Национально-культурная автономия как субъект Российской Федерации. Национально-культурная автономия Культурная автономия в рф

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Культурная (национально-культурная) автономия - автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию .

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения . Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация .

В Российской Федерации

После восстановления независимости в 1993 году был принят новый закон об автономии. Были созданы автономии немцев и шведов; о создании русской автономии было подано три заявления, одно из которых было отклонено; по состоянию на 2012 год, министерство культуры не определило, кому именно из оставшихся заявителей дать право составлять списки автономии. Рассмотрение ходатайств длится более года .

См. также

Напишите отзыв о статье "Культурная автономия"

Примечания

Ссылки

  • (латыш.)
  • , Эстония
  • Портал (Эстония)
  • Осипов А., Никифоров И. Таллин, 2008 ISBN 978-9985-9542-9-4
  • Никифоров И. 2009

Отрывок, характеризующий Культурная автономия

Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.
– Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное радостное известие, которое мы получили с давнего времени. – Опять еще беспокойнее княжна оглянулась на компаньонку и хотела что то сказать; но Пьер перебил ее.
– Вы можете себе представить, что я ничего не знал про него, – сказал он. – Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым… Какая судьба!
Пьер говорил быстро, оживленно. Он взглянул раз на лицо компаньонки, увидал внимательно ласково любопытный взгляд, устремленный на него, и, как это часто бывает во время разговора, он почему то почувствовал, что эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо, которое не помешает его задушевному разговору с княжной Марьей.
Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:
– Вы не узнаете разве?
Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.
«Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
В первую же минуту Пьер невольно и ей, и княжне Марье, и, главное, самому себе сказал неизвестную ему самому тайну. Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее – яснее, чем самыми определенными словами, – он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.
«Нет, это так, от неожиданности», – подумал Пьер. Но только что он хотел продолжать начатый разговор с княжной Марьей, он опять взглянул на Наташу, и еще сильнейшая краска покрыла его лицо, и еще сильнейшее волнение радости и страха охватило его душу. Он запутался в словах и остановился на середине речи.
Пьер не заметил Наташи, потому что он никак не ожидал видеть ее тут, но он не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально вопросительные.
Смущение Пьера не отразилось на Наташе смущением, но только удовольствием, чуть заметно осветившим все ее лицо.

– Она приехала гостить ко мне, – сказала княжна Марья. – Граф и графиня будут на днях. Графиня в ужасном положении. Но Наташе самой нужно было видеть доктора. Ее насильно отослали со мной.
– Да, есть ли семья без своего горя? – сказал Пьер, обращаясь к Наташе. – Вы знаете, что это было в тот самый день, как нас освободили. Я видел его. Какой был прелестный мальчик.
Наташа смотрела на него, и в ответ на его слова только больше открылись и засветились ее глаза.
– Что можно сказать или подумать в утешенье? – сказал Пьер. – Ничего. Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?
– Да, в наше время трудно жить бы было без веры… – сказала княжна Марья.
– Да, да. Вот это истинная правда, – поспешно перебил Пьер.
– Отчего? – спросила Наташа, внимательно глядя в глаза Пьеру.
– Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.

Федеральным законом «О национально-культурной автономии» устанавливается, что организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий .

В Российской Федерации предусматривается организация трех уровней деятельности национально-культурных автономий. В зависимости от этого национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными (действуют на уровне субъектов Российской Федерации) и федеральными. Практика создания национально-культурных автономий в федеральных округах отсутствует.

Местные национально-культурные автономии образуются путем консолидированного решения местных национальных объединений. Непосредственно граждане создавать национально-культурную автономию не вправе, она создается только объединениями граждан. Образование региональной национально-культурной автономии в соответствии с законом может идти двумя путями. Первый предполагает, что ее учреждают местные национально-культурные автономии на учредительном съезде. Второй путь осуществим, если в пределах конкретного субъекта РФ создана только одна местная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. В этом случае такая автономия может приобрести статус региональной.

Федеральные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовываться региональными национально-культурными автономиями двух или более субъектов РФ. Если в пределах страны создана только одна региональная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, то национально-культурная автономия может приобрести статус федеральной.

Создание национально-культурной автономии должно сопровождаться обязательной государственной регистрацией. Для некоторых других общественных объединений регистрация необходима только тогда, когда объединение желает получить статус юридического лица и само заявит об этом (ст.21 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Обязательная же государственная регистрация при создании союза необходима тогда, когда характер его будущей деятельности имеет большое значение для государства. В этом смысле национально-культурные автономии стоят в одном ряду с политическими партиями, при создании которых также обязательна регистрация.

В России ведется реестр национально-культурных автономий. Данные об их регистрации направляются органам юстиции, принявшим решение о регистрации, в соответствующий орган исполнительной власти Российской Федерации по делам национальностей.

Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» прекращение деятельности национально-культурной автономии возможно в двух основных формах, которые по характерным признакам правового механизма можно условно назвать добровольной и принудительной.

Добровольная форма прекращения деятельности общественного объединения вытекает из свободного характера их создания, когда требуется лишь волеизъявление граждан. Поэтому объединение вправе само принять решение о прекращении деятельности в том случае, если, например, цели его создания достигнуты.

Процедура принудительного прекращения деятельности общественного объединения разделена на две стадии - приостановление и ликвидация. Приостановление деятельности зарегистрированной национально-культурной автономии, как и других общественных объединений, может быть произведено в случае нарушения Конституции РФ, конституций или уставов субъектов Российской Федерации, законодательства России.

Процедура приостановления деятельности федеральной национально культурной автономии может быть инициирована только Генеральным прокурором Российской Федерации, а региональных и местных автономий - прокурором соответствующего субъекта РФ и осуществляется решением суда того же субъекта.

В случае, если в указанные в судебном решении о приостановлении деятельности сроки национально-культурная автономия не устранит нарушения, орган, внесший такое представление, вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении деятельности общественного объединения.

На практике такое заявление могут направить Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Федерации, а также органы юстиции, которые до этого инициировали приостановление.

Законодательно устанавливаются несколько оснований, по которым общественное объединение может быть ликвидировано в судебном порядке. Такими основаниями, в частности, являются:

Нарушение требований по ограничению создания и деятельности общественного объединения;

Виновное нарушение общественным объединением своими действиями прав и свобод граждан;

Неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов;

Систематическое осуществление общественным объединением деятельности, которая противоречит его уставным целям.

Национально-культурная автономия может быть ликвидирована не только по основаниям, предусмотренным ФЗ «Об общественных объединениях», а и в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ст.9) .

В случае приостановления деятельности общественного объединения его права приостанавливаются, а также его региональных и других структурных подразделений как учредителей средств массовой информации; им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовым договорам.

В случае принятия судом решения о ликвидации общественного или религиозного объединения его региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.

Должностное лицо или орган с момента его обращения в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.

Унификация законодателем процедуры прекращения деятельности всех видов общественных объединений, включая и национально-культурную автономию, понятна - все они обладают общим правовым статусом, который конкретизируется в дополнительных целях, правах и обязанностях. Хотя распространение общих процедур ликвидации на национально-культурные автономии, даже предпринятых на законных основаниях, может быть воспринято представителями национального меньшинства как покушение на их права, проявление националистических амбиций и т.п. Для многонационального государства, каковым является Россия, возможно, необходим более продуманный механизм принудительной ликвидации общественных объединений, созданных на национальной основе. Речь в данном случае может идти не столько о пересмотре законодательно установленных процедур, сколько о вопросах организационного плана. К примеру, очевидна необходимость качественного информационного обеспечения механизма ликвидации национально-культурной автономии с тем, чтобы представители данного этноса имели возможность наглядно убедиться в действительно незаконном характере деятельности объединения и не искали бы в действиях государственных органов политической подоплеки.

Понятие автономии. В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление определенной степени самостоятельности. Территориальная автономия - это предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму в Украине), нескольким частям (двум округам, населенным англоязычными индейскими племенами, на побережье Никарагуа), всем однопорядковым единицам (например, областям в

Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Именно в этом смысле в Конституции Японии 1946 г. говорится о «принципе местной автономии». Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие (как в Японии). В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые автономные территориальные единицы в государстве, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Гренландия в Дании). Они в той или иной степени имеют какие-то элементы государственности, но государствами не являются, если даже называются республиками. Ниже рассматривается именно территориальная автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц. Как правило, такая автономия имеется в унитарных государствах, и лишь в редчайших случаях нечто вроде автономных образований существует в единичных субъектах федераций (в отдельных штатах в федеративной Индии). Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

Национально-культурная автономия - это автономия другого рода. Она не связана с компактным проживанием этноса на определенной части территории государства (хотя, конечно, вне какой-либо территории такие объединения невозможны) и представляет собой общественные объединения разрозненно проживающих граждан определенного этноса и других граждан, желающих участвовать в развитии, в частности его языка, культуры.

В условиях национально-культурной автономии национальности создают свои организации и выборные органы, имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве или местных органах государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп , в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов (коренного малочисленного северного народа).

Виды автономии. В зависимости оттого, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.

Первая - это, в сущности, национально-культурная автономия для разрозненно проживающих национальных меньшинств (Австрия, Венгрия и др.), о которой говорилось выше.

Корпоративная автономия обычно связывается с разрозненными языковыми общностями, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате в местном самоуправлении, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного этноса.

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или, иначе говоря, этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории.

В отечественной литературе принято различать две формы национально-территориальной автономии: политическую (ее часто называют законодательной, государственной) и административную.

Политическая автономия имеет существенные признаки государственности. Она (ее органы) обычно обладает правом законодательства по местным вопросам. Перечень ее полномочий бывает указан в конституции (например, в Конституции Украины в отношении Автономной Республики Крым ) или определяется специальным законом (например, британский закон об автономии Шотландии 1998 г.). Иногда такой автономии принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований (Азорские острова в Португалии, Гренландия в Дании и др.). В политической автономии создается местный парламент (законодательное собрание). Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей (в Автономной Республике Крым свои законы не издаются, есть только законы Украины, в Автономной Республике Нахичевань в Азербайджане издаются, Конституция Азербайджана 1995 г. устанавливает, что Нахичевань - «автономное государство»). Законы (постановления) обычно могут издаваться только по вопросам «автономного» значения: организация административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориальное деление автономии, местная полиция, рынки, санитария, ремесленное обучение, дорожная сеть, сельское хозяйство и др. Иногда такие полномочия шире. В Северной Ирландии (по закону 2001 г.), Шотландии (закон вступил в силу в 2000 г.) они включают вопросы хозяйства региона, финансово-кредитную политику, общественную безопасность, культуру, образование, охрану окружающей среды. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии (например, Исполнительный совет в Северной Ирландии или Совет министров по Конституции Автономной Республики Крым), а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб (Корсика во Франции). В политической автономии почти всегда есть назначенный из центра губернатор (иное должностное лицо), но его полномочия часто невелики. В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство (это одновременно гражданство государства) и свою конституцию. Свою конституцию имеет Автономная Республика Крым (Украина), но собственного гражданства она не имеет. Аландские острова в Финляндии, напротив, имеют свое гражданство, но не имеют конституции. Широкими правами пользуется палестинская автономия в Израиле, имеющая собственное управление.

Наибольшее число политических автономий в Италии (20) и Испании (17). В других странах существуют два, например Северная Ирландия и Шотландия в Великобритании (Уэльс - автономия административная), одно территориальное политическое автономное образование (Аландские острова в Финляндии).

Административная автономия не обладает правом издавать свои законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах своих полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы автономных образований могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов). В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, ведутся радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

Административная автономия существует в Никарагуа, где есть два округа на атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии - Гагаузия, где проживают гагаузы (тюркская народность), в Таджикистане - Горно-Бадахшанская автономная область. С 2000 г. административной автономией (без права издания местных законов) стал Уэльс в Великобритании. Административная автономия может создаваться в редких случаях и в субъектах федеративных государств. В Индии нечто подобное существует для некоторых мелких народностей в отдельных штатах (например, в штате Ассам). Губернаторы тех штатов Индии, где есть автономные округа для этнических групп, вправе допускать изъятия из федеральных законов и законов штатов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и др. Административной автономией пользуется остров Тобаго в Республике Тринидад и Тобаго, как, впрочем, зачастую и многие другие острова в островных государствах. В 2005 г. создана автономия в Иордании для территории Асех. Больше всего административных автономных образований в Китае (156). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший по территории из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).

Своеобразными автономиями в некоторых унитарных государствах являются ассоциированные территории. В Новой Зеландии это острова Кука (с населением 18 тыс. человек), острова Ниуэ (3 тыс. человек) и др. У них имеются свои так называемые конституции, представительные органы, но органы исполнительной власти назначаются генерал-губернатором Новой Зеландии.

В отдельных странах Африки есть межгосударственная «кочевая автономия» для туарегов - кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.

В целом возрастает разнообразие вариативных форм автономии, увеличивается численность автономных образований в мире. Вместе с тем есть и конституционные запреты создавать автономные образования. Конституция Болгарии 1991 г. запрещает создавать территориальную автономию в стране, исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления.

В унитарных государствах имел место выход автономии из состава государства (автономной области Эритрея из Эфиопии в 1993 г.) . В настоящее время вопрос о создании собственного государства в будущем ставят местные партии в Шотландии, в автономных Гренландии (Дания) и Стране Басков (Испания).

В некоторых государствах (США, Канада, Австралия, страны Латинской Америки) есть резервации - территории поселения различных племен коренных народов. Они вправе пользоваться своими обычаями, избирают свои племенные советы. Выход из резервации теперь свободен, но лица, воспитанные в резервациях, плохо адаптируются к новым условиям жизни.

0 школьных, экологических, энергетических и некоторых других специальных округах говорилось выше.

  • В Венгрии омбудсман по правам национальных меньшинств представляется наэту должность после того, как президент запросит мнение организаций национальныхменьшинств.
  • Этот текст принимается местным парламентом Автономной Республики Крым иутверждается парламентом Украины.
  • Гренландия не является, например, членом Европейского Союза, хотя им является Дания. Отношения Гренландии с ЕС регулируются особым соглашением. В Гренландии (свыше 57 тыс. человек населения) выдвигаются требования о независимости ипровозглашении государства. Дания своим законом разрешила провести такой референдум. В 2007 г. ответ избирателей был отрицательным.
  • Тогда Эфиопия была унитарным государством с автономиями.

Под автономией в наиболее широком смысле понимается право на самостоятельное решение определенных вопросов. Применительно к национальным меньшинствам автономии могут выступать в двух формах.

Территориальная автономия. Ее создание возможно лишь в случае компактного проживания народа, этноса, т.е. это возможность обособления и самостоятельности на определенной территории, что выражается в возможности иметь свои органы власти, принимать свои нормативные акты. В России территориальными автономиям являются автономная область и автономные округа - субъекты РФ.

Культурная автономия является формой самоопределения, если этнос, нация проживает разрозненно. В этом случае создаются различные общественные объединения, посредством которых этносы могут самостоятельно сохранять и защищать свои национальные особенности, язык, культуру. В России к такому виду автономий относится национально-культурная автономия. Ее статус регулируется Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

лНК Судебная практика

«...основное предназначение национально-культурной автономии - не национально-территориальное, а национально-культурное самоопределение, т.е. обеспечение жизнеспособности и самостоятельности этноса, находящегося в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, именно в национально-культурной сфере» (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. № 5-П).

Итак, национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Это один из институтов гражданского общества, через который граждане могут реализовывать свои национальные интересы. Для этого общественного объединения характерно:

  • наличие особой цели создания - самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры укрепления единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений;
  • особый субъект создания. Правом на создание национально-культурной автономии обладает этническая общность, находящаяся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. Этнической общностью, находящейся в ситуации национального меньшинства, является рассеянный этнос, состоящий из граждан и других лиц, чьи культурные традиции не совпадают с традиционной культурой населения страны; только в этом смысле для национально-культурной автономии они «национальное меньшинство» . Следует также отметить, что в национально-культурные автономии могут объединяться только граждане РФ.

Организационно-правовой формой национально-культурной автономии может быть только общественная организация.

Национально-культурная автономия подлежит обязательной государственной регистрации, в отличие от иных видов общественных объединений, которые могут функционировать без приобретения статуса юридического лица.

Например, по данным Министерства юстиции РФ в России зарегистрировано более 700 национально-культурных автономий .

Национально-культурная автономия в зависимости от территориальной сферы деятельности может быть:

  • местной;
  • региональной;
  • федеральной.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами РФ, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами РФ могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования. Делегаты местных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта РФ. Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Судебная практика

Положение ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О национально-культурной автономии» по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что в пределах субъекта РФ государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подлежит не более чем одна региональная национально-культурная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, образованная местными национально-культурными автономиями граждан, относящих себя к данной этнической общности, и в системе действующего правового регулирования это положение не противоречит Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. № 5-П).

Национально-культурная автономия имеет право:

  • получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры;
  • обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
  • создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном языке;
  • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
  • следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры;
  • участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
  • устанавливать гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.
  • Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия. М., 2003. С. 47.
  • Официальный сайт Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.minjust.ru/ru/activity/nko.

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РФ - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия - вид общественного объединения. Ее организационно-правовой формой является общественная организация.

Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности. Национально-культурная автономия имеет право:

1) получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

2) обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

3) создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

4) сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

5) следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

6) создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;

7) участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

8) устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

Виды национально-культурной автономии:

1) местные национально-культурные автономии граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности;

2) региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями;

3) федеральная национально-культурная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности.

Названные национально-культурные автономии могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов РФ. Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном ФЗ «О национально-культурной автономии», а также «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 323.