Непостоянные морфологические признаки имени существительного. Имя существительное

Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном.

Задачи:

  • повторить, какова роль имени существительного в речи,
  • постоянные и непостоянные признаки имен существительных,
  • какими членами предложения являются имена существительные,
  • разбор имени существительного как части речи.
  • Развивать умение выделять главное, речь учащихся, познавательный интерес.
  • Воспитывать патриотические чувства любви к родному краю.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Форма проведения урока: урок открытых мыслей.

Основной дидактический метод: частично-поисковый.

Частные методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

ХОД УРОКА

I. Языковая разминка (Презентация . 2 слайд)

– Вспомнить правила работы на уроке помогут нам фразеологизмы. Что это? (Словарь – устойчивое выражение с самостоятельным значением.)

1. «Чувство локтя» (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах)
2. «Ушки на макушке» (внимательно слушать)
3. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо)

– К концу урока я буду знать, как вы работали на уроке.

Красный – 5 (за каждую работу дети самостоятельно выставляют себе оценку)
Зелёный – 4
Синий – 3

– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, традиция, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.
– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма – гласная буква – согласная буква.
– Какое слово вы подчеркнули 2 раза? (Тростник)

Тростник – О – безударная гласная, Т – непроизносимая согласная.

– Какое слово не подчеркнули? (Егерь.)
– Почему? Какая орфограмма в этом слове? Ь – на конце.

1. Охотник – профессионал.
2. Охотовед – специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны.
3. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков.

3 слайд – Проверка

– Что объединяет эти слова?

II. Введение в раздел (2 слайд)

– Посмотрите на экран. Назовите первые буквы слов из языковой разминки. Какое слово получилось? СУЩЕСТВИТЕЛ_НОЕ. Какой буквы не хватает? Ь.
– Какова её роль в этом слове?
Велико значение языка в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук».
– Как вы понимаете значение пословиц?
– Языковеды насчитывают на земле 2500 разных языков, но большая часть людей планеты, около двух миллиардов человек объясняется всего на 13 языках. Самым распространенным языком является китайский , на нем говорят свыше 700 миллионов человек, на английском – свыше 250 миллионов, на русском также свыше 250 миллионов человек.
О величии русского языка, его многообразии сказано много замечательных слов.

(4 слайд)

Лев Николаевич Толстой говорил : «… удивительный по верности, красоте, разнообразию и силе, он нежный, трогательный, где нужно строгий, где нужно бойкий и живой».
Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из чего мы будем строить. А речь состоит из частей речи. А из каких ЧАСТЕЙ РЕЧИ строится РЕЧЬ? (Ученики называют знакомые части.
– Как отличить одну часть речи от другой? (По вопросам, по значению )

(5 слайд)

– На какие группы делятся части речи? Почему? (Самостоятельные и служебные.)

Рассмотреть слайд

Вывод: Каждая часть речи очень важна и имеет определенное значение, не зависимо от того самостоятельная она или служебная.

– Сейчас мы проведём своё расследование (запись из Д.Э.)
– Прослушать и посмотрите видеофрагмент о шмеле и запомнить имена существительные, глаголы, имена прилагательные (раздать листочки) распределить по рядам
– Назовите прилагательные. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? (Определённая, герметичные, важная, сладкий, определённую.)
– Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? (Занят, переносит, живут, царит, заполнят, достать, выполняют, заполняют.)
– Назовите существительные. Что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают? (Хоботок, шмель, дело, функция, свет, чистота, порядок, корм, инстинкт, очерк, крышечка, взгляд, пища, запас, зима.)
Слова какой части речи мы чаще всего употребляем в речи?

Вывод: Вы правы, имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно, человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать все то, что его окружает.

III. Сообщение темы урока

– Мы вспомним сегодня о постоянных и непостоянных признаках имён существительных.

IV. Работа с учебником (с. 86, упр. № 103)

  • вставить пропущенные буквы,
  • объяснить орфограммы,
  • записать предложение, (разбор предложения дети делают на интерактивной доске)
  • подчеркнуть грамматическую основу.
  • сделать синтаксический разбор
  • 2 – разобрать по составу

– Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными и второстепенными)

Вывод: имена существительные в предложении могут быть и главными и второстепенными членами.

Таблица – определение имени существительного (интернет)

– Почему имена существительные имеют два вопроса, а не один “ (Обозначает одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). Это первый морфологический признак имени существительного, с которым мы познакомились.

Выполните задание. Маркером на доске соединить вопрос с картинкой

Слайд 7

Упр. 102, с. 85

– Прочитайте отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка, “Емеля – охотник”. (Слайд 8)
– Где происходят события? (У самого леса.)
Выписать самостоятельно из текста в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в начальной форме. (Слайд 9)

Проверка.

– Почему некоторые существительны написаны с заглавной буквы?

Вывод: Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

На доске указать род имён существительных

– Как определить род имён существительных?
– В английском, армянском, узбекском, татарском языках рода совсем нет. В Африке у некоторых народов до 48 родов.

Вывод: имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам». Определяем род при помощи местоимений-помощников и по конечным буквам слова.

Тест «Постоянные признаки»

Физминутка

Как вы понимаете выражение “ постоянный признак”? (Есть всегда, в любой форме данного слова.) (Слайд 10)

Тест «непостоянные признаки»

Непостоянные признаки: число (Слайд 11)

КМ школа – существительные, не имеющие множественного числа 3 кл. 8 задание.
Существительные. которые имеют только ед. ч. или мн. число – возвращаемся к слову ворота

V. Упражнения в разборе имён существительных как части речи

– Почему охотиться было трудно? (Ответы детей.)
* Выпишите однокоренные слова в тетрадь: охота, охотиться.
– Продолжите ряд однокоренных слов. Укажите части речи.
Записать на доске – Охота (сущ.), охотиться (гл.), охотник (сущ.), охотно (нар.), охотный (прил.).
– Сделайте вывод.

Вывод. Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
– Рассмотреть образец. Обратить внимание на сокращение.
Какое задание нужно выполнить, если со словом стоит число 3

Работа по вариантам – обратите внимание на определение члена предложения.

VI. Работа над развитием устной научной речи(13 слайд)

Коллективное составление рассказа (работа в парах).
Даётся время для самостоятельной подготовки. Заслушиваются индивидуальные ответы.

VII. Итог урока

Молодцы, ребята. Я открою вам тайну. Это ещё не все признаки имени существительного. В дальнейшем мы будем знакомиться с ними.

– Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)

(14 слайд)

Имя существительное,
Мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное
Имя Существительное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Чтобы всё отличным стало,
существительных немало.
Всюду будем замечать
И к месту в речи их вставлять.

(Читает ребёнок)

VIII. Рефлексия (15 слайд)

– На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «на седьмом небе». Как вы это понимаете? (Быть счастливым и довольным)

– Благодарю вас за урок. Вы – молодцы!

Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

  • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

Общее грамматическое значение - это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а именно:

1) названия конкретных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, порт­фель, кровать, лампа);

2) названия живых существ (чело­век, инженер, девочка, юноша, олень, комар);

3) названия различных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);

4) названия различных явлений природы и общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война);

5) названия отвлечённых свойств и признаков (свежесть, белизна, синева);

6) названия отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).

Морфологические признаки имени существительного - это род, число, падеж, склонение. Имена существительные

1) принадлежат к одному из четырёх родов - мужскому, женскому, среднему, общему, но не изменяются по родам: океан, река, море ; см. Как определить род имени существительного?;

2) изменяются по числам: океан - океаны, река - реки, море - моря ;

3) изменяются по падежам: океан - океана, океану, океаном и т.д.; см. Какие есть падежи в русском языке?

Изменение по падежам и числам называется склонением . См. Как определить склонение имён существительных?

Начальная форма существительного - именительный падеж единственного числа.

Синтаксические признаки: в предложении имена существительные чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения:

Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - подлежащее ;
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - дополнение ;
Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого ;
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - несогласованное определение ;
Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) - обстоятельство места ;
Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих (В. Лебедев-Кумач) - приложение .

Существительное в предложении может выступать в роли обращения (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!

По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

нарицательные существительные - это существительные, которые называют класс однородных предметов: стол, мальчик, птица, весна ;

собственные существительные - это существительные, которые называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п.: Александр, Жучка, Россия, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка» .

Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.

1) Имена собственные могут состоять из одного слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).

2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).

3) Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, кроме того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).

4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не сочетаются с именами числительными (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли ). Город Набережные Челны.
5) Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные - в собственные, например: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло­гии) - нарцисс (цветок); Бостон (город в США) - бостон (шерстяная ткань), бостон (медленный вальс), бостон (карточная игра); труд - газета «Труд».

По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

конкретные - это существительные, которые называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными). Например: стол (столы, два стола ), ученик (ученики, два ученика ), гора (горы, две горы );

вещественные - это существительные, которые называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа - единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало , а также с различными единицами измерения). Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха , но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха ), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи , но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи ), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил , но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил ), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок , но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок );

отвлечённые (абстрактные) - это существительные, которые называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными). Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания ), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты ), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи ), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот );

собирательные - это существительные, которые называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными). Например: молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи ), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства ), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья ), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы );

единичные - это существительные, которые являются разновидность вещественных существительных. Эти существительные называют один экземпляр тех предметов, из которых состоит множество. Например: жемчуг - жемчужина, картофель - картофелина, песок - песчинка, горох - горошина, снег - снежинка, солома - соломина .

ЗАДАНИЕ. Зарисовать таблицу. Выучить

Письменно

Перепишите. Надпишите разряды имён существительных по значению (собственные – нарицательные; одушевлённые – неодушевлённые; конкретные – вещественные – отвлечённые – собирательные).

1. Был пасмурный, но душный день. Крюков бесцельно бродил по комнатам, засматривал в окна или же перелистывал давно уже надоевшие альбомы. В этот день ему почему-то казалось, что дети ведут себя отвратительно, жена плохо глядит за прислугой, что расходы ведутся несообразно с доходами (Чехов). 2. Так росла молодёжь вместе со своим городом, вместе со своим парком и по-своему крестила его районы, слободки, улицы (Фадеев). 3. – Расплывчатое свечение, которое коромыслом огибает всё небо, называется Млечным Путём, – тихо сказал учитель (Закруткин). 4. Китайцы старались палками выбросить животное на берег (Арсеньев). 5. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушёл под землю (Гоголь).

Информатика

Выучить: §12, стр. 83-85

5 КЛАСС (литература)

ТЕМА «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи:

ПИСЬМЕННО (выучить)

Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Юмор – это всегда какой смех? (Добрый) Да, это смех, который не уничтожает человека, высмеивает его недостатки.

Понравился ли вам рассказ? Какое впечатление произвел он на вас?

Наверняка некоторые значения слов показались вам не совсем понятными.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Тема

« Имя существительное. Постоянные

и непостоянные

морфологические признаки имён существительных».

Тема : Заседание учёного совета по теме « Имя существительное. Постоянные и непостоянные

морфологические признаки имени существительного».

Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном , активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;

воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация.
Организация урока : парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.

Ход урока.

I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха. Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.

II.Актуализация опорных знаний

Цель:

    всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;

    тренировать в нахождении имен существительных;

    развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение


Вступление.
Итак, заседание начинается.

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам. (имя существительное)

« Имя существительное

это хлеб языка »

( Лев Успенский).

Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

1)Вопросы учителя к эпиграфу

Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

Объясните значение слова "язык".

Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание?

Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.

Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.
В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
-Что такое имя существительное? (я считаю, я думаю)

Ваше мнение?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Каким членом предложения является?

2)Выступление докладчика

Докладчик (Пархоменко Д.)

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.

А теперь предлагаю размять наши пальчики.

III. Гимнастика для пальчиков.

IV.Минутка чистописания.

О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)

СсСс

Работа со словарём.

Выпишите из словаря все существительные на букву С. (салют, свобода, секрет, солдат)

Докажите что это существительные.

Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)

Почему? Докажите.

Вывод:

Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)

Что вы сейчас перечислили?

V. Сообщение темы, постановка цели урока.

Цель:

    Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.

    формировать навык самоконтроля.

Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? (морфологические признаки)

На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки?
Имя существительное

? (постоянные) ?(непостоянные)

1. Собственное- нарицательное Число

2. Одушевленное –неодушевлённые Падеж

3. Род

4. Склонение

Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.

(2 группы признаков имён существительных) (постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)

Изучение нового материала

У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Задание №1

(работа в группах), (собственные и нарицательные), (разноуровневые карточки).

1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.

    ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

    УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?

(собственные и нарицательные)

2).Найди и исправь ошибки.

Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша .

Какое правило не знает Незнайка?

Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь.

Игра- Рига; лего– Олег; соло – Осло (столица Нарвегии). (Со́ло ( Solo - один) - исполнение всего произведения или его ведущей партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется .)

Вывод:

Задание №2 (работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141

Одушевлённые неодушевлённые

Трубач тягач

Богач калач

Циркач плач

Ткач кума′ч

Силач меч

Врач кирпич

Лихач луч

Царевич обруч

Москвич ключ

Мяч

Как вы понимаете, что такое кумач ? (работа с толковым словарём)

Кумач – хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

Вывод:

Задание №3(род, склонение)

(Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. (У каждого ученика карточка обсуждает с группой)

Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.

Сердце, юноша , желание, горе, олово.

Озеро , поломка, встреча, дружба, ходьба.

Вертолёт, стук, угощение , металлолом, музыкант.

Вывод:

Стрекоза, мужчина, басня, стекло , дядя.

Скорость, нефть, молодёжь, нота , рожь, метель.

Галстук, зерно, сердце, юноша, шум.

Вывод:

Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.

Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.

Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.

Как определить склонение?

Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Вывод:

Обобщение

Непостоянные морфологические признаки имён существительных

Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)

Как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?

Докажите свою точку зрения. (3-4 примера устно)

Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.

Обобщение.

VI. Физминутка.

Цель:

    избежать перегрузки и переутомления учащихся,

Задание №4

Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.

Обобщение

VII. Подведение итогов

Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.

Какие задачи мы ставили перед собой?

Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?

VIII. Рефлексия

Домашнее задание

    Сообщить учащимся о домашнем задании,

    разъяснить методику его выполнения

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.

Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.

Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья - одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж - это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

Нарицательные – собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

· ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка – нарицательные

· Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» - собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

· конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка

· абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо

· вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе

· собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

Одушевлённость - неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не "живые".

· Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)

· Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

· во множественном числе у одушевлённых имён существительных
Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)

· в единственном числеу одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний . Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец – мать, брат – сестра, муж - жена, мужчина – женщина, юноша – девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом.
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан, море, река, озеро, пруд – разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

а, у, или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы , ам или ы, ами, ах, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся . И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водитель , инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу .

Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми – слова - названия городов – мужского рода.

Конго, Зимбабве – слова - названия государств – среднего рода .

Миссисипи, Янцзы – слова - названия рек – женского рода.

Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что словоМиссисипи ж.р.

Склонение

Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е. Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме.
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция - окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о , е в начальной форме.
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание - окончание [э], гений, Алексей.

К 3-му склонению относятсяслова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие , ий : лекция, здание, гений.

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я ие , которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и - гласная, обозначают два звука? Лекция – [ий’а], здание – [ий’э], причем звук [й’] – это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание – [э], а в словах типа гений – нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.