Благородная профессия учителя. Учитель — профессия творцов будущего

Учитель - это одна из самых востребованных профессий. Она необходима вне зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды. Когда-то давно, когда труд не разделялся на определенные профессии, учителями становились только самые старшие и опытные члены племен. По мере развития общества представители данной профессии начали практиковать специальные навыки. Таким образом, работа учителя превратилась в ремесло.

Актуальность работы преподавателя

Понятие о том, кто такой учитель, возникло в Европе уже в конце XVIII в. В современном мире эта профессия приобретает все большее значение ввиду научно-технического прогресса. Преподаватели сопровождают каждого ребенка уже практически с младенческого возраста. А ритм жизни современного человека настолько высок и напряжен, что учиться приходится в течение всей жизни - не исключая и пенсионный возраст.

Как возникла профессия?

О том, кто такой учитель, было известно еще со времен Конфуция. Философ в своих трудах писал о том, что преподаватели должны передавать знания из поколения в поколение. Значительный рывок в развитии данной профессии был сделан во времена Античной Греции. Впервые здесь появились первые образовательные учреждения. Это были пансионы, школы, лицеи. Нередко сами древнегреческие философы выступали в качестве учителей в собственных школах. Начиная со времен Средневековья, образование стало обязательным для каждого священнослужителя и правителя. Затем образование постепенно стало приобретать массовый характер. Практические все представители высших слоев населения стали учиться. Образование также стало доступным и для женщин. Для них создавались специальные закрытые институты.

Определение

Наиболее точное определение этой профессии было дано в словаре Ожегова: «Учитель - это лицо, которое чему-либо обучает». Словарь Д. Н. Ушакова определяет представителей этого ремесла как тех, кто «занимаются преподаванием какого-либо предмета в низшей или средней школе». Согласно малому академическому словарю русского языка, учителем является тот, кто преподает какой-либо предмет в стенах школы, или же тот, кто наставляет и поучает других.

Каким должен быть педагог?

Каждый, кто задумывался о том, кто такой учитель, мог обнаружить на практике одну важную закономерность: помимо досконального знания преподаваемого предмета, успешный и эффективный представитель данной профессии должен обладать отличными коммуникативными навыками. Если он не умеет общаться со своей аудиторией - будь то малыши-первоклассники, или же студенты, готовящиеся поступить в аспирантуру - ценность его знаний будет стремиться к нулю. Ведь он не сможет их донести - а значит, их не смогут усвоить и применить на практике студенты.

Кроме того, хороший преподаватель должен обладать большим терпением, умением уважать личность учащегося. Кто такой учитель, если не тот, кто сумел найти индивидуальный подход к учащемуся, позволяющий ему максимально эффективно усвоить необходимый объем знаний? Поэтому хороший преподаватель - это не только автор научных работ, обладающий всеми необходимыми дипломами. Это еще и тонкий психолог, который знает, каким образом донести знания до конкретного ученика.

Можно давать различные определения того, что значит учитель. Однако можно сказать наверняка - профессия эта творческая, и у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Помимо креативного элемента, работа педагога не лишена и рутины. Ведь именно ему приходится постоянно составлять учебные планы, проверять домашние задания. Чтобы быть успешным представителем своей профессии, ему необходимо тщательно выполнять всю эту рутинную работу. У учителя, помимо главного элемента его работы - преподавания - есть немало и других обязанностей.

С кем работает учитель

Профессиональный преподаватель должен быть также и волевым, сдержанным человеком. Ведь ему приходится работать с одной из самых сложных возрастных групп - подростками. В отношении учащихся данной категории необходимо не только внимание, но и умение поддерживать дисциплину. Учебный процесс не должен нарушаться из-за отвлекаемости учащихся на гаджеты, общение, игры. Что касается работы с более старшими учащимися, то, как правило, с ними возникает гораздо меньше проблем, ведь период полового созревания у них позади, и на первый план выходит профессиональное самоопределение. Однако в работе с юношами учитель также должен проявлять внимательность, настойчивость, умение качественно организовать учебный процесс.

Кто такой учитель: описание

Какими же еще делами, помимо преподавания, занят педагог? В круг его обязанностей обычно входит следующее:

  • Составление плана обучения.
  • Подготовка к урокам, составление поурочных планов.
  • Подбор наиболее эффективных методик обучения.
  • Работа над составлением различных официальных документов: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Контроль поведения учащихся.
  • Самообразование. Каждый представитель этой профессии должен обучаться в течение всей своей жизни.

Требования к учителям

Первое, чем должен обладать каждый хороший педагог - это отличным знанием своей предметной области. Учитель обязан многое уметь и знать, и при этом постоянно развиваться. Он должен также обладать гибкостью и умением быстро принимать решения в стрессовых условиях. Педагог также должен любить детей, находить общий язык не только с учащимися, но и с их родителями. Неотъемлемые качества хорошего учителя - это хорошая память, сообразительность, внимание к деталям.

Профессия «учитель»: все плюсы и минусы

К преимуществам данной профессии, как правило, относят:

  • Гибкий график работы. Обычно рабочий день учителя завершается уже к трем часам дня, в то время как работники офисов вынуждены терпеть наступления заветных 18:00.
  • Долгие каникулы, отпуска. Учитель, как правило, уходит на каникулы вместе со своими учащимися.
  • Интересная работа, которая предполагает различные виды активности: сегодня преподаватель готовит семинар, завтра проводит среди учащихся соревнования, послезавтра - праздник. Многие из учителей говорят о том, что работа по призванию - это единственное, что удерживает их в профессии вопреки всем трудностям.
  • Уважение в социуме, значимость профессии. Несмотря на то что все профессии важны для общества, по отношению к учителям все же принято демонстрировать особое уважение.
  • Возможность подрабатывать при помощи репетиторства.

Но несмотря на многочисленные плюсы профессии учителя, в ней есть и минусы:

  • Необходимость все время соответствовать образовательным стандартам и нормам, осваивать новые программы.
  • Дополнительная нагрузка в виде работы на дому - проверка домашних заданий, подготовка к урокам.
  • Как правило, работа в женском коллективе.
  • Отсутствие перспектив служебного роста.
  • Низкая заработная плата.

Учитель… Как много в этом слове чувств, эмоций, мыслей. Кто такой учитель?! Это прежде всего человек. Человек, ведущий за собой в мир знаний, понимающий ранимую детскую душу.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных. А в наши дни она еще и самая сложная. Можно сказать, что учитель создает будущее своими руками, так как от его труда зависит формирование убеждений, мировоззрения, нравственных качеств подрастающего поколения. Успех педагогической деятельности заключается в мастерстве педагога, то есть в высоком и постоянно совершенствуемом искусстве воспитания и обучения, доступном каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

В век современных технологий невозможно достичь успеха без применения качественно новых технологий, в первую очередь компьютера. « Не ждать, а действовать!»- этот девиз стал основой действительности тех учителей, которые реально оценивают задачу дня, внедряя опыт компьютеризации процесса образования учащихся.

Я с гордостью могу сказать, что в нашей школе работают поистине знающие свое дело учителя. Их жизнь не стоит на месте, они постоянно находятся в творческом поиске, ведь у них есть вечный двигатель-дети. Мне посчастливилось встретить такого человека.

Я засмотрелась на нее,

Она по классу шла в молчании

И что-то думала свое,

А класс застыл весь в ожидании….

Мой любимый учитель…. Я пишу эти строки с замиранием сердца. В памяти встает образ мягкой, добросердечной, выдержанной женщины. Когда она входила в класс, все замирали, замирали не от страха, а от уважения и восхищения. Невысокого роста,с гладко зачесанными назад волосами и легкой поступью. Надежда Николаевна Ильичева – это педагог с большой буквы. У нее есть своя неповторимая черта, путь обучения, характер и отношение к людям. Для нее работа – призвание. Она дала неоценимо дорогие знания, научила по- другому относиться ко всему, что нас окружает.

Я часто вижу, как домой

Из школы вечером идет

И как всегда портфельчик свой

С ребячьими тетрадками несет.

Я часто вижу свет в ее окне,

Когда она, склонившись над тетрадями,

Не станет думать о себе

И позабудет о наградах.

На ее уроках математики ученики с удовольствием получали ценные знания, не прогуливали уроки и не озорничали. И всего этого ей удавалось добиться с помощью только одного средства- слова. Это удается далеко не всем и не всегда.

Я уверена, что все ученики, когда-либо учившиеся у нее,любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека. А я могу только благодарить судьбу Что на моем пути встретился именно такой учитель.

А сегодня учитель-я. Но образцом для подражания является именно она. Для меня она- герой повести М. Горького -Данко. отдававшая свое сердце детям. Она жила их успехами, неудачами. Помогала в трудную минуту и словом,и делом. И мне хотелось бы, чтобы и мои ученики вспоминали обо мне с таким же трепетным чувством.


Профессия учителя одна из самых древнейших на земле. Ее значимость нельзя переоценить. Из года в год педагоги различного уровня обучения передают свои знания и свой опыт, трудясь на благо человечества. Воспитание ложится на их плечи. От того, какие знания и навыки они смогут им передать, зависит будущее страны. Уровень образования демонстрирует уровень развития государства и его социальную структуру.

Профессия учителя - это образ жизни. Люди, выбирающие ее, должны прислушиваться к своему сердцу и душой. Это не просто передача знаний, это воспитание психологического и морального облика подрастающего поколения. В каком бы учебном заведении не преподавал педагог, он всегда должен являться примером для своих учеников. На разных этапах обучения учителя отдают определенную часть знаний. Но, не зависимо от этого, значимость этой профессии очень велика.

Профессия учителя является основополагающей во всей системе обучения. Маленький человечек, приходя впервые в школу, еще не осознает всей ответственности, которая с этого момента ложится на его плечи. Он еще крепко держит за руку папу и маму, но в тоже время вступает во взрослую жизнь. Первым человеком, который окажется на его пути в этот момент, станет первый учитель. Именно от его педагогических талантов зависит отношение к учебе и школе в целом у первоклассника. Период начальной школы формирует в сознании ученика, значимость обучения и его смысл. Если учитель сумеет привить детям любовь к наукам и сможет заинтересовать их, то в дальнейшем им будет проще воспринимать весь процесс обучения.

Найти подход к ребенку задача не из легких. Это уже вопрос психологии. Но профессия учителя подразумевает наличие знаний и в этой области. Каждый ребенок - это открытая книга. Прочитать ее нужно от начала и до конца, чтобы понять всю широту его детской души. Какими качествами должен обладать учитель, чтобы стать для детей наставником?

Во-первых, это большая любовь к детям. Без этого качества невозможно быть учителем и работать с детьми. Дети очень чутко чувствуют отношение окружающих к своей личности. Да именно к личности. Несмотря на юный возраст, каждый ребенок - это человек, со своими желаниями и возможностями. Необходимо прислушаться к ним и понять их. Только тогда ребенок почувствует к учителю доверие и будет воспринимать его слова. Первый учитель обычно становится или даже первой любовью. Для них это второй человек после мамы. В дальнейшем, продолжая учебу, они будут сталкиваться с разными педагогами. Они оставят свой след в их жизни, но первый учитель не сотрется из памяти никогда.

Еще одним является терпение и рассудительность. В общении с детьми возникают ситуации, которые порой трудноразрешимы. Учитель должен быть хорошим психологом, чтобы понять тонкую душу ребенка.

Профессия учителя - это благородное занятие. Ее выбирают по призванию, но не по принуждению. За последние годы престижность этой профессии снизилась. Это было связано с низкой материальной оценкой труда учителей. И только действительно фанатики этого дела остались верны выбранному жизненному пути. Сейчас ситуация стала меняться к лучшему. Государство обратило свое внимание на проблемы учителей. Многие выпускники школ выбирают эту благородную профессию. Молодые кадры приходят в школы и другие учебные заведения, чтобы посвятить свою жизнь обучению детей. Хорошим примером для них являются заслуженные учителя, которые не один год отдали этой профессии.

В жизни каждого из нас ощутимый след оставили люди, которые из года в год передавали нам свои знания. Профессия учителя заслуживает самого большого уважения и почета.

пед. профессия и должность в системе общего и проф.-тех. образования. Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре обществ, разделения труда сформировался специфич. тип деятельности, назначение к-рой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравств. воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. У., подчеркивал Я. А. Коменский, вручена превосходная должность, выше к-рой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между У. и садовником, У. и предприимчивым архитектором, уподоблял У. усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К. Д. Ушинский рассматривал У. как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел в истории. Если У., полагал Л. Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим У. Если У. имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того У., к-рый прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если У. соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный У. Как правильно указывал А. С. Макаренко, ученики простят своим У. и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один У., считал В. А. Сухомлинский, не может быть универсальным (а потому абстрактным). воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, к-рый вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся.

Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле - это высокая миссия, предназначение к-рой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке.

При всем разнообразии реформ и модернизаций в системе образования все они в конечном счете замыкаются на У. Не существует чудодейственных пед. систем. Существует У., сформированный как творческая, социально активная личность, способный свободно ориентироваться в меняющихся социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в образоват. процессах.

При очевидной массовости пед, профессии для овладения ею оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психол. предрасположенность личности. Требования, предъявляемые к личности У., отражают содержание и структуру его проф. деятельности, к-рые, естественно, задаются обществом.

Одно из ведущих, стержневых образований личности У., определяющих ее целостность и готовность к деятельности, составляют проф.-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения У. к пед. профессии, к личности воспитанника, к самому себе, как формирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее. Смысложизненное самоопределение У. обусловлено его ориентацией на ценности именно пед. деятельности, на широкую гамму гуманистич. социально-проф. установок: на избранную профессию как образ жизни и способ ее полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпа-тии и социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик У. входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражд. ответственность, проф. идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии); нек-рые специфич. качества - организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность), коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность), перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний), экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора); проф. работоспособность; физич. и психич. здоровье.

Своеобразным «ядром» личности У. выступает проф. самосознание, обеспечивающее взаимосвязь и согласованность ее ведущих мотивов, смыслов, установок, ценностей, убеждений, идеалов. Для высокого уровня развития проф. самосознания характерны: преобладание в иерархич. структуре характеристик У. ценностей личностного роста в профессии; представленность в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отраженным в качестве значимого ее субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками (сочувствие, поддержка, доверие); позитивность самоотношения У., к-рое исходит из его оценки себя как способного осуществить реальный вклад в развитие личностно-значимых сфер жизнедеятельности ученика. Иначе говоря, проф. самосознание У. - это процесс осознания и переживания субъективной значимости развития и личностного роста ученика как решающего условия собственной самореализации в пед. профессии.

Присущий совр. цивилизации динамизм в значит. мере изменяет со-циально-пед. функции У., к-рый из традиционного «педагога-предметника» все более превращается в организатора процессов, формирующих личность школьника. Школа ныне выступает сферой духовного производства и культуротвор-чества, результат к-рого - не просто присвоение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека. На смену традиционному учению приходит пед. система, способная моделировать и воспроизводить в сфере образования действит. богатство жизненных связей и отношений личности.

В обыденном сознании существует представление о пед. труде как занятии нетворческом, механическом, изнурительном. Неверно требовать, чтобы каждый шаг пед. деятельности был творческим, неповторимым, всегда новым. Но как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так и в работе У. нельзя повторить однажды пришедший успех. Нет ничего более живого, бесконечно меняющегося, подвижного, чем труд педагога, объективно требующий от него проф. мобильности и динамизма. Только избавленная от шаблона мысль диктует У. творческие решения. Каждый У. имеет право на индивидуальность, на инициативу, на свой собственный пед. почерк и это становится возможным, если у У. всем процессом его образования и самой практики сформирована готовность к преобразованию проф. деятельности. Такая готовность может быть достигнута, если обеспечить самоопределение У. относительно содержания и структуры пед. деятельности и представление ее результатов в виде личностного знания; свободу выбора в определении и способов обоснования идей преобразования пед. деятельности при обязательной оценке их эффективности на практике; приобретение У. опыта совместной деятельности в решении пед. задач (проблем). и освоение техники интерактивного общения (см. также Опыт педагогический); развитие рефлексивной позиции и системного видения пед. процесса (в противоположность фрагментарному восприятию его, в статической проекции, вне анализа связей и отношений его элементов); см. также Методическая работа.

Поток информации о фактах, открытиях, концепциях стремительно растет во всех отраслях знаний, и, чтобы на высоком уровне выполнять свои проф. функции, У. должен постоянно обогащаться тем новым, что дает современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-созидателем. У. в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе педагога-экспериментатора, теоретика и практика, тонкого психолога и воспитателя. Такому специалисту по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.

Обращаясь к решению множества не только типовых, но и оригинальных пед. задач, У. также, как и исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристич. поиска (см. также Исследование в педагогике). Умение самостоятельно мыслить, принимать обоснованные решения в сложных динамич. ситуациях - характерная черта проф. облика совр. У. Постоянная направленность мыслит, процессов на решение проблемных задач, актуализация комплексов знаний, стратегия и тактика проф. поведения и деятельности У. придают его мышлению своеобразный неспецифический для др. профессий характер.

Главное в динамике деятельности У. - выявление и использование его личностного потенциала как системообразу-ющего фактора авторской пед. системы, восхождение от отд. пед. функций (действий, ситуаций). к их системе, от типовых пед. приемов к технологиям личностно-ориентированным. Деятельность У. представляет собой своеобразный синтез объективных знаний и субъективного творчества, алгоритмизации и импровизации.

У. только тогда оправдывает социальные ожидания, если его личность, общая и проф. культура развиваются опережающими темпами по отношению к культуре основной массы населения. Однако диалектика совр. обществ, развития порождает противоречивую ситуацию, при к-рой далеко не все педагоги оказываются соответствующими своему статусу. Отчасти этому виной распространенное и застарелое представление об У. как рядовом служащем, функционере, исполнителе директив. Драматизм этой ситуации усугубляется тем, что при совр. уровне психол. нагрузки на У. происходит отчуждение его от культуры, от школы, от воспитанника.

Сфера проф. труда У. - это арена преодоления мн. противоречий. Это противоречия между динамикой проф. задач и внутр. готовностью У. к их осуществлению; между динамикой образоват. политики и стремлением У. занимать четкую и последоват. позицию; между личностной потребностью У. в творческой самореализации и возможностью ее удовлетворения; между растущим объемом актуальной информации и рутинными способами ее переработки, хранения и передачи; между потребностью общества в образоват. услугах и сокращением резервов рабочего времени У., а также уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров; между возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-проф. групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей пед. профессий и др. Эта объективная социальная ситуация отражается в противоречиях субъективного отношения У. к своему труду. Так, большинство У. высоко оценивает свой проф. уровень. А в то же время значит. часть У. не удовлетворена своей работой в школе. С явлениями неупорядоченности в сфере учительского труда непосредственно связана сохраняющаяся во мн. странах текучесть пед. кадров.

Эффективность пед. процесса определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося У., осознающего себя его полноправным субъектом. Формирование такого У. - задача педагогического образования. Многие проблемы учителей обусловлены консервативными системами проф. подготовки, тиражирующими укоренившиеся в шк. практике инструментально-нормативную рецептурность и стереотипы, лишающие деятельность У. духовно-нравств. оснований.

Вместо технократич. подхода сегодня утверждается гуманистич. парадигма пед. образования и проф. совершенствования, реализация к-рой выдвигает ряд взаимосвязанных задач. Первая задача состоит в том, чтобы предложить будущему У. системное знание о закономерных взаимосвязях природы, культуры, общества, гос-ва, о процессах становления личности, о развивающихся в мире ценностях. Образоват. пространство пед. уч. заведения ориентирует студента на проф. деятельность, предметом к-рой является человек. Поэтому, во-вторых, фундамент проф. подготовки У. составляет комплекс знаний о человеке, формирующих личность биол.-психол. и социокультурных процессах. Третья задача - обеспечить становление личностной и проф. культуры педагога как «инструмента» реализации индивидуальных творческих сил в проф. деятельности. Четвертая задача - дать будущему У. систему фундам. знаний в избранной предметной области. По своему содержанию подготовка У. становится непрерывным образованием, в центре к-рого комплексное человекознание, находящее практич. применение.

При массовом характере учительской профессии гос-во и общество объективно заинтересованы в создании надлежащих условий для подготовки У., для его полноценной проф. реализации. От успешности пед. деятельности У. зависит будущее каждой нации и, в конечном счете, судьбы мировой цивилизации. Престиж У., как правило, высок в обществ, сознании. Но по различным, гл. обр. социально-экон., причинам это высокое обществ, признание часто не находит выражения в реальном социальном статусе педагога. Забота об У. - одна из важнейших сфер социальной политики каждого гос-ва, способная инициировать и соответств. встречные обществ, инициативы. Исходя из фундам. права личности на образование и роли У. в реализации идеалов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Уставе ООН и др. междунар. нормативных актах, ЮНЕСКО приняла (1966). Рекомендацию о положении учителей (опубл. в России в нач. 90-х гг.). Рекомендация охватывает широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и совершенствованием педагогов, условиями работы и продвижением по службе, правами и обязанностями У.

Лит.: Гоноболин Ф. Н., Книга об учителе, М, 1965; Кузьмина H В., Очерки психологии труда учителя, Л., 1967; Сластенин В. А., Формирование личности учителя сов. школы в процессе его проф. подготовки, М., 1977; Формирование проф. культуры учителя, М., 1993; Рекомендации о положении учителей, в кн.: Междунар. нормативные акты ЮНЕСКО, М., 1993, разд. 1. Образование; Сластенин В. А., Шуте и к о А. И., Проф. самосознание учителя, «Магистр», 1995, № 3. В. А. Сластенин.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Краткое описание:

Учитель -- это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель -- это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Учителя передают нам знания в вузах, курсах английского языка, учат различным бизнес наукам как бизнес-тренеры, коучи, работают над нашей пластикой на занятиях по йоге и танцам.

История профессии:

Когда-то давно, когда разделения труда не существовало, учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени/общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие тот или иной навык/знание. И лишь в 18--19 веках, преподавание как официально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире...

Социальная значимость профессии в обществе: В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста. Даже за стенами альма-матер, мы продолжаем учиться. Тренер по фитнесу прячет от нас шоколад и заставляет пробежать ещё несколько километров на беговой дорожке. Бизнес-тренер делится новейшими советами мастерства, делая нас более успешными. Коуч работает с нами, индивидуально указывая на наши ошибки, помогая их исправить.

Массовость и уникальность профессии: Основная компетенция успешного учителя, не зависимо от преподаваемой дисциплины и аудитории -- эффективная коммуникация. Именно она позволяет донести знания, мотивировать к труду, управлять конфликтами в коллективе. На втором месте -- отличное знание предмета. На третьем -- терпение, терпение и ещё раз терпение.

Риски профессии: Работа с детьми в детсаду, школе, вузе, как и прежде важна для общества и почётна. Тем не менее, все преподаватели стремятся быть бизнес-тренерами, коучами. Эти представители профессии наиболее востребованы, их труд наиболее хорошо оплачивается.

Где получить профессию:

Система образования предлагает широкие возможности обучения для тех, кто хочет стать учителем. Главное решить, что именно и в каком формате Вы хотите преподавать. Если обожаете возиться с малышами, можете стать воспитателем детсада или младшей школы, чему научитесь в педучилище или пединституте. Для того, чтобы преподавать в вузе, необходимо получить как минимум полное высшее образование, а в идеале -- научную степень. Если же Вы хотите быть бизнес-тренером -- получите высшее образование, забудьте обо всём выученном и отправляйтесь в реальный сектор экономики за практическими знаниями. Если о Вас заговорят как об успешном специалисте, Ваш опыт захотят перенять амбициозные коллеги и Ваш тренинговый зал всегда будет полон. Если же Вы станете известны в кругах топ-менеджмента успешных компаний, Вы можете выступать в роли консультанта/коуча, что, по сути, является пиком преподавательской карьеры.