Армения — Все монархии мира. Великая армения

Застарелые мифы очень сложно разрушать. Особенно, если это касается исторической науки. К сожалению, история всегда писалась в угоду политикам, а нередко и в угоду политиканам… Из-за этого сегодня в истории многих регионов мира полно пробелов и нестыковок. Это относится и к истории Малой Азии и Кавказа. Здесь издревле сталкивались интересы различных могущественных государств, все они писали для этого региона ту историю, что поддерживала их захватнические стремления…

К таким застарелым мифам, несомненно, относится и миф о «Великой Армении».

Мы постараемся рассмотреть и разрушить этот миф, не прибегая к своим измышлениям, а используя лишь то, что известно официальной исторической науке. Это делается нами, чтобы никто не мог поставить под сомнение нашу объективность. Итак, начнем…

«Великий» или «большой» – история или география?

Не зря мы берем в кавычки название «Великая Армения». Хоть мы очень сомневаемся в существовании «великого» армянского государства в античности, мы используем кавычки не по этой причине.

Кавычки мы ставим потому, что фраза «Великая Армения» на деле является лишь предумышленным неправильным переводом древнего названия.

Известно, что больше всего упоминаний о древней Армении дошло до нас из римских источников. Именно с латыни современные ученые перевели труды древних об истории и географии этого региона.

И все бы хорошо, да только вот одна неувязка: все древнеримские и более поздние источники на латыни называют «Великую Армению» не иначе как Armenia Major .

Что здесь такого? — спросите вы. Поясняем. Слово major с латыни переводится как«большой» . Следовательно, понятие Armenia Major невозможно перевести иначе как«Большая Армения» . А почему тогда ее переводят, как ? Что это? Случайная ошибка, закравшаяся во многие современные исторические труды и даже школьные учебники, или большая ложь, большая претензия на то, что никогда не существовало?

Почему-то в случайность в данном случае не верится.

Поэтому мы пишем название «Великая Армения» в кавычках, чтобы читатели видели то, как из географического названия «Большая Армения» нынешняя официальная история сделала название «великого», «могущественного», но никогда не существовавшего, армянского государства.

Ведь, как известно, понятие «великий» действительно относится к государствам и странам. На различных исторических картах и в книгах можно прочесть, к примеру, такие «великие» названия:

«Великая Британия» — Великобритания (GreatBritannia);

«Великая Тартария» — империя Чингисхана (Great Tartaria, Grande Tartarie, или на латыни: Tartarie).

Но ни в одном древнем или средневековом источнике на латыни вы, уважаемый читатель, не найдете надписи Great Armenia или Magnus Armenia (то есть «Великая Армения»). Там везде будет лишь одно название: Armenia Major, то есть «Большая Армения». А, как известно, понятие «большой» относится, например, к горам Большого Кавказа или к рекамБольшая Тира (Иркутская область РФ) и Большая Алматинка (Алматинская область Казахстана)… То есть к названиям географическим.

Но сегодня мифотворцы от науки рассказывают прекрасные сказки о древнем и могущественном государстве армян. Чуть ли не об «армянской империи»…

Однако вопреки всем этим сказкам из различных источников древности нам становится известно следующее:

Территория древней Армении (тогда еще такого названия не существовало) при Ахеменидах – являлась обычной сатрапией (провинцией) Ирана. Затем, спустя два века иранского владычества, Армения была подчинена державе Александра Македонского.

Лишь после смерти Александра западная часть (пределы которой на востоке доходили до Евфрата) бывшей персидской сатрапии обрела независимость, но спустя столетие была покорена царями Понта. В последствии она вошла в состав провинции Рима – Каппадокии и лишь в конце III века н.э. стала отдельной провинцией Рима . Именно тогда эту территорию стали называть «Арменией» – но с приставкой – «малая» (minor). На деле именно эта небольшая область в нынешней Турции должна считаться исторической «Западной Арменией», а не пол-Турции, как сейчас настаивают на этом армянские горе-ученые.

Восточная часть бывшей персидской сатрапии, известная всему миру под названием Armenia Major (Большая Армения), наименование которой, как мы уже знаем, предумышленно преподносится некоторыми учеными, как «Великая Армения», имеет историю еще менее величественную, нежели западная.

Так, после падения державы Александра Македонского (конец IV века до н.э.), в подчинении которой и находилась эта территория, у власти здесь были посажены иранские сатрапы – Оронт (которого современные армянские источники называют Ервандом, безосновательно пытаясь арменизировать имя, указанное в древних источниках) и его преемники. Их менее чем столетнее правление пресекается, когда в конце III века до н.э. (около 220 гг. до н.э.) эти территории завоевываются Селевкидами (Антиохом III) и включаются в состав области Софена…

«Сначала Арменией завладели персы и македоняне; после этого - те, кому были подвластны Сирия и Мидия; последним властителем Армении был Оронт, потомок Гидарна, один из семи персов

…Однако в 190 году до н.э. римляне разгромили Селевкидов в битве при Магнезии. Наместник Антиоха в этой области – Артаксий (в современных армянских источниках – Арташес), предав побежденных римлянами Селевкидов, объявил себя царем этих земель.

В последствии Артаксий и сам был разгромлен римлянами, а затем (около 165 года до н.э.) был схвачен и заключен в оковы уже селевкидами, отомстившими ему за предательство…

«Затем Артаксий и Зариадрий, полководцы царя Антиоха Великого , воевавшего с римлянами, разделили страну на две части. Они правили страной по поручению царя . После того как царь потерпел поражение, они перешли на сторону римлян… «.

…После смерти такого вот «независимого царя» Артаксия, земли, находившиеся в его подчинении – то есть Большая Армения (расположенная в междуречье Евфрата и Мурата (Восточного Евфрата)) была подчинена Парфянской державе, которая и в дальнейшем сажала на «царский трон» Большой Армении своих ставленников, к примеру, того же Тиграна II, который купил царский трон Армении у парфян за крупные территориальные уступки…

«Тиграну выпало на долю испытать различные превратности судьбы. Вначале он жил заложником у парфян; затем ему удалось получить от них дозволение вернуться на родину, причем парфяне взяли выкуп - 70 долин в Армении » (Страбон. География. КнигаXI).

Однако, после того как князек Тигран II, посаженный на трон парфянами, почувствовал слабость Парфянской державы, он начал вести с ней войны. В течение двух десятилетий Тигран совершил ряд успешных походов в соседние страны, что записывается на его имя, как завоевания – хотя если бы это были завоевания, а не просто походы – они закрепились бы за Арменией или хотя бы за Тиграном. Но этого не произошло.

Так, несмотря на то, что после подчинения римлянам в 66 году до н.э. Тигран был оставлен в качестве правителя-марионетки в Большой Армении, римляне не подчинили Тиграну никаких территорий, которые он якобы «завоевал». Хотя, если бы эти земли воистину принадлежали этому царьку Армении, Рим обязательно попытался бы прибрать их к своим рукам, признав их за своей марионеткой — Тиграном…

«…Лукулл изгнал Тиграна также из Сирии и Финикии. Наследник его (Тиграна – ред.) Артавасд преуспевал, пока состоял в союзе с римлянами , но когда Артавасд изменил Антонию во время войны с парфянами , он понес за это наказание. Антоний привез его в Александрию, в триумфальной процессии его провели связанным по городу и некоторое время содержали под стражей, но потом убили…» (Страбон. География. Книга XI).

…В дальнейшем Большая Армения как игрушка, переходила из рук одного хозяина в руки другого. До середины первого века н.э. в Большой Армении правили римские, а затем парфянские наместники. С 66 года нашей эры парфянами в Армении был посажен наместник из правящего рода парфян — Тири-сат (имя которого было арменизировано и представлено в виде «Трдат»).

Сегодня армянские ученые называют Тири-сата основателем армянского дома Аршакидов (отметим, что такие же правящие дома Аршакидов существовали в Албании Кавказской и Иране), хотя достоверно известно, что правление его было не наследственным .

Плюс ко всему, учитывая, что Аршакиды вели свое происхождение от саков (сак, в индийских источниках — шак; в ассирийских источниках – иш-гуз), ни о каком армянском государстве говорить не приходится, тем более что в начале II века н.э. Большая Армения вновь была оккупирована Римом и объявлена провинцией империи

«После Артавасда страной (Арменией – ред.) управляли несколько царей под властью Цезаря и римлян ; и теперь еще страна существует, управляемая на таких же началах » (Страбон. География. Книга XI).

…Лишь в середине II века парфянам удалось частично отвоевать у римлян Большую Армению и вновь назначить наместника из правящего парфянского рода Аршакидов. Анаследственный титул царя Большой Армении парфянские наместники получили лишь в конце II века.

В связи с тем, что в начале III века власть в Иране захватили Сасаниды, уничтожив местную династию Аршакидов Ирана (парфян), аршакидские наследственные правители Большой Армении стали сближаться с Римом.

Однако Сасаниды вскоре завоевывают Большую Армению и удерживают ее в своих руках вплоть до конца III века . В 296 году персидский шахиншах (царь царей) изгоняет из Армении римского ставленника из рода Аршакидов Тири-сата (у армян — Трдат III), а затем вторгается через территорию Большой Армении в восточные провинции Рима.

Однако в 298 году римская армия разбивает войска Сасанидов и между Ираном и Римом заключается мирный договор, согласно которому Рим получал право назначать правителей уже не только в Армении , — марионеточном царстве , подконтрольном Римской империи, но и в Иберии, где раньше царей назначали Сасаниды. По договору Большая Армения была отнесена к сфере влияния Рима.

Немного отходя от темы поиска великого армянского государства древности, стоит уделить внимание и вопросу распространения христианства в Армении.

Как отмечают армянские источники, «в 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии». Обратите внимание – государственной ! Прочитав вышеизложенное, возникает вопрос: о каком государстве идет речь? По чьему решению христианство было принято государственной религией Армении?

Мог ли аршакидский (то есть не армянский по происхождению) правитель Трдат III (Тири-сат), назначенный Римом в качестве своей марионетки , самостоятельно принимать «государственные решения» для армянского населения, находящегося под влиянием Римской империи ?

Понятное дело, что дата «301 год» из пальца высосана. Римские марионетки – «армянские» аршакиды, могли принять христианство лишь после того, как император Константин и Лициний подписали Миланский эдикт, разрешающий свободу вероисповедания в Риме и на подвластных ему территориях – в том числе и в Большой Армении. То есть после 313 года.

В 330-х годах на территорию Большой Армении (расположенной в междуречье Евфрата и Мурата) вторгаются сначала потомки саков (масакут), во главе с правителем албанской области Байсакаран Санатюрком, который объединил в своем союзе также и гуннов из Хунана («Гуннской области» в Кавказской Албании). Санатюрк завоевал столицу Армении Валарш-абат (по-персидски — «город Валарша») и удерживал ее целый год.

Однако в 338 году римские войска, защищая свою марионетку — Армению , напали на Санатюрка и разбили его армию.

Затем (339 год) на Армению пошел походом Сасанид Шапур II, но Рим разбивает и его армию и в 350 году назначает правителем Армении Аршака.

Стоит отметить, что в Армении постоянно находились римские полководцы , поэтому современные высказывания армянских ученых о великом армянском государстве (так называемой «Великой Армении») – просто миф , и не более того.

В 370 году римляне назначают нового правителя Большой Армении из рода аршакидов – по имени Баб (в современных армянских источниках – Пап). Тот пытается заручиться поддержкой Сасанидов, о чем узнают в Риме. По приказу римского императора аршакид Баб был убит римским полководцем (в современных армянских источниках этого полководца называют Траяносом), который вольготно располагался и, как видно,распоряжался , на территории мифического «великого армянского государства».

После смерти аршакида Баба (374 год), марионеточное государство Армения лишается даже номинальной царской власти , становясь, по сути, провинцией Рима. Но Иран, которому веками принадлежала территория, названная при римлянах Арменией, не собирался уступать ее Риму.

Северо-восток Малой Азии обошло стороной нашествие Александра Македонского, он не стал ареной боев между диадохами, не дошли сюда и кельты. Из распавшихся персидских владений на южном берегу Черного моря выделилось царство Понт. Оно умело лавировало в драках между соседними державами, признавало зависимость то от селевкидской Сирии, то от Македонии. А когда ту и другую сокрушил Рим, признало себя вассалом победителей. Хотя вассалитет был чисто номинальным, практически Понт остался самостоятельным. Население его представляло собой смешение различных народов - греков, армян, персов, фригийцев, лидийцев и ликийцев. Царство достигло расцвета во II в. до н. э. под властью Митридата VI Евпатора. В тот период сильнейшей державой региона была Великая Армения, в которой правил «царь царей» Тигран II Великий. Греческий царь с самого начала видел Армению своим военным и экономическим союзником. По приказу Митридата армянским купцам давались особые привилегии на территории Понта, что способствовало, налаживаю тесных торговых отношений. Митридат свободно говорил на всех языках тех народов, что заселяли его империю и ни с одним из подданных не общался через переводчика. Поэтому при первой встрече царь Тигран был приятно удивлен, услышав из уст греческого царя родной язык.

Вся личная охрана царя греческой империи состояла из этнических армян, кроме того во главе понтийской кавалерии стоял также армянин – Агасар Сухпатенци. Многими историками, Митридат назван самым амбициозным царем своей эпохи. «Царь Митридат пытался создать особенную империю, которая затмила бы собой все остальные. И, безусловно, он понимал, что война против Рима будет неизбежна. В тот период лишь армянский царь Тигран мог позволить себе равную войну против империи, поэтому он попытался вовлечь Тиграна в прямую конфронтацию. Однако тот был мудрым правителем и понимал, что она будет губительной для Армении из-за внутренней нестабильности. Но Митридат, будучи тонким дипломатом и целеустремленным политиком, выдал свою дочь Клеопатру за армянского царя» – пишет американский историк Ричард Томас. Первая встреча между царями состоялась в новой столице армянской империи – Тигранакерте. После рассмотрения предложений Тигран и Митридат разделили сферы влияния, Тигран в Передней Азии, Митридат - в Малой Азии. После этого, армянский царь сразу начал кампанию против Каппадокии: у Невшихира армянская армия нанесла поражение самой боеспособной части армии царя Ариобарзана, который после этой вести бежал в Рим, оставив пустым Кесарию. На престол Тигран посадил своего соратника и прославленного полководца - Гордеуса Ахвирани. Вопрос завоевания остальных территорий был лишь делом времени.

Еще до войны с Римом, армянский царь оказывал военную поддержку своему зятю. Митридат своего лучшего полководца Диофанта с отборным 6-тысячным корпусом для завоевания Крыма. Однако в первом сражении Диофант был разбит. Недалеко от Херсонеса находился второй арямнский кавалерийский корпус во главе с прославленным полководцем Араспом Багаратом, который по приказу своего царя отправился на помощь своим греческим союзникам. Уже через неделю понтийцы, получив подкрепление, перешли в наступление. В свою очередь скифы также стали искать поддержку и обратились к царю роксоланов Тазию, который прислал им войско. «Скифо-сарматская армия насчитывала более 50 тысяч человек против 25 тысяч понтийцев и 5 тысяч армянских кавалеристов. Несмотря на численное превосходство, скифы были полностью разгромлены. Одним из главных факторов победы стал полководческий талант Дифоанта и Багарата. Арямнская кавалерия полностью уничтожила сарматский корпус Палака, отрезав их от скифов, которых разгромил Дифоант» - рассказывает профессор Колумбийского университета Самюэль Тоттен. Греческий царь щедро наградил армянского полководца за проявленное мужество в битве у Херсонеса. Через некоторое время Митридат решил первым нанести удар Риму. В тот период разразилась Союзническая война с восставшими против Рима италийскими племенами и гражданская между оптиматами во главе с Суллой и популярами во главе с Марием. Подобное развитие событий предвещало успех греческому царю. В 89 г. до н. э. Митридат подал сигнал, и по всей Малой Азии началось истребление римлян. В несколько дней было перебито более 80 тыс. человек, а малоазиатское население перешло под власть понтийского царя.

После чего он двинул войска на Балканы, и на его сторону сразу перешла почти вся Греция. А его главный союзник, царь Тигран захватил северную часть Месопотамии, Сирию и Финикию. Война с Римом началась в 74 г. до н. э. На первом этапе Евпатору сопутствовал успех, он одерживал победы. Но во Фракию были назначены более энергичные полководцы: Гай Скрибоний Курион покорил дарданов, обитавших на территории нынешней Сербии, и вышел к Дунаю, а Лукулл разгромил царство бессов и взял штурмом их столицу Ускудаму. Остатки понтийской армии, соединившись с бронированной армянской конницей, сумели сдержать дальнейшее продвижение римлян. Но Лукулл пустил в ход дипломатию и заключил союз с владыкой Парфии Фраатом, у которого при дворе оказался наследник армянского престола Тигран-младший, поссорившийся с отцом и претендовавший на царство. И силы Армении оказались нейтрализованы, на нее с востока обрушились парфяне. Тиграну понадобилось время, чтобы собрать, разбросанное по всей империи войско и наголову разгромить парфян. После поражения, Митридат отправил к Тиграну. Лукулл направил Тиграну посла, Аппиуса Клавдия, с требованием выдачи Митридата, но получил отказ. Лукулл начал войну против Армении, Тигран в это время находился в приграничных южных районах своего государства. Для того чтобы вернуться в Армению, он вместе со своими телохранителями был вынужден совершить почти тысячекилометровый марш-бросок. Достигнув Тигранакерта, римляне держали столицу в осаде в течение 6-и месяцев. Все это время Тигран собирал силы для решающего сражения.

Два римских легиона проникли в тыл армянской армии и, нанеся удар, фактически решили исход боя. Однако именно здесь проявился полководческий талант Тиграна. Понимая, что поражение решает судьбу Тигранакерта, Тигран Великий тем не менее избрал образ действий, впоследствии долгое время не применявшийся в европейских странах. Вопрос стоял так: что сохранить - армию или территории? В отличие от принятой в то время во всем мире системы действий Тигран решил сохранить не территорию, а армию, что оставляло ему возможность победить в войне. Захватив и подвергнув страшному разграблению столицу Армении, римляне вернулись в Кордук на зимовку. А армянская армия в это время разработала новую, соответствующую сложившимся условиям тактику и готовилась применить ее. Армия была поделена на две части. Пехота под командованием Митридата была отправлена в тыл римлян с задачей перерезать их коммуникации, а конница Тиграна начала наносить неожиданные удары по движущейся к Арташату римской армии. Одним из таких уроков и стала битва при Арацани в 68г. до н. э.

Несмотря на утверждения, что Митридат VI Евпатор советовал Тиграну отказаться от решающей битвы в столице и подсказывал ему некоторые действия, Тигран тем не менее вполне уверенно довел дело до победы в войне, учитывая несравнимо большой потенциал Рима. После разгрома Лукулл бежал в Рим, который отправил против Армении легионы во главе с Помпеем. После нескольких битв Помпей проникся большим уважением к армянскому царю и впоследствии признал лишь Тиграна законным царем Великой Армении. А Тиграна-младшего, который со своим отрядом дружески встретил римлян на Араксе, заковал в цепи и объявил пленным. Предложение парфянского царя Фраата о разделе Армении по Евфрату Помпей отверг. Тогда же Тигран собрал войско и сурово наказал предателей, казнив парфянского царя. В том же году близ города Никополя состоялось второе сражение между римлянами и войсками царя Митридата. Ночью римские легионы внезапно атаковали спящих понтийцев и разгромили их. Вскоре против Митридата VI Евпатора восстали греческие города Северного Причерноморья и азовского побережья. Мятеж против государя подняло и царское войско во главе с его сыном Фарнаком. Тогда в 63 году до н.э царь Митридат покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч, не желая сдаваться врагу.


Свою оценку признания американской стороной Голанских высот за Израилем, а также прогноз, какие последствия может принести это решение, представили азербайджанский и российские эксперты.

БАКУ, 26 мар — Sputnik, Александра Зуева . Очень важно, чтобы ситуация вокруг Голанских высот нашла свое разрешение, и удалось снять напряжение в регионе, которое угрожает глобальной безопасности, сказал Sputnik Азербайджан директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризван Гусейнов.

США втягивают Израиль в авантюры

Большинство шагов Администрации Трампа, связанных с ближневосточной проблематикой, и в частности, с арабо-израильским конфликтом, к сожалению, вовсе не приводят к разрешению спорных вопросов. Наоборот, действия американской стороны ведут к росту напряженности, что влияет, в первую очередь, на безопасность самого Израиля: страна втягивается в определенные авантюры, исход которых пока сложно представить, считает Гусейнов.

Такие шаги, как признание Иерусалима столицей Израиля и суверенитета страны над Голанскими высотами, обострили ситуацию и усложнили отношения Тель-Авива с соседями, подчеркнул эксперт.

"Особо в этих процессах стоит отметить роль Турции. Явно видно, что администрация Трампа предпринимает такие шаги "в противовес" росту активности и влияния Анкары на Ближнем Востоке", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан, напомнив, что на территории Голанских высот до 1967 года в основном проживали туркоманы (термин, используемый на Западе в качестве названия огузских тюркских народов – ред.).

При этом Гусейнов выразил надежду на то, что ситуация вокруг Голанских высот все-таки найдет свое разрешение, попытки администрации Трампа напрячь ситуацию на Ближнем Востоке не приведут к успеху, и напряжение в регионе удастся снять.

А если Россия признает Голанские высоты сирийскими?

Факт признания США Голанских высот принадлежностью Израиля создает весьма опасный прецедент в системе межгосударственных отношений и международной безопасности, считает, в свою очередь, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова, член экспертного совета "Офицеры России", военный аналитик Александр Перенджиев.

Ведь тогда страны-союзники государств, которые выясняют отношения по поводу принадлежности тех или иных территорий, также могут начать процесс признания этих земель за своими военными союзниками, отметил военный аналитик.

"Представьте, как обострится ситуация, если Россия, в пику США, признает Голанские высоты принадлежностью Сирии! Безусловно, Россия на такой шаг не пойдет. Но кто может гарантировать, что подобные действия не будут совершать другие страны? Например, если Франция признает Нагорный Карабах принадлежностью Армении, а Турция принадлежностью Азербайджана", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан.

Выразив сомнения в подобных действиях официального Парижа и официальной Анкары, эксперт кроме этого предложил представить, насколько может обостриться обстановка в Азии, да в мире в целом, в случае, если США признают штаты Джамму и Кашмир принадлежностью Пакистана.

В мире много территорий, по поводу принадлежности которых государства находятся в военном противостоянии. И международное сообщество, различные региональные организации предпринимают трудные попытки урегулировать конфликты вокруг этих спорных территорий и мирным путем договориться об их правовом статусе, напомнил Перенджиев.

США же теперь, по сути, разрушают роль и влияние международного сообщества и региональных организаций, занятых обеспечением безопасности и миротворческим процессом, считает военный аналитик.

"Мир, благодаря США, все большее вступает в такую фазу "развития", когда ты прав, когда за тобой не право, а сила", - заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

Ближнему Востоку грозит новый виток напряженности

Признание Голан – это довольно смелый и решительный шаг США в духе стилистики Трампа, отметил российский политолог Павел Клачков. Он рассказал, что сам бывал на Голанских высотах и хорошо ощутил их значение для Израиля. По его словам, в Израиле действительно считают, что для выживания страны и государства необходим контроль над этой территорией.

При этом, такое признание подрывает значение ООН, так как нарушает принятую ранее резолюцию, считает политолог. В то же время, отметил он, это признание разрушает и довольно серьезное внешнеполитическое влияние США.

"Значение такого признания очень велико, и его сейчас все осуждают. Международная проблематика тоже уже не будет прежней", - сказал собеседник Sputnik.

Решение Трампа, кроме прочего, влечет за собой и новый виток напряженности на Ближнем Востоке. Уже поступила реакция на это ряда стран, в том числе России и Турции. Волна неприятия этого решения будет нарастать, уверен Клачков.

В 1967 году Израиль ходе Шестидневной войны отбил у Сирии и оккупировал Голанские высоты, а в 1981 году в одностороннем порядке их аннексировал. Принадлежность горного плато считается основным предметом израильско-сирийского конфликта, попытки решить который предпринимались до начала гражданской войны в Сирии.


Что общего у таких известных людей, как генералиссимус Александр Суворов, маринист Иван Айвазовский, священник Павел Флоренский, писатель Василий Немирович-Данченко, поэт Булат Окуджава? Связующее звено между всеми этими выдающимися людьми - тот неожиданный для многих факт, что в жилах каждого из них текла армянская кровь. Даже таможенник-герой из фильма «Белое солнце пустыни» актёр Павел Луспекаев - и тот при заполнении советских анкет в известной пятой графе всегда с гордостью писал - «армянин». А его фамилия восходит к армянскому княжескому роду - Лусбекян.

Армения... У обывателя, успевшего пожить среди пятнадцати советских республик, сразу возникают определённые ассоциации. Горная вершина Арарат, чья заснеженная шапка украшала этикетку одноимённого коньяка. Неподражаемая кухня и искреннее гостеприимство, свойственное всем кавказским народностям. Абрикосы, гранаты, виноградные гроздья, которыми Армения щедро наполняла наши рынки. Но ещё Армения - это и печально известная трагедия 1988 года в Спитаке, не оставившая безразличным ни один народ большой «семьи» бывшего СССР. Это и драматические события в Нагорном Карабахе, унёсшие жизни многих молодых солдат.

Но, несмотря на общее представление, всё-таки Армения для многих из нас подобна айсбергу, религиозная, культурная, историческая часть которого остаётся скрытой.

Моё личное знакомство с Арменией началось издалека, в прямом смысле слова, а именно - в Венеции, на конференции по библеистике. Восторг от доклада профессора священника Богоса Левона Зекияна и посещение Армянского острова в Венецианской лагуне подтолкнули к более глубокому изучению истории и традиций этой удивительной культуры. Кстати, врождённое стремление к постижению неизведанного у армян я отметил для себя в монастырском музее на венецианском Армянском острове, где собрана уникальная коллекция византийского стекла, артефактов из Египта и Шумера, а основной достопримечательностью музея монастыря является египетская мумия Неметхетамона (XV в. до Р. Х.).

Ковчег Ноя и каменный паспорт Еревана

Каждый народ территориально привязан к какой-то части суши. Что касается армян, у них две родины: одна историческая, а другая - доставшаяся в результате политической несправедливости. Сегодня эта территория равна по площади современной Киевской области.

Моему удивлению не было предела, когда я впервые увидел карту, зафиксировавшую кульминационную точку расширения границ Армянского государства времён Тиграна Великого (I в. до Р. Х.). Восточная часть современной Турции, современные Ливан и Сирия, частично север современного Израиля и Иордании, а также частично север Ирака и Ирана, Азербайджан, Грузия - некогда всё это были земли Великой Армении.

Действительно, исторической родиной армян является Армянское нагорье, которое можно назвать горным островом по отношению к Анатолийскому и Иранскому плато, расположенным ниже. Именно отсюда берут начало пять самых больших рек Ближнего Востока: Евфрат, Тигр, Арацани, Чорох, Кура. В центре Армянского нагорья возвышается библейская гора Арарат (ныне находящаяся на территории Турции) - самая высокая точка на Ближнем Востоке. На её вершине, как известно из Писания, остановился Ковчег патриарха Ноя. К сожалению, сегодня власти Турции не дают учёным доступа на Арарат, и исследовать вопрос об остатках Ноева ковчега можно только по фотографиям из космоса.

Можно предположить, что именно на той части суши, которую впервые увидел Ной после Потопа, и появился впоследствии город Ереван (двенадцатая по счёту столица Армении), ведь на армянском языке «еревал» означает «появляться», а «еревангал» - «показаться».

Клинописный каменный «паспорт» Еревана сегодня экспонируется в государственном музее Армении. Согласно его данным, Ереван на 29 лет старше Рима! (Вечный город основан в 753 г. до Р. Х.)

Айстан - Урарту - Армения

В середине II тысячелетия до Р. Х., за 500 лет до помазания первого царя в Израиле, в Армении уже было создано государство, объединившее все армянские племена в единый народ. Первоначально Армения называлась Айстан, а сами армяне и сегодня именуют себя «ай». Нам, наверное, из учебников по истории Армения более известна как древнее государство Урарту - так она именовалась в клинописных источниках придворной ассирийской канцелярии.

«Ванское царство», «Царство Ервандуни», «Вхождение в состав Ахеменидской державы», «Селевкиды и Армянские царства», «Армяно-Понтийский союз» - всё это сухие названия параграфов из учебника по истории Армении. Но даже беглое знакомство с оглавлением рождает уважение к народу с таким прошлым.

Христианская Армения

Если когда-то при решении кроссвордов вам придётся отвечать на вопрос, какое государство первым приняло христианство, знайте, это - Армения. В западной и восточной частях Римской империи ещё курился дым перед римским и эллинским языческими пантеонами, ещё продолжались гонения на христиан - а в Армении евангельское семя, посеянное апостолами Фаддеем и Варфоломеем, уже принесло добрые и обильные плоды: в 301 году Армения стала первым в мире христианским государством. Для сравнения: несмотря на то что император Константин Великий в 313 г. прекратил гонения на христиан, а в 325 г. был созван I Вселенский Собор, всё же Византийская империя официально стала христианской державой только в 380 г., после принятия эдикта императора Феодосия І.

Первым предстоятелем Армянской Церкви стал миссионер-труженник, исповедник святитель Григорий, которого армяне с любовью и гордостью называют Просветитель.

Связь Армении и её соседки и сестры во Христе, Восточной Римской империи, была очень тесной. Вплоть до 387 г. все католикосы* от святого Григория Просветителя до Нерсеса Великого хиротонисались в Каппадокии, сама же Армения являлась митрополией Кесарийской Церкви**. Литургическая традиция, как и богослужебный язык, на протяжении этого периода были едины, а армянский епископат активно участвовал в жизни Вселенской Церкви. Армянские делегаты принимали участие в работе I и II Вселенских Соборов. Однако из-за раздела Армении в 387 г. между Персией и Римом новый католикос Исаак, оказавшись на территории персов, был заключён в тюрьму, вследствие чего армянская делегация не попала на III Вселенский Собор. Тем не менее, после освобождения из тюрьмы католикос Исаак созывает в 435 г. Аштишатский Собор, на котором анафематствует Нестория***, подтверждая тем самым каноническую симфонию с отцами III Вселенского Собора. Однако, являясь непримиримыми противниками ереси Нестория, армянские богословы невольно создали этим предпосылку к монофизитству****.

* καθολικός - всеобщий (епископ).

** В подписи под актами I Вселенского Собора (325 г.) архиепископ Леонтий следующим образом обозначил свой титул: «архиепископ Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Птолемаикского, Малой и Великой Армении».

*** На этом же Соборе были преданы анафеме Феодор Мопсуэтийский и Диодор Тарсийский, в результате чего армянские отцы пошли дальше отцов III Вселенского Собора - ведь ересь Феодора будет осуждена только на V Вселенском Соборе.

**** Монофизитство (µόνος - «один, единственный», φύσις - «природа, естество») - доктрина, признающая во Христе только Божественную природу и совершенно отвергающая Его человечество.

Измена по-гречески

Ощущение соседства с таким сильным единоверным государством, как Византийская империя, породило у армян иллюзию, что в критический момент они могут рассчитывать на заступничество. В этом и состоял трагизм ситуации, в которой оказался армянский народ и которая задала проекцию развития дальнейших межцерковных отношений Византии и Армении.

451 год в истории Церкви известен тем, что в городе Халкидоне проходил IV Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь монофизитства. Но мало кому известен тот факт, что в этом же году в Армении христиане отстаивали свою веру далеко не в богословских дискуссиях. На требование персидского царя отречься от христианства и принять зороастризм армяне, собравшись на совещание в Арташате, написали от имени всего населения письмо с обоснованием отказа. Это и спровоцировало вторжение персидской армии в Армению.

Армяне были уверены, что в войне с персами за верность Христу они получат обещанную накануне помощь от Византии. Однако персы на тот момент уже успели получить от императора Маркиана заверение в невмешательстве...

26 мая 451 г. главнокомандующий армянской армией Вардан Мамиконян и 1036 воинов кровью засвидетельствовали свою верность христианской вере в бою с несоизмеримо более сильным противником. Погибшие были причислены к лику святых, как и католикос Иосиф, казнённый персами немного позднее.

Понятно, что имя императора Маркиана стало ненавистным для армян, и свою ненависть к василевсу они перенесли и на оросы IV Вселенского Собора...

Дерзнём предположить, что бумеранг предательства, некогда пущенный Византией по отношению к христианской Армении, вернулся назад в Константинополь в 1204 г., когда к его стенам подошли с высоко поднятыми христианскими знамёнами, сверкая на солнце мечами и доспехами, рыцари IV Крестового похода...

А ведь Византия многим обязана Армении. И не только в силу того, что императорская гвардия состояла из армян, подобно тому, как Папская гвардия в Ватикане состоит из швейцарцев. Вообще, военная мощь, военная организация и военный талант Византии - заслуга армян, как военачальников, так и простых солдат. Армянские пешие отряды и армянская кавалерия считались лучшими частями византийской армии, беззаветно преданными своему императору. Кстати, из всех императоров Византийской империи пятьдесят четыре (а это 67 %) были армянами*. Некоторые историки считают, что именно отстранение армян от руководства боевыми частями в канун IV Крестового похода и стало причиной поражения, нанесённого турками.

* Некоторые византийские императоры, несмотря на наличие армянских корней, устраивали гонения на своих соплеменников. Так, некоторые хронисты сообщают, что в VI в. мятежный князь Смбат, преследуемый императором-армянином Маврикием, высадился в Крыму и поднялся вверх по течению Днепра. Внимание, киевляне! Именно на кручах, где впоследствии появится Киев, князь-армянин строит мощную цитадель Смбатас на горе, которую именуют до сего дня Замковой.

Между молотом и наковальней

У историка Нейла Фолкнера в его книге «Апокалипсис, или Первая Иудейская война» я когда-то прочитал, что Армения являлась своего рода Польшей Древнего Востока. Действительно, Армения имела настолько важное стратегическое значение, что спокойную жизнь страны постоянно нарушали военные марши армий тех империй, между которыми ей приходилось существовать. К сожалению, площадкой для выяснения отношений между сверхдержавами в большинстве случаев выбиралась сама же буферная Армения; во многих конфликтах враждующие государства привлекали её на свою сторону.

«Армян невозможно победить, их нужно разделять», - эти слова произнёс в IV в. до Р. Х. потерпевший поражение в Армении царь Дарий I. Эта установка оказалась не просто действенной, но и вневременной - на века.

После первого раздела Армении между Римской империей и Парфией (в 387 г.) её народ ещё не раз переживал перекрой между сверхдержавами. Так, второй раздел территории Армении произошёл в 591 г., но уже между Византийской империей и сасанидской Персией.

На протяжении всего этого периода армяне не сдавались и, сохраняя преданность вере во Христа, боролись за свою независимость. Свидетельством тому может быть создание и существование Киликийского армянского царства в окружении Сельджукского Иконийского султаната, которому не смогла противостоять Византийская империя. Фактически этому христианскому островку было суждено стать второй в Малой Азии родиной рассеянных армян. Именно сюда из города Ани был перенесён престол католикоса. Находясь в мусульманском окружении, князья армянской Киликии чеканили золотые, серебряные и медные монеты со своим изображением и легендой (надписью) на армянском языке. Именно в этот период были установлены торговые связи с Венецией и Генуей.

Удивительно, но когда в XIII в. мамелюкское Египетское государство завоевало одно за другим созданные крестоносцами в Палестине державы, единственным непокорённым христианским государством на Ближнем Востоке оставалось Киликийское армянское царство! И только в 1375 г. мамелюкам всё же удалось сломить сопротивление армян, и христианская Киликия пала - армянский народ потерял государственность более чем на 500 лет.

1386-й, 1394-й, 1398-й, 1403-й - это годы, в которые армия Тамерлана опустошала Армению, вследствие чего большая часть населения была уничтожена.

1453 г. - год захвата Константинополя турками-османами, после которого османская Турция превратилась в сильнейшее государство Ближнего Востока. Под её властью оказались балканские страны и вся Малая Азия. Как раз между османской Турцией и сефевидским Ираном в 1555 г. и был произведён третий раздел территории многострадальной Армении, а в 1639 г., после насильственной депортации 300 тысяч армян в Иран, произошел четвёртый передел.

Армянский ренессанс

Поразительно, однако именно в этот трагический период армянская культура и искусство переживали свой ренессанс. С X по XIV век были созданы многие шедевры церковной хоровой музыки; в это же время были изобретены «хазы» - специальная система знаков для записи музыки, фактически аналог византийских «невм» и древнерусских «крюков». Расцвела армянская архитектура - были возведены храмы в Санаине, Ахпате, Кечарисе, Агарцине, Гошованке, а также вырублен в скальном массиве знаменитый монастырский комплекс в Гегарде. Наверное, самым известным зодчим этого времени можно назвать архитектора Трдата. Именно он взялся за реконструкцию купола храма Святой Софии в Константинополе, разрушенного землетрясением, когда его греческие коллеги признали своё бессилие. Восстановленный Трдатом купол Святой Софии держится до сих пор!

Немногие знают, что до открытия в 1200 г. в Париже первого европейского университета в Армении уже существовали его аналоги, именуемые вардапетаранами (высшими школами), где изучали «семь свободных искусств». Отдельно имелись медицинские вардапетараны. А Гладзорский вардапетаран, созданный по европейскому образцу и имевший два факультета - богословский и юридический, - в 1280 г. первым в Армении получил статус университета. Возрождение переживала и литература: именно в этот период Григор Нарекаци написал «Книгу скорбных песнопений», которая сегодня переведена на многие языки мира.

Нельзя не упомянуть и о гении зодчего Манвела, создателя храма Сурб-Хач (Святой Крест) и портовой гавани на острове Ахтамар, и о тех знаменитых хачкарах, которые создал этот талантливый человек.

Хачкары (в переводе дословно «крест-камень») - это уникальный, сугубо армянский вид каменного декаративно-прикладного искусства. Каждый хачкар представляет собой каменную стелу с вырезанным на ней изображением креста, изящно украшенную орнаментом. Ни один хачкар, даже изготовленный одним и тем же мастером, не повторяется.

Вардапет Месроп Маштоц

Человеку, который гостит в Армении и хочет познакомиться поближе с её культурой, необходимо посетить Матенадаран - главное хранилище книг. Чего не было в истории армянской книги, так это скатанных в рулон манускриптов. Первые образцы дошедших до нас армянских книг V-VI вв. сброшюрованы, прошиты и имеют переплёт и обложку.

Армянская традиция связывает создание армянской письменности с переводом книг Священного Писания*. Но, несомненно, до появления нового алфавита «Еркатагир» помимо клинописи, арамейского и греческого языка у армян был свой способ письма. К сожалению, никаких эпиграфических свидетельств и артефактов с фиксацией древних записей до нашего времени не сохранилось.

* Первая книга Священного Писания, перевёденная с сирийского на армянский, - книга Притч.

Месроп Маштоц - человек, которому принадлежит честь создания армянского алфавита. Сегодня армяне, читая газеты, отправляя SMS-сообщения, иногда даже не задумываются, каким сокровищем они владеют.

Когда-то известный лингвист Мейер сказал, что армянский алфавит - это шедевр. Его уникальность заключается в том, что из 36 букв каждому символу соответствует один определённый звук, и наоборот (для сравнения: в русском алфавите всего 33 буквы, из них две не обозначают звуков).

В армянской азбуке (кстати, как и в церковнославянском языке) каждая буква снабжена своим числовым значением. Относительно недавно журналист и исследователь Эдуард Аянян сложил числовые коды букв в армянских названиях металлов и получил в точности те числа, которые проставлены Менделеевым в верхних углах ячеек его таблицы для обозначения атомных зарядов тех же химических элементов. Например, золото (арм. «воски») - 79; свинец (арм. «арчич») - 82, как в периодической системе. А ведь Месроп Маштоц не придумывал слов и тем более - армянского языка, который сформировался за тысячи лет до официальной даты создания армянского алфавита - 405 г.!

Позднее Месроп Маштоц набирает школу и с помощью ста учеников переводит с сирийского на армянский язык книги Священного Писания. Армянский перевод Библии назван палеографом Ф. Кроссом королевой перевода. И несмотря на то, что сегодня филологи задаются вопросом: осталось ли хоть что то от первоначального перевода Библии с сирийского, ведь в 432 г. в Армению попадает греческий перевод Писания - Септуагинта, текст которого был впоследствии согласован с первоначальным вариантом, - труд Месропа Маштоца, несомненно, незауряден, за что Месроп удостоен титула «вардапет» - учитель Церкви.

Примечательно, что сегодня во всём мире в музеях и библиотеках хранится около 30 тысяч армянских рукописных книг (и это только те рукописи, которые сохранились). А если учесть, что за всю историю Византии было создано около 50 тысяч рукописных фолиантов, этот факт вызывает ещё большее уважение к армянам как к книголюбивой и читающей нации.

В качестве предположения мы можем допустить связь между таким впечатляющим количеством рукописей - и тем ноу-хау, которым владели армянские переписчики книг и каллиграфы, писавшие под диктовку автора. Привычное перо писца у армян в результате технической эволюции довольно рано было превращено в первый прототип «авторучки»: к верхней части пера-калама прикреплялся пузырёк с чернилами. Благодаря этому писцы были освобождены от непрестанного макания пера в чернильницу. Так, в заключительных главах рукописей армянские писцы нередко добавляют: «Каждый раз, набрав чернила в калам, писал 900, даже 920-930 и более букв».

После падения Киликийского царства престол католикоса возвращается в Армению, и с 1441 г. по сей день резиденция католикоса всех армян находится в Эчмиадзине.

Католикосы, на протяжении всей истории христианской Армении бывшие духовными лидерами армянского народа и прилагавшие все усилия для сохранения армянами верности Христу, не теряли надежды на возвращение независимости. В 1547-м, 1562-м, 1677-м годах они инициировали обращение к правительствам европейских государств. Но Европа, не заинтересованная в помощи армянам, молчала. Разочаровавшись в политике европейских монархов, но всё же не теряя надежды, в 1701 г. армянская делегация во главе с Исраэлем Ори обращается к российскому императору Петру I с просьбой поддержать освободительную кампанию против турок и персов. Этой аудиенцией было положено начало попыткам российского престола помочь многострадальному армянскому народу. И только спустя столетие в ходе I и II Российско-персидских войн при участии армянского добровольческого ополчения были достигнуты первые победы по освобождению Армении и возвращению армянского населения из иранского плена. Но всё же значительная часть - горная, западная Армения (Сасун, Зейтун) с армянским населением продолжала оставаться в мусульманской изоляции Османской Турции.

Геноцид

При смене правительства любой народ связывает своё будущее с надеждами на благие перемены.

В 1908 г. в Турции после государственного переворота и свержения кровавого режима Абдул-Хамида II к власти пришла партия младотурок. У армян появилась надежда на долгожданное восстановление прав христиан в новой стране... Но 1909 г. был ознаменован массовым истреблением армянского населения в Киликии с молчаливого согласия нового правительства. Погибло 30 тысяч человек. Это было страшным началом тотального планомерного уничтожения армянского народа.

Эти события начала века очень похожи на те, которые произойдут спустя два десятилетия в национал-социалистической Германии...

Трудно подобрать слова для описания случившегося в этот трагический трёхлетний период с 1915 по 1918 гг. По всей видимости, решение отуречить всех подданных Турции, а христиан уничтожить, принятое в 1911 г. на тайном совещании партии младотурок в Салониках, нашло практическое воплощение в геноциде, осуществлённом по определённому плану. Армения лишилась полутора миллионов своих сыновей и дочерей. Очевидец этих зверств известный армянский композитор и священник Комитас лишился рассудка... Примечательно, что турки и официальная турецкая историография не признают преднамеренности уничтожения армянского населения в Османской империи. В то же время, в ряде стран мира (Швейцария, Франция, Аргентина и др.) действуют законы, предусматривающие наказание за отрицание геноцида армян.

Трагическая и печальная судьба армянского народа, сопряжённая с постоянной борьбой, может быть прочувствована тем, кто даже впервые слышит мелодию старинного инструмента дудук. Внешне дудук напоминает обыкновенную флейту, но как величественна магия звука этого инструмента! Даже самое чёрствое сердце она не оставляет безучастным. Композитор XX в. Арам Хачатурян очень ёмко сказал: «Дудук - это единственный инструмент, который заставляет меня плакать».

Вместо заключения

Почти в каждом православном храме нашего отечества есть зримое напоминание об Армении - стране надежд обновлённого человечества, стране библейской радуги - это столь любимый нами образ Нерукотворного Спаса. Какая же здесь связь с Арменией?

Во время земной жизни Христа Спасителя столицей Великой Армении был город Эдесса, некогда поразивший своей красотой Александра Македонского до такой степени, что родившуюся дочь он назвал Эдессой. Так вот, согласно армянскому преданию, царь Абгар (Авгарь) приглашал сюда, в Армению, Иисуса Христа: «Слышал я также, что многие... ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям. У меня есть небольшой, но красивый город, его достаточно было бы для нас обоих». Вот так просто, искренне, с характерным для армян гостеприимством приглашал царь Абгар Спасителя. Господь же в ответ на это приглашение отправил царю в подарок убрус (плат), на котором проявился отпечаток Его лица. Так появился в истории иконографии первый оригинальный Нерукотворный образ. В этом предании - весь армянский народ со всеми его характерными качествами - радушием, искренностью, преданностью Христу.

Посещая Армению, я обратил внимание на то, что встретить обиженного или обозлённого человека здесь почти невозможно. Все оживлены и чем-то воодушевлены. Люди доброжелательны. У всех живые глаза, которые играют природной безобидной хитрецой. Невольно вспоминаешь слова Осипа Мандельштама: «Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей - всё это говорило мне: ты бодрствуешь, не бойся своего времени, не лукавь...»

Армянского царя Тиграна II уже при жизни называли Великим и Царем царей. В годы правления этого храброго воителя и мудрого властелина его страна достигла наивысшего расцвета и небывалого могущества​.

Тигран II был старшим сыном Тиграна I, армянского царя из династии Арташесидов. Родился он, как считается, в 140 году до н.э. В возрасте 35 лет наследник престола попал в заложники к парфянам, которые в 105 году до н.э. напали на Армянское царство и нанесли ему сокрушительное поражение. Тиграну прошлось провести целых десять лет при дворе царя Митридата II, прежде чем он смог вернуться на родину. Когда в 95 году пришла весть о кончине отца, Тигран II сумел выторговать себе свободу в обмен на несколько обширных плодородных армянских долин. Условия выкупа были крайне суровыми – Тиграну пришлось отдать земли, открывающие парфянам прямой доступ к столице Арташату, и уступить озеро Урмия, из которого добывалась поваренная соль.

Вернувшись в Армению, царь не стал терять времени даром. Сперва он присоединил к своему царству два маленьких соседних государства Кордук и Цопк, затем прикрыл свои тылы, женившись на дочери понтийского царя Митридата VI и заключив с ним военный союз. Еще год Тиграну II потребовалось на создание сильной и боеспособной армянской армии. Когда цель была достигнута, царь отправился в первый из своих многочисленных походов. После захвата Каппадокии, Иберии и Кавказской Албании, Тигран решил расквитаться с парфянами за свой унизительный плен, а заодно вернуть богатые земли, отданные за свободу. В 88 году до н.э. он разгромил парфянскую армию и захватил большую часть страны, включая Месопотамию и Мигдонию. Кроме того, парфянский царь Готраз I уступил Тиграну II свой титул Царя царей.

Тигран II Великий в окружении подданных

После победоносной парфийской кампании Тигран обратил свой взор в сторону сирийских владений Селевкидов. Он мог себе это позволить: Армения процветала, как никогда в своей истории, со всех захваченных земель в страну рекой лились богатства. В 88 году до н.э. царь пошел походом на Сирию и практически без труда завоевал почти всю страну. Сирийскую столицу Антиохию он сделал своей главной резиденцией на юге. Здесь вскоре стали чеканить бронзовые монеты с изображением Тиграна II. В 77 году до н.э., основательно укрепив свою власть и значительно расширив границы Армении, которая теперь простиралась от Каспийского моря до Средиземного, Тигран стал строить свою новую столицу. Город был назван Тигранакертом. Сюда царь переселил захваченных им в плен жителей греческих городов и высшую армянскую знать; здесь же находилась его официальная резиденция.

Последней крупной военной кампанией царя Тиграна стало противостояние с римлянами. Последние с беспокойством следили за ростом могущества и власти Армянского царства. Формальным поводом для конфликта стал отказ Тиграна II выдать римлянам Митридата VI, бежавшего под защиту зятя после поражения в битве под Кабирой. В 69 году до н.э. римляне под предводительством Лукулла вторглись в Армению и осадили Тигранакерт. Сражение было проиграно, а сам город захвачен и разграблен. Через год Тигран Великий отомстил римлянам за свою павшую столицу: в битвах при Арацани и Арташате он нанес вражеской армии сокрушительный удар.

Однако могущество Великой Армении уже было подорвано. В последующие годы Тиграну пришлось вести борьбу за гегемонию сразу с двумя державами – Римом и Парфией. В последней на троне сидел сын Тиграна II, который предал отца и вступил в союз с Гнеем Помпеем. Царя царей заставили подписать договор, по которому Армении пришлось отдать большую часть захваченных земель и выплатить шесть тысяч талантов контрибуции. Однако несмотря на это, Армении все же удалось сохранить за собой статус одной из великих держав, а последние годы правления Тиграна II, умершего в возрасте 85 лет в 55 году до н.э., были отмечены миром и процветанием для Армянского царства.