Днепровская флотилия советской россии.

Днепровская военная флотилия внесла значительный вклад в разгром немцев в Берлинской операции. За время наступления на столицу Третьего Рейха кораблями флотилии было выполнено множество боевых и транспортных задач.

К началу Берлинской наступательной операции флотилия прошла славный боевой путь. Днепровская флотилия первого формирования была создана в 1931 году и просуществовала до 1940 года . В предвоенный период советское военное руководство старалось максимально усилить наши силы по западным границам страны, поэтому корабли флотилии были переданы в подчинение Дунайской военной флотилии.

Решение о воссоздании Днепровской флотилии было принято осенью 1943 года, с выходом сил Красной Армии к Днепру. К началу 1944 года в состав флотилии входило примерно 140 судов, в том числе: 16 бронекатеров, 10 сторожевых катеров, 40 речных тральщиков, 32 полуглиссера. Командующим Днепровской флотилией стал капитан 1-го ранга В.В.Григорьев .

Боевое крещение соединение получило в ходе операции «Багратион» . Особо отличились моряки при освобождении Бобруйска . Суда флотилии смогли прорваться на подступы к Бобруйску и оказать артиллерийскую поддержку сухопутным войскам. Также силами флотилии была оперативно переправлена через Березину 48-я армия 1-го Белорусского фронта, что помогло нашим войскам успешно развить наступление. Кроме этого кораблями флотилии осуществлялось траление русел рек, высадка оперативных десантов, разведка позиций немецкой обороны вдоль берегов рек и даже прикрытие переправ от налетов немецкой авиации. За отличную работу флотилия была удостоена ордена «Красного Знамени» .

Одним из героев операции стал краснофлотец Фирсов Александр Васильевич. За время наступательной кампании в Белоруссии, Александр Васильевич приял участие в пяти десантных операциях по захвату плацдармов. Он одним из первых высаживался на берег, быстро и умело, несмотря на ураганный огонь противника, проделывал проходы в заграждениях. В ходе одной из высадок ему удалось уничтожить два ДОТа противника . Также Фирсов входил в группу, которой было поручено установить дымовые завесы во время боев за город Пинск. Наш герой не только успешно выполнил поставленную задачу, но и после этого несколько раз пересек реку, доставляя боеприпасы на захваченный плацдарм. За проявленное мужество и героизм, краснофлотец Фирсов был удостоен звания Героя Советского Союза.

С завершением операции «Багратион» корабли флотилии по железной дороге были перевезены на реку Западный Буг для содействия сухопутным войскам в боях за расширение бугско-наревского плацдарма. Подчиненные Григорьева успешно справились с поставленными задачами. Особенно флотилия отличилась при взятии крепости Зегже.

К середине февраля 1945 года в ходе Висло-Одерской операции советские войска вышли на ближние подступы к Берлину. Ставка начала разработку Берлинской операции. По приказу командующего 1-м Белорусским фронтом маршала Жукова Днепровская флотилия должна была перебазироваться с Вислы на Одер для содействия войскам фронта в ходе будущего наступления . До наступления навигационного периода флотилия готовилась к трудному переходу. Во второй половине марта начался дальний, 700-километровый поход по рекам Висла, Нотец и Варта, а также Бромбергскому каналу.

8 апреля флотилия была сосредоточена в районе Кюстринского плацдарма. В будущем наступлении морякам предстояло решить следующие задачи: прикрыть переправы от речных судов противника, обеспечить переброску войск через Одер и в дальнейшем оказывать им огневую поддержку, а также атаковать переправы немецких войск и другие объекты инфраструктуры противника в прибрежной полосе.

За два дня до начала Берлинской наступательной операции войска Жукова начали разведку боем, неоценимую помощь в проведении которой оказали 1-я и 2-я бригада Днепровской военной флотилии. Корабли Григорьева переправляли через Одер разведывательно-штурмовые группы, одновременно обеспечивая им огневую поддержку .

Отличилась флотилия и в начале наступления 1-го Белорусского фронта. 1-я, 2-я и 3-я бригады речной флотилии, переданные в подчинение 8-й гвардейской, 5-й и 33-й армиям, обеспечили надежное огневое прикрытие передовым отрядам при форсировании Одера. Двое суток флотилия своим огнем уничтожала огневые точки неприятеля и его живую силу. Когда фронт продвинулся на запад от берега реки, и артиллерия уже не могла достать до немецких позиций, все силы были брошены на противовоздушную оборону. За первые три дня наступления моряками было сбито 15 самолетов противника, в том числе 3 самолета-снаряда Фау-1 .

Героически сражались речники и при штурме Берлина. 22 апреля 1945 года войска 5-й ударной армии, прорвав внутренний оборонительный обвод, ворвались в восточные пригороды немецкой столицы. На пути к сердцу Берлина, Рейхстагу, оставалось последнее, но очень серьезное препятствие — река Шпрее . Одетые в бетон берега реки были практически непригодны для форсирования стандартными средствами армии, такими как понтоны и быстровозводимые деревянные мосты. Это обстоятельство было учтено еще перед началом наступления. Командование 1-го Белорусского фронта справедливо предположило, что переброска войск на таком участке станет неожиданностью для немецких военноначальников. Для этих целей в состав 5-й ударной армии, а точнее ее 9-го стрелкового корпуса, был включен отряд полуглиссеров под командованием лейтенанта Калинина.

Во многом это была уникальная операция. 11 катеров были погружены на машины и продвигались вместе с армией к немецкой столице. Такое стало возможным благодаря малому весу и габаритам полуглиссеров. Полуглиссер ПГ-117 был военной модификацией прогулочно-туристических катеров НКЛ-27. Вес судна не превышал 1 200 килограммов, ширина его была всего 1,7 метра, а длинна — 7 метров. Экипаж ПГ-117 состоял всего из двух человек, при этом судно вмещало на борт до 15 десантников, и было вооружено пулеметом «Максим» на треноге . Скорость полуглиссера достигала 40 километров в час.

Ночью 23 апреля студебеккеры с катерами подошли к берегу. Полуглиссеры на руках были спущены на воду. Началась переброска 9-го стрелкового корпуса под командованием генерала И.П.Рослого на западный берег реки.

Немецкие войска, заметив начало переправы, открыли ураганный огонь по нашим кораблям. Ничем не защищенные катера совершали рейс за рейсом, усиливая группировку корпуса на западном берегу. В этих боях все 29 матросов и командиров отряда Калинина действовали геройски . Презирая смерть, экипажи полуглиссеров в период с 23 по 25 апреля переправили через Шпрее 16 000 бойцов, 100 орудий и минометов, 27 танков (на платформах), около 700 повозок с боеприпасами и другими грузами.

Первым свой катер ПГ-104 спустил на воду старшина 1-й статьи Дудник Георгий Георгиевич. Под огнем вражеских орудий и минометов Дудников смог обеспечить переправу 112 бойцам 9-го стрелкового корпуса. Во время очередного рейда полуглиссер загорелся от прямого попадания фаустпатрона . Смертельно раненый и обожженный старшина смог довести свой корабль до берега, но практически сразу после этого скончался от ран. За мужество и героизм, проявленные в ходе форсирования Шпрее, он был удостоен звания Героя Советского Союза.

В боях за Берлин обессмертил себя экипаж ПГ-111 в составе старшины 2-й статьи Михаила Трофимовича Сотникова и старшего матроса Николая Артемовича Баранова. Обоим впоследствии было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно. Когда экипаж высаживал третью группу десанта, корабль обнаружили немцы и по нему был открыт шквальный огонь. Сотников, уже смертельно раненый, смог довести судно до берега, чтобы высадить десантников, и, выполнив свой последний долг, скончался. За штурвал ПГ-111 встал моторист Баранов. Под его управлением катер перебросил еще 120 бойцов на западный берег Шпрее. Совершая свой 11-й рейс, Баранов получил смертельное ранение, но, превозмогая боль, довел судно до занятого нашими войсками берега .

Старшина 1-й статьи Александр Павлович Пашков при переправе десанта на другой берег Шпрее был ранен в руку. Посадив вместо себя за руль моториста, он открыл меткий огонь по врагу, и вскоре пулемет противника замолчал. В это время катер начал обстреливаться фаустами, в результате чего моторист был тяжело ранен, Пашков получил осколочное ранение во вторую руку. Навалившись грудью на руль и взявшись за кольцо руля зубами, Пашков с криком «Матроса не возьмешь!» довел свой полуглиссер до берега . Однако разорвавшимся рядом фаустом старшина был убит.

К концу операции из 29 человек в живых осталось всего 17 краснофлотцев.

Позже в своем отчете командир 9-го корпуса Росликов написал следующее :

«... Группа полуглиссеров во главе с помощником начальника штаба 1-й бригады речных кораблей старшим лейтенантом Серегиным и командиром 1-го отряда полуглиссеров лейтенантом Калининым во время форсирования р. Шпрее с восточного на западный берег у леса Плентер-Вальде получила задачу высадить десант на западный берег. Эта задача была выполнена под сильным огнем пулеметов, автоматов и артиллерии противника. Несмотря на исключительно сложные условия и опасность, личный состав лейтенанта Калинина проявил храбрость и отвагу… Героизм и храбрость команды полуглиссеров, безусловно, сыграли решающую роль в форсировании р. Шпрее, чем обеспечили выполнение дальнейшей задачи корпуса .

… За отличные боевые действия в боях с немецко-фашистскими захватчиками весь личный состав группы полуглиссеров во главе со старшим лейтенантом Серегиным и лейтенантом Калининым представлен к правительственным наградам.

Командир 9-го стрелкового Бранденбургского Краснознаменного корпуса Герой Советского Союза генерал-лейтенант Рослый

Начальник штаба корпуса полковник Шикин»

Подвиг моряков Днепровской военной флотилии нашел свое место и в художественной литературе.

Известный писатель-фронтовик, Леонид Сергеевич Соболев, служивший в годы Войны корреспондентом и лично принимавший участие в Берлинской операции, после Войны выпустил книгу «Свет Победы», в которой тепло отзывался о моряках Днепровской флотилии:

«Я горжусь Днепровской флотилией, которая пронесет в будущее имена своих героев… Я горжусь их кораблями, маленькими катерами и тральщиками, на которых шло в бой отважное племя моряков . И десятки, сотни погибших моряков-героев, оживших в моей памяти, нетерпеливо вглядываются в германскую землю, досадуя, что сковывает их ноги смертельная холодная тягота, и, завидуя живым, кто ныне на кораблях Днепровской флотилии рейс за рейсом гоняет их по Шпрее дерзким флотским набегом, прямо в лоб на орудия и пулеметы, выбрасывая десант в центральные кварталы фашистской столицы…»

Все без исключения подчиненные Калинина были награждены орденами и медалями, 7 человек были удостоены званий Героев Советского Союза, из них пятеро — посмертно. За Берлинскую операцию Днепровская военная флотилия была награждена орденом Ушакова I степени . Именами героев флотилии названы многие военные и гражданские суда, а также улицы и проспекты городов нашей страны.

Намеченная еще ранее реорганизация советской Днепровской флоти-лии и её переход в Морское ведомство РСФСР началась 27 августа 1919 г., по приказу главнокомандующего вооруженными силами Республики. Ко-мандованию Западного (бывшего Украинского) фронта было приказано передать Днепровскую флотилию в ведение командующего морскими силами республики, после чего началась коренная реорганизация флоти-лии. Реввоенсовет Республики подчинил ее во всех отношениях Моркому, а в оперативном — сухопутному командованию советских войск, опе-рировавших на Украине. Кроме того, все флотилии, действовавшие на вер-хнем Днепре и на его притоках, стали подчиняться комфлоту Днепровс-кой флотилии.

13 сентября 1919 г. полностью сменилось командование флотилией, и из Москвы начали прибывать квалифицированные специалисты. Из пре-жнего личного состава 75% не прибыло в Гомель, а осталось в Киеве у бе-лых. Береговой полуэкипаж в полном составе в Гомель, похоже, эвакуиро-ваться и не собирался.

Прежнее командование с пьянством и грабежами не только не боро-лось, но даже их поощряло. Политотдел никакой работы не вел. Отсут-ствовала простая школа грамотности, которая существовала только на бумаге. Бандитизм в среде красных моряков стал вполне естественным явлением, так как при отсутствии снабжения команды судов забирали в прибрежных деревнях скот и продовольствие. Советские матросы при всем их революционном энтузиазме и воодушевлении, отличались крайней распущенностью. Партизанщина и хищения, разгул и пьянство не могли, конечно, служить залогом успеха в предстоящих серьезных операциях. Личный состав требовал генеральной чистки. Приходилось избавляться от моряков-самозванцев и «клешников».

Согласно приказу командующего флотилией от 15 сентября 1919 г., переформирование Днепровской военной флотилии и перевооружение кораблей предполагалось закончить к началу навигации 1920 г. Новый состав флотилии включал в себя два дивизиона канонерских лодок для действий на южном (более глубоководном) и северном плесе реки. Из них I дивизион предназначался, главным образом, для боя с флотилией противника и состоял из двух групп. Четыре тяжелые канонерские лод-ки первой группы должны были иметь на вооружении по 2 130-мм кора-бельных пушки. Каждая из четырех канонерок второй (легкой) группы вооружалась 4 76-мм полевыми пушками на «судовой установке». Такое разделение на группы вызвалось сравнительной узостью реки, которая не допускала другого строя, кроме кильватерной колонны. Поэтому груп па, замыкающая колонну и обладающая дальнобойной артиллерией, могла стрелять через голову авангарда Каждый дивизион имел вспомо-гательный буксир с мощными водоотливными и пожарными средства-ми, а также штабной пароход.

Приказом по флотилии от 6 октября 1919 г. бронепароходы перевели в класс канонерских лодок. Они получили новые наименования.

Новая флотилия создавалась из двух дивизионов:

Первый дивизион (литера «М») состоял из 8 канонерских лодок для действий на южном плесе ниже Киева летом и осенью (из-за их глубокой осадки). По вооружению корабли дивизиона значительно отличались. Корабли первой группы тяжелых канонерских лодок («Молниеносный», Мстительный», «Мощный», «Могучий») имели по 2 130-мм пушки и 4 пулемета каждый; вторая группа легких канонерских лодок («Малый», «Меткий», «Молодецкий», «Мудрый») была вооружена 4 76-мм полевыми пушками, установленными на тумбах Мотовилихинского завода (в свое время заказанных Волжской флотилией белых) и четырьмя пулеметами. Этот дивизион, состоящий из восьми канонерок, по 4 канонерки в груп-пе, предназначался, главным образом, для боя с флотилией противника. В основе такой тактики лежали условия местности, боевой опыт Волжских флотилий как советской, так и колчаковской, и опыт совместных действий с армией.

Извилистость Днепра и короткие плесы вынуждали вести бой с фло-тилией противника на близких дистанциях. Поэтому преимущества ко-рабля заключалось в количестве артиллерии, скорострельности, в живу-чести пушек, позволявшей выпускать большое количество снарядов.

С точки зрения гибкости и удобства управления огнем во время боя с неприятельской флотилией предполагалось использовать строй кильва-терной колонны из «спаренных» кораблей.

Крепления под орудия делались деревянные с одной стороны для ус-корения (и из-за отсутствия соответствующей стали и заводов, могущих выполнить эти работы), а с другой — из-за ветхости корпусов, которые не могли выдерживать отдачу пушек.

Применялось вертикальное бронирование орудий и рубки для укры-тия прислуги и лоцманов. Таким же образом защищались и пулеметы, имевшие угол возвышения около 90° и стоявшие на треножниках. В каче-стве «брони», из-за отсутствия хромоникелевой, приходилось применять мягкую 10-мм сталь, которая не пробивалась винтовочной пулей с дистан-ции 213 м. и в упор при угле падения от нормального 15°. Дополнительно в помощь «броне» вдоль бортов укладывались штабеля дров. От употребле-ния песка пришлось отказаться, так как из-за его большого веса осадка кораблей увеличилась настолько, что в летнее время канонерскую лодку было бы нельзя использовать. Зенитная артиллерия устанавливалась по мере её поступления, что тяжело сказалось в летних операциях 1920 г. Аэро-пушки все же удалось установить, но с опозданием.

Второй дивизион, состоявший из 8 канонерских лодок литеры «Г», из-за отсутствия соответствующих калибров морской артиллерии при-шлось вооружить армейскими пушками, руководствуясь разделением дивизиона на тяжелую и легкую группы (как и в I дивизионе) и приспо-сабливая их благодаря малой осадке кораблей к действию на верхнем пле-се. Как здесь, так и там проводилась идея необходимости действия кораб-лей парами — одна легкая, другая тяжелая. Канонерки предлагалось ис-пользовать в операциях против берега и небольших речных сил противни-ка, а целый дивизион (легкая впереди тяжелая сзади) — в бою против круп-ных сил противника.

Канонерские лодки легкой группы («Геройский», Грозный», «Горя-чий», «Громкий») вооружались каждая 2 76-мм орудиями и 4 пулеметами. Впоследствии сюда же вошла пятая канонерка «Доброволец», захвачен-ная у белых в бою и переименованная в «Губительный». Общий вид их был примерно такой же, как и тяжелой группы.

Тяжелая группа: «Грозящий» (2 107-мм), «Гордый» и «Громовой» (по 2 122-мм), «Гневный» (2 120-мм), и на всех по 4 пулемета.

Подкрепления устанавливались также деревянными. Броня ставилась однотипно с 1-ым дивизионом. Для увеличения угла возвышения армейс-ких пушек применялся довольно остроумный способ установки банкетов (заимствованный у деникинской флотилии), при котором пушки крепи-лись за скобы, пропущенные под палубу.

Применение армейских пушек оправдывалось большой живучестью их каналов стволов. Кроме того, сухопутные прицелы оказались чрезвы-чайно полезными для действий против береговых целей. Каждому диви-зиону придавался штабной пароход, а так же буксир с мощными противо-пожарными и водоотливными средствами.

Кроме этих кораблей в программу вооружения входили 6 стороже-вых судов («Коршун», «Кречет», «Ястреб», «Беркут», «Сокол», «Орел»), вооруженные 47-мм орудиями и пулеметами. Эти малые корабли, почти без бронирования, предназначались для разведки, охраны тыла и действий на притоках Днепра.

Минный дивизион состоял из базы и 4 тральщиков-заградителей («Патрон», «Мина», «Запал» и «Трал»). Вооружение — по 1 37-мм пушке, пулемету и по 15 мин типа «Р». Мины типа «С», присланные на Днепр, оказались непригодными, так как наименьшее углубление, на котором они начинали действовать, было значительно больше наибольшего углуб-ления судов — 0,98 м.

Осадка тральщиков-заградителей составляла около 0,44 м, также как и сторожевых судов, и они часто выполняли роль сторсудов и разведчиков. Тралы употреблялись самодельные из стального троса на стеклянных ша-рах, которые зачастую заводили со шлюпок или с берега.

Вооружение двух барж (по 1 152-мм пушке) не было осуществлено из- за отправки орудий на Черное море.

Бронекатера старой флотилии из-за отсутствия запасных частей и хорошего топлива не использовались.

План перевооружения к концу навигации 1919 г., предполагалось вы-полнить только наполовину (в связи с возможным появлением сильной флотилии у Деникина). Остальное планировалось выполнить на зимней стоянке. Вооруженные пароходы и подлежащие перевооружению (под новыми названиями) продолжали действовать на фронте до конца нави-гации. Ввести в строй корабли I -го дивизиона с новым вооружением уда-лось только к началу навигации 1920 г., так как никакие нажимы и угрозы не могли восполнить отсутствие технических средств, рабочих рук и ма-териалов.

Снабжением и вооружением флотилии ведал вновь организованный Гомельский порт. Командир порта в оперативном отношении подчинял-ся командующему флотилией, во всех остальных — Главному Морскому хозяйственному управлению. В течение 1919 г. реорганизацию и приведе-ние флотилии в полный порядок провести не удалось.

В первых числах ноября 1919 г. начался зимний ремонт, а также рабо-ты по перевооружению и переоборудованию кораблей. Проекты и пред-варительные сметы представил технический отдел Военного порта Днеп-ровской флотилии. Кроме вооружения, бронирования и оборудования погребов боезапаса предполагалось настелить полы и обшить борта в трю-мах, установить заново каютные переборки и двери, сделать необходи-мое количество скамей, столов и табуретов, изготовить и установить на место мачты для подъема флажных сигналов и радиоантенн. Общая сто-имость работ для корабля «тяжелой группы» I дивизиона составляла око-ло 3 860 тыс. руб.

Тяжелая группа I дивизиона состояла из следующих канонерских ло-док: «Молниеносный» (бывший «III Интернационал»), «Мстительный» (бывший «Стенька Разин»), «Мощный» (бывший «Троцкий»), «Могучий» (бывший «Тиссен»). В прошлом — это близкие по типу товаропассажирс-кие пароходы, имевшие довольно прочные корпуса и паровые машины.

Первые три корабля были переоборудованы в Гомеле на механичес-ком заводе Фрумина, который ранее корпусными работами не занимался и, буквально перед этим, наспех был к ним приспособлен. Поэтому из-за отсутствия доков, эллингов и подъемных кранов вооружение и ремонт кораблей проводились на плаву самым примитивным способом. В связи с острым недостатком котельщиков и плотников работы выполнялись край-не медленно и некачественно. Жизненно важные части кораблей защи-щались листовой сталью. Попутно ремонтировались корабельные меха-низмы и электротехника.

Работы на тяжелых канонерских лодках I дивизиона, являвшихся ударной силой флотилии, производились в самом спешном порядке. Ле-бедками и вручную 130-мм орудия затягивались с берега на основания по специально устроенным помостам, проложенным с корабля на корабль, ^то привело к тому, что у «Молниеносного», который имел наибольшую готовность и стоял третьим от берега, произошла задержка с установкой второй пушки из-за неполностью сделанных подкреплений орудийных площадок на «Мстительном» и «Мощном».

Канонерская лодка «Могучий» была переоборудована в судоремонт-ных мастерских г. Чернобыля, который не имел железнодорожного сооб-щения. Поэтому установку орудий предполагалось провести в Киеве пос-ле открытия навигации.

Программу вооружения флотилии, принятую осенью 1919 г., из-за острой нехватки орудий и материалов, а также недостатка топлива, рабо чей силы и технических средств удалось выполнить лишь к началу навига-ции 1920 г. В начале марта пошел лед в южной части Днепра, а в марте весь Днепр и его притоки очистились ото льда. 25 марта все корабли из Гомеля и Чернобыля перешли в Киев, где продолжилось их вооружение. В конце марта первая тяжелая канонерская лодка «Молниеносный» вошла в строй. В апреле же с большими недоделками сдали «Мстительный». Затраты, связанные с перевооружением и ремонтом, составили 2 116 тыс. руб на ко-рабль.

5 мая 1920 г., Красная армия начала эвакуацию из Киева из-за наступ-ления поляков. В этих условиях командование разделило флотилию на три группы. Одна из них должна была действовать на севере от Киева, вплоть до Припяти, вторая — на реке Березина, третья, состоящая из су-дов, требующих ремонта и довооружения, еще накануне эвакуации от-правилась на юг в район Екатеринослава.

В среднем течении Днепра среди прочих кораблей остались канонер-ские лодки «Мстительный» и «Молниеносный», а также вся «легкая груп-па» I дивизиона.

В Каменском на Государственном днепровском металлургическом заводе в мае 1920 г. закончился ремонт, бронирование и вооружение ка-нонерских лодок «Могучий» и «Мощный».

Крепления под 2 130-мм орудия в 55 калибров длиной из-за отсут-ствия стали и заводов, способных выполнять подобные работы, делались деревянными. Это ускорило вооружение. Извилистый фарватер и доли-на реки, покрытая кустарником, давали большие преимущества сухопут-ным пушкам, установленным на возвышенном берегу. Для 130-мм пушек на верхней палубе возводились площадки из деревянных брусьев, уложен-ных в штабеля крест-накрест. Брусья нижнего ряда крепились к палубе болтами и хомутами, а между собой и между рядами — хомутами и плот-ничьими скобами. Палуба в районе площадки подкреплялась деревянны-ми пиллерсами (бревнами), упертыми в стрингеры.

Погреба боезапаса оборудованы не были и снаряды хранились в куб-риках. Боезапас подавался вручную через люки в палубе.

Из-за отсутствия зенитных орудий от их установки вначале отказа-лись, что сказалось во время летних операций 1920 г. На крайних кожухо- вых каютах стояли четыре пулемета.

Кожуховые каюты, сухопарники котлов, палуба и надводный борт в районе машины и паровых котлов, а также боевая рубка и орудия до высо-ты цапф защищались листами из 10-мм мягкой стали, которая не пробива-лась винтовочной пулей с дистанции 213 м. Дополнительно, в помощь «бро-не», вдоль бортов укладывались штабеля дров, служившие также топли-вом для паровых котлов.

По проекту предполагалась защита погребов боезапаса 10-мм сталь-ными щитами со стороны бортов и переборок, а также бронирование па-лубы в районе погреба, установка боевых крышек на иллюминаторы, но ничего этого весной и летом 1920 г. сделано не было. И все же в целом, защиту канонерских лодок удалось значительно улучшить. Помещения в корпусе были перестроены с учетом размещения личного состава: уста-новлены койки, скамьи, столы и табуреты. Но работы были выполнены не полностью: остались незашитыми борта трюмов, не установлены не-которые каютные переборки и двери. По проекту предполагалась уста-новка дополнительной камбузной плиты, что также не успели сделать.

На «Могучем» 24 мая 1920 г. была оборудована радиостанция. Крепле-ния деревянных букв названий по бортам и окраска кораблей в защит-ный цвет завершали процесс переоборудования.

Весной и летом 1920 г. главную опасность для Советской республики представляли войска Польши. По плану контрнаступления, разработан-ному Реввоенсоветом Республики, Северный отряд Днепровской военной флотилии должен был переправить на западный берег Днепра ударную группу XII Красной армии, которая охватывала затем Киевскую группи-ровку противника с севера. На реке отряду оказывали противодействие три польские канонерки и другие суда различного назначения. Кроме того, активно действовала авиация и артиллерия противника. Для выполнения операции корабли отряда вышли из реки Сож и 2 июня 1920 г. форсирова-ли укрепленный район у города Доев, где поляки имели 14 орудий, из них два — 203-мм калибра. Шесть канонерских лодок Южного отряда в это время поддерживали наступление Юго-Западного фронта. 12 июня 1920 г. они подавили прибрежные батареи противника и первыми вошли в Киев. За проявленный героизм во время июньских боев у Триполья и Лоева 10 сентября канонерские лодки «Могучий» и «Мстительный» были награж-дены почетным революционным Красным Знаменем ВЦИК.

Опыт летних боев 1920 г. показал хорошую защиту и высокую огне-вую мощь тяжелых канонерских лодок Днепровской военной флотилии. Вместе с тем выявилась слабость подкреплений под 130-мм пушками. Это обстоятельство, уже после двух недель операций, поставило под угрозу выхода из строя самых сильных кораблей флотилии. 7 июня от интен-сивной стрельбы у «Могучего» появилась течь и «расшатанность» палу-бы. На других кораблях положение было не лучше: после 11 — 12 борто-вых залпов двумя орудиями из корпуса начинали вылезать заклепки, рас-ходились швы небронированной части палубы. Эти повреждения моря-ки устраняли на ходу, но они приносили большие неудобства и требова-ли длительного ремонта.

Во время июльских боев на «Могучем» разорвало 130-мм пушку. После освобождения Киева на Варшавской верфи вместо нее поставили 76-мм полевую и, кроме того, установила 76-мм зенитную пушку Лендера. В пер-вой половине июля на «Мощном» установили 47-мм зенитную пушку, а на «Молниеносносном» и «Мстительном» — по одной автоматической пушке Виккерса.

2 июля 1-я конная армия С.М. Буденного прорвала фронт поляков и двинулась на Варшаву. Днепровская военная флотилия быстро оказалась в глубоком тылу и потеряла боевое значение. 30 июля командующий Мор- скими силами республики приказал разоружить и передать водному транспорту 8 канонерских лодок (в том числе тяжелые «Молниеносный» и «Мстительный»), 130-мм пушки первого были сняты и отправлены на Черное море. Два 130-мм орудия «Мстительного» были направлены для ремонта на Обуховский завод.

21 октября «Могучий» повредил днище о подводный камень и затонул у села Каменское 3 января 1921 г. Днепровский металлургический завод получил приказ снять артиллерию и начать подъем этой канонерской лодки. Артиллерия с «Мощного» была снята после окончания навигации 1920 г. и также отправлена на Черное море.

Зимой 1920— 1921 гг. Днепровский военный порт проводил текущий ре-монт корпусов и механизмов тяжелых канонерских лодок. При этом из-за неопределенной политической обстановки предполагалось вооружить каж-дую из них 2 107-мм армейскими пушками и зенитной пушкой Лендера.

2 февраля 1921 г. последовало окончательное решение о разоружении и передаче канонерских лодок водному транспорту. Поэтому завод Фрумина в Гомеле, где ремонтировались «Мстительный» и «Молниеносный», Чернобыльские судоремонтные мастерские («Мощный») и Днепровский металлургический завод («Могучий») получили указание снять «броню», орудийные площадки и выполнить необходимый ремонт корпуса и меха-низмов. 2 июля «Мощный» был вновь мобилизован и зачислен в отряд судов охраны Днепра, где находился до 30 ноября.

История возникновения Днепровской военной флотилии - соединение боевых речных кораблей на реке Днепр – восходит ко временам русско-турецкой войны 1735-1739 годов.
Во время Гражданской войны, в 1919–1920 годах, речной флот готовили на случай новой войны с Польшей. Река Припять – главная водная артерия болотистого и лишенного хороших дорог Полесья – обещала стать важным театром будущих столкновений с "пилсудчиками". И в 1939 году Днепровский флот действительно участвовал в освобождении земель Западной Белоруссии и Украины – в Полесье и на Нижнем Дунае. После его разделили сразу на две флотилии – Пинскую и Дунайскую, которым было суждено сыграть особую роль в первом, трагическом этапе Великой Отечественной войны, и одном из его ключевых моментов – обороне Киева.

Вторым рождением Днепровской флотилии стал 1944 год, когда в освобожденный Киев доставили бронированные катера расформированной Волжской военной флотилии. К началу боевых действий (весна 1944 года) в состав флотилии входили бронекатера, сторожевые катера, речные тральщики, полуглиссера, плавучая артиллерийская батарея, два зенитных артиллерийских дивизиона.
Под командованием контр-адмирала Виссариона Виссарионовича Григорьева моряки Днепровской флотилии участвовали в освобождении Белоруссии.

В штурме Пинска - наиболее крупным был Пинский десант в июле 1944 года.
Город Пинск, окружённый двумя линиями траншей с дотами и минными полями, занимала 50-ти тысячная вражеская группировка. 61-ая Армия под командованием генерал-лейтенанта Белова во взаимодействии с моряками Днепровской флотилии и партизанами Пинского соединения начала операцию по освобождению Пинска 12 июля в 3 часа ночи, которая завершилась 14 июля в 8 часов утра.

В 22.00 ночи 14 июля 1944 года Москва салютовала освободителям двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырёх орудий.

Особо отличились при освобождении Пинска десять моряков-днепровцев - Владимир Канареев, Владимир Кириллов, Леонид Куколевский, Галям Мурзаханов, Михаил Пономарев, Геннадий Попов, Николай Сикорский, Александр Столяров, Григорий Тупицын, Александр Фирсов. З отвагу и героизм им было присвоено звание Героев Советского Союза.

К 7 апрелю 1945 года 3-я бригада, сформированная в Пинске из только что поступивших новых кораблей (под командованием капитана 3-го ранга
Н. М. Лупачева) была переброшена из Пинска на Одер по железной дороге и спущена на воду в районе станции Одерек, недалеко от города Франкфурт-на-Одере.

Висло-Одерская операция (с 12 января 1945 г. по 3 февраля 1945 г.) носила стремительный характер: За двадцать суток войска Первого Белорусского и Первого Украинского фронтов преодолели семь укрепленных рубежей противника, форсировали две крупных реки и освободили часть Польши. За 20 дней были разгромлены 35 немецких дивизий. Фронт был выровнен и Красная Армия вышла на дальние подступы к Берлину (Календарь Победы).

16 февраля 1945 года командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков приказал сразу же после ледохода на Висле перебазировать корабли флотилии с Вислы на Одер для участия в Берлинской операции. Этот переход протяженностью свыше 700 километров и форсирование 75 переправ по каналам заняли 22 дня. Успех решила хорошая подготовка перехода, наличие крупных инженерных и саперных средств, выделенных фронтом, а также невиданный энтузиазм экипажей всех кораблей, готовых нести к Берлину свои корабли хоть на руках!

Корабли 1-й и 2-й бригад флотилии со своих огневых позиций на Кюстринском плацдарме только 16 апреля выпустили по противнику 27 тысяч снарядов! Огневая поддержка наступающих частей осуществлялась до тех пор, пока войска не вышли за пределы дальности огня корабельной артиллерии.
3-я бригада кораблей, взаимодействуя с 33-й армией, подошла вверх по Одеру вплотную к городу Фюрстенберг (ныне Айзенхиттенштадт), где берет начало канал Одер-Шпрее и совместно с морской пехотой флотилии овладела им. Над городом взвился Военно-морской флаг! Путь по реке Шпрее к Берлину был открыт.

Однако 22 апреля 1945 года в свою очередь наши армейские части с Кюстринского плацдарма уже вышли на восточный берег реки Шпрее в Юго-восточном районе Берлина.

Для форсирования реки Шпрее (в месте форсирования ширина реки 250-300 метров, берега высокие и одеты в бетон) и захвата плацдарма на вражеском правом берегу было принято решение использовать легкие полуглиссера типа «НКЛ-27» Днепровской военной флотилии. Полуглиссера - самые малые корабли советского флота - имели сравнительно малый вес и габариты, их экипаж состоял всего из двух человек - моториста-пулеметчика и командира и были предназначены для разведки реки, для связи и для выполнения вспомогательных работ при устройстве переправ.

23 апреля 1945 года во втором часу ночи на грузовиках были подвезены к реке и спущены на воду 10 полуглиссеров и под непрерывным ожесточенным вражеским огнем в районе подходов к Рейхстагу форсировали Шпрее, ширина которой в этом месте достигала 300 метров.
За несколько дней челночных рейсов на переправе полуглиссеры, катера и буксируемые ими понтоны перевезли, переправили под ураганным огнем врага более 16 тысяч бойцов с вооружением, 100 орудий и минометов, 27 танков, 700 повозок с боеприпасами и другими грузами, они сыграли решающую роль в форсировании Шпрее.

В битве за Берлин моряки отряда полуглиссеров проявили исключительный героизм и мастерство. Они все, тридцать моряков, были награждены правительственными наградами, а девять из них, включая и лейтенанта М. М. Калинина, удостоены высокого звания Героя Советского Союза, семь из них - посмертно. Остальные были награждены орденами и медалями.
В прорыве Днепровской военной флотилии в речную систему фашистской Германии наряду с полуглиссерами не менее эффективно показали себя катера-тральщики -
малые корабли, предназначенные для поиска и уничтожения морских мин на рейдах, в гаванях, на реках, каналах, озерах, а также для проводки кораблей через опасные участки. Маленькие неказистые катерки типа КМ - "каэмки" - успешно решили боевые задачи на протяжении всей войны
Днепровская военная флотилия за отличные боевые действия и героизм личного состава при штурме Берлина была награждена орденом Ушакова I степени.

На флотилии в это время находился известный морской писатель Л. Соболев, который «шагал» с днепровцами уже не в первый раз. В своей книге «Свет Победы» Леонид Сергеевич писал: «Я горжусь Днепровской флотилией, которая пронесет в будущее имена своих героев… Я горжусь их кораблями, маленькими катерами и тральщиками, на которых шло в бой отважное племя моряков. И десятки, сотни погибших моряков-героев, оживших в моей памяти, нетерпеливо вглядываются в германскую землю, досадуя, что сковывает их ноги смертельная холодная тягота, и завидуя живым, кто ныне на кораблях Днепровской флотилии рейс за рейсом гоняет их по Шпрее дерзким флотским набегом, прямо в лоб на орудия и пулеметы, выбрасывая десант в центральные кварталы фашистской столицы…».

В центре Берлина на реке Шпрее, на дальних подступах к рейхстагу, закончили днепровцы свой марш маневр, начатый в сентябре 1943 года на Волге.
Снимок днепровских военных кораблей на фоне германского Рейхстага справедливо включен во многие книги о Второй мировой войне. Днепровские речники расписались на стенах гитлеровской канцелярии – за себя и бойцов погибшей Пинской флотилии. А официальной наградой за их подвиги стали ордена адмирала Ушакова и Красной звезды, которыми была награждена флотилия.
Впрочем, наградив "днепровскую армаду", ее тут же расформировали,- пишет Андрей Манчук в своих воспоминаниях. - Взрыв ядерной бомбы открыл новую эру в развитии военных сил, и в ней уже почти не было места малым речным судам.

Фото из инета: Пинск, улица П.А.Белова.

Задача форсировать реку Припять и освободить город Пинск была поставлена перед командованием 397-й Сарненской стрелковой дивизией, входившей в состав 61-й армии. Ею командовал со второй половины 1942 г. Павел Алексеевич Белов. Он провел полки 61 армии от Орла до Берлина, победоносно.

"С любовью и гордостью отзывались солдаты и офицеры о П.А. Белове. Смелость замыслов, решительность и настойчивость в их выполнении - вот что было характерно для тех операций, которые он проводил. Павел Алексеевич стремился беречь людей, учил своих подчиненных воевать расчетливо, избегая шаблонов.
Мужество и героизм Белова в годы Великой Отечественной войны были отмечены званием Героя Советского Союза, многими орденами и медалями.
После войны генерал-полковник Белов командовал войсками ряда военных округов, а в 1955-1960 гг. возглавлял Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Лишь на седьмом десятке, когда начало сдавать здоровье, Павел Алексеевич вынужден был уйти в отставку.
П.А. Белов умер в Москве 3 декабря 1962 г."

Е.М. ПОЛОЗОВ

Рецензии

Валентина, в одной из глав книги ты рассказываешь об освобождении Пинска, упоминаешь о бойцах Днепровской военной флотилии. Мой папа служил там с 1943 года и в 1945 году вместе с днепровцами девятнадцатилетним участвовал в штурме Берлина.

"Красивым папу моего нельзя назвать. Среднего роста, темноволосый, густые черные волосы с ранней сединой, смуглый. Сначала он мог показаться хмурым, суровым, может быть. Но это до первой сказанной фразы. Добрее человека найти тяжело. Маленький пример: приносим из леса корзинку с грибами или ягодами, с муравьями, жучками и прочей живностью. Первое, что делал папа, собирал всех этих жителей леса и выносил на балкон. Я всегда думала, что так и положено, пока несколько знакомых людей не обратили на это внимание-как так, это же насекомые, они могут расплодиться и пр... Папа говорил, что они живые, не мы эту жизнь им дали, не нам и отнимать.

Работящий папа был, сделать мог практически все своими руками. Никогда не брал денег за работу или прочих "благодарностей". Мог ночь напролет печатать фотографии для матросов на документы, а это сотни человек.
От отца досталась любовь к земле: мой дедушка был агрономом.

Папа любил цветы, дома постоянно что-то цвело буйным цветом, все росло, все плодоносило, на грядочке нашей урожаи были такие, что хватало и нам, и знакомым. Да еще мы, дети, матросам носили помидоры-огурцы...

Скромность - отличительная черта папиного характера. Семьянин хороший, да.
А насчет дочерей... Одна дочь была. Души не чаял во мне. Я до сих пор не верю, что папы нет среди нас-я каждую ночь разговариваю с ним, куда-то мы едем, что-то делаем, как бывало. И корю себя, что так мало внимания оказывала при жизни папе, что редко писала письма, нечасто звонила... Ах, если бы вернуться в те времена!..

По внукам с ума сходил, а внуки его любили даже больше, чем обожаемую бабушку. Когда Саша был маленьким совсем, еще с соской, бывало, засыпал. Была у него мягкая игрушка, уточка. Он засыпал с этой уточкой. Звал ее Сынок. Уточка Сынок. А когда совсем уж чувства переполняли его к этому Сынку, добавлял еще два слова: "Сынок, Павел Петрович..." Мы с мамой чуть не плакали..Взаимностью полной внуки отвечали своему дедушке, моему папе, Евсюкову Павлу Петровичу.

Про войну папа не говорил никогда. Спрашивала когда-то в детстве, говорил, что маленькая еще, а война очень страшное дело.

Людмила Евсюкова-Смульская.
Пинск - Санкт-Петербург,
2.09.2014

Mичман Евсюков Павел Петрович
Участник Великой Отечественной войны в составе Краснознаменной ордена Ушакова 1-ой степени Днепровской военной флотилии.
Родился в 1926 году на хуторе им.Ленина Фатежского района Курской области.
В Военно-Морском Флоте с 1943 года, принимал участие в боевых действиях на территории Польши й Германии.
Награжден медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг. и орденом Отечественной войны 2-ой степени.
Службу в Днепровской флотилии проходил на бронекатерах мотористом и старшиной команды мотористов.
После расформирования флотилии с 1951 года служил в 1-ом учебном отряде Военно-Морского Флота начальником ремонтно-монтяжного кабинета.
За период службы в учебном отряде проявил себя как исключительно грамотный и дисциплинированный воин, за что обьявлен отличником Военно-Морского Флота и присвоено звание «Мастер военного дела». Активно занимался рационализаторской работой.
Умелый воспитатель, пользовался заслуженным авторитетом среди подчиненных и командования учебного отряда.
В ноябре 1991 года уволен в запас.
Умер в Пинске в 1996 году.

Днепровская флотилия (командую­щий В.В. Григорьев) с момента возрождения (14 сентября 1943 года), продолжая лучшие традиции Морского гвардейского экипажа (см. ) прошла вместе с наступающими армиями боевой путь протяженностью в несколько тысяч километров от Волги до Шпрее, переходя с одного бассейна на другой, обеспечивая решающую помощь армиям при выполнении боевых задач. Когда же между этими бассейнами не было водного пути, то сотни боевых кораблей и тысячи тонн боевого снаряжения приходилось по железной дороге. Лишь с Вислы на Одер и на Шпрее корабли Днепровской флотилии прошли своим ходом,


пре­одолевая на пути к центру фашистской столицы взорван­ные шлюзы и мосты.
Во второй половине 23 июня 1943 года началась стратегическая операция «Багратион». Операция началась мощным артиллерийским наступлением. Бронекаткра Днепровской флотилии выпустили 1330 снарядов.

Перед операцией «Багратион» на Днепровскую флотилию для дальнейшего прохождения службы прибыл Герой Советского Союза рядовой Алексей Кули­ков . На кораблях флотилии, понятно, заинтересовались этим солдатом. Выяс­нилось, что ему 19 лет, родом он из Саратовской обл. Отличился минувшей осенью при форсировании Днепра, за что и был удостоен Золотой Звезды. Потом Куликов был ранен, и ему представился случай поговорить с посетившим госпиталь К. К- Рокоссовским. В разговоре командующий спросил, нет ли у него личных просьб. Куликов признался: есть давнишняя мечта - служить на флоте, воевать моряком. Рокоссовский отве­тил, что моряки воюют совсем близко, на Днепровской флотилии, и распорядился, чтобы этого пехотинца по излечении перевели на флотилию. Куликов был назначен на бронекатер в расчет орудийной башни, возглавляемой старшиной 1-й статьи Набиюллой Насыровым. За ко­роткий срок он отлично освоил свои обязанности на­водчика и геройски воевал.
23 июня 1944 года Войска 1-го Белорусского фронта прорвали укреплен­ные рубежи противника и быстро продвигались в глубину его обороны. Чтобы спасти от окружения свои части на левом берегу Березины, фашисты начали спешно пере­брасывать туда подкрепления. Переправу немцы произво­дили в районе сильно укрепленного узла Паричи. Командарм П. И. Днепровской флотилии уничтожить эту пере­праву. Командир 1-й бригады речных кораблей капитан 2-го ранга С. М. Лялько организовал совместно с частями 193-й стрелковой дивизии разгром и захват узла сопротив­ления в Здудичи на переднем крае немецкой обороны, после чего бронекатера капитана 3-го ранга А. И. начали стремительное продвижение вверх по Березине к Паричам.


Бронекатера под сильным огнем противника, получая повреждения, неся потери в личном составе, прорвались к переправе на дистанции 600-800 метров, начали почти в упор расстреливать переправлявшихся через Березину фашистов и их боевую технику. После упорного боя переправа была взорвана, и гитлеровцы в панике начали откатываться к Бобруйску. В этом напря­женном бою особенно отличился командир отряда бро­некатеров старший лейтенант И. М. Плехов, командиры бронекатеров старшие лейтенанты М. Д. Жиленко и А. А. Захаров и лейтенант А. М. Евгеньев, уничтожив­шие 20 арторудий, 2 танка и 15 дзотов. К 29 июня наши войска при активном содействии флотилии полностью уничтожили окруженную в Бобруйске 40-тысячную группировку гитлеровцев.
Одновременно с поддержкой наступавших частей арт. огнем и высадкой десантов днепровцы выполняли и другой приказ командующего фронтом о срочной переправе через реку Березину генерал-лейтенанта П. Л. Романенко.


Требовалось переправить всю 48 армию, насчитывавшую 66 тысяч человек, имевшую полторы тысячи орудий и минометов, семь тысяч лошадей, сотни автомашин, тысячи повозок. Начать переправу надлежало 28 июня 1944 года. От окраин Бобруйска, где гремел бой, в котором участвовали корабли флотилии, до участка, намеченного для переправы армии - в районе селений Доманово и Стасевка , - было всего несколько километров. Для переправы ДВФ смогла поставить 28 кораблей: 12 сторожевых катеров, 6 бронекатеров и 10 катерных тральщиков. К этому прибавлялись трофейные баржи, пригодные для перевозки орудий, машин, повозок, а буксировать баржи могли тральщики. Они же, как и сторожевые катера, предназначались для перевозки боеприпасов и других грузов, а бронекатера - для быстрой переброски бойцов со стрелковым оружием. На спаренных бронекатерах приспособились перевозить и 122-миллиметровые орудия, что никогда раньше не делалось. Переправу могли задержать семь тысяч армейских лошадей, если бы возить их на баржах. Однако нашелся способ более быстрый: лошади на буксире у катерных тральщиков сами переплывали реку, связанные по десять - двенадцать голов - к хвосту одной крепился повод следующей. Тральщик давал малый ход, и живая цепочка, сформированная на берегу, втягивалась в воду. Лошади, пока могли, шли по дну, а потом послушно плыли друг за дружкой. На реке стоял еще весенний
На рассвете 30 июня 1944 года переправа армии в условиях противодействия противника закончилась немного раньше намеченного срока. Командование армии поблагодарила моряков за сделанное. 48 армия своевременно начала наступление по плану командующего фронтом. Переправа днепровцами сухопутных войск в таких масштабах в ходе войны была осуществлена впервые. На этом боевые действия Днепровской флотилии на Березине были успешно закончены. В это же время на Припяти, в районе к западу от Мозыря, 2-я бригада речных кораблей под командованием капитана 2-го ранга В. М. Митина громила противника совместно с войсками 61-й армии генерал-лейтенанта П. А. Белова. Таким образом, флотилия в ходе стратегической операции «Багратион» вела фактически активные действия на двух опе¬рационных направлениях, удаленных друг от друга на несколько сот километров. Это впервые имело место в боевой практике на реках. Однако, теперь все корабли флотилии понадобились на Припяти. Еще 27 июня ДВФ получила от начальника штаба фронта телеграмму, предписывавшую обеспечить силами находившейся там 2-й бригады кораблей поддержку 55-й Мозырской дивизии, наступавшей в направлении на Петриков. На следующий день начальник штаба флотилии Балакирев донес, что бригада взаимодействует с наступающими частями дивизии. Но бригада-то состояла на тот день из четырех бронекатеров, пяти тральщиков, одной плавбатареи да дюжины полуглиссеров…
Утром 29 июня, когда еще не закончились бои в Бобруйске и полным ходом шла переправа 48-й армии, от командования фронтом поступила новая депеша. Приказывалось: все силы флотилии, действовавшие на Березине, сосредоточить к исходу 2 июля 1942 года на Припяти, в районе Мозыря. Таким образом, 1-й бригаде Лялько надо было повторить в обратном направлении примерно 700-километровый переход, совершенный полмесяца назад.
Переправа днепровцами сухопутных войск в таких масштабах в ходе войны была осуществлена впервые.
Ход военных действий на Березине показал настоя­тельную необходимость иметь на флотилии хотя бы неболь­шое подразделение морской пехоты - свой десантный отряд. Это позволило бы нам заботиться не просто о разрушении, но и о захвате переправ, удерживаемых под прикрытием огня кораблей до подхода сухопутных войск. Такой отряд в составе 33 краснофлотцев был создан. Командиром этого отряда назначили бывалого моряка младшего лейтенанта Николая Чалого. Он был одним из тех командиров-самородков, для которых боевая обстановка всегда открывает возможности проявить себя. Чалый организовал тренировки своего отряда в высадке с катеров и шлюпок, в стрельбе и метании гранат, в ведении рукопашного боя и размини­ровании, т.е. подготовку для прочесывания берегов реки, несения боевого охране­ния, ведения разведки.
Во всех последующих боях вместе с экипажами кораб­лей решительно и инициативно дрался с врагом и десант­ный отряд Чалого.
За исключительный героизм и мужество одиннадца­ти бойцам десантного отряда - младшему лейтенанту Н. П. Чалому (посмертно), матросам В. К. Кириллову, Л. Д. Куколевскому, Г. Г. Мурзаханову, Г. А. Тупи-цыну, Н. А. Сикорскому, А. В. Фирсову, старшинам и сержантам Пономареву, В. Г. Канарееву, Г. Л. Попову и А. Н. Столярову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
К 11 июля флотилия, имея в своем составе уже более 100 , сосредоточилась на ближних подсту­пах к «столице» Полесья - Пинску. Город еще находился в глубине обороны противника, в 20 километрах от линии фронта. План операции предусматривал внезапный про­рыв кораблей по реке к Пинску, с двух направлений по рекам Пине и Ясельде, высадку с кораблей в центре горо­да десанта в составе двух стрелковых полков 415-й стрел­ковой дивизии.


Задача - нарушить систему обороны про­тивника, облегчить наступление частей 61-й армии, штур­мовавших Пинск по северному берегу Припяти. Расчет на внезапность полностью оправдался. Десант в центре города был высажен без потерь. Двое суток он вел напря­женные бои. При высадке подкреплений десанту 12 июля отли­чился бронекатер № 92. Он дважды за день прорывался непосредственно в порт и высаживал свежие силы. Боевой расчет артиллерийской башни бронекатера возглавлял уже упоминавшийся гвардии старшина 1-й статьи Набиюлла Насыров. Через завесу плотного огня БКА-92 решительно следо­вал к набережной, где закрепились наши десантники. Река кипела от взрывов. Насыров и его заместитель А. Куликов хладнокровно били прямой наводкой по вра­жеским танкам, минометам и пулеметам. От прямо­го попадания фашистского снаряда в башне возник по­жар, и казалось, что все уже кончено. Раненые, обож­женные и истекающие кровью гвардейцы продолжали бой.


Насыров и Куликов скончались на руках своих боевых товарищей, до конца выполнив воинский долг перед Ро­диной. Сейчас на месте их гибели стоит памятник - поднятый из воды и поставленный на пьедестал броне­катер № 92.


В Пинске двум улицам присвоены имена героев.
В Пинске Днепровская военная флотилия окончила боевые действия в стратегической операции «Багратион».
За доблестные боевые действия в этой операции Днеп­ровская флотилия первой из речных флотилий была на­граждена орденом Красного Знамени. Этой же высокой награды были удостоены и 1-я и 2-я бригады речных кораблей и 2-й гвардейский дивизион бронекатеров.
После штурма Пинска флотилия передислоцируется в район Варшавы, в устье Нарева. В октябре 1944 г. корабли флотилии активно содействуют советским частям в боевых действиях на плацдарме в устье реки Нарев. В ноябре 44-го флотилия встает на зимовку ремонт.
16 февраля 1945 года командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков приказал сразу же после ледохода на Висле перебазировать корабли флотилии с Вислы на Одер для участия в Берлинской операции. Этот переход про­тяженностью свыше 700 километров и форсирование 75 пе­реправ по каналам заняли только 22 дня! Успех решила хорошая подготовка перехода, наличие крупных инженерных и са­перных средств, выделенных фронтом, а также невидан­ный энтузиазм экипажей всех кораблей, готовых нести к Берлину свои корабли хоть на руках!
Корабли 1-й и 2-й бригад сосредоточились на Кюстринском плацдарме (оперативный плацдарм 44 км по фронту и 4-10 км в глубину на западном берегу р. Одер, в районе г. Кюстрин, 60 км восточнее Берлина; ныне Костшин Польша) к 7 апреля - на два дня раньше назначенного срока. 3-я бригада, сформированная в Пинске из только что поступивших новых кораблей (под командованием капитана 3-го ранга Н. М. Лупачева), была переброшена из Пинска на Одер по железной доро­ге и спущена на воду в районе станции Одерек, неда­леко от города Франкфурт-на-Одере.


16 апреля 1945 года в 03-00 гром тысяч пушек и гвардейских минометов разрывает тишину. Но даже в этом адском громе голос тяжелых дальнобойных морских пушек легко отличить. Они бьют гулко и увесисто. Это восемь плавбатарей днепровцев.


Корабли 1-й и 2-й бригад флотилии со своих огневых позиций на Кюстринском плацдарме только 16 апреля выпустили по противнику 27 тысяч снарядов! Огневая поддержка наступающих частей осуществлялась до тех пор, пока войска не вышли за пределы дальности огня корабельной артиллерии.
3-я бригада кораблей, взаимодействуя с 33-й армией, подошла вверх по Одеру вплотную к городу Фюрстенберг (ныне Айзенхиттенштадт), где берет начало канал Одер-Шпрее и совместно с морской пехотой флотилии овладела им. Над городом взвился Военно-морской флаг! Путь по реке Шпрее к Берлину был открыт. Однако 22 апреля 1945 года в свою очередь наши армейские части с Кюстринского плацдарма уже вышли на восточный берег реки Шпрее в Юго-восточном районе .
Для форсирования реки Шпрее (в месте форсирования ширина реки 250-300 метров, берега высокие и одеты в бетон) и захвата плацдарма на вражеском правом берегу было принято решение использовать легкие Днепровской военной флотилии.
23 апреля 1945 года во втором часу ночи на грузовиках были подвезены к реке и спущены на воду 10 полуглиссеров отряда лейтенанта М.М. Калинина.

Катера Днепровской военной флотилии с десантом в Берлине 1945 год

.
В 01-45 под ружейно — пулеметным огнем противника катера на большой скорости высаживали разведчиков и десантников 9-го стрелкового корпуса. Каждый катер под вражеским огнем сделал более 10 рейсов. Легкие деревянные катера недолго оставались невредимыми. Среди экипажей были убитые и раненые. Но к рассвету на западный берег был переброшен полк в полном составе и несколько подразделений из других частей. Когда прибыли саперы с понтонами для паромов, целые полуглиссеры взяли на себя роль буксировщиков. В какой-то момент немцы перешли в контратаку. Двум самоходным орудиям «Фердинанд» удалось прямой наводкой открыть огонь по находившемуся на середине реки парому с танком и взводом пехотинцев. Один из полуглиссеров на полном ходу подскочил к полыхающему парому и моряки за считанные минуты успели снять с него автоматчиков и раненных танкистов, и едва катер отошел, как в танке взорвался боезапас.

Всего с 23 по 25 апреля 1945 года отряд полуглиссеров и буксируемые ими понтоны перевезли 16 тысяч бойцов, 100 орудий и минометов, 27 танков, около 700 повозок с боеприпасами и другими грузами. Кроме того, моряки отряда вели разведку приречных кварталов, поддерживал связь между дивизиями и полками.
К концу операции в строю осталось 16 старшин и матросов — половина первоначального состава отряда. Девяти морякам было присвоено звание Героя Советского Союза, семи из них — посмертно. Остальные были награждены орденами и медалями…
На флотилии в это время находился известный мор­ской писатель Л. Соболев, который «шагал» с днепровцами уже не в первый раз. В своей книге «Свет Побе­ды» Леонид Сергеевич писал: «Я горжусь Днепровской флотилией, которая пронесет в будущее имена своих героев… Я горжусь их кораблями, маленькими катерами и тральщиками, на которых шло в бой отважное племя моряков. И десятки, сотни погибших моряков-героев, оживших в моей памяти, нетерпеливо вглядываются в гер­манскую землю, досадуя, что сковывает их ноги смер­тельная холодная тягота, и завидуя живым, кто ныне на кораблях Днепровской флотилии рейс за рейсом гоняет их по Шпрее дерзким флотским набегом, прямо в лоб на орудия и пулеметы, выбрасывая десант в центральные кварталы фашистской столицы…»


В центре Берлина на реке Шпрее, на дальних подступах к рейх­стагу, закончили днепровцы свой маршманевр, начатый в сентябре 1943 года на Волге. После окончания войны и очищения от мин pек Вислы и Одера расформирована.
Берлинская операция (25 апреля — 2 мая 1945 года) занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самое крупное сражение в истории. С обеих сторон в сражении принимало участие около 3.5 миллионов человек (с немецкой 1 миллион), 52 тысячи орудий и миномётов, 7750 танков (с немецкой 1500 танков) и 11 тысяч самолётов (с немецкой более 3300 самолетов). Интернет.
В мае 1945 года, вскоре после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, маршал Г. К. Жуков проводил разбор Берлинской операции. Прозвучал доклад начальника штаба 1-го Белорусского фронта генерал-полковннка М. С. Малинина, один за другим выступали командиры соединений. И когда получил слово командир 9-го Краснознаменного Бранденбургского стрелкового корпуса генерал-лейтенант И. П. Рослый, он встал и, обращаясь к председательствующему, сказал:- Разрешите мне, товарищ маршал, прежде чем начать свое выступление, поблагодарить наших славных моряков, без героической помощи которых вверенный мне корпус не смог бы выполнить поставленную задачу.
С этими словами генерал повернулся в сторону командиров Днепровской военной флотилии и поклонилс им русским поясным поклоном. Эту признательность заслужили три десятка моряков во главе с лейтенантом М. М. Калининым, воевавшие на самых малых кораблях советского флота — полуглиссерах, известных в мирное, довоенное время как служебно-разъездные катера НКЛ-27…
Русские войска дважды брали Берлин. Первый раз во время Семилетней войны в 1760 армией генерала З.Г. Чернышева. Тогда всю Европу облетела фраза генерала-фельдмаршала П.Шувалова: «Из Берлина до Петербурга не дотянуться, но из Петербурга до Берлина достать всегда можно». Вторично русские заняли Берлин, преследуя остатки армии Наполеона, в феврале 1813 года отрядом генерала А.И. Чернышева (потомственный подвиг).
В мае 1945 году уже Красной Армии предстояло взять Берлин в третий раз, между прочим, штурмом! А маршал В.И.Чуйков считал, что советские войска могли еще в феврале – апреле взять Берлин сходу (не давать противнику более чем 2-х месячную подготовку к обороне) или окружить его плотным кольцом блокады (ведь это был конец войны!) и это позволило бы спасти сотни тысяч жизней наших солдат и офицеров.
Что касается союзного командования, то они, видимо, использовав методы исследования операций, подсчитав свои возможные огромные человеческие потери и отказались от штурма Берлина, т.к. за большие потери у них могли спросить. Поскольку нас уверовали, что Сталин наш отец, а с отца обычно не очень-то потребуешь отчета. Поэтому, до сих пор широкая общественность не уверена в официальных потерях за войну! (Интернет).

Так уж сложилось исторически, что Акт о безоговорочной капитуляции Германии подписывали дважды. Первый раз церемония подписания акта прошла 7 мая в ставке американского командования в Реймсе (Франция). Второй раз акт подписывали на следующий день, 8 мая, в пригороде Берлина в Карлсхорсте в присутствии более высоких представителей командования всех стран антигитлеровской коалиции .



Об этой страшной войне и славных делах творца Победы в Берлине напоминает монумент Воин-освободитель!

Монумент в берлинском Трептов-парке.

Фигура российского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.

Вечная память и слава росийскому солдату!!!

Катера Днепровской флотилии

Гвардейский бронекатер выходит на боевое задание. 1944 г.

2-й дивизион полуглиссеров Краснознаменной Бобруйской бригады речных кораблей. При взятии Берлина.

Командир 2-го отдельного Бобруйского дивизиона бронекатеров гвардии капитан 3-го ранга А. И. Песков, 1944 г.

Награда днепровцев - Орден Боевого Красного Знамени

Награда днепровцев - Орден Ушакова 1-й степени

При активном содействии вице-канцлера графа Остермана 4 января 1737 года вышел Указ Сената о постройке в Брянском адмиралтействе на реке Десна малых судов флотилии, предназначенной для действия на Днепре. В основном это были дубель-шлюпки, мелкосидящие прамы и транспортные плашкоуты, способные пройти Днепровские пороги. Флотилия должна была содействовать Днепровской армии генерал-фельдмаршала Миниха во взятии крепости Очаков – главного оплота Турции в Северном Причерноморье. 3 октября суда Днепровской флотилии приняли активное участие в отражении турецких войск. В анналах истории об этом событии записано так: «По храбрости здешнего гарнизона оный неприятель отступил с уроном, и город Очаков от такой злопыхательной бури освободился».

Без малого два столетия спустя, в марте 1919 года, по приказу РВСР Днепровская флотилия была воссоздана в Киеве для содействия войскам 12-й армии Западного фронта в борьбе с белогвардейскими частями и польскими войсками. Флотилия активно участвовала в разгроме банд, поддерживала части Красной Армии огнем, высаживала десанты, обеспечивала переправы и коммуникации, ставила минные заграждения. В декабре 1920 года флотилия расформирована.

Вторично создана в июне 1931 года, в июне 1940 года вновь расформирована, её корабли и суда вошли в состав Дунайской и Пинской военных флотилий.

8 июля 1941 г. Монитор «Бобруйск» Днепровской флотилии открыл огонь по первой наземной цели – деревянному мосту у Давид-Городка.

К началу Великой Отечественной войны Днепровская военная флотилия претерпела несколько расформирований и реорганизаций. Во время Великой Отечественной войны, с выходом Советской Армии к реке Днепр, в сентябре 1943 года создана новая Днепровская военная флотилия из кораблей Волжской военной флотилии.

Шел июль 1943-го. Передовые части Центрального фронта готовились к битве за Днепр. При обсуждении стратегических задач остро обозначилась необходимость в военных кораблях, и 14 сентября 1943 года народный комиссар ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов отдал приказ вновь сформировать Днепровскую военную флотилию. Костяк экипажей бронекатеров и полуглиссеров составили моряки Волжской военной флотилии. Всех их отличали боевой опыт, сталинградская стойкость, мужество и непреодолимое стремление к победе. Боевое крещение на белорусской земле (хотя, наверное, правильнее будет сказать – на воде) они получили на реке Припять в ходе подготовки операции по освобождению Мозыря. Впереди у флотилии были речные дороги на Паричи, Бобруйск .

На рассвете 27 июня 1944 года 2-й гвардейский дивизион бронекатеров в составе восьми единиц под командованием капитана 3 ранга Пескова начал движение вверх по реке с целью оказать содействие армейским приречным частям. На подходе к Селибе (село , расположенное на правом берегу реки на подступах к Бобруйску) возникли скоротечные перестрелки с противником, который, отступая, оставил по левому берегу засады. Для их ликвидации был временно создан отряд берегового сопровождения, укомплектованный личным составом с кораблей, который очищал прибрежную полосу от фашистов.

В ночь на 28 июня корабли 1-го и 3-го отрядов заняли огневые позиции. Утром бронекатера открыли огонь по району железнодорожного моста через Березину в Бобруйске , по парку и селению Зеленка-1 . Противнику был нанесен большой ущерб в живой силе и технике. Ближе к полудню бронекатера 1-го отряда поднялись вверх по реке и заняли огневые позиции у села Ломы . Вскоре армейская разведка сообщила, что в полутора километрах от Ломов, на окраине Бобруйска , вкопано в землю пять немецких танков и там же проходят их траншеи. Комдив Песков принял решение: приблизившись к городу , корабли открыли огонь из всех видов оружия, уничтожая огневые точки и боевые расчеты врага.

К 10 часам утра 29 июня войска 1-го Белорусского фронта полностью овладели городом . Корабли вошли в порт. Горели склады, кое-где слышалась автоматная стрельба. Из леса в город потянулись горожане . В 22 часа 40 минут по радио раздался знакомый всем голос Левитана: «Говорит Москва! Говорит Москва!» ... Все прильнули к репродукторам и затихли в ожидании передачи:

– Приказ Верховного Главнокомандующего… В боях при освобождении города Бобруйска отличились... моряки капитана 1-го ранга Григорьева, капитана 2-го ранга Лялько, капитана 3-го ранга Пескова...

Громкое морское «ура» прокатилось по кораблям. Родина по достоинству оценила ратные дела моряков – около трехсот краснофлотцев, старшин и офицеров были награждены орденами и медалями.

За доблестные боевые действия в операции «Багратион» Днепровская военная флотилия первой из речных флотилий была награждена орденом Красного Знамени. Этой высокой награды были также удостоены