Законодательная база российской федерации. Фз о пожарной безопасности Фз 69 о пожарной безопасности первая редакция

В той или иной мере противопожарное состояние территорий России рассматриваются в разных ФЗ, какой Федеральный Закон определяет основы обеспечения ? Все базисные положения, расширенные впоследствии нормативными дополнениями, сформированы в . Он регулирует все действия и процедуры по пожарной безопасности в РФ, включая правовые и организационные отношения между госинстанциями, юридическими лицами, учреждениями, службами и гражданами. Тематика противопожарной безопасности с каждым годом становится все более актуальной, поэтому нормативы постоянно пополняются и уточняются.

Федеральный закон № 69 о пожарной безопасности состоит из 6 глав. Первый раздел является общим, в нем описывается содержание закона. Здесь же устанавливаются базовые положения, предлагаются термины с определениями. В первой главе так же содержится следующая информация:

  • количество и перечень законов, актов, постановлений и других документов, регулирующих ППБ;
  • формулируется сама противопожарная система, комплекс мер и объединение принципов, направленных на предотвращающие меры, а так же действия при ЧС.

Уже в водной части определяется приоритет – это упреждающие меры, направленные на купирование рисков возгорания.

Важно! Именно в направлении профилактических мер в закон вносились изменения, уточнения и корректировки. Так же в расчет брались актуальные угрозы, с тем, чтобы адекватно нивелировать ситуацию.


Последующий текст ФЗ № 69 о пожарной безопасности разъясняет направления противопожарной системы по отдельности:

  • Вторая глава. Здесь описывается структура пожарной безопасности, ее цели, миссию и задачи. Отдельно прописаны категории: от гослужб до частной охраны. Означен перечень: состава, его права, назначение и обязанности, особенности финансирования, поставок спецтехники и соцзащита. Устанавливаются последовательность регистрации и предписания к службам различного уровня.
  • Третья глава. В этом разделе говорится о том, что органы пожарной безопасности, какого либо уровня они ни были, располагают большим объемом правомочий. Они вменяются инстанциям и службам в связи с тем, что от их действий зависит здоровье и благополучие граждан. Глава содержит четыре статьи, в каждой из которых расписаны полномочия и меру ответственности каждого органа и каждой службы, профессионально занимающихся противопожарной безопасностью.
  • Четвертая глава. Здесь регламентируются мероприятия, которые направлены на предотвращение, предупреждение и тушение возгораний. Устанавливаются требования по разработке новых более эффективных средств пожаротушения, ими занимаются научно-технические организации под руководством специальных органов. Предписывается порядок исследований и реализации новых средств и способов тушения пожаров и спасения людей.
  • Пятая глава. Раздел посвящен правам и обязанностям граждан по предупреждению, предотвращению и тушению возгораний. Определяется круг лиц, действия которых попадают под ответственность. Таковыми являются граждане, чьи действия стали причиной возгораний, чье неучастие в комплексе противопожарных мероприятий стало косвенно причиной возникновения огня.
  • Шестая глава. В заключительный раздел включены дополнительные сведения и требования, а так же условия реализации закона.

Разработка ФЗ по пожарной безопасности регулирует только Конституция России. Другие акты и законы дополняют и уточняют.

Следует понимать. Несмотря на то, что данный закон является основополагающим, его положения могут корректироваться другими актами и нормативами, в зависимости от рассматриваемой ситуации. Спорные ситуации рассматриваются в судебных заседаниях.

Последние изменения в Законе «О пожарной безопасности»

На сегодняшний день закон № 69 ФЗ о пожарной безопасности с изменениями представляет собой целостный документ, в котором разработана каждая деталь. Последняя корректировка была сделана в 2017 году:

  • в последней редакции упразднен перечень организаций и учреждений, что подразумевает, что ответственность за противопожарную безопасность лежит на всех ЮЛ и ФЛ;
  • в статьях 1, 6, 25 и 34 были откорректированы отдельные формулировки, согласно общим законодательным изменениям;
  • в статье 1 изменились регламенты проведения независимой оценки и уточнены полномочия экспертов, и мера их ответственности;
  • в ст.19 на органы местного самоуправления ложиться контроль и регулирование мер противопожарной безопасности, от разработки эвакуационных маршрутов до создания и обучения волонтеров, они же отвечают за тушение пожара и спасение людей в ЧС;
  • в ст.20 закона о противопожарной безопасности была добавлена 8 часть, которая для научно-технических инновационных центров отменяет для ППБ общий ФЗ и переводит их под действие ФЗ №216, прочие объекты остаются под действием ФЗ №69, который контролируется и регламентируется госорганами власти, все дополнительные требования разрабатываются под руководством Правительства России;
  • в статье 22 уточняются действия и их последовательность во время чрезвычайных ситуаций, осуществлении спасательных мероприятий относительно различных категорий спасаемых объектов — людей, животных, движимого и недвижимого имущества, федеральные власти производят общий контроль, бригады пожарных обязаны выезжать на все вызовы, так же в их полномочия поступает объект, куда они могут запретить вход любому гражданину, включая должностные лица;
  • в статье 24 дополнен перечень оборудования и средств пожаротушения;
  • в ст.25 федерального закона о пожарной безопасности обязывает органы любого уровня и подразделения МЧС всячески пропагандировать меры предосторожности, чтобы предупредить возгорания, проводить занятия по пожарно-техническому минимуму, так же уточняется последовательность проведения обучения в учреждениях, организациях и коммерческих предприятиях, его контролируют федеральные исполнительные власти;
  • вместо статьи 28 продолжает действовать ФЗ №122;
  • в статье 30 подробно описывается регламент особого режима, когда на территории увеличивается опасность возгораний, в это время противопожарные меры увеличиваются на порядки, вплоть до полных запретов населению посещать лесные массивы.

Занятия по пожарной безопасности сотрудников организацией и предприятий могут проводиться либо непосредственно на рабочем месте, либо на специальных образовательных площадках в зависимости от изучаемой программы.

Права граждан России в сфере противопожарной безопасности устанавливаются в 34 статье:

  • гражданам РФ разрешено защищать свою жизнь и свое имущество;
  • во время пожаров гражданам разрешается получать информации о защите жизни и имущества, и эффективности проводимых мероприятий;
  • принимать посильное участие в действиях следственных органов относительно причин возгорания;
  • участие в волонтерских группах, помогающих профессиональным пожарным устранять ЧС.

ФЗ №69 был разработан с целью формирования безопасности граждан, которые, как и лица, пребывающие на территории России, обязаны придерживаться предписанных им мер. Предприятия и люди, игнорирующие утвержденные положения, несут ответственность по всей их строгости. И еще раз стоит напомнить, что приоритетными являются предупредительные меры.

69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый Госдумой в декабре 1994 года и только за последние три года прошедший девять актуализаций, является главным нормативным актом федерального уровня, определяющим правовые, социальные и экономические основы для обеспечения пожарной безопасности на территории РФ. Федеральный закон о пожарной безопасности регулирует взаимоотношения между органами власти всех уровней: от федеральных до муниципальных с различными юрлицами, гражданами РФ и других стран, а также лицами, не имеющими гражданства.

Основные понятия 69 ФЗ «О пожарной безопасности»

Закон РФ о пожарной безопасности определяет обеспечение пожарной безопасности как одну из ключевых функций государства и дает определение следующим базовым понятиям:

  • пожарная безопасность — комплекс мер по защите человека, имущества, общества и государства в целом от пожаров;
  • противопожарный режим — совокупность нормативных актов, требований по пожарной безопасности, инструкций по поведению людей в случае возникновения пожара, а также система эксплуатации помещений и иных территорий с целью обеспечения противопожарной безопасности;
  • к нормативам по пожарной безопасности относятся ГОСТы, СНиПы, техрегламенты по пожарной безопасности, инструкции и иные документы, где прописаны требования противопожарной безопасности;
  • обучение пожарной безопасности — отлаженная система по формированию теоретических знаний и практических навыков, которые могут быть применены в быту, на учебе и в процессе работы;

Особые правила пожарной безопасности для «Сколково»

Согласно 69-ФЗ о пожарной безопасности с последними изменениями от 23 мая нынешнего года право разрабатывать и утверждать нормативные документы в сфере противопожарной безопасности получили субъекты РФ. Главное, чтобы принятые нормативы не противоречили федеральным. В сентябре 2010 года в закон о пожарной безопасности отдельным пунктом были введены особые условия для российской «силиконовой долины».

Правила обеспечения пожарной безопасности и применения техрегламента установлены отдельным законом «Об инновационном центре «Сколково». Аналогичное исключение в виде отдельного федерального закона в июне прошлого года приняли для международного медицинского кластера, который также появится в Сколково.

69 федеральный закон о пожарной безопасности разделяет пожарную охрану на следующие составляющие:

  • государственная и муниципальная служба;
  • ведомственная и частная пожарная охрана;
  • добровольная пожарная охрана;

Права и обязанности россиян по 69-ФЗ

Вне зависимости от формы все службы выполняют один комплекс задач: профилактика пожаров, их ликвидация, спасение жизни людей, оказавшихся в зоне пожара, а также их имущества. ФЗ n 69 «О пожарной безопасности» устанавливает права граждан в сфере противопожарной безопасности. В случае пожара люди могут рассчитывать на защиту своей жизни и имущества, а также на возмещение понесенного ущерба.

Принимать участие в выяснении причин возгорания и получать необходимую информацию по вопросам противопожарной безопасности — неотъемлемые права, закрепленные федеральным законом 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Но любые права влекут за собой обязательную ответственность, в этом вопросе ФЗ о противопожарной безопасности не исключение. Россияне обязаны:

  • соблюдать нормы безопасности;
  • следить за тем, чтобы в помещениях всегда находились средства тушения и противопожарный инвентарь;
  • при первых признаках возгорания граждан обязаны позвонить по номеру 01;
  • пока бригады не приедут на место пожара, граждане должны оказывать меры по ликвидации огня настолько, насколько позволяет ситуация;
  • после прибытия пожарных выполнять все указания и оказывать посильную помощь в тушении;
  • строго соблюдать предписания должностных лиц пожарного надзора.

Где найти 69 фз о пожарной безопасности с изменениями

В системе Вы найдете полный текст закона 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и последними изменениями от 23.05.2016, постатейные комментарии к закону, сравнительные анализы предыдущих редакций и обзоры главных изменений за период с 2013 по 2016 годы. Специалисты «Техэксперт: Пожарная безопасность» помогут разобраться с тонкостями применения ФЗ о пожарной безопасности, например:

  • перечень документов, устанавливающих проведение ведомственного контроля по противопожарной безопасности;
  • кто несет ответственность за нарушение правил безопасности;
  • ключевые моменты пожарной безопасности в школах и высших учебных заведениях;
  • правомерно ли считать нарушением отсутствие сертификатов о пожарной безопасности, дающих право применять стройматериалы при монтаже НФС;
  • каким образом разделить ответственность за противопожарную безопасность между собственником помещения и подрядчиком, получившим объект в пользование;
  • перечень нарушений правил пожарной безопасности, которые напрямую являются угрозой жизни.

руководители органов местного самоуправления;

Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

Лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

Должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Часть четвертая утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Судебная практика по статье 38 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ

    Постановление от 1 июля 2019 г. по делу № А17-7894/2018

    Арбитражный суд Волго-Вятского округа (ФАС ВВО)

    До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. На основании статей 37 и 38 Закона № 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной...

    Решение от 28 июня 2019 г. по делу № А38-1539/2019

    Арбитражный суд Республики Марий Эл (АС Республики Марий Эл)

    Пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. В силу статей 37, 38 Закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут...

    Решение от 28 июня 2019 г. по делу № А71-25134/2018

    Арбитражный суд Удмуртской Республики (АС Удмуртской Республики) - Гражданское

    Суть спора: Иные споры - Гражданские

    Ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором (пункт 5 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статья 38 Федерального закона «О пожарной безопасности»). Управляющая компания принимает на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию общего имущества собственников помещений согласно утвержденным перечням работ. ...

    Решение № 77-261/2019 от 27 июня 2019 г. по делу № 77-261/2019

    Кировский областной суд (Кировская область) - Административные правонарушения

    Известили, в связи с чем нахожу возможным рассмотрение дела в их отсутствие. Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему. Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, лица, ...

    Решение № 7Р-394/2019 от 27 июня 2019 г. по делу № 7Р-394/2019

    Красноярский краевой суд (Красноярский край) - Административные правонарушения

    Обязательного соблюдения на данном объекте требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и не освобождают от соблюдения требований Федерального закона о регламенте пожарной безопасности. Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством помимо собственников помещений, возложена...

    Решение от 27 июня 2019 г. по делу № А47-3290/2019

    Арбитражный суд Оренбургской области (АС Оренбургской области)

    Городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам – капитаном внутренней службы Р.Н. Сулеймановым составлен Акт проверки от 06.03.2019 № 4, а также на основании статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на...

    Решение № 7Р-182/2019 от 27 июня 2019 г. по делу № 7Р-182/2019

    Верховный Суд Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) - Административные правонарушения

    Устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться...

    Постановление от 26 июня 2019 г. по делу № А19-21498/2018

    Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (ФАС ВСО)

    Капитальной реконструкции арендуемого помещения, а в силу договора аренды капитальную реконструкцию вправе осуществлять только собственник помещения - Иркутский областной союз потребительских обществ. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные...

    Решение № 71-320/2019 от 25 июня 2019 г. по делу № 71-320/2019

    Свердловский областной суд (Свердловская область) - Административные правонарушения

    Установленных градостроительным законодательством процедур изменения проектной документации, эксплуатация здания (и его помещений) будет возможна с учетом нового функционального назначения. В соответствии с абз. 5 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, ...

    Решение № 21-295/2019 от 24 июня 2019 г. по делу № 21-295/2019

    Тюменский областной суд (Тюменская область) - Административные правонарушения

    Условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители...

Пожары и возгорания могут быть опасны для жизни и здоровья граждан, поэтому они обязаны соблюдать меры безопасности для сохранения собственной жизни. Лица обязаны во всем содействовать бригадам, приезжающим тушить здание или помещение, но при этом самостоятельно тушить сильный огонь не должны, это запрещено, так как опасно для здоровья. Все эти аспекты регулируются Федеральным законом о пожарной безопасности.

Общие положения 69 ФЗ

Федеральный закон о пожарной безопасности был принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. ФЗ 69 содержит 6 глав и 42 статьи. Этот закон регулирует основополагающие действия и процессы по мерам пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Он контролирует правоотношения между государственными органами, гражданами и организациями в сфере пожарной безопасности.

Также в 2017 году вносились изменения в ФЗ №116. Подробнее

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны основные понятия и термины, даны их определения. Оформлено количество и список законов и актов, регулирующих противопожарную безопасность и совокупность принципов, мер и действий осуществления операций и мероприятий по предупреждению и предотвращению пожаров;
  • Вторая глава описывает цели и задачи пожарных систем безопасности. Среди категорий систем Государственная служба, Федеральный противопожарный надзор, Муниципальная пожарная охрана. Оформлен список личного состава службы и надзора, их социальная защита, права и обязанности, обеспечение их специальной техникой и финансирование. Описаны способы открытия и регистрации, а также требования и условия к частным и добровольным пожарным службам;
  • Согласно третьей гл., федеральные, государственные и муниципальные органы в сфере пожарной безопасности обладают большим количеством полномочий, так как от них зависит жизнь и здоровье граждан. В четырех статьях этой главы подробно описаны полномочия каждой службы и органа отдельно в сфере пожарной безопасности;
  • В четвертой гл. описаны процессы, операции, мероприятия и действия по предупреждению, предотвращению и тушению пожаров. Специальные органы при помощи научно-исследовательских организаций разрабатывают новые меры, способы и технические системы для предотвращения пожаров. Описан процесс реализации новых мер, способы тушения и способы спасения граждан из пожаров;
  • Согласно пятой гл., граждане и организации имеют права и обязанности в случае возникновения пожара и обязанности по его предотвращению и предупреждению. Лица, нарушающие условия и требования мер безопасности, избегающие предупреждение и предотвращение пожара, являющиеся соучастниками или организаторами возникновения возгорания несут ответственность за поступок;
  • В шестой главе описаны заключительные положения и дополнительные сведения, условия и требования описываемого закона.

Кроме ФЗ 69, пожарную безопасность регулирует Конституция Российской Федерации и другие правовые муниципальные или региональные акты и законы.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года с принятием ФЗ номер 216. Изменения произошли только в статье 20, добавилась часть 8. В новой восьмой части, согласно изменениям в ФЗ 69, пишется о том, что только в инновационных научно-технических центрах безопасность сотрудников при возгорании контролируется и регулируется не ФЗ 69, а ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 19 регулирует и контролирует полномочия в области пожаров и возгораний органов местного самоуправления. Среди полномочий любые способы организации добровольных групп и обучение граждан первой помощи при возникновении возгораний. Контроль и помощь в устройстве технического оснащения зданий и помещений, установка схем и маршрутов, оснащение районов городов системами воды или водонапорными башнями, совершение неотложных мер по спасению граждан в случаях, если возгорание произошло.

Ст. 20 регулирует и контролирует создание и принятие органами государственной власти и федеральными органами актов и законов, помогающих спасать и предупреждать граждан в случаях возникновения возгораний. Правовые акты и законы создаются и принимаются при соглашении с Правительством Российской Федерации. Единственные территории - это инновационные научно-технологические центры, в которых действует не ФЗ 69, а закон об инновационных научно-технологических центрах.

22 статья регулирует и контролирует процессы и действия по тушению пожаров и проведению противопожарных работ. Аварийно-спасательные работы включают в себя меры по спасению граждан, имущества, детей и домашних питомцев и проведение операций по устранению очага возгорания, доведение пожара до минимума во избежание появления чрезвычайных ситуаций. Федеральные органы исполнительной власти контролируют установку и создание технических средств по вызову пожарных бригад. Выезды пожарных бригад являются безусловными, сотрудники не имеют права отказаться. Работники бригад имеют право на запрещение и ограничение доступа для окружающих лиц внутрь помещения и приостановку работы организации.

Согласно 25 статье пожарные бригады, государственные, муниципальные и федеральные органы, работающие в описываемой сфере, обязаны проводить обучение и пропаганду защиты и спасения во время возникновения возгорания. В организациях проводится инструктаж и описывается и рассказывается пожарно-технический минимум. Порядок обучения сотрудников организаций, компаний и фирм определяется Федеральным органом исполнительной власти. Обучение происходит непосредственно на территории организации.

Статья 28 утратила силу 22 августа 2004 года при принятии Федерального закона номер 122.

30 описывает особый режим, включаемый при возникновении возгораний и чрезвычайных ситуаций. Если органы местного самоуправления или государственные и федеральные органы установили на определенной территории особый противопожарный режим, меры предосторожности усиливаются в разы. Совершаются дополнительные действия по предотвращению возгораний, гражданам запрещено посещать леса, создаются условия по локализации уже возникших пожаров и т. д.

Согласно 34 статье, граждане в сфере противопожарной безопасности имеют право на:

  • Защиту собственной жизни, здоровья и имущества;
  • Получение ответов на интересующие вопросы по защите жизни и здоровья и ответы на вопросы об эффективности определенных действий во время возгорания;
  • Получение денежных сумм, согласно законам РФ, по возмещению ущерба;
  • Участие в расследовании и выявлении причин возникновения пожара;
  • Сбор в добровольные группы по осуществлению мер для тушения пожара и защиты граждан.

Однако гражданин обязан соблюдать меры пожарной безопасности, по первой надобности вызвать бригаду и не пытаться потушить сильный огонь самостоятельно, иметь в помещениях или зданиях системы или технические оснащения для тушения возгораний, содействовать бригаде, федеральным, государственным и муниципальным органам и органам, проводящим расследования.

Скачать новую редакцию закона

Закон о пожарной охране создан и принят государством для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан. Лица, проживающие или находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать меры защиты и предосторожности. Лица и организации, не соблюдающие описанные меры, либо бездействуют при возникновении возгораний будут нести ответственность по всей строгости закона, так как это угрожает жизни и здоровью окружающих людей.

Скачать закон «О пожарной безопасности» номер 69 можно

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

О требованиях пожарной безопасности см. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ

Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей см. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ

См. обзоры изменений настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Глава I. Общие положения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;

См. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца девятого статьи 1

пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

См. Перечень пожарно-технической продукции, утвержденный приказом ГУГПС МВД РФ от 18 июня 1996 г. N 33

Информация об изменениях:

См. текст абзаца одиннадцатого статьи 1

федеральный государственный пожарный надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности;

ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

подтверждение соответствия в области пожарной безопасности - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;

гарнизон пожарной охраны - совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;

организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;

локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.