Продление срока эксплуатации оборудования. Назрело разделение экспертизы промышленной безопасности и установления (продления) срока службы технических устройств

13 апреля, 2016 А.С. Печеркин, д-р техн. наук, проф., первый зам. ген. ЗАО НТЦ

В последние время возбужденными новым порядком аттестации экспертов, в котором задействованы не коммерческие структуры, а государственный орган власти (Ростехнадзор), активистами, представляющими в основном те самые коммерческие структуры, все чаще транслируется и муссируется тезис «о необходимости совершенствования ». Они (активисты) возбудили февральские Парламентские слушания на эту тему http://vmeste-rf.tv/news/146200.do , хотя митинговали на этих слушаниях только о практике аттестации экспертов; они же бьют в набат, предупреждая Президента РФ не меньше как об угрозе национальной и суверенитету» http://voprosy-prezidentu.zadat-vopros-putinu.ru/proj/?ia=919823&mod=one .
Попытаемся вместе разобраться, что нужно , и там ли это нужно делать, может …не надо начинать с консерватории?

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 «О » (далее – Закон97) по истечении срока службы или при превышении установленных производителем количества циклов нагрузки технического устройства, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, такое техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Из этого положения явно не вытекает, что в именно в заключении экспертизы устанавливается новый срок службы. Хотя существующая практика именно такова.
Цель экспертизы промышленной безопасности совсем другая. Экспертиза промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 1 Закона97 «проводится для оценки соответствия объекта экспертизы предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности».
искусственно связано с экспертизой промышленной безопасности и должно осуществляться по самостоятельной процедуре.

Поясню почему, поскольку с зачатия заблуждения прошло более 20 лет, и не все помнят, либо помнят, но почему-то замалчивают.
С 1993 года в соответствии с Положением о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.1993 №20 (далее – Положение93) задолго до выхода Закона97, Госгортехнадзор России выдавал лицензии на экспертизу безопасности промышленных производств (объектов), оборудования и работ. Причем эти лицензии согласно Положению93 разделялись на следующие виды работ:

  1. Проведение экспертизы (выдача заключений) по организационной и технической готовности предприятия к осуществлению лицензируемого вида деятельности.
  2. Проведение экспертизы (выдача заключений) по программам, методикам контроля и испытаний, оборудования производств повышенной опасности.
  3. Проведение экспертизы (выдача заключений) по техническим решениям, связанным с обеспечением безопасности промышленных производств (работ), предусматриваемым проектно - конструкторской документацией.
  4. Проведение технического диагностирования (освидетельствования) оборудования.
  5. Проведение контроля оборудования и материалов неразрушающими методами контроля.

Т.е. тогда (до выхода Закона97) была совсем другая экспертиза – «старая экспертиза», она не была процедурой оценки соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, каковой сейчас является «новая экспертиза» - !

В основном этой «старой экспертизой» занимались так называемые «специализированные организации» осуществляющие техническую диагностику и неразрушающий контроль - так в п (4) и (5) вообще нет слов экспертиза!
После выхода Закона97 Госгортехнадзор России начал создавать Систему экспертизы, базируясь на положении о том, что экспертиза промышленной безопасности – это процедура оценки соответствия. Недаром Система экспертизы уже во времена Ростехнадзора переродилась в агонизирующую (после самоустранения от нее Ростехнадзора) Единую систему оценки соответствия.

Вопросы продления ресурса (срока безопасной эксплуатации), диагностики и неразрушающего контроля не могли быть решены в рамках Системы экспертизы, это другое направление и другие самостоятельные процедуры. Именно поэтому в 2001 году Госгортехнадзор России инициировал выход постановления Правительства РФ от 28.03.2001 №241 «О мерах по обеспечению опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» (далее - ПП241), которое содержало всего два пункта.

В первом пункте принималось предложение госнадзора, согласованное всеми заинтересованными ведомствами, об « , позволяющей осуществлять экспертизу промышленной безопасности и проводить техническое диагностирование без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль), для принятия решения о продлении срока их безопасной эксплуатации на опасных производственных объектах на территории Российской Федерации».
Этим постановлением Правительство РФ фактически разделило:

  1. техническое диагностирование (неразрушающий контроль),
  2. принятие решения о продлении срока безопасной эксплуатации.

Это разные процедуры. И это вроде бы ясно. Но, к сожалению в (далее - ФНП) в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013г №538, есть некоторое смешение этих разных процедур. Отчасти это продолжается в .

Первая процедура - ЭПБ - базируется на: (1) органах, которые проводят экспертизу – это экспертные организации, получающие лицензию Ростехнадзора; (2) экспертах в области промышленной безопасности, аттестующихся в Ростехнадзоре; (3) требованиях промышленной безопасности – их вполне достаточно, (напомню, что Ростехнадзор регулярно утверждает сводный документ – Раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2017) – последний по состоянию на 6.07.2017г. введен приказом Ростехнадзора от 10.07.2017 №254. Если для каких-то объектов экспертизы требований промышленной безопасности не хватает - нужно совершенствовать отраслевые ФНП в области промышленной безопасности, добавляя требования к этим объектам экспертизы по необходимости, без фанатизма.

Вторая процедура – НК - базируется на: (1) органах, которые проводят НК – это лаборатории НК, получающие полномочия в добровольной Единой системе оценки соответствия (ЕСОС) без участия Ростехнадзора; (2) персонале, аттестуемом в независимых центрах, получающих полномочия в ЕСОС без участия Ростехнадзора; (3) методиках НК для различных объектов, которые входят с состав документов Ростехнадзора, если их недостаточно, значит нужно разрабатывать руководства по безопасности и методики в самостоятельной области - в области технического диагностирования без разрушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, зданий и сооружений с учетом их функциональной специфики.

Третья процедура – продление срока безопасной эксплуатации - сейчас реализована через проведение ЭПБ и косвенно регламентирована Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности. Напомню, что ранее действовал документ Госгортехнадзора России - Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД-03-484-02), которое было отменено приказом Минприроды России от 30.06.2009г. №195, который утвердил новый Порядок с тем же названием, действующий до 2014г. Настало время Ростехнадзору воспользоваться правом (он им владеет с 2011 года), которое ему предоставляет 2-й пункт ПП241 и утвердить порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса).

Пути решения:

  1. Ростехнадзору пополнить ФНП требованиями к конкретным объектам экспертизы с учетом отраслевой специфики.
  2. Ростехнадзору разработать недостающие нормативные документы, регламентирующие порядок технического диагностирования и обследования с учетом отраслевой специфики, а также требования к персоналу и организация, проводящим НК.
  3. Ростехнадзору нужно разработать нормативный документ, регламентирующий порядок продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса). В этих документах как минимум должно быть установлено:
    • кто принимает решение «о продлении» (варианты – Ростехнадзор, либо организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, либо сторонняя специализирующаяся га этом организация),
    • на основании чего это решение принимается (например, на основании совокупных данных экспертизы промышленной безопасности; технического диагностирования без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль), а также специальных расчетов.

Гипотетический пример.

В каких-то ФНП в области промышленной безопасности установлено: какой-то сосуд (техническое устройство), изготовленный из определенного материала, может эксплуатироваться в заданном диапазоне давлений, показателей среды, числа циклов нагрузки и пр., при условии сплошности стенок с заданной минимальной толщиной.
Для того, чтобы установить срок безопасной эксплуатации эксплуатирующая организация:

  1. самостоятельно с помощью своей диагностической лаборатории или с привлечением независимой лаборатории НК проводит техническое диагностирование, для определения сплошности и толщины стенок сосуда;
  2. привлекает экспертную организацию для оценки соответствия фактических значений диапазона давлений, показателей среды, числа циклов нагрузки, материала стенки (определенных после анализа технологической документации и документации на техническое устройство); сплошности и толщины (определенных по данным технической диагностики) тем параметрам, которые установлены ФНП;
  3. самостоятельно определяет срок по нормативу Ростехнадзора с учетом динамики уменьшения стенки (например от коррозии) или увеличения циклов нагрузки.

Вопрос: 22.12.2014 года вступили в силу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116. Согласно пункту 485 указанных Правил, срок службы баллонов определяет организация-изготовитель. При отсутствии таких сведений срок службы устанавливают 20 лет. Экспертизу промышленной безопасности в целях продления срока службы баллонов массового применения, объем которых менее 50 литров, не производят. Их эксплуатация за пределами назначенного срока службы не допускается. Указанные Правила являются нормативно-правовым актом и подлежат неукоснительному исполнению. Прошу разъяснить вопрос возможной эксплуатации баллонов, отработавших нормативный срок службы (более 20 лет), но прошедших техническое освидетельствование в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03) до 22.12.2014 года, до конца срока проведенного технического освидетельствования.

Ответ: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП ОРПД), вступившие в силу с 22.12.2014, устанавливают обязательные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением. До вступления в силу ТР ТС 032/2013 и ФНП ОРПД требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации сосудов были установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), которыми предусматривалась возможность эксплуатации сосудов, в том числе баллонов, при условии проведения периодического технического освидетельствования. При этом пунктом 6.3.2 ПБ 03-576-03 было установлено, что освидетельствование баллонов должно проводиться по методике, утвержденной разработчиком конструкции баллонов, в которой должны быть указаны периодичность освидетельствования и нормы браковки, а согласно пункту 6.3.24 ПБ 03-576-03 для сосудов, отработавших расчетный срок службы, установленный проектом, изготовителем, объем, методы и периодичность технического освидетельствования должны были быть определены по результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса, выполненного специализированной организацией или организациями, имеющими лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств.

ПБ 03-576-03 и другими нормативными документами, на основании которых до вступления в силу ТР ТС 032/2013 в Российской Федерации осуществлялось проектирование и изготовление баллонов, в том числе ГОСТ 15860-84, не устанавливалась необходимость оформления изготовителем паспорта на каждый баллон вместимостью до 100 литров включительно с указанием в нем срока службы.

В соответствии с пунктом 6 ФНП ОРПД обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах, на которых используется оборудование под давлением, осуществляется, в том числе, путем выполнения организациями и их работниками требований законодательства Российской Федерации, Федеральных норм и правил, иных принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Ростехнадзора, а также нормативных документов организаций, применяемых ими в зависимости от осуществляемого вида деятельности в области промышленной безопасности. При этом согласно подпункту «д» пункта 218 ФНП ОРПД организации в целях обеспечения содержания оборудования в исправном состоянии и безопасных условий его эксплуатации необходимо утвердить перечень нормативных документов, применяемых в ней для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и ФНП ОРПД. Например, организации, осуществляющие техническое освидетельствование баллонов, изготовленных по ГОСТ 15860-84 до вступления в силу ТР ТС 032/2013, применяют рекомендации, в том числе по сроку службы и периодичности освидетельствования, установленные Методикой технического освидетельствования стальных сварных баллонов для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа, изготовленных по ГОСТ 15860 (МТО 14-3Р-004-2005), согласованной Ростехнадзором (письмо от 10.01.2006 № 09-03/3). Следующий срок освидетельствования, установленный по результатам технического освидетельствования баллона, проведенного в соответствии с МТО 14-3Р-004-2005, является действительным, если он не превышает периодичность технического освидетельствования или срок службы, рекомендованные указанной Методикой.

Капитальный ремонт жилья в РФ затронет отнюдь не все объекты. Основное значение имеет техническое состояние здание и период его службы. На этом фоне в 2019 году актуален вопрос о сроках эксплуатации жилых зданий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основная масса жилищного фонда РФ построена во второй половине прошлого века. Большинство зданий остро нуждаются в капитальном ремонте.

Но есть и такие, которые «переживут» нынешние новостройки. От чего зависит долговечность строений, и каковы в 2019 году сроки эксплуатации жилых домов?

Основные моменты

Период жизни жилого дома ограничен по времени и всецело зависим от периодичности ремонтных работ.

На общем состоянии здания никак не отражается ремонт отдельной квартиры. С течением времени любой дом устаревает, рыночная стоимость его снижается.

Но в то же время повышается стоимость , поскольку на содержание дома тратится все больше энергоносителей за счет износа основных конструкций.

В какой-то момент содержание жилья обходится дороже, чем аренда квартиры с хорошими условиями проживания.

Дабы свести к минимуму процент дефектных жилых зданий Правительством РФ были созданы программы капремонта и ликвидации .

Региональными проектами предусматривается переселение граждан из ветхого жилья. При классификации жилых объектов в расчет принимаются типовые сроки по строительным нормам.

По сути, это гарантийные периоды, в течение которых должны прослужить определенные элементы конструкций.

К примеру, отопительную систему в доме нужно менять после срока использования в 30-40 лет. Для канализации и водопровода предусмотрено до 25 лет службы. Столько же прослужат деревянные конструкции.

Нормативы предусматривают проведение капремонта и замену инженерных коммуникаций не реже одного раза в тридцать лет.

А вот выборочные ремонтные работы желательно проводить раз в пятнадцать лет. Менять перекрытия и ненесущие стены рекомендовано каждые пятьдесят лет.

Но чтобы точно установить, когда ремонт дому необходим, нужно знать сроки службы жилых домов.

Что нужно знать

Термин «срок эксплуатации» подразумевает определенный временной период, в течение которого может использоваться здание без ущерба в экономическом плане.

Выражаясь проще, это срок, на протяжении какого строение гарантировано прослужит. Зависит срок эксплуатации от многих факторов.

Это качество стройматериалов, технология строительства, капитальность объекта и прочее. Что касается основных параметров, то в расчет принимается:

Длительность эксплуатационных сроков может варьироваться от нескольких лет и до десятилетий. Усредненным сроком службы жилого дома принято считать период в двадцать пять лет.

Такое значение обусловлено минимальным сроком эксплуатации оборудования и отдельных конструкций. Но основополагающим критерием все-таки считается техническое состояние дома.

Правовое регулирование

Понятие эксплуатационного срока жилых зданий неразрывно связано с безопасным использованием строений.

Параметры безопасности строительных сооружений в РФ регулирует «Технический регламент…» введенный распоряжением . Обеспечивается соблюдение регламента «Перечнем национальных стандартов…».

К примеру, дома 70-х годов и более ранней постройки обладают минимумом комфорта при сравнении с современным строительством.

Второй вариант морального износа подразумевает старение его элементов и несоответствие их основным санитарным, строительным и иным нормам. Решить проблему может реконструкция или модернизация здания.

Этот показатель означает время целесообразной с экономической точки зрения эксплуатации здания и является довольно условным понятием. По факту, к окончанию этого срока большинство важных составляющих здания не исчерпывают свои резервы прочности, поэтому могут безопасно использоваться ещё немалое время.

В процессе эксплуатации постоянно проводится текущий профилактический (т.е. заранее запланированный по месту, затратам и объёму), а в случае нужды и непредвиденный ремонт каких-то систем и конструкций дома.

Строительные конструкции подвергаются не только силовому воздействию от нагрузки, но и агрессивному влиянию внешней среды – разнообразной коррозии, от которой строение необходимо защищать.

При проведении надлежащего ремонта здания способны служить гораздо дольше, однако в первые годы после капитальных ремонтных работ за строением необходимо внимательно наблюдать.

При определении срока службы строения в целом принимают средний нормативный показатель безотказной службы для его основных конструктивных элементов – фундамента, самонесущих и несущих стен, колонн.

Срок годности

Для разных типов жилых строений эти показатели различны:

  1. Дома советского периода:
    • «Сталинки» довоенной постройки - 125;
    • «Сталинки» послевоенного возведения -150;
    • «Хрущевки» панельного типа- 50;
    • Кирпичные 4-5-ти этажные дома - 100;
    • Панельные и блочные 9-16-ти этажные – 100.
  2. Современные постройки:
    • Дома из кирпича и монолитного железобетона - 125-150;
    • Панельные - 100-120.

При этом для сооружений панельных и блочных типов строительными нормами серьёзные работы по реконструкции, а значит и продление периода службы, не предусмотрены.

Железобетонные дома очень чувствительны к срокам капитального ремонта. Т.е. выполненный в нужное время и в необходимых объёмах, он способен значительно продлить срок службы жилья. Однако если ремонт нужен, но по каким-то причинам не производится, то строения начинают стремительно изнашиваться, и через какое-то время ремонт становится уже нецелесообразным.

Виды жилых многоквартирных домов

По уровню капитальности жилые дома классифицируются согласно материалу изготовления основных (не подразумевающих замену) элементов (фундамент, стены/колонны перекрытия) и подразделяются на 5 групп, каждая из которых имеет свой срок службы:

  1. 150 лет для каменных особо капитальных зданий с каменными/бетонными фундаментами, кирпичными, монолитными и крупноблочными стенами и железобетонными перекрытиями.
  2. 125 лед для обыкновенных каменных строений с каменными фундаментами, кирпичными, крупноблочными и крупнопанельными стенами, смешанными либо железобетонными перекрытиями, каменными по металлическим балкам.
  3. 100 лет в случае облегчённых каменных зданий с каменными и бетонными фундаментами, облегчённой конструкции стен из кирпича, шлакоблоков и т.п., перекрытиями из железобетона, древесины или камня по металлическим балкам.
  4. 30 лет, если здания сборно-щитовые, каркасные, глинобитные, фундаменты древесно-каменные, стены каркасные, перекрытия в них деревянные.
  5. 15 лет для крайне лёгких жилых построек из досок и им подобных малопрочных материалов.

Сроки службы отдельных частей здания различаются в зависимости от материала изготовления и колеблются в пределах:

  • Фундамент 50-150 лет.
  • Стены 50-100 лет.
  • Колонны 85-100 лет;
  • Перекрытия 50-100 лет.
  • Крыша 30-100 лет.
  • Кровля 8-25 лет.
  • Полы 15 – 60 лет.
  • Лестницы 30-100 лет.

При воздействии агрессивной внешней среды этот срок сокращается в 2-3 раза.


Износ зданий

Вне зависимости от класса и степени капитальности по ходу времени все здания подвергаются износу.

Физический

Физический износ означает, что под влиянием естественных факторов постройка постепенно теряет какие-то из своих изначальных физических свойств и характеристик. Конкретная степень изнашивания изменяется в зависимости от характеристик материалов, конструктивного решения здания, особенностей его расположения в т.ч. климатических, условий эксплуатации.

Физический износ целого здания в общем определяется согласно износу составляющих его фрагментов.

Определяется обследованием здания визуальным образом, способами контроля и испытания конструкций при помощи специальных приборов и инструментов.

Моральный

Моральный износ возникает из-за постепенного технического развития в обществе и определяется как несоответствие по функциональному назначению.

Признаки морального устаревания здания:

  1. Планировка квартир не соответствует современным требованиям.
  2. Системы инженерного оборудования устарели.
  3. Излишняя плотность застройки и заселения.
  4. Недостаточное благоустройство и озеленение.

Первый тип морального износа определен снижением цены здания в сравнении со временем его строительства в связи с упрощением, а значит и удешевлением процесса строительства, а также за счёт возведения более современного жилья. Соответственно, необходимо производить периодическую переоценку жилого фонда.

Вторая вид определяет устаревание здания и составляющих его элементов относительно существующих на данный момент требований к объёмно-планировочным, санитарно-гигиеническим и иным решениям, озеленению, благоустройству и т.д.

Оценка состояния жилого дома

В соответствии со степенью износа, состояние понимается как:

  • Хорошее - менее 10% износа.
  • Вполне удовлетворительное - 11-20%.
  • Удовлетворительное - 21-30%.
  • Не вполне удовлетворительное - 31-40%.
  • Неудовлетворительное - 41-60%.
  • Ветхое - 61-80%.
  • Непригодное для жизни - выше 80%.

При принятии решений о сносе домов в процессе реконструкции и застройки городов износ в 70% принимается за предельную величину.

На скорость процесса изнашивания оказывают влияние:

  • качество используемых для строительства материалов;
  • частота и качество выполняемых ремонтных работ;
  • особенности эксплуатации;
  • целесообразность и адекватность конструктивных решений в процессе капитального ремонта;
  • время, в течение которого здание не использовалось (при наличии таких периодов);
  • степень заселённости.

Процедура

Осмотр подразделяется на:

  • Общий – обследование всего здания.
  • Частичный – осмотр конкретных участков или систем постройки.
  • Внеочередной – после проявлений стихии, способных нанести ощутимый урон зданию – ливней, ураганов, снегопадов.

Осмотр выполняется в такой последовательности:

  1. Придомовая территория, вводы, выпуски и дворовые сети различных коммуникаций.
  2. Фундамент, отмостка, подвальные помещения и расположенное там оборудование.
  3. Фасады, наружные стены, включая балконы, лоджии, различные декоративно-архитектурные детали, устройства отвода атмосферных осадков.
  4. Кровля и чердачные помещения вместе с выходящими туда оголовками вентиляции, канализации, антеннами и т.д.
  5. Непосредственно сами помещения в здании. Особенно тщательно обследуются несущие элементы – стены/колонны и перекрытия, однако внимание уделяется всем составляющим помещения – окнам, дверям, перегородкам, балконам и т.д.
  6. Системы санитарно-технического и инженерного обеспечения.

Если речь идёт о внеочередном осмотре, то первыми изучаются наиболее пострадавшие части здания, чтобы возможно было максимально быстро принять решения об их устранении, особенно, если речь идёт об опасных для жизни и сохранности имущества повреждений.

В осмотре принимают участие компетентные специалисты из эксплуатирующей здание организации либо товарищества собственников, а также представители местных органов самоуправления ответственные за эту процедуру.

В процессе осмотра помимо конкретной степени износа осуществляется прогнозирование остаточного срока эксплуатации для того или иного элемента, конструкции и т.д. Этот срок по факту может быть меньше или больше среднего нормативного значения для данного объекта.

По итогам обследования составляется акт осмотра, согласно утверждённым в данном населённом пункте образцам, а также акт о фактическом техническом состоянии. Акты отправляются в органы местного самоуправления, которые уже принимают решения о ремонтных работах, сносе, расселении и т.д.

В случае спорных ситуаций о пригодности/непригодности здания для проживания, необходимости проведения ремонта и т.д., окончательное решение принимается большинством голосов в комиссии, осуществляющей технический осмотр.

Название документа: Об утверждении Методических указаний о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации, в горнорудной промышленности
Номер документа: 66
Вид документа: Постановление Госгортехнадзора России
Принявший орган: Госгортехнадзор России
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 120/1, 21.06.2003 (специальный выпуск)

Официальное издание, Серия 06. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в горнорудной промышленности. Выпуск 2. - М.: ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", 2003 год

Дата принятия: 05 июня 2003
Дата начала действия: 02 июля 2003

Об утверждении Методических указаний о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Госгортехнадзор России

постановляет:

1. Утвердить Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности*.
_______________
* Госгортехнадзором "Методическим указаниям о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горнорудной промышленности" присвоено обозначение РД 06-565-03. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Направить Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности для регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации.

Начальник
Госгортехнадзора России
В.Кульечев


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 июня 2003 года,
регистрационный N 4687



Электронный текст постановления
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Российская газета",
N 120/1, 21.06.2003
(специальный выпуск)

Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений
с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горнорудной промышленности

____________________________________________________________________
Внимание! Электронный текст Методических указаний приводится в редакции, опубликованной в официальном издании ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" - разъяснение см. в ярлыке "Примечания".
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

I. Введение

1. Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горнорудной промышленности (далее - Указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588); постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст.1489) и , утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 09.07.2002 N 43 , зарегистрированным Минюстом России 05.08.2002, N 3665.

2. Указания предназначены для специалистов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты горнорудной промышленности, и экспертных организаций в целях определения технического состояния и принятия решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации (экспертизы промышленной безопасности) технических устройств, оборудования (далее - технические устройства), зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.

3. Указания распространяются на все технические устройства как отечественного, так и иностранного производства, применяемые на опасных производственных объектах горнорудной промышленности.

4. Указания устанавливают порядок проведения экспертизы и разработки программы работ, определяют объем, методы и критерии технического состояния, условия и срок дальнейшей эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений, необходимость проведения их ремонта или модернизации.

5. Указания определяют требования к организациям и квалификации специалистов, проводящих экспертизу промышленной безопасности.

II. Общие требования

6. По достижении установленного срока эксплуатации дальнейшее использование технических устройств, зданий и сооружений без проведения работ (экспертизы) по продлению срока безопасной эксплуатации не допускается [п.5 Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02) ].

7. Нормативные сроки службы технических устройств, зданий и сооружений устанавливаются на основе расчетов и указываются в проектно-конструкторской документации. В случае отсутствия сведений о нормативных сроках эксплуатации расчетные (предельные) сроки устанавливаются в порядке, определяемом Госгортехнадзором России [п.8 Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02) ].

8. Работу по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации (далее - экспертиза) технических устройств, зданий и сооружений необходимо планировать таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока эксплуатации.

9. Экспертизу технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации проводит экспертная организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, часть I, ст.3430) и ст.13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" .

Экспертная организация должна иметь:

необходимую для проведения обследования нормативно-техническую, приборную и инструментальную базу;

аттестованных в установленном порядке экспертов, в том числе на право выполнения расчетов остаточного срока эксплуатации, для которых работа в экспертной организации является основной.

Экспертная организация может привлекать по договору для проведения работ по техническому диагностированию аттестованные испытательные и аналитические лаборатории неразрушающего контроля.

10. При наличии организационно-технических возможностей (аттестованные лаборатории, необходимый технический персонал) отдельные работы по контролю за техническим состоянием технических устройств, зданий и сооружений, по согласованию с экспертной организацией, могут выполняться эксплуатирующей организацией, что должно быть отражено в программе работ по продлению срока безопасной эксплуатации.

11. По результатам экспертизы принимается одно из решений:

продолжение эксплуатации на установленных параметрах;

продолжение эксплуатации с ограничением параметров;

ремонт;

доработка (реконструкция);

использование по иному назначению;

вывод из эксплуатации.

12. Период, на который может быть продлен срок эксплуатации, устанавливается исходя из результатов проведения экспертизы промышленной безопасности и определяется остаточным ресурсом.

В зависимости от технического состояния, конструкции, условий эксплуатации и с учетом требований нормативных документов продление срока эксплуатации может проводиться поэтапно, в пределах остаточного ресурса или на весь срок остаточного ресурса.

III. Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств

13. Экспертиза промышленной безопасности для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений проводится в соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98) , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.98 N 64 , зарегистрованным Минюстом России от 08.12.98, регистрационный N 1656, и Положением о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02) на основании:

заявки (технического задания) на проведение экспертизы (приложение 1) при выработке техническими устройствами, зданиями и сооружениями нормативного срока эксплуатации;

требования Госгортехнадзора России или его территориального органа в случае стихийного бедствия, пожара, аварии с повреждением или разрушением отдельных частей технических устройств, несущих конструкций зданий и сооружений.

14. Порядок продления сроков безопасной эксплуатации включает следующие этапы:

рассмотрение заявки (технического задания);

разработку, согласование и утверждение программы работ по обследованию;

выполнение работ по обследованию;

анализ полученной информации;

выдачу заключения с предложениями о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений и при необходимости плана корректирующих мероприятий;

утверждение заключения экспертизы;

подготовку, согласование, принятие и утверждение решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации);

проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных в заключении экспертизы промышленной безопасности;

контроль выполнения корректирующих мероприятий.

15. На основании изучения технического задания и объекта обследования экспертной организацией должна быть составлена Программа работ по обследованию, согласованная с руководителем эксплуатирующей организации (приложение 2).

16. Программа работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений (программа обследования) должна предусматривать:

подбор необходимых нормативных и организационно-методических документов, согласованных или утвержденных Госгортехнадзором России;

сбор, анализ и обобщение информации о надежности применяемых технических устройств и сооружений, подлежащих экспертизе, или, в случае отсутствия информации, сравнение с их аналогами, в том числе зарубежными;

составление ведомости с перечнем узлов и составных частей, подлежащих обследованию, в том числе техническому диагностированию;

составление календарного плана (графика проведения экспертизы);

разработка и утверждение, заключения экспертизы промышленной безопасности по результатам выполненных работ с выводами (предложениями) о возможности продления срока безопасной эксплуатации;

составление при необходимости плана корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на продлеваемый период.

Эксплуатирующая организация в ходе проведения обследования должна дополнить недостающую техническую документацию в соответствии с требованиями настоящих Указаний.

17. Перед проведением экспертизы эксплуатирующая организация издает приказ о проведении работ по обследованию технических устройств.

В приказе назначаются представители эксплуатирующей организации, участвующие в работе и обеспечивающие работу экспертной комиссии, сроки вывода из эксплуатации технических устройств, подлежащих обследованию, указываются мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

Выполнение работ по проведению обследования осуществляется по наряду-допуску, оформляемому эксплуатирующей организацией, программой обследования технического устройства, здания или сооружения, и проекту организации работ (ПОР), утвержденному руководителем экспертной организации.

18. В объем экспертизы может входить частичное или полное обследование, определяемое руководителем эксплуатирующей организации в зависимости от фактического состояния обследуемого объекта, существующей системы технического обслуживания, ремонта и степени загрузки.

Частичное обследование объекта (технического устройства, здания, сооружения) допускается проводить при условии соблюдения графиков и регламента ремонтов, отсутствия аварийности и травматизма при эксплуатации обследуемого объекта. При частичном обследовании проверяются средства безопасности, основные узлы и базовые детали. Укрупненная блок-схема проведения обследований приведена в приложении 3.

19. Эксплуатирующая организация должна представить экспертной комиссии следующую документацию:

паспорт технического устройства, здания, сооружения;

техническую документацию на механическое и электрическое оборудование;

комплект чертежей с указанием всех изменений, внесенных при производстве работ, и отметок о согласовании этих изменений с проектной организацией, разработавшей проект;

монтажный и ремонтный формуляры с информацией о проведенных заменах и модернизациях;

технический журнал по эксплуатации;

акты расследования аварий (инцидентов) и отклонений от технологических параметров, влияющих на условия эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений за весь период эксплуатации;

материалы о ранее проведенных экспертизах промышленной безопасности;

акты результатов проведенных осмотров;

материалы обследования и испытаний сосудов, работающих под давлением;

материалы геодезических (маркшейдерских) съемок;

другие документы по запросу комиссии, позволяющие получить более полную информацию о состоянии технического устройства, здания или сооружения.

20. При обследовании проводятся:

анализ эксплуатационной, конструкторской (проектной) и ремонтной документации;

проверка комплектности, правильности и соответствия использования технических устройств, зданий, сооружений;

выявление не согласованных с заводом-изготовителем изменений в конструкции;

внешний осмотр с целью анализа общего состояния;

проверка качества соединений элементов (сварных, болтовых, шарнирных, заклепочных и т.д.);

оценка коррозии, износа и других дефектов;

измерение деформаций элементов;

неразрушающий контроль;

проверка состояния электрооборудования на электробезопасность.

При необходимости могут проводиться:

отбор образцов для проведения лабораторных исследований;

определение механических характеристик;

исследование напряженно-деформированного состояния, выявление концентраторов напряжений и установление критериев предельного состояния;

металлографические исследования;

определение химического состава материалов;

испытания на прочность и другие виды испытаний.

21. Проверка состояния электрооборудования должна включать:

оценку соответствия установленного электрооборудования проектной документации;

внешний осмотр и проведение измерений, необходимых для анализа электробезопасности работы электрооборудования;

контрольную проверку работоспособности электрооборудования, заключающуюся в проверке правильности функционирования всех механизмов согласно электросхемам (переключений командоаппаратов, обеспечения плавности пуска и остановки электроприводов, безотказности включения-отключения приводов механизмов и т.д.);

срабатывание защит и блокировок;

проверку сопротивления изоляции;

проверку сопротивления заземления и т.д.

22. При проведении экспертизы, независимо от вида, обследованию должны быть подвергнуты базовые детали и узлы, средства ограждения и приборы безопасности.

23. Сменное оборудование (зубья, ковши, гусеничные звенья, буровой инструмент, штанги, транспортерная лента, ролики конвейеров, футеровка, брони дробилок и мельниц, канаты, за исключением канатов подъемных машин, шины и т.д.) обследованию не подлежит, но его состояние может приниматься во внимание при оценке общего технического состояния обследуемого объекта.

24. Базовые, несущие и опорные конструкции технических устройств подвергаются проверке методами неразрушающего контроля или в случае невозможности лабораторным исследованиям отобранных образцов.

25. Обследование зданий и сооружений.

Общей целью обследования технического состояния конструкций зданий и сооружений на опасных производственных объектах является выявление степени их фактического износа и работоспособности, а также выявление факторов, оказывающих влияние на их безопасную эксплуатацию.

Для обеспечения эффективной и независимой экспертизы в обследовании должны участвовать специалисты по расчету строительных конструкций, в том числе имеющие опыт проектирования аналогичных сооружений.

26. Обследование конструкций зданий и сооружений на опасных производственных объектах должно включать:

изучение проектной и исполнительной документации;

изучение материалов проводившихся ранее работ по обследованию, ремонту и т.п.;

изучение особенностей эксплуатационного, климатического и горно-гидрогеологического состояния системы "сооружение - эксплуатационная среда - окружающая среда";

изучение фактических нагрузок и эксплуатационных воздействий на строительные конструкции, сооружения;

изучение степени агрессивности окружающей среды (грунтов, грунтовых и технических вод, натечных образований и пр.);

изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций, сооружений;

изучение температурно-влажностного режима эксплуатации конструкций и сооружений;

изучение вентиляционного режима сооружений;

наружный и внутренний осмотр объекта;

обмерные работы с целью определения соответствия фактического положения конструкций зданий и сооружений проектному;

расчеты несущей способности конструкций с учетом выявленных дефектов и повреждений;

расчеты величины прогибов и деформаций конструкций, сооружений;

расчеты величины раскрытия трещин, выявления причин их возникновения и наблюдения за динамикой их развития;

определение крена (искривления) и осадки высотных инженерных сооружений;

определение состояния вторичной защиты конструкций, сооружений в случае, когда она имеется в наличии (гидроизоляция, защитные покрытия и т.п.);

определение физико-механических и физико-химических параметров материалов несущих и ограждающих конструкций неразрушающими методами непосредственно на объекте и путем лабораторных испытаний;

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.