные ситуации с определением границы раздела на местности. Впрочем, информацию об этих участках можно найти в различных архивах.

Можно ли перевести во владение или арендовать такие территории?

Как было отмечено выше, арендовать земли обороны и безопасности возможно для определённых целей и в том случае, если они не относятся к ЗАТО. В собственность земли не переводятся ни при каких обстоятельствах. Земельное законодательство чётко регламентирует этот вопрос.

В заключение хотелось бы отметить, что территории РФ и богатства недр являются национальным достоянием и требуют бережного отношения . К землям обороны и безопасности это относится вдвойне, поскольку они выделены для благородной миссии – сохранения и охраны нашей страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Согласно статье 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне"1 под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ.

Характерной особенностью земель обороны и безопасности является то, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. При этом земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, но только в соответствии с законодательством РФ.

При предоставлении и изъятии земельных участков данной категории земель, совершении с ними гражданско-правовых сделок обязательное участие должны принимать федеральные органы исполнительной власти. Приведем пример из судебной практики. Федеральное государственное унитарное предприятие "Хозрасчетный участок" — дочернее предприятие федерального государственного унитарного предприятия "промышленно-строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее — заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными пунктов 14 и 23 постановления мэра г. Южно-Сахалинска, а также о признании за заявителем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Решением, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленных требований отказано.

При разрешении спора суд исходил из того, что при принятии оспариваемого ненормативного акта администрация г. Южно-Сахалинска не нарушила права заявителя и действовавшее в тот период законодательство, так как, согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, земли, на которых располагается производственная база предприятия, являются землями Министерства обороны РФ и, следовательно, относятся к федеральной собственности.

Используя предоставленное ему право, Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области 14 марта 2000 г. выдал заявителю свидетельство о внесении спорного земельного участка в реестр федерального имущества и закреплении данного участка за заявителем на праве хозяйственного ведения.

Требуя признать за собой право на постоянное пользование спорным земельным участком с момента регистрации его как федерального имущества, заявитель указал, что такое право перешло к нему от Южно-Сахалинской КЭЧ в порядке правопреемства. При этом доказательств правопреемства заявитель жалобы суду не представил.

Пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного само

1Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750

управления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения этими землями может быть определен Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. № 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Министерству имущественных отношений РФ предоставлено право осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов РФ в случае предоставления земельных участков органу государственной власти РФ, государственному учреждению, государственному унитарному предприятию.

Согласно письму первого заместителя министра имущественных отношений Российской Федерации от 24 января 2003 г. № ДА-9/2430 на основании Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации Минимущество России как федеральный орган исполнительной власти уполномочено управлять и распоряжаться в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе земельными участками.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в настоящее время принять решение о выделении участка федеральному государственному унитарному предприятию возможно только после предварительного согласования с Министерством имущественных отношений РФ и Министерством обороны РФ.

Правовому режиму земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, присущи также другие характерные черты: общность целевого назначения данных земельных участков — все они предоставляются для нужд обороны, безопасности страны (в частности, для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие)); скрытность расположения земель, предоставленных воинским частям (военным организациям) для нужд обороны; воинским частям (военным организациям) как субъектам земель оборонного назначения предоставлено право пользоваться в установленных законом случаях соседними землями других землепользователей; использование воинскими частями (военными организациями) земель оборонного назначения должно осуществляться с учетом обеспечения безопасности окружающего населения.

Кроме перечисленного, для земель, предоставленных воинским частям, и вокруг них характерно наличие запретных зон, районов и других ограничений. Запретные зоны, районы и ограничения могут быть разнообразными. Их разнообразие определяет характер использования земельного участка для конкретных нужд обороны, безопасности

страны. Например, при арсеналах, базах, складах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов устанавливаются запретные районы и запретные зоны. Запретные районы и запретные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.

ЗК РФ закрепляет порядок передачи земельных участков в закрытых административно-территориальных образованиях. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан (ст. 1 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав. В ведение районов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-террито-риальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ.

В случае установления вредного воздействия предприятий и объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, на территории, прилегающей к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус зоны воздействия.


Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.

Земельные участки в таких образованиях для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства РФ. В соответствии со статьей 6 Закона о закрытом административно-территориальном образовании он заключаются в следующем. Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством РФ. Земли, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в

федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и объектам.

Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. Управление этими землями осуществляется Правительством РФ.

Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.

В закрытом административно-территориальном образовании по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель. Органы государственной власти субъектов РФ принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.

Возможность передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования регулируется в настоящее время Правилами передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 г. № 176)

Порядок передачи земельных участков для названных целей следующий: федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — заинтересованные федеральные органы исполнительной власти), формируют в установленном порядке из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых ими, перечни земельных участков, включающие в себя сведения о местоположении (адресе) и площади земельных участков, предполагаемых правах на них и разрешенном использовании земельных участков, а также о возможных ограничениях использования земельных участков, установленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. К указанным перечням прилагаются проекты границ земельных участков, подготовленные в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти направляют перечни земельных участков в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом ежегодно, не позднее 1 мая, для рассмотрения возможности предоставления земельных участков в аренду или безвозмездное срочное пользование в соответствии с законодательством РФ.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в 2-недельный срок с даты поступления перечня земельных участков размещает сообщение о наличии земельных участков в печатных средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования правовых актов субъектов Российской Федерации и иной официальной информации, а также на официальном сайте Агентства в сети Интернет. В сообщении указываются сведения, содержащиеся в указанном перечне, а также сведения о территориальном органе Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, уполномоченном рассматривать заявления о предоставлении земельных участков.

Юридическое лицо или гражданин, заинтересованные в получении земельного участка (далее — заявитель), направляют в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (в его территориальный орган по месту нахождения земельного участка) заявление, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю (далее — заявление). Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) в 2-недельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении заявителю земельного участка либо об отказе в его предоставлении в случае, если заявленная цель использования земельного участка не соответствует земельному законодательству Российской Федерации и разрешенному использованию земельного участка.

В случае если в отношении одного земельного участка поступило два и более заявлений:

о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование — решение принимается в пользу заявителя, который подал заявку ранее других;

о предоставлении земельного участка в аренду и в безвозмездное срочное пользование — приоритетным является предоставление земельного участка в аренду;

о предоставлении земельного участка в аренду — решение принимается по итогам торгов на право заключения договора аренды земельного участка, проводимых в соответствии с земельным законодательством РФ.

Земельные участки, расположенные на территориях закрытых административно-территориальных образований, предоставляются по итогам торгов (открытых по форме подачи предложений о размере арендной платы и закрытых по составу участников), к участию в которых допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории.

В случае принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка заявитель в установленном порядке обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка на основании имеющегося проекта границ земельного участка.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган):

В недельный срок со дня представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка, удостоверенной органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заключает договор аренды земельного участка или договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, формы которых утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;

Не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком уведомляет об этом соответствующий заинтересованный федеральный орган исполнительной власти.

В случае если до окончания срока действия соответствующего договора в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) не поступило заявление заинтересованного федерального органа исполнительной власти о необходимости использования земельного участка для нужд обороны и безопасности, Агентство принимает решение о продлении действующего договора либо о предоставлении земельного участка юридическим лицам или гражданам в аренду или безвозмездное срочное пользование в соответствии с названными Правилами.

Земли обороны и безопасности. Понятие, состав таких земель

Понятие земель, предназначенных для обороны и безопасности, четко определено в земельном законодательстве Российской Федерации. Согласно нормам Земельного кодекса РФ понятие земель обороны и безопасности включает в себя, которые или используются, или предназначаются для нормализации и обеспечения возможности осуществления деятельности:

  • Вооруженных Сил РФ;
  • прочих войск;
  • разнообразных воинских формирований;
  • организаций, предприятий и учреждений, которые осуществляют возложенные на них государством функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Все вышеперечисленные государственные учреждения и организации должны осуществлять возложенные на них функции по защите, в том числе с помощью оружия, целостности и неприкосновенности территории государства, обеспечению охраны государственных границ. Кроме того, данные юридические лица осуществляют деятельность, направленную на обеспечение безопасности закрытого административно-территориального образования, а также определенных участков, на которые произошло возникновение права у прочих участников отношений.

Согласно требованиям законодательства земли и все другие природные ресурсы, которые используются для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ, признаются собственностью государства.

В соответствии с действующим федеральным законодательством все земли и природные ресурсы, которые находятся в собственности субъектов государства, в собственности его отдельных муниципалитетов и в собственности у частных лиц, могут быть изъяты для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ. При этом подобное изъятие должно осуществляться в строгом соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земель обороны и безопасности, их особенности

Правовой режим земель обороны и безопасности, в частности, особенности такого режима, урегулированы нормами земельного законодательства.

В земельном законодательстве отдельно выделены участки земли, которые индивидуально или в составе друг друга могут быть предоставлены из пользования обычных граждан и организации для удовлетворения нужд Вооруженных Сил России, осуществляющих оборону государства. Подобные участки могут быть использованы для удовлетворения следующих целей:

  • для осуществления строительства, подготовки и поддержания Вооруженных Сил РФ в состоянии готовности. Земли также могут использоваться для аналогичных целей, возникающих в отношении прочих войск, формирований;
  • для осуществления разработки, последующего производства и, как следствие, ремонта военной и специальной техники, используемой для обеспечения обороны государства;
  • для размещения запасов различных материальных ценностей, входящих в состав материального резерва страны.

При возникновении необходимости использования земель в течение определенного промежутка времени, чтобы осуществить проведение учений, связанных с удовлетворением нужд обороны, участки не изымаются у собственников, землепользователей и арендаторов. Использование подобных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством для проведения изыскательских работ, для зон со специальными условиями использования.

Отдельно на законодательном уровне осуществляется рассмотрение государственной границы, как объекта федеральной собственности, обеспечивающего безопасность страны. Правовой режим границ устанавливается соответствующим федеральным законом.

Порядок осуществления процедур по обеспечению безопасности населения в случаях, когда воинские части используют земли, имеющие оборонное назначение. Установление оборонных зон

На законодательном уровне предусматривается специальный порядок, согласно которому должно осуществляться возмещение причиненного ущерба собственнику участка земли, если повреждения произошли в случаях, когда оборонные части использовали данный объект недвижимости для удовлетворения своих целей.

Постановлениями Правительства РФ на отдельных территориях могут быть установлены границы запретных зон, в пределах которых воинские части могут проводить свои испытания.

Обязанность по доведению до населения сведений об установлении подобных зон лежит на органах местного самоуправления. Кроме того, данная территория обозначается специальными межевыми знаками.

Нахождение граждан и их постоянное проживание на огороженной территории категорически запрещается.

Земли закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые входят в состав земель обороны и безопасности

Особенность земель обороны и безопасности заключается в наличии так называемых закрытых административно-территориальных зон. Данное образование, даже с тем учетом, что на его территории располагается собственный орган местного самоуправления, при решении некоторых возникающих вопросов находится в ведении уполномоченного федерального органа.

Уполномоченные государственные органы, входящие в состав федеральной власти, осуществляют контроль по вопросам, касающимся выдачи разрешений о проведении строительства на данных участках земли, которые полностью заняты промышленными объектами и прочими зданиями и сооружениями и которые предназначены для обеспечения безопасности государства.

Закон о ЗАТО регулирует вопросы размещения предприятий и организаций на данной территории.

Согласно этому нормативно-правовому акту все организации, располагающиеся на данной закрытой территории, находятся в собственности государства. Соответственно, для осуществления деятельности, все эти предприятия передаются владельцам на праве бессрочного пользования.

В любом ЗАТО устанавливается особый режим использования земель. Данный режим осуществляется после издания соответствующего решения Правительством государства.

Правила осуществления предоставления участка из земель, которые были предоставлены для удовлетворения нужд обороны и безопасности в постоянное пользование или по праву аренды

Понятие, а также правила осуществления предоставления участка земли на правах бессрочного пользования или временного пользования, определены на уровне федерального законодательства. В соответствии с Земельным кодексом РФ участок может быть предоставлен на основании одного из вышеперечисленных прав, при необходимости удовлетворения следующих нужд государства в целом и Вооруженных Сил РФ в частности:

  • чтобы осуществить строительство или размещение готовых объектов, используемых для разработки, изготовления, хранения и последующей утилизации оружия массового поражения;
  • чтобы осуществить переработку радиоактивных материалов.

Для удовлетворения данных целей, участки могут быть предоставлены только в специально отведенных для этого ЗАТО.

По решению исполнительных органов власти государственного уровня участки, которые были предоставлены в пользование Вооруженных Сил РФ и прочих воинских образований, могут быть переданы в пользование юридическим или физическим лицам:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для охоты;
  • для лесохозяйственного использования.

Также на законодательном уровне отдельно выделяется процедура принудительного изъятия земель у граждан и организаций, если это требуется для удовлетворения нужд обороны и прочих воинских образований.

Это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности вооруженных сил, других войск, воинских формирований, учреждений, организаций, предприятий, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности РФ, защите и охране государственной границы, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, права на которые у участников земельных правоотношениям возникли по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Характерной особенностью этих земель является наличие запретных зон. Законодатель преследует три цели, устанавливая эти зоны:

1. Обеспечение безопасности хранения вооружения, техники.

2. Защита населения.

3. Охрана окружающей среды.

Реализация этих целей обеспечивается за счет установления зон двух видов:

1. Внешние зоны, в пределах которых устанавливается ограничение хозяйственной и иной, в т.ч. рекреационной, предпринимательской деятельности.

2. Внутренние зоны, находящиеся в границах самого военного объекта.

Земельные участки предоставляются для:

1. Строительства, подготовки, поддержания готовности вооруженных сил, а также войск, других военных формирований, в т.ч. и участки для проведения испытаний, учений и т.д.

2. Земельные участки, необходимые для разработки, ремонта вооружений, техники и т.д.

3. Для создания запасов, материальных ценностей в государственных и мобилизационных резервов.

К землям обороны также относятся земли государственной границы, определенные Законом РФ «О государственной границе РФ». Согласно ст. 8 этого ФЗ земли для пограничной полосы передаются в постоянное бессрочное пользование пограничным войскам для обеспечения безопасности, суверенитета РФ. Пограничная полоса – это территория шириной в 5 км от государственной границы вглубь государства.

К землям обороны и безопасности также относятся земли ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований), их правовой режим определяется Законом РФ от 14.07.1992 года № 3297-1.

ЗАТО – это территориальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению, утилизации оружия массового поражения, переработки радиоактивных и другим материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания населения.

На территориях ЗАТО устанавливается особый режим, имеющий следующие цели:

· обеспечение национальной безопасности;



· выполнение международных обязательств по нераспространению оружия массового поражения;

· обеспечение защитой сведений о ядерном и других видах оружия, составляющих государственную тайну;

· пресечение диверсий и террористических актов;

· обеспечение безопасных условий работы и проживания граждан;

· защита окружающей среды.

Режим особой охраны включает в себя:

1. Установление запретной зоны (территории самого объекта, внутренние зоны).

2. Установление контролируемой зоны (территория ЗАТО без объекта – вся контролируемая зона). Разрешение на въезд, выезд, проживание на этой территории, ограничение на полеты над контролируемой территорией, ограничение на ведение хозяйственной, предпринимательской деятельности, ограничение владения и пользования землей, иными природными ресурсами.

Постановление Правительства № 176 от 31.03.2006 года утвердило правила передачи земельных участков из земель обороны и безопасности в аренду или безвозмездное срочное пользование гражданам, юридическим лицам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся войска, военные формирования, формируют перечни участков, предполагаемых к передаче в пользование граждан или юридических лиц. Перечни формируются ежегодно не позднее 1 мая и передаются в Федеральное агентством по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство в двухнедельный срок информируют граждан и юридических лиц о наличии таких земель. Заинтересованные лица должны обратиться в ФА по управлению государственным имуществом с заявлением, в котором указывают цель использования земельного участка, примерное местоположение, размер земельного участка, испрашиваемое право (аренда или безвозмездное срочное пользование - лицам по ст. 24 ЗК РФ). В двухнедельный срок ФА принимает решение о предоставлении земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка. Отказ должен последовать, если особенности использования земельного участка не соответствует целям земель обороны и безопасности.

В случае торгов на приобретение земельных участков могут принять участие только жители ЗАТО или ЮЛ, зарегистрированные на территории этого ЗАТО. Детали такого предоставления земельных участков определены в Правилах.

, территориями обороны и безопасности признаются земли, которые состоят в распоряжении Вооруженных Сил РФ, войсковых частей, воинских формирований и ведомств, осуществляющих охрану государства, его целостность и неприкосновенность границ.

Такие площади предоставляются для устройства оборонных комплексов, размещения узлов связи, организации информационной безопасности определенного муниципального образования.

Полномочия, относительно территорий для спецведомств устанавливаются соответственно действующему законодательству и существующему порядку. Правовой режим земель обороны и безопасности устанавливается уполномоченным органом, согласно действующим законодательным актам.

Предоставление земель обороны и безопасности

Массивы отдаются в эксплуатирование в соответствии с различными целями:

  1. В рамках задач по обеспечению обороны и выполнения соответствующих функций земли передаются для:
    • возведения построек для нужд ВС РФ и иных воинских подразделений;
    • проведения подготовительных мероприятий для обеспечения полной боевой готовности вооруженных сил страны;
    • создания и ремонта спецтехники военного назначения, космических объектов;
    • хранения боеприпасов, включая места проведения испытаний и захоронения отходов после них;
    • обеспечения сохранности материальных ценностей госрезерва.
  2. Для обеспечения неприкосновенности госграниц. Территории в этом случае отдаются в постоянное неограниченное пользование. На массивах будут размещаться постройки инженерно-технического плана, заградительные строения, пункты пропусков, просеки, пограничные знаки. Нормы для отвода таких земель устанавливаются законодательством РФ.

Каждый вид использования фиксируется в документах на территорию. Пользование площадями по назначению, не отвечающему установленным целям, запрещается , за исключением определенных ситуаций, а при нарушении данного положения, на виновное лицо накладываются штрафные санкции .

Использование земель обороны и безопасности

Если в государстве будет объявлено чрезвычайное или военное положение , земли будут отчуждены и затем возвращены или же будет компенсирована их стоимость согласно положениям или в порядке реквизиции.

Для гарантии надежности оборонительной системы государства и полной безопасности для населения, а также полноценного функционирования построек такого плана, назначаются запретного типа или зоны, имеющие особый режим эксплуатирования. В рамках данного режима запрещается совершать действия, которые могут нанести территории ущерб или нарушают целевое назначение надела.

Правила и порядок определения и дальнейшего пользования такими массивами прописаны в соответствующих актах Правительства РФ .

Частные случаи

В п. 4 ст. 93 ЗК РФ изложено, что площади, используемые для производства, размещения, хранения и переработки сырья и материалов, связанных с созданием оружия массового поражения располагаются исключительно в административно-территориальных населенных пунктах закрытого типа и оформляются в пользование соответствующего ведомства только в порядке постоянного бессрочного пользования или в рамках действия арендного соглашения . Решение о назначении поселения режимным принимается Правительством РФ.

Уполномоченные ведомства берут на себя обязательства по обеспечению сохранности и надлежащего состояния массивов, а также регулируют все вопросы о предоставлении площадей для нужд граждан, в частности, для разбивки сада, огорода или занятия сельскохозяйственным производством. Также территории могут быть переданы под застройку и дачное хозяйство .

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Земли обороны и безопасности представляют собой территории, которые используются соответствующими ведомствами для организации оборонного комплекса страны, включая размещение военных частей, возведение построек для хранения боеприпасов, использование испытательных полигонов.
  2. Особенностями эксплуатации таких наделов является размещение различных объектов в зависимости от цели использования. Территории могут быть переданы с целью возведения построек для расположения военных подразделений, хранения боекомплектов. Также выделяются площади для организации охраны границ государства, включая устройство пропускных пунктов, оградительных сооружений.
  3. При объявлении чрезвычайного или военного положения в государстве, земли могут быть изъяты в рамках правил о реквизиции. То есть собственник сможет получить массив назад, возмещение ущерба или другой участок взамен.
  4. Земельные зоны могут быть переданы в пользование населению для организации сада, огорода, сельскохозяйственного производства. Также разрешается временно неиспользуемые территории эксплуатировать в качестве охотничьих угодий, если имеется специальная договоренность с уполномоченным ведомством.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям обороны и безопасности

Вопрос: Здравствуйте, уважаемые эксперты. Меня зовут Марина. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить в сложившейся ситуации.

Дело в том, что около пяти лет назад, у себя в городе я купила участок и приступила к строительству собственного дома . В это же время местное оборонное предприятие по производству спецтехники, выкупило большую площадь, и стало строить специальный комплекс.

Буквально на днях было опубликовано уведомление, что в отношении нашего города устанавливается специальный режим . Насколько я поняла, из-за этого земли могут у нас отнять, а компенсацию не выплатить. Подскажите, что делать и к кому обращаться за разъяснениями? Могут ли у меня забрать надел?

Ответ: Здравствуйте, Марина. Вам совершенно нечего опасаться. Согласно ст. 93 ЗК РФ , наделы, расположенные в границах земель обороны и безопасности у владельцев или временных распорядителей не изымаются.

Исключением является лишь ситуация, когда объявлено военное или чрезвычайное положение , однако, и здесь отчуждение площадей будет временным, а в случае невозможности возврата, собственники и пользователи получают компенсацию.

У вас ничего подобного не наблюдается. Вы как пользовались своим участком, так и будете продолжать пользоваться.

Что касается информации, то вы сможете получить консультацию у сотрудников административного аппарата или у представителя того ведомства, которое объявило об установлении специального режима землепользования. Для этого достаточно будет записаться на прием и задать все необходимые вопросы.