Честолюбивый человек - это обо мне? Честолюбивый человек,какой это?Честолюбие — хорошо или плохо.

Доброго времени суток, дорогой читатель. В данной статье Вы узнаете, что такое честолюбие, значение этого слова. Вам станет известно, какими чертами обладает честолюбивая личность. Выясните, как бороться с данным качеством, если оно имеет негативные проявления.

Общие сведения

Честолюбивый человек – это личность, которая хочет быть лучше всех. Такой индивид жаждет власти, хочет показать свое превосходство. Однако, при умеренном проявлении данного качества, честолюбие является здоровым желанием совершенствовать себя и свои возможности. Оно помогает индивиду ставить перед собой определенные цели и добиваться их, несмотря на возникающие трудности. Такой индивид по своей натуре победитель.

Слово честолюбие описывает качество характера, проявляемое выраженными целями личности, желанием достичь первенства, необходимость быть признанным в своей сфере деятельности.

Порядочный человек может быть честолюбивым, при этом данное качество подтверждается его благородством, правдивостью. Честолюбие у такой личности не уничтожает человечность. У такой особы будет доброе сердце и чистый разум.

Данное качество развивается при потребности индивида доказать всем и самому себе собственную значимость. Честолюбие больше характерно для мужского пола. Мужчина, обладающий здравым честолюбием, будет стремиться добиться большего, продвинуться по карьерной лестнице, ведь он должен заботиться не только о себе, но и о своей партнерше, и о детях.

Честолюбие, как психологическая составляющая личности человека, является этическим качеством и определяется взаимодействием индивида с социумом.

Если данное качество встречается у доброй личности, оно имеет положительные проявления, не вредит окружению. Если у плохого человека, то, будучи во власти деструктивной личности, данное качество может негативно сказываться на ближнем окружении, особенно если у личности имеется власть.

У честолюбия есть два недруга: победы других людей и несбывшаяся мечта. Например, ситуация, когда индивид излишне самонадеянный, выявляет что у него недостаточно таланта. Тогда мечта, к которой он хотел стремиться, останется таковой до конца его дней.

Плюсы и минусы

Честолюбие может иметь, как положительные, так и отрицательные стороны. Считается, что многие достижения человечества не свершились бы без этого качества. Оно позволяет двигаться дальше, создавать новые открытия. Плодами честолюбия являются:

  • научно-технические разработки;
  • произведения искусства;
  • открытия в медицине, позволяющие противостоять серьезным заболеваниям.

Стоит учитывать, что тут речь идет об умеренном проявлении честолюбия. Однако, в ситуации, когда удовлетворение своих потребностей, своего эго выдвигается на первое место, а благо общества на второе, то ничего хорошего от такой личности ждать не приходится. У человека присутствует деструктивный комплекс из ненависти, и высокого самомнения, которые приводят к духовному надлому.

Если при наличии честолюбия отсутствуют другие положительные качества, то оно проявляется негативно. Если же наравне с ним присутствует решимость, ответственность, целеустремленность и настойчивость, то обладателю этих качеств, все под силу. Имея здоровое честолюбие, индивид может направить все свои силы на то, чтобы достичь поставленной цели. Если имеет место гипертрофированное честолюбие, которое не подкрепляется своей значимостью, то оно по своим проявлениям приближается к тщеславию . У человека возникает неудовлетворенность своей жизнью, присутствуют переживания, зависть.

Характерные признаки

На то, что рядом оказался честолюбец, могут указывать определенные проявления:

  • излишние амбиции, при наличии скромных возможностей — человек ставит слишком высокие цели;
  • гордыня – мнение, что он занимает важное место в обществе, а все остальные должны пресмыкаться;
  • жажда славы — нередко приводит к провалу;
  • душевная черствость и эгоизм – такой человек не считается с чужим мнением, готов переступать через людей;
  • присутствует сильная боязнь провала;
  • критика воспринимается очень болезненно, бьет по самооценке честолюбивого человека;
  • полная уверенность в том, что все люди ему завидуют;
  • такая личность может не осознавать, что пытается все контролировать, раздает всем указания.

Как бороться с честолюбием

Корни зацикленности на своей персоне берут свое начало из детства. Малыш хочет быть лучше всех, старается учиться на «отлично», ждет похвалы родителей. В такой момент крайне важно, чтоб мама с папой донесли до ребенка, что не станут любить его меньше, если он в чем-то ошибется и потерпит неудачу. Необходимо, чтоб малыш осознал, что не нужно всегда стремиться быть лучшим, чтоб добиться успеха.

  1. Нужно осознать, что Вы не являетесь всемогущей личностью и неидеальны. Нет людей, у которых были бы только достоинства и отсутствовали недостатки.
  2. Научитесь ставить перед собой цели, до которых реально дотянуться с течением времени. Причем, для начала лучше ставить такие цели, достичь которых можно за день – два.
  3. Необходимо продолжать заниматься саморазвитием, но при этом важно учитывать мнение окружающих Вас людей, их интересы.

Общество должно воспитывать в человеке карьерное и профессиональное честолюбие, здоровое его проявление. Так данное качество позволит иметь продуктивную социальную деятельность. Если человек сумеет развить в себе честолюбие, при этом станет использовать его умеренно, то сможет многого добиться.

Теперь Вы знаете, что значит честолюбивый человек. Как видите, такая личность может быть вполне успешной, достигать больших высот. Однако, при патологическом проявлении честолюбия, его обладатель вредит и себе и своему окружению.

Что такое Честолюбие? Значение и толкование слова chestoljubie, определение термина

1) Честолюбие - - любовь к чествованию, принятию почестей. К честности имеет достаточно отдаленное отношение.

2) Честолюбие - выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным отношением к другим. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть относительно положительную роль, стимулируя повышенную активность социальную человека. Но, будучи индивидуалистическим по характеру, оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов.

3) Честолюбие - - социальное чувство, проявляющееся как мо тив действий, к-рые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в к.-л. сфере общественной жизни. Во мн. сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия Ч. связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды. В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Ч. приобретает значение морального качества личности. Ч. получает распространение в об-ве с возникновением социального неравенства людей. Буржуазная мораль считает Ч. одним из гл. двигателей общественной активности человека. В социалистическом об-ве, где уничтожена частная собственность, корни Ч. в значительной мере подорваны, однако оно еще не устранено полностью, поскольку сохраняются различия в материальном и общественном положении людей. Ч. как потребность в общественном признании может в отдельных случаях играть объективно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но оно является индивидуалистическим по своему характеру мотивом и поэтому противоречит коммунистической нравственности, к-рая противопоставляет Ч. подлинную коммунистическую сознательность. Непримиримо она относится к крайней форме Ч.- карьеризму.

Честолюбие

Любовь к чествованию, принятию почестей. К честности имеет достаточно отдаленное отношение.

выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным отношением к другим. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть относительно положительную роль, стимулируя повышенную активность социальную человека. Но, будучи индивидуалистическим по характеру, оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов.

Социальное чувство, проявляющееся как мо тив действий, к-рые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в к.-л. сфере общественной жизни. Во мн. сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия Ч. связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды. В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Ч. приобретает значение морального качества личности. Ч. получает распространение в об-ве с возникновением социального неравенства людей. Буржуазная мораль считает Ч. одним из гл. двигателей общественной активности человека. В социалистическом об-ве, где уничтожена частная собственность, корни Ч. в значительной мере подорваны, однако оно еще не устранено полностью, поскольку сохраняются различия в материальном и общественном положении людей. Ч. как потребность в общественном признании может в отдельных случаях играть объективно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но оно является индивидуалистическим по своему характеру мотивом и поэтому противоречит коммунистической нравственности, к-рая противопоставляет Ч. подлинную коммунистическую сознательность. Непримиримо она относится к крайней форме Ч.- карьеризму.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение) обладание информацией, ...

, знания или власть . В отличие от целеустремленности честолюбие направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие - предмет этики, психологии, педагогики, политологии и некоторых других гуманитарных наук и научных направлений.

Восприятие честолюбия

В христианстве

По Канту

Психологическая и педагогическая перспектива

В психологии и педагогике понятию честолюбия соответствует термин мотивация . В концепциях воспитания, целью которого является ярко выраженная нацеленность на результат, помимо развития внутренней мотивации и навыков в академической, художественной или физической подготовке, целесообразно также применять и преподавать такие компетенции, как ожидание самоэффективности , выносливость и трудолюбие .

Честолюбие с научно-политической точки зрения

Политолог Джозеф А. Шлезингер выделил в 1966 году три типа честолюбия в политике:

  • Под прогрессивным честолюбием он понимал стремление политического деятеля к более высокому посту, нежели он в настоящее время занимает.
  • Статическим честолюбием он назвал стремление политического деятеля, как можно дольше держать должность, которую он сейчас занимает, .
  • Дискретное честолюбие - это стремление политика достигнуть конкретной политической цели или должности, не рассчитывая многократно ее обретать.

Честолюбие в литературе и кино

Честолюбие является центральной темой многих литературных произведений. Примеры:

  • Уильям Шекспир : Макбет (Англия, 1606)
  • Стендаль : Красное и чёрное (Франция, 1830)
  • Ги де Мопассан : Милый друг (Франция, 1885)
  • Генрик Ибсен : Гедда Габлер (Норвегия, 1890)
  • Клаус Манн : Мефисто (Германия, 1956)

Также во многих художественных фильмах тема честолюбия находится в центре внимания. Примеры:

  • Мордашка (США, 1933)
  • Гражданин Кейн (США, 1941)
  • Вся королевская рать (США, 1949)
  • Самая красивая (Италия, 1951)
  • Все о Еве (США, 1951)
  • Бекет (Великобритания, 1963)
  • Черный лебедь (США, 2010)
  • Одержимость (США, 2014)

Напишите отзыв о статье "Честолюбие"

Литература

  • Иосиф Райххолф (Josef H. Reichholf): Почему мы хотим побед . Спортивное честолюбие в качестве движущей силы в эволюции человека. Fischer Taschenbuch, Франкфурт 2009, .

Примечания

Отрывок, характеризующий Честолюбие

Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

1. Выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почётному положению в какой-либо области деятельности, сфере общественной жизни.

2. Жажда власти.

3. Жажда известности, славы, почестей.

3. Любовь к чествованию, принятию почестей.

4. Моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, свершаемых для достижения общественного признания, престижа, почёта, славы и т.п.

5. Социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни.

6. Стремление к высокому, почётному положению.

Пояснения:
Честолюбие получает распространение в обществе с возникновением социального неравенства людей.

Нормальное, умеренное Честолюбие не является пороком, т.к. образует один из важнейших мотивов социальной деятельности людей. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть в отдельных случаях относительно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но, будучи индивидуалистическим по своему характеру мотивом, оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами.

Гипертрофированное (непомерное и не подкреплённое собственной значимостью) Честолюбие близко по значению к тщеславию. Но, в отличие от тщеславия, Честолюбие связано не столько с жаждой приобретения дешёвой или выдуманной славы и признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды.
В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Честолюбие приобретает значение морального качества личности.

Болезненное Честолюбие превращается для его обладателя в постоянное переживание несчастья, порождает чувство хронической неудовлетворённости жизнью, зависть к чужому успеху.

Крайняя форма Честолюбия - карьеризм.

Честолюбие у детей часто формируется родителями и педагогами, которые в силу собственных амбиций считают своих детей самыми яркими и одарёнными личностями.
В определённой мере стимулирование Честолюбия может сыграть и положительную роль в развитии личности. Но если детские способности оказываются иллюзорными и не реализуются по мере взросления детей, то честолюбивые устремления могут стать причиной моральных и психических травм.
Честолюбие педагогов и родителей часто способствует формированию хвастовства, заносчивости, неуважения к другим людям. Поэтому важно корректировать не только Честолюбие детей, но и своё, взрослое Честолюбие по отношению к детям.

На самом деле это слово не такое безобидное, как кажется. Позже выясним, почему. Во-первых, нужно для начала посмотреть перевод этого слова с церковно-славянского. Многие современники, особенно молодежь, путаются в понятии или вообще не слышали ни разу. Во-вторых, подробнее перечислим примеры, чтобы понять, что такое честолюбие. Определение этого слова, разумеется, лучше давать ясное и четкое. Допустим, есть слово "почести". Не все знают, что это. А мы сразу давайте получим ответ: оценка себя при совершении какого-либо действия.

Что означает?

Что такое честолюбие? Лучше сразу дать более простой и понятный ответ. Честолюбие - это любовь к почестям. Что под ними подразумевают? Вы видели, как люди стремятся занять первое место, лидировать в какой-либо сфере жизни? Их можно смело назвать честолюбивцами.

Поверьте, "често" - не значит "честный", здесь главенствует слово "честь". Если разделить слово "честолюбие" на две половинки, то получится "честь" и "любить". Что у нас получается в итоге? Любить честь, стремиться к ней. Сюда можно отнести славу, лидерство, похвалы в свой адрес.

Честолюбие - грех

Давайте рассмотрим христианскую точку зрения. Честолюбие в православной среде - это греховный поступок. Христианин не должен быть таковым, потому что это огорчает бога. Человек должен быть скромным, не выделяться среди других. Сам Иисус Христос при жизни избегал славы, чести, когда исцелял больных. Такой пример описан в Священном Евангелии.

Нужно избегать такого порока, как такое? Почему порок? Ведь любая победа приносит радость. На самом деле, такая радость обманчива. В Евангелии есть такой эпизод, где Христос говорит притчу о первом и последнем местах: кто садится из приглашенных в первом ряду, его попросят отсесть на самое дальнее место. А тот, кто сидел скромно и очень далеко, того приглашают занять почетное место рядом с хозяином. И закончил Иисус эту притчу примерно так: Царствие Небесное подобно этой притче.

Как говорят современные священники, честолюбие и есть желание стремиться к славе, признанию, величеству. А ведь это присуще все гордому человеку.

Честолюбие для современника

Что такое честолюбие для современного человека? На самом деле различные виды стремления существовали во все времена. Например, юноша мечтает стать спортсменом. Его спрашивают: "Зачем, почему?". Если он ответит: "Хочу стать великим чемпионом в мире, чтобы у меня были награды, уважение!". Честолюбие здесь на лицо. Самый яркий и точный пример.

Рассмотрим другой вариант. Человек устроился на работу. Он простой сотрудник с маленьким окладом, но у него есть способности к управлению. У него большая семья, денег не хватает. Ради близких, а еще и ради коллег он стремится стать руководителем. Став директором, он зарабатывает для семьи, честно платит зарплату работникам, помогает им, стремится быть всем другом. Разве такого человека можно назвать честолюбивым? Конечно нет. Напротив, если бы простой рабочий мечтал стать директором с целью лидерства и чести, то он, скорее всего, не стал бы подчиненным другом и помощником.

Как не быть честолюбивцем?

Допустим, человек стоит на коленях перед Богом, от всего сердца просит прощения за то, что поимел гордость: смотрел свысока на других и стремился к тому, чтобы его считали самым главным, лучше всех. А теперь ему стыдно, мучает совесть. Ему больше не надо этого. Он хочет измениться.

Мы рассмотрели, что такое честолюбие. А теперь посмотрим, что может быть противоположным этому пороку. Как правило, человек скромный, тихий, незаметный. Он только подчиняется беспрекословно, слушается, если, конечно, просьба или приказ не идет вразрез с совестью.

Тот, кто отвергает честолюбие, будет говорить например: не нужен мне приз, пусть он достанется другому.