Основные направления развития государственной. Основные направления государственного управления в рф

ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 - 2018 ГОДЫ

1. Основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы являются:

а) совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и повышение качества его формирования;

б) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности;

в) повышение престижа гражданской службы;

г) совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы.

2. В целях реализации настоящих Основных направлений должно быть обеспечено:

А) совершенствование организационных основ управления кадровым составом гражданской службы. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить дополнительные механизмы, обеспечивающие сохранение кадрового потенциала гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, а также стандарты нормирования численности типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе по категориям и группам должностей гражданской службы;

б) создание единого информационно-коммуникационного пространства в системе гражданской службы. В этих целях необходимо:

До 2019 года осуществить переход к использованию федеральными государственными органами единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы;

до 2018 года внедрить в федеральных государственных органах электронный кадровый документооборот и обеспечить автоматизированную проверку сведений, представляемых гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу;

г) создание условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо создать единый специализированный информационный ресурс, а также механизм мотивации федеральных государственных гражданских служащих к непрерывному профессиональному развитию;

д) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить новые формы профессионального развития государственных гражданских служащих, обеспечивающие повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, а также дополнительные механизмы финансирования профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих исходя из потребности федеральных государственных органов;

е) повышение престижа гражданской службы. В этих целях до 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания;

Развитие российского государства на современном этапе сталкивается с серьезными трудностями. Это связано прежде всего с глобальной депрессией в мировой экономике, необходимостью в условиях жесткой конкуренции осуществить модернизацию экономики и обеспечить национальное благосостояние. Россия остается индустриально-сырьевым гигантом и не выдерживает конкуренции с постиндустриальными обществами, поэтому задача преодоления хронической отсталости, зависимости от сырьевого экспорта, коррупции, повышения конкурентоспособности на мировых рынках, обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире в целях повышения материального и духовного благосостояния граждан и создания условий для повышения качества жизни до сих пор актуальна. Речь идет о создании экономических предпосылок, обеспечивающих высокий уровень развития личности, о политической и экономической свободе граждан и сохранении культурного наследия страны. Провозглашенный Президентом РФ курс на создание умной экономики, производящей уникальные знания, новые вещи и технологии, предполагает развитие России таким образом, чтобы она занимала достойное место в мировом разделении труда.

Органы государственного управления обеспечивают нормальное функционирование денежной системы. Монополией государства является организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Центральному банку Российской Федерации, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.

Государство играет главенствующую роль в национальной обороне, государственном управлении, функционировании энергетической и коммуникационной систем, охране общественного порядка, т.е. удовлетворяет спрос на товары и услуги коллективного пользования. Важное направление деятельности государственного управления - укрепление обороноспособности страны и модернизация Вооруженных сил. Оснащение армии современной новой техникой и оружием, осуществление перехода к профессиональной армии - компактной, мобильной и боеспособной - приоритет развития страны. Государственный оборонный заказ улучшает и стабилизирует деятельность оборонных предприятий, поддерживает занятость, доходы населения и платежеспособный спрос. Государство укрепляет социальные гарантии военнослужащих: увеличивает денежное довольствие, повышает пенсии военным пенсионерам, обеспечивает военнослужащих постоянным и служебным жильем. В настоящее время осуществляется переход к обеспечению жильем на плановой основе по накопительно-ипотечной системе, формируется специализированный жилищный фонд - служебный.

Внешнеэкономическая деятельность государства обеспечивает стабилизацию - как экономическую, так и социальную. На современном этапе развития особенностью внешней политики страны является ее направленность на модернизацию. Для этого в первую очередь укрепляется интеграция в рамках постсоветского пространства, развивается деятельность Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, заключаются договоры о зоне свободной торговли. В результате снятия барьеров для взаимной торговли расширяется рынок беспрепятственного сбыта российской продукции, формируется общая конкурентная среда, создаются новые рабочие места, эффективнее используется транзитный потенциал предпринимателей, появляются лучшие условия для выхода на международные рынки. Формирование Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана предполагает не только свободное движение товаров, но и свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы. Путем подписания соглашений о партнерстве идет формирование Евразийского экономического союза. Новое направление деятельности - выстраивание механизма внешнеэкономической деятельности на основе членства в ВТО. Это значимый фактор интеграции России в мировую экономику, повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Реформирование судебной системы направлено на формирование основы и гарантий справедливого и гуманного общества, повышение уровня социальной защищенности граждан, защиту прав собственности и эффективное содействие в осуществлении справедливости предпринимательству. Идет процесс гуманизации Уголовного кодекса РФ - осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при наличии отягчающих обстоятельств. Расширен перечень видов наказания, которые являются альтернативой лишению свободы, в том числе кратные штрафы, исправительные работы, принудительные работы, все чаще применяются залоги или домашние аресты. Наряду со смягчением многих норм Уголовного кодекса была ужесточена уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как терроризм, пособничество терроризму, насилие над детьми, педофилия, растление несовершеннолетних, иные насильственные преступления. Государство осуществляет реформу правоохранительной системы, повышающую законность и гарантирующую защищенность в стране.

Антикоррупционная деятельность государства реализуется в разработке законодательства, присоединении к международным конвенциям в этой сфере, установлении норм и процедур. Например, к данной деятельности относятся представление декларации о доходах и имуществе государственными служащими, увольнение в связи с утратой доверия в случае совершения ими правонарушений коррупционной направленности. Государство, в свою очередь, контролирует сведения, содержащиеся в декларациях, а результаты проверок рассматриваются специальными комиссиями, которые устанавливают степень ответственности за нарушения.

Все направления деятельности осуществляются на фоне модернизации политической системы с целью дать гражданам больше возможностей влияния на политику государства, на принятие любых решений, затрагивающих их права и интересы. Для этого повышается качество народного представительства, стимулируется развитие политической конкуренции. Наиболее значимые меры - введение нового порядка формирования Совета Федерации на основе выборности, снижение до 5% проходного барьера на выборах в Государственную Думу РФ. Вводится институт отрешения от должности главы муниципалитета. Парламентские партии получили гарантии равного освещения своей деятельности в государственных СМИ. Ведутся также прямые трансляции в сети Интернет заседаний Государственной Думы РФ и законодательных собраний в регионах. Это, безусловно, повышает открытость деятельности депутатов и позволяет партиям в режиме онлайн доносить свою позицию до избирателей. Партиям, не представленным в законодательных органах, дана возможность периодически выступать в Государственной Думе РФ и в парламентах субъектов Федерации.

В рамках совершенствования системы государственного администрирования осуществляется переход к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению, расширяются возможности граждан получать многие государственные и муниципальные услуги дистанционно, в том числе через использование интернет-портала. Граждане смогут общаться с органами власти в режиме реального времени, экономить, соответственно, и время, и деньги, не говоря уже о том, что электронные технологии обеспечивают лучшую прозрачность, крайне необходимую для противодействия коррупции.

Одно из главных направлений деятельности государства - совершенствование управления социальной сферой. Большие изменения предусматриваются в поддержке семей с тремя и более детьми, а также учителей, врачей, молодых инженеров и ученых. Предполагается разработать систему льготной ипотеки для улучшения жилищных условий для них. Органами государственного управления реализуются программы "Доступная среда" для инвалидов. Они нацелены на устранение сложностей с передвижением инвалидов, на их трудоустройство и обеспечение доступности образования. Ускоренно решаются проблемы нехватки мест в детских садах, повышается уровень оплаты труда работающих с детьми преподавателей и воспитателей. В области культуры осуществляются меры по содействию развитию школы искусств, музеев, клубов, библиотек, укреплению их материальной базы, привлечению специалистов и повышению мотивации их труда. Органы государственного управления нацелены на стимулирование роста семейных форм устройства детей-сирот, организуется их медико-психологическая и педагогическая поддержка, разрабатываются программы социальной адаптации выпускников детских домов.

Государство берет на себя ответственность за развитие тех областей человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе: наука, образование, культура, искусство, здравоохранение и т.д. Органами государственного управления реализуется национальная инициатива "Наша новая школа", формируется новая система поиска и поддержки юных талантов, подготавливается переход к практически ориентированной модели образования в средней и старшей школе. В системе высшего образования предполагается создание сети современных вузов, отвечающих мировым стандартам как по качеству образования, так и по уровню проводимых научных исследований. Социальная сфера рассматривается органами государственного управления как мощный фактор модернизации экономики.

Государство осуществляет деятельность по предотвращению социальных конфликтов и нестабильности в обществе. Принципы свободной конкуренции и свободного рынка в чистом виде, без соответствующей корректировки, осуществляемой прежде всего государством, способствуют реализации интересов одних субъектов за счет других, выигрыш одних является проигрышем для других. Такое положение становится фактором социальных конфликтов и нестабильности в обществе, а это всегда крайне неблагоприятно отражается на состоянии отдельных предприятий, отраслей экономики страны в целом.

Безусловным приоритетом государственного управления остается гармонизация межнациональных отношений. В России живут представители разных национальностей и конфессий - всего более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Граждане страны не поддерживают экстремизм и идеологии, основанные на ненависти к людям, и это отражается в мерах по воспитанию толерантного отношения, усилению воспитательной работы в учреждениях образования, организации дней национальной культуры в регионах и муниципальных образованиях. Усиливает социальную напряженность международная и внутренняя миграция, особенно в крупных городах, что приводит к межнациональной розни и конфликтам.

Необходимо устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Органами власти создаются условия для опережающего развития депрессивных густонаселенных территорий. Работа по пресечению межнациональной розни - постоянный приоритет государственного управления, так как в противном случае создается угроза благополучию граждан и единству страны.

Волков А.А., ФСО России

Основные направления развития Государственной системы правовой информации

Позиция ФСО России в том, что на ближайшее десятилетие мы ставим перед собой задачу по развитию Государственной системы правовой информации (ГСПИ). Именно так сформулировано мероприятие в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Исполнителем мероприятия, как уже отмечалось, определена ФСО России.

На наш взгляд, ГСПИ будет состоять из набора функциональных подсистем, каждая из которых будет представлять собой сложную самостоятельную систему, функционирующую по единым нормативно-организационным и технологическим принципам, а именно, подсистем:

информационно-правого обеспечения правотворческого процесса органов государственной власти различных уровней;

ведения банков правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления на технологической основе ИПС «Законодательство России»;

хранения правовой информации в электронном виде;

доступа к официальной правовой информации.

ГСПИ может быть условно централизованной и иметь два уровня управления:

федеральный, объединяющий системы правовой информации федеральных органов государственной и исполнительной власти,

региональный, объединяющий типовые системы правовой информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации с входящими в каждый субъект органами местного самоуправления.

Для разработки каждой из подсистем есть свои реальные предпосылки, которые сами по себе являются предметом для обсуждения и детального анализа. Очень кратко рассмотрим эти подсистемы.

Подсистема информационно-правового обеспечения правотворческого процесса органов государственной власти различных уровней.

На наш взгляд, создаваемые средства информационно-правового обеспечения правотворческого процесса должны в себя включать:

средства интеграции в электронный документооборот, обеспечивающий участникам правотворческого процесса возможность коллективной работы над проектами правовых актов, быстрого поиска необходимых документов, контроля за прохождением проектов правовых актов;

программные средства, позволяющие вести сравнительный анализ нормативных правовых актов разного уровня;

в перспективе - программные средства экспертных систем, позволяющие комплексно оценивать актуальность и непротиворечивость проекта правового акта в процессе его подготовки;

массивы правовых документов, необходимых участникам правотворческого процесса для принятия и реализации нормативных актов;

развитые средства телекоммуникаций, обеспечивающие прямой доступ к информационно-правовым ресурсам всех участников правотворчества на каждой стадии процесса;

средства комплексной информационной безопасности.

Следует отметить, что в 2010 году был завершен ряд проведенных по заказу ФСО России ОКР по созданию первой очереди перечисленных средств в интересах Аппарата Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и органов государственной власти регионов страны. Мы намерены приступить в ближайшее время к их практическому внедрению.

Идея официального опубликования правовых актов в электронном виде не нова. Начиная с 1998 года, по нашей инициативе она проходила «обкатку» публичностью. И надо признать, что в тех технологических условиях вряд ли была бы успешно реализуема. В 2008 году эта идея по заказу ФСО России была научно проработана, сформулирована и обоснована творческим коллективом под руководством В.Б. Исакова и И.Л. Бачило в рамках НИР «Официоз».

В самом сжатом виде идея выглядит следующим образом.

Должна создаваться единая система, охватывающая официально публикуемые правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных государственных органов, на территории всей страны. Конечный состав участников (субъектов) системы будет насчитывать десятки тысяч абонентов и охватывать вертикаль власти от Президента Российской Федерации до руководителя муниципального образования.

Создание этой системы позволит обеспечить официальное электронное опубликование всех видов правовых актов в соответствии с едиными требованиями, а также обеспечить беспрепятственный доступ юридических и физических лиц к любому правовому акту независимо от места нахождения пользователя, уровня и формы искомого правового акта.

На наш взгляд, в системе электронного опубликования должны быть реализованы самые жесткие требования по обеспечению достоверности публикуемых документов, а также по обеспечению комплексной информационной безопасности. ФСО России намерена применять максимально возможные средства и технологии в данных вопросах.

И это только организационно-техническая сторона вопроса. В отдельной плоскости лежат вопросы организационно-правового характера. Поэтому одна из важнейших и масштабных задач заключается в том, чтобы определить направления формирования правовой базы, т.е. разграничить предметы правового регулирования, определить их содержание и правовую форму регулирования соответствующих отношений.

Естественно, реализация этих предложений выходит далеко за рамки компетенции ФСО России, но в данном случае именно ФСО России выступает инициатором изложенных изменений, затрагивающих вплотную как систему государственного управления, так и взаимоотношения между государством и обществом.

Следует отметить, что озвученная идея давно уже выскочила за рамки ФСО России и работавшего над НИР творческого коллектива. Более того, она уже овладевает умами региональных властей. Как часто уже бывало, регионы не ждут импульсов от федерального центра и на свое разумение двигаются в данном вопросе.

Задача центра, на наш взгляд - дать органам власти типовые организационно-правовые механизмы и единые технологический и технический инструментарии.

Посему нами начато движение одновременно по трем направлениям:

проведение соответствующей ОКР;

отработка с применением имеющихся технологий обеспечения информационной безопасности практических мероприятий по официальному опубликованию в электронном виде правовых актов Президента Российской Федерации;

практическая отработка аналогичных технологий в Ленинградской области.

Основное предназначение подсистемы ведения банков правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и подсистемы хранения правовой информации в электронном виде состоит в:

обеспечении единых технологий ведения эталонных банков органов государственной власти и местного самоуправления силами самих этих органов;

обеспечении гарантированного хранения официальных правовых актов в электронном виде (включая правовые акты федерального уровня ограниченного доступа), комментариев к ним;

обеспечении надежного хранения правовой информации в электронном виде продолжительностью не менее 50 лет;

обеспечении устойчивого функционирования дублирующего узла правовой информации и инфраструктуры государственного хранилища официальной правовой информации в электронном виде, в том числе в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях.

И, наконец, подсистема доступа к официальной правовой информации должна стать единым объединяющим инструментом в рамках ГСПИ.

Наиболее перспективным и динамично развивающимся способом публичного доступа к информации является Интернет. Мы считаем, что необходимое объединение информационно-правовых ресурсов и сервисов федерального, регионального и местного уровня, негосударственного сектора, а также информации о них возможно через Официальный интернет-портал правовой информации.

Официальный интернет-портал правовой информации призван обеспечивать:

оперативный широкий и безусловно свободный доступ к государственным информационно-правовым ресурсам, а также доступ к иным информационно-правовым ресурсам;

реализацию основного способа доступа к системе официального опубликования в электронном виде;

оперативное оповещение о событиях в сфере права и в области правовой информатизации России;

возможность обратной связи с пользовательской аудиторией посредством использования интерактивных сервисов;

возможности создания, хранения и управления сайтами заинтересованных структур в области правовой информатизации;

необходимый уровень информационной безопасности.

С 28 марта с.г. Официальный интернет-портал правовой информации нами введен в постоянную эксплуатацию в сети Интернет по адресу pravo.fso.gov.ru. Нашими партнерами в рамках портала стали коллеги по правовой информатизации из негосударственного сектора.

В то же время внутренние технологические потребности ГСПИ потребуют продолжить развитие наших корпоративных защищенных систем передачи данных «Паутина» и «Атлас» с учетом перспектив перехода на использование средств единой мультисервисной сети специальной связи.

В заключении необходимо отметить следующее. Во всей ГСПИ будут действовать единые нормативные и технологические механизмы. В том числе, требования и меры информационной безопасности, включая обеспечение достоверности и целостности правовой информации с использованием электронно-цифровой подписи через инфраструктуру корпоративных удостоверяющих центров ГСПИ. Проведение единой государственной политики в ходе развития ГСПИ должно оптимизировать и унифицировать имеющиеся технологии в правовой сфере. И как следствие, укрепить правовые механизмы функционирования российского государства и общества.

Основные тенденции развития государственной службы. На пороге XXI века государственная служба стала одним из главных институтов развитых, правовых государств, строят гражданское общество. Значительное расширение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления в большинстве развитых стран сопровождается повышением роли государственного аппарата в комплексном регулировании экономических, политических, социальных, правовых и других процессов в целях обеспечения стабилизации общественных отношений. Актуальным становится развитие не только социального, но и политического партнерства.

В современных условиях глобализации Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации экономического развития и решения экологических, социальных и других проблем развитые страны уделяют большое внимание совершенствованию системы государственного управления, определяющими составляющими которой являются государственный аппарат и государственная служба.

Перестройка государственной службы и в развитых странах мира была вызвана ростом недовольства населения относительно содержания и качества деятельности государственных учреждений. Она осуществляется сегодня с помощью ведущих специалистов в сфере менеджмента с учетом лучших моделей в этой отрасли в мировом масштабе.

В сфере государственной службы реформирование направлено на обеспечение ее результативного, экономического и эффективного функционирования. Это означает необходимость функционирования государственной службы в режиме достижения поставленных целей с минимальными затратами. Большинство административных реформ в развитых странах в данном направлении были подчинены решению именно этого важного задания. Несмотря на растущую заинтересованность общества в других ценностях государственной службы, таких как чувствительность, к общественным потребностям, равенство и справедливость со всеми гражданами, включение граждан в процесс принятия решений и т.п., результативность и эффективность остаются главной целью и критериями оценки функционирования государственной службы.

Проблема повышения результативности и эффективности государственной службы традиционно решается с помощью совершенствования формальной организации. Основные организационные принципы в этом отношении такие:

  • -целевая организация функционирования и соответствующая ей структура министерств, департаментов, агентств и других органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • -сочетание однотипной деятельности в единых подразделениях органа;
  • -соответствие и сочетание власти (полномочий) и собственности;
  • -обеспечение единоначалия в том смысле, что каждая группа подчиненных имеет одного руководителя;
  • -ограничения количества подчиненных, которые подчиняются одному руководителю;
  • -использование принципа управления по отклонениям, то есть действия руководства должны иметь опережающий характер и направлены на восстановление нормального протекания управленческого процесса в случае появления отклонений;
  • -обеспечение цепи команд сверху вниз и ответственности снизу доверху.

Эффективность функционирования государственной службы в значительной степени зависит от качества персонала. В связи с этим особое внимание в западных странах уделяется привлечению лучших кандидатов на каждую должность государственного служащего, отбора их на конкурсной основе и обеспечению продвижения кадров на основании служебных заслуг. К сожалению, в нашей стране это не всегда так.

Главная задача государственной службы заключается в результативному и эффективному обеспечении комплексной взаимосвязано деятельности, направленной на выработку и претворение в жизнь государственной политики и решений, осуществление регулятивных и обслуживающих функций в интересах всего общества или его отдельных сегментов.

Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:

  • · сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  • · оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  • · оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  • · рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  • · повышение эффективности использования заемных средств.

До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового регулирования остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.В действующем законодательстве отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств. Вне рамок действующего законодательства остаются вопросы координации действий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики. Существует необходимость законодательного реформирования системы управления государственным долгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

  • · разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
  • · разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
  • · разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;
  • · создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
  • · разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
  • · разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. ФЗ от 03.12.2012 №216 « О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» определены основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг. В статье 1 данного закона сказано:

  • 1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):
  • 1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 12 865 925 621,0 тыс. рублей;
  • 2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 13 387 340 174,7 тыс. рублей;
  • 3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 6 600 552 240,0 тыс. рублей;
  • 4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 66,2 млрд. долларов США, или 53,0 млрд. евро;
  • 5) дефицит федерального бюджета в сумме 521 414 553,7 тыс. рублей.
  • 2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 73 993,0 млрд. рублей и 82 937,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года) и 5,0 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года):
  • 1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 063 419 918,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 15 615 507 439,0 тыс. рублей;
  • 2) общий объем расходов федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 207 001 486,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 355 175 037,2 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 15 626 283 594,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 781 314 179,7 тыс. рублей;
  • 3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 7 590 290 071,4 тыс. рублей и на 1 января 2016 года в сумме 8 313 703 485,0 тыс. рублей;
  • 4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 75,8 млрд. долларов США, или 60,6 млрд. евро, и на 1 января 2016 года в сумме 83,8 млрд. долларов США, или 67,0 млрд. евро;
  • 5) дефицит федерального бюджета на 2014 год в сумме 143 581 568,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 10 776 155,0 тыс. рублей.