Меры по охране земельных ресурсов. Меры охраны земель

Ст. 12 Земельного кодекса устанавливает, что использование земель должно осуществляться способам обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, с новой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности, и определяется целями охраны земли:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

С целью охраны земель разрабатываются соответствующие программы, предусматривающие перечень обязательных мероприятий по охране зе­мель. При этом учитываются особенности хозяйственной деятельности, природные и другие условия.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных меропри­ятий по охране земель осуществляются на основании экологической экспертизы, установленных санитарно - гигиенических и иных норм и требований. Для проведения проверки соответствия почвы экологичес­ким нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохими­ческие и иные обследования.

Внедрение новых технологий, реализация программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются, если они не соответству­ют установленным экологическим, санитарно - гигиеническим и иным требованиям. Чтобы предотвратить деградацию земель, восстановить плодородие почвы разрешается консервация земель с изъятием их из оборота.

Особый порядок использования установлен для земель, которые подвер­глись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обес­печивается производство продукции, соответствующей установленным требованиям. Такие земли подлежат ограничению в использовании, ис­ключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, они могут переводиться в земли запаса для консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохо­зяйственной продукции.

Эффективность мероприятий по охране земель во многом зависит от экономичес­ких факторов стимулирования рационального использования и береж­ного отношения к земельным ресурсам. Порядок такого стимулирова­ния устанавливается, в частности, бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Меры, повышающие заинтересо­ванность в охране земель, рассчитаны в первую очередь : на собственников земельных участков; землепользователей; землевладельцев; арендаторов земельных участков.


Экономическое стимулирование рационального использования и охра­ны земель предусматривает, в частности, следующие меры:

Освобождение от платы за земельные участки в период их освоения и период, предусмотренный проектом производства работ;

Поощрение работников сельскохозяйственных предприятий, руководи­телей и специалистов за реализацию мероприятий по улучшению каче­ства земель, повышению плодородия почв и их продуктивности;

Установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяй­ственную продукцию;

Компенсацию собственникам земель и другим пользователям произве­денных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв.

Ответственность за нарушения законодательства в сфере использо­вания и охраны земель. За нарушения требований земельного законода­тельства виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, матери­альной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственно­сти.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ основанием для наступ­ления дисциплинарной ответственности является неисполнение или ненад­лежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. При этом кроме предусмотренных Кодексом видов взысканий на отдельные категории работников могут быть наложены взыскания, уста­новленные в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине. В случае, если совершенное работником деяние причинило ущерб работодате­лю, то согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ такой работник обязан нести материальную ответственность.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за совершение таких проступков, как :

самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);

уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2);

самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округ санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);

самовольная переуступка права пользования землей (ст. 7.10);

незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);

порча земель (ст. 8.6);

невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);

использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и ряд других нарушений.

Ответственность за отдельные нарушения законодательства об использовании и охране земель может наступать и в соответствии с законодательные актами субъектов РФ.

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за :

Регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ);

Отравление, загрязнение или порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращен с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иные опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 254 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за совершение нарушений земельного законодательства наступает на основании решений суда и может выражаться в возмещении виновным причиненного вреда окружающей среде или здоровью граждан, в том числе в результате совершения преступления или административного проступка, либо в совершении (воздержании) каких-либо обязательных действий, например, освобождении самовольно занятого земельного участка.

Государственное управление в сфере использования и охра­ны земель в основном заключается в реализации таких мероприятий как:

1. Осуществление мониторинга земель;

2. Проведение землеустройства;

3. Ведение государственного земельного кадастра;

4. Осуществление государственного контроля;

5. Проведение мелиоративных мероприятий

1. Мониторинг земель (происходит от лат. monitor - наблюдающий, предостерегающий) согласно ст. 67 Земельного кодекса РФ - система наблюдения за состоянием земель на всей территории РФ. При этом основными задачами проведения мониторинга яв­ляются:

Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих из­менений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

Информационное обеспечение ведения государственного земельного ка­дастра, государственного земельного контроля за использованием и ох­раной земель, иных функций государственного и муниципального управ­ления земельными ресурсами, а также землеустройства;

Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

2. Феде­ральный закон «О землеустройстве» от 18.06.01 г. устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использо­вания земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Под землеустройством согласно ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» понимаются «мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство)».

Функции государственного управления землеустроительным процессом РФ в соответствии с Положением о Федеральной службе земельного кадастра России осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы.

Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.

Землеустройство - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель. Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.

Охрана земель включает систему организационных, экономических, правовых, инженерных и других мероприятий, направленных на защиту земель от расхищения, необоснованных изъятий из сельскохозяйственного оборота, нерационального использования, вредных антропогенных и природных воздействий в целях повышения эффективности природопользования и создания благоприятной экологической обстановки.

Охрана земель предусматривает:

· защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, от подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами;

· рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других полезных свойств;

· снятие и сохранение плодородного слоя почвы с тем, чтобы использовать его для рекультивации земель или повышения плодородия малопродуктивных угодий;

· установление особых режимов пользования для земельных участков, имеющих природоохранное и историко-культурное значение.

Для нормального функционирования службы контроля за правильным использованием земель следует на всех уровнях осуществлять мониторинг земель и соблюдать государственный земельный кадастр.

Мониторинг земель представляет собой систематическое наблюдение за состоянием земельного фонда для своевременного выявления динамики и устранения негативных процессов и тенденций. Данные мониторинга представляются всем органам государственного и общественного контроля.

Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения землевладельцев, землепользователей и арендаторов информацией о состоянии земель в целях организации их рационального использования и охраны, совершенствования управления земельными ресурсами и обоснования размеров платы за землю.

Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земли, и предусматривает:

1) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических, экологических и других обследований;

2) разработку генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов, составление проектов, связанных с охраной и использованием земель;

3) составление проектов образования новых и упорядоточения существующих землепользований с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре;

4) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства для землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

5) образование размещения и определение на местности территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами.

В деле защиты земель большая роль принадлежит общественности. Активисты общества охраны природы выявляют и вовлекают в хозяйственный оборот слабо или вовсе неиспользуемые, но пригодные для этих целей земли. Ежегодно по решению общества охраны природы проводится смотр рационального использования земель и мер по повышению плодородия почв.


Заключение

Почвенный покров Земли играет решающую роль в обеспечении человечества продуктами питания и сырьем для жизненно важных отраслей промышленности. Использование с этой целью продукции океана, гидропоники или искусственно синтезируемых веществ не может, по крайней мере в обозримом будущем, заменить продукцию наземных экосистем (продуктивность почв). Поэтому непрерывный контроль за состоянием почв и почвенного покрова – обязательное условие получения планируемой продукции сельского и лесного хозяйства.

Вместе с тем почвенный покров является естественной базой для поселения людей, служит основой для создания рекреационных зон. Он позволяет создать оптимальную экологическую обстановку для жизни, труда и отдыха людей. От характера почвенного покрова, свойств почвы, протекающих в почвах химических и биохимических процессов зависят чистота и состав атмосферы, наземных и подземных вод. Почвенный покров – один из наиболее мощных регуляторов химического состава атмосферы и гидросферы. Почва была и остается главным условием жизнеобеспечения наций и человечества в целом. Сохранение и улучшение почвенного покрова, а, следовательно, и основных жизненных ресурсов в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства, развития промышленности, бурного роста городов и транспорта возможно только при хорошо налаженном контроле за использованием всех видов почвенных и земельных ресурсов.

Восстановление нарушенного почвенного покрова требует длительного времени и больших капиталовложений, именно поэтому антропогенное воздействие на почву, растение, на окружающую среду не должно превышать пределы, за которыми снижается производительность аргоэкосистемы, нарушается устойчивость и стабильность ее функционирования.


Список литературы

1. П. Ревель, Ч. Ревель «Среда нашего обитания. Народонаселение и пищевые ресурсы», Москва, изд. «Мир», 1995г.

2. А. Коробкин, Д. Передельский «Экология», Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2005.

3. Б. Миркин, Л. Наумова «Экология России», Москва, изд. «Устойчивый мир», 2002г.

4. М. Добровольский, А. Гришина «Охрана почв», Москва, изд. МГУ, 2001г.

Размещено на Allbest.ru

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целью охраны земель является:

предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

При использовании земельных участков землепользователь обязан осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, который включает в себя:

рациональную организацию территории;

защиту земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими веществами;

рекультивацию нарушенных земель, восстановление полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот.

Согласно Протоколу технического совещания ООО «Нарьянмарнефтегаз» по вопросам проектирования полигона от 19.02.09г. и Технического задания ООО «Нарьянмарнефтегаз» от 07.08.2009 г. на корректировку проекта «Полигон по обезвреживанию и захоронению отходов на месторождениях Южное Хыльчую» расчетный срок эксплуатации полигона по обезвреживания и захоронения твердых бытовых и промышленных отходов Южно-Хыльчуюского месторождения принимается не менее 20 лет.

Строительства полигона предусматривается в две очереди:

первая: начало строительства 2009-2010г.; срок эксплуатации 5 лет;

вторая: начало строительства 2013-2014год, срок эксплуатации 15 лет.

Строители обеспечиваются временным жильем в вахтовом поселке на ЦПС "Ю. Хыльчую", что устраняет необходимость в дополнительном отводе земельных участков для строительства жилых модулей и организации системы жизнеобеспечения на месте проведения работ. Доставка рабочих от места проживания до места производства работ будет осуществляться автотранспортом по зимнику.

Площадка 1-ой очереди строительства полигона расположена на ранее отсыпанной платформе имеющей уклон с северо-востока на юго-запад. Величина уклона платформы составляет в среднем около 8 ‰. Величина насыпи площадки под строительство 1-ой очереди полигона обусловлена размером отведенного участка, заданным объемом шламонакопителей и карт-траншей, первого принципа строительства (сохранение вечномерзлых грунтов (ВМГ) в основании сооружений в процессе строительства и эксплуатации). Проектом заложена дополнительная отсыпка территории 1-ой очереди строительства грунтом толщиной в среднем 1,6м.

Площадка 2-ой очереди строительства полигона является естественным продолжением площадки 1-ой очереди строительства и отсыпается грунтом толщиной в среднем 2,5м.

При организации рельефа потребуется 79300 м3 грунта дополнительно в насыпь 1-ой очереди строительства полигона. Для организации площадки под 2-ю очередь строительства полигона потребуется 49340 м3 грунта.

Состав проектируемых сооружений 1-ой очереди полигона:

Шламонакопитель А (по типу шламового амбара для захоронения шлама от бурения) V=3500м3.

Шламонакопитель В пастообразных нефтесодержащих отходов (шлам от зачистки резервуаров и трубопроводов) V=5000м3.

Шламонакопитель С (двухсекционный) для сбора жидких нефтесодержащих отходов. V=3000м3.

Шламонакопитель Д для осадков от очистки бытовых и производствено-дождевых стоков. V=240м3.

Площадка для размещения оборудования для сбора нефтяной пленки. S=36м2.

Резервная емкость для сбора нефтяной пленки.V=40м3.

Карта-траншея для захоронения твердых пром.отходов.V+1000м3.

Карта-траншея для захоронения золы.V=200м3.

Площадка складирования металлических бочек (на 1000 шт.). S=450м2.

Площадка для складирования лома черных металлов и прессованных металлических бочек. S=360м2

Площадка складирования пластиковых бочек (на 1000шт.) S=450м2.

Площадка складирования отработанных покрышек. S=120м2

Площадка первичной переработки пластиковых бочек и покрышек. S=25м2.

Площадка временного размещения контейнеров со сжигаемыми ТБО. S=200м2.

Площадка под установку термического обезвреживания отходов «ЭЧУТО 150.03».

Площадка под установку термического обезвреживания отходов «ИН-50.4М». S=600м2.

Канализационные емкости дождевых и дренажных стоков (4шт.) и водоотводные канавы.V=16м3 каждая емкость.

Площадка под временное хозбытовое помещение и КПП.

Трансформаторная подстанция 10/0.4 кв.

Кабельная линия 10кв.

Газораспределительная установка.

Газопровод топливного газа «ЦПС «Южное Хыльчую»-полигон».

Подъездная автодорога 32п.м.

Гидронаблюдательные скважины (2шт.)

Пожарный резервуар (2шт.). V=60м3 каждый.

Состав проектируемых сооружений 2-ой очереди полигона:

Шламонакопитель №24 (двухсекционный) для сбора жидких нефтесодержащих отходов V=5 000м3

Карты-траншеи для захоронения несжигаемых ТБО V=1000 м3

Карты-траншеи для захоронения золы V=1000 м3

Установка ЛОС Производительность 500м3/сут.

Водоприемные колодцы поверхностного стока V=3м3

Канализационные емкости дождевых и дренажных стоков V=16м3

Площадка сброса очищенных вод на рельеф S=200 (20х10) м2

Модульный бытовой блок- контейнер 6х2,45 м2

Канализационная емкость бытовых стоков V=8м3

Гидронаблюдательные скважины СНиП 2.01.28-85

Автовесы на г/п

Ограда по периметру 2 очереди полигона

Размеры технологических участков и зон приняты исходя из размеров площадки, отведенной под строительство полигона и с учетом объемов поступления отходов.

По форме проявления техногенное воздействие на почвенный и растительный покров при строительстве и эксплуатации полигона можно разделить на площадное и линейное.

Площадное техногенное воздействие заключается в полной утрате почвенного и растительного слоя при устройстве отсыпки производственной площадки. На засыпаемых участках естественная растительность гибнет полностью, велика вероятность частичного изменения состава растительности по периметру отсыпаемых участков (замена мохово-осоковых ассоциаций на злаковые и злаково-осоковые). Мелкопесчаные породы, используемые для отсыпки площадок, неустойчивы к ветровой эрозии, и при отсутствии залужения внешних откосов, возможен перенос этих пород ветром на близлежащие территории. Откосы также могут подвергаться размыву в период снеготаяния. Поскольку рельеф территории очень выровненный, отсыпка площадок не приведет к существенному изменению направления сброса поверхностных и грунтовых вод, изменению водного баланса территории, заболачиванию территории.

Воздействие при устройстве свайных фундаментов под линейные объекты будет незначительным. При бурении скважин под опоры будет вынут грунт и сложен в отвалы. Летом вынутый грунт, обладающий тиксотропными свойствами, оттает и растечется, покрыв естественную растительность, которая при этом погибнет. Для предотвращения этого предлагается, вынутый грунт, вывозить и отсыпать в основание тела площадок сооружаемых объектов, переездов техники, оставшуюся часть разравнивать как можно более тонким слоем (толщиной не более 1.5-2 см) в пределах полосы отвода. Эти работы необходимо проводить в зимний период сразу после забивки свайных опор.

Строительство линейных объектов предполагается осуществлять в зимнее время, что позволит свести воздействие на почвенно-растительный слой к минимуму. Нарушения произойдут только непосредственно под сваями, почвенный и растительный слой, расположенный под объектами нарушен не будет.

Линейное техногенное воздействие на территорию может быть связано с движением транспорта. Для движения наземного транспорта проектом предусмотрено использование снежно-ледовых дорог. При соблюдении правил строительства и эксплуатации зимних дорог, их воздействие на почвенный и растительный покров, а также на режим ММП (многолетнемерзлых пород) в пределах отвода земель под эти объекты будет минимальным.

Для уменьшения опасности химического загрязнения почв и предотвращения проникновения загрязняющих веществ в почву и грунтовые воды от накопителей нефтесодержащих отходов проектом предусмотрена следующая конструкция противофильтрационного экрана:

подготовка из мелкозернистого грунта фракцией не более 3 мм (песок, супесь, суглинок) толщиной 100мм;

карбофол фирмы «Петро Домус»

песок среднезернистый -500 мм (800 мм на откосах);

железобетонные плиты каналов по серии 3.006.1-2.87 вып.0 используется для защиты от проникновения в почву и грунтовые воды загрязняющих веществ.

«Bentofix» NSP укладывается на подготовленное основание (пеноплекс), полотна материала укладываются между собой внахлест на величину не менее 150 мм. Для обеспечения дополнительной надежности между уложенными внахлест кромками засыпают гранулы бентонита в количестве 0,4 кг/п.м.

Конструкция противофильтрационного экрана карт траншей для твердых бытовых и промышленных отходов и золы предусмотрена следующая:

уплотненный на глубину 20 см грунт, протравленный гербицидами;

подготовка из мелкозернистого грунта фракцией не более 3 мм (песок, супесь, суглинок) толщиной 100 мм;

геомембрана «Carbofol» HDPE

утеплитель «Пеноплекс 45» толщиной 50 мм по дну и на высоту 1 м на откосах;

геотекстильный бентонитовый материал «Bentofix» NSP;

защитный слой из мелкозернистого грунта с фракцией не более 3 мм (песка, супеси, суглинка) толщиной 500 мм по дну и 800 мм на откосах.

Для предотвращения загрязнения сточными водами территории полигона и прилегающих к нему земель предусматриваются следующие системы канализации:

дренажная канализация из карты складирования отходов,

дождевая канализация открытого типа с проездов (в емкости).

В дренажную канализацию поступают дождевые и талые стоки карты-траншеи для захоронения твердых промышленных отходов, карты-траншеи для золы. Стоки с карт захоронения поступают в подземные дренажные емкости, откуда автомобильным транспортом вывозятся на очистные сооружения.

В дождевую канализацию поступают дождевые и талые стоки с проездов вокруг котлованов накопления отходов, с площадок складирования отходов и площадок с технологическим оборудованием.

Сбор воды осуществляется по проложенным по периметру полигона лоткам.

Стоки поступают в дождеприемные колодцы, направляются в подземные канализационные емкости объемом 16м3, откуда автомобильным транспортом вывозятся на очистные сооружения.

Для устройства канализационных емкостей дождевых и дренажных емкостей, пожарных емкостей, дренажных емкостей, трансформаторной подстанции, газораспределительной подстанции будут выполнены свайные поля из буро-забивных металлических труб, погружаемых в грунт в предварительно пробуренные лидерные скважины. Глубина лидерных скважин на 1м меньше проектной глубины погружения свай в грунт.

Проектом строительства площадки ЦПС «Южное Хыльчую» предусмотрены водоотводные канавы, что позволит предотвратить подтопление территории полигона стоками талых вод со стороны с площадки ЦПС. Существующая местность тундры, примыкающая с западной и северо-западной стороны к проектируемому полигону, имеет выраженный уклон на запад, т.е. в обратную сторону от полигона, поэтому со стороны тундры подтопление площадки также исключено.

Для предотвращения водной и ветровой эрозии откосов площадки полигона предусматривается укрепление откосов трехмерной полимерной георешеткой (высота ячейки 5-20см, размер ячейки 21см) с последующим наполнением ячеек грунтом.

Строительство бытовых помещений с КПП предусмотрено из сборно-модульных блоков размером в плане 6х2,24. Блочно-модульное здание выполняется полной заводской готовности с системами отопления, вентиляции, и освещения. Блоки модули оснащены санитарно-техническим, технологическим оборудованием и мебелью.

Технологическое оборудование будет размещаться в ангарах из легких металлических конструкций, расположенных на площадках с твердым покрытием.

Наружные сети решены надземной прокладкой. Опоры из металлических конструкций. Фундаменты опор - свайные из буро-забивных металлических труб. Для устройства ограждений полигона и осветительных мачт проектом предусмотрены буро-забивные сваи из металлических труб.

Проектом предусматривается строительство подъездных автодорог протяженностью 0,064 км. Внутриплощадные проезды проектируются по кольцевой схеме с подъездами к отдельным рабочим зонам. Кольцевой проезд проектируется с усовершенствованным капитальным покрытием для автомобильных дорог в сложных условиях. Дорожная одежда предусмотрена из железобетонных плит.

Поскольку биогеоценозы в тундре очень ранимы и восстанавливаются с большим трудом, то основным принципом при строительстве объектов является принцип минимизации воздействия на окружающую среду и только как крайний случай - рекультивация нарушенных земель. С этой целью для защиты почвенно-растительного покрова от нарушения и загрязнения, а также сохранения многолетнемерзлого грунта проектом предлагается:

строительство объектов полигона размещения, обезвреживания и захоронения нефтепромысловых отходов месторождения «Южное Хыльчую» осуществляется на земельных участках переданных в аренду ООО «Нарьянмарнефтегаз» без дополнительного изъятия оленьих пастбищ у СПК «Харп»;

проведение подготовительных работ в зимнее время;

движение транспорта по снежно-ледовым дорогам;

строительство объектов по I принципу с сохранением мерзлоты в основании сооружений;

проектируемый газопровод прокладывается надземно по проектируемым опорам на высоте 1,0-1,5 м;

кабельная трасса 10 кВ выполняется по существующей и проектируемой эстакаде;

бытовые помещения с КПП - здание блочно-модульного типа полной заводской готовности устанавливаются на сваи;

комплекс мер по предупреждению химического загрязнения земель;

проведение рекультивационных работ.

При строительстве и эксплуатации объектов полигона предприятием будет осуществляться постоянный контроль по предупреждению самовольного расширения используемой территории за пределы участков отвода земель и бесконтрольного проезда автотранспорта.

Реализация этих мероприятий обеспечивает минимальное изъятие земельных ресурсов и нарушение природных условий, сохранение мерзлого состояния грунтов и растительности на объектах.

По окончании срока пользования земельными участками, арендатор обязан привести нарушенные при строительстве объектов земли в состояние, пригодное для дальнейшего использования по назначению.

Рекультивация земель, нарушенных при строительстве и эксплуатации объектов

Рекультивация земель, нарушенных в результате строительства и эксплуатации объектов, рассматривается как основной способ воспроизводства земельных ресурсов. Рекультивация относится к мероприятиям восстановительного характера, направленным на устранение последствий воздействия строительства и эксплуатации объектов на окружающую среду и в первую очередь на земли.

Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель.

В соответствии со ст.13, 42 «Земельного кодекса Российской Федерации», и ст.39 п.2. Закона РФ «Об охране окружающей природной среды», ООО «Нарьянмарнефтегаз» после окончания строительства объекта в обязательном порядке должно привести нарушенные земли в состояние, пригодное...

Контроль за изменением мерзлого состояния грунтов на стадии строительства должен осуществляться в рамках авторского надзора, а на стадии эксплуатации объектов обустройства - по программе мерзлотного надзора для принятия своевременных мер по недопущению изменения состояния мерзлых грунтов.

Основными направлениями мерзлотного надзора, проводимого с целью обеспечения надежного функционирования объекта, являются контроль за температурно-влажностным режимом оснований сооружений и возможным возникновением деформаций. При этом время контроля, основные контролируемые параметры, технические критерии и оценки предусматриваются в программе мерзлотного надзора.

С целью контроля за правильностью выбранных проектных решений по обеспечению герметичности котлованов, сохранению температурного режима грунтов в основании сооружений и соответствия прогнозных оценок, проектом предусматривается сооружение 4 створа наблюдательных гидрогеологических скважин, по 2 скважины в створе, и 2 створа термических скважин, по 4 скважины в створе.

Исходя из расположения площадки и направления поверхностного стока наблюдательные створы размещаются с северно-восточной и юго-западной стороны площадки.

В зависимости от глубины их залегания проектируются шурфы, колодцы или скважины. Расстояние между скважинами створа 50 м. Глубина скважин до 10 м.

Контроль за состоянием грунтовых вод позволит выявить возможное загрязнение при нарушении герметичности котлованов.

Контрольные точки закладывается ниже по потоку грунтовых вод. Фоновые точки закладывается выше по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние возможного фильтрата.

Анализы проб воды необходимо проводить на стандартные показатели, а также на содержание тяжелых металлов и нефтепродуктов.

В отобранных пробах грунтовых вод определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели.

Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с фоновой, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды.

Периодичность контроля - раз в квартал. При отсутствии загрязнения частота проб может быть ограничена.

Замеры температуры грунтов осуществляются ежемесячно с помощью термометрических кос из термометров и датчиков, установленными в скважины. Расстояние между термометрами и датчиками - 0,5 м.

Контроль состояния криолитозоны осуществляется на этапах проведения СМР и эксплуатации полигона в результате проведения следующих работ:

измерение температуры грунтов до глубины нулевых годовых амплитуд и зоны влияния инженерных сооружений;

измерение глубины сезонного промерзания и оттаивания;

наблюдения за развитием негативных физико-геологических процессов и явлений.

Периодичность проведения наблюдений за состоянием криолитозоны:

температурные замеры в режимных скважинах - ежеквартально;

измерение глубин сезонного промерзания и оттаивания - два раза в год;

визуальные наблюдения за развитием криологических склоновых процессов - один раз в год.

Целью проведения экологического контроля является также получение данных об активности проявления экзогенных процессов, наблюдение за динамикой их развития для своевременного и оперативного предупреждения их активизации, способных повлиять на устойчивость инженерно-технических объектов, привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вызвать гибель людей, принести значительный материальный и экологический ущерб. Этот вид контроля также проводится на этапах как строительства, так и эксплуатации полигона.

По периметру полигона оборудуются посты наблюдения за склоновыми криогенными процессами. Для наблюдений за развитием процессов проводится бурение зондировочных скважин и скважин под установку реперов.

На стадии эксплуатации проводится периодический контроль за состоянием природоохранных сооружений. При выявлении проседания или разрушения обваловок относительно первоначальных отметок, производится их досыпка до проектного уровня и укрепление.

Также в соответствии с «Санитарными правилами устройства, проектирования, строительства и эксплуатации полигона захоронения неутилизируемых промышленных отходов» (М., 1986, Минздрав СССР N 1746-77) проводятся дополнительные наблюдения за состоянием окружающей среды, которые включают в себя:

Постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды.

Наблюдение за состоянием подземных вод и почвы в зоне возможного влияния мест размещения отходов.

Эксплуатация полигона должна осуществляться в строгом соответствии с нормативными требованиями и ограничениями к размещению различных отходов.

Реализация мониторинговых работ в процессе эксплуатации полигона позволит оценить фактическое влияние производственной деятельности в области обращения с отходами на природные объекты и разработать дополнительные мероприятия по защите окружающей среды.

Анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность, согласно СП 2.1.7.1038-01 необходимо производить ежеквартально. При анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб при отсутствии превышений ПДК можно уменьшить, согласовав с контролирующими органами.

В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДКр.з. на рабочем месте полигона, должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.

С целью контроля за правильностью выбранных проектных решений по обеспечению герметичности траншей и площадок складирования, а также контроля состояния подземных вод согласно СП 2.1.7.1038-01, проектом предусматривается сооружение 4-х наблюдательных гидрогеологических скважин.

Исходя из расположения площадки и направления стока ливневых и грунтовых вод, наблюдательные скважины размещаются с северной и южной сторон полигона (см. генеральный план), и непосредственно на площадке полигона в районе размещения карт захоронения отходов. Глубина скважин до 10-15 м в зависимости от геологического разреза. Используются типовые конструкции скважин. Наблюдение позволяет выявить возможное загрязнение при нарушении герметичности полигона.

Анализы проб воды необходимо производить на содержание нефтеуглеводородов, аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка. Также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели.

Наблюдение за состоянием грунтов необходимо осуществлять на участках контроля подземных вод. Пробы исследуются на содержание тяжелых металлов, нефтеуглеводородов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, колититр, титр протея, яйца гельминтов. Отбор проб подземных вод, грунтов производят один раз в год в конце лета (август), когда тепло- и водообменные процессы проходят достаточно интенсивно.

Мониторинг загрязнения грунтовых и поверхностных вод и почв вне площадки полигона будет осуществляться в рамках общей программы ЛЭМ Южно-Хыльчуюского месторождении. Исследования будут производиться для показателей, указанных в п.7.7, п.7.9 СанПиН 2.1.7.722-98.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Роль земельных ресурсов в экосистеме планеты, их современное состояние в России. Процессы, оказывающие влияние на качественные характеристики земельных ресурсов, факторы их деградации. Разработка мероприятий по охране и защите земельных ресурсов.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2009

    Классификация земель по их целевому назначению. Методы рационального использования земель и мероприятия по их охране. Источники загрязнения ландшафтов и их охрана, ответственные государственные и местные органы. Охрана земель от деградации и эрозии.

    реферат , добавлен 11.09.2009

    Характеристика земельных ресурсов мира и Украины. Загрязнение почвенного покрова пестицидами, токсикантами, промышленными, бытовыми и химическими отходами. Основные направления очистки почв от пестицидов. Особенности правового регулирования охраны земель.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2010

    Общее состояние земельных ресурсов в России. Загрязнение и захламление земель. Проявление процессов деградации земель. Техногенное загрязнение почв. Основные причины кислотных дождей. Современные глобальные экологические проблемы. Биосфера и техносфера.

    контрольная работа , добавлен 16.09.2011

    Основные понятия и этапы рекультивации земель. Рекультивация полигонов твердых бытовых отходов. Схема процесса очистки почвы от нефтепродуктов с внесением нефтеокисляющих микроорганизмов. Рекультивация земель, загрязненных тяжелыми металлами, отвалов.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2016

    Комплекс мероприятий, направленных на сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов в пределах территорий, подвергшихся техногенному воздействию в связи с добычей полезных ископаемых. Выбор направления рекультивации земель.

    презентация , добавлен 17.10.2016

    Состояние водных и почвенных ресурсов. Мероприятия по охране водных и почвенных ресурсов. Динамика загрязнения почвенных и водных ресурсов. Состояние почвенного покрова российской пашни. Техногенная нагрузка на земли. Методы очистки сточных вод.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2011

Виды и значения особо охраняемых природных территорий

Основу системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) России составляют государственные природные заповедники, национальные парки и государственные природные заказники...

Защита земельных ресурсов от негативных природно-антропогенных процессов

Земельные ресурсы является основой и предпосылкой создания всех материальных благ. Земля-необходимое условие существования человеческого общества...

Земельные ресурсы

Общее состояние земельных ресурсов в России характеризуется в ежегодном Государственном докладе «О состоянии и использовании земель Российской Федерации». В России состояние земель, находящихся в сфере хозяйственной деятельности...

Международное сотрудничество в сфере природопользования

Международное сотрудничество в области совершенствования управления лесами, организации лесопользования...

Мониторинг окружающей среды в Московской области

Мониторинг природных ресурсов г. Саратова

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов...

Оценка воздействия на окружающую среду проектируемого производственного здания для инсинераторных установок

ь Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.01г. №137-ФЗ. ь Постановление Правительства Российской Федерации «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 23.02.94г. №140; ь ГОСТ 17.4.3...

Очистные сооружения для отходов нефтеперерабатывающих предприятий

Разработка проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферу для стационарного источника загрязнения

Состояние экологии в России

Сохранение земельных ресурсов

Экологическая ситуация Донецкого региона

Современное экологическое состояние земель и почвенного покрова Донецкой области сформировалось под воздействием градостроительного и индустриального развития региона, а также в результате сельскохозяйственной деятельности...

Экологический кризис

На 1 января 2002 г. площадь земельного фонда Российской Федерации составила 1 709,8 млн. га. Площадь пашни уменьшилась за 2001 г. на 514,2 тыс. га. Площадь нарушенных земель в целом по стране увеличилась на 0,5 тыс. га и составила на 1 января 2002 г. 1 150, 9 тыс...