Божья матерь иконы все образы. Подробный обзор

Богоматерь на троне

Икона, приписываемая критской школе последней четверти XVI в.

Этот иконографический тип известен в России обычно под именем Кипрской Богоматери, чудотворная мозаичная икона которой была известна на Кипре еще в начале VII в. Кроме того, этот образ носит название Печерской Божией Матери – от чудотворного образа в Киево-Печерской Лавре. Замечательные переводы этого образа находятся также в храмах Мистры: Перивлепты (второй половины XIV в.) и Пантанассы (начала XV в.). Особенно широко это изображение привилось на средневековом Западе, где оно стало излюбленной формой скульптурных изображений Богоматери. Аналогичные нашей иконе изображения имеются и среди фресок и икон XVI в. на Афоне.

Богоматерь на престоле. Скульптура. Начало XIV в. Сербия. Монастырь Соколица

Воспроизведенная здесь икона представляет собой торжественное изображение Богоматери, сидящей на троне и держащей прямо перед Собой на коленях Отрока Христа, Которого Она придерживает левой рукой у плеча, правой – у ноги. Младенец изображен в позе Вседержителя: благословляющим правой рукой, а левой держащим свиток, упирающийся в колено. По сторонам подходят, преклоняясь, с левой стороны от зрителя Архангел Михаил, с правой – Архангел Гавриил. По бортам иконы, в так называемых клеймах, где помещаются обычно семейные или особо чтимые святые, а также сцены из Священной истории и из жизни святых, расположены в верхнем ряду: Благовещение, Распятие, Снятие со Креста, Сошествие во ад. На левом от зрителя борту иконы сверху вниз: Иоанн Предтеча, апостол Петр, великомученик Георгий и великомученица Екатерина; с правой стороны: Иоанн Богослов, апостол Павел, великомученик Димитрий Солунский, прп. Антоний Великий. В нижней части иконы: свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст, свв. Константин и Елена, свт. Василий Великий и свт. Николай.

Богоматерь с Младенцем и ангелами. Мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово. Равенна. VI в.

Критская школа, которой приписывается эта икона, восходит к XIV столетию. Будучи в XIV–XV вв. явлением чисто провинциальным (о чем свидетельствуют росписи на Крите), после падения Константинополя в 1453 г. она становится главной его преемницей и начинает играть большую роль, особенно в XVI в., но уже широко используя заимствования с Запада.

Воспроизведенная на с. 142 икона представляет собой один из лучших известных нам образцов иконописи этой школы и показывает, что отдельные мастера и в конце XVI в. держались иконописного канона. Величественная и строгая поза Богоматери со столь же величественным Отроком Христом, восседающим на Ее коленях как на престоле, резко контрастирует с позами ангелов, склоняющихся с молебно простертыми к Богоматери руками. Превосходство Божией Матери над ними как «высшей всех Ангел и Архангел и всея твари честнейшей» подчеркивается здесь и размерами Ее фигуры – большей, чем фигуры ангелов.

Богоматерь Печерская (Свенская). Россия. 1288 (?). ГТГ

Не меньшей торжественностью дышат и фигуры святых, изображенных на бортах иконы. Эта несколько официальная торжественность, которая была свойственна строгой иерархичности Византийской империи, еще более подчеркивается здесь ярко выраженой линейностью и сухой, детализированной трактовкой формы, придающей, особенно одеждам святых, изображенных на бортах иконы, несколько металлический характер. Эти свойства, унаследованные критской школой от последнего периода византийского искусства, являются характерными ее чертами. Но эти особенности, придающие изображению некоторую холодность, отнюдь не нарушают общего единства иконы, которая производит строгое и сильное впечатление.

Богоматерь Умиление. Вторая половина XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Из книги Легенды русских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

О Троне. Однажды между рыцарем-тамплиером и рыцарем-мальтийцем зашел разговор о традициях. Тамплиер указывал, что мальтийцы растеряли все те ценности, которые были у них раньше.- Но мы не знаем, что есть ценного у вас, - возразил ему мальтиец.Тогда тамплиер спросил его,

Из книги Мир наизнанку автора Прийма Алексей

Гипотеза о последней колонии Я думаю, это был отряд из самой последней колонии атлантов, оставшихся на Земле ко времени правления фараона Хеопса в состоянии ясного, так сказать, атлантического ума.Все остальные колонии уже деградировали к тому времени, постепенно

Из книги Пифагор. Том II [Мудрецы Востока] автора Бязырев Георгий

РЕКОМЕНДАЦИИ - ДЛЯ НОВОЛУНИЯ, ПОЛНОЛУНИЯ, ДЛЯ ПЕРВОЙ И ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ ЛУНЫ …Там детство пахнет мокрой кошкой, там звезд хватает детворе. Луна - похожа на картошку, обуглившуюся в костре. И я под ней играю в прятки, Луне своей дурацки рад. А у картошки путь несладкий -

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

Тайны последней битвы ЧТО ТАКОЕ АРМАГЕДДОН Собственно, битва Добра и зла на нашей планете происходила постоянно, на протяжении всей истории, начиная с момента самого появления зла на Земле - а именно, духовного падения некогда блистательного Люцифера и превращения его

Из книги Легенды российских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

10 О троне Однажды между рыцарем Тамплиером и рыцарями Мальтийцами зашел разговор о прошлом обоих традиций. Рыцарь Тамплиер указал, что Мальтийцы потеряли то ценное, что было у них раньше.Те возразили: «Но мы не знаем, что есть ценного у вас, нечем вам хвалиться».Рыцарь

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

НЕУДАЧА ПОСЛЕДНЕЙ РЕЛИГИИ В умах многих правление Соломона было временем триумфа еврейского народа, на самом деле это было не так. Его строительная программа производит впечатление, но была слишком эпатажной и затратной, за пределами реальных финансовых средств только

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

От придирок в школе или на работе Если к человеку без конца придираются в школе или на работе, следует прочитать этот заговор 12 раз кряду:Отец, Сын и Святой Дух, Благодать Божия, небесная, сойдите, на меня рабу Божию (имя) пойдите, слава и похвала, умножайтесь, с каждым Божиим

Из книги Мастера государственной измены автора Платонов Олег Анатольевич

Состав масонских лож конца XVIII - первой четверти XIX века Половину членов масонских лож, действовавших в России, составляли иностранцы (заезжие или находящиеся на русской службе). А если учесть всех лиц иностранного происхождения, а также всех не относящихся к

Из книги Йога прозрения автора Николаева Мария Владимировна

Аджна открывается последней… Йог, упрочивший перед смертью дыхание в межбровье, Преданно созерцая Господа, воистину достигает Бога! Бхагавадгита (8.10) Бесполезно работать с Аджной, если вы не проработали нижние центры. Именно попытки «открыть третий глаз» без всякой

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Икона Божией Матери Знамение Икона конца XVI в. Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы, воздетые руки, характеризующий

Из книги Волшебство на каждый день от А до Я. Подробный и вдохновляющий путеводитель по миру природной магии автора Блейк Дебора

Богоматерь Одигитрия Иконографический тип Богоматери Одигитрии (? ?????????) имеет несколько прототипов, восходящих к глубокой древности. Византийское предание возводит его к образу, написанному св. Евангелистом Лукой. Согласно этому повествованию Сама Богоматерь

Из книги Азбука счастья. Книга I. «Главное о человеке» автора Лада-Русь (Пеунова) Светлана

Корсунская икона Божией Матери Умиление Икона московской школы XVI в., 26?19,5 см Название Корсунской иконы Божией Матери происходит от города Корсунь, под которым разумеется древний Херсон, или Херсонес, греческий торговый порт в Крыму около Севастополя, в котором согласно

Из книги автора

Крещение Господне Икона, приписываемая московской школе, XVI в. И абие восходя от воды, виде разводящася небеса и Духа яко голубя, сходяща нань. И глас бысть с небесе: Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мк. 1:10–11; из евангельского зачала, читаемого на Утрене

Из книги автора

Четверти В начале ритуала мы призываем четыре элемента – Землю, Воздух, Огонь и Воду – присоединиться к нашему кругу. Мы называем их четырьмя четвертями или сторожевыми башнями (один предмет, разные названия – простите, я не собиралась вас запутывать). Как следует из

Из книги автора

Глава восьмая «Учат в школе, учат в школе, учат в школе…» Некий юноша просил Мудреца научить его управлять государством. Мудрец сказал: «Охотно, но для начала назначу тебя правителем своего сердца. Когда осилишь это царство, тогда придешь ко мне». Восточная притча Чему

“Богородица на престоле” икона Божией Матери

Богородица с Младенцем представляют собой идеальную Церковь, совершающую Таинство Евхаристии.

Иногда икону называют «Богородица на троне».

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

Икона Божией Матери «Всецарица»

Какие невзгоды не постигали бы человечество, Божия Матерь являла свои образы для преодоления любого из них. Лики Богородицы наполняют храмы и домашние молельни, напоминая, что помощь близко, стоит только остановить тщетную суету и обратиться к небесным сокровищам. Одно из таких сокровищ - прославленная в XX веке икона Божией Матери «Всецарица». Название «Всецарица» означает, что Пресвятая Дева - первая из женщин и дев, из всего человеческого рода, на земле и на небе.

История образа Пантанассы

Самое раннее чтимое изображение Богородицы, сидящей на троне в окружении Ангелов, появилось в Вифинии, в Тригилийском монастыре, основанном в 780 г. Ныне это город в Турции, на берегу Мраморного моря. От монастыря Пантовасилиссы остался храм в руинах, на стенах которого сохранилась часть фрески Богородицы.

В XIV веке другая икона Всецарицы была подарена Григориатскому монастырю на Афоне молдавским владетелем Стефаном Великим.

В 1428 г. во имя иконы «Пантанасса» («Всецарица») был основан монастырь на о. Крит. Обитель пережила падение Византии и сдалась только через 7 лет после воцарения турок. В ней находился чудотворный образ Богородицы, сохранившийся до сих пор. О его древности и чудесах говорит гирлянда серебряных подвесок, приносимых от благодарных молитвенников.

Еще один образ в XVI в. был поднесен Симонопетровскому монастырю Святой Горы от Никейского митрополита.

Икона Всецарицы, известная в России как Избавительница от онкологических заболеваний, была написана на Афоне в XVII в и находится там же, в монастыре Ватопед.

Чудодейственная сила Лика Богородицы

Сохранилось предание, как через неё Божия Матерь наказала колдуна. В храм, где был помещен образ Пантанассы, явился странный юноша. Подойдя к иконе, он начал шептать невнятные слова, и вдруг Лик Богоматери блеснул, как молния. Юноша отлетел назад и упал. Это видели многие, находящиеся в церкви. Когда монахи подняли его и стали расспрашивать, несчастный признался, что он маг и решил проверить на иконах силу колдовства.

Чудо, произошедшее от Пантанассы, стало поводом считать ее Защитницей от злых сил. Позже, в начале XX в, икона оказалась у известного Афонского старца Иосифа Исихаста. Ища уединения и подвигов, он часто переходил с места на место по святой горе. Образом Богоматери он благословил своих учеников и с тех пор икона находится в соборном храме монастыря Ватопед.

Всецарица в России

Еще большую славу Пантанасса приобрела, когда по молитве перед ней произошло несколько случаев исцеления от рака. Были сделаны списки для других афонских обителей, а в 1995 г. чудотворная икона из Ватопеда прибыла в Россию для поклонения. Здесь также был сделан список, помещенный в детском онкологическом центре в Москве.

Помощь от Богородицы детям началась незамедлительно: состояние всех больных значительно улучшилось, а одна девочка видела свет, исходящий от иконы. На праздник Богородицы икона стала мироточить, распространяя благоухание.

В 2005 г на Афоне был сделан еще один точный список с Пантанассы для женского монастыря «Всецарица» при онкологическом диспансере г. Краснодара. Игумен Ватопеда Ефрем засвидетельствовал идентичность образа и поставил на обратной стороне иконы благословение Святой Горы. Приложив список к 130 святыням Ватопедского монастыря, с великими почестями Всецарицу доставили в Краснодар, где от Царицы Небесной незамедлительно начала истекать благодатная помощь.

Всецарица побеждает болезни и колдовство

Народная любовь к образу Всецарицы растет, увеличивается число храмов в Её честь. Раковые и опухолевые заболевания, пугающие своей внезапностью и беспощадностью, отступают перед молитвой Богородицы, которую Она приносит за весь мир. К Её чудотворным образам стекаются люди, прежде неверующие, и получают облегчение. С приостановкой развития болезни появляются вера и силы совершать духовные подвиги.

Полезно. К Богородице Всецарице обращаются и за защитой от колдовства. Обладая недостаточной верой, некоторые люди боятся действий ворожей, колдуний и т.п., думая, что они способны нанести вред.

Божия Матерь не раз разрушала козни чародеев, показывая, как они слабы перед силой Божией. Молясь «Всецарице», любой христианин становится страшным для бесов и никакие злые силы не могут подступить к нему.

В Казанском храме г. Ростов-на-Дону на иконе вокруг Божией Матери изображены священномученик Киприан и мученица Иустиния - святые, побеждающие демонские козни.

Первым чудом от прибывшей в Россию иконы было исцеление от наркомании неверующего юноши. Несчастный повредился рассудком, вёл себя агрессивно. Мать молилась за него перед Всецарицей, заказала молебен и принесла домой святую воду. На удивление, вместо обычного крика и ругательств, парень попросил святой воды и выпил ее всю. После этого настроение его переменилось, он стал лечиться у нарколога и устроился на работу. Сейчас бывший наркоман благодарит Божию Матерь и помогает другим избавиться от зависимости.

Изображения и их значения

Фон символизирует Божественный свет. Часто для изображения света используют золото, иногда его заменяют драгоценными минералами: малахитом, киноварью, лазуритом или охрой.

Нимбы и надписи

Вокруг головы Богородицы, Спасителя и Архангелов - круглые нимбы, на афонской иконе они украшены орнаментом. Круг - символ вечности, говорит о безначальности и бесконечности Бога. Крест в нимбе Младенца Христа - символ Спасения, свидетельство о победе над диаволом, грехом и смертью. Соединение круга и креста - напоминание о том, что Бог воплотился, чтобы распяться за людей на Кресте.

Возле голов Спасителя, Богородицы и Архангелов стоят надписи, указывающие, кто изображен на иконе. На VII Вселенском соборе было принято решение, что без имени не может существовать иконного образа. В древней церкви сам момент надписания являлся торжественным освящением образа.

Образ Богомладенца подписывается по греческой традиции - IC XC. Это первые буквы слов Иисус Христос, Образ Богородицы - МР, что в переводе с греческого означает Матерь Божия. В перекрестье нимба Спасителя буквы в переводе с греческого означают «Сущий» (Существующий вечно).

Одежда Богородицы

Богородица изображена в одежде, которую носили замужние женщины на Востоке в первых веках - наброшенном на плечи мафории, чепце, платье-тунике и сапожках. Мафорий - большое покрывало, надевался на голову и окутывал почти всю фигуру. Багряный, пурпурный цвет - символ патрицианства. Чепец одевался под мафорий, прикрывал волосы.

Туника - прямая узкая одежда с рукавами, перехваченными поручами. Поручи - деталь богослужебного облачения - символ служения всей Церкви (в лице Богоматери) Богу.

При жизни на земле Богородица одевалась скромно и украшений не носила. Золотые украшения и восседание на престоле, изображенные на иконе, передают царское величие Богоматери.

Три золотые звезды на мафории - символ «приснодевства» (вечного девства, до рождения Спасителя и после), Младенец, закрывающий Собой одну из звезд, символизирует рождение от Девы.

Жесты рук Пресвятой Девы всегда молитвенно обращены к Богу в молитве за весь мир.

Изображение Богомладенца

Богомладенец изображен в белой рубашечке (белый - цвет райской чистоты), с полоской другого цвета на правом плече и в золотистом хитоне. Эта полоска называется «клав». В Риме клав - признак патрицианства, принадлежности к высшему сословию, а на востоке, в Палестине - признак путника, совершающего паломничество в Иерусалим. Золотые штрихи на одеждах Господа - царственное достоинство Христа.

Интересно. Младенец Христос на православных иконах изображается в пропорциях взрослого человека. Это напоминает, что Господь всегда был совершенным Царём, Владыкой мира.

Правой рукой Спаситель благословляет всех молящихся, в левой держит свиток - образ Его Новозаветного Учения, Его проповеди, Его слова.

Архангелы изображены так, как они являлись людям - в образе прекрасных юношей с крыльями, в красивых одеждах, отделанных драгоценными камнями, с кудрявыми прядями волос. В волосах у них диадемы - украшения из драгоценных камней, маленькие венцы, указывающие на принадлежность Архангелов к свите Небесного Царя. Ленточки за их головой - «слухи» - означают, что Архангелы всегда слышат и исполняют волю Божию.

Архангел, изображенный справа от Богородицы, указывает рукой вверх. В иконописи этот жест означает призыв к покаянию. Архангел слева стоит в молитвенной позе, сложив руки на груди. На некоторых образах, в том числе на древнейшей фреске Тригилийского монастыря, Архангелы подписаны «Михаил» и «Гавриил».

Иногда вместо Архангелов изображаются святые.

Где находятся иконы «Всецарица»

В настоящее время чудотворные списки с Пантанассы находятся:

  • в Новоспасском монастыре (Москва);
  • в Киево-Печерской Лавре (в 2012 г от образа исцелилась слепая девушка);
  • храм Всех Святых при детском онкологическом центре (Москва);
  • храм Св. мученицы Татьяне (МГУ);
  • женский Владычний монастырь в Серпухове;
  • женский монастырь «Всецарица» (Краснодар).

Святые источники во имя иконы Божией Матери «Всецарица» находятся:

  • в Дивеево (Маёвка);
  • в с. Тарасково (Свердловская область), там же находится местночтимая чудотворная икона Всецарицы;
  • в с. Большая Рязань (Самарская обл).

главная > иконы Богоматери > икона Божией Матери на троне

Икона Богоматерь на троне

Икона «Богоматерь на троне» (еще одно название – «Богородица на престоле») – может рисоваться в любом из иконографических стилей – будь то Панахранта либо Умиление, либо Знамение, либо в другом стиле. Данный тип икон изображает Божию Матерь на престоле с Младенцем на коленях. Символизм заключается в том, что Богоматерь и Младенец изображают идеальную Церковь, совершающую Святое Причастие, Таинство Евхаристии. Богородица с покрытой головой, в величественной позе держит богомладенца, вся Ее поза показывает строгость, выдержанность и самообладание. Трон в данном типе икон как нельзя лучше символизирует царственное величие Божией Матери.

Происхождение основных типов образов Богоматери, которая ровно восседает на троне и держит Младенца на коленях, относятся еще к III-IV векам. Это первый тип моленного образа Богоматери. Он появился в катакомбах Присцилы, где изображена сидя женщина, держащая голого младенцем на руках. Данное изображение и интерпретируется как образ Богородицы. Первый раз в христианском искусстве в церкви Санта-Мария Маджоре, что находится в Риме, это изображение появилось в алтарной части храма.

Русские иконописцы и мастера церковной росписи переняли тип иконы Богоматери с Младенцем на престоле и стали изображать их в окружении святых или ангелов. Однако, данный тип не сильно прижился в России и встретить его можно было не стихийно, а местами, эпизодически.

В церковном искусстве наоборот, – традиционным считалось изображение Богоматери на престоле в аспиде храма. Дионисий использовал данный мотив для украшения храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Связывают это в духом времени, когда Великого князя московского провозгласили Государем и Самодержавцем всея Руси.

Второй виток в своем развитии образ Богородицы на престоле получил во время правления императриц в России, во время эпохи русского барокко. Скипетр и держава, как символ земной царской власти, появились на иконе, но исчезли предстоящие (ангелы и святые). Начали появляться иконографические признаки той иконы, которая спустя сто лет получила название «Державной» и считается одной из самых известных икон данного типа.

Другая, не менее известная икона – «Всецарица». Она была написана в 12 веке, почти 200 лет хранилась на Афоне, в Ватопедском монастыре. Христиане стали замечать, что после молитвы перед этой иконой, случаются исцеления от онкологических заболеваний, поэтому данная икона считается чудотворной.

Существует предание – перед иконой Богородице «Всецарица» появился молодой человек и стал что-то непонятное бормотать. Лицо Богородицы в какой-то миг лицо Богоматери блеснуло, на подобии молнии, и молодой человек отлетел от иконы и пал на землю. Когда он пришел в себя, то исповедался и рассказал, что занимался магией, был далек от церкви и Бога, а в монастырь пришел, чтобы испытать свою силы на иконах. Произосшедший с ним случай, убедил парня измениться, поменять всю свою жизнь – он остался на Святой Горе и постригся в монахи. Это было первое проявление иконой своей силы.

Впоследствии стали замечать, что икона исцеляет от злокачественных опухолей, поэтому к ней ходят с просьбами и мольбами об исцелении.

Считается, что икона Богоматерь на троне помогает при болезнях и в делах укрепления веры.

Молитва Пресвятой Богородице «Державная»

Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе Видеоканал. Подписывайтесь на канал, смотрите видео.

Во все времена власть считалась наиболее желаемым для любого монарха или члена монаршей семьи. Сколько мир натерпелся от борьбы за троны. Кроме того сколько крови было пролито по миру из-за завоевания земель и расширении своих владений. Сильные мира сего постоянно ищут покровительства и защиты сил свыше, чтобы те помогли осуществить задуманное. Чаще всего для таких целей используют молитву Державной иконе Богородицы. Данный образ стал наиболее почитаемым среди монархистов России.

Что означает икона

Обретена она была в 20 веке. многие считают, что этот образ очень важен для властных людей, некоторые даже говорят о том, что она им покровительствует. Впервые образ явил себя в 1917 году в момент отречения от престола Николая II. Одной крестьянке Евдокии было явление о белой церкви и образе который она должна найти.

Это происходило рядом с селом Коломенское. Так как женщина была глубоко верующей, то она рассказала обо всем этом священнику Вознесенской церкви. Поиски длились длительное время, и потом в подвале среди старых досок был найден образ Божией Матери «Державная». После очищения люди увидели лик Царицы Небесной, которая восседала на троне в красных нарядах. На голове ее была корона с нимбом, а в руках скипетр и держава. На ее коленях был Иисус.

Весть о явлении данного образа была воспринята людьми как некий знак. Они считали, что Богоматерь решила управлять Россией самостоятельно и стать ее заступницей. Иные же считали, что такое явление говорило о предстоящих испытаниях. Кроме того, в день обретения образа в Коломенском вышел целебный источник.

В чем помогает икона

Перед ликом данной святой происходило большое количество чудесных пришествий. Говорят, что искренние молитвы помогут справится с проблемами, которые у них есть. Чаще всего, в чем помогает Божья Матерь «Державная» это:

  • преодоление сложных и тяжелых недугов,
  • быстрая реабилитация после сложных заболеваний,
  • наставление на путь истинный,
  • обретение второй половинки,
  • решение финансовых трудностей,
  • спасение от воин и бед,
  • усмирение злости врага.

Молитва Богоматери

Обратится к данному образу может любой желающий. Основным должны быть искренняя вера, чистые помыслы, открытое сердце, отсутствие желания зла другим людям. Желательно читать строки перед образом и не будет лишним, если будет гореть свеча. Текст молитвы Пресвятой Богородице «Державная» заключается в следующих строках:

«О, мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.

Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней, даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарственне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Данная икона длительное время была скрытой от окружающих. Но на сегодняшнее время она находится в храме Казанской божьей матери в селе Коломенское.

Помните о том, нужно не только просить о чем-то, но и благодарить за то, что имеете. Поэтому каждый раз старайтесь начинать обращение к Господу с благодарственной молитвы. Ведь таким образом Вы обратите на себя его внимание и расположите его к своим новым прошениям. Несмотря на то, кому адресована Ваша молитва, сначала стоит обращатся к Господу, затем к Богородице и только потом к прочим святым.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

 Икона Пресвятой Богородицы “Божия Матерь На Престоле (Богородица На Троне)”

Варианты названия иконы:

  • Божия Матерь На Престоле
  • Богородица На Престоле
  • Богородица На Троне

Статус в православии: Православная икона.

Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

Икона Божией Матери «Иверская»

Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

Икона Божьей Матери «Владимирская»

По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Державная»

Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.

Богородица с Младенцем, ангелами и святыми

Константинопольский мастер (?), VI век (?).
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска, 68,5 × 49,7 см.

Богородица восседает на украшенном жемчугом и драгоценными камнями троне, в центре ниши-экседры. На ней туника, мафорий из синего пурпура и красные туфли. На руках она держит Младенца, облаченного в тунику и плащ цвета светлой охры с золотым ассистом. Правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток. По сторонам от Богородицы стоят двое святых в туниках с пурпурной каймой, хламидах и таблионах. Их ноги, в белых чулках и черной обуви, отбрасывают на землю тень. У каждого в правой руке - крест как знак мученичества. В стоящем слева святом, с остроконечной бородой, видят Феодора Стратилата, в стоящем справа - скорее всего св. Георгия. За троном, облаченные в белое, ангелы созерцают десницу Божию, изливающую на Богородицу свет.

Доски иконы со временем сильно выгнулись, и образовалась вертикальная трещина. Однако живописный слой в целом хорошо сохранился, за исключением некоторых осыпавшихся фрагментов (нога и волосы святого справа, переписанные в Новое время).

Высочайшего качества икона приписывается константинопольскому мастеру VI века.

Чтобы изобразить различные уровни реальности художник воспользовался специфическими стилистическими приемами. Естественность движений и пронизанная светом легкость письма, особенно заметная в ликах ангелов, передает бестелесность, неуловимость, светоносность и воздушность божественных посланников. Богородица и Спаситель также изображены с большой свободой. Колени Девы Марии слегка повернуты влево, а взгляд - вправо, мимо зрителя, что подчеркивает отдаленность ее от земного пространства. У Младенца типично по-детски сложены ножки. Образы святых, которые по идее должны быть ближе к человеческой реальности, характеризует отрешенность: строго фронтально, неподвижно, словно колонны, они стоят справа и слева от Девы Марии, их лики не выражают никаких эмоций, фигуры, исполненные Духа Святого, абсолютно бестелесны. Но именно они обращаются к зрителю магнетическим взгядом огромных, широко раскрытых глаз. Они - врата, распахнутые в небеса, передающие Христу и Богоматери молитву верующих. Младенец тоже смотрит на зрителя. Его фигура - композиционный и смысловой центр иконы, являющий собой истину Боговоплощения.

Богоматерь изображена как Царица небесная на драгоценно украшенном троне с высокой спинкой и широким подножием. Она облачена в пурпурное одеяние и темно-красные сапожки, недвусмысленно указывающие на высшее императорское достоинство. Двумя руками она поддерживает на своих коленях младенца Христа в темно-желтых (золотых) хитоне и гиматии. Отставленной правой ручкой младенец благословляет, в левой держит свернутый свиток, напоминающий, что перед нами не просто беспомощный младенец, но воплощенный «Логос» - Второе лицо Святой Троицы. Об этом же говорит и взрослый облик высоколобого ребенка, большая голова которого контрастирует с маленькой фигуркой младенца.

За троном Богоматери в архитектурно оформленной пространственной нише показаны два ангела в белых одеяниях, держащие в правых руках золотые жезлы - известный еще в античной иконографии символ власти. Ангелы выступают как стража царственной Богоматери, одновременно указывая на небесную природу явленной сцены. Их взгляды обращены вверх, где изображена спускающаяся с небес рука, от которой на Богоматерь с младенцем нисходит широкий поток света. Ангелы как бы отстраняются в изумлении при созерцании этого великого чуда. Иконографический мотив «Руки Божией» с раннехристианского времени символизировал невидимого триединого Бога. Направленный поток света напоминал, что Воплощение предвечно рожденного Сына, выраженное образом Богоматери с младенцем, является деянием всей Святой Троицы, осуществляющей Домостроительство спасения.

Трон Богоматери фланкирован двумя изображениями святых, держащих в правых руках золотые кресты как знак мученической смерти и небесной награды. Они облачены в богато орнаментированные хитоны и плащи с застежкой на правом плече, так называемые хламиды. Со стороны груди и со спины плащи украшены таблионами - прямоугольными вышитыми вставками, указывающими на принадлежность к высшим придворным чинам. В этих мучениках видят изображения святых воинов Георгия и Феодора. Основанием служит лишь сходство лиц, однако такое же сходство можно отметить и в изображениях многих других святых. Кроме того, отсутствует обычное для данных святых воинское облачение, что заставляет усомниться в этом давно ставшем общепринятым мнении. Совсем необязательно, что были изображены самые известные святые. Выбор двух из многих известных мучеников был, скорее всего, определен индивидуальными предпочтениями заказчика иконы , пожелавшего отметить соименных или специально почитаемых святых, которым, по аналогии с императорским церемониалом, отведена роль почетной стражи Богоматери с царственным младенцем.

В целом иконография синайской иконы представляет на редкость цельный образ иерархии святости: от Св. Троицы, Христа, Богоматери к ангелам и св. мученикам, которые все вместе создают яркую картину Царства Небесного, явленного молящемуся как напоминание о возможности спасения и будущей вечной жизни. Этот многосоставный образ реализован с помощью системы сложных художественных приемов. Так, с точки зрения подражания античным образцам изображения ангелов кажутся прямой цитатой из древнеримских росписей, в образе Богоматери с ее непропорционально крупной головой связь с классической традицией ощущается слабее, а святые мученики трактованы в наиболее условной, уже средневековой манере с застывшим взглядом широко открытых глаз. При этом, напротив, с точки зрения самой живописи фигуры ангелов показаны совершенно бесплотными, полупрозрачными, в изображении Богоматери живопись становится более плотной, приобретая максимальную конкретность и чувственную насыщенность в одеяниях святых мучеников. Таким путем создается драматургия образа и обретается гармония целого, которой способствует настоящая полифония взаимно сбалансированных взглядов и движений.

Внутренняя динамика в изображении Богоматери и младенца, построенная на разнонаправленных поворотах головы и тела, уравновешивается абсолютно неподвижными столпообразными фигурами мучеников. А отклоняющиеся фигуры ангелов на втором плане образуют своего рода пространственную стрелу, указывающую на символический и художественный центр всей иконы - образ Богомладенца.