Доступность мкд для маломобильных групп населения. Пандусы для инвалидов: нормы Гост маломобильные группы населения

О финансировании, качестве и полноте разработки нормативных документов в области маломобильных групп населения.

С момента утверждения СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 605 прошло около 4 лет.

Базовые положения свода правил размыты и противоречивы, ряд положений не соответствуют Конвенции о правах инвалидов. При выполнении требований СП 59.13330 с массой вопросов столкнулись как пилотные регионы по реализации Федеральной целевой программы «Доступная среда 2011-2015» так и проектное сообщество, органы экспертизы проектной документации, органы государственного строительного надзора и органы местного самоуправления.

Часть этих вопросов изложены в Переписке по проблематике применения отдельных положений СП 59.13330.2012 начиная с марта 2012 года отдельными проектными организациями и органами исполнительной власти. Разработчики нормативных документов в области МГН и федеральные органы исполнительной власти от четких разъяснений уклоняются. Позиция изложения требований СП 59.13330 по линии Минтруда России значительно отличается от позиции Минстроя России. Переписка в формате вопрос-ответ на сегодняшний день насчитывает более двухсот листов.

С целью объективного рассмотрения проблемных требований и вопросов была подготовлена Сводка замечаний и предложений по СП 59.13330 , направленная в федеральные органы исполнительной власти, технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство», НОПРИЗ, организации-разработчики сводов правил, в общественные организации инвалидов и т.д. Результат на проделанную работу со стороны органов власти за четыре года равен нулю.

Действующая на территории Российской Федерации Конвенция ООН о правах инвалидов подняла целый кластер неудобных вопросов в техническом нормировании в сфере проектирования и строительства объектов капитального строительства. Неудобные вопросы должны найти отражение в пересматриваемой в настоящее время нормативной и законодательной базе.

В Послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации поручил продлить государственную программу Доступная среда до 2020 г., направленную в том числе на создание безбарьерной среды для инвалидов. В следующие пять лет на создание условий для лиц с ограниченными возможностями будет направлено более 250 миллиардов рублей.

Напомню, прежняя программа Доступная среда состояла из двух этапов I этап с 01.01.2011-31.12.2012 и II этап с 01.01.2013-31.12.2015 с выделением денежных средств в размере более 168 миллиардов рублей.

Подпрограмма 1 - это обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, аподпрограмма 2 - это совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Так в первой подпрограмме на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы было выделено 11,53 млн. рублей для целей актуализации СНиПов 35-го комплекса системы нормативных документов в строительстве, а также 4,85 млн. рублей на разработку проектных решений по переоборудованию объектов жилого фонда для проживания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. НИР и НИОКР должны были решить все вопросы по безбарьерной среде доступности маломобильных групп населения.

Уже в 2012 году ДНД МЧС России (ДНПР МЧС России) выступил заказчиком по работе: «Создание пилотного проекта системы обеспечения пожарной безопасности мест проживания социально неадаптированных слоев населения, обучение их мерам пожарной безопасности». В докладе о выполнении ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации также упоминается о разработке НИОКР по маломобильным группам населения на объектах здравоохранения и объектах социальной защиты различного типа. Работа не доступна для ознакомления заинтересованным лицам со ссылкой на интеллектуальную собственность (письмо ДНД МЧС России №19-5-3-4172 от 02 октября 2013 г).

Далее были попытки отдельными федеральными органами исполнительной власти разработать ведомственные документы в области безбарьерной среды типа «Методических рекомендаций по оборудованию зданий образовательных учреждений профессионального образования специальными техническими средствами для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья».

На все эти работы по разработке нормативной базы для проектирования и строительства с 2011 года были затрачены значительные федеральные денежные средства.

В настоящий момент путем проведения открытого конкурса в соответствие с государственным заданием выделены очередные денежные средства из федерального бюджета на пересмотр СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 в размере 5,5 млн. рублей. Изменения коснулись и СП 136.13330.2012«Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»; СП 137.13330.2012«Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования»; СП 138.13330.2012«Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования»; СП 139.13330.2012«Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования»; СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения» - на каждый из которых выделено по 1,4 млн. рублей.

В случае с СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения»; СП 142.13330.2012 «Здания центров ресоциализации. Правила проектирования»; СП 143.13330.2012 «Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности маломобильных групп населения»; СП 144.13330.2012 «Центры и отделения гериатрического обслуживания. Правила проектирования»; СП 145.13330.2012 «Дома-интернаты. Правила проектирования»; СП 146.13330.2012«Геронтологические центры, дома сестринского ухода, хосписы. Правила проектирования»; СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции»; СП 148.13330.2012«Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования»; СП 149.13330.2012«Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Правила проектирования»; СП 150.13330.2012 «Дома-интернаты для детей-инвалидов» Правила проектирования» - на каждый документ для внесения изменений из федерального бюджета выделено по 0,8 млн. рублей.

В рамках государственного задания в 2015 году сумма всех лотов по сводам правил для маломобильных групп населения составила 20,5 млн. рублей. С момента реализации Федеральной целевой программы Доступная среда «2011-2015 годы» с учетом государственного задания по линии Минстроя России по настоящее время было потрачено 36,88 млн. рублей и это, не считая денежных средств отдельных федеральных органов исполнительной власти на попытки разработать ведомственные акты и НИР по МГН.

Сколько еще нужно выделить федеральных денежных средств, чтобы не приходилось говорить о противоречивой нормативной базе в области проектирования и строительства доступности объектов маломобильными группами населения на базе Универсального дизайна [Б.47, СП 59.13330]?

Практика актуализации СНиПов и внесение изменений в Своды правил с 2010 года наглядно продемонстрировала низкий уровень разработки нормативных документов, их гармонизацию между собой и сводами правил МЧС России. Вместо выверенных нормативных документов проектное сообщество получило своды правил с противоречиями, ошибками, ошибочными терминами и определениями, опечатками, дубляжами в нормативных документах и масса других «двойных стандартов».

Одним из предложений по выправлению сложившееся ситуации в дальнейшем следует разработать и ввести на законодательном уровне ответственность должностных лиц за некачественную разработку Технических заданий к Сводам правил и ответственность организаций-разработчиков Сводов правил, в случае финансирования из федерального бюджета.

Установить критерии оценки качества и полноты, разработанных сводов правил с учетом практики применения в течении одного года с момента вступления в силу документа (фактическое обязательное применение документа). Такая процедура может быть наиболее эффективна, так как при экспертизе и утверждении проекта свода правил в процессе разработки все стороны заинтересованы без срыва выполнить государственное задание. Главным оценщиком на практике применения таких документов должны выступать проектные институты, проектные организации, органы экспертизы и государственный строительный надзор.

На этапе публичных обсуждений нормативных документов в строительстве федеральные органы исполнительной власти должны научиться работе межведомственного согласования. Процедура опубликования проектов нормативных правовых актов и нормативных документов в сети интернет позволяет не замечать публичные обсуждения добровольного порядка. В дальнейшем хотелось бы видеть активную позицию в подготовке конкретных предложений от общественных организаций по делам инвалидов и различных общественных организаций, занимающихся сферой деятельности в области безбарьерной среды. Со стороны общественного контроля эффективно могут выступать эксперты Общероссийского народного фронта по делам инвалидов. Данная организация хорошо успела себя зарекомендовать.

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, которые должны обеспечивать комфортное пребывание в стране людей с ограниченными возможностями. В свою очередь управляющие организации должны обеспечить доступную среду для инвалидов в МКД, которые находятся в их управлении.

25 сентября 2008 года Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации Доступная среда" на 2011-2020 годы" утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 г.г.

Целью программы является создание условий, способствующих повышению уровня жизни маломобильных групп населения. Одно из направлений программы - доступность зданий и сооружений. Доступность для инвалидов должна обеспечиваться в новых, строящихся объектах и в старых домах. Старые дома рекомендуется разумно приспосабливать для нужд инвалидов.

Основной закон, гарантирующий права инвалидов в России, в том числе право на доступную среду жизнедеятельности, – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Согласно СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", под маломобильными группами населения понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в том числе инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т. п.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов") органы государственной власти и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Формы документов, которые создаются после проведения проверок на соответствие жилых помещений и общего имущества МКД для инвалидов, утвердили три приказа Минстроя РФ:

    № 837/пр от 23.11.2016 – форма заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения и общего имущества МКД с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;

    № 836/пр от 23.11.2016 – форма акта обследования жилого помещения и общего имущества в МКД;

    № 583/пр от 28.02.2017 – правила проверки экономической целесообразности или нецелесообразности проведения капитального ремонта или реконструкции дома или части дома, в котором живёт инвалид.

Основные требования доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения перечислены в СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".Наиболее актуальное требование для МКД - оборудование пандусов или подъемных платформ для инвалидов. Лестницы и пандусы ограждаются перилами. Вход в подъезд, в котором проживает инвалид, должен быть обозначен знаком доступности. Дверь должна открываться в сторону, противоположную от пандуса; ширина дверного проема должна быть не менее 90 см. Двери на путях движения не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота порога не должна превышать 2,5 см.

Подпунктом «В» пункта 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Как правило, именно на эту норму ссылаются суды и ГЖИ при выдаче предписаний и привлечении к ответственности управляющих организаций.

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 21 ноября 2017 г. по делу № А40-121303/2017: управляющая организация г.Москвы обратилась в Арбитражный суд с требованием о признании незаконным предписания ГЖИ. Суд установил, что подъемная платформа в МКД смонтирована согласно проектной документации многоквартирного дома, не введена в эксплуатацию и не обслуживается управляющей организацией. Как указал суд: в соответствии с требованием законодательства, если подъемные платформы установлены за счет средств инвестора, без учета бюджетных дотаций, без соответствующей передачи на баланс города, то соответственно, данное оборудование (подъемные платформы для инвалидов) должно входить в состав общего имущества дома, и , в соответствии со статьей 36 ЖК РФ , принадлежать на праве собственности как общее имущество собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно, управляющая организация обязана осуществлять эксплуатацию этих подъемных платформ либо при обязательном принятии соответствующего решения общего собрания собственников МКД безвозмездно передать в Департамент городского имущества города Москвы, для последующего оформления передачи в оперативное управление ГБУ «Жилищник района». В удовлетворении требований было отказано.

Постановление Арбитражного суда московской области от 2 февраля 2017 г. по делу № А40-14528/2016: Управляющей организации так же не удалось обжаловать предписание ГЖИ. Судом установлено, что подъемные платформы для инвалидов находятся в нерабочем состоянии . В 2010 году дом введен в эксплуатацию, Мосгосстройнадзором перед выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в обязательном порядке проверялось наличие смонтированного в соответствии с проектной документации оборудования, предназначенного для передвижения маломобильных групп населения.Платформы подъемные для инвалидов-колясочников в данном доме установлены за счет средств застройщика, входят в состав общего имущества и управляющая компания осуществлять их эксплуатацию.

Не редко с исковыми требованиями к управляющим организациям обращаются и сами инвалиды.

При этом, как следует из Определения ВС РФ от 26.10.2012г по делу № 78-КГ12-17, предметом доказывания по делу о доступности МКД маломобильным группам населения является факт отсутствия реальной доступности истцу занимаемого им жилого помещения. Однако суд доводы участников процесса о технической возможности или отсутствии таковой установить пандус либо подъемную платформу, не исследовал, лишь указав в решении, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости установления в подъезде дома, где проживает истец, подъемной платформы в качестве единственно возможного средства подъема. Дело было направлено на новое рассмотрение.

Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 21.11.2017 № 33-22814/2017 по делу № 2-2534/2017 отказано в удовлетворении требований инвалида об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к жилому помещению, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, поскольку проектом не предусмотрена установка пандуса. Также суд указал, что отсутствует решение общего собрания собственников о реконструкции здания в связи с чем, обязанности обеспечить подъезд жилого дома устройством доступности оснований не имеется, поскольку данные работы связаны с воздействием на общее имущество собственников.

Следует обратить внимание, что Федеральным законом от 29.12.2017 № 462-ФЗ"О внесении изменений в статьи 15 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым помещениям в многоквартирных домах", статья 36 ЖК РФ дополнена п.4.1, согласно которого , приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001

Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).
Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
На время переходного периода и с момента вступления в силу данный документ не будет отменять действие СНиП 35-01-2001 (Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ).

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки -постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. № 858.

Сведения о своде правил

1 Исполнители - Автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи» (АНО «Оргкомитет "Сочи 2014"»); Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Российская ассоциация спортивных сооружений» (ОФСОО «РАСС»); Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» («Национальное объединение строителей»); Открытое акционерное общество «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений (ОАО «ЦНИИПромзданий»); Открытое акционерное общество «Институт общественных и жилых зданий, сооружений и комплексов» (ОАО «Институт общественных зданий»); Общество с ограниченной ответственностью «Институт спортивных сооружений» (ООО «ИСС»)

2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 Подготовлен к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

4 Утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2011 г. № 605 и введен в действие с 01 января 2013 г.

5 Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 59.13330.2010 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Требования к земельным участкам
4.1 Входы и пути движения
4.2 Автостоянки для инвалидов
4.3 Благоустройство и места отдыха
5 Требования к помещениям и их элементам
5.1 Входы
5.2 Пути движения в зданиях
5.3 Санитарно-бытовые помещения
5.4 Внутреннее оборудование и устройства
5.5 Аудиовизуальные информационные системы
6 Специальные требования к местам проживания инвалидов