Шизофрения — болезнь гениев? Известные личности, страдавшие шизофренией (10 фото).

ГЕНИАЛЬНОСТЬ ШИЗОФРЕНИИ

КТО СОЗДАЛ НАШ БЕЗУМНЫЙ МИР?

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ГЕНИЕМ?

Вселенная существует миллиарды лет, а «человек разумный» - несколько десятков тысяч. За это мгновение мы успели создать самую разрушительную силу во Вселенной - водородную бомбу, способную уничтожить наш мир с его ракетами, небоскребами, компьютерными сетями и телевизионными снами. Человечество оказалось на грани самоуничтожения. Разве такой мир не стоит назвать безумным? Но кто создал такой нашу цивилизацию?

Все, что окружает нас, создано невероятным прорывом их разума. Мы должны быть им благодарны за то, что не сидим в пещерах у костра. Фанатичный труд, самоотречение и одиночество – их удел. За это их распинали на Голгофе, сжигали на кострах, в лучшем случае они погибали в нищете, сходя с ума. Создававшие эпохальные вещи, но не покушавшиеся на общепринятое, имели деньги, славу, почет, были творцами, но не гениями. Гении шли вопреки, предлагали безумные теории, решали нерешаемые задачи. Изгнание, болезни, одиночество, безумие и дети с диагнозом «идиотизм» - список их «наград». Мысль, что гениальность - безумие, приходила в головы еще древним грекам. Итальянский психиатр Ломброзо считал почти всех гениев шизофрениками. Но именно они создали наш мир. Так безумна ли наша цивилизация, и куда мы идем?
Мир, таков, какой он есть, создан их «безумными» теориями, однако, безумными их считали те, кому не дано озарение свыше, возможность вырваться за пределы узкой парадигмы. Но самые безумные теории созданы самыми светлыми умами. Однако, не все с этим согласны.

Великие двоечники

Вундеркинд редко становится гением. Сколько победителей математических олимпиад, поступив в МГУ, к третьему курсу попадали в психушку! Рассказывают, что математик академик Александров в школе по математике получал двойки. Леонардо да Винчи за пятьсот лет до появления первого самолета начертил его схему, но с детства и до конца дней ему не давалась обыкновенная латынь. Гении не вписываются в школьные понятия, их мышление не поддается логике. Они решают задачи по-своему, получают двойки, а потом это «по-своему» становится новым словом в науке. Бывают исключения, когда вундеркинды становятся гениями, не понимая своей незаурядности. Когда в четыре года Моцарт написал первый концерт для клавесина, его отец воскликнул: «Этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!», на что Моцарт ответил: «Глупости, папа! Его может сыграть даже ребенок. Например, я». Но если гения в детстве пытаются причесать под общую гребенку, он становится лишь талантом. Некоторым гениям повезло - ими не занимались родители. В семье Пушкиных дочь была любимицей отца, сын - любимцем матери. Александр до 9 лет жил сам по себе. После этого возраста гениальность выбить можно, лишь уничтожив гения.
Передается ли гениальность по наследству? В роду Бахов было 8 поколений музыкантов, из них 57 известных. Но только один гений. Ломброзо считал, что гений почти всегда шизофреник. Однако, шизофрения - наследственное заболевание, передающееся через поколение. Гениальность не передается по наследству никогда. Она вспыхивает неожиданно, часто у далеких от совершенства родителей. Отец Бетховена был алкоголиком, мать - ограниченной женщиной, умершей от туберкулеза. Леонардо да Винчи был незаконнорожденным ребенком глупой крестьянки и согрешившего с ней нотариуса. Дети гениев часто рождаются идиотами. У сына Эйнштейна врачи нашли шизофрению. Сам Эйнштейн на старости впал в безумие. После его смерти обнаружилось, что в его мозге отсутствует серое вещество - носитель интеллекта. Хотя обычно дети великих людей всегда предмет исследования историков, о шести сыновьях Нильса Бора и о семи детях Гейзенберга, двух великих физиков, информация скрывается. Сказанное не относится к детям великих созидателей. Речь идет о гениях, «взорвавших» мир.

Властители дум или полоумные маньяки?

Мысль, что гениальность – безумие, высказывал еще Платон, считавший ее «бредом, даруемым Богами». Наблюдая, как ведут себя пророки, впадая в транс, или как поэты, не замечая ничего вокруг себя, бормочут что-то невнятное, сочиняя стихи, древние греки говорили о «божественной болезни», которую боги посылают пророкам и поэтам. Они считали, что существует «гений», дух-хранитель. Он нашептывал поэтам их стихи, а философам их мудрость. Согласно легенде, Сократ вел долгие беседы со своим «гением», иногда при этом присутствовали его ученики и видели, как мудрец говорит с кем-то невидимым. Некоторые считали Сократа свихнувшимся чудаком. Но этот «городской сумасшедший» вошел в историю как один из самых мудрых людей человечества. Если ученые создавали все то, что мы видим вокруг, то философы, поэты, пророки определяли направление, куда идет человечество, говорили о морали, долге и подобных вещах. Воззрения идеолога французской революции Руссо определили характер Европы после того, как монархии стали меняться на республики. Современная Европа, одна из главных мировых сил – плод таких изменений. Но кто же такой Руссо? Глубоко больной человек. Он страдал маниакальными сдвигами в психике. Идеи Ницше о сверхчеловеке подтолкнули Гитлера к уничтожению миллионов людей «неполноценных» (по мнению нацистов) рас. Движущей силой этой самой кровавой бойни в истории был Адольф Гитлер, увлеченный оккультизмом человек с манией величия и серьезным психическим сдвигом, а его вдохновитель Ницше был психически ненормален. Кроме перечисленных «властителей дум», безумными были такие крупнейшие философы как Декарт, Платон, Шопенгауэр, Спенсер и другие. А среди крупнейших лидеров ненормальными признаны жестокие римские императоры Калигула и Нерон, император и завоеватель половины Европы Наполеон, страдавший маниями величия и преследования, бесноватый Муссолини. Но, заметим, речь здесь по большей части шла о философах и политиках, но не о технических гениях или творческих.

Шокирующая версия

А теперь приготовьтесь к шоку. Мы привыкли считать Циолковского отцом ракетной техники. И все-таки справедливости ради следует сказать, что по сведениям академика Белоконя великий математик Николай Жуковский был убежден, что Циолковский был «психом». Ему мерещилось слово «рай» на небе. Он считал, что когда человек умирает, его атомы рассеиваются по вселенной, потом поселяются в другое существо, и начинается вторая жизнь. Если умершее существо было счастливым, значит, атомы счастливые, и жизнь нового существа будет счастливой. Если атомы несчастные - наоборот. Задача человечества - уничтожить всю несчастную жизнь на Земле. Циолковский описывает, кого убивать: «… больных, калек, слабоумных, несознательных... диких и домашних животных». Он писал: «Я получил нервное расстройство, такое сильное, что разучился бегать, и это отразилось на моих детях». Из шести его детей двое покончили жизнь самоубийством. Один всю жизнь хотел проколоть себе барабанную перепонку, чтобы стать таким же гениальным, как отец. В своих одиозных публикациях Салахутдинов сомневается в научном достоянии трудов Циолковского, однако, когда в начале двадцатых годов такие же сомнения возникли в советской прессе, Чижевский помог издать труды Циолковского, считая его своим учителем. Сомневаться в компетентности Чижевского было бы странным, сейчас он признан во всем мире как основоположник многих направлений науки, в частности, космобиологии. А основоположники отечественной ракетной техники академики Королев и Глушко считали Циолковского основателем космонавтики.

Исповедь безумца

В XIX веке Карла Ясперса заинтересовал вопрос, может ли гений творить, когда мозг его уже разрушается, и с какого момента вместо творчества начнется бред? Ведь именно от этого зависит, расценивать ли наш мир как сгусток гениальных прозрений или как безумство? Гениальность и шизофрению Ясперс назвал «наиболее таинственными состояниями души». Шведский драматург Август Стринберг, по мнению Ясперса, впал в бред шизофрении. Он ставил опыты на себе, изучая манию преследования. Судить о том, в какие бездны погружается страдающее сознание, можно по его пронзительным книгам – «Исповедь безумца» и «Ад». Они настолько драматичны, что вошли в учебники по психиатрии. Но было ли это безумие? Стринбергу удалось заглянуть в неведомое, в другую реальность. Ясперс был уверен, что гений создает лучшие произведения только в начальный период шизофрении, когда распадающееся сознание открывает невероятные глубины. Затем идет полоса распада. Так ли это? Пройдя круги «Ада», Стринберг в течение пятнадцати лет творил, причем гениально! Ван Гог стал символом гениального художника с проклятием шизофрении. Психозом объясняется невероятное обилие его картин и его самоубийство. Поздний период творчества Ван Гога, по мнению Ясперса, - «мазня без формы». Однако, сейчас этот период признан самым талантливым. Вывод Ясперса: без шизофрении гениальность не может проявиться, но развитие болезни убивает творчество, в чем состоит трагедия гения.

Свихнувшиеся гении

В 1860-х годах профессор криминальной антропологии из Турина Ломброзо объяснил происхождение гениальности и шизофрении одинаковыми причинами. Составленный им список больных гениев включал Сократа, Савонаролу, Руссо, Наполеона, Шумана, Гоголя. В «пограничном состоянии» находились почти все известные люди. К мысли о том, что гениальность - разновидность шизофрении, Ломброзо привели странности гениев. У многих были отклонения в половой сфере. Микеланджело был холостым, и твердил, что искусство заменяет ему жену. Леонардо да Винчи любил мужчин. Ньютон умер девственником. Безумный Руссо страдал недержанием спермы, был крайне развратен, страдал манией величия, считая себя равным Богу, о чем свидетельствует такой факт. Он писал письма … лично Богу, и вместо того, чтобы отправить их по почте, что уже было бы нелепо, шел в церковь, клал их под алтарь собора. Неделями он вполне серьезно ждал ответа, считая себя равным Богу! Поскольку ответных писем он не получал, он заключил, что Бога нет. Холостыми были Шопенгауэр, Спиноза, Декарт, Лейбниц, Микеланжело, Гоголь, Лермонтов, Тургенев. Композитор Шуман к 46 годам потерял рассудок, выгнал из дому жену, его одолевали кошмары: ему казалось, что его преследуют говорящие столы и табуретки, превращавшиеся в чудовищ. В попытке покончить с собой он бросился в реку, но его спасли. После его смерти у него обнаружили атрофию мозга. Джонатан Свифт в порыве безумия призывал простолюдинов отдавать своих детей на мясо аристократам. Когда Архимед кричал знаменитое «Эврика!», он не только выскочил из ванны, но и выбежал голым на улицу. Кстати, самого Ломброзо «благодарные» ученики также приписали к списку «психов».

Чудачества тех, кто «сделал» двадцатый век

Среди тех творцов, кто определил техническое развитие в веке двадцатом, получившем название века НТР, немало ярких личностей, имевших проблемы с психическим здоровьем, или, по крайней мере, странности, чудачества. Хочется привести некоторые факты, которые сообщил мне академик В. А. Белоконь.
Врач Роберт Майер, живший в начале девятнадцатого века, открыл закон сохранения энергии. Без этого открытия были бы невозможно представить себе всю современную энергетику. Далее – по цепочке – не было бы большинства современных двигателей. Представьте себе мир без автомобилей, без атомных ледоколов, мир, замерший без коммуникаций и связи. Однако, сам творец страдал маниакальной депрессией, что не ставит под сомнение уровень его интеллекта.
Создатель основ электротехники Никола Тесла умер в нищете, изрекая «бредовые», как показалось современникам, идеи. Среди них была идея лазера, без которого также невозможно представить наш мир. Не говоря уже о лазерных дисках, ставших «наркотиками» для меломанов, лазерных компьютерных дисках с их удивительной информационной емкостью, стоит вспомнить использование лазерной техники в медицине, в космических отраслях, в военных технологиях. Между тем, бедняга последние годы своей жизни жил в гостинице, оплаченной на два года вперед, и при этом ни имел ни гроша. Доведенный до отчаяния нищетой, он даже позвонил в ФБР перед самой смертью, сообщив, что изобрел устройство, способное создать направленный электрический луч. Он хотел передать свое изобретение «компетентным органам» в надежде получить от правительства США какие-то средства к существованию. Однако, эти недалекие «соколы невидимого фронта» сочли его «психом» и его просьбу оставили без внимания. Когда к нему пришли примерно через неделю, в номере был найден давно остывший труп. По одной из версий, гений умер от голода. По слухам, это было дело рук ФБР. Между тем, Николу Теслу можно назвать одним из тех, кто «создал» двадцатый век. Трансформатор, созданный на основе разработок Теслы, присутствует в каждом телевизоре, на улицах городов мыв видим трансформаторные будки, привычно пользуемся дома электричеством, без которого весь мир сидел бы в потемках, при лучинах, а о промышленности не было бы речи и в помине.

Академик Сахаров отличался чудачествами, что было замечено его коллегами, работавшими вместе с ним в Сарове. Как-то у Андрея Дмитриевича отстала подошва ботинка, тогда он развязал один шнурок, и перевязал бантиком один ботинок вместе с подошвой. Говорят, что он даже салат ел подогретым, так как считал излишним тратить часть своей энергии на переваривание холодных блюд. Но разве эти чудачества – признак ненормальности? Нет. Скорее широты мышления, и отсутствия стереотипов в нем, что непонятно серому обывателю.

Один из отцов западного самолетостроения Говард Хьюз, создавший уже к 35 годам основные свои проекты, став миллионер, прослыл большим чудаком: он ходил голым, никогда не стригся и не брился, маниакально боялся инфекции и простуды, именно поэтому он всегда спал на операционном столе, чтобы в случае чего врачи успели сделать свое дело. Он отрастил очень длинные ногти. Боясь инфекции, перед тем, как заняться любовью с очередной своей пассией, которых у него было очень много, он заставлял ее сдавать анализ слюны и другие анализы. Одной из его возлюбленных, ощутивших всю прелесть такого подхода к медицине и любви, была Мерлин Монро. На основе одной из его разработок спустя годы создается в рамках секретного проекта для военных целей самый большой в мире самолет. Разработки Говарда Хьюза наряду с российскими проектами стали основой самолетов будущего поколения, самолетов XXI века.

Гений должен быть непризнан

Циолковский называл гением того, чье открытие признают не менее чем через двадцать пять лет после смерти автора. Циолковского считали сумасшедшим, его веру в то, что человечество построит в космосе города, признали бредом. Он умер в 1935 году. Через 25 лет Гагарин полетел в космос. Откуда приходят озарения? Гении часто во сне совершают открытия, нередко им их «диктуют» умершие гении. Менделеев во сне открыл таблицу элементов. Ко Ньютону решение большинства задач пришло во сне. Философ Кардано увидел сон, в котором Ньютон открыл всемирный закон тяготения, и сказал ему об этом, хотя понятия не имел, о чем идет речь. Спустя время Ньютон открыл этот закон. Паскаль во сне ставил опыты, наяву они привели к открытию. Шуман считал, что мелодии ему диктуют Бетховен и Мендельсон из своих могил.

Плата за прогресс

Прав ли Ломброзо, назвавший Огюста Конта сумасшедшим только потому, что тот считал: настанет время, когда оплодотворение женщины будет происходить без мужчин? Такое время настало. Прозрения Бэкона (XIII век) о создании судов без гребцов, колесниц без лошади, летательных аппаратов, подводных лодок уже реализованы, а в его время вызывали подозрения в сумасшествии автора. Безумной казалась идея Шлимана найти Трою, теория Чижевского о влиянии солнечной активности на ход истории. Теперь это признано наукой. Современные психологи считают, что Ломброзо ошибался. По статистике, из шести людей один - носитель гена шизофрении, распределенного равномерно среди всех народов. Среди гениев шизофреников не больше, чем среди остальных людей, но самые одаренные - носители гена шизофрении, а их дети шизофреники. Это цена прогресса. Ген шизофрении может не проявиться в течение жизни, у пяти процентов он становится болезнью, избранных делает гениями. И все-таки, гениальность – не болезнь, гений - не безумец. «Безумные» идеи рождаются в умнейших головах, а идеи, взрывающие привычный ход мысли, создали наш прекрасный мир.

Информация к размышлению:
1. Психически больными были 9 процентов современных лидеров, деятелей науки и искусства
2. 2 процента из них покончили жизнь самоубийством, 3 процента делали попытки
3. 25 процентов выдающихся поэтов имели психические отклонения

Психически больные:
1. Литераторы: Эдгар По, Бодлер, Верлен, Флобер, Достоевский, Гоголь, Хедерлин, Стринберг
2. Философы: Сократ, Декарт, Платон, Кант, Шопенгауэр, Спенсер, Ницше
3. Ученые: Паскаль, Ньютон, Фарадей, Эйнштейн, Дарвин, Циолковский
4. Композиторы: Глюк, Гендель, Моцарт, Шуман, Бетховен, Доницетти, Перголези
5. Политики: Наполеон, Гитлер, Сталин, Муссолини

Нормальными были: Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Маккиавелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Шекспир, Шиллер, Моцарт, Пушкин, Кант, Гете

Виолетта БАША

Среди талантливых и гениальных людей очень много тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболе­ваниями. Это Мюссе, Сальери, Свифт, Батюшков, Шуман, Мен­дельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Мольер и т. д. Некоторые ис­следователи даже пришли к выводу, что талант почти обяза­тельно сопутствует какой-либо психической патологии.

Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из чужого стакана, боясь заразиться смертельной болезнью, боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального загово­ра. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все болезни, опи­санные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны.

Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психичес­ки больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5 и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом".

"Рожденный ползать, летать не может".

Специальные комплексные многолетние исследования в различных развитых странах Европы и Америки показали, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 , то есть за пос­ледние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев. Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из 20 столетий. И в то же время процент психически больных растет и только за последние 30 лет в 5-7 раз.

Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид таланта.

Другой вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении вкладываются явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принци­пиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называемых здоровых коллег . А может быть и ран­няя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.

Так почему же талант и шизофрения (как наиболее драма­тичная и своеобразная форма психической патологии) сосед­ствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении имеется у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже. Все зависит от величины и устойчивости внутреннего за­щитного барьера (интеллектуального, психического, физиологи­ческого, иммунологического и т. д.). И от того, в каких усло­виях живет человек, от того, насколько часто и насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной энергии стрессов превысит защитный уровень конкретного человека, так и возникает психический срыв. Чем выше интеллект человека, чем тоньше его душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс полу­чить "болячку для головы".

Талант в своей сути предполагает творческое начало. Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на пути к общественному признанию таланту почти всегда приходится про­ходить весьма сложный и тернистый путь. Не зря Пушкин гово­рил, что "гений - это 99% труда и 1% таланта". Зависть и рев­ность к чужим успехам у простых смертных заставляет их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых людей.

Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда та­ланта, то желательно (для завистника) хотя бы как-то унизить и скомпрометировать саму личность, его чисто человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта часто прояв­ляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой долей неприязни относиться к нему, не зависимо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.

Рутина повседневной жизни чужда и нередко неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению чувств особой яркости, без ориги­нальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку и в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в ре­зонанс другой душе. А это возможно только при очень чувстви­тельной, удивительно хрупкой души, подобной "клубку обнажен­ных нервов".

Повышенная впечатлительность, чрезмерная рани­мость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нер­вную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Постоянные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе, Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).

Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность созда­вать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическо­му счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и радостного момента. Предвкушение вдохновения создает состояние, близкое к одержимости. Только это не одержимость "дьяволом или "инопланетянами" и т. п. Это радостная одержимость служе­ния человечеству. Творческий экстаз имеет в себе не только обычную интеллектуальную и психологическую подоплеку, но и духовную, что придает ему совершенно необычные качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное удо­вольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетво­рения, целиком захватывающего всю личность и организм талан­та. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного брошен­ным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на нём.

Депрессия таланта - это прерывание внешнего контакта с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в целом для накопления сил, своего рода созревания для очередного твор­ческого всплеска, воплощенного в прекрасном произведении науки или искусства. И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей. На самом деле мы - только проводники идей от Высших космических сил. Различие гения и обычного че­ловека в первую очередь в способности (ума, души, всего орга­низма) сознательно воспринимать особые творческие волны Космоса и воплощать их в то или иное творение.

Беттинелли называл поэтическое творчество сном с откры­тыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со стороны". Ламартин признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".

Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая даже и не видна для нас. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - со­вершенно новое и для него самого и для остальных. Талантливый человек действует строго обдуманно. Он чаще всего знает, как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. И в этом имеется у таланта формальное сходство и общность с психическими заболеваниями. Но на этом основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.

Если не впадать в крайности при сравнении себя с гения­ми, то ситуация будет выглядеть более неоднозначно. Дело в том, что естественной человеческой психологии очень трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в своем оте­честве") лучше. При этом подсознательный инстинкт "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки нег­лупыми людьми весьма удивительные и предельно своеобразные психологические и интеллектуальные виражи и пируэты, неожи­данности и странности, непонятные и неприемлемые даже для их собственного сознания.

В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал, что его противники подкупили даже продавцов зелени, чтобы они продавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту. Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в здра­вом уме. Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в сумашествие.

Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций. А это представляется лишь отчасти правильным. Ведь никому не придет в голову оценивать десятиклассника крите­риями первоклассника или принципами первокурсника - выпускни­ка вуза, не говоря уже о взглядах первоклассника примени­тельно к дипломированному специалисту... В действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения.

Из миллиар­дов живших и живущих на Земле людей мы вспомним лишь нес­колько сот составляющих цвет мировой науки и культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного отноше­ния к своим слабостям и странностям. Мелочи жизни... Гиган­тский экскаватор, вынимающий десятки кубометров земли в час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.

В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная сис­тема на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма оце­нок может быть 100 баллов, а максимальная - 20000. Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500 до 1500, в то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000. Иначе говоря, различие между! основной массой и относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти кратную величину (500 и 15000). То, что трудно и недоступно одним, то легко и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть и будет. Это как будто слепой от рождения, будучи уже взрослым, вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от возможности со­зерцать столь прекрасный и великолепный мир.

А жизнь творческого человека во многом отличается от таковой у обычного человека. Периоды вдохновения сменяются паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических, умствен­ных и психических сил.

Для обычного человека Космос - это в первую очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос в нём самом и главное - это звучание Космоса в его разуме и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.

Отсутствие вдохновения в течение длительного времени при­водит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, до­ходящее от легкой хандры до глубокой и тяжелой депрессии, когда все радости обычной жизни становятся безразличными, а все остальные проблемы и неприятности или вообще теряют ка­кую-либо актуальность или перерастают в мелкие трагедии и драмы.

Бывает, что в результате заболевания открываются скры­тые способности, в том числе поэтические, художественные и т. д. Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Но ни один не стал ге­ниальным после возникновения психического заболевания. При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или художествен­ного характера.

Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.

В заключение хочется вспомнить слова Крылова:

Но чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно.

Умей различны их постигнуть высоты".

История знает огромное число людей, которых можно назвать «гениальные шизофреники». Они сделали великие научные открытия, создали прекрасные картины, литературные и музыкальные произведения, имея явные психические проблемы. А некоторые ученые и вовсе считают, что творения многих гениев — это ничто иное как порождение их галлюцинаций, бреда и навязчивых идей.

Мы часто удивляемся, когда узнаем, что вот этот весьма известный человек на самом деле долгое время лечился от психического недуга или не лечился, но всем окружающим было очевидно, что он крайне нездоров. Но на самом деле знаменитые шизофреники встречаются довольно часто, просто мы не всегда знаем об этом.

Есть ли прямая связь между неординарными способностями и душевными болезнями? Или же это просто случайные совпадения, которые не удается скрыть из-за популярности самих больных?

Выдающиеся способности к наукам, музыке, рисованию и так далее сами по себе могут быть признаком одной из форм шизофрении, которая развивается еще в детском возрасте. Но в этом случае к пубертатному периоду «гениальность» обычно проходит, нарастают симптомы заболевания, которое часто принимает злокачественное течение. Детская шизофрения, начавшись с бурного развития способностей у ребенка, нередко заканчивается полным разрушением личности и инвалидностью.

Гении-шизофреники, которые достигли феноменальных успехов уже в зрелом возрасте, столкнулись с симптомами своего заболевания гораздо позже, чем перестали быть подростками. Более поздняя манифестация заболевания уберегла их психику от необратимой деградации, как это бывает при детской форме шизофрении. Однако великие люди, страдающие шизофренией, уже с рождения были предрасположены рано или поздно заболеть психическим расстройством.

Какова все-таки связь между гениальностью и сумасшествием? Современная наука выяснила, что у шизофреников некоторые отделы мозга работают по-другому, не как у здоровых людей. Возможно поэтому у известных людей так часто встречаются симптомы психических заболеваний – именно болезнь помогает им оказаться в числе «лучших из лучших».

Психологи тоже не остались в стороне от исследований. Они выяснили, что у психически здорового человека, не одаренного никакими гениальными способностями мышление в какой-то мере стереотипно. А мышление шизофреника, менее зависящее от социальных норм и правил — безгранично и непредсказуемо.

Ученые проводили исследования, где участников просили назвать ассоциации, которые возникали при просмотре какой-либо простой картинки. Гении-шизофреники смогли создать такую цепочку ассоциаций, которая и в голову не пришла бы обычным людям, и ассоциаций у них получилось в несколько раз больше, чем у здоровых людей.

Природа этого явления до конца не изучена, но однозначно то, что шизофреники видят мир совершенно иначе, не как здоровые люди – и именно поэтому их способности могут быть намного обширнее и глубже (хотя и не всегда).

Как понять: шизофреник или гений?

Современные психотерапевты разработали множество методик для определения наличия психических отклонений. Некоторые из них основаны на иллюзорном восприятии, как, например, тест, представленный в видео:

Мозг здорового человека примет иллюзию за правду. Мозг шизофреника «рассекретит» обман, и только гений сможет заставить свой мозг и поверить в иллюзию, и увидеть подвох.

Важно! Если тест показал, что вы мыслите так же, как люди, больные шизофренией, это не значит, что вы также страдаете данным заболеванием. При диагностике шизофрении применяется множество тестов и методик, результаты которых анализируются, обрабатываются и позволяют поставить правильный диагноз. Самодиагностика в психиатрии недопустима!

Известные шизофреники

Шизофрению с давних времен называют «болезнь гениев». Страдающие ею люди встречаются среди ученых, музыкантов, художников и представителей других профессий, чей вклад в развитие человечества трудно переоценить. В наше время ученые выяснили, что многие самые знаменитые открытия сделаны глубоко нездоровыми людьми, о чем раньше никто особо не задумывался.

Ученые

Например, Исаак Ньютон – английский ученый, сделавший великие открытия в области физики и математики, по мнению современных ученых, имел диагноз «приступообразная прогредиентная шизофрения».

И в детстве, и в зрелом возрасте ученый был замкнутым, нелюдимым, любил проводить время за книгами. Как и все великие люди, страдающие шизофренией, Исаак Ньютон не осознавал свой недуг, он был полностью поглощен своими исследованиями. Его внимание было целиком направлено в науку и совершенно отсутствовало в бытовых сферах. Ученый забывал поесть, или мог поесть дважды, так как не помнил о факте приема пищи.

Патологическая забывчивость сыграла с ученым злую шутку – непотушенные вовремя свечи спровоцировали пожар, уничтоживший все его записи. Позже у Ньютона усилилось чувство беспокойства за свои труды – ему казалось, что кто-то хочет незаконно завладеть ими, и этот «кто-то» готов ограбить дом ученого или даже убить его.

Одни ученые считают, что шизофрения Исааку Ньютону передалась по наследству от отца, другие это связывают с тем, что ученый проводил много лабораторных опытов, и его мозг был поврежден отравляющими веществами, третьи видят причину в напряженной работе. Какими бы ни были гипотезы, но болезнь не помешала ученому сделать множество научных открытий, самые известные из которых актуальны и в наши дни.

Другой ученый-шизофреник — математик Джон Нэш. Первые проявления параноидальной шизофрении начались у него в возрасте 30 лет. Они с женой хотели скрыть наличие симптомов, но болезнь быстро прогрессировала, Нэш попал в клинику, где проходил медикаментозное лечение.

Спустя несколько лет болезнь вернулась, ученый стал о себе говорить как о постороннем человеке, вслух вести диалоги о нумерологии и о политике. После прохождения инсулинокоматозной терапии вновь наступил период ремиссии.

Приступы параноидальной шизофрении преследовали математика всю жизнь, но несмотря на это, за труды в области математики был награжден Нобелевской премией. Его незаурядная личность привлекла внимание журналистки Сильвии Назар, которая написала о нем книгу, а позже по книге был снят фильм «Игры разума».

Художники

Также известным шизофреником считается Винсент Ван Гог.

Прожил он совсем недолго, всего 37 лет. Последние 10 лет жизни он посвятил живописи – создал более двух тысяч картин, продать которые при жизни не удалось.

Художника изнуряли слуховые и зрительные галлюцинации (однажды он чуть не убил друга, потому что услышал голос, приказывающий это сделать). Различные страхи заставляли художника импульсивно себя вести, метаться по комнате, подолгу находиться в определенных позах. Художник совершал странные поступки (например, поедал краски), у него случались приступы неконтролируемой агрессии по отношению к себе (будучи проповедником, наказывал себя за грехи путем избиения палкой, позже при ссоре с другом отрезал себе часть уха). Также страдал манией величия (считал себя оракулом), был одержим бредовыми рассуждениями на тему религии. В творчестве художника отражена душевная нестабильность, мучения, поиски счастья. Ван Гог есколько раз лечился в психиатрических клиниках, но безуспешно. В возрасте 37 лет собственноручно лишил себя жизни.

Список великих гениев с душевными недугами может продолжить и Франсуа Лемуан — французский художник с шизофренией. В юном возрасте он поступил в королевскую академию художеств, по окончании которой некоторое время путешествовал по Италии. После возвращения жил свободным художником, очень много работал. Его картины были избраны в качестве украшения интерьера в королевском дворце, также ему было доверено расписать потолок в Версале.

Во время работы по украшению потолка его начала мучить тяжелая шизофрения, есть предположения, что именно поэтому художник выбрал в качестве главной темы мифических существ.

Болезнь прогрессировала очень быстро. Во время одного из параноидальных приступов художник покончил с собой, несколько раз ударив себя ножом.

Актеры

Как ни странно, но звезды кино и театра также болеют шизофренией. Ярким примером может служить Аманда Брайнс.

У голливудской звезды Аманды Брайнс присутствуют яркие признаки параноидальной шизофрении – она часто испытывает страх, потому что считает, что в сигнализации, установленной на входной двери ее квартиры, установлены прослушивающие устройства. Соседи часто видят ее бродящей по коридорам дома беседующей вслух с кем-то невидимым. Аманда, как и все известные шизофреники, не признает своей болезни.

Исторические личности

Шизофрении подвержены даже известные правители, например, король Франции Карл VI. Стоит отметить тот факт, что при восхождении на престол он был известен в истории как Карл Возлюбленный, а в конце жизни – как Карл Безумный.

После его коронации прошло 12 лет, и лишь потом обнаружились симптомы одержимости. Сначала они выражались в чрезмерной раздражительности и несдержанности. Позже приступы раздражительности переросли в агрессию (так, правитель напал на своих солдат и зарезал ножом несколько человек). Во время приступов наблюдались провалы в памяти, бывало, король не мог вспомнить свое имя и свой социальный статус. Его галлюцинации носили тактильный характер – короля не покидало ощущение, что он сделан из стекла, постоянный страх разбиться заставлял больного носить прочные одежды.

Болевшему шизофренией королю пришлось передать бразды правления в другие руки, а самому вести жизнь простого обывателя. Приступы сопровождали экс-короля оставшиеся 15 лет жизни. Последние годы с ним жила его служанка, которая помогала пережить психозы и была незаменимым человеком во всех отношениях.

Писатели

Известные люди с шизофренией не редкость и среди писателей. Например, «болезнь гениев» была присуща Николаю Гоголю.

Еще в раннем детстве будущему писателю мерещились голоса, которые обвиняли его в смертных грехах. Также ему казалось, что его внутренние органы расположены неправильно

У писателя было множество страхов, связанных со смертью. Последние несколько лет он не мог полноценно спать, потому что боялся уснуть на кровати, а проснуться в могиле. Гоголь панически боялся умереть «не до конца» и просил своих друзей захоронить его только тогда, когда тело начнет разлагаться. Также известно, что он не принимал лекарства, потому что боялся умереть от отравления. И наконец, он боялся умереть раньше, чем напишет три тома «Мертвых душ».

Маниакальные периоды (периоды сильного возбуждения) начали проявляться у Гоголя после 20 лет. В эти периоды у него отмечалась бурная фантазия, повышенная работоспособность. Именно в возрасте от 20 до 30 лет писатель создал свои лучшие произведения: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Ревизор», «Тарас Бульба» и многие другие.

Периоды апатии с 20 до 30 лет были непродолжительными и несильными, чего не скажешь о последних десяти годах жизни. Глубина и частота депрессивных фаз сильно увеличилась. Читательская публика ждала новых шедевров, но писательская деятельность Гоголя сошла на нет.

Еще один кандидат в «великие шизофреники» — Эрнест Миллер Хемингуэй.

В отличие от Гоголя, творческая активность сопровождала Хемингуэя практически всю жизнь, которая сама по себе была очень насыщенной. Волей судьбы он побывал во многих странах от Америки до Африки, был несколько раз женат. Он получал огромное количество тяжелых травм на войне, на охоте, в авиакатастрофе, в пожаре, и ему чудом удавалось выжить. Однако ответственность за свою жизнь (вернее – смерть) писатель предпочел взять в свои руки – предпринял несколько попыток самоубийства, последняя из которых оказалась успешной.

Суицидальные наклонности — не единственный симптом шизофрении, помимо этого писателя мучили нервные расстройства, депрессивные состояния, фобия публичных выступлений, мания преследования. Кстати, из-за мании преследования писатель проходил лечение в психиатрической клинике, после которого его писательская деятельность все-таки завершилась.

Вывод

У шизофрении и гениальности есть общая черта – безграничность мышления. Известные люди, болеющие шизофренией, на протяжении всей истории встречались среди правителей и ученых, художников, актеров и музыкантов. Этой болезнью страдали писатели и общественные деятели, религиозные лидеры и звезды эстрады.

К сожалению, многие из них закончили свои дни в клиниках или добровольно ушли из жизни. Однако современная психиатрия накопила достаточно опыта и знаний, чтобы больные со всего мира – известные люди и их ничем не выдающиеся «товарищи по несчастью – могли жить полноценной жизнью настолько, насколько это вообще возможно.

(Гениальность глазами психиатра)
Среди талантливых и гениальных людей очень много тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболе¬ваниями. Это Мюссе, Сальери, Свифт, Батюшков, Шуман, Мендельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Мольер и т.д. Некоторые исследователи даже пришли к выводу, что талант почти обязательно сопутствует какой-либо психической патологии.

Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из чужого стакана, боясь заразиться смертельной болезнью, боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального заговора. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все болезни, описанные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны.

Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психически больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5 и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом".

"Рожденный ползать, летать не может".
Специальные комплексные многолетние исследования в различных развитых странах Европы и Америки показали, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на 100 000 человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 000 000, то есть за последние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев. Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из 20 столетий. И в то же время процент психически больных растет и только за последние 30 лет в 5-7 раз.

Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид таланта. Другой вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении вкладыва-ются явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принципиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называе-мых здоровых коллег. А может быть и ран¬няя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.

Так почему же талант и шизофрения (как наиболее драматичная и своеобразная форма психической патологии) соседствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении имеется у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже. Все зависит от величины и устойчивости внутреннего защитного барьера (интеллектуального, психического, физиологического, иммунологического и т.д.). И от того, в каких условиях живет человек, от того, насколько часто и насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной энергии стрессов превысит защитный уровень конкретного человека, так и возникает психический срыв. Чем выше интеллект человека, чем тоньше его душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс получить "болячку для головы".

Талант в своей сути предполагает творческое начало. Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на пути к общественному признанию таланту почти всегда приходится проходить весьма сложный и тернистый путь. Не зря Пушкин говорил, что "гений - это 99% труда и 1% та-ланта". Зависть и ревность к чужим успехам у простых смертных заставляет их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых людей.
Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда таланта, то желательно (для завистника) хотя бы как-то унизить и скомпрометировать саму личность, его чисто человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта часто проявляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой долей неприязни относиться к нему, не зависи-мо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.

Рутина повседневной жизни чужда и нередко неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению чувств особой яркости, без оригинальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку и в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в резонанс другой душе. А это возможно только при очень чувствительной, удивительно хрупкой души, подобной "клубку обнаженных нервов".
Повышенная впечатлительность, чрезмерная ранимость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нервную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Посто-янные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе, Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).

Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность создавать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическому счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и радостного момента. Предвкушение вдох-новения создает состояние, близкое к одержимости. Только это не одержимость "дьяволом или "инопланетянами" и т.п. Это радостная одержимость служения человечеству. Творческий экстаз имеет в себе не только обычную интеллектуальную и психологическую подоплеку, но и духовную, что придает ему совершенно необычные качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное удовольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетворения, целиком захватывающего всю личность и организм таланта. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного брошенным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на нём.

Депрессия таланта - это прерывание внешнего контакта с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в целом для накопления сил, своего рода созревания для очередного творческого всплеска, воплощенного в прекрасном произведении науки или искусства. И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей. На самом деле мы - только проводники идей от Высших сил. Различие гения и обычного человека в первую очередь в способности (ума, души, всего организма) сознательно воспринимать особые творческие волны Космоса и воплощать их в то или иное творение.

Беттинелли называл поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со стороны". Ламартин признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".

Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая даже и не видна для нас. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое и для него самого и для остальных. Талантливый человек действует строго об-думанно. Он чаще всего знает, как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. И в этом имеется у таланта формальное сходство и общность с психическими заболеваниями. Но на этом основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.

Если не впадать в крайности при сравнении себя с гениями, то ситуация будет выглядеть более неоднозначно. Дело в том, что естественной человеческой психологии очень трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в своем отечестве") лучше. При этом подсознательный инстинкт "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки неглупыми людьми весьма удивительные и предельно своеобразные психологические и интеллектуальные виражи и пируэты, неожиданности и странности, непонятные и неприемлемые даже для их собственного сознания.

В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал, что его противники подкупили даже продавцов зелени, чтобы они продавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту. Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в здравом уме. Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в сумасшествие.

Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций. А это представляется лишь отчасти правильным. Ведь никому не придет в голову оценивать десятиклассника критериями первоклассника или принципами первокурсника - выпускника вуза, не говоря уже о взглядах первоклассника применительно к дипломированному специалисту... В действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения.

Из миллиардов живших и живущих на Земле людей мы вспомним лишь несколько сот составляющих цвет мировой науки и культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного отношения к своим слабостям и странностям. Мелочи жизни... Гигантский экскаватор, вы-нимающий десятки кубометров земли в час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.

В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная система на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма оценок может быть 100 баллов, а максимальная - 20000. Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500 до 1500, в то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000. Иначе говоря, различие между основной массой и относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти кратную величину (500 и 15000). То, что трудно и недоступно одним, то легко и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть и будет. Это как будто слепой от рождения, будучи уже взрослым, вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от возможности созерцать столь прекрасный и великолепный мир.

А жизнь творческого человека во многом отличается от таковой у обычного человека. Периоды вдохновения сменяются паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических, умственных и психических сил.

Для обычного человека Космос - это в первую очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос в нём самом и главное - это звучание Космоса в его разуме и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.

Отсутствие вдохновения в течение длительного времени приводит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, доходящее от легкой хандры до глубокой и тяжелой депрессии, когда все радости обычной жизни становятся безразличными, а все остальные проблемы и неприятности или вообще теряют какую-либо актуальность или перерастают в мелкие трагедии и драмы.

Бывает, что в результате заболевания открываются скрытые способности, в том числе поэтические, художественные и т.д. Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Но ни один не стал гениальным после возникновения психического заболевания. При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или художественного характера.

Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.
В заключение хочется вспомнить слова Крылова:
"Когда таланты судишь ты, -
Считать их слабости не трать трудов напрасно.
Но чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно.
Умей различны их постигнуть высоты".

Чем отличается умный человек от человека обычного? Обычный человек живет обычной жизнью, звезд с неба не хватает, мечтает о новой машине и отпуске на море. Умный человек генерирует нужные идеи, добивается общественного признания, денег и славы, изобретая карбюратор или микроволновку.

А еще бывают гении, которые совершенно не похожи на людей обычных, а от умных отличаются своими бредовыми идеями, сумасшедшими теориями и непредсказуемыми проектами. Гениев сжигали на кострах, сажали в тюрьмы, они умирали в нищете, но именно их, гениев, помнят все и всегда. Удел гениев - идти наперекор всему, своей дорогой, они и мир-то видят по-другому, чем мы с вами. У них своя жизнь и своя реальность.

Тогда возникает справедливый вопрос, а чем гениальность отличается от шизофрении? Специалисты трактуют шизофрению как фундаментальное расстройство мышления и восприятия, а также как неадекватное восприятие реальности, часто сопровождающееся слуховыми, зрительными галлюцинациями или неосуществимым, параноидальным бредом. Гениальность же, по мнению специалистов, – это необычные, чрезвычайно высокое способности человека, которые характеризуются зрительными, слуховыми образами, фантастическими идеями, которые приводят к созданию творческих, интеллектуальных и иных шедевров.

Согласитесь, что даже в определении шизофрении и гениальности есть нечто общее. Мысль, что гениальность – это безумие, приходила в головы еще древним грекам. Итальянский психиатр Ломброзо считал почти всех гениев шизофрениками. А вот Платон называл гениальность не иначе, как бредом, даруемым богами, и считал, что гениальность и безумие - это родные сестры. Что же, давайте поговорим о великих, признанных гениях и об их необычном восприятии окружающего мира.

Великие безумцы

Альберт Эйнштейн страдал маниакально-депрессивным психозом, он был подвержен резкой смене настроения, чем доводил до крайности своих родных и друзей. Эйнштейн был дик и нелюдим, большую часть своей жизни он проводил в одиночестве, объясняя свое поведение тем, «что окружающие его люди могут услышать его мысли». В старости он впал в безумие.

Все гениальные идеи приходили Ньютону обычно во сне. Знатоки утверждают, что Исаак Ньютон был крайне рассеянным и официально считается психически больным из-за его зрительных образов-картинок, которые посещали его днем и ночью. Ньютон умер девственником.

Константин Эдуардович Циолковский, основатель космонавтики и ракетной техники, был уверен, что на небе существует рай и после смерти каждый человек распадается на атомы, которые потом аккумулируются в новую жизнь. Двое из шести детей Циолковского закончили жизнь самоубийством, а сам Циолковский утверждал, что гений – это тот человек, чье открытие признают только через 25 лет после его смерти. Через 25 лет после смерти Циолковского Гагарин полетел в космос. Что это, совпадение или пророчество?

Лев Толстой страдал эпилептическими приступами, а когда его одолевали апатия и уныние, творческие спады у него длились по нескольку лет. Лев Толстой был заядлым картежником, а также очень суеверной личностью. К старости, мягко говоря, не любил женщин и выражал свое мнение по поводу «бабской натуры» к месту и не к месту. Лев Толстой серьезно увлекался мистицизмом и частенько вслух общался с представителями мира иного.

Николай Васильевич Гоголь с 20 до 32 лет каждую весну и лето проводил в тяжелой депрессии. Он любил черные фраки, брил волосы и носил парики. Часто он погружался в некое подобие транса, что со стороны явно напоминало подобие припадка. Гоголь чувствовал абсолютное одиночество и оторванность от жизни и поэтому часто уходил в свое «подсознание». Гоголь был холост, так как считал, что ни одна женщина не способна вписаться в его сложный внутренний мир. Общеизвестно, что Гоголь больше всего боялся быть погребенным заживо. Писатель адресовал своим друзьям письменные поручения о его захоронении, в которых говорилось, что сделать это необходимо не раньше, чем появятся явные признаки разложения трупа.

Ницше провел последние 10 лет жизни в сумасшедшем доме. Закончил свою жизнь в психиатрической больнице и Врубель.

Роберт Шуман, великий немецкий композитор, говорил, что мелодии ему диктуют Бетховен и Мендельсон по ночам из своих могил. К 46 годам композитор совершенно потерял рассудок, выгнал жену из дома и закрылся один в четырех стенах. Пытаясь спастись от преследующих его чудовищ, он бросился в реку с моста, но его спасли.

Александр Николаевич Скрябин был мнительным и чрезмерно религиозным. Считал себя ни много ни мало, а Мессией в музыке, общался с Богом напрямую (по его собственным словам). Пугал родных и близких не только резкими перепадами настроения, но и своими взглядами на жизнь. По мнению медиков, страдал раздвоением личности, шизофрений и паранойей.

У Гете были видения, настолько живые и яркие, что он сам их боялся. Ван Гог нередко покушался на свою, однажды в очередном припадке отрезал себе ухо и в конце концов покончил с собой.

У Сальвадора Дали мозговые клетки были генетически разбалансированы. В молодости это проявлялось в виде странностей в поведении и восприятии мира, а в дальнейшем, как известно, перешло в болезнь Паркинсона. Сальвадор Дали совершенно серьезно считал себя гением и был стопроцентным нарциссом. Его картины были видениями, которые художник переносил на холст.

Это лишь малая толика великих людей, чье поведение, мягко говоря, отличалось от нормального. В этот же список входят и А.С. Пушкин, Эдгар По, Паскаль, Бетховен, Наполеон, Сократ, Достоевский, Микеланджело, Леонардо да Винчи и многие другие.

Почему так происходит?

Интересный вопрос, а действительно, почему гениальные люди немного не в себе? И если человек талантлив, то обязательно ли он должен быть странным?

Некоторые специалисты считают, что повседневная рутина, «крысиные бега» и «мышиная возня» чужды, а нередко и невыносимы для творческой личности. То, что обыкновенные люди переносят спокойно, таланты терпят, сжав зубы. Или не терпят, а придумывают свой собственный мир, куда порой и уходят безвозвратно. Повышенная впечатлительность, ранимость, «душа без кожи» наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать состояние талантливого человека, его невыносимую нагрузку, довольно часто приводят к нервным срывам. Почти все талантливые люди работают в напряженном режиме, балансируя на той тонкой грани, которая разделяет суровую реальность и их внутренний мир. Удается это, увы, немногим.

Возможно, вы тоже гений, если обладаете следующими качествами:

Слышите в своей голове чужие голоса,
- читаете мысли окружающих вас людей,
- разговариваете сами с собой про себя или вслух,
- имеете «идею фикс» («алые паруса», «вечный двигатель», «мир во всем мире»),
- порой впадаете в ступор,
- ненавидите общество и людей (социальный аутизм),
- не видите смысла в жизни,
- полностью поглощены собственными переживаниями,
- страдаете ярко-выраженной депрессией,
- вас долго не покидает непреодолимое чувство одиночества,
- вас посещают зрительные или слуховые галлюцинации.

Про шизофрению говорить не буду, но задуматься все-таки стоит…