Какой штраф предусмотрен за несвоевременное размещение плана-графика в ЕИС? Какие есть возможности уменьшить сумму штрафа? За несвоевременное размещение информации об исполнении контракта – штраф Нарушение сроков размещения извещения о закупке.

На примерах административной практики рассмотрим, кто несет ответственность за несвоевременное размещение на ООС (ЕИС) отчета об исполнении контракта: сотрудник контрактной службы, секретарь единой комиссии, ведущий специалист-эксперт или главный бухгалтер.

Из этой статьи вы узнаете:

  • нарушение требований при размещении отчетов в ЕИС;
  • когда нужно размещать отчет в ЕИС;
  • ответственность за несвоевременное размещение отчета в ЕИС;
  • ответственность сотрудника контрактной службы;
  • ответственность главного бухгалтера;
  • ответственность ведущего специалиста-эксперта.

Сотрудник контрактной службы / зам. начальника финансового отдела

Неудивительно, что в число должностных лиц, которые об исполнении контракта, часто попадает сотрудник контрактной службы. Ведь кому, как не прямому исполнителю, отвечать за такое нарушение!

Так, Управление Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе, проверяя совместно со специалистом Краснодарского УФАС России исполнение федерального законодательства Региональным управлением ФСКН России по Краснодарскому краю, выявила факты несвоевременной публикации отчета об исполнении контракта .

Согласно информации, содержащейся на Официальном сайте, контракт № 1 от 24.06.2014 исполнен 04.07.2014, а отчет о его исполнении опубликован только 14.09.2015; контракт № от 03.07.2014 исполнен 10.07.2014, а отчет о нем размещен 16.09.2015; контракт № от 03.07.2014 исполнен 14.07.2014, однако отчет о его исполнении появился на Официальном сайте лишь 15.09.2015. Тогда же, 15.09.2015, был опубликован отчет об исполнении контракта № от 01.04.2014, который фактически был исполнен 10.04.2014, т. е. спустя почти 5 месяцев. Все эти факты являются нарушением ч. 9, 11 ст. 94 Закона о контрактной системе.

Положением о контрактной службе предусмотрена обязанность по об исполнении контрактов (п. «ж» ч. 8 раздела II «Функции и полномочия контрактной службы). Таким образом, в действиях содержится состав административного правонарушения, обозначенного в ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (см. постановление о назначении административного наказания Краснодарского УФАС России по делу № 547 А-Р3/2015 от 23.11.2015).

Когда нужно размещать отчет в ЕИС

Согласно постановлению правительства от 28.11.2013 № 1093 (далее - Постановление № 1093) отчет размещается заказчиком в в течение 7 рабочих дней со дня:

  • оплаты заказчиком обязательств и подписания документа о приемке результатов исполнения контракта (отдельного этапа его исполнения), а в случае создания приемочной комиссии - подписания всеми членами приемочной комиссии и утверждения заказчиком;
  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке, а в случае создания приемочной комиссии - подписания всеми членами приемочной комиссии и утверждения заказчиком;
  • расторжения контракта, т. е. со дня, определенного соглашением сторон, дня вступления в силу решения суда или дня вступления в силу решения поставщика либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта .

Секретарь единой комиссии / главный специалист-эксперт

Также не вызывает сомнений, что за подобные правонарушения ответственность может нести секретарь единой комиссии по осуществлению закупок.

В ходе внеплановой проверки соблюдения требований Закона о КС Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Адыгея Инспекция Адыгейского УФАС России установила, что заказчик размещал на Официальном сайте отчеты об исполнении контрактов с нарушением сроков, установленных ч. 11 ст. 94 Закона о контрактной системе (ч. 3 положения, утвержденного Постановлением № 1093).

  • контракт № был исполнен и полностью оплачен заказчиком согласно платежному поручению 15.10.2014, т. е. отчет об исполнении контракта на Официальном сайте заказчику необходимо было опубликовать до 24.10.2014;
  • контракт № от 22.12.2014 был исполнен и оплачен заказчиком 25.12.2014, т. е. отчет о его исполнении следовало разместить на Официальном сайте до 14.01.2015;
  • контракт № был исполнен и оплачен заказчиком 31.12.2014, т. е. отчет должен был появиться на ООС до 20.01.2015;
  • контракт № был исполнен и оплачен заказчиком 31.12.2014, т. е. отчет об исполнении контракта на Официальном сайте необходимо было опубликовать до 20.01.2015;
  • контракт № был исполнен и оплачен заказчиком 31.12.2014, т. е. отчет нужно было разместить до 20.01.2015.

Таким образом, отчеты по исполнению указанных контрактов заказчик разместил на Официальном сайте с нарушением сроков, установленных ч. 11 ст. 94 Закона о КС (ч. 3 положения, утвержденного Постановлением № 1093).

В соответствии с ч. 4 положения, утвержденного Постановлением № 1093 подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика по форме согласно приложению.

занимает должность главного специалиста - эксперта Межрайонной ИФНС России № 1, является секретарем единой комиссии по осуществлению закупок и членом контрактной службы Межрайонной ИФНС России № 1, а также должностным лицом заказчика, ответственным за размещение на Официальном сайте отчетов по исполнению контрактов в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Таким образом, должностным лицом Межрайонной ИФНС России № 1 на Официальном сайте были опубликованы отчеты об исполнении контрактов с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, ответственность за которые предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Ведущий специалист-эксперт

Отнесение должности ведущего специалиста-эксперта отдела приватизации и размещения госзаказа (должности - самой по себе многофункциональной) к роли виновного лица уже выглядит таким уж очевидным, как случаи, рассмотренные выше.

В Коми УФАС России поступили материалы Контрольно-счетной палаты Республики Коми проведенного в соответствии с Планом работы контрольно-счетной палаты Республики Коми на 2015 г. аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми, осуществляемых Агентством Республики Коми по управлению имуществом в 2014-2015 гг.

Согласно платежному поручению от 05.08.2014 работы по контракту были оплачены в полном объеме 05.08.2014.

С учетом требований Постановления № 1093 отчет об исполнении государственного контракта должен был быть размещен заказчиком на ООС не позднее 14.08.2014. Однако проверкой установлено, что отчет об исполнении контракта с приложением всех необходимых документов был размещен на ООС 12.08.2015, что противоречит требованиям законодательства в сфере закупок.

Таким образом, действия заказчика - Агентства Республики Коми по управлению имуществом в части размещения на ООС отчета об исполнении контракта с нарушением законодательно установленного срока противоречат требованиям ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе, п. 3 постановления Правительства № 1093.

Согласно информации Агентства лицом, на которое была возложена обязанность и ответственность за публикацию на ООС отчета об исполнении контракта от 20.05.2014 является, ведущий специалист-эксперт отдела приватизации и размещения госзаказа Агентства Республики Коми по управлению имуществом.

Согласно подп. 34 п. 3.2 должностного регламента ведущий специалист-эксперт обязан размещать отчет, содержащий информацию об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта, об изменении контракта или его расторжении.

В соответствии с разделом 5 должностного регламента ведущий специалист - эксперт отдела приватизации и размещения государственного заказа Агентства несет установленную законодательством ответственность, в т. ч. за нарушение законодательства о контрактной системе.

своевременно была ознакомлена с должностным регламентом, о чем свидетельствует ее личная подпись на листе ознакомления с должностным регламентом.

Таким образом, являвшаяся ведущим специалистом - экспертом отдела приватизации и размещения госзаказа Агентства Республики Коми, в период осуществления закупки на выполнение кадастровых работ и проведение технической инвентаризации в отношении объектов капитального строительства допустила нарушение требований ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе, ч. 3 положения, утвержденного Постановлением № 1093. Она опубликовала на ООС отчет об исполнении контракта с нарушением установленного срока, допустив правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (см. постановление о назначении административного наказания Коми УФАС России по делу № ЭШ 203–09/15 от 13.10.2015).

Главный бухгалтер

Бывает, что в качестве должностного лица, несущего ответственность за несвоевременную публикацию отчета об исполнении контракта, выступает и главный бухгалтер. Заказчик - ОВО по г. Сосногорску, филиал ФГКУ УВО МВД по Республике Коми, - по результатам осуществления закупки на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона о КС 16.12.2014 с ОАО «Коми энергосбытовая компания» заключил контракт на поставку электрической энергии.

Подпунктом 7.1 п. 7 контракта от 16.12.2014 определен срок его действия - по 31.12.2014.

Согласно платежному поручению от 29.12.2014 оплата заказчиком обязательств по контракту от 16.12.2014 была осуществлена 29.12.2014 на основании акта приема-передачи электрической энергии от 20.12.2014, счета-фактуры от 20.12.2014. Заказчик был обязан разместить отчет об исполнении контракта от 16.12.2014.

Однако согласно акту выездной проверки территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми, отчет об исполнении контракта от 16.12.2014 был размещен на ООС только 20.03.2015 (на 50-й рабочий день со дня оплаты заказчиком обязательств по контракту).

Согласно письменной информации заказчика должностным лицом, на которое возложена обязанность и ответственность за размещение на ООС отчета об исполнении контракта от 16.12.2014, является Смирнова Н.В., главный бухгалтер ОВО по г. Сосногорску - филиала ФГКУ УВО МВД по Республике Коми. Приказом ОВО по г. Сосногорску - филиала ФГКУ УВО МВД по Республике Коми от 10.10.2012 Смирнова Н.В. наделена правом использования электронной цифровой подписи электронных документов при работе на ООС, в т. ч. с полномочием уполномоченного специалиста.

Согласно информации с Официального сайта отчет об исполнении контракта от 16.12.2014 был подписан ее электронной подписью.

Таким образом, Смирнова Н.В., главный бухгалтер ОВО по г. Сосногорску филиала ФГКУ УВО МВД по Республике Коми, нарушила требования ч. 11 ст. 94 Закона о контрактной системе, подп. «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 в части размещения на Официальном сайте отчета об исполнении контракта от 16.12.2014 в отношении сроков публикации, допустив правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (см. постановление о назначении административного наказания Коми УФАС России по делу № ЭШ 238–11/15 от 01.12.2015).

Как видно из приведенных примеров, за несвоевременную публикацию отчета об исполнении контракта административным мерам подвергаются не только уполномоченные работники контрактной службы или комиссии по закупка м, но и должностные лица, в чьи функции такие вещи вроде бы входить не должны. Есть надежда, что принятый недавно профессиональный стандарт в сфере госзакупок сможет упорядочить сложившуюся ситуацию.

Заключение подготовлено экспертами «Гарантированного результата»

Вопрос:

Какой штраф предусмотрен за несвоевременное размещение плана-графика в ЕИС? Какие есть возможности уменьшить сумму штрафа (льготы, смягчающие обстоятельства и т.д.)?

Уточнение: 44-ФЗ, план размещен 14.01.2016г., просрочка 2-3 дня.

_______________________________________________________________________________________________
По итогам проведенного анализа, предлагаем Вам правовую позицию по ситуации:

За несвоевременное размещение плана-графика в ЕИС в начале января 2016 года распространяла свое действие норма части 3 статьи 7.30 КоАП РФ — Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей ; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

В июле 2016 года была принята специальная статья по данному составу правонарушения — часть 4 статьи 7.29.3 КоАП РФ. Согласно данной статье нарушение срока размещения плана-графика закупок в единой информационной системе в сфере закупок — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей .

Согласно общих положений КоАП РФ, Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Если в отношении Вашей ситуации, еще не было исполнено постановление о назначении административного наказания, то вполне возможно применение норм статьи 7.29.3. И тогда размер штрафа будет в пределах от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей на усмотрение суда (либо уполномоченного органа).

По смягчающим обстоятельствам можем сказать следующее. Если суд (уполномоченное лицо) признают данное правонарушение малозначительным, тогда в отношении учреждения может быть вынесено предупреждение. Судебная практика по отнесению подобных деяний к малозначительным разнится. Есть примеры как положительной так и отрицательной практики. Примеры приведены ниже в обосновании.

Правовое подтверждение предложенной позиции:

Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок, предусмотренными ст. 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее — Закон N 44-ФЗ), и содержат перечень товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год (ч.ч. 1 и 2 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

План-график разрабатывается ежегодно на 1 год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ (ч. 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, в силу ч. 9 ст. 21 Закона N 44-ФЗ в случае, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства РФ период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график. (1*)

Ответственность за нарушение срока размещения плана-графика в ЕИС в настоящее время установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ (Далее — КоАП РФ) в ч. 4 ст. 7.29.3. Согласно данной статье нарушение срока размещения плана-графика закупок в единой информационной системе в сфере закупок — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Но данная статья была введена в КоАП РФ 3.07.2016 года. Правонарушение совершенное до этого срока подпадало под нормы статьи 7.30 КоАП РФ.

Так, частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Исходя из сложившейся судебной практики по статье 7.30 КоАП РФ, нарушение должностным лицом заказчика срока размещения плана-графика на официальном сайте не является длящимся, поскольку считается совершенным на следующий день после истечения одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. Соответственно, несоблюдение срока размещения срока в три дня не будет являться основанием освобождения от ответственности либо уменьшения размера штрафа.

КоАП РФ предусматривает понятие малозначительности. А именно в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Таким образом, формулировка ст. 2.9 КоАП РФ позволяет относить решение вопроса о малозначительности деяния к сфере судебного (административного) усмотрения. (2*)

Так, в судебной практике встречаем примеры положительных решений судов. Например, в Постановлении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 8 сентября 2015 г. N 04-05/8048, приводится похожая ситуация.

«Размещение на официальном сайте изменений в план-график с нарушением срока противоречит части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Материалами дела N ЗШ 167-08/15 об административном правонарушении наличие состава административного правонарушения, события административного правонарушения подтверждено.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При наличии всех признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, <_> старшего специалиста 1 разряда отдела материально-технического обеспечения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, возможно освободить от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ, с учетом того, что правонарушение не повлекло за собой иных нарушений Закона о контрактной системе, не причинило интересам государства экономического ущерба, не привело к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 2.9., пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, постановила:

Прекратить производство по делу N ЗШ 167-08/15 об административном правонарушении в отношении <_> старшего специалиста 1 разряда отдела материально-технического обеспечения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объявить <_> старшему специалисту 1 разряда отдела материально-технического обеспечения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, устное замечание.».

В то же время, встречается и отрицательная практика. Например, в Решении Свердловского областного суда от 09 сентября 2015 г. по делу N 72-988/2015 (3*) приводится случай, когда заказчик разместил нулевой план-график. Основной план-график соответственно был размещен с нарушением срока. В итоге суд расценил данную ситуацию таким образом, что наличие нулевого плана-графика не свидетельствует о малозначительности деяния при нарушении срока размещения плана-графика в ЕИС.

Также, за 2014 год (4*) приводится ситуация, когда размещение плана-графика на официальном сайте в последующем после нарушения срока размещения не свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица заказчика состава (события) административного правонарушения.

Исходя из вышеприведенной информации, можем прийти к следующим выводам:

— несвоевременное размещение плана-графика в ЕИС в период до 3.07.2016 подпадало под ответственность согласно ст. 7.30 КоАП РФ, а именно ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ (Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).

с 3.07.2016 введена специальная норма по ответственности за данное деяниеч. 4 ст. 7.29.3(Нарушение срока размещения плана-графика закупок в единой информационной системе в сфере закупок).

— в нашем случае правонарушение совершено до 3.07.2016.

— подобное деяние может быть признано малозначительным административным правонарушением, несмотря на то, что содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Малозначительность устанавливается на усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.

судебная практика разнится в данном вопросе. Так есть положительная практика, согласно которой деяние в виде несвоевременного размещения плана-графика закупок в единой информационной системе относится к малозначительному правонарушению. Но также есть немало решений судов, согласно которых подобное правонарушение суд не расценивает как малозначительное деяние, не приводит каких-либо льгот для совершивших данное правонарушение. Кроме того, нарушение должностным лицом заказчика срока размещения плана-графика на официальном сайте не является длящимся, поскольку считается совершенным на следующий день после истечения одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. Соответственно, несоблюдение срока размещения срока в три дня не будет являться основанием освобождения от ответственности либо уменьшения размера штрафа.

Вы можете попробовать убедить уполномоченных лиц, вынесших предписание либо суд в малозначительности совершенного деяния, сославшись на то, что размещение плана-графика с задержкой в три дня не повлекло за собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не причинило интересам государства экономического ущерба, не привело к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.

К сведению!

Дополнительно обращаем Ваше внимание на то, что Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Статья 7.29.3 (в частности пункт 4) налагает штраф меньше штрафа предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ. Если в отношении Вашей ситуации постановление о назначении административного наказания не исполнено, но вполне вероятно применение норм статьи 7.29.3 КоАП РФ.

В заключение отметим, что предложенная позиция по Вашей ситуации основана на анализе законодательства, аналитических материалах, судебной практике.

13.09.2016 Ответ подготовил:

Эксперт правового центра «Гарантированный результат»

Компании ГАРАНТ

Волкова Наталья

тел. 37-43-82

Ответ прошел контроль качества

_________________________

(1*) Энциклопедия решений. План-график при закупках по Закону N 44-ФЗ/Система Гарант, 2016

(2*) Малозначительность в административно-деликтном праве (О. Шишкина, Н. Сайко, журнал «Законность», N 7, июль 2015 г.

(3*) Решение Свердловского областного суда от 09 сентября 2015 г. по делу N 72-988/2015 (ключевые темы: информация о размещении заказов — назначение административного наказания — пропуск срока — должностное лицо — официальный сайт)

(4*) Решение Красноярского краевого суда от 25 декабря 2014 г. по делу N 7р-641/14 (ст. 7.30 КоАП РФ. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ключевые темы: размещение заказов — протест — антимонопольный орган — поставка товара — административные правонарушения)

Общаться в чате

Тронин Евгений

Бесплатная оценка вашей ситуации

    485 ответов

    204 отзыва

Данный вопрос регулируется ст. 4.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях - давность привлечения к административной ответственности.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечению одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных - 7.32 , 7.32.5 , частью 7 статьи 19.5 , статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3 , частью 7.2 статьи 19.5 , статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса)

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Тронин Евгений

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 22%

получен
гонорар 33%

Ирина, добрый вечер.

Из буквального толкования в системной взаимосвязи ч. 9 ст. 94 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ и ст. 7.30 КоАП РФ не следует, что предусмотрена административная ответственность за неразмещение либо за нарушение сроков размещения в ЕИС платежных поручений.

Следовательно, действия прокуратуры являются незаконными и есть возможность дальнейшего обжалования постановления прокурора.

Не нужно признавать вину, поскольку состава правонарушения нет. Поэтому не соглашусь с ответами коллег, которые считают иначе. Вот за неразмещение в ЕИС отчета ответственность предусмотрена, что прямо следует из вышеприведенных правовых положений.

Если у Вас остались еще вопросы, задавайте их на сайте под Вашим вопросом.

Кроме того, Вы можете написать мне в чат и заказать консультацию или подготовку документа.

С уважением,
Алексей Байкалов.

Здравствуйте, Ирина.

За неразмещение сведений и документов в реестре контрактов к ответственности привлекают по ч. 2 ст. 7.32 КоАП (штраф 20 т.р.).

Однако, как правильно отметила коллега (Варапанова Ольга) копии платежек в реестре контактов или в ЕИС размещать не требуется. Ни закон, ни подзаконные акты такой обязанности не устанавливают. А требования органов власти в этой части являются неправомерными. Это подтверждается и разъяснениями Казначейства России.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА В ЕДИНОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В ЧАСТИ ПРИКРЕПЛЕНИЯ
СКАНИРОВАННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Федеральное Казначейство рассмотрело общение Управления Федерального казначейства по Тюменской области, направленное Центром компетенции в сфере закупок Управления Федерального казначейства по Новосибирской области (далее - Центр компетенции) письмом от 17 июля 2017 г. N 51-14-06/09-7226, о размещении информации об исполнении контракта в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) в части прикрепления сканированных платежных документов и сообщает, что поддерживает позицию, изложенную Центром компетенции в вышеуказанном письме.
При указании заказчиком в информации об исполнении (расторжении) контракта, подлежащей включению в реестр контрактов, реквизитов платежного поручения, суммы оплаты, в случае отсутствия заполненной заказчиком информации о прикрепленном документе о приемке, применяются положения пункта 36 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 N 136н.
Согласно данному пункту при формировании информации об исполнении контракта, в том числе информации об оплате контракта, указываются установленные сведения. Первоначально необходимо указать сведения о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а именно:
- код и наименование документа(ов) о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе в ходе отдельных этапов исполнения контракта;
- реквизиты документа(ов) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, а также определяющего(их) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнении контракта (с указанием допущенных нарушений);
- количество поставленного товара, объем выполненной работы или оказанной услуги, предусмотренные контрактом, в соответствии с документом(ами) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, а также определяющим(ими) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнении контракта (с указанием допущенных нарушений).
Далее, после оплаты контракта (отдельных этапов исполнения контракта), размещается информация об оплате, включающая наименование, номер и дату платежного документа.
Таким образом, в реестре контрактов размещается, в том числе, информация, включающая наименование, номер и дату платежного документа. Размещение копий платежных поручений в реестре контрактов при размещении информации об исполнении (расторжении) контрактов соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.
Кроме этого, необходимо учитывать положение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 443 «О внесении изменений в постановление Правительства от 28 ноября 2013 г. N 1084», приостанавливающее до 1 января 2018 года действие подпункта «в» пункта 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства от 28 ноября 2013 года N 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну», в части проверки непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг (при наличии) и единицах измерения, а также непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных об исполнении и расторжении контракта друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС и не наделено полномочиями по осуществлению разъяснений норм законодательства Российской Федерации в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закреплены за Минфином России в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329.

ФАС России считает, что несвоевременное размещение сведений об исполнении контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС квалифицируется административным правонарушением (п. 1 письма ФАС от 28.12.2015 № АЦ/75921/15).

За размещение должностным лицом заказчика в ЕИС с нарушением требований установлен штраф (п. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ):

  • для должностных лиц - в размере 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц - 50 тысяч рублей.

Сведения об исполнении контракта (за исключением контракта, заключенного на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, и государственным или муниципальным учреждением на сумму не более 400 тысяч рублей) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе. Отчет должен содержать следующую информацию (п. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее - Закон № 44-ФЗ):

  1. об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  2. о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  3. об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Заказчики обязаны разместить информацию об исполнении государственного (муниципального) контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС не позднее 7 рабочих дней (постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093).

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность (п. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ).

За размещение должностным лицом заказчика в ЕИС с нарушением требований пунктом 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа.

Ответственность за неразмещение отчета об исполнении контракта в ЕИС

Вопрос-ответ по теме

В соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на заказчиков, которые ведут свою закупочную деятельность распространяется Административная ответственность за нарушения Закона о контрактной системе, в частности: за размещение в ЕИС с нарушением требований законодательства о контрактной системе– публикации отчета об исполнении контракта (отдельных этапов исполнения контракта) штраф в размере 15 000 руб. Кто должен представить в контрактную службу копии (либо сканы) платежного поручения и товарной накладной (акта) с отметкой проведения экспертизы исполнения контракта? Ответственность контрактной службы возникает на каком этапе? На этапе опубликования представленных бухгалтерией документов или на этапе личного посещения бухгалтерии для того, чтобы получить от них копии либо сканы? Как все это должно происходить и в каком документе все это закрепить?

Уполномоченного за подготовку и размещение отчета об исполнении контракта работника контрактной службы Заказчика могут привлечь к административной ответственности за неразмещение данного отчета в ЕИС или за размещение отчета об исполнении контракта в ЕИС с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Про-госзаказ.ру

Контрактная служба осуществляет в т.ч. следующие функции и полномочия:

— размещает в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг отчет, содержащий информацию об исполнении контракта (абзац ж) пп. 3 п. 13 Приказа № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе)».

Неразмещение отчета об исполнении контракта может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Читайте также:

Подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика по форме согласно приложению (далее — форма отчета) (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 1093О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения ).

Соответственно для осуществления данных полномочий бухгалтерия должна своевременно представлять достоверную информацию о первичных бухгалтерских документах, чтобы работника КС после своевременного размещения отчета не привлекли к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Порядок действий контрактной службы для осуществления своих полномочий, а также порядок взаимодействия контрактной службы с другими подразделениями Заказчика, комиссией по осуществлению закупок определяется положением (регламентом), утвержденным Заказчиком в соответствии с типовым Положением, утвержденным Приказом Минэкономразвития России № 631 (п. 12 Приказа № 631).

Как вариант, в Положении о контрактной службе Заказчика могут быть установлены сроки предоставления отчетных документов из бухгалтерии, ответственные лица от бухгалтерии и определена их ответственность, например, дисциплинарная.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Спросить эксперта

Может ли заказчик не размещать отчет об исполнении контракта в случае, если товар поставляется по контракту партиями (ежедневно, еженедельно), в котором выделен лишь один этап (с момента заключения контракта и до 31.12.2016 года) после например оплаты одной из оплаченной партии товара заказчиком?

Если приемка и оплата по контракту совершаются одновременно один раз в квартал, в месяц, в неделю, в день, заказчик размещает отчет соответственно ежеквартально, ежемесячно, еженедельно, ежедневно. Если же заказчик принимает результат исполнения контракта один раз в неделю, а оплату производит один раз в месяц за все приемки, которые совершил в этом месяце, то заказчик размещает отчет ежемесячно в течение семи рабочих дней с момента оплаты результата исполнения контракта за месяц.Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы ГосзаказРекомендация: Как подготовить отчет об исполнении контракта

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта готовится согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 (далее – Положение).

Согласно п. 7 раздела 1 постановления № 1093 информация вносится с нарастающим итогом. У организации предусмотрена оплата каждый месяц. На ЕИС предусмотрены «закладки» как начало исполнения этапа, окончание исполнения этапа, к-во по этапу и сумма по этапу. Т.е. организация при заполнении данных граф/строк вносит данные не конкретно по данному этапу, а с учетом предыдущих? Дата начала исполнения этапа будет исчисляться с даты начала исполнения контракта? Документы подтверждающие исполнение этапа перечисляются с начала исполнения контракта?

В данном случае отчет об исполнении контракта должен размещаться в течение 7 рабочих дней после каждой приемки и ее оплаты по контракту (пп. «б» п. 3 Положения о подготовке отчета, утвержденного Постановлением № 1093).

При этом каждая приемка и ее оплата при формировании и размещении отчета технически приравнивается к этапу исполнения контракта.

Поскольку согласно п. 7 Положения, утвержденного Постановлением № 1093, информация об исполнении этапа контракта заносится в отчет с нарастающим итогом с начала года, в котором осуществляется исполнение отдельного этапа, на дату исполнения отдельного этапа, то заказчику следует внести в отчет сначала сведения об исполнении первого этапа (месяца), а затем каждый раз при формировании сведений об исполнении последующих этапов (месяцев) корректировать уже внесенную информацию.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Датой начала исполнения каждого этапа в данном случае будет первое число каждого месяца, а датой окончания – последнее число каждого месяца исполнения контракта.

Каждый раз, формируя и размещая в ЕИС с нарастающим итогом отчет об исполнении контракта за каждый месяц, заказчик должен будет крепить к такому отчету документы о приемке, оформленные в течение отчетного месяца (ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Как подготовить отчет об исполнении контракта

Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информацию о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге заказчик отражает в отчете (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Однако это требование не распространяется на некоторые контракты.

Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта готовится согласно положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 (далее – Положение).

Кто и в каких случаях готовит отчет

Работник контрактной службы или контрактный управляющий готовит отчет об исполнения контракта, включая в него сведения из контракта и документов о приемке.

Работник контрактной службы, контрактный управляющий – лицо, уполномоченное заказчиком на осуществление планирования и проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик — государственный или муниципальный заказчик, либо бюджетное учреждение (ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ), осуществляющие закупки.

Форма отчета приведена в приложении к Положению.

Требование о подготовке и размещении отчета об исполнении контракта распространяется на все контракты. Исключение, контракты, заключенные согласно пунктам 4, 5, 23, 42, 44 или 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

О таких контрактах см. На какие контракты не распространяется требование о подготовке и опубликовании отчета об исполнении контракта.

Ситуация: нужно ли формировать и размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта, заключенного в 2013 году, если срок его исполнения завершается в 2016 году

Нет, отчет об исполнении контракта, заключенного в 2013 году, готовить не надо. Данный вывод следует из части 29 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. Из этого правила есть исключения. На контракты, заключенные с единственным поставщиком в соответствии со статьей 55 Закона № 94-ФЗ, данное правило не распространяется.

Ситуация: возникает ли обязанность у заказчика формировать отчет об исполнении контрактов, заключенных по пункту 45 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ?

Да, положения части 9 статьи 94 Закона № 44-ФЗ обязывают формировать отчеты об исполнении контрактов, которые были заключены по пункту 45 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Такие отчеты хранятся вместе с контрактами, так как отсутствует техническая возможность их размещения в ЕИС.

Ситуация: нужно ли формировать отчет об исполнении при заключении контракта в устной форме?

Не нужно формировать отчет об исполнении контракта, заключенного в устной форме по пунктам 4, 5, 23, 42, 44 или 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Устная форма сделки – сделка, для которой законом или соглашением не установлена письменная (простая или нотариальная) форма. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной в том случае, когда из поведения лица следует его воля совершить сделку (ст. 158, ст. 159 ГК РФ).

Как заполнить отчет об исполнении контракта

Порядок заполнения отчета установлен в разделе II Положения. См. на эту тему письмо Минэкономразвития России от 17 июня 2014 г. № Д28-1008.

Отчет содержит информацию:

  • об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, проведенная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику);
  • о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта;
  • о санкциях, которые применены по причине нарушения условий контракта или неисполнения;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе исполнения.

Такое правило установлено в части 9 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Начиная с 2017 года в отчет включается информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику.

Если контрактом предусмотрены отдельные этапы исполнения, то отчет необходимо формировать нарастающим итогом с начала года, в котором исполняется отдельный этап, на дату его исполнения (п. 7 Положения).

В ЕИС в данной ситуации отчет формируется путем внесения изменений в соответствующие графы ранее размещенного отчета (п. 17 Положения).

Если срок исполнения контракта превышает финансовый год, информация об исполнении контракта в целом заполняется за весь срок исполнения отдельно по каждому году (п. 8 Положения).

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ).

Как и в какие сроки разместить отчет в ЕИС

Заказчик размещает отчет об исполнении контракта в ЕИС в течение семи рабочих дней со дня:

  • оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа исполнения;
  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания заказчиком документа о приемке;
  • расторжения контракта, установленного соглашением сторон о расторжении;
  • вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта;
  • вступления в силу решения исполнителя или заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Такое правило установлено в пункте 3 Положения.

Дата составления отчета — дата его размещения в ЕИС (п. 6 Положения).

Внимание: административная ответственность за нарушение сроков размещения отчета в ЕИС

При проведении конкурса, аукциона

Не более чем на 2 рабочих дня влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ):

  • на должностных лиц в размере 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — 15 000 рублей;

Более чем на 2 рабочих дня влечет наложение административного штрафа (ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ):

  • на должностных лиц в размере 30 000 рублей;
  • на юридических лиц — 100 000 рублей.

При проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Не более чем на 1 рабочий день влечет наложение административного штрафа (ч. 1.2 ст. 7.30 КоАП РФ):

  • на должностных лиц в размере 3 000 рублей;
  • на юридических лиц – 10 000 рублей;

Более чем на 1 рабочий день влечет наложение административного штрафа (ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ):

  • на должностных лиц в размере 15 000 рублей;
  • на юридических лиц — 50 000 рублей.

Ситуация: какая ответственность предусмотрена за размещение отчета в ЕИС с нарушением срока, а именно через десять рабочих дней со дня его исполнения. Контракт заключен по результатам проведения аукциона

Размещение отчет в ЕИС через 10 рабочих дней со дня его исполнения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц 30 000 рублей; на юридических лиц – 100 000 рублей (ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ).

О сведениях, составляющих государственную тайну указано в следующих нормах и актах:

  • статье 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;
  • Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • статье 5 и статье 9 Закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Вместе с отчетом в ЕИС размещаются (ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  • заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (если заказчик для проведения экспертизы привлекал экспертов, экспертных организаций);
  • документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • иные документы, определенные законодательством РФ.

Обязательно ли крепить к отчету об исполнении контракта платежные поручения

Нет. Прикреплять к отчету платежные поручения не требуется. Данная позиция изложена в письме Минфина России от 7 июля 2014 г. № 02-02-06/3261 6.

Отчет и прилагаемые к нему документы размещаются в виде файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид) или файлов с графическим образом (скан – копия) оригинала документа (графический вид) (абз. 2 п. 10 Положения).

Отчет и документы, размещаемые в ЕИС, подписываются электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика (п. 6 Положения).

Ситуация: должен ли заказчик формировать отчет, если контракт предусматривает периодическую приемку и оплату, но не содержит этапов исполнения

Да, должен. В таком случае заказчик формирует отчет после совершения каждой приемки и оплаты результата исполнения контракта (иными словами, когда присутствуют одновременно два события: приемка и оплата). Данный вывод следует из подпункта «б» пункта 3 Положения.

Согласно подпункту «б» пункта 3 Положения, утвержденного Постановлением № 1093, заказчик размещает в ЕИС отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в течение 7 рабочих дней, в том числе со дня оплаты обязательств по контракту и подписания документа о приемке.

Таким образом, даже если условиями контракта этапы его исполнения не предусмотрены, но приемка и оплата производятся регулярно, то заказчик размещает в ЕИС отчет после каждой оплаты и приемки. К такому же выводу пришли Минэкономразвития России в своих письмах от 31 августа 2015 г. № Д28и-2474, от 7 декабря 2015 г. № Д28и-3528 и Федеральное казначейство в письме от 30 мая 2014 г. № 42-5.7-09/5.

Пример размещения отчета об исполнении контракта в зависимости от приемки и оплаты

Если приемка и оплата по контракту совершаются одновременно один раз в квартал, в месяц, в неделю, в день, заказчик размещает отчет соответственно ежеквартально, ежемесячно, еженедельно, ежедневно. Если же заказчик принимает результат исполнения контракта один раз в неделю, а оплату производит один раз в месяц за все приемки, которые совершил в этом месяце, то заказчик размещает отчет ежемесячно в течение 7 рабочих дней с момента оплаты результата исполнения контракта за месяц.

Основные нарушения при формировании отчета об исполнении контракта по 44-ФЗ

Подготовка и размещение отчета об исполнении контракта — это обязательная процедура, предусмотренная законодательством о контрактной системе. В совокупности со сведениями о заключении/исполнении/изменении, отчет представляет наиболее полную информацию о жизненном цикле того или иного контракта.

Подходя к рассмотрению вопроса о важности полноты и достоверности сведений отчета с этой точки зрения, значимость данного документа будет сложно переоценить.

Однако, несмотря на то, что порядок подготовки и публикации отчета об исполнении контракта отработан уже довольно давно, нарушения, связанные с данной процедурой, по-прежнему не теряют своей актуальности и остаются в ряду наиболее распространенных. Рассмотрим, на что именно следует обращать внимание специалистам при подготовке и размещении такого отчета, и какие последствия влекут за собой нарушения требований законодательства.

Основные виды нарушений

Исходя из практики работы контрольных органов в сфере закупок, можно выделить три основных вида нарушений, связанных с подготовкой и размещением отчета об исполнении контракта:

  1. Отсутствие отчета.
  2. Нарушение сроков публикации отчета.
  3. Наличие ошибок и (или) неполнота (недостоверность) информации, отражаемой в отчете.

Каждый вид нарушений влечет за собой определенную административную ответственность, препятствуя полноценному отражению информации, связанной с контрактом, и нарушая один из основных принципов контрактной системы – принцип открытости и прозрачности, предусмотренный статьей 7 Закона № 44-ФЗ.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.

Отсутствие отчета об исполнении контракта

В соответствии с законодательством о контрактной системе, заказчики обязаны размещать отчет не только по окончании исполнения контракта, но и в процессе этого – в тех случаях, когда фактически имеется исполнение этапа контракта. Напомним, что согласно законодательству, публикация отчета осуществляется в течении семи рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.

На сегодняшний день отсутствие отчета встречается не так часто – заказчики уже свыклись с данным обязательством и порядком отражения информации о жизненном цикле контракта в ЕИС. Гораздо чаще проверяющие сталкиваются с отсутствием отражения в отчете этапа исполнения контракта, что в некоторых случаях также квалифицируется как отсутствие отчета и влечет за собой штраф в размере пятидесяти тысяч рублей.

Нарушение сроков размещения отчета об исполнении контракта

Это, пожалуй, одно из наиболее распространенных нарушений. Несоблюдение сроков при подготовке и размещении отчета об исполнении контракта встречается в практике проверяющих органов очень часто. Причины такого нарушения могут быть самыми разными, но почти всегда они не являются достаточно уважительными для вынесения решения в пользу заказчика и влекут за собой наложение штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

Неполнота и недостоверность отражаемых сведений

Это также очень распространенное нарушение, суть которого заключается в халатном отношении специалистов к составлению отчета об исполнении контракта. На практике, особенно в тех случаях, когда у заказчика большое количество контрактов, работники исключительно формально и недобросовестно исполняют требования законодательства к формированию отчета, указывая минимальный объем информации и заполняя в ЕИС лишь те формы, без которых публикация документа будет невозможна.

Помимо этого, специалисты часто забывают о том, что кроме сведений отчет должен содержать документы о проведении экспертизы (в случае привлечения экспертов) и приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуге. Результатом такого подхода является неполнота указанных в отчете данных.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что для данного нарушения характерна некая особенность, заключающаяся в том, что ошибки, допущенные при подготовке отчета и являющиеся по сути не более, чем техническими (а такого понятия законодательством о контрактной системе не предусмотрено), при проверке будут трактоваться как недостоверно указанные данные, поскольку заказчик будет не в силах доказать их непреднамеренность. За такое нарушение специалисту грозит штраф в размере пятнадцати тысяч рублей.

В заключении хотелось бы напомнить о том, что отчет об исполнении контракта является крайне важным документом, к подготовке которого следует отнестись максимально внимательно и ответственно. Только такой подход позволит избежать нарушений, влекущих за собой административную ответственность.

С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 396-ФЗ), которым внесены изменения в нормы КоАП РФ. Целями принятия отдельных положений указанного закона явились сохранение административной ответственности, предупреждение совершения административных правонарушений при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд. О том, что изменилось в нормах КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов, мы поговорим в статье.

Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. Кроме того, административная ответственность налагается на должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Напомним, что предметом регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Следовательно, объектом административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 7.29 - 7.32 , ч. 7 ст. 19.5 , ст. 19.7.2 КоАП РФ являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах.

Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Федеральным законом № 396-ФЗ нормы ст. 7.29 КоАП РФ приведены в соответствие с Законом о контрактной системе. При этом размер санкций, применяемых за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не изменился.

Вместе с тем следует отметить, что нормы указанной статьи дополнены ч. 2.1 , предусматривающей ответственность за принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных Законом о контрактной системе, или нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем. Совершение указанного правонарушения предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб.

Напомним, что проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случаях:

  • если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев и порядок отнесения товаров работ, услуг к указанным категориям устанавливаются Правительством РФ;
  • при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

Конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

Для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

В свою очередь, закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут осуществляться в следующих случаях:

  • закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  • закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  • заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;
  • закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок такого согласования не должен быть более 10 рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Увеличен размер административного штрафа за нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов не более чем на два рабочих дня. Теперь размер штрафа составляет для должностных лиц 5 000 руб., а для юридических лиц - 15 000 руб. (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ ). Напомним, что, например, извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 000 000 руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Если цена превышает указанную сумму, то извещение должно быть размещено не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало.

Федеральным законом № 396-ФЗ введена ответственность за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с Законом о контрактной системе. Напомним, что единая информационная система, в частности, должна содержать:

  • планы закупок (начиная с 01.01.2016);
  • планы-графики (начиная с 01.01.2016);
  • информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (начиная с 01.01.2016);
  • информацию о закупках, предусмотренную Законом о контрактной системе, об исполнении контрактов;
  • результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
  • отчеты заказчиков;
  • иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено Законом о контрактной системе, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., а на юридических лиц 500 000 руб. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ ).

Необходимо отметить, что согласно примечанию ст. 7.30 КоАП РФ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная данной статьей, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Также отметим, что Федеральным законом № 396-ФЗ ограничен максимальный размер штрафа за отказ в допуске к участию в запросе котировок по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе котировок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений.

Максимальный размер административного штрафа в данном случае будет составлять 30 000 руб. (ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ ).

Кроме того, Федеральным законом № 396-ФЗ отменена ответственность за размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере более 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок.

Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Федеральным законом № 396-ФЗ значительно изменены нормы ст. 7.31 КоАП РФ , предусматривающие ответственность за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В силу ч. 1 указанной статьи включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб.

В свою очередь, ненаправление, несвоевременное направление информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с Законом о контрактной системе или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 руб.

Нарушение порядка заключения, изменения контракта

В новой редакции ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб., а на юридических лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб.

Кроме того, предусмотрена ответственность юридического лица за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не установлена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Совершение данного деяние влечет наложение административного штрафа в размере 200 000 руб. Напомним, что ранее ответственности подлежали только должностные лица.

Также в новой редакции ст. 7.32 КоАП РФ предусматривается ответственность за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта. Данное деяние может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., а на юридических лиц 200 000 руб. (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ ).

Напомним, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а в случае одностороннего отказа от исполнения контракта - в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе ). Бюджетное учреждение вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом. Напомним, что в силу ч. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным в том случае, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Непредставление информации или представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В соответствии с внесенными изменениями в ст. 19.7.2 КоАП РФ размер административного штрафа за данное нарушение теперь составляет 15 000 руб. В свою очередь, для юридических лиц он составляет 100 000 руб. Напомним, что ранее его размер определялся в пределах от 100 000 до 500 000 руб.

Порядок привлечения к ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о размещении заказов в связи с вступлением в силу Федерального закона № 396-ФЗ разъяснен ФАС в Письме от 23.01.2014 № ИА/2111/14 « По вопросу применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения, допущенные при размещении заказов » . В частности, ФАС отмечает, что согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с указанной нормой лицо подлежит привлечению к административной ответственности по нормам КоАП РФ, действовавшим на момент совершения им такого правонарушения, вне зависимости от времени выявления признаков состава административного правонарушения в сфере размещения заказов (до или после 01.01.2014).

Учитывая изложенное, в случае если нарушение законодательства о размещении заказов совершено до 01.01.2014, должностному лицу при выявлении такого нарушения необходимо применять нормы КоАП РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2014.

В случае если нарушение законодательства РФ о размещении заказов совершено после 01.01.2014, должностному лицу необходимо применять нормы КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2014.

Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. В свою очередь, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Следовательно, в связи с изменением законодательства, регулирующего отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов, должностному лицу при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или продолжении такого производства необходимо установить обстоятельства, смягчающие, отягчающие либо исключающие административную ответственность, учитывая следующую последовательность действий.

По мнению ФАС, до начала производства по делу об административном правонарушении либо на соответствующей стадии производства следует установить, являются ли рассматриваемые действия нарушением как Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , так и Закона о контрактной системе. Кроме того, необходимо установить, предусмотрена ли административная ответственность за совершение такого нарушения нормами КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2014.

В случае если указанные действия лица не являются нарушением Закона о контрактной системе или не содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного нормами КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2014, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ .

Кроме того, ФАС обращает внимание, что с целью установления размера налагаемого штрафа, необходимо применить положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ , определив, улучшается или ухудшается положение привлекаемого лица санкцией, установленной нормой КоАП РФ в редакции, действующей после 01.01.2014.

В случае если санкция, предусмотренная нормами КоАП РФ в редакции, действующей после 01.01.2014, улучшает положение лица, совершившего такое правонарушение (размер штрафа меньше установленного нормами КоАП РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2014), к указанному лицу применяется санкция, предусмотренная нормой КоАП РФ в редакции, действующей после 01.01.2014. В случае если положение лица ухудшается, применяется норма КоАП РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2014.

Как мы могли убедиться, основными целями принятия Федерального закона № 396-ФЗ явилось сохранение административной ответственности, предупреждение совершения административных правонарушений при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также ужесточение ответственности за ряд совершаемых правонарушений.