Биографии великих людей. О снах святого Франциска и Папы Иннокентия III

XII и XIII века были вершиной церковно-политической и духовной власти папства. Но высшей точки папская власть достигла в период понтификата Иннокентия III. История церкви однозначно считает Иннокентия III самым выдающимся папой средневековья. Папство достигло вершины власти в результате такого же исторического процесса развития, который в период развитого феодализма привел к укреплению централизованной королевской власти.

Иннокентий III смог стабилизировать свое положение также и потому, что власть императора стала приходить в упадок. В Италии власти императора был фактически положен конец, но его место еще не смогла занять другая феодальная власть. При понтификате Иннокентия III одно время казалось, что мечта Григория VII о мировом господстве папы осуществляется. Примат папства во всех отношениях оказался реализованным; понтификат Иннокентия - действительное подтверждение этого постулата. Он превзошел своих предшественников в области практического осуществления политической власти папства. Как государственный деятель, он оставил далеко позади Григория VII, но вовсе не пользовался славой святого. Своей реалистичной политикой Иннокентий III максимально приблизил к осуществлению идею Григория VII об универсальной теократии.

Вступивший на папский престол в 1198 году Иннокентий III был сыном графа Трайсмундского, отпрыском древнего известного рода Конти (из Ананьи). Он был ученым теологом и юристом. В Париже освоил диалектический метод, а в Болонье получил образование в области римского права. В 1189 году его дядя Климент III возвел 29-летнего графа в сан кардинала. При Целестине III племяннику бывшего папы пришлось покинуть курию. Ему еще не было 38 лет, когда кардиналы в день смерти Целестина III единогласно избрали его папой.

Иннокентий хорошо понимал, что его планы мирового господства смогут осуществиться лишь тогда, когда он станет абсолютным властителем сначала в Риме и в Церковном государстве, а затем и во вселенской церкви. Он исходил из того, что неограниченность свободы церкви - если понимать под этим верховенство папы - зиждется на прочной власти папы над независимым светским государством. Таким образом, создание Папского государства является предварительным условием создания универсальной политической власти, к чему ближе всех в истории папства стоял Иннокентий III.

Прежде всего Иннокентий III реформировал папский двор. Он создал четко работающую, обладающую широким кругозором бюрократическую систему делопроизводства, показав тем самым пример организации современных ему чиновничьих государств. Иннокентия III по праву считают вторым основателем Папского государства. При нем Патримониум Святого Петра стал настоящим государством, абсолютной монархией, где подданные были не кем иным, как чиновниками, и находились под властью единственного монарха, под неограниченной властью папы. Вначале он обеспечил себе твердое положение в Риме. Бывшего в то время городского префекта, представителя императора, он вынудил сложить с себя обязанности главы учреждения, и тот лишь тогда получил обратно свою должность, когда в день коронации папы вручил ему в руки ленную присягу. Иннокентий заставил подать в отставку и сенатора, избранного народом Рима. Вместо него папа назначил послушного сенатора, который также сделал вассальное заявление. Подобным же образом Иннокентий III потребовал вассальной клятвы и от аристократической верхушки Папского государства, чего ему и удалось добиться.

Со смертью Генриха VI в 1197 году рухнуло германское владычество в Италии. Для Иннокентия III это наряду с возвращением провинций, утерянных Церковным государством, означало также возможность территориального расширения своих владений. С успехом использовав в этих целях антигерманские чувства итальянцев, Иннокентий восстановил свою власть над Романьей (возвратив себе Равенну), вновь овладел Анконой (Маркой). В результате включения герцогства Сполето (Умбрии) территория Папского государства стала намного компактнее. Иннокентию, наконец, удалось наложить свою руку и на столь долго оспариваемое наследство Матильды. Папа успешно реализовал свои сюзеренные права и в отношении Сицилии и Южной Италии. Влияние его особенно укрепилось при вдовствующей королеве Констанции. Когда в 1198 году королева скончалась, она оставила завещание, согласно которому Иннокентий III стал регентом Сицилии и опекуном малолетнего Фридриха II. Во времена понтификата Иннокентия III папство прочно закрепило за собой наряду с Патримониумом Святого Петра земли Анконы, Сполето и Радикофано (так называемое наследство Матильды). Однако на длительный срок удержать за собой территории Романьи, Болоньи и Пентаполя не смог даже он, хотя и эти территории считались принадлежавшими Церковному государству.

Иннокентий считал себя не только наместником Христа, но и главой христианского мира. Он вмешивался в каждое важное событие своей эпохи, брал на себя роль всемогущего арбитра по сохранению или восстановлению Богом данного строя. Иннокентий III утверждал: во главе каждой отдельной страны стоят короли, но над каждой из них восседает на троне Святой Петр и его наместник - папа, который будучи сюзереном, жалует императорство. Свои устремления такого характера папа легче всего смог реализовать в Германии, где бушевала гражданская война. В 1198 году князья избрали даже двух королей: Филиппа II (Швабского) и Оттона IV (Гогенштауфена). Папа поддержал Оттона, ибо от него получил самые широкие обещания уважать папские привилегии. После убийства Филиппа на арене остался только Оттон, которого папа в 1209 году короновал императором. Но после того как Оттон IV нарушил соглашение, заключенное с папой, Иннокентий в 1210 году отлучил его от церкви. Под влиянием звонких золотых папы князья также низложили Оттона, и его место занял в 1212 году шестнадцатилетний сын Генриха VI, находившийся под опекой папы Фридрих II.

Иннокентий III вмешивался во внутренние дела и других стран. Увенчались успехом его попытки установить ленные связи с Англией. Английский король Иоанн Безземельный, ввязавшийся в бесперспективную войну с французами, для спасения своего трона ждал помощи от папы в борьбе с французами и собственными дворянами. Иннокентий взял на себя эту роль, взамен чего английский король в 1213 году объявил свою страну папским леном и взял на себя обязательство выплачивать налог по 1000 марок в год.

Над распространением ленной власти пап Иннокентий с большим или меньшим успехом трудился повсеместно по всей Европе, но главным образом в Арагоне, Португалии, Дании, Польше, Чехословакии и Венгрии. Иннокентий III не раз вмешивался в борьбу за трон венгерских королей из дома Арпадов. Когда будущий король Андраш II был еще герцогом, папа под угрозой отлучения от церкви обязал его возглавить крестовый поход в Святую землю. Когда король Имре завоевал Сербию, папа поддерживал венгерскую экспансию на Балканах, потому что ожидал от Имре ликвидации тамошних ересей (богомилов и патаренов).

Папа обосновывал свое верховенство над христианской Европой необходимостью концентрации сил христианства для возвращения Святой земли, что было возможно, по его утверждению, осуществить лишь под руководством церкви. Однако IV крестовый поход (1204), инспирированный самым могущественным папой средневековья, был направлен как раз не против язычников, а против отколовшихся христиан. С завоевательных войн постепенно слетала обманчивая идеологическая оболочка. Целью IV крестового похода первоначально было, разумеется, отвоевание Святой земли. Но во времена Иннокентия на передний план вышел также вопрос осуществления унии с греко-восточной церковью. В такой атмосфере нетрудно было обратить войско крестоносцев, стремящихся к грабежу против схизматиков. Закулисной пружиной нового завоевательного авантюрного похода стала Венеция. Богатый торговый город-республика формально еще находился под владычеством Византии. Для Венеции Византия являлась торговым соперником на Средиземном море. Для устранения такого соперника и с целью обеспечения гегемонии Венеции в восточной части Средиземного моря венецианский дож Энрико Дандоло решил повернуть войско крестоносцев, шедшее на Иерусалим, на венгерские города в Далмации (Зара), а затем и против Византии. После длительной осады в 1204 году крестоносцы заняли тысячелетний оплот греческой культуры и в результате трехдневного грабежа и убийств почти полностью уничтожили город. Византийская империя оказалась оттесненной на узкую полосу Малой Азии и зажата между латинскими христианами-рыцарями и турками. Рыцари-грабители создали Латинскую империю, которая на протяжении полувека обеспечивала возможности для систематического ограбления Балкан. Церковь и папа могли быть довольны: новый, латинский, патриарх Константинополя возвратился в лоно католической церкви. А Венеция захватила огромные военные трофеи.

Крестовый поход, направленный против христиан, показал, насколько искаженной в течение века оказалась идея, мотивированная в свое время явно искренними религиозными чувствами. Пожалуй, самым непривлекательным моментом понтификата Иннокентия III следует считать организацию в 1212 году не рыцарями-грабителями, а безумствующими фанатиками крестового похода детей. Это было не чем иным, как крайне жестоким средством избавиться от перенаселенности. Обреченные дети уже по дороге погибали тысячами. Часть детей была погружена на корабли, якобы для перевозки на Святую землю, но организаторы похода отдали их в руки морских пиратов, которые продали их в рабство. Часть устремившегося из Германии в Италию детского войска папе удалось завернуть домой.

Иннокентий III обеспечил папству неограниченную власть в церковной администрации. Это продемонстрировал IV Латеранский вселенский собор (11-30 ноября 1215 года), который стал вершиной и итогом правления Иннокентия. В Латеранский дворец прибыло около 500 епископов, 800 аббатов и представителей государей. Среди участников были также патриархи Иерусалимский и Константинопольский. Совещанием руководил лично сам папа-правовед. Вселенский собор выработал 70 канонов, главным образом о реформе церковной жизни, о вопросах веры, церковного права и церковной дисциплины, о святой мессе и отпущении грехов. Было также принято решение, запрещающее создавать новые монашеские ордена. Принято постановление о борьбе с ересями, распространившимися на Балканах, в Северной Италии и Южной Франции, с богомилами, патаренами, альбигойцами и вальденсами. В 3-м каноне наряду с поддержкой крестовых походов против еретиков были возведены в церковный закон папские распоряжения по созданию инквизиции. И наконец, собор призвал на борьбу за возвращение Святой земли путем создания союза (унии) между христианами и объявления нового крестового похода.

Борьба против еретиков представляла собой одну из основных задач средневекового папства - ведь они угрожали единству церкви. Еще III Латеранский вселенский собор 1179 года осудил вальденскую и альбигойскую ереси, но крайние меры против них были предприняты лишь при Иннокентии III. Корни средневековых ересей восходят к временам григорианских реформ, когда внутри церкви появились также радикальные ростки движения за реформы, которые были направлены против церковной иерархии. Появившийся в XI веке радикализм еще удавалось успешно подключать к осуществлению программы реформатского папства.

Различные еретические движения приняли массовый характер лишь со второй половины XII века, когда развитие городской буржуазии сделало возможным более решительное выступление против феодалов и церкви. Теперь в ереси, содержание которой изменялось в процессе истории, появился новый элемент: развитие городов, вызвавшее также развитие светских наук, образующих новую питательную почву для более поздних ересей. Руководители еретических сект обычно были выходцами из полуобразованной среды, на них большое влияние оказывал спиритуализм, мистицизм. Они фанатически верили в то, что если они очистят свои души, то непосредственно смогут познать Бога и обрести его милость. Поэтому они не видели необходимости в организованном посредничестве между человеком и Богом - в духовенстве, церкви и в монополизированных ими таинствах, ибо истинно верующий и собственными силами способен получить милость. (Следует отметить, что такие древние западные ереси, как донатизм и пелагианство, возникали по вопросу о милости, благодати, вокруг отношения Бог - человек.)

Таким образом, ереси противопоставили себя учению официальной церкви. Новые течения возникали в рамках феодального общества и были идеологическим отражением буржуазного развития в городах и социальной напряженности в деревне. Поскольку церковь идентифицировалась ими с феодализмом, то социальные движения, боровшиеся с феодализмом, носили и антицерковный характер. Антифеодальные по своему содержанию ереси вылились на Балканах в движение патаренов и богомилов, в Ломбардии - гумилиатов (от лат. humilis - униженный, ничтожный, смиренный), а в Южной Франции - катаров и вальденсов. С некоторыми различиями они провозглашали и хотели одного: осуществления совершенной евангелической жизни. Они считали ненужным посредничество церкви для получения божественной благодати, да и сама церковь была им не нужна. Поэтому они ставили под сомнение необходимость существования церковной организации, феодальной церкви, а тем самым и феодального строя. Все чаще в их программах ставился вопрос об изменении общества.

Наиболее значительным массовым движением стало движение катаров, развернувшееся в Южной Франции начиная с 1140-х годов. Источником этого движения была богомильская ересь, окрашенная манихейством, возникшим на Востоке. Эта ересь вначале распространилась на Балканах, оттуда проникла в Южную Францию, а затем в Рейнскую долину, Северную Италию и даже во Фландрию (приверженцев ереси обычно называли альбигойцами, от имени города Альби, который был одним из их центров). Тот факт, что катарская ересь наиболее глубоко проникла в общество в Провансе, подтверждает ее связь с буржуазным развитием общества. Ведь в XII веке Прованс был наиболее цветущей и образованной частью тогдашней Европы. Члены этого движения с 1163 года называли себя катарами, чистыми. Катары отрицали святые таинства. Святую Троицу, обрекали себя на аскетизм, обязывали членов секты отказываться от брака и от личного имущества. Движение, которое своими истоками восходило к социальной идее раннехристианской церкви, идее бедности, распространялось чрезвычайно быстро. III Латеранский собор (1179) своим 27-м каноном предал анафеме сторонников этой ереси. Всеобщим стало убеждение, что еретиков нужно истреблять огнем и мечом. Папа Иннокентий III объявил против них крестовый поход. Возглавил этот поход, проведенный в период между 1209-1229 годами, граф монфорский Симон, отличавшийся бесчеловечной жестокостью. Несмотря на то что эта истребительная война привела к разгрому Прованса, катары исчезли окончательно лишь в следующем веке.

Вначале независимо от катаров в Южной Франции возникла вальденская ересь. Это было светское движение, возглавляемое богатым лионским торговцем по имени Пьер Вальдо, который раздал свое имущество беднякам и начал проповедовать. Основываясь на Евангелии, он проповедовал апостольскую бедность и призывал следовать за Христом, все более решительно выступая против богатого духовенства. В 1184 году папа Луций III объявил движение Вальдо еретическим. Начиная с этого времени вальденсы все больше смыкались с катарами, они отвергали церковную иерархию, святые таинства, отпущение грехов, десятину, отрицали военную службу, жили строгой нравственной жизнью. После истребления альбигойцев вальдеиская ересь в XIII веке распространилась почти по всей Европе. Вместо классового строя феодального общества вальденсы осуществляли равноправие в духе раннехристианской церкви. В своих общинах они в качестве единственного закона признавали Библию. Вальденская ересь из городов распространилась и в деревни.

В конце XIII века в Ломбардии возникло движение так называемых гумилиатов, движение наполовину монашеского, наполовину еретико-аскетического характера. Луций III и их объявил еретиками.

Светская власть охотно предложила папской церкви свою вооруженную помощь для расправы с еретиками. Во время понтификата Иннокентия III получило широкое распространение выявление еретиков и осуждение их церковным судом, но с помощью светской власти. В принципе инквизиция всегда существовала в церкви. Первоначально она означала не что иное, как сохранение в чистоте догматов веры и исключение из церкви погрешивших против них. Эта практика была закреплена начиная с XIII века. В связи с тем что в средние века церковь и религия стали общественными факторами, нападки на них расценивались одновременно и как нападки на государство и общественный строй. Правовые и организационные начала средневековой инквизиции были разработаны папой Александром III на соборах 1162 года в Монпелье и 1163 года в Type и изложены в документе, где было указано, как следует обращаться с еретиками. До средних веков действовал принцип, согласно которому еретиков следовало не истреблять, а убеждать. Начиная с этого времени церковники должны были выступать против еретиков, даже не предъявляя им обвинения в служебном порядке (ex officio) . Теологи и правоведы разработали принцип о том, что ересь тождественна оскорблению высшей власти (оскорблению величества) и поэтому подлежит наказанию государством. В 1184 году на соборе в Вероне Луций III издал декрет, начинающийся со слов «Ad abolendam» , направленный против еретиков. Духовенству вменялось в обязанность не только выдвигать обвинения в ереси в случаях, ставших им известными, но и проводить процесс расследования (inquisitio). Присутствовавший на соборе император Фридрих I возвел церковное проклятие еретикам в имперский закон; тем самым еретики подлежали преследованию и со стороны государства. Светская власть объединилась с церковной инквизицией против общего врага. Расследование вели церковники, судебные процессы против еретиков организовывала также церковь, но допрос и исполнение приговоров - грязная работа - возлагались на светскую власть.

Впервые в соответствии с кодексом законов от 1197 года короля Арагона Педру II было установлено, что еретиков надлежит сжигать на кострах. А Иннокентий III, подтверждая в 1199 году ранее упомянутый декрет папы Луция, дополнил его словами о том, что ересь в соответствии с римским правом тождественна оскорблению величества и, как таковая, наказуема смертью на костре. Согласно другому объяснению еретика сжигали на костре потому, что первоначально ересь сравнивали с чумой. Ересь - это чума души, смертельный враг истинной веры, и она так же быстро распространяется, как и настоящая чума. Единственным способом остановить чуму и воспрепятствовать дальнейшему заражению считалось сожжение трупов умерших от чумы и принадлежавших им вещей. Поэтому и против ереси это был единственный способ врачевания. В 3-м каноне IV Латеранского вселенского собора постановление Иннокентия было канонизировано, а император Фридрих II в 1224 году сделал его имперским законом.

Папская инквизиция в окончательной форме сложилась в 1200-х годах. При папе Григории IX касающиеся ее законы претерпели дальнейшие изменения, и наконец в 1231 году была издана папская конституция, начинавшаяся словами «Excommunicamus». Теперь уже наряду с епископскими инквизициями действовали и папские инквизиторы; проведение инквизиции папа поручил новым нищенствующим орденам. Особенно детально положение об инквизиции было разработано доминиканцами. Развертывание папской инквизиции было ускорено главным образом конституцией Иннокентия IV 1252 года, начинавшейся словами «Ad extirpande». В этом документе папа предусмотрел использование при допросах камеры пыток. Создание первого папского суда инквизиции произошло при Николае IV в конце XIII века. Инквизиция была беспощадной. Еретиков - по второе колено - лишали гражданских и политических прав, запрещалось их хоронить, они не имели права на апелляцию и защиту, их имущество подлежало конфискации, а доносивших на них награждали. В этом церковные учреждения действовали сообща со светской властью. В эпоху террора инквизиции, переросшего в массовые преследования, с помощью горевших на площадях городов костров пытались запугать людей и удержать их от любых выступлений против существующего строя.

Возникновение массовых еретических движений отражало также кризис церковного мировоззрения. На помощь пошатнувшемуся авторитету церкви поспешили нищенствующие ордена. Францисканцы (минориты - меньшие братья) и доминиканцы отличались от прежних (монастырских) монашеских орденов тем, что жили не за стенами монастыря и не за счет его владений, ограничиваясь выполнением тихой монастырской работы и совместной молитвой, а взяли на себя задачу публичного обучения и проповеди вне монастырей, существуя на милостыню, собираемую в миру (отсюда и название «ниществующий орден»). То, что они давали обет бедности, нашло свое выражение также и во внешних атрибутах. Нищенствующие ордена были созданы под воздействием еретических движений (и много переняли у них), но в определенной степени - для их удушения. Высшее духовенство именно поэтому вначале с недоверием наблюдало за ними (этим можно объяснить то обстоятельство, что на IV Латеранском соборе создание новых орденов было запрещено). Однако папы вскоре поняли, сколь большие возможности таятся в нищенствующих орденах. Облаченные в «еретическую одеаду», появлявшиеся в нужных местах, братья могли распространять и защищать среди горожан и бедных масс учение официальной церкви более успешно, чем приспособившиеся к властям богатые монастырские ордена и «белое» духовенство.

Средневековая церковь была богатым и влиятельным учреждением, в котором епископские и аббатские звания присваивали представителям феодального дворянства. В то же время важной чертой духовных философских течений являлась идеализация бедности, и наиболее пылким проповедником бедности стал последователь Бернара Клервоского Святой Франциск Ассизский. Жизненным идеалом буржуазных устремлений, противостоящих феодальному обществу, было если и не стремление к бедности, то, несомненно, стремление к простоте, к рационализму. Это проявилось в движениях, проповедовавших бедность: с одной стороны, в еретических движениях, развивавшихся вне церкви; с другой стороны, внутри церкви - в нищенствующих орденах.

Франциск Ассизский (1182-1226) был образованным, обладавшим сильными социальными чувствами светским человеком, который ощутил свое призвание в проповеди бедности. Франциск вместе с одиннадцатью своими сподвижниками предстал перед могущественным папой Иннокентием III с просьбой разрешить им проповедь апостолической духовности. Иннокентий III лишь на словах обещал поддержку их устава. (Вероятно, и сам Франциск не хотел создавать орден, подчиняющийся строго определенным правилам.) Развернувший в середине XII века свою деятельность орден миноритов, или францисканцев, занимался пастырской деятельностью, теологическими науками и проповедничеством на понятном для простого народа языке.

Устав ордена миноритов (Ordo Fratres Minorum), основанного на централистских началах, был утвержден в 1223 году папой Гонорием III.

Борьба против ереси катаров обусловила необходимость создания ордена доминиканцев, или ордена братьев-проповедников. Название позднее объясняли следующим образом: монахи считали себя Domini canes - псами Господними. Основателем ордена братьев-проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum) был Святой Доминик (около 1170-1221), который был каноником, но, отказавшись от должности, принял обет бедности и посвятил свою жизнь борьбе с еретиками. Иннокентий III еще противился усилению ордена, но следующий папа в 1216 году утвердил его. Теологическая деятельность доминиканцев не в последнюю очередь служила прагматическим целям дискуссии с ересью. Орден разрабатывал для инквизиции не только теологические аргументы, но и хитроумные правовые положения. Папская инквизиция оказалась почти исключительно в руках ордена доминиканцев.

Однако несомненно, что своему расцвету нищенствующие ордена обязаны не только инквизиции и борьбе с еретиками. Нищенствующие монахи были первыми в Европе просветителями: они учили, воспитывали, лечили. Наряду с проводимой ими в народе культурной и социальной деятельностью, что было характерно в первую очередь для францисканцев, мы находим их во главе европейских университетов и учебных кафедр (главным образом доминиканцев).

Под воздействием двух крупных нищенствующих орденов монашество переживало новый ренессанс. Один рыцарь-крестоносец образовал нищенствующий орден кармелитов, который в 1226 году был утвержден папой. Орден сервитов образовался в 1233 году во Флоренции как светское общество. В 1255 году папа Александр IV утвердил их статус, но лишь с XV века этот орден стал нищенствующим.

Расцветом в XIII веке монашеских орденов и развитием городов объясняется и возникновение средневековых университетов. Самым известным был Парижский университет, устав и автономия которого в 1213 году были признаны Иннокентием III. Вторым по значимости был университет в Болонье, в котором в первую очередь давалось юридическое образование. Наиболее известным преподавателем был камальдулский монах Грациан, которого рассматривают как создателя церковно-правовой науки. Грациан (ум. 1179) был автором сборника канонического права, оказавшего большое влияние на развитие церковного права. Этот сборник под названием «Concordantia discordantium canonum», вероятно, вышел в свет около 1140 года и был усовершенствован трудами выдающихся правоведов церкви на папском престоле, таких, как Александр III, Иннокентий III и Григорий IX.

С «романской» эпохой (X-XIII вв.) связан также расцвет рыцарской культуры. Самая прекрасная рыцарская поэзия возникла в долине Луары и Гаронны. Наиболее значительной фигурой провансальской поэзии трубадуров был герцог Аквитанский Вильгельм IX. Наиболее выдающимися представителями так называемой поэзии миннезингеров («песни восторженной любви») в Германии были Вальтер фон дер Фогельвайде, Вольфрам фон Эшенбах («Парсифаль») и Готтфрид Страсбургский (автор «Тристана и Изольды»).

Но если идеалом рыцарской эпохи был герой с крестом на плаще, то в XIII веке обращения папы, призывающего к крестовому походу, встречались уже с полным безразличием. Широкие проекты IV Латеранского собора не принесли ожидаемых результатов в этой области. Венгерский король Андраш II, французский король Людовик IX, а затем Фридрих II еще возглавили крестовые походы, но без особых успехов. Андраш II принял участие в крестовом походе в Палестину, возглавив войско численностью 15 000 человек. На время своего отсутствия он отдал страну под защиту папы, а управление возложил на архиепископа Эстергомского. Войско было переправлено венецианцами по морю; Андраш в качестве платы за это отказался в их пользу от города Зары. Венгерский крестовый поход в начале 1218 года закончился без результатов.

Иннокентий III – Папа Римский, правящий Римско-Католической церковью с 8 января 1198 года по 16 июня 1216 года. Иннокентий Третий был одним из самых молодых и в то же время – наиболее образованных и влиятельных понтификов Средневековой эпохи. Именно он сумел установить власть церкви в Европе, расширить границы папского государства и сделать своими личными вассалами 11 королей. Любимым изречением Иннокентия III была фраза, приписываемая историками Папе Григорию Седьмому: «Папа занимает середину между Богом и человеком. Он меньше Господа, но он выше человека».Одни историки считают Иннокентия III мудрым и дальновидным правителем и реформатором церкви, а другие – диктатором в папской тиаре, начавшим крестовый поход против христиан и способствовавшим расцвету инквизиции. Истина, как всегда, находится где-то посередине.

Иннокентий III: рождение, образование и первые шаги к Папскому престолу
Тот, кто 8 января 1198 года взошел на Папский престол и взял себе имя Иннокентий III, родился в знатной семье в Италии, в коммуне Гавиньяно (вблизи города Ананья) и при рождении получил имя Лотарио Конти, граф Сеньи, граф Лаваньи. Точный год рождения будущего Папы Римского неизвестен – по одним данным, это 1160 год, а по другим – 1161. Отцом Лотарио был граф Тразимондо из рода Конти – рода, из которого происходили 9 Пап Римских. Мать Иннокентия III, Клариссия Скотти, родилась в знатной и влиятельной семье римского патриция. Но наибольшую роль в становлении будущего понтифика сыграл его дядя Паоло Сколари, больше известный как Папа Римский Климент III.

По воспоминаниям современников, Лотарио с детства отличался настойчивостью, целеустремленностью и выдающими интеллектуальными способностями. Как и все дети из знатных семей, он получил начальное образование на дому. Затем будущий Папа изучал богословие в Парижском университете и юриспруденцию – в Болонском университете. Причем в Болонии учителем Лотарио был сам Угуций Пизанский – один из самых известных филологов и правоведов того времени.

После завершения обучения Лотарио Конти совершил паломничество в Кентербери, в собор, где в 1170 году принял мученическую смерть архиепископ Томас Бекет. После возвращения в Рим будущий понтифик занимал различные достаточно высокие должности в духовенстве и слыл как среди служителей церкви, так и среди мирян одним из лучших юристов Италии.

В сентябре 1190 года Папа Римский Климент III возвел своего племянника в кардинальский сан. Так как на тот момент Лотарио было только 30 лет, он стал одним из самых молодых кардиналов в окружении Папы, и многие представители высокого духовенства отнеслись к нему предвзято. Поэтому закономерно, что после смерти Климента III в 1191 году новоизбранный Папа Римский Целестин III отослал молодого кардинала нести духовную службу в Ананью.

Впрочем, историки рассматривают и другую причину опалы кардинала Лотарио Конти во времена папства Целестина III. Целестин III принадлежал роду Орсини, который враждовал с родом матери Лотарио. Поэтому возможно, что именно семейная вражда подвигла понтифика выслать кардинала Лотарио с Папского дворца.

Годы опалы в Ананье

Во время жизни в Ананье будущий Папа Римский большую часть времени проводил в библиотеке. Он изучал труды предыдущих правителей Римско-Католической церкви, а также расширял свои познания в юриспруденции. Вероятно, именно в эти годы Лотарио Конти прочитал трактат Григория Седьмого, в котором были описаны 27 пунктов папской власти. На основе принципов, описанных в этом трактате, Иннокентий III во время своего папства выстраивал взаимоотношения церкви со светскими властями. Также, по мнению историков XIX века, именно из трудов Григория Седьмого он почерпнул идею, что Папа Римский занимает на Земле место Христа.

В период с 1191 по 1198 год будущий понтифик написал сотни писем, в которых описывал и богословские идеи и теории, и вопросы, касающиеся средневекового права, и свои размышления на тему укрепления роли церкви в Европе. Часть из этих писем сохранилась, и по ним историки сделали однозначный вывод, что Иннокентий III был одним из самых образованных людей того времени.

Также во время пребывания в Ананье будущим Папой Римским был написан его самый известных трудов – трактат «De Miseria Humanae conditionis» (лат. –«О ничтожестве жребия человеческого»).

Избрание на престол и первые реформы

8 января 1198 года Папа Целестин III умер, и в тот же день кардиналы единоголосно избрали Лотарио Конти новым Папой Римским. Причем причина такого решения верховного духовенства церкви остается загадкой по сей день. Одни историки считают, что сам Целестин III перед самой смертью назначил опального кардинала своим преемником, а другие утверждают, что кардиналы выбрали Лотарио по личным мотивам, а Целестин III хотел видеть на престоле после себя Джованни Колонна. Церемония принятия Лотарио Конти папской тиары была очень пышной и на ней присутствовала и знать Италии, и правители ряда европейских государств.

Сразу же после становления понтификом Иннокентий III начал проводить внутренние реформы в церкви. В частности, он усилил и усовершенствовал бюрократический аппарат, благодаря чему получил больший по сравнению с предшественником контроль и над казной, и над высокопоставленным духовенством, не входящим в ближайшее окружение понтифика.

Следующим его шагом стало распространение власти церкви в Италии и расширение границ папского государства путем присоединения Анконской марки и Сполето. Иннокентий III сумел добиться от перфекта Рима принесения вассальской клятвы. И после того, как глава вечного города стал вассалом Папы Римского, его примеру последовали многие аристократы Италии.

Установление власти Римско-Католической церкви в Европе

Иннокентий III по просьбе королевы Сицилии, Констанции Норманской, в 1198 году стал опекуном малолетнего наследника престола Фридриха II Штауфена, получив таким образом временный контроль над королевством. Также он сумел грамотно воспользоваться смутой в Германии, и оказав в 1208 году поддержку кандидату в короли Оттону IV, посадил его на трон. Прочем, Оттон не оправдал надежд Иннокентия III, и через год был свергнут, а престол занял ставленник и вассал Папы Римского Фридрих II. Помимо короля Германии, вассалами понтифика стали правители Франции, Португалии, Леона, Норвегии, Венгрии, Швеции, Арагона и Англии.

Также Папа Римский благословил создание ордена Францисканцев и Тевтонского ордена – одним из самых влиятельных рыцарских католических орденов в эпоху Средневековья.

Четвертый крестовый поход

Четвертый крестовый поход был начат Папой Иннокентием III с целью отвоевать у мусульман Иерусалим. Однако до Святого города рыцари так и не добрались – у войска попросту не хватило денег на то, чтобы переправиться через Средиземное море. Поэтому крестоносцы сначала захватили Зару, а затем – Константинополь. И хотя Иннокентий III сначала пытался остановить войско, в последствии он не только простил большую часть участников похода, но и возглавил процесс формирования на руинах Константинополя Латинской империи, поставив в ее главе своего вассала.

Смерть

Идея освободить Иерусалим из-под власти мусульман так и не покинула Иннокентия III, и в 1216 году он направился на север Италии, чтобы примирить города Пизу и Геную. Также он планировал получить у правителей этих городов деньги для организации пятого крестового похода. Однако в дороге понтифик заразился малярией и скоропостижно скончался в возрасте 55 (по другим версиям – 56) лет. Погребение Иннокентия III состоялось в Перудже. Но в 1891 году его останки были перезахоронены в Латеранском дворце в Риме.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Иннокентий III, папа римский

Иннокентий III
Фрагмент фрески в монастыре Святого Бенедикта

Иннокентий III , папа римский

Innocentius Tertius (лат.) Мирское имя: Лотарио Конти, граф Сеньи Происхождение: Гавиньяно (Лацио, Италия) Годы жизни: ок. 1161 - 16 июля 1216 Годы понтификата: 8 января 1198 - 16 июля 1216 Отец: Тразимондо Конти, граф Сеньи Мать: Клариче Скотти



Герб графов Сеньи

Лотарио происходил из рода графов Сеньи и приходился племянником папе . Он получил начальное образование в Риме, изучал богословие в Париже и юриспруденцию в Болонье, став одним из самых известных знатоков теологии и права своего времени. Вскоре после смерти Лотарио вернулся в Рим, занимая при последующих папах различные духовные посты. сделал его субдьяконом, а - кардинал-дьяконом. Во время понтификата из рода Орсини, злейших врагов Сеньи, кардинал Лотарио находился в изгнании. Он жил в Ананьи, занимаясь размышлениями и литературным творчеством. Тем не менее, перед смертью убедил кардиналов избрать новым папой именно 37-летнего Лотарио. Без видимого желания тот принял тиару и взял имя Иннокентий III.

Воспользовавшись ослаблением императорской власти после смерти , Иннокентий начал энергично восстанавливать папское могущество. Префект Рима, правивший городом от имени императора, и сенатор, отстаивавший права горожан, поклялись папе в преданности. Восстановив папский суверенитет над Римом, Иннокентий начал приводить к повиновению окрестные области - Романью, Анкону, Сполето, Ассизи и Сору. Вскоре к Иннокентию обратилась за помощью , вдова , неспособная отстоять сицилийский трон для малолетнего . Иннокентий потребовал от неё подтвердить папский сюзеренитет над и отказаться от привилегий, данных норманнам. В середине ноября 1198 года Иннокентий издал буллу, в которой был торжественно провозглашён королём. Прежде чем булла достигла Сицилии, умерла, назначив Иннокентия опекуном . Даже враги папства признают, что на протяжении девяти лет Иннокентий бескорыстно помогал молодому королю, умело и добросовестно управляя . В 1209 году он побудил жениться на Констанции, вдове .

Одновременно с германской проблемой Иннокентий урегулировал вопросы во и . В январе 1198 года легат Пьетро Капуанский под угрозой отлучения от церкви вынудил и подписать пятилетнее перемирие. В 1199 году Иннокентий наложил на всю девятимесячный интердикт за то, что бросил законную жену Ингеборгу ради любовницы Агнессы. В 1205 году возник конфликт в по поводу избрания архиепископа Кентерберийского. Отказавшись от трёх тысяч марок за утверждения королевского кандидата, папа рекомендовал на кафедру Стивена Лэнгтона, ректора парижского университета, который и был посвящён 17 июня 1207 года в Витербо. воспротивился въезду Лэнгтона в , настаивая на своём кандидате Джоне де Грее, и разорил многие монастыри, отказывавшиеся признать его. В 1208 году Иннокентий наложил на интердикт, в 1209 году отлучил от церкви, а в 1212 году формально объявил короля низложенным. Лишь отказавшись под угрозой французского вторжения, согласился признать архиепископа Лэнгтона. Более того, 13 мая 1213 года признал папским леном, пообещав ежегодно платить дань в размере 1000 марок. 20 июля папа снял с короля наказание, а после того, как вернул церкви конфискованные земли богатства, 29 июня 1214 года папа снял с интердикт. Однако бароны были возмущены таким поступком короля и нарушением своих привилегий. Они вынудили подписать Великую Хартию Вольностей, которая не была признана папой.

Как и его предшественники, Иннокентий III ревностно относился к вопросу освобождения Святой Земли. Он организовал Четвёртый Крестовый поход, но пилигримы вместо битвы за Гроб Господень ввязались в византийские распри и в 1204 году разграбили Константинополь. На месте была основана во главе с . Также было объявлено о воссоединении западной и восточной церквей. Иннокентий оказался расстроен тем, что крестоносцы отклонились от первоначальной цели, но изменить что-либо было уже не в его силах.

Иннокентий также рьяно боролся против разных ересей. Главным его противником стали альбигойцы, члены многочисленной секты на юге . Они не просто исповедовали еретические доктрины, но и стремились распространять их силой. В 1208 году альбигойцы убили одного из миссионеров, направленных папой для проповеди истинной веры. Иннокентий наложил интердикт на ряд городов и призвал короля к войне против еретиков, которая из религиозной вскоре превратилась в обыкновенную завоевательную.

Вообще едва ли была в Европе такая страна, в дела которой не вмешивался Иннокентий. Он аннулировал браки королей и , признал своим вассалом в Швеции и предпринимал попытки по восстановлению единства с Восточной церковью. Иннокентий основал университеты в Париже и Оксфорде и одобрил создание нищенствующих монашеских орденов по уставам святого Франциска и святого Доминика. В столь бурной деятельности папе помогал прекрасно организованные административный и фискальный аппараты. Штаб куриальных советников и легаты, разосланные во все страны Европы, контролировали выполнение папских постановлений. В результате деятельности Иннокентия III апостольская столица, используя экономический прогресс и оживление торгового обмена между развивающимися городами Европы, превратилась в самого могущественного финансового магната Европы. Подчинённое папству благодаря францисканцам "движение бедных" нейтрализовало угрозу со стороны общественно-религиозных течений, подрывавших авторитет церковной иерархии. Следует добавить, что политические планы папского универсализма в программе Иннокентия III были тесно связаны с религиозными целями. Он последовательно реализовал теократические принципы реформы , которая исходила из того, что всему христианскому обществу необходимо навязать посредничество иерархии, подчинённой папской власти.

Под конец жизни Иннокентий организовал Четвёртый Латеранский собор, который открылся 15 ноября 1215 года. Это был самый важный из соборов средневековья. На нём было принято 70 канонов, составивших фундамент нового церковного законодательства. Собор осудил все религиозные и социальные доктрины, пропагандировавшиеся катарами и вальденсами - еретиками, боровшимися за права бедняков. Соборные отцы призывали народ божий к исправлению обычаев, порицали продажность и аморализм духовенства, ужесточили требование соблюдения священниками целибата. Верующие обязывались исповедоваться только у своего приходского священника и причащаться по меньшей мере раз в год, в период великого поста. На исповедников было наложено обязательство сохранять тайну исповеди. В доктринальной области собор сформулировал в духе средневековой схоластики теологические аспекты учения о таинствах. Много говорилось на соборе о церковной десятине. От евреев собор потребовал носить особую одежду, которая отличала бы их от христиан, и запретил им выходить на улицу в страстную неделю. Собор также высказался за то, чтобы строить для евреев отдельные кварталы (так называемые гетто).

Иннокентий III умер в Перудже, во время одной из своих апостольских поездок. Тело его, облачённое в папские одежды, было выставлено на катафалке в местном кафедральном соборе. Ночью в собор проникли воры и украли знаки папской власти. Когда на следующий день кардиналы собрались, чтобы отслужить панихиду, то увидели в гробу лишь обнажённые останки того, кто в течение 18 лет господствовал над христианским миром. Иннокентий был похоронен в этом соборе, и лишь в декабре 1891 года перенёс его останки в Латеранский собор Рима.

Торжеству католической Церкви в борьбе с альбигой­цами главным образом способствовала личность челове­ка, возглавлявшего ее. Когда папству грозила смертельная опасность, искусством этого вождя оно вдруг приобрело невиданную внутреннюю и внешнюю крепость. Гениаль­ный государственный деятель, он будто нарочно был при­зван на историческую сцену в критическую минуту. Пре­восходной системой стала заправлять рука человека, име­нем которого обозначается целая эпоха. То был папа Ин­нокентий III.

Он - главный деятель той драмы, которая скоро долж­на занять нас, и потому прежде всего следует изучить это­го человека с момента, когда он становится главой като­лической Церкви?2 .

Ему шел тогда тридцать восьмой год. Редкий перво­священник надевал тиару так рано, и редкий выступал на историческую сцену более готовым к этому.

Иннокентий III принес с собой на папский престол грандиозную идею, которая, правда, была выработана предшественниками, но в нем нашла своего полного и лучшего выразителя. Он призван был завершить и со­здать величавое, хотя не совсем чистое, здание католи­цизма, и потому его симпатии лежали в идеалах про­шлого. Целью Иннокентия III было закрепить владыче­ство пап над Европой.

В то время авторитет первосвященников пал даже в их собственном государстве?1 . Папы последних десятилетий XII века были бессильны в своей собственной столице и находились в зависимости от городских аристократичес­ких партий. Тесно связанные с ними, они были не в силах умиротворить город. Такое бессилие вызывало тем боль­шую ярость, что всему Западу их сила казалась столь гроз­ной. Предшественники Иннокентия III почти всегда из­бирались в первосвященники уже в преклонных летах, они были сильны не как личности, а как представители на­следственной политики римской курии.

Не таков был человек, который занял папский трон в 1198 году. Иннокентий III происходил из древнего римс­кого рода графов Конти, известность которого уходит в баснословные времена. Смелые исследователи генеалогий насчитывают двенадцать столетий преемственности этого рода2. Знаменитого папу считали потомком первого гер­цога Сполетского, получившего свои владения от лангобардского короля Гримоальда еще в VII веке?2 . Достовер­нее, что знаменитый префект Рима Крешенци?3 был его предком. Вопреки генеалогии, наследственные владения графов Конти не давали им ни особой славы, ни доста­точного богатства3. В ряду древней аристократии граф Фра-симундо, отец будущего папы, не имел особого значе­ния, его оттесняли на второй план оказывавшие влияние на выборы пап римские фамилии - Орсини, Колонна, Франджипани, Савелли.



Род Конти суждено было возвысить Джиованни-Лотарю (впоследствии Иннокентию III). Он родился около 1161 года. Мать дала ему возможность получить воспитание в школе святого Иоанна Латеранского, которая в то время была центром подготовки католических проповедников. Он продолжил свое образование в Парижском и Болонском университетах- там он погрузился в занятия современ­ной философией 4, но из его сочинений видно, что он хо­рошо изучил и классиков. Париж славился богословием и схоластикой, Болонья правом - это были знаменитейшие очаги средневековой культуры. В Париже вместе с Конти получали образование многие впоследствие прославивши­еся политики и поэты (например, знаменитый немецкий миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде). Здесь Джиованни-Лотарь близко сошелся с будущим кардиналом Сте­фаном Лангтоном и многими другими. Через десятилетия товарищи детства послужили орудием выполнения далеко идущих замыслов Иннокентия III.

Он возвратился в Рим при папе Луции III, который дал ему несколько ответственных поручений, успешно ис­полненных, что послужило началом блестящей карьеры. Папа Григорий VIII делает его, еще молодого, субдиако­ном (1187 г.). Джиованни-Лотарь Конти выдвигается впе­ред благодаря некоторым фамильным связям, но глав­ным образом - вследствие своих способностей. Было вре­мя Ричарда Львиное Сердце и Саладина, шел третий кре­стовый поход с Барбароссой во главе?1 , у римской канце­лярии было полно забот.

Климент III, дядя Джиованни-Лотаря, назначил его в 1190 году кардинал-диаконом, что равнялось званию госу­дарственного секретаря; будущему папе было тогда 29 лет. Это назначение вызвало общую радость в церкви и в наро­де, «возбудило большие надежды» 5, что свидетельствует о том, какую популярность уже тогда приобрел Джиованни-Лотарь. Молодого кардинала хватало на все, он строил гран­диозные планы и не упускал из виду никаких мелочей.

В 1191 году на папском престоле воцарился Целестин III из враждебного Конти рода Орсини, который сместил Джиованни-Лотаря с должности. Будущий преемник Це­лестина III воспользовался вынужденным безделием, что­бы в уединении и думою, и литературными занятиями раз­вить свои духовные силы. За эти шесть лет у него созрели те теократические замыслы и та многосторонняя политика, которая может возбуждать протест, но, как полезная для того времени, имеет право на исторический смысл. В сочи­нениях, написанных за это время, будущий тиароносец томится миром, ищет покоя и уединения, хотя более, чем кто-то другой, он был способен к деятельности. В то время как он, окруженный лишь книгами, проживал в Ананьи, отрекаясь от мира, этот мир уже завязывал узлы, которые впоследствии пришлось распутывать именно ему.

Император Германии Генрих VI стремился к облада­нию королевством обеих Сицилии. Целестин III соглашал­ся утвердить его за ним лишь на унизительных для Генриха условиях, так как это королевство уже давно было под по­кровительством церкви - оно считалось римским вассальством и более соответствовало такому названию, чем все другие мнимые апостольские феоды. После второго похода на юг Италии Генрих завоевал вожделенное королевство, истребил членов старой норманнской династии и с такой жестокостью подавил восстание норманнских баронов, что возбудил негодование всей рыцарской Европы. Целестин III многократно предостерегал Генриха, требовал, чтобы тот прекратил свои зверства. В конечном итоге папа отлу­чил императора от Церкви?1 . Генрих VI погиб в сентябре 1197 года, находясь еще в зрелых летах и полный замыслов мести Риму и мечтами об единой империи. Он оставил че­тырехлетнего римского короля Фридриха Роджера (после так знаменитого под именем Фридриха II), общую нена­висть к своей памяти и междинастические распри за пре­стол в Германии.

Папа торопился действовать, чтобы не потерять ста­рых приобретений в предстоящих замешательстве и без­началии. Приобретение обеих Сицилии Гогенштауфенами?2 казалось Риму угрожающим вызовом. Папы могли быть сдавлены с двух сторон: из Германии и южной Италии. Риму хотелось во что бы то ни было разорвать эту связь, эту грозную силу, или, по крайней мере, умалить ее, над чем папы последовательно бьются всю первую половину XIII столетия. Им необходимо было удержать вассальство над Сицилией, повлиять на вопрос о германском престо­лонаследии и в то же время поддерживать римский авто­ритет в начавшемся споре с королем французским из-за развода с Ингеборгой?3 .

Тогда же в Европе готовился новый крестовый поход, и тогда же до римских государственных людей стали доходить грозные слухи из южной Франции о быстром распространении ереси и о безуспешности всех соборных решений, принятых против нее. И в Риме стали серьезно думать о двух единовременных крестовых походах: один предполагался в Азию на неверных, другой - на непокорных вольнодумцев, зажиточных и веселых обитателей Гаронны, Роны и Дюранса?1 .

Быстрота и продуманность в действиях требовались тем более, что от неудачи прежних крестовых походов ослабевало религиозное рвение католиков. Слухи об успешном развитии многообразных ересей доходили с разных мест Европы. Ересь шла от востока к западу и прочно укрепи¬лась в католических землях.

В Риме прекрасно осознавали всю важность настоящей минуты, вражда партий замолкла. Курия кардиналов всегда возлагала большие надежды на графа Конти, и он был призван, когда скончался Целестин III.

Умирая, папа продолжал указывать на своего друга Колонну, но его не слушали. Целестин III умер 8 января 1198 года. На следующее утро, после короткого совещания, почти единогласно был избран папой кардинал-диакон Джиованни-Лотарь Конти. Он сопротивлялся этому на заседании коллегии - он молил, он плакал, он говорил о своей молодости. Старший из кардиналов подошел к нему и наименовал его Иннокентием III. Джиованни-Лотарь еще не был епископом, он даже не имел рукоположения. Для него было сделано такое редкое исключение, священнический сан он принял уже после.

Для папского трона он казался весьма молодым, что не прошло незамеченным. Торжественная коронация привлекла массу народа, в среде которого новоизбранный был очень популярен. Рим горел огнями, на папскую процессию сыпались цветы. В первой же проповеди папа обра¬тился к народу, будто призывая его на освящение своих планов; он льстил толпе и очень скоро получил существенные знаки ее расположения.

Аристократия, наоборот, мешала свободе действий первосвященника, она привыкла заправлять народной силой. В Риме властвовали нобили, императорский префект был их орудием- он передал свои права сенату, который, часто идя врозь с пожеланиями народа, юридически действовал от его имени, будучи независим от папы.

Иннокентий с первых же дней подчинил себе все враждебные ему и враждовавшие между собой элементы. Префект поклялся служить ему беспрекословно и отдавать полный отчет во всех делах - императорский меч заменила папская чаша. Иноземные претензии, хотя и номинальные, были уничтожены совершенно: город стал папским. Народ поддержал такое начало, исходившее от столь популярного лица. Сенат стал действовать уже не от имени народа, а от лица папы: первый сенатор дал присягу оберегать личность папы. Монархическое начало восторжествовало. Упрочив свою власть в столице, Иннокентий обратился к делам в Италии. Немецкие бароны, посаженные Генрихом VI, были вынуждены покинуть папскую область. Флорентийские города организовали свой союз, но и там были сильны папские симпатии. Не прошло и года, как папская область достигла своих крайних пределов, в Италии было возрождено национальное чувство. Но укрепляя свои материальные средства, Иннокентий III тем самым показывал, что в своей теократической системе он будет держаться решительного образа действий. Что честолюбие присуще ему, это заявил он еще с первых дней, но его эгоизм был эгоизмом великой души: он хлопотал не в личных интересах, а во имя торжества своей веры; он не обещал мира своей политикой, хотя стремился к нему. Свою систему папа проводил в жизнь с пылом человека, обуреваемого светским честолюбием.

Иннокентий III, как и другие папы, для достижения своих целей злоупотреблял религией. Следуя римской политике и забываясь в увлечении, он порой уклонялся от прямой дороги, но в нем никогда не угасало понятие о высшей справедливости. В первые же дни своего папства он следующим образом высказывал свою политическую доктрину:

«На нашем попечении, лежит забота о процветании церкви. И жизнь и смерть наша будут посвящены делу справедливости. Мы знаем, что наша первая обязанность блюсти права всякого, и ничто не заставит нас уклониться с этого пути... Перед нами великое обилие дела, ежедневные заботы о благе всех церквей, мы потому не более как служители слуг божьих, согласно с титулованием нашим. Но мы верим, что волею Божией возведены из ничтожества на этот престол, с которого будем творить истинный суд и над князьями, и даже над теми, кто выше их» 6.

Иннокентий сдержал свое обещание. После Гильдебранда он был самым смелым деятелем на папском престоле, но он был гораздо счастливее Григория VII. Наряду с решительностью и отвагой он обладал редкой чистотой побуждений, чуждый личных стремлений и честолюбия. Великие исторические деятели, которые претворяют в жизнь свои идеи и политические системы, не стесняются в способах достижения цели и исполнения возложенной на них роли, их воодушевляет один помысел - воплотить свои идеалы в реальность. Благо тем политикам, которые с блеском под­вигов соединяли безукоризненность его выполнения, но нельзя осуждать и тех, которые не могли найти иных средств, не выходя из условий современности. Иннокентий III не составляет исключения в ряду великих людей истории. Нрав­ственная чистота его личного характера не подлежит сомне­нию, она принесла ему высокий духовный авторитет и спо­собствовала успеху его теократических планов.

В то время для исполнения предназначений папской власти требовался именно политик с талантами Инно­кентия, ум которого охватывал всю громадную арену де­ятельности - от Исландии до Евфрата, от Палестины до Скандинавии. То, что составляло предмет задушевных дум Гильдебранда, было совершено Иннокентием III. За все время его восемнадцатилетнего правления не было факта европейской истории, который бы прямо или косвенно не испытал на себе влияния папы.

Всевидящее око первосвященника проникало как во дворец императора, так и в дом робкого горожанина на краю Европы. Поэтому переписка Иннокентия служит глав­нейшим источником для изучения истории его времени; миновать этот источник, имеющий достоинство государ­ственных актов, нельзя, о какой бы то стране ни шел разговор. Для Иннокентия на всем Западе не существова­ло человека слишком бедного, слишком ничтожного, и, наоборот, властителя слишком влиятельного. Могущество папы в большинстве случаев опиралось на силу духовного авторитета и лишь в том деле, которое послужит предме­том данного сочинения, было подкреплено силой ору­жия.

Таков был человек, с которым предстояло бороться аль­бигойцам и который сыграл главную роль в их истории.

Познакомившись с Иннокентием III, сделаем по воз­можности сжатый обзор тех отношений, которые сложи­лись у него с европейскими государями.

Иннокентий 3 был известен как Лотарио де Сеньи. Он появился на свет недалеко от города Ананьи. Точная дата рождения понтифика не известна. Это либо 1160, либо 1161 год. Его отец Тразимоно носил титул графа, а мать была римлянкой из рода патрициев. Лотарио был связан родственными узами с двумя другими папами римскими. Климент III являлся его дядей, а Григорий IX приходился ему племянником.

Молодость

Будущий глава Католической церкви Иннокентий 3 с юных лет отличался выдающимися интеллектуальными способностями. Он учился юриспруденции в Болонье и теологии в Париже. Через год после убийства Томаса Бекета Лотарио отправился в паломничество в Кентербери.

В 1190 году 30-летний итальянец уже стал кардиналом. Целестин III, однако, держал его в стороне от своего окружения. Поэтому способный кардинал взялся за литературную деятельность. Его трактат «О презрении к миру, или О ничтожестве жребия человеческого» разошелся значительным тиражом. Лотарио нравился членам курии. В 1198 году после смерти Целестина они избрали его новым папой, принявшим имя Иннокентия III.

Понтифик и империя

С первых дней в новом для себя качестве Иннокентию заметно везло. Уже на протяжении долгого времени папство конфликтовало с императорской властью Священной Римской империи. В 1197 году монарх умер, а его государство погрязло во внутренних конфликтах гибеллинов и гвельфов. Германия и вовсе погрузилась в гражданскую войну. Все это только усиливало позиции, которые занимал Иннокентий 3. Биография его молодости была связана с самыми разными европейскими странами, которые он посещал ради учебы и паломничеств. Теперь Иннокентию как главе католиков нужно было контактировать с монархами всех этих государств.

Паралич имперской власти позволил папе восстановить контроль над Папским государством, расширив его границы до Адриатического моря после присоединения Анконской марки и Сполето. При Целестине Вечный город страдал от анархии из-за конфликтов аристократических группировок. Иннокентий сам был патрицием по материнской линии и, пользуясь семейными связями, смог помирить знать. Политические успехи главы Католической церкви в Италии увенчались тем, что он стал регентом Сицилийского королевства, расположенного на юге Апеннинского полуострова. Незадолго до своей смерти его правительница Констанция попросила понтифика стать опекуном ее малолетнего сына Фридриха вплоть до наступления его совершеннолетия. Иннокентий 3 принял это предложение.

Четвертый крестовый поход

Не столь удачливым папа римский был в борьбе против мусульман. Вслед за своими предшественниками Иннокентий 3 попытался отвоевать у неверных Иерусалим и с этой целью благословил Четвертый крестовый поход. В 1198 году был издан указ, согласно которому на организацию военной кампании устанавливался налог в размере 2,5 % от доходов церкви. Деньги собирались несколько лет, но их так и не хватило. По плану крестоносцы должны были переправиться через Средиземное море на венецианских кораблях. Однако прибыв в торговую республику, князья и рыцари не смогли уплатить требуемой от них суммы (84 тысячи серебряных марок).

Предприимчивый дож Венеции Энрико Дандоло предложил крестоносцам помочь ему захватить принадлежавший Венгрии город Зару на берегу Адриатического моря. В обмен на поддержку престарелый политик обещал все-таки перевезти войско, стремившееся попасть в Палестину. В итоге Зара была захвачена и разграблена. Падение христианского города в сердце Европы сопровождалось грабежами и убийствами мирных жителей.

Узнавший о случившемся папа Иннокентий 3 пришел в ярость. Он отлучил от церкви всех участников похода. Скоро, впрочем, в дело вмешалась политика. Всеобщая анафема означала окончательный провал похода, который еще можно было спасти. Кроме того, папа не собирался ссориться с феодалами со всей Европы. Взвесив все за и против, понтифик отменил анафему, оставив проклятие только на инициаторах атаки на Зару, венецианцах.

Падение Константинополя

Худшее, однако, было еще впереди. Крестоносцы наладили контакт со свергнутым византийским императором Алексеем, попросившим их помочь ему вернуть свой престол. В обмен на это претендент обещал поддержать католиков в их войне против мусульман подкреплениями и деньгами. Также он согласился подчинить греческую церковь западной. Заманчивое предложение перевернуло планы крестоносцев и венецианцев. В 1204 году они захватили и разграбили один из величайших городов Средневековья, Константинополь. На руинах Византии была создана католическая Латинская империя, власть в которой принадлежала франкам.

Папа Иннокентий 3 пытался остановить феодалов, направившихся в Константинополь. Сделать это ему так и не удалось. Более того, никакого объединения церквей так и не произошло. Раскол между католиками и православными сделался только шире. Однако Иннокентий 3, краткая биография которого представляет собой пример понтифика, безостановочно преследовавшего отступников и неверных, не потерял веру в эффективность движения крестоносцев.

Борьба с еретиками

Еще в начале XI столетия во французской провинции Лангедоке возникла христианская секта альбигойцев (в современной науке их стали называть катарами). Они отрицали таинства церкви, священные изображения и самих святых. Больше всего катаров сконцентрировалось на юго-западе Франции. Им помогали некоторые недовольные церковными порядками епископы, а также местные богатые аристократы.

Взойдя на папский престол, Иннокентий принялся за искоренение отступников. Любопытно, что для начала он отправил к еретикам переговорщиков, в числе которых были святой Доминик и аббат Сито. В 1209 году попытка дипломатического урегулирования провалилась, и понтифик объявил о начале нового крестового похода, продолжавшегося в итоге целых двадцать лет.

Легенда о францисканцах

В 1209 году не только начался крестовый поход против альбигойцев, но и был создан первый великий нищенствующий орден францисканцев. История его появления легла в основу популярного средневекового сказания. Проповедник Франциск Ассизский привел в Рим своих последователей, желая получить от папы римского разрешение на создание нового религиозного ордена. Этот человек не имел никаких связей в верхних эшелонах церкви. Однако популярность среди бедняков и собственная харизма помогли ему убедить католических епископов организовать встречу путешественника с понтификом.

Согласно легенде, Иннокентий 3 учредил только после того, как ему приснился сон, в котором святой Франциск своими руками удерживал Латеранскую базилику. До этого знамения он с подозрением относился к неизвестному бродячему проповеднику, которых в Италии в то время было великое множество. Многие из них ничем не отличались от юродивых и сектантов.

Франциск не был похож на остальных лжемессий тем, что проповедовал аскетизм, любовь к ближнему и стремление к бедности. Его последователей стали называть «малыми братьями». Иннокентий 3 учредил орден францисканцев только после того, как его сомнения были развеяны мистическим сном. Однако если знамение и было, то оно оказалось провидческим. Орден быстро стал крайне популярным. Пользуясь покровительством католической церкви, он последовательно увеличивал ряды своих членов. Всего через десять лет в нем было уже 3 тысячи человек, что для того времени являлось значительной цифрой.

Доминиканский и Тевтонский орден

Тенденция к появлению и расширению новых католических орденов при Иннокентии одними только францисканцами не ограничилась. В его эпоху в Тулузе появилась община святого Доминика. Она стала основой еще одного ордена. Иннокентий не успел благословить его создание из-за своей скоропостижной смерти. Вместо него в 1216 году это сделал преемник Гонорий III. Доминиканский орден был просветительским - его монахи занимались теологическими исследованиями в обителях и университетских городах по всей Европе.

В 1199 году Иннокентий издал буллу, которой даровал автономию еще одному сообществу защитников паломников в Палестине. Так было положено начало Тевтонскому ордену, позже перебравшемуся на Балтику, где его рыцари воевали с язычниками и русскими удельными княжествами. Организация подчинялась не только главе церкви, но и императорской власти.

Тевтонский орден и папа Иннокентий 3 сотрудничали на протяжении многих лет. Понтифик покровительствовал Генриху Вальпоту - первому Великому Магистру этого сообщества. В 1215 году Иннокентий инициировал крестовый поход против пруссов. Движущей силой в той кампании стал именно Тевтонский орден. Восточная политика самого Иннокентия не ограничивалась лишь борьбой с язычниками. Еще в 1204 году он предложил волынскому князю Роману Мстиславовичу принять католичество и получить титул короля Галиции. Эти переговоры ничем не закончились, так как Рюрикович не захотел менять веру.

Булла Venerabilem

Важные для своей эпохи папские буллы Иннокентия 3 дипломатично разъясняли современникам позицию Святого престола по ключевым религиозным и политическим вопросам. Самым известным подобным документом этого понтифика была Venerabilem, изданная в 1202 году. Булла содержала тезисы, в которых глава церкви тезисно объяснял свое отношение к императорской власти.

В Venerabilem Иннокентий подтвердил право немецких князей избирать короля. В Священной Римской империи именно он становился императором. При этом помазать на царство и короновать его мог только папа. Если он считал кандидата недостойным для императорского звания, то князья должны были избрать другого человека. Иннокентий аргументировал свою привилегию тем, что церковь во все времена нуждалась в светском покровителе и защитнике. В случае неспособности князей избрать достойного кандидата понтифик оставлял за собой решающее право определить нового императора. Вскоре ему пришлось воспользоваться этими полномочиями.

Рокировка императоров

Булла Venerabilem стала очередным этапом борьбы светской и церковной власти в Западной Европе. Иннокентий стремился остановить рост влияния императоров, в том числе присоединение к их владениям Сицилийского королевства. На престол тогда претендовал малолетний Фридрих II, однако он не мог занять трон будучи ребенком. Тем временем половина немецких князей хотела, чтобы императором стал Филипп Швабский, а другая половина поддерживала Оттона Брауншвейгского. На кандидатуре последнего остановился и Иннокентий 3. Папа римский помазал Оттона на царство в 1209 году.

Однако, получив власть, новый император отказался подчиняться политике понтифика. Он начал восстанавливать свое императорское влияние в запретной для него Италии и Сицилии. Тогда Иннокентий отлучил Оттона от церкви. В 1212 году папа римский пообещал императорское достоинство подросшему Фридриху (тот стал императором через восемь лет, уже после смерти своего покровителя и опекуна).

Оттон же потерял свое монархическое влияние после того, как в 1214 году потерпел поражение в битве при Бувине, когда его разбил французский король Филипп II Август. Через несколько месяцев он сложил с себя титул императора. Лишившийся поддержки курфюрстов и понтифика Оттон IV скончался из-за поразившей его дизентерии в 1218 году. Во всей этой политической борьбе, охватившей Европу в начале XIII века, прослеживается четкая характеристика папы римского Иннокентия 3. При нем институт папства достиг пика своего светского влияния на монархов Старого света.

Конфликт с Иоанном Безземельным

Сложными в это время были и отношения Святого престола с Англией. В 1207 году Иннокентий назначил Стефана Лэнгтона новым архиепископом Кентерберийским. Английский король Иоанн Безземельный отказался признавать ставленника Рима. За это глава католического мира наложил на страну интердикт, запретив проводить в ней религиозные службы. В ответ Иоанн описал все церковное имущество в Англии, благодаря чему заработал невероятную сумму в 100 тысяч фунтов. Казалось, что конфликт с духовной властью пошел ему только на пользу.

Как гласит легенда Иннокентия 3, согласно снам он решил одобрить основание ордена францисканцев, однако в реальной политике понтифик в своих решениях руководствовался куда более объективными причинами. Видя упрямство английского монарха, папа отлучил его от церкви. Британские епископы добровольно отправились в изгнание.

Конфликт продолжался несколько лет. Наконец в 1213 году боровшийся еще и со своими феодалами Иоанн повинился перед Иннокентием. После этого папа стал защищать короля. Он запретил французскому монарху Филиппу II Августу объявлять Англии войну из-за притязаний на Нормандию. Кроме того, папа Иннокентий 3, биография которого была связана с давним паломничеством в Кентербери, отлучил от церкви баронов, попытавшихся лишить власти подписавшего «Великую хартию вольностей» Иоанна Безземельного.

Четвертый Латеранский собор и смерть

Кульминацией понтификата Иннокентия III стал Четвертый Латеранский собор. Он открылся в ноябре 1215 года. На эпохальное мероприятие прибыло 400 архиепископов и епископов, а также несколько патриархов восточных церквей. В то же время отсутствовали греческие иерархи. Даже спустя одиннадцать лет ужас от разграбления Константинополя отпугивал византийцев от любого сотрудничества с католиками.

Собором было обнародовано более семидесяти канонов, посвященных самым разным вопросам, касавшимся религиозной жизни. К примеру, он запретил христианам иметь коммерческие отношения с иудеями. Дискриминация евреев была характерной чертой эпохи, а Иннокентий и его окружение являлись людьми, воспитанными своим временем.

Папа римский оставил после себя не только решения Латеранского собора и буллы, но и тысячи писем. Многие из них были посвящены вопросам права: как известно, понтифик был выдающимся средневековым юристом. Оригинальное собрание его корреспонденции попало на хранение в университет Болоньи.

Иннокентий 3, фото средневековых изображений которого показывают еще достаточно молодого человека, скончался 16 июля 1216 года в Перудже в возрасте 55 лет. Причиной ранней смерти понтифика стала малярия. Иннокентий заболел роковой болезнью по дороге на север Италии, куда он направился после завершения Латеранского собора для урегулирования споров между Пизой и Генуей. Папа надеялся на помощь двух республик в организации нового Его похоронили в Перудже. Останки Иннокентия были перенесены в Рим в 1891 году.