Финансовые реформы Петра I – кратко. Административные реформы Петра I Великого

Социальные (сословные) реформы Петра I – кратко

В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей.

Служилое сословие, дворяне , после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, что и простонародье. Выходцы из недворянских сословий наравне с дворянами могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I уже не родовитостью и не обычаями вроде местничества , а изданной в 1722 «Табелью о рангах ». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы.

Для подготовки к службе Петр I ещё и обязал дворян проходить первоначальное обучение грамоте, цифири и геометрии. Дворянин, не выдержавший установленного экзамена, лишался права жениться и получать офицерский чин.

Надо отметить, что помещичье сословие и после реформ Петра I всё же имело довольно важные служебные преимущество перед людьми незнатными. Поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге.

Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать .

Эта чисто финансовая, на первый взгляд, реформа имела, однако, и важное социальное содержание. Новую подушную подать было велено одинаково взимать не только с крестьян, но и с прежде не плативших государственных налогов частновладельческих холопов . Это предписание Петра I сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским. Оно предопределило эволюцию взгляда на крепостных к концу XVIII века не как на государевых тяглых людей (которыми они считались раньше), а как на полных господских рабов .

Города : реформы Петра I имели целью устроить городское управление по европейским образцам. В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров , которые должны были составлять ратушу . Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты , которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан. Во главе всех магистратов стоял (с 1720) столичный Главный магистрат, считавшийся особой коллегией .

Петр I. Портрет кисти П. Делароша, 1838

Военная реформа Петра I – кратко

Административные и государственные реформы Петра I – кратко

Финансовые реформы Петра I – кратко

Экономические реформы Петра I – кратко

Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма . Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода.

Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами). Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых. Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала.

Церковная реформа Петра I – кратко

В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. Вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец Стефан Яворский .

Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления, разработанная при деятельном участии Феофана Прокоповича . По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом . Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти.

В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри.

Военная реформа, проведенная под личным руководством Петра I, по своим последствиям была одной из самых глубоких в истории России.

Петр I Алексеевич Романов (1672-1725) - русский царь с 1689 г., первый русский император с 1721 г., сын Алексея Михайловича. Выдающийся государственный и военный деятель, полководец и дипломат.

Реформа проводилась с 1698 по 1721 г. и была вызвана следующими причинами:

Проведение крупнейших политических, экономических преобразований,

Отсталость России в экономическом и военном отношении;

Отсутствие регулярной армии и флота.

Цель Петровской реформы - усиление военной мощи России и повышение роли страны на международной арене.

1) Создание русской регулярной армии и флота, комплектуемых на основе рекрутского набора. С 1699 г. вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 г. Государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот определенное количество рекрутов. До 1724 г. рекруты брались из расчета один человек от 20 дворов, позже 5-7 человек от 1000 мужских душ. Призывной возраст рекрутов составлял 20-30 лет, а срок службы в армии был пожизненный.

2) Формирование национального офицерского корпуса. Он комплектовался преимущественно из дворян. Военная служба начиналась с 15 лет. До получения офицерского чина юноша обязан был 10 лет прослужить рядовым в гвардейских или армейских полках. Дворянин-гвардеец жил как солдат, в полковой казарме, получал солдатский паек и исполнял обязанности рядового.

При Петре I впервые создаются в России учебные заведения для подготовки морских, артиллерийских, инженерных и других офицеров-специалистов. Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе.

Вводится единая система военных званий и твердые основы прохождения службы, закрепленные в Табели о рангах 1722 г. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал – адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства было положено не социальное происхождение, а личные способности, образование, опыт, грамотность, храбрость офицера

3) Военная реформа установила новую организационную структуру войск и единые штаты. Вооруженные силы состояли из полевых армий, гарнизонных войск и иррегулярных частей. В структуре вооруженных сил выделялось три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. В 1708 г. формируются специальные гренадерские части. Это были своеобразные штурмовые воинские подразделения. Основной тактической единицей в пехоте и кавалерии был полк. Он состоял из 2-х батальонов по 4 роты в каждом, кавалерийский - из 5-ти эскадронов. Численность полка - до 1500 чел. В полку было примерно 40 офицеров, остальные рядовые.



4) Армия и флот стали содержаться за счет государства, и были национальными по составу.

5) Создание регулярного военно-морского флота. В 1722 г. флот на Балтике насчитывал 130 (из них 32 линейных) парусных и до 200 гребных судов. Центром кораблестроения стала Адмиралтейская верфь в Петербурге, а главной базой флота - Кронштадт. В строительстве флота и создании русской военной школы, большая заслуга принадлежала Петру I, Ф. М. Апраксину, Н. А. Сенявину, Ф. А. Головину В результате реформы Россия в XVIII столетии выдвинулась в число крупнейших морских держав.

6) Создание единых военных органов управления вооруженными силами: вместо Приказов Петр I учредил военную коллегию (1718г.).

7) Создание единой системы обучения и воспитания, которая отличалась простотой и практичностью, были разработаны и внедрены воинские уставы (Устав воинский - 1716 г., морской устав - 1720 г., статьи воинские, учреждения к бою, для полевой битвы правила).

8) В рамках реформы проводилось перевооружение армии. Оно завершилось к 1709 г. Пехота получила однотипное огнестрельное оружие - гладкоствольные ружья с ударно-кремовым замком и трехгранным штыком. Кроме того, шпаги, тесаки, гранаты.

Петр I учредил первый российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного, который вручался за "чрезвычайные" заслуги перед Отечеством. Первым кавалером этого ордена стал сподвижник Петра, будущий генерал-фельдмаршал России Ф. А. Головин. Сам же учредитель ордена стоит шестым в списке Андреевских кавалеров.

В ходе осуществления реформы возникали проблемы и трудности, чему способствовали экономическая отсталость России и противоборство части дворянства. Но, несмотря на это, в России были созданы мощные вооруженные силы, ядром которых стали созданные по инициативе молодого царя Петра I "потешные полки", из которых в 1691 г. были сформированы первые регулярные полки - Семеновский и Преображенский.

Влияние петровских военных реформ было настолько велико по своей результативности, что в последующем вооруженные силы развивались и совершенствовались под мощным воздействием этих преобразований, вплоть до реформ 60-х гг. XIX.

В начале XIX в. в России были разработаны и частично осуществлены довольно крупные военные преобразования. Они обусловливались рядом факторов. В конце XVII в. - начале XIX в. в России шел процесс разложения феодализма. В этих условиях необходимо было сохранить политическое господство дворянства, предотвратить возможность революционных потрясений в странах Западной Европы. Кроме того, в эти годы Россия вела длительные войны, которые показали, что противники, в частности буржуазная Франция, обладают более прогрессивной военной организацией. Еще одним фактором, обусловившим необходимость реформы, было то, что насажденная Павлом I прусская военная система устарела и требовала кардинальных изменений.

Вступив на престол в 1801 г., Александр I открыто провозгласил курс на реформирование всех сторон жизни, в том числе и в военной области:

Во-первых, в 1802 г. была проведена реорганизация центрального военного управления. Вместо Военной коллегии и Адмиралтейской коллегии созданных еще Петром I, создаются Военные и Морские министерства, а бывшие коллегии преобразовываются в совещательный орган при министерствах.

Во-вторых, проведены преобразования в организации войск. В пехоте и кавалерии постоянным войсковым соединением стала дивизия, которая состояла из 2-3 бригад двух полкового состава и артиллерийской бригады. Дивизии сводились в корпуса - высшие соединения, как в пехоте, так и в коннице. Корпус имел, как правило, две дивизии и две артиллерийских бригады. Корпуса объединялись в армии. Так, в начале 1812 г., войска были сведены в 8 пехотных, 4 кавалерийских корпуса и два казачьих отряда и распределялись между 1-й и 2-й Западными, 3-й Резервной и Дунайскими армиями. Увеличилось число егерских полков, способных вести бой в рассыпном строе.

В-третьих, русская армия 1809г, получила на вооружение более совершенное 7-линейное кремневое ружье, что позволило ввести обучение войск прицельной стрельбе. При активном участии генерала П. И. Багратиона и военного министра. М. Б. Барклая-де-Толли были разработаны и введены новые уставы и наставления.

В-четвертых, некоторое усовершенствование получила система подготовки офицерских кадров. Усложнение военного дела потребовало повышения уровня специальной подготовки офицеров, расширения сети военно-учебных заведений.

Все эти и некоторые другие преобразования были значительным отходом от прусской системы Павла I, возрождением национальных традиций русской армии, традиций Петра I, П. А. Румянцева, А. В. Суворова. Они положительно сказались на русской армии, которая во время Отечественной войны 1812 г под командованием М.И. Кутузова разгромила сильнейшую по тому времени армию Наполеона.

Осенью 1861г. на должность военного министра был утвержден генерал Д. А. Милютин (1816-1912 гг.) - энергичный сторонник реформ в армии, - сумевший на основе имеющихся экономических возможностей государства поднять мощь русской армии. В январе 1862 г. он представил царю, проект военной реформы, который одобрил его. Россия вступила в полосу военных реформ, которые продолжались 12 лет (1862 – 1874).

Цель этих реформ состояла в создании массовой армии, в ликвидации военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-1856 гг.

Основные направления военной реформы и ее результаты сводились к следующему:

Замена рекрутской системы комплектования войск всесословной воинской повинностью. Согласно принятому Уставу о воинской повинности (1874г.) к службе привлекались все мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Срок действительной службы в сухопутных войсках определялся в 6 лет и затем 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе.

Устав предусматривал освобождение от военной службы значительного числа лиц: служителей религиозного культа, врачей, преподавателей, народов Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Кавказа. Освобождались от призыва в армию по семейному положению (единственный сын, если он был кормильцем семьи). В целом по стране число ежегодно призываемых в армию не превышало 30% от лиц призывного возраста. Предоставлялись большие льготы людям, имевшим образование: для окончивших высшие учебные заведения срок действительной службы сокращался до 6 месяцев, гимназии - до- полутора лет.

Переход воинской повинности позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Его численность в конце века составила около 3 млн. человек;

Была проведена реформа военного образования, подготовки и переподготовки офицерских кадров. Значительное место среди военных преобразований заняла проблема подготовки офицерских кадров. В 60-х годах XIX века была осуществлена реформа военно-учебных заведений. Ее цель заключалась в том, чтобы готовить преданные Отчизне, хорошо образованные и обученные военному делу кадры офицеров.

Система высшего военного образования не подверглась серьезному переустройству, и реформы в этой области коснулись лишь отдельных сторон организации военных академий, а также изменений учебных планов в сторону придания военному обучению более практического характера. Были открыты две новые академии; Военно-юридическая и Морская. В конце века в России имелось 6 военных академий (Генерального штаба, Медико-хирургическая, Артиллерийская, Инженерная. Юридическая и Морская). Но количество слушателей в них было незначительным. Так, в Артиллерийской академии число слушателей не превышало 60 человек.

Серьезной реорганизации подверглась средняя военная школа. Вместо старых кадетских корпусов создавались военные гимназии, которые давали общее среднее образование и готовили юношей к поступлению в военные училища, и прогимназии с 4 - летним сроком обучения для подготовки к поступлению в юнкерские училища. В этих гимназиях учащиеся носили военную форму, уклад жизни имел полувоенный характер.

В начале 60-х годов организуются военные и юнкерские училища. В военных училищах срок обучения был 3 года, туда принимались юноши, окончившие военные гимназии. Военные училища сразу же приобрели чисто военную организацию, причем внутренний распорядок в них был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплины, не выполнявшие ее подвергались ответственности по дисциплинарному уставу. "... в нашем училище, - рассказывает в своих воспоминаниях один из бывших юнкеров, Кривенко, - на юнкеров смотрели не так как прежде на кадет специальных классов, а как на лиц, действительно состоящих на военной службе, и потому строгая дисциплина проводилась систематичной, сильной рукой".

Юнкерские училища предназначались для подготовки офицеров из лиц, не имевших общего среднего образования, а также из армейских низших чинов, вышедших из дворянских и обер-офицерских семей. Объем военных знаний, даваемых юнкерам, был значительно меньшим, чем в военных училищах.

Для подготовки технических и других специалистов были созданы оружейные, технические, пиротехнические, топографические, фельдшерские и другие школы. В целях усовершенствования военных знаний и переподготовки офицеров учреждались одногодичные школы.

В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных и инженерно-технических кадров, увеличилось их число. К концу XIX в. среднегодовой выпуск офицеров достигал 2 тысяч человек, что позволяло обеспечивать до 80% вакансий в армии и на флоте.

В 1882 году военные гимназии были ликвидированы. Одновременно правительство восстановило кадетские корпуса как закрытые дворянские учебные заведения.

В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных, и инженерно технических кадров, увеличилось их число.

К концу XIX в. ежегодно обучалось:

В кадетских корпусах около 12 тыс. человек,

В военных училищах 5,5 тыс. человек,

В юнкерских 2,8 тыс. человек,

В академиях 850 человек.

Крупные преобразования были произведены в области военного управления и организации войск. Центральное управление по-прежнему осуществляло Военное министерство, которое состояло из: 1) Военного совета; 2) Канцелярии; 3) Главного штаба; 4) Главных управлений. Права министерства расширялись: если раньше большинство войск (гвардия, действующая армия и др.) не подчинялись ему, то теперь в его ведении стала вся армия.

Крупным мероприятием явилось создание военно-окружной системы. Страну разделили на 15 военных округов. Каждый округ возглавлялся командующим, который подчинялся царю, но свои функции выполнял под руководством военного министра.

Верховное командование над всеми вооруженными силами принадлежало императору. Его ближайшим помощником был военный министр.

Важнейшая составная часть военных преобразований - перевооружение армии и флота. На вооружение русской пехоты стало поступать нарезное стрелковое оружие - винтовка системы Бердана, а затем трехлинейная винтовка системы Мосина (1891 г.).

Берданка - однозарядная винтовка калибра 4,2 линии (10,67 мм) под металлический патрон. Заряжалась с казны. Разработана командированными в США русскими инженерами полковником А.П. Горловым и капитаном К.И. Гуииусом при содействии американского полковника X. Бердана. На вооружение были приняты винтовки Бердана № 1 (1868), № 2 (1870). Имелось 3 типа № 2 - пехотная, драгунская и казачья винтовки.

Мосин Сергей Иванович (1849-1902) - русский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор с 1900 г. В 1890 г. создал «трехлинейную» винтовку - калибр 7,62 мм, магазинную пятизарядную. Винтовку модернизировали в 1910, 1930 и 1933 гг. Ее боевая скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту, прицельная дальность - до 2 тыс. метров, масса со штыком - 4,5 кг, без штыка - 4 кг.

Артиллерия перевооружалась стальными нарезными орудиями. Во второй половине XIX в. произошел переход от парусного к паровому броненосному флоту. К концу столетия Россия занимала в Европе третье место по числу боевых судов: Англия имела 355 кораблей, Франция - 204, Россия - 107.

Одним из направлений военных реформ была попытка улучшения материального положения офицерского состава, повышение престижа военной службы. В 1859 г. офицерам были установлены более высокие оклады денежного содержания. В 1886 г. на 10-40% были увеличены оклады строевым офицерам. В результате годовое жалование составляло: у командиров корпусов - 10950 руб., начальников дивизий 5256 руб., командиров полков - 3711 руб., командиров батальонов - 1380 руб., командиров рот -1032 руб. Заметна непропорциональность оплаты. Но даже после этих мер офицерское денежное содержание немного отличалось от заработков квалифицированных рабочих Петербурга. Так, в 90-х гг. подпоручик получал 40 руб. в месяц, а петербургский мастеровой 22 и выше. Для сравнения: соответствующие категории офицеров во Франции получали в 2 раза в Германии - в 3 раза больше.

Таким образом, военные реформы второй половины XIX в. имели прогрессивное значение. Они повысили боеспособность российской армии и флота, что продемонстрировала русско-турецкая война 1877-1878 гг. Вместе с тем они встретили серьезное сопротивление консервативных сил, как в армии, так и в стране в целом.

Исторические условия, сложившиеся в мире в начале XX в., в том числе и в России, выявили новые тенденции в развитии военного дела. Прежде всего, к ним можно отнести такие:

Качественные перемены в материальной сфере;

Резко повысились скорострельность и дальнобойность артиллерийских систем и стрелкового оружия;

В армию стали поступать бронемашины, танки, аэропланы;

Активное внедрение новых средств связи - телеграфа, телефона, радио;

Создаются массовые многомиллионные армии;

Войны стали носить затяжной характер;

Изменилась взаимосвязь армии и народа, фронта и тыла;

Резко возросла роль тыла, снабжение армии могло быть обеспечено силами все-го народного хозяйства, а не одной военной промышленностью;

Необходимость военных реформ показали войны новой эпохи, особенно русско-японская война 1904-1905 гг., поражение в которой заставило правительство России приступить к реформированию своих вооруженных сил (1905 – 1912гг.).

Для переустройства российской армии при Совете государственной обороны (СГО), созданном в июне 1905г., была образована специальная комиссия. В военной области были проведены следующие преобразования:

1. Проведена реорганизация Центрального военного управления: С 1905 г. Генеральный штаб стал самостоятельным, независимым от Военного министерства органом. Ему передавались все вопросы подготовки страны к войне. Создается Морской Генеральный штаб.

2. В 1912 г. вводится новый закон о воинской повинности, сокративший льготы по семейному положению и увеличивший льготы по образованию.

3. Сокращены сроки действительной службы: в пехоте и артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск - с 5 до 4, на флоте - с 7 До 5 лет. Запас делился на два разряда по возрасту. Лица молодого возраста определялись для пополнения полевых войск, старшего - тыловых.

4. Упразднены слабые в боевом отношении резервные и крепостные войска (15% от числа русской армии).

5. Создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные войска и войска связи, сформированы корпусные авиаотряды.

6. Увеличено число войск в Центральных округах.

7. На вооружение принимаются новые артиллерийские системы: 122-мм, 152-мм гаубицы, 107-мм пушки; в полках создаются пулеметные команды(8 пулеметов);

8. Принимаются меры по улучшению подготовки офицерских кадров, улучшается их материальное положение. К 1914 г. в России было 28 кадетских корпусов, 19 военных училищ, 4 морских училища, 7 академий, 3 морских высших школы, и т.п. Принимались меры по омоложению офицерского корпуса. Из армии было уволено около 7 тыс. офицеров и генералов по возрасту или несоответствию своему назначению. В 1912 г. среди офицеров было: дворян - около 70%. почетных граждан - до 11%, духовенства - свыше 3%, купцов - 2,2%, податного сословия (крестьян и мещан) около 4%. Среди генералов Потомственные дворяне составляли 87% и штаб-офицеров (подполковник-полковник) около 71,5%, среди остальных офицеров - свыше половины.

9. Были приняты новые уставы (в том числе устав о пенсиях офицеров) и наставления, позволившие совершенствовать боевую подготовку с учетом опыта войны.

10. С 1906 г. началось восстановление русского военно-морского флота. На основе русско-японской войны прогрессивные военно-морские деятели России в целом верно наметили основные тенденции в развитии флотов и правильно оценили роль новых боевых сил и средств в будущей войне. Военно-морской флот пополнился новыми кораблями всех классов. По проектам выдающихся кораблестроителей А.Н. Крылова и И.Г. Бубнова были построены линкоры типа "Севастополь", которые в техническом отношении являлись лучшими для того времени кораблями этого типа. Были созданы эсминцы типа "Новик" и подводные лодки типа "Барс", считавшиеся лучшими в мире. Флот получил хорошее торпедное и минное оружие. В 1914 г. Россия имела 9 линкоров, 15 крейсеров, 99 миноносцев, 23 подводные лодки и большое число вспомогательных судов.

Военные реформы 1905-1912 гг. подняли боеспособность русской армии и флота. По своей боевой подготовке они не уступали вооруженным силам западноевропейских стран. Русский солдат был храбр, стоек, вынослив, способен вести напряженные боевые действия. Неплохо был подготовлен к войне унтер-офицерский и офицерский состав низшего и среднего звена.

В 1914г. Россия имела самую многочисленную армию в мире - свыше 1,4 млн. человек (в августе 1914 г., после мобилизации, - 5 338 000). На ее вооружении находилось 7088 орудий, из них 240 тяжелых, 4157 пулеметов системы «Максим», 263 самолета, 4000 автомобилей.

Но реформы 1905-1912 гг. проводились без учета финансовых возможностей, а в результате осуществлялись частично. Техническая отсталость страны не позволяла полностью перевооружить армию. Недостаточная подготовка высшего командного состава тормозила проведение реформы.

Таким образом, военные преобразования и реформы дооктябрьского периода были вызваны целым рядом объективных предпосылок:

Проведением ряда важнейших мероприятий в обществе в плане политической, экономической реформ;

Переменами в международной обстановке и интересами экономики;

Результатами закончившихся войн.

Основные цели военных реформ и преобразований:

Укрепление централизованного государства,

Усиление военной мощи России,

Устранение военной отсталости страны,

Повышение боеспособности армии и флота.

Военные реформы и преобразования в советский период

Красная Армия, создание которой началось еще в январе 1918 г., по своим целям и задачам принципиально отличалась от старой армии. Кроме того, 20-е годы XX в. были периодом начала нового витка в качественном развитии боевой техники и оружия.

Необходимость проведения реформы была обусловлена трудностью экономического положения страны, невозможностью содержания многочисленной армии; неудовлетворительным руководством Вооруженными Силами; невысоким уровнем боевой подготовки; несоответствием организационной структуры экономическим возможностям страны.

Все это привело к тому, что к середине 1920-х гг. назрела острая необходимость военного реформирования Красной Армии и РККФ. При этом учитывались как опыт Первой мировой и Гражданской войн, так и потребности мирного времени. Реформу проводила комиссия во главе с М.В. Фрунзе.

Целью проведения являлось укрепление вооруженных сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны.

В реформе просматривались два этапа: первый - 1921-1923 гг.; второй-1924-1925 гг. (ряд историков определяет рамки военной реформы 1924 - 1928 гг.).

На первом этапе осуществлялось радикальное сокращение вооруженных сил. К концу Гражданской войны в рядах Красной Армии проходили службу граждане семнадцати призывных возрастов (1885-1901 гг. рожд.), а ее численность составляла 5,3 млн. человек.

К лету 1923 г. кадровая армия была доведена до 562 тыс. человек (сокращена почти в 10 раз).

На втором этапе:

Введение территориально-милицейской системы строительства армии в сочетании с кадровой. Это позволяло иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное обеспечить неприкосновенность государственных границ, а в случае войны быстро отмобилизовать крупные военные силы. Переход к смешанной системе комплектования был обусловлен чисто экономическими факторами, ибо Советское государство было не в состоянии содержать кадровую армию численностью свыше 1 млн. человек,

Изменение организационно-штатной структуры. Ликвидированы многочисленные штабы. С октября 1923 по октябрь 1924 г. центральный аппарат был сокращен на 22,7 %, аппараты военных округов - в среднем на 33,5 %, аппараты органов снабжения на 40.%. На три четверти уменьшилась бумажная отчетность;

Переход к твердой системе комплектования (осенний ежегодный призыв);

Качественное обновление командного состава, перестройка системы подготовки военных кадров - переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с трех-четырех годичным сроком обучения, создание 6 академий; улучшение материального положения военнослужащих. В 1924 г. материальное содержание командного состава увеличилось на 30-40%, а красноармейца - с 35 копеек до 1 руб. 20 коп;

Введение единоначалия;

Реорганизация органов военного руководства;

Создание национальных формирований. К весне 1925 г. они составляли 10 % ее общей численности.

Результаты, достигнутые в ходе военной реформы, состояли в том, что вооруженные силы были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники.

В ходе проведения военных реформ возникло немало проблем и трудностей:

Невозможность обеспечить высокую боевую выучку в ходе краткосрочных сборов;

Невозможность дислокации соединений в соответствии с оперативными планами развертывания армии в случае войны;

Перегруженность армии выполнением многочисленных задач по внутренней службе (борьба с бандитизмом, охрана объектов народного хозяйства, разного рода хозяйственными работами).

В результате проведения реформы 1924-1925 (1928) гг. вооруженные силы страны были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники. Организационное укрепление армии обеспечило повышение обороноспособности страны.

Последующий опыт военного строительства свидетельствует о том, что военные реформы больше не проводились, а осуществлялись радикальные преобразования вооруженных сил.

Основным их содержанием было частичное решение довольно важных военных, мобилизационных и некоторых других задач. Несмотря на достаточно объемный характер этих преобразований, они проходили в рамках выполнения конкретных решений правительства. Общим с военной реформой являлось то, что многие из осуществляемых мероприятий вытекали из тех коренных изменений, которые произошли в международной обстановке, а также в экономической, политической и духовной сферах общества.

Некоторые черты военной реформы носила перестройка в СССР в 1935-1939 гг. Именно этот термин - "перестройка" - был выдвинут февральско-мартовским (1937 г.) пленумом ЦК ВКБ (б).

Для преобразований в Красной Армии периода 30-х годов характерны следующие черты:

Резко, сократился круг участников разработки основных направлений преобразований. ЦК ВКБ (б), изучив поступившие из войск предложения, рекомендовал Совету Труда и Обороны (СТО) и РВС СССР в течение месяца разработать план мероприятий по дальнейшему организационному укреплению Красной Армии. В апреле 1935 г. такой план был представлен и в мае одобрен Политбюро. Постановлением СТО от 16 июня 1938 г. предлагалось к 1 января 1938 г. постепенно довести количество дивизий в РККА до 106, увеличив при этом число кадровых дивизий до 71. К началу 1939 г. все дивизии Красной Армии стали кадровыми, численный состав вооруженных сил с 1936 по 1939 г. увеличился почти вдвое - с 1,1 до 2 млн. человек.

Необходимо отметить, что в ходе реформы наблюдался некритический, хвалебный подход к оценке существующего положения в вооруженных силах. Особенно он проявился в речи наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова на XVIII съезде ВКБ (б) в марте 1939 г., которая по сути дела представляла собой явный обман народа (при поддержке И.В. Сталина и других членов высшего руководства). Это привело к тому, что к сентябрю 1939 г. в Красной Армии территориальные дивизии были практически ликвидированы, а кадровых дивизий в полном смысле не существовало ввиду отсутствия соответствующего обеспечения и материально-технического снабжения. Анализ состояния реорганизационных дивизий свидетельствовал об их крайне низкой боеспособности, малообеспеченности и необученности. Кроме того, с периодом реорганизации совпадали массовые репрессии среди военных кадров, имевшие огромные масштабы.

В этих условиях, естественно, ожидаемого укрепления вооруженных сил от проводимых преобразований фактически не произошло.

Следующий период преобразований в военном строительстве был связан с окончанием второй мировой войны. Правительство имело уже опыт реорганизации Вооруженных Сил при переходе от войны к миру в 20-е гг. Казалось бы, все вопросы, связанные с этим, должны были быть продуманы и решены на научном уровне, с учетом особенностей. К сожалению, этого не произошло.

В годы Великой Отечественной войны в решении всех проблем прочно сформировался централизованный принцип, упрочилась командно-административная система, которая в то время в определенной мере была оправдана. Вопросы, связанные с будущим Вооруженных Сил, стали прерогативой высших эшелонов партийной власти. Ни партийные съезды, ни Пленумы ЦК партии не созывались для решения этих вопросов.

Решение всех вопросов по реорганизации Вооруженных Сил стало функцией Политбюро ЦК партии и СНК. Так, в феврале 1946 г. в соответствии с решением Политбюро, постановлением СНК произошла реорганизация народных комиссариатов обороны и ВМФ. Постановлением СНК от 25 февраля 1946 г. все руководство армией и флотом сосредоточилось в Наркомате вооруженных сил, вскоре переименованном в Министерство вооруженных сил. Перевод армии и флота на мирное положение начался с сокращения их численного состава. По закону, принятому Верховным Советом СССР 23 июня 1945 г., к началу 1948 г. из вооруженных сил было демобилизовано около 8.5 млн. чел. К этому времени наши вооруженные силы насчитывали в своем составе 2,874 млн. человек.

Для периода конца 40- - начала 50-х гг. характерно отсутствие четких прогнозов в военном строительстве, хотя бы на непродолжительное время. Подтверждением этому может служить реорганизация высших органов военного управления. В феврале 1950 г. Министерство Вооруженных Сил разделилось на два министерства - Военное министерство и Военно-морское министерство СССР. Высшим государственным органом руководства всеми вооруженными силами стал Высший военный совет, созданный в марте 1950 г. при Совете министров СССР. Затем, в марте 1953 г., оба министерства воссоединились в Министерство обороны СССР. При нем был создан Главный военный совет. Все это говорит о том, что прежние решения принимались без достаточной проработки.

Реорганизация вооруженных сил в 50-е гг. была вызвана военно-технической революцией. Сущность ее заключалась в резком, скачкообразном переходе к ракетно-ядерным средствам борьбы и, соответственно, появлением новых способов достижения стратегических целей войны.

Особенность данных преобразований состояла в том, что делалась попытка возродить традицию рассмотрения военных вопросов на Пленумах ЦК КПСС и съездах партии. В то же время сохранялась и негативная тенденция конца 30-х гг., когда военные вопросы глубоко не рассматривались, а дело ограничивалось хвалебными оценками, непродуманными и поспешными решениями. В обществе все прочнее утверждалась точка зрения, по которой инициатива преобразований должна исходить от первого руководителя партии и страны. Так, в конце 50-х годов Н.С. Хрущев в беседе с редактором иностранного отдела газеты «Таймс» заявил: "Мы стоим за то, чтобы, в конечном счете, ликвидировать армии, перейти на милицейскую систему...".

В концентрированном виде этот курс был изложен в докладе на IV сессии Верховного Совета. В частности, отмечалось: "Правительство и Центральный Комитет нашей партии продумывают и изучают сейчас вопрос о том, чтобы впоследствии в строительстве Вооруженных Сил перейти на территориальную систему... Мы думаем, что территориальная система сможет обеспечить нужные кадры и контингенты населения, обученного военному делу и владению современным оружием".

Подобные странные и неожиданные заявления вряд ли являлись результатом исследований, проверок, научных разработок.

Представляет собой интерес сокращение Вооруженных Сил в середине 50-х -начале 60-х гг. Практика показывает, что многие из принимавшихся решений носили волюнтаристский характер.

За 1955-1956 гг. численность Вооруженных Сил уменьшилась на 1840 тыс. человек. Осуществление таких крупных мероприятий не имело под собой научной основы, последствия сокращения для боевой готовности вооруженных сил глубоко не изучалась, социальная защищенность увольняемых офицеров и сверхсрочнослужащих не обеспечивалась.

Для этого периода характерна и вакханалия с назначением министров обороны (1953-1955 гг. - Булганин, 1955-1957 гг. - Жуков, 1957-1967 гг., - Малиновский).

Преобразования в Вооруженных Силах СССР в 60-70-е гг. происходили в период, непосредственно предшествующий сегодняшней перестройке. Определяющим критерием развития Вооруженных Сил в то время был анализ международной обстановки. Экономические возможности государства рассматривались как второстепенный фактор. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди признал военные силы СССР и США равными, а спустя два года он впервые публично высказался за пересмотр некоторых догм "холодной войны". Это был исключительно благоприятный момент для пересмотра перспектив советского военного строительства. Однако недооценка политических средств в укреплении доверия между противоборствующими блоками привела к тому, что страна была "втянута" в длительный период гонки вооружений. Такая политика привела к тому, что в отдельные годы мы тратили на военные расходы четверть своего бюджета. Естественно, для этого требовалась большая армия, численность которой резко увеличилась после принятия в 1967г. закона СССР "О всеобщей воинской обязанности".

После апрельского (1985г.) Пленума ЦК КПСС в стране началась перестройка. Она затронула все сферы жизни советского общества, в том числе и Вооруженные Силы. Однако намеченные реформы в военной области, остались невыполненными в связи с распадом СССР и Советских Вооруженных, Сил.

Таким образом, военные реформы и преобразования в период советского строительства свидетельствуют о том, что по своему содержанию они были различны, вместе с тем они имели много общего. Как положительные, так и отрицательные результаты военных реформ этих лет могут и должны быть учтены сегодня при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации.

Реформы Петра Первого

Во времена правления были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Преобразования, охватили практически все стороны жизни: экономику, внутреннюю и внешнюю политику, науку, быт, государственный строй.

В основном реформы были направлены не на интересы отдельных сословий, а страны в целом: ее процветания, благополучия и приобщения к западноевропейской цивилизации. Целью реформ было обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении. Основным инструментом проведения реформ стало осознанно применяемое насилие. В целом, процесс реформирования государства был связан с внешним фактором – необходимость выхода России к морям, а также с внутренним – процессом модернизации страны.

Военная реформа Петра 1

С 1699 года

Суть преобразований : Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, управлявшей всеми военными делами. Введение при помощи «Табели о рангах» воинских званий, единых для всей России. В войсках и на флоте была установлена суровая дисциплина, для ее поддержания широко применялись телесные наказания. Введение воинских уставов. Создавались военно-промышленные предприятия, а также военные учебные заведения.

Результат реформы : реформами император смог создать сильную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 году до 212 тысяч человек и сильный военно-морской флот. В армии создавались подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано большое количество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцененные различными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Реформы государственного управления Петра 1

(1699-1721 годы)

Суть преобразований : Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 году. Было преобразовано в 1711 году в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, с определенной сферой деятельности и полномочий.

Результат реформы : Система управления государством стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, у коллегий была четко очерченная область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Губернская (областная) реформа Петра 1

(1708-1715 и 1719-1720 годов)

Суть преобразований : Петр 1, на начальном этапе реформы поделил Россию на восемь губерний: Московская, Киевская, Казанская, Ингермандландская (впоследствии Санкт-Петербургская), Архангелогородская, Смоленская, Азовская, Сибирская. Они были под управлением губернаторов, ведавших войсками, находящимися на территории губернии. А так-же губернаторы обладали всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии поделили на 50 провинций, которыми управляли воеводы, а те, в свою очередь, делились на дистрикты, под руководством земских комиссаров. Губернаторы лишились административной власти и решали судебные и военные вопросы.

Результат реформы : Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти совсем утратили влияние.

Судебная реформа Петра 1

(1697, 1719, 1722 годы)

Суть преобразований : Образование Петром 1 новых судебных органов: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполнялись всеми коллегами, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Отменили суд целовальников (подобие суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Результат реформы : много судебных органов и лиц, которые осуществляли судебную деятельность (сам государь, губернаторы, воеводы и др.) добавляли к судопроизводству сумбур и неразбериху, введенная возможность «выбивания» показаний под пытками создала благоприятную почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с этим, установили состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, в соответствии разбираемому случаю.

Церковная реформа Петра 1

(1700-1701; 1721 годы)

Суть преобразований : После того как в 1700 году умер патриарх Адриан, был по сути ликвидирован институт патриаршества. 1701 год — было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Императором был восстановлен Монастырский приказ, державший под контролем церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. 1721 год — принимается Духовный регламент, который фактически лишил церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создается Святейший Синод, члены которого были в подчинении Петра 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнимали и тратили на нужды государя.

Результат реформы : Церковная реформа привела к почти полному подчинению духовенства светской власти. Кроме устранения патриаршества многие из епископов и простых священнослужителей подверглись гонениям. Церковь уже была не в состоянии проводить самостоятельную духовную политику и отчасти лишилась авторитета в обществе.

Финансовая реформа Петра 1

Суть преобразований : Было введено множество новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, спиртного, соли и других товаров. Порча (чеканка монеты меньшего веса и уменьшение содержания в ней серебра) монеты. Копейка стала основной монетой. Введение подушной подати, заменившей подворное обложение.

Результат реформы : Увеличение доходов государственной казны в несколько раз. Но первое: достигнуто оно было за счет обнищания основной массы населения. Второе: в большинстве своем эти доходы разворовывались.

Результаты реформ Петра 1

Реформы Петра 1 ознаменовали оформление абсолютной монархии.

Преобразования в существенной степени повысили эффективность управления государством и послужили основным рычагом модернизации страны. Россия стала европеизированной страной и членом европейского сообщества наций. Быстро шло развитие промышленности и торговли, в техническом обучении и науке стали появляться большие достижения. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно возросла роль государя, его влияние на все сферы жизни общества и государства.

Цена реформ Петра 1

Многократно увеличенные налоги привели к обнищанию и закабалению основной массы населения.

В России сложился культ учреждения, а гонка за чинами и должностями превратилась в национальное бедствие.

Основная психологическая опора русского государства – православная церковь в конце XVII века была потрясена в своих основах и постепенно утрачивала свое значение.

Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой, Россия к концу правления Петра 1 представляла военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой.

Ослабление контакта правительства с народом. В скором времени стало ясно, что большинство не симпатизирует программе европеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было поступать жестоко.

Цена преобразований оказалась непомерно высокой: проводя их, монарх не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.

Стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.

По замечанию видного русского историка Василия Ключевского: "Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий".

Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.

В ходе военных реформ Петра была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки "нового строя" (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий). Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.

Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов).

К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.

Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота . К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.

При Петре I армия и флот получили однотипную и стройную организацию, в армии были образованы полки, бригады и дивизии, на флоте - эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа. Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте - генерал-адмирала.

Была проведена реформа военного управления . Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал-квартирмейстером (помощника главнокомандующего).

В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.

Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.

Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге - вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).

Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге - Морскую академию.

Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал "недорослей" (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.

Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: "Статьи воинские", "Учреждение к бою", "Для полевой битвы правила", "Морской устав", "Устав воинский 1716 года".

Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров - медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.

Военная система , созданная правительством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца ХVIII века. В последующие после Петра I десятилетия ХVIII века русские вооруженные силы развивались под влиянием петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии. Свое продолжение они нашли в боевой деятельности Петра Румянцева и Александра Суворова. Труды Румянцева "Обряд службы" и Суворова "Полковое учреждение" и "Наука побеждать" явились событием в жизни армии и большим вкладом в отечественную военную науку.

Материал подготовлен редакцией РИА Новости на основе открытых источников

Таблица «Реформы Петра 1» кратко излагает особенности преобразовательной деятельности первого императора России. С ее помощью можно сжато, лаконично и четко обозначить основные направления его шагов по изменению всех сфер жизни российского общества первой четверти XVIII века. Пожалуй, это лучший способ для того, чтобы учащиеся среднего звена усвоили этот непростой и достаточно объемный материал, который очень важен для анализа и правильного понимания особенностей исторического процесса в нашей стране в последующие столетия.

Особенности деятельности императора

Одной из самых сложных, трудных и вместе с тем интересных тем является «Реформы Петра 1». Кратко таблица по данной теме демонстрирует все необходимые школьникам данные.

Во вводном уроке следует сразу обозначить, что деятельность Петра Алексеевича затронула все слои общества и определила дальнейшую историю страны. Именно в этом и состоит уникальность эпохи его правления. Вместе с тем он был очень практичным человеком и вводил новшества, исходя из конкретных потребностей.

Это можно наглядно продемонстрировать при более подробном освещении темы «Реформы Петра 1». Кратко таблица по поставленной проблеме наглядно показывает широкий размах, с которым действовал император. Казалось, он ко всему успел приложить руку: реорганизовал армию, органы внес существенные изменения в социальную структуру, экономическую сферу, дипломатию и, наконец, способствовал распространению западноевропейской культуры и образа жизни среди российского дворянства.

Преобразования в армии

В среднем звене очень важно, чтобы школьники усвоили основные факты темы «Реформы Петра 1». Кратко таблица по этой проблеме помогает учащимся ознакомиться с данными и систематизировать накопленный материал. Почти все свое правление император вел войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Необходимость в сильных и мощных войсках встала с особенной остротой в самом начале его правления. Поэтому новый правитель сразу приступил к реорганизации армии.

Один из самых интересных разделов в изучаемый теме - это «Военные реформы Петра 1». Кратко таблица может быть изображена следующим образом.

Значение военных новшеств

Из нее видно, что шаги императора диктовались конкретными потребностями современного ему времени, однако и многие его нововведения продолжали существовать еще очень долгое время. Главная цель реформ состояла в создании постоянной и регулярной армии. Дело в том, что раньше существовала так называемая поместная система набора войск: т.е. помещик являлся на смотры вместе с несколькими слугами, которые тоже должны были служить вместе с ним.

Однако к началу XVIII столетия этот принцип изжил себя. К этому времени уже окончательно оформилось крепостное право, и государство стало набирать солдат в службу из крестьян. Еще одной очень важной мерой было создание профессиональных воинских училищ для подготовки офицеров и командного состава.

Преобразования властных структур

Практика показывает, что одной из самых сложных тем является «Политические реформы Петра 1». Кратко таблица по данной проблеме наглядно демонстрирует, насколько глубокий характер носила преобразовательная деятельность императора в органах управления. Он полностью изменил центральную и местную администрацию. Вместо которая раньше выполняла совещательные функции при царе, он создал Сенат по образцу западноевропейских стран. Вместо приказов были созданы коллегии, каждая из которых выполняла определенную функцию в управлении. Их деятельность строго контролировалась генерал-прокурором. Кроме того, был создан особый тайный фискальный орган контроля над бюрократическим аппаратом.

Новое административное деление

Не менее сложной является тема и «Государственные реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме отражает кардинальные перемены, которые произошли в организации местного управления. Были созданы губернии, которые заведовали делами определенной области. Губернии делились на провинции, а те, в свою очередь, - на уезды. Такая структура была очень удобна для управления и отвечала задачам рассматриваемого времени. Во главе губерний стоял губернатор, а во главе провинций и уездов - воевода.

Изменения в промышленности и торговле

Особое затруднение нередко вызывает изучение темы «Экономические реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме отражает сложность и неоднозначность деятельности императора в отношении купцов и торговцев, который, с одной стороны, стремился создать наиболее благоприятные условия для развития экономики страны, но вместе с тем действовал почти крепостническими методами, которые никак не могли способствовать развитию рыночных отношений в нашей стране. Петра Алексеевича не была столь эффективна, как преобразования в других сферах. Вместе с тем это был первый опыт по развитию торговли по западноевропейскому образцу.

Преобразования в общественной структуре

Более простой представляется тема «Социальные реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме наглядно демонстрирует те принципиальные изменения, которые произошли в российском обществе изучаемого времени. В отличие от своих предшественников, император ввел принцип отличия в военной и государственной сферах в зависимости не от родовой принадлежности, а от личных заслуг. Его знаменитая «Табель о рангах» ввела новый принцип службы. Отныне человек, для того чтобы получить повышение или чин, должен был добиться каких-либо успехов.

Именно при Петре была окончательно оформлена социальная структура общества. Главной опорой самодержавия стало дворянство, которое заменило родовую аристократию. Преемники императора также опирались именно на это сословие, что говорит об эффективности принятых мер.

Завершить изучение данной проблемы можно подведением итогов. Какое значение в истории России имели реформы Петра 1? Таблица, краткое содержание по данной теме может послужить эффектным средством подведения итогов. Относительно же социальных преобразований следует отметить, что меры правителя соответствовали запросам своего времени, когда устарел принцип местничества, и страна нуждалась в новых кадрах, которые бы обладали необходимыми качествами для выполнения новых задач, вставших перед страной в связи с Северной войной и выходом России на международную арену.

Роль преобразовательной деятельности императора

Тема «Основные реформы Петра 1», таблица, краткое содержание которой является важной составляющей при изучении истории России первой четверти XVIII века, должна быть разбита на несколько занятий для того, чтобы школьники имели возможность как следует закрепить материал. На заключительном занятии необходимо подвести итоги по пройденному материалу и обозначить, какую роль сыграли преобразования первого императора в дальнейшей судьбе России.

Меры, предпринятые правителем, вывели нашу страну на европейскую арену и ввели ее в число ведущих европейских государств. Тема «Основные реформы Петра 1», таблица, краткое содержание наглядно показывает, как страна вышла на мировой уровень развития, получив выход к морю и став одним из главных членов европейского концерта держав.